Правило третей в фотографии и золотое сечение: Правило третей в фотографии: золотое сечение

Содержание

Правило третей в фотографии - основы композиции, уроки фотографии

А Вы знаете, откуда взялось правило третей в фотографии?

Это следствие правила золотого сечения, выражением которого является формула, где меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. И пропорция эта выражается числом примерно 1,618 или соотношение сторон 62% и 38%.

Эти пропорции присущи природе, искусству, они встречаются в науке и даже в строении тела человека - это проявление структурой гармонии окружающего мира, при которой в едином целом наиболее целесообразно сочетаются различные, порой противоречивые, элементы.

В фотографии это правило можно рассматривать следующим образом: если у Вас в кадре есть элементы, которые занимают большую область по вертикали или по горизонтали (горизонт, здание, человек, животное и т.д.), то сочетание элементов в кадре будет смотреться более гармонично, если эти самые важные элементы композиции будут расположены на одну треть от верхнего или нижнего края кадра (если элемент горизонтальный), и на одну треть от левого или правого края кадра (если элемент вертикальный).


Поэтому используя правило третей, мы не искусственно подгоняем фотографии под какую-то формулу - мы делаем композицию гармоничной в силу природной особенности устройства нашей Вселенной. Именно поэтому по непонятной нам причине порой одни фотографии нам нравятся больше, а другие меньше, хотя сделаны они были в одних и тех же условиях. Просто наш мозг воспринимает картину не по частям, а целостно, соотнося многие важные элементы между собой - и зачастую эффект от фотографии зависит от того, в каком соотношении представлены в кадре различные компоненты.

Кстати, если элемент в кадре не представляет собой ярко выраженный вертикальный или горизонтальный предмет, то следуя правилу третей, можно этот самый предмет сделать композиционным центром, если расположить его в одной из точек пересечения линий, отстоящих от краёв кадра на одну треть.

На наших фотокурсах мы постоянно обращаем внимание на это правило (особенно при изучении темы КОМПОЗИЦИЯ В ФОТОГРАФИИ) - учащиеся делают серию фотографий, целый день фотографируя только с применением этого правила. Однако, мы отмечаем, что отнюдь не всегда это правило работает - иногда нужно наоборот сделать фото вопреки этому правило. НО! Понимание того, когда нужно следовать этому правилу, а когда нет, приходит только с опытом.

Вопросы композиции включают в себя ещё много аспектов таких, как: ориентация кадра, равновесие в кадре, приёмы создания композиционного центра ... и многие другие. Хотите узнать о композиции больше? Приходите на наши фотокурсы. Нет возможности приезжать в нашу фотошколу? У нас можно пройти курс основ фотографии заочно. Как? Жми на кнопку ниже - расскажем.

Расскажите о дистанционном обучении

Золотое сечение и золотая спираль в фотографии

Представьте, что вы стоите на краю скалы. Под ногами потрясающая сцена. Даже свет совершенен. Но вы смотрите в видоискатель и чувствуете себя потерянным. Как вы можете заснять этот вид?

В подобной ситуации характеристики вашей камеры сами по себе не дадут вам хорошей фотографии. Вам нужно что-то, чтобы ограничить ваш выбор и помочь вам принять творческое решение. И это композиция.

Правило Золотого сечения, относится к правилам композиции. И является как бы продолжением правила третей. Это более совершенная версия правила третей, которая поможет вам повторить баланс и порядок природы на ваших собственных фотографиях.

Давайте посмотрим, как.

Происхождение Золотого сечения

Возможно, вы слышали о Золотом сечении в искусстве или архитектуре. Это композиционный принцип упорядочения элементов в работе таким образом, чтобы конечный результат был эстетически приятным для зрителя.

Однако происхождение этого правила является математическим. В математике два значения,  такие как a и b, находятся в золотом соотношении, если их соотношение равно соотношению их суммы (a + b) к большей из величин.

Звучит путанно? Это изображение должно помочь.

То есть, отрезок a+b, настолько же больше отрезка a, насколько отрезок a больше отрезка b.

Выровненные таким образом, a и b выглядят приятно глазу, потому что они в золотом соотношении. A приблизительно в 1,618 раза больше b.

Не так уверены, что в этих двух строках есть какая-то красота? Тогда взгляните на два четырехугольника ниже. Первый из них в 1,618 раза больше, чем второй.

Если вы начнете заполнять меньшие четырехугольники, каждый из которых в 1,618 раза меньше предыдущего, то в конечном итоге вы получите следующее:

Теперь начинайте рисовать кривую, начиная с нижнего угла слева. Проведите кривую через противоположный угол вправо. Продолжайте рисовать, пока она не пройдет через два противоположных угла каждого четырехугольника. И вы получите следующее:

Спираль. Это модель, которую мы находим повсюду в природе. Подумайте о ракушке, океанской волне или об урагане.

Это хорошо известное изображение объясняет, почему Золотое соотношение часто называют Золотой спиралью. Помните, что она вам понадобится в вашей фотографии.

Почему работает Золотое соотношение

Как вы видели выше, применение Золотого соотношения к квадрантам привело к красивому гармоничному образу.

Это ключ. Золотое соотношение помогает нам создавать композиции, которые выглядят натурально, органично и приятно для глаз.

Когда мы смотрим на фотографию, которая основана на Золотом соотношении, она естественно притягивает наш взгляд к точке интереса.

Как использовать Золотое соотношение в фотографии

Теперь, когда вы знаете, почему работает Золотое соотношение, пришло время научиться применять его в ваших фотографиях.

Существует два способа его использования. Можно использовать Золотую спираль или Золотое сечение. Давайте подробнее рассмотрим оба эти инструмента.

Золотое сечение

Золотое сечение - это простой способ использовать Золотое соотношение в фотографии. Это шаг вверх от использования правила Третей, которое добавит больше энергии и смысла к вашим изображениям.

С помощью правила третей мы делим рамку на две горизонтальные линии, пересекающиеся с двумя вертикальными линиями. Конечным результатом является сетка, образованная девятью прямоугольниками одинакового размера. Идея состоит в том, чтобы поместить объекты интереса вблизи или на пересечениях любой из линий.

В Золотом сечении, расположение линий несколько отличается от расположения сетки третей. Прямоугольники отличаются по размеру. Верхние и нижние горизонтальные ряды одинаковы по ширине, а средние - уже. То же самое верно для правых и левых вертикальных линий.

Такое выравнивание приводит объект интереса ближе к центру, чем по правилу Третей.

На фотографии ниже видно, что маяк расположен чуть в стороне от центра. Вторая вертикальная линия следует за его самой высокой частью. Небо и земля почти в золотом соотношении, что делает фотографию гораздо более сбалансированной и приятной для глаз.

Если бы я использовал здесь правило третей, то здесь было бы больше неба и меньше земли, и маяк был бы смещен дальше от центра фотографии. Это было бы хорошим решением, но с использованием правила Золотого сечения, фото выглядит лучше.

В пейзажной фотографии вы очень часто работаете с такими естественными линиями, как горизонт. Поэтому Золотое сечение имеет больше смысла, чем Золотая спираль. Просто попробуйте разместить горизонт вдоль любой из двух горизонтальных линий, и ваше изображение естественно понравится зрителю.

Золотая спираль

Взгляните на изображение спирали еще раз. Её основание – самый маленький четырёхугольник - должен быть областью кадра с наибольшей детализацией. В идеале остальная часть объекта должна быть размещена внутри спирали.

Помните, что центр спирали не обязательно должен находиться в правом нижнем углу. Он может находиться в любом месте рамки, в зависимости от объекта.

Теперь, представить спираль, которая накладывается на вашу рамку, может быть действительно сложно. Мое предположение заключается в том, что вы оставляете эту технику только для объектов, которые либо напоминают спирали, либо имеют кривые.

Если можно, снимайте объект таким образом, чтобы его кривые следовали кривым воображаемой золотой спирали. Таким образом, глаз зрителя будет идти прямо к интересующему объекту и следовать его естественному расширению внутри кадра.

Как наложить спираль или сетку на кадр

Некоторые камеры с цифровым видоискателем позволяют накладывать рамку с Золотой сеткой или Золотой спиралью. Но в целом, гораздо проще редактировать композицию во время обработки снимка.

И Photoshop, и Lightroom позволяют разместить над изображениями спираль или сетку. И чем больше фотографий вы редактируете, тем легче вам будет увидеть эти линии. Постепенно вы начнете применять Золотое соотношение во время съемки, даже не задумываясь об этом.

Для того, чтобы применить сетку в Photoshop, вам нужно будет выбрать инструмент кадрирования и выбрать соответствующую сетку.

Начните с простого

Овладение композицией - это вызов, который может занять всю жизнь. Мой личный совет вам - начать с простейшей техники - правила третей. Затем перейти к Золотой сетке и уже затем искать возможности использовать Золотую спираль.

В одних случаях, вы сможете применить только один из методов. В других, у вас может быть больше вариантов с различными результатами. Освоение различных методов композиции дает вам возможность сделать правильный выбор для любой ситуации.

Ну а какой любимый метод композиции у вас? Делитесь комментариями.

 

Правило третей в фотографии: золотое сечение

Дорогие читатели, приветствую! С вами на связи, Тимур Мустаев. Сегодня хочу поделиться с вами с основным правилом, которое обязательно нужно знать для получения красивых фотографий. Зная это правило, вашими фотографиями обзавидуются все ваши друзья. Поехали?

Прежде чем начать, хочу вам сказать, что сегодня ровно месяц, как я завел свой блог. Именно, 18 мая, я опубликовал свою первую статью «С этой статьи начинается рождение блога Тимура Мустаева». Пользуясь случаем, я вас тоже поздравляю, с этим маленьким, ну очень значимым событием в моей жизни! Ну а теперь, вперед!

Для начала, давайте с вами задумаемся о том, как происходит процесс съемки. Вероятно, все строят кадр по-разному: кто-то интуитивно нажимает на спуск в нужный момент, кто-то соблюдает определенные требования. Какое же главное правило отличного кадра? И при этом… всегда ли нужно следовать правилам, не получится ли в таком случае скучная и предсказуемая картинка?

Сегодня мы постараемся разобраться с секретами создания идеальной фотографии и с ее основой – композицией. Более подробно, что такое композиция, можно ознакомиться здесь.

Что означает золотое сечение в фотографии?

Правилом золотого сечения называется правило третей в фотографии, а точнее, речь идет об образовании шести частей, или трех третей, на которые мысленно делится фото. Представляется оно так: две вертикальные и две горизонтальные линии проходят через равные промежутки по кадру и пересекаются, соответственно, в четырех точках – самых активных областях любой фотографии.

Данное правило несложно для понимания, но при этом весьма эффективно направляет взгляд зрителя, привлекает его к рассмотрению важных элементов на снимке, а также в целом упорядочивает композицию. Фотография становится эстетически более приятной на вид.

Настройка сетки в фотоаппарате

Все знакомы с меню своего фотоаппарата? Если да, то отлично, а если нет, то пора уже это сделать. Практически во всей оптике, особенно если речь идет о камерах зеркальных, имеется функция выведения сетки на экран. И не нужно на глаз вымерять эти трети кадра, они перед вами!

Сетка, к тому же, может быть нестандартной, то есть не просто пересечение четырех линий, а разбивка на большее число прямых. В некоторых аппаратах сетку в меню сложно найти, поэтому просто включите режим Live View. Кадрирование может быть различным. Любителям дотошно строить кадр, стоит попробовать сетки, доступные в графических редакторах, я использую Photoshop.

Съемка людей и неживых объектов

В композиции натюрморта, основная сложность заключается в расположении объектов по пространству кадра. При этом нужно оценивать высоту и форму предметов. Для произведения на зрителя положительного эффекта вещи должны находиться в активных точках, о которых уже говорилось выше. Использование двух — трех точек вполне достаточно, не нужно перегружать изображение массой элементов.

Большее внимание, мы уделим фотографии человека и группы людей. Для начала определите масштаб портрета и дальше вспомните про правило третей:

  1. В головном портрете обычно выделяют глаза или губы (чаще глаза), поэтому логично усилить впечатление, расположив их в точках пересечения упомянутых линий, составляющих правило.
  2. В бюстовом и поясном портрете значимость приобретает не только положение головы человека, его эмоции, но и туловище. Кроме того, руки могут стать важным моментом всей фотографии. Почему бы их не поместить как раз на линию сечения? Давайте попробуем!
  3. При съемке по колено и в рост самого человека можно слегка сместить в кадре вправо или влево, таким образом он будет четко располагаться с правилом трех третей.
  4. Если вы хотите не просто сфотографировать по центру нескольких человек, а сделать художественную фотографию, то поставьте людей так, чтобы они точно попали на две линии или точки золотого сечения. Примером может быть семейное фото: дети, стоящие впереди на первой линии, и родители, расположенные чуть дальше – на второй.

Гармоничная фотокомпозиция в пейзаже

Независимо от жанра фотографии, будь то портрет, натюрморт и т.д., данное правило применяется везде. Особенно стоит сказать об архитектурной и пейзажной съемке, где помимо верного распределения главных объектов, имеет значение линия горизонта. Итак, два нюанса:

  • Это должна быть в большинстве случаев именно прямая и горизонтальная линия границы неба и земли.

Слышали о выражении “горизонт завален” в какую-либо сторону? Так вот, старайтесь этого не допускать. Мы ведь не хотим получить падающего человека или здания в кадре! Для этого важно стабилизировать свое положение и камеру, также следить за обстановкой в видоискателе.

  • Важно и то, где располагается линия, в какой области кадра – нижней трети или верхней.

Как вы думаете, нужно оставлять больше места для земли или для неба? Правильного ответа нет, так как все зависит от конкретного случая: чем больше любопытных объектов или большая активность происходит в районе небосвода, соответственно, там нужно оставить больше пространства. Верно такое утверждение и в отношении наземной поверхности.

Ниже приведем один из наглядных примеров классического использования данного правила в композиции. Взгляните, линия земли практически совпадает с одной из горизонтальных линий в сечении. Граница находится внизу, большую же часть – две трети – занимает великолепное облачное небо.

Необходимое исключение из правила: зеркальный пейзаж

Итак, зачем же мы столько времени изучали правило третей, раз его можно нарушить? Более того, это правило нужно нарушать! Но делать это крайне осторожно и, главное, целесообразно. Вот перед вами раскрывается неземной красоты пейзаж, отражаемый в реке или озере. И нужно суметь запечатлеть всю эту красоту.

Если мы расположим горизонт в нижней части кадра, то упустим из виду отражение, а горизонт в верхней части кадра сделает акцент на воде, но может обрезать всю остальную местность. Но выход есть! Единственный вариант – разместить горизонт строго по середине. Благодаря чему у вас верх и низ фотографии будут повторять друг друга, создавая ощущение фантастического зазеркалья.

Помните, что следовать нормам довольно легко, грамотно же их использовать и при необходимости нарушать требует тонкого восприятия фотографии и ее задач, наличие вкуса и собственного стиля, которые автор желает выразить в сделанном снимке. Дерзайте, не боитесь экспериментировать и пусть ваш кадр будет оригинальным и запоминающимся!

Ну что, как вам статья? Я надеюсь, она ответила на ваши вопросы? Я больше чем уверен, что да! И так, если вы нацелены, на глубокое изучение основ фотографии, то мой блог именно для вас, а еще вам в помощь видео курс, замечательного фотографа «Цифровая зеркалка для новичка 2.0» или «Моя первая ЗЕРКАЛКА», который будет просто не заменим в вашем начинании и станет путеводителем в мир фотографий.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для фанатов камеры зеркальной NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для фанатов камеры зеркальной CANON.

И конечно любая фотография, после съемки проходит, цифровую обработку, в таких программах как Photoshp и/или Lightroom. Ими пользуюсь и я. Для начала я рекомендую начинать с Lightroom и к счастью для вас, существует видео курс, который очень помог моим приятелям, начинающим фотографам, «Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа». Так что дерзайте, творите чудеса, все в ваших руках!

Что же, до скорого! Читайте мой блог, здесь вы всегда найдете что-то интересное и полезное по искусству фотографии. Для удобства можно подписаться на рассылку, и тогда абсолютно точно важная информация не пройдет мимо вас. Делитесь моими статьями с друзьями через социальные сети, чтобы они тоже были в курсе. Успехов!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Использование золотого сечения в фотографии для лучшей композиции

Фотография начинается с композиции. То, как вы создаете сцену, является основным строительным блоком для получения хорошей картинки, и одной из композиционных техник, которая всегда была решающей, является Золотое сечение.

Вот что это значит и как вы можете использовать его для немедленного улучшения ваших фотографий.

Что такое золотое сечение?

Допустим, у вас есть линия. Существует математическое правило, которое гласит, что любая линия может быть разделена таким образом, что более длинный сегмент делится на более короткий

чтобы добиться подобного эффекта, но знайте, что хорошая оригинальная композиция всегда будет превосходить кадрирование, не говоря уже о том, что она лучше научит кадрировать фотографии.

Что такое Фи Грид?

Многие фотографы предпочитают использовать сетку на основе Фи при составлении своих снимков. Естественно, эта техника называется Фи Грид. Это вариация «Правила третей», одного из базовых принципов фотографии

,

Правило третей делит фрейм на три строки и три столбца одинакового размера, в результате чего получается 1: 1: 1 по вертикали и 1: 1: 1 по горизонтали. Phi Grid разделяет рамку аналогичным образом, но уменьшает средний ряд и средний столбец в соответствии с золотым соотношением, в результате чего получается 1: 1,618: 1 по вертикали и 1: 1,618: 1 по горизонтали.

Вот быстрое сравнение:

Пересечение линий сетки — это то место, к которому естественным образом обращается глаз, поэтому используйте их для выравнивания изображения. Школа цифровой фотографии предлагает пример использования Phi Grid в подробной статье, которую стоит прочитать полностью:

Я выровнял горизонт с верхней линией сетки Фи. На мой взгляд, когда вы выравниваете горизонт с сеткой с правилом третей, разделение слишком… очевидно. Я думаю, что это оставило бы слишком много того, что не является предметом на изображении. На этой фотографии небо и облака — прекрасное дополнение к тому, что я пытаюсь передать на фотографии: церковь внизу справа и знаменитая улица Дюваль слева. Но если небо больше, чем на фотографии, зритель может подумать, что небо на самом деле является объектом.

Спираль Фибоначчи

В геометрии золотое сечение также может быть выражено как особый тип прямоугольника. Предположим, вы берете линию x + y выше и поворачиваете ее прямоугольником, где ширина равна x, а длина равна x + y.

Если вы разделите площадь этого прямоугольника на ряд квадратов, он образует спираль последовательности Фибоначчи, как демонстрирует LiveScience:

Если вы читали «Код да Винчи», вы знаете последовательность Фибоначчи: вы начинаете с цифры 1, добавляете предыдущее целое число и составляете бесконечный ряд чисел с этим шаблоном. Так что сериал выглядит так:

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89…

Фибоначчи обнаружил, что эта «золотая спираль» появляется в нескольких местах по всей природе, от молекул ДНК до цветочных лепестков, от ураганов до Млечного пути. Что еще более важно, спираль Фибоначчи приятна человеческому глазу.

Адриан Беджан, профессор машиностроения в Школе инженерии имени Пратта при Герцоге, говорит, что золотое сечение эстетически приятно из-за эволюции человеческого зрения.

Короче говоря, наш мозг должен обрабатывать все, что видят наши глаза. Чем быстрее он сможет что-то обработать, тем приятнее это будет. Любое изображение с золотым сечением обрабатывается мозгом быстрее, поэтому оно посылает сигнал, что такое изображение эстетично.

Как использовать спираль Фибоначчи

Что касается реальной фотографии, вам не нужно беспокоиться о технических объяснениях. Спирали Фибоначчи полезны почти для всех видов фотографии, но особенно хороши для пейзажей и широких снимков

,

У Apogee Photo есть отличный пример того, как его использовать:

Осенью был туманный вечер, и я хотел запечатлеть цвета заката, которые проникали сквозь туман, а также красивый малиновый цвет осенней листвы. Я стремился включить одного человека, который выделялся, идя по тропинке, листву падения на переднем плане и линии дерева как центральную точку фокуса в моем кадре. Чтобы сделать это, я поместил эти аспекты в центр моего воображаемого прямоугольника, зная, что он содержит несколько ключевых точек фокусировки, связанных с отношением, и включил туман в сцену вдоль широкой дуги спирали.

Как вы можете видеть, спираль в основном имеет способ естественного движения вашего глаза от фокуса наружу. Вы можете увидеть еще несколько примеров спирали Фибоначчи, следуя этим удивительным фотографам природы в Instagram

,

Лучшие приложения для золотого сечения

Правильное приложение камеры может сделать вас лучшим фотографом

, но не каждое приложение камеры поддерживает Phi Grid или спираль Фибоначчи.

Если вы пользуетесь телефоном Android, то получите Camera Zoom FX ($ 3). Это одно из 10 приложений, которые каждый должен установить первым на Android

и не зря. Он поддерживает как сетку Фи, так и спираль Фибоначчи в качестве оверлеев. Просто выберите нужную сетку, составьте изображение и снимайте.

Если у вас iPhone, то Camera Awesome [больше не доступен] имеет спираль Фибоначчи, чтобы делать больше потрясающих фотографий

, Чтобы использовать Phi Grid, вам понадобится платное приложение, такое как Phi Camera [Больше не доступно].

Золотое сечение против правила третей

В Интернете много споров о том, что лучше: золотое сечение или правило третей. Видео выше дает некоторое представление о двух стилях, но мы хотим услышать от вас: какая техника композиции лучше и почему?

Изображение предоставлено: LiveScience, Школа цифровой фотографии, Apogee Photo

Композиция, золотое сечение и правило третей в пейзажной фотографии

«Искусство фотографии заключается в том, чтобы знать, что следует оставить за кадром. Сфотографировать весь мир невозможно».

Элиот Портер

Художник начинает с чистого холста, на котором рисует то, что задумал в своем воображении. Фотограф начинает с целой вселенной, выбирает в ней маленькую частицу, окружает ее рамкой кадра и приглашает зрителей посмотреть на то, что получилось. Фотография — это искусство отсечения. Чем больше отсекаешь, тем лучше снимок. Чем меньше элементов, тем сильнее их воздей­ствие. Меньше здесь значит больше.

Качественная видео реклама, промо ролик и видео презентация создается только профессиональной командной работой видеоператоров, монтажеров, режиссеров и гримеров. Студия создания видеороликов  Ruplay Production Company дает гарантию качества, полученный ролик вы сможете использовать в целях бизнеса.

Правило третей и золотое сечение

Согласно правилу третей, если разделить фотографию на три части по вертикали и горизонтали, то в точках пересечения этих линий следует помещать основные объекты или ключевые области, привлекающие внимание.

Это правило представляет собой упрощение принципа золотого сечения, золотой пропор­ции или золотого прямоугольника — древнего эстетического принципа, утверждающего красоту соотношения 1: 1,62.

На практике это соотношение ближе к 2/5, чем к 1/3 — иными словами, следуя правилу золотого сечения, следует размещать значимые объекты на расстоянии 2/5 от левого, правого, верхнего и нижнего краев рамки.

Не существует правил, которые были бы применимы ко всем ситуациям. Я нарушаю их чаще, чем соблюдаю, но пользуюсь ими, когда не знаю, куда поместить тот или иной объект. Правила напоминают мне, что главный объект следует сместить в сторону от центра. Как правило, смещенная от центра точка фокуса делает снимок более интересным и динамичным.

Золотое сечение

Фотографии 1 и 2. Одинокая сосна расположена на линии, делящей кадр в золотой пропорции — она находится на расстоянии примерно 2/5 от правого края снимка. Водопад Брайдалвейл тоже расположен в кадре в соответствии с этим правилом, так как находится на расстоянии 2/5 от левого края.Идеальное расположение этих объектов — случайность; обычно следовать искусственно введенным стандартам не так важно, как найти верный баланс и пропорции в каждой конкрет­ной ситуации.

3. Правило третей и золотое сечение применимы и при выборе расположения линии горизонта: зачастую удобнее всего разме­щать ее на расстоянии 1/3 — 2/5 от нижнего или верхнего края фотографии. Этот горизонт, снятый из Тулумн-Мидоуз в Йосемитских горах я расположил ближе к верхнему краю, чтобы сделать акцент на отражении.

Когда правила стоит нарушать

Почаще! Как говорил Эдвард Уэстон, «прежде всего — фотографии, а правила потом.
Еще никому не удавалось стать художником, изучая правила или придерживаясь их».

1.

Принимая за основу построения композиции правило третей и золотое сечение,следует также помнить о том, что расположен­ный по центру объект зачастую выглядит статичным. Но из этого последнего правила существует множество исключений. При наличии отражений размещен­ный в центре горизонт смотрится хорошо потому, что создает симметрию и подчеркивает ощущение спокойствия, как на этом снимке горы Хаф-Дом.

2 и 3. Иногда центр кадра оказывается самым логичным местом для размещения объекта. На этом снимке водопад Каф-Крик в Юте нарушал бы равновесие, если бы располагал­ся не по центру, а размещение розы в центре кадра подчеркива­ет ее симметричность.

 

 

 

 

 

 

 

4 и 5. Линию горизонта можно размещать ближе к нижнему краю кадра,чтобы уделить основное внимание небу, как на этом снимке с озер Гейлор, или вблизи верхнего края кадра, как на фотографии с полевыми цветами в Тулумн-Мидоуз.

 

6. Некоторым фотографиям не нужны фокусные точки — это просто узоры, как люпин на этом снимке, поэтому правила третей и золотого сечения к ним не применимы.

Золотое сечение в дизайне, искусстве и природе

Золотое сечение в дизайне, искусстве и природе | Canva

Your browser is not supported and may not give the best experience.

ВойтиЗарегистрироваться

Примените правило золотого сечения к вашим дизайнам, созданным в самом простом редакторе Canva.

К дизайнам Canva

Золотое сечение, или божественная пропорция — самое загадочное правило дизайна и вызывает много споров. Разбираемся, как использовать его, чтобы ваши дизайны выделялись. 

Что общего у пирамиды в Гизе и Мона Лизы с логотипом Пепси? И то, и другое создано с помощью золотого сечения. В этой статье мы разберем, что это такое и как его использовать в создании дизайна. 

Правило золотого сечения

Золотое сечение — пропорция, которую заметили еще древние египтяне. Чтобы её получить, нужно разделить линию на две части так, чтобы длинная часть соотносилась с короткой в такой же пропорции, как вся линия соотносится с длинной. Оказывается, эта пропорция всегда равняется 1,618. Это число еще называют числом «фи».

Формула золотого сечения

На это число обратили внимание художники, скульпторы, архитекторы — его назвали божественной пропорцией и стали использовать в произведениях искусства, чтобы добиться идеальной композиции, наилучшего сочетания всех элементов произведения. 

С тех пор золотое сечение находят в пропорциях гениальных произведений: пирамидах в Гизе и афинском Парфеноне, «Сотворении Адама» и сводах Сикстинской капеллы, созданных Микеланджело, «Мона Лизе» Да Винчи. Замечают золотое сечение в искусстве и дизайне наших дней. Его находят даже в логотипах современных компаний — например, Пепси и Твиттера. Именно с этим математическим явлением многие связывают привлекательность этих предметов искусства и дизайна. 

Давайте разберемся, как применять золотое сечение как пропорцию в дизайне. Для начала примерим ее на разные фигуры. Вот, например, квадрат и прямоугольник. Одна сторона у них одинаковая, а другая у прямоугольника больше в соотношении 1 к 1.618:

Строим прямоугольник с помощью золотого сечения

Если объединить эти фигуры, получится прямоугольник с золотым сечением. Его еще называют золотым прямоугольником:

«Золотой прямоугольник»

Особенность этого прямоугольника в том, что, сколько бы вы ни отрезали от него квадратов, стороны оставшегося прямоугольника всегда будут сохранять соотношение 1 к 1,168.

Заметили цифры в квадратах? Это математическая последовательность, которая раскрывает математическое совершенство золотого сечения, — последовательность Фибоначчи (поэтому божественную пропорцияю часто называют «золотое сечение Фибоначчи»). Она составляется по простейшему правилу: каждое следующее число — это сумма двух предыдущих: 

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144…

Следующий шаг — спираль, построенная на основе золотого сечения. Чтобы создать ее, соединим углы квадратов дугой:

Спираль с пропорциями золотого сечения

Такую спираль можно встретить не только в чертежах, но и в живой природе. Цветы и стебли, раковины и даже ураганы созданы как будто с помощью божественной пропорции.

Золотое сечение: примеры в природе

Следущий шаг — впишем в квадраты круги. Они тоже соотносятся друг с другом в пропорции 1:1.618 и соответствуют правилу золотого сечения.

Золотое сечение на примере кругов

Итак, мы составили прямоугольники, спираль и круги на основе золотого сечения. Пора разобраться, как это применяют художники и чем он может быть полезен дизайнерам.

Как использовать золотое сечение в дизайне

Золотое сечение можно использовать, чтобы создать привлекательный макет, гармонично расположить элементы дизайна и согласовать их размеры между собой, сделать красивые снимки и рисунки.

1. Принцип золотого сечения в макетах 

«Золотой прямоугольник» можно использовать для того, чтобы согласовать размеры элементов макета. Самый простой способ — установить между ними соотношение 1 к 1,618.

Например, если применить правило золотого сечения к макету шириной 960 пикселей и разделить ширину на 1,618, то его высота составит 594 пикселя. Разобьем получившийся прямоугольник на две части с соотношением сторон 1 к 1,168. Осталось только заполнить две части запоминающимися снимками — и макет готов.

Макет из двух колонок, построенный на основе «золотого прямоугольника»

Такое деление на колонки подойдет для веб-дизайна. Вот более сложный пример — сайт National Geographic. На что вы посмотрели в первую очередь на этой странице? Наверняка на заголовок и крупный снимок, после — на снимки поменьше и колонку слева. Золотое сечение помогает создать четкую иерархию элементов и управлять вниманием пользователя.

Золотое сечение помогает выделить главное на сайте National Geographic

2. «Воздух» между элементами

«Воздух» — это свободное пространство вокруг элементов дизайна. Он структурирует макет и выделяет важные детали. Чтобы грамотно распределить интервалы между объектами, наложите на свой макет «золотой прямоугольник» (несколько, если нужно).

Располагайте элементы по краям или углам полученных областей — и макет будет выглядеть цельным и законченным. 

Дизайн-студия Moodley разработала айдентику для фестиваля искусств Bregenzer Festspiele. В корпоративный стиль вошли логоиип, подпись и шаблоны для программ, афиш и наружной рекламы. При этом на афишах вокруг коллажей из картин и фотографий много свободного пространства.  Золотое сечение помогает распределить его так, чтобы оно подчеркивало основные элементы дизайна, обращало на них внимание смотрящего. Используйте это при создании вашей айдентики.

Фирменный стиль фестиваля Bregenzer Festspiele от дизайн-студия Moody

А вот визитные карточки, которые разработало сингапурское дизайн-агентство Lemon Graphic для  Terkaya Wealth Management. Всего три элемента — два логотипа и подпись — выстроены в красивую композицию с помощью свободного пространства. Понадобилось два «золотых прямоугольника», чтобы создать этот дизайн

Такой текст сложно и скучно читать

3. Содержание — в сердце «золотой спирали»

Золотую спираль можно использовать для того, чтобы распределить объекты на плоскости. В центр можно поставить самые важные детали, а остальные — привязать к линии спирали.

Это сайт графического дизайнера Тима Роузиля отличается плотной версткой и интересным расположением элементов, основанным на золотом сечении. Обратите внимание, как автор привязал крупные элементы сайта (Текст Bonjour My Name is Tim) к более широкой части спирали, а мелкие (осаисание своей работы и логотип) организовал в ее центре. Именно в таком порядке глаз читающего и познакомиться с материалом на странице. Так золотое сечение помогает управлять порядком чтения.

Сайт графического дизайнера Тима Роузиля

На экспериментальном плакате Saastamoisen säätiö элементы становятся меньше и плотнее по мере того, как золотая спираль заворачивается к своему центру. С каждым шагом уменьшается и размер букв, и расстояние между ними.

Айдентика Saastamoisen säätiö

Дизайнеры из Helms Workshop использовали золотую спираль в логотипе пивоварни Fullsteam Brewery. Они «разложили» по квадратам элементы дизайна: сначала глаз цепляется за потрет, после взгляд останавлвается на штампе в правом углу и переходит к мелкой подписи ABV и месту производства. Так на одной картинке разместился целый рассказ о бренде: его владелец (к слову, вымышленный), традиции, истоки.

Айдентика Fullsteam Brewery от Helms Workshop

4. Золотое сечение в фотографии и архитектуре 

Скульпторы и архитекторы использовали в своих работах золотое сечение, потому что увидели в нем божественную гармонию. Эта пропорция действительно помогает сделать снимки более выразительными и эстетически привлекательными. С ее помощью можно расставить акценты на картине или подчеркнуть важные детали на снимке. 

Чтобы применить золотое сечение в фотографии, разделим снимок на девять частей: проведем три линии по горизонтали и три по вертикали. При этом соотношения между столбцами и между строками составляют 1 к 0,618 к 1. Посмотрите: на картинке крайние столбцы и строки шире центральных. 

На линиях, которые мы начертили, и их пересечениях и будут останавливать свой взгляд зрители. 

Золотое сечение: пример использования в фотографии

Другой (слегка упрощенный) способ организовать снимок с помощью золотого сечения — это так называемое «правило третей». Снимок точно так же делят вертикальными и горизонтальными линиями, но на равные прямоугольники — в соотношении 1 к 1 к 1. Важные элементы помещают вокруг центрального прямоугольника, в его четырех углах.

Вот, например, обложка Complex magazine, в проектировании которой использовали принцип золотого сечения. Центральный квадрат наполнен деталями, в его углах — глаза и нос модели, а по краям композиции размещены квадраты с «воздухом». 

Обложка Complex Magazine

А эту обложку Pilot magazine создали по упрощенному правилу третей. Снова глаза — самая выразительная часть лица — на пересечении двух линий. 

Обложка Pilot Magazine, Jason Mildren

Обычно, делая снимок, начинающие фотографы стремятся поместить модель в центр. Но если выровнять лицо по одной из линий золотого сечения, композиция становится динамичнее и интереснее. Пример — эффектная обложка Feld magazine.

В этой обложке хочется обратить внимание не только на снимок, но и на шапку журнала. Начертите золотую спираль — и вы сразу заметите, что именно на ней построена иерархия элементов обложки. 

Золотая спираль в обложке Feld Magazine

5. Формы: как круги помогают создавать логотипы

В нашем запасе остался еще один способ использования золотого сечения — построенные на основе этой пропорции окружности. Они помогут создать аккуратный логотип.

Живая обложка группы Cropp Russia

Создавая сложную фигуру, можно использовать круги, чтобы проверять детали на соразмерность и пропорциональность. Вот, к примеру, логотипы Пепси и Твитера.

Логотип Пепси построен на двух окружностях, созданных по принципу золотого сечения. При этом внутренний круг почти не заметен: его можно выделить, если внимательно посмотреть на белый «блик» на  логотипе. Заметили?

Логотип Пепси и золотое сечение

С логотипом Твитера немного сложнее. Те же два круга помогли дизайнерам сделать аккуратные крылья, пропорциональные телу птички.

Логотип Твитера и золотое сечение

Принцип золотого сечения — это не неприступный закон искусства. Это математика, которая помогает сделать любые визуальные произведения более выразительными и притягательными. Попробуйте применить ее к своей композиции — и оцените четкую структуру, гармоничность и эстетичность, которые она привнесет в ваш дизайн.

Автор

Марья Янкович

Рекомендации для вас

Реализуйте свои идеи за минуты.

Выразите себя с помощью самой простой в мире программы дизайна.

Навигация по нижнему колонтитулу


© 2021 г. Все права защищены. Canva®

Золотое сечение в фотографии и правило третей

6. Золотое сечение в фотографии и правило третей

Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки-зрительные центры.


Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Данное открытие у художников получило название «золотое сечение» картины.

Эти же точки должны присутствовать и в фотографии, как бы разворачивая действие вокруг главного объекта в кадре.



В чем главное отличие этих двух понятий?

Главное отличие в соотношение сторон.
Параметры золотого сечения 1:0.618:1, а правило третей – 1:1:1.

Вывод можно сделать такой: правило третей немного более упрощенная версия правила золотого сечения, в его классическом варианте. Оно было впервые озвучено в 1797 г.

Согласно данному правилу, кадр делиться воображаемыми линиями по горизонтали и вертикали на трети, где главные композиционные детали располагаются на точках пересечения линий.

Применение данного правила создает более динамичную композицию, тем самым открывая зрителю глубокий смысл фотографии, приглашая его к активному взаимодействию во время просмотра. Чтобы понять данное правило в действие рассмотрим следующие фотографии.

Многие исследования доказали, что во время просмотра фотографии, для человеческого взгляда более естественно концентрироваться на одной из точек пересечения, чем в центре кадра.

Если на фотографии вы хотите сделать акцент, на определенном предмете, то его необходимо расположить на одной из четырех точек. Желаете сделать акцент на переднем плане фотографии?

Тогда лучше, сформировать кадр так, чтобы линия горизонта проходила вдоль верхней линии сетки (соотношение 2:1) и наоборот. Хотите показать красивый узор на небе? Тогда линия горизонта, должна проходить вдоль нижней линии сетки (приложение 5).

Перейти к разделу: Заключение Золотое сечение

против правила третей (какая композиция лучше?)

Когда дело доходит до правил композиции, мы часто слышим о золотом сечении и правиле третей. И то, и другое эффективно направляет взгляд зрителя по изображению.

Мы предоставим вам всю необходимую информацию, чтобы решить, когда использовать одно перед другим.

Фото Karol D из Pexels

Что такое золотое сечение?

Золотое сечение - это инструмент композиции, также известный как спираль Фибоначчи.Золотое сечение является частью каждого природного объекта. Его можно записать в виде математического уравнения: a / b = (a + b) / a = 1,61803398875. В кратком виде это 1: 1,618.

Как и многие другие композиционные приемы, художники-классики первыми применили эту технику.

Мы предпочитаем изображения, в которых присутствует чувство гармонии, а золотое сечение - один из способов сбалансировать ваш образ. Это позволяет сбалансированно направлять взгляд зрителя по вашему изображению.

Золотое сечение замечательно тем, что его можно использовать восемью различными способами.Вы можете применить его четырьмя способами с портретной ориентацией и четырьмя способами с альбомной ориентацией.

Что такое правило третей?

Правило третей - еще одно композиционное правило. Наши камеры и часто наше программное обеспечение для редактирования изображений могут помочь нам использовать правило третей.

Представьте, что вы разделяете сцену на три части. Сначала по горизонтали, потом по вертикали.

Разместите на сцене две воображаемые горизонтальные линии, одну на 1/3, а вторую на 2/3.Затем разместите две линии вертикально, снова на 1/3 и 2/3. Вы получаете сетку, которая делит вашу сцену на девять прямоугольных областей.

Чтобы использовать правило третей для объекта или субъекта, поместите объект в одну из точек пересечения. Это может быть верхний левый или правый, нижний левый или правый.

Размещая здесь объекты, мы находим изображение более эстетичным. Это лучший визуальный эффект, чем размещение объекта посередине.

Для пейзажей не устанавливайте горизонт на отметке 50%, вместо этого используйте распределение 1/3 и 2/3 соответственно.Правило третей сводится к нарушению плоских и обычных углов.

Например, если вы фотографируете водную сцену, получите 1/3 воды и 2/3 неба. Или наоборот, так как это будет зависеть от того, в чем заключается интерес.

Конечно, вы можете использовать эти два вместе, что делает его намного более интересным и продуманным.

Какое композиционное правило лучше?

Когда дело доходит до золотого сечения и правила третей, решение зависит от того, что вы фотографируете.

Используйте правило третей, чтобы добавить интереса к минимальной сцене

Как правило, правило третей лучше всего использовать для самых минималистичных сцен.

Эти сценарии не сильно отвлекают с точки зрения глубины и согласованности. Вы не найдете много разных предметов на среднем или заднем плане.

Когда ваша точка фокусировки четко выделяет один конкретный объект, стоит разместить ее в точке пересечения сетки из девяти элементов. Это могут быть простые портреты или изображения одного объекта.

Однако это не годится для товарной фотографии. Здесь главное внимание уделяется объекту, а креативность менее важна. Если в вашей сцене что-то происходит, глаза зрителя будут двигаться.

Используйте золотое сечение, чтобы выделить движение

При использовании концепции золотого сечения глаза зрителя будут двигаться вдоль линии, останавливаясь на конце спирали.

Лучше всего использовать для изображений путешествий, когда в сцене много чего происходит.Это могут быть люди, здания и другие предметы или объекты.

Золотое сечение часто используется для добавления или подчеркивания движения на изображении. Вы можете использовать его, чтобы вызвать динамическое ощущение в вашем изображении.

Выберите лучшее композиционное правило для сцены

Когда мы вступаем в мир фотографии, все мы узнаем правило третей.

Это, безусловно, наиболее распространенное композиционное правило. Мы находим изображения более приятными, когда точки фокусировки располагаются на пересечениях, определенных правилом третей.

Однако то, какое композиционное правило мы используем, всегда зависит от сцены. Если у нас есть сценарий, в котором мало что происходит, мы можем использовать правило третей. Это помогает сделать изображение более захватывающим.

Золотое сечение более сложное. Мы можем использовать его в сценах, которые показывают движение. Как правило, всегда ищите движение, которое имитирует определенный радиальный изгиб по всему кадру, чтобы направлять взгляд.

Заключение

Когда дело доходит до этих двух общих композиционных правил, окончательное решение во многом зависит от сцены, которую вы снимаете.

Правило третей может быть проще использовать вначале. Золотое сечение добавляет динамики и подчеркивает движение.

Помните, правила композиции - это всего лишь рекомендации. Тренируя свой творческий глаз, вы будете компоновать фотографии по-своему. Они могут даже не соответствовать никакому правилу. Часто это самые уникальные и интересные фотографии.

Ищете другие полезные советы по фотографии? Ознакомьтесь с нашими публикациями о съемке серийных фотографий с увеличением или с углами камеры рядом !

Хотите больше? Попробуйте нашу книгу «Состав»

Хотите создавать потрясающие изображения даже в обычных ситуациях?

Для этого не нужна дорогая камера или красивое место… вам нужны обширные познания в области композиции.

Раньше это было довольно сложно понять, но интуитивная композиция позволяет вам освоить это в кратчайшие сроки.

Почему золотое сечение лучше, чем правило третей

Давным-давно я был молодым студентом-художником, и мне рассказали о «Правиле третей». Мне сказали, что это одна из важнейших основ искусства и фотографии, поскольку она помогает получить правильную композицию в ваших изображениях.

Наложите сетку крестиков / ноликов на изображение и обрезайте или переместите изображение так, чтобы «точки интереса» лежали на линиях или пересечениях линий.Звучит достаточно просто. На протяжении веков он был основой бесчисленных миллионов изображений. Но идеально ли это? Нет! Есть ли в сетке лучший, более бада ** брат? Да! Введите золотое сечение.

Чтобы немного замедлить процесс, вот как выглядит Правило третей (с этого момента я буду называть его сеткой ROT) на простом черном фоне. Скорее всего, вы знакомы с ним, вы видели его всплывающим в видоискателе камеры или в виде наложения в Photoshop или Lightroom.

Сетка отлично подходит для того, чтобы убедиться, что ваш горизонт ровный, для обеспечения того, чтобы объекты были равномерно распределены по всему кадру и, как правило, придают сцене немного спокойствия и порядка.

Вот его высший, мудрый и неуловимый брат: золотое сечение, также иногда называемое спиралью Фибоначчи. Это результат того, что вы проделаете сложную математику с прямоугольником под настройку: a / b = (a + b) / a = 1,61803398875. Нет необходимости запоминать это, вы можете найти оверлеи повсюду в Интернете для загрузки и вставки ваших изображений, а также встроенные (но очень хорошо скрытые) в Lightroom.

Чтобы получить доступ к этой спирали, нажмите R, чтобы открыть функцию обрезки, затем пролистайте доступные наложения с помощью O, пока не найдете спираль.Чтобы повернуть его, нажмите Shift + O. Есть восемь вариантов.

Выглядит довольно забавно, плотная катушка заканчивается не по центру и дает множество линий для выравнивания изображения.

Если я наложу две накладки друг на друга, вы увидите, насколько они похожи друг на друга. Плотная спираль синего соотношения почти сочетается с нижним правым пересечением красного наложения. Есть причина, по которой золотое сечение часто отодвигается, потому что это убийство, когда все его восемь вариаций отображаются на экране одновременно.

Нижнее правое пересечение красных линий довольно близко к тугому завитку спирали. Вот почему они не накладывают спираль на камеру. Спираль всего в четырех из восьми возможных ориентаций.

Итак, если золотое сечение доставляет больше хлопот, чем сетка ROT, почему мне это нужно? Все сводится к длинной качающейся дуге спирали. Размещение объектов по изогнутой линии, а не по прямым линиям сетки привлекает внимание зрителей к изображению, заставляя его приближаться к тугому витку спирали, на котором вы разместили интересующий объект.Это похоже на гигантский подсознательный дорожный знак, указывающий глазам туда, куда вы хотите, чтобы они пошли.

Надеюсь, я еще не потерял тебя. Вот несколько реальных примеров золотого сечения на практике на нескольких моих изображениях, одно без наложения, а другое с. Надеюсь, вы сможете увидеть, сколько раз изображения следуют по изгибающимся кривым и завершаются фокусом изображения в узкой катушке.

Линия повторяет форму тела мужчины на кровати и заканчивается взглядом женщины.

Это изображение фокусируется на ребенке, доминирующем на изображении на переднем плане, крупнее взрослой матери.

На этот раз спираль проходит через фоновые объекты, такие как стул и штатив, вокруг источника света и на изгиб ноги фотографа на полу.

Фокус направлен на открытую дверь автомобиля, заставляя зрителя задавать вопрос «почему?»

Есть целый ряд различных способов использования золотого сечения - от портретов до пейзажей… даже спортивной и уличной фотографии.Начните следить за золотым сечением при редактировании ваших изображений в вашей любимой программе постпродакшна обрезки и посмотрите, как оно может сделать ваши снимки от «да» до «о да!»

Должен признаться, как только я обнаружил свою любовь к Ratio, я начал пролистывать прошлые несколько лет съемок, чтобы повторно кадрировать изображения в Ratio. На мой взгляд, эти недавно обрезанные изображения выглядят намного более динамичными и интересными и заставляют взгляд перемещаться по ним.

Как всегда, вы можете последовать моему совету, но я просто хочу показать, что в мире искусства есть нечто большее, чем пересечение линий.Давайте просто назовем золотое сечение «Правило третей плюс еще кое-что» (сокращенно TROTPSM).


Об авторе : Джон Спаркман - фотограф изобразительного искусства из Челтнема, Великобритания. Он сосредотачивает свою работу на передаче сообщения через свою фотографию. Вы можете найти его работы на www.sparkman.photography и подписаться на него в Instagram и Twitter. Этот пост также был опубликован здесь.

Золотое сечение против правила третей: что лучше?

Два термина, один из которых чаще встречается, а другой - это золотое сечение и правило третей .Но действительно ли один лучше другого? В этом коротком видео вы узнаете, что это такое, как они влияют на ваши изображения и как вы можете использовать их в своих композициях:

Правило третей

Правило третей - очень распространенное правило композиции, которое использовалось практически со времен зарождения фотографии. Концепция включает в себя представление двух наборов линий, одна идет слева направо, другая сверху вниз и разрезает друг друга в четырех точках, тем самым разделяя весь кадр на девять равных квадратов.

Правило третей

Четыре точки пересечения считаются «сладкими пятнами». Размещение объекта в фокусе в любом из этих пересекающихся точек или вдоль линий сетки делает всю композицию намного лучше.

Золотое сечение

Золотое сечение, с другой стороны, представляет собой слегка техническую концепцию.

«Золотое сечение - это иррациональное число, примерно равное 1,618».

Золотая спираль

Представьте себе линию А.Теперь разделите эту линию на две неравные части. Пусть большая часть будет B, а короткая - C. Золотое сечение гласит, что если A / B равно B / C, то эти два числа находятся в золотом сечении.

«Золотое сечение порождает золотую спираль. Это логарифмическая спираль, которая встречается повсюду в природе, но с коэффициентом роста, равным золотому сечению. Это означает, что на каждую четверть оборота спирали линия удаляется на одно золотое сечение от своей центральной точки.”

Примеров золотого сечения в природе предостаточно.

Золотая спираль существует в природе вокруг нас. Оболочка наутилуса и рукава спиральной галактики демонстрируют золотую спираль. Эта золотая спираль и определяет понятие правила золотого сечения в фотографии.

Вот пример того, как золотое сечение можно использовать в ваших композициях.

Согласно правилу золотого сечения фотографии объект фокусировки накладывается на одну из пересекающихся линий, как показано на изображении выше.Расширением этого является сетка phi. Сетка phi выглядит почти как сетка с правилом третей. За исключением этого случая, параллельные линии расположены ближе друг к другу и к центру кадра, и все девять прямоугольников не одинакового размера.

Сетка phi отмечена красным.

Некоторые пейзажные фотографы утверждают, что сетка фи (и связанное с ней правило золотого сечения) является лучшим ориентиром для композиции, чем правило третей. Они говорят, что с помощью фи-сетки фотографии выглядят немного интереснее и естественнее.

Как вы думаете? Золотое сечение - лучшее композиционное правило?

Как использовать золотое сечение для улучшения вашей фотографии

Узнайте, что такое золотое сечение в фотографии , как оно соотносится с правилом третей и как использовать его для композиции фотографии.

Золотое сечение веками использовалось как мощный инструмент композиции. Это принцип конструкции, основанный на соотношении 1: 1,618. Золотое сечение, называемое «идеальным числом», может помочь в создании изображений с сильной композицией, которые привлекут внимание зрителей к вашей фотографии.

Статья: © 2014 Сара Верко. Все права защищены. Композиция Фи - Большой Призматический источник в Йеллоустонском национальном парке Canon 7D, 24–70 мм, объектив серии 2.8 L, 24 мм, ISO 100, f / 8, 1/80 сек.

Причина этого проста: золотое сечение позволяет создать композицию, которая идеально сбалансирована с точки зрения зрителя, создавая фотографию, наиболее приятную для человеческого глаза. Мы, естественно, предпочитаем смотреть на изображение, которое сбалансировано и гармонично, и золотое сечение обеспечивает это.

Известные произведения искусства, такие как Мона Лиза, Тайная вечеря и Рождение Венеры, среди прочих, по слухам, были созданы на основе золотого сечения. Фактически, золотое сечение также называют «числом природы», потому что, как говорят, оно встречается повсюду в природе, от раковины наутилуса до подсолнечника.

Использование золотого сечения в фотографии в качестве элемента дизайна - отличный способ добиться сильной композиции органичным способом. Это привлечет внимание зрителей к вашей фотографии и с самого начала вызовет у них интерес.Золотое сечение также позволит вашему зрителю ориентироваться вокруг вашей фотографии.

Это то, к чему мы, фотографы, должны стремиться. Ваши зрители не хотят работать, чтобы увидеть красивую фотографию, они просто хотят ее увидеть.

Фотография - это создание чего-то визуально привлекательного, и использование золотого сечения в качестве принципа дизайна - лишь один из способов добиться этого.

Золотое сечение в фотографии и спираль Фибоначчи

Есть много интерпретаций того, как мы можем использовать золотое сечение в фотографии.Двумя наиболее распространенными композициями при ее применении в фотографии являются Сетка Фи и Спираль Фибоначчи.

Говорят, что где-то в 12 веках нашей эры математик по имени Леонардо Фибоначчи разработал серию чисел, которые позволят получить эстетически приятную композицию. Эта композиция известна как спираль Фибоначчи.

Спираль Фибоначчи была создана из серии квадратов с использованием чисел Фибоначчи, причем длина каждого квадрата является числом Фибоначчи.

Набор диагональных точек на каждом квадрате создаст путь, по которому спираль может проходить через рамку. Использование спирали в качестве инструмента для компоновки фотографии позволит зрителю перемещаться по изображению в естественном потоке.

Спиральное наложение - Художественная галерея Ванкувера и Fairmont, Ванкувер, Канада Canon 5D Mark II, 24–70 мм, объектив серии 2.8 L, 24 мм, ISO 200, f / 16, 1/60 сек.

Сетка Фи очень похожа на принцип правила третей, но имеет одно очень важное отличие.Вместо разделения кадра на равные трети 1: 1: 1 применяется золотое сечение для разделения кадра на части, в результате чего получается сетка 1: 0,618: 1.

В результате получается набор пересекающихся линий, которые находятся намного ближе к середине кадра.

Не существует правильных или неправильных версий золотого сечения как принципа дизайна при создании фотографии, каждая из них уникальна и может применяться как таковая. Каждая версия может дополнять разные сцены и может помочь улучшить ваше общее изображение.

В то время как спираль Фибоначчи может хорошо работать, например, при составлении портрета, сетка Фи может хорошо работать для пейзажа. Прелесть в том, что эти руководства по созданию изображения гибкие и не ограничиваются какой-либо одной сценой.

Как и все в фотографии, эксперименты и творчество являются ключевыми факторами. Никогда не позволяйте принципам дизайна диктовать, как вы фотографируете сцену. Просто используйте его как инструмент, который поможет вам создать сильную композицию, как способ дополнить ваше собственное творчество.

Почему бы просто не использовать правило третей?

Считается, что наиболее распространенный принцип дизайна, применяемый в фотографии, правило третей, является проявлением золотого сечения в фотографии. По сути, сказано, что Правило третей было разработано как простой способ для фотографов определить золотое сечение, точку, в которую в первую очередь обращается человеческий глаз.

Независимо от того, возникло ли так Правило третей или нет, простая сетка из девяти частей позволяет фотографу составлять изображение на основе легко определяемых фокусных точек, в которых могут быть размещены интересные аспекты сцены.

Хотя правило третей хорошо работает во многих ситуациях в фотографии, золотое сечение часто может быть более подходящей концепцией дизайна. Это в первую очередь потому, что соотношение позволяет получить более сбалансированное изображение.

Часто правило третей, особенно в пейзажной фотографии, может оставлять определенные элементы сцены, такие как линия горизонта, в неудобном положении. Простое разделение кадра на три части означает, что размещение линии горизонта может выглядеть слишком очевидным.Однако при использовании золотого сечения баланс часто может казаться более естественным и менее жестким.

В качестве примера возьмем следующие два изображения озера Джексон в национальном парке Гранд-Тетон. Использование сетки Фи в качестве ориентира для того, где разместить линию горизонта, сместило баланс сцены, позволяя переднему плану иметь большее влияние на фотографии.

Линия горизонта также сливается с изображением, вместо того чтобы отвлекаться. На мой взгляд, передний план и линия горизонта в данном случае слишком разделены по правилу третей.

hi Композиция Пример линии горизонта - озеро Джексон, национальный парк Гранд-Тетон. Canon 7D, 24–70 мм, объектив серии 2.8 L, 24 мм, ISO 100, f / 11, 1/30 сек. Manfrotto 190xprob штатив и спусковой крючок

P


Пример линии горизонта композиции по правилу третей

Композиция по золотому сечению

Хотя сама математика может показаться довольно сложной, применение ее к фотографии - нет.

Самый простой способ составить изображение для применения спирали Фибоначчи - это визуализировать небольшой прямоугольник из одного угла кадра, а затем разделить его пополам от угла к углу так, чтобы воображаемая линия пересекала весь кадр по диагонали.

Линия пересечет несколько фокусных точек, связанных со спиралью Фибоначчи внутри прямоугольника. Отсюда вы можете представить себе спираль, выходящую из вашего главного фокуса в широкую дугу, выходящую за пределы кадра.


Пример состава

Пример композиции со спиралью Фибоначчи

При создании этого изображения пути вдоль Морской стены в Ванкувере, Канада, я использовал спираль Фибоначчи в качестве ориентира для компоновки фотографии.

Спиральная композиция - туман на морской стене, Ванкувер, Канада Canon 5D Mark II, 24 - 70 мм объектив серии 2.8 L, 32 мм, ISO 100, f / 11, 1/30 сек. Штатив Manfrotto 190xprob и спуск затвора

Был туманный, поздний осенний день, и я хотел запечатлеть цвета заката, которые просачивались сквозь туман, а также красивый малиновый цвет осенней листвы.

Я стремился включить одного человека, который выделялся идущим по тропинке, осеннюю листву на переднем плане и линию деревьев в качестве центральной точки фокуса в моем кадре.

Для этого я разместил эти аспекты в центре воображаемого прямоугольника, зная, что он содержит несколько ключевых точек фокусировки, связанных с соотношением, и включил туман в сцену по широкой дуге спирали.


Накладка спиральная

При компоновке для сетки Фи представьте, что фрейм разделен на девять, как если бы вы делали это с Правилом третей, только вместо того, чтобы составлять равные веса для сетки, вы составите сетку, взвешенную как 1 :.68: 1, поэтому четырем угловым прямоугольникам придается больший вес.

В результате ваши пересекающиеся линии опускаются немного ближе к середине кадра.

Phi Overlay - Lighthouse Park West Vancouver, Ванкувер, Канада Canon 5D Mark II, 24 - 70 мм объектив серии 2.8 L при 24 мм, ISO 100, f / 11, 1/60 сек. Штатив Manfrotto 190xprob и спуск затвора

Как и все в фотографии, композиция для Золотого сечения требует практики, точно так же, как когда-то создавалась композиция по Правилу третей.Как только вы познакомитесь с общим расположением важных фокусных точек в Золотом пайке, видеть их в видоискателе станет вашей второй натурой.

Совершенствование композиции

Я использую Adobe Lightroom, чтобы улучшить композицию золотого сечения во время постобработки. Программное обеспечение для редактирования фотографий имеет ряд доступных наложений кадрирования, включая наложение под названием Золотая спираль, основанное на спирали Фибоначчи.

При использовании инструмента кадрирования перемещайтесь между различными типами наложений кадрирования с помощью сочетания клавиш [o] и [shft] + [o] для переключения между различными углами и вариантами наложения, которые доступны.
Золотое сечение в действии

Вот несколько изображений, которые применяют обе композиции золотого сечения, которые я обсуждал. Вы видите, как золотое сечение с его спиральной композицией было применено к композиции каждой фотографии?

Восход солнца в лагуне Мури, Раротонга, Острова Кука Canon 7D, 24 - 70 мм объектив серии 2.8 L, ISO 100, f / 22 HDR слияние трех изображений с различной выдержкой 1/4, 1/10, 0,6 сек. Штатив Manfrotto 190xprob и дерево спуска затвора в Стэнли-парке, Ванкувер, Канада Canon 5D Mark II, 24 - 70 мм 2.Объектив серии 8 L, 32 мм, ISO 400, f / 8, 1/40 сек. Мост, Великая океанская дорога, Виктория, Австралия Canon 7D, 24-70 мм Объектив серии 2.8 L, 24 мм, ISO 100, f / 22, 1 / 13 сек. Штатив Manfrotto 190xprob и спуск затвора Восход солнца в Кайлуа-Бич, Оаху, Гавайи Canon 7D, 24-70 мм, объектив серии 2.8 L, 24 мм, ISO 100, f / 22, 1/2 сек. Штатив Manfrotto 190xprob и спуск затвора

Использование золотого сечения как способ помочь позиционировать точки интереса при компоновке изображения может помочь создать впечатление в сцене в целом.Это поможет провести зрителей через сцену, чтобы исследовать любые интересные места, которые вы решите включить в свою фотографию. Это также обеспечит естественный баланс сцены, который мы привыкли видеть в природе.

Статья: © 2014 Сара Верко. Все права защищены.

Как использовать правило третей и золотое сечение в фотографии

Использование правила третей или золотого сечения может творить чудеса при создании композиций статичных объектов.А как же непредсказуемость фейерверков? Ознакомьтесь с этой инфографикой ниже, чтобы получить советы по настройке и узнать, как включить правила композиции, чтобы усилить эстетику вашей фотографии фейерверков.

Настройка

Прежде чем углубляться в технические детали композиции, основной ключ к съемке фейерверков - это ранняя установка. Не забудьте взять с собой штатив и сделать пробные снимки перед фейерверком, чтобы убедиться, что у вас хороший кадр.

Поскольку вы не можете предсказать расположение фейерверка, обязательно настройте камеру, чтобы сделать снимок под более широким углом.Обязательно оставьте достаточно места в верхней части рамы, чтобы не было вырезов фейерверка. Прежде чем закрепить камеру на штативе, проверьте это с помощью образцов снимков, сделанных с рук.

Общая информация

Правило третей и золотое сечение - это техники композиции, созданные с учетом естественного движения человеческого глаза. Поскольку мы часто сканируем изображения и текст слева направо из-за того, как мы читаем (и наоборот, для людей, которые пишут справа налево), расположение объектов в асимметричных позициях позволяет человеческому глазу искать информацию без каких-либо сбоев.Этот уровень комфорта определяет приятное для глаз качество изображения.

Думаете, вы освоили или уже хорошо знакомы с двумя правилами композиции? Вот более глубокие техники композиции, которые вы можете попробовать улучшить свои навыки фотографии:

Профессиональные методы композиции: визуальные подсказки, неожиданность и вычитание
Профессиональные методы композиции: узор, ритм и S-образная кривая

Возьмите копию этой полезной шпаргалки и каждый раз улучшайте композицию фотографий!


Получайте последние новости, советы и рекомендации в области фотографии.

Станьте частью сообщества SNAPSHOT.

Зарегистрироваться сейчас!

Божественная композиция с соотношением Фибоначчи (Правило третей на стероидах)

Вы любите мелкие детали? Что ж, если ты фотограф, тебе лучше быть. Открытие правила третей - большая веха для любого фотографа. Внезапно вы понимаете, что все, что вы когда-либо делали раньше, - это центр кадра правой кнопкой мыши по центру кадра, потому что именно там находится сетка фокусировки камеры.Имеет смысл, правда? Правило третей подняло вас на новые высоты в вашем фотографическом путешествии, перемещая объект в ту или иную сторону в кадре, вверх или вниз. Но разве некоторые из этих фотографий не выглядят слишком тесно из-за того, что расположены так близко по обе стороны от кадра? Конечно, в некоторых случаях это работает, но что, если есть еще одно правило, которое вы могли бы включить в свой фотографический репертуар?

Введите коэффициент Фибоначчи…

Также известный как Золотое Сечение, Фи или Божественная Пропорция, этот закон был прославлен Леонардо Фибоначчи около 1200 г.Д. Он заметил, что существует абсолютное соотношение, которое часто встречается в природе, своего рода дизайн, который универсально эффективен для живых существ и радует человеческий глаз. Отсюда и прозвище «божественная пропорция».

Начиная с эпохи Возрождения, художники и архитекторы разрабатывали свои работы так, чтобы это соотношение было приблизительно 1: 1,618. Его можно найти по всему Парфенону, в известных произведениях искусства, таких как Мона Лиза и Тайная вечеря, и он используется до сих пор. Божественная пропорция использовалась такими компаниями, как Apple, для разработки продуктов, она, как говорят, использовалась Twitter для создания своей новой страницы профиля и использовалась крупными компаниями по всему миру для разработки логотипов.В большинстве фотографических кругов об этом не говорят, потому что это довольно сложный метод композиции и может сбить с толку многих людей. Гораздо проще просто говорить о «правиле третей», потому что оно точное, точное и простое в применении.

Это соотношение можно использовать по-разному для композиции фотографии. В Lightroom 3 даже есть опция наложения золотого сечения, когда вы собираетесь кадрировать изображение. Таким образом, вы можете выровнять сетку золотого сечения, чтобы она совпадала с линиями или интересными точками на вашей фотографии.На этом этапе вы можете сильно запутаться. Если да, пожалуйста, уделите несколько минут, чтобы посмотреть одно (или все) из этих видео, которые пытаются объяснить это соотношение.

Видео 1: Число натур: 1.618
Видео 2: Природа в числах
Видео 3: Золотое сечение

Хорошо, надеюсь, это прояснило ситуацию? К настоящему времени вы должны знать, что это НЕ теория заговора или нечеткая математика. Это реальный аспект композиции, который использовался известными историческими художниками и архитекторами и компаниями из списка Fortune 500.Применительно к фотографии это соотношение может создавать эстетически приятные композиции, которые могут быть магнитом для человеческого подсознания. Когда вы берете золотую середину соотношения Фибонначи и четыре раза воссоздаете его в сетку, вы получаете то, что выглядит как сетка с правилом третей. Однако при ближайшем рассмотрении вы увидите, что эта сетка не является точным разделением кадра на три части. Вместо сетки из 3 частей, которая идет 1 + 1 + 1 = кадр, вы получаете сетку, которая идет 1 + 0,618 + 1 = кадр. Вот несколько примеров сетки Фи, размещенной поверх некоторых изображений, на которых я использовал ее в прошлом…

В приведенном выше примере я поместил немного более доминирующий глаз лошади на одном из перекрестков Фи.Учтите, что если бы я поместил сетку по правилу третей поверх этой фотографии и выровнял бы ею глаз, голова бы загромождала левую часть кадра. На этой фотографии голова не по центру, она не сгущается с обеих сторон. Это правильно, согласны? Давайте посмотрим на другой…

Этот немного отличается. Если вы НАСТОЯЩИЙ приверженец деталей, то, возможно, заметили небольшую разницу между пересекающимися линиями на графике Фи и золотым пятном самого Фи.На этом изображении я убедился, что голова моего объекта выровнена по спирали, и поместил левый глаз примерно над зоной наилучшего восприятия. Хорошо, переходим…

На этой фотографии, сделанной из Ки-Уэста, я выровнял горизонт с верхней линией сетки Фи. На мой взгляд, когда вы выравниваете горизонт сеткой по правилу третей, разделение становится слишком… очевидным. Я думаю, что это оставит слишком много того, что не является предметом изображения. На этой фотографии небо и облака являются прекрасным дополнением к тому, что я пытаюсь передать на фотографии: церковь внизу справа и знаменитая улица Дюваля слева.Но если неба больше, чем на фотографии, зритель может подумать, что небо на самом деле является объектом. Вот еще один…

В этом примере я использовал несколько линий на сетке Phi для моей окончательной композиции. Я выровнял двери обеими вертикальными линиями, а также нижней горизонтальной линией. Это обеспечило идеальное количество потолка, ведущего взгляд зрителя к двери. Вот еще несколько примеров без сетки. Посмотрите, можете ли вы представить себе сетку поверх изображений, и определите, почему изображение было составлено именно так.

Заключение

Надеюсь, эта статья пролила свет на несколько загадочную тему в мире фотографии. Соотношение Фибоначчи - мощный инструмент для компоновки фотографий, и его не следует сбрасывать со счетов как незначительное отличие от правила третей. Хотя сетки выглядят одинаково, использование Фи может иногда означать разницу между фотографией, которая просто щелкает, и фотографией, которая кажется не совсем правильной. Я, конечно, не говорю, что правилу третей нет места в фотографии, но Фи - гораздо более совершенный, гораздо более умный и исторически проверенный метод компоновки сцены.

Если вы хотите начать использовать этот мощный инструмент композиции в своей фотографии, вам повезло! Я включил наложение PNG как спирали Фибоначчи, так и сетки Фибоначчи. Просто щелкните эту ссылку для загрузки, чтобы начать их использовать. Эти наложения предназначены для использования в Photoshop. Просто поместите их в файл, над которым вы работаете, а затем отмасштабируйте их до нужного размера изображения.

Золотое сечение

в фотографии • PhotoTraces

Если вы хотите узнать все о золотом сечении в фотографии , вы попали в нужное место.

Представьте, что вы стоите на краю скалы. У вас под ногами невероятная сцена. Даже свет идеален. Тем не менее, вы смотрите в видоискатель и чувствуете себя потерянным. Как это запечатлеть?

В такой ситуации характеристики фотоаппарата не дадут вам хорошей фотографии. Вам нужно что-то, что ограничит ваш выбор и поможет вам принять творческое решение. Это композиция.

Мы уже касались композиции в предыдущем посте.Мы также объяснили основы правила третей - одного из самых полезных инструментов композиции в фотографии.

Теперь мы сделаем еще один шаг вперед и представим золотое сечение . Это более продвинутая версия правила третей, которая поможет вам воспроизвести баланс и порядок природы на ваших фотографиях.

Посмотрим, как это сделать.

Происхождение золотого сечения в фотографии

Возможно, вы слышали о золотом сечении в искусстве или архитектуре.Это композиционный принцип упорядочивания элементов в произведении таким образом, чтобы конечный результат эстетически нравился зрителю.

Однако происхождение этого правила математическое. В математике две величины, такие как a и b, находятся в золотом сечении, если их соотношение совпадает с отношением их суммы (a + b) к большей из величин.

Звучит непонятно? Это изображение должно помочь.

Выровненные таким образом a и b выглядят приятными для глаз, поскольку находятся в золотом сечении. A примерно в 1,618 раза больше, чем b.

Не уверены, что вы найдете красоту в этих двух строках? Затем взгляните на два четырехугольника ниже. Первый в 1,618 раза больше соседнего.

Если вы начнете заполнять меньший четырехугольник большим количеством четырехугольников, каждый в 1,618 раза меньше предыдущего, в конечном итоге вы получите следующее:

А теперь начните рисовать кривую, начиная с нижнего угла слева. Проведите кривую через противоположный угол вправо.Продолжайте рисовать, пока он не пройдет через два противоположных угла каждого четырехугольника. И у вас будет это:

Спираль. Образец, который мы находим в природе повсюду. Подумайте о раковине наутилуса , океанской волне или глазу урагана .

Этот хорошо известный рисунок объясняет, почему золотое сечение часто называют золотой спиралью . Помните об этом, потому что он понадобится вам в вашей фотографии.

Почему работает золотое сечение?

Как вы видели выше, применение золотого сечения к четырехугольникам привело к красивому гармоничному узору.

Это ключ. Золотое сечение помогает нам создавать композиции, которые кажутся естественными, органичными и приятными для глаз.

Когда мы смотрим на фотографию, основанную на золотом сечении, мы, естественно, обращаем внимание на интересующую нас точку. Намеченное сообщение попадает прямо в цель.

Как использовать золотое сечение в фотографии

Теперь, когда вы знаете, почему работает золотое сечение, пора научиться применять его к вашим фотографиям.

Есть два способа его использования.Вы можете использовать Golden Spiral или так называемую Phi Grid .

Давайте подробнее рассмотрим оба.

Сетка Фи

Сетка Фи - это более простой способ использовать золотое сечение в вашей фотографии. Это шаг вперед по сравнению с использованием правила третей, которое добавит вашим изображениям больше силы и смысла.

По правилу третей мы делим рамку на две горизонтальные линии, пересекающиеся с двумя вертикальными линиями. Конечным результатом является сетка, состоящая из девяти прямоугольников одинакового размера.Идея состоит в том, чтобы разместить интересующие вас объекты рядом с любой из линий или на их пересечении.

Расположение линий немного отличается от Phi Grid. Полученные прямоугольники не совпадают по размеру. Верхний и нижний горизонтальные ряды одинаковые по ширине, средний уже. То же верно и для правой и левой вертикальных линий.

Это выравнивание ставит интересующий объект больше в центр, чем принцип правила третей.

На фотографии ниже видно, что маяк расположен немного не по центру. Вторая вертикальная линия следует за ее самой высокой частью. Небо и земля почти в золотом сечении, что делает фотографию более сбалансированной и приятной для глаз.

Если бы я применил здесь Правило третей, у меня было бы больше неба и меньше земли, а маяк был бы расположен более не по центру. Это была бы хорошая композиция, но не такая естественная, как эта.

В пейзажной фотографии вы очень часто работаете с естественными линиями, такими как горизонт.Вот почему Сетка Фи имеет больше смысла, чем Золотая Спираль. Просто попробуйте расположить горизонт вдоль любой из двух горизонтальных линий, и ваше изображение естественно понравится зрителю.

Золотая спираль

Взгляните еще раз на изображение спирали. Его основание - самый маленький четырехугольник - должно быть частью кадра с наибольшей детализацией. В идеале остальная часть объекта должна располагаться внутри спирали.

Учтите, что центр спирали не обязательно должен находиться в правом нижнем углу.Это может быть где угодно в кадре, в зависимости от вашего объекта.

Теперь представить себе спираль, перекрывающую ваш кадр, может быть очень сложно. Я предлагаю зарезервировать эту технику только для объектов, которые либо напоминают спираль, либо имеют кривые.

Пример использования золотой спирали для создания пейзажной фотографии

Если можете, снимайте объект так, чтобы его кривые повторяли изгибы воображаемой золотой спирали. Таким образом, взгляд зрителя будет направлен прямо на интересующий объект и проследить его естественное расширение в кадре.

Как наложить на рамку спираль или сетку

Некоторые камеры с цифровым видоискателем позволяют накладывать на кадр сетку Фи или спираль. Но, как правило, редактировать композицию во время постпродакшна намного проще.

И Photoshop, и Lightroom позволяют размещать спираль или сетку над вашими изображениями. Чем больше фотографий вы отредактируете таким образом, тем лучше вы натренируете глаз. Постепенно вы начнете применять золотое сечение во время съемки, даже не задумываясь об этом.

Начни с самого простого

Освоение композиции - задача, на которую может уйти вся жизнь. Мой личный совет - начать с самой простой техники - правила Правило третей . Затем перейдите к Phi Grid . Тогда ищите возможности использовать Golden Spiral .

Иногда для вашего изображения подойдет только один из приемов.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *