Что такое raw формат – что это такое и почему популярен

Содержание

12 фактов о формате RAW. Все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Мы все пишем название RAW большими буквами только потому что так повелось и все понимают, что речь идёт именно о формате файлов. С английского языка raw переводится как «сырой». Это полностью отвечает сущности данного формата, потому что это формат изображения или видео, который содержит все данные, захваченные камерой. Такие файлы не подвергаются обработке, и вы имеете доступ ко всей информации, полученной с матрицы камеры.

Каждый раз, когда вы делаете снимок при работе с Jpeg, камера производит корректировку резкости, контраста, выполняет цветокоррекцию и шумоподавление. Также камера выполняет сжатие снимка. В каждой камере можно настроить степень корректировки, но, если вы хотите держать всё в своих руках, вам следует использовать сырой формат RAW. Файлы будут занимать значительно больший объём памяти, но это позволит более гибко вытягивать детали из теней и светлых участков, настраивать баланс белого и иметь доступ к большему количеству цветов.

Вы также можете снимать в RAW+JPEG, одновременно получая оба варианта снимка. Это позволит выполнить преобразование вручную, если вас не устроит качество снимка, обработанного камерой.

1 Почему корректировка RAW не разрушающая?

При редактировании файла JPEG (например, регулировки экспозиции, баланса белого, или контраста) все изменения сохраняются в исходном файле. Это означает, что вы никогда не сможете вернуться к тому, с чего начали, если не оставили копию исходного файла.

Это может стать катастрофой, если вы допустили ошибку и сохранили изменения в оригинальном файле, а не в копии, (особенно если у вас нет резервной копии оригинала).

Какую ошибку можно допустить? Вы могли кадрировать изображение, конвертировать его в черно-белый или изменить размер, а затем сохранить изображение. Все эти корректировки будут необратимыми. Это разрушающее редактирование, где редактирование не может быть отменено.

СОВЕТ: При работе с JPEG всегда следите за тем, чтобы при сохранении файла использовать пункт «Сохранить как».

При работе с RAW невозможно перезаписать исходный файл. Все корректировки сохраняются как инструкции, содержащие все данные о редактировании. То есть существует оригинальный сырой файл и файл с данными о том, как программа просмотрщик или графический редактор должны отображать этот файл, учитывая все корректировки цвета, контраста, детализации и т.д.

Это означает, что у вас всегда есть доступ к исходному файлу. Поскольку данные исходного изображения всегда остаются не тронутыми, это известно, как неразрушающее редактирование.

2 Я настроил камеру на съёмку в RAW и сделал несколько фотографий, что теперь?

Хорошая работа! Теперь вам нужно скопировать фотографии на компьютер.

Вы можете сделать это путем подключения камеры к компьютеру или вытащить карту памяти и вставьте ее в устройство чтения карт памяти, которое должно быть подключено к компьютеру.

После того, как исходные файлы окажутся на вашем компьютере, вы можете использовать графический редактор, например Lightroom для редактирования их. Как только вы закончите редактирование, вы можете экспортировать снимки в формате JPEG или распечатать их.

3 Могу ли я напечатать необработанный файл?

Короткий ответ: Да и Нет.

Не все программы программного позволят вам печатать необработанные файлы напрямую. Если вы работаете с программой для редактирования, как Lightroom можно напечатать исходные файлы непосредственно из Lightroom.

Большинство любительских фотолабораторий не будут печатать RAW-файлы. Профессиональные лаборатории также не печатают из исходных файлов. Это вызвано тем, что каждый графический редактор по-своему может интерпретировать цвета сырых файлов. Также существует очень много RAW-форматов. Каждый производитель камер создал свой формат.

Приемлемым для печати форматом является JPEG или в некоторых случаях TIFF. Оба эти формата легко создаются из RAW-файлов.

4 Насколько велики исходные файлы по сравнению с JPEG?

Размер файла RAW в 3-4 раза больше, чем в формате JPEG. Сырые файлы больше, потому что они содержат гораздо больше информации по сравнению с файлами JPEG. JPEG представляет собой сжатый формат файла. Это означает, что для того, чтобы получить, меньший размер, камера буквально выбрасывает информацию.

Имейте в виду, что место для хранения данных стоит денег и вам придётся сделать выбор в каком формате хранить файлы.

5 Мне нужно конвертировать мои фотографии из RAW?

Нет, вы можете хранить свои оригинальные исходные файлы в исходном формате. Вам только нужно экспортировать RAW-файлы в JPEG, если вы хотите распечатать их или обмениваться ими в интернете.

Можно конвертировать исходные файлы в открытой исходный RAW-формат, известный как DNG.

6 Что мне делать с моими JPEG-фотографиями теперь, когда я снимаю в RAW?

Ваши старые фотографии в формате JPEG все еще стоит держать на компьютере! Вы не можете преобразовать их в RAW, но вы можете редактировать их в программах, например, в Lightroom.

Хотя вы можете делать все те же изменения в файлах JPEG, который вы можете производить в RAW, гибкость настроек будет не такая же. Вы можете заметить потерю качества снимков при слишком агрессивной корректировке.

7 Мне снимать в sRaw или в mRaw?

Некоторые камеры могут выполнять некоторое сжатие RAW, например, в sRAW и mRAW. Это, по существу, те же сырые файлы, но с уменьшенным разрешением. Таким образом, вместо того, чтобы иметь файлы 6000×4000 пикселей, изображение будет уменьшено до 3000×2000 пикселей.

Это позволит получить файлы меньшего размера. Если вы хотите серьёзно заниматься фотографией, то лучше не использовать уменьшенные форматы. Они дадут меньше свободы при обработке.

8 Как работает ч/б с RAW?

Сырой формат и черно-белые фотографии являются отличным сочетанием! Прекрасный выбор!

Первое, что нужно отметить, что вы не должны использовать встроенную функцию съёмки в ч/б. Эти фильтры могут помочь дать вам представление о том, как будет выглядеть фотография после съёмки, но вы сможете получить гораздо лучший результат в графическом редакторе, например, в Lightroom или Photoshop.

Кроме того, черно-белые фильтры на камерах часто требуют, чтобы вы снимали в формате JPEG. Это значит, что ваш снимок будет действительно монохромным и вы не сможете вернуться к цветному изображению, если решите сделать это.

При съемке в RAW вы сможете решить после съёмки, стоит ли переводить снимок в черно-белый вид. Вы также будете иметь возможность сделать более драматичный вид, отдельно регулируя яркость каждого цвета.

9 Должен ли я предоставлять сырые файлы моему клиенту?

Чаще всего это делать не следует. Как правило, клиентам не нужны снимки в этом формате. Они не знают, что с ними делать. При этом они будут выглядеть тусклыми, не контрастными и без насыщенных цветов. Перед передачей клиенту работ, нужно откорректировать их, приведя в красивый вид, и конвертировать в JPEG.

Вы могли бы предоставить клиенту исходные файлы с настройками, которые вы сделали (передавай RAW с файлами .xmp) — но если ваши клиенты не являются фотографами, то они, вероятно, не смогут использовать эти файлы. Возможно, они даже не смогут их просмотреть, так как не любая программа для просмотра изображений отображает RAW.

Лучше всего передавать JPEG с высоким разрешением, которые можно будет просматривать, публиковать в интернете и печатать.

10 Когда я должен снимать в Raw?

Если вы любитель или профессионал, вы должны снимать в RAW.

Все зеркалки дают возможность снимать в RAW. Современные смартфоны и высококлассные компактные камеры также предоставляют доступ к этому формату. RAW – это файл в максимальном качестве, которое способна создать камера. Вы должны пользоваться этим. Кроме того, вы имеете возможность снимать в RAW+JPEG. Так что, если вас н устроил снимок Jpeg, и вы хотите провести редактирование, вы всегда сможете использовать для этого парный RAW.

Иногда у людей появляется много возражений против съёмки в RAW:

Съёмка в

RAW занимает много времени и места. Вы можете после съёмки выполнять обработку снимков, получая наилучшее качество изображения и конвертировать их в Jpeg. После сырые объёмные файлы можно удалить. Это позволит экономить место. Со временем всё сложнее, но если вы не планируете выполнять обработку файлов, то действительно вам незачем снимать в RAW. Кроме того, сейчас есть умные графические редакторы, например, Photolemur, которые сами выполняют всю обработку.

Съёмка в RAW не нужна любителям, она для профессионалов. Съёмка в RAW нужна тем, кто заботится о качестве своих изображений.

При этом стоит понимать, что JPEG также приемлем для съёмки. Многие профессионалы снимают только в этом формате и их работы очень хороши. Но у них нет шанса на ошибку. Всё, что они делают должно быть продумано и настроено. RAW допускает небольшие промахи, которые можно будет исправить в постобработке.

Но стоит понимать, что съёмка в RAW не даёт поблажек. Вам всё равно нужно уделять максимум внимания настройкам камеры и освещению сцены.

Съёмка в RAW даёт гораздо больше возможностей улучшения снимка. Например, RAW позволяет полностью контролировать баланс белого во время постобработки. ВЫ сможете вытянуть больше деталей из ярких областей и из теней.

Мои клиенты не будут знать разницу между RAW и JPEG. Это правда, клиенты не заметят разницу. Особенно если вы отдаёте им снимки в формате JPEG.

Важно отметить, что, как профессиональный фотограф, вы сами будете знать разницу между RAW и JPEG. Вы будете знать, какую гибкость для редактирования имеете. Иногда, ошибившись с настройками вы можете получить слишком тёмный или слишком яркий кадр. RAW позволит спасти эту фотографию.

Я не могу получить те же тона кожи при съёмке в RAW, как получается при работе с JPEG.

Файлы JPEG проходят обработку в камере согласно предустановленных настроек. Камера работает с балансом белого, контрастом, и цветами. Все эти регулировки доступны и вам.

Обработку можно выполнять в любом графическом редакторе. Изначально RAW-файлы выглядят более тускло, чем Jpeg. Их нужно обработать и с практикой к вампридут нужные навыки.

Обработка RAW занимает больше времени, чем JPEG. Независимо от формата, в котором вы снимаете, скорость обработки будет зависеть только от вас, используемых методов обработки и этапов коррекции.

Не существует профессионельных фотографов, которые отдавали бы клиентам совершенно не обработанные снимки. Даже съёмка в JPEG требует дополнительной обработки, так как на этапе создания файла камера вносит минимальные изменения. Единственное, что Jpeg позволяет делать быстрее, так это перенос файлов с карты памяти на компьютер благодаря меньшему объёму.

Даже фотографы, которые снимают в JPEG редактируют свои фотографии, и, если вы проводите время за редактированием снимков, вы так же можете использовать RAW для получения лучшего качества.

Lightroom позволяет выполнять пакетную обработку снимков. Программа работает с файлами RAW и JPEG. Пакетное редактирование позволяет выбрать несколько снимков и ко всем применить одинаковые корректировки. Получается, вам нужно отредактировать только одно фото, а остальные будут отредактированы автоматически. Это очень удобно, если вы проводите съёмку в одинаковых условиях освещения. Вы даже можете создавать пресеты, которые применяются одним щелчком. Lightroom позволяет значительно увеличить скорость обработки снимков.

11 Когда я должен снимать в JPEG?

Файлы JPEG занимают меньше места на карте памяти. Этот формат будет удобен в длительной поездке, когда вы не можете освободить карту памяти. С форматом RAW она может быть быстро заполнена.

Также Jpeg предпочтителен, если у вашей камеры небольшой буфер памяти, а вам нужно снимать в режиме серийной съёмки. JPEG не так быстро будет заполнять буфер и вы сможете сделать больше фотографий в серии и лучше задокументировать спортивные соревнования или другие активные сценарии с быстро меняющимся содержанием.

Если вам нужно часто снимать длительные серии, то стоит подумать о покупке камеры с большим буфером памяти и высокой скоростью съёмки. Если же такая необходимость возникает не часто, можно просто работать с форматом Jpeg.

Также вы можете снимать в пакетном режиме и с форматом RAW, но буфер будет заполняться быстрее и серии будут короче.

12 Какое программное обеспечение вам нужно?

Если ваша камера способна снимать в RAW, то скорее всего, производитель камеры предлагает программное обеспечение для обработки этих файлов. Вы можете найти его на CD или DVD, которые продаются с камерой или на сайте компании производителя.

Преимущество использования программного обеспечения для обработки RAW от производителя камеры заключается в том, что оно бесплатное, но преимущества на этом заканчиваются. Их программное обеспечение, как правило, неуклюжее, некрасивое и сделано без особого учёта удобства и производительности для эффективной работы.

Самое распространённое программное обеспечение для работы с RAW — Adobe Lightroom.

У Lightroom есть несколько конкурентов, например, Capture One Pro, и DxO Optics Pro.

Все эти программы имеют свои сильные и слабые стороны. Ни одна программа не доминирует над другой.

Почему стоит использовать Lightroom? Во-первых, Adobe является лидером на рынке. Вполне вероятно, что более чем 90% профессиональных фотографов используют Lightroom и Adobe Camera Raw (программное обеспечение, интегрируемое в Photoshop).

Поскольку Lightroom сделан Adobe, он хорошо интегрируется с другими продуктами компании, которые позволяют работать с графикой, дизайном, разрабатывать сайты, презентации и многое другое. Самая важная интеграция — Photoshop. Вы можете выполнить корректировки в Lightroom, из программы перенести снимок в Photoshop, провести коррекцию, которую невозможно сделать в предыдущей программе, а потом вернуться к редактированию в Loghtroom, при этом ни разу не выйдя на рабочий стол для пересохранения файла. Всё делается легко и быстро.

В целом, Photoshop является более продвинутой профессиональной программой для работы с графикой. Вы можете вносить коррективы на уровне пикселей. Это очень важно для ретуши, фотоманипуляций и работы с пластикой. Всё это невозможно делать в Lightroom.

Хорошая альтернатива Photoshop для большинства фотографов – это Photoshop Elements, который является версией потребительского уровня. Photoshop Elements поддерживает Camera RAW, однако Adobe урезала некоторую функциональность программы.

Доказательства

Если вы всё ещё нуждаетесь в доказательствах превосходства RAW над JPEG, попробуйте сделать снимок в RAW и сфотогарфировать ту же сцену с теми же настройками в JPEG. Затем откройте оба файла в Lightroom. Попробуйте сделать корректировки таких вещей, как экспозиция, контраст и баланс белого. Вы сможете легко увидеть, насколько более качественные получаются результаты при работе с сырыми файлами.

И помните, вы всегда можете установить настройку RAW+JPEG и снимать в обеих форматах одновременно, так что вы ничего не теряете!

Подписывайтесь на журнал Фотар: Facebook, Вконтакте и Telegram

comments powered by HyperComments

photar.ru

В чем разница форматов JPEG и RAW

Фотографы не прекращают спорить о том, какой из форматов выбирать для фотографий при съемке. Речь идет о RAW и JPEG (иногда JPG). Несмотря на то, что в общем большинство специалистов представляют себе разницу между этими двумя форматами, понимание любителей не всегда четкое. Фотограф и преподаватель Уэйн Раску (©Wayne Rasku), который ведет веб-занятия по фотоискусству в Атланте (Джорджия, США), собрал информацию и противоречия вместе. В статье он постарался объяснить, в чем суть форматов и как понять, какой формат нужно использовать для получения максимального эффекта в результате. 

фото by Luis Valadares

JPEG против RAW

JPEG – общепринятый формат для фотографий, все просто. Если вы отправляете изображения в Сеть или печатаете снимки, то, скорее всего, файлы сохранены именно в формате JPG. Тем не менее, к JPEG «накопились вопросы» по поводу целостности изображений. Конечно, формат описывают, как наиболее распространенный формат сжатия снимков, основной для большинства цифровых камер. Но технически он представляет собой «изменение с потерями», которое ухудшает исходные параметры изображений. Именно в этом кроется основная проблема, отправная точка дискуссий о том, в каком формате делать и сохранять снимки.

В чем же состоит неудобство сжатия с потерями? По сути, камера изначально запрограммирована на трансформацию файла до меньшего размера путем отбрасывания части пикселей. В зависимости от выбранных настроек, сжатие будет большим или меньшим. Если вы выставите наиболее крупный размер файлов, камера «отбросит» минимальное количество данных. Если вам нужно уместить на карте памяти как можно больше снимков, вы выставляете меньшее разрешение – например, 640х480 при максимально возможных для 10-мегапиксельного фотоаппарата 3648х2736. Все «дополнительные» пиксели камера просто не сохранит, оставив только необходимое количество.

Для просмотра на дисплее цифрового фотоаппарата этого может быть вполне достаточно, но для печати масштабных изображений качество будет совершенно неприемлемым. На картинке останутся те самые неприятные квадратики-пиксели, и фото придется уменьшать, порой, уже до неприемлемых размеров.

Любая постобработка, в том числе Photoshop, сжимает изображения еще сильнее. Большинство людей не трансформирует снимки по несколько раз, но, если вам нужно это сделать, проблема проявится еще ярче.

Чем формат RAW отличается от JPEG?

Изменяя в камере формат файла с JPEG на RAW, вы «предупреждаете» ее, что обрабатывать снимки не нужно вообще, поэтому она сохраняет в изображении все пиксели. Вот и все. Полученный файл будет гораздо «тяжелее», чем при выборе JPEG, даже если в последнем выставлен наибольший размер кадров. Также разница между форматами состоит в «глубине» пикселей. JPEG использует 8-битные, тогда как в большинстве цифровых зеркальных камер диапазон составляет 13-14 бит на пиксель. Такой разбег приводит к тому, что области, схожие по яркости, объединяются, чего нет при выборе формата RAW. Это влияет, в частности, на баланс белого, возможность точно настроить экспозицию. Кстати, работая с RAW, вы сможете сделать HDR-фотографию из одного файла.

фото by Peter Majkut

Следующий логично возникающий вопрос заключается в том, как правильно обрабатывать фото в RAW, чтобы его можно было напечатать или выложить в Сеть? Ситуация складывается практически как с пленочными фотоаппаратами: чтобы увидеть полноценный снимок, нужно повозиться с негативом. С RAW все также – вам потребуется ПО для пост-обработки, оно поможет сделать исходный файл пригодным для дальнейшего использования.

Еще одно важное отличие RAW – вы не сможете использовать любой из «творческих» режимов камеры. Доступна ручная настройка диафрагмы и выдержки, но при выборе предустановленных сочетаний параметров («вечеринка», «солнечный пляж» и так далее) фотоаппарат автоматически сменит RAW на JPEG.

Подытожим: этот формат сохраняет для вас полный набор пикселей, но придется научиться обрабатывать изображения. В дополнение к этому вы сможете с минимальными потерями форматировать снимки, обрезать их, делать ярче при постобработке. 

В чем же все-таки суть спора о выборе формата?

Одни фотографы ратуют за RAW, другие – сторонники JPEG. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, не во всех камерах поддерживается формат RAW. Например, в компактных цифровых фотоаппаратах он не предусмотрен. С другой стороны, съемки в нем позволяют «задействовать все ресурсы» и получать максимально качественный результат. Приверженцы RAW говорят, что с ним они могут получить полный контроль над снимками.

Некоторые, в том числе высокопрофессиональные, авторы сопротивляются, продолжая работать в JPEG. Они утверждают, что, будучи уверенными в своих силах, могут получить хороший результат и в этом формате. По их мнению RAW удлиняет рабочий процесс за счет кропотливой пост-обработки и лишает фотографа возможности основную часть времени тратить на съемки. Поклонники JPEG не хотят сидеть у компьютера, им хочется побольше работать непосредственно с камерой.

Еще один аргумент противников RAW – размер файла. Он практически в два раза больше, чем JPEG, и ресурсы карты памяти исчерпываются быстрее. На жестком диске тоже неудобно их хранить, если вы снимаете много. RAW-форматы не унифицированы, они отличаются в зависимости от самой камеры, вплоть до расширения. В частности, у Nikon это a.NEF, а у Canon – a.CR2. Если вы часто используете разные фотоаппараты, подобное усложняет жизнь.

Нужно помнить еще и о том, что устаревшее ПО не может работать со снимками с камер последнего поколения. Как утверждает фотограф Кен Рокуэлл (©Ken Rockwell), яростный противник RAW, «когда-нибудь мы просто не сможем открыть свои старые файлы, так как нужных версий программ уже не будет существовать». И, если вы постоянно обновляете ПО, будьте готовы потерять изображения, сделанные несколько лет назад. С JPEG этой проблемы нет – и это аргумент, который стоит учитывать.

И наконец, главное. Как понять, какой формат необходим именно вам

Если вы умеете быстро и без затруднений работать со специализированным ПО для пост-обработки фото, хотите получить полный контроль над нюансами редактирования своих снимков, вам стоит остановиться на RAW. Покупать программы, кстати не обязательно. Формат поддерживается даже в бесплатном ПО (таком, как Picassa), не говоря уже о разнообразном профильном обеспечении.

Если же вам не хочется добавлять в рабочий процесс еще один, и непростой, этап, вы не готовы одолеть следующую ступень в искусстве фотографии, или не собираетесь приобретать специализированные программы, выбирайте формат JPEG.

Нужно только помнить, что такой файл нельзя конвертировать в RAW, а вот наоборот – вполне. Поэтому большинство профессиональных фотографов все же стараются познакомиться с более трудоемким форматом поближе. RAW для них – ключ к большому количеству возможностей. К тому же, всегда есть компромисс: можно сохранять снимки на камере сразу в двух форматах. Если емкости карты памяти достаточно, это оптимальный вариант: наиболее удачные снимки вы оставите без изменений в JPEG, а для те, которые требуют коррекции, возьмете из RAW-источника.

Что дальше: ПО для пост-обработки файлов RAW

Небольшое примечание для тех, кто все же выбрал RAW. Есть несколько удачных комплексных программ, работая с которыми удастся реализовать все возможности формата. Одна из наиболее популярных – Adobe Lightroom. На просторах Интернета есть много туториалов, рассказывающих о том, как редактировать сырые файлы с помощью мощных, интересных инструментов ПО. Особенно хорошо программа подходит для ландшафтной съемки: если вам нравится работать на природе, стоит освоить Lightroom, и результаты вас впечатлят.

fotogora.ru

отличие от JEPG, чем открыть

Часто при фотосъемке новички и фотографы-любители настраивают авторежим камеры и съемку в формате JPEG. Во многих профессиональных фотоаппаратах существует еще один формат съемки — RAW — который позволяет улучшить качество получаемых снимков. Преимущества формата фото RAW сделали его популярным и часто применяемым среди фотографов. Этот формат съемки позволяет выжать максимум возможностей из самой фототехники, отложив совершенствование и форматирование кадров на потом.

Что такое RAW и его отличия от JPEG

Прежде чем настраивать камеру, следует разобраться, что такое RAW формат. В дословном переводе RAW означает «сырой», что полностью соответствует сути. Кадры, полученные в RAW, представляют собой незавершенный полуфабрикат, который предстоит обработать вручную.

Процесс фотографирования в формате JPEG включает в себя несколько стадий:

  • Прием сигнала матрицей камеры.
  • Перевод его в цифровую форму.
  • Интерполяция цвета.
  • Коррекция цветопередачи.
  • Автоматическое сжатие.

Файл в формате JPEG подвергается автоматической обработке по умолчанию. Сюда входят настройки баланса белого, яркости и насыщенности, коррекция шумов и степень сжатости файла. Все эти автокоррекции происходят в камере в соответствии с встроенными настройками и предоставляют уже измененный и сжатый в размерах файл.

Формат RAW исключает все этапы обработки и улучшения. Файл записывается на карту памяти после второго этапа — оцифровки изображения. Таким образом никаких дополнительных процессов с изображением внутри камеры не происходит, чем RAW и отличается от JPEG. Такой снимок является исходным сырьем, изменить которое можно в процессе самостоятельной работе над ним в программах обработки.

Фото RAW будут наиболее достоверными и неискаженными. Преимущества RAW в том, что кадры несут в себе больше информации, которая впоследствии распознается RAW-конвертерами.

 

Справка: Сжатие фото в формате JPEG с пометкой «высокое качество», означает лишь то, что потери при уменьшении размеров будут минимальными. Тем не менее общее качество изображения заметно падает по сравнению с исходным файлом.Если же выбрать сжатие необходимо, лучше остановиться на наивысшем возможном разрешении фотографии.

Плюсы и минусы формата RAW

Сырые RAW изображения будут наилучшим решением, если необходимо получить максимально качественные кадры. С помощью исходных данных и последующей обработки можно создать уникальные кадры с хорошими характеристиками. Но такой формат обладает и своими недостатками.

В чем преимущества RAW:

  • Кадры формата нуждаются в конвертации, т.е. потребуют программу-конвертер для просмотра и обработки;
  • Несовпадение форматов фоторедактора и производителя, так как в основном у каждого производителя фототехники существует свой формат для RAW изображения.
  • Большой размер файла, что заполняет память карты намного быстрее. Из-за этого потребуется больший объем памяти, а техника может замедлить внутренние рабочие процессы;
  • Фотографиям потребуется обработка, а значит нужны будут умения работы в редакторе и специальные программы.

Тем не менее работа с такими файлами поможет получить наиболее оригинальный результат и создать качественный снимок. Обработав фотографии в редакторе, можно добиться изменения композиции, цветобаланса, усилить резкость и подавить шумы изображения, откорректировать экспозицию и баланс белого. Исправить исходные данные баланса, яркости и экспозиции можно и в снимке формата JPEG, но вид у таких фотографий часто бывает неестественный, а фон может отдавать желтизной.

Главное преимущество формата RAW — это незавершенность его продуктов и возможность преобразовывать снимки в необходимый вид. Записанные на матрицу фото будут обладать максимальным объемом данных и исходными параметрами.

Понятие цветового пространства

Цветовое пространство представляет собой диапазон цветов, палитру, описанную с помощью цветовых координат. Человеческое зрение может улавливать оттенки, различая их между собой. Электронные устройства же обладают меньшими возможностями, часто искажая цвета или передавая их по-разному.

В процессе съемки фотографу необходимо ориентироваться на цветовое пространство, предлагаемое возможностями техники. Цветовое пространство ограничивает рамки палитры стандартных цветов, соответствуя цветовому охвату камеры. Применение пространств позволяет не выходить за рамки или же легко исправить погрешности цвета в диапазоне.

Наиболее распространенными пространствами в работе с цифровым фото являются три:

  • sRGB.
  • Adobe RGB.
  • ProPhoto RGB.

sRGB при этом является универсальным пространством и используется чаще всего. Оно является стандартным и поддерживается всеми видами рабочих мониторов. Палитры sRGB достаточно для качественной съемки, включая обработку и печать снимков. Этот же режим часто включен в настройках камеры по умолчанию.

Какое цветовое пространство выбрать в настройках, имеет значение лишь при автоматической съемке. При снимках фото в формате RAW цветовое пространство не имеет большое значение, так как «сырой» файл содержит лишь данные с цифровой матрицы, в которые пока не входит такое понятие. Форматирование кадров происходит в соответствии с цветовым пространством фотоматрицы, которое является неопределенным и условным. При последующей конвертации эти данные будут сжаты и приспособлены к заданной палитре цветов.

Благодаря этому все неточности и выходы за рамки палитры будут автоматически приближены к распознаваемым цветам пространства. Таким образом файлы можно конвертировать в различные форматы (JPG, sRGB, Adobe RGB, TIFF) в зависимости от степени и глубины последующей обработки.

Глубина цвета

При работе с настройками цветопередачи, необходимо помнить о том, что такое глубина цвета. В основе дигитальных устройств лежит двоичная система исчисления. Одна из цифр этой системы называется «бит». Глубина цвета фотоснимка напрямую определяется количеством битов в нем. Стандартные файлы JPEG имеют по 8 битов, что соответствует уровню яркости, исчисляемому по схеме 2 в восьмой степени — 256 уровней. Важно,что это — цвета и их оттенки в промежутке между абсолютно черным и абсолютно белым цветами. Пиксели воспринимают и регистрируют полученные цвета, используя полученную цифровую информацию.

Файл RAW обладает 12-битными или даже 14-битными настройками. Это позволяет получить число распознаваемых цветов, превышающее результат при съемке в JPEG в 4-5 раз. Градиент цвета в таком файле получится более плавным, обеспечивая мягкую градацию цвета. Таким образом файлы RAW присваивают каждому из пикселей больше бит, а значит, обеспечивают попадание большего количества тонов на каждый из каналов. Это не добавляет дополнительные цвета, но каждый из них будет передан и сохранен более тонко, а глубина цвета повысится.

По этой причине RAW изображения обладают большей глубиной цвета. Полученный файл записывается на матрицу полностью, в отличие от JPEG, который считывает на процессор сжатый 8-битный файл вместо 12 или 14-битного, безвозвратно удалив остальные данные в момент внутренней обработки камеры.

Совет! Даже 2 бита способны придать цвету повышенную глубину и четкость. Между возможной глубиной цвета следует выбирать наибольшую, например, в 14 или 15 битов.

Как включить RAW в фотоаппарате

Чтобы включить запись в RAW, нужно настроить соответствующие функции камеры.

Для этого надо:

  • Зайти в раздел «Меню», найти строку «Качество изображения» и нажать «Выбор/ОК».
  • В списке находятся несколько опций: RAW, Fine+Raw, Normal+RAW. Для съемки только в указанном формате следует выбрать RAW.
  • Если копии кадров нужно сохранить и в формате JPEG, выбрать надо одну из двух других настроек. Чтобы сохранить качество, при сжатии рекомендуется настроить режим Fine, а для сохранения места на карте памяти камеры — Normal (эти снимки будут сжаты больше и соответственно, уменьшены в размерах с потерей качества).

Чтобы обеспечить быстрый доступ к переключению режимов, можно настроить в цифровых фотоаппаратах нужные форматы для кнопки быстрого доступа. С ее помощью можно устанавливать другой режим на отдельные снимки. Например, при съемке в JPEG возможно временно включить опцию JPEG+RAW, а при съемке в RAW — переключиться на режим Fine или Normal.

Внимание! Если при съемке настроена повышенная чувствительность ISO, расширенные форматы Fine/Normal для RAW будут недоступны.

Как фотографировать в RAW

Съемка в RAW позволяет пользователю делать снимки, не тратя много времени на стандартные настройки кадра.

Преимущества формата в том, что он не предоставляет абсолютно никакой стандартизированной обработки, а значит фотографу не нужно излишне заботиться о:

  • Балансе белого;
  • Контрастности;
  • Яркости;
  • Насыщенности.

Большое количество информации, которую несут в себе RAW изображения, позволяет отрегулировать все эти параметры на получившихся фотографиях уже после по своему усмотрению без потери качества изображения. При этом такая коррекция возможна лишь для кадров, выполненных в этом режиме, чем RAW отличается от остальных форматов. Для кадров в формате JPEG эти функции либо недоступны, либо не создадут положительного эффекта.

Несмотря на кажущуюся простоту съемки в режиме «сырых» кадров и преимущества RAW, фотографу нужно иметь четкое представление о целях того или иного снимка. Поскольку все изображения будут обрабатываться на мониторе компьютера, нужно понимать, что за цель обработки стоит перед пользователем, и какой вид должен приобрести конечный продукт.

Совет! Не стоит полагаться на хорошее дневное освещение и устанавливать меньшую глубину цвета или полностью автоматический баланс и яркость. Хоть полноценные файлы и содержат много избыточных данных и занимают много места в памяти, их глубина откроет новые возможности для обработки в программе. Если опыта в работе с режимом RAW еще не хватает, лучше настроить фотосъемку в формате Fine+Raw, чтобы сохранить полученные фото и в автоматическом режиме. При обработке оба кадра можно сравнить и наглядно увидеть разницу отдельных снимков в форматах и обработанного вручную RAW, и автоматически подогнанного JPEG.

Чем открыть RAW

К сожалению, не все программы позволяют открыть файлы RAW на компьютере. Для их конвертации не достаточно обычного редактора. Чтобы открыть файлы, понадобятся специальные конвертеры, которые могут идти в качестве диска-приложения к камере. Для обработки RAW можно использовать и знакомую фотографам программу Photoshop, установив к ней расширение группы Adobe — Adobe Camera RAW.

Удобно использовать в качестве конвертера бесплатные софт-программы:

  • FastStone Image Viewer;
  • dcraw;
  • XnView;
  • IrfanView;
  • Able RAWer;
  • Rawstudio.

Подобные приложения обладают неплохим функционалом, позволяющим как открыть фото RAW, так и работать с ними в указанном формате. Мощный пакет для просмотра и обработки RAW-файлов представляет программа ACDSEE. Она является платной, но помимо качественных и многообразных инструментов содержит большой объем места на хранилище облака для сохранения и упорядочивания фотографий.

Работа с RAW в системе Windows

Для работы с файлами можно использовать как программы разработанные софтом Adobe (Adobe Photoshop Lightroom, Adobe Photoshop, Adobe Photoshop Elements, Adobe DNG Converter, Adobe Photoshop Camera Raw, Adobe Creative Suite), так и другие редакторы:

  • Movami Photo Editor;
  • XnView;
  • Picasa;
  • IrfanView;
  • FastStone Image Viewer;
  • Blender;
  • GIMP;
  • Ability Photopaint;
  • Microsoft Windows Photos;
  • RawTherapee;
  • Google Picasa;
  • ACD Systems Canvas;
  • PhotoOnWeb;
  • ACD Systems ACDSee;
  • Corel PaintShop Pro;
  • Zoner Photo Studio;
  • ACDSee;
  • ACDSee Photo Manager;
  • QEMU.

Работа с RAW в Mac

Для открытия файлов RAW в системе MAC подойдут:

  • Apple Preview;
  • Adobe Photoshop Elements 14;
  • Google Picasa;
  • GIMP;
  • MacPhun ColorStrokes;
  • Blender for Mac;
  • Adobe Photoshop for Mac.

Открыть RAW в Linux

Linuх предоставляет несколько программ для обработки RAW-файлов:

  • RawTherapee;
  • digiKam;
  • UFRaw;
  • GIMP;
  • Blender for Linux;
  • Darktable.

Справка! Файлы RAW не имеют единого расширения. Каждая марка фотокамеры устанавливает свое расширение файлов RAW. По этой причине более удобно будет использование конвертера, а не просто программы редактирования. Кoнвертер RAW откроет любое расширение файлов RAW.

Заключение

Кадры, снятые в формате RAW, являются исходным материалом для обработки. Они сохраняются в полном виде со всей записанной информацией, обработать которую можно в подходящий программах по RAW-конвертации. Преимущества RAW пригодятся для профессиональных фотографов, а также продвинутых пользователей фотокамеры, которые знакомы с настройками камеры и возможностями обработки фотографий.

Новичкам в фотографии необходимо вначале разобраться с базовыми понятиями настроек, функций камеры и инструментов в программах для обработки фото. Поняв, что такое RAW в фотоаппарате, справиться с получением качественных кадров сможет даже начинающий любитель.

tehnofaq.ru

отличия от JPEG, как в нем фотографировать, чем открыть

В переводе с английского языка RAW буквально переводится, как «сырой». В фотоделе данный формат считается более совершенным. Снимать в нем получится далеко не на каждом фотоаппарате: лишь достаточно серьезные устройства поддерживают такую возможность. Чтобы понять, что такое RAW в фотоаппарате, следует рассмотреть процесс его получения и преимущества перед более известным JPEG.

Что такое RAW и его отличия от JPEG

Как было сказано выше, RAW – это формат фото, который доступен в профессиональных и полупрофессиональных фотоаппаратах. Если перевести на аналогию с пленочными устройствами, то RAW – это негатив, скорее информация о фотографии, чем она сама. Преимуществом RAW является возможность широкого варианта обработки данных с помощью специальных программ на ПК.

Для того чтобы понять, как получается фотография в формате RAW, следует рассмотреть весь процесс формирования изображения:

  1. матрица получает аналоговый сигнал;
  2. специальный преобразователь превращает аналоговый сигнал в цифровой;
  3. осуществляется цветовая интерполяция;
  4. процессор обрабатывает данные, исходя из настроек устройства;
  5. сохраняется фото со сжатием данных в формате JPEG или TIFF.

Для формата RAW пункты 2-5 пропускаются, то есть камера записывает непосредственно аналоговый «необработанный» сигнал. В результате пользователь получает фотографию большего размера, но с базовыми данными. Обработка происходит уже на компьютере с помощью программ. Это значит, что к фото не применяются вообще никакие настройки.

При сохранении фото в JPEG часть данных теряется, и зависит это от степени сжатия фотографии. Чем она больше, тем больше артефактов может быть на снимке, и тем меньше вариантов для дальнейшей обработки изображения на компьютере остается у фотографа.

Еще одним отличием форматов JPEG и RAW является тот факт, что JPEG – это конечный формат, а RAW – это скорее семейство форматов, которые могут отличаться в зависимости от камеры. Даже внутри одного бренда итоговый формат может отличаться. Необработанный снимок в формате RAW нельзя открыть на каком-либо устройстве кроме самого фотоаппарата и специальных программ на ПК.

Плюсы и минусы формата RAW

Профессиональные фотографы выбирают именно такой вариант сохранения фотографий, так как в последующем они могут обработать их так, как нужно. JPEG такой возможности не дает. Но на этом достоинства формата RAW не заканчиваются.

  1. Разрядность RAW составляет от 12 до 14 бит, JPEG – 8 бит. Таким образом, пользователь получается возможность проводить большее количество манипуляций с цветовой схемой без риска получить артефакты на снимке. Особенно это заметно при попытках осветления затемненных участков на фото. Разрядность или битность многие профи предпочитают называть глубиной цвета.
  2. При контрастном освещении снимать в RAW удобнее, так как фотографическая широта у него на несколько ступеней выше, чем у JPEG.
  3. Баланс белого можно настраивать уже после съемки, то есть на компьютере пользователь сможет выбрать лучший вариант на одном снимке, а не делать много разных снимков с выставлением баланса белого для каждого из них отдельно.
  4. Такие параметры, как яркость, насыщенность цветов, шумы, резкость можно изменять на снимке при форматировании его на ПК.
  5. Во время форматирования исходник остается не тронутым, и из одного фото в RAW можно сделать множество итоговых снимков с разными настройками.
  6. Разные конверторы формата имеют свой механизм обработки фотографии с разным конечным результатом. Пользователь сможет выбрать программу на свой вкус, которая поможет ему получить задуманный изначально результат.
  7. Снимок в RAW не имеет цветового пространства, и в дальнейшем пользователь сможет самостоятельно выбрать более подходящий вариант – sRGB или Adobe RGB.

При этом есть и некоторые недостатки, которые стоит учитывать, снимая в RAW.

  1. Медленная обработка. При съемке в таком формате устройство долго думает над формированием изображения и может ввести начинающего пользователя в ступор.
  2. Большой объем. Фотографии в RAW занимают много места на карте памяти, поэтому для работы с ним нужно сразу запастись носителем с большим объемом и высокой скоростью передачи данных.
  3. Сложность обработки. Для того чтобы работать с RAW на компьютере, понадобится наличие специальных конверторов, что для начинающих фотографов может стать сюрпризом.

Пункты о цветовом пространстве и глубине цвета в преимуществах формата RAW требуют пояснения. Ниже мы рассмотрим, что это означает.

Понятие цветового пространства

В фотографии есть понятие цветового пространства. Под ним имеют ввиду абстрактную математическую модель цветовой палитры из трех цветов в трехмерном отображении. С помощью основных цветов (красный, желтый и синий) получаются остальные. При этом любой цвет и оттенок имеют свои строго заданные параметры, которые определяется по значениям в трехмерной системе координат.

Самое полное цветовое пространство называется CIE xyz, оно охватывает весь цветовой спектр человеческого глаза и является эталоном. Очевидно, что в мире не существует устройства, которое способно отобразить весь этот спектр. По этой причине для техники были разработаны другие цветовые пространства.

В настоящее время существует два наиболее популярных и используемых пространства — sRGB и Adobe RGB. Первый вариант был разработан компаниями Microsoft и HP в 1996 году. По сути это унифицированный стандарт, который описывает лишь 35% цветов от CIE.

Adobe RGB появился спустя два года. Его разработку осуществила компания Adobe Systems. Преимущество заключается в том, что оно способно отобразить 50% от CIE. При этом в большинстве случаев разницу между цветами заметить очень сложно — для этого потребуется специализированная техника и программное обеспечение. Данное цветовое пространство применяется в профессиональном фотоделе.

Современные фотоаппараты поддерживают работу в обоих вариантах, но часто пользователи просто не понимают, какое цветовое пространство выбрать в фотоаппарате. Фотографы, которые только осваивают технику и сохраняют в JPEG, по умолчанию используют sRGB. Данный вариант можно изменить, но никакой практической пользы от этого не будет, так как разница будет незаметна. Как отмечают профессионалы, неопытные фотографы часто выбирают Adobe RGB из-за мнимого превосходства в количестве отображаемых цветов, но по факту не получают никакой разницы.

При сохранении данных в формате RAW вопрос в принципе теряет актуальность, так как для данного формата цветовое пространство не применимо и назначается уже в процессе обработки на компьютере.

Глубина цвета

Еще один немаловажный вопрос для начинающих пользователей фотоаппарата – что такое глубина цвета в цифровых фотоаппаратах. Фотография состоит из пикселей, то есть очень маленьких точек. Каждый пиксель является отображением конкретного участка на матрице. Кодировка точки, а точнее цвета пикселя, осуществляется в битах. Формат JPEG предлагает для каждой точки 8 бит информации, а RAW 12 или 14 бит. Иными словами, это значит, что закодированный цвет в RAW имеет большую глубину и может быть передан более точно. Очевидно, что в фотоделе более точная передача цветов имеет решающее значение, так как это дает большие возможности для экспериментов.

Как включить RAW в фотоаппарате

Как уже было отмечено, каждый бренд имеет свой вариант формата RAW. У Nikon он называется NEFF, у Canon – CR2. Принципиальное отличие заключается в обработке данных процессором, и на выходе получается так, что для каждого формата требуется использовать разные конвертеры. Причина этого заключается в том, что производители используют разные процессоры в своей технике. Каждый из них обрабатывает данные по своей схеме, поэтому добиться единообразия невозможно.

На заметку! В истории была попытка сделать единый вариант — предпринят он был компанией Adobe и назывался DNG. Однако широкого распространения он не получил и использовался в нескольких камерах от разных брендов.

Для того чтобы поставить формат RAW, пользователю требуется лишь войти в настройки камеры и выбрать пункт обработки фото. В нем есть возможность выбрать размер фото и формат записи. Соответственно для того, чтобы фотографировать с сохранением «сырых» данных, требуется выбрать пункт RAW. Независимо от того, как он будет называться на конечном фото, в настройках фотоаппаратов большинства брендов используется общепринятое название.

Как фотографировать в RAW

В некоторой степени снимать в RAW более просто, чем в JPEG. Причина заключается в том, что для второго варианта требуется выставлять все настройки сразу, так как изменить их на фото уже не получится. Для RAW это не имеет смысла, так как баланс белого, шумы, цветовое пространство можно отредактировать в дальнейшем. Важным моментом для работы с RAW является четкое понимание того, как в дальнейшем будет обрабатываться фото, и для чего вообще он применяется. Пользователю следует не просто снимать «наобум», а иметь представление о том, чего он хочет добиться при обработке.

Обработанное фото RAW

Важный совет по использованию RAW: не нужно экономить на битности. При работе с форматом пользователь может выбрать 12 или 14-битную кодировку. На первый взгляд, кажется, что 2 бита мелочь, но по факту это 12288 разных градаций оттенка, а это для фотографии немаловажно. Не нужно бояться долгой обработки и того, что фото займет много места.

Чем открыть RAW

Открыть RAW в простом редакторе фото не получится. Для этой цели нужно использовать специальные конверторы, самые простые из которых — поставляемые на диске с фотокамерой. У Nikon он называется Nikon Imaging и Capture NX, у Canon  — Canon Utilities RAW Image Converter.

Также можно использовать обычный Photoshop, но для него потребуется установить отдельно расширение Adobe Camera RAW. Самые большие минусы этих программ – высокая стоимость лицензии.

Кроме того, можно использовать программы XnView, IrfanView, ACDSee. Первые два варианта распространяются бесплатно, но в базовой версии имеют достаточно урезанные возможности. Для расширения потребуется установить плагины. ACDSee – платная программа с широким функционалом для просмотра и обработки файлов, а также с возможностью организации их хранения.

Заключение

Формат RAW позволяет провести максимум манипуляций с фото и не сильно заботиться о выставлении настроек во время снимка. Он является более предпочтительным, но подойдет лишь тем людям, которые понимают, как в дальнейшем будут заниматься обработкой фотографии.

Совет! Начинающим фотографам не стоит выбирать RAW, так как актуальней разобраться с влиянием настроек на конечное фото непосредственно при съемке, и с полученным багажом знаний браться за обработку «сырых» данных на ПК.

tehnika.expert

что за формат, как работает и чем отличается от JPEG

Мобильная фотография, хотим мы этого или нет, стала одним из самых массовых хобби современности. Судите сами, в смартфонах среднего и высокого ценовых сегментов стоят очень приличные камеры: нередки случаи, когда финальную точку в выборе того или иного устройства ставят именно с прицелом на качества съёмки. Но мы решили углубиться и, надеюсь, расширить ваши знания в жанре мобильной фотографии. В центре внимания — съёмка в формат RAW, уже несколько лет доступная в некоторых моделях смартфонов. Что это диковинный формат и зачем он нужен — расскажем в этом материале.

Что же такое RAW?


Фото: Huawei nova 2

Название происходит от английского слова «сырой». Файлы этого формата получили такое имя потому что они не обработаны и непригодны для печати или чтения растровыми графическими редакторами. Образно говоря, JPEG — это готовый к употреблению стейк, а RAW — в лучшем случае, тартар из говядины, но скорее кусок мяса в вакуумной упаковке.

В файлах формата RAW содержится вся информация, полученная с матрицы устройства. Интересно, что у сенсоров разных производителей свои особенности, поэтому к примеру RAW с камеры Canon имеет расширение *.cr2, а с Sony Alpha — *.arw. Общепринятого стандарта не существует, из-за того что термин описывает только сам факт «сырости» файла. Но поскольку речь в данной статье идёт о смартфонах, то мы будем рассуждать о едином (как минимум, пока) расширении для этих устройств — DNG.

Этот формат был предложен небезызвестной компанией Adobe и является аббревиатурой от слов Digital Negative (цифровой негатив). И именно это расширение приняли как стандарт в мобильной фотографии.

Когда в смартфонах появился RAW?

Если в цифровых фотоаппаратах формат RAW появился уже пару десятков лет назад, а стандарт DNG был введен ещё в 2004 году. Однако лишь спустя 10 лет «мобильный RAW» появился в Android (с версии 5.0 Lollipop в 2014 году), а в iPhone этот формат стал доступен только в iOS 10, то есть в 2016 году. Apple примерно на 3 года задержала фишку. Интересно, что в легендарной 41-мегапиксельной Nokia Lumia 1020, пусть земля ей будет пухом, которая была анонсирована в июле 2013 года, уже была поддержка RAW. Забавно, что в том смартфоне также была беспроводная зарядка по стандарту Qi. Но это совсем другая история…

Почему RAW больше, чем JPEG?

Большинство современных фотоаппаратов и смартфонов способны снимать одновременно в RAW и JPEG. Плюсы такого решения понятны: можно сразу поделиться в соцсетях JPEG-снимком, а позже сделать основательную обработку «сырого» файла в графическом редакторе.

RAW — это исходник. Его почти не коснулся процессор обработки изображения. Чаще всего в смартфонах это выражается в ненавистном многими перешарпах (значительном увеличении резкости), которые уже не исправить.

В RAW содержится больше информации и нет никакого сжатия, в то время как JPEG — это обработанный процессором файл, да ещё и упакованный в контейнер JPEG. И, к сожалению, сохранение в JPEG несет в себе все риски, включая возможные артефакты: потеря чёткости на границах цвета, общая нерезкость, шумовые ореолы и так далее.

Когда вы делаете снимок, свет проходит короткий путь через объектив и попадает на сенсор, наполненный маленькими фильтрами красного, синего и зеленого цветов. Это — фильтр Байера, который состоит из 25% красных, 25% синих и 50% зеленых фотоэлементов.

Надо понимать, что RAW-файл — это не фотография, а информация: набор цифровых значений цветов, которые присваиваются к каждому условному пикселю. Образно говоря, изображение выглядит вот так:

Далее этот массив данных с матрицы попадает в процессор изображения и в нём происходит сжатие в JPEG-файл. По сути, внутри процессора происходит проявка снимка, фотография подвергается обработке алгоритмами.

При прохождении процессора обработки и проявки изображения массив данных стирается и остаётся снимок со всеми артефактами, сжатиями и проявившимся шумами. В то же время возможности по постобработке в растровом графическом редакторе на компьютере или на смартфоне есть, но они очень и очень невелики. А еще любое действие будет ухудшать качество изображения.

Зачем снимать в RAW?

RAW-файл, то есть файл с данными с сенсора, не проходящими практически никакой обработки и процессинга, можно проявить с помощью различных специализированных программ. Обрабатывать файлы можно как на смартфоне, так и на компьютере. Например, очень распространена обработка RAW с помощью Adobe Lightroom (есть мобильная версия) или дополнения к Photoshop — Adobe Camera RAW. Список софта для «проявки» цифрового негатива тут достаточно широк: DxO Optics Pro, Capture One, Affinity Photo и многие другие — найти удобную программу можно. Правда, будьте готовы выложить кругленькую сумму сразу, либо подписаться на ежемесячную кабалу.

Постобработка в RAW даёт много возможностей редактирования, если файлы в этом формате пластичны. Последнее сильно зависит от конкретного смартфона, сенсора и даже условий съёмки. Пластичность RAW — это в большей степени субъективный параметр, который позволяет оценить насколько файлы поддаются обработке.

Можно эффективно изменять экспозицию (на смартфонах до 1 ступени), вытягивать пересветы и излишне темные места, править баланс белого с помощью изменения цветовой температуры, увеличивать насыщенность цветов, по своему усмотрению настроить силу шумоподавления и так далее. Возможностей по постобработке множество. На фото ниже — простой и показательный пример фото, снятого на смартфон LG V30+. Слева JPEG, как сохраняет его камера, справа — проявленный RAW.


Как снимать в RAW на iPhone?

Для начала нужно убедиться, что смартфон умеет снимать в RAW-формате. В случае с iPhone это легко: съёмка в RAW доступна на всех смартфонах на iOS 10 и более новых версиях операционной системы. Впрочем, дальше начинаются танцы с бубном. Стандартное приложение «Камера» не умеет снимать в RAW, а приложение «Фото» не может корректно показать файл с расширением DNG, ограничившись миниатюрой с ультранизким разрешением в полмегапикселя вместо двенадцати. Интересно, что все приложения, которые поддерживают RAW смогут работать с этим файлом, загружая в программу уже полную версию изображения. Таков удел лучшей point-n-shoot камеры на рынке: быть простой в использовании и не давать пользователю продвинутые возможности по умолчанию.


Фото: iPhone 7 Plus

Если же нужны дополнительные функции типа ручных настроек параметров съемки и поддержки RAW — придется покупать или скачивать приложения в App Store: VSCO, Adobe Lightroom, Manual, Halide и другие позволяют снимать с намного большим количеством параметров и опций.

Как снимать в RAW на Android?


Фото: ASUS Zenfone AR

Со смартфонами на Android с одной стороны все проще, с другой — надо обязательно узнать, может ли конкретное устройство снимать в формате RAW. В большинстве флагманов эта функция уже реализована, но это не является обязательным правилом. Например, Sony Xperia до сих пор игнорирует поддержку RAW. Впрочем, а целом по рынку RAW активно развивается и постепенно захватывает даже устройства среднего класса.

Чтобы понять, есть ли поддержка RAW в смартфоне, нужно зайти в приложение «Камера», возможно далее в ручной режим и уже после этого в «Настройки Камеры». Если есть галочка RAW в меню — значит снимаем в DNG-расширении, если нет — такую функцию можно ждать в обновлениях операционной системы (хотя вряд ли). Главное, просмотреть настройки именно в ручном режиме, в «автомате» эта настройка может быть по умолчанию скрыта.


Фото: Huawei P10

Пока вы ищете, как включить RAW на своём смартфоне, я пойду готовить следующий материал о мобильной фотографии. Увидимся с вами примерно через неделю, поговорим о ситуациях, когда съемка в «сыром» формате на смартфон имеет смысл, какие базовые приемы редактирования стоит использовать и какой софт для этого выбрать, а также посмотрим больше примеров того, как обработанные RAW смотрятся рядом со смартфонными снимками в JPEG. Оставляйте комментарии, задавайте вопросы, постараюсь ответить всем и каждому! Принимается конструктивная критика и денежные пожертвования, подписка и лайки в моём Instagram-аккаунте @aka_opex также приветствуются.

www.iguides.ru

Файл RAW — что это за формат и основные программы

Файл RAW (с англ. Raw Image Data File) относится к файлам данных изображений. Формат RAW распространен в сфере цифровой фотографии, здесь подобные файлы формата возникают прямиком с матрицы устройства в обход процесса обработки. Среди зеркальных и даже цифровых фотоаппаратов, возникновение способности снимать RAW, зачастую связано с пребыванием фото-техники в отладочном режиме либо после изменения прошивки.

Учитывая отсутствие чёткой спецификации расширения RAW, существует несколько вариантов носимой в нём информации. В основном, данный файл хранит в себе состояние того или иного элемента светочувствительной матрицы, благодаря этому, фотографии в формате RAW способствуют получению конечного изображения без потери излишне затемненных, а также осветлённых участков определенного кадра.

Вникая в понятие того, что такое формат RAW, следует знать о названии, которым наделили его профессиональные фотографы. Такие форматы изображений называют «цифровым негативом». Эти расширения файлов могут формироваться в виде нескольких версий одного и того же снимка, при этом, в ходе обработки RAW можно менять параметры, за исключением тех, которые не поддаются коррекции, к примеру, сильная ошибка экспозиции.

RAW файл можно открывать при помощи специальных программ, которые поддерживают RAW формат. Достаточно часто отображение таких файлов при просмотре, является подобным тому, если бы их запускали в формате JPEG. Учитывая весьма большое количество программного обеспечения, открытие файлов типа RAW производят такими популярными графическими редакторами, как Adobe Photoshop, а также Corel PaintShop, ACD Systems и прочими.

Основная особенность формата серии RAW, это хранение изображений отдельно от дополнительных параметров их обработки, таких как данные коррекции экспозиции и баланс белого, а также насыщенность, резкость или яркость, контраст.

Файлы такого графического формата сохраняются камерой на карту памяти, как и прочие данные, полученные в виде других форматов изображений. Файл формата RAW можно конвертировать в более распространенные форматы, например JPEG, TIFF

filesreview.com

Всё что вы хотели знать о RAW-формате

Сжимать ли RAW в камере. Что выбрать 12 или 14 бит. Сравнение опций формата RAW, краткий обзор RAW по брендам и рекомендации по использованию.

Файлы RAW — это необработанные, “сырые” данные с матрицы камеры. Это значит, что при постобработке изображений, снятых в этом формате, можно восстановить большое количество деталей даже в глубоких тенях или в очень светлых участках снимка. Увидеть такое восстановление на конкретном примере можно в этой статье.

Между тем, не все RAW одинаковы, то есть не из всех RAW можно получить одинаковый объем информации. Давайте разберемся, какие существуют варианты “сырых” файлов и в чем разница между изображениями со сжатием (lossy), со сжатием без потерь (lossless) и без сжатия (uncompressed).

Зачем сжимать файл RAW?

Есть несколько причин, по которым производители предлагают сжатие файлов RAW. Основная из них — это экономия места. На одну и ту же карту памяти можно записать больше сжатых RAW-файлов, чем несжатых. Кроме того, уменьшение размера файла влияет на весь рабочий процесс, связанный со съемкой, постобработкой и хранением фотографий.

Ускорение записи и переноса файлов. Сжатые файлы RAW физически меньше, поэтому камера будет быстрее записывать их на карту памяти. Также сокращается и время переноса файлов с карты памяти на компьютер или на внешний накопитель, иногда довольно значительно.

Увеличение скорости непрерывной съемки. Файлы меньшего размера занимают меньше места в буфере камеры, что может потенциально увеличить серию непрерывной съемки. Но это не всегда так. Например, в старых камерах сжатие RAW, наоборот, снижает число кадров в единицу времени, поскольку процесс сжатия очень нагружает процессор.

Уменьшение разрешения. Некоторые камеры предлагают уменьшить разрешение файлов RAW либо обрезая изображение, либо применяя даунсамплинг — уменьшение числа пикселей в изображении. Если первый вариант не связан со сжатием RAW, то в последнем сжатие, а с ним и потери данных, могут быть очень большими.

Сжатие с потерями/сжатие без потерь/без сжатия

В зависимости от производителя и модели камеры, у вас могут быть разные опции для RAW. Самые распространенные варианты — это сжатие, сжатие без потерь и без сжатия.

  • Сжатые файлы (Compressed). По умолчанию сжатие означает потерю части данных, иногда — довольно значительную и важную, что ограничивает возможности при постобработке такого RAW. Например, камеры Sony по умолчанию применяют сжатие с потерями, что может привести к появлению артефактов вокруг объектов, как на изображении ниже:

Если важно сохранить все данные, такого сжатия лучше избегать, поскольку есть риск потерять детали в тенях или на светлых участках.

  • Файлы, сжатые без потерь (Lossless Compressed). Сжатие без потерь можно сравнить с архивированием файла — информация при этом не теряется. При постобработке все данные “разархивируются”. Это идеальный вариант, поскольку в нем нет потери данных, но при этом изображение занимает меньше места.
  • Несжатые файлы (Uncompressed). Несжатые файлы RAW содержат все данные, без какого-либо алгоритма сжатия, поэтому их размер будет огромным. Пользоваться этим вариантом стоит только в том случае, если вам нужно сохранить всю информацию, но камера не предлагает опции сжатия без потерь.
12 бит/14 бит/16 бит

Помимо разных уровней сжатия, “сырые” изображения могут хранить различное количество оттенков на цветовой канал на пиксель — это так называемая “битовая глубина”. Большинство камер по умолчанию снимают 12-битные RAW, то есть 4096 оттенков на канал (красный, зеленый и синий). Перемножаем 4096 на 4096 и на 4096 (три канала), получаем примерно 68,72 миллиарда вариантов цвета на пиксель.

14-битные RAW обеспечивают 16384 вариантов цвета на каждый цветовой канал, что дает 4,39 триллиона оттенков на пиксель. И, хотя большинство современных цифровых камер пока не предлагают 16-битного формата RAW, когда он появится, то будет обеспечивать более 281 триллиона оттенков на пиксель.

Сжатие RAW: сравнение размеров файла

Давайте возьмем стандартное изображение в RAW, снятое на Nikon D810, и посмотрим на размер файлов в зависимости от битовой глубины и вариантов сжатия:

Степень сжатияРазмер файла (12 бит)Уменьшение в % *Размер файла (14 бит)Разница в % *
Сжатый30.066 Мб60.9%37.055 Мб51.9%
Сжатый без потерь32.820 Мб57.4%41.829 Мб45.7%
Несжатый58.795 Мб23.6%76.982 Мб0%
* В сравнении с несжатым 14-битным RAW (76,982 Мб)

 

Как видите, разница между 12 и 14 битами довольно велика, так же как и между вариантами сжатия. И когда речь идет о большом количестве изображений, можно подумать, что съемка в 12-битном сжатом RAW — хороший выбор, ведь размер таких файлов на целых 60,9% меньше, чем размер несжатых 14-битных RAW.

Но тут все зависит от того, как вы снимаете, что вы снимаете и сколько информации обычно извлекаете из темных и светлых участков изображения при постобработке. Например, если вы снимаете портреты с хорошим освещением и редактируете их по минимуму, то 12-битный RAW вполне подойдет.

Но если вы заниматесь пейзажной фотографией, астрофотографией, и вам нужно максимально сохранить информацию на всех участках снимка, то надежнее будет снимать в 14-битном RAW со сжатием без потерь. Так вы сможете по максимуму использовать возможности матрицы и при этом получать файлы почти вполовину меньше, чем при использовании несжатых RAW. Лишние 15% процентов сжатия (до 60,9% 12-битного сжатого RAW) того не стоят, если они ограничивают ваши возможности при постобработке. Помните об этом, выбирая битовую глубину и степень сжатия.

Еще один важный момент — некоторые камеры не позволяют менять данные характеристики. У большинства любительских камер в установках по умолчанию обычно 12-битный сжатый RAW. У более продвинутых моделей — 14-битный RAW, сжатый без потерь.

Давайте посмотрим, что предлагают нам в этом плане разные популярные бренды.

Nikon

У зеркалок Nikon опции битовой глубины и сжатия RAW меняются в зависимости от модели. На большинстве камер для начинающих и любителей можно выбрать только битовую глубину — 12 или 14 бит, но не способ сжатия. Это означает, что у этих камер по умолчанию выставлено сжатие с потерями. На дорогих камерах для профессионалов Nikon обычно предлагает три варианта сжатия: сжатый, сжатый без потерь и несжатый:

Canon

Камеры этой компании не позволяют выбрать ни битовую глубину, ни вариант сжатия, поэтому нужно смотреть в руководстве пользователя, какие именно опции предлагает конкретная модель. Большинство камер Canon для начинающих снимают 12-битные RAW со сжатием без потерь, большинство профессиональных — 14-битные, также со сжатием без потерь.

Fuji

Все камеры серии Fuji X в первом поколении могли предложить только 12 бит. Теперь же все современные камеры с матрицей X-trans по умолчанию снимают 14-битные RAW. Fuji не позволяет изменить битовую глубину через меню камеры, но в некоторых моделях можно самостоятельно выбрать сжатие:

Sony

К сожалению, все современные камеры Sony предлагают только сжатие с потерями по схеме “11 + 7 бит”. После многочисленных жалоб пользователей компания добавила возможность снимать несжатые RAW на некоторых камерах, например, на Sony A7R II, но в результате получаются файлы огромных размеров. На сегодняшний день у Sony нет камер, которые могут снимать сжатые без потерь RAW.

Об авторе: Назим Мансуров — профессиональный фотограф из Денвера, штат Колорадо, основатель сайта Photography Life.

fototips.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *