Тональная перспектива в фотографии: что это такое и для чего нужна

Содержание

что это такое и для чего нужна

Приветствую вас, читатели моего блога, посвященного фотографии! С вами на связи, Тимур Мустаев. В композицию снимка входит достаточно много элементов, которые нужно учитывать в процессе. Перспектива, или чувство глубины изображаемого пространства, является одним из них, важной частью красивой картинки. Именно о нем мы сегодня и поговорим, точнее об одном его варианте – тональной перспективе.

Тональность на наших изображениях

Тональная перспектива в фотографии – один из видов перспективы, которую фотографы любят использовать в своих работах.
Перспективное изображение всегда более выигрышно, так как демонстрирует мир на фотографии объемным, максимально приближенным к реальному. А это, действительно, здорово, ведь фото имеет только ширину и высоту (два измерения), оно плоское!

Почему именно тональная, зачем ей придумали специальный термин? Ведь, по сути, ее можно отнести к воздушной. Специфика в том, что важные изменения касаются цветов и оттенков удаленного объекта.

Зачастую он и весь задний план приобретают некий синеватый тон, очень это выражено на горных пейзажах.

Снимки с таким перспективным видом меня вдохновляют. Сложность их создания в том, что не все в руках фотографа – погодные условия много значат.

Здесь имеется в виду не атмосферные явления (туман, снег и т.д.), которые играют роль при воздушной перспективе. Обращать внимание нужно на такой параметр, как прозрачность воздуха, его влажность, наличие ветра и пыли.

Влияющие факторы

Соглашусь, что виды весьма схожи и многие даже не разделяют их, но, по моему мнению, они на некоторую долю различны. Давайте внимательно посмотрим на свойство тональности в фотографии и как оно способствует появлению четкого ощущения глубины. Влияют факторы:

  • Дальность (расстояние). Вы отходите от того, что снимаете, и тональность заметно увеличивается.
  • Местность. В зависимости от локации появляются характерные особенности воздушной среды. Например, если сравнить город и природные места, то мы увидим различия в составе воздуха, что отразится на снимках. Внутри городов часто бывает смог или пыль. На природе же бывают участки, где постоянно высокая влажность (вблизи водопадов, моря) или частые ветра.
  • Погода. Явления атмосферы во много раз могут усилить тональную перспективу.
  • Планы – один из приемов, позволяющих передать трехмерное изображение и глубину пространства. Наличие всех трех – переднего, среднего, заднего – позволяет говорить о многоплановости и сложной композиции. А если еще они четко отделены, допустим, туманом, то снимок становится просто идеальным.

Подвиды тональной перспективы

Кроме того, тональная перспектива может быть двух подвидов:

  1. Прямая: полностью соответствует определению тональности в перспективном фото. То есть по мере удаления объект становится светлым и более блеклым относительно пространства. Так получается, потому что солнце (или искусственный осветитель) направлено прямо на предмет – фронтально. Та же ситуация сложится, если световой луч расположить за спиной фотографа.
  2. Обратная: вещь на расстоянии от фотографа кажется значительно темнее. Допустим, это может быть фото, на котором изображен человек, точнее его темный силуэт, а вокруг туман. Дымка в свою очередь может быть куда светлее модели в силу выбранной позиции относительно источника света. Свет в данном случае должен быть контровым, то есть находиться непосредственно за основным персонажем фотосъемки.

Дополнительные советы

При определенных условиях фотосъемок вы можете наблюдать некие изменения в резкости и иных характеристиках объектов.

Повторюсь в этом смысле тональная и атмосферная перспектива могут быть схожи.

Как я уже обозначил, меняется их контрастность, яркость, чаще всего они уменьшаются. Также детальность страдает, хотя очертания объекта по-прежнему видны.

С одной стороны, такие перемены в качестве фотографируемого могут показаться нежелательными. Но одновременно это же возможность создать оригинальные кадры! Они могут быть драматичными и мрачными, легкими и радостными, в любом случае – завораживающими, фантастическими.

Кроме учета подходящих внешних условий, вы можете контролировать тональность с помощью нескольких способов.

  • Во-первых, это доступные варианты точки съемки, ракурс, которые могут изменить композицию кадра и расставить желаемые акценты.
  • Во-вторых, это регуляция освещения, в силу чего вы можете получать тональность разной выраженности или пробовать сделать прямую/обратную тональную перспективу.
  • В-третьих, грамотный подход к фототехнике. Как известно, оптика бывает широкоугольной, нормальной и длиннофокусной. Если вы предпочитаете широкий угол и, следовательно, больший охват, то многоплановость в кадре будет более выраженной. Другое дело, когда объектив с длинным фокусом. Из-за специфики устройства различные планы смотрятся, будто наложенные друг на друга, так что и эффект глубины получится низким.

Это все, чем я хотел поделиться сегодня с вами. Больше практики, фотографируйте все подряд, и вы сами начнете видеть результаты.

Обязательно изучите детально свой фотоаппарат, поверьте он способен на большее, чем вы думаете. Помочь вам в этом могут замечательные курсы, на сегодня одни из лучших. Очень просты для восприятия, специально для начинающих фотографов. Обязательно развивайтесь!

Моя первая ЗЕРКАЛКА — если у вас CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — если у вас NIKON.

До свидания! Успехов в практике фотографии! Подписывайтесь на блог и делитесь статьей с друзьями соц. сетях.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Как использовать тональную перспективу в фотографии

Как использовать тональную перспективу в фотографии

28. 09.2020

Чтобы получить впечатляющую фотографию, необходимо добавить снимкам глубины и интересных деталей. Тональная перспектива сделает пространство контрастным и трехмерным, а также создаст атмосферу. В этой статье мы расскажем, что такое тональная перспектива в фотографии, как добиться наилучшего результата, а после качественно обработать изображение в программе для редактирования фото.

Благодаря перспективе изображение выглядит трехмерным

Перспектива в фотоискусстве

Фотоснимки — это двухмерные оптические записи реальности. Чтобы они выглядели естественнее, необходимо создать ощущение глубины. Кроме того, имитация удаления предметов от камеры и движения вглубь улучшает впечатление зрителей и создает иллюзию «присутствия» в кадре. Всем этим можно управлять с помощью различных типов перспективы. К примеру, линейной, сферической, воздушной.

В фотоискусстве прием можно описать как пространственные отношения между объектами на картинке. Чтобы создать иллюзию глубины на двухмерной плоскости, фотографы должны уделять внимание композиции, размерам предметов и способу взаимодействия элементов в кадре. Они делают это, внося изменения в положение и угол съемки.

Техники можно сочетать на снимках: на фото соединены линейная и тональная

Тональная или цветовая перспектива

Тональная перспектива — это технический термин, который описывает то, как мы воспринимаем элементы и передачу глубины. В ней светлые тона кажутся удаленными от объектива, а темные — расположенными вблизи. В обратной тональной перспективе необходимо поместить объекты наоборот: светлые детали на контрастном фоне.

Цвета объектов тоже играют роль в ощущении трехмерности. Теплые цвета (красный, желтый и оранжевый) создают иллюзию приближенности к камере и увеличенного размера, а холодные (голубой, фиолетовый и зеленый) — соответственно удаленности от линзы и уменьшения размера деталей.

Основное правило, которому нужно следовать для этого приема, заключается в том, что ближайшие элементы на переднем плане будут иметь самые темные оттенки. На фото должны присутствовать следующие характеристики:

  • самые темные тона на переднем плане;
  • средняя яркость посередине;
  • бледные оттенки вдалеке.

Контрастность и сочетание цветов создают яркий и необычный образ

Виды тональной перспективы

Прием делится на два типа:

  • Прямая тональная перспектива.
  • Фотоснимок, на котором по мере удаления объект становится ярче относительно остального пространства.

    Свет должен быть направлен фронтально или расположен за спиной фотографа

  • Обратная тональная перспектива
  • Противоположное явление. Элемент, который находится на удалении от объектива, кажется темнее ближайшего предмета.

    Например, снимок, на котором изображена человеческая фигура или горные хребты, а вокруг туман.

    Туман позволяет показать удаленность предметов

Условия для достижения эффекта

Есть несколько факторов, которые влияют на использование техники:

  • Расстояние и место фотосессии.
  • Чем дальше вы находитесь от предмета съемки, тем сильнее тональность. Локация же влияет на силу эффекта. Например, в городах часто бывает смог и световое загрязнение, которые мешают получить нужный результат.

  • Погода.
  • Она может усилить контраст и трехмерность: лучше всего снимать в ясный туманный день.

  • Наличие разных планов в кадре.
  • Передний, средний и задний планы создадут сложную и интересную композицию.

Для съемки в ясный день вам может потребоваться поляризационный фильтра на объектив

Редактирование фото

Любой снимок требует последующей обработки. Чтобы усилить эффект на фотоснимке с перспективой, воспользуйтесь нашим специальным программным обеспечением на компьютере.

Редактор ФотоМАСТЕР предлагает удобные инструменты для коррекции пейзажей:

  • Примените «Градиентный фильтр» для усиления контраста и настройки тона.
  • Поместите середину инструмента на линию горизонта и обработайте верхнюю часть фото. При коррекции прямой тональной перспективы повысьте значения экспозиции, теней и темных участков. Также стоит сделать эту область более холодной: изменить цветовой тон или снизить температуру.

    Для обратной перспективы примените противоположные параметры

  • С помощью опции «Корректор» можно обработать детали.
  • Например, сделать фигуру человека темнее или выделить туман.

    Для усиления тумана повысьте степень растушевки и понизьте уровень прозрачности

  • Произведите коррекцию освещения и цвета.
  • Вы можете вручную изменить значения параметров, применить автоматические улучшения, настроить RGB-канал и оттенки с помощью «Кривых», а также использовать готовые фильтры и стили.

    Также можно изменить цветовой баланс

  • Экспериментируйте с композицией.
  • Если на фотографии присутствует линейная перспектива, воспользуйтесь опцией «Геометрия» для усиления эффекта. А с помощью «Кадрирования» можно изменить соотношение сторон и удалить лишнее пространство.

    Увеличьте значение дисторсии и настройте пропорции

Заключение

Теперь вы знаете, что такое прямая и обратная тональная перспектива в фотографии. Она позволит создать иллюзию трехмерного пространства. Вы также можете использовать ее в художественных целях: приглушение тонов и туман позволят оформить мистический образ. Для усиления эффекта и качественной цветокоррекции воспользуйтесь редактором ФотоМАСТЕР. Он предлагает удобные инструменты для коррекции пейзажей, портретов и архитектуры. Скачайте фоторедактор бесплатно и воспользуйтесь всеми возможностями!

Тональная перспектива

Практическая фотография включает в себя множество приёмов, обеспечивающих максимальную выразительность кадра. Основными составляющими любой фотографии являются линии, свет и цвет. При правильном использовании этих факторов мастер может получить настоящее произведение фотоискусства, снимая самые обыденные предметы. В литературе о фотографии встречается такое понятие, как тональная перспектива. Что такое тональная перспектива в фотографии, от каких факторов зависит её глубина и как правильно ей пользоваться – тема данной статьи.

Что такое тональная перспектива

Окружающая вселенная трёхмерна, но полотно художника или фотография являются двухмерными объектами, поэтому для придания художественному произведению глубины используется тональная перспектива. Поскольку человек и всё, что его окружает, существует в газовой среде, именно воздух является здесь ключевым элементом. Атмосфера, которая нас окружает, никогда не бывает идеально прозрачной. Чистота окружающего воздуха зависит от множества следующих факторов:

  • Географическое местоположение;
  • Высота над уровнем моря;
  • Тип почвы;
  • Техногенные причины.

От этих факторов зависит не только прозрачность, но и цветовые оттенки воздуха. Так глубина фотографии снятой у моря будет прозрачно-голубоватой, а в кадре, сделанном в песчаной пустыне, будут преобладать охристые или красноватые тона. Так как это всё связано с воздухом, то тональную перспективу иногда называют воздушной. Можно сказать, что данный эффект — это снижение насыщенности цвета и контраста объектов съёмки, связанное с их отдалением от объектива фотоаппарата. Она подчиняется законам оптики воздушной среды. При этом существуют определённые закономерности:

  • При удалении предмета от наблюдателя его контуры становятся менее резкими и их чёткость теряется;
  • Насыщенность цветов заметно снижается и они как бы «разбеливаются»;
  • Смягчается контраст изображения во всех частях кадра;
  • Предметы, расположенные в дальше, кажутся более светлыми, чем близко расположенные объекты.

В этом виноват воздушный слой, который находится между фотографом и объектом съёмки. Когда кадр выстроен правильно, удается получить пространственность фотографии, и она не выглядит плоской. Передний план является самым контрастным и ярко очерченным, предметы расположенные немного позади, уже имеют более мягкие контуры. Здесь немного снижается контрастность светов и теней и теряется чёткость очертаний линий, при этом возникает впечатление, что предметы окутаны лёгкой дымкой. На дальних планах фотографии почти полностью отсутствует детализация предметов, их контуры сильно размазаны. Чётких границ меду зонами нет, и они плавно перетекают одна в другую. Именно этот эффект создаёт впечатление трёхмерности и глубины фотографии.

Тональная перспектива на открытом воздухе

Для того чтобы правильно воспользоваться данным эффектом нужно умело выбирать время съёмки. После восхода солнца, в летнее время, начинает испаряться роса, что создаёт дымку, и ощущение глубины и объёма усиливается. Такую же картину можно наблюдать сразу после дождя. Многие фотографы пользуются ранним утренним временем, чтобы получить интересные фотографии. Другая картина наблюдается осенью, когда температура настолько понизилась, что испарения влаги не происходит. В такое время воздух исключительно прозрачен и чист, а дали хорошо просматриваются и отчётливо отображаются на фотографии. Очень важным для тональной перспективы на фотографии является освещение. Если источник освещения находится за спиной фотографа, то направление световых лучей совпадает с направлением на объект съёмки. Все, что попадает в объектив фотоаппарата освещено сравнительно ровно. Воздушная дымка, конечно, присутствует, но её яркость будет намного слабее освещённых солнцем предметов, поэтому эффект при таком освещении заметно снижается.

Совсем другая картина наблюдается при контровом освещении. Здесь лучи света высвечивают все имеющиеся в воздухе механические частицы, при этом эффектно подчёркивается воздушная дымка. Её яркость заметно повышается, так как лучи света отражаются от механических частичек и попадают в объектив фотоаппарата. Аналогичная картина наблюдается при контр-боковом освещении, когда тональная перспектива отличается большой глубиной.

Использование тональной перспективы при интерьерной съёмке

Материал предыдущего раздела касался только фотосъёмок на открытом воздухе. При съёмках в помещении также можно получить на фотографии тональную перспективу, но для этого нужно использовать некоторые приёмы, так как удаление от объектов заднего плана будет очень небольшим и воздушной прослойки будет недостаточно.

При отсутствии естественной воздушной дымки объём и многоплановость фотографии придаётся следующим образом. Точку съёмки нужно выбрать так, чтобы предметы, находящиеся вблизи фотографа были меньше освещены, чем объекты, расположенные в глубине кадра. Таким образом, на фотографии будет ощутимо заметна иллюзия пространственности. Такой эффект можно получить, используя в композиции кадра контровое освещение. Это можно сделать с помощью точечных источников света, установленных в нужных местах.

Тональная перспектива обеспечивает постепенную потерю чёткости и контрастности предметов при их удалении от точки наблюдения. Одним из способов получения пространственной глубины кадра может быть грамотное использование диафрагмы. Изменяя границы чётко изображаемых объектов, наводкой на резкость и диафрагмированием объектива можно получить эффект очень похожий на естественную тональную перспективу. Снижение уровня резкости, на разных сюжетах, может отличаться между собой. Портретная съёмка допускает полную потерю резкости предметами, расположенными на удалении от основного объекта, если это не противоречит творческому замыслу и изобразительному решению. Если отдалённые предметы играют важную роль в раскрытии темы фотографии, их резкость может быть лишь слегка снижена, чтобы снимок не выглядел плоским.

При натурной съёмке пространственная тональная перспектива во многом зависит от характеристики воздушной дымки. Идеальная голубоватая дымка встречается только в высокогорных условиях, где воздух прозрачен и чист. На высоте уровня моря в лесах и лугах рассеяние света происходит на мельчайших частицах влаги, и такая дымка имеет белесый оттенок. Для получения большей выразительности кадра многие фотографы используют цветные светофильтры. Следует знать, что нежная голубоватая дымка полностью устраняется даже самым слабым жёлтым светофильтром. Тогда вместо размытого и выразительного горного пейзажа на фотографии получится чёткая и сухая картинка, как на гравюре. Белую водяную дымку применение светофильтров лишь слегка ослабляет, а на бурую техногенную — слабые фильтры вообще никак не влияют. В любом случае для получения тональной перспективы нужно ограничивать применение насыщенных жёлтых или оранжевых светофильтров. Иначе изображение получится очень контрастным и жёстким, а это влечёт за собой потерю выразительности.

Использование перспективы в фотосъёмке

Плоскими фотографиями, в которых красиво размыт фон, уже никого не удивишь. Если фотограф стремится создавать действительно интересные кадры, важно пользоваться приемами композиции. Один из них – перспектива в фотографии. Этот прием позволяет показать глубину пространства, придать снимку объем. Таким образом, можно значительно повысить свое мастерство.

Что такое перспектива

Это способ передачи трехмерности предметов на двухмерной плоскости фотографии. При этом сохраняется ощущение их близости или отдаленности друг от друга и от фотоаппарата.

Человеческий глаз способен определять реальные размеры предмета, даже когда он находится на большом расстоянии от зрителя. При этом окружающие объект предметы помогают понять, насколько далеко он находится. Например, дорога уходящая вдаль увеличивает глубину пространства фотографии.

Виды перспективы в фотографии

Управлять вниманием и интересом зрителя можно при помощи различных видов перспективы. Их всего 6:

  • Линейная;
  • Уменьшение;
  • Воздушная;
  • Тональная;
  • Обратная тональная;
  • Искусственная.

Линейная перспектива

Этот вид используется фотографами наиболее часто. Она передается при помощи сходящихся линий. Это могут быть линии железной или автомобильной дороги, лесной тропинки, зданий, перил и так далее.

Как правило, все эти линии параллельны друг другу. Но чем дальше они находятся от фотоаппарата, тем визуально больше приближаются друг другу. И в конце концов сходятся в одной точке. Это происходит, когда при фотосъемке фотограф уделяет линиям достаточно большое место. Так прямые линии превращаются в диагонали, которые придают фотографии глубину и уводят внимание зрителя вслед за этими линиями. Хорошо, если они ведут взгляд к какому-то важному смысловому центру снимка.

Линейную перспективу проще всего передать при фотосъемке на широкоугольный объектив. Он позволяет увеличить угол обзора и передать достаточное количество переднего и заднего фона. Такая оптика дает возможность захватить линии полностью вплоть до слияния их в одной точке.

Используя телеобъектив, фотограф должен понимать, что расстояние между передним и задним планом сокращается, и линиям не удастся сойтись. Это случай, при котором расстояние между объектами выглядит меньше, чем в реальности.

Также многое зависит от наклона фотоаппарата и ракурса, с которого ведется фотосъемка.

Линейная перспектива делится на несколько видов:

  • Центральную. Когда линии расположены в центре кадра и занимают большую часть фотографии. При этом точка, в которой они сходятся, четко просматривается. В этом виде пространство выглядит максимально объемно. Но при этом она наиболее предсказуема;
  • Боковую. Линии немного смещены вправо или влево;
  • Крайнюю. Линии и точка их слияния находятся возле границы фотографии;
  • Прерванную. Слияние линий происходит за рамками фотографии. Зритель видит лишь их часть. При этом объем кадра ощущается не так сильно.

Уменьшение перспективы

Этот прием заключается в том, что чем дальше от фотоаппарата находится объект, тем меньший размер он имеет.

Уменьшение перспективы хорошо показывать на одинаковых или схожих по размеру объектах, которые находятся на разном расстоянии от фотоаппарата. Зритель будет ощущать глубину фотографии, потому что знает, что на самом деле эти предметы одинакового размера.

Один из популярных примеров использования такого приема – фотографии винтовой лестницы. Снимая сверху, фотограф передает в кадре уменьшение с каждым витком пролетов лестницы. Пока наконец они не превратятся в точку.

Воздушная перспектива

Этот прием чаще всего используют при съемке пейзажей и в живописи. Как правило, его легче всего показать при работе в туманную погоду. Туман или пар над водой добавляют глубину пространства, подчеркивают форму ближайших объектов и скрывают все, что находится вдалеке. При этом изменения происходят постепенно. От четких насыщенных цветов объектов на переднем плане к более блеклым и полностью исчезающим с отдалением от камеры.

При рассматривании такого снимка возникает ощущение, что фотография создана из нескольких слоев, помещенных один на другой. Передний и задний план тонально контрастируют, усиливая ощущение расстояния между ними. Так в фото появляется глубина.

Чтобы передать воздушную перспективу лучше вооружиться телеобъективом. Он исключит из кадра большую часть резкого переднего плана, в котором нет дымки и лучше передаст туманные области. При этом может понадобиться монопод или штатив, чтобы исключить смазывание фоторафии, что нередко происходит при работе с телеобъективами. Особенно при недостаточном освещении снимаемой сцены.

Тональная перспектива

Как правило, объекты, которые расположены вдалеке, воспринимаются как более светлые, менее резкие и контрастные. Зная это, фотографы располагают более темные объекты на переднем плане, а более светлые – на заднем. Так в фотографии появляется объем.

Также важную роль играют оттенки и цвета предметов. Так предметы теплых цветов (желтого, оранжевого, красного) отлично подходят для переднего плана. А холодные (зеленый, синий, фиолетовый) – для фона. Например, размещение красного объекта на зеленом фоне поможет добавить фотографии объем.

Обратная тональная перспектива

Если фотосъемка непостановочная, бывает трудно соблюсти все правила композиции. Нельзя заставить человека в белом пройти перед темным знанием, а белую машину припарковаться за темными клумбами. К тому же, зная правила, их можно нарушать. Особенно если это нарушение продумано. Обратная тональная перспектива порой позволяет создавать оригинальные кадры. Когда светлые объекты выходят на передний план, а темные отступают назад, это может помочь придать фотографии совершенно другой смысл. И опытные фотографы умело пользуются этим приемом.

Искусственная перспектива

Такой вид композиции не значится в официальных видах перспективы, однако активно используется для создания забавных фотографий. Его суть в приравнивании размеров объектов, находящихся на разном расстоянии. Например, когда люди на переднем плане придерживают, берут в руки, проделывают другие маневры с стоящим вдалеке зданием. Визуально кажется, что они одного размера. При этом используемый объект находится на большом расстоянии. Или наоборот человек, отошедший на несколько метров, держит в руках цветок, расположенный на переднем плане. Выходит, что роза и девушка одного размера. Выглядит комично.

Как использовать перспективу при фотосъемке

Мало выучить правила. Важно научиться использовать их на практике.

Только с опытом придет понимание и умение использования этого приема. Важно как можно больше практиковаться. При этом необходимо экспериментировать с местами фотосъемки, ракурсами, оптикой. Обходить объект не только слева или справа, но и пробовать снимать с максимально низкой или верхней точки.

Приемы композиции помогают фотографам делать вдумчивые интересные кадры. Чтобы придать фотографиям объем, важно пользоваться различными видами перспективы: линейной, воздушной, тональной. Новые навыки позволят придавать снимкам художественность, создавать фотографии со смыслом, а не просто щелкать на спуск.

Линейная перспектива.

Основы композиции в фотографии

Линейная перспектива

Создавая картины жизни, раскрывая сущность явлений и сложный внутренний мир человека, художник изображает окружающую нас действительность, и она предстает перед зрителем во всей ее достоверности. Для того чтобы передать свои мысли, наблюдения, рассказать о жизни, подвести к определенным выводам, художник должен уметь изобразить материал так, чтобы зритель увидел фигуры и предметы на картине живыми, пластичными.

В изобразительных искусствах и также в фотографии здесь возникают определенные сложности, которые преодолеваются мастерством художника, использованием выработанных средств и приемов. Как мы уже говорили, одна из изобразительных задач связана с необходимостью убедительно передать трехмерный реальный мир с его пространствами, объемами, рельефами, фактурами на двухмерной плоскости картины. Жизненность и правдивость картины во многом будут зависеть от того, насколько выразительно в ней переданы эти привычные характеристики реального мира. Она должна вызывать точные ассоциации у зрителя и адресовать его к действительности.

Для убедительной и выразительной передачи пространства на снимке в фотографии используются закономерности линейной и тональной перспективы. Последняя подробно рассматривается в разделе «О тональном решении снимка» главы VI.

Восприятие человеком пространства в реальной действительности связано со следующими закономерностями, получившими название линейной перспективы:

— фигуры и предметы, о которых мы знаем, что они имеют одинаковые размеры, кажутся нам тем меньшими, чем дальше от нас они находятся;

— параллельные линии, направленные от переднего плана вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке, находящейся в бесконечности;

— эти линии в таких проекциях на снимке сокращаются в размерах, кажутся более короткими, чем они есть в действительности.

Такие закономерности дают человеку представление о пространстве, о расстояниях до наблюдаемых объектов и между фигурами и предметами. Эти же закономерности лежат в основе передачи пространства на плоскости снимка. От чего же зависит перспективный рисунок кадра и какими средствами фотограф может влиять на перспективу изображения?

Перспектива кадра зависит прежде всего от выбора точки съемки, от трех координат, определяющих ее положение в пространстве, т. е. от удаленности точки съемки, направления съемки и высоты установки фотоаппарата. В ряде случаев на перспективный рисунок оказывает влияние также фокусное расстояние объектива, которым ведется съемка, но в других случаях при смене объектива перспективный рисунок кадра не изменяется. Рассмотрим подробнее влияние на перспективу фотоизображения каждого из этих факторов. Что касается точки съемки и ее координат, то об их изобразительных возможностях было рассказано в предыдущих разделах главы, и учащиеся во многом уже подготовлены к рассмотрению их значения для перспективного рисунка кадра.

Объект съемки, как правило, состоит из множества элементов, находящихся на разных расстояниях от точки съемки, а в образовании фотоизображения действует следующая закономерность: масштаб изображения предмета на снимке определяется отношением размера изображения к действительным размерам предмета; масштаб изображения прямо пропорционален фокусному расстоянию объектива и находится в обратной зависимости от расстояния, с которого ведется съемка. Таким образом, чем дальше фотографируемый предмет от точки съемки, тем мельче он будет на снимке, и наоборот. Предметы переднего плана изобразятся крупно, детали отдаленного фона — мелко. И чем больше разница в величинах расстояний, тем более заметным станет различие в масштабах изображения близких и удаленных элементов композиции. Если учесть, что перспектива определяется отношением этих масштабов, то для образования энергичного перспективного рисунка нужны такие точки съемки, которые подчеркнут эту разницу масштабов.

Что же это за точки? Рассмотрим рис. 2, на котором схематически изображен объект съемки: его элементы (в данном случае — деревья) отодвинуты в глубину на расстояние 5 м друг от друга. В первом случае (фигура а) съемка ведется с расстояния 40 м до переднего плана. Расстояния до двух других деревьев будут соответственно 45 и 50 м. Как видите, все три расстояния незначительно отличаются друг от друга, вследствие чего и все три дерева (в действительности они примерно одинаковой высоты) будут изображены на снимке почти в одном масштабе. Но если предметы на снимке одинаковы по размерам, то зритель вправе предположить, что они расположены совсем рядом друг с другом, не разделены сколько-нибудь значительным пространством. Перспектива такого снимка (заметим, что он сделан с отдаленной точки) ослаблена, пространство на нем не выражено, он теряет глубину, становится плоским.

Рис. 2. Влияние расстояния, с которого ведется съемка на перспективу фотографического изображения

С приближением точки съемки к объекту отношение расстояний до переднего и дальнего планов возрастает. Так, во втором случае (фигура б), когда съемка ведется с расстояния 20 м, промежуток между точкой съемки и дальним планом (30 м) становится в полтора раза больше, чем между точкой съемки и ближайшим деревом. Соответственно меняются и масштабы изображений ближнего и дальнего деревьев. Эта перспектива лучше передает на снимке пространственную протяженность объекта.

При дальнейшем приближении точки съемки к объекту отношение расстояний до переднего и дальнего планов все более возрастает. Например, в фигуре в они относятся как 1:2 и перспектива рисунка становится еще более подчеркнутой. Наконец, в фигуре г ближайшее дерево уже не умещается в рамке кадра, входит в него лишь частично, так что передний план дается здесь лишь как часть целого, как деталь, фрагмент. Сильно укрупненный предмет переднего плана теперь сопоставляется со значительно более мелким предметом в отдалении, и такое соотношение масштабов подчеркивает разделяющее деревья расстояние, а перспектива изображения получает особую выразительность.

Этот прием введения в кадр какой-либо детали объекта, близко расположенной к точке съемки, чрезвычайно широко распространен в практике фотографии. Он несомненно помогает передаче глубины пространства и делает законченным композиционный рисунок кадра.

Остановимся на том, как влияет на перспективу фотоизображения объектив, которым ведется съемка, в частности его фокусное расстояние. Для начала рассмотрим один из простейших случаев: объект съемки представляет собой две фигуры, находящиеся на различных расстояниях от объектива, и плоский фон за ними (рис. 3). Условимся, что точка съемки стабильна, меняются только объективы, снимать будем последовательно объективами с фокусными расстояниями 5,0; 3,5 и 2,8 см (размер кадра 24 х 36 мм). Обратите внимание: при смене объектива в кадре всегда остаются только две фигуры и фон, других элементов композиции в кадрах, снятых различными объективами, нет.

Легко заметить, что смена объектива прежде всего скажется на масштабе изображения: фигура первого плана, достаточно крупная в кадре, снятом объективом 5,0 см, становится мельче во второе кадре (объектив 3,5 см) и еще более уменьшается в третьем (объектив 2,8 см). Но ведь точно так же меняется масштаб изображения второй фигуры. А отношение этих масштабов, определяющее перспективу фотоизображения во всех трех случаях, остается неизменным

Вывод: в этом случае фокусное расстояние объектива не оказывает влияния на перспективу фотоизображения.

На чем же тогда основывается широко известное мнение, что фокусное расстояние объектива резко меняет перспективу фотоизображения? Ведь можно найти немало примеров, показывающих что снимок, сделанный короткофокусным объективом, отличается подчеркнутыми перспективными сходами линий, а кадр, снятый длиннофокусником, наоборот, словно теряет перспективу.

Это так, но здесь входят в действие факторы, которые отсутствовали в нашем первом примере. Дело в том, что в практических съемках смена объектива, как правило, приводит к нарушению гармонии композиционного рисунка кадра. И чаще всего композицию приходится уточнять, меняя положение точки съемки. Так, например, сменив объектив с фокусным расстоянием 50 мм на объектив 35 мм, фотограф нередко одновременно подходит к главному объекту изображения несколько ближе. Необходимость такой поправки видна и на рис. 3: если первый кадр здесь скомпонован грамотно, то третий имеет слишком большие свободные краевые пространства, которые легко было убрать, изменив точку съемки, приблизив ее к объекту. Но мы уже видели, что изменение расстояния между точкой съемки и объектом влечет за собой перемену соотношений масштабов изображения ближних и дальних элементов объекта съемки, т. е. изменение перспективного рисунка кадра. И объясняется оно не сменой объектива непосредственно, а вызванным этим обстоятельством изменением положения фотоаппарата.

Рис. 3. Перспективный рисунок кадров, снятых с одной точки объективами с различными фокусными расстояниями

Другой случай. При смене объектива точка съемки не менялась. Но объект съемки пространствен, состоит из целого ряда элементов, находящихся на самых различных расстояниях от объектива (рис. 4). При съемке объективом с фокусным расстоянием 5 см угол зрения объектива охватывает относительно небольшие пространства, и на снимке мы видим лишь близко расположенные друг к другу фигуры, которые изображаются в определенных масштабных соотношениях. Перспектива такого снимка спокойная, привычная. Но следующие кадры сняты последовательно короткофокусным объективом 3,5 см и широкоугольником 2,8 см, охватывающими значительно большие пространства. И тогда в кадре оказываются элементы, находящиеся значительно ближе к объективу. Они изобразятся в крупном масштабе, и их соотношение с предметами отдаленными даст совершенно иной перспективный рисунок. Но это потому, что здесь снимался как бы другой объект, имеющий иные глубинные параметры.

Рис. 4. Зависимость перспективы изображения от угла зрения объектива

И еще один случай, когда перспектива кадра меняется при смене объектива, хотя точка съемки остается неизменной. Как показывает рис. 5, при съемке длиннофокусным объективом с малым углом зрения, расстояния до видимой в кадре верхней и нижней частей изображаемого объекта отличаются друг от друга незначительно (отрезок I). При съемке широкоугольным объективом эта разница расстояний возрастает до величины отрезка I1 в связи с тем, что теперь в кадр входят более близкие, а также отдаленные детали. Мы уже знаем, что здесь соотношение масштабов переднего и удаленного планов из-за этой разницы в расстояниях будет другим, чем в первом случае, т. е. перспективный рисунок кадра изменится.

Рис. 5. Изменение перспективы при смене объектива и съемке под углом

Итак, смена объектива в одних случаях не влияет на изменение перспективного рисунка кадра, а в других приводит к изменению перспективы. Однако следует обратить внимание на то, что всюду мы ведем речь о расстояниях до объекта съемки, до отдельных его элементов, до переднего и дальнего предметов, входящих в кадр. Эти расстояния — решающий фактор для перспективного рисунка кадра. Мы показали также, что они связаны с характеристиками оптической системы, объектива, которым ведется съемка. Таким образом, можно заключить, что фокусное расстояние объектива влияет на перспективу фотоизображения, но опосредованно, через расстояния между точкой съемки и изображаемым объектом. Эти расстояния выбираются фотографом в зависимости от того, каким объективом он снимает, и вопрос о кадрировании пространства при съемке решается именно этими двумя связанными между собой приемами — выбором точки съемки и применением объективов с различными фокусными расстояниями.

Расскажите об изобразительных возможностях общих средних, крупных и сверхкрупных планов в фотографии.

Каковы особенности фотоизображении получаемых при съемке с нормальных верхних и нижних точек?

Определите понятие «ракурс». В чем состоят особенности рисунка изображения в ракурсных снимках?

Что такое плоскостные и глубинные фронтальные и диагональные композиции? Когда они применяются, какой изобразительный результат они дают?

Расскажите о передаче глубины пространства с помощью линейной перспективы. Каковы ее закономерности?

Тональная перспектива — Фото онлайн

Важнейшей составной частью общей тональной композиции кадра является его тональная перспектива. Восприятие человеком пространства неизбежно связано с ощущением воздуха — среды, никогда не бывающей оптически полностью прозрачной, чистота которой — величина переменная, зависящая от множества факторов, и прозрачность которой уменьшается с увеличением толщины воздушного слоя. Вот почему как синоним понятия «тональная перспектива» нередко используют термин «воздушная перспектива», что, как мы увидим дальше, не вполне точно.

Подобно тому как существуют определенные закономерности в линейной перспективе, с которыми мы уже ознакомились, есть они и у перспективы воздушной, которая вызывает у человека ощущение Отдаленности, глубины, пространственной протяженности. В целях создания иллюзии глубины, третьего измерения объекта съемки, эти закономерности используют в живописи, фотографии, кинематографии, т. е. во всех видах искусства, где картина создается на двухмерной плоскости и где требуются определенные средства и приемы для создания иллюзии глубины.

Давно подмеченные и разработанные в изобразительных искусствах закономерности тональной и воздушной перспективы состоят в следующем: четкость и ясность очертаний предметов теряется по мере их удаления от глаза наблюдателя; одновременно уменьшается и насыщенность цветов, которые по мере удаления теряют степень своей выраженности, разбеливаются; контрасты светотени в глубине смягчаются; глубина, дали кажутся более светлыми, чем фигуры и предметы переднего плана, находящиеся в непосредственной близости к точке съемки.

Таким образом, фигуры и предметы, о которых известно, что они имеют одинаковые контурную и объемную формы и одинаковые цвета, кажутся тем более удаленными, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщены их цвета.

Воздух, находящийся между глазом наблюдателя и рассматриваемым объектом, как бы заслоняет предметы, и чем дальше они расположены, тем толще воздушный слой, отделяющий их от наблюдателя, тем менее четко эти предметы видны. А чем ярче освещен воздушный слой, тем более светлыми кажутся дали.

Первые исследования закономерностей воздушной перспективы мы встречаем еще у Леонардо да Винчи (XV век!). «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Далее великий художник замечает, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем (в воздухе. — Л. Д.) видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…». Разумеется, здесь говорится о чистом, не запыленном и не задымленном воздухе, каким он был в Италии XV века!

Закономерности воздушной перспективы широко используются при съемках, и в фотографии они также способствуют созданию ощущения пространственности снимка, усиливают жизненную правдивость изображения и его художественную выразительность.

В снимке, где хорошо выявлено пространство с помощью закономерностей воздушной перспективы, изображение выглядит многоплановым. Наиболее резок и четок по сравнению со всем изображением первый план, т. е. предметы, находящиеся в непосредственной близости к точке съемки. Второй план более мягок, здесь начинает теряться четкость линейных очертаний предметов, уменьшаются контрасты тонов и светотени: начинает сказываться воздушный слой, закрывающий предметы полупрозрачной пеленой. Наименее четким выглядит дальний план, где предметы на снимке почти не имеют деталей, теряют объемную форму, выглядят плоскими и ограничены лишь очень расплывчатыми контурами. Между тремя этими зонами также нет четких границ, они постепенно переходят одна в другую через множество промежуточных планов и гармонически сливаются в единый тональный рисунок, что и создает иллюзию глубины, пространственности снимка.

Потери в четкости контуров и насыщенности тонов зависят от степени прозрачности воздушной среды: в ясный погожий день, особенно осенью, когда воздух чист и прозрачен, дали прекрасно просматриваются глазом и четко рисуются на снимке. Ранним утром, когда легкий пар поднимается от земли, или после дождя, когда солнце начинает пригревать влажную землю, появляется дымка, воздух становится значительно менее прозрачным и явления воздушной перспективы усиливаются.

Большое значение для выявления воздушной среды, а через нее и пространства на снимке имеет характер освещения. Так, при переднем фронтальном свете (солнце находится позади фотоаппарата, направление падения его лучей совпадает с направлением съемки) весь объект ярко и равномерно освещен. Воздушная дымка при этом также освещается, но она легка, прозрачна, и потому ее яркость, безусловно, окажется меньшей, чем яркости освещенных солнцем фигур и предметов, на фоне которых рассматривается дымка. Вот почему при таком освещении дымка, а вместе с ней и эффект воздушной перспективы резко ослабляются или вовсе исчезают на снимке.

Контровое освещение способствует выявлению воздушной среды, а через нее и пространства, подчеркивает, выявляет воздушную дымку, так как контровой свет, высвечивая взвешенные в воздухе мельчайшие частицы, оставляет неосвещенными поверхности отдаленных предметов, обращенные к съемочному аппарату. В этом случае дымка хорошо читается на неосвещенном фоне и ясно обозначается на снимке.

И сама яркость воздушной дымки при таком освещении резко повышается, так как солнечный луч, встречаясь со взвешенной в воздухе частицей, отражается от нее в сторону объектива фотоаппарата под углом зеркального отражения. Частицы бликуют в солнечных лучах, а вся воздушная среда насыщается большим количеством света, высветляется. При съемке фото 81 использовано задне-боковое направление солнечного света и снимок получил пространственное решение за счет его глубинной тональной композиции.

Построение снимка по закономерностям воздушной перспективы возможно не только на натуре, но также и при съемке в интерьерах. При значительных размерах интерьера — в больших современных зданиях, в цехах заводов и т. п. — достаточно велики пространства, и воздух, дымки могут встретиться фотографу в их обычных естественных формах. Но не всегда интерьер имеет достаточно большие размеры, и воздушный слой как таковой или дымки, образующиеся в природных условиях, далеко не всегда оказываются на объекте и к услугам фотографа не только в интерьере, но и на природе. Очень часто дымка или отсутствует, или настолько слаба, что не обеспечивает необходимого высветления глубины кадра. А иногда условия не позволяют вести съемку с такого направления, которое наиболее выгодно для выявления легкой дымки. Как же в этих случаях сделать снимок глубинным, многоплановым?

Воздушная перспектива, как уже говорилось, есть перспектива тонов, которые меняются от темных и контрастных на переднем плане к светлым и мягким в глубине. Но по такому принципу можно построить снимок и при отсутствии воздушной дымки — путем особого светового и композиционного решения кадра, которое поможет получить нужное распределение тонов по глубине.

Например, точка съемки может быть выбрана так, что в кадре на переднем плане окажутся неосвещенный предмет, фигура, какая-то деталь объекта съемки, в то время как глубина кадра будет ярко освещена. Темным передним планом может служить не просто неосвещенная, но темная по окраске деталь, используются и тени, падающие от предметов. Такого рода притемненный передний план в сопоставлении со светлой глубиной и сообщает снимку необходимую пространственность. Подобный световой рисунок часто получается опять-таки при контровом направлении солнечного света, когда деталь переднего плана обращена в сторону аппарата теневой стороной, а глубина высветляется за счет яркого освещения горизонтальных поверхностей (земля, вода и пр.), светлого тона неба и т.д.

В цехе завода, изображенного на фото 82, существовала подсветка глубины кадра. Но перспектива здесь построена не только за счет этого, а подчеркнута композиционным решением снимка: на переднем плане оказываются темные массивы оборудования, силуэты людей, и этот дополнительный композиционный элемент становится отправной плоскостью отсчета для оценки постепенного высветления тонов в отдалении.

Это уже не просто воздушная перспектива, а скорее перспектива тонов, тональная перспектива. И теперь мы можем заключить, что воздушная перспектива несомненно является перспективой тональной; но понятие «тональная перспектива» включает в себя более широкий круг явлений, поскольку она может быть построена в отсутствие естственных воздушных дымок. Можно также сказать, что воздушная перспектива есть хотя и очень распространенный, но все же частный случай тональной перспективы.

Воздушная перспектива, как мы теперь знаем, обусловливает также потерю четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаза наблюдателя. Поэтому фотограф нередко прибегает к простому приему специальной ориентировки глубины резко изображаемого пространства. Соответственно выбирается плоскость наводки на резкость и деление диафрагмы, от чего будет зависеть соотношение по резкости переднего и отдаленного планов, а также распределение резкости по всей глубине кадра.

Характер спада резкости и степень нерезкости дальнего плана в различных случаях могут быть разными. Так, при съемке портрета дальний план бывает совершенно нерезким, если, конечно, фотограф не ставит задачи показать портретируемого человека в определенной обстановке и если показ этой обстановки не обязателен при изобразительном решении темы. В других случаях, когда окружающая обстановка важна для характеристики человека, как, например, в производственном портрете, резкость в глубине может теряться лишь в некоторой степени, так, чтобы предметы окружающей обстановки все же оставались узнаваемыми, изображались достаточно ясно. Но в то же время степень резкости предметов должна указывать на их размещение в пространстве, на их отдаленность. o При съемке общих планов, где по смыслу часто одинаково важен показ предметов переднего плана и одновременно глубины, может быть допущена лишь незначительная потеря резкости в отдалении и т. д. Словом, простой технический прием — получение резкого изображения — становится в руках опытного фотографа приемом творческим, одним из средств изобразительного решения кадра.

Несколько подробнее остановимся на природе воздушных дымок. Они образуются, как это теперь понятно, вследствие рассеяния света в земной атмосфере, т. е. многократного отражения светового луча от частиц воздуха, от капелек влаги ,или другой взвеси, находящейся в воздухе. Чем больше этих частиц, чем больше воздух запылен или задымлен, тем сильнее рассеивается свет в воздушной среде и тем плотнее будет воздушная дымка.

Явления воздушной перспективы наблюдаются и в совершенно чистом воздухе, в этом случае дымка образуется в результате рассеяния света при встрече светового луча с молекулами воздуха (молекулярная дымка). Какова окрашенность, цветность этих разнообразных дымок, молекулярной дымки в частности?

Известно, что характер и интенсивность рассеяния света в воздухе зависят от соотношения длины волны падающего света и величины взвешенных в воздухе частиц, В том случае, когда частицы эти очень малы (диаметром не больше 0,1ц), среда оказывает воздействие лишь на коротковолновую часть спектра, т. е. рассеивает только сине-фиолетовые лучи, вследствие чего молекулярная дымка имеет голубоватую окраску. Леонардо да Винчи считал этот голубоватый цвет дымки собственным цветом воздуха. В наши дни молекулярная дымка — редко наблюдаемое явление, например с ней можно встретиться в условиях высокогорья, где воздух сух, чист и прозрачен. Вблизи больших населенных пунктов, промышленных предприятий, в сырой местности в воздухе обычно много пыли, дымов или влаги, и здесь возникают дымки другого характера и более плотные, так что эффект тонкой голубоватой молекулярной дымки теряется.

С увеличением размеров взвешенных в воздухе частиц начинают рассеиваться не только коротковолновые лучи, но и лучи других длин волн, в связи с чем меняется и цветность дымки. Она приобретает собственный цвет взвеси — пыли, неотгоревших частиц дыма и выглядит коричневатой, бурой или серой.

В природных условиях полей, лесов наиболее распространены дымки, возникающие при светорассеянии на капельках влаги, в том или ином количестве всегда находящихся в воздухе. Размеры этих частиц могут быть различны в зависимости от количества влаги в воздухе и других атмосферных условий. При их значительных размерах и большом количестве образуются туманы разных плотностей. Дымки этого рода имеют белесоватый или белый (при туманах) цвет.

Цветность дымок следует учитывать при работе со светофильтрами. Голубоватая дымка очень нежна и полностью срезается даже самым легким желтым светофильтром, и тогда дали, мягкие и живописные в натуре, становятся четкими и графичными на снимке, а живописность изображения сменяется сухими линейными очертаниями глубины кадра.

Бурые дымки, образующиеся в запыленном или задымленном воздухе, фиксируются на снимке и при использовании светофильтров. Белые водяные дымки воспроизводятся как при съемке без светофильтров, так и при их использовании. Вместе с тем следует учесть, что оптический и тональный рисунок снимка, в котором воспроизводится воздушная дымка или легкий туман, — мягкий, пластичный. Поэтому применение плотных желтых или оранжевых светофильтров здесь не всегда желательно, так как фильтры делают рисунок изображения тонально более жестким, контрастным, а это противоречит тональной структуре насыщенного воздухом пейзажного мотива, выбранного для съемки.

Заметим также, что в ряде случаев, например при репортажной съемке, задача изображения глубины пространства может отойти на второй план, но было бы неправильным вообще пренебречь ею. Во многих репортажных снимках объект изображается достаточно крупно, рамка кадра при этом очерчивает небольшое пространство, кадр плотно заполняется материалом. Однако и здесь очень важно добиться изобразительного акцента на смысловом центре композиции, и этому может помочь правильная ориентировка резко изображаемого пространства.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Тональная перспектива — Энциклопедия по машиностроению XXL

Для убедительной и выразительной передачи пространства на снимке в фотографии используются закономерности линейной и тональной перспективы. Последняя подробно рассматривается в разделе О тональном решении снимка главы VI.  [c.62]

Важнейшей составной частью общей тональной композиции кадра является его тональная перспектива.  [c.144]

Восприятие человеком пространства неизбежно связано с ощущением воздуха — среды, никогда не бывающей оптически полностью прозрачной, чистота которой — величина переменная, зависящая от множества факторов, и прозрачность которой уменьшается с увеличением толщины воздушного слоя. Вот почему как синоним понятия тональная перспектива нередко используют термин воздушная перспектива , что, как мы увидим дальше, не вполне точно.[c.144]


Как влияет на тональность снимка характер освещения, светового рисунка Как разрабатывается глубина пространства на снимке с помощью тональной перспективы Каковы ее закономерности  [c.150]

И. Постройте натюрморт по законам тональной перспективы. Снимите также какой-либо натурный объект в отсутствие воздушной дымки, введите в кадр притемненный передний план и получите глубинную, пространственную композицию за счет тональной перспективы.  [c.171]

Изобразительная задача состоит в решении вопроса передачи объемности предметов и пространства на гладкой двухмерной плоскости фотографического снимка. Передача пространства достигается, например, тональной перспективой, т. е. передачей близко расположенных предметов более контрастными по сравнению с удаленными предметами.  [c.145]

К основным элементам композиции относятся также и такие факторы, как освещение, расположение смыслового и зрительного центров снимка, использование тональной перспективы — все они способствуют раскрытию содержания снимка.[c.151]

Тональная или воздушная перспектива передается воздушной средой, когда близкие предметы на снимке получаются более контрастными, чем удаленные. Тональная перспектива хорошо пере-  [c.152]

Несомненно, такая общность у самых разнообразных фотоизображений есть. Во-первых, все они создаются с помощью одних и тех же технических средств, на общей технической основе. Во-вторых, изобразительные средства фотографии и творческие приемы создания снимков композиция кадров, их световое решение, тональный рисунок, колорит, перспектива и пр. — также используются во всех видах и жанрах фотографии. База, подоснова, опорные позиции безусловно имеют прочную общность. Вот почему основы композиции важно знать каждому фотографу, в какой бы области фотографии он ни работал.  [c.5]

Давно подмеченные и разработанные в изобразительных искусствах закономерности тональной и воздушной перспективы состоят в следующем  [c. 144]

Аналогично тому, как различают тоновой и контурный рисунки, так и перспектива бывает двух основных видов воздушная (тональная) и линейная. Воздушная перспектива рассматривает изменения цвета предметов под влиянием воздушной среды и различного освещения. Линейная перспектива рассматривает способы перспективных изображений контуров предмета на вертикальную и наклонную плоскости, т. е. передает линейные очертания предметов. Отсюда она и получила название линейной.  [c.213]

Это уже не просто воздушная перспектива, а скорее перспектива тонов, тональная перспектива. И теперь мы можем заключить, что воздушная перспектива несомненно является перспективой тональной но понятие тональная перспектива включает в себя более широкий круг явлений, поскольку она может быть построена в отсутствие естственных воздушных дымок. Можно также сказать, что воздушная перспектива есть хотя и очень распространенный, но все же частный случай тональной перспективы.  [c. 148]


В снимке, где хорошо выявлено пространство с помощью закономерностей воздушной перспективы, изображение выглядит многоплановым. Наиболее резок и четок по сравнению со всем изображением первый план, т. е. предметы, находящиеся в непосредственной близости к точке съемки. Второй план более мягок, здесь начинает теряться четкость линейных очертаний предметов, уменьшаются контрасты тонов и светотени начинает сказываться воздушный слой, закрывающий предметы полупрозрачной пеленой. Наименее четким выглядит дальний план, где предметы на снимке почти не имеют деталей, теряют объемную форму, выглядят плоскими и ограничены лишь очень расплывчатыми контурами. Между тремя этими зонами также нет четких границ, они постепенно переходят одна в другую через множество промежуточных планов и гармонически сливаются в единый тональный рисунок, что и создает иллюзию глубины, пространственности снимка.  [c. 145]

Расширение тонового диапазона фотографии — фотограф на открытом воздухе

В этой статье представлен фотозум

Слева: До, Справа: После

Одной из самых сложных задач фотографа является запечатление сцены, которую мы хорошо видим, а камера — нет. Ни пленочные, ни цифровые датчики не способны записывать все тона сцены с большим диапазоном яркости, например, скалы на фоне заката.Обычно вы получаете что-то вроде силуэта, но знаете, что видели детали и на небе, и на земле.

Диапазон тонов фотографии — это ее динамический диапазон. Сцена с большим разбросом этих тонов от темных до светлых будет иметь высокий динамический диапазон, диапазон, который обычно не записывается камерой.

Рассмотрим сцену, в которой свет падает прямо на скалу, но деревья и скалы на переднем плане получают только свет от темнеющего неба. Такой диапазон яркости выходит за рамки популярных пленок, таких как Kodak Kodachrome или Fujichrome Velvia, поэтому, как правило, фотограф экспонирует для яркого света и оставляет все остальное в покое.

В результате получается богато окрашенный утес от позднего солнца, но чёрные как смоль деревья и скалы, которые можно было бы использовать в качестве тёмного обрамления утеса, но не более того. Такие изображения могли быть драматическими кадрами и красивой интерпретацией сцены, но они не были особенно точными в изображении того, как на самом деле выглядела природа.

Откройте для себя возможности компьютера и цифровой фотографии. Теперь мы можем справиться с экстремальным диапазоном яркости и начать пересматривать возможности нашей фотографии.Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь справиться с экстремальным диапазоном контрастности, включая двойную обработку RAW и съемку двух экспозиций одной и той же сцены для объединения в Photoshop.

Во-первых, давайте посмотрим на HDR-фотографию (диапазон высокой плотности). Упрощенное объяснение этого состоит в том, что вы делаете несколько фотографий сцены с разным диапазоном выдержек, а затем вносите эти снимки в специальную компьютерную программу, которая объединяет экспозиции в одно изображение, показывающее весь диапазон тональности сцены.Я впервые попробовал это с функцией HDR в Photoshop, и меня это не впечатлило. Это казалось отличной идеей, но реализация не очень хорошо работала для фотографий, которые я пробовал. Это было слишком похоже на «незавершенную работу».

Я видел, как несколько фотографов смело начали работать таким образом с HDR-фотографией, и они действительно получали изображения с большим диапазоном тонов. Но фотографии показались мне немного плоскими, и в них не было той жизни, которую я ожидал от хорошей фотографии природы.

Некоторые фотографы рано начали изучать эту технологию.Некоторые фотографии мне понравились, но другие выглядели для меня слишком «офигенными» — эффект привлекал к себе слишком много внимания.

Прошлой зимой Джордж Лепп прислал мне несколько новых фотографий. Он освоил технологию. Фотографии были потрясающими, и теперь я увидел целый ряд возможностей. Программное обеспечение, которое использовал Джордж, называлось Photomatix от HDRsoft (www.hdrsoft.com). Я проверил веб-сайт и обнаружил, что это программное обеспечение предлагает именно те элементы управления, которые меня интересовали, плюс оно было по разумной цене.

Когда я установил программу, я обратился к фотографиям, сделанным во время одного из моих семинаров в Коста-Рике. Я сделал брекетинг на закате с возможностью использования частей двух экспозиций в одном изображении. Снимок был не слишком захватывающим, но когда я попробовал его в Photomatix, я был в восторге. Я внезапно обнаружил, что у меня есть изображение с тональностью темного дождевого леса, а также яркого закатного неба. Это было невозможно! Тем не менее, это случилось, и я знал, что у меня есть новый инструмент.

Затем я был в пустыне Мохаве за пределами Лас-Вегаса, в зоне отдыха на озере Мид и в национальном заповеднике Ред-Рок-Каньон. Я пробовал снимать все виды сцен, устанавливая камеру на автобрекетинг, с одной остановкой между каждым кадром, используя серии из трех и пяти брекетинга. Я даже сделал несколько снимков, которые никогда бы не сделал раньше, потому что диапазон контрастности был слишком велик. Когда я перенес эти изображения в компьютер и начал работать с ними в Photomatix, я был взволнован, увидев, что начинают происходить удивительные вещи. Сцены ожили так, как я никогда раньше не испытывал.


В этой статье представлены функции Photo Zoom
Что делает Photomatix такой эффективной, так это то, что он не только объединяет тональности из нескольких снимков в одно изображение, но также предлагает превосходный контроль над этими тонами в так называемом Tone Mapping.Вы можете настроить силу, насыщенность цвета и, что очень важно для моей интерпретации файла HDR, сглаживание света (это может превратиться из довольно причудливого вида в нечто совершенно реальное). Кроме того, вы можете установить белые и черные точки, которые я считаю ключевыми для хороших цифровых фотографий.

Не могу сказать, что каждый «кадр» (сделанный из мультиэкспозиций) выглядел великолепно — Photomatix может иметь дело только с тем, что получает от фотографа! Но меня это зацепило, и теперь я всегда ищу HDR-изображения в местах, где я снимаю, чтобы получить фотографии, которые на самом деле захватывают что-то более близкое к тому, что мы видим.Обычно я делаю небольшую дополнительную работу в Photoshop, чтобы придать изображению больше структуры, выборочно затемняя и осветляя части фотографии, как это делается при традиционной фотографии в фотолаборатории.

Если вы хотите изучить идею работы со сценой так, чтобы захватить больше тонального диапазона, чем обычно позволяет один снимок, вы также можете попробовать две техники, которые я до сих пор использую и которые могут быть весьма эффективными: двойная обработка RAW и съемка с двумя экспозициями. одной и той же сцены для объединения в Photoshop. Оба используют Photoshop одинаковым образом для объединения двух версий одной и той же сцены, демонстрирующих разные тональности (вы можете сделать даже больше двух версий, но я редко нахожу в этом необходимость).

Техника двойной обработки RAW довольно проста. Вы обрабатываете изображение RAW со сложными темными и светлыми областями, обрабатывая один раз темные области и второй раз светлые области. Сделать это можно в любой программе обработки RAW, от Camera Raw до Lightroom.

Часто со сценами с экстремальными тональными диапазонами вы в конечном итоге идете на компромисс, когда пытаетесь обработать все сразу, и ни темные, ни светлые области не выглядят наилучшим образом. Обрабатывая каждую версию, фокусируясь сначала только на темных, а затем на светлых тонах (и игнорируя то, что происходит с противоположными тонами), вы можете легче получить лучшее из обоих тональных диапазонов.

При использовании другой техники вам нужно сделать две фотографии сцены (камера на штативе) — одну для темных областей, одну для светлых — и затем обработать каждую специально для этих тонов. Я считаю, что это легко сделать, используя автобрекетинг и компенсацию экспозиции. Самая яркая фотография хороша для светлых областей — я сохраняю самую яркую и самую темную экспозицию и отбрасываю средний план. Благодаря автобрекетингу мне не нужно перемещать что-либо на камере (например, скорость затвора или ƒ-stop), что может привести к небольшому смещению камеры между экспозициями.Если камера движется, это может затруднить выравнивание этих снимков в Photoshop.

В любом случае в Photoshop вы получите два отдельных изображения — одно светлое, другое темное. Держите их открытыми и видимыми на мониторе, а затем с помощью инструмента «Перемещение» нажмите клавишу Shift, щелкните изображение, которое выглядит лучше, и перетащите его на другую фотографию. Если вы получаете сообщение об ошибке, это означает, что вы недостаточно далеко переместили курсор на другую фотографию. Отпустите кнопку мыши, а затем клавишу Shift. Клавиша Shift означает, что две фотографии будут точно выровнены по краям.

Это буквально помещает две фотографии в стопку, одну поверх другой в виде слоев. Если бы у вас было две настоящие фотографии в такой стопке, вы бы вырезали отверстия в верхней, чтобы открыть нижнюю. Вы делаете то же самое на компьютере. Вы можете сделать это, используя мягкую кисть-ластик (это легко сделать) или слой-маску (лучше, потому что это дает вам больше контроля).

Если верхняя фотография более темная, что выгодно выделяет светлые части фотографии, просто перейдите и удалите самые темные области, что позволит проявиться более темным обработанным или экспонированным тональностям.Если вы используете ластик, вы должны использовать палитру «История» для резервного копирования, если вы допустили ошибку.

Попробуйте добавить маску слоя (ее можно найти в меню «Слой» или щелкнуть значок маленького прямоугольника и кружка в нижней части палитры «Слои»). Закрасьте черной мягкой кистью области, которые вы хотите удалить. Черный блокирует все, что находится на этом слое, открывая то, что находится под ним. Любые техники (а есть несколько, которые требуют больше места, чем у меня здесь), которые помещают черный цвет в определенные области, помогут объединить эти изображения.

Независимо от того, как вы это сделаете, добавление в фотографию более широкого диапазона тонов, чем это возможно при использовании традиционных методов, дает фотографу природы мощный инструмент для создания изображений, более близких к реальности. Вы получаете отличные возможности для своей фотографии, которые выходят за пределы возможностей сенсора или пленки.

Первоначально опубликовано 8 апреля 2008 г.

Фотография | Университет Эмори | Atlanta GA

В основе новой коммуникационной стратегии Эмори лежит приглашение зрителей начать смотреть и думать иначе.Для этого мы используем уникальный визуальный словарь, который бросает вызов, задает вопросы, волнует и вдохновляет. Фотография должна запечатлеть магию открытий и инноваций, а также любопытство и исследования дальновидных студентов и преподавателей Эмори. Он отражает окружающую среду с ее вдохновляющим и красочным ощущением места и людей. Тон фотографии творческий, увлекательный, оптимистичный, любознательный, страстный, целеустремленный, вдохновляющий и героический. Есть графические обработки фотографий, которые улучшают фотографию и добавляют дополнительный уровень неожиданности и перспективы к визуальному повествованию.

Люди

Снимайте студентов, преподавателей и выпускников таким образом, чтобы они выглядели подлинными и яркими. Сильная композиция с малой глубиной резкости обыгрывает идею видения. Следуйте и даже растягивайте правило третей для композиции. Используйте элементы архитектуры и фона для поддержки и выделения объектов. При выборе изображений с несколькими людьми учитывайте разный возраст, расу, пол и способности.

Кампус

Утопающий в зелени исторический кампус Эмори, а также современные ультрасовременные помещения создают удивительный контраст и разнообразие кампусов.Изображение кампуса и окрестностей Атланты дает людям представление об окружающей среде, которая способствует инновациям. Попробуйте найти кадры кампуса с людьми, даже если они на заднем плане, чтобы оживить фотографию.

Студенческая жизнь

Продемонстрируйте энергию и дух студентов Эмори в веселых и интересных ракурсах. Показ студентов, собравшихся в группы, работающих или играющих, часто создает самые искренние моменты. Эмори ориентирован на учебу, но это также очень веселое место.Фотографии из студенческой жизни должны рассказывать эту историю ярко и аутентично.

Академический

В классе, лаборатории или на рабочем месте мы хотим запечатлеть вдохновляющую среду через чувство энтузиазма, наставничества и личного драйва. Выделите различные сценарии, от группового сотрудничества до интересных лабораторных пространств, ориентированных на исследования. Учитывайте уникальные ракурсы и расфокусированные элементы переднего/заднего плана, которые могут помочь сфокусировать взгляд зрителя на объекте.

5 способов максимизировать ваши тональные значения в Photoshop

Ползунки Adobe Camera Raw упрощают глобальную тональную настройку. Но при углубленной работе над одним изображением в Photoshop у нас есть еще больше инструментов для настройки и максимального увеличения тональных диапазонов.

Что такое «тона» в фотографии?

Тона в фотографии могут относиться к значениям оттенка, насыщенности или, чаще всего, к яркости. Поскольку в этой статье речь пойдет о яркости или яркости/экспозиции, мы будем называть тон только последним.

Возможно, вы также слышали о «тональных диапазонах». Тональный диапазон экспозиции — это диапазон тонов между самыми темными и самыми светлыми точками изображения.Изучение вашей гистограммы обеспечивает визуальное представление тоновых диапазонов изображения. Горизонтальная ось этого графика представляет диапазон тонов от 0 до 255 (0 — полностью черный, 255 — чисто белый). Вертикальная ось представляет количество пикселей на каждом горизонтальном уровне тона.

Так какой же идеальный тональный диапазон? Нет абсолютного ответа; это зависит от цели изображения. Однако следует избегать двух вещей: потери деталей в тенях и пересветов.Существует несколько методов съемки и редактирования, позволяющих смягчить эти проблемы: обработка HDR, маскирование экспозиции, ползунки подсветки и тени, и это лишь некоторые из них.

Как мы можем максимизировать тона?

В своем последнем посте, посвященном видео B&H, я рассказал о различных проблемах, возникающих при фотографировании в условиях жесткого освещения. Это всего лишь один пример фотографии, на которой могут быть проблемы с детализацией тонов, в частности с размытыми светлыми участками или потерей деталей в тенях.Другими переменными, которые могут повлиять на качество и диапазон тонов, являются угол и размер вашего источника света, его рассеивание (если есть) и отражательная способность объекта.

В этой статье я хотел бы поделиться с вами некоторыми простыми, но ценными навыками редактирования, помогающими преодолеть распространенные проблемы тональных диапазонов и деталей.

1. HDR

HDR (изображение с расширенным динамическим диапазоном) позволяет фотографам увеличить диапазон тонов сверх того, что камера может запечатлеть в одном кадре.Делается набор экспозиций с брекетингом (с пошаговой коррекцией), которые затем обрабатываются вместе для объединения захваченных данных. Обработка HDR обычно выполняется с помощью программного обеспечения на этапе постобработки. При обработке на компьютере можно дополнительно манипулировать значениями яркости и цвета с помощью процесса, называемого тональным отображением.

Но будьте осторожны. Эта возможность манипулировать изображениями — это то, где HDR часто «идет не так».

Подход HDR — это скорее пластырь, чем решение сложной проблемы сложной экспозиции.Конечно, использование HDR может привести к «широкому» тональному диапазону практически без потери деталей. Но HDR часто используется неправильно.

Фотографии, использующие HDR, часто получаются переобработанными и кричащими. Некоторые фотографы в шутку критикуют HDR-фотографии такими терминами, как «пережаренные» и «чернобыльский эффект», предполагая, что сильно обработанные фотографии выглядят так, как будто они сгорели во время ядерной катастрофы. Это не всегда преувеличение

Некоторые смартфоны теперь поддерживают HDR. Кадры автоматически смешиваются для пользователей с тонкими, но часто хорошими результатами.Поскольку тональное отображение не связано с HDR мобильного телефона, меньше шансов выдвинуть детали или неправильно тонировать его.

Если вы еще не вложили средства в программное обеспечение и навыки обработки HDR, я бы рекомендовал вам использовать другие методы для настройки тона.

2. Маскировка экспозиции

Хотя этот метод требует от фотографа большего мастерства, маскирование экспозиции — отличный способ максимизировать тона и добиться естественного эффекта на ваших фотографиях.Подобно первому шагу HDR, набор изображений делается в несколько шагов экспозиции или брекетинга. Позже кадры смешиваются вручную в Photoshop с помощью Layer Masking. Если все сделано правильно, в результате получится реалистичная, детализированная фотография с большим диапазоном тонов. Этот метод позволяет нам вытягивать детали в тенях без шума, по сравнению с теневыми ползунками и даже с плохим HDR.

В изображении до/после выше мы видим одну экспозицию по сравнению с группой слоев экспозиций, замаскированных в Photoshop.

Теперь, когда мы рассмотрели некоторые варианты настройки тональных значений, давайте рассмотрим несколько различных способов, которыми мы можем управлять этими значениями и проверять их.

3. Ползунки тени и подсветки

Ползунки

ACR (Adobe Camera Raw) были разработаны как простой визуальный подход к глобальным настройкам. Хотя изначально они были разработаны для редактирования необработанных фотографий, теперь эти ползунки можно использовать в формате jpeg. Однако обработка необработанных несжатых файлов всегда дает лучшие результаты.

Ползунок теней предназначен для «извлечения» данных из более темных областей фотографии.Поэкспериментируйте с этим ползунком, так как он может выявить скрытые детали на фотографиях с высокой контрастностью или динамическим диапазоном. Но будьте осторожны, потому что если вы переборщите с теневым ползунком, на изображении могут появиться шумы.

Тени имеют меньшее отношение сигнал/шум. Это означает, что в более темных областях изображения обычно меньше тональных деталей, чем в более светлых. Поэтому вам следует проявлять осторожность при работе с теневым толчком. При обработке таким образом обязательно увеличивайте масштаб и внимательно изучайте детали теней.

Первое изображение в этом бегунке сравнения показывает один необработанный файл с его тенями, передаваемыми через ACR. Второе изображение представляет собой версию с маской слоя, с естественными тенями. Обратите внимание на отсутствие шума в версии с маской слоя.

Ползунок подсветки можно использовать для коррекции засвеченных участков изображения. Добавление данных о светлых участках может быть полезным для исправления зеркальных отражений или даже для восстановления размытого неба. Но при использовании этого ползунка также следует соблюдать осторожность.Неправильное уменьшение светлых участков может привести к появлению на изображении плоских серых пятен.

Более сложные настройки теней и светлых участков также можно выполнить, выбрав «Изображение» > «Коррекция» > «Тень/Свет» в Photoshop. Это дает доступ к дополнительным настраиваемым параметрам, касающимся как тонов, так и радиусов регулировки.

4. Предупреждения об отсечении теней и света

Предупреждения об отсечении теней и светов — отличные инструменты для отслеживания потерянных тональных значений. Эту функцию можно включать и выключать с помощью ползунков ACR как в Lightroom, так и в Photoshop.

Для Photoshop и Lightroom найдите гистограмму в верхней части панели ползунка ACR. Обратите внимание на два треугольника: один слева, представляющий предупреждение об отсечении теней, и один справа, для светлых участков. Нажатие на левый треугольник покажет все потерянные данные в тенях, которые отображаются сплошным синим цветом в предварительном просмотре изображения. Щелчок по правому треугольнику покажет потерянные данные в ваших бликах (засветках), показанных в виде красных областей в предварительном просмотре изображения.

5. Информационная панель

Если вы хотите более тщательно проверить детали теней и света, а также любые корректировки цветового тона, откройте панель «Информация» в Photoshop.При ретушировании определенной части (8-битного) изображения при наведении курсора на светлые и темные участки отображаются тональные значения цветов на панели «Информация». Эту информацию также можно увидеть в верхней части диалогового окна ползунка ACR.

Хорошее эмпирическое правило при работе в 8-битном режиме: любые значения, считанные ниже 10, приближаются к слишком темным и рискуют потерять детали в тенях. Значения, превышающие 245, находятся на грани потери подсветки, и их можно было бы улучшить, если бы их снова набрали. Вы можете сделать это с помощью любого из вышеупомянутых ползунков, маскирования экспозиции или инструмента записи.

Резюме

У фотографов есть ряд приемов и технологий для максимизации тональных значений при постобработке. Овладение ими является важной частью процесса фотографии и повышает визуальную привлекательность вашей работы.

Если у вас есть дополнительные советы по тональной оптимизации, поделитесь ими в разделе комментариев ниже.

Изменение перспективы — Светящийся пейзаж

Есть много факторов, влияющих на успех или неудачу фотографии — предмет, время суток и погодные условия, и это лишь некоторые из них.Одним из менее очевидных из них является перспектива. Перспектива оказывает огромное влияние на наши композиции, но многие фотографы не уделяют ей должного внимания.

Есть много способов изменить перспективу — съемка с необычных ракурсов, подъем вверх или вниз — вот некоторые очевидные примеры. Здесь я сосредоточусь на использовании разных фокусных расстояний вместе с конкретным кадрированием для достижения разных результатов.

Темные изгороди, Антрим

Canon EOS 5D Mk.II, EF 70-200 f/2,8 IS при 200 мм
f/16, 1/2 при ISO 100

________________________________________________________________________________________________

Что такое перспектива?

Нас интересует следующее определение:

перспектива: внешний вид объектов относительно друг друга, определяемый их расстоянием от зрителя.

Важно помнить о перспективе: по мере удаления объекты кажутся меньше.Это многое очевидно. Что менее очевидно, так это то, что по мере того, как объекты удаляются, видимое расстояние между ними также уменьшается.

Например, если у вас есть человек, стоящий в двух футах перед вами, а другой человек в двадцати футах позади него, между ними большое видимое расстояние. Теперь вернитесь на двести футов и посмотрите еще раз — видимое расстояние между двумя людьми сократилось, и они кажутся ближе друг к другу.

Теперь взгляните на фотографию выше. Это было снято телеобъективом, и вы можете видеть, что сцена кажется относительно плоской — видимое расстояние между отдельными деревьями было сжато, и это создает иллюзию того, что деревья посажены практически одно поверх другого.Цель здесь заключалась в том, чтобы сконцентрировать стесненное и смутно угрожающее ощущение, которое создает это место.

Теперь осмотрите фотографию ниже. Это та же самая сцена, снятая точно с того же места, но широкоугольным объективом. Вы можете видеть, что это дает совершенно другой эффект — пространство кажется намного более открытым, и большая часть изображения состоит из пустого пространства между деревьями.


Canon EOS 5D Mk. II, EF 24-70 f/2.8 @ 24 мм
f/16, 1/2 @ ISO 100

Область, ограниченная красной рамкой, показана ниже как примерно 50% урожая:

Вы заметите, что кадрирование идентично телефото.Тональные различия связаны с тем, что кроп не подвергался такой же постобработке, плюс на этом изображении есть блики от больших ярких областей к краям исходного кадра.

________________________________________________________________________________________________

Что все это нам говорит?

Во-первых, сравнив кроп с исходным телефото, можно увидеть, что сам объектив не меняет содержание сцены. Телеобъектив просто дает узкий угол обзора, что означает (как правило), что то, что он «видит», находится на расстоянии, и, таким образом, расстояние между объектами в кадре меньше.

И наоборот, широкоугольный объектив «видит» больше сцены и, следовательно, включает в себя объекты, расположенные ближе к камере. Таким образом, видимое расстояние между передним планом и фоном больше.

________________________________________________________________________________________________

Как и когда?

Как правило, если вы хотите передать на фотографии ощущение пространства или безбрежности, лучше всего подойдет широкоугольный объектив. Включите что-нибудь на переднем плане, чтобы получить желаемый эффект.

Если вы хотите сделать сцену более абстрактной, используйте телеобъектив, чтобы сгладить перспективу. Вместе с хорошим дизайном это подчеркнет графичность элементов композиции.

________________________________________________________________________________________________

Некоторые примеры

На изображении ниже я хотел передать две вещи — бесплодность ландшафта и его необъятность. Этого удалось добиться с помощью сверхширокоугольного объектива и низкой точки обзора (приводя камни на переднем плане очень близко к объективу).

Блафель, Исландия

Canon EOS 5D, EF 24-70 f/2,8 при 24 мм
f/16, 1/2 при ISO 100

Пример использования перспективного сжатия для получения хорошего эффекта: это изображение:

Деревья-скелеты, Уильямстаун, Массачусетс

Canon EOS 5D, EF 100–400 мм при 310 мм
f/13, мультиэкспозиция при ISO 100

Причина использования длиннофокусного объектива здесь заключалась в том, чтобы сделать так, чтобы деревья на заднем плане выглядели сплошной стеной за березами на переднем плане. Это усиливает абстрактный характер изображения.

________________________________________________________________________________________________

В заключение

Многие фотографы рассматривают различное фокусное расстояние просто с точки зрения угла обзора — используя широкоугольный объектив, чтобы охватить больше сцены, и телеобъектив, чтобы приблизиться к отдаленному объекту, не приближаясь к нему. Стоит помнить, что они имеют больший эффект, чем это.

август 2009 г.

________________________________________________________________________________________________

Питер Кокс — фотограф-пейзажист и педагог, живущий на живописном юго-западе Ирландии.Он предлагает различные мастер-классы по фотографии, от десятидневных туристических семинаров по Ирландии до более коротких двухдневных курсов. Чтобы узнать больше о его работах, вы можете посетить его веб-сайт по адресу: http://www.petercox.ie

.