Дагеротипия это: История фотографии: дагеротипия

История фотографии: дагеротипия

1839 год для фотографии стал одним из самых важных. Это был взрыв интереса к фотографии.
Луи-Жак-Манде Дагер (1787—1851) не изобрел фотографию, но он сделал ее действующей, сделал ее популярной. В течение 1839 года, его имя и его  фотографический процесс стали известны во всех частях света. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Жозефа Нисефора Ньепса было практически забыто. Кто такой был Ньепс? Давайте отвлечемся не надого и посвятим ему абзац своего внимания (как это ни смешно звучит).


Жозеф Нисефор Ньепc. Первая в мире фотография, сделанная на сплаве олова со свинцом. 1826 год.

Ньепс не только создал фотографию в камере-обскуре и изобрел диафрагму для исправления дефектов, которые он наблюдал при открытых линзах (изобретение было забыто более чем на пятьдесят лет, и его потом пришлось вновь изобретать). Но прежде всего Ньепс был первым, кто сделал изображение постоянным. Он называл эти изображения, полученные в камере-обскуре, «отражением видимого», чтобы отличать их от его «гравюрных копий». Его «гравюрные копии» были похожи на бутерброд, состоящий из гравюры (он ее делал с помощью масла прозрачной), которую он помещал между светочувствительной пластиной и чистым стеклом; стекло удерживало гравюру в ровном положении, пока все это сооружение выставлялось на солнечный свет.

Ньепс обрабатывал стеклянную пластину так же, как и металлическую, но с одной существенной разницей: когда битум растворялся лавандовым маслом, пластина промывалась и просушивалась, и на ней оставалось видимое изображение. Странно, что Ньепс, который старался разрешить проблему многоразовых репродукций, не попытался использовать полученное изображение на стекле как негатив, чтобы с него сделать отпечатки на светочувствительной бумаге. Этот принцип — негатив — позитив, от которого берет начало вся современная фотография, — был предложен Фоксом Тальботом несколькими годами позже в Англии.
В октябре 1829 года Ньепс написал Дагеру, предлагая ему сотрудничество «с целью усовершенствования гелиографического процесса, чтобы их объединенные достижения могли привести к успеху». Десятилетний контракт о сотрудничестве был подписан 14 декабря 1829 года, в котором, в частности, говорилось: «Г-н Дагер приглашает г-на Ньепса объединиться, чтобы добиться совершенства нового метода, открытого г-ном Ньепсом, для фиксирования изображений природы, не обращаясь к помощи художника». Это была неравноценная сделка, так как в содружестве Ньепс — Дагер новая камера Дагера была еще чем-то неопределенным, неиспробованным, а все, что, собственно, было известно о фотографии, являлось вкладом Ньепса. Но Дагер был жизненно важной половиной этого содружества. Старый и больной Ньепс не очень верил в будущее своих экспериментов, и ему была необходима энергия и самоуверенность Дагера. Кроме того, Ньепс верил в неувядаемый интерес Дагера к фотографии, в его убеждение, что процесс будет усовершенствован и принесет коммерческий успех. Ньепс отослал Дагеру детальное описание своего процесса: информацию о гелиографии, полностью объяснявшую подготовку серебряных, медных или стеклянных пластин, сведения о пропорциях различных смесей (именно это и было в то время самым большим секретом), о растворителях для проявления изображения, о промывочных и фиксирующих процессах, а также сообщил об использовании его последних экспериментов в гелиографии — употреблении паров йодида для усиления изображения.


Луи-Жак-Манде Дагер. 1837 год. Литография Дагер часто позировал своим друзьям художникам Этот рисунок был сделан за два года до того, как он опубликовал сообщение о дагеротипном процессе.

Именно Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, и он двигался к цели, изобретая новые пропорции и смеци, новые воздействия на изображения. Основная идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света. Принцип Дагера был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. Этапы процесса Дагера были следующими:

1. Тонкий лист серебра припаивался к толстому листу меди.
2. Серебряная поверхность полировалась до блеска.
3. Серебряная пластина пропитывалась парами йодида и становилась чувствительной к свету.
4. Подготовленная пластина помещалась в темноте в камеру.
5. Камера устанавливалась на треногу, выносилась на улицу и направлялась на любой предмет, освещенный солнцем.
6. Объектив открывался на время от 15 до 30 минут.
7. Скрытое изображение проявлялось и закреплялось в следующем порядке:

  • Пластина помещалась в небольшую кабину под углом 45 градусов над контейнером с ртутью, которую спиртовая лампа нагревала до 150 градусов (по Фаренгейту).
  • За пластиной велось внимательное наблюдение до тех пор, пока изображение не становилось видимым благодаря проникновению частиц ртути на экспонированную часть серебра.
  • Пластина помещалась в холодную воду, чтобы поверхность стала твердой.
  • Пластина помещалась в раствор обыкновенной соли (после 1839 года заменена гипосульфитом натрия — фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем и немедленно взятым для использования Дагером).
  • Затем пластина тщательно промывалась, чтобы прекратилось действие фиксажа.

В результате получалась единственная фотография, позитив. Видеть ее можно было только при определенном освещении — под прямыми лучами солнца она становилась просто блестящей пластинкой металла. Изображение получалось зеркальным. Невозможно было сделать несколько таких пластинок или напечатать неограниченное количество экземпляров, как можно напечатать позитивы с одного негатива.

Слева на иллюстрации мы видим как выглядел конечный продукт дагеротипии. Стекло, овальная рамка и дагеротип вставлялись в гнущуюся, покрытую металлом рамку, а затем все это помещалось в футляр. Когда солнечный свет попадал на дагеротип, серебряное изображение становилось негативным (в центре). С поворотом руки изображение становилось полностью узнаваемым позитивом (внизу).

Чтобы получить максимум прибыли от своего изобретения, Дагер сначала попытался организовать корпорацию путем общественной подписки. Когда из этого ничего не получилось, он попытался продать свое изобретение за четверть миллиона франков, но для осторожных дельцов это показалось слишком большим риском. Дагер вызывал своей деятельностью значительный интерес: с тяжелой камерой и громоздким оборудованием он делал фотографии на бульварах Парижа, и многие его знали. Но он не объяснял своего процесса, и бизнесмены оставались равнодушны к возможностям фотографии. Тогда Дагер решил заинтересовать своим изобретением ученых, в частности, влиятельного астронома Доменика-Франсуа Араго (1786—1853), до которого дошли слухи о том, будто Россия и Англия сделали предложение закупить дагеротип. Араго доложил 7 января 1839 года Академии наук о достижениях Дагера и предложил, чтобы французское правительство купило патент. Сообщение о дагеротипе произвело сенсацию. Научные журналы опубликовали доклад Араго. Дагер стал больше известен своим изобретением. Он показывал виды Парижа, сделанные дагеротипом, редакторам газет, писателям, художникам, которые превозносили его изобретение. Дагер запросил за свое изобретение 200 тысяч франков (что было по тем временам большими деньгами).  Араго убедил Дагера, что пенсия французского правительства будет для него своего рода честью, национальной наградой в знак признания его изобретения. Пенсия была определена в размере 6000 франков в год пожизненно Дагеру и 4000 франков Исидору Ньепсу. Предложение было представлено палате депутатов 15 июня 1839 года, а спустя месяц одобрено королем Луи Филиппом.

19 августа Араго сделал доклад на заседании Академии наук, в котором рассказал об удивительном методе Дагера получать фотографические изображения природы во всех деталях без участия руки художника — картины, нарисованные самим солнцем. Трудно представить, какая это была сенсация. Доклад Араго вызвал большой интерес, особенно демонстрация дагеротипов, сделанных Дагером. С четким внутренним убеждением он предсказал значение этого процесса для будущего, рассказал о его значении для регистрации исторических событий. Он закончил свою страстную речь следующими словами: «Франция усыновила это открытие и с самого начала продемонстрировала свое благородство, щедро предоставив его всему миру». Араго, очевидно, не знал, что всего пятью днями раньше, 14 августа, Дагер уже получил патент в Англии. Теперь Дагер, с финансовой точки зрения, был обеспечен. А всего несколько месяцев назад, 8 марта, когда дотла сгорела его диорама, ему казалось, что он разорился. Диорама эта была громадным сооружением с огромными полотнами (длиной 76 и высотой 46 футов)(1 фут = 3-,48 см.), которая, очевидно, и подтолкнула Дагера к экспериментам в области фотографии. Он хорошо знал камеру-обскуру и делал много набросков с натуры в своих попытках создать иллюзию реальности. Для диорамы он рисовал огромные полотна настолько реалистично, что посетители полагали, что это были специально построенные в трех измерениях сооружения в помещении диорамы.


 


Оригинальная камера Дагера, сделанная Альфонсом Жиру, ее размеры — 12х14,5х20 дюймов.
Надпись на бирке «Аппарат не имеет гарантии, если на нем нет подписи г-на Дагера и печати г-на Жиру.

Дагеротип, сделанный Альфонсом Жиру под руководством изобретателя в Париже по улице Кок Сент-Оноре, 7″

Дагер начал делать детали для дагеротипа вместе со своим родственником Альфонсом Жиру. Книготорговец Жиру быстро забросил свои дела и полностью посвятил себя сборке камеры. Самуэль Шевалье полировал линзы, на камеру ставился штамп с порядковым номером, ставилась подпись Дагера, и камера становилась официальной.  На следующий день после того, как Араго сделал свой доклад, Жиру опубликовал наставление Дагера, состоявшее из 79 страниц. Все имевшиеся у него камеры и наставления были распроданы в течение нескольких дней. Во Франции наставление переиздавалось тридцать раз. Это была инструкция.  Не прошло и года, а наставление было переведено на все языки, напечатано во всех столицах Европы и в Нью-Йорке. Художники, ученые и простые любители вскоре улучшили и модифицировали процесс Дагера, сократив время экспозиции до нескольких минут, и создание портретов из возможности превратилось в действительность. Применение призмы позволило перевернуть изображение, и теперь портреты смотрелись нормально, а не зеркально.

 


Студия Саутворта и Хоувса, Бостон. Гарриет Бичер Стоу. Около 1856 года. Дагеротип.
Обратите внимание на то, что глаза у модели чуть опущены. Сидеть портретируемым приходилось по несколько минут неподвижно, поэтому широко открывать глаза было некомфортно.
В студиях были приспособления, которые крепились к стульям и держали головы клиентов, чтобы результат был гарантированным. 

Решительным шагом вперед было создание к 1841 году аппарата меньшего размера, что привело к уменьшению веса оборудования до 10 фунтов против 110 фунтов. Были улучшены средства, предохранявшие поверхность дагеротипа от повреждений и царапин. В 1840 году Ипполит Физо стал тонировать изображение хлоридом золота. Это не только сделало изображение более контрастным; создавался превосходный глубокий серебряно-серый тон, который, окисляясь, превращался в богатый пурпурно-коричневый. Признание и слава Дагера росли по мере того, как его изобретение повсюду покоряло воображение людей. Сам он, однако, ничего не внес в фотографию после опубликования данных о своем процессе. До самой своей смерти в 1851 году он жил в уединении в шести милях от Парижа. В 1843 году он заявил, что усовершенствовал мгновенную фотографию и может снимать птицу в полете, но не привел никаких доказательств в правдивость этого заявления. Изобретатель дагеротипа покоится в усыпальнице местечка Бри, похороненный согражданами 10 июля 1851 года.
Вот как бывает: только один предприимчивый человек сдвинул с места целый пласт знаний, популяризировав их и сделав нужными человечеству. Поэтому имя Дагера вошло в историю крупным шрифтом, а остальных энтузиастов, которые придумали и изобрели множество полезностей история забыла. Есть ли справедливость? Есть, конечно. Важно не изобретать велосипед, а делать его доступным и удобным, делать его известным и популярным.

Источник: photohappy.ru

Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

В собрании мурановского музея хранятся восемнадцать дагеротипов, по праву включенных в категорию особо ценных экспонатов из-за их чрезвычайной редкости, хорошей сохранности, достойного художественного уровня и, что самое важное, из-за исключительного историко-мемориального содержания. Авторами семи дагеротипов являются братья Г. и И. Венингеры, К. Даутендей и К. П. Мазер, остальные — неизвестных мастеров. Шестнадцать из восемнадцати дагеротипов принадлежали семье Тютчевых, потомков поэта, последних владельцев мурановской усадьбы. Два дагеротипа поступили в собрание уже в музейное время (они единственные из собрания с подписанными датами, остальные дагеротипы датировались в процессе исследовательской работы). На них изображены лица из родственного окружения Е.А. Боратынского. Двойной портрет И. А. Боратынского, брата поэта, и его жены Анны Давыдовны (урожд. Абамелек), выполненный в 1854, г., был куплен в 1928 г. у В. Н. Обуховой, дальней родственницы Боратынских (они вместе со знаменитой певицей Н. А. Обуховой — потомки двоюродной сестры поэта, в замужестве Обуховой). Автор дагеротипа неизвестен, но явно принадлежит к хорошей художественной школе, о чём свидетельствует грамотно скомпонованное и безупречно выполненное изображение. Второй дагеротип, с портретом своей бабушки, подарила музею графиня А. М. Баранова (урожд. Боратынская) внучатая племянница поэта. На нём изображена С. М. Боратынская (урожд. Салтыкова, в первом браке баронесса Дельвиг) — жена С. А. Боратынского, брата поэта. Дагеротип датирован: на обороте окантовки надпись, выполненная неизвестной рукой: «март 1852 г.». Дар был осуществлён в 1933 г. и, конечно, дарительница была записана в книге поступлений без титула.

Ателье К.П. Мазера (?). Портрет С.М. Боратынской. Москва. 1852 г.

Автор дагеротипа считался неизвестным, но есть косвенные доказательства, что им является К. П. Мазер, который с 1851 по 1854 г.г. имел ателье в Москве, и наш дагеротип попадает в эти временные рамки. Оформление дагеротипов этого автора однотипно: как правило это чёрное паспарту с прямоугольным вырезом с закруглёнными углами и плавно изогнутой внутрь линией сторон, по внутреннему краю три золотистые линии; по периметру стекла — тиснёный золотистый кант. Кроме того у Мазера снимаются лица из дружеского круга С. М. Боратынской. Например, в собрании литературного музея ИРЛИ имеется дагеротип близкой подруги Софьи Михайловны А. Н. Карелиной, где она снята со своей дочерью Елизаветой Григорьевной (то есть прабабка и бабка А. Блока). Они были дружны, их обширная переписка дошла до нашего времени и некоторые сведения из их писем вошли в летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского. Также в собрании ГИМа есть три дагеротипа Мазера с портретами членов семьи Кривцовых — соседей и друзей Боратынских по тамбовскому имению Мара. Как правило, знакомые рекомендовали понравившегося мастера друг другу. Так что наш дагеротип вполне может быть приписан К. П. Мазеру.

Возникает вопрос: почему же в собрании немного дагеротипов (как, впрочем, и других вещей), связанных с Боратынским, хотя музей располагается в доме, построенном для него, и тесно связан с именем поэта? Объясняется это особенностями судьбы. В своём новом усадебном доме Боратынские прожили только год, а затем уехали в заграничное путешествие, во время которого в 1844 г. поэт внезапно скончался в Неаполе. После его смерти между сёстрами А. Боратынской и С. Путятой был осуществлён раздел имущества, по которому Мураново досталось Софье. Вдова поэта получила богатые казанские имения, куда перевезла почти всё, что было связано с её мужем. Уже в музейное время некоторые вещи поэта и его семьи приобретались или были получены в дар от потомков, в том числе два дагеротипа, о которых и шла речь выше.

После Боратынских хозяевами Муранова стали их родственники Путята. От этой семьи сохранился единственный дагеротип, изготовленный в ателье И. Венингера в Санкт-Петербурге, но удивительный по непосредственности и очаровательности персонажей. Это три маленькие дочери Н. В. и С. Л. Путят: Анастасия, Ольга и Екатерина. В соответствии с возрастом девочек—старшая Анастасия примерно восьми лет, Ольга—шести, младшая Екатерина—четырех—датировать съёмку следует 1846 г. (даты рождения девочек соответственно: 1838,1840,1842 гг.).

Ателье И. Венингера. Портрет Ольги, Екатерины и Анастасии Путят. С-Пб., около 1846 — 1847 гг.

Можно представить, как тщательно готовили детей к съёмке: одели в нарядные платья, уговаривали сидеть смирно, не шевелясь. Старшая и младшая сёстры выдержали немалую временную паузу, необходимую для получения изображения, а Ольге это не удалось, она шевельнулась, и её головка немного смазана. Именно эта непоседа станет наследницей мурановского имения (её сестры рано уйдут из жизни), в 1869 г. выйдет замуж за И. Ф. Тютчева, сына поэта, почётного мирового судью, члена Государственного совета. Она доживёт до открытия музея в 1920 г., и именно её сын Н. И. Тютчев станет его основателем и первым директором.

Итак, с 1869 г. начинается «тютчевский» период в мурановской усадьбе. Сюда стекаются мемории рода: архив, фамильные портреты, документы, рукописи, мебель, предметы быта, изделия прикладного искусства и т. д. Но особую ценность имеют вещи, связанные с Ф. И. Тютчевым. После смерти поэта в 1873 г. его вдова Э. Ф. Тютчева решила, что наследником должен стать сын Иван.

Насыщенность усадебного дома предметами материальной культуры помогла сформировать богатое собрание, на базе которого была создана знаменитая экспозиция мурановского музея. Среди мемориальных вещей заметное место и по сей день занимают дагеротипы, из них 8 принадлежали собственно Ф. И. Тютчеву. Это портреты его детей: Екатерины — от первого брака; Марии и Ивана — от второго брака; два дагеротипа с выполненного в 1840 г. живописного портрета второй жены поэта Эрнестины Фёдоровны (урожд. баронессы Пфеффель) работы художника Ф. Дюрка. Оригинал портрета находится в собрании музея. Парные изображения родителей поэта И. Н. и Е. Л. Тютчевых, заключённые в одну рамку. Они висели в кабинете поэта в Санкт-Петербурге. Украшением коллекции является групповой портрет семьи тётушки поэта по материнской линии Т. Л. Миллер (урожд. Толстая), с мужем Фёдором Ивановичем и сыном Владимиром.

Долгое время в семье Тютчевых портрет красивой молодой женщины считался портретом первой жены поэта Элеоноры Фёдоровны (урожд. графини Ботмер). Однако Элеонора умерла в 1838 г., когда дагеротипия находилась ещё только в процессе разработки. Оказалось, что это изображение младшей сестры Элеоноры, красавицы Клотильды — предмета увлечения и адресата стихотворений Г. Гейне. Клотильда жила в семье Тютчевых в мюнхенский период их жизни и принимала деятельное участие в воспитании дочерей поэта— Элеоноры-Анны, Дарьи и Екатерины.

Дагеротип с портретом А. О. Россета, который входил не в родственный, а в светский круг знакомых семьи Тютчевых, вероятно, был подарен самим изображённым или его сестрой, знаменитой «калужской губернаторшей», красавицей и умницей А. О. Смирновой-Россет, с которыми поэт и его дочь Анна часто общались. Ещё одна вещь в собрании связана с лицами из дружеского окружения. Но это не дагеротип, а фотография с несохранившегося дагеротипа. На ней изображён пожилой мужчина с подростком. Со слов Кирилла Васильевича мы знаем, что для изготовления фотокопии дагеротип освободили от стекла, сделали снимок, и изображение на дагеротипе стало блекнуть, через несколько минут оно исчезло полностью. Осталась фотография, которую мы включаем в каталог дагеротипов за номером «19».

Самые востребованные и ценные дагеротипы — это два портрета самого Ф. И. Тютчева. Один из них был выполнен в Мюнхене между 1841 и 1844 гг. (время появления первого ателье в Мюнхене и год отъезда Тютчевых из Мюнхена в Россию). Но в 1844 г. Тютчев около двух месяцев (май — июнь) был в Париже — родине дагеротипии. Возможно, его портрет был выполнен там. Это самый ранний дагеротип коллекции. Второй, на котором поэт запечатлён с газетой в руке, скорее всего выполнен в конце 1840-х гг. Он неподписной, но рисованный задник с полками для книг и дверью появляется на дагеротипах ателье К. Даутендея в Санкт-Петербурге (см. групповой портрет членов-уч-редителей Петербургского архелогическо-нумизматического общества, ГИМ 68848).

Ателье К. Даутендея. Портрет Ф.И. Тютчева. С-Пб., 1848 — 1849 гг.

После того как эта пластина была раскантована, на обороте открылась надпись: «1875. Возобновлено». Значит ли это, что с нашего дагеротипа сделали копию, или же это копия с упомянутого оригинала, с которого в 1875 г., после смерти поэта сделали повторение? Думается, что первая версия более правдоподобна, так как сделанный в это же время портрет дочери поэта Марии примерно в восьмилетием возрасте, стоящей у того же кресла, на котором изображён отец, и по качеству исполнения и по оформлению (одинаковые коричневые кожаные рамки) очень похожи. Датировка тютчевского портрета осуществлена по возрасту изображённой девочки.

Кроме мурановских дагеротипов существует ещё один с портретом поэта, хранящийся в Пушкинском доме (ИРЛИ) в Санкт-Петербурге. В1928 г. он был передан в дар от Е. и Н. Тютчевых, внучек поэта и Е. А. Денисьевой. Скорее всего, он принадлежал Елене Александровне — последней роковой любви Ф. И. Тютчева, адресату стихотворений «денисьевского цикла».

В Российской государственной библиотеке (бывшей «ленинке») есть фотография с несохранившегося дагеротипа с изображением Ф. И. Тютчева. Таким образом, поэт позировал для дагеротипной съёмки, как минимум, четыре раза.

Увы, мы не имеем ни одного дагеротипа, запечатлевшего Е. А. Боратынского, хотя поэт умер в 1844 г., когда ателье уже существовали. Его прижизненные портреты вполне могли быть сняты, чему имеются косвенные подтверждения. В 1915 г. поэт Всеволод Иванов пишет сонет «Перед портретом Боратынского». Этот философско-поэтический шедевр возник от впечатления портрета Боратынского, несомненно, представленного в виде дагеротипа. Символисты предельно точны в деталях, а здесь автор говорит о «волшебном стекле» — что это, как не дагеротип с его таинственными переливами изображения? Хотя он до нас не дошёл, но, хочется верить, несомненно, существовал!

Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1 | izi.TRAVEL

180-летняя история фотографии прошла ряд важных технический этапов, которые создали ее визуальный образ. Ранние примеры «светописи» существовали только в одном экземпляре.

Черно-белый дагеротип Луи Дагера, который получали сложным и опасным способом при помощи йодистого серебра и ртути, представлял собой зеркальную металлическую пластину небольшого формата, удивительно точно фиксирующую мельчайшие детали натуры. Открытый почти в то же самое время англичанином Уильямом Генри Фоксом Тальботом негативно-позитивный процесс позволил делать бесконечное множество копий одной фотографии на бумаге. 

Братья Люмьер, известные как изобретатели кино, в 1903 году запатентовали собственный способ съемки цветных фотографий – автохромный. Именно он стал массовым и был таковым вплоть до 1935-го года. Здесь на стеклянную пластину наносился тонкий слой равномерно перемешанных гранул картофельного крахмала, окрашенных красным, синим и зеленым цветами. Изобретение автохрома позволило вывести фотографию из лаборатории ученого-изобретателя в мастерскую фотографа-художника и затем сделать достоянием широкого круга любителей. Несмотря на изящество и отличную цветопередачу, хрупкость стеклянной подложки не способствовала долговременному хранению автохромов.

В середине XX века появление моментальных поляроидных отпечатков представлялось настоящим чудом, сравнимым с магией самой фотографии.

Папа, а почему нельзя увидеть картинку сразу? Этот вопрос задала дочь основателя компании «Polaroid» своему отцу Эдвину Лэнду в 1943 году. Лэнд, занимавшийся изучением поляризационных материалов (отсюда и название его фирмы – «Поляроид») задумался о том, как получить картину незамедлительно. Его новое изобретение в корне изменило фотографию: теперь, для того чтобы увидеть только что снятое изображение, не нужно было тратить время в темной комнате, возясь с проявителем, фиксажем, увеличителем и фотобумагой. Легкое гудение моторчика, несколько секунд ожидания – и карточку можно подписывать. По мере того, как фотоаппараты «Polaroid» становились дешевле и удобнее в использовании, марка становилась всё более популярной. В 1972 году на рынок вышла сразу же ставшая классикой камера SX-70. Она побуждала к новаторству, делая бытовую и городскую фотографию живой и разнообразной. Моментальная технология чем-то походила на рок-музыку Led Zeppelin с их неповторимым звучанием и бесконечными экспериментами. Изо всех возможных способов визуальной фиксации моментов и фактов «Поляроид» оказался непревзойденной технологией. И, может быть, поэтому его в равной степени полюбили и туристы, и судебные эксперты. Такая популярность могла стать угрозой для качественной фотографии, если бы не интерес, который проявили к марке известные художники и фотографы, среди которых оказались: Энсел Адамс, Энди Уорхол, Роберт Мэпплторп, Хельмут Ньютон. То, как работали эти мастера, в очередной раз доказало, что шедевр можно снять, используя все, что угодно – будь то широкоформатная цифровая камера, «игрушечная моменталка» или смартфон.

Выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» не делит фотографию по жанрам, а технологии не представлены в хронологическом порядке. Мотивы и темы работ иллюстрируют разнообразие интересов как профессиональных фотографов, так и безымянных любителей к тотальной фиксации окружающего мира – в соответствии с авторской задачей, стилем времени или технологией. В целом экспозиция сосредоточена на демонстрации разнообразия визуальных мотивов и способах их воплощения, заданных условиями прогресса и эстетической парадигмой. Такая структура позволяет зрителю осмыслить фотографию как культурное явление, история которой творится на наших глазах.

Открыт фотографический процесс — дагеротипия

Правительство Франции купило патент у изобретателя Луи Дагера и 19 августа 1839 года широко объявило миру об открытии. Так будущая фотография получила свое официальное научное «свидетельство о рождении». Назначив изобретателю пожизненную пенсию, власти передали технологию широкой общественности и интересующиеся из разных стран стали приезжать во Францию, чтобы научиться ремеслу и искусству дагеротипии.

Первые снимки пытались делать уже в 18 веке, но, не зная способов закрепления изображения, фотографы теряли смысл своей работы. Только в 1836 году химик и изобретатель Луи Дагер после нескольких лет поисков открыл способность паров ртути проявлять изображение, сделанное камерой-обскурой. Назвал он первую фотографию своим именем и первый дагерротип он сделал в Париже весной 1838 года, запечатлев из своего окна бульвар дю Тампль.

Вдохновленный успехом, Дагер решил продавать возможность получения снимков по подписке, но цена ее была столь высока, что желающих не нашлось. Правительство Франции купило патент Дагера и 19 августа 1839 года широко объявило миру об открытии. Так будущая фотография получила официальное научное «свидетельство о рождении».

Чтобы получить снимок и мастеру, и позирующему приходилось немало потрудиться. Изначально дагерротип — это посеребренная пластина, которую нужно было отполировать. Делали это тщательно прямо перед началом фотографирования кусочками меха или бархата. Далее в совершенной темноте пластины обрабатывали парами брома или йода. При специальном желтом освещении было видно, как пластина постепенно меняет свой цвет и к моменту готовности становится светло-фиолетовой.

Далее пластина вставлялась в фотоаппарат и с помощью его крышки производилась выдержка, которая могла занимать до 15 минут. Если фотографировали людей, то все это время они стояли и сидели неподвижно, что было очень трудно, особенно при съемке на улице под ярким солнцем. Если снимали улицы или здания, то на дагерротипе отражались только те объекты, которые не слишком сильно двигались и перемещались. То есть дома, деревья, чистильщики обуви на углу улицы запечатлевались, а прохожие и проезжающие мимо экипажи нет.

По окончании выдержки на пластине появлялось скрытое, пока невидимое изображение, но позже оно проявлялось под парами ртути. Там, где ртуть соприкасалась с серебром, получалась амальгама и чем больше выдержка, тем больше ее слой. На последнем этапе химическими составами удаляли серебро, остающееся светочувствительным, и покрывали дагерротип хлоридом золота. Без последнего этапа снимок был крайне недолговечен — полученный слой амальгамы был хрупок и мог разрушиться даже от прикосновения.

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Дагеротип, автохром, поляроид» — Российская газета

Выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» (куратор Ольга Аверьянова) в ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает линию фотографических блокбастеров, посвященных истории фотографии, начало которой в музее было положено британским проектом «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии».

Тот проект открывался в феврале в день рождения главного героя — Уильяма Фокса Генри Тальбота, сумевшего закрепить на бумаге рисунки «карандаша природы», то бишь солнца, и назвавшего эти рисунки «калотипиями». Нынешняя выставка открылась в день рождения Луи Жака Манде Дагера, театрального художника, танцора, устроителя одной из самых знаменитых диорам в Париже.

Французы Дагер и его компаньон химик Ньепс использовали серебряные пластины и получали после их обработки парами ртути сразу позитив. В отличие от снимков Тальбота дагеротип нельзя было тиражировать. Он был всегда в одном экземпляре. Отсюда уточнение названия выставки — 1/1: один экземпляр тиража из одного возможного. Дагеротипы и первые автохромы — изобретение братьев Люмьер, позволившее делать цветные снимки на стеклянные пластины — для выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина дали не только наш Исторический музей, но и Французское фотографическое общество плюс Национальная библиотека Франции.

Обычно историки фотографии не забывают упомянуть, что именно придуманный Тальботом «перевод» изображения из негатива в позитив дал возможность тиражировать фото. А значит, стал основой фотографии ХХ века. Подразумевалось, что дагеротипы оказались тупиковой ветвью развития. Новая выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина доказывает, что у дагеротипов все же есть «наследники», пусть и не по прямой. В качестве таких дальних «родственников», объединенных «фамильным сходством», и выступают автохромы и поляроиды. Раритетное собрание поляроидов предоставила венская галерея OstLicht Collection.

Экспозиция выставки апеллирует не к логике осмысления, а к магии фотографии, что сродни театральной

Объединив три фотографические технологии — дагеротипы, автохромы и поляроиды, музей одним выстрелом убил пару зайцев. Во-первых, выбрал внятный принцип выделения сюжета для рассказа об истории фотографии. Во-вторых, уникальность собранных работ стала поводом перекинуть мостики к истории фотографии как части истории искусства.

Соединяя прихотливо снимки трех технологий и трех веков — от XIX до XXI, куратор делает акцент на произвольности сближений, рожденных сходством объектов, жанров или перекличками с историй живописи. Авторы проекта не сочли нужным рассказать подробно о фотографах. Меж тем трудно представить выставку, где об авторах картин не сообщали бы почти ничего. Об удивительном Антонене Персонна, чья коллекция импрессионистов украсила музей д»Орсе, хотя бы упоминается в видеоролике, который можно увидеть на выходе из залов… Там же есть анимационный фильм об Анселе Адамсе…Но про остальных, будь то влиятельный Сергей Левицкий, или выходец из Франции Иосиф Пейшес, снимавший в России в 1850-х, или Андре Ашет, представленный снимком «босоножки» а ля Айседора Дункан, нет информации даже в каталоге. Что ж, порадуемся, что есть список произведений и список фотографов.

Экспозиция выставки апеллирует не к логике осмысления, а к магии фотографии, что сродни театральной. Щелкает выключатель, и освещается миниатюрная сцена, на которой появляется девочка на пороге дома или дамы, которых овевает легкий бриз на набережной в порту… Этот театр интимный, очень личный. Он втягивает в чужую историю. Словом, пленяет. И это тот плен, из которого не хочется бежать.

Главное о выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском

19 ноября Пушкинский музей открывает новую выставку в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков — «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», отмечая тем самым 180 лет создания фотографии. По этому случаю в залах собрано 115 работ, существующих в единственном экземпляре, — из музеев Франции, Австрии и России. Vogue посмотрел экспозицию в финале монтажа и пообщался с ее куратором, заведующей отделом искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольгой Аверьяновой — о выбранных технологиях, жанрах, проходящих сквозь время, и «шпаргалках», которыми пользовался модный фотограф Хельмут Ньютон.

SXP-70 Gang. Без названия, 1980. Polaroid SX-70, триптих. Коллекция Остлихт, Вена

Днем изобретения фотографии считается 19 августа 1839 года: во Франции, на заседании Академии наук, обнародовали доклад о технологии, изобретенной Луи Жаком Манде Дагером и названной его именем. «В этом году отмечается действительно важная для нас дата, — подчеркивает Ольга, — для других великих жанров искусства 180 лет, можно сказать, незаметный период». Не желая создавать «справочник по фотографии» или выставку академическую, в Пушкинском музее объединили три первые в своем роде технологии: дагеротипию — с нее все началось, — плюс запатентованный в 1903 году братьями Люмьер автохром (как первый цветной процесс фотопечати) и появившиеся в 1947 году поляроидные отпечатки, пионеры мгновенных изображений. Эти смыслы тоже вложены в цифры «1/1» в названии выставки, основное их значение — тираж, единственный.

Антонен Персонна. Без названия, 1907–1936. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж

«Фотография всегда пробивалась в искусство, но недооценивалась, потому что была реалистична и детальна, художественному взгляду будто бы не оставалось места, — объясняет Ольга Аверьянова. — Ее ругали и за то, что она механическая: нажал кнопку, и получилось изображение, — и за копийность. Но ведь есть исключения из правил, и в них самое главное. Мы взяли несколько технологий, которые априори не были копийными». Отбирать вещи, фрагменты фотографического мира за 180 лет, по словам куратора, было сложно: «Почему одно взять, а другое нет? Тогда пришла в голову идея: это как инстаграм, только за 180 лет». В результате основные мотивы и жанры фотографии перемешаны: рядом с поляроидами Стивена Шора и Хельмута Ньютона можно увидеть старейшие автохромы и дагеротипы, так выстроена вся экспозиция.

«Мы будто говорим об одном и том же на разных языках», — отмечает Ольга. По ее словам, фотография появилась в виде снимков тех объектов, которые могли быть неподвижными, — отсюда снимки пустынных улиц: повозка проехала и осталась незамеченной. Первыми предметами съемки были дома и пейзажи. «Как только выдержка в десять секунд стала возможной, появился дагеротипический портрет — всем хотелось оставить о себе память, — продолжает куратор. — Мы начинаем выставку с портрета как с главного жанра и показываем, как он воплощался в других технологиях. То же самое продолжается и c другими мотивами, как в зале с «абстракцией», один из разделов посвящен концептуальной фотографии — поляроид как раз распространился в эпоху концептуализма — и научной дагеротипической, с микроскопическим изображением человеческой слюны. Это было магией, поэтому рядом мы показываем портрет спиритуалиста. Фотография каждый раз транслирует смысл, и от контекста зависит то, как мы ее понимаем. В XIX веке снимок дома был просто снимком дома, сегодня я как куратор ставлю к нему в пару снимок заброшенного сарая, и они говорят совершенно об ином мотиве, не о видовой или архитектурной фотографии, а о человеческой среде».

Антуан Клоде. Без названия, 1852–1858. Дагеротип, стереофотография, подкраска. Национальная библиотека Франции, Париж

Выставка открывается инсталляцией, посвященной дагеротипу: приближенная к аутентичной зеркальная поверхность, приглушенный свет, золотая рама на стене — так в Пушкинском показывают, что значило для людей того времени впервые увидеть свою «фотографическую копию», дагеротип часто называли «зеркалом с памятью». Отдельным залом иллюстрируют принцип работы автохрома — единственного массового способа фотосъемки до середины 1930-х годов, — его представляют в виде зеркального коридора с пятнами зеленого, красного и синего цветов. Финальная инсталляция о поляроидах, распространившихся в 1970–1980-х, воссоздает радужный спектр, своего рода цветную галлюцинацию. «Эти три инсталляции позволяют зрителю ощутиться внутри технологии, — объясняет Ольга Аверьянова. — Они также дополнены звуковым сопровождением — щелчками поляроида или объявлениями на французском и английском, какие были об услугах студий дагеротипистов».

Неизвестный автор. Без названия, 1842–1855. Дагеротип. Национальная библиотека Франции, Париж

Почти все авторы на выставке представлены одним-двумя снимками, как в случае со Стивеном Шором и Хельмутом Ньютоном, вместе с ними смотрите работы изобретателя фотографии француза Луи Жака Манде Дагера, одного из ключевых английских дагеротипистов Антуана Клоде, а также известного мастера светописи в Российской империи — Сергея Левицкого. Автохромы Французское фотографическое общество предоставило впервые за 15 лет: все институции, которые пытаются их показать, чаще всего просто переснимают их на пленку. В Пушкинский музей привезли оригинальные стеклянные пластины, их поместили в специальные боксы с подсветкой.

Луи Жак Манде Дагер. Без названия, 1840–1845. Дагеротип. Национальная библиотека Франции, Париж

«Говоря о проекте «1/1», мы подчеркивали, что важны подлинники — и долго переписывались с коллегами, убеждали, — рассказывает куратор. — Любой хранитель крайне бережно относится к своим вещам, особенно существующим в единственном экземпляре. Автохромов осталось действительно немного. Как и дагеротипов, но все-таки это пластина металлическая, ей мешают только погодные условия — влажность, в частности, главный враг. Стекло бьется, поэтому автохромы стараются не выдавать слишком часто и далеко». Но в Пушкинском музее все же показывают подлинники Антонена Персонна, коллекционера работ импрессионистов и члена Французского фотографического общества.

Андре Ашет. «Зеленый чепец», 1907–1945. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж

Выбранные для выставки поляроидные снимки представляют целый спектр экспериментов с моментальной фотографией: кроме тех, кто использовал камеру в «стандартном» ключе, есть художники, работающие со слоями, или авторы, применяющие множественную экспозицию и ручные подкраски. Наряду с поляроидами привычных размеров показано несколько снимков 20 на 24 дюйма. По словам научного сотрудника Отдела искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина Марины Давыдовой, таких камер в мире осталось семь. Работая с ними, фотографы доставали пластину собственноручно и могли оставить ее внутри, чтобы, сделав еще один кадр, получить интересные наслоения.

Эллен Кэри. Автопортрет, 1987. PolaColor 20×24. Коллекция Остлихт, Вена

«Для Хельмута Ньютона, как он сам пишет в воспоминаниях, поляроиды были отличной шпаргалкой», — отмечает Ольга Аверьянова. Снимая на пленку, вы могли получить фотографии лишь часы спустя, а моментальные снимки давали возможность оценить композицию прямо во время съемки, что-то изменить. «Хельмут Ньютон сохранил все эти снимки, они впоследствии были изданы его женой в отдельной книге», — добавляет Марина Давыдова. Среди поляроидов в семи залах Пушкинского также можно увидеть работы американского пейзажиста Энсела Адамса, пионера итальянской цветной фотографии Луиджи Гирри и не только.

Все работы предоставлены Национальной библиотекой Франции и Французским фотографическим обществом в Париже, фотографической Коллекцией Остлихт в Вене и Государственным историческим музеем в Москве, посмотреть выставку «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» можно до 26 января 2020 года.

Лайош Керестеш. Из серии «Свет, знак, язык», 1987. Polaroid SX-70. Коллекция Остлихт, Вена

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Истории одного кадра расскажут в Пушкинском

С автохромами, первой в истории технологией цветной фотографии, запатентованной братьями Люмьер в 1903 году, особая история. Все они на выставке из Французского фотографического общества в Париже, где хранится лучшая коллекция авто­хромов. Но их почти никогда не выдают на выставки, поскольку это очень хрупкие стеклянные пластинки. Но в Пушкинский отдали. «Это первая в России выставка автохромов, у нас их практически нет. Есть небольшая коллекция в Политехническом музее, но они потемнели и утратили цветопередачу, из-за чего зритель не может увидеть той красоты, которая есть в этой стеклянной пластине, когда ее освещают», — рассказывает куратор. 

У поляроидных снимков, которые приехали из Вены, тоже есть история. Поляроид был запатентован в 1947 году Эдвином Лэндом (1909–1991), главой компании Polaroid, и получил массовое распространение после перехода на цвет в 1960–1970-е. Для поднятия престижа своего изобретения Лэнд приглашал к сотрудничеству лучших фотографов: Ансела Адамса, Хельмута Ньютона, Стивена Шора (их работы есть на выставке), собрав блестящую коллекцию. Однако с появлением «цифры» компания Лэнда разорилась, и его собрание поляроидов купила Коллекция Остлихт в Вене, откуда они и приехали на выставку. 

Экспозиция тоже выстроена неожиданно — не по технологиям или хронологии, а по мотивам. «Мы как бы предлагаем зрителю: вот дагеротип, вот авто­хром и поляроид, — они разные технологически и концептуально, но мотивы одни и те же. Ведь что делает фотография? Она фиксирует универсум», — говорит куратор. 

К выставке музей придумал еще три инсталляции. До экспозиции вы попадаете в темную комнату и видите свое отражение в покрытом патиной зеркале, как в дагеротипе. Вторая комната, стеклянная, — со спецэффектами автохрома, в третьей, «поляроидной» и тоже  затемненной, по полу разбросаны пуфики для отдыха, в духе хипстерских 1970-х.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Дагеротип, автохром, поляроид 1/1
18 ноября – 26 января 2020

В центре внимания: дагерротип Фаней-холла

Дагерротип Фанел-Холла

В апреле 1957 года Сэмюэл Х. Гурвиц передал этот дагерротип Фанейл-холла Массачусетскому историческому обществу. Он прибыл в Общество завернутым в бумагу с надписью: «Снято Гилманом Джослином в мае 1839 года. впервые сделана в Бостоне «. Дата, вероятно, ошибочна, учитывая тот факт, что Луи Жак Манде Дагер, французский отец дагерротипии, держал свои методы в секрете до публикации его Historique et description du procédé du Daguerreotype et du Diorama осенью 1839 года.Буклет Дагерра, изданный на тридцати языках и предназначенный для распространения практики дагерротипирования по всему миру, впервые появился в США в сентябре того года. Дагер также направил своего представителя, Франсуа Фовеля Гуро, чтобы прочесть лекцию о процедурах дагерротипии. в городах по всей Америке. Бостон был одним из городов в турне Гуро, где он читал лекции в марте и апреле 1840 года.

В 1839 году Гилман Джослин (1804-ок.1886) только начинал свою карьеру в качестве успешного и плодовитого изготовителя глобусов в Бостоне. Кроме того, он был токарём по дереву и одно время мастером зеркал. Есть также некоторые публичные записи его раннего интереса к дагерротипированию, поэтому вполне возможно, что Джослин взял этот дагерротип Фанейла Холла где-то осенью 1839 г. или в 1840 г. (а не в мае 1839 г.), после прочтения буклета Дагера или посещения лекция Гуро.

Независимо от точной даты, ранний дагерротип Джослина Фанел-Холла примечателен.Большинство сохранившихся дагерротипы эпохи Дагеррия, 1839-1860 гг., представляют собой студийные портреты, а не изображения, снятые на открытом воздухе. Многие из самые ранние дагерротипы действительно были архитектурными, поскольку время выдержки ранних техник Дагерра требовало этого много времени, что люди не могли быть записаны. Однако сегодня существует несколько ранних дагерротипов построек. Это один из самые ранние фотографии Фанел-холла, если не первые.


Что такое дагерротип?

В январе 1839 года художник Луи Жак Манде Дагер читал лекцию во Французской академии наук в Париже о своей работе. Новое открытие: техника записи изображения с камеры на посеребренный лист меди.Дагер назвал свое изобретение «дагерротип», и ученые, и художники были поражены резкостью и ясностью фотографических изображений. Дагерра процесс включал полировку и химическую очистку медного листа с серебряной пластиной, а затем сенсибилизацию серебряной стороны путем укладки это вниз по ящику с частицами йода. Пары частиц реагировали с серебром, образуя светочувствительный йодид серебра. После экспонирования чувствительного листа в камере и его контакта с нагретым раствором ртути, изображение стало видно.Затем медную пластину промывали крепким раствором хлорида натрия, который заставлял пластину нечувствителен к дальнейшему воздействию света.

Этот дагерротип в хорошем состоянии; кольца, видимые вокруг изображения, вызваны окислением медной пластины. Надписи на знаках Фанел-холла на изображении перевернуты, потому что дагерротипы — это прямые положительные образы, изображение перевернуто по бокам, как в зеркальном отражении.

Историческое общество Массачусетса имеет коллекцию из более чем 450 дагерротипов, большинство из которых являются портретами, приходите в MHS индивидуально или вместе с личными и семейными документами.Для получения информации об отдельных дагерротипов, ищите ABIGAIL, наш онлайн-каталог для «дагерротипы».

Американский опыт | Волшебник фотографии | Люди и события


Люди и события
Дагерротип изобретен

Несмотря на то, что заслуга изобретения фотографии является весьма спорной — и в обозримом будущем она останется неизменной — нельзя отрицать, что Джозеф Нисефор Ньепс и Луи Дж.Г-н Дагер играл центральные роли.

Сын советника короля Франции Людовика XVI, Ньепс пережил Французскую революцию, сохранив состояние своей семьи, что позволило ему продолжить свой интерес к изобретениям. В 1816 году он получил камеру-обскуру и начал снимать пейзажи на бумаге, пропитанной светочувствительным хлоридом серебра. Сначала эти изображения были размытыми и через день исчезли до нуля. Когда он начал производить позитивные отпечатки с оригинальных пластин, он смог получить более долговечные изображения, но результаты все еще были грубыми.Случайное обсуждение в магазине, где продавались обскуры для фотоаппаратов, затем привлекло внимание Ньепса к Луи Дагеру.

Первоначально специалист по эффектам trompe l’oeil (оптические иллюзии), Дагер уже был известен в Париже залитой солнцем сценой, которую он нарисовал в феврале 1822 года для постановки «Аладдина» в Парижской опере, и, более того, своей диорамой. Театр на 350 мест по адресу 4 rue Sanson, в котором на сцене показывались изображения с подсветкой для развлечения большой аудитории. Профессия Дагера, естественно, побудила его заинтересоваться творчеством Ньепса, и к 1829 году они начали сотрудничать.Ньепс и Дагер создали изображения экспонированных солнцем битумов, но Ньепс так и не дожил до того, чтобы эти совместные усилия принесли плоды. Как бы то ни было, Дагер, продолживший свою деятельность после смерти Ньепса в 1833 году, добился успеха только случайно. В 1835 году он поместил свои пластины в шкаф, не зная, что в контейнере с ртутью течет и испускает пар в замкнутое пространство, создав таким образом первый дагерротип.

Сделав свою первую удачную картину в руке в 1837 году, Дагер выставил свое изобретение на тележке по улицам Парижа, надеясь получить лицензии на его использование.Этот подход имел ограниченный успех, но в 1839 году выдающийся ученый Франсуа Араго продвигал этот процесс, и дагерротип стал настоящей сенсацией. До конца года буклет с инструкциями Дагера насчитывал 30 изданий и был переведен на восемь языков. К 1845 году парижане покупали 2000 фотоаппаратов и три миллиона пластинок в год.

Увидев свой первый дагерротип, художник Поль Деларош заявил: «С сегодняшнего дня живопись мертва», и Сэмюэл Ф. Б. Морс, опытный художник и изобретатель телеграфа, очевидно, согласился.Морс оказался в Париже как раз в то время, когда расцветало повальное увлечение дагерротипами, и он договорился о встрече с Дагером 2 и 9 марта 1839 года. Глядя в микроскоп на пластинки Дагера, он был поражен тем, что смог прочитать каждую букву уличного знака. . Он сказал, что это «усовершенствованный Рембрандт». (По одному из жестоких поворотов судьбы диорама Дагерра сгорела дотла, даже когда проходила эта встреча.)

Вернувшись в Нью-Йорк, Морс устроился инструктором дагерротипа для учеников, среди которых был Мэтью Брэди, чей гражданский Военные фотографии снискали прочную известность, и Эдвард Энтони стал одним из первых клиентов Джорджа Истмана по сухим пластинам.Таким образом, дагерротип начал свою карьеру в Америке на респектабельной ноте. Однако аура высокого искусства длилась недолго.

В то время как Британия требовала лицензий на получение дагерротипов, Америка не наложила таких ограничений на профессию. В сельской местности дагерротипист мог зайти так далеко, что изобразил фокусника перед ничего не подозревающими сельскими жителями, «особенно, — пишет историк фотографии Роберт Тафт, — если он хоть немного разбирался во френологии».

Давно опровергнутая наука, френология, поддерживала доктрину, согласно которой характер человека, скрытый в мозгу, проявляется по форме черепа.К 1846 году двойное увлечение френологией и дагерротипом стало настолько неразрывно связанным, что журналист Э. Литтел мог написать:

Правильно рассматриваемые дагерротипы являются показателями человеческого характера. Лафатер судил о людях по их физиономиям; и в обширном трактате разработал принципы, которыми он руководствовался. Фотографию мы считаем кульминационным моментом науки. Было сказано, что вдыхание бодрящего газа — мощное искусственное средство для выявления слабостей человеческой натуры.На самом деле, однако, сидение за дагерротипом намного превосходит все другие приемы.
В этом смысле дагерротип вызвал нечто смутно злое. «New York Sunday Courier» подхватил эту тему в «Магнитном дагерротипе», рассказе об ученом, который запечатлел изображение женщины с помощью «электрогальванических» средств. С тех пор женщину не дает покоя способность ученого видеть ее сокровенные мысли, даже когда он страдает от ее, казалось бы, живого портрета. Родилась сила красть души.

Тем не менее, люди требовали, чтобы их ограбили без промедления. К 1841 году в Нью-Йорке насчитывалось 100 студий, каждая из которых была построена по образцу элегантных салонов. К 1853 году только на Бродвее насчитывалось 37 салонов, а город на берегу Гудзона в миле к югу от Ньюбурга был назван Дагерревилем.

написано Дэвидом Линдси

Дагерротип — Кто изобрел дагерротип? — Процесс ранней фотографии

Дагерротип — это разновидность ранней фотографии.Он был назван в честь своего изобретателя Луи Жака-Манде Дагера, и это был первый фотографический процесс, который вошли в более широкое употребление. Использованные ранее методы были экспериментальными и не слишком эффективными. Дагерротипы нанесены на яркие зеркальные поверхности из металлического серебра и серебра. может быть положительным или отрицательным, в зависимости от условий освещения.

Дагерротип, как и многие другие открытия, появился не на пустом месте. Первые механические методы захвата визуальных сцен появились в эпоху Возрождения.Художники того времени использовали камеру-обскуру, чтобы зарисовать то, что они хотели нарисовать. Камера-обскура позже будет использована в фотографии. Альбертус Магнус, алхимик и астроном, в 13 веке открыл светочувствительное вещество нитрат серебра. Иоганн Генрих Шульце открыл еще одну фоточувствительную вещество, смесь серебра и мела, в 1724 году. Нисефор Ньепс открыл гелиографию на основе битума в 1822 году. В 1829 году Шевалье, который поставлял линзы для камеры-обскура Ньепса и Дагера, познакомили их друг с другом, после чего начинается их сотрудничество.Ньепс сначала пытался воспроизвести гравюры и рисунки для литографии. Он использовал иудейский битум (асфальт), который затвердел по-разному, в зависимости от того, насколько он был облегчен. Его изображения нужны выдержка 8 часов для получения изображения. После этого они были промыты маслом лаванды, что оставило рельефное изображение. Когда Ньепс умер в 1833 году, Дагер продолжил свою работу и перешел с битума на медные пластины, покрытые йодированным серебром. Его первые попытки также потребовали длительного воздействия, но в 1935 г. он обнаружил (случайно), что ртуть может образовывать пластины, которые экспонировались всего от 20 до 30 минут.Он еще больше усовершенствовал эту технику, обнаружив метод предотвращения дальнейшего передержания дагерротипа путем фиксации рисунка в крепком растворе поваренной соли. Дагер передал свой метод французам. правительство в обмен на пожизненную пенсию. Французское правительство подарило дагерротип «бесплатно миру» 19 августа 1839 года. Это был популярный метод фотографировал до начала 1860-х гг. Изобретенные в то время процессы были дешевле и менее сложны. Из-за этого они почти полностью заменили дагерротип как метод фотографии.В течение 1980-х и 1990-х годов небольшое количество фотографов пытались возродить дагерротип как интересный метод. и они все еще используют его даже сегодня.

Дагерротип был сложным процессом, который состоял из следующих этапов:

Первым шагом было изготовление пластин. Основание пластины было медным или латунным, и оно было покрыто серебром (предпочтительно чистым). Это было сделано двумя способами: серебро наплавляли на верхнюю часть толстого медного слитка или слой чистого серебра наносили гальваническим способом на голый лист.В случае термоядерного плавления, плавленый Затем листы прокатывали под давлением для получения тонких листов. Эти пластины были отполированы перед использованием для удаления налета и других загрязнений. Для Для полировки использовались гнилостный камень (мелкодисперсный порошок пористой породы), кожа, бархат, ювелирные румяна (оксид железа) и ламповая сажа. На последнем этапе полировки пластину промывали азотной кислотой, которая удаляла все остаточные органические вещества. После полировки пластина была покрыта парами галогена в процессе, называемом сенсибилизация.Это превратило поверхность серебра в йодид серебра. Позже пары галогенов были заменены парами брома, что сделало поверхность более светочувствительной. Подготовленную таким образом пластину поместили в камеру и экспонировали. Это создавало невидимое скрытое изображение на пластине. По окончании экспонирования пластину был снят с камеры в защищенном от света месте. Затем пластина подвергается воздействию паров ртути, которые усиливают изображение и усиливают его. Оставшийся Иодид серебра удаляется раствором соли и этим фиксируется изображение.Затем изображение закрывается защитным стеклом, потому что его можно легко тускнеет от воздействия воздуха.

Современные дагерротипы и многое другое — Новости галереи Swann

Пока мы живем в цифровую эпоху, столкнувшись с цунами фотографий на всевозможных устройствах, многие современные художники вернулись к самым ранним техникам фотографии. Это были деликатные, трудоемкие процессы, которые давали результат, который существовал как физический, осязаемый объект.Некоторые из этих художников, которых называют «антикварным авангардом», представлены на нашем аукционе изображений и объектов: фотографий и фотокниг 20 апреля.

Дагерротип , разработанный Луи Дагерром и представленный в 1839 году, был первым надежным фотографическим процессом. Метрополитен-музей описывает это так: «Каждый дагерротип представляет собой удивительно детализированное, единственное в своем роде фотографическое изображение на отполированном, посеребренном листе меди, сенсибилизированном парами йода, экспонируемом в большой камере. образуется в парах ртути и стабилизируется (или фиксируется) соленой водой или «гипо» (тиосульфатом натрия).В результате получается чрезвычайно хрупкое изображение на серебристом фоне, которое меняется с положительного на отрицательный, когда вы поворачиваете его в руке.

Джерри Спаньоли, Jack-Be-Little Squash , дагерротип, 2000-15. Из урожая семейных реликвий.

Как говорит М. Марк в своей недавней публикации Heirloom Harvest , проиллюстрированной дагерротипами современного фотографа Джерри Спаньоли: «Дагерротип, первоначальная форма фотографии, описывался как зеркало с памятью, и на самом деле технология, объявленная Луи Дагер в 1839 году буквально зависел от зеркала.Поскольку дагеротипическая пластина представляет собой лист меди, покрытый полированным серебром, зрители сталкиваются как с изображением, так и с виртуальным изображением, дублирование которого приводит к изображениям почти голографической четкости и глубины. Держа дагерротип в руках, вы сможете увидеть объект — скажем, капусту или персик — в великолепных деталях, но если вы хоть немного сдвинете тарелку, то вместо этого увидите свое отражение. Это очень интимная форма путешествия во времени ».

Лот 227: Адам Фасс, Без названия (Человеческий череп) , уникальный негабаритный дагерротип, 2002.Оцените от 15000 до 25000 долларов.

Адам Фасс — страстный приверженец современного дагерротипа. Он вкладывает средства в развитие возможностей среды и создал самый большой дагерротип из когда-либо существовавших. Он часто исследует вневременные темы рождения и смерти, как это видно в книге Без названия (Человеческий череп), 2002.

Лот 225: Джон Дагдейл, Giovanni Through Screen , один из трех цианотипных отпечатков, 1992-94 гг. Оцените от 3000 до 4000 долларов.

Цианотипия была разработана английским ученым и астрономом сэром Джоном Гершелем в 1842 году.Они названы в честь их яркого синего цвета, который возникает из-за химической реакции между УФ-светом и ферроцианидом железа. В конечном итоге этот процесс вышел из моды, но, как и дагерротип, пережил возрождение. Американский художник Джон Дагдейл обратился к винтажным процессам после того, как в начале 1990-х почти ослеп. Он специализируется на традиционных композициях в современной интерпретации.

Лот 226: Джон Дагдейл, Pink Spatter Ware , один из трех цианотипов, 1992-94.Оцените от 3000 до 4000 долларов.

tintype заменил дагерротип в 1860-х годах, потому что он развивался намного быстрее. На разработку дагерротипа может уйти несколько часов, но тинотип можно передать ситтеру в течение нескольких минут. Они были особенно популярны в парках развлечений, и, поскольку они были более устойчивыми, их не нужно было хранить под стеклом. Почти научные репродукции животных Джейн Хайндс Бидо напоминают о раннем использовании фотографий в качестве научного инструмента.

Лот 223: Джейн Хайндс Бидаут, Баттерфляй, Перу (Diaethria ethusa) , tintype, 2001. Ориентировочная цена от 600 до 900 долларов.

Просмотрите полный каталог.

Университет Томаса Джефферсона — Архивы и особые коллекции центра города

Дагерротип Сэмюэля Х.Фислер, доктор медицины.

Дагерротип Самуэля Х. Фислера, MD

Этот дагерротип Сэмюэля Х. Фислера (1813–1893), выпускника медицинского факультета Джефферсона в 1844 г. Колледж, был принят на момент его окончания. Названный в честь своего изобретатель Луи Жак Дагер, дагерротип является одним из самые ранние формы фотографии.

Представлен Дагером в 1839 г. процедуры.Сначала фотограф покрыл медную пластину серебром. затем почистил и отполировал. Затем фотограф поместил пластину в коробке и подвергал его воздействию паров йода в течение пяти-тридцати минут. Это привело к образованию тонкого покрытия сенсибилизированным йодидом серебра на поверхности. пластину, которую затем поместили в камеру и засветили. После экспонирования фотограф поместил пластину в другую коробку. содержащий кастрюлю с нагретой ртутью.Когда пары ртути принесли изображение на пластине было снято и промыто смесь воды и соли или соды, затем сушат над пламенем. Каждый дагерротип — уникальный предмет, так как это прямой позитивный образ без негатива.

Этот дагерротип — один из примеров портретов, хранящихся в Коллекции произведений искусства и фотографий. университетских архивов и специальных коллекций.Архивы есть несколько других этих относительно редких фотографий в футлярах, в том числе ранний дагерротипный портрет основателя Джефферсона, доктора Джорджа Макклеллан.

Многие из изображения из коллекции Art / Photo Collection были оцифрованы и размещены онлайн как часть Филадельфийского исторического Библиотека цифровых изображений (PHDIL).

Ранняя фотография — Часть 1 из 4

Ранняя фотография — Часть 1 из 4

Дагерротипов

Автор: Джеймс Дамико, куратор аудиовизуальных коллекций

Дагерротип был изобретен Луи Жаком Манде Дагером и представлен Французской академии наук 7 января 1839 года.Посеребренная медная пластина полируется с серебряной стороны до зеркального блеска и подвергается воздействию паров йода. Скрытое изображение формируется после воздействия света в камеру, и изображение проявляется нагретыми парами ртути, фиксируется, а затем ополаскивается. Их поместили за стекло и заклеили бумажной лентой, чтобы воздух не потускнел, а затем поместили в небольшой навесной футляр.

Портрет четырех выдающихся неизвестных мужчин.
J.P. Ball Collection (SC # 17)
Ca. 1850
½ пластинчатый дагерротип (4 1/4 «x 5 1/2»)

Здесь мы видим дагерротип ½ пластинки (размером 4 ¼ x 5 ½ дюйма), сделанный Дж.П. Болл, успешный афроамериканский фотограф, который практиковал в Цинциннати с 1849 по 1871 год. Его имя выбито на коврике в левом нижнем углу. Для получения дополнительной информации о Болле вы можете посетить нашу веб-страницу по адресу library.cincymuseum.org.

Самый простой способ узнать, есть ли у вас дагерротип, — это посмотреть, есть ли у него отражение, подобное зеркалу. Чтобы увидеть изображение, нужно наклонять его вперед и назад.

Некоторыми из известных дагерротипистов, работающих в Цинциннати, были Иезекииль К. Хокинс, который, как полагают, основал в 1840 году вторую галерею дагерротипов в Соединенных Штатах; Томас Фэрис, который, как считается, представил дагерротип в Огайо и владел галереей «Мелодеон» с 1844-1857 гг .; и Чарльз Фонтайн и Уильям Саутгейт Портер, которые в 1848 году сделали панорамный дагерротип из восьми пластин набережной Цинциннати, который принадлежит Публичной библиотеке Цинциннати и округа Гамильтон.Их галерея и студия располагались по адресу 30 West Fourth Street между Main и Walnut Street, и за картину брали от 2 до 20 долларов в зависимости от размера, стиля, футляра или рамы.

Дагерротип, единственная в своем роде фотография, был популярен примерно с 1840-1855 годов и был заменен более дешевым амбротипом (1855-1865). За этим последовали тинтайп (1856-1900), Carte-de-Visite (1860-1900) и Cabinet Card (1866-1900-е).

В отделе фотографии музейного центра Цинциннати хранится более миллиона фотопринтов, негативов, слайдов, негативов на стеклянных пластинах и изображений в футлярах, таких как дагерротипы.

1 Гагель, Дайан ВанСкивер. 2013. Фотографы из Огайо: 1839-1900 .. Страница 14

Ранний американский дагерротип | MIT Press

Дагерротип, изобретенный во Франции, появился в Америке в 1839 году. Как показано в книге Сары Кейт Гиллеспи « Ранний американский дагерротип », это было нечто совершенно новое: продукт науки и инновационных технологий, в результате которого был создан визуальный объект. . Мы отмечаем Всемирный день фотографии отрывком из Раннего американского дагерротипа .

Первоначально французское изобретение, дагерротипирование — фотографический процесс, позволяющее получать чрезвычайно детализированные изображения — достигло американских берегов осенью 1839 года. Дагерротип — это прямопозитивное изображение на посеребренной медной пластине. Исторически пластина полировалась до зеркальной поверхности, а затем обрабатывалась светочувствительными химикатами. Затем пластину вставляли в камеру и экспонировали на объект. После экспонирования пластина проявлялась над ящиком с парами ртути, и изображение фиксировалось в ванне с гипосульфатом соды.Затем готовый продукт промывали и сушили. Поскольку поверхность оставалась чувствительной, ее помещали под стеклянную пластину и обычно помещали в футляр.

1851 год был знаменательным для американского дагерротипирования, и было несколько признаков того, что он достиг зрелости. В дополнение к первым организованным съездам и призывам к созданию национальной организации, в 1851 году был опубликован второй американский журнал, посвященный исключительно фотографии, — Photographic and Fine-Art Journal .Годом ранее вышел «Дагеррейский журнал » Сэмюэля Дуайта Хамфри ««. Оба издания обещали рассмотреть технические, художественные и научные аспекты СМИ, а также обратить внимание на сплетни инсайдеров. Кроме того, в 1851 году в Лондоне открылась выставка «Хрустальный дворец», на которой было достигнуто общее мнение о том, что американские дагерротипы намного превосходят дагерротипы, выставленные в других странах. Действительно, в отношении американских дагерротипов, показанных в Хрустальном дворце, редактор « New York Tribune » Гораций Грили заметил: «В дагерротипах мы побеждаем мир.«И не только американцы считали, что их страна« победила мир »в области фотографии. В одном британском путеводителе по выставке отмечалось: «В фотографии американский отдел был особенно богат; и будет справедливо констатировать, что многие важные улучшения в деталях наших фотографических процессов были обеспечены умением и неутомимыми экспериментальными исследованиями наших трансатлантических кузенов ». Американцы не изобрели дагерротип, но за двенадцать лет, прошедших с тех пор, как он появился на их берегах, они усовершенствовали его до такой степени, что его стали называть «американским процессом».”

В середине девятнадцатого века идея о том, что определенные знания станут доступными только для немногих специалистов, противоречила американским идеалам. Технология должна была сделать эти знания доступными для всех, чтобы продвинуть нацию в целом. Эту идею доступного можно применить и к изобразительному искусству того периода. Был интерес к изображениям, которые отражали правду и которые, в свою очередь, были легко понятны среднему зрителю. Живопись, как и фотография, рассматривалась как потенциальный уравнитель; он стал демократическим, когда это мог понять любой.

В Америке и искусство, и наука испытывали противоречие между тем, что считалось «демократическим», и тем, что считалось (по крайней мере, в массовой культуре) «элитой». Демократическое искусство и наука были познаваемыми, понятными и легко усваиваемыми средним классом; элитарные практики были непостижимыми, непостижимыми и требовали специального образования для понимания. Дагерротип содержал элементы как «демократических», так и «элитных». Он был явно популистским в том смысле, что почти любой человек, любыми средствами, мог получить портрет.Считалось, что это форма прямой репрезентации, поскольку изображения ясно показывали точное сходство с натурщиком, доступное любому зрителю. Дагерротип обладал аурой реальности из-за своей индексической природы — его причинной связи с референтом, что привело к тому, что медиум приобрел репутацию человека, говорящего не только правду о чьей-то внешности, но и правду о чьей-то природе.

Дагерротип был основным фотографическим носителем в Соединенных Штатах до Гражданской войны.Продукт искусства, науки и технологий, он вошел в существующую культуру этих областей и повлиял на их производство, одновременно создав новый эстетический и процветающий коммерческий продукт.

Поделиться статьей Делиться closeClose Modal

Пожалуйста, выберите, как вы хотите поделиться.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *