Зенит ет фотоаппарат – Зенит-ЕТ — Википедия

Фотоаппарат Зенит-ЕТ обзор и инструкция

Зенит-ЕТ, — это не просто фотоаппарат, это, своего рода, явление в советском фото. Явление, которое можно наблюдать, удивляться и строить по его поводу разные гипотезы.

Начиналось все примерно так: В 1981 году на КМЗ вышли 2 фотоаппарата — Зенит-10 и Зенит-11. Аппараты не были совсем уж революционными, скорее это был глубокий рестайлинг Зенитов –Е и –ЕМ соответственно.
Но вышли новые аппараты вполне удачными. Особенно 11-я модель.

Правда, несмотря на все свои достоинства, Зенит-11 был все-таки аппаратом далеко не передовым. Даже в сегменте не очень сложных камер, на КМЗ уже тогда развивалась линейка Зенитов TTL / 12 с внутрикамерным замером экспозиции.

А ведь еще был выпуск камер более высокого уровня!

В общем, не мог КМЗ Зениту-11 выделить мощности, достаточные для удовлетворения спроса на действительно хороший и недорогой аппарат.

Было принято вполне разумное и очевидное решение — начать выпуск новых аппаратов параллельно на заводе «Зенит» г. Вилейка. Напомню, опыт производства фотоаппаратов Зенит-Е параллельного на КМЗ и БелОМО уже был.

Камеру стали готовить к передаче в производство на БелОМО и так появился, собственно, Зенит-ЕТ.

Таким образом, Зенит-ЕТ, — это реплика Зенитов -10 и -11.

Зачем понадобилось вводить новый буквенный индекс? Чем не устроили прежние, числовые?

Достоверно это неизвестно.

Возможно, на КМЗ хотели дистанцировать свои 11-е, «оригинальные» модели от белорусских. Не секрет, что качество изделий БелОМО было пониже, чем у Красногорских, а конкуренция между предприятиями, несмотря на социалистическое равенство и братство, — была и довольно серьезная.

Зенит-ЕТ на КМЗ выпускался всего 2 года — фактически только в период становления производства в Белоруссии.

А вот в Вилейке Зениты-ЕТ выписались параллельно с 11-ми на КМЗ 10 лет, между прочим (!!!)

Вот, возможно, решили подчеркнуть разницу.

А может быть, при подготовке документации для передачи в нее сразу вносились изменения с целью, например, удешевить передаваемый аппарат или подогнать технологические процессы под какие-то рамки, существовавшие на заводе «Зенит».

Поэтому, решили, что аппарат получается достаточно новым для самостоятельного индекса.

В любом случае сейчас можно уже только гадать…

Что означает индекс «-ЕТ»?

Официально он не расшифровывался. На ресурсе КМЗ сообщается версия хотя и неофициальная, но от самого предприятия, т.е. главная, по сути.

Согласно этой версии, буква «Е» осталась от Зенита-Е, а буква «Т» была добавлена в честь директора КМЗ Трифонова В.Г.

Если логике этой версии следовать, то нужно вспомнить, что Зенит-Е получил свой индекс не за «Exponometer», а от фамилии тогдашнего директора Егорова Н.М.

В этом случае «ЕТ» означает «Егоров-Трифонов».

Вам как? Мне странно немного.

Почему не просто Трифонов, не Зенит-Т? Аппарат то существенно отличался от Зенита-Е. Более чем достаточно, чтобы считать его совершенно самостоятельной заслугой текущего директора.

Товарищу Воронину Л.А., например, ничто не помешало получить «именной» Зенит-В, хотя он, в общем, мало чем отличается от Зенита-Е.

Да и чего, в Вилейке не было своего директора с амбициями??? Зачем для аппарата, который разрабатывается специально для передачи в БелОМО, придумывать название, в котором зашифровано два Красногорских директора??? Не конструктора, а именно директора!!!

Ох, сомнительная версия.

К слову сказать, «ЕТ» сочетается удачно. Солидно, весомо.

Но самое необычное с фотоаппаратом Зенит-ЕТ происходило уже во время его продолжительного выпуска на БелОМО.

Зенит-ЕТ — это, видимо, самый изменчивый фотоаппарат СССР.

Ну, про цвет корпуса — молчу, видели не раз.

Но, выпускались, например, варианты Зенита-ЕТ без привода моргающей диафрагмы.

Пример на фото.

Тут, правда, можно сказать, что конкретно эти экземпляры были репликами не Зенита-11, а Зенита-10. В общем-то, почему бы и нет?

— А почему самостоятельный индекс не присвоили?
— А зачем?
— Ну так покупателя в заблуждение вводите!
— Да бросьте вы, в самом деле……


А чем, например, объяснить, что на некоторых Зенитах-ЕТ не было селенового экспонометра (фото слева), а на некоторых замок был старой конструкции — снаружи (фото справа)???

При этом, весь этот зоопарк назывался одинаково — Зенит-ЕТ.

Логику такой изменчивости полностью понять сложно на самом деле.

Возможно, предприятие испытывало периодические сложности с комплектующими. Возможно, шла постоянная работа над удешевлением продукции. Особенно и то и другое было актуально в 90-х.

Но мой, например, экземпляр, 91-го года выпуска, действительно мало чем отличается от Зенита-11. Он вполне хорошо собран. Более того, мне попался заводской комплект с объективом МС Гелиос-77М-4.

Согласитесь, не похоже на ситуацию «даешь все максимально дешево».

В общем, у меня такое впечатление ,что какого-то единого вектора развития фотоаппарата на заводе «Зенит» БелОМО — не было. Выпускались то варианты попроще, то посложнее и покруче. А возможно и одновременно шло параллельное производство обоих сегментов. И под одним именем.

Что же все-таки из себя представляет Зенит-ЕТ?

Давайте рассмотрим его подробнее.

Фотоаппарат Зенит-ЕТ выпускался на КМЗ с 1981 по 1982 год. И на заводе «Зенит» БелОМО с 1982 по 1995 год.

Красногорких аппаратов выпушено всего около 60 тыс. штук. Зато Белорусских — под 3 миллиона.

Камера хорошая и массовая.

Зенит-ЕТ, в общем и целом, очень похож на Зенит-11. Если не приглядываться, можно подумать (и не ошибиться сильно), что аппараты идентичны.

Как говорилось выше, было множество странноватых вариаций Зенитов-ЕТ, но мы говорим об основной линии.
Визуально некоторые отличия в глаза бросаются, но нужно понимать, что выпускаясь десятилетиями, в мелочах советские аппараты с ходом времени могли меняться довольно сильно.

Из постоянных отличительных признаков, на сколько мне известно, можно выделить всего несколько и они не очень принципиальны:
— рычаг взвода затвора у ЕТ был пластиковый, у 11-х пластиковая была только лапка;
— штативное гнездо у ЕТ — на старом месте — справа. У 11-х оно смещено ближе к оси объектива.

Возможно, внутри есть еще отличия не видные простому пользователю.

Если вам известны еще универсальные отличия Зенитов-ЕТ от 11-х — пишите в комментариях!

Штатный объектив мог быть одним из:
— Гелиос-44-2 2/58;
— МС Гелиос-44-3 2/58;
— Гелиос-44М-4 2/58 или МС версия;
— Гелиос-44М-5 2/58 или МС версия;
— Гелиос-44М-6 2/58 или МС версия;
— МС Гелиос-77М-4 1,8/50

Как говорится, «от и до»… Верхние два объектива не имеют моргающей диафрагмы.

Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30.

Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска и горячим синхроконтактом.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло с кольцом микрорастра.

Вес моего экземпляра без объектива 630 грамм.

Элементы управления:

Над объективом Зенита-ЕТ располагается светоприемник селенового фотоэлемента.

Справа на передней панели имеется гнездо синхроконтакта, а под ним — рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
Сзади — окуляр видоискателя.

Видоискатель Зенита-ЕТ покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало и создает трудности при компоновке кадра. Этот атавизм аппарат унаследовал от Зенита-Е с 60-х годов.

В центре матового стекла имеется линза Френеля с микрорастром.

Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально справа. Это тоже атавизм с мохнатых времен. Почему его не сместили ближе к центу как у Зенита-11 — непонятно.

Вся нижняя панель — пластиковая. Это, хотя и не постоянная отличительная особенность, но нововведение Зенита-ЕТ в этой линейке. По мне, так это хорошее решение. Меньше царапин и на аппарате и на мебели.
Сверху у Зенита-ЕТ слева-направо находятся:
— калькулятор экспозиции с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— «горячая» скоба бля вспышек;
— головка выдержек;
— нажимная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Головка выдержек большая, ухватистая с качественной накаткой.

Для изменения выдержки головку нужно просто повернуть и ничего больше.

Выдержки, конечно, можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.

При взведении затвора головка не вращается.

Расчет экспозиции на Зените-ЕТ происходит абсолютно традиционно:

1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.

Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN

2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.

В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.

3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.

4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.

5. Переносим выдержку и диафрагму на соответствующие органы управления.

Для обратной перемотки пленки у Зенита-ЕТ имеется рулетка. Чтобы перемотать пленку нужно откинуть рукоятку. Рулетка очень удобная.

Если головку рулетки вытянуть вверх до упора и потом еще немного потянуть, откроется задняя крышка аппарата. Это очень удобно и надежно.

Важно также, что при захлопывании крышки, она зафиксируется даже при поднятой головке.

Отношение к камере.

Зенит-ЕТ — аппарат, который наиболее сильно у меня ассоциируется с БелОМО, среди зеркалок.

Помню, очень давно, в детстве, вскользь в новостях по телевизору показали ролик о производстве фотоаппаратов в Белоруссии. Буквально несколько секунд на экране был конвейер, по которому шли черные аппараты. С очередным из них женщина-мастер в белом халате производила какие-то манипуляции.

Этот ряд черных аппаратов и желтые отблески на линзах — навсегда врезались в память.

Зенит-ЕТ — хороший, добротный аппарат с непростой и интересной историей. Миллионы штук этой рабочей лошадки фотолюбителей делали счастливыми миллионы советских граждан.

Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-ЕТ и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Выбрать переходник для своей камеры вам поможет таблица.

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть до 5% от стоимости покупки.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться. Далее, на главной странице LetyShops выбирайте интересующий вас интернет-магазин. Их там более двух тысяч, представлены такие популярные площадки как AliExpress, My-Shop и многие другие. Перейдя по кнопке в магазин, совершаете там покупки как обычно.

После оформления заказа, на ваш счет в LetyShops будет начислен кэшбэк. Доступен для вывода он станет после получения товара.
Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.
На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис LetyShops, рекомендую. Ссылка для регистрации.

На этом у меня все. Удачи!

 


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Также приглашаю Авторов публиковаться на ресурсах Проекта.


Инструкция:

fotoussr.ru

Плёночная жизнь. Плёнка № 01: Fujifilm Fujicolor C200 и Зенит-ЕТ. Часть 1: aran7 — LiveJournal

По прошествии некоторого времени со съёмки на «Зоркий-6»  я стал всё чаще поглядывать на полку, откуда на меня с укоризной  смотрел плёночный зеркальный фотоаппарат «Зенит-ЕТ». В конце концов, не  выдержав его психологического давления, я сходил в ближайший фотосалон,  торгующий плёнкой и приобрёл там катушку плёнки для своего «Зенита».

На выбор предлагалась любительская плёнка фирмы Fujifilm в двух  вариантах — с ISO200 и ISO400. Понадеявшись на приближающуюся весну и  обилие в ней солнечных дней, я выбрал Fujifilm Fujicolor C200 с  чувствительностью 200 и 36-ю кадрами. О, это давно забытое ощущение от  коробочки с плёнкой внутри! В последний раз я испытывал его лет 15  назад. Ощущение это складывается как из физических проявлений —  тактильных и, пожалуй, акустических — веса и объёма коробочки и звука,  издаваемого контейнером с плёнкой внутри, так и из эмоциональных — это  предвкушение процесса фотографирования, это и ощущение хрупкости и некой  эфемерности плёнки до момента её проявки в лаборатории. 

Покупая плёнку, я даже чувствовал некоторую неловкость. Ну кто  покупает плёнку в 2018 году? Однако очевидно, что для сорудников  магазина продажа плёнки была обычным, будничным делом, а не какой-то  ретро-редкостью: значит, плёнку действительно берут и моё предположение о  её вновь наступившей актуальности скорее всего верно.

Я вернулся домой и взял в руки «Зенит-ЕТ». Последний раз им  пользовались в начале 2000-х. Единственным, что от него с тех пор  использовалось, был его штатный объектив — «Гелиос 44-2 2/58», с помощью  переходника пересаженный на мой «Pentax». Отличный объектив, между  прочим (обзор можно прочесть в «Полевых испытаниях»). Да, «Зенит»  совместим с «Пентаксом» по длине рабочего отрезка объектива, что  позволяет использовать объективы от первого на втором с простым  механическим переходником безо всяких линз и мучений. Есть и обратный  эффект лично для меня: поскольку я коллекционирую разные нестандартные и  старые объективы, которые можно применять на «Пентаксе», у меня  собрался неплохой набор объективов, которые вообще-то были разработаны  именно для «Зенита». Воспользоваться ими теперь по их непосредственному  первоначальному предназначению показалось мне очень интересной идеей и  было дополнительным аргументом в пользу того, чтобы оживить механический  фотоаппарат советских времён.

«Зенит-ЕТ» — любительский зеркальный фотоаппарат родом из 80-х (мой  экземпляр — 1984 года выпуска), разработанный и вначале выпускавшийся на  Красногорском механическом заводе в подмосковье, но довольно быстро  поменявший место производства на белорусский завод «Зенит», специально  построенный для сборки фотоаппаратов этой марки. Модель ЕТ — это на  самом деле не одна, а скорее целое семейство моделей, представляющих  собой модернизацию более ранних моделей Е и ЕМ с использованием  элементов от более поздних 12 и TTL. Мой экземпляр больше похож на  модель Е. 

Добротный, тяжёлый металлический корпус в типичном для 70-х — 80-х  стиле: верх и низ матовые металлические, середина покрыта неким  искуственным чёрным материалом. Форма корпуса очень традиционна,  минималистична, на грани с архаичностью, очень напоминает компоновкой  «Зоркий-6», за исключением увеличенного объёма в районе крепления  объектива, выступа пентапризмы сверху и рубленных очертаний вместо  скруглённых углов. Нет выступа для правой руки, так что держать корпус  не слишком удобно.  В целом облик фотоаппарата максимально простой —  никаких дизайнерских изысков нет вообще, это нарочито массовый продукт  своего времени.

Чтобы продукт стал по настоящему массовым, он должен быть не только  простым и дешёвым, но и удобным и обладающим необходимым набором  функций. И Зенит-ЕТ именно таков. 

Штатный объектив — либо, как у моего, Гелиос 44-2 (или другая модификация), либо Индустар 50-2 3,5/50, улучшенная версия Индустара-50П  с возможностью фокусироваться на более близкие расстояния. Оба  объектива — с фокусным расстоянием 50 мм, или «нормальные», то есть  универсальные настолько, насколько может быть универсальным объектив с  фиксированным фокусным расстоянием. Гелиос при этом ещё и достаточно  светосилен, что в условиях доступности в 80-е плёнки в основном с низкой  чувствительностью было очень полезным. 

При этом фотоаппарат снабжён присоединительной резьбой диаметром 42  мм для сменных объективов, что позволяет при необходимости расширить его  возможности. Да, по меркам 80-х это уже глубоко устаревшый стандарт,  зато под него к тому времени было выпущено большое количество  объективов, как отечественных, так и импортных (опуская вопрос об их  доступности советским потребителям). Также доступны все старые объективы  для зеркальных фотоаппаратов с присоединительной резьбой диаметром 39  мм — через переходник. Позже, в модели ЕМ и основанных на ней  модификациях модели ЕТ, этот узел фотоаппарата был доработан: добавился  привод для диафрагмы, но у моего более раннего фотоаппарата этого  привода нет, так что все объективы с приводом диафрагмы нужно либо  перевести в ручной режим, либо заблокировать привод механически. 

Об автофокусе на массовом зеркальном фотоаппарате в те годы не могло  идти и речи, но разработчики постарались максимально упростить процесс  фокусировки, установив в видоискатель фокусировочный экран с  микропризмами и матовым кольцом. Микропризмы — это особой формы выточки  на стекле. Работают они так: в центре видоискателя имеется кружочек, в  котором изображение видится как-бы разрезанным на крошечные квадратики.  Окружён кружок кольцом, в котором стекло фокусировочного экрана сделано  матовым. Если сфокусироваться точно, то квадратики в кружочке  совместятся в цельную картинку. Во многих случаях фокусироваться с этим  устройством действительно проще, но в сложных случаях «разрезанность»  изображения мешает точно разглядеть сюжет. Если же у объектива закрыта  диафрагма (или светосила его очень низка), то все квадратики становятся  чёрными, и наводку на резкость получается выполнять только по матовому  кольцу. Всё эти здорово отвлекает от композиции, и, кроме того,  позволяют фокусироваться только на объекте, расположенном в центре  кадра, но в хороших условиях на несложных сюжетах функцию свою выполняют  чётко.

Сам видоискатель снабжён зеркалом, что следует из самого понятия  зеркального фотоаппарата. Зеркало это всегда находится в положении,  позволяющем наблюдать изображение в видоискателе, за исключением момента  съёмки кадра непосредственно. Сейчас это уже кажется само собой  разумеющимся, но так было не всегда — в некоторых более ранних моделях  зеркало устанавливалось в рабочее положение только после взвода затвора.  Зеркало отображает на фокусировочный экран только часть кадра, примерно  соответствующую кроп-фактору 1,4-1,5, при том, что сам фотоаппарат  является, конечно, полнокадровым. Это неудобно — точно кадрировать  композицию оказывается невозможным — и в какой-то степени уменьшает  преимущество данного фотоаппарата, как полнокадрового, над кропнутыми  цифрозеркалками, но продиктовано оно вновь соображениями экономии:  корпусная деталь, ограничивающая поле зрения, унаследована фотоаппаратом  от одной из более ранних моделей. Эта деталь морально устарела, зато  была проста в производстве и дешева.

Вопрос определения необходимой экспозиции тоже не оставлен без  внимания. Несмотря на то, что в тот момент уже были внедрены в серийное  производство фотоаппараты с системой замера освещённости через объектив  («TTL»), как это делается у всех современных фотоаппаратов, на «ЕТ»  установлен архаичный селеновый экспонометр. Он состоит из светоприёмной  панели, расположенной на передней стороне корпуса, над объективом,  индикатора со стрелками, встроенного в верхнюю панель камеры, и органов  управления, расположившихся вокруг ручки обратной перемотки. Принцип  работы — такой же, как у селеновых экспонометров, выпускавшихся в виде  отдельных устройств: вначале устанавливается чувствительность плёнки,  затем камера наводится на сюжет, который хочется запечатлеть, и стрелка  экспонометра принимает некое положение. После этого вращением одной из  ручек вторая стрелка экспонометра подводится на то же положение, и на  шкалах экспонометра становятся видны правильные сочетания выдержки и  диафрагмы. Фотограф затем выбирает из этих сочетаний одно и  устанавливает: выдержку — на колёсике выдержек на камере, а диафрагму —  на объективе. Таким образом, экспонометр никак не связан с самой камерой  и её механизмами, что позволяет использовать простые, старые, более  дешёвые компоненты. Кроме того, не требуются никакие батарейки —  сплошная выгода! Конечно, такой способ замера очень неточен, но широкий  динамический диапазон негативной плёнки должен это скомпенсировать.

0407

Селеновый экспонометр выгорает от света, поэтому его следует хранить  строго в закрытом виде. Фотоаппарат предлагается содержать в чехле из  плотной искусственной кожи: он имеет предельно утилитарный внешний вид и  очень странный способ открывания, словно его проектировал  инопланетянин, но экспонометр спасает. У моего «Зенита», хранившегося в  чехле, показания экспонометра близки к правде. Чехол крепится к  фотоаппарату при помощи винта, таким образом, предполагается  использовать его постоянно. У него есть, однако, минус: та часть чехла,  куда попадает объектив, выполнена из жёсткого пластика и имеет небольшие  размеры, так что туда помещаются только маленькие объективы. Если  объектив большой, можно отстегнуть верхнюю половину чехла, но тогда  защита экспонометра теряется. Заодно чехол защищает плёнку от возможных  засветок, если между задней крышкой и корпусом вдруг возникла щель.

В «Зените ЕТ» — простой шторный затвор из двух матерчатых шторок,  точь-в-точь как у «Зоркого-6». Шторки моего экземпляра «Зенита»  сохранились хорошо, в отличие от «Зоркого». Ещё одно старое доброе  решение.

Набор доступных выдержек у них тоже совпадает и предлагает скромный  выбор из 5 значений от 1/30 до 1/500 и режима «В». Снова видно  устаревшее, но надёжное и простое решение. Такой скудный набор, конечно,  ограничивает творческие эксперименты и художественную съёмку, но в  сочетании с управлением диафрагмой позволяет вести съёмку почти в любых  условиях освещённости. В моём экземпляре механизм заедает: на значениях  1/30 и 1/60 вторая шторка затвора не всегда закрывается до конца. Ручка  установки выдержки выполнена несколько более удобной, чем на «Зорком-6»:  должно же что-то совершенствоваться со временем!

Способ зарядки плёнки в «Зенит-ЕТ» очень напоминает таковой у  «Зоркого», единственное отличие — кончик плёнки не нужно зацеплять за  подпружиненный лепесток приёмной катушки, а достаточно просунуть его в  щель в оси этой катушки.

Пару раз прощёлкиваю кадры вхолостую, чтобы преодолеть засвеченный  участок плёнки. Взвод затвора очень мягкий, специальным «курком». Кнопка  спуска слегка упирается при нажатии — и затвор срабатывает. Камера  издаёт громкий и какой-то смешной звук, как будто что-то металлическое  брякает внутри консервной банки. Совершенно несолидный звук, резкий  скрежещущий звук «Пентакса» звучит и то презентабельнее, а уж о солидном  «хлопке» «Зоркого» и говорить не приходится. Кнопка спуска выглядит  необычно — как короткая трубка с резьбой внутри, словно какая-то её  деталь отсутствует. На самом деле резьба внутри предназначена для  вкручивающегося тросика.

Дополнительно фотоаппарат оснащён такими приспособлениями, как башмак  для вспышки с центральным контактом и отдельное гнездо для подключения  вспышек с проводным соединением, механический автоспуск, штативное  гнездо (продублированное и на чехле).

Таким образом, фотоаппарат обладает довольно широким набором функций и  возможностей для продвинутых фотолюбителей и фотоэнтузиастов. Да, в  отдельности каждая функция реализована максимально упрощенным, зачастую  устаревшим способом, зато в целом «Зенит-ЕТ» очень удачно реализует  максимальный функционал при сохранении простоты конструкции, надёжности и  минимально возможной стоимости как в производстве, так и для  покупателя. Идеальный вариант для небогатого советского  фотографа-любителя, желающего достичь в фотографии большего, но не  имеющего лишних денег на дорогие профессиональные и полупрофессиональные  аппараты. 

Продолжение — в следующем посте.

aran7.livejournal.com

Фотоаппарат Зенит-ЕМ обзор и инструкция

Начались семидесятые.

Фотоаппарат Зенит-Е, выпускается уже более пяти лет. Несмотря на удачность конструкции и популярность у потребителей, его техническое отставание от мировых трендов к началу семидесятых уже более чем очевидно.
Камеру нужно модернизировать и на КМЗ это понимают. Но модернизация нужна не абы-какая.

Во-первых, нужно сохранить низкую стоимость аппарата, ведь Зенит-Е — это камера бюджетная.

Во-вторых, нужно минимально изменить технологический процесс, чтобы не сбивать с ритма предприятие.

Да, о радикальных улучшениях речи идти не могло.

Ограничились всего двумя принципиальными доработками:

1. фотоаппарат получил «моргающую» диафрагму;

2. в центр фокусированного экрана добавили круглую область с микро-призмами.

Кроме этого, было еще несколько, скорее косметических изменений:

1. на корпусе аппарата появились крепления для нашейного ремня;

2. изменился переключатель типов вспышки;

3. кнопка спуска переехала на новое место.

Вот, в общем-то и все.

Есть информация, что вместо селенового экспонометра собирались поставить что-то на основе фоторезистора, но это было уже слишком. Оставили селеновый.

Таким образом, в 1972 году в свет вышел Зенит-ЕМ, который мы сейчас и рассмотрим.

Фотоаппарат Зенит-ЕМ выпускался только на КМЗ с 1972 по 1985 год. В 1988 году было выпущено еще одна партия.

Всего этих камер произвели более 970 тысяч.

В названии аппарата буква Е осталась от предшественника, а М означает «Моргающая» диафрагма.

Конструкция моргающей диафрагмы такова, что вращение кольца диафрагм на объективе не закрывает диафрагму, она остается полностью открытой при любом положении кольца.

Фотограф фокусируется, компонует кадр и выставляет экспозицию при полностью открытой диафрагме.

Закрывается до установленного значения диафрагма в момент нажатия на кнопку спуска. Естественно, до того, как откроется затвор.

После срабатывания затвора диафрагма снова открывается.

Нужно сказать, что все камеры КМЗ высокого класса — Старт, Зениты с 4-го по 6-й — имели моргающие диафрагмы сложных конструкций. Эта функция всегда виделась конструкторам важной.

Вот настала очередь внедрить ее и в бюджетной линейке.

Правда, конструкция моргающей диафрагмы для Зенита была выбрана существенно более простая, но при этом более надежная и неприхотливая.

Я не знаю, собственная ли это разработка СССР или у кого-то подсмотренная. Если знаете — пишите.

Объектив получил штырек, при нажатии на который, собственно и закрывается диафрагма. После вкручивания объектива, штырек оказывается внизу и «смотрит» вовнутрь камеры.
А в фотоаппарат была добавлена пластина–толкатель. При нажатии на кнопку спуска, первым делом усилие фотографа передается на эту пластину, она подается вперед и утапливает штырек в объектив.

И только опускаясь еще ниже, кнопка спуска, собственно активирует сработку затвора.
Моргающая диафрагма – удобная функция, нечего сказать. Все современные аппараты ею обладают.

Несмотря на ряд недостатков такой конструкции (о них чуть ниже), только она позволяла оборудовать моргающей диафрагмой резьбовые объективы.

К тому же, эта конструкция очень лояльна к погрешностям в нарезке резьбы на объективах и камерах. Многие мои объективы при установке на камеру – остаются немного недовернутыми или наоборот проворачиваются чуть дальше положенного.

Пластина-толкатель имела полукруглую форму и была готова нажимать на штырек на солидном таком сегменте окружности.

Штатный объектив — Гелиос-44М 2/58.

Буква М в названии опять же указывает на моргающую диафрагму. Отныне все объективы, поддерживающие эту функцию стали маркироваться буквой М.

Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм.

Затвор — остался тот же самый, что был в Зените-Е — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30.

Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска и проводным синхроконтактом.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло с линзой Френеля и микрорастром.

Вес моего экземпляра без объектива 690 грамм.

Элементы управления:

Над объективом Зенита-ЕМ располагается светоприемник селенового фотоэлемента.

Справа на передней панели имеется гнездо синхроконтакта, а под ним — рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
Сзади — только окуляр видоискателя.

Видоискатель Зенита-ЕМ покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало и создает трудности при компоновке кадра. Хорошо, что видоискатель довольно светлый.

В центре матового стекла появилась линза Френеля с микрорастром. Фокусироваться стало удобнее.
Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально сдвинуто вправо. Это не очень удобное решение.
Сверху у Зенита-Е слева направо находятся:
— калькулятор экспозиции со спрятанной в центре головкой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— головка выдержек, под которой расположен диск, задающий тип используемой вспышки для правильного упреждения;
— поворотная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Для изменения выдержки соответствующую головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и отпустить.

Выдержки можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.
Расчет экспозиции на Зените-ЕМ происходит так:

1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.

Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN
2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.

В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.

3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.

4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.

5. Переносим выдержку и диафрагму на соответствующие органы управления.

Головка обратной перемотки спрятана в центе калькулятора экспозиции. Чтобы ее извлечь, нужно надавать на ее торец пальцем и повернуть против часовой стрелки. После этого пружина слегка вытолкнет головку из недр фотоаппарата и дальше в рабочее положение нужно ее вытянуть пальцами.

На фото видно, что общая компоновка Зенита –ЕМ против –Е изменилась несильно. У меня не самая удачная для сравнения пара фотоаппаратов. Визуально отличий больше, чем их есть на самом деле.

Кронштейн для вспышки отсутствовал только у ранних –ЕМ.
Видно, что кнопка спуска переехала из центра головки перемотки туда, где ранее была кнопка отключения затвора. Механизм отключения остался на прежнем месте, но выполнен теперь в виде поворотной втулки вокруг кнопки спуска.

Изменение позиции кнопки вызвано появлением все той же моргающей диафрагмы. Есть мнение, что расположение кнопки стало менее удобным. По мне, так вполне нормально.

Ход кнопки стал более длинным и неоднородным, т.к. одна за другой выполняются две операции — закрывается диафрагма и спускается затвор, но особых сложностей это не доставляет. Возможно потому, что больше всего я фотографировал именно подобными Зенитами.

Задняя крышка у Зенита-ЕМ откидная. Замок расположен на левом торце фотоаппарата. Внутри все типичнее не бывает.

Отношение к камере.

Отношение к Зениту-ЕМ у меня неоднозначное. Нет, к камере у меня претензий нет. Добротный честный аппарат.

Но давайте вспомним, самый первый Зенит начал выпускаться в 1952 году. Уже в 1958, через 6 лет, случился Старт — сырая, но все-таки заявка на профессиональную камеру.

Та самая выставка в Брюсселе также проходила в 58-м.

В 1961 вышел Кристалл. Т.е. спустя 9 лет после начала выпуска первых зеркалок, в СССР было уже несколько поколений фотоаппаратов в линейках попроще и посложнее и куча отличной оптики для всего этого.

И все это с нуля, заметьте. Не торенными дорогами.

Смотрим далее. Зенит-Е вышел в 1965 году, а Зенит-ЕМ в 1972. Семь лет разницы. Что изменилось? А почти ничего! Моргалка добавилась.

Функция полезная, но 7 лет….. Это слишком много для такого несущественного и очевидного улучшения.

Нет, я понимаю, что на КМЗ непрерывно что-то разрабатывали. Была масса интересных и даже прорывных разработок. Но ни одна ж не полетела к тому времени!

В сухом остатки мы имеем тот факт, что темп внедрения инновационных решений в РЕАЛЬНО выпускаемые камеры во второй половине 60-х на КМЗ радикально замедлился. Все интересное оставалось на уровне прототипов и копеечных серий.

Техническое отставание наших фотоаппаратов было видно все очевиднее даже для бюджетного сегмента.

Давайте еще зайдем вот с какой стороны. Моргающая диафрагма – это очень удобно.

А была ли в наличии оптика с такой функцией?

Сразу не будем брать во внимание все семейства Гелиосов-44 и 50-мм Зенитаров. Объективы это хорошие, их немало, но это штатники. Нас интересует сменная оптика.

Что можно вспомнить? Первое, что приходит в голову Юпитер-21М 4/200. Объектив вполне достойный — хорошо.

Была версия Гранит-11М 4,5/80-200. Трансфокатор — это отлично!

Что еще вспомнить? Был Зенитар-М 2,8/16. Прикольно, но экзотика.

Был Мир-20М 3,5/20. Вот это уже куда полезнее.

Встречается сейчас АПО Телезенитар-М 2,8/135. Хороший объектив, но уж больно редкий. Можно считать, что не было такого в реальной жизни.

А вот собственно и все. Больше на память ничего не приходит. Нет, если посмотреть материалы на сайте КМЗ, так объективов было много. Хороших и разных.

Но беда в том, что их не было. Все это мелкосерийные прототипы. Итого, имеем 3 сменных объектива. Телевик, широкоугольник и зум. В принципе, и не плохо, но сравнивая с ассортиментом оптики, например, под резьбу М39 — все-таки бедновато.

Вспомнил! В инструкциях к фотоаппаратам часто были специальные странички с рекомендованной оптикой! Давайте посмотрим, чего производитель сам советует. Вдруг мы что-то забыли?

В инструкции к Зениту-ЕМ я рекомендованного перечня не нашел. Ну ладно, технология свежая, не успели сформировать. Посмотрим книжечку от Зенита-11.

Он тоже с моргающей диафрагмой и начал выпускаться в 1981 году, т.е. на 9(!!!) лет позже. Что мы там видим?

Эээээ…… Я правильно понимаю, что в списке нет НИ ОДНОГО объектива с моргающий диафрагмой?

Это как вообще?!

Ну ладно, к Зениту-ЕТ (выпуск с 1982 года) добавили несколько. Всего-то 10 лет прошло….

Вегу-13 для фотоаппаратов я не видел ни разу ни с каким креплением. А вот Мир-24 под байонет Н — не редкость. Допускаю, что и версии М были доступны. Добавляем в список, но тот, по прежнему, скуден.

В общем, складывается впечатление, что предприятие хотя и внедрило полезную функцию, но как-то само не верило ни в нее, ни в новую камеру.

Новый функционал и не думали как-то продвигать. Не особо-то торопились с парком оптики. Потеря темпа чувствовалась даже в такой вот мелочи.

Увы!

Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-ЕМ и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Выбрать переходник для своей камеры вам поможет таблица.

Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть  2-5 процента со стоимости покупки.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.

После покупки на ваш счет в  LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.

Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.

На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис, рекомендую. Ссылка для регистрации.

На этом у меня все. Удачи!


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Инструкция:

fotoussr.ru

ussrlens.com — Зенит-ЕТ и его модификации

 Зеркальная фотокамера производимая на КМЗ и Беломо. Наверное самый загаданный Зенит. Прямой наследник Зенита-Е со всеми вытекающими. С 1981 по 82 производился на КМЗ, не большой серей — 61069 экземпляров.  После чего передали камеру Белорусам. Как и ранее белорусизация негативно сказалась на точности сборки и качестве сырья.

Самое интересное что от Зенита-Е  первая версия ЕТ отличается измененными головками выдержки и управления экспонометрии, и все!!

Суть в том что в один промежуток времени производились три Зенита по сути одинаковые, смотрим:



  • Зенит-Е 1965-86где с 73-86 на Беломо.
  • Зенит-ЕМ  1974-84 аппарат с прыгалкой.
  • Зенит-ЕТ  1981-82 на КМЗ а с 82 до не известного времени (примерно 92-93) на Беломо.

Прослеживается явное дублирование или если хотите клонирование по типу одинаковых фотоаппаратов, технические изменения не столь велики сколь велика массовость продукта. Вот и получается что Зенит-Е и его клоны клепались с 1965 до начала 90-Х. В данной статье я постараюсь разобраться что к чему и зачем было городит «новые» фотокамеры.

 Первое: зачем было ставить на поток зенит-ЕТ если  был зенит-ЕМ (аппарат по умолчанию с прыгалкой диафрагмы), ответ для меня загадка так как корпус у них унифицирован, а у ряда «новых» зенитов-ЕТ отсутствовала прыгалка диафрагмы.

Второе: откуда столько версий Зенита-ЕТ, с прыгалкой и без, с экспонометром и без него?

  • Первая версия Зенит-ЕТ имела металлические панели и крышки. прыгалка диафрагмы отсутствовала. Производился на КМЗ. Штатный объектив Гелиос-44-2. Зеркало визирования было в виде трапеции.
  • Вторая версия производилась уже на Беломо, те же металлические панели и вполне хорошая-качественная сборка. Штатный объектив тот же что и ранее.
  • Третья получила белый корпус и более низкое качество сборки. Штатный объектив снова Г-44-2.



  • Далее в четвертой, Белорусы заменили верхнюю и нижнюю металлические панели на пластиковые.  Курок изменил свою форму, стал пластиковым — из-за чего постоянно обламывался. Колесо выдержки пластиковый. Зеркало визирование изменило свою форму, теперь оно было прямоугольное (так проще и дешевле). Унылое качество сборки. Штатный объектив мог быть Гелиос-44-2 или Гелиос-44-2 белорусского происхождения  (в своем корпусе) а так же подобный МС Гелиос-44-3, последние два немного удешевили коробочный комплект. Более того таким образом перекрыли брежь в недостающих штатных объективах.



  •  

  • В пятой вариации добавили прыгалку диафрагмы. Изменилась кнопка спуска. Штатным объективом могли быть МС Гелиос-44м-6, МС Гелиос-44м-7 и крайне редко МС Гелиос-77М-4. В данном случае аппарат был значительно дороже всех версий.
  • Самая загадочная шестая, Зенит-ЕТ без селенового экспонометра… опять же вторая загадка это объектив MS  Гелиос-77М, ошибка, причем глупая. Аппарат производился только на Беломо, скорее всего с 1992 по 93. Отсутствие экспонометра говорит о том что небыло у Велейки селеновых элементов, фотоаппараты собирали из того что есть и как попало. 

Более того 4, 5 и шестая версия выпускались практически одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

ussrlens.com

Фотоаппарат Зенит-TTL обзор и инструкция

Зенит-TTL — это фотоаппарат знаковый. Этапный. Наилучшим образом отражающий самим собой всю ту непростую ситуацию, что имела место в СССР в середине семидесятых.

Зенит-TTL впервые среди массовых советских фотоаппаратов получил внутрикамерный экспо-замер. Буквы «TTL» в названии аппарата, собственно, и являются сокращением от «Through the Lens» — «Через объектив».
Нет, Зенит-TTL не был принципиально первым в этом вопросе!

Как минимум, уже в 1962 году был прототип дальномера Киев-TTL.



А уже в начале семидесятых вполне даже массово выпускались Зенит-16 и Киев-15. Оба аппарата — это зеркалки с TTL-замером!

Но сколько их выпустили? Несколько десятков тысяч всего. И были это аппараты сложные и дорогие. А вот тираж Зенита-TTL измерялся миллионами. Поэтому, именно Зенит-TTL принес массовому советскому фотолюбителю всю прелесть внутрикамерного замера за разумную цену.

К началу семидесятых стало окончательно ясно, что селеновый экспонометр на зеркалках — это ну совсем уже не комильфо. Особенно сильно это чувствовалось в падении спроса на экспортные поставки.

Аппараты с TTL в СССР были, но сложные, слишком дорогие и не слишком надежные. Теперь решено было сделать настоящую рабочую лошадку.

Ее и сделали.

За основу взяли все ту же концепцию Зенита-Е, точнее его приемника — Зенит-ЕМ.

Затвор сделали новый. Он, во-первых, был действительно точнее, а во-вторых, при его взводе не вращалась головка выдержек.

Головка выдержек, помимо, собственно, выставления выдержек, должна теперь еще и замыкать контакты системы калькуляции экспозиции. Вращающаяся головка для такой цели совсем никак не подходила.

Новый то затвор был, и точнее он был, да вот отбивал все те же 5 выдержек + В. И синхронизация была все там-же — на 1/30.

Что сказать? Даже на довоенном ФЭД-С была выдержка 1/1000.

Селеновый элемент заменили на сернисто-кадмиевый (CdS) фоторезистор, размещенный в пентапризме.

Из-за того, что фоторезистор отбирал часть светового потока, в видоискателе первых выпусков Зенитов-TTL стало очень темно. Гораздо темнее, чем у аппаратов с селеновым элементом. Это серьезно усложняло фокусировку.

Позже, уже пару фоторезисторов размести немного по другому, и видоискатели стали немного ярче.

От светодиодной индикации, отработанной на Зените-16 — отказались. Выбрали чего попроще — т.е. стрелку в поле зрения видоискателя.

В целом, электронная часть аппарата, хоть и не была сложной, но получилась опять-таки не надежной, критичной к аккуратности сборщика. Контакты часто окислялись при эксплуатации.

Конструктив корпуса сделали аналогичным Зениту-ЕМ. Почти полная унификация. Визуальное отличие было в основном в отсутствии окошка селенового элемента над объективом.

Никаких изменений не случилось и с полем зрения видоискателя. Все те же 65% из 60-х годов.

Аппарат получился во многом спорный. В чем-то его устройство было доведено до актуального мировым стандартам уровня, а в чем-то он остался далеко в 60-х.

Тем не мерее, аппарат был тепло встречен потребителями в СССР. Все потому, что TTL — это вам не шутки. Это реально отличная вещь!

Съемка широкоугольными и длиннофокусными объективами, макросъемка, съемка со светофильтрами — все это было не просто возможно, все это стало еще и легко и непринужденно, благодаря внутрикамерному экспозамеру.

Хорошо Зенит-TTL приняли и на западе, причем в той же Германии. Да, во многом аппарат был простоват против продвинутой иностранной техники. Но за ту цену, которую он стоил, аппарат предлагал вполне отличный функционал.

Давайте рассмотрим камеру подробнее.

Фотоаппарат Зенит-TTL выпускался на КМЗ и на БелОМО с 1978 по 1985 год. Суммарно на двух предприятиях таких Зенитов выпустили более 2,5 млн. штук.

На стадии разработки фотоаппарат носил индекс «12», но первые выпуски решили назвать по-другому. Рассматривались названия «Зенит-электро» и «Зенит-электро-ТТЛ».

Остановились на «Зенит-ТТЛ». Да, именно так — кириллицей. Первые выпуски шли с таким названием, хотя изначальный смысл аббревиатуры при этом потерялся. На написание TTL латиницей перешли немного позже.

Штатный объектив — Гелиос-44М 2/58.

Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30.

Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска и горячим синхроконтактом. На первых выпусках синхроконтакт был только проводной.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло с кольцом микрорастра.

Вес моего экземпляра без объектива 700 грамм.

Элементы управления:

Тут я сделаю важную оговорку. Сегодня у нас в обзоре ранняя и относительно более редкая версия Зенита-TTL.

Поэтому, рассматриваемый экземпляр имеет отличия от большинства одноименных аппаратов, выпускавшихся позже.

В тех местах, в которых отличия будут заметными, я сделаю советующую оговорку.

Еще нужно помнить, что Зениты-TTL выпускались на двух предприятиях страны одновременно. Поэтому, могут встречаться отличия во внешнем виде, связанные еще и с этим. Вспомним, как пример, Зенит-ЕТ.

Начнем с дизайна. Первые Зениты-TTL оформлением походили на Зенит-ЕМ, т.е. имели светлый верх. Позже, корпус их был унифицирован с Зенитом-ЕТ, стал черным и приобрел ряд дополнительных изменений. В честь олимпиады 1980 года многие аппараты носят олимпийскую эмблему.

Над объективом Зенита-TTL (в данном случае — ТТЛ) нет больше селенового фотоэлемента! Там гордо красуется надпись «Зенит».

Справа на передней панели традиционно имеется гнездо проводного синхроконтакта, а под ним — рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
Сзади — окуляр видоискателя, а слева от него ввинчивающаяся крышка батарейного отсека с пропилом под монетку.

Да, с этого самого момента батарейки в Зенитах стали массовым явлением.
Аппарат рассчитан на работу от одной батарейки РЦ-53.

По теме подбора замены советским элементам питания у меня есть специальная статья.

Видоискатель Зенита-ТТЛ покрывает всего 65% площади кадра. Он довольно темный и яркость распределена заметно неравномерно.

В более поздних версиях с яркостью видоискателя стало получше.

Справа видна стрелка экспонометра.

В центре матового стекла имеется линза Френеля с микрорастром.

Снизу аппарата — только штативное гнездо. В данном случае оно максимально справа. У многих более поздних версий гнездо, как и у Зенита-ЕТ переехало ближе к центру.
Сверху у Зенита-TTL слева-направо находятся:
— селектор чувствительности пленки с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— «холодная» скоба для вспышек;
— головка выдержек;
— поворотная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Головка выдержек большая, ухватистая с качественной накаткой.

Для изменения выдержки головку нужно просто повернуть, делать это можно как при взведенном, так и при спущенном затворе.

При взведении затвора головка не вращается.

В более поздних версиях головка выдержек претерпела косметические изменения. Изменились форма и цвет накатки.

Селектор чувствительности пленки — это, естественно, не просто памятка. Выставленное значение чувствительности используется при калькуляции экспозиции.

Селектор переключается с солидными щелчками. Имеются две шкалы чувствительностей: ГОСТ (ASA) и DIN.
Расчет экспозиции на Зените-TTL происходит так:

1. На селекторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.

2. Предполагается, что переключатель режимов управления диафрагмой на объективе установлен в положение «А» — «Автоматическое управление»

3. Наводим аппарат на объект съемки и нажимаем на кнопку спуска до некоторого ощутимого упора, но не до конца.

Тут нужно немного потренироваться, чтобы не спустить затвор. Кнопку нужно нажать до такой степени, чтобы на толкатель объектива передалось это движение, и диафрагма закрылась до выстеленного значения. Но затвор не должен сработать.

В этот момент включается электронная система замера света и расчета экспозиции. Уровень света измеряется на рабочей диафрагме.

4. Смотрим на стрелку в видоискателе.

Если она заняла горизонтальное положение — экспозиция оптимальна.

Если стрелка сместилась вверх, — света много. Нужно или уменьшить выдержку или прикрыть диафрагму.

Если стрелка сместилась вниз, — света мало. Нужно или увеличить выдержку или открыть диафрагму.

Менять и выдержку и диафрагму можно при полу-нажатой кнопке спуска, т.е. диафрагма будет меняться сразу в рабочем положении, а экспозамер будет работать.

Все такие манипуляции будут влиять на положение стрелки, как говорится, в режиме on-line.

Нужно только учитывать, что древние фоторезисторы имели жуткую инерционность. На то, чтобы правильно среагировать на изменившееся освещение им требовалось до минуты времени.

Так, меняя выдержку и диафрагму нужно добиться горизонтального положения стрелки.

Когда стрелка заняла горизонтальную позицию, экспозиция не только рассчитана, но и уже внесена в фотоаппарата. Можно жать на спуск.

В целом, все просто, функционально и довольно удобно. Правда, в темном видоискателе, да при темной сцене, иногда бывает тяжело разглядеть стрелку. Но это уже детали.

Для обратной перемотки пленки у Зенита-ТТЛ имеется рулетка. Чтобы перемотать пленку нужно откинуть рукоятку.

Замок задней крышки у рассматриваемого экземпляра — старый, как на Зените-Е еще. Находится он снаружи на левом торце. У более поздних версий замок стал внутренним и сблокированным с рулеткой.

Отношение к камере.

Я очень высоко ценю появление в массовых Зенитах внутрикамерного экспозамера. Исходя из этого, Зенит-TTL, как уже говорилось, аппарат этапный.

С другой стороны, если до сих пор советский фотопром просто отставал от западного, то, пожалуй, именно с этого момента в сегменте массовых Зенитов начался совершенный уже застой.

Следующая модернизация случилась вместе с выходом аппарата Зенит-12СД — только через 5 лет в 1983 году. Все улучшения носили скорее косметический характер.

Далее линейка 12-х Зенитов так и менялась — косметически. Никаких серьезных улучшений массовые фотолюбители от КМЗ уже и не увидели никогда, что печально.

В сегменте более продвинутых аппаратов у КМЗ были, конечно, еще вполне удачные решения, например, Зенит-19. Но выпущено этих аппаратов было около сотни тысяч.

Рядовой фотолюбитель этих камер просто не увидел, да и не смог бы себе позволить.

На этой немного грустной ноте у меня все. Удачи!

Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-TTL и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Выбрать переходник для своей камеры вам поможет таблица.

Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть  2-5 процента со стоимости покупки.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.

После покупки на ваш счет в  LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.

Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.

На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис, рекомендую. Ссылка для регистрации.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!

На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Также приглашаю Авторов публиковаться на ресурсах Проекта.


Инструкция:

fotoussr.ru

Фотоаппарат Зенит-Е обзор и инструкция

60-х годах на Красногорском Механическом Заводе придерживались концепции двух параллельных линеек фотоаппаратов.

Одна линейка должна была состоять из камер высокого уровня для профессионалов, вторая — из более простых и дешевых моделей — для массового потребителя.
В 1965 году в качестве профессиональных фотоаппаратов КМЗ уже освоил выпуск камер с центральными затворами на базе Зенита-4.

Настало время позаботиться о простых фотолюбителях.

В этом сегменте тогда уже имелась удачная модель — Зенит-3М.

Фотоаппарат этот был очень неплох, и даже хорошо шел на экспорт. Но Зенит-3М имел все-таки ряд недостатков, с которыми и решено было побороться.

Во-первых, новый фотоаппарат должен был получить опускающееся зеркало постоянного визирования. Это был прорыв, т.к. до сих пор ВСЕ советские зеркалки, в т.ч. высокого класса — имели залипающее зеркало.

Во-вторых, в новую камеру решили интегрировать экспонометр. Это тоже был прорыв, т.к. встроить экспонометр в бюджетную модель до этого не получалось. Да и в профессиональный Старт тоже не получилось. Экспонометры к 65-му году были только в Зенитах-4, -5, -6 с центральными затворами, т.е. в САМЫХ продвинутых фотокамерах СССР.

И вот два этих радикальных улучшения готовились применить к массовой камере.

В остальном решили не мудрить и оставить уже проверенные временем решения. Так появился Зенит-Е.

Зенит-Е — это фотоаппарат без сомнения очень интересный. С огромным удовольствием и почтением приступаю к его обзору.

Фотоаппарат Зенит-Е начал выпускаться на КМЗ в 1965 году. И оказался он на столько удачным, что выпускался на этом предприятии аж до 1982 года. 17 лет!

За эти годы на КМЗ было выпущено 3,3 млн экземпляров!

Но это не все.

Спрос на Зенит-Е (в т.ч. за рубежом) был так велик, что с 1973 года производство этих же самых Зенитов-Е было дополнительно развернуто на предприятии Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО) в г. Вилейка (Белоруссия).

Суммарный выпуск Зенита-Е за все годы на обоих предприятиях составил 8 млн. экземпляров.

Буква «Е» в названии аппарата означает «Exponometer».

Штатный объектив — Индустар-50-2 3,5/50 или Гелиос-44-2 2/58.

За немалые годы производства Зенит-Е претерпевал некоторые конструкционные изменения. По сути, камеры первых и последних лет выпуска — это довольно таки разные камеры.

Я сейчас буду описывать экземпляр 80-го года выпуска. Этот вариант с эмблемой олимпиады, сейчас, пожалуй, больше всего ассоциируется с маркой Зенит-Е.

Крепление объектива данного экземпляра — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм.

Интересно, что первые модели Зенитов-Е выпускались с креплением, унаследованным от Зенита-3М, т.е. с резьбой М39×1 и рабочим отрезком 45,2 мм.

Это крепление было чисто советским стандартом, что создавало немало сложностей с совместимостью с иностранным оборудованием.

Поэтому руководство КМЗ приняло очень правильное решение и крепление на Зенитах-Е оперативно поменяли на ГДРовский стандарт Контакс М42×1 с рабочим отрезком 45,5 мм.

Этим сразу было достигнуто очень много положительных результатов:
— повысился экспортный потенциал фотоаппарата;
— крепление М42×1 было более пригодно для создания светосильной оптики, и вскоре в СССР был создан солидный парк хороших светосильных объективов;
— оптика из ближнего зарубежья стала подходить к нашим фотоаппаратам.

Затвор — остался тот же самый, что был в Зорком-6 — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30.

По современным меркам выдержек мало, конечно, но не будем забывать о том, что самой ходовой пленкой в СССР была 64-я. При такой чувствительности выдержки короче 1/500 в общем-то малопригодны.

Да и польза выдержек длиннее 1/30 также не очевидна. Я, помню, очень редко такими пользовался, хотя мой ФЭД-5в ими и располагал.

В общем, для подавляющего числа любителей тех лет — набор — оптимальный, на самом деле.

Кронштейн для крепления вспышки у ранних Зенитов-Е был съемным. Потом его съемным делать перестали. Центральный синхроконтакт на Зенит-Е так и не поставили. Был только проводной.

Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло.

Вес моего экземпляра без объектива 700 гамм.

Элементы управления:

Над объективом Зенита-Е располагается светоприемник селенового фотоэлемента.

Интересный факт — начиная с Зенита-Е все советские объективы стали черными.

Ранее оптика выпускалась в алюминиевых светлых корпусах. Корпуса белых объективов отражали свет неба и слепили экспонометр
Чтобы избежать этого, цвет объективов навсегда заменили на черный.

Справа на передней панели имеется рычаг завода и кнопка старта автоспуска.

Сзади — только окуляр видоискателя.

Видоискатель Зенита-Е покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало. На сколько знаю, это своеобразный анти-рекорд.

Визуально видоискатель Зенита-Е выдает картинку существенно меньше, чем, например, у Зенита-3М.
Тем не менее, его видоискатель — гораздо более светлый против того же Зенита-12СД.

Фокусировка по матовому стеклу. Какие уж там клинья….. Зато очень наглядно. Психологически проще располагать объект не строго в центре, что положительно влияет на композицию.

И самое главное — изображение в видоискателе теперь присутствует всегда — и при взведенном затворе и при спущенном. По мне, так это серьезное улучшение

Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально сдвинуто вправо. Это не очень удобное решение.
Сверху у Зенита-Е слева направо находятся:
— калькулятор экспозиции со спрятанной в центре головкой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— скоба для крепления вспышек;
— головка выдержек, под которой расположен движок, задающий тип используемой вспышки;
— кнопка отключения затвора;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и совмещенная также с кнопкой спуска и со счетчиком кадров.
Для изменения выдержки соответствующую головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и отпустить.

Выдержки можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.
Расчет экспозиции на Зените-Е происходит так:

1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.
Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN

2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.

В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.

3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.

4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.

5. Экспонометр на Зените-Е несопряженный. Для примера, у Зенита-4, обзор которого вышел недавно— экспонометр был сопряженный и это значит, что момент, когда экспозиция рассчитана, — параметры съемки уже внесены в фотоаппарат и можно снимать немедленно.

В случае Зенита-Е после расчета экспозиции нужно проделать еще одну операцию — выставить выдержку и диафрагму на органах управления фотоаппарата.

Головка обратной перемотки спрятана в центе калькулятора экспозиции. Чтобы ее извлечь, нужно надавать на ее торец пальцем и повернуть против часовой стрелки. После этого пружина слегка вытолкнет головку из недр фотоаппарата и дальше в рабочее положение нужно ее вытянуть пальцами.
Задняя крышка у Зенита-Е откидная. Замок расположен на левом торце фотоаппарата.

Внутри все типичнее не бывает. :о)

 

Отношение к камере.

Зенит-Е — это фотоаппарат легенда. Если задаться целью найти камеру-лицо советского фото — это будет, без всякого сомнения, Зенит-Е.

Да, были фотоаппараты существенно более навороченные. Но их было выпущено мало настолько, что не всякий даже о знает об их существовании.

А Зенит-Е позволял делать отличные фотографии миллионам советских граждан. Аппарат выпускался десятилетиями, а потом десятилетиями же служил людям.

Во времена средней школы, кода я был счастливым обладателем Смены-8М, фотоаппарат Зенит-Е казался мне просто верхом совершенства. Калькулятор экспозиции то время был просто таки образцом нано-технологий. :о)

Не знаю кто как, а я к этой непритязательной фотокамере отношусь с большим уважением по сей день.

Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-Е и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Выбрать переходник для своей камеры вам поможет таблица.

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть до 5% от стоимости покупки.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться. Далее, на главной странице LetyShops выбирайте интересующий вас интернет-магазин. Их там более двух тысяч, представлены такие популярные площадки как AliExpress, My-Shop и многие другие. Перейдя по кнопке в магазин, совершаете там покупки как обычно.

После оформления заказа, на ваш счет в LetyShops будет начислен кэшбэк. Доступен для вывода он станет после получения товара.
Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.
На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис LetyShops, рекомендую. Ссылка для регистрации.

На этом у меня все. Удачи!


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!

На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Также приглашаю Авторов публиковаться на ресурсах Проекта.


Инструкция:

fotoussr.ru

Зенит (фотоаппарат) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Индустар-50» в оправе для зеркальных камер с креплением M39×1/45,2
О других фотоаппаратах марки «Зенит», см. Зенит (фотоаппаратура)

«Зени́т» — советский малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат, первый зеркальный фотоаппарат, выпускавшийся на Красногорском механическом заводе и первый под маркой «Зенит».

«Зенит» — один из первых в мире однообъективных зеркальных фотоаппаратов с пентапризмой[1], производился с 1952 по 1956 год. Разработан на базе дальномерного фотоаппарата «Зоркий», выпускавшегося на КМЗ с 1949 года.

В переработанный корпус с затвором от дальномерного фотоаппарата «Зоркий» было установлено подъёмное зеркало, создающее действительное изображение на фокусировочном экране и рассматриваемое через пентапризму при визировании и фокусировке (в пентапризме происходит оборачивание изображения). Родством с «Зорким» вызван один из основных недостатков «Зенита» — поле зрения видоискателя значительно меньше площади кадра, так как конструкция затвора «Зоркого» не позволила разместить зеркало большего размера.

«Зенит» — один из немногих однообъективных зеркальных фотоаппаратов в мире, переделанных из дальномерной камеры. До того в Германии выпускалась приставка к дальномерным фотоаппаратам «Leica Visoflex», с помощью которой фотоаппарат «Leica» превращался в однообъективный зеркальный фотоаппарат. В СССР подобное устройство применяли на камере «ФЭД» в составе фоторужья «ФС-2».

Всего выпущен 39.019 экземпляр.[2]

  • Корпус — литой из алюминиевого сплава, со съёмной нижней крышкой.
  • Тип применяемого фотоматериала — 35-мм киноплёнка (перфорированная фотоплёнка типа 135) в кассетах. Размер кадра — 24×36 мм. Возможно применение двухцилиндровых кассет типа «Leica»-«ФЭД»-«Зоркий» со щелью, раскрывающейся при закрывании замка.
  • Взвод затвора и перемотка плёнки — головкой, совмещённый. Обратная перемотка головкой того же размера, что и головка взвода (в отличие от «Зоркого»). Счётчик кадров с ручной установкой первого кадра.
  • Затвор — механический, шторно-щелевой с горизонтальным движением матерчатых шторок. Выдержки затвора — от 1/25 до 1/500 с и «B» (от руки). Недокументированная функция — длительная выдержка «Д» возможна при открывании затвора на выдержке «B» и повороте рычага включения обратной перемотки плёнки.
  • Зеркало невозвратного типа, опускается только при взводе затвора. Перед срабатыванием затвора зеркало поднимается.
  • Тип крепления объектива — резьбовое соединение M39×1/45,2.
В связи с установкой зеркала с подъёмным механизмом увеличен рабочий отрезок с 28,8 мм («ФЭД»-«Зоркий») до 45,2 мм. Диаметр резьбы по технологическим причинам был оставлен прежний. Некоторые объективы («Индустар-50», «Юпитер-9», «Юпитер-11») выпускались в двух вариантах оправы — «дальномерном» и «зенитовском» — под одинаковыми названиями. Это породило проблемы — некоторые фотолюбители могли по недоразумению купить не тот объектив.
  1. ↑ Известны три зеркалки с пентапризмой, выпущенные до «Зенита»: «Contax-S» (VEB Zeiss Ikon, Восточная Германия, 1949), «Rectaflex» (Италия, прототип — 1949 год) и «Exakta Varex» (Ihagee Kamerawerk Steenbergen & Co, ГДР, 1950).
  2. ↑ Серийный выпуск фотоаппаратов
  3. ↑ Фотоаппарата «Зенит-2» не существовало.

ru.wikipedia.org

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *