Что такое баланс белого: Что такое «Баланс белого»?

Содержание

Что такое «Баланс белого»?

Правильный баланс белого при съемке является важнейшим условием для получения качественного, правильного отображения цветов на изображении. Баланс белого можно настраивать как в камере, так и после съемки (только при съемке в формате RAW). Для того, чтобы лучше понять, что такое баланс белого, разберемся сначала с понятием цветовой температуры света.

Если приглядеться более внимательно, мы можем заметить, что свет от разных источников имеет различную цветовую окраску. Например, лампы накаливания – желтый оттенок, люминесцентные лампы – зеленоватый (в зависимости от типа люминофора), в сумерках окружающий свет имеет синеватый оттенок. При чем же здесь температура? — спросите вы.

Обратимся к физике. Если нагревать абсолютно черное тело, то оно начинает излучать электромагнитные волны, сначала в инфракрасном диапазоне. По достижении некоторой температуры эти электромагнитные волны начинают попадать в диапазон видимого света.

Например, нагретое до температуры около 2000 К абсолютно черное тело будет излучать оранжево-красный свет, соответствующий горящей свече или спичке.

Если же температуру повышать, то спектр излучения начнет смещаться к более холодным оттенкам, последовательно к желтому, зеленому, голубому, синему, фиолетовому и далее в ультрафиолет и радиоволны. Поэтому, для единой терминологии, оттенок света характеризуют именно цветовой температурой, выражаемой в Кельвинах.

Наше зрение имеет удивительную особенность – хроматическую адаптацию. Проще говоря, мы воспринимаем белый цвет белым независимо от окружающего освещения. Только если быстро менять цветовую температуру источников освещения, мы сможем заметить некоторую задержку в адаптации. Например, если войти с солнечной улицы в помещение, освещенное лампами накаливания, то в первые несколько секунд мы будем видеть окружающую обстановку с сильным желтым оттенком. Затем зрительный анализатор адаптируется и мы уже видим все в привычных нам цветах.

Современная цифровая фотокамера также имеет свой, электронный анализатор цвета называемый Автоматическим балансом белого, и в автоматическом режиме сама пытается настроить свои параметры так, чтобы получить адекватное отображение цветов на снимке. Бесспорно, со временем эта функция только улучшается, но все же справляется со своей задачей далеко не всегда. Поэтому, чтобы улучшить качество ваших фотографий, лучше пользоваться предустановками баланса белого, которые предлагает камера, либо настраивать баланс белого вручную.

Для примера приведу фотографии, снятые с правильным и неправильным балансом белого. Фотография снята со вспышкой в студии. На первой фотографии баланс белого в камере установлен на предустановку «Вспышка». На втором снимке баланс белого установлен на «Лампы накаливания».

Так как  лампы накаливания имеют больше желтого цвета в своем спектре (2700-2800К), то камера должна скомпенсировать это путем введения синего оттенка, противоположного желтому. Если бы мы снимали при свете ламп накаливания – снимок был бы нормальным, с правильной передачей цвета. Но мы снимаем со студийной вспышкой, цветовая температура которой равна 5600 К! Следовательно, мы получим синий оттенок на изображении.

Поэтому, чтобы избежать подобных цветовых искажений, всегда проверяйте перед съемкой настройки баланса белого, лучше всего настроить его вручную, сфотографировав белый лист бумаги или серую карту. О том, как выполнить ручную настройку баланса белого, подробно написано в инструкции к вашей фотокамере.

Что такое баланс белого в фотоаппарате – ответ от Радоживы

Баланс белого цвета – это параметр, который помогает правильно построить передачу цветного изображение.

Баланс белого

Сокращенно его называют просто ББ (баланс белого), в англоязычной литературе можно встретить WB (White balans), что сути не меняет.

Это очень важный параметр при создании цветной фотографии. Он отвечает за правильность цветовой передачи. Грубо говоря, чтобы белые объекты были белыми, и не имели разные оттенки желтого или голубого.

Баланс Белого помогает камере определить, какой же свет считать белым. Действительно – камера, это не человеческий глаз, который мощным (или менее мощным) мозгом проводит корректировку и задает белый цвет. Камере нужно как-то догадаться, что считать белым. В этом нелегком деле фотоаппарату помогает знание законов физики.

Поверхностно раскроем суть вопроса: по толстым учебникам известно, что белый цвет – это цвет, который дает абсолютное черное тело (обычно используют платину), нагретое до определенной температуры. Определенная температура даст определенную длину волны, а длина волны и определяет то, что мы называем цветом. Температуру меряют в Кельвинах и, например, говорят, что температура дневного белого света равна 6500 К.

А что будет, если нагреть меньше 6500? Тогда получим более низкую температуру, а ей будет соответствовать свет более желтого цвета – например, свеча имеет температуру в районе 1800 К. Потому свеча отдает желтоватым теплым светом.

А что, если нагреть сильней? Будет свет с температурой, соответствующей разным типам ламп с голубоватым оттенком.

Баланс белого — разные настройки ББ

Почему так важно следить за ББ? Ответ очень прост, выставив правильный баланс белого Вы сможете добиться «правильных цветов» на Вашем снимке. Например, для портрета, кожа должна иметь натуральный цвет. При не правильной установке ББ, цвет будет с примесью желтизны или еще хуже – с оттенком голубого. Можете сами убедиться на тестовых снимках, которые находятся в данной статье и сравнить вид картинки с разными настройками ББ. Цветы освещаются слева дневным светом с окна и сверху справа лампой накаливания, в связи с этим получается свет от разных источников с разными цветовыми температурами и камера затрудняется правильно выставить ББ. Обратите внимание на разницу между автоматическим балансом и балансом по белому листу (предустановленным).

Настройка Баланса белого

Как настроить ББ в камере? Настроить баланс белого в камере проще простого, почти у всех обычных цифровых или цифро зеркальных камер есть такая функция. Обычно камера предлагает один из заданных профилей ББ, например, «солнечно», «пасмурно», «отраженный свет», «лампа накаливания», «вспышка» и, конечно же, «авто». Данные стандартные настройки обычно имеют вид пиктограмм и интуитивно поняты. Например, на открытом воздухе в солнечный день разумно будет установить ББ в режим «солнечно» и тем самым дать камере знать, что ББ смещен в более горячую сторону. Точно так же, вечером при лампах накалывания нужно использовать соответствующую настройку.

В более продвинутых камерах есть возможность задания цветовой температуры в Кельвинах. Задача довольно интересная и полезная для наглядного изучения ББ.

Баланс белого по шаблону и с ручным заданием температуры

Как настроить ББ в камерах Nikon? Достаточно нажать кнопку WB и мультиселектором выбрать предустановленный вариант. Либо выбрать вариант PRE, повторно нажать кнопку WB, навести камеру на белый объект и сделать снимок. Снимок на карточку не запишеться, но из него возьмется информация о цвете, который считать белым.

После успешной установки ББ камера напишет Good, если же камера не смогла правильно считать ББ, появится сообщение No Good, и придтся повторить процедуру еще раз. Также, можно хранить образцы ББ в памяти камеры и включать их по необходимости. Более детально Вам поможет только инструкция к фотоаппарату, которую я настоятельно рекомендую изучить.

Интересные мысли: если у Вас продвинутая камера и есть возможность выбрать задать цветовую температуру вручную, советую провести эксперимент – снять один и тот же снимок на максимально низкой допустимой камерой температурой и максимально высокой, как показано в примерах. После сравнения, скорее всего, очень быстро придет понимание как устроен данный параметр.

Как максимально правильно настроить ББ? Очень просто, нужно просто указать камере, что именно считать белым. Для этого нужно в специальном режиме сделать пробный снимок (снимок замер), разместив в центре белый предмет. Обычно такой способ установки ББ называют

баланс белого по белому листу. Это самый оптимальный вариант. Но у него, на мой взгляд, есть недостаток. Лично я часто забываю, что сделал предустановленный баланс белого и продолжаю снимать дальше при изменении места и света для съемки.

Нужно ли постоянно помнить о ББ? Все зависит от ситуации – когда много времени и есть желание сделать максимально «правильный» снимок – то баланс белого незаменимая вещь. Но если сцены и композиции меняются с огромной скоростью, то я рекомендую использовать Auto Баланс Белого. Современные, особенно цифро зеркальные, камеры отлично справляются с этой задачей. Но все же при малом освещении камере будет сложно правильно подобрать цветовую температуру. Для большинства людей достаточно автоматического баланса белого, так как отличить снимки с разными ББ порой очень сложно.

Если баланс белого был выставлен не правильно, то снимок еще можно спасти. Для этого нужно воспользоваться редактором фотографий, таким как Photoshop или любым другим. В редакторе можно задать цветовую температуру, особенно легко это сделать выбрав на фото белый объект и пипеткой «взять» образец белого. Очень легко вытянуть ББ из RAW. Я использую маленькую хитрость – когда снимаю людей, портреты и т.д. и хочу с RAW вытянуть правильный баланс белого, то выставляю ББ с помощью замера пипеткой по белым участкам глаз.

Кстати, у профессиональных камер ББ вынесен отдельной кнопкой для быстрой настройки, точно так, как ISO или качество снимка. То есть, сами производители делают большой акцент на настройках правильной цветовой температуры.

Вывод: почти во всех случаях при настройке баланса белого можно положиться на автоматический режим, на крайний случай, можно подкорректировать редактором. В идеальном варианте ББ лучше задавать с помощью предустановки по белому листу или участку.

Спасибо за внимание и не забываем жать +1, твит и лайк. Аркадий Шаповал.

 

Как выставить баланс белого правильно на фотоаппарате

Приветствую! С вами на связи, Тимур Мустаев. Нравятся ли вам сочные, яркие цвета на снимках? Когда представлен каждый цвет и каждый оттенок, и все они создают очень реалистичное изображение. Конечно, немаловажную роль играют при этом внешние условия съемки и качество самой аппаратуры, но не только.

А что же главное? – спросите вы меня. Правильно определенный баланс белого, вот и всё! Отсюда встает важный вопрос, как выставить баланс белого? Об этом вы вскоре узнаете.

О настройках фотокамеры

Как вы знаете, есть три “кита” – три очень важных экспозиционных параметра кадра, которые должен знать и уметь установить любой уважающий себя фотограф. Это: диафрагма, выдержка, светочувствительность (ISO).

Частенько забывают про еще одну настройку, не меньше влияющую на итоговую картинку, — Баланс Белого (ББ/WB). Он отвечает за передачу цветов и их оттенков и зависит от цветовой температуры окружающей обстановки, которая измеряется в Кельвинах. Если на фотоаппарате неверно определяется белый цвет, то и другие цвета будут искаженными!

Три основных цвета, из сочетания которых рождаются все остальные, — красный, зеленый и синий. Они входят в зону видимого нами и линзами фотоаппарата света. Если цветовая температура низкая, то будет присутствовать цвета красной области, если же высокая – синей.

Общая световая тональность снимка будет зависеть и от неба, и местности, и таких отражателей как вода, горы и т.д. Таким образом, достаточно много факторов влияет на баланс белого. Если мы доверим камере определять эту настройку, то необязательно, что она выберет реалистичный вариант или тот, что нас бы устроил.

А цвет во многом влияет на восприятие всего снимка и еще на важный аспект – его атмосферу. Так что я всегда люблю сам выстраивать ББ, используя, если не полностью ручной режим, то хотя бы приближенное к нему – “ясно”, “облачно”, “лампа накаливания”, “вспышка” и т.д.

Работа с балансом белого

На самом деле, точный показатель баланса белого довольно просто выставляется на фотоаппарате, но все-таки требует некоторого времени и усилий. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Способ № 1: По белому листу, чистому, без пятен и ровному. Сначала необходимо взять белый лист, хорошо подойдет офисная бумага размером А4. Снимаем лист так, чтоб он занял весь кадр. Заходим в меню фотоаппарата, выбираем функцию ручной настройки баланса белого и переходим к снимку белого листа. Нажимаем на “ок”: теперь камера будет ориентироваться на данный белый как на эталонный и уже можно не беспокоиться об искажении в цветопередаче.
  2. Способ № 2: По серой карте, средне-светлого оттенка. Считается, что такой цвет подходит идеально для выставления ББ, так как лишь серый в природе может присутствовать без оттенков, в отличие от того же белого. Мнение неоднозначное. Здесь аналогично, как в 1 варианте, необходимо сфотографировать специальную серую карту и среди всех снимков на фотоаппарате найти ее, выбрав в качестве основного цвета.
  3. Дополнительный способ: по руке. Бывают ситуации, когда ни карты, ни белого листа (или белой поверхности, например, стены) нет, тогда можно использовать фото своей руки, сделанном при наличном освещении, то есть ориентироваться на цвет кожи. Это помогает при портретной съемке, но все же метод по надежности уступает предыдущим.

Важно помнить! Если вы надеетесь один раз провести такое мероприятие с балансом белого, то спешите разочароваться – как только поменяется освещение или другие обстоятельства фотосъемки, все нужно будет делать заново.

В камерах разных производителей немного процесс выставления ББ может отличаться, но редко. К примеру, на никоне мы заходим в “Меню режима съемки”, далее “Баланс белого”: пункт “PRE” и “использовать изображение”. Остается только выбрать кадр из галереи и нажать “ок”. Надпись на дисплее “Получены данные” свидетельствует об успехе проведенной операции.

Более простой способ предполагает использование информационной кнопки “i”, потом джостиком переходим к “WB” и процесс повторяется. Только в этом случае мы не находим нужный кадр, а тут же делаем его.

ББ в графическом редакторе

Представьте, что вы сделали серию снимков, но, к сожалению, не удосужились проверить настройку баланса белого на камере. Теперь все кадры испорчены? Вовсе нет, все можно поправить. Да здравствуют всемогущие программы для обработки изображений! Наиболее популярными и широко функциональными среди них являются две – Lightroom и Photoshop.

В первой можно без труда редактировать большой объем фото и исправлять небольшие ошибки в плане цвета, света, убирать пятна, снижать шумы и прочее, вторая же более сложна в использовании и рассчитана на детальную работу с каждой картинкой, возможности ее практически не ограничены.

Давайте-ка я расскажу вам о том, как в лайтруме добиться идеального баланса белого, то есть когда цвета на картинке будут соответствовать цветам сфотографированной местности или объекта. И для этого тоже существуют разные пути, по сути ведущие к одному результату:

  • Регуляция бегунков “температуры” и “оттенка”. Как Вы можете увидеть, представлена гамма от синего до желтого и от зеленого до пурпурного. Двигаясь к синему, Вы сделаете изображение более холодным, с меньшей “желтизной”, а желтый, следовательно, придаст теплоты снимку. Усиление зеленого хорошо подходит для травы и деревьев, а вот на лице человека его стоит избегать, поэтому слегка можно уходить в сторону пурпурного.
  • Выбор “пипетки”. Выбрав эту опцию и кликнув на светло-серый (или же белый) цвет на изображении, можно автоматически получить нужные цвета. Будьте внимательны, программка не всегда справляется со своей задачей. Многое зависит от цвета и его качества, которые Вы выбрали как эталон для определения других цветов.
  • Тоновая кривая и работа с каждый цветом. Если, как Вам кажется, Вы максимально приблизились посредством методов выше к естественному (или желаемому) цветовому балансу, но все еще что-то не устраивает – попробуйте поиграть с цветами отдельно. Красный, зеленый и синий можно менять с помощью кривых: усилить каждый из них или уменьшить в определенной зоне кадра, светах и тенях. Другие цвета, например, малиновый, оранжевый, меняются в следующем разделе, ниже. И здесь можно задать их насыщенность, светлоту и оттенок.

Цветопередача на различных камерах

В зависимости от модели вашего фотоаппарата, цвета на самой фотографии могут обладать неким специфичным оттенком. Например, фотографии на canon часто получаются чересчур красными, nikon же может “желтить”. Не слишком приятно, правда? Но не стоит бояться, просто к этому нужно быть готовым.

Зная особенности своей камеры, можно создать пресет, то есть набор определенных настроек в том же лайтруме, и практически в один клик преображать цвета на фотографии.

Поэтому мой совет: если не хотите или не можете в силу внешних обстоятельств сразу же скорректировать ББ на фотоаппарате до съемки, фотографируйте в формате raw. Такие файлы будут, несомненно, большого объема, но именно в них сохранится максимально полная информация о фотографии.

При съемке в формате raw, баланс белого, выставить проще простого, например, в редакторе Lightroom. Для этого просто необходимо выбрать из имеющего списка, как показано на картинке ниже.

Важно! Здесь вам, моя большая рекомендация, фотографируйте в формате raw, желательно всегда. Я даже любую мелочь, снимаю в этом формате, при этом, я всегда контролирую любую фотографию.

В последствие это сыграет вам на руку при коррекции не только баланса белого, но и других параметров изображения в фоторедакторе.

На этом, буду заканчивать свою статью, надеюсь, теперь вы полностью знаете о таком параметре, как ББ. Если вам, более детально интересно узнать, о программе Lightroom и как с ней работать, могу порекомендовать видеокурс «Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа». Отличный курс, для молодого фотографа. Весь курс основан на примерах работы в программе лайтрум. Очень вам рекомендую!

Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа

Если вы совсем новичок и не разбираетесь в своем фотоаппарате, ниже приведенные курсы именно для вас. Вы изучите весь  фотоаппарат и научитесь получать красивые фотографии.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для пользователей фотокамеры зеркальной CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для пользователей фотокамеры зеркальной NIKON.

Не забывайте делиться со статьей в социальных сетях, пусть и ваши друзья будут в курсе всех новостей фотоискусства. Пока, коллеги-фотографы. До новых встреч на моем блоге!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Настройка баланса белого для улучшения фотографий

Знакомство с балансом белого в цифровой фотографии

Баланс белого — это настройка цифровой фотографии, которая делает цвета на ней более реалистичными. «Это способ сделать фотографию нейтральной, чтобы белый цвет выглядел белым», — говорит фотограф и преподаватель Адам Лонг. Например, при съемке белого объекта при определенном освещении он может выглядеть более голубым, чем на самом деле. Чтобы избежать этого, можно использовать настройки баланса белого в камере, чтобы избавиться от синего оттенка, или использовать программное обеспечение для постобработки, например Adobe Photoshop, для настройки баланса цветов.

 

Влияние освещения на цветовую температуру

Хотя эта настройка называется балансом белого, на самом деле она влияет на все цвета на фотографии. Если вы снимаете при естественном освещении в пасмурную погоду, фотографии будут иметь холодную цветовую температуру, более синий оттенок. При съемке в условиях искусственного освещения с помощью обычных ламп накаливания получается теплый оттенок цвета, который выглядит более желтым или оранжевым. А при съемке в свете флуоресцентных ламп определенных типов фотографии могут иметь зеленый оттенок.

 

Зависимость атмосферы фотографии от цветовой температуры

Необходимо понять, как может изменяться баланс белого, и использовать его намеренно. Попробуйте сделать белый цвет более реалистичным и посмотрите, стало ли изображение лучше или хуже, — идеальная цветопередача нужна не всегда. «Начинать лучше всего с баланса белого, — говорит фотограф Кентон Вальц. — Потом решите, как вы хотите, чтобы выглядела фотография, и продолжайте настройку в соответствии с этим. Я спрашиваю себя: «О чем рассказывают эти фотографии и как цветовая температура может повлиять на эту историю?»».

 

Настройка баланса белого в камере

 Прежде всего, необходимо учитывать баланс белого в настройках камеры. «Баланс белого позволяет настроить камеру в соответствии с источником света», — говорит фотограф Грейс Ривера. Большинство новых цифровых зеркальных камер оснащены мощными функциями автоматической настройки баланса белого (AWB). Но если вы хотите изучить пользовательские настройки, баланс белого также можно настроить вручную; вы можете выбрать настройку в зависимости от источника света. «Для съемки в пасмурный день есть соответствующая настройка. Если вы снимаете при ярком солнечном свете, то для этого тоже есть своя настройка, — говорит Ривера. — Вы можете выбирать настройки в зависимости от того, где вы находитесь. Но я обычно использую автоматический баланс белого и корректирую цвет во время редактирования».

 

Чтобы добиться хорошего баланса белого во время съемки, необходимо учитывать следующие факторы.

Баланс белого или как сохранить цвета на фотографии

Если собрать всю информацию по настройке баланса белого, то коротко можно сказать так — баланс белого это один из способов, с помощью которого можно сохранить реалистичность и натуральность цветов и оттенков предметов на фотографии. А для нас, когда фотография можно сказать «продает» нашу работу, это особенно важно.
«А на фото мне кажется все было другого оттенка.» — этой фразы заказчика если честно, боюсь постоянно.
К примеру, на фотографиях один и тот же фон:

Вот и приходится устраивать «танцы с бубном» еще на момент съемки, чтобы постобработка была минимальной. Мой фотоаппарат снимает только в режиме jpg, в этом и проблема. Если у вас кадры сохраняются в режиме raw, я вас поздравляю в этом случае все намного проще. В таком режиме фотоаппарат сохраняет сырую матрицу, с которой можно прекрасно работать в фоторедакторе и там корректировать баланс белого. В случае ipg, на выходе уже обработанная фотография, с которой сложнее работать в фотошопе.

Итак, что такое баланс белого?

Если по простому, настройка баланса белого это простое нажатие нескольких кнопок, результатом которого является возможность сохранить красное красным, синее синим, а персиковый оттенок не становится вдруг салатовым или серым. И зачастую настройку приходится делать перед каждым кадром. Почему? Все та же наша любимая физика.

Сам по себе цвет, который мы видим — это отраженный свет от «объекта». Мы видим синий, так как в данный конкретный момент наш глаз воспринимает отраженный свет, спектр которого соответствует синему цвету. Наш мозг постоянно подстраивает свой внутренний баланс белого и мы видим цвет таким, каким он должен быть.На самом же деле оттенки меняются в зависимости от цветового тона источника света и голубой бант, к примеру, может в результате стать голубым,серым, салатовым, фиолетовым..ну, вы поняли.

А что такое белый? — это полный спектр отраженных цветов синего, красного и зеленого цвета в разных соотношениях и пропорциях (здравствуй, раздел «Оптика» на уроке физики, Все помнят как при преломлении грани призмы давали радугу?). А вот то, в каком соотношении эти оттенки принимает и фиксирует фотоаппарат и дает оттенки и искажения на фотографии.

Как этот процесс регулировать (надеюсь, это вам интересно. Мне, например, это помогло понять как происходит этот процесс в камере).

Когда мы делаем настройку баланса белого, мы изменяем чувствительность матрицы к лучам красного, синего и зеленого цвета в соответствии с особенностями освещения. В спектре дневного, белого света соотношение оттенков примерно одинаковое, при лампе накаливания в спектре преобладают красно-желтые оттенки. В последнем случае меняем настройку на режим «лампа накаливания» и чувствительность матрицы к красно-желтым лучам значительно снижается, а к синим значительно увеличивается.Спектр сдвигается в синюю область и цветопередача предметов на фотографии максимально приближается к естественной.

Немного упрощенно, но зато более понятно.

Эти снимки сделаны на улице, когда солнце еще не взошло, свет чистый. Первое фото автоматический режим, вторая в режиме лампа накаливания, третья люминесцентная лампа, последнее фото — ручной режим. Цвета неестественные, так как камера настраивается в соответствии с теми условиями, которые мы ей задаем.

Как это выглядит на практике

Источник света — лампа накаливания.

Первый кадр авто, второй тоже режим авто, но после обработки в фоторедакторе. Получше конечно, но все равно совсем не то,что нам требуется.

Третий кадр — снят в режиме лампа накаливания. А вот это уже ближе к реальности.

Здесь источник света — флюоресцентная лампа. Первый кадр — в обычном режиме, второй в режиме флюоресцентная лампа.. В этом варианте разница не столь явная (лампа хорошего качества), но все равно, согласитесь, второй кадр лучше смотрится.

Для сравнения — снимок при естественном освещении, на улице, в 4 утра.

Другой вариант настройки — по температуре

Как температура связана с белым? Опять дело в физике. Дело в том, что чем выше цветовая температура, тем белее спектр излучаемого света. Это как в жизни — раскаленный металл от красного в начале разогрева становится при повышении температуры все белее. Или, к примеру, свеча дает мягкий желтый цвет (1200-1500К), а лампа белый (2700К).

Именно поэтому под открытым небом в погожий день искажений цветов на снимке фактически нет — излучаемый спектр света действительно «белый». А вот при съемке в комнате все предметы приобретают желтоватый оттенок, согласно спектру лампы накаливания.

Пример — три фотографии. На первой баланс выставлен в соответствии со студийным освещением, на второй — баланс настроен на лампу накаливания и фотоаппарат смещает весь спектр в синий диапазон, чтобы компенсировать желтые оттенки, на третьем фото баланс выставлен на пасмурный день и камера, в соответствии с заложенными в ней алгоритмами, сдвигает спектр в желтую область, чтобы компенсировать холодный голубой свет который бывает в пасмурную погоду.

Подытожив все вышесказанное, делаем вывод — выставляя баланс белого, мы указываем камере, какой именно «белый» должен быть в данном освещении. А фотоаппарат, отталкиваясь от настройки, смещает оттенки всех остальных цветов так, чтобы они выглядели, словно при естественном дневном освещении.

На улице, при естественном свете можно снимать и в режиме авто, камера сама настроится и выдаст правильную гамму, А вот при съемке в помещении или при ярком солнечном свете (наоборот, темном вечернем) нужно выставлять соответствующий баланс белого, чтобы камера, задействовав свои внутренние настройки смещала (выправляла) остальные цвета так, чтобы они выглядели как при естественном освещении.

Все зеркалки, современные мыльницы и даже телефоны имеют определенные режимы — дневной, облачно, съемка при лампах дневного света, съемка при лампах люминесцентных и так далее. Чем качественнее и дороже Ваша камера, тем больше будет таких предустановок. Чаще всего выглядит на камере это так:

Выбираем подходящий режим при соответствующем освещении и работаем.Если же нужно получить на выходе идеально настроенный баланс белого, переходим на ручную настройку.

Поскольку у камеры, в отличие от наших глаз, нет возможности самой определить правильное соотношение (в случае ручной настройки), технике нужно помочь. Нам нужно дать камере так называемый «эталон» или набор определенных настроек, чтобы камера правильно (для каждого конкретного случая) передавала соотношения между цветами и оттенками.

На этом и основана настройка по так называемой серой карте. Это небольшой квадрат (или прямоугольник, не суть важно) серого цвета, то есть сочетание белого и черного цветов в определенных заранее пропорциях. Он чаще всего «содержит» 18% отраженного цвета. Нейтральный чистый белый цвет найти практически невозможно, а серая же карта является эталоном средне-серого тона (18% серый находится ровно посередине между белым и черным, если принять весь диапазон яркостей равным пяти ступеням). То есть серую карту можно использовать как точку отсчета, по которой камера выставит остальные цвета. Мы не профессиональные фотографы, так что в нашем случае можно использовать любой серый цвет, который есть рядом с местом съемки — серый пиджак, серое облако, серый камень.

Я в этой области тоже экспериментирую, так что привожу советы профессионалов-фотографов, которыми пользовался сам:

* В меню находим пункт WB (WB — white balance) и выставляем там режим «PRE» или «Р» (программный) либо Custom, (ручной).

* Нажимаем кнопку WB на камере и держим три секунды.

*как только PRE начинёт мигать, отпускаем кнопку WB и делаем снимок с нашим эталоном серого

*На дисплее должна появится надпись «Успешно«, «Good» или что-то похожее.

*Если на экране надпись Error, No good, то как понимаете, все заново, видимо камера так и не поняла где здесь собственно серый.

*Убираем серую карту и делаем снимки

Учитываем, что серая карта должна занимать большую часть кадра, чтобы послужить эталоном. После замера продолжаем фотографировать, но только при одних и тех же условиях освещения. Если что-то изменилось (направление света, источник или его интенсивность), делаем настройку заново.

Это один из алгоритмов, на камерах фирмы Canon, к примеру, алгоритм немного другой. Там нужно настроить камеру на пользовательский баланс белого. В любом случае описание настройки баланса белого есть в каждой инструкции.

Благодаря этому алгоритму вы сможете показать камере максимально корректное соотношение оттенков и в идеале получите очень хорошие кадры.

В случае, если камера выдает вам кадры в формате raw, выставить баланс белого можно в фоторедакторе (здесь количество серого на фотографии неважно,главное, чтобы серая карта присутствовала на фотографии).

очень надеюсь, что эта статья поможет Вам получить хорошие кадры с естественными, не искаженными цветами.

Творческих вам успехов!

И заходите в гости, будем рады.

Что такое Баланс белого в цифровой фотографии?

Баланс белого (или ББ) является одной из наиболее важных настроек цифровой камеры. Рассмотрим пример, в котором вы, допустим, хотите запечатлеть красоту морских волн, разбивающихся о берег на фоне пасмурного неба. Звучит интересно? Однако, если в настройках вашей камеры вы неправильно зададите баланс белого, то можете получить изображение с цветами, отличными от реальных. Поэтому для того, чтобы снимать эффектные фотографии с натуральной цветопередачей, вы должны научиться использовать настройки баланса белого, предлагаемые вашей камерой.

Цветовая температура

Чтобы понять концепцию баланса белого, следует разобраться с понятием цветовой температуры. Цветовая температура является характеристикой видимого света. Она даёт возможность описать эти характеристики и измеряется в градусах Кельвина (К). Свет с более высокой цветовой температурой, будет иметь более выраженный синий оттенок и большее значение в градусах Кельвина по сравнению со светом с более низкой цветовой температурой. Ниже в таблице приведены примеры цветовой температуры различных источников света.

Как свет влияет на цвет?

Вы, должно быть, заметили, что некоторые фотографии, отснятые в свете ламп накаливания, желтят, в то время как снимки, сделанные в свете люминесцентных ламп, имеют голубоватый оттенок. Это происходит потому, что каждый источник света имеет собственную цветовую температуру. Сенсор цифровой камеры способен измерять цвета в красном, зеленом и синем диапазоне спектра.

В фотографии, сделанной в свете полуденного солнца, присутствует весь спектр света (что и делает солнечный свет «белым»). В таких условиях, цвета на изображении приближаются к своему «истинному» цвету.

Фотография же, отснятая в свете ламп накаливания (самой обычной, что освещает дома большинства из нас) без установки в настройках камеры соответствующего значения баланса белого, будет отдавать унылым оранжевым оттенком, поскольку цветовая температура источника света лежит в жёлто-оранжевом диапазоне спектра.

По той же причине, фотография, снятая в свете ламп дневного освещения, имеет голубоватый оттенок.

Тем не менее, вы можете смещать цвет в желаемом направлении, если вы неплохо разбираетесь в настройках вашей камеры.

Зачем настраивать баланс белого?

Как вы уже усвоили, различные источники света дают различные цветовые оттенки. Что же произойдет, если вы попробуете сделать фотографию в условиях искусственного освещения при помощи камеры, в которой установлен баланс белого, характерный для обычного дневного освещения? А произойдет следующее: поскольку окружающее освещение будет гораздо теплее по спектру того, на которое рассчитаны настройки, то сенсор камеры уловит больше света в красном диапазоне спектра, что приведёт к появлению желтоватых и оранжевых оттенков на вашей фотографии.

Человеческий глаз способен автоматически приспосабливаться к различному освещению и корректно передавать цвет предметов, а вот камера, для правильной цветопередачи, должна быть настроена под каждый конкретный источник освещения.

Регулируя настройки баланса белого вашей камеры, вы можете задать источник освещения или его цветовую температуру температуры для получения на фото максимально точной цветопередачи.

Предустановленные настройки баланса белого


 

Авто – автоматическая настройка помогает в настройке баланса белого, автоматически выбирая цветовую температуру в зависимости от различных условий освещения. Однако, иногда в этом режиме камера может ошибиться и на фото появится оттенок, который вы не ожидали получить. Для достижения лучших результатов, пробуйте использовать другие режимы, имеющиеся в вашей камере.


Лампы накаливания – этот режим используется для съёмки сцен, освещенных небольшими лампами накаливания, кроме того, он весьма часто используется при фотосъёмке в помещении. Выбор этого режима баланса белого понижает цветовую температуру освещения на ваших фотографиях.


Люминесцентные лампы (Лампы дневного света) – этот режим может использоваться для получения более ярких и теплых снимков, компенсируя холодное освещение люминесцентных ламп.


Дневной свет – этот режим предназначен для стандартной настройки баланса белого при фотосъёмке в условия дневного освещения вне помещений. Во многих камерах этот режим отсутствует.


Облачно – этот предустановленный режим баланса белого идеально подойдёт для съёмки в облачный день, поскольку он делает цвета изображения более тёплыми.


Вспышка – это предустановленный режим может потребоваться вам в случаях, когда доступного освещения недостаточно, и вы будете использовать вспышку. Этот режим помогает выбрать правильный баланс белого в условиях низкой освещенности.


Тень – поскольку кадры, снятые в затенённом месте, обычно имеют более холодную, синеватую гамму, использование этого режима поможет вам сделать цвета изображения более тёплыми.


Ручная настройка баланса белого

Помимо использования предустановленных режимов, вы также можете вручную задать баланс белого, взяв белый объект (а в идеале – так называемую серую карту) в качестве эталона. Это делается для того, чтобы подсказать микропроцессору камеры, как белый объект будет выглядеть в конкретном кадре. Баланс белого желательно устанавливать вручную в случаях, когда есть необходимость компенсировать изменяющиеся условия освещения.

Например, изменение степени освещённости, особенно быстро происходящее в утренние или вечерние часы, достаточно легко воспринимаются камерой. Поэтому при фотосъёмке в это время суток нужно регулярно корректировать баланс белого.

Чтобы настроить баланс белого вручную, наведите камеру на равномерно белый объект – или на нейтрально-серую карту – и сфокусируйтесь на нём. Теперь активируйте режим ручной установки баланса белого, нажав на соответствующую кнопку камеры. Этот процесс может занять некоторое время, за которое камера сделает снимок и обработает полученные данные для установки параметров баланса белого. Полученные таким образом значения будут использоваться камерой до следующего выполнения баланса белого.

Ручная настройка баланса белого может замедлять процесс съёмки, однако, именно она позволяет получить наилучшие результаты.

Заключение

Конечно, некоторые фотографы и фотолюбители использование предустановленных режимов баланса белого считают дилетантством, однако, не стоит забывать о том, что не всегда есть время для установки баланса белого вручную.

Также стоит помнить о том, что использование различных режимов баланса белого позволит вам углубить ваши познания в фотографии и в выборе оптимальных настроек для различных условий съёмки.

Если у вас возникли сомнения, сделайте снимок в автоматическом режиме баланса белого, а затем – установив баланс белого вручную. Эти снимки наглядно продемонстрируют вам всё то, о чем вы узнали из этой статьи.

В завершение, посоветуем вам попробовать снимать в каждом из имеющихся режимов баланса белого, чтобы лучше понять и усвоить, какие результаты даёт использование того или иного режима.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Поделиться новостью в соцсетях Об авторе: spp-photo.ru « Предыдущая запись Следующая запись »

Фотографии от А до Я: баланс белого

Баланс белого — это настройка камеры, которая регулирует цветовой баланс света, в котором вы снимаете, так, чтобы он выглядел нейтрально-белым, и он используется, чтобы противодействовать оранжевому / желтому цвету искусственного света, например, или холодному свету глубокая тень под голубым небом, чтобы портретные снимки, сделанные в тени, выглядели более естественно.

Все цифровые камеры имеют настройку автоматического баланса белого, которая анализирует цвета в сцене и автоматически нейтрализует их.В большинстве случаев это очень хорошо, хотя бывают случаи, когда вам нужно отменить настройку автоматического баланса белого и выбрать настройку самостоятельно.

В одном случае цвет света является неотъемлемой частью изображения, например, теплые цвета заката или холодный синий свет ранней зари. Если вы снимаете в тускло освещенном баре или ресторане, возможно, вы захотите сохранить цвет окружающего освещения, а не исправлять его.

Другой вариант — это когда вам нужен постоянный цветовой баланс для серии изображений, и вы не хотите, чтобы камера автоматически настраивала баланс белого от одного снимка к другому.

Ручные предустановки баланса белого

Вот почему камеры также предлагают ручные предустановки баланса белого, которые вы можете выбрать для соответствия условиям, для поддержания согласованности цвета между снимками или для того, чтобы камера давала вам очень специфическую цветопередачу. Например, если вы оставите камеру на предустановку баланса белого «дневной свет», она точно запечатлит меняющиеся цвета от рассвета до сумерек в пейзажной фотографии, не пытаясь их исправить.

В качестве альтернативы, в помещении или в студии вы можете взять пользовательскую настройку баланса белого из серой карты или другого объекта с нейтральными тонами, чтобы цвет имел постоянный нейтральный вид на всех снимках, которые вы делаете в этой настройке.

Предустановка баланса белого обычно описывается в соответствии с условиями съемки в

Предустановка баланса белого обычно описывается согласно условиям, в которых вы снимаете, поэтому камеры обычно предлагают «дневной свет», «облачно», «тень», «лампа накаливания» и другие предустановки. Однако в профессиональной студийной фотографии баланс белого чаще измеряется с помощью «цветовой температуры», которая измеряется в градусах Кельвина.

Например, считается, что дневной свет имеет цветовую температуру около 5200-5500 градусов Кельвина, искусственный вольфрамовый свет составляет около 2400-2600 градусов Кельвина, а открытая тень под голубым небом может достигать 7500-9500 градусов Кельвина.Студийное освещение обычно калибруется в градусах Кельвина, чтобы фотографам было легче согласовать баланс белого камеры с источником света.

Температура и оттенок

Но хотя значения цветовой температуры все еще широко используются, современные цифровые камеры работают не только с настройкой «температура», но и с настройкой «оттенок». Обычная цветовая температура измеряется в спектре красный / желтый / белый / синий, а оттенки — это дополнительная вариация в спектре зеленого / пурпурного.Когда вы настраиваете баланс белого, теперь принято настраивать и то, и другое.

Вы можете выбрать настройку баланса белого на камере, но если вы снимаете необработанные файлы, а не JPEG, вы можете выбрать ее позже, при редактировании изображений. В файлах JPEG настройка баланса белого «запекается» в изображениях по мере их обработки камерой, и любые дополнительные данные о цвете удаляются. В необработанных файлах полные данные о цвете, захваченные датчиком, сохраняются в файле, и, хотя настройка баланса белого камеры записывается вместе с данными, их можно использовать или игнорировать позже при обработке изображения.

Даже если вы снимаете необработанные файлы, выбор подходящего баланса белого во время съемки полезен, потому что он экономит этапы обработки позже, а система автоматического баланса белого камеры может предложить хороший компромиссный вариант, который трудно улучшить вручную.

Что такое баланс белого в фотографии? Определение баланса белого

В цифровых камерах используются менее сложные методы обработки тона и цвета, чем у нас. На самом деле мы видим гораздо более широкий цветовой диапазон (гамму), чем камера.Таким образом, фотограф должен настроить баланс белого на камере, чтобы точно передать цвета.

Так что же такое баланс белого? Где вы размещаете цветовую температуру на диаграмме баланса белого и что мы меняем для разных источников света, таких как закат, астрофотография, вольфрамовый свет или лампа накаливания? Чтобы лучше понять, мы покажем вам, как настроить баланс белого для достижения наилучших результатов.

Отказ от ответственности: мы используем партнерские ссылки на продукты, упомянутые на этой странице.Когда вы переходите по партнерской ссылке и совершаете покупку, мы получаем комиссионные. Если вы хотите поддержать наш портал, вы можете воспользоваться ссылками. В противном случае вы можете найти рекомендованные продукты с помощью поисковой системы.

Что такое баланс белого?

Баланс белого — это система, предназначенная для устранения нереалистичных цветовых оттенков на фотографиях. То есть настройка цвета в камере или в программном обеспечении для редактирования для отображения белых объектов в кадре как белых на фотографии. Это особенно важно при съемке сцен со снегом.

Объем необходимой коррекции зависит от цветового оттенка источника света. Обычно они либо теплые (красный, желтый и оранжевый), либо холодные (синий, фиолетовый или зеленый). Некоторые примеры теплых цветовых температур: свечи, костры и закаты. В то время как холодные цветовые температуры могут быть обнаружены в сумерках, в пасмурную погоду или в тени.

Цветовая температура измеряется в градусах Кельвина (K), а на диаграмме баланса белого отображается в диапазоне от 1000 до 15000 К. Дневной свет (солнечный свет) считается нейтрально сбалансированным, не содержит ни теплого, ни холодного цветового оттенка, и поэтому он находится в середине диаграммы при температуре около 5000-5500K.

Как настроить баланс белого

В цифровых камерах есть несколько предустановленных настроек баланса белого, которые отлично справляются со своей задачей и полезны для различных ситуаций съемки.

  • Авто : Этот автоматический режим автоматически настраивается в зависимости от того, что находится в кадре. Если камера видит много теплых желтых тонов, скорее всего, она изменит баланс белого, чтобы охладить их. Прекрасно, если вы снимаете при свете лампочек и хотите реалистичных цветов, но не очень хорошо, если вам нужен ревущий красный закат.
  • Tungsten : Используйте эту предустановку при съемке в помещении при стандартных лампах. Лампы излучают естественный теплый цвет, и, хотя они немного различаются между марками и размерами ламп, это поможет вам на 90% добиться точного баланса белого.
  • Флуоресцентный : Идеально подходит для полосовых светильников, содержащих более холодные тона. Цветовой оттенок обычно менее резкий, чем у вольфрамовых лампочек, и поэтому с ними легче обращаться.
  • Дневной свет / солнечный свет / солнечный свет : Солнечный свет находится прямо посередине при температуре около 5000-5500K и считается чисто белым, без каких-либо цветовых оттенков.Используйте это при съемке объектов на улице под прямыми солнечными лучами.
  • Облачно / Тень : Под сильными облаками или в тени на улице свет становится немного более синим, и поэтому требуется другой баланс белого, чем при съемке под прямым солнечным светом. Обязательно измените это или используйте предустановку автоматического баланса белого при перемещении между затемненными и непосредственно освещенными областями.
  • Вспышка : Цветовая температура вспышки меняется в зависимости от марки вспышки, но обычно она немного теплее дневного света.Используйте это при съемке с использованием вспышек / студийных вспышек в качестве основного источника света.

Получить идеальный баланс белого каждый раз просто. Просто следуйте этим простым шагам.

  • Возьмите с собой серую карточку и используйте ее для расчета цветовой температуры.
  • Держите серую карточку перед объектом или рядом с ним. Хорошие серые карты обычно имеют белый и черный цвета и несколько сторон, чтобы учесть разницу в цветовой температуре от прямого света и теней.
  • Выберите пользовательскую настройку баланса белого (иногда сокращенно «K») и настройте баланс белого до тех пор, пока серый, белый и черный не будут выглядеть реалистично.

Если вы ищете качественное оборудование, мы рекомендуем вам проверить Amazon. Есть много фотоаппаратов, штативов, осветительного оборудования и прочего:

Как исправить баланс белого в программном обеспечении

Иногда, как бы вы ни старались, вам иногда придется отказаться от исправления баланса белого в программном обеспечении для пост-обработки позже . Убедитесь, что вы снимаете в формате RAW, поскольку цветовой баланс файлов изображений JPEG и TIFF не может быть изменен после съемки. По крайней мере, непросто! Вот как это сделать.

  • Съемка изображений в формате RAW.
  • Загрузите их в свою программу редактирования. В Adobe Photoshop откроется отдельное окно обработки RAW под названием Adobe Camera RAW.
  • Выберите на фотографии место, которое, как вы ожидаете, будет чисто-белым или чисто серым. Например, нижняя сторона облака или белого свадебного платья.
  • Используйте пипетку в меню баланса белого, чтобы выбрать нейтральный белый / серый цвет.
  • Отрегулируйте цветовой баланс, если он не идеален.Обычно есть два ползунка: температура и оттенок. Ползунки температуры контролируют большие изменения температуры между синим и желтым. Принимая во внимание, что Tint обрабатывает меньшие приращения, склоняясь между зеленым и пурпурным.
  • Убедитесь, что изображения сняты в формате RAW. Цветовой баланс файлов изображений JPEG и TIFF нельзя изменить после съемки.

Теперь вы можете попробовать самостоятельно исправить баланс белого. Мы подчеркнули необходимость хорошего инструмента для редактирования изображений для постпроизводственного эффекта балансировки белого; Фоторедактор Movavi Picverse — отличный инструмент, который поможет вам решить эту проблему.

БАЛАНС БЕЛОГО. ЧТО ТАКОЕ БАЛАНС БЕЛОГО? Баланс белого (ББ) — это процесс удаления нереалистичных цветовых оттенков, так что объекты, которые лично кажутся белыми.

Презентация на тему: «БАЛАНС БЕЛОГО. ЧТО ТАКОЕ БАЛАНС БЕЛОГО? Баланс белого (WB) — это процесс удаления нереалистичных цветовых оттенков, так что объекты, которые кажутся белыми на самом деле». — Стенограмма презентации:

1 БАЛАНС БЕЛОГО

2 ЧТО ТАКОЕ БАЛАНС БЕЛОГО? Баланс белого (WB) — это процесс удаления нереалистичных цветовых оттенков, так что объекты, которые кажутся белыми на фотографии, становятся белыми.При правильном балансе белого камеры необходимо учитывать «цветовую температуру» источника света, которая относится к относительной теплоте или холоду белого света. Наши глаза очень хорошо определяют, что является белым при различных источниках света, но цифровые камеры часто испытывают большие трудности с автоматическим балансом белого (AWB) и могут создавать неприглядные синие, оранжевые или даже зеленые оттенки. Различные виды освещения выглядят одинаково для зрительной системы человека (хотя, как только вы, как фотограф, узнаете, что есть разница, вы будете искать и замечать ее везде!).http://www.cambridgeincolour.com/tutorials/white-balance.htm http://www.wikihow.com/Adjust-Your-Digital-Camera’s-White-Balance

3 ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА? Так что же такое цветовая температура? Короче говоря, каждый источник света имеет свой индивидуальный цвет или «цветовую температуру», которая варьируется от красного до синего. Свечи, закаты и вольфрамовые лампы излучают свет, близкий к красному (отсюда «теплый» вид, который они придают снимкам), тогда как чистое голубое небо излучает «прохладный» синий свет. Когда вы ее прочтете, это становится очевидным. Цветовая температура обычно записывается в кельвинах, единицах абсолютной температуры. Холодные цвета, такие как синий и белый, обычно имеют цветовую температуру выше 7000K, в то время как более теплые цвета, такие как красный и оранжевый, лежат около отметки 2000K.

4 ЧТО ТАКОЕ ШКАЛА КЕЛЬВИНА? Шкала Кельвина используется для измерения цветовой температуры. В фотографии градусы Кельвина и цветовая температура используются по-разному.Например, цветовая температура освещения может быть установлена ​​как «сбалансированная при дневном свете». «Сбалансированный дневной свет» излучает свет, соответствующий цветовой температуре, определенной как дневной свет.

5 ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ БАЛАНС БЕЛОГО НЕВЕРНЫЙ? Снимок, сделанный с нормальным балансом белого в условиях искусственного освещения, передает слабое тепло на сенсор камеры. Этот свет касается красных частей спектра, в результате чего на изображении появляются тусклые желтые или оранжевые оттенки.

6 ПРИМЕРЫ БАЛАНСА БЕЛОГО:


7 КАК УСТАНОВИТЬ БАЛАНС БЕЛОГО НА КАМЕРАХ? Найдите на своей камере регулятор баланса белого. См. Подробности в руководстве, но вот пара подсказок: цифровые SLR обычно имеют кнопку на верхней или задней части камеры с надписью «WB». Вы удерживаете кнопку нажатой, вращая один из дисков управления, чтобы отрегулировать его.(В более дешевых цифровых SLR Nikon это не учитывается).

Что такое баланс белого? | Школа фотографии Icon

«Баланс белого» — это просто цветовой баланс цифровой камеры. Баланс белого есть как в неподвижной фотографии, так и в движении.

Вы знаете, как некоторые фотографии выглядят голубоватыми или слишком желтыми? Часто это просто случай отключения баланса белого.

Камеры работают не так, как человеческий мозг. Человеческий мозг знает, что белый лист бумаги — это белый лист бумаги, независимо от того, смотрите ли вы на него при солнечном свете или при свете свечи.

Камеры

глупы, поэтому не знают, что белый лист бумаги белый, поэтому, если вы не установите баланс белого, он может подумать, что бумага при свете свечи на самом деле желтая.

Итак, что делать? Проще говоря, все, что вам нужно знать о балансе белого, это то, что лучше всего вручную установить баланс белого в соответствии с источником света .

Итак, если вы снимаете при дневном свете, установите баланс белого на дневной свет. Если вы снимаете вольфрамовый свет, используйте вольфрам.Это действительно очень просто. В этой теме есть еще много чего, но этого действительно достаточно для основ.

Главное — всегда настраивать баланс белого в соответствии с источником света, если вы хотите, чтобы цвета на фотографиях были как можно более точными.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *