Советское фото: 437 оцифрованных выпусков журнала «Советское фото» выложили онлайн

По страницам журнала «Советское фото»: germanych — LiveJournal


«Советское фото» – советский иллюстрированный журнал Союза журналистов СССР. Был основан в 1926 году советским журналистом Михаилом Кольцовым. В 1931-33 г.г. выходил под названием «Пролетарское фото». На мой субъективный взгляд, журнал этот в ранние свои годы был куда интереснее последующих реинкарнация. Поэтому я предлагаю бегло пробежаться по страницам этого журнала в основном за 20-30-е годы.


«Советское фото», №2, 1929 год.

У фининспектора.

«Советское фото», №2, 1929 год.

ВЕШАЛКА , Г. Зельманович (Москва)

«Советское фото», №11, 1929 год.

Кстати, когда я служил (1984-86 г.г., если чо), у нас почему-то весьма популярной была шутка о том, что армия начинается с вешалки. В чём лично я усматриваю красноречивое свидетельство того, что в советскую армию иной раз попадали люди с весьма тонким чувством юмора и большие знатоки мифов вокруг имени Константина Сергеевича.

НА ТОРФО-РАЗРАБОТКАХ

«Советское фото», №11, 1929 год.

СТУДЕНТ РАДИО-УНИВЕРСИТЕТА

«Советское фото», №11, 1929 год. (кликабельно)

Ничего так себе морда лица у студента.

ВОЕННАЯ УЧЕБА

«Советское фото», №11, 1929 год. (кликабельно)

Я бы это фото назвал – манкурты овладевают знаниями.

Пионеры.

«Пролетарское фото», №2, 1931 год.

Любили тогда вычурные ракурсы. На мой вкус – получился какой-то мутант. Осторожнее надо с необычными ракурсами.

ШАХТЕРЫ ДОНБАССА, Ю. Брауде

«Советское фото», №21, 1930 год.

Какие светлые лица. Не то, что сейчас.


«Советское фото», №21, 1930 год.

Интересно, что подумали бы читатели журнала, если бы им сказали, что и через полвека эта и ей подобные заметки будут актуальны. Настолько актуальны, что их даже печатать не будут. Ибо советский человек какого-нибудь 1980 года просто пожал бы плечами, увидев заметку про то, что какое-то предприятие не выполнило своих обязательств перед потребителем. «Ну и что такого? Если про всякие нарушения обязательств нашей промышленности заметки в газетах писать, это никакой бумаги не хватит» – так или примерно так отреагировал бы читатель 1980 года, т. е. в годину X пятилетки. Ну а в 1-ю пятилетку такое могло ещё показаться в диковинку. Мол, отдельные недостатки на местах, скоро это всё исчезнет. Ага. Исчезнет. Наивные люди эпохи первых пятилеток.

Небоскрёбы Мангатгана (Нью-Йорк), «Советское фото», №10, 1927 год.

Долго думал, что такое Мангатган.

Полезные советы

Статья из журнала «Советское фото», №10, 1927 год

Понятное дело, что отсутствие аппаратов крайне тяжело отзывается на советском фотолюбительстве. Но и полвека спустя оно будет так же тяжело отзываться.

Американец, «Советское фото», №10, 1927 год.

Довольно одухотворённое лицо. Не акула капитализма. Что не удивительно. В 1927 году США были страной, без которой вся советская индустриализация забуксовала бы моментально. Так что не гоже было их облаивать.

М.Томский слушает прения. «Советское фото», №10, 1927 год.

Слушать прения председателю ВЦСПС товарищу Михаилу Павловичу Томскому оставалось ещё три года. В 1930 году он был снят с поста, поскольку был обвинён в «правом уклоне». Так товарищ Сталин назвал протест группы Бухарина, Рыкова и Томского против сталинских чрезвычайных мер по выкачиванию зерна из деревни. Однако на свободе Томский оставался ещё шесть лет. В 1936 году, в ходе процесса по делу «Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра», после показаний Зиновьева и Каменева против Бухарина, Рыкова и Томского прокуратурой началось расследование. Не став ждать «справедливого советского суда», Томский покончил жизнь самоубийством 22 августа 1936 года.

Кончено… «Советское фото», №10, 1927 год.

Фотография встык с предыдущей фотографией Томского. Прозорливо…

Приступают к работе. «Советское фото», №10, 1927 год.

Германские фото-репортёры за работой. «Советское фото», №10, 1927 год.

(кликабельно)

С. ТУЛЕС (Москва). За мережкой

«Советское фото», №4, 1927 год

Хорошее слово – мерёжка. Почти как морошка.

Главное, чтобы не с «правыми уклонами».

«Советское фото», №10, 1927 год.

Лучшая бригада слесарей в депо г.Рязань

«Пролетарское фото», №5, 1933 год.

Пионеры собирают оставшиеся в поле колосья. «Пролетарское фото», №5, 1933 год. «Пролетарское фото», №5, 1933 год.

Колоски можно было собирать только по разнарядке райкома ВЛКСМ и т.п. органов. Самочинные сборы оставшихся колосков были чреваты. 7 августа 1932 года был принят закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» (он же – «Закон о трёх колосках», он же – «Закон семь-восемь», который поминал Пётр Ручников в фильме «Место встречи изменить нельзя»). По этому закону за хищения «колхозного имущества» (к которому приравнивалось и зерно) грозил расстрел, а в мягкой форме («при смягчающих обстоятельствах») – лишение свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.

Электромолотьба в колхозе им.Сталина (Знаменский район, Украина)

«Пролетарское фото», №5, 1933 год. (кликабельно)

Председатель колхоза «Бахта» т. Мухутдинов передаёт телку лучшей ударнице колхоза Настасье Петуховой (Чистопольсний район, Татреспублика)

«Пролетарское фото», №5, 1933 год. (кликабельно)

Фрагмент статьи из журнала «Пролетарское фото», №5, 1933 год. (кликабельно)

Тут стоить напомнить, что эта чудесная пасторальная картина про улучшившееся питание колхозников была напечатана в 1933 году, когда в стране бушевал жуткий голод (Голод в СССР 1932-33 г.г.). Самый жуткий голод обрушился на традиционно хлебные регионы – Поволжье, Украину, Северный Кавказ. Кроме того – Урал и Казахстан. Голод был связан с ужесточением Сталиным планов по изъятию хлеба у сельского населения для перепродажи заграницу. Голод вызывал огромную смертность сельского населения и даже случаи людоедства. Поскольку статистика смертности от голода в СССР была засекречена (а скорее всего никогда и не велась подробно), точные масштабы этой демографической катастрофы (или геноцида) не известны до сих пор. Примерные оценки смертности от голода был сделаны при анализе переписей населения за разные периоды. Разные источники называют общее число жертв голода советского населения от 2-3 млн. (минимальная оценка потерь) до 7,5 млн человек в масштабе всей страны.


«Пролетарское фото», №5, 1933 год

Повезло пастуху Яковлеву.


«Пролетарское фото», №5, 1933 год

Советская колхозная идиллия.

«Пролетарское фото», №5, 1933 год

Тут идёт пропагандистская борьбе с «буржуазной прессой» за то, что та неправильно отражает ход «Процесса вредителей на электростанциях». Но тут интереснее не то, был ли «лес штыков на суде» или нет. Интереснее, что это журнал 1933 года. До начала пресловутого «Большого террора» ещё четыре года. А показательные процессы «вредителей» уже идут. Это были, так сказать, первые опыты для будущих больших показательных процессов. Дело рассматривалось в Москве 12–18 апреля 1933 г. Специальным присутствием Верховного суда СССР. Пикантность делу придавало то, что главой группы вредителей был признан родившийся в России англичанин Л. Ч.Торнтон, сын крупного петербургского фабриканта. Этот Торнтон по версии следствия организовал группу вредителей и шпионов.

Из статьи в журнале «Электричество», №8, 1933 год: «новые методы вредительства, которые заключались в том, что последнее проводилось, так сказать, мелкими порциями, но почти непрерывно и было замаскировано под производственные неполадки и привычную небрежность в работе. Когда каждый день случаются сравнительно мелкие аварии в одной или другой части оборудования, то вредительство не бросается в глаза, к нему привыкают как к «обычным» трудностям в работе и об’ясняют их «об’ективными» причинами».

В 1933 году дело обошлось ещё без расстрелов. Разные члены группы получили от полутора до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Английский подданный Торнтон был приговорён к 3 годам лишения свободы. Двух человек (иностранных поданных) даже признали невиновными и освободили. Такая сравнительная мягкость приговора была связана с тем, что к суду было приковано внимание иностранной прессы.

Детский туберкулезный санаторий (Одесская область). «Пролетарское фото», №5, 1933 год.

Советское ню. Интересно, если бы такая фотография сегодня была вывешена на какой-нибудь выставке, набежали бы на неё ревнители общественной морали? Впрочем, судя по габаритам лежащих тел, это не очень-то и дети, несмотря на название.


«Пролетарское фото», №5, 1933 год.


«Пролетарское фото», №5, 1933 год.

Этим аппаратом работать боязно…

«Пролетарское фото», №5, 1933 год. (кликабельно)

Фото-аппараты вместо велосипедов («Советское фото», 1929 год.)

Эх, знал бы этот неведомый советский фотолюбитель Т. из Севастополя, что и 10, и 20, и 30, и 40 лет спустя советские фотолюбители будут только мечтать о прекрасной заграничной аппаратуре, не имея возможности приобрести таковую. Впрочем, с действительностью этого Т. могло бы примирить то, что в будущем не только советские фотолюбители будут мечтать о заграничной фотоаппаратуре, не имея возможности приобрести таковую, но и советские любители велосипедов забудут про импортные велосипеды.

Н. ПЕТРОВ (Москва). Готовый к выпуску паровоз на Коломенском Заводе

«Советское фото», №4, 1927 год.

Ответ на английскую ноту

«Советское фото», №4, 1927 год.

Пётр Новицкий, автор этого снимка, начинал работать фотографом и кинооператором ещё до революции. Автор исторических киносюжетов и фоторепортажей о событиях Первой мировой и Гражданской войн, Февральской и Октябрьской революций, четырёх полярных экспедициях О.Ю. Шмидта. Был, если можно так выразиться, личным фотографом Ульяновых. Ряд известных фотографий Ленина (например, «Ленин произносит речь на похоронах Свердлова») сняты Петром Новицким.

Фото-репортёры на Красной площади в день прошлогоднего первомайского парада

«Советское фото», №4, 1927 год


«Советское фото», №4, 1927 год

С.С.КАМЕНЕВ на СЪЕМКЕ.

«Советское фото», №9, 1927 год

Заниматься фотосъёмкой Сергею Сергеевичу Каменеву оставалось ещё девять лет. Его жизнь оборвалась 25 августа 1936 года. Но он не был расстрелян, как можно было бы предположить по году смерти. Сергей Сергеевич Каменев скончался от сердечного приступа. А расстреляли – это его тёзку, Каменева Льва Борисовича. Расстреляли, правда, в тот же день – 25 августа 1936 года по делу так называемого «Троцкистско-зиновьевского объединённого центра». Возможно приговор Льву Борисовичу (а приговор был вынесен 24 августа) так повлиял на Сергея Сергеевича, что сердце не выдержало. Впрочем, если сердце и выдержало бы, вряд ли ему удалось продолжить свои фотоэтюды слишком долго. В 1937 году видный советский военачальник и организатор Осоавиахима Сергей Сергеевич Каменев был обвинён в участии в «военно-фашистском заговоре». Так сказать, посмертно.

ПОРТРЕТ

«Советское фото», №2, 1929 год


«Советское фото», №18, 1929 год

В сущности, этот заголовок применительно к СССР был всепогодным на все времена.

Вопрос из журнала «Советское фото», №1, 1929 год

Ответ из журнала «Советское фото», №2, 1929 год

АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ МУЗЕЙ (6. Исакий).

«Пролетарское фото», №2, 1931 год. (кликабельно)

Кстати, именно в антирелигиозный музей превратили большевики это здание сразу после революции. Не в музей какой-то там «культуры вообще», а в музей воинствующего атеизма, оправдывающий репрессии против верующих людей. Так что мой совет тем, кто сегодня воюет против передачи собора РПЦ – либо трусы натяните, либо… будьте последовательны. Если вы против «религиозного дурмана», то так и скажите, что полностью солидарны с большевиками в этом вопросе и хотите, чтобы в этом соборе был восстановлен большевистский антирелигиозный музей. Это честнее будет, по крайней мере. Только учтите, что этот музей с его функциями был создан в то время, о котором напоминают некоторые фотографии из этого журнала.

Кстати, я не радовал вас своей глубокомысленной фразой о том, что тот, кто не хочет содержать свою церковь, будет содержать чужую? Ну да, это не совсем оригинальная идея, а творческая переработка. Но менее справедливой она от этого не становится. Не верите? Ну тогда подсчитайте количество снесённых в Западной Европе за последние 15-20 лет христианских храмов и количество построенных… храмов иных религий (так, скажем). Подсчитали? Ещё вопросы будут? Нет? Ну тогда продолжаем.

Работница завода «Каучук» тов. Лунина, награждённая орденом Ленина.

«Пролетарское фото», №2, 1931 год.

Снова оригинальный ракурс демонстрирует человека с не самой лучшей, мягко говоря, стороны. Или говоря по простецки – такую лошадиную улыбку надо прятать, а не выпячивать.

Овладел четырьмя станками. А.Шайхет

«Пролетарское фото», №2, 1931 год. (кликабельно)

Современного юного пытливого читателя может обмануть название предыдущей фотографии. Фраза «овладел четырьмя станками» вовсе не означает, что данный человек купил (или каким-либо иным способом приобрёл в собственность) четыре станка и на этих станках выпускает продукцию, чем зарабатывает на жизнь. В советском лексиконе фраза «овладел» обозначала всегда «научился, приобрёл знания». В данном случае – рабочий научился работать одновременно на четырёх станках. Но эти станки ему не принадлежат и принадлежать не могут. Ибо в СССР частная собственность на средства производства была запрещена.

Освобождаемся от иностранной зависимости.

«Пролетарское фото», №2, 1931 год.

Освобождались, освобождались, да так и не освободились никогда. Всю войну с немцами воевали благодаря огромной промышленной помощи из США, а при Брежневе закупали в Канаде зерно, поскольку страна не могла обеспечить все свои потребности даже в зерне. Освободители от иностранной зависимости, туды их в качель.

Ну и т.д. и т.п.

Хороший, в общем, журнал, познавательный. И поучительный.

Советское фото — журнал | ИСТИНА – Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных

Индексирование: нет

Период активности журнала: не указан


  • Добавил в систему: Стяжкин Вадим Евгеньевич

Статьи, опубликованные в журнале


    • 1974 Смотр творчества студентов
    • Стяжкин В. Е.
    • в журнале Советское фото, № 12
    • 1974
      Смотр творчества студентов
    • Стяжкин В.Е.
    • в журнале Советское фото, № 12
    • 1974 Фотопублицистика газетного репортера
    • Стяжкин В. Е.
    • в журнале Советское фото, № 7
    • 1973 Всесоюзный форум фотожурналистов
    • Стяжкин В.Е.
    • в журнале Советское фото, № 6
    • 1971 Улучшить оформление газет и журналов
    • Стяжкин В. Е.
    • в журнале Советское фото, № 10
    • 1970 Снимают студенты
    • Стяжкин В.Е.
    • в журнале Советское фото, № 12
    • 1970 Специальность — фотожурналистика
    • Стяжкин В.
      Е.
    • в журнале Советское фото, № 3
    • 1969 Десять дипломов по фотожурналистике
    • Стяжкин В.Е.
    • в журнале Советское фото, № 10
    • 1967 Проблемы современной фотожурналистики
    • Стяжкин В. Е.
    • в журнале Советское фото, № 1
    • 1967 Фотоуниверсиада в Свердловске
    • Стяжкин В.Е.
    • в журнале Советское фото, № 8

SCRSS Советские коллекции — Фотобиблиотека

О фотоколлекциях

Фотобиблиотека SCRSS содержит более 60 000 изображений, охватывающих все аспекты общественной и культурной жизни в России и на постсоветском пространстве. Союза с до 1917 года по настоящее время. Он предлагает бесценный визуальный ресурс для издателей, исследователей изображений, дизайнеров и драматургов студентов, и поддерживается превосходным SCRSS Библиотека и архив.

Фотобиблиотека SCRSS была создана в 1943 году, когда Великобритания и Советский Союз были союзниками в борьбе с нацизмом. Война породила целую плеяду блестящих советских военных фотографов. чьи картины были отправлены в Общество для использования на выставках и мероприятия по сбору средств для поддержки военных действий. В послевоенное время лет в фотобиблиотеку ГЦССБ продолжали поступать фотографии Советского Союза по всем аспектам советской жизни. Он рос дальше с пожертвованием важных Сисели Осмонд и Хантли Картер Коллекции, охватывающие 1920-30 лет. Он также включает в себя Общество собственные фоторепортажи.

Общая фотоколлекция

Общая фотоколлекция SCRSS находится в процессе оцифровки и доступен онлайн через TopFoto на www.topfoto.co.uk.

Общая коллекция охватывает широкий спектр тем. Это включает в себя образы раннего коллективного земледелия, промышленности, образования и повседневной жизни в новом советском государстве. Есть фотоотчеты ключевых исторических событий и личностей, включая царскую период, русская революция, Великая Отечественная война (Всемирная War II) и первые полеты в космос. Имеется богатый материал по культурной жизни — кино, литература и балет (включая постановку фотографии и портреты ключевых фигур), советские плакаты и спорт. Коллекция также охватывает города, области и республики. бывшего Советского Союза.

Специальные коллекции фотографий

Эти специальные фотоколлекции хранятся в SCRSS. архивы. За исключением фотоархива SCRSS, они полностью оцифрованы, но не доступны онлайн. Общество может предоставлять издателям миниатюры с низким разрешением по электронной почте подбор помощи.

Коллекция Сисели Осмонд

Эта важная коллекция содержит подробный визуальный отчет повседневной жизни в Советском Союзе в 1920-30-е годы, с особенно богат материал по советскому образованию и обучению. Находить подробнее о коллекции.

Коллекция Хантли Картер

Эта важная коллекция включает в себя фотографии советского авангарда. архитектуры, театральных постановок и театрального дизайна в XIX в.20-30 лет. Узнайте больше о коллекции.

Фотоархив SCRSS

В этой коллекции хранятся собственные фотоматериалы Общества. события и личности с 1940-х годов по настоящее время. Находить узнать больше об архиве SCRSS (включая нефотографические записи).

Посещение специальных коллекций фотографий

Специальные фотоколлекции открыты для членов SCRSS. и нечлены только на исследовательской основе. Доступ строго по только назначение. Применяются сборы за исследование и воспроизведение изображений. Пожалуйста, всегда обращайтесь в Общество в заранее и по электронной почте, чтобы обсудить посещение Special Photographic Коллекции.

OG Photoshop: изготовление фотографий в условиях сталинского советского надзора

На дворе 1922 год, и фотография Сталина и Ленина, сидящих бок о бок, появляется во всех газетах Советского Союза. Но все было не так, как казалось. Фотография оказалась подделкой. Считается, что эта фотография была первым случаем, когда Сталин использовал фототехников для создания новой реальности, своей собственной версии реальности.

По этой фотографии создается впечатление, что Сталин и Ленин были близкими друзьями, когда на самом деле ими не были. «Ленин охарактеризовал Сталина как нестерпимо грубого и капризного и рекомендовал снять его с поста генерального секретаря Коммунистической партии». Сталин поручил фототехникам создать впечатление, будто двое мужчин сидят бок о бок, подразумевая, что Сталин был прямым наследником Ленина. Они также «сгладили рябое лицо Сталина, удлинили его сморщенную левую руку и увеличили его рост так, что Ленин как бы добродушно отступает».

 

К 1930-м годам Сталин и его армия ретушеров перешли от простой ретуши к пагубной практике фальсификации реальности. Когда Берлин пал в последние дни Второй мировой войны, красноармейский фотограф Евгений Халдей инсценировал фотографию нескольких солдат, поднимающих советский флаг на крыше здания Рейхстага. Вдохновленная фотографией с поднятым американским флагом на Иводзиме, культовая фотография Рейхстага представляет собой окончательное поражение Германии в войне, унесшей СССР почти 30 миллионов жизней.

По возвращении в Москву редактор попросил Халдея отредактировать фотографию, заметив, что у одного из солдат на фотографии на каждой руке по наручным часам. Это было явным признаком того, что он грабил павший город вопреки приказу Сталина. Фотография была отредактирована, чтобы успокоить Сталина и спасти жизнь солдату, который, вероятно, был бы расстрелян.

 

Редактирование фотографий было формой цензуры, и Сталин использовал ее, чтобы переписать прошлое. Подобно Джорджу Оруэллу, Сталин знал, что «кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее». После того как Лев Троцкий, другой видный деятель Коммунистической партии, потерпел неудачу в оппозиции сталинскому руководству, его сослали в Сибирь. Сталин не остановился на ссылке, он очистил память о Троцком, стерев его со всех официальных фотографий, СМИ и записей. Эта практика стала обычным явлением для других партийных чиновников, которые впали в немилость у Сталина и теперь считались политическими врагами. Иногда одну фотографию ретушировали несколько раз в течение нескольких лет. «На одной фотографии Сталин изображен с группой из трех своих заместителей. По мере того, как каждый депутат выпадал из фаворита, их вырезали из фото, пока не остался только Сталин».

Даже архитектор Великой чистки не был в безопасности. Николай Ежов, начальник НКВД (позже переименованного в КГБ), провел аресты, депортации и казни сотен тысяч ни в чем не повинных мирных жителей. Впав в немилость в 1938 году, он был арестован, предан суду и казнен, став жертвой систематического террора, который он сам помог создать. В 1937 году его сфотографировали идущим по берегу канала Москва-Волга рядом со Сталиным. После его смерти Ежов был стерт с фотографии, а вместо него была добавлена ​​вода.

Во время Великой чистки гражданские лица занимались редактированием фотографий по-своему. Стало опасно иметь фотографию, журнал или книгу, в которых были фотографии политических врагов Сталина. Опасаясь, что они окажутся в ГУЛАГе вместе с его политическими врагами, многие вырезали и уничтожали такие материалы.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *