Цветная композиция из геометрических фигур – Ой!
КОМПОЗИЦИИ ЛИНЕЙНЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ |
Яблоки объединены салфеткой | Яблоки взаимосвязаны |
ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Композиция вписана в треугольник, левая часть которого ощутимо перевешивает правую. Равновесия относительно центра не получилось. К тому же предметы расположены в ряд по нижнему катету, что делает компоновку вялой.
Попытка создать композицию с явной центральной осью тоже не удалась. Во-первых, симметричное осевое решение всегда скучно (хотя и правильно), а, во-вторых, в данном случае тень менее значима, чем яблоко. В итоге повторились все ошибки предыдущей постановки.
Стремление, пользуясь теорией, «нагрузить» правую сторону, отрезав край листа, привела в результате к ее перегруженности.
Добавив нож и разбив тем самым монотонную линию низа композиции, удалось вписать предметы в приблизительный овал, но при этом образовались две разобщенные группы: яблоко с ножом и горшок с тенью, никак не связанные между собой.
Объединить объекты возможно с помощью двух салфеток (скатерти со складками, узкого обвивающего полотенца) или введения других добавочных предметов, не слишком перегружая постановку. Дополнительные линии сделали работу более напряженной, связанной и гармоничной.
ПРИМЕР КОМПОЗИЦИИ, ВПИСАННОЙ В УРАВНОВЕШЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Все значимые точки компоновки (углы треугольника) уравновешивают друг друга относительно центра листа, являющегося одновременно приблизительным центром композиции и треугольника. То есть, нет явного стремления к опрокидыванию треугольника в ту или другую сторону. Кроме того, рисунок отвечает и основным теоретическим правилам: облегченный низ – условная сдвижка вверх, ненагруженная, высветленная правая сторона – условная сдвижка влево.
Итак, после всего вышесказанного и увиденного, становится очевидно, что все манипуляции с композицией локальны и интуитивны: правила существуют как факт, но пользуется ими ученик по собственному усмотрению, полагаясь на свое внутреннее чувство гармонии и равновесия. Именно поэтому так важны практические упражнения, развивающие эти умения. Следует также отметить, что изучаются академические приемы компоновки, которые при достаточном уровне подготовки могут умышленно нарушаться автором для усиления эмоционального воздействия работы, как, например, в ряде импрессионистических произведений.
2. Практические занятия.
Задание 1
«Линейная композиция»
Этапы
1. Создать композицию, элементами которой являются три вида геометрических фигур: прямоугольник (квадрат), круг, треугольник и заключить их в произвольную рамку, учитывая все вышеизложенные правила. При этом должны применяться «активные пере сечения» и не допускаться «поцелуи». Также ограничивающая линия одной фигуры не может быть продолжением стороны другой. Желательно не «сажать» элементы на одном уровне, в ряд. Рисунок в карандаше небольшого размера: не больше ? листа А-4.
Рисунок Н.Ш.
«Неактивное пересечение» | «Поцелуй» | «Совмещение сторон» |
2. Обсудить работу и, если композиция не уравновешена, совместно исправить ее. При необходимости задание повторить.
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Удачная композиция | Неуравновешенная | Уравновешенная |
3. Разделить лист А-4 на 4 равные части от руки карандашом.
Вписать в каждую из полученных («заданных») рамок свою композицию из того же набора геометрических фигур, добиваясь их гармоничности. Если изначально работы получались удачными, то можно ограничиться тремя рисунками.
4. Рассмотреть композиции, откорректировать. Попросить ученика перерисовать, пропорционально увеличивая, понравившуюся ему работу на лист А-4, отметив, что рамка в два раза его меньше. Обвести фигуры по карандашному контуру так, чтобы пересекающиеся элементы были разных цветов, но общее тоновое решение получилось бы гармоничным. Например, избегать деления рисунка на правую «теплую» сторону и левую «холодную» и т. п. Это упражнение – первый шаг в развитии глазомера и в постижении азов построения. Необходимость соотносить элементы, вынужденные элементарные промеры оттачивают внимание и последовательность процессов исполнения. Требование рисовать без линейки развивает твердость руки.
ПРИМЕРЫ
Рисунок Н.Ш. | Рисунок В.К. |
Задание 2
«Цветовая композиция (линейная композиция с заливкой)»
Этапы
1. Взять выполненный в карандаше лист с четырьмя (тремя) композициями и выбрав любую, отличную от пропорционально увеличенной, обвести фломастерами фигуры по контуру.
3. На световом столе, через стекло, на цветном ксероксе сделать копию обведенной пропорционально увеличенной работы.
4. Превратить копию линейной композиции в цветовую. При этом надо учитывать, что появляющиеся цветные пятна, располагаются и окрашиваются вариативно. В зависимости от выбранного расположения и тонировки заливаемых мест можно как «разрушить» гармонию первоначального линейного варианта, так и придать ему большую красочность и эмоциональность, сохранив равновесие форм. Иногда приходится сделать несколько работ, чтобы путем сравнения выбрать лучшую. Упражнение не только стимулирует композиционные навыки, но и оттачивает цветовосприятие.
ПРИМЕРЫ
Рисунок Н.Ш. | Рисунок Н.Ш. |
Задание 3
«Предмет из геометрических фигур»
Учитывая правила размещения единичного предмета на листе, требования к пересечениям и заливке придумать и изобразить предмет из стандартных геометрических фигур. Чаще всего рисуются животные – можно посмотреть формы и пропорции тел в иллюстрированной энциклопедии, обсудить, какая фигура подойдет для лапы или головы (начальная подготовка к освоению построения предметов), но не исключены кресла из треугольников и квадратов, деревья из кругов и т. д. В любом случае активизируется творческое мышление. Задание может быть четко определено преподавателем (птица из треугольников, машина из прямоугольников и кругов) или предложено учеником самостоятельно. Количество типов графических элементов и сами типы фигур либо задаются учителем, либо выбираются автором. Останавливаясь на том или ином варианте, арт-терапевт ориентируется на уровень подготовки, состояние и личностные характеристики пациента.
Этапы
- Сделать карандашный эскиз предмета.
- Проанализировать и откорректировать совместно с преподавателем.
- Поместить на листе.
- Обвести фломастером по контуру.
- Выполнить заливку (возможны вариации).
- Дать название или написать краткий текст.
- Обсудить работу.
ПРИМЕРЫ
Рисунок Н.Ш. Птица из треугольников «Орел» | Рисунок А.С. Птица из треугольников «Петух» |
Рисунок Ж.К. ¹ Слон из треугольников, квадратов | Рисунок А.О. Черепаха из треугольников и прямоугольников |
Рисунок А.О. Олень из прямоугольников и треугольников |
¹Рисунок «Слон» выделяется тем, что в нем просматривается как слон (на мой взгляд, с меньшим сходством), так и ослик, опустивший голову. Однако, если автор настаивает именно на таком видении животного, не стоит его разубеждать, заставлять переделывать. Лучше включить «слона» в последующие работы (например, в линейный натюрморт). Добиться сходства с натурой, а потом сравнить геометрический рисунок с вновь сделанным, обсудить и, возможно, повторить «геометрию».
ВАРИАНТЫ ГРАМОТНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТА НА ЛИСТЕ
Рисунок А.О. Кошка из кругов | Рисунок А.С. Медведь из прямоугольников и кругов |
Домашнее задание
- Нарисовать линейную композицию с контурной обводкой фломастерами (1 лист формата А-4).
- Нарисовать цветовую композицию, отличную от линейной (1 – 2 листа формата А-4).
- Предмет из одного вида геометрических фигур, размещенный на листе А-4 (предлагается арт-терапевтом).
- Предмет из 2 –3 видов геометрических фигур, размещенный на листе А-4 (предлагается арт-терапевтом).
- Повторить теорию композиции.
- Линейную композицию (можно с заливкой) выполнить двумя типами линий (1 лист формата А-4). Типы линий предлагаются арт-терапевтом с учетом качества их исполнения на соответствующем занятии: дополнительная проработка неудачно получающихся моментов. Интересными, нередко совсем непохожими получаются рисунки, сделанные на одной основе – пропорционально увеличенной композиции.
ПРИМЕР
Просвещенный читатель уже обратил внимание, что все рассмотренные выше упражнения базируются на авангардном направлении в искусстве начала 20 века – супрематизме. Конечно само течение намного глубже и сложнее, но к подробному изучению его мы вернемся в конце первого этапа в разделе «основные направления в изобразительном искусстве». Такое движение по витку спирали, начинающееся с «легкого погружения» в авангард, продолжающееся постижением с возрастающей степенью сложности реализма и заканчивающееся изучением абстрактного искусства, но на более высоком уровне, характерная особенность всего этапа. Техника реалистичного классического рисунка сложна, требует большой отдачи и, в общем-то, скучновата. К ней надо, во-первых, морально подготовиться, а, во-вторых, ее необходимо разбавлять эмоционально-творческими заданиями, что больше свойственно авангардным течениям, чем реалистичным. К тому же авангардное искусство более сложно для восприятия, чем понятный реализм. Готовиться к его приятию лучше постепенно, «вживаясь» в него через собственные работы. Тем не менее, вовсе не значит, что в результате все поголовно должны любить абстракцию. Нет! Но знать, понимать вкладываемые идеи – да. Немаловажен также и факт осознания учеником того, что он рисует не «детсадовские» кружочки-квадратики, а осваивает значимое направление в искусстве.
www.mochalova.ru
Презентация по изо на тему Формальная композиция
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изо на тему Формальная композицияВыберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ законы композиции.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Формальная композиция. Законы, правила, приемы и средства композиции.
2 слайд Описание слайда:Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее. Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.
3 слайд Описание слайда:Основные законы композиции: Закон целостности Закон соподчинения Закон равновесия
4 слайд Описание слайда:Правила и приемы композиции : Доминанта Симметрия/асимметрия Статика/динамика Ритм Контрасты, нюансы, аналоги
5 слайд Описание слайда:Средства композиции: Формат Композиционный центр, Равновесие Целостность Соподчинение Ритм Контраст Динамика/статика Симметрия/асимметрия Доминанта
6 слайд Описание слайда:Рассмотрим подробнее понятия и термины композиции:
7 слайд Описание слайда:Закон целостности- объединение элементов, частей в единое целое. рисунок 1 рисунок 2
8 слайд Описание слайда:Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте рисунок 3 рисунок 4
9 слайд Описание слайда:Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой рисунок 5 рисунок 6
10 слайд Описание слайда:Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные рисунок 7 рисунок 8
11 слайд Описание слайда:рисунок 9 рисунок 10 Симметрия — равномерное размещение элементов по оси Асимметрия — неравномерное размещение элементов
12 слайд Описание слайда:Динамичная композиция — при которой создается впечатление движения Статичная композиция — создает впечатление неподвижности рисунок 11 рисунок 12
13 слайд Описание слайда:Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. рисунок 13 рисунок 14
14 слайд Описание слайда:Контраст — противопоставление в композиции Нюанс (франц. nuance) — тонкое различие, едва заметный переход. Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции Аналог (греч. «сходство») – одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции
15 слайд Описание слайда:Виды контрастов: рис. 15 контраст по цвету
16 слайд Описание слайда:рис. 16 контраст размера рис. 17 контраст формы Виды контрастов:
17 слайд Описание слайда:рис. 18 контраст фактур Виды контрастов:
18 слайд Описание слайда:Нюанс рис. 19 нюанс по цвету и по форме
19 слайд Описание слайда:Акцент рис. 20 цветовой акцент рис. 21 акценты по цвету и размеру
20 слайд Описание слайда:Аналог рис. 22 аналоги по форме и цвету
21 слайд Описание слайда:Зачем изучать формальную композицию? Формальная композиция строится из линий, пятен, геометрических фигур, выражает логику композиционного построения рис. 23 Диего Веласкес. Сдача Бреды.
22 слайд Описание слайда:рис. 24 Казимир Малевич «Супрематизм. Беспредметная композиция» рис. 25 Василий Кандинский «Композиция № 8»
23 слайд Описание слайда:Теперь выполним задания:
24 слайд Описание слайда:Задание 1. Равновесие в композиции. С помощью 3-6 геометрических фигур создать композицию и передать равновесие рис. 26 равновесие в композиции
25 слайд Описание слайда:Задание 2. Доминанта. С помощью 4-6 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой рис. 27 доминанта в композиции
26 слайд Описание слайда:Задание 3. Статика и динамика. С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную композицию; б) динамичную композицию; рис. 28 статика в композиции рис. 29 динамика в композиции
27 слайд Описание слайда:Задание 4. Симметрия и асимметрия. С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную композицию; б) ассиметричную композицию; рис. 30 симметрия в композиции рис. 31 ассиметрия в композиции
28 слайд Описание слайда:Задание 5. Ритм. С помощью геометрических фигур передать ритм в композиции рис. 32 ритм в композиции
29 слайд Описание слайда:Задание 6. Контраст. С помощью геометрических фигур создать композицию и передать: а) цветовой контраст; б) контраст фактур рис. 33 цветовой контраст рис. 34 контраст фактур
30 слайд Описание слайда:Задание 7. Нюанс, акцент аналог. С помощью геометрических фигур создать на выбор: а) нюанс в композиции; б) акцент в композиции; в) аналоги в композиции рис. 35 нюанс рис. 36 акцент рис. 37 аналог
31 слайд Описание слайда:Домашнее задание. Разобрать композиционную структуру любой живописной картины (на ваш выбор) Поль Сезанн. Персики и груши Рафаэль. Сикстинская мадонна рис. 38
32 слайд Описание слайда:Список литературы: 1. Голубева, О. Л. [Текст] Основы композиции: Учебное пособие-2-е изд/ О. Л. Голубева –М.: Изд. дом «Искусство», 2004.-120с. ISBN 5-85200-417-0 2. .Паранюшкин, Р. В. [Текст] Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 79, [4] с. : ил. — (Школа изобразительных искусств).ISBN 5-222-07410-2 3. Чернышев, О. В. [Текст] Формальная композиция. Творческий практикум/ О.В. Чернышов -Мн.: Харвест, 1999.-312 с. ISBN 985-433-206-3. 4. http://politeh.debesi.ru/files/IvshinCOMPOSITIONhtml/5.html http://library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/22___.html 5. http://www.coposic.ru/pravila/simmetriya/ 6. http://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php 7.http://www.razlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnoe_posobie/p9.php 8. http://www.kodiz.ru/abcompos/complaw.html 9. http://shar08.narod.ru/8-arch-grafika.html 10. http://baranovweb.narod.ru/pri_1.html 11. http://prodslr.ru/2012/10/teoriya-tsveta/ 12.http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/komp_tehn_v_dizayne/dizayn2.htm
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-142821
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Основы композиции. Статика и динамика в композиции
Урок 1. С построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.
Основы композиции.
Статика и динамика в композиции.
Вначале небольшое вступление
Что же такое композиция ?
Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое — завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.
Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.
Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
Можно выделить следующие композиционные правила:
передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а
сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).
СТАТИКА
Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе.
Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности ))
Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:
Поэтому и мы возьмем их за основу.
Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, — конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:
Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.
Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.
Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:
Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:
Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.
Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света.
Использую комбинированное освещение — сочетание направленного и рассеянного света:
неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика.
После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата.
Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:
Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.
ДИНАМИКА
Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах — контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.
Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету.
Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:
Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:
Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.
Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить
Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.
Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету.
Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:
Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.
Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона.
Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))
Если возникнут какие то вопросы, которые я здесь не рассмотрела или упустила, обязательно задавайте!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Теперь переходим к заключительной части нашего урока – к домашнему заданию.
Оно будет предельно простое.
Вам нужно будет самостоятельно составить две композиции на статику и динамику, руководствуясь правилами описанными в этом уроке.
Для начала выберите предметы которые больше всего подходят на ваш взгляд для задуманной композиции, затем обязательно составьте схему ! (обычную и тонально-цветовую) А потом уже преступайте к постановке предметов по схеме и непосредственно уже к самой съемке.
За основу нужно взять наши три фигурки:
Если вы хотите усложнить себе задание, постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.
СОВЕТ!
Для большей выразительности лучше
все три предмета брать разными по размеру — большой, средний и маленький, вспомогательный.
А также разными по тону – самый светлый, средний и темный.
Итак, в качестве домашнего задания нужно предоставить
две работы: на статику и динамику, а также две схемы к ним!
Так что используя полученные знания и вашу фантазию, создавайте новые шедевры!
Творческих вам успехов!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
www.finephoto.com.ua
Композиция из геометрических тел
Композиции из геометрических тел, сочлененных друг с другом, которые иначе принято называть врезками, являются важной переходной ступенью от простейших геометрических тел к сложным рукотворным и природным объектам при изучении академического рисунка. Без понимания правил встраивания тел друг в друга в зависимости от их конструктивных особенностей, невозможно верно и реалистично нарисовать здания, автомобили и любую другую технику, а также растения или живых существ, включая человека.
Особенно необходимы навыки составления связок с врезанными телами абитуриентам творческих и архитектурных вузов Москвы, поскольку связки являются одной из наиболее часто встречающихся экзаменационных тем.
Кому и зачем необходимо учиться работать над врезками и связками
Связки — это объемно-пространственные композиции разной сложности, которые составлены из сочлененных между собой, то есть частично входящих одно в другое, геометрических тел. Отличительной особенностью подобных изображений является то, что их рисуют не с натуры, а создают по воображению, для чего необходимо досконально понимать конструктивные особенности входящих в связку тел.
Основная задача при работе над рисунком связки — четко представить конструкцию составляющих композицию тел, а затем изобразить формы и их сочленения с учетом перспективного сокращения, построить сложные падающие тени, проработать единое и грамотное с точки зрения законов светотени тоновое решение.
Столь сложную работу невозможно сделать без базовых художественных знаний и значительного объема предыдущей практической работы сначала над геометрическими телами, а после — над постановками.
Задания по выполнению связок способствуют тренировке навыков объемно-пространственного мышления.
Полезным итогом многочисленных упражнений с врезанными телами станет умение мысленно формировать ясный образ готовой работы, понимание конструкции сечений и особенностей преломления граней в местах сечений. Кроме того, в ходе работы приходится располагать тени и рефлексы, опираясь лишь на понимание законов светотени и собственное воображение, что учит оперировать знаниями, полученными на предыдущей ступени обучения, без привязки к натуре и также развивает объемно-пространственное мышление.
Полученные в ходе изучения врезок навыки служат рисовальщику хорошую службу уже на этапе работы над натюрмортами, а при изображении сложных рукотворных и живых объектов являются абсолютно необходимыми. Композиции данного типа сдают на вступительных экзаменах абитуриенты МАрхИ и других архитектурных вузов, но навыки их составления полезны всем, кто серьезно занимается любой деятельностью, так или иначе связанной с изобразительным творчеством.
Базовые навыки при работе над врезанными геометрическими телами
Приступая к работе над врезанными геометрическими телами, необходимо хорошо понимать свойства основных фигур, которыми обусловлены конструктивные особенности объемных тел, а также уверенно владеть и использовать в работе законы геометрической и воздушной перспективы и светотени. Кроме того, необходимы начальные навыки работы не только с натурными объектами, но и некоторый опыт изображения по представлению и воображению. И, конечно, необходимо уверенно владеть главным инструментом художника — карандашом, потому что все этапы работы ведут без использования линейки, циркуля и других вспомогательных инструментов.
Переходить к столь сложной задаче как создание врезанных тел можно лишь после того, как вы усвоили основополагающие принципы работы над отдельными геометрическими телами и постановками. Если вы уверенно делаете построения тел с учетом положения в пространстве, перспективных сокращений и ракурса, освоили работу со светотенью и тоном и владеете основополагающими композиционными принципами и соответствующими практическими навыками, самое время приступать к освоению связок.
Рекомендации по созданию композиции из врезанных тел
За основу для работы чаще всего берут куб или четырехгранник, поскольку в них удобнее всего врезать более сложные геометрические тела — конусы, цилиндры, шары.
Использование специальной сетки помогает избежать ошибок в перспективных построениях. Чем многочисленнее и разнообразнее геометрические тела, которые вы включаете в придуманную вами композицию, тем сложнее избегать искажений и ошибок – даже если основа построена качественно. Построение сетки необходимо изучать отдельно, так как это довольно сложная задача, которая занимает определенное время даже у опытного рисовальщика. Однако если сетка построена верно, впоследствии она сэкономит время при работе над композицией.
Точно выполненные построения — основа изображения, от которой напрямую зависит результат. Ошибиться на этом этапе недопустимо, именно поэтому при изучении врезанных тел большое значение уделяют методам сочленения различных тел друг с другом.
Существуют связки разной степени сложности. К наиболее простым относятся тела с плоскими гранями — кубы и четырехгранные призмы, и изучение темы начинают именно с них.
Видимая часть врезанного геометрического тела должна позволять определить его размеры, для чего видимые части должны составлять половину и более его общего объема. Так, при сочленении с цилиндром необходимо показать окружности его оснований и значительную часть боковой поверхности, при сочленении с конусом — вершину, основание и боковую поверхность.
Универсальный способ выбора линии, по которой будет врезано тело, — ориентироваться на оси симметрии, высоты и другие линии и членения, заложенные в конструкции тел.
Тела должны врезаться друг в друга не менее чем на одну треть и не более чем наполовину. Если пренебречь этим принципом, композиции окажутся либо слишком разреженными, вызывающими ощущение, что тела едва касаются друг друга, либо до такой степени плотными, что уже сложно определить, из каких именно тел они составлены. И то, и другое вызывает чувство дисгармонии и является нарушением композиционных законов, а следовательно, ошибкой.
Как компоновать фигуры в листе
Верная компоновка изображаемых объектов в листе – основа успешной работы. Если на начальном этапе этому не было уделено достаточно внимания или были допущены серьезные ошибки, изображение выйдет неубедительным.
Зачастую даже рисовальщикам с опытом допущенные ошибки становятся очевидны ближе к середине или на заключительных этапах работы, когда поправить их уже сложно. Избежать этого поможет практика, аккуратность при создании построений и сеток, соблюдение логики ведения работы, внимательное отношение к деталям, частая оценка и самопроверка на предмет ошибок и неточностей, для чего полезно периодически отходить от работы на некоторое расстояние.
При работе над врезанными друг в друга геометрическими телами потребуется мобилизовать не только наработанные ранее навыки мысленного анализа объектов, их структуры и сечений, но и все имеющиеся знания в области композиции, — словом, творить в значительной степени рационально, рассудительно и осознанно.
По сути, выбор композиционного решения — это сложная аналитическая работа по гармоничному распределению в плоскости листа объектов и масс, которая учитывает стоящие перед художником задачи по формированию эмоционального строя изображения и выбранной темы. В равной степени это касается как жанровых работ, так и геометрических абстракций.
Структура изобразительной плоскости
Оценка плоскости чистого листа обусловлена рядом особенностей человеческого восприятия. Плоскость чистого листа уже содержит условную структуру:
• горизонтальную и вертикальную оси, заданные краями формата;
• две диагонали, заданные противоположными углами;
• центр, который находится на пересечении условных диагональных линий.
Составляя в воображении и продумывая основные части будущей объемно-пространственной композиции, мы опираемся именно на эту условную структуру. Впоследствии, когда мы начнем прорабатывать первые эскизы или составлять сетку, она же станет основой, на которой мы будем формировать структуру реального изображения.
Композиционное равновесие
Достичь важнейшей композиционной задачи — гармонии — можно множеством путей, однако гармонии не получится, если изображение неуравновешенно. В зависимости от художественных задач, в работах применяют статичное или динамичное равновесие. Статичное равновесие, как правило, строят по вертикальным и горизонтальным осям, при этом чаще используют статичные объекты (например, куб или призму) и в целом похожие по форме, фактуре, массе. Достичь динамичного равновесия композиции позволяет размещение главных объектов по диагональным осям, использование контрастов как в размере, форме, фактуре, массе объектов, так и в тоновом и цветовом решении.
При созерцании изображения, в котором применено статическое равновесие, внимание зрителя распределяется по всей плоскости, если же применено динамическое — взгляд зрителя, начиная с доминанты, перемещается по заданному художником маршруту, затем приходит в геометрический центр и несколько раз заново повторяет весь путь.
В силу ряда анатомических и психологических особенностей мы воспринимаем объекты и пространство с определенными искажениями, которые необходимо учитывать, чтобы добиться композиционного равновесия.
Так, верхнюю часть разделенного посередине листа, мы воспринимаем как большую, нижнюю –как меньшую, хотя и знаем, что они равны. Изображенный точно в центре, на пересечении диагоналей, объект визуально смещается к низу листа, что нарушает композиционное равновесие. Именно поэтому композиционный центр изображения рекомендуется всегда размещать с некоторым смещением от геометрического центра листа. И в зависимости от того, куда он будет смещен, изменится общий характер и настроение всей работы.
Композиционный центр и второстепенные элементы
Композиционный центр — это доминанта, которой подчинены и которую поддерживают остальные элементы изображения. Хотя вес и значимость второстепенных объектов различны, каждый, даже самый небольшой и малозаметный элемент делает одинаково важный вклад в формирование композиции в целом. Все элементы важны для создания гармонии, и каждый должен располагаться на своем месте и выполнять свою уникальную задачу, которую невозможно «перепоручить» другим элементам без потери ощущения общей целостности.
К наиболее распространенным способам создания композиционного центра относятся: отличающийся от других элементов размер, форма, фактура, цвет, положение в формате. Кроме того, композиционный центр требует наиболее тщательной проработки по сравнению с остальными частями изображения.
Экзаменационные требования МАрхИ к композициям из врезанных тел
Основные требования МАрхИ к экзаменационным работам касаются не только качества построения связок и изображения в целом, но и точного соблюдения поставленных вузом условий и сводятся к следующему:
• экзаменационный рисунок соответствует предложенному абитуриентам заданию;
• высокое качество композиционной идеи, изображение гармонично и его сложность адекватна поставленной задаче;
• изображение качественно закомпоновано в листе;
• правильно построены и изображены отдельные тела, учтена перспектива, верно проведена работа с врезками;
• предложено верное тональное решение;
• изображение завершено.
Для того чтобы успешно сдать экзамен, абитуриенту необходимо четко понимать суть требований вуза и продемонстрировать полученные в ходе подготовки знания и навыки, аналитический подход, а также умение создавать нетривиальные работы, управлять фантазией и творческим процессом, работая в рамках целого ряда важных ограничений.
Как научиться выполнять связки
Столь сложную тему как врезанные геометрические тела — особенно с учетом требований архитектурных институтов — невозможно освоить без значительного объема практики под руководством опытного наставника. Только многократно отработав и прочно закрепив понимание особенностей основных геометрических фигур и конструктивного строения полученных на их основе тел, вы сможете составлять и выполнять гармоничные, композиционно продуманные связки на уровне, достойном для поступления в лучшие архитектурные институты столицы.
Чтобы научиться уверенно выполнять изображения врезанных геометрических тел, делать качественные построения, тоновую проработку и подготовиться к поступлению в архитектурные и творческие вузы Москвы, записывайтесь на занятия к опытным преподавателям академического рисунка в студию К.Э.Арутюновой.
Записаться можно по указанному телефону или через форму на сайте.
Похожие записи
arch-risunok.ru
Основы композиции в дизайне
Мы подготовили для вас статью об основах композиции в дизайне.
Что такое композиция?
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Геометрический и композиционный центр.
Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.
(совпадение геометрического и композиционного центров)
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.
Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Композиционный центр может быть выделен:
— контрастом света и тени
— контрастом цвета
— размером
— формой
Основные понятия и правила композиции.
Диагональные линии в композиции:
График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.
Замкнутая и открытая композиция:
В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.
Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.
Правило золотого сечения:
Гармония — это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.
Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?
Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:
Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:
Правило трех третей:
В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.
Динамика и статика в изображении, движение, ритм.
Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Статичная композиция (статика в композиции) — создает впечатление неподвижности.
Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.
Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.
Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.
Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.
Ритм — один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.
Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.
Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия.
Симметрия:
В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.
Симметрия — это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.
Асимметрия, достижение равновесия:
Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.
В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.
Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.
Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:
Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:
Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Заключение.
Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.
Ссылка на источник
sveres.ru
Цветовые аппликации | Artisthall — Художественная мастерская
В этом задании необходимо изобразить композицию в виде цветной аппликации из пересекающихся геометрических фигур.
Все декоративные композиции в нашем курсе занятий дают большую возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать разнообразные техники, изобразить различные сюжеты, освоить самые эффектные способы создания и построения композиции.
Цветовые аппликации описание.
Приведенное ниже описание и правила выполнения задания являются лишь теоретической частью. Для правильного создания цветовых аппликаций нужны практические занятия по композиции с педагогом и профессиональные консультации на каждом этапе выполнения работы.
Цветовые аппликации являются одним из самых ярких и декоративных заданий в курсе.
На листе предлагается изобразить композицию из произвольных геометрических фигур, под руководством педагога разработать поисковые эскизы, определиться с цветовой гаммой, далее на основе эскизов, создать сбалансированную композицию.
Размер, масштаб, положение геометрических фигур подбираются исходя из общего художественного замысла.
В этом задании большое значение имеет работа с цветом. Необходимо подобрать несколько наборов цветов, гармонично подходящих и сочетающихся друг с другом (подробнее о цветовых гаммах смотрите в статье Цветовой круг). Далее нужно расположить цветовые сегменты в нарисованную геометрическую композицию.
В местах пересечения геометрических форм можно изменить цвет обеих фигур, создав эффект прозрачного наложения, отчего композиция сразу приобретает пространственное выражение и визуальные планы.
Стоит отметить, что цветовые аппликации — это не набор цветных геометрических фигур, перемешанных в пространстве, это попытка создать настоящее художественное произведение используя минимум изобразительных средств.
В задании нужно не просто подобрать цвета, но и сделать из них, используя форму и массу каждого цветового сегмента, динамичную и зрелищную композицию. Задание дает прекрасную возможность проявить художественно пространственное мышление, не отталкиваясь ни от каких образцов, создать собственную уникальную композицию.
На представленных примерах, выполненных нашими учениками, хорошо видно насколько разнообразными и оригинальными могут быть композиции. В этом задании ученики, до этого считавшие, что не обладают художественными способностями, раскрывали свой творческий потенциал, создавали эффектные композиции с удивительными композиционными решениями.
Цветовые аппликации — это возможность создать в процессе обучения и подготовить прекрасные работы для собственного портфолио, наработать профессиональные изобразительные навыки, необходимые в будущей специальности.
В этом задании создается настоящее декоративное полотно, отвечающее всем стандартам современных направлений живописи.
Композиции, выполненные на наших занятиях, ученики размещают в портфолио, уровень и качество готовых работ отвечают самым требовательным запросам графического дизайна.
Многие наши ученики, пришедшие к нам для перепрофилирования и получения художественных навыков для профессии дизайнер, декоратор, оформитель, создали на наших занятиях хорошие портфолио, которые помогли при собеседовании, при поступлении в ВУЗ и в дальнейшей карьере.
Пройдя всю программу занятий по композиции, Вы получите широкое творческое видение, сформируете цельную картину восприятия любого творческого произведения, у Вас появиться четкое представление о художественной ценности, колорите, технике исполнения произведения.
По всем вопросам проведения занятий звоните по телефонам: 8 903 669-80-89, 8 903 669-49-59 или пишите на почту: [email protected]
Смотрите также:
artisthall.ru
Презентация к уроку по математике (2 класс) по теме: Композиция из геометрических фигур
Конспект занятия по ВД. Композиция из геометрических фигур. Проект «Сказочный город»
Участники: 2 класс
Дата: 19 апреля 2013 г
Тема: Композиция из геометрических фигур. Проект «Сказочный город»
Цель: научить учащихся выполнять композицию из геометрических фигур;
Задачи:
— формировать у учащихся представление о домах, выявить имеющиеся знания, научить работать с шаблонами, закрепить приёмы вырезания.
— формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду
— развитие творческих способностей, мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости), развитие связной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности (анализ, синтез).
— развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
— развитие ручной умелости в процессе решения художественно-конструкторских задач;
— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
— развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
Формирование УУД на уроке:
Личностных УУД: навыки организации рабочего места для работы с бумагой разных видов; формирование эстетических чувств.
Регулятивных УУД: умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы; навык работы со схемами, наглядно показывающими последовательность работы; определение этапов работы; проговаривание пошагового выполнения работы.
Познавательных УУД: активизация знаний по использованию принципа симметрии; умение делать обобщения, сравнения. Умение анализировать представленные работы и давать им характеристику; понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы; активизация знаний о геометрических фигурах по курсу математики.
Коммуникативных УУД: умение находить компромиссные решения при выполнении работы в паре.
Оборудование у учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник, условные знаки, рисунки ножниц для награждения, рисунок сказочного города на ватмане
У обучающихся: готовый фон для аппликации, конверт с геометрическими фигурами, конверт с различными образцами бумаги, клей, ножницы, цветная бумага, листы для самооценки.
1. Орг. момент
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Начинаем занятие. Поделимся своими улыбками, добротой и теплом со своими друзьями и с гостями. | Обучающиеся улыбаются друг другу. |
2. Прогнозирование, постановка цели занятия
Значок «Рассмотри внимательно» — задание на наблюдение, сравнение, анализ изображения.
СЛАЙД 1
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Настрой. Чтоб работа закипела Приготовьтесь – ка, за дело. Будем клеить, мастерить, Всё должно в порядке быть. Актуализация знаний. Мотивация. — Ребята, Любите ли вы сказки?- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. — А что любите больше: когда вам читают или когда вы читаете сами? — Что привлекает вас в сказках? Учитель читает стихотворение Чтобы сказки не обидеть – Надо их почаще видеть. Их читать и рисовать, Их любить и в них играть! Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться, Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее. — Сейчас мы узнаем, как вы знаете сказки. — Игра «Угадай сказку» Слайд № 2 — Про сказки мы стали говорить неслучайно. Перед вами не готовая поделка, а лишь детали и часть объекта . Подумайте, что это и какой будет результат нашей работы. Проблема. Вот у нас сказочный город. В этом городе живут герои разных сказок. Слайд № 3,4 — Каких сказочных героев вы видите. Назовите их. — А есть ли у вас любимый сказочный персонаж? — Скажите, ребята, чего не хватает в сказочном городе? — Как вы думаете, сможем ли мы помочь сказочным жителям? — В чём будет заключаться наша помощь? — Из какого материала будем делать домики?- Какова цель нашей работы? СЛАЙД 2 (цель открывается на доске) |
Звучит песня «Приходите в гости к нам!» из к\ф «Там на неведомых дорожках» (варианты ответов обучающихся)
Учитель показывает заготовку сказочного города без домов. (варианты ответов обучающихся) Мы должны заселить героев сказок в домики Из цветной бумаги Будем изготавливать домики для сказочных героев из цветной бумаги |
3. Слово учителя и уч-ся о домах разных народов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-А что вы можете сказать о домах разных народов? -Объясните, для чего? Значит, Дом – это то, без чего не может обойтись человек. | -Где бы не поселился человек – в жарких странах или за полярным кругом, на берегу моря или высоко в горах, ему необходимо жилище. — Чтобы укрыться от холода и от жары, от дождя и ветра.
|
4. Создание ситуации самостоятельного открытия (работа в парах)
Значок в виде ключа «Исследование, эксперимент, открытие» указывает на момент самостоятельного поиска. Ключ символизирует тайну, загадку и секрет её разгадки. Это указание на эксперимент, который требуется провести ребёнку, чтобы ответить на поставленный вопрос или выполнить предложенное задание.
Проверка рабочих мест. На партах: конверт с фигурами, ножницы, простой карандаш, цветная, бархатная бумага, фольга, лист картона, клей.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Прежде чем приступить к работе проверим , всё ли у вас есть для того, чтобы начать работу. -Напомните, чем мы занимались на прошлом занятии? — Как вы выполняли эту работу? — У каждой пары на столе лежит ваш волшебный конверт с фигурами. Нам необходимы клей, ножницы, простой карандаш, цветная, бархатная бумага, лист картона .Для чего нам лист картона? — Молодцы! К работе у вас всё готово. |
-мы учились вырезать из различных видов бумаги разные геометрические фигуры, разного размера -в парах. (на нём будем смазывать детали)
|
5. Поиск взаимозаменяемых материалов и инструментов при использовании данной технологии (работа в парах)
Значок «Материалы можно заменить» означает, что необходимо подумать, какие ещё материалы подойдут для данной технологии.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
— Предлагаемый материал для поделки – цветная бумага. Если у вас нет такого материала, можно найти ему замену. Но если даже этот материал есть, всё равно можно подыскать варианты использования иного материала. Тогда ваша поделка превратиться в единственный неповторимый объект искусства. |
(обучающиеся исследуют образцы) — Можно складывать из открыток, журнальных картинок, фантиков, цветной бумаги, фольги и т.д. |
6. Повторение правил безопасности
Значок «Осторожно с инструментами». Слайд 13
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
— С какими инструментами будем сегодня работать? — Какие правила работы с ножницами и клеем вы знаете? | — ножницы, клей
— Не держи ножницы концами вверх. — Не оставляй ножницы раскрытыми. — Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперёд. — Не оставляй клей открытым, всегда плотно закрывай колпачком. |
7. Создание проекта.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Перечислите, какие геометрические фигуры приготовили? -Сейчас вам предстоит в парах сделать из этих фигур домик для сказочного героя и поселить героя вместе с домиком в сказочном городе. — Посмотрите, какие ещё есть домики. Слайд № 15 Показ моих домиков. — А теперь договоритесь, для какого героя, будете делать домик. — какого цвета будет дом? Как вы его оформите? Будут ли в домике окна и двери? -Подумайте, из каких фигур будет состоять домик для вашего сказочного героя — Будет ли основание у домика ( фундамент) — Сколько будет окон? Какого цвета? — Какой формы крыша? Будете ли делать дверь? — Как соединить основание дома с крышей?- Гимнастика для пальчиков. Работа в парах. Дидактическая игра «Художник и компьютер». Эти задания не только обучают умению планировать свои действия, но и позволяют использовать разные способы их описания. Спланируем нашу работу по изготовлению аппликации «домик». Игра «Художник и компьютер». — Для игры вызываем двоих желающих. Один играет «художника», а другой – «компьютер». «Художник» описывает каждый этап своих действий ярко и образно, при этом может жестикулировать и менять интонацию. «Компьютер» переводит эти слова на сухой язык инструкции, говорит чётко, ясно и сдержанно. — Ребята, проявите свою фантазию, свои творческие способности. Помните, что рабочее место надо содержать в порядке, а по окончании работы его нужно обязательно убрать. — Оформляйте вместе, вместе думайте, как сделать работу лучше, выполняйте работу аккуратно. | -Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал
Крышу приклеить путем наложения на основание домика. Художник: Я задумал(а) сделать красивые весёлые домики для героев сказок Компьютер: Аппликация «домики». Художник: Подобрал(а) я бумагу – ярко-красную, нежно-голубую и жёлтую, как солнышко. Компьютер: Взять красную, голубую и жёлтую бумагу. Х: Я решила, что домик моего героя будет просторный, прямоугольный К: Выбрать прямоугольную форму домика Х: Сначала соберу домик на листе картона, а затем буду склеивать с помощью клея фигуры. К: Составить домик, склеить фигуры. |
физкультминутка
8. Самостоятельное творческое использование изученного приёма
Значок «Творческое задание». Используй новые знания и навыки . Указывает на серию различных заданий, позволяющих развивать художественное видение, конструкторское мышление и творческие способности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
— (на партах у детей план работы (или на доске):
— Практическая работа сопровождается музыкальной заставкой. Контроль за учащимися во время работы, за правильной посадкой. Слайд 9. Защита проекта. Приготовьтесь рассказать, для кого построили дом. Готовую поделку несите в город. | ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ 1. Выбор геометрического материала. 2. Выбор формы домика для сказочного героя 3. Изготовление домика. 4. Приклеивание объекта на готовый фон на ватмане Приклеивают свои работы на фон Ученик.1.В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Ученик 2. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло. |
10.Самооценка, рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||
— Достигли ли вы цели сегодняшнего занятия? 1. Оцените свою работу на занятии по предложенным критериям (критерии разрабатывались совместно с обучающимися на прошедших уроках) 10 б- «5» 7, 8, 9 – «4» 6, 5 – «3»
2. Какие чувства у вас возникали, когда вы выполнял работу? (изображения солнышка и тучки) | -Да, достигли.
(заполняют таблицу)
|
11. Дом. Зад: Дополнительное применение новой технологии.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
— Подумайте над практическим применением созданной поделки, предложите варианты её использования. — Сказочные герои благодарят вас и дарят вам “Золотые ножницы”. — Всем спасибо. Наше занятие окончено. Слайд № 17 |
nsportal.ru