Зернистость на фото – Зернистость (фотография) — Википедия

Зернистость (фотография) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 февраля 2016; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 февраля 2016; проверки требуют 2 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Зернистость. Зернистость плёнок начала XX века

Зерни́стость (в фотографии) — неоднородность почернения фотографического материала. Зернистость обусловлена различием размеров частиц серебра («зёрен») в проявленном фотографическом слое.

Также различают микрозернистость (первичную структуру почернения), которую можно наблюдать при увеличениях в 100—1000 крат, и зернистость фотографическую (макрозернистость), называемую также гранулярностью, заметную при увеличениях уже в 5—30 раз.

В цифровой фотографии есть аналогичный термин — цифровой шум. Им обозначают чрезмерную избыточность видеошумов на конечном изображении. Эффект проявляется в виде разноцветных точек, хаотично разбросанных по всему снимку. Современные цифровые фотоаппараты имеют функцию шумоподавления, однако в условиях плохого освещения (очень критично для матрицы фотоэлементов, которая и делает снимок), шум можно наблюдать.

И зернистость и шум более заметны на высоких значениях чувствительности плёнки или сенсора, продолжительности экспозиции.

ru.wikipedia.org

Настройка параметра ISO в цифровой фотографии

Что встречаю вопрос: «Посоветуйте, пожалуйста, какая величина ISO необходима для достижения наилучшего результата съемки. Всегда ли следует выбирать минимальный показатель ISO?»

Интересный вопрос. Но прежде, чем я постараюсь ответить на него, позвольте мне вкратце рассказать о параметре ISO.

Что такое ISO?

В традиционной (плёночной) фотографии параметр ISO(или ASA) являлся показателем чувствительности плёнки к свету. Он измерялся в числах (вы, вероятно, видели на фотопленках числовые обозначения - 100, 200, 400, 800 и т.д.). Чем меньше числовое значение, тем меньше чувствительность пленки, а значит, вашим фотоснимкам будет присуща более мелкая зернистость.

В цифровой фотографии параметр ISO отражает чувствительность датчика изображения. К нему применимы те же самые принципы, что и в плёночной фотографии, – чем ниже значение ISO, тем меньше чувствительность вашей фотокамеры к свету и меньше зернистость снимков. Установка более высоких значений ISO применяется в условиях слабой освещенности и при малой выдержке (например, во время съемки спортивных соревнований в помещении, когда требуется заснять движущийся объект ("заморозить") при недостаточной освещенности). Однако снимок при этом получается с большим количеством шумов. Далее я привел увеличенные изображения двух только что полученных мною снимков. Здесь вы можете подробно рассмотреть увеличенные в размерах изображения обоих снимков при 100 ISO и при 3200 ISO)

Снимок слева сделан при 100 ISO, а справа - при 3200 ISO (кликните мышкой на изображения, чтобы увеличить их и рассмотреть подробнее).

Параметр 100 ISO является общепринятой нормой, установив его, вы получите прекрасные яркие снимки (с минимумом шума/зернистости).

У большинства людей в цифровых фотокамерах задействован автоматический режим - "Аuto Mode", при котором фотокамера сама выбирает и устанавливает параметр ISO (по возможности, наиболее низкий) в зависимости от условий съемки. Однако во многих моделях фотокамер есть возможность задать параметр ISO самостоятельно.

После того, как вы настроите фотокамеру, задав свое значение ISO, сразу же будет заметно, насколько оно повлияло на диафрагму и выдержку, от которых напрямую зависит хорошая экспозиция снимка. Например, если вы увеличите ISO со 100 до 400, то заметите, что снимки теперь производятся с меньшей выдержкой и/или с меньшей величиной диафрагмы.

Выбирая значение ISO, я всегда задаю себе следующие четыре вопроса:

1. Свет - Хорошо ли освещен объект съемки?
2. Зернистость - Нужен ли мне зернистый снимок или снимок без шумов?
3. Штатив - Использую ли я штатив?
4. Движение объекта - Объект съемки находится в движении или неподвижен?

Если освещенность объекта достаточная, требуется получить снимок с минимальной зернистостью, съемка ведется со штатива, а объект съемки неподвижен, тогда я выбираю наименьшее значение ISO.

Однако, если съемка производится в темноте, допускается зернистость снимка, штатив не используется и/или объект съемки движется, имеет смысл выбрать более высокий показатель ISO, позволяющий снимать с наименьшей выдержкой и с хорошей экспозицией снимка. Однако увеличение чувствительности датчика изображения приведет к появлению шумов на снимках.

Вот те ситуации, когда вам могут пригодиться высокие значения ISO:

* Спортивные соревнования в помещении – в этом случае объекты съемки быстро движутся, и отсутствует достаточная освещенность.
* Концерты – отсутствует достаточная освещенность, а также зачастую имеется запрет на съемку со вспышкой.
* Картинные галереи, Соборы и т.п. – в большинстве случаев здесь также действует запрет на использование вспышки, имеет место недостаточная освещенность помещений.
* Вечеринки по случаю дня рождения – во время торжественного момента задувания свечей в темной комнате может получиться неплохой снимок, если только его красоту не разрушит яркая вспышка. Увеличение значения ISO помогает спасти ситуацию.

ISO

– это важный аспект в цифровой фотографии, который необходимо принимать во внимание во время настройки вашей фотокамеры. Поэкспериментируйте сегодня с различными параметрами настройки и узнайте, как они влияют на получение снимков.

Специально для «ФМ²».

photomotion.ru

Самый удобный способ добавить плёночное зерно на фото

Секрет атмосферных фото: эффект плёночного зерна

Плёночные фотографии вернулись в моду. Ещё пару лет назад фотографы пытались добиться максимального чёткого, «ровного» изображения, а сейчас ищут способы сымитировать атмосферные «зернистые» снимки из прошлого. Из этой статьи вы узнаете, в чём секрет эффекта плёночного зерна и как его создать в программе «ФотоМАСТЕР».

Плёночное зерно и цифровой шум – одно и то же?

Снимки, сделанные на старые камеры, есть не что иное как свет, «впитанный» светочувствительной плёнкой. Эта плёнка содержит кристаллы галогенида серебра. Именно эти частицы при проявлении создают эффект зернистой текстуры на фото. На снимках нового поколения похожий эффект «шероховатой» фотографии создаёт цифровой шум. Зерно появляется, когда мы повышаем светочувствительность камеры – ISO – для съёмки в темноте. При этом пиксели на более высоких уровнях выделяются, снимок перестает выглядеть «ровным» и становится более зернистым.

Сделайте снимок с закрытым объективом. При этом показатель ISO должен быть минимальным, а выдержка около 30 секунд. Полученный кадр откройте в редакторе и увеличьте контраст и экспозицию. То, что вы увидите, – матричный шум в чистом виде.

Однако, назвать шум полноценным аналогом зерна нельзя. Кристаллы фотоэмульсии на плёнке имеют разный размер и хаотично «разбросаны» по поверхности снимка, тогда как цифровой шум состоит из одинаковых упорядоченных частиц. При этом наш глаз воспринимает плёночную зернистость как более естественную, а цифровой шум чаще всего выступает как дефект. Сравните две фотографии:


Почему плёночные фото так популярны?

Instagram, Pinterest, Tumblr – эти и другие популярные ресурсы пестрят снимками с эффектом плёночного зерна. В чём секрет такой востребованности? Самый очевидный ответ – «достоверная» стилизация под старину. Это действительно так, но применение эффекта давно вышло за рамки обработки а-ля винтаж.

Фотографы как один утверждают, что имитация плёночного зерна добавляет снимку осязаемость, матовость, а также неповторимую атмосферу. За счёт едва уловимой ряби снимок будто оживает на наших глазах. Замечаете разницу?


Из цифровой в плёночную - как правильно сымитировать эффект зерна?

Единого правила добавления зерна на фото не существует, сколько фотографов – столько и техник. Кто-то любит более грубое проявление эффекта, а кто-то – едва заметное. Экспериментируя с разными вариантами, каждый в итоге приходит к собственному способу. В конечном счёте, все стратегии можно свести к двум направлениям: добавление эффекта с помощью настройки цифрового шума и наложение текстуры плёночного зерна в фоторедакторе.

В программе «ФотоМАСТЕР» вы без труда добавите на снимок эффект зерна и, более того, отрегулируете интенсивность по своему вкусу. Совершенно неважно, какие фото вы предпочитаете делать, – художественные, портретные или пейзажные – редактор справится с любой задачей.

Скачайте программу и загрузите фото для работы. Перейдите в раздел «Композиция» и выберите опцию «Тонирование». В качестве типа тонирования установите «Текстуру» и в списке пресетов откройте группу «Винтаж». Здесь вы найдете несколько изображений, имитирующих плёночное зерно, а также ряд паттернов для ретро-стилизации. Один клик – и текстура будет наложена на выбранный снимок. Вам останется лишь подобрать оптимальные настройки эффекта.

Разные режимы смешивания позволяют контролировать количество зерна в тёмных, светлых и средних тонах на фото, а шкала «Сила» – регулировать грубость эффекта и прозрачность текстуры. Разберёмся, как эти параметры работают при редактировании разных видов снимков.

Ожившие пейзажи

При обработке пейзажей, профессионалы концентрируют зерно в полутонах, постепенно уменьшая интенсивность при переходе к светлым и тёмным участкам. Добиться такого эффекта можно, выбрав режим

«Перекрытие».

Особенно эффектно зерно смотрится на туманных пейзажах в холодных оттенках. На такие снимки его можно добавлять даже на засветки и светлые участки – фото от этого только выиграет. Для придания туманной загадочности установите режим «Экран». Фотография преобразится в тот же момент!


Атмосферные портреты

На портретах лучше приглушать эффект в средних тонах, чтобы он не сильно затрагивал кожу и не менял её оттенок. Более грубое зерно лучше оставить только в тенях. Лучше всех для этого подойдёт режим «Мягкий свет». С ним портретное фото обретёт приятный глазу матовый, текстурированный вид.


Цепляющий монохром

Чёрно-белые снимки моментально преображаются с появлением на них зерна. Тип смешивания будет зависеть от того, хотите ли вы осветлить или затемнить фото. Для этого вы можете установить режимы

«Светлее» и «Темнее» соответственно. Чтобы подчеркнуть контрастность монохромного фото, выберите «Перекрытие». При этом можете смело выкручивать силу эффекта до максимума – это сделает фото атмосфернее и интереснее.


Впечатляющая стилизация

Любителей стилизации под ретро в «ФотоМАСТЕРЕ» ждёт настоящий сюрприз в виде готовых фильтров с имитацией старой плёнки. Откройте раздел «Эффекты», найдите группу «Винтажные» и подберите пресет по вкусу – ваше фото будет мгновенно состарено.

Пользуйтесь этими советами, и ваши атмосферные снимки будут приковывать к себе завистливые взгляды сотен, а то и тысяч пользователей! С «ФотоМАСТЕРОМ» вы быстро выйдете на совершенно новый уровень в искусстве обработки фото. Устранить дефекты, повысить чёткость, скорректировать цвета – всё это и многое другое вы без проблем сделаете с такой мощной и функциональной программой.

photo-master.com

Зернистость — враг фотографии. Практическая фотография

Зернистость — враг фотографии

Рассматривая негативы, на которых имеются очень мелкие детали (например, нагрудные значки или мелкие надписи на вывесках, плакатах и т. п.), мы часто силимся разглядеть их, прочесть надписи. Нам кажется, что надписи очень четкие и прочесть их невозможно только из-за того, что они слишком мелки. Однако если вооружиться сильной лупой или сделать с негатива увеличение крупного формата, то окажется, что дело совсем не в размерах деталей и надписей, и хотя они и увеличатся, прочесть их все равно не удастся: все они превратятся в бесформенные пятна.

В чем же дело? Причина кроется в зернистости пленки.

То, что эмульсия фотографических пленок по природе своей зерниста, вы уже знаете.

Зернистость — злейший враг фотографии, с которым уже не один десяток лет ученые ведут самую ожесточенную борьбу. В этом деле уже достигнуты немалые успехи, но полностью избавиться от зернистости, т. е. изготовить совершенно беззернистую пленку, пока еще не удалось.

О зернистости эмульсии можно судить по тому, насколько четко фотопленка передает тонкие линии, т. е. насколько велика или низка ее разрешающая способность.

Так же, как и разрешающая сила объективов, разрешающая способность пленок определяется числом отдельных параллельных линий и таких же по толщине промежутков между ними, какое пленка способна раздельно передать на одном миллиметре участка изображения.

Зернистость связана со светочувствительностью пленок. Чем выше светочувствительность пленок, тем обычно выше их зернистость и ниже разрешающая способность. Из табл. 4 видно, как возрастает разрешающая способность с уменьшением светочувствительности пленок. Приведенные в этой таблице цифры не учитывают реальных возможностей съемки. Для достижения такой разрешающей способности необходима идеальная, практически недостижимая точность наводки на резкость. Разрешающая способность пленок на практике оказывается всегда ниже, чем указано в таблице, но и при этом разница между разрешающей способностью пленок разной светочувствительности остается и сказывается на качестве фотоснимков.

Таблица 4

ЗАВИСИМОСТЬ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПЛЕНОК ОТ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Снизить зернистость и повысить тем самым разрешающую способность пленок не в наших силах, но зернистость зависит не только от самой пленки. Она сильно возрастает при неумелом или неправильном проявлении, поэтому, проявляя пленку, следует принять все возможные меры, чтобы воспрепятствовать росту зернистости. Для этого пленку надо проявлять умело и только с помощью мелкозернистых проявителей. Впрочем, подробно мы еще поговорим об этом, когда дело дойдет до проявления (см. главу 8).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Как добавить на фото эффект зернистости онлайн

Продолжаем разговаривать на тему редактирование фотографий и наложения различных эффектов. Я написал уже очень много статей на эту тему. Все потому что очень часто приходиться работать с графическими редакторами. В связи с чем хочу поделиться своим опытом и с вами. Сегодня расскажу как наложить эффект зернистости на фото с помощью онлайн редактора.

Как я уже не раз говорил на сегодня нет смысла скачивать и устанавливать графические редакторы себе на компьютер. Конечно если вы не профессиональный дизайнер. Для создания простеньких эффектов можно воспользоваться онлайн редакторами. Их очень много хочу порекомендовать вам вот этот fotor.com.

Очень простой удобный и в тоже время очень функциональный, позволяет наложить массу различных эффектов на фотографию. Давайте посмотрим как с его помощью можно сделать эффект зернистости. 

Если вам нужен хороший графический редактор то лучше воспользоваться Adobe Photoshop. С его помощью можно сделать все что угодно с фото например заменить фон. Еще один очень хороший редактор Inpaint с его помощью можно легко убрать объекты с фото. Еще один редактор который должен быть у каждого это Paint.Net. Он позволяет добавлять самые простые эффекты.

Добавляем зернистость с помощью онлайн редактора

Переходим на главную страницу сайта fotor.com. Нам сразу предлагают простое редактирование фото, создание коллажа и дизайна, выбираем первое.

Откроется редактор в который нужно загрузить необходимое фото. Сверху кликаем «Открыть» и выбираем место откуда будем загружать, например «Компьютер». Кстати если вам нужны изображения то лучше воспользоваться этим сервисом. Там можно найти очень много бесплатных фотографий в хорошем качестве.

Дальше слева выбираем пункт «Эффекты» в появившемся списке ищем «Зерно пленки». С помощью шкалы выбираем «Интенсивность разглаживания» и «Резкость» жмем применить.

Если вы хотите удалить данный эффект сверху на панели выбираем «Оригинал».

Для сохранения изображения кликаем «Сохранить».

Вот так можно добавить эффект зернистости на любое фото. Рекомендую добавить данный редактор в закладки. Так как с его помощью можно создать очень красивые и необычные эффекты на фото. Надеюсь данная статья вам пригодиться.

Рекомендую почитать мои статьи в которых я рассказывал о создание различных эффектов, солнечные блики, затемнение, размытия и многие другие, найти все статьи можно тут либо тут.

www.softo-mir.ru

Эффект пленочной фотографии в Lightroom

В последнее время стала особенно популярной среди фотографов обработка в стиле олд-скул, такие фотографии нам напоминают кадры из ретро фильмов. Существует множество специальных пресетов и экшенов для создания подобного эффекта, но в этом уроке мы покажем, как добиться подобного эффекта самостоятельно за 3 простых шага в программе Adobe Lightroom.

Что мы подразумеваем под эффектом пленки?

Прежде чем приступить непосредственно к обработке, давайте разберемся, какими характеристиками обладает фотография с эффектом пленки. Для примера я сделал несколько фотографий, чтобы наглядно показать этот эффект. Также стоит сказать, что существует несколько стилей подобных фотографий, об этом несложно догадаться, ведь пленка бывает самых разных видов. Для интереса ознакомьтесь с самыми популярными: Velvia, Provia, Kodak Gold, and Ilford Delta.

Когда я начал знакомиться с пленочной фотографией, заметил, что в большинстве случаев на снимках смещены точки черного и белого. Черный на фотографии не совсем черный, а тёмно-серый, а белый в свою очередь светло-серый. 

На этой фотографии как раз и продемонстрирован результат смещения точек черного и белого, которое так характерно для пленки. В левой части снимка расположена самая темная точка всего изображения, но, как мы видим, эта область далеко не черная, она темно-серого цвета. И самая светлая точка, которая расположена в области лампы, также не чисто белого цвета, а светло-серого.

Динамический диапазон у пленочной фотографии очень широкий, т.е. между самой темной и самой светлой частями много тональных переходов. Одной из самых важных особенностей пленочной фотографии является низкая контрастность белых и черных точек изображения. Пленка получается в средних тонах, и именно это ее свойство и является ключевым.

Цвета

Обобщить цветовые характеристики пленочной фотографии невозможно из-за того, что пленка бывает самая разная и передает цвета по-разному. Создавая эффект пленки, мы можем выбрать более подходящую кадру цветовую гамму.

Пленочная фотография по-своему уникальна. Это фото несовершенно с технической стороны – глубокие тени уходят в синий оттенок, но зато оно приятно для визуального восприятия, пленка делает фотографию по-настоящему особенной.

К счастью, мы можем воссоздать эффект пленки в графических программах. Я покажу вам несколько простых способов сделать вашу фотографию похожей на пленочную.

Зернистость

Вне зависимости от качества светочувствительной поверхности, зернистость является постоянным спутником многих видов пленки. Стремясь к техническому совершенству фотографии, многие пытаются избавиться от зернистости и шума. Я вырос на пленке и поэтому к зернистости отношусь иначе, на мой взгляд, она придает фотографии изюминку.

На этой фотографии зернистость особенно заметна в теневых областях, портрет от этого смотрится выигрышно. Добиться такой зернистости можно, всего на всего сдвинув одни ползунок в программе Lightroom.

Итак, особенностями пленочной фотографии являются: смещенные точки черного и белого, цвет и зернистость. Теперь мы можем приступить к обработке.

Работаем с Кривыми

Лучше всего имитировать пленочные настройки точки черного и точки белого, о которых мы говорили выше, при помощи Кривых (Curves). Мы сделаем это буквально за пару секунд, изменив вид кривой.

Модуль с Кривыми вы найдете в правой части экрана программы, называется он Tone Curve (Тоновая кривая). Я пользуюсь точечной кривой (существует еще параметрическая), она позволяет регулировать диапазоны фотографии перемещением самой кривой. Чтобы переключить режим кликаем на иконку в правом нижнем углу модуля.

Щелкните по иконке, чтобы переключить режим отображения кривой.

Теперь вид кривой несколько изменился, и на ней появились точки.

Мы видим, что теперь в поле отображаются точки в нижнем левом и верхнем правом углах.

Грубо говоря, точка в левом нижнем углу отвечает за черный цвет (за точку черного), а точка в правом верхнем углу, соответственно, за белый цвет. Теперь мы можем отрегулировать эти точки и привести изображение к желаемому виду.

Чтобы превратить черный в темно-серый просто кликните по точке, отвечающей за черный, и перетащите ее из угла чуть выше. На примере ниже вы видите, как изменился черный цвет, став темно-серым.

Исходная фотография

Переместив точку из нижнего левого угла вверх мы добились того, что черный превратился в темно-серый, и уменьшилась контрастность всего изображения.

Чтобы белый превратить в светло-серый, перемещаем другой конец кривой вниз. Обратите внимание на кольцо карусели, оно стало светло-серым после внесенных изменений.

Переместив точку, отвечающую за белый, мы получили светло-серые тона.

Итак, с помощью невероятно простых манипуляций мы приблизились к желаемому результату: наша фотография напоминает классическое пленочное фото. 

Работаем с цветом

Еще одним важным пунктом в создании эффекта пленки является настройка цвета фотографии. На этом этапе вы, буквально, не ограничены никакими рамками, вы можете экспериментировать и создавать самые различными цветовые стилизации.

Для работы с цветом я пользуюсь модулем  Hue, Saturation and Luminance (HSL). Открыв модуль выбираю вкладку Color. Здесь мы можем контролировать яркость, насыщенность и оттенок каждого цвета отдельно.

Используйте цветовую панель для регулировки цветов вашего изображения.

Попробуйте понизить значение синего и наоборот повысить зеленые тона. Задействуете желтый и фиолетовый цвета, чтобы сделать фотографию более винтажной.

Добавляем зернистость

И заключительным шагом в обработке будет добавление зернистости. В модуле Develop находим раздел Effects panel и меняем положение ползунка, отвечающего за добавление зерна (называется этот подраздел Adding grain). Чтобы полностью контролировать наложение этого эффекта увеличьте изображение.

Сдвигайте ползунок, не торопясь, чтобы не переусердствовать с эффектом.

Приблизив изображение, я выставил ползунок Amount примерно посередине. Значения Size (размер)  и Roughness (неровность) подбираются для каждой фотографии индивидуально. Для моей фотографии идеальными оказались значения, приведенные на изображении выше. Большое зерно делает изображение похожим на пленочное фото, снятое с высоким ISO.

Делаем пресет

Чтобы из раза в раз не проделывать эту работу заново и не тратить свое время, в программе Lightroom есть возможность записывать все ваши действия в пресеты, чтобы в дальнейшем применять заданные в пресете настройки к другим фотографиям. Для этого находим панель Presets и  кликаем по иконке с плюсиком.

Чтобы создать новый пресет нажимаем на плюсик в правом верхнем углу

В появившемся окне снимаем галочки со всех параметров, которые не были задействованы. Если вы следовали моему уроку, тогда оставляем галочки напротив Tone Curve, Treatment (Color), Grain и Process Version.

Убедитесь, что отметили только те опции, которые регулировались во время создания эффекта

Чтобы применить сохраненный эффект, работая с другими изображениями, мы открываем раздел Presets и выбираем необходимый пресет из списка.

Заключение

Следуя этому уроку, за несколько очень простых шагов вы можете создать эффект пленки, который придаст вашей фотографии совершенно особенное настроение. Экспериментируйте с настройками цветов, кривых и зерна – создавайте свой неповторимый стиль.

Автор: Andrew Childress

photo-monster.ru

Шум и зерно: pavel_kosenko — LiveJournal

В процессе написания книги «Живая цифра», который длится больше года и уже подходит к концу, я решил отказаться от некоторых ранее написанных глав, дабы не растекаться мыслью по древу. Предлагаю вашему вниманию одну из них. В столе оставлять жалко, буду рад, если материал окажется любопытен. От основного русла повествования он довольно сильно отходит в сторону, поэтому в книге этого не будет.

* * *

В цифровой картинке проявление визуального шума наиболее характерно для теней и особенно заметно в случае повышения их яркости. Это связано с низкой мощностью сигнала по сравнению с мощностью шума и особенностями восприятия человека. Кроме этого, на матрице шум чаще всего имеет весьма упорядоченную, а значит хорошо осязаемую глазом, структуру. Сделайте на свою камеру кадр с закрытой крышкой объектива на минимальное ISO и выдержкой, скажем, 30 секунд. На первый взгляд, полученный файл будет полностью чёрным. Теперь увеличьте экспозицию при конвертации и повысьте контраст. Перед вами шум матрицы во всей своей «красе».

У фотоплёнки природа шума другая. Она связана с кристаллами галогенида серебра (после проявки — гранулы серебра), которые являются основой светочувствительной эмульсии. Плёночное зерно, как и цифровой шум, представляет собой некоторую «паразитную» структуру, которая чисто визуально как бы накладывается на нашу фотографию. На самом деле не накладывается, а является её частью, т.к. изображение на фотоплёнке состоит из зерна. Давайте посмотрим на зерно ч/б фотоплёнки.

Если в процессе экспонирования отдельно взятый кристалл галогенида серебра получил необходимую дозу света, то после проявки такой кристалл превратится в видимую гранулу серебра. С точки зрения фотографического изображения — в чёрную точку. На самом деле, чёрное пятнышко относительно малого размера и некоторой формы. Если же на гранулу свет не попал, то после проявки галогенид не восстановился (остался молочно-белым) и превратился в прозрачный участок в фиксаже.

Общая площадь «облучённых» галогенидов по отношению к «необлучённым» определяет полупрозрачность некоторой единицы площади изображения. Максимальная концентрация засвеченных кристаллов соответствует максимальной непрозрачности изображения на негативной фотоплёнке, минимальная — максимальной прозрачности. Между этими значениями находятся средние плотности концентрации гранул, которым соответствуют различные градации серого.

Чем больше средний размер кристаллов, тем они чувствительнее к свету за счёт своей площади. В зависимости от размера кристаллов при прочих равных определяется светочувствительность фотоплёнки ISO. Соответственно, чем больше чувствительность, тем больше среднее сечение кристалла галогенида серебра, которые формируют изображение. И тем лучше видит его человеческий глаз на итоговой фотографии.

Размеры кристаллов также определяют степень детализации нашего изображения. Если размер зафиксированных на плёнке деталей сопоставим с размером кристала, то это означает, что детали меньшего размера мы на фотографии не увидим. Чем больше размер кристалла, тем меньше различаемость мелких деталей на фотографии за счёт того, что их «перекрывает» зерно плёнки.

Не менее важной характеристикой зерна является форма кристаллов. До 80-х годов прошлого века эмульсия на плёнках была толще, а кристалы более объёмными. Характер получаемого именно в таких условиях изображения соответствует распространённой эстетике восприятия плёночного зерна. То есть у большинства людей, которые имеют представлении о том, что такое зерно, при упоминании «плёночного зерна» возникают ассоциации с картинкой, полученной с помощью традиционной эмульсии.

В начале 90-х годов компания Kodak изобрела новый тип эмульсии на основе так называемых кристалов «Т»-формы (от слова «tabular» — плоский). Особенность технологии заключается в использовании более плоских зёрен в более тонком слое эмульсии.

Утоньшение эмульсии позволило:

  • увеличить контурную резкость и разрешающую способность за счёт снижения переотражений света в толще эмульсии и нечёткости контуров чёрной точки;
  • увеличить КПД захвата света и, как следствие, фотошироту плёнки (в смысле терпимости к недодержке) за счёт большей чувствительности кристаллов к свету (увеличить допустимую ошибку экспозиции с точки зрения недодержки)
При этом пришлось в некоторой степени пожертвовать художественностью зерна, которое в традиционном исполнении выглядит более привлекательно. Именно по этой причине Kodak до сих пор продолжает выпускать плёнки на основе обоих типов зёрен.

Технология Т-Grain была запантентована и широко используется не только компанией Kodak, но и Fujifilm, Ilford.

Описанные выше процессы формирования изображения гранулами серебра явлются частью негативного фотохимического процесса. То есть получение кристаллами света и их последующее проявление в виде чёрных точек серебра соответствует светлым областям итоговой фотографии. Соответственно, зерно должно лучше всего проявляться в светах и полностью отсутствовать в глубоких тенях плёночной фотографии. На самом деле, относительно светов это не совсем так, потому что в ярких светах плотность галогенидов серебра фотоплёнки настолько высока, что обычно полностью блокирует свет при печати.

В итоге на отпечатке мы получаем достаточно чистые света. Тени также получаются относительно чистыми, в силу того, что им соответствуют непроэкпонированные области на плёнке, то есть области, где зерно себя не проявило — вместо зерна здесь мы обычно видим вуаль эмульсии, которая сама по себе тоже обладает некоторой структурой случайного шума, но другого характера и менее выраженного. А вот самые видимые «зерновые участки» приходятся на область средних и средне-ярких областей и особенно хорошо проявляются там, где сюжет высококонтрастен.

По характеру захвата изображения зернистость «Т»-формы весьма похожа на плоскостный сенсор цифровой матрицы. Поэтому такое зерно намного больше похоже на цифровой шум, чем традиционное. Кроме этого, шум вуали также является «плоским» и по своему характеру ближе к цифровому.

Таким образом, цифровой шум и плёночное зерно имеют как различия, так и некоторые сходства.

  1. Цифровой шум проявляет себя в основном в тенях. Плёночное зерно наоборот, в тенях практически не проявляется и лучше всего выражено в среднем и относительно светлом тоне.
  2. На фотоплёнке чёрные тени в некоторой степени уступают место структуре вуали, которая похоже на цифровой шум, но проявляется в гораздо меньшей степени.
  3. Характер традиционного, эстетически более приятного (привычного взгляду) зерна, отличается от характера зерна современных фотоплёнок T-max типа, который в свою очередь намного больше похож на цифровой шум.
  4. Структура цифрового шума более упорядочена, плёночного зерна — хаотична.
До сих пор мы рассматривали негативный процесс. Но и для позитивной (слайдовой) плёнки выводы будут точно такими же. Это связано с тем, что в слайдовой плёнке процесс формирования изображения происходит точно также, в негативном процессе. Далее, за счёт так называемой второй проявки, плёнка обращается и становится позитивной. По сути позитивная плёнка отличается от негативной более сложным процессом проявки и некоторыми технологическими особенностями (в частности, отсутствием антиореольного слоя). Так, например, любую негативную плёнку можно проявить как позитивную, и наоборот. Такие «неправильные» проявки называется cross-процессами и используются для экспериментов с цветовыми смещениями.

Но вернёмся к зерну. Итак, характер зерна на негативной и позитивной плёнке одинаковый. Соответственно, выводы, которые мы сделали выше, будут применимы и в отношении слайдов. А как насчёт цвета? Ведь до сих пор мы рассматривали только чёрно-белую фотоплёнку.

В основе цветной фотоплёнки лежат те же самые процессы, только эмульсионных слоёв у цветных плёнок три. Каждый из них чувствителен к своей части спектра и содержит краситель, обратный этой части спектра. Для позитивных плёнок процесс сложнее, а красители другие, но суть формирования изображения, как мы уже сказали, точно такая же, как и в случае негатива.

В каждом слое эмульсии на основе кристаллов галогенида серебра формируется случайная структура зерна. Итоговое изображение складывается из трех составляющих. За счёт случайности структуры зерна в каждой отдельно взятой точке изображения оно может проявляться в виде нескольких близко расположенных друг к другу цветных зёрен. Это и определяет хроматический, или другими словами, цветной шум. Который по своей сути очень похож на шум в цифровой фотографии, только проявляется в большей степени в других зонах — не в тенях, а в средних и светлых диапазонах.

Так же, как сейчас производители фототехники и Raw-конверторов борятся с цветным шумом, с ним боролись и борятся производители фотоплёнок. Хроматический шум воспринимается человеческим глазом как цветной дребезг, от которого рябит в глазах. Этот артефакт, как правило, не играет на руку ходожественности восприятия. Поэтому цветной шум обычно интересует фотографов с точки зрения его минимизации, как артефакта цветных фотопроцессов. А вот для чёрно-белых фотографий в некоторых случаях полне можно говорить о намеренном использовании эффекта плёночного зерна в качестве художественного приёма. На самом деле, никто не мешает добавлять ретро-зерно и на цветную фотографию, только делать это надо аккуратно и, как правило, так, чтобы зерно было нейтральным по цвету.

Давайте внимательно посмотрим на скан реальной ч/б фотографии, которую любезно предоставил Влад Абдуллин.

Как видите, подтверждаются предыдущие теоретические рассуждения. В самых ярких светах и в глубоких тенях зерно проявляется минимальным образом. И наоборот, в довольно широкой области среднего тона (в т.ч. в силу особенностей восприятия человека) мы видим зерно наиболее явно. Чем выше локальный контраст (контраст в отдельно взятой области фотографии), тем, естественно, лучше проявляется зерно — это в общем, очевидно. Чтобы окончательно убедиться в полном отсутствии зерна в тенях, давайте посмотрим на непроэкспонированный кусочек фотоплёнки, например, на межкадровое пространство.

Зерна в левой части этой иллюстрации действительно нет, есть лишь слабоощущаемая неоднородность, которая является вуалью плёнки.

Именно в связи с особенностями минимального проявления зерна в глубоких тенях на фотоплёнке, некоторые пейзажные фотографы до сих пор предпочитают использовать плёночную технику для ночной съёмки. Кроме того, что цифровая фотография в принципе грешит шумами в тенях, где этот эффект многократно усиливается тепловыми шумами матрицы, возникающими в ходе длительного экспонирования. На фотоплёнке этих проблем нет, в итоге мы можем получить достаточно чистые глубокие тени, которые в ночной фотографии часто занимают основную площадь изображения.

* * *

В рамках этой статьи я ставил своей целью разобраться в различиях и сходствах плёночного зерна и цифрового шума. С тем, чтобы понять, в каких случаях и как именно можно (и нужно ли) использовать наложение зерна на цифровую картинку. Однако до описания эстетической целесообразности и конкретных практических приёмов дело не дошло. Возможно, в будущем я напишу практическое продолжение этой заметки.

Полагаю, нетрудно и самостоятельно разработать подходы по добавлению зерна, используя приведённые здесь соображения. Также практические методики подробно демонстрирует Дима Новак на семинаре Чёрно-белая фотография в цифровую эру. Не исключаю также, что рано или поздно Дима напишет соответствующие статьи и выложит в своём блоге.

pavel-kosenko.livejournal.com

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о