Робер дуано фотографии: Человек, который воспел Париж в фотографиях » BigPicture.ru

Человек, который воспел Париж в фотографиях » BigPicture.ru

Робер Дуано (фр. Robert Doisneau, 14 апреля 1912 — 1 апреля 1994) — французский фотограф, мастер гуманистической французской фотографии. За свою долгую жизнь Робер Дуано так и не вписался ни в один из стилей, не создал никакой творческой школы. Дуано сближался с сюрреалистами, авангардистами, пробовал себя даже в пикториализме.

Наиболее известен его кадр «Поцелуй у Отель-де-Виль» (Le baiser de l’hôtel de ville), где изображена пара, целующаяся на фоне парижской ратуши. В 1984 году Дуано получил звание рыцаря ордена Почетного легиона.

Робер Дуано прославился благодаря своей особенной манере изображать жизнь любимого города — скромной, при этом игривой и ироничной, выхватывающей из ежедневной суеты забавные совпадения, контрастные неожиданности, а иногда и эксцентричные выходки. На его творчество, вероятно, повлияли мастера своего времени Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Более чем 20 сборников демонстрируют нам работы, изображающие непосредственность реальной жизни, со всеми ее странностями и огрехами.

Важное место в работах фотографа занимает уличная культура детства. Раз за разом он возвращается к теме детей, играющих на улицах, вдали от неусыпного контроля взрослых. Уважение и серьезность сквозят в этих кадрах. Не зря несколько начальных школ были впоследствии названы именем фотографа.

В 1950 году была создана самая знаменитая работа фотографа, запечатлевшая целующуюся парочку на фоне суеты городских улиц. Она стала одним из символов Парижа. Имена попавших в кадр людей были неизвестны до 1992 года.

Жан и Дениз Лавернье были уверены, что это именно они. В 80-х годах они устроили встречу с фотографом и его помощником Аннет. Но их мнение так и не подтвердили, дабы не разбивать мечту влюбленных. Однако на этом они не успокоились и подали на фотографа в суд за использование их изображения, авторское право на которое, по французским законам, принадлежит изображенным.

На суде Дуано ничего не оставалось, как признаться, кто именно был в кадре: Франсуаза Дельбарт и Жак Карто — пара, которую он заметил целующейся на улице, но не стал фотографировать из этических соображений, а позже предложил повторить поцелуй для съемки. Суд был выигран.

В момент съемки Франсуазе было 20 лет, Жаку — 23, они были начинающими актерами. В 2005 году Франсуаза вспоминала: «Он сказал, что мы выглядели очаровательно, и предложил поцеловаться еще раз перед камерой. Мы были не против. Это был не первый наш поцелуй. Мы тогда целовались все время, это было очень приятно. Месье Дуано был очень мил, совершенно без высокомерия, очень прост».

Они позировали ему на площади Согласия, улице Риволи и напротив мэрии Отель-де-Виль. Фотография была опубликована в выпуске журнала Life 12 июня 1950 года. Отношения между парочкой, впрочем, продлились всего девять месяцев. Франсуаза продолжила актерскую карьеру, а Жак стал виноделом.

Тогда же, в 1950 году, Франсуаза получила от фотографа оригинальный снимок с подписью и печатью в награду за участие. Благодаря этому факту позже, в 90-х годах, Франсуазе не удалось отсудить у фотографа большую компенсацию. Однако в апреле 2005 года эта фотография принесла ей 155 тысяч евро на аукционе Artcurial Briest-Poulain-Le Fur и досталась нераскрытому швейцарскому коллекционеру.

Смотрите также:
18 странных и отвратительных фактов о Британии Викторианской эпохи,
Забавные уличные фотографии Нильса Йоргенсена,
10 всемирно известных фотографов-портретистов,
Женщины, которые правили Парижем из постели: скандальный каталог с парижскими куртизанками XIX века

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Фотограф Робер Дуано (Robert Doisneau)

Робер Дуано фотограф Robert Doisneau

 

 

На снимках Робера Дуано абсолютно нет агрессии и всего того, что бы могло привлечь внимание за счет каких-либо нисходящих инстинктов. Мир Робера Дуано состоит из реальных сцен, постановщиком которых стала сама жизнь. При этом самому фотографу как человеку, были чужды насилие и грубость, хотя и они являются частью жизни, – просто он был с этим не согласен. Родился Робер Дуано 14 апреля 1912 года в пригороде Парижа, в районе Жантий. Сам фотограф вспоминает, что это было одно из самых убогих Парижских мест, хотя все предместья этого города во многом походили друг на друга. В семилетнем возрасте Дуано пережил смерь собственной матери, которая скончалась от чахотки. Отец вскоре женился во второй раз, и детство мальчика прошло без материнской любви, впрочем, подобные трагедии в то время не были редкостью. Окончив среднюю школу, Робер Дуано решает освоить профессию гравера-литографа и поступает в учебное заведение Этьенн изучать печатное дело и графическое искусство. Однако избранная Дуано профессия становится отмирающей, и он вскоре начинает жалеть о своем выборе, но все-таки доучивается до конца. Первые деньги Робер Дуано зарабатывает в студи графического искусства, где занимается производством ярлыков для фармацевтической продукции. Вскоре при студии будет открыта фотомастерская, куда Дуано перейдет работать. Будучи восемнадцатилетним юношей, он выходит с примитивной камерой на улицу и начинает свои первые фотографические опыты.

Тогда в его распоряжении был аппарат, который позволял снимать только статичные объекты на длинных выдержках, поэтому первой его фотографией стала куча кирпича. Далее идут изгороди, афиши, здания и другие неподвижные объекты. Профессия гравера научила его чувствовать форму, пропорцию, а также наблюдать объекты и использовать ассоциации, образованными отдельными элементами.


В 1931 г у Робера Дуано произошла судьбоносная встреча, которая определит русло его жизни на многие годы вперед. Тогда он познакомится с художником, скульптором и фотографом – Андре Виньо, который пригласит его к себе в студию на должность ассистента. Виньо был очень талантлив и многому научил Робера Дуано, что касается искусства светописи. В это время он растет как фотограф и параллельно занимается самообразованием, изучая историю искусств, современные жанровые направления, а также не на шутку увлекается трудами Маркса, Монтеня и Ленина. Как рассказывает сам Дуано, на него производят сильное впечатления работы таких фотографов, как Брассе, Атже и Картеш. Изменившись сам, он изменяет, с детства привычный для него, мир парижских трущоб. В 32-ом Дуано создает свой первый профессиональный фоторепортаж, снимая на парижском «блошином рынке». Серию этих фотографий при содействии Виньо опубликовывают на страницах «Эксельсиор».

 

 

Робер Дуано стесняется снимать людей открыто, и старается делать это незаметно. Пройдут годы, пока он осознает, что прохожие такие же люди, как и он. В самом расцвете творческого взлета молодого фотографа призывают в армию. Когда Дуано вернется после демобилизации, то уже не найдет возможности устроится на прежнее место, поскольку его друг Андре Виньо к тому времени займется кинематографом, а на фотостудию у него попросту не окажется средств. В 34-ом Дуано поступает на работу в компанию RENAULT, где становится промышленным фотографом. Работа ему не нравилась, и он признается в том, что больше саботировал, чем приносил пользу, поскольку однообразие и отсутствие творчества угнетало его, хотя он и понимал, что постоянная работа дает некоторую финансовую свободу.

В конце концов, его уволили за постоянные нарушения трудовой дисциплины, на что Дуано только вздохнул с облегчением. К тому времени он уже успел жениться и переехать в южный пригород Парижа – Монруж. И снова армия, но на этот раз призыв был на настоящую войну. Робер Дуано не долго пробыл в рядах французского ополчения и через год уже был списан по состоянию здоровья. В период оккупации он находился в Париже, где перебивался случайными заработками и помогал антифашистскому подполью подделывать документы, используя свои навыки гравера-литографа. После войны Робер Дуано оказывается в первых рядах парижских фотографов. Работы было очень много, и ощущалась катастрофическая нехватка специалистов фотосъемки и рекламы. Наконец Дуано оказался в своей тарелке. Какое-то время он работал на агентство ADEP вместе с Робертом Капа и Карте Брессоном, которые в последствие пригласят Дуано стать членом Магнума. Однако фотограф, так полюбивший Париж и его жителей, откажется от этого предложения, поскольку частые поездки ему не по душе.

 


Одной из самых известных фотографий Робера Дуано стал «Поцелуй у здания муниципалитета». Этот снимок откроется широкому зрителю только спустя 36 лет после того, как единственный раз опубликуется в «LIFE». В 1986 году с негатива напечатали постер, который стал символом любвеобильного Парижа. Слава «поцелуя» достигла апогея на судебном процессе, в ходе которого семейная пара, якобы позировавшая на снимке, потребовала от Робера Дуано гонорара в 90 тыс. долларов. Фотограф выиграл процесс, однако ему пришлось признаться в постановке этого снимка. Но это был не конец. Впереди предстоял еще один судебный процесс, на этот раз моделью себя объявила актриса Ф. Борне, предъявив в качестве доказательств снимок, подписанный автором. Невероятно, до чего люди могут опуститься ради денег! Для мягкой натуры Дуано это было наибольшее разочарование, поэтому он так невзлюбил этот снимок. Спустя десять лет после кончины Робера Дуано, «Поцелуй» с его автографом будет продан Борне с аукциона за 155 000 евро.


 

 

Источник: creativestudio.ru

Robert Doisneau – The United Nations of Photography

Робер Дуано родился 14 апреля 1912 года в Жантильи, внутреннем пригороде Парижа – сейчас это первая остановка регионального экспресс-метро за Перифериком, а затем к югу от старых городских стен. . Осиротев к семи годам, его воспитывала нелюбящая тетка.

Многие из его лучших картин были изображениями детей, в общем, детьми – восхитительно, радостно, задумчиво, бездумно, поглощенно, застенчиво. Трудно, не правда ли, не видеть фотографа, создающего для себя на своих снимках более счастливое детство. «Мне удалось построить свой личный театр», — сказал он, понимая, как ему повезло, что он восполнил этот ранний недостаток любви открытой любовью к жизни. «Бывают дни, когда простое видение кажется само по себе счастьем. . . Вы чувствуете себя таким богатым, восторг кажется почти чрезмерным, и вы хотите поделиться им». Несколько начальных школ во Франции названы в его честь.

Это был театр повседневности, моментов, когда личное и публичное сталкиваются, мира, а не студии. Он не был первым уличным фотографом, но привнес в жанр новую демократию. Когда он фотографировал людей, они не были образцами или символами — надежды, стоицизма или великого социалистического будущего. Они были людьми, такими же людьми, как он, как и мы. «Обычные жесты обычных людей в обычных ситуациях». Он был самым домашним из фотографов.

Его битой был Париж. Он владел Парижем — это его город, и мы можем только смотреть на него. Пригородный Париж, то есть пейзаж, лишь слегка освещенный величием «Города огней» Османа. Угловое кафе под дождем. Уличный аккордеонист, любимец фотографов середины 20-го века – Уокер Эванс, Андре Кертес и др. Танцовщица кабаре – Шимминг Ванда (которую также сфотографировала ее соседка Брассай). По словам Дуано, «это бесплатное, бесконечное представление, на которое не нужны билеты». 0004

Принятие и адаптация взглядов и подходов, которые были в импрессионистской и постимпрессионистской живописи — закулисные танцовщицы Дега, карточные игроки Сезанна, скучающая (или расчетливая) барменша (или проститутка на полставки) в баре Мане в Фоли Бержер, пикник в Дежене-сюр-Л’Эрб Мане, речное воскресенье в Сера – Дуано использовал их, чтобы создать свой собственный современный мир, Париж своей мечты. Если этот мир грёз явился – а это произошло – чтобы воплотить наши собственные парижские мечты, значит ли это, что он отражал наши собственные желания? Или потому, что страсть Дуано и ее близкий спутник страх пустоты могли формировать наши мечты и желания?

Он начал работать молодым, сначала выучившись на литографа и дизайнера букв в рекламном агентстве. Там он открыл для себя фотографию. Затем он работал ассистентом у художника Андре Виньо, который познакомил его с миром авангардного искусства и художников — тогда центром этого мира был Париж. Он познакомился с художниками, которые сформировали наше видение современной Франции. Не только визуальные художники, но и писатели, такие как поэт и сценарист Жак Превер, чье творчество во многом отражало желания и заботы Парижа середины века.

Наследие раннего знакомства с модернистской эстетикой занимает центральное место в его творчестве. Не в формальных качествах его картин – традиционных, даже консервативных. Скорее, это то, что он решил сфотографировать. Точнее, в его отношении к своему деклассированному предмету. В его творчестве нет королей или капитанов. Его интересовали чудеса, присущие рабочему мужчине (и женщине).

Он не судил своих подданных. В его работе нет чувства антрополога — как, скажем, в Уокере Эвансе, который иногда может показаться викторианским ученым, патрулирующим близлежащие улицы, как если бы они были чужой планетой. Дуано действительно любил и ценил то, что фотографировал. Он никогда не глумился и всегда был честен в своей сентиментальности — отсюда и его широкая популярность. Однако он не был наивным. Его самая известная фотография пары, сочно обнимающейся на парижской улице, сделанная за 9 секунд. Журнал 0023 LIFE , 1950 г. — создан парой начинающих актеров. Он заплатил им по 500 франков каждому.

Свой первый фотоаппарат Rolleiflex он купил в 1932 году. В том же году он сделал свой первый великолепный снимок двух маленьких детей, держащихся за руки, идущих за молоком, пересекающих зимнюю полуденную улицу в Ну, Джентильи, конечно. Как всегда, если вы хотите сделать действительно глобальную работу, начните с глубоко локального. «В этой обычной обстановке, которая была моей собственной, мне довелось мельком увидеть некоторые фрагменты времени, в которых повседневный мир казался освобожденным от своей тяжести», — писал он 60 лет спустя. «В ожидании чуда», как он это называл.

В отпуске он познакомился с Пьеретт Шомезон, которая в это время ехала на велосипеде. Они поселились в Монруже — следующем пригороде от Жантильи — и практически оставались там до самой его смерти. Как и Магритт, он оставил свои сюрреалистические инстинкты на работе и жил домашней жизнью архетипического франкоязычного буржуа.

После службы в армии в 1934 году он устроился фотографом в рекламный отдел Renault. Он был уволен в 1939 году за постоянные опоздания. С этого момента он стал фотографом, работающим не по найму. Во время войны он фотографировал жизнь Парижа и помогал Сопротивлению небольшим подлогом. Он фотографировал освобождение. Однако на его картинах нет ни трупов, ни бритоголовых женщин, как это было на картинах Капы, изображающих подобные моменты. «Нужно фотографировать только тогда, когда чувствуешь себя полным любви к ближнему», — сказал он.

Его первая книга фотографий, La Banlieue de Paris (Пригород Парижа) , вышла в 1949 году. К 1951 году его работы были выставлены в Нью-Йорке, в Музее современного искусства, с Картье-Брессоном, Брассаем и Вилли Ронисом. . Другая книга, Les Parisiens Tels Qu’ils Sont (Парижане как они есть) , была опубликована Робертом Дельпиром. Работал в журнале Le Point . Он фотографировал Пикассо и Брака. Он сделал несколько замечательных цветных снимков Палм-Спрингс в 1960 году.

Но больше всего на свете он посвятил свою жизнь черно-белым фотографиям повседневности, обыденности, того, что осталось вне поля зрения высокого искусства, даже самого современного. Если он патрулирует живописную границу, пусть будет так. Как и его аудитория — как, вероятно, и большинство людей, — он не видел внутренней ценности в расширении границ. Для него — опять же, как, вероятно, и для большинства людей — он видел передний край как нечто, чего разумно следует избегать. Для него это было совершенно беспроблемным взглядом. Если он был одним из панглоссианцев жизни, то он знал это, написав: «В этом обычном окружении, которое было моим собственным, мне довелось мельком увидеть некоторые фрагменты времени, в которых повседневный мир казался свободным от своей тяжести» 9.0005

Он жил дольше и фотографировал дольше, чем кажется возможным, достаточно долго, чтобы выйти из моды и вернуться как тотем не только уличной фотографии, но и современного города. Одно из его наиболее широко публикуемых изображений, его фотография собаки с колесами вместо задних ног, была сделана на парижской улице не в 1930-х или даже 1950-х годах, как многие думают, а в конце 1970-х — через год после Sex Pistols. впервые посетили город. Даже тогда у него были десятилетия, чтобы идти. Коллекция его работ 1997 года называлась Три секунды вечности , повторяя слова, которые он когда-то сказал: «Сотые доли секунды здесь, сотые доли секунды там — даже если вы сложите их встык, они все равно в сумме составят одну, две, может быть, три секунды, вырванные от вечности».

© Peter Silverton 2019

Нравится:

Нравится Загрузка…

Ежедневные моменты. Работа Робера Дуано — Фотостудия

Богдан Флорин в изобразительном искусстве

Известный своей превосходной работой французского уличного фотографа и карьерой одного из первых фотожурналистов, Робер Дуано (1912–1994) остается исключительно уважаемым художником и по сей день. Он родился 14 апреля 1912 года в парижском районе Жантильи. Его родители умерли, когда он был совсем маленьким, оставив его на попечение родственников.

В тринадцать лет Дуано поступил в школу École Estienne School. Он учился там в течение следующих четырех лет, прежде чем в конце концов получил сертификат по литографии и технике гравировки. Хотя он делал снимки на любительском уровне с шестнадцати лет, только спустя некоторое время его навыки нашли хорошее применение.

В 1931 году Дуано стал ассистентом оператора Андре Виньо. В следующем году он продал свой первый набор фотографий журналу Excelsior . Он продолжал работать над рекламными кампаниями для автомобильной компании Renault, но его постоянные опоздания стоили ему работы. Какое-то время Дуано пробовал свои силы во внештатной работе. Впоследствии он был нанят фотографическим агентством Rapho, группой, которая отправила его по всей его родине в поисках материалов для печати. В 1936 году Дуано женился на женщине по имени Пьеретта Шомезон. Они познакомились двумя годами ранее.

«Если бы я знал, как сделать хорошую фотографию, я бы делал это каждый раз».
— Робер Дуано

Как и многие французы, Дуано должен был помогать своей стране в военных действиях. В 1940 году его призвали в армию. Через два года после этого его жена родила первенца, Аннет. Примерно в это же время Дуано также встретил Максимилиана Вокса, который позже стал одним из его постоянных работодателей. Несмотря на то, что ему нужно было содержать растущую семью, Дуано даже использовал свои художественные способности, чтобы служить французскому сопротивлению, в основном создавая для них фальшивые документы, пока война не закончилась в 1919 году.45. Он также воспользовался возможностью, чтобы сфотографировать свою родину с момента ее оккупации до ее возможного освобождения. Однако Дуано отказался делать снимки, высмеивающие их подданные, например, француженок, которым остригли волосы в наказание за связи с немецкими оккупантами.

Робер Дуано

Жан-Клод Готран

Купить на Амазоне

После окончания боевых действий Дуано снова занялся фотографией-фрилансером. В конце концов, в 1919 году он вернулся в свою старую компанию, агентство Ralpho.46 и оставался с ними до конца своей карьеры. В это время он также сотрудничал с Пьером Бецем, издателем журнала Le Point. Через два года после окончания войны Пьеретта родила второму ребенку пары, дочь по имени Франсин. В том же году Дуано получил премию Kodak в области фотографии. Его первая книга фотографий была опубликована в 1949 году. Вскоре последовали и другие.

В 1950 году Дуано сделал, пожалуй, самый известный свой образ «Поцелуй» (Le baiser de l’hôtel de ville) на улицах Парижа. Впоследствии он был опубликован в эпизоде ​​​​9.0023 Журнал жизни . Пара, увидевшая фотографию, поверила, что это они были на фотографии, и Дуано любезно не удосужился исправить эту ошибку, пока они не пригрозили подать на него в суд за использование их фотографий без разрешения. Дело в том, что Дуано столкнулся с двумя начинающими актерами, которые целовались на улице. Он получил не только их разрешение, но и их сотрудничество в организации серии выстрелов.

Лучшее в Дуано: Париж

Робер Дуано

Купить на Амазоне

Примерно с 1948 по 1952 год у Дуано был контракт с французским изданием Vogue. И все же он находил эту работу неудовлетворительной. Его гораздо больше интересовало фотографирование обычных людей, ведущих свою повседневную жизнь, чем то, чтобы модные люди хорошо выглядели на бумаге. Считалось, что его работа достигла своего пика в 1950-е годы, предположительно, с получением премии Ньепса в 1956 году, но он начал терять импульс в 19-м веке.60-е годы. Тем не менее, Дозино действительно работал консультантом на канадской фотовыставке в 1967 году. К 1970-м фотография как средство повествования быстро стала умирающим искусством благодаря распространению телевидения. Это не помешало работе Дуано стать предметом короткометражного фильма в 1973 году и не помешало его старшей дочери Аннет стать его помощницей в конце десятилетия.

В 1980-х годах он получил еще несколько наград за свои фотографии: Гран-при National de la Photographie (1983) и Бальзаковской премии (1986). Он также был награжден орденом Почетного легиона в 1984 году. Несмотря на то, что Дуано был относительно известен в выбранной им профессии, он, как правило, был скромным человеком. Говорят, что он пожаловался, когда почувствовал, что его младшая дочь завысила цену за его работу над рекламной кампанией.

Жена Дуано, Пьеретта, в конце концов умерла в 1993 году от сочетанного действия болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера. Менее чем через полгода ее муж тоже был похоронен рядом с ней на кладбище Raizeux в Париже. Он умер от острого панкреатита в возрасте 81 года, оставив после себя 450 000 негативов и более 20 книг, отражающих его неустанное стремление к повседневной жизни.

Фотограф и кинорежиссер Тед Бейкер делает большой обзор некоторых из лучших работ мастера Дуано. Наслаждаться!

Источники: Википедия, Ателье Робера Дуано, Международный центр фотографии

 

Выставки Робера Дуано

РОБЕРТ ДУАНО — ИКОНЫ
С 17 декабря 2016 г. по 1 мая 2017
Форте ди Бард Валле д’Аоста (Италия)

#robertdoisneau #exhibition #fortedibard #italy #visit #castle #photographer #photo #france #annee50 #paris

Публикация Forte di Bard (@forte_di_bard)

28 мая 2017 г.
Espace Richaud, Версаль

#SaveTheDate Выставка «Robert Doisneau, les Années Vogue» с 8 марта по 28 мая — Espace Richaud à Versailles @vogueparis @enlargeyourparis @franceinfo @france3paris @anousparis #Flammarion #MoisDeLaPhotoGrandParis #exposition #exhibi tion #photographie #photo #photographer #мода #версаль #visitversailles #versaillescity

Сообщение Ville de Versailles (@villedeversailles) от

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *