8 500 – ЗМ-5А 8/500. Обзор от читателя Радоживы

ЗМ-5А 8/500. Обзор от читателя Радоживы

Обзор зеркально-линзового телеобъектива ЗМ-5А 8/500 и примеры фотографий с него специально для Радоживы, подготовил Родион Эшмаков.

ЗМ-5А 8/500

ЗМ-5А относится к зеркально-линзовым объективам супертеледиапазона. Объективы, подобные этому, привлекают сегодня огромным фокусным расстоянием и компактностью. В обзоре представлен широко распространенный на вторичном рынке советский Зеркально-Менисковый объектив ЗМ-5А (обзор его облегченной модификации ЗМ-5СА уже был, без многослойного просветления, объективы с многослойным просветлением имеют в названии приставку МС). В силу специфики объектива в обзоре уделено много внимания истории его разработки.

Характеристики объектива [взято отсюда]
Оптическая схема: Максутов-Кассегрен с корректором поля (зеркально-линзовый объектив)

ЗМ-5А 8/500

Угол поля зрения (Kf=1): 5 градусов
Разрешение (центр/край, лин/мм): 40/20
Коэффициент светопропускания: 0,7
Коэффициент светорассеяния: 0,03
Резьба под фильтры: М77*0,75 мм
Масса: 1,225 кг
Особенности: сменный А-адаптер – позволяет установить хвостовики с резьбой М42/М39 или байонетами К, Н; постоянное относительное отверстие из-за отсутствия ирисовой диафрагмы – F/8.

История разработки зеркально-линзовых объективов

Своим появлением на свет всё семейство советских зеркально-линзовых объективов (ЗЛО) обязано советскому оптику Д. Д. Максутову, который в 1941 г. изобрел менисковую схему. Толчком для этого стала попытка разработки школьного телескопа, который должен иметь хорошее качество изображения, простоту конструкции и эксплуатации, долговечность и низкую стоимость. Разработанные к тому моменту схемы (главным образом – рефрактор-ахромат, рефлектор Ньютона) не отвечали указанным критериям: рефракторы были неудобны в обращении из-за габаритов и были довольно дороги, а их изображение страдало хроматизмом. Зеркальные телескопы Ньютона были сложны в эксплуатации, так как имели открытую (а значит – подверженную загрязнению и т.д.) трубу и, более того, требовали перед каждым наблюдением юстировки вторичного зеркала – оно не было жестко закреплено. Отсюда идеей стала разработка телескопа – компактного и не страдающего хроматизмом, как рефлектор, и долговечного, простого в обслуживании – как рефрактор.

Исследовав возможные варианты, Максутов установил, что добавление полноапертурного ахроматического мениска позволяет исправить в той или иной степени практически все искажения сферического главного зеркала.  Более того, на мениск оказалось возможным нанесение зеркального покрытия – вторичного зеркала («пятачок» на передней линзе), что сделало его крепление жестким и сняло необходимость юстировки перед применением.

Применив изобретение к существующей зеркальной схема Кассегрена, Максутов разработал ряд ЗЛО, среди которых были школьный телескоп ТМШ, объективы МТО (менисковые телеобъективы) и многое другое, вплоть до ЗЛ микрообъективов. Главными достоинствами новых объективов стали компактность, простота эксплуатации и обслуживания, отсутствие хроматизма, низкая стоимость (используются доступные сферические зеркала).

Это кажется удивительным, но точно та же идея с корригирующим мениском была применена и в схеме «Таир» (Д.С. Волосов) – одна толстая менисковая линза корригирует практически все аберрации ахромата-дублета с воздушным промежутком (см. схему Таир-3, ФС-2), что делает Таиры, наверное, самыми простыми объективами-анастигматами.

Д. Д. Максутов и ТМШ – «телескоп Максутова школьный»

Конструктивные особенности ЗМ-5А

Телеобъективы МТО и более новые объективы ЗМ имеют в своей схеме дополнительный элемент – корректор поля. В объективах МТО это отрицательная склейка из двух линз, которая «спрямляет» поле объектива и уменьшает виньетирование. В объективах ЗМ компонент уже состоит из 2 отдельных линз и выполняет те же функции. Удалением корректора можно добиться улучшения качества изображения в центре кадра и увеличения светосилы, однако при этом вырастет виньетка и ухудшится разрешение по краю. Также побочным эффектом от убирания корректора является потеря возможности фокусировки на бесконечность, что можно исправить, убрав стопоры геликоида.

Как правило, советские ЗЛО имеют часто брак, вызванный неправильной сборкой (известен случай, когда сам Максутов забраковал целиком одну из партий объективов – а что случилось, когда отбраковывать стало некому?) – почти все объективы имеют перетянутые зеркало и мениск. Потому необходима разборка объектива и ослабление контрящих гаек и винтов. Такая операция, проведенная с объективом МТО-1000 (его очень часто используют как телескоп), который был не способен показать что-то, кроме Луны, сравняла его с современным телескопом 90/1250 с аналогичной схемой – МТО-1000 стал показывать звезды точками, детали атмосферы Юпитера и т.д.

ЗМ-5А

Вернемся непосредственно к рассмотрению конструктива ЗМ-5А. Сразу же бросается в глаза выдвижная бленда, которая скрывает в сложенном виде кольцо фокусировки. Для такого ФР эта бленд коротковата – для 500 мм объектив она должна быть куда длиннее. Даже у Таир-3А она больше. В целом бленда скорее мешает, т.к. со своими обязанностями она справляется неудовлетворительно, но при этом ограничивает доступ к кольцу фокусировки. У ЗМ-5СА бленда отсутствует.
Также ЗМ-5А имеет крепление для штатива с резьбами 1/4” и 3/8” (у ЗМ-5СА крепления для штатива нет) – что очень удобно, например, при использовании объектива в качестве телескопа для наблюдений.

ЗМ-5А имеет широкое кольцо фокусировки с большим углом поворота. Особенностью механизма фокусировки является перебег за бесконечность. Его предназначение связано с термостабилизацией объектива: при изменении  температуры из-за теплового расширения бесконечность «съезжает». С термостабилизацией связано одно из важнейших правил использования ЗЛО Максутова: объективу необходимо до 40 минут пребывания при температуре окружающей среды, прежде чем изображение, формируемое им, нормализуется. Промежуток времени велик из-за большой толщины мениска.

Наличие перебега за бесконечность позволяет  полноценно использовать ЗМ-5А на камерах Никон с безлинзовым переходником М42-Nikon.

В отличие от своих коллег – МТО-500 – объектив можно использовать на любительских ЦЗК с выпирающим клювом вспышки. По крайней мере, с моей Canon 600D проблем не возникло.

ЗМ-5А

Как уже было отмечено – у ЗМ-5А имеется сменный хвостовик, о чем говорит буква «А» в названии. Обычно на объективе установлен хвост с резьбой М42.

Можно отметить, что ЗМ-5А имеет удачный и надежный конструктив, но в силу плохой сборки (Максутова на них не было) каждый объектив требует манипуляций с ослаблением крепления перетянутых зеркала и мениска.

Оптические свойства ЗМ-5А

ЗМ-5А имеет низкую светосилу при огромном фокусном расстоянии. Из-за этого снимать им – сущее страдание: дрожь рук мешает сделать резкий снимок, а низкая светосила заставляет задирать ISO. К тому же сам объектив имеет низкое по современным меркам разрешение. Оно просто низкое из-за становящейся заметной дифракции и остатков сферической аберрации.  Вишенка на торте – низкий контраст зеркально-линзовых схем (много «пустого» пространства – много отражений; не зря приведен коэффициент светорассеяния). К тому же даже на камере с кроп-фактором 1.6 заметно серьезное виньетирование.

Луна на ЗМ-5А. Кроп. Постобработка в ФШ.

Существенный вклад в получаемое изображение вносит атмосферная рефракция – при плохой атмосфере резко падает качество фотографий удаленных объектов.

Лунное затмение. Вследствие расположения Луны прямо над крышей дома резкость очень слабая (влияние атмосферной рефракции).

 

«Половинка» Венеры – 100% кроп снимка с ЗМ-5А. Так ее и видно в средненький любительский телескоп, подобный МТО-1000.

У ЗМ-5А очень и очень малая ГРИП при малой светосиле – им тяжело фокусироваться через ОВИ. Очень много фото идет в брак.

По причине наличия центрального экранирования, вызванного вторичным зеркалом, объектив имеет необычное боке – бубликами. Понравится оно далеко не каждому. Субъективно, ЗМ-5А любой фон норовит превратить в пеструю кашу.

Боке ЗМ-5А

Достоинством объектива является малая МДФ – всего 4 м. Для такого ФР это достижение. Это позволяет снимать псевдомакро этим объективом, получая кадры с очень специфической картинкой. Также ЗМ-5А не страдает хроматизмом в отличие от линзовых объективов.

В результате, несмотря на отмеченные достоинства объектива, шансы получить на него толковую фотографию, скажем, в пасмурный день – стремятся к нулю. Объектив однозначно требует прочного штатива для съемки. Мои попытки использовать его для съемки с рук, для фотоохоты оказались провальны – о чем говорят снимки.

Оказалось, что гораздо больший интерес ЗМ-5А представляет при использовании в качестве телескопа. При этом допустимы небольшие увеличения порядка 20-50 крат, что позволяет рассмотреть диски крупных (по видимому угловому размеру) планет (Юпитер, Сатурн, Венера), «разбить» некоторые двойные звезды (эпсилон Лиры разбивается на 2 звезды [каждая из них тоже двойная, что видно уже в более совершенные инструменты] при 50х – это говорит о достаточном для астроинструмента оптическом качестве), наблюдать крупные протяженные туманности и яркие объекты дальнего космоса. Для использования в качестве телескопа необходимо лишь прикрутить макрокольцо М42, в котором закреплен окуляр (например, от микроскопа МБС – доступные и качественные окуляры)

Наблюдения в ЗМ-5А, установленный на тяжелый штатив Москинап

Для астрофотографии ЗМ-5А выглядит, казалось бы, привлекательно, но  он не годится – слишком мала светосила.

Выводы

ЗМ-5А стоит опробовать каждому – это очень недорогой объектив, который дает ощутить супертеледиапазон. Но возлагать на него особых надежд, увы, не стоит – качество изображения сильно далеко от того, что требуют современные камеры. Я не рекомендовал бы этот объектив в качестве основного супертелевика. Куда лучший вариант за схожую цену – советский же Таир-3 или вовсе автофокусные телезумы. Между тем, ЗМ-5А является вполне пригодным для нужд астрономии – как малый телескоп для визуальных наблюдений.

Больше обзоров от читателей Радоживы найдете здесь.

radojuva.com

Обзор МС 3М-5СА F8 500mm. Примеры фотографий на МС 3М-5СА. ЗМ-5СА фото

За предоставленную возможность обзора объектива МС 3М-5СА огромная благодарность Александру Панасюку.

Вид объектива МС ЗМ-5СА и светофильтров из комплекта

Существует два объектива МС 3М-5А и МС 3М-5СА. Вторая версия 3М-5СА — это просто обновленный вариант 3М-5А. 3М-5СА — в два раза легче своего брата, и чуть меньше по размерам. С одной стороны, меньший вес — это хорошо, но с другой стороны, из-за легкого веса объектива уменьшается минимальная выдержка, при которой можно снимать с рук без смаза картинки.

ТТХ 3М-5СА:
Фокусное расстояние: 500мм
Вес: 620г
МДФ: 4 метра
Диафрагма: F8.0 фиксированная
Диаметр переднего фильтра: 72мм
Посадочная резьба: М42
Производитель: ЛЗОС (Лыткаринский завод оптического стекла, Лыткарино)

Также, можно встретить название объективов: MC ZM-5A и MC ZM-5SA — это те же самые МС 3М-5А и 3М-5СА.

Вид объектива МС ЗМ-5СА и сравнение размеров

Буквы МС в названии объектива говорят о мультипросветлении. Буквы ЗМ расшифровывается как «зеркально-менисковый». 3М-5СА — это не классический линзовый объектив. У 3М-5СА особая зеркально-менисковая конструкция, в которую входит мениск, зеркала и линзы. Менис и линзы имеют мультиросветление.

Вид объектива МС ЗМ-5СА на современной цифрозеркальной камере

Основная важная информация про МС 3М-5СА
1. Объектив супердлиннофокусный. 500 мм фокусного расстояния дают очень сильное приближение. Если исплоьзовать 3М-5СА на камере с кропнутой матрицей (APS-C тип), то угол зрения с данным объективом будет еще уже, а ЭФР будет равнятся 750мм для Nikon с кроп-фактором 1.5 и 800мм для Canon c кроп-фактором 1.6. С помощью такого большого фокусного расстояния легко дотянуться до далеких объектов, либо просто, остаться незамеченным, снимая из далека.

2. Объектив подходит для полного кадра. С ним смогут работать Nikon D700, D800(e), D3(x,s), D4, Canon EOS 5D (Mark II, Mark III), 1Ds Mark II (Mark III), 1D Mark IV и 1D X. Обычно длиннофокусные полнокадровые объективы довольно дорогие, МС 3М-5А и 3М-5СА можно найти меньше чем за 100 у.е.

3. У объектива только одно значение диафрагмы, равное F8.0. Значение диафрагмы изменять нельзя. Для примера, светосила F8.0 ниже за светосилу с диафрагмой F5.6 обычного китового объектива всего в 2 раза.

Фото на МС ЗМ-5СА

4. Кольцо фокусировки очень удобное, поворачивается практически на 360 градусов. Наводка осуществляется плавно. Минимальная дистанция фокусировки — 4 метра. После 30 метров на индикаторе дистанции фокусировки начинается бесконечность.

5. Передняя крышка не защелкивается, а ввинчивается. Причем, ввинчивать крышку приходится довольно долго. Крышка прикрывает переднюю линзу, которая на самом деле вогнутый мениск.

6. Вместе с объективом идут 4 светофильтра: УФ-1х, Н-4х, ЖЗ-2х, О-2.8Х (ультрафиолетовый, нейтральный, зеленый и оранжевый).

Пример фотографии на МС ЗМ-5СА

Как использовать на современных цифрозеркальных камерах?
Несмотря на то, что объектив имеет окончание в названии «А», у объектива нет сменного хвостовика. На моем экземпляре МС 3М-5СА стоит просто резьба М42 для присоединения к камере. Объектив имеет удивительное свойство фокусироваться за пределы бесконечности. Я пользуюсь объективом с помощью переходника КП-42\Н без линзы, при этом возможность фокусировки на бесконечность сохраняется.

Внимание 1: МС 3М-5СА не сможет установиться просто с переходником КП-42\Н на камеры младшей линейки из-за того, что объектив упирается в строенную вспышку. Я не смог присоединить объектив к Nikon D40, Nikon D5000. На старшие камеры объектив садится без проблем. Класс камеры можете посмотреть в разделе ‘все камеры nikon‘. По поводу Canon — не могу сказать.

Внимание 2: не смотря на то, что объектив имеет резьбу М42, на Nikon можно будет фокусироваться на бесконечности даже с безлинзовым переходником КП-42/Н в силу того, что фокусировочное кольцо имеет небольшой «перебег» за бесконечность.

Внимание 3: На объектив довольно сложно снимать. Обусловлено это большим фокусным расстоянием в 500мм, небольшим весом объектива и маленькой светосилой F8.0. Почти все камеры от Nikon могут подтверждать фокусировку по зеленой точке при диафрагмах до F5.6 (указано в спецификации камеры). Потому, подтверждение по зеленой точке наводки на резкость будет работать не всегда. Зеленая точка будет хорошо работать только при нормальном освещении. У кого есть Live View — это не проблема. Также, профессиональные камеры, такие как Nikon D4 могут наводится на резкость на диафрагме F8.0 с помощью подтверждения по зеленой точке при использовании части фокусировочных точек, так как D4 поддерживает наводку на резкость при F8.0

Как устанавливать и использовать старые объективы на современные цифрозеркальные камеры Nikon можете почитать в разделе Советская оптика. Для Canon в разделе Старые объективы на Canon.

Портрет на МС ЗМ-5СА

Качество изображения:
Объектив МС 3М-5СА дает мало контрастное изображение (вообще не проблема поправить при обработке). У объектива есть две очень интересные особенности в построении изображения. Первая — объектив напрочь лишен хроматических аберраций. Обычно, длиннофокусные линзовые объективы самого высокого качества имеют легкие ХА, МС 3М-5СА — не имеет их вовсе. Отсутствие ХА связано с зеркально-менисковой конструкцией объектива. У объектива необычное боке — все светящиеся точки в зоне нерезкости преобразуются в бублики и кольца — это особенность зеркально-менискового объектива. Многим людями такой тип боке не нравится, в любом случае, картинка смотрится необычно.

Боке на МС ЗМ-5СА

Примеры фотографий на МС 3М-5СА. Все фотографии сделаны на Nikon D200, без обработки. Конвертации из RAW в JPEG с автоуровнями, уменьшен размер до 1600*1200 и добавлен водяной знак с параметрами EXIF. Я таки добавил автоуровни, так как сырой RAW имеет довольно малый контраст.

Личные впечатления:
Снимать с рук объективом МС 3М-5СА на камере Nikon D200 без смаза у меня получается на выдержке не ниже 1/100 секунды. Советую снимать не ниже, чем на 1/500. Как избежать смазывания, написано в статье как Снимать с Рук. Из-за маленькой диафрагмы и необходимости короткой выдержки при съемке с рук, даже в солнечный день придется подымать ИСО. Пасмурным днем мне приходилось снимать на ИСО 1600 и выдержкой порядка 1/320.

Фотография на объектив МС ЗМ-5СА

Для чего можно использовать такой объектив?
Объективом можно незаметно снимать пугливых зверей, удаленные объекты и т.д.. На самом деле объектив не такой уж и большОй, Таир-3 намного больше, чем МС 3М-5СА. Любителям снимать исподтишка, МС 3М-5СА придется по вкусу. На камере объектив смотрится довольно прилично и внушительно, очень привлекает к себе зеркало, которое находится посередине переднего мениска — это довольно странно для обычного линзового объектива. У МС 3М-5А и 3М-5СА есть еще братья — это 3М-4А, ЗМ-6А, с F6,3 и 500мм. ЗМ-6А более светосильный в 1.6 раза (2/3 стопа) за 3М-5А.

Фотография на МС ЗМ-5СА


Каталог современных объективов марки 'Zenitar' и 'Helios' можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.


Вывод:
3М-5СА отличный супер длиннофокусный объектив. Картинка 3М-5СА обладает полным отсутствием хроматических аберраций. Наводка на резкость плавная. У объектива слабый контраст и снимать без штатива довольно сложно. Всем любителям фото охоты — рекомендую.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Обзор Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm. Супер-телефото объектив весом 300 грамм

За предоставленный объектив Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm (с байонетом Nikon F) огромная благодарность Александру Шокуру. Кстати, Александр уже присылал мне на обзор не менее легендарный Polo D3000.

Samyang 500mm f/8.0 Mirror на фотоаппарате Nikon D3200

Навигация по обзору:

  1. Вкратце
  2. Основные технические характеристики
  3. Сборка
  4. Фокусировка
  5. Диафрагма
  6. Качество изображения
  7. Примеры фотографий
  8. Цены/где купить
  9. Мой личный опыт работы с объективом
  10. Итоги
  11. Комментарии пользователей
  12. Добавить свой отзыв или вопрос по объективу

Вкратце

Samyang 500mm f/8.0 Mirror — супер дешевый, супер легкий супер-телефото объектив с ручной фокусировкой. Особенностью объектива является его зеркально-линзовая оптическая схема, которая не позволяет изменять диафрагму и формирует характерное ‘бубликовое’ боке. Качество изображения очень слабое. Если утрировать — то объектив для ‘попробовать снять птичек, луну, а потом выбросить или продать.’

В первую очередь Samyang 500mm f/8.0 Mirror предназначен для съемки удаленных объектов и фотоохоты на птичек и зверушек.  В видоискателе он очень сильно приближает снимаемые объекты.

Samyang 500mm f/8.0 Mirror

Основные технические характеристики Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm:

Название экземпляра из обзора Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm ⌀72 No.903910
Основные свойства
  • Объектив подходит для полноформатных камер, в данном случае для камер Nikon FX
  • Mirror Lens — Зеркально-линзовый, или катодиоптрический тип объектива
  • MC (Multi Coated) — мультипросветление оптики
  • T/T2 universal mounts — система сменных байонетов ‘T/T2’ для простой и быстрой смены байонета объектива
  • Macro — возможность псевдо-макросъемки
  • Только ручная фокусировка
  • Нерегулируемая диафрагма, зафиксированная на значении F/8.0
  • Светофильтры, вкручивающиеся возле задней линзы объектива (rear-mount filters)
  • Небольшой вес и размеры
  • Набор светофильтров и мягкий чехол в комплекте поставки
  • возможность превращения в подзорную трубу с помощью специальной насадки
  • ‘бублики’ в боке
  • Возможность использования 2Х телеконвертера Samyang
  • Боль, ужасная боль в глазах, при просмотре отснятого материала
Диаметр переднего фильтра 72 мм
Диаметр заднего (со стороны байонета) фильтра 30.5 мм (В обзоре использовался светофильтр SKY-LIGHT 1A M30.5 KM-500)
Фокусное расстояние 500 мм, ЭФР для камер Nikon DX составляет 750 мм, ЭФР для камер Nikon CX (Nikon 1) составляет 1350 мм.
Кратность зума 1 Х (это фикс объектив, он не имеет зума).
Разработан для полноформатных пленочных камер разных систем
Количество лепестков диафрагмы 0 (ноль), без механизма управления диафрагмой
Метки шкала дистанции фокусировки в метрах и футах. Шкала ‘Macro’, которая показывает коэффициент максимального увеличения, имеются значения 1:4.3, 1:3.7, 1:3.3, 1:3.0, 1:2.7
Диафрагма без механизма управления диафрагмой, всегда установлено значение F/8 (по факту, число T, отвечающее за светосилу, находится на уровне T 11)
МДФ 1.72 м, максимальный коэффициент увеличения 1:2.7.
Вес 320 г (советский МС 3М-5СА F8 500mm весит приблизительно 2 раза больше)
Оптическая схема 7 элементов в 6 группах

Изображение оптической схемы кликабельно

Бленда не идет в комплекте поставки, объектив может использовать бленду, которая вкручивается в резьбу переднего светофильтра
Страна изготовитель LENS MADE IN KOREA (объектив изготовлен в Корее)
Период производства Приблизительно с 2009 года по наше время (как минимум — до весны 2016 года)
Цена посмотреть реальные цены на Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm в популярных интернет-магазинах, а также купить этот объектив можно по этой ссылке.

Обратите внимание, что объектив выпускался/выпускается и под другими именами/брендами: Vivitar, Bower, Rokinon, Walimex, Phoenix, PRO-Optic, Opteka, а также может быть установлен на камеры Micro 4/3, Samsung NX, Olympus 4/3, Pentax K-mount, Sony/Minolta A-mount, Nikon F-mount, Canon EOS EF-mount, Fujica, Konica, Contax с помощью специального переходника, который идет вместе с комплектом поставки. Нужные или дополнительные переходники можно купить и отдельно, правда, в странах СНГ их поиск вызовет определенные трудности.

Линейка зеркально-линзовых объективов Samyang

(названия написаны согласно меткам на корпусе объектива)

Samyang 500mm f/8.0 Mirror

Сборка

Samyang 500mm f/8.0 Mirror собран хорошо, но как-то грубо, без какого-либо изящества. Объективы с таким грубым дизайном делали 30 лет назад, и для современного объектива это довольно странно. Корпус объектива состоит из сплава металлов, кольцо фокусировки очень широкое, прорезиненное. Samyang 500mm f/8.0 Mirror производится в Корее (нет, не в Северной).

В комплекте с объективом идет несколько светофильтров: Normal (IA Skylight), ND 2x, ND4x. Опционально можно докупить оригинальные цветные светофильтры Y52 (Yellow), O56 (Orange) и R60 (red). Эти светофильтры устанавливаются со стороны байонета, возле задней линзы. Такой метод установки светофильтров характерен для многих длиннофокусных объективов. Также, можно использовать обычные светофильтры, которые вкручиваются в резьбу возле передней линзы и имеют диаметр 72 мм. Для обзора я использовал задний нейтральный/нормальный светофильтр SKY-LIGHT 1A M30.5 KM-500 и передний зищитный светофильтр Extra digital 72mm.

Я нигде не смог найти информацию, нужно ли обязательно устанавливать в резьбу под задние светофильтры какой-нибудь светофильтр. То есть, не понятно, входит ли светофильтр в оптическую схему объектива, например, как это происходит с объективом Nikon 300/4 AF. Могу предположить, что Samyang 500mm f/8.0 Mirror все же лучше использовать без каких-либо светофильтров.

Samyang 500mm f/8.0 Mirror

Фокусировка

Фокусировка плавная, без рывков или проскальзываний, с приятным ‘масляным’ ходом кольца фокусировки. Кольцо фокусировки вращается приблизительно на 200 градусов, из-за того, что объектив имеет большой диаметр, наводиться на резкость достаточно удобно, но очень сложно. Во время фокусировки передняя часть корпуса объектива, вместе с резьбой под светофильтры — вращается, а оправа корпуса (хобот объектива) выезжает вперед. К сожалению, объектив не имеет хард-стопа для быстрой наводки на резкость — кольцо фокусировки имеет большой ‘перелет бесконечности’, который связан с температурными ограничениями корпуса.

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 1.72 метра, что позволяет снимать с максимальным увеличением 1:2.7, что очень и очень неплохо для такого объектива. Samyang 500mm f/8.0 Mirror имеет шкалу дистанции фокусировки в метрах и футах, а также шкалу с указанием кратности увеличения для ‘Macro’.

Некоторые ресурсы и пользователи ошибочно добавляют в имя объектива приставку ‘IF’ (пример), обозначающую наличие внутренней фокусировки. Такой приставки нет ни на корпусе объектива, ни на его коробке, а ее дописывание —  обман. Возможно и такое, что Samyang под данной аббревиатурой подразумевает что-то другое. Один Бог знает, что на уме у этих корейцев.

В инструкции к большинству фотоаппаратов Nikon указан порог максимального относительного отверстия объектива, с которым будет доступна функция ‘электронный дальномер’, которая помогает ручной наводке на резкость. Электронный дальномер указывает в какую сторону нужно вращать кольцо фокусировки для быстрой и точной наводки на резкость, а также дает подтверждение о точной наводке на резкость с помощью зеленой точки в нижнем левом углу ОВИ. Когда точка загорается и постоянно горит — наводка на резкость выполнена правильно. Большинство фотоаппаратов Nikon рассчитано только на работу с объективами не темнее F/5.6. Например, электронный дальномер  камер Nikon D700 и Nikon D3200, с помощью которых делались тестовые снимки, не может корректно подсказать мне о точной наводке на резкость.

Список фотоаппаратов Nikon, датчики фокусировки которых позволяют корректно работать электронному дальномеру с оптикой с F/8 можно найти здесь. Больше информации про фокусировку и замер экспозиции с мануальными объективами и фотоаппаратами Nikon найдете здесь.

Samyang 500mm f/8.0 Mirror на фотоаппарате Nikon D3200

Диафрагма

Объектив не имеет возможности управлять диафрагмой. Съемка всегда происходит на значении F/8. Из-за этого получаются определенные особенности и сложности:

  • контроль за экспозицией усложняется. Контролировать экспозицию без изменения диафрагмы приходиться с помощью манипуляций с ISO, выдержкой, светофильтрами и мощностью дополнительного освещения;
  • ГРИП контролируется только дистанцией фокусировки, ее нельзя принудительно увеличить или уменьшить посредством диафрагмирования;
  • нельзя принудительно (посредством закрытия диафрагмы) улучшить качество изображения, в особенности это касается резкости и контраста. Объектив всегда ‘снимает одинаково’;
  • очень сложно фокусироваться при плохом освещении, даже режим Live View слабо помогает.

Скорее всего реальная светосила у данного объектива куда ниже, нежели F/8. Такое ощущение, что T-stop (мера реальной светосилы) эквивалентен T 10 — T 13.

Samyang 500mm f/8.0 Mirror

Качество изображения

С качеством изображения все очень плохо. Очень слабая резкость. Очень слабый контраст, используемое мультипросветление никак не помогает объективу. Есть хроматические аберрации, которых, в принципе, данный тип объективов должен быть напрочь лишен, но видимо, при его создании что-то пошло не так.

В такой ситуации я должен обязательно дописать спойлер: ‘возможно на обзоре у меня побывал неудачный экземпляр, найденный на ближайшей мусорке.’

Samyang 500mm f/8.0 Mirror

Примеры фотографий

Все примеры фотографий были сняты на камеры Nikon D700 и Nikon D3200 с переходником T2/Ai, в галерее показаны снимки без обработки, только изменены размер для быстрого просмотра и впечатанные данные из EXIF модуля. Снимки были сделаны без переднего и заднего светофильтров.

Исходные файлы в формате RAW (‘.NEF’) можно скачать по этой ссылке (21 файл, 415 МБ).

Мультиросветление оптики Samyang 500mm f/8.0 Mirror

Цены/где купить

Samyang 500mm f/8.0 Mirror продают новым по 100 у.е., в б.у. варианте объектив можно найти по цене в 50 у.е. Посмотреть реальные цены на объектив в популярных интернет-магазинах, а также купить этот объектив можно по этой ссылке. Используя ссылки с Радоживы на сайты magazilla.ru или m.ua Вы помогаете существовать моему проекту.

Виджет от SocialMart

Мой опыт

Как говорила моя бабушка: ‘купить, покрасить, выбросить’.

Если бы объектив давал качество изображения сравнимое хотя бы с советским МС 3М-5СА F8 500mm, то над его покупкой можно было бы серьезно подумать. Всего 320 грамм, небольшие размеры и низкая стоимость при 500 мм фокусного расстояния — это очень заманчивое предложение.

С супердлиннофокусными объективами золотое правило не работает. Для съемки с рук желательно использовать выдержки короче 1/1600 секунды.

Размеры двух объективов. Причем Samyang 500mm f/8.0 Mirror в 2 раза длиннее по фокусному расстоянию и намного короче в физических размерах перед SIGMA 18-200mm 1:3.5-6.3 DC OS HSM MACRO | C (Contemporary)

Итоги

Samyang 500mm f/8.0 Mirror — очень легкий, компактный и дешевый мануальный телеобъектив зеркального-лизнового типа. Хорошо собран, прост в установке на большинство современных фотоаппаратов. К сожалению, его качество изображения находится на очень низком уровне. Не рекомендую. Подумайте 100 раз перед тем, как покупать данный объектив.

Поделитесь обзором с другими. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Зеркально-линзовый объектив «МС РУБИНАР- 8/500 МАКРО»

С момента изобретения зеркально-линзовых систем Д.Д.Максутовым (Государственная премия, 1941 год) прошло уже больше 60 лет. И дело его живет и побеждает. На смену легендарному МТО пришел РУБИНАР, выпускаемый Лыткаринским заводом оптического стекла ОАО ЛЗОС.

Отмечу, что сайт завода интересен не только каталогом продукции, но и очень неплохой обзорной статьей по терминам, относящимся к оптическому стеклу

Объективы МТО отличались жесткими допусками на центровку. Объективы РУБИНАР имеют аналогичную оптическую схему, а в конструкцию внесены некоторые изменения: раньше зеркало наносилось на обратную сторону передней линзы-мениска, теперь оно крепится на «пробке» в отверстии в центре мениска. Хотя, вероятно, допуски остались прежними, однако изменения в технологии изготовления позволили получить объектив с разрешением 50 пар линий /мм, что на 10 линий /мм больше, чем у МТО или ЗМ — 5 СА, и при очень умеренной цене (около 100$).

Рассматриваемый нами объектив состоит из трех основных компонентов: афокального мениска, сохраняющего параллельность выходящего луча входящему и удобного для устранения сферической аберрации; зеркальной системы и компенсатора, корригирующего кому и кривизну поверхности изображения. В объективах хорошо исправлена хроматическая аберрация. Фокусировка зеркально-линзовых объективов осуществляется перемещением мениска с закрепленным на нем зеркалом относительно неподвижного зеркала и склеенной линзы. Такой способ фокусировки позволяет переходить при съемке от бесконечности к коротким дистанциям при весьма малых перемещениях мениска.

Зеркально-линзовые, или катодиоптрические системы (от. греч. катооптрон — зеркало, диоптрон — линза) — системы, включающие зеркальные и преломляющие поверхности.

Мениск

в оптике — выпукло-вогнутая (или вогнуто-выпуклая) линза, ограниченная двумя сферическими поверхностями.

Менисковые системы — разновидность оптических зеркально-линзовых систем, в которых перед сферическим зеркалом устанавливается один или несколько ахроматических менисков. Изобретены в 1941 одновременно и независимо друг от друга Д. Д. Максутовым и Д. Габором. В таких системах используются менисковые линзы с мало отличающимися радиусами кривизны поверхностей. Эти линзы являются компенсаторами, т. е. мало влияют на общий ход лучей, но заметно изменяют аберрации оптических систем.

Основное применение подобных систем — это астрономия. Крупнейшие в мире максутовские телескопы (диаметр мениска 70 см) установлены в Абастуманской астрофизической обсерватории (Грузия) и в обсерватории Серро-Робле (Чили). Однако зеркально-линзовые объективы неплохо себя зарекомендовали и в фотографии. Ниже на нескольких примерах я постараюсь показать возможности МС РУБИНАР 8/500 при работе совместно с цифровой камерой Canon EOS D60 и Casio QV4000. Canon D60 + ТК-2 + МС РУБИНАР — 8/500

Особенность зеркально-линзовых объективов состоит в том, что они имеют одну фиксированную диафрагму. По сравнению с линзовыми объективами при одном и том же отверстии эти объективы имеют большие диаметры. Для регулировки светового потока применяются нейтральные фильтры разной плотности. В комплекте с рассматриваемым объективом поставляется нейтральный светофильтр Н-4х (резьба 77×0,75) и оранжевый О-2,8х, в комплект также входит бленда. Есть и более светосильные зеркально-линзовые объективы, однако данный примечателен тем, что его толщина не вступает в конфликт с выступом на корпусе камеры, в который спрятана вспышка. В тестировании принимал участие объектив с резьбой М42 (выпускаются и объективы с байонетом К). К аппарату Canon EOS D60 объектив крепился с помощью переходного кольца фирмы Поиск-Фото. Как показали съемки миры, у объектива практически отсутствуют хроматические аберрации. Разрешение тоже выше всяких похвал и, вероятно, в данной системе лимитируется матрицей. Однако наблюдается большой коэффициент светорассеяния, что приводит к пониженному контрасту изображения. Впрочем, учитывая 16-битное представление изображения в камере Canon и возможность последующего редактирования, этот недостаток нельзя считать очень существенным.

край кадра центр кадра
Ширина фрагментов примерно соответствует 1 мм матрицы камеры Canon D60. Снимки сделаны с расстояния 20 м. Количество пар линий в рядах сверху вниз, соответственно, 40; 20; 10; 4.

Угловое поле объектива около 5 градусов для кадра 24×36 мм. Учитывая, что размеры матрицы меньше, чем пленки, изображение, снятое этим объективом на цифровую камеру, будет выглядеть, как снятое объективом с фокусным расстоянием 750 мм на пленочную. Если добавить в оптическую систему еще и телеконвертер ТК-2 или ТКЛ-2, то угол поля зрения будет соответствовать объективам с фокусным расстоянием 1500 мм для камер, рассчитанных на 35 мм пленку. Оптическая схема телеконвертера ТК-2

С такой оптической системой диаметр луны на снимке будет составлять 1150 пикселей. В статье приведен снимок луны, сделанный без телеконвертера, снимок же, сделанный с телеконвертером ТК-2 (производства Харьковского завода точного приборостроения), можно посмотреть здесь (83 КБ).
Canon D60 + МС РУБИНАР — 8/500

Фотоаппарат с этим объективом представляет собой неплохое фоторужье, хотя, конечно, птичек влет не поснимаешь. Аппарат необходимо установить на штатив, а чтобы добиться приемлемой резкости, фокусировка должна быть очень точной. Как показывает расчет глубины резкости (программу расчета можно найти здесь), при расстоянии до объекта 10 м глубина резко изображаемого пространства составит всего 10 см. Canon D60 + МС РУБИНАР — 8/500
Уменьшенный фрагмент; чтобы увидеть весь кадр, щелкните по фото мышью. Размер файла 267 КБ.

Птичек влет приходится щелкать существенно более короткофокусной оптикой, но зато автофокус позволяет получить резкое изображение в тот короткий момент, когда чайка оказалась непосредственно над вами. Приведенное фото сделано объективом Soligor с фокусным расстоянием 210 мм. Приведена, хоть и большая, но миниатюра кадра; весь кадр можно увидеть, щелкнув по ней мышью.
Canon D60 + Soligor — 2,8/210
Уменьшенный фрагмент; чтобы увидеть весь кадр, щелкните по фото мышью. Размер файла 65 КБ.

При столь маленькой глубине резкости значительная часть кадра может оказаться нерезкой. Вопросу о резкости изображения в последнее время уделяется довольно много внимания, появился даже специальный термин Бо-Кё. Предполагается, что иногда нерезкая часть изображения способна испортить впечатление даже от выдающегося сюжета. Считается, что «хорошая нерезкость» — это та, где энергетические диаграммы пятен рассеяния оптической системы имеют высокий пик в центре, равномерно сходящий на нет к краям пятна. В силу оптической конструкции зеркально-линзового объектива энергетическая диаграмма пятна рассеяния имеет спад в центре. Поэтому нерезкие точечные источники света будут изображаться в виде колец. Нерезкие тонкие линии будут раздваиваться. В общем случае, это, конечно, недостаток. Но иногда изображение получается несколько неожиданным и достаточно приятным. Canon D60 + МС РУБИНАР — 8/500

Добавив к объективу окуляр, мы сможем использовать его как телескоп или, как было показано в статье «Труба Кеплера», снимать с его помощью камерами, имеющими несъемные объективы.
Casio QV4000+ Гелиос 44 + МС РУБИНАР — 8/500

На следующих иллюстрациях приведен фрагмент кадра с изображением пня, снятого с одной точки камерой Casio QV4000 с телескопическрой системой, состоящей из объективов Гелиос 44 и МС Рубинар-8/500; камерой Canon D60 с объективом МС Рубинар 8/500; и камерой Canon D60 с телеконвертером ТК-2 и объективом МС Рубинар 8/500.
Casio QV4000+ Гелиос 44 + МС РУБИНАР — 8/500 (фрагмент)


Canon D60 + МС РУБИНАР — 8/500


Canon D60 + ТК-2 + МС РУБИНАР — 8/500

www.ixbt.com

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о