Самые первые фотографии в россии: Самые первые снимки городов бывшего СССР
Фотографы Российской империи
Искусство фотографии в России развивалось стремительно. Уже в 1880-е появился жанр публицистического фоторепортажа и первый профессиональный журнал. Русские фотографы участвовали в международных выставках и получали престижные награды. «Культура.РФ» знакомит с первопроходцами в области фотоискусства.
Первый русский фотограф: Алексей Греков

Оригинальная камера Луи Дагера. Фотография: monochromepopgroup.com

Алексей Греков. Фотография: slavnyeimena.ru

Дагерротип «Мастерская художника». 1837. Фотография: itnan.ru
Полиграфист Алексей Греков остался в истории как пионер портретной фотографии и изобретатель российского фотоаппарата. Он первым из русских мастеров освоил способ получения негативного изображения на бумаге (калотипию).
В 1840 году, через несколько месяцев после открытия французским изобретателем Луи Дагером дагеротипии, Греков сделал ее более доступной, а само изображение — более прочным. Он первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики (гальванопластика — способ копирования при помощи химического процесса. — Прим. ред.). В этом же году он открыл «художественный кабинет» портретной фотосъемки — первый в России.
Фотограф Их Императорских Величеств: Сергей Левицкий

Сергей Левицкий. Семья императора Александра III. Фотография: rusplt.ru

Сергей Левицкий. Фотография: stereoscop.ru

Сергей Левицкий. Император Александр II и Императрица Мария Александровна. Фотография: birdinflight.com
Еще один первопроходец русской фотографии — Сергей Левицкий. Свои первые снимки начинающий фотограф сделал во время экспедиции на Кавказ в 1842 году — после этой поездки он оставил службу в канцелярии и полностью посвятил себя фотографии.
А здесь читайте про любимых архитекторов российских императоров
Во время путешествия по Риму он сфотографировал русскую общину — этот снимок единственный, на котором запечатлен Николай Гоголь. Ему также принадлежит коллективная фотография авторов журнала «Современник» с Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Львом Толстым, Николаем Островским и Иваном Гончаровым.
В Санкт-Петербурге Сергей Левицкий держал дагеротипную мастерскую. Одним из первых он начал делать фотографические коллажи и ретушировал негативы. В 1847 году по его эскизам сконструировали камеру с мехами («гармошкой»), которая облегчила фокусировку и снизила вес аппарата.
В объективе Левицкого были Николай I, Мария Александровна, Александр II и другие царские особы — фотограф запечатлел четыре поколения монаршей семьи. В 1877 году Левицкому и его старшему сыну Льву, который работал вместе с отцом, присвоили звание «Фотографы Их Императорских Величеств».
Автор первого фотоальбома: Андрей Деньер

Андрей Деньер. Портрет Афанасия Фета. 1860-е. Фотография: mos.ru

Иван Крамской. Портрет Андрея Деньера (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Андрей Деньер. Портрет Ивана Тургенева. 1850-е. Фотография: idea-l.ru
Андрей (Генрих) Деньер также работал в Петербурге. В 1842 году он стал вольноприходящим студентом в Императорской Академии художеств на курсе исторической живописи у Карла Брюллова, в это же время увлекся фотографией. После окончания учебы он открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера» на Невском проспекте. В 1860-х успешный фотограф-портретист уже занимал призовые места на выставках и выступал на них экспертом, а в 1860 году был удостоен звания «Фотограф Его Императорского Величества».
Андрей Деньер первым сделал фотоальбом со снимками деятелей искусства: в 1865 году вышли 12 изданий «Альбома фотографических портретов известных лиц России». Деньер запечатлел Федора Тютчева, Ивана Аксакова, Афанасия Фета, Тараса Шевченко.
Андрей Деньер всегда экспериментировал с фотографированием. Он работал с витротипией — «фотографией на стекле». Также мастеру принадлежит метод, который назвали «эффект Деньера»: фотограф печатал изображение с двух негативов. Так он добивался мягких, нерезких контуров.
Первый русский фотохудожник: Андрей Карелин

Андрей Карелин. Варварская улица, Нижний Новгород. 1870-е. Фотография: masterart.ru

Андрей Карелин. Фотография: perunica.ru

Андрей Карелин. «Угощение». 1870-е. Фотография: perunica.ru
В детстве будущий основоположник художественной фотографии Андрей Карелин учился иконописи. Способного ученика из Тамбова направили в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств. После выпуска Карелин стажировался у Михаила Настюкова — официального фотографа будущего государя Александра III.
В 1869 году Андрей Карелин открыл собственный фотосалон в Нижнем Новгороде. Он делал портреты герцога Эдинбургского, художника Василия Верещагина, музыканта Николая Рубинштейна, ученого Дмитрия Менделеева и других известных личностей. Карелин часто экспериментировал с фокусным расстоянием и глубиной резкости, благодаря чему добился естественности и соразмерности деталей. Он снимал на расстоянии семи метров, не теряя при этом четкости изображения. В 1876 году «За изобретенный особый способ фотографии» мастеру присвоили звание фотографа Императорской Академии художеств.
Как художник, Андрей Карелин старался приблизить свои работы к лучшим произведениям живописцев. В 1886 году вместе с Иваном Шишкиным он создал альбом «Нижний Новгород» с раскрашенными акварелью фотографиями местного дворянства и купечества — экземпляр, подаренный Александру II, хранится в Государственном Русском музее.
Читайте также:
«Карелин первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией».
Летописец петербургской жизни: Карл Булла

Карл Булла. Николай Пирогов, Владимир Стасов, Максим Горький, Илья Репин. 1905. Фотография: onedio.ru

Карл Булла. Фотография: russia-maritime.ru

Карл Булла. Портрет Федора Шаляпина. Фотография: iz.ru
Петербургского фотографа Карла Буллу называют отцом репортажного фотоискусства и летописцем петербургской жизни. Он одним из первых получил разрешение на уличную фотосъемку и стал единственным фотографом, кто был удостоен нагрудного знака «Фотограф Санкт-Петербурга». В 1883 году в своей лаборатории он производил сухие броможелатиновые пластины — его изобретением пользовались по всему миру.
Знакомьтесь с журналами и газетами, которые выходили в дореволюционной России
На своих снимках Булла запечатлел значимые события России: спуск на воду крейсера «Аврора», наводнение 1903 года в Санкт-Петербурге, празднование 300-летия дома Романовых, революцию 1917 года. Позднее в собственной типографии он печатал открытки с видами столицы. Булла-репортер снимал для газет и журналов «Нива», «Огонек», «Столица и усадьба», немецких Die Woche, Illustrirte Zeitung.
Карл Булла снимал также и портреты. В его объектив попали император Николай II, Петр Столыпин, Максим Горький, Федор Шаляпин и Александр Куприн, Илья Репин, Матильда Кшесинская. К 80-летию Льва Толстого фотограф сделал более 100 снимков.
Фотограф-гравер: Альфред Федецкий

Альфред Федецкий. Члены Харьковского отделения Русского музыкального общества и Петр Чайковский. 1893. Фотография: musicollege.by

Альфред Федецкий. Николай II и Александра Фёдоровна на вокзале в Борках. Фотография: facte.ru

Альфред Федецкий. Класс воскресной школы Христины Алчевской в Харькове. 1900. Фотография: kharkovgo.com
Альфред Федецкий закончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. Позже он переехал в Киев и стал работать в фотоателье Влодзимежа Высоцкого, где его вскоре назначили управляющим и доверили делать фотографии высочайших особ.
В 1886 году Федецкий перебрался в Харьков — фотографический центр Юга России. Там он открыл собственное фотоателье. Федецкому принадлежат фотографии членов императорской фамилии, Иоанна Кронштадтского, Петра Чайковского, Ивана Айвазовского. В 1888 году на Всемирной выставке в Брюсселе Федецкий получил золотую медаль, а за кадры с крушения императорского поезда около станции Борки «Высочайшую благодарность» Императора Александра III.
Жанровые, пейзажные и портретные фотографии он старался приблизить к живописным рисункам. В 1901 году мастер изобрел новый способ съемки, который позволял имитировать гравюру на цветном металле.
«Действительно, новый род съемки, изобретенный Федецким, дает поразительное анатомическое свойство, сохраняя экспрессию, характер, отсветы кожи и малейшие изгибы лица. Глядя на эти снимки, никто не скажет, что это — фотография, а не превосходная, старинная гравюра. И замечательно, что чем пристальнее и дольше вглядываешься в эти снимки, тем сильнее их впечатление, тем больше они нравятся»
Фотограф-публицист: Максим Дмитриев

Максим Дмитриев. Ярмарочные балаганы на Гребневских песках. 1900-е. Фотография: bigpicture.ru

Максим Дмитриев. Фотография: zagopod.com

Максим Дмитриев. Дмитровская башня Нижегородского Кремля. Фотография: russo-travel.ru
Основатель социальной и публицистической фотографии в России Максим Дмитриев учился профессии у московского фотографа Михаила Настюкова. В 1879 году Дмитриев перешел в фотоателье Лейбовского в Нижнем Новгороде, а через два года стал помощником Андрея Карелина — тогда уже известного на весь мир.
Максим Дмитриев фотографировал старинные памятники Волжского края, местности, охваченные бедствием. Фотографии города вошли в альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии». Позднее эти фотографии проиллюстрировали книгу историка Василия Чешихина «Лев Толстой и голод». Рискуя здоровьем, Дмитриев снимал врачей и сестер милосердия, которые лечили больных тифом, разоренные деревни, ночлежки. Работы мастера оценили золотой медалью на Парижской международной фотографической выставке и почетным дипломом на выставке в Амстердаме.
«…Спешу написать Вам эти немногие строки, но мне довольно их, чтобы сказать Вам, что я в неописанном восторге от Ваших фотографий, особенно от «картин голодного года». Я ничего подобного не видел нигде в Европе, — а смею сказать, я много видел и здесь и в Европе».
В объективе Максима Дмитриева были почти все важные события Нижнего Новгорода: визит Николая II, 300-летие дома Романовых в 1913 году. Дмитриев часто фотографировал Максима Горького, Федора Шаляпина, Исаака Левитана, Константина Маковского, Ивана Бунина, Леонида Андреева, Владимира Короленко. Также он создал самый длинный в мире фоторепортаж: он запечатлел почти каждые четыре километра реки Волги и ее окрестностей.
Пионер цветной фотографии: Сергей Прокудин-Горский

Сергей Прокудин-Горский. Автопортрет. Водопад Кивач, Олонецкая губерния. 1915. Фотография: prokudin-gorskiy.ru

Сергей Прокудин-Горский. Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909. Фотография: prokudin-gorskiy.ru

Сергей Прокудин-Горский. Храм святого Николая в Можайске. 1911-1912. Фотография: prokudin-gorskiy.ru
Изобретатель цветных фотографий Сергей Прокудин-Горский учился в Императорской Военно-медицинской академии и Академии художеств. Его всегда увлекала фотография: результаты своих исследований он размещал в тематическом журнале и книгах по фотографии. В 35 лет Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела Императорского Русского технического общества — он регулярно делал доклады о своих исследованиях в области фотографии.
Больше фотографий Прокудина-Горского — по ссылке
В 1900 году черно-белые снимки Прокудина-Горского участвовали во Всемирной Парижской выставке, а через год он открыл «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую» в Петербурге. Настоящая революция в области фотоискусства началась с его статей о принципах воспроизведения цвета. Прокудину-Горскому первому в России удалось получить цветное изображение — качество его снимков превосходило даже иностранные. Уже с 1903 года он фотографировал виды и людей Российской империи в цвете. Мастеру принадлежат знаменитые снимки начала XX века: Лев Толстой в Ясной Поляне, команда парохода «Шексна», эмир Бухарский в Узбекистане, крестьяне из разных уголков страны.
Мастер русской светописи: Сергей Лобовиков

Сергей Лобовиков. Домовица. 1909 – 1910 гг. Фотография: rodnaya-vyatka.ru

Сергей Лобовиков. Фотография: vyatkawalks.ru

Сергей Лобовиков. Трифонов монастырь и кремль, Вятка. 1900-е. Фотография: photocentra.ru
Сергей Лобовиков начинал работать в фотоателье купца Петра Тихонова в Вятке. В 24 года, в 1894 году, он открыл собственную фотомастерскую. В своем фотоателье Лобовиков установил электроподсветку, которая позволяла ему фотографировать не только при дневном свете, но также в пасмурную погоду и вечером. Это было редкостью в то время.
В 1908 году Сергей Лобовиков стал председателем Вятского фотографического общества. За живописные фотографии крестьянского быта, портреты детей и сельские пейзажи он удостоен бронзовой медали на Парижской Всемирной выставке. «Я — фотограф мужицкий. Мой объект — мужик. Быт его меня интересует со всех сторон», — говорил мастер. Через два года фотографа избрали почетным членом Лондонского общества изящных искусств.
«Какая была цель и идея, руководившая мною в течение всей моей жизни? Эта цель — поднять, сколько позволят мои силы, фотографическое искусство прежде всего в нашем захудалом городишке, а может быть, и больше».
Первая русская женщина-фотограф: Елена Мрозовская

Елена Мрозовская. Портрет Матильды Кшесинской. Фотография: v-gornom.ru

Елена Мрозовская. Фотография: stereoscop.ru

Елена Мрозовская. Портрет княгини Ольги Орловой. 1903. Фотография: ruvera.ru
Фотограф-любитель из Санкт-Петербурга Елена Мрозовская училась фотоискусству в Париже у известного французского мастера Надара. В 1894 году она открыла собственную художественно-фотографическую мастерскую на Невском проспекте. В объективе Мрозовской были Николай Римский-Корсаков, Вера Комиссаржевская, Александр Глазунов, Матильда Кшесинская.
«Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения, и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е.Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства».
Елена Мрозовская была официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории: ей принадлежат первые снимки интерьеров учебного заведения. Она засняла знаменитый маскарад в Зимнем дворце в 1903 году: один из снимков — тонированный портрет княгини Ольги Орловой с кокошником — находится в Эрмитаже.
Автор: Ирина Малахова
Первые фотографии в истории
1826
Самый первый снимок в мире был сделан в 1826 году французом Жозефом Ньепсом. Вид из окна на Le Gras.
1838/39
Снимок сделал Louis Daguerre . Фотография называется: Boulevard du Temple «Бульвар дю Тампль». Вид из окна на оживленную улицу. Выдержка составила 10 минут, все люди на улицах смазались и исчезли, кроме одного человека, который стоял неподвижно и стал виден в левой нижней части фотографии. Параметры пленки и рабочее ISO не известны.
1839
Автопортрет Роберта Корнелиуса, дагератип. Одним из первых открыл частное фотоателье в США, но вскоре утратил к нему интерес и занялся семейным бизнесом — производством и продажей газовых фонарей.Слова, написанные на обратной стороне собственной рукой Корнелиуса, гласят: «Первая картина в свете когда-либо. 1839 год.»Очень интересно увидеть обратную сторону…

1839
Первой женщиной на фотографии была, Дороти Кэйтрин Дрейпер, которую сфотографировал ее брат американский фотограф Джон Дрейпер.Кстати, в том же 1839-м году. Представляю

1840
Первая фотография Луны сделана Джоном У. Дрейпером.
1850
Первое эротическое фото. Автор: француз Феликс Жаке Антуан Мулен.Через 76 лет родится основатель и шеф-редактор журнала «Playboy» Хью Хефнер.

1856
Самое старое подводное фото было сделано Уильямом Томпсоном в 1856 году. Во время съемки фотоаппарат был установлен на дне моря недалеко от Веймонта, Великобритания.
1858
Спустя 32 года после первой фотографии, Henry Peach Robinson сделал фотомонтаж. Fading Away — это скомбинированная из пяти негативов фотография. На снимке изображена девочка, умершая от туберкулёза, и собравшиеся вокруг родные.158 лет назат!

1860
В 1858 году фотограф и воздухоплаватель Гаспар-Феликс Турнаш (Надар) сфотографировал Париж с воздушного шара. Но к сожалению эти кадры до нас не дожили. Поэтому иногда авторство приписывают Джеймсу Уоллесу Блэку, который в 1860 году сделал кадр «Бостон, как его видит орел и дикий гусь».
1861
Ленточка из шотландки» или «Тартановая лента».Первая цветная фотография появилась в 1861 году. Разноцветное изображение, полученное физиком Джеймсом Клерком Максвеллом и фотографом Томасом Саттоном с помощью трёх светофильтров — синего, зелёного и красного —и продемонстрированное в ходе лекции на тему особенностей цветового зрения в лондонском Королевском институте Великобритании 17 мая 1861 года.

1877
Первая цветная фотография реальных объектов, 1877-м год. Фото называется «Пейзаж Южной Франции». Автор Луи Дюко дю Орон.
1882
Первая фотография природного явления — молнии, Уильяму Дженнингсу удалось запечатлеть это природное явление в 1882 году.
1895
Первым рентгеновским снимком был снимок кисти жены Вильгельма Рентгена.Рука Анны Берты
1903
Первые фотографии в истории с воздуха. Были сделаны в 1903 году. Изобретателем такого способа стал Julius Neubronner. Для этой цели, он прикрепил к голубям камеры с таймером.курлык курлык

1908
Первая цветная фотография в России была опубликована в «Записках Русского технического общества» в 1908 году. Это был портрет Льва Толстого (слева) авторства пионера русской цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского. Вообще, он сделал первые цветные снимки предположительно еще в 1902 году.Сергей Прокудин-Горский

1913
Первым подростком, сделавшим селфи, была Анастасия Николаевна Романова (4-я дочь императора Николая II).Королевское селфи

1920
Классическое селфи возникло крайне поздно, в декабре 1920 года. Виной тому — объективная сложность: проблемно удержать увесистый аппарат на вытянутой руке в течение нескольких секунд, а то и минут. Пришлось собрать вместе аж пятерых нью-йоркских фотографов, чтобы учудить такое.На нем запечатлены пятеро фотографов (слева Джозеф Байрон, далее Пирье МакДональд, Теодор Марсо, Поп Кор, Бен Фолк), позирующие на террасе фотостудии Марсо.

1926
В 1926 году была сделана первая цветная подводная фотография. Снимок сделал Dr. William Longley Charles Martin в Мексиканском заливе.Lappanella Jordan (Длиннопёрый губан).

1946
Первый снимок из космоса был сделан 24 октября 1946 года. Фотография была сделана на 35-миллиметровую камеру, которая была размещена на ракете, и сработавшая на высоте 65 миль над Землёй.
1957
Первое цифровое изображение в мире. Американский технолог и изобретатель Russell A. Kirsch в 1957 году работал с группой ученых над изобретением сканера. Создав опытный образец, Kirsch, желая протестировать прибор, отсканировал фотографию своего сына Уолдена. Снимок имел разрешение 176х176.
1959
Первая фотография обратной стороны Луны, сфотографирована советским спутником «Луна-3» 7 октября 1959 года.1966
Первое экстремальное селфи от Терри Финчера.
1972
В 1972 году появилась первая цветная фотография полностью освещённой земли. Фотография считается очень известной и носит название The Blue Marble (Голубой шар). Была сделана командой «Аполлон-17» 7 декабря 1972 года.The Blue Marble (Голубой шар).

1975
Первая фотография другой планеты. Снимок сделан аппаратом «Венера-9» в 1975 году.
1976
Первое изображение Марса, 1976 год Снято американским аппаратом «Викинг-1» вскоре после посадки на «красной планете» в 1976 году.
Интересная статья о фотографиях стоимостью от 1 млн.$
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию. Ее историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии. История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии. В небольшой статье невозможно назвать все имена и события, столь значимые для истории отечественной фотографии. Можно лишь с помощью отдельных штрихов указать путь, по которому шло ее развитие. Но перед этим, наверное, стоит упомянуть о нескольких фактах, без которых фотографии не было бы вообще.
Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. В архиве Академии наук до сих пор хранятся 12 калотипов и на некоторых имеется подпись самого Талбота. Из Англии Гамель едет во Францию, где знакомится с Жаком Дагером и под его руководством лично выполняет несколько снимков. Для Академии наук Гамель приобретает аппаратуру и принадлежности для изготовления фотоснимков. В сентябре 1841 года Академия наук получила от Гамеля фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека.
В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX — XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.
Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагеротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу — выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».
Им был разработан способ повышения долговечности дагеротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагеротипию более дешевой и доступной большему числу людей.
Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагеротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. В 1847 году Левицкий для удобства наводки на фокус и облегчения фотокамеры начал использовать меха. Он же первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал с самим собой, пожимая себе руку, или играл на пианино и слушал свою игру. Он также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. Для повышения технического уровня в области дагеротипии Левицкий в 1845 году уезжает в Италию. Там он снимает виды Рима и портреты русских художников, проживающих в Италии. По возвращении на родину он становится профессиональным фотографом и 22 октября 1849 года в Петербурге, напротив Казанского собора, открывает дагеротипную мастерскую под названием «Светопись». В 1867 году Левицкий открывает в Петербурге фотоателье, в котором была собрана богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников и общественных деятелей. Здесь мастер проводил опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.
Цесаревна Мария Федоровна с сыном Ники. Сергей Левицкий.
Групповой портрет русских писателей. Сергей Левицкий 1856 г.
Портрет Д.И. Менделеева. Сергей Левицкий. С-Петербург, апрель 1861 г.
Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге «Дагеротипное заведение художника Деньера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.
Андрей Деньер (1820-1892). Санкт-Петербург.
Поэтесса Зинаида Гиппиус. Санкт-Петербург. Андрей Деньер.
В 1887 году в России появился «Фотографический вестник» — первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала почетному члену Императорского Русского Технического общества Павлу Ольхину. В этом журнале Ольхин помещал не только теоретические выкладки, но и практические рецепты, химические составы и методы обработки фотоматериалов. Все данные, попадавшие на страницы журнала, тщательно проверялись, так как в то время появилось множество шарлатанов, спекулировавших на огромном интересе к фотографии.
В 80-х гг. XIX столетия появляется жанр публицистического фоторепортажа. Его основоположником в России стал Максим Дмитриев, открывший в 1886 году свою мастерскую в Нижнем Новгороде. Наиболее известными являются его «Волжская коллекция», в которой представлены фотографии Волги, снятые от истоков до устья в среднем через каждые четыре версты, и альбом «Неурожайные 1891–92 годы в Нижегородской губернии». Он также создал альбом Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года и фотопортреты А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина.
Максим Дмитриев (1858-1948)
Максим Дмитриев. Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде 1897 г.
Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в науке и технике. В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского — основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года — сотрудника Российской Академии наук.
Возглавив в Академии наук лабораторию по восстановлению древних письмен, он разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенчатом повышении утерянного контраста на документе. В 1843 году при раскопках московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты Академии так и не смогли обнаружить ни одной буквы. Оригинальная научная работа, проведенная Буринским по восстановлению «цветоделительным» способом «древних письмен», произвела в научной среде сенсацию.
Евгений Буринский (1849-1912)
Климент Аркадьевич Тимирязев был не только крупным ученым, но и фотохудожником, прекрасно владевшим техникой передачи красоты природы на фотографическом снимке. За серию совершенных и великолепных диапозитивов, на которых изображены растения и природа, он был удостоен серебряных медалей в 1895 году на Московской фотографической выставке, а годом позже — на Нижегородской всероссийской промышленной выставке. Кроме этого, Тимирязев, несомненно, являлся крупным мастером ландшафтной фотографии в России.
Климент Тимирязев (1843 — 1920)
Говоря о технических достижениях в области фотографии в России до 1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Например, в 1854 году И. Александровский изобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в 1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.
Особенно важным стало применение фотографии в военных целях. Возникновение воздушного фотографирования в России относится к 18 мая 1886 года, когда поручик русской армии А. Кованько в свободном полете воздушного шара произвел фотосъемку с высоты 800 метров в районе Петербурга. Были сконструированы аэрофотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 21 до 100 см, которые с успехом были применены во время русско-японской войны для уточнения топографических карт. Чуть позже, в 1890 году лейтенант русской армии Н. Апостоли для целей морской фоторазведки сконструировал двухобъективную фотокамеру, верхняя часть которой позволяла осуществлять наводку на резкость по матовому стеклу, а визирование проводилось во время фотосъемки нижней частью фотокамеры. Обе части камеры имели одинаковые фотообъективы, которые были взаимосвязаны между собой кремальерным устройством.
Многие русские фотографы-изобретатели стремились расширить возможности фотографии как вида искусства. В связи с этим необходимо вспомнить Ивана Болдырева. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, Болдырев достиг большого успеха. Во время поездки в Крым он испытал свой короткофокусный фотообъектив, позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу, и получил хорошие результаты, о чем и сообщил фотографическому отделу Русского технического общества.
По рекомендации этого отдела фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье фотографа А. Деньера и показал удивительный результат. Однако чиновники отказали изобретателю в отправке «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж. Потерпев неудачу при внедрении в практику своего короткофокусного фотообъектива, Болдырев занялся разработкой гибкой прозрачной «смоловидной» пленки взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин. Это изобретение демонстрировалось на Всероссийской промышленной выставке в 1882 году, но эксперты, представлявшие бюрократическую верхушку, не заметили его. Кроме того, Болдырев в 1889 году сконструировал точнодействующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже». С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И. Болдырев достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов.
Фотографии из «Донского альбома» Ивана Болдырева.
Среди фотографов-художников начала XX века выделялся своими жанровыми снимками на темы крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Будучи участником многочисленных международных выставок, он удостоился наград на Всемирной выставке в Париже, первой Международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке (1909), в Будапеште (1910), на Гамбургской фотовыставке. Фотомастер был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, а в 1910 году стал почетным членом Лондонского фотографического салона.
Сергей Лобовиков (1870-1941)
Домовница. Сергей Лобовиков.
Портрет отца Ф. И. Шаляпина. Сергей Лобовиков.
В первом десятилетии прошлого века большой вклад в русскую портретную и жанровую фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Даутендей, В. Каррик, К. Бергамаско, К. Шапиро, М. Панов, Д. Никитин, А. Бунте, М. Ревенский, И. Хмелевский, Н. Чарушкин, А. Карелин, С. Соловьев, Н. Барщевский, А. Трапани, С. Лобинов, К. Булла, Н. Свищов-Паола, М. Наппельбаум и др. В начале XX века в работах фотомастеров все еще заметно влияние живописи. Подтверждением этому служит необычайная популярность в России так называемых «крашенок» (раскрашенных фотографий). Раскраска проводилась вручную с помощью кисти и красок. Она приближала фотографии к любимому народом жанру портретной миниатюры.
Пример раскрашенной фотографии. Федецкий Альфред Константинович (1857-1902).
В советское время раскрашивание черно-белых фотографий приобрело определенный смысл. Раскраска, предназначенная для тиражирования, становилась идеологическим инструментом. Ярким примером этому служит «Портрет И.В. Сталина» (фотограф И.Шагин, художник В. Семенов, после 1945 года). Этот портрет был широко известен во всем мире, в СССР он расходился миллионными тиражами. Везде он аннотировался как фотография, но именно живопись художника, сгладившая оспины лица «вождя народов», придавшая ему здоровый румянец и золотистый «божественный» оттенок кожи, формировала образ. Но зритель доверял фотографии, фотографическая основа рождала уверенность в правдивости изображения.
Портрет Сталина. 1952 г. Фотограф Иван Шагин, художник Виктор Семенов
Изготовление крашенок стало своеобразным бизнесом для провинциальных фотографов, которые переснимали старые маленькие фотографии на большой формат и раскрашивали их анилиновыми красителями, удовлетворяя желание заказчиков превратить разрозненные портреты родственников в семейный пантеон. В этих крашенках образ распадался на две составляющие, документальную основу, часто очень неважного качества, и анилиновую розово-голубую идиллию, напоминающую по колориту церковные росписи XIX века.
В конце 1930-х гг. российская фотография оказалась в том же плачевном положении, что и вся российская культура. Железный занавес наглухо изолировал ее от международной художественной жизни, а внутри страны социально поощряем был лишь соцреалистический фоторепортаж, призванный обслуживать тоталитарную государственную систему. Расцвет «искусства» ретуши фотографии совпал с уходом со сцены всех основных направлений русской художественной фотографии.
Современная российская фотография — понятие непростое. Если фотография советского периода 1970–1980-х гг. еще поддается систематизированному анализу (чаще всего в тесной связи с социальной атмосферой в стране тех лет), то фотография сегодняшних дней до сих пор практически никак не позиционировалась. Между тем, вторая половина 1990-х гг. является очень важным периодом фотографической ситуации в России.
На это время в жизни страны приходятся перемены, напрямую на ней сказавшиеся: прорыв в отечественное культурное пространство «либеральных ценностей» через современное западное искусство, кинематограф, телевидение, глянцевые журналы. Появилась возможность сравнивать, выбирать и делать выводы.
Петр Ангарский
http://www.connect.ru/article.asp?id=3405
История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию.
___________________________
Читайте также:
Ольга Родионова — модель Ньютона и Лашапеля.
К 180-летию фотоистории. Первые снимки городов мира
Прошло больше года с момента публикации первой версии нашего обзора Самые первые снимки городов бывшего СССР.Теперь наконец дошли руки сделать аналогичный справочник по городам остального мира.
Сначала информация будет в алфавитном порядке, а потом в хронологическом.
Буду благодарен читателям за любые уточнения и дополнения, потому что этот каталог регулярно обновляется.
Но начнём всё же с Парижа, поскольку именно этот город стал первым, который удалось запечатлеть на снимках приемлемого качества.
В этом году исполняется ровно 180 лет, как фотография стала применяться на практике!
Весной 1838 года француз Луи Дагер (1787-1851) сделал два снимка бульвара Тампль из окна своей парижской студии.
Тот, что слева (утренний) стал всемирно известен, в том числе и как первое фото людей:
Оригинальное разрешение было не таким уж и плохим для одного из самых первых фото в истории.
Помимо бульвара, в том же 1838 году Дагер снял ещё несколько видов в Париже, из которых мне известны, по крайней мере, два: Нотр-Дам и Новый мост.
Теперь перейдём к городам по алфавиту.
Сразу после официального объявления об изобретении фотографии в январе 1839 года новоявленные дагерротиписты кинулись запечатлевать, прежде всего, древние памятники. Поэтому 90% самых ранних фотографий приходится на район Средиземноморья (Италия, Греция, Ближний Восток, Северная Африка). Города типа Амстердама, Вены или Праги тогда особо не котировались в качестве «достопримечательных».
АЛЕППО
Старейшее фото датируется 1842-44 гг.:
КРУПНО
Оригинальное название: «Alep. Prise de Bab Antakieh»
Автор: Joseph Philibert Girault de Prangey
АЛЖИР
Старейшие снимки города сделаны в 1844 году. На одном из них мы видим мечеть на Правительственной площадь (Mosquee de la Place du Gouvernement):
КРУПНО
АМСТЕРДАМ
Старейший известный снимок города датируется 1857 годом. На нём запечатлен Keizersgracht (Императорский канал):
АНКАРА
Самые ранние снимки города пока не установлены.
АФИНЫ
Самый первый снимок в Афинах был сделан уже 1839 году. Его выполнил француз Pierre-Gustave Joly de Lotbiniere. Увы, до нас он дошёл только в виде гравюры-репродукции в знаменитом альбоме Ноэля Леребура «Excursions daguerriennes».
На нём, конечно же, был Парфенон:
БАГДАД
Самые ранние снимки города пока не установлены.
БАНГКОК
Самое раннее фото датируется примерно 1869 годом (автор — Francis Chit):
БАРСЕЛОНА
Хотя Мадрид также снимали в 1839 году (см. ниже), первым дагерротипом Испании считается снимок Барселоны того же года:
На нём запечатлена Casa Llotja de Mar.
Здесь говорится, что старейшая фотография Испании была сделана в Барселоне 10 ноября 1839 г., но речь идёт о другом снимке, который не сохранился.
БЕЙРУТ
Самое раннее фото датируется 1840 годом (авторы — Horace Vernet и Goupil-Fesquet) и запечатлело мечеть Аль-Сарайя:
БЕЛГРАД
самые ранние известные снимки Белграда датируются 1876-78 гг.
Вот один из них — вид с крыши ректората университета в направлении крепости Калемегдан:
Всю серию старейших снимков Белграда можно посмотреть здесь. Или здесь.
БЕРЛИН
Самые ранние известные снимки Берлина относятся к 1840 году.
На одном из них запечатлена Ляйпцигер-штрассе:
БЕРН
Старейшие снимки сделал примерно в 1845-1850 французский фотограф Joseph Philibert Girault de Prangey:
БОГОТА
Старейшее известное фото датируется 1848 годом (автор — Baron Jean-Baptiste-Louis Gros):
БОМБЕЙ
Старейшее известное фото датируется 1850 годом. На нём мы видим Шотландскую церковь, здание суда (Court-House) и вход на территорию верфи:
БОСТОН
Старейший известный снимок Бостона был выполнен на даггеротипе 15 апреля 1840 года:
Его автором является один из первых американских фотографов — Dr. Samuel A. Bemis (1793–1881): https://en.wikipedia.org/wiki/Samuel_Bemis
По другим сведениям, первый снимок Бостона мог сделать ещё в 1839 г. Gilman Joslin.
БРАТИСЛАВА
Самые ранние снимки города пока не установлены.
БРЕМЕН
Старейший снимок города датируется 1843 годом:
БРЮССЕЛЬ
Самые ранние снимки города пока не установлены.
БУДАПЕШТ
Первый снимок города Пешта (потому что никакого Будапешта до 1873 г. на карте мира не значилось) был выполнен на дагерротипе до 1848 года:
КРУПНО
Местные историки датируют этот раритет приблизительно 1844 годом, но не ранее 1843 года, когда появилась фирма с вывеской “Gyarmathy”, которую можно разглядеть на фото.
В источнике можно посмотреть дополнительную информацию.
Снимок был опубликован в блоге Венгерского дома фотографии (House of Hungarian Photography). А впервые публике дагерротип был представлен в 2006 году в венском Музее Альбертина.
В перспективе снимка видна Университетская церковь, она же Рождества Девы Марии.
БУХАРЕСТ
Самые ранние снимки города датируются 1864 годом. Вот один из них:
БУЭНОС-АЙРЕС
Старейшее известное фото датируется 1848 годом. Вид из района Retiro:
КРУПНО
ВАЛЛЕТТА
Старейший снимок мальтийской столицы датируется 1840-ми годами:
ВАРШАВА
Старейшие известные снимки города датируются 1858 годом. На одном из них запечатлена улица Miodowa:
ВАШИНГТОН
Старейшие известные снимки столицы США сделаны в 1846 году. Так выглядел тогда Капитолий:
КРУПНО
ВЕНА
Старейший снимок австрийской столицы датируется 1840-ми годами:
ВЕНЕЦИЯ
Одни из первых снимков Венеции были сделаны в 1841 году.
В качестве примера можно привести дагерротип, на котором запечатлена Морская таможня и церковь Санта-Мария-дель-Салюте (автор — Alexander John Ellis):
ВРОЦЛАВА
Самые старые снимки Вроцлава (в то время Бреслау) относятся 1843 году. На одном из них мы видим Соляную площадь с памятником Блюхеру:
КРУПНО
В правой части фотографии видна Рыночная площадь с важней (большими весами), которую разобрали в 1846 году.
Оригинал этого снимка хранится в собрании дагерротипов Мюнхенского музея.
ГАВАНА
Самые ранние снимки города пока не установлены.
В первой половине 1850-х Гавану снимал американский фотограф Charles DeForest Fredricks (1823 — 1894), но его работы пока не попали в Интернет в смотрибельном виде.
ГАМБУРГ
Старейшие известные снимки были сделаны в 1842 году в связи с последствиями большого пожара.
На этом фото мы видим Николаскирхе:
ГДАНЬСК
Старейший известный снимок города датируется примерно 1853 годом:
ГОНКОНГ
Самые ранние фото датируются примерно 1860 годом. На одном из них Губернаторский дом (Government House):
На другом — панорамный вид.
ГОНОЛУЛУ
Самое раннее фото датируется 1857 годом:
ДАМАСК
Вероятно, первым запечатлел Дамаск на фото француз Joseph-Philibert Girault de Prangey. Вот его панорама 1843 года:
ДЕЛИ
Самые ранние снимки города пока не установлены.
ДЖАКАРТА
Самое раннее фото Джакарты (в то время Батавии) датируется 1863 годом (вид мэрии):
ДРЕЗДЕН
Первый снимок города был сделан в год официального изобретения фотографии (1839) и на нём закономерно запечатлен архитектурный символ Дрездена — Фрауэнкирхе:
ДУБЛИН
Старейший известный снимок города датируется 1848 годом. На нём запечатлена группа людей на фоне церкви Св. Георгия на Hardwicke Street:
ЗАГРЕБ
Старейший известный снимок города датируется 1856 годом. На нём запечатлен кафедральный собор-замок, ещё до перестройки его неоготическом стиле (автор фото — Franjo Pommer):
ИЕРУСАЛИМ
Один из старейших снимков города датируется 1842 годом. На нём запечатлена Храмовая гора:
По другим сведениям, первый снимок Иерусалима сделал Frédéric Goupil-Fesquet в декабре 1839 года.
См. также старейшие снимки Иерусалима, сделаные в 1844 году.
КАИР
Вероятно, первым запечатлел Каир на фото француз Joseph-Philibert Girault de Prangey. Вот дагерротип 1843 года:
КАЛЬКУТТА
Самое раннее фото датируется 1851 годом:
КАРАКАС
Самое раннее фото датируется 1870 годом:
КОПЕНГАГЕН
Вероятно, Копенгаген стал первым сфотографированным городом во всей Скандинавии.
Ulfeldts Plads (ныне это площадь Gråbrødretorv ) в Копенгагене, фотограф Peter Faber, 1840 год:
ЛИМА
Самые ранние фото Лимы датируются 1860 годом. На одном из них площадь Боливара:
На другом Оружейная площадь (Plaza de Armas).
ЛИССАБОН
Самое раннее фото датируется примерно 1850-1854 годами (на нём дворец Necessidades):
КРУПНО
ЛОНДОН
Мировая столица научно-технического прогресса тех времён не могла не попробовать одной из первых французскую новинку.
Парламент-стрит с Трафальгарской площади, 1839 год:
Кстати, очень неплохое качество для первого снимка. А всё потому, что это дагерротип, а не изобретённый англичанами одновременно с ним калотип. В качестве носителя металл оказался лучше вощёной бумаги Тальбота.
ЛОС-АНДЖЕЛЕС
Самое раннее фото датируется примерно 1862-м годом, самый центр города:
КРУПНО
МАДРИД
В испанской столице способ Дагера опробовали уже в 1839 году, но первый блин вышел комом:
Здесь с трудом можно разглядеть очертания Королевского дворца (Palacio Real).
МАКАО
Самые первые снимки Макао (и Китая вообще!) сделал в 1844 году француз Jules Itier.
На этом его фото вид Praia Grande в Макао:
МАНИЛА
Недавно обнаружена серия негативов Филиппин и их столицы.
Они датируются 1840-ми или началом 1850-х гг. Вот один из видов Манилы:
МАРСЕЛЬ
Старейший снимок города сделал примерно в 1842 г. фотограф Joseph Philibert Girault de Prangey:
МЕЛЬБУРН
Самое раннее фото датируется 1850-ми годами:
МЕХИКО
Старейший известный снимок Мехико сделал француз Jean Prelier Dudoille 21 января 1840 года:
МОНРЕАЛЬ
Самое раннее фото датируется 1852 годом:
МЮНХЕН
Первый снимок города был сделан в год официального изобретения фотографии (1839) и на нём закономерно запечатлен архитектурный символ Мюнхена — Фрауэнкирхе:
НЬЮ-ЙОРК
Старейший известный снимок датируется 1848 годом. На нём видна сельская местность там, где сейчас проходит Бродвей в Верхнем Вест-сайде:
ОСЛО
Самым старым известным снимком Осло является недавно обнаруженный дагерротип, сделанный в 1840-45 гг. (автор — Petter Otto Testman).
Тогда город назывался Христиания. Доминирующее здание Королевского дворца в 1846 г. утратило высокую крышу, что и послужило основанием для определения верхней границы датировки.
Безумное количество пикселей
Источник
ОТТАВА
Самое раннее фото датируется 1860 годом, на нём шлюза канала и район Majors Hill:
ПЕКИН
Первые снимки Пекина сделал в 1860 году итало-британский фотограф Felice Beato (1832-1909). Вот один из них:
ПИЗА
Первые снимки Пизы были сделаны в 1841 году.
В качестве примера можно привести дагерротип, на котором запечатлена знаменитая падающая башня (автор — Alexander John Ellis):
ПРАГА
Старейшие снимки города датируются 1856 годом. Вот один из них:
ПХЕНЬЯН
Самые ранние снимки города пока не установлены.
РАНГУН
Самое раннее фото датируется 1855 годом, на нём Shwe Dagon Pagoda:
Автор снимка — англичанин Capt. Linnaeus Tripe (1822-1902).
РЕЙКЬЯВИК
Самое раннее фото датируется 1860-ми годами:
РИМ
Первые снимки Рима сделаны не позднее 1840 года.
На этой фотографии запечатлён Форум Трояна (автор снимка — Lorenzo Suscipi):
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО
Старейший известный снимок города сделан в 1840 году. На нём мы видим Городской дворец Рио-де-Жанейро — резиденцию правительства Бразильской империи:
САЙГОН (ХОШИМИН)
Самые ранние фото датируются 1882 годом. Вот одно из них:
САН-ПАУЛУ
Самое раннее фото датируется 1852 годом:
САН-ФРАНЦИСКО
Самое раннее фото датируется 1848 годом:
САНТЬЯГО
Самое раннее фото чилийской столицы датируется 1850-м годом. На нём запечатлена Оружейная площадь (Plaza de Armas):
СЕУЛ
Самые ранние снимки города пока не установлены.
СИДНЕЙ
Самое первое фото города сделал в 1855 году местный пионер фотографии Robert Hunt:
СИНГАПУР
Самое раннее фото датируется 1844 годом:
СИЭТЛ
Самое раннее фото датируется 1860-ми годами:
СОФИЯ
Самые ранние фото датируются 1879 годом. Вот одно из них:
СТАМБУЛ
Вероятно, первым запечатлел Константинополь на фото француз Girault de Prangey. Вот его панорама 1843 года:
СТОКГОЛЬМ
Самое раннее фото датируется 1846 годом:
КРУПНО
ТЕГЕРАН
Старейшие известные снимки Тегерана выполнил в 1850-е итальянские фотограф Luigi Pesce (1818–1891). Его «Фотографический альбом Персии» (Album fotografico della Persia) 1860 года содержит 42 отпечатка.
Например, на этом снимке запечатлены Новые ворота шахской цитадели Арг:
КРУПНО
ТИРАНА
Самые ранние снимки города пока не установлены.
ТОКИО
Старейшие снимки Токио (в то время — Эдо) были сделаны в 1860 году в ходе экспедиции Ойленбурга (Eulenburg) Вот одно из них:
Однако по-настоящему город впервые запечатлел Феличе Беато в 1865-66 гг., создав знаменитую панораму.
ТОРОНТО
Старейший известный снимок города датируется 1856 годом и представляет собой круговую панораму. Вот её фрагмент:
ТУР
от первых снимков до селфи
Именно этим людям, которые смотрят на жизнь через объектив своих камер и посвящен — Всемирный День фотографии (World Photography Day), который фотографы многих стран мира ежегодно отмечают 19 августа. Праздник учрежден в 2009 года по инициативе австралийского фотографа Корске Ара.
С греческого языка фотография переводится как светопись. Фотографию по праву можно считать одним из главных изобретений 19-го века.
История
Дата празднования была выбрана неслучайно — 9 августа 1839 года французский художник и изобретатель Луи Дагер представил Французской академии наук процесс получения дагеротипа — изображения на светочувствительной металлической пластинке, а через десять дней правительство Франции провозгласило его изобретение «подарком миру».
Дагеротипия считается первым практическим способом фотографирования. Она была создана около 1822 года французским изобретателем Жозефом Ньепсом, но именно благодаря Дагеру этот способ получения фотографического изображения стал известен во всем мире.
«Вид из окна» — первая фотография в мире, сделанная в 1826 или 1827 году французским изобретателем Жозефом Ньепсом.
Дагеротипия была довольно быстро вытеснена коллодионным процессом, однако именно она считается родоначальницей современной фотографии.В последующие годы множество ученых продолжало совершенствовать процесс получения фотографий, используя разные материалы и реактивы.
Сотрудники популярной фотостудии Byron Company демонстрируют, как в начале XX века можно было делать селфи. Фото датировано 1920 годом.
В 1861 году Джеймс Максвелл сумел воспроизвести цветное фото, а изобретение в 1981 году компанией Sony цифровой камеры, позволило делать цифровые фотографии и отказаться от традиционной фотопленки, хотя многие профессиональные фотографы по сей день предпочитают ее в своей работе.Сегодня фотография доступна каждому. В век цифровых технологий, делать снимки или селфи можно и на простой мобильный телефон, которые потом заставят людей улыбнуться, взгрустнуть или затаить дыхание.
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Фото-уголок в Боржомском парке.
Первые фотографии
Первая фотография, которая сохранилась до наших дней, принадлежит французского изобретателю Жозефу Ньепсу. Кадр, который он назвал «Вид из окна», ему удалось получить в 1826 году.
А человека впервые запечатлеть смог другой французский изобретатель Луи Дагер в 1838 году.
Первый фотоавтопортрет в мире, нечто вроде селфи был сделан примерно осенью 1839 года известным американским фотографом, пионер фотографии Робертом Корнелиусом. После снятия крышки с фотообъектива, он бросился в кадр, где просидел больше минуты до закрытия линзы.
фотограф Роберт Корнелиус
Первое фото запуска ракеты с мыса Канаверал в июле 1950 года принадлежит NASA, на которой запечатлен запуск Bumper V-2.Первую цветную фотографию, на которой запечатлена трехцветная лента, завязанная в бант, представил Джеймс Клерк Максвелл в 1861 году на лекции в Королевском институте в Лондоне. Идею этого снимка он вынашивал целых шесть лет.
Фотография является уникальным явлением, которое способно запечатлеть навсегда важные события, интересные моменты, все красивое и любимое.
© photo: Sputnik / Levan Avlabreli
Туристы фотографируются на фоне Тбилиси со смотровой площадки на горе Мтацминда
Для абсолютного большинства людей фотоснимки являются ценными документами, свидетельствами их личной истории длиною в жизнь. Поэтому люди пытаются запечатлеть себя для «истории» сами, когда некого попросить. Видимо это положило начало появлению такого явления, как селфи.Селфи
Первое селфи в истории предположительно было снято в 1920 году. На снимке пятеро мужчин позируют перед камерой, которые стоят на крыше Marceau Studio в Нью-Йорке.
Говорят, что эти джентльмены были сотрудниками популярной фотостудии Byron Company, которая ведет свою историю с 1892 года.
На раритетном снимке пятеро мужчин позируют перед камерой, стоя на крыше Marceau Studio на фоне шпилей Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке. Эти джентльмены были сотрудниками популярной фотостудии Byron Company, которая ведёт свою историю с 1892 года.
Селфи (в переводе с английского — сам, себя), также встречаются названия себяшка, самострел — разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру, иногда при помощи зеркала, шнура или таймера.Термин приобрел известность в начале 21 века благодаря развитию встроенных функций фотоаппарата мобильных устройств.
Развлекают себя новым веянием в фотографии большинство подростков и молодых людей.
Свои фото размещают в социальных сетях не только обыкновенные люди, но и знаменитости. Многие селфи становятся хитами Интернета — их просматривают даже не тысячи, а миллионы людей.
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Туристы фотографируются на память у монастыря Джвари
Селфи звезд регулярно являются источником информации об их жизни, наравне с глянцевыми кадрами появляются в прессе, становятся предметом обсуждения, критики и объектом бесконечных лайков.Мир охватила эпидемия селфи. И поскольку влияние селфи на жизнь общества множится, ученые и психологи разных стран заинтересовались степенью и последствиями этого необычного явления.
Психологи установили, что данная проблема появилась в современном мире в связи со снижением ценности межличностных отношений. Люди все больше заняты карьерой, бизнесом, увеличением доходов и накоплением денег.
© video: Ruptly .
Солнцезащитные очки вместо селфи-палки: как выглядит новинка
Они все меньше внимания уделяют личному общению, дружбе и любви. Они не стараются строить глубокие отношения, не привязываются друг к другу, в итоге видя друг в друге не личность, а набор полезных для себя функций.О том, насколько глобальна сегодня селфимания, говорят и цифры статистики. Ежедневно в мировых соцсетях появляется один миллион себяшек. Треть из них снимают люди в возрасте от 18 до 24 лет, которые и есть основные селфиманы.
В погоне за удачным кадром, люди поднимаются на самые высокие здания, горы, спускаются в глубокие ущелья и совершают безумные поступки, которые приводят к их смерти. Зарегистрировано много случаев «смертельных селфи» по всей Земле.
© photo: Sputnik / Александр Имедашвили
Жители грузинской столицы фотографируются в центре города в солнечный февральский день.
И если отказаться от селфи нет сил, фотографироваться стоит в безопасных местах, либо просить сделать снимок постороннего человека.И помните, что фотография — это не просто снимок, на котором кто-то прекрасно или не очень выглядит, а конкретная эмоция, чувство отражающее состояние человека на определенный момент.
Фотографируя друг друга и окружающий мир, мы способны ощутить радость, вдохновенье и творческое отношение к жизни.
«Остановись, мгновение, ты прекрасно!»
Любители селфи фотографируют себя на фоне самолетов на пляже Махо (Сен-Мартен)
Материал подготовлен на основе открытых источников.Самые первые фотографии
Искусство фотографии, в отличие от живописи, скульптуры, архитектуры, появилось относительно недавно и многим интересно — с чего всё начиналось. После создания первой фотографии прошло почти 200 лет. С тех пор многое изменилось, а фотоаппаратура стала невероятно качественной и разнообразной, но те — самые-самые первые снимки до сих пор вызывают большой интерес и возбуждают воображение.
Самая первая фотография в мире, которая была сделана в 1826 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Joseph Niepce). Его изобретение стало тем самым первым шагом к возможности делать фотографии, а впоследствии и к телевидению, кино и так далее. Снимок носит название: «Вид из окна на Le Gras». Для создания этого изображения Жозеф Ньепс намазал тонким слоем асфальта металлическую пластину и выставил на восемь часов на солнце в камере-обскуре. После восьмичасовой выдержки, на пластине появилось изображение видимого пейзажа из окна. Так появилась самая первая фотография в мире.

Первая фотография человека. Снимок сделал Louis Daguerre в 1838 году. Фотография называется: Boulevard du Temple. Вид из окна на оживленную улицу. Из-за того, что выдержка составляла 10 минут, все люди на улицах смазались и исчезли, кроме одного человека, который стоял неподвижно и стал виден в левой нижней части фотографии.

В 1858 году, спустя 32 года после первой фотографии, Henry Peach Robinson сделал первый фотомонтаж. Fading Away — это скомбинированная из пяти негативов фотография. На снимке изображена девочка, умершая от туберкулёза, и собравшиеся вокруг родные.

Первая цветная фотография появилась в 1861 году. Создал её шотландский математик и физик James Clerk Maxwell.

Первый автопортрет (что принято сейчас называть модным словом — селфи) был создан в 1875 году. На фотографии автор фотопортрета Mathew B. Brady. Именно ему первому пришла в голову мысль сфотографировать самого себя.

Первая фотография с воздуха. Была сделана в 1903 году. Изобретателем такого способа стал Julius Neubronner. Для этой цели он прикрепил к голубям камеры с таймером.

В 1926 году была сделана первая цветная подводная фотография. Снимок сделал Dr. William Longley Charles Martin в Мексиканском заливе.

Первый снимок из космоса был сделан 24 октября 1946 года. Фотография была сделана на 35-миллиметровую камеру, которая была размещена на ракете, и сработавшая на высоте 65 миль над Землёй.

В 1972 году появилась первая фотография полностью освещённой земли. Фотография считается очень известной и носит название The Blue Marble (Голубой шар). Была сделана командой «Аполлон-17» 7 декабря 1972 года.

69 редчайших исторических фотографий
Аэробуер В.Т. Лебедева. Санкт-Петербург, 1900-е годы
Северокорейский лидер Ким Ир Сен на митинге в честь 16-й годовщины основания Северной Кореи. 1964 год
Приготовление тарасуна, т.е. молочной водки. Якутия. Конец 19-го века
Гейши. Япония. 1920-е
Лундгрен и Сталлоне на съемках «Рокки-4»
Лев Толстой, Максим Горький и Антон Чехов
Пабло Пикассо и Франсуаза Жило. 1948 год
Бродский со своими студентками. Мичиган, 1980-е
Одри Хепберн и Хамфри Богарт на съемках «Сабрины». 1954 год
Ингаляция. Сестрорецкий курорт, Санкт-Петербург, 1913 год
Хижина на плоту во время сплава леса. Волга, 1900-е
Развозка пассажиров на вокзале в Царском Селе. Конец 19-го века
Мальчик в суперкепи. Бостон, США, 1968 год
Владимир Маяковский. СССР, 1923 год
Юные братья Кеннеди: Джон, Бобби и Тедди. США, 30-е годы
К.Э. Циолковский, родоначальник нашей космической мысли. На фото он за работой. Калуга, 1932 г.
Прачки на Енисее. Красноярск, начало 20-го века
Клод Моне кормит голубей со своей женой. Венеция, 1908 год
Марлен Дитрих поцеловала руку Константину Паустовскому. СССР, 1963 год
Битлз. Нью-Йорк, 7 февраля 1964 года
Лев Николаевич Толстой. Крым. «Здесь хорошо тем, что кроме теплоты и красоты, — богато, нет нищих»
Школьные танцы. США, 50-е
Мэрилин с сердечком
Любительский дачный театр. Россия, 1900 год
«Если в мире все бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?» Льюис Кэролл
В поезде на Магнитогорск, 1930 год
Боб Марли с «Мисс мира», 1976 год
Байкерша. Великобритания, 80-е
Лев Толстой с семьей за чайным столом в парке
Наводнение в Москве, 11 апреля 1908 год
Pink Floyd. Япония, 1972 год
6 октября 1889 года в Париже на Монмартре открылся «Мулен Руж». На фото — его главное достояние. 20-е годы
1948 год. Суд по бракоразводным процессам, США. Мужчина просит жену простить его
Швейцарский турист на Красной площади. 1957 год. Фестиваль молодежи и студентов
Бетти Бросмер – секс-символ Америки сороковых
Деми Мур, Нью-Мексико, США, 1980-е
Дети принимают рыбий жир. 1960 год
Фрида Кало
Принцесса Маргарита и Королева Елизавета. Великобритания, 50-е годы
«Если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, поскольку худшее на сегодня уже позади». Марк Твен
Курт Кобейн говорит по мобиле. США, 80-е
Танцы на траве. 30-е годы. СССР
Эрнест Хемингуэй играет в футбол пивом. 1959 год. США
Че Гевара в детском саду в Шанхае, 1960 г.
Трехлетняя Норма Джин Бейкер, в будущем Мэрилин Монро, 1929 г.
Майкл Джексон притворяется Форрестом Гампом
Стивен Спилберг разъезжает на велосипеде в перерыве между съемками фильма «Полтергейст»
Доктор Терк, доктор Кокс и Джей Ди снова вместе. Дональд Фэйсон, Джон МакГинли и Зак Брафф поздравляют всех с новым 2015 годом
Молодой Сергей Шнуров, 1987 г.
Всемирный символ милосердия Мать Тереза в молодости
Стивен Кинг подписывает плакат фанату, 1985 г.
Будущая принцесса Диана Уэльская с морской свинкой
Джек Николсон отдыхает на Каннском кинофестивале, 1981 г.
Курт Кобейн рядом с Рональдом Макдональдом и Полковником Сандерсом
Чарли Чаплин и Софи Лорен на вечеринке по случаю дня рождения первого, 1966 г.
Мэттью Макконахи на своем выпускном
Вячеслав Бутусов защищает диплом
Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон на съемочной площадке «Секретных материалов»
Чак Норрис обучает Барбру Стрейзанд приемам карате, 1975 г.
Робин Уильямс — ученик выпускного класса, 1969 г.
Арнольд Шварценеггер и Джордж Буш-младший спускаются с горы на санках, 1991 год
Неподражаемая Одри Хепберн
Джими Хендрикс готовит себе обед, 1969 г.
«The Beatles» готовятся пересечь Abbey Road для легендарной обложки одноименного альбома
Пол Маккартни принимает ванну
Стивен Хокинг с женой Джейн Уайлд, 1965 г.
Хелена Бонэм Картер, 1986 г.
Элтон Джон выступает в костюме Дональда Дака, 1980 г.
Эрнест Хемингуэй с кошкой, лакающей из его бокала.
Смотрите также:
• Редкие кадры и малоизвестные факты — 51 историческое фото
• Любопытные исторические фотографии, которые вы вряд ли видели
• Исторические моменты в чёрно-белых фотографиях (41 фото)
• Исторические фотографии о женщинах, которые меняли мир (52 фото)