Цвета основные: Что такое основные цвета? Или как ещё их называют: первичные цвета?
Теория цвета, основные понятия и цветовой круг.
И так как же выглядит современная общепринятая теория цвета, надо понимать, что теория, в том виде как ее объясняют физиологи, имеет один вид, а то, как ее преподают, например, в художественных вузах обучающих традиционным художественным техникам имеет другой вид, а там где обучают компьютерной графике та же теория может выглядеть по другому. Например, ученые, которые изучают строение человеческого глаза, утверждают, что есть три вида так называемых колбочек (это такие клетки на сетчатке глаза) наиболее восприимчивые к разным длинам волн, визуально их можно определить как фиолетовый, зеленый, желтый, то есть три вида клеток наиболее восприимчивых к данным цветам, а то многообразие цветов, которое мы видим, получается уже у нас в мозгу после обработки. Таким образом, мы можем сказать, что основные цвета, из которых состоят все остальные это фиолетовый, зеленый, желтый. Но любой живописец работающий красками на холсте или бумаге вам скажет, что основные цвета это, синий, красный, желтый.
Как же так почему такая неразбериха, на самом деле все нормально, теория цвета вполне хорошо разработана и едина, но, физиологи, изучают наш организм. А живописцы работают с тем восприятием которое складывается уже после того как мозг обработал все данные, полученные от органов чувств, используя пигментные краски. А цифровой художник работает с цветовыми пространствами, в которых, основные цвета подбирались таким образом, чтобы легче было выполнять соответствующие задачи на определенном оборудовании. И каждый работает в своем информационном поле в своей системе координат, которые без условно пересекаются и взаимодействуют друг с другом, но все таки имеют свой язык для описания происходящих процессов и свою отличную от других сигнатуру.
В связи со всем выше сказанным мы будем отталкиваться от теории, которой придерживаются современные художники, работающие в традиционных художественных технологиях, то есть когда основные цвета это Желтый, Красный, Синий, потому что она ближе всего к тому, как мы воспринимаем и осмысливаем действительность. Но по мере необходимости будем проводить аналогии с цветовыми моделями, которые используются в компьютерных технологиях.
И так цвета делятся на две категории хроматические и ахроматические.
Ахроматические цвета различаются только по светлоте, от черного до белого, все, что между ними это оттенки серого. В разнообразных произведениях изобразительного искусства часто используются композиции, решенные в одной гамме, теплой или холодной, как правило, сдержанных оттенков, такие композиции тоже иногда называют ахроматическими, в данном случае больше подходит термин
Используется для всевозможных тестов и других технологических процессов в разных областях визуальных искусств, например в офорте шкала травления это тоже серая шкала. Но также, данный термин могут, применит как синоним термина ахроматические цвета.
Хроматические цвета это весь спектр цветов кроме нейтрально черного и нейтрально белого и нейтрально серых оттенков, хотя надо отметит, что в хроматической композиции вполне могут присутствовать ахроматические цвета.
В данной группе различий больше;
Цветовой тон; основной признак хроматического цвета это красный, желтый, синий, и весь остальной спектр.
Светлота; все цвета различается по светлоте желтый самый светлый, фиолетовый самый темный. И также цвета могут приближаться к белому, в традиционной живописи это достигается либо разбеливанием краски белилами и она постепенно утрачивает свой тон, приближаясь к чисто нейтральной белой, либо например, в акварели приближение к белому, получается, по средствам прозрачности тонкого слоя краски сквозь которую просвечивает белая бумага. В компьютерной графике данный параметр задается по средствам приближения цветовых координат на цветовой модели к белому цвету. То есть чем ближе заданные координаты на цветовом теле к белому, тем более он будет казаться разбеленным. Хотя в аппаратно-независимых моделях цвет не теряет в чистоте и интенсивности при приближении к белому значительно дольше по сравнению с аппаратно-зависимыми моделями и традиционными способами разбеливания. Например, в полиграфии используют цветовую модель CMYK, на таблицах или на мониторе, цвета могут выглядеть насыщенными, а на печати оказаться значительно более тусклыми.
Насыщенность; чем ближе цвета приближаются к ахроматическим, тем больше они теряют насыщенность, то есть чем больше в них черного, серого или белого, тем они менее насыщены. При смешивании некоторых хроматических цветов тоже происходит потеря насыщенности. Как уже отмечалось, в некоторых виртуальных цветовых моделях, процесс потери насыщенности не так ярко выражен. Насыщенность влияет на степень восприятия, эмоциональный настрой
Чистота; чистые цвета это, как правило, спектральные цвета, максимально удаленные от ахроматических.
Интенсивность; сила светового потока, показатель мощности, например, в лампах освещения. Применительно к цвету это степень яркости цветового пятна, насколько интенсивно пятно излучает свет, окрашенный в определенный цветовой тон, отражая его от поверхности, или излучая, например с монитора. Ярко оранжевый, считается одним из наиболее интенсивных цветов.
Если цветовой тон и светлота могут быть достаточно точно определены, то насыщенность и чистота, очень условные показатели, и точно не измеряются, и только в виртуальных (аппаратно-независимых) цветовых моделях могут иметь неизменные показатели.
Как мы уже договорились, будем исходить из того что основные цвета это желтый, синий, красный
При смешивании первичных цветов получаются вторичные цвета. Смешивая красный с желтым, получаем оранжевый. Желтый с синим, выходит зеленый. Синий с красным, получается фиолетовый.
Если мы расположим цвета в определенном порядке, а именно красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, и соединим, друг с другом противоположные концы, у нас получится шести частный цветовой круг.
Можно продолжить смешивание и получить третичные цвета и двенадцати частный цветовой круг.
Одним из самых востребованных считается восьми частный цветовой круг, помимо семи спектральных цвет в него добавлен пурпурный, основные цвета красный, жёлтый, зелёный, синий. Дальше как в других кругах смешение соседних первичных цветов дают, вторичные промежуточные цвета оранжевый, голубой, фиолетовый и пурпурный.
Цвета которые на круге расположены друг напротив друга называются комплементарными или дополнительными, они неразрывно связаны на их связи часто строятся все возможные зрительные эффекты, которые используют в цветных композициях, например последовательный цветовой контраст
Круг, в основе которого лежат как первичные цвета красный, жёлтый и синий называют RYB цветовой круг. RYB это аббревиатура из начальных букв названия первичных цветов на английском. Такой круг получил широкое распространение его, широко используют художники, потому что он дает возможность предугадать, какой цвет получится при смешивании пигментных красок.
Также сейчас широко известен цветовой круг RGB, в котором первичными являются красный, зелёный и синий, используется в цифровых технологиях, получил популярность, потому что является составной частью одноимённой цветовой модели, которая является одной из самых востребованных на сегодняшний день. Почти каждая цветовая модель, или имеет свой цветовой круг, или ее можно частично описать в виде цветового круга.
Иногда круг делается с градациями по светлоте и насыщенности, например в центре круга располагают белый цвет, от него делают растяжку иногда ступенчатую от белого к спектральным чистым цветам, а от них продолжают растяжку наружу круга от чистых цветов к черному.
Еще цвета делятся на теплые и холодные.
Тёплые цвета; красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.
Холодные цвета; синий, голубой, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный.
Таким образом, получается, что круг делится на две части.
Каждый цвет может быть более или менее теплым или холодным. Иногда говорят увести в теплые или холодные, то есть относительно какого ни буди условно нейтрального оттенка, или нескольких оттенков, сделать их более или менее теплыми или холодными.
Существует такое понятие тепло холодность, как правило, им пользуются художники, им обозначают соотношение теплых и холодных оттенков в композиции.
Надо понимать, что цветовой круг это полезный инструмент, который нужно уметь использовать, опытные художники держат его в голове, но на начальном этапе многие используют его как шпаргалку, существуют компьютерные программы, в основе которых лежит цветовой круг, в которых с помощью круга можно осуществлять все возможные задачи в основном подбор цветов и гармонизация палитры. Бывают механические цветовые круги, в которых с помощью передвижения разных частей устройства тоже можно подобрать цвета по разным параметрам. Хотя в художественных учебных заведениях часто не учат практическим способам использования цветового круга, тем не менее, многие профессионалы используют круг разными способами, о чем я еще расскажу.
А пока как говорится, продолжение следует.
Теория цвета: что это, основные понятия колористика
Красный цвет делает человека привлекательнее, зеленый и голубой успокаивают, а пастельные оттенки ассоциируются с чистотой. Разбираемся, что такое теория цвета и как она работает в реальной жизни
Содержание:
- Что это такое
- Основные понятия
- Цветовые круги
- Современные цветовые модели
- Психологическое восприятие цвета
Что такое теория цвета
Теория цвета — это все имеющиеся на сегодня знания о цвете и его природе. В разных науках и профессиях ей дают разные определения: например, дизайнеры называют теорией цвета принципы смешения цветов, благодаря которым можно получить гармоничные цветовые сочетания [1].
По-научному же изучение цвета называется цветоведением [2]. Эта наука систематизирует данные о цвете из других наук: физики, физиологии, психологии, а также сведений из философии, эстетики, истории искусства и культуры. Особый раздел цветоведения — колористика. Она изучает как применять цвет в разных областях человеческой жизни.
Современная теория цвета базируется на том, что восприятие цвета зависит от трех составляющих [3]:
- источника света,
- отражающих свойств цветного объекта,
- зрительной системы наблюдателя (например, люди с синестезией или дальтоники будут воспринимать цвета иначе, чем другие).
Такое современное понимание сильно отличается от самых первых теорий цвета, которые появились еще в Древней Греции.
История изучения цвета
Исторически изучением цвета занимались ученые из разных областей науки, художники, архитекторы и философы. Поэтому учения и теории цвета отличались друг от друга — как целями, так и методами применения.
- Древние философы пытались связать цвета с теориями о происхождении мира и природы.
- Ученых-физиков и оптиков интересовало, откуда берется цвет и каким образом человеческий глаз воспринимает многообразие цветов.
- Художники и архитекторы изучали цвета, чтобы найти гармоничные приятные сочетания.
- В начале XX века к исследованию цвета подключились и психологи — их интересовало психологическое воздействие цветов на людей.
Первую известную теорию цвета связывают с именем древнегреческого философа Аристотеля. Он полагал, все цвета происходят от белого и черного — света и тьмы, и связывал их с четырьмя элементами: водой, воздухом, землей и огнем. Огню соответствует белый, земле — черный, а вода и воздух не имеют собственных цветов и получают разные оттенки в зависимости от своего состояния [4]. Остальные цвета происходят от смешения основных цветов и света.
Еще один древний астроном и математик Клавдий Птолемей в своих работах по оптике изучал цвет, отражение, преломление и зеркала различных форм [5]. Работы этих двух ученых стали отправной точкой для тех, кто занимался наукой о цвете вплоть до эпохи Возрождения [6]. Тогда их вытеснило новое знание о цвете — теория Исаака Ньютона.
В 1660-х годах английский физик и математик Исаак Ньютон (Isaac Newton) начал серию экспериментов с солнечным светом и призмами [7]. Он продемонстрировал, что чистый белый свет состоит из семи видимых цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, индиго и фиолетового.
Слева — Исаак Ньютон экспериментирует с призмой. Гравюра по рисунку Дж. А. Хьюстона, около 1870 года. Справа — цветовой круг Ньютона. (Фото: library.si.edu, commons.wikimedia.org)
Эти цвета составляют видимый спектр — ту часть электромагнитного спектра, которую может видеть человеческий глаз. Экспериментально обосновав существование цветов радуги, Ньютон проложил путь для других ученых к научным экспериментам с цветом. Его работа привела к прорывам в оптике, физике, химии, восприятии и изучении цвета в природе.
К художественно-эстетическим теориям цвета относят идеи о цвете академических художников и ученых, таких как Леонардо да Винчи, Иоганн Вольфганг фон Гете, Адольф Хельцель (Adolf Hölzel) и Жорж Сера (Georges Seurat) [8].
Во второй половине XIX века интерес к теории цвета стали проявлять представители растущей промышленности и дизайна. Одна из теорий, появившихся в это время — система цветов американского художника и преподавателя искусств Альберта Манселла (Albert Henry Munsell). Его идеи — это попытка систематизировать и классифицировать цвета, ввести для них обозначения с помощью цифр и букв. Таким образом Манселл хотел привязать цветовую палитру к техническим стандартам, чтобы потом использовать их в промышленности [9]. Похожую цветовую систему примерно в это же время предложил немецкий физико-химик и философ Вильгельм Оствальд (Wilhelm Friedrich Ostwald).
Такая трехмерная модель — «дерево Манселла» — наглядно демонстрирует систему Манселла. (Фото: amazon.com)
Еще одна теория цвета художника и архитектора школы Баухауc Йоханнеса Иттена (Johannes Itten) совмещала биологические, физические знания о природе цвета и психологию [10].
Разные подходы к теории цвета, которые сейчас существуют — естественно-научный, психологический и художественно-эстетический — могут хорошо сочетаться друг с другом и важны каждый в своей сфере. Например, в промышленном дизайне буквенно-цифровая запись цвета чрезвычайно удобна. А в изобразительном искусстве гораздо полезнее цветовые круги и цветовые схемы или гармонии.
Теория цвета: основные понятия
Цвет — это ощущение, которое возникает в органе зрения человека при
попадании на него света [11]. В цветоведении свет принято рассматривать как электромагнитное волновое движение. Человек может видеть относительно небольшой диапазон этого излучения — тот самый видимый спектр белого солнечного света. Именно его Ньютон разложил на простые спектральные цвета. Эти цвета и все их промежуточные оттенки называются хроматическими. Ахроматические цвета — это белый, черный и все оттенки серого цвета.
Основные характеристики цвета — это цветовой тон, насыщенность и светлота.
Цветовой тон
Цветовой тон (англ. hue) — это положение цвета в спектре, которое мы соотносим с его названием. Это те самые семь цветов радуги видимого спектра, а также все другие существующие природные цвета. Синий цвет — это тон, красный цвет — это тоже тон, и даже «цвет бедра испуганной нимфы», пришедший из эпохи рококо (шутливое название нежно-розового) — это тоже цветовой тон.
Так выглядит непрерывный спектр, в котором длина световой волны определяет цветовой тон. Красный цвет — это самые длинные световые волны, фиолетовый — самые короткие. (Фото: pinterest. com)
Насыщенность
Насыщенность (англ. chroma, intensity, saturation) — это ощущение, насколько цвет чист и интенсивен визуально. Если добавить к ярко-красному цвету спектра немного серого, белого или черного, он станет менее насыщенным.
Цвета радуги — самые чистые, их насыщенность составляет 100%. Но между цветами радуги насыщенность не одинакова: желтый цвет наименее насыщенный, а к краям спектра (красный и фиолетовый) насыщенность увеличивается.
Шкала насыщенности по убыванию: от самых насыщенных спектральных до ахроматических, самых ненасыщенных цветов. (Фото: Pinterest)
Светлота
Светлота (англ. value) — степень отличия цвета от белого. Например, легкий салатовый цвет будет выше по светлоте, чем цвет густой зеленой листвы.
На рисунке внизу расположены самые светлые оттенки зеленого, максимально близкие к белому. У таких оттенков высокая светлота. (Фото: pixelartmaker.com)
Любой цвет можно описать этими тремя характеристиками, но у каждого они будут выражены по-разному. Поэтому мы видим вокруг такое разнообразие оттенков. По некоторым данным, человеческий глаз может различить около 1000 светлых и темных оттенков, около 100 красно-зеленых, плюс 100 желто-синих оттенков. Получается, число цветов, которое может видеть человеческий глаз — около 10 миллионов. А компьютер при создании полноцветных изображений оперирует около 16,8 млн цветов [12].
Цветовые круги
Один из самых популярных способов изучения цветов и цветовых сочетаний — цветовой круг, в котором цвета спектра расположены друг за другом в виде колеса. Их используют как основу для получения более сложных оттенков. Такие цветовые модели можно разделить на два вида: одни основываются на круге Ньютона, а другие — на круге Гете.
Теория цвета Ньютона
В основе 7-ступенчатого круга Ньютона лежат физические свойства цвета. С помощью трехгранной призмы Ньютон разложил белый солнечный свет на отдельные цвета. В своем эксперименте ученому удалось увидеть непрерывный спектр: начиная с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий он заканчивался фиолетовым. Между крайними цветами спектра глаз может различить примерно 160 различных цветовых оттенков, но Ньютон взял за основу своего круга семь, как ему казалось, наиболее воспринимаемых глазом цветов [13].
Современный вид 7-ступенчатого цветового круга Ньютона. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго, фиолетовый. (Фото: www.researchgate.net)
Ньютоновской цветовой круг лег в основу цветовых кругов и моделей, предложенных другими исследователями, и до сих пор остается одним из самых известных цветовых кругов.
Теория цвета Гете
В конце XVIII века Иоганн Вольфганг фон Гете (Johann Wolfgang von Goethe), не согласный с теорией Ньютона, провел свои эксперименты с призмой. Он полагал, что цвет — это результат взаимодействия света и тьмы [14]. Желтый как минимальное затемнение света, а голубой как максимальное высветление тьмы — это исходные, первичные цвета, которые нельзя разложить ни на какие другие. Красный цвет Гете рассматривал как усиление желтого, фиолетовый — синего. Кроме того, между красным и фиолетовым Гете обнаружил цвет, которого нет в круге Ньютона — пурпурный [15].
6-ступенчатый цветовой круг Гете, выполненный им самим в 1809 году, и его осовремененная версия. (Фото: wikimedia.org)
Современный графический дизайнер Рун Мэдсон (Rune Madsen) в своей онлайн-книге Programming Design Systems отмечает, что, хотя круг Ньютона кажется более логичным в объяснении природы цвета, исследования Гете интересны своими оптическими экспериментами и идеями о влиянии цвета на человека. Цветовой круг Гете предвосхищает последующую цветовую модель Йоханнеса Иттена [16].
Теория цвета Иттена
Швейцарский художник, теоретик искусства и педагог Йоханнес Иттен (Johannes Itten) в своей книге «Искусство цвета» предложил 12-частный цветовой круг, опираясь на основные цвета — желтый, красный и синий.
Так выглядит 12-частный круг Иттена. Три основных цвета размещены в центре круга. Если смешивать каждые два основных цвета, то получатся цвета второго порядка: желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый. Цвета третьего порядка — те, что во внешнем кольце круга, создаются, если смешать основные цвета и цвета второго порядка. (Фото: www.omnivoor.nl)
С помощью цветового круга Иттена легко находить комбинации цветов, приятные глазу. Полученные сочетания можно использовать в одежде, интерьере, дизайне, для иллюстраций и художественных работ. Чтобы подбирать гармоничные сочетания, художники и дизайнеры применяют определенные принципы — их называют цветовыми гармониями (color harmony), которых существует более десятка [17].
Теория цвета Оствальда
Немецкий химико-физик и философ Вильгельм Фридрих Оствальд (Wilhelm Friedrich Ostwald) предложил цветовую систему, которая имела серьезное научное обоснование. В отличие от Иттена у Оствальда основой цветового круга стали красный, зеленый, синий: его эксперименты показали, что глаза человека лучше всего воспринимают именно эти цвета и на их основе формируют другие [18].
Цветовой круг Оствальда или, правильнее сказать, цветной конус Освальда (Ostwaldscher Doppelkegel) — это объемная модель из 24 цветов, разбитых на сегменты. Каждый цвет Оствальд поделил на восемь ступеней, различающихся по светлоте и насыщенности. На фото слева цветовая модель Оствальда от 1918 года. На фото справа ступени одного цвета из модели Оствальда, 1928 год. (Фото: nat.museum-digital.de )
По модели Оствальда также можно легко находить гармоничные цветовые сочетания. Его целью было разработать понятную систему, которую можно использовать в производстве и промышленном дизайне. В своей книге «Цветоведение» (1916) Оствальд разместил отзывы немецких заводов текстиля и фарфора, которые в то время активно использовали в производстве его наработки [19]. В 1920 году он основал свою компанию по производству и распространению учебных пособий и красок, но через несколько лет ее пришлось закрыть. Представители академической живописи и искусства протестовали против его системы: они критиковали идеи Оствальда за ограниченность и излишнюю «математизированность» [20].
Современные цветовые модели
Современные цветовые модели не опровергают цветовые круги, а дополняют их. Дизайнер Рун Мэдсон (Rune Madsen) объясняет: цветовые модели Ньютона и Гете, на первый взгляд противоречащие друг другу, с точки зрения современной теории цвета обе верны. Просто каждый из ученых отметил какой-то один аспект природы света: излучаемого или отраженного [21].
Ньютон описал, что из предложенных им спектральных цветов можно получить большинство других оттенков, включая белый. Такой способ получения цветов называется аддитивным (от англ. add — прибавлять): прибавляя друг к другу разные цвета, мы в конечном итоге получим излучаемый белый свет.
Гете полагал, что из его основных цветов можно получить другие оттенки, включая черный. И это соответствует другому способу получения цвета — субтрактивному (от англ. subtract — вычитать). При субтрактивном способе цвета получают вычитанием какого-то цветного компонента из белого цвета — света, отраженного белой бумагой. При удалении всех компонентов получается черный цвет.
Аддитивный способ получения цветов используется в современной цветовой модели RGB (Red, Green, Blue) — пример слева. Основные цвета: красный, зеленый, синий — те же, что и в модели Оствальда. С помощью RGB-модели цвета воспроизводятся в телевизорах, видео и компьютерных мониторах. На субтрактивном способе получения цвета основана современная цветовая модель CMYK — пример справа. Она широко распространена в полиграфии — на ней, например, работают все принтеры. (Фото: www.tmmagee-design.com)
Психологическое восприятие цветов
Воздействие цвета на человека зависит от многих факторов [22]. Оно связано с естественной природной среды, в которой человек родился, с его культурным бэкграундом и пережитым опытом, а иногда — и с текущей ситуацией в мире.
Для человека естественно воспринимать цвета в связке с природными объектами и явлениями, объясняет медицинский психолог Олег Долгицкий. Устойчивые ассоциации «трава — зеленая, небо — голубое» связаны с коллективным культурным опытом. Успокоительный эффект человек ощущает от зеленого цвета снизу и голубого сверху — просто потому, что таково их естественное расположение в природе. При этом зеленый цвет сверху может восприниматься неестественно, а голубой внизу — охлаждает, потому что ассоциируется с водой под ногами.
Немецкие психоаналитики Генрих Фрилинг (Heinrich Frieling) и Ксавьер Ауэр (Xaver Auer) в своей книге «Человек — цвет — пространство: Прикладная цветопсихология» еще в 1910 году описали влияние основных цветов на человека. Они связали воздействие цвета не только с цветовым тоном, но и с положением цвета в пространстве. (Фото: рисунок из книги «Человек — цвет — пространство», 1973 год. )
Во всех культурах огонь обжигает, поэтому и красный цвет оказывает возбуждающее воздействие практически на всех в той или иной степени. Солнце — центральный архетипический символ всех культур, поэтому желтый цвет сверху вызывает приятные ощущения в рамках коллективного опыта.
В 2013 году ученые решили узнать, может ли цвет влиять на привлекательность человека. Выяснилось, что и мужчины, и женщины одетые в красное, значительно чаще привлекают внимание, чем одетые в любой другой цвет. Многие традиционные культуры в качестве свадебных нарядов используют именно красный [23]. На фото слева — китайские традиционные свадебные костюмы, справа — индийское свадебное сари. (Фото: www.digmandarin.com, www.mehendi.gallery)
Общие установки по отношению к цвету формируются у людей не только через природу, но и через сказки, легенды, мифы своей культуры. Индивидуальное же восприятие цвета у каждого человека может быть своим.
Психолог Lahta Clinic Иван Цыганов выделяет в цветовосприятии три компонента.
- Биологический. С этой точки зрения, еще до того, как человек учится говорить, он уже различает 5 цветов: красный, зеленый, синий, пурпурный и желтый. Наука предполагает, что фокус на этой цветовой палитре был важен для выживания [24]. С помощью этих цветов древний человек ориентировался в пространстве, они были важнейшими зрительными стимулами. Поэтому эти цвета можно считать базовыми в восприятии любого человека.
- Социальный. Социальная среда также накладывает отпечаток на восприятие цвета. То, как одевают ребенка в детстве, какие цвета его окружают, влияет на его цветовые предпочтения. Пример — известный стереотип «розовый для девочек, голубой для мальчиков». Это гендерное разделение цветов появилось в начале XX века и затем укрепилось в восприятии европейцев благодаря маркетингу и промышленном производству [25].
- Психологический. Но и у людей одной культуры с возрастом цветовые предпочтения начинают разниться. В зрелый период ближайшее окружение и накопленный личный опыт — тот самый психологический фактор — могут оказывать на восприятие цвета большее влияние, чем культура и воспитание.
Ольга Любина, сооснователь и дизайнер бренда женской одежды Tatiana Larina, приводит пример того, как текущая ситуация в мире может оказывать влияние на цветовосприятие людей. В пандемию, когда боязнь заболеть и общая тревожность в мире зашкаливала, традиционные темные цвета, обычно востребованные, потеряли популярность. Люди предпочитали холодные пастельные оттенки, прозрачные ткани и фактуры — они интуитивно выбирали те цвета, которые ассоциировались с чистотой и стерильностью.
В лидеры продаж во время пандемии вырвался нежно-фиолетовый — цвет с самой короткой волной, который дарит спокойствие и умиротворение. (Фото: theimpression. com)
Психолог Наталья Воробьева объясняет, что направление психологии, которое исследует влияние цвета на психику называется экспериментальной психосемантикой. Еще в СССР психиатр Евгений Бажин и психолог Александр Эткинд придумали тестирование, демонстрирующее связь между цветом, который выбирает человек, и своим отношением к окружающему миру, внутренним состоянием. Это Цветовой тест отношений, который и сейчас используется психологами.
Влияние цвета на человека используется и в арт-терапии. По рисунку и выбору цветов можно понять, в каком эмоциональном состоянии находится человек. Еще одно подтверждение этому — знаменитый тест Люшера [26]. В нем из карточек с различными цветами психолог предлагает выбрать те, которые нравятся больше других в данный момент.
Люди, находящиеся подавленном состоянии, выбирают темные, серые цвета или дополняют выбранную яркую палитру черным цветом. Человек в более стабильном психическом состоянии выбирает нейтральные, спокойные, неяркие цвета. На фото — карточки к тесту Люшера. (Фото: attitud.ru)
В 2019 году в России создан исследовательский институт, который занимается изучением влияния цветов на разные социальные группы — это научно-образовательный центр «Лаборатория цвета» на базе лаборатории при СмолГУ [27]. Ученые центра изучают особенности цветового восприятия жителей России и разрабатывают технологии, которые могут помочь людям с нарушенным или ослабленным цветовосприятием [28].
Основной цвет | Определение, модели, микширование, примеры и факты
основные цвета света
Посмотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Пит Мондриан
- Похожие темы:
- желтый синий зеленый красный голубой
Просмотреть весь связанный контент →
основной цвет , любой из набора цветов, которые можно использовать для смешивания широкого спектра оттенков. Обычно используются три основные цветовые модели: RGB (красный, зеленый и синий), CMY (голубой, пурпурный и желтый) и RYB (красный, желтый и синий). Цветовые различия между моделями обусловлены различиями между аддитивным и субтрактивным смешением цветов.
Аддитивное смешение цветов
Аддитивное смешение цветов происходит, когда два или более цвета, создаваемые световыми волнами, смешиваются до того, как они достигают глаза. Это можно визуализировать, посветив цветными огнями на белую стену. Если красные и зеленые лучи света объединяются в равных количествах, они создают желтый цвет (в этом случае желтый является вторичным цветом — результатом смешения двух основных цветов — но в субтрактивных цветовых моделях CMY и RYB желтый служит основным цветом). Если более насыщенный красный луч смешать с таким же зеленым лучом, то результирующий свет будет оранжевого цвета.
Научная основа аддитивного смешения цветов основана на экспериментах со светом, проведенных английским физиком и математиком Исааком Ньютоном в 1665 и 1666 годах, в частности, в эксперименте, в котором он разделил белый свет с помощью стеклянной призмы. Ньютон определил в своей книге Opticks (1704), что белый свет представляет собой комбинацию всех цветов, которые он перечислил как красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый. В начале 19 века смешивание цветного света исследовал английский физик Томас Янг, который предположил, что человеческий глаз воспринимает цвет через три фоторецептора, которые чувствительны только к определенным длинам волн в видимом спектре. Примерно 50 лет спустя немецкий физик Герман фон Гельмгольц, опираясь на теорию Юнга, предположил, что каждый из трех рецепторов может воспринимать только короткие, средние или длинные волны.
Цветовая модель RGB (красный, зеленый и синий) была первоначально продемонстрирована в 1861 году шотландским математиком и физиком Джеймсом Клерком Максвеллом в его проекции того, что часто называют первой цветной фотографией. Используя знания, полученные в результате предыдущих экспериментов с разноцветными волчками, Максвелл попросил британского фотографа Томаса Саттона сделать три черно-белых фотографии одного и того же объекта — по одной с красными, зелеными и синими фильтрами, наложенными на объектив, — которые были напечатаны на стекле. и проецируются вместе.
Цветовая модель RGB также согласуется с теорией длин волн Гельмгольца, где красный, зеленый и синий цвета являются длинной, средней и короткой волнами соответственно. При смешивании в различных комбинациях и соотношениях эти основные цвета образуют широкий спектр оттенков, а при смешивании равного количества красного, зеленого и синего света они образуют белый свет. Цветовая модель RGB используется в цифровых устройствах, таких как телевизоры и компьютеры.
Субтрактивное смешение цветов
При использовании субтрактивного смешения цветов красители поглощают и избирательно пропускают или отражают свет. Это можно увидеть, если на луч света наложить цветной фильтр. Если используется желтый фильтр, все остальные цвета поглощаются, оставляя только желтый свет. Он также встречается в красках и других пигментах. Желтая краска поглощает синий и фиолетовый свет, отражая при этом желтый свет, а также зеленый и красный свет, которые вместе создают больше желтого света.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Когда другой цвет, например синий, который поглощает желтый, оранжевый и красный свет, смешивается с желтым, в результате получается цветной свет, который не поглощается ни одним из пигментов. В случае синего и желтого, результатом будет зеленый. Чем больше пигментов смешивается, тем больше света поглощается, и цветовая смесь постепенно становится темнее.
Цветовая модель CMY (голубой, пурпурный и желтый) соответствует аддитивным основным цветам красного, зеленого и синего. Голубой поглощает красный свет, пурпурный поглощает зеленый свет, а желтый поглощает синий свет. Этот набор цветов с добавлением черного часто используется при печати изображений.
Хотя красный, желтый и синий (цветовая модель RYB) широко преподаются как основные основные цвета, цветовая модель CMY дает более широкий спектр цветовых смесей. Цветовая модель RYB является самой старой и, возможно, наиболее доступной из трех цветовых моделей. Вероятно, она была известна с древних времен художникам, работающим с красками, и ее легко обучать и визуализировать с помощью художественных принадлежностей в классе. Цветовые модели RYB и CMY часто объединяли из-за неправильного представления о том, что голубой эквивалентен синему, а пурпурный эквивалентен красному.
Еще одно распространенное заблуждение состоит в том, что основные цвета являются «чистыми» и не могут быть получены путем смешивания других пигментов. На самом деле цвета из модели CMY можно создать из цветов из модели RYB и наоборот. Красный основной цвет RYB можно получить путем комбинирования пурпурного и желтого пигментов, а основной пурпурный цвет CMY можно получить путем комбинирования красного и синего.
Connie Deng
Основные цвета – Узнайте все об основных цветах
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Мы можем получать небольшую комиссию от покупок, сделанных через них, без каких-либо дополнительных затрат для вас.
Удивительно узнать, что, смешивая и манипулируя тремя совершенно ничего не подозревающими цветами, называемыми основными, мы можем создать удивительный цветной мир, который простирается далеко и почти никогда не заканчивается. Каковы основные цвета и как мы можем их использовать? Первичные цвета считаются основными цветами, и смешивание их для получения других цветов просто замечательно. В детстве нас учили основам смешивания цветов, но немногие действительно понимают эту концепцию до более позднего возраста. Новый красочный мир ждет нас, как только мы узнаем больше об основных цветах и о том, что такое определение основных цветов. Разве не замечательно, что мы начинаем учиться в таком юном возрасте, и почему-то уроки никогда не заканчиваются? Итак, что такое основные цвета? Изучение цвета, и особенно основных цветов, — это бесконечное путешествие, и по мере того, как мы более подробно изучаем мир основных цветов, мы надеемся, что вам понравится смешивать и экспериментировать с нами!
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Основное определение основных цветов
- 1,1 Элементы цвета
- 1,2 Смешивание основных цветов
- 2 Первичные цвета против других цветов
- 2. 1 белые и черные
70707067 3 - 3. и настроения
- 4 Основные цвета в известных картинах
- 4.1 Спальня в Арле (1888) Винсента Ван Гога
- 4.2 Вечер: Красное дерево (1911) Питера Корнелиуса Мондриана
- 5 интересных фактов об основных цветах
- 5.1 Когда-то было более трех основных цветов
- 5.2 Необычный, но забавный факт о цветовом круге
- 5.3 Когда-то в радуге было меньше цветов
- 5.4 Если вы изучите a Осторожно, радуга, в ней нет чистых цветов
- 5.5 Основные цвета — начало каждого цвета
- 5.6 Первый использованный цвет может вас удивить
- 6 Часто задаваемые вопросы
- 6.1 Что такое основные цвета?
- 6.2 Что такое определение основных цветов?
- 6.3 Сколько существует основных цветов?
- 6.4 Являются ли основные цвета также основными?
- 3
- 3
Определение основных цветов
Итак, что такое основные цвета? Это красный, желтый и синий цвета. Смешение этих трех цветов было впервые обнаружено в 300 году нашей эры. Считается, что смешивание пигмента цвета для создания реалистичной картины с разнообразными цветовыми гаммами началось в Древней Греции. На протяжении всей истории велись различные дискуссии о трех основных основных цветах, и, хотя никаких фиксированных выводов сделано не было, художники во всем мире согласны с тем, что небольшого количества пигментов более чем достаточно для смешивания большого количества различных цветов.
Для получения вторичного цвета просто смешайте два основных цвета. Если смешать красный и синий, получится фиолетовый цвет, а если смешать красный и желтый, получится оранжевый. Желтый основной цвет в сочетании с синим основным цветом дает зеленый вторичный цвет. Если вы решите скомбинировать все три основных цвета, в результате вы можете ожидать уродливого грязно-коричневого оттенка. Часто задают вопрос, почему основные цвета называются основными? Ответ на это довольно прост.
Художники, смешивающие краски, должны помнить о трех элементах цвета, которые более подробно описаны далее в этой статье. Эти элементы учитывались при смешивании цветов для создания более темного и тусклого цветового тона. Мы называем три основных цвета (желтый, красный и синий), потому что, комбинируя два основных цвета, мы можем получить вторичный цвет.
Элементы цвета
Прежде чем вы сможете понять цвет и, в частности, основные цвета, необходимо осознать, что на цвет влияют три элемента, и их следует учитывать при смешивании или выборе цветов. Первый элемент — это оттенок, который означает, какой пигмент использовался в цвете. Независимо от того, был ли использован темный пигмент или светлый пигмент, результат цвета изменится. Второй элемент — насыщенность цвета, то есть чистота цвета. Ваш цвет будет тем интенсивнее, чем выше насыщенность, а при понижении насыщенности цвет будет казаться более серым. Последний элемент — это яркость, и это относится к тому, насколько темным или светлым является цвет, просто добавляя к цвету черный или белый. При добавлении черного и белого цветов изменится насыщенность.
Смешивание основных цветов
Сколько существует основных цветов? Что ж, к этому моменту статьи вы должны знать, что к основным цветам относятся синий, красный и, конечно же, желтый. Итак, что такое вторичные цвета? Три вторичных цвета — фиолетовый, зеленый и оранжевый. Чтобы получить фиолетовый цвет, вы должны комбинировать синий с красным, и различные количества каждого из них приведут к различным оттенкам и оттенкам фиолетового. Чтобы получить оранжевый цвет, вы должны смешать красный и желтый вместе. К смешав синий и желтый вместе, вы получите зеленый цвет.
Важно помнить, что при смешивании основных цветов для получения других цветов существует множество различных оттенков красного , желтого и синего, и они будут иметь непосредственное влияние на цветовые комбинации. Три третичных цвета — это цвета, которые могут быть образованы путем комбинирования двух цветов. Один из этих цветов должен быть основным цветом, например желтый, красный или синий, а другой должен быть вторичным цветом. Третичные цвета необходимы, потому что при рисовании они делают изображение более естественным и реалистичным. Различными третичными цветами являются желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и, наконец, желто-зеленый. Дополнительные цвета трех основных цветов — красного, желтого и синего — представляют собой комбинацию вторичных цветов: красно-голубого, зелено-пурпурного и сине-желтого.
Сравнение основных цветов с другими цветами
Белый, черный и другие нейтральные цвета , такие как серый или бежевый, идеально сочетаются с любым из трех основных цветов. При смешивании основных цветов со светлыми и темными оттенками они работают идеально. Хотя три основных цвета создают гармоничный вид в дизайне интерьера, использование только этих основных цветов в одной комнате не всегда является хорошей идеей, поскольку три цвета будут бороться друг с другом, поскольку они будут подавлять друг друга.
Белый и черный
Удивительно, что белый и черный цвета не воспринимаются как настоящие цвета на цветовом круге, вместо этого эти два цвета создаются присутствием или отсутствием света. Оттенок цвета будет отражать свет, а оттенок цвета поглощать больше света. Некоторые художники считают белый и черный настоящими цветами. Однако с технической точки зрения два цвета рассматриваются не как цвета, а скорее как оттенки.
Как получается белый цвет? Если смешать три цвета, например красный, зеленый и голубой, получится цвет, называемый белым светом. Точно так же, если смешать все три основных цвета, получится черный цвет.
Основные цвета и настроения
Одним из основных цветов является красный, а ярко-красные цвета, как правило, делают людей занятыми, а не расслабляющими. Красный цвет означает силу и волнение, и окрашивание детских комнат в этот цвет обычно вызывает неодобрение. Цвет не успокаивает и часто считается, что вызывает стресс. Однако, с другой стороны, темно-красные цвета, как правило, оказывают успокаивающее действие, так что это просто правильный выбор красного цвета, если вы собираетесь включить его в комнату. Красный цвет считается средством борьбы с депрессией. Это мощный цвет, который дает человеку уверенность, чтобы встать и уйти, но экономное использование красного всегда жизненно важно, так как слишком много его может вызвать чрезмерное размышление и волнение.
Еще один основной цвет — синий, а все синие цвета обладают успокаивающим эффектом и успокаивают ум. Светло-голубые цвета часто можно увидеть в больницах и домах престарелых, потому что это безмятежный, спокойный цвет. Королевский синий считается царственным и добавляет пространству ощущение роскоши. Из трех основных цветов синий является более универсальным для включения в жилое пространство и часто используется в корпоративном мире.
Желтый, третий основной цвет, может быть довольно утомительным, если носить его как одежду. Желтый — один из тех цветов, которые трудно носить, если у вас желтоватый оттенок кожи. Ярко-желтые цвета воспринимаются как забавные, и при виде ярко-желтого обычно возникает чувство счастья. Однако, если вы хотите включить желтый цвет в комнату, рекомендуется использовать только всплески желтого цвета, а не закрашивать всю комнату, поскольку это может вызвать тревожные чувства, если вокруг слишком много желтого. Использование правильного желтого цвета в вашем окружении поднимет вам настроение. Мягкие желтые цвета подойдут, например, для раскраски классной комнаты, где детям нужно повысить уверенность в себе.
Основные цвета в известных картинах
Хотя вам будет трудно найти все три ярких основных цвета, которые использовали великие мастера, они использовали эти цвета во многих своих картинах. Ван Гог особенно любил коричневато-желтые цвета, которые можно увидеть на многих его картинах. Другой художник по имени Пит Мондриан использовал основные цвета для создания драмы в своих шедеврах.
Спальня в Арле (1888) by Vincent van Gogh
Artist | Vincent van Gogh (1853 -1890) |
Date Completed | 1888 |
Medium | Oil on canvas |
Местонахождение | Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды |
Для некоторых картин Винсента Ван Гога, таких как «Спальня в Арле» (1888 г.), также характерно использование основных цветов. как вторичные цвета. В этой картине Ван Гог использовал бледно-лимонно-зеленый и кроваво-красный цвета. Ван Гог любил более тонкие оттенки желтого цвета. Он заявил, что хотел выразить свое состояние покоя и умиротворения, используя основные цвета.
Evening: Red Tree (1911) by Pieter Cornelius Mondriaan
Artist | Pet Mondrian (1872 – 1944) |
Date Completed | 1908 – 1910 |
Средняя | Масло на холсте |
Место | Gemeentemuseum Den Haag, Hague, Netherlands |