Андре кертеш: Страница не найдена
Андре Кертеш (Andre Kertesz)
Андре Кертеш Andre Kertesz Я снимаю так, как ощущаю. Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть. (с) Андре Кертеш.
Еврей — по крови, венгр по рождению, француз по состоянию души, американец по стилю жизни. Фотограф с мировым именем, и даже больше. Его известность перешагнула пределы планеты Земля и покорила Вселенную. Его именем назван кратер на Меркурии. Классик среди классиков, заслуживший уважение как основоположник сюрреализма в фотографии. Первый в истории фотоискусства мастер, удостоившийся права персональной выставки в Париже. Фотограф-эмигрант, заставивший уверовать Америку в то, что фотография это не ремесло и попытка подделать отражение под живопись, а искусство. Америка сначала сама поверила в то, что фотография это искусство, а затем сумела убедить в этом весь мир. И уже за великое разнообразие направлений в исследовании возможностей этого вида искусства и глубокое влияние, которое он оказал на многих крупных фотографов, назван Колумбом фотографии ХХ века.
И все же для миллионов его современников и потомков его имя так и осталось неизвестным и до конца неоткрытым, одним из многих, среди других, в пестрой истории фотографии века ушедшего, и не более. Так кто же он известный-неизвестный Андре Кертеш? Откуда пришел и как становился этот величайший мастер фотографии, прозванный современниками венгерским фото-Паганини? Однозначно указать национальность Андре Кертеша не возьмет на себя смелость, наверное, ни один искусствовед или исследователь жизни и творчества фотографа. Отец Липот Кертеш еврей, мать Эрнестина Хоффман наполовину венгерка, наполовину цыганка.
Веселый, общительный и любознательный Банди, так называли друзья Андре Кертеша в детстве, находил общий язык со всеми своими сверстниками, не разделяя их по национальной принадлежности. Поэтому среди друзей у него было и много соседских детей-цыганчат, с которыми он проводил все свое свободное время. И, скорее всего, именно свободолюбивая кровь его далеких предков не давала ему усидеть на месте, и в дальнейшем гнала его в поисках лучшей жизни из страны в страну, из континента на континент. Но все это было гораздо позже, а 2 июля 1894 года в Будапеште в небогатой семье книготорговца Липота Кертеша родился мальчик, которого родители назвали Андором. Он был средним ребенком в семье, кроме него, у родителей было еще два сына: старший Имре и младший Юджин.
Более-менее безбедное существование семьи Кертешов прервалось в 1908 году. Именно в этом году от туберкулеза умирает глава семейства, Кертеш-старший. Заботу об их осиротевшей семье взял на себя дядя по материнской линии. Он приютил вдову с мальчиками в своем имении в местечке Жигетбекс на острове Чепель и, на протяжении долгого времени, помогал племянникам в получении образования.
Еще при жизни отца старший брат Андора Имре закончил Академию торговли и с 1907 года работал биржевым клерком на Фондовой Бирже. Желая лучшей жизни и своему среднему сыну, Липот Кертеш оплачивает обучение Андора в той же Академии Торговли еще до своей кончины. Но служба биржевым клерком на Будапештской Фондовой Бирже, куда он поступил, получив диплом по окончании Академии, абсолютно не прельщала восемнадцатилетнего Андора. В отличие от своего старшего брата его не интересует нудная и однообразная карьера финансиста.
Работа стоящая, как убеждали в семье, но совешенно нежеланная, если не ненавистная, в его понимании. Мечущаяся и жаждущая творчества и свободы натура искала выхода.
Кто знает, что именно впервые привело юного Андорра в мансарду старого дома, имения его дяди, где они в это время проживали с мамой и братьями. Возможно Провидение, а, возможно, и Злой Рок. Возможно, это было желание спрятаться от непонимания родных и близких. А, возможно, было очередной попыткой наедине с самим собой понять, чего он, все-таки, хочет от жизни.
Но, что бы то ни было первопричиной его визита на чердак, именно там ему на глаза попадаются старые иллюстрированные журналы и открытки, и, перебирая их, разглядывая и соприкасаясь, юноша до глубины души поражается открывшейся ему красотой находки. Быть может, именно тогда он понял, что фотография, это тоже искусство. Потому, что она также как картины и музыка, является творением рук человеческих, несет в себе прекрасное и неповторимое, заставляет думать, сопереживать, восхищаться. Эту уверенность он пронес через всю свою жизнь и творчество, приобщая к своей вере коллег, последователей и все свое окружение. Кроме журналов и открыток, там же, на мансарде старого особняка, Андор находит полное руководство по фотографии, изучением которого он увлекся не менее, нежели самими иллюстрациями. И, скорее всего, именно тогда, на чердаке, он и решил связать свою жизнь с этим новым для себя и всего тогдашнего мира видом искусства фотографией.
И, как ни странно, именно тут ненавистная работа биржекого клерка приносит ему пользу. На свою первую зарплату в 1913 году Андре покупает свой первый фотоаппарат ICA Bebe, и с одержимостью новообращенного все свободное время уделяет новому хобби фотографии и фотосъемке. Именно покупкой камеры Андор Кертеш навсегда изменил свою судьбу.
А первая подпись к самой первой фотографии, определит судьбу будущего великого фотографа, с нее начинает свой отсчет биография Великого Мастера Андре Кертеша. В дальнейшем он не оставил этой практики подписывать фотоснимки, а подробные аннотации к фотоработам являлись отличительной чертой Кертеша.Уже тогда, в далеком 1913 году, в своем дневнике, никому неизвестный мальчишка по прозвищу Банди, сделает такую запись: отпечаток крохотный, но четкий, но, не смотря на это, я мог бы смотреть на него до бесконечности. Позже он всегда указывал, где и при каких условиях был сделан тот или иной снимок, делал краткие замечания и комментарии. Это помогло глубже понять и оценить творчество фотографа.
Совсем не легким и не простым было для молодого Кертеша восхождение на вершину славы фотографического искусства. Получить работу фотографа в то время в родном Будапеште, было на грани фантастики, и юноша постоянно пребывал в поисках работы. Семья, не скрывая, постоянно выражала ему свое недовольство.
Непонимание и неприятие семьей его страстного увлечения фотографией, безуспешные поиски работы по специальности, в угоду семейным традициям все это находилось на одной чаше судьбоносных весов. На другую, он мог смело положить успешное участие в фото-конкурсах, знакомство с представителями венгерских художественных кругов, впитывание в себя культурных традиций.
Здесь следует отметить, что Венгрия в начале ХХ века вообще дала Европе целое созвездие известных личностей. Венгерские ученые изобрели голограмму и участвовали в создании первой водородной бомбы. Венгерские футболисты опрокинули веру в непобедимость Альбиона. И фотожурналистику открыли миру именно венгерские фотографы: Брассаи, певец парижских трущоб, идеолог Баухауса Ласло Мохоли-Наги, Мартин Мункачи, творец концепции фоторепортажа.
И, конечно же, Андре Кертеш.Благодаря близкому знакомству и дружбе со многими выдающимися людьми того времени у него произошло формирование собственного эстетического вкуса и неподвластных никому воззрений. Позже это будет сформулировано в лаконичном наставлении начинающим фотографам: Упрощайте, упрощайте, упрощайте.
Но всех этих наставлений могло бы и не быть. Ведь еще неизвестно, какая именно из чаш в тот период перевесила бы. Семейные традиции были тогда очень сильны, да и работа на фондовой бирже, была предсмертной волей отца, которого Андор очень любил и уважал. Но, как раз, в это время Европу охватил пожар Первой мировой войны. И будучи молодым человеком призывного возраста, в возрасте двадцати лет Кертеш уходит на фронт солдатом австро-венгерской армии. Уже с фронта, он попросит младшего брата Юджина, выслать ему фотоаппарат. Снимки, сделанные в то время, молодой Андор называл фотографическими дневниками войны. Он фотографирует своих однополчан товарищей по оружию, сельских жителей, сельскую местность.
В 1915 году его служба в действующей армии прерывается тяжелым ранением в ногу. Долгих 9 месяцев Кертеш проведет в госпитале. Но для полного выздоровления и скорейшей реабилитации ноги, врачи предписывают ему в течение последующих нескольких месяцев заниматься плаванием. В один из дней, у бассейна, Кертеш сфотографировал ныряющего в воду пловца. Эта фотография, датированная 1917 годом, стала его первым пробным, но вполне удачным и дальновидным шагом на пути к целому циклу под названием дисторсия (от лат. искривление).
Но даже эти удачные снимки не могли прояснить будущее для самого Кертеша. Он все еще пребывал на жизненном распутье. Поэтому, по окончании войны, ничего другого ему не остается, как по настоянию родных, вернуться к прежней работе на ненавистную ему Фондовую Биржу в Будапеште. При этом, он, по прежнему, не может расстаться со своим увлечением, которое из простого хобби переросло в жизненную необходимость. Он, все так же, не разлучается со своей первой Икой. И, с любовью снимает свой родной город, питая особую страсть к руинам, заброшенным зданиям, улицам, срифмованным тусклым светом фонарей все ту же оголенность, которая так поразила во время войны.
Эти его работы были замечены и достойно оценены мастерами и профессионалами того времени. В 1922 Андор Кертеш получает грант от Венгерской Ассоциации Фотографов и отправляется на учебу в Париж. Понимая, что оставаясь в Будапеште, он не сможет расти и совершенствоваться как мастер, и какой-либо выдающейся карьеры фотожурналиста не достигнет, в 1925 он переезжает в Париж, как ему тогда казалось, насовсем. Этим переездом Кертеш подводит черту под своим Венгерским периодом творчества и первой главой своей творческой биографии.
Из ранних произведений того времени, в которую вошли вполне ясные по формулировке и элегантные по исполнению фотографии, им была составлена книга Венгерские воспоминания, имевшая особое личностное значение. Въезжая в новый период своей жизни он взял с собой лишь неразлучную камеру и пастушью флейту, подаренную ему отцом еще в детстве. Именно эти два предмета никогда не покидали своего хозяина до самых последних дней жизни.
Перевернув очередную, исписанную страницу своей биографии, Кертеш бесстрашно окунается в жизнь с чистого листа. Так начинается новый период и жизни и творчества Парижский.
В Париже к Кертешу приходит слава и новое имя. Венгерский Андор Кертес становится французским Андре Кертешом. Именно Париж приносит ему дружбу со многими художниками, писателями и кинорежиссерами авангарда. Молодой, но подающий надежды фотограф становится буквально фотолетописцем жизни парижской богемы 1920-х и 30-х годов. Прошло совсем немного времени и его снимки появляются в ведущих газетах Европы. Он сотрудничает с такими серьезными изданиями, как The Times, Frankfurter Illustrierte, Berliner Illustrierte, Nationale de Fiorenza, Sourire, UHU, Art et Medicine. Все больше и больше редакторов новых иллюстрированных журналов предлагают ему сотрудничество. Всевозрастающая слава приносит ему и неплохой доход. Первые заработки всего в 25 франков за снимок были забыты.
Новая жизнь и новый стиль работы нуждались и в техническом обновлении. Поскольку его журналистский стиль требовал моментальной реакции и оперативности, в 1928 он приобрел одну из первых Леек. Тогдашнее чудо фототехники, легкая компактная лейка больше подходила Кертешу для осуществления сформулированной им самим задачи суметь увидеть в сотую долю секунды то, что обычные люди не замечают.
Его фотографии, сделанные 35-мм камерой, отличает выверенная композиция и акцентирование центрального персонажа или объекта (Слепой музыкант). Среди близких парижских друзей, которые неоднократно оказывались перед объективом его фотокамеры, были всемирно известные люди Пит Мондриан, Фернан Леже, Колетт, Марк Шагал, Вламинк, Александр Колдер, Сергей Эйзенштейн. В их портретах, как, впрочем, и во всех других портретах, сделанных Кертешем, с особой убедительностью явлены четкость графики, изыск ракурса, столь дорогие мастеру.
А, уже в 1927 году в небольшой авангардной галерее на Sacre du Printemps (Весна священная), названной в честь дягилевского балета на музыку Стравинского, открывается его первая персональная выставка, где и были представлены портреты всех этих выдающихся людей. Та выставка была так же одной из первых персональных выставок в мире. При всем при этом она была очень тепло принята, как и фотографии Кертеша, показанные на следующий год на Первом независимом фотографическом салоне. После нее, с подачи модных и влиятельных критиков, Кертеш получает приглашение принять участие в крупном парижском фотосалоне. С этого момента его карьера стремительно поднимается вверх. Кертеш стал одним из ведущих сотрудников журнала Вю (Vu), который начал выходить в 1928, и Искусство и медицина (Art et Medicine), появившегося в 1930. Кроме того, он публиковался во многих других ведущих иллюстрированных журналах Европы.
В 1928 году Андре Кертеш встречает своего земляка Дьюлу Халас, больше известного под псевдонимом Брассай. Тот годом раньше и из тех же соображений, что и Андре, переехал в Париж. И, несмотря на то, что имел отличное художественное образование, работал журналистом, не понимая всей прелести фотографического снимка. Кертешу удастся сломать это предвзятое отношение земляка к фотографии, а после того как Брассай увидит отпечатки своих первых снимков ночного Парижа, он буквально влюбится в фотографию. Огромное влияние Андре Кертеш также оказал и на Анри Картье-Брессона, на одного из самых известных в мире фотографов ХХ века.
Что бы мы ни делали, он всегда будет первым! воскликнул Картье-Брессон, увидав Вилку (1928) созданный Кертешем концептуальный шедевр. На фото металлическая вилка отдыхает на краю белого фарфорового блюдца. А четкая тень удваивает предмет, придавая ему совершенство геометрической абстракции. Невозможно с точностью объяснить воздействие этого снимка. Он реалистичен, предельно прост, в своей первозданности и одновременно непостижим.
В это время не только в творчестве фотографа происходили изменения. Изменения претерпела и его личная жизнь. В конце 20-х годов Андре Кертеш тайком от семьи и друзей женится на Розе Клейн, которая занималась портретной съемкой. Но их брак, к счастью, или, к сожалению, продлился не долго, и вскоре был расторгнут. Впоследствии, на протяжении всей своей жизни, Кертеш никогда о нем не будет вспоминать, в отличии, от своего второго брака.
В 1930 году, по семейным обстоятельствам, Кертешу на некоторое время необходимо было вернуться домой, в Будапешт. Там он встретит любовь всей своей жизни Элизабет Сали, с которой вместе и возвратится в Париж. Родные не приветствовали этого союза. И семья Кертеша и семья Элизабет были категорически против их брака, но это не стало для молодых помехой. 17 июля 1933 года, в Париже они зарегистрируют свои отношения, и уже до конца жизни не расстанутся.
Но не только бракосочетанием был ознаменован этот год для Кертеша. Во многом другом 1933 год был также важным и насыщенным для фотографа. Трагические и триумфальные события туго сплелись в один клубок. Смерть матери Эрнестины Хоффман. Съемка двух фотосерий Франкфурт и Берлин для двух одноименных журналов. В этом же году выйдет из печати его первая книга Enfants (дети), посвященная его семье. Все в том же 1933 он снимет легендарную серию ню Искажения, а в 1934 выпустит альбом Париж глазами Андре Кертеша.
После всех этих публикаций и работ, его признают всемирно известным мастером фотографии. Его по очереди ангажируют Vogue , Harpers Bazaar , Look и др. Коллекции музеев актуального искусства пополняются его работами. Стиль его работ, ставший характерным для Парижского периода творчества, в последствии, переняли многие репортеры. Кертешем, в очередной раз, была разработана собственная техника предварительного построения композиции. Она заключалось в том, чтобы заранее выбрать место в кадре, где должен был появиться нужный объект, и в тот момент, когда он там оказывался, фотограф нажимал на спуск.
Я не подстраиваюсь и не просчитываю, я наблюдаю какую-то сцену и знаю, что в ней и есть совершенство, даже если мне следует отойти, чтобы получить нужный свет. В моей работе доминирует мгновение. Я снимаю так, как ощущаю. Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть Андре Кертеш.
Женитьба, принесшая так много изменений в жизнь Андре, неумолимо изменяет и его самого. После женитьбы Кертеш большую часть времени уделяет своей семье и жене. И все меньше и меньше проводит его с друзьями. Практически на нет сходят все его посещения творческого бомонда. Ему становится тесно уже и в Париже. Он понимал, что многим обязан этому городу, в котором он раскрылся как фотограф.
В последствии, Кертеш будет очень сожалеть о принятом решении покинуть Париж, город, ставший для него поистине любимым и родным. Но тогда, ему хотелось покорять новые вершины, изведать неизведанное, понять непонятное. В 1936 году он, с согласия Элизабет, примет предложение американского агентства Keystone Studios, и семья, покинув Францию, уедет в США. Так был окончен второй, Парижский период жизни и творчества Андре Кертеша. И опять же он закрывает его безоглядно и безбоязненно, ведь там, за горизонтом его ждет новая жизнь, новые возможности и новые фотографии.
С переездом в Нью-Йорк начинается американский период его карьеры. Но совсем не ласковой оказалась новая страна по отношению к фотографу. Увы, Нью-Йорк встретил фотографа, уже прославившегося на старом континенте, мягко говоря, неприязненно. Здесь Кертешу пришлось начинать все заново. Его фотографии не имели большого успеха на американском рынке. Да и жизнь в США стала настоящим кошмаром для четы Кертешев. Только здесь, в Америке, Кертеш окончательно осознает, что он сам лишил себя друзей, их поддержки и совета. Он по доброй воле лишил себя возможности говорить по-французски. Он все чаще и чаще стал ощущать непривычное для него чувство ненужности, которое со временем не покидало его уже ни на минуту.
Бывали моменты, когда он пытался уединиться и спрятаться от жизненных реалий в творчестве. Он гулял по улицам чужого неприветливого города и снимал чужих ему людей. При этом Андре очень рисковал, повсеместно наталкиваясь на грубость со стороны американцев, которые были грубее и агрессивнее парижан. Последним ударом для Кертеша было то, что руководство Keystone agency, пригласившее его в Америку, потребовало от него ежедневной изнурительной для фотографа-летописца работы в студии. Работы, которая не оставляла свободного времени для него самого и для его творчества.
Доведенный до морального и творческого истощения, Кертеш всем своим естеством стремится вернуться в Париж. Но он не может этого сделать по абсолютно банальной причине. У него на тот момент просто нет денег! Когда же Андре скопил достаточную сумму, в Европе вспыхнула Вторая Мировая Война, которая сделала невозможным его возвращение.
Но и дальше работать в условиях, которые выдвигала ему Keystone agency Кертеш был больше не в силах. И он решает отказаться от сотрудничества с ними. Он пытается снимать репортажи для американских изданий. Но по большей части, как подданный страны-противника не всегда и не везде мог публиковать свои работы. С 1937 по 1949 годы Андре снимал для журналов Look, Harpers Bazaar, Vogue, Coronet, TownCountry. Однако американские редакторы, мягко говоря, недолюбливали его работы, они не понимали и не принимали тонкости и изящества его творений. Кертеша упрекали в отсутствии репортажности, иллюстративности. Ваши фотографии не поддаются рассказу. Им невозможно найти применение в журнале, вынесла вердикт Кармель Сноу, главный редактор Harpers Bazaar. С технической стороны торговцы информацией были недовольны нечеткостью и монотонностью, а эмоционально они и вовсе не доросли до такого уровня. Вы слишком много говорите со своими фотографиями, а нам нужны документы. У нас есть журналисты и копирайтеры, чтобы писать тексты, слова еще одного из редакторов.
Итак, работы не имели большого успеха, и фотографу приходилось приспосабливаться к новым требованиям, которые диктовали американские редакторы. Но он так и не смог создавать картинки по шаблону и остался верен своему стилю. Его нетрадиционные для того времени ракурсы, и нежелание пересматривать позицию в стилистике своих работ очень помешали ему добиться широкого признания в Америке. И все ж его работы попали на магистральную выставку Фотография 18481937, организованную Музеем современного искусства в Нью-Йорке.
Затем звезда Кертеша взошла вновь. В 1944-м Андре получил американское гражданство. В 1946-м его персональная выставка состоялась в Чикагском художественном институте. В 1964-м году ретроспектива работ Кертеша была показана в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Но жизнь от этого не становилась легче. Поиски элементарно куска хлеба приводят его в 1946 году в редакцию журнала Дом и огород. Редактор издания предлагает Кертешу эксклюзивный долгосрочный контракт. И опять работа в студии. Но 10 000 долларов в год были крайне необходимы фотохудожнику. Он не смог отказаться и принял это предложение. Во время работы в Дом и Огород Кертеш получает возможность ездить в Англию, в родной Будапешт и Париж. С 1946 по 1962 он снимет 3000 фотографий для этого издания. Отдавая всего себя съемкам для издания, Кертеш, по настоящему, соскучится по уличным съемкам.
К счастью, в 60-х годах интерес общества к фотографии возрос. Это привело к увеличению спроса на работу фотографов. Но, не смотря на успехи, Кертеш не чувствовал себя полностью востребованным. И это при том, что он путешествовал по всему миру, заводил знакомства с художниками, фотографами. участвовал в различных конкурсах.
Именно в это время с ним происходит история, по своей неординарности и значимости, приравниваемая к чуду. Возможно, это благодарность, ниспосланная свыше, за самоотверженное терпение и стойкость по отстаиванию своих принципов, взглядов и стиля. За годы унижений, нищеты и бесславия. Но именно благодаря этому свершившемуся чуду мы можем познакомиться с ранними работами мастера.
В свое время, перед отъездом в Америку, все что было снято Андре Кертешем за время венгерского и французского периодов он оставил на сохранение своей поверенной журналистке Жаклин Пауйяк, которая так же была его агентом в Европе. Но из-за разгоревшейся Второй мировой войны все эти работы могли пропасть. Сохранить архив в целости и сохранности Жаклин стоило большого труда и почти жизни. Во время оккупации, Жаклин, опасаясь досмотров и попадания в руки немецких захватчиков работ Кертеша, упаковала их в чемодан и закопала в вырытом между домами укрытии от авианалетов.
Причина таких действий была проста среди его работ были известные дисторсии, которые могли быть расценены представителями высшей расы как дегенеративное искусство. Угроза для жизни Пауйяк была вовсе не иллюзорной. Но все же, фотографии были сохранены. Война оборвала связь между фотографом и его поверенной на огромный срок. Прошли сороковые, пятидесятые. И только после того как в 1963 году во Франции демонстрировалась экспозиция Кертеша, Пауйяк смогла с ним связаться и отдать сохраненные ей архивы законному хозяину в целости. Можно представить себе его эмоциональное состояние. Чемодан был выкопан. Архив в совершеннейшей сохранности ничего не пострадало. Разве не удивительная история?!. .
Получив на руки свой бесценный архив, начиная с 1963 года и до самой своей смерти, Андре занимался разбором и публикацией своих прежних работ, при этом, не переставая по прежнему много и талантливо снимать.
Часть негативов венгерского периода была напечатана Кертешем сразу или в последующие годы. Что-то было трактовано автором по-новому, пересмотрено при печати, откадрировано в соответствии с его модернистскими пристрастиями. Многое оставалось неопубликованным и непоказанным. Со слов Роберта Гурбо, куратора наследия Андре Кертеша, квартира фотографа представляла собой хранилище книг, наград, документов, фотографий и всего многообразия разнообразнейших предметов искусства. Негативы, пластины лежали в коробках и ящиках, что-то из отпечатков Кертеш использовал даже в качестве книжных закладок. На исследование, классификацию, систематизацию наследия фотографа и его сохранение потребовались годы.
Но судьбе было угодно опять провести мастера через личностные испытания. В 1977 году от рака умирает его жена Элизабет. Человек, который мужественно прошел вместе с ним через все лишения. Вопреки желанию близких, она покинула родной дом, и ни разу не оставила Кертеша. Для Андре это стало очень сильным ударом. Чтобы как-то справиться с потерей, 83-летний Кертеш часто общается с новыми друзьями. Как правило, он посещает их ночью, чтобы поговорить. К этому времени фотограф уже прилично изучил английский язык, но все же это была скорее смесь венгерского, английского и французского языка. Общение со знакомыми приносило ему временное облегчение. Оно не могло полностью скрасить одиночество и заполнить ту пустоту, которая образовалась с уходом из его жизни жены.
Именно в этот трагический период жизни происходит знакомство фотографа с фотоаппаратом фирмы Полароид. В 1979 году у Кертеша появляется камера SX-70. Будучи в состоянии глубокой депрессии после смерти жены, фотограф взял в руки новый для себя инструмент и начал сложную работу памяти, результатом которой стали стопки моментальных снимков, впоследствии расставленные по всем комнатам его квартиры. Кертеш вставлял их в рамки, перекладывал и вновь фотографировал уже готовые снимки. Постепенно пазл начал складываться. Вновь собранные кусочки прошлой реальности обретали новое существование и новый смысл, возвышаясь над обыденностью единичного человеческого существования и превращаясь в сложный художественный символ памяти и любви.
Кертеш сосредоточенно искал следы присутствия Элизабет в окружавших ее предметах, в городе, в котором она жила, в воздухе, которым она дышала. Катализатором этого поиска стал купленный по случаю в одной из многочисленных сувенирных лавок Нью-Йорка капля-бюст. И только тогда магический кристалл начал свое сложно-сочиненное движение, закончившееся выходом в свет удивительной книжки Поляроиды, или, скорее, продолжившееся ею поскольку был задан визуальный вектор, некий perpetuum mobile, который (стоит только раскрыть книгу) продолжает свое неустанное движение к сердцу зрителя и дальше.
Кто был знаком с работами Кертеша раньше, не узнавал его в этой книге. Казалось, что совершенно иной фотограф сделал ее. Пронзительной чистоты и силы нота звучала с каждой страницы каждая фотография оказалась неким стихотворением в цвете, а вся книга стала сложной визуальной метафорой жизни и смерти. Каждый изображенный на картинках предмет превращается на глазах зрителя в символ, но, не отвердев, изменяет свои очертания и бесследно растворяется в воздухе. Книга Поляроиды и работы, вошедшие в нее это истинный пример настоящей живой фотографии, существующей своей тайной жизнью и никогда не раскрывающей своих секретов.
Кроме мгновенности снимка, поляроидный процесс привлекал Кертеша возможностью обходиться без услуг фотопечатника. Дело было в том, что по причине нездоровья он не мог печатать фотографии самостоятельно. Как за чудом наблюдал он каждый раз за проявлением поляроидного изображения. Кертеша не смущала, а скорее даже привлекала непредсказуемость процесса, и он вскоре достиг мастерского уровня владения камерой и материалом. На вопросы незадачливых владельцев таких же SX-70, как ему удается делать такие удивительные картинки, Кертеш отвечал: вы должны изучить пределы возможностей инструмента, а затем научиться работать на границах этих возможностей. Все было очень просто. Вероятно, поэтому эти картинки так современны и свежи сегодня.
Удивительно, что все фотографии сделаны в пределах одного места квартиры Кертеша на Washington Square. На многих снимках, даже сквозь изменчивое стекло, видны Итальянская башня, Арка Вашингтона, фонтан. Каждая картинка, не смотря на ее кажущуюся абстрактность, имеет совершенно конкретный адрес в пространстве и во времени до того конкретный, что благодаря вездесущему Google, любопытствующему предоставляется возможность поглядеть на Нью-Йорк из того же самого окна, что и автор фотографий, узнать крыши, которые снимал Кертеш со своего балкона, увидеть, как мало изменился город с того времени.
Заложник вечности, перешагнувший через извечный человеческий страх страх смерти, Кертеш создал мелодию из чудесных картинок мелодию о жизни, о любви, о памяти. Как легкий кораблик, переливаясь всеми немыслимыми поляроидными цветами, книга плывет дальше и дальше на фоне неповторимого сентябрьского неба Нью-Йорка.
Кроме книги Поляроиды, еще при жизни мастера, свет увидели такие выдающиеся альбомы его работ как: День Парижа (Day of Paris, 1945), Андре Кертеш, фотограф (Andre Kertesz, Photographer, 1964), Андре Кертеш (Andre Kertesz, 1967), За чтением (On Reading, 1971), Андре Кертеш: 60 лет в фотографии (Andre Kertesz: Sixty Years of Photographie, 1972) и Трансформации (Distortions, 1976).
Его работы были отмечены множеством наград. Венгерская Народная Республика в 1984 году удостоила его высокой правительственной награды Ордена Флага, он стал первым и единственным фотографом, которого представили к такой высокой награде. А также было решено создать мемориальный музей этого выдающегося фотографа в местечке Жигетбекс на острове Чепель, где в мансарде старого имения Андре, будучи маленьким мальчиком, впервые решил создавать удивительные образы с помощью камеры.
Американское общество Друзья фотографии присудило ему премию Выдающаяся карьера, Международный центр фотографии присвоил титул Мастер фотографии, Школа дизайна при Новой школе социальных исследований избрала Почетным доктором изобразительных искусств. Книги с его фотографиями издаются во многих странах мира. Но, несмотря на это, главной и самой любимой страной на его жизненном пути до конца оставалась Франция.
Андре Кертеш умер у себя дома на Washington Square во сне 28 сентября 1985 года. Он ушел из жизни в возрасте 91 года. Его прах был захоронен в земле рядом с прахом его преданной и горячо любимой жены. Все свое наследие (негативы и письма) он завещал французскому государству.
Придя в фотографию неопытным юношей, Кертеш сумел познать ее так, как никто другой. И однажды, под наплывом ярких почти детских впечатлений, спонтанно, выбрав свой жизненный путь, он не свернул с него, отдавая себя фотографии на протяжении 70 лет жизни. И на протяжении всей своей фотографической карьеры, Андре Кертеш создавал удивительные образы окружающей его повседневности, почти исключительно используя камеры маленького формата. Через всю жизнь он пронес неизменными свои видение окружающего мира и ту любознательность, которая когда-то подтолкнула его к жанру фоторепортажа в 18 лет. По его биографии можно следить за ходом истории фотографии XX века, для которой Андре Кертеш безусловно, одна из наиболее значимых фигур. Работы Кертеша отличаются изысканной простотой и выверенностью композиции, игрой природного света и тени, тумана и искусственного городского освещения, резко отстраняющими ракурсами, съемкой через стекло и другие преграды для естественной точки зрения. Он умел находить сюрреалистичное, прекрасное и необычное в повседневной жизни, только ему удавалось так непосредственно и непревзойденно запечатлеть эмоциональные и мимолетные моменты в окружающем нас мире.
Источник: phototour.pro
Андре Кертеш: «Упрощать, упрощать и упрощать»
Выставки
№74
Материал из газеты
Кертеш, чья выставка проходит в Мультимедиа Арт Музее, всю жизнь экспериментировал с разными направлениями в искусстве, но всегда сохранял верность своим принципам
Кара Мискарян
18. 06.2019
Андре Кертеш. «Танцующий фавн (Мой брат в роли «Скерцо»)». Серебряно-желатиновый отпечаток.
Фото: Мемориальный музей Андре Кертеша, Сигетбече, Венгрия
Увидев снимок «Вилка» (1928) Андре Кертеша (1894–1985), другой классик фотографии Анри Картье-Брессон в восхищении воскликнул: «Что бы мы ни делали, он всегда будет первым!» Приехав из Будапешта в Париж в 1925 году уже опытным фоторепортером, Кертеш быстро сошелся с местной богемой: Александром Колдером, Фернаном Леже, Питом Мондрианом. Снимал своей Leica не только город с его людьми, но и друзей-художников, по ходу осваивая и новую для себя модернистскую эстетику, которую те исповедовали.
Самая знаменитая фотография из серии портретов художников — «Трубка и очки Мондриана» 1926 года. Кертеш после так объяснял свой снимок: «Я инстинктивно пытался схватить сам дух его картин. Он упрощал, упрощал и упрощал». А дальше, когда в Париже воцарился сюрреализм, Кертеш создал другую свою известную серию «Искажения» (1933) с деформированными отображениями в кривых зеркалах обнаженных моделей, которые сразу вызывают в памяти знаменитый стекающий циферблат Сальвадора Дали. Кертеш всю жизнь экспериментировал с разными направлениями в искусстве, но всегда сохранял верность своим принципам: «Правила неважны. Они должны быть в крови. Событие и настроение важнее хорошего света, самое важное — в происходящем».
Андре Кертеш. «Друзья». Серебряно-желатиновый отпечаток.
Фото: Мемориальный музей Андре Кертеша, Сигетбече, Венгрия
Стиль черно-белых фотографий Кертеша: четкий графичный кадр, резкие ракурсы, сдержанная работа со светом — быстро принес ему успех в Париже. Через два года состоялась его первая персональная выставка, начали сыпаться заказы от престижных французских и немецких журналов. Однако в 1936 году Кертеш с женой решил перебраться в Нью-Йорк, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Признание там, в отличие от Парижа, пришло далеко не сразу. Только в 1946 году состоялась его персональная выставка в Чикагском институте искусств, а в 1964-м — в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Здесь же, в Нью-Йорке, уже в преклонном возрасте Кертеш стал снимать в цвете на Polaroid, не выходя из своей квартиры на Вашингтон-сквер.
Умер 91-летний патриарх в лучах мировой славы, и каждая его выставка с тех пор — событие. Как и нынешняя, в Мультимедиа Арт Музее, в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2019». В ее названии фигурирует деревушка Сигетбече на Дунае, где прошли детские годы Кертеша и куда за год до смерти он передал в мемориальный музей своего имени 120 оригинальных отпечатков, отражающих все периоды его творчества. Теперь этот дайджест одного из самых ярких фотомодернистов можно увидеть и в Москве.
Мультимедиа Арт Музей
Андре Кертеш. Сигетбече – исток моего искусства
До 1 сентября
Подписаться на новости
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным
Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова
14. 10.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Посланник русского искусства в Лондоне: умерла Анна Стоунлейк
Куратору и галеристу, благодаря которой британская публика впервые серьезно познакомилась с русским современным искусством, было всего 48 лет
21.09.2022
Музеи обожглись на NFT — в Италии приостановили производство криптокопий шедевров
Продолжат ли крупные мировые музеи работу с превращением их шедевров в NFT, насколько это выгодно или рискованно и в чем отличие комбинаций NFT с DAW? Однозначных ответов нет, хотя Италия уже попросила музеи притормозить с этой модной деятельностью
27.09.2022
Виктор Мизиано: «Проблема молодых кураторов — отсутствие авторских позиций»
Куратор и теоретик современного искусства, основатель и главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано рассуждает об актуальном состоянии кураторства и художественной инфраструктуры в России, а также о собственном кураторском кредо
03. 10.2022
Дефиле длиною в полтора века: женская мода в Историческом музее
Выставка «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» рассказывает о том, как устроена женская городская мода начиная с 1861 года и вплоть до наших дней. Помимо безымянных исторических костюмов, тут можно увидеть шедевры знаменитых модельеров
22.09.2022
Андре Кертеш — биография и семья
БиографияВ 1933-м он сделал свои знаменитые немецкие фотосессии, а также выпустил книгу ‘Enfants’ (‘Дети’). Через год вышла книга-фотоальбом ‘Париж глазами Андре Кертеша’ (‘Paris’), и в том же 1934 году он снял свою знаменитую сессию ню — ‘Искажения’ (‘Distortion’).
Андре Кертеш (Andre Kertesz), настоящее имя – Кертеш Андор (Kertesz Andor), родился в 1894 году в Будапеште, Венгрия (Budapest, Hungary). Был он средним из троих сыновей в небогатой еврейской семье книготорговца Липота Кертеша (Lipоt Kertеsz) и его супруги Эрнестины Хоффман (Ernesztin Hoffmann). Назвали его Андором, однако для близких и друзей он всегда оставался ‘Банди’ (Bandi).
Трудности в семье начались в 1908 году, когда туберкулез унес жизнь отца семейства, и тогда заботу об Эрнестине и троих ее сыновьях взял на себя брат покойного Липота.
Старший брат Андора, Имре (Imre), стал биржевым брокером, и по этому же пути должен был пойти и сам Андор, однако никакого желания работать на бирже у него не было. Так, несмотря на то, что он окончил Академию торговли (Academy of Commerce), Андор не торопился становиться финансистом. Это было весьма сложно – в семье его настойчиво убеждали начинать карьеру, в то время как сам Андор еще не вполне осознанно, но все больше и больше начал задумываться об искусстве.
Однажды на чердаке ему на глаза попались старые альбомы с фотографиями и стопка открыток. Начав просматривать их от нечего делать, Кертеш был буквально поражен открывшейся ему истиной. Так, он раз и навсегда понял, что именно это искусство – фотография – способно дать ему нечто, о чем прежде он лишь неясно мечтал. Там же, на чердаке, Андор отыскал и самоучитель по фотографии, и твердо решил во что бы то ни стало попробовать реализоваться именно в искусстве фотографии.
Примечательно, что именно ненавистная ему работа принесла ему возможность фотографировать – на первую же свою зарплату в 1912 году Андор смог купить себе фотоаппарат ‘ICA Bebe’, и на его первых снимках всегда стояли авторские подписи. Позже он отказался от этой практики и подписывать снимки перестал. Он фотографировал пейзажи, цыган, местных крестьян, стараясь найти свой собственный стиль, а его первой известной фотографией считается снимок спящего мальчика – ‘Sleeping Boy, Budapest, 1912’. Впрочем, стиль Кертеша отчетливо проявился уже в 1914 году, очень ярким примером тому служит снимок ‘Eugene, 1914’.
Впервые работы Кертеша были опубликованы в 1917 году в журнале ‘Érdekes Újság’. Шла Первая мировая война, и Андор служил тогда в рядах австро-венгерской армии.
Путь к славе не был для молодого фотографа простым – работать в ненавистной финансовой сфере Кертеш не желал, а найти в послевоенное время в Будапеште работу фотографа оказалось делом очень непростым. Кстати, в семье его открыто называли бездельником и лентяем, отказываясь верить в его весьма призрачны
й талант.
С другой стороны, Кертеш с упоением вращался в среде художников и фотографов, впитывал в себя мир искусства и старался попасть во все фото-конкурсы, до которых мог дотянуться.
В тот послевоенный период он много снимал родной город – руины, заброшенные здания, улицы с тусклым светом фонарей, и эти работы были отмечены настоящей грустью и неким смирением перед страшной силой – войной.
Признание, которого так долго ждал фотограф, пришло в 1923-м – Кертеш получил грант от Венгерской ассоциации фотографов (Hungarian Amateur Photographer’s Association) и был отправлен на учебу в Париж (Paris).
В 1925 году фотограф переехал в Париж жить, ему казалось, что именно этот город способен дать ему раскрыться полностью, именно с Парижем он связывал свои самые честолюбивые надежды. Кстати, именно тогда он изменил и свое имя, став ‘французским Андре Кертешом’.
Он не ошибся – настоящая слава и признание пришли к нему именно в Париже. Именно здесь он вошел в круг известных европейских фотографов, и вскоре его снимки появились во многих весьма влиятельных европейских изданиях. ‘The Times’, ‘Frankfurter Illustrierte’, ‘Berliner Illustrierte’, ‘Nationale de Fiorenza’, ‘Sourire’, ‘UHU’, ‘Art et Medicine’ — все эти издания теперь сами предлагали сотрудничество еще вчера никому не известному венгерскому фотографу. Кроме известности, Кертеш наконец-то стал неплохо зарабатывать. Он смог приобрести себе прекрасную камеру – одну из первых ‘Leica’.
В конце 1920-х Кертеш по-настоящему прославился своей работой ‘Вилка’ (‘The Fork’, 1928), и впоследствии именно этот снимок стал самой известной его фотографией.
В 1930-м Кертеш приехал в Будапешт, и там он повстречал и свою жену — Элизабет Сали (Elizabeth Saly), которую позже увез в Париж.
В 1933-м он сделал свои знаменитые немецкие фотосессии, а также выпустил книгу ‘Enfants’ (‘Дети’). Через год вышла книга-фотоальбом ‘Париж глазами Андре Кертеша’ (‘Paris’), и в том же 1934 году он снял свою знаменитую сессию ню — ‘Искажения’ (‘Distortion’).
Позже, в середине 1930-х супруги переехал в Нью-Йорк (New York), и это был уже следующий этап его творчества – ‘американский’. Он был знаменит и там – персональные выставки фотографа проходили в Чикаго (Chicago) и Нью-Йорке.
Андре Кертеш дожил до глубокой старости и скончался в возрасте 91 года, 28 сентября 1985 года. Похоронили его вместе с супругой, которая умерла в 1977 году от рака.
К моменту своей смерти Кертеш имел славу фотографа с мировым именем, являясь одним из крупнейших мастеров мировой фотографии.
Именем Андре Кертеша назван кратер на Меркурии
André Kertész — 556 Artworks, Bio & Shows on Artsy
2,6 тыс. подписчиков
Bio
Оказывая большое влияние на фотографию как в журналистике, так и в искусстве, Андре Кертес известен визуальным лиризмом и гуманизмом, которые характеризовали его практику. Француз венгерского происхождения, Кертеш переехал в Нью-Йорк в 1936 году, проведя 1925-1936 …
Посмотреть все прошедшие выставки и ярмарочные стенды
Обзор
Работы на продажу (336)
Результаты аукциона
Примечательные работы
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Название выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Museum of Sample Art (Example) и еще 33
Собраны крупным учреждением
Пример, и еще 5
достижения
Активный вторичный рынок
Недавние результаты аукциона в базе данных Artsy Price
Высокий аукционный рекорд
US 85,0 млн. , Phillip
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
10003
Из 500 долл. США
Works On Paper
из 500 долл. США
Works On Paper
из 500 долл. США
Работа для продажи
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Имя художника
Название работы
Партнер
артист.
Статьи
Какой-то художник
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторые художники
Расположение
. Исполнитель
Местоположение
Некоторый исполнитель
Местоположение
Похожие исполнители
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Андре Кертес | Американский фотограф венгерского происхождения
Андре Кертес
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 2 июля 1894 г. Будапешт Венгрия
- Умер:
- 27 сентября 1985 г. 28 сентября 1985 г. (91 год) Нью-Йорк Нью-Йорк
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Андре Кертес , настоящее имя Андор Кон , (родился 2 июля 1894, Будапешт [Венгрия] — умер 28 сентября 1985, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), американский фотограф венгерского происхождения, известный своими лирическими и формально строгие картины повседневной жизни. Один из самых изобретательных фотографов 20-го века, Кертес установил стандарт использования ручной камеры, создал в высшей степени автобиографичный корпус работ и разработал характерный визуальный язык.
Кертес начал фотографировать в 1912 году, в том же году он устроился клерком в Giro Bank Будапештской фондовой биржи. Во время Первой мировой войны служил в австро-венгерской армии. Он видел боевые действия и продолжал фотографировать на Восточном фронте, где был тяжело ранен. В 1918 году он вернулся к работе в банке, фотографируя в свободное время.
Из-за отсутствия возможностей в Венгрии Кертеш переехал в Париж в 1925 году, чтобы работать внештатным фотографом. Его поэтические образы парижской уличной жизни, часто снятые с высоких точек зрения, включают неожиданные сопоставления и часто используют отражения и тени. В 1927 У Кертеша была хорошо принятая выставка в галерее Au Sacre du Printemps в Париже. В следующем году он принял участие во влиятельном Первом независимом салоне фотографии. Его фотографии, отличавшиеся сочетанием романтической чувственности с модернистскими взглядами, часто цитировались критиками 1920-х и 30-х годов как доказательство того, что фотографию можно считать изобразительным искусством.
Помимо изображений повседневной жизни, Кертес сделал портреты таких светил, как русский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, голландский художник Пит Мондриан, французская писательница Колетт, белорусско-французский художник Марк Шагал, французский художник Фернан Леже, американский скульптор Александр Кальдер и румын- родился французский писатель Тристан Цара. Некоторые из этих портретов были сделаны по заказу новаторского французского фотожурнала 9.0397 Ву (опубликовано в 1928–40). Кертес работал ведущим фотографом Vu с момента его запуска до 1936 года. Среди его фоторепортажей были репортажи о траппистском аббатстве, торговцах Парижа, Лотарингии, Бургундии и других регионов Франции. Он также сотрудничал с Art et Médecine и многими другими европейскими периодическими изданиями.
В 1928 году Кертес купил Leica, небольшую портативную камеру, которая дала ему возможность более свободно перемещаться в любой среде. Хотя он часто размечал обстановку и терпеливо ждал фотографического момента, его считают уличным фотографом-первопроходцем, ярлык, который подразумевает быстрое оценивание и запечатление разворачивающейся ситуации. Уличные фотографы Анри Картье-Брессон и Брассай, которых Кертес преподавал фотографии, назвали его важным влиянием. Он также был наставником американского фотожурналиста венгерского происхождения Роберта Капы.
Кертеш вышла замуж за художницу венгерского происхождения Розсу Кляйн в 1928 году. Он научил ее фотографии, и вскоре она стала уважаемым фотографом-портретистом, известным как Роги Андре. В 1932 году супруги развелись. В следующем году Кертеш женился на другой венгерке, Эржебет (Элизабет) Саламон (также известной как Эржебет или Элизабет Сали).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Также в 1933 году юмористический, часто рискованный журнал Le Sourire заказал у Кертеша серию фотографий обнаженной натуры с использованием кривых зеркал. В итоге он сделал более 200 искажений . Он продолжал периодически использовать кривые зеркала в своих фотографиях в течение следующих полувека. За его первой книгой, Enfants (1933; «Дети»), последовали Paris Vu par André Kertész (1934; «Париж глазами Андре Кертеса») и Nos Amies les Bêtes (1936; «Наши друзья — животные»). »).
Кертес отправился в Нью-Йорк в 1936 по однолетнему контракту с Keystone Press Agency. Недовольный назначенной ему работой в студии моды и жизнью в Нью-Йорке, он вскоре разорвал контракт, хотя финансовые трудности и Вторая мировая война помешали ему вернуться в Европу. В 1944 году он стал гражданином США.
С 1936 по 1947 год Кертес работал внештатным фотографом для американских журналов, включая Look , Coronet , Harper’s Bazaar , Vogue и Town and Country 9. 0398 . Однако некоторые американские редакторы сочли его образы слишком поэтичными и, следовательно, неподходящими для их сюжетной и версточной идеи. В 1947 году он подписал эксклюзивный контракт с издательством Condé Nast, став штатным фотографом House and Garden под руководством художественного редактора Александра Либермана. Хотя Кертешу хорошо платили, постоянная работа разочаровывала его, отчасти потому, что у него оставалось мало времени для реализации своих личных проектов.
Он ушел из Condé Nast в 1962 году и вскоре добился широкой известности и благосклонного отношения критиков, которые ускользали от него с момента его переезда в США Персональная выставка в Нью-Йоркском музее современного искусства (1964–65), стипендия Гуггенхайма (1974) и ретроспектива в Центре Помпиду в Париже (1977–78) были среди последовавших почестей. В 1970-х его изображения, предлагаемые нью-йоркской галереей Light Gallery ограниченным тиражом, помогли запустить рынок фотографии для частных коллекционеров.
Кертес продолжал создавать выразительные и глубоко личные образы. Он часто фотографировал телеобъективом из своей квартиры с видом на Вашингтон-сквер. Начиная с 1978 года, он использовал камеру Polaroid для создания крупной серии, в которой сочетались натюрморты с видами из его окон и отдавалось дань уважения его жене, которая умерла в 1977.
У Кертеса были крупные выставки в Музее Израиля в Иерусалиме (1980 г.), Стеделийк-музее в Амстердаме (1983 г.), Институте искусств Чикаго и Национальном музее изящных искусств в Буэнос-Айресе (оба в 1985 г.). Посмертные выставки его работ включают передвижные ретроспективы, организованные Национальной галереей искусств в Вашингтоне, округ Колумбия (2005 г.), и Jeu de Paume, Париж (2010 г.). Его книги включают О чтении (1971), Андре Кертес: Шестьдесят лет фотографии, 1912–1919 гг.72 (1972), Ж’эме Пэрис: фотографии с двадцатых годов (1974) и Кертеш о Кертеше: автопортрет (1985).
Кертес умер в возрасте 91 года после одной из самых долгих и плодотворных карьер в фотографии. Он сделал, пожалуй, больше знаковых фотографий, чем любой другой современный фотограф. Его мгновенно узнаваемые изображения включают Подводный пловец (1917), Странствующий скрипач (1921), Чез Мондриан (1926), Сатирический танцор (1926 г.), Вилка (1928 г.), Медон (1928 г.), Часы Французской академии (1929 г.), Вашингтон-сквер (1954 г.) и Мартиника (1972 г.).
Patricia Albers
Postcards from Paris – High Museum of Art
backbounded-nextcafecalendar-largecalendarcartclosecoat-checkcollapsedonatedownloadelevatorsexpandexplorefiltergrid-viewhamburgerhearthoursjoinlinklist-viewlocationmailmorenextnursing-roomphoneprintprogramsramprestroomsright-arrowsearchshareshopthumbs-downthumbs-upticketsuptoiletheart-filledzoomПерейти к содержимому
Прошедшие выставки
Андре Кертес: Открытки из Парижа
18 февраля – 29 мая 2022 г.
В 1925 году фотограф Андре Кертес (американец, родившийся в Венгрии, 1894–1985) прибыл в Париж, имея лишь фотоаппарат и скудные сбережения. В течение следующих трех лет молодой художник выработал фотографическую практику, которая позволила ему перемещаться между сферами любителя и профессионала, фотожурналиста и художника-авангардиста, дневника и документалиста. К концу 19В 28 лет он добился широкого признания, став крупной фигурой в современной художественной фотографии наряду с такими фигурами, как Ман Рэй и Беренис Эбботт. В течение этого трехлетнего периода он решил напечатать большинство своих фотографий на carte postale или бумаге для открыток. Хотя этот выбор, возможно, изначально был обусловлен экономией и удобством, он обратил популярный формат к художественным целям, строго составляя новые изображения в фотолаборатории и создавая новый тип фотографического объекта.
9039«7 открыток из Парижа » — первая выставка, на которой собраны редкие почтовые открытки Кертеша. Эти культовые работы предлагают новый взгляд на его ранние экспериментальные годы и раскрывают важность Парижа как яркого места встречи художников со всего мира, которые черпали вдохновение друг у друга, чтобы создавать новые, современные способы видения и представления мира.
Нажмите на изображение ниже, чтобы узнать больше.
Эйфелева башня , 1925
Эйфелева башня , 1925 г.
Андре Кертес
Эйфелева башня , 1925
Серебряно-желатиновая печать на почтовой бумаге
Семейные владения Николая и Сьюзен ПритцкерСреди самых ранних парижских фотографий Кертеса есть этот вид на Эйфелеву башню. Сделанный из окна квартиры венгерского архитектора, угрюмый образ — не столько типичный туристический снимок, сколько конкретное видение достопримечательности, снятое с точки зрения местного жителя. На автопортрете можно увидеть увеличенную версию этой работы, которая висит на видном месте на стене квартиры фотографа — выбор декора, возможно, символизирующий его погружение в новый город. Кертес использовал свою камеру, чтобы задокументировать свои исследования Парижа в первые дни пребывания там. Во время долгих прогулок он фотографировал движение вдоль Сены, просматривал сцены за зданиями и палатки на местных ярмарочных площадях. Имея мало ожиданий, которые можно было бы удовлетворить сверх его собственных амбиций, художник мог свободно исследовать и записывать, оттачивая свой взгляд, когда он сочинял свои изображения в камере, а также просматривал и печатал их как почтовые карточки. Спустя десятилетия после того, как он покинул город, он утверждал: «Париж стал моим домом и остается им до сих пор. Париж принял меня как художника, как любого художника, живописца или скульптора. Меня там поняли».
Автопортрет , июль 1927
Автопортрет , июль 1927 г.
Андре Кертеш
Автопортрет , июль 1927 г.
Серебряно-желатиновый оттиск на почтовой бумаге
Поместье Андре Кертеша, любезно предоставлено галереей Стивена Балджера, Торонто мой младший брат Банди. («Банди» было семейным прозвищем Андре.) Хотя фотограф часто рассылал свои отпечатки с картами по почте семье и друзьям, он отправлял их в конвертах, а не прикреплял марку к обратной стороне и рассылал их напрямую, как предполагали производители. Более того, вместо того, чтобы подписывать их на обороте, как на открытке, он почти всегда подписывал их на лицевой стороне, как готовое произведение искусства. Тем не менее утилитарный формат газеты, возможно, вдохновил его на то, чтобы распространять свои фотографии по почте и использовать их для общения со своей семьей.Четверка , 1926
Квартет , 1926 г.
Андре Кертес
Квартет , 1926
Серебряно-желатиновая печать на почтовой бумаге
Художественный институт Чикаго, подарок Николаса и Сьюзен Притцкер, 2012.711Кертес часто радикально пересматривал изображения, снятые камерой. Он производил все свои почтовые карточки в виде контактных отпечатков, помещая негатив в контакт с бумагой для открытки во время экспонирования вместо использования увеличителя. Он сделал эту фотографию струнного квартета Фери Рот, замаскировав негатив (заклеив определенные участки скотчем) перед печатью, чтобы выделить лишь небольшую часть рекламного изображения, заказанного группой. Обрезав головы музыкантов, чтобы сконцентрироваться на их наклонных смычках и линиях пюпитра, Кертес абстрагировал идею квартета от рук, инструментов и белого прямоугольника с нотами. Он оставил драматические пропорции бумаги для открытки пустой, чтобы подчеркнуть необычное расположение изображения в верхней части подставки. Затем он обрезал карту до нестандартных пропорций, как он делал почти со всеми своими почтовыми картами, подчеркнув взаимодействие между изображением и бумагой как неотъемлемым компонентом произведения искусства. Кертес видел в этих смелых вмешательствах способ отличить свое искусство от своей многообещающей коммерческой карьеры: весь образ был для них, как он позже сказал в интервью; обрезанный отпечаток был для него.
Сатирическая танцовщица , 1927
Сатирическая танцовщица , 1927 г.
Андре Кертес
Сатирический танцор , 1927
Серебряно-желатиновая печать на почтовой бумаге
Семейные владения Николаса и Сьюзен Притцкер«Сделайте что-нибудь с духом студийного уголка», — сказал Кертес своему объекту, прежде чем сделать этот снимок . Он запечатлел венгерскую танцовщицу Магду Фёрстнер в мастерской скульптора Этьена Бетти, ее искаженная поза игриво имитирует угловатую форму работы рядом с диваном, «Прямое действие Бетти». «Она только что сделала движение. Я сделал всего две фотографии. Не нужно стрелять по сотне рулонов, как это делают сегодня. Людей в движении прекрасно фотографировать. Это значит поймать правильный момент — момент, когда что-то превращается во что-то другое». Хотя Сатирическая танцовщица , как она в конечном итоге стала известна, не публиковалась и не выставлялась в парижские годы Кертеша, позже она стала одним из самых узнаваемых изображений художника. Связывая танец, скульптуру и фотографию, он вызывает дух сексуальной свободы и экспериментального самовыражения, который некоторые женщины восприняли в 1920-х годах, избавившись от патриархальных ограничений, дух, в котором Кертес был погружен в первые годы своего пребывания в Париже. Это также отражает творческие цели Фёрстнер: она переворачивает традиционные отношения между мужчиной-художником и женщиной-моделью, так что скульптура Бетти служит источником вдохновения для ее собственного творчества.
Чез Мондриан , 1926
Чез Мондриан , 1926 г.
Андре Кертес
Чез Мондриан , 1926
Серебряно-желатиновая печать на почтовой бумаге
Художественный институт Чикаго, Коллекция Жюльена Леви, подарок Жана и Жюльена Леви, 1975. момент в первые парижские годы фотографа. Геометрия и баланс картины Мондриана, которые распространялись на его строго контролируемое студийное пространство, оказали неизгладимое влияние на творчество Кертеса. Он несколько раз запечатлел художника и его жилое пространство, кульминацией которого стал этот снимок, показывающий дверь мастерской Мондриана, выходящую на общую лестницу. Позже Кертес вспоминал момент, когда он сделал снимок: «Я мог видеть, как внутреннее и внешнее контрастируют и в то же время уравновешивают друг друга, чему способствуют естественный свет и тени… Все было передо мной». Кертес сделал по крайней мере восемь отпечатков Чеза Мондриана в формате carte postale, больше, чем любого другого изображения, что свидетельствует о том, насколько художник ценил его во время его создания. Эта фотография в конечном итоге стала одной из его самых известных и устойчивых работ. Кертес обрезал и смонтировал версию здесь в стиле, который он предпочитал для выставки.Трубка и очки Мондриана , 1926
Трубка и очки Мондриана , 1926 г.
Андре Кертес
Трубка и стаканы Мондриана , 1926
Серебряно-желатиновая печать на почтовой бумаге
Семейные владения Николаса и Сьюзан ПритцкерС помощью этой фотографии Кертес усовершенствовал свою технику создания портрета в отсутствие натурщика, напоминая голландского художника Пита Мондриана только с его очками, трубкой и пепельницей. В то время как его изображения студии Мондриана подчеркивали прямые линии и прямые углы пространства, здесь Кертес выделил круглые элементы, которые намекают на человеческие формы среди прямолинейной среды.
Поль Дерме , 1927
Поль Дерме , 1927 г.
André Kertész
Paul Dermée , 1927
Серебряно-желатиновая печать на почтовой бумаге
The Art Institute of Chicago, подарок Николаса и Сьюзен Прицкер, 2012.712Бельгийский поэт Поль Дерме был одним из основателей Le’Eau , журнал об авангардном искусстве, который прекратил издаваться за несколько лет до этого, но который он помог возродить еще одним номером в 1919 году.27. В выпуске, вышедшем через месяц после выставки Кертеша в галерее Au Sacre du Printemps, его фотографии были помещены среди работ международной группы художников, работающих в Париже и других странах Европы. Дерме также написал стихотворение в честь выставки, которое было указано в приглашении.
Вилка , 1928
Вилка , 1928 г.
André Kertész
Вилка , 1928
Серебряно-желатиновая печать на почтовой бумаге
Национальная галерея Канады, Оттава, приобретена в 1978 г. , 31336На краю обеденной тарелки Кертес поставил обычную вилку. Его тень ложится верным двойником на столешницу и изгибается в косые полосы вдоль края тарелки. Чистая и современная, простая и неприхотливая, эта фотография утверждала, что искусство может быть создано из самых скромных предметов, если за ними внимательно наблюдать. Вилка , как ее стали называть, мгновенно стала иконой, представленной на многочисленных международных выставках и в публикациях почти сразу после ее изготовления. В одном обзоре выставки, на которой он появился, говорилось: «Среди натюрмортов следует прежде всего восхищаться вилкой Андре Кертеса — да, просто вилкой, — которая почти двигается в своей чистоте и своих тонах. Пожалуй, это единственный образ, который произвел на меня впечатление настоящего произведения искусства». Вилка , возможно, была последним изображением Кертеса, напечатанным в формате carte postale. В 1928 году он приобрел меньшую и легкую 35-мм камеру Leica, которая дала ему большую мобильность и спонтанность, но производила слишком маленькие негативы для контактной печати. Он начал регулярно фотографировать для парижских журналов, позволяя им кадрировать и упорядочивать работы в соответствии со своими предпочтениями. И его работы были включены в большее количество международных выставок, для которых более желательны более крупные репродукции. Тем не менее, он, должно быть, был рад видеть Вилка в масштабе почтовой карты, поскольку он напечатал его в этом размере на разных бумагах примерно в одно и то же время.
Ноги , 1925
Ноги , 1925 г.
Андре Кертес
Ноги , 1925
Серебряно-желатиновая печать на почтовой бумаге
Семейные владения Николаса и Сьюзен ПритцкерНа обороте этой печати, которую он отправил домой в Венгрию, Кертес написал: «Интересное совпадение. Они заявляют, что это сюрреалистично, если это больше подходит людям». Он понял, что эротически вызывающий образ перевернутых ног манекена в мастерской скульптора понравился бы таким художникам, как фотограф Ман Рэй, с которым он стал ассоциироваться на выставках и в критике. Но Кертес никогда не придерживался фантастического подхода к своей работе, твердо заявляя: «Я не сюрреалист. Я абсолютно реалист».
Хильда Даус , 1927
Хильда Даус , 1927 г.
Андре Кертес
Хильда Даус , 1927
Серебряно-желатиновая печать на почтовой бумаге
Джейн Коркин, ТоронтоХильда Даус была немецкой художницей-ремесленником; Кертес также сделала почтовую печать своих изящных настольных скульптур. Он включил это изображение в свою первую выставку в Париже в 1927 году в галерее Au Sacre du Printemps, где также выставлялся Даус.
«У меня плохой английский. Я плохо говорю по французски. Фотография — мой единственный язык».
— Андре Кертеш, 1963 г.
Узнать больше
Узнайте больше о Кертесе и его фотографиях из интерактивного контента, созданного Художественным институтом Чикаго.
Портрет Энн-Мари Меркель , 1926 Самопортрет, Париж , июль 1927 г. , июль 1927 .0002 Жан Сливинский, Херварт Уолден и друзья в Au Sacre du Printemps, Париж , 1927
Организация и поддержка
Андре Кертес: Открытки из Парижа организован Художественным институтом Чикаго.
Эта выставка стала возможной благодаря
Спонсору серии выставок Premier
Сторонникам серии выставок Premier
ACT Foundation, Inc.
Сара и Джим Кеннеди
Луиза Сэмс и Джером Грилхот
Д -р Джоан Х. Уэнс Эстейт
Сторонники выставки.
Благотворительный фонд Артура Р. и Рут Д. Лаутц
Элизабет и Крис Уиллетт
Участие сторонников серии выставок
Фариде и Аль Азади
Сандра и Дэн Болдуин
Семейный благотворительный фонд Рона и Лизы Брилл
Люсинда В. Баннен
Марсия и Джон Доннелл
Миссис Пегги Форман
Хелен С. Гриффит
Миссис Фэй С. Хауэлл/Фонд Хауэлла
Мистер и миссис Бакстер Джонс
Джоэл Нокс и Джоан Мармо
Доктор Джо Б. Мэсси
Марго и Дэнни Маккол
Уэйд Рейкс и Николас Миллер
Фонд Фреда и Риты Ричман
Памяти Элизабет Б. Стивенс, Пауэлл Стивенс , Престон Стивенс и Салли Стивенс Уэстморленд
USI Insurance Services
Mrs. Harriet H. Warren
Щедрую поддержку также оказывают
Выставочный фонд Альфреда и Адель Дэвис, Выставочный фонд Энн Кокс Чемберс, Выставочный фонд Барбары Стюарт, Выставочный фонд Дороти Смит Хопкинс, Элеонора Макдональд Выставочный благотворительный фонд Storza, Выставочный фонд Фэй и Барретт Хауэлл, Выставочный благотворительный фонд Forward Arts Foundation, Благотворительный фонд Хелен С. Ланье, Выставочный благотворительный фонд Изобель Энн Фрейзер-Нэнси Фрейзер Паркер, Выставочный благотворительный фонд Джона Х. и Вильгельмины Д.