Динамический диапазон сигнала: Диапазон динамический — что это такое?
Что такое динамический диапазон, и какие бывают его разновидности
Односигнальный динамический диапазон по блокированию, Динамический
диапазон по перекрёстным помехам, Динамический диапазон по
интермоду-
ляции.
Другими словами — динамический диапазон определяет способность устройства: с одной стороны видеть на выходе обработанный слабый (наименьший) входной сигнал, с другой — обрабатывать сигналы большого уровня с заданным уровнем искажений на выходе.
Нижнюю границу входного сигнала, как правило, определяет чувствительность устройства (не путать с чувствительностью усилителя, при которой
достигается номинальная мощность),
которая указывает на способность объекта реагировать определённым образом на определённое малое воздействие.
Верхнюю — параметр, называемый точкой децибельной компрессии и равный такой мощности сигнала на входе, при котором отличие изменения уровня мощности на выходе от асимптотической линейной характеристики составляет величину — 1 dB.
А поскольку в последнюю фразу без пол-литра не въедешь, приведу рисунок.
Рис.1
На Рис.1 красным цветом изображена идеальная линейная (асимптотическая) кривая.
Синим — реальная выходная характеристика нашего устройства.
В качестве входных и выходных значений — величины мощностей, соответственно, на входе и выходе.
Пока обе линии располагаются в непосредственной близости друг от друга — всё хорошо, устройство находится в линейном режиме. Как только расхождение выходного параметра от идеальной кривой достигает 1дБ (в нашем случае соответствует уровню входного сигнала -10дБ) — всё расчёт окончен, точка децибельной компрессии найдена.
Формула, описывающая односигнальный динамический диапазон устройства, предельно проста:
D = P1дб — Pвх мин (дб),
где P1дб — точка децибельной компрессии, Pвх мин — чувствительность устройства, выраженная в дБ.
Т.е. в случае, приведённом на графике:
D = -10дб — (-120дб) — 110дБ .
Наблюдая показания приборов при нахождении точки компрессии, не всегда удобно оперировать понятиями мощности сигнала,
да переводить всё это хозяйство в децибелы — тоже. Поэтому для упрощения задачи напишу —
Ну и, конечно же, формула для определения динамического диапазона при подстановке абсолютных значений сигналов:
И ещё раз:
Uвх макс и Рвх макс — это входные значения, соответствующие точке децибельной компрессии,
Uвх мин и Рвх мин — это напряжение, либо мощность, соответствующие чувствительности агрегата.
А чувствительность агрегата в нашем случае огранена: либо его коэффициентом усиления, либо собственными
внутренними шумами, либо и тем и другим одновременно. В целом она равна мощности самого слабого входного сигнала, который,
будучи преобразован нашим устройством, выдаёт на-гора выходной уровень, считающийся достаточным для его нормальной фиксации.
Насколько выше? Обычно это указывается вместе с показателем чувствительности.
К примеру, чувствительность 10мкВ при соотношении сигнал/шум = 12дБ, означает, что подав на вход сигнал амплитудой 10мкВ, мы на выходе увидим некий отклик, который на 12дБ (т.е. в 3,98 раз по напряжению и 15,85 раз по мощности) будет превышать уровень собственных внутренних шумов нашего устройства.
Описанная динамическая характеристика устройства в первую очередь характеризует его односигнальный динамический диапазон, который
определяется методом подачи на вход изучаемого объекта сигнала одной частоты.
Теперь давайте подумаем, что случится, если вдруг подать на вход нашего линейного устройства сигналы двух различных частот.
А что случится?
При определённом уровне их амплитуд наше устройство выйдет из линейного режима и сигналы начнут взаимодействовать между собой таким
образом, что на выходе вместо двух исходных частот появится сложный сигнал с комбинациями частот (гармоник), зависящих от частоты
«родительских» сигналов f1 и f2 согласно следующей формуле:
fгарм = n × f1 ± m × f2, где n и
m — это целочисленные коэффициенты, принимающие значения от единицы до неких величин, определяемых частотными
свойствами применяемых элементов.
В высокочастотной электронике это свойство может быть использовано для преобразования частот в устройствах, называемых «смеситель».
Однако в линейных схемах — это явление крайне нежелательно, потому как является основной причиной возникновения интермодуляционных
искажений.
Эти искажения, в свою очередь, приводят: к появлению побочных каналов приёма/передачи в ВЧ радиотехнике,
а в усилителях НЧ — появлению посторонних призвуков. Причём, данный тип искажений гораздо неприятнее на слух, чем банальное
амплитудное ограничение сигнала. Источник их появления гораздо сложнее обнаружить, а соответственно и устранить.
Ну вот мы медленно, но верно подобрались к определению понятия «динамический диапазон по интермодуляции«.
Динамическим диапазоном по интермодуляции (Dynamic Range) называется характеристика устройства, показывающая
его способность противостоять продуктам нелинейного взаимодействия двух или более сигналов. Обозначается —
Другими словами — параметр DB3 характеризует допустимую величину двух сигналов с различными частотами f1 и f2, действующих одновременно на
входе устройства, при которой ещё не возникает продукт их взаимодействия (вернее, когда уровень этого продукта не
превышает заданного параметра — RFrx). И определяется как отношение, выраженное в дБ, общей мощности этих сигналов к чувствительности
устройства.
Измерение динамического диапазона по интермодуляции (DB3) — дело не такое простое, как измерение односигнального DB1. Процесс это сводится
к определению суммарной величины, так называемых, продуктов 3-го порядка с частотами 2f1 ± f2, 2f2 ± f1. Приведу формулу для вычисления
динамического диапазона:
Рис.2
На Рис.2 красным и синим цветами изображены знакомые нам по Рис.1 динамические характеристики: идеальная и характеристика основных частот
входных сигналов (f1 и f2).
Чёрным цветом показана кривая интермодуляционных продуктов 3-го порядка с частотами 2f1 ± f2 и 2f2 ± f1. Данная кривая возрастает
в 3 раза быстрее (в децибельном выражении) чем идеальная, поэтому теоретически в некоторой точке эти линии должны сойтись, обозначая
точку пересечения по интермодуляции третьего порядка (IP3).
Нахождение данной точки (IP3) — задача не такое простая, как измерение односигнального DB1. Поэтому для облегчения жизни радиолюбителя
вводятся некоторые допущения, основанные, исходя из практического опыта. А именно:
В общем случае обычно отмечается, что связь между точкой компрессии 1 дБ и точкой пересечения 3-го порядка, приведённой к входу,
имеет вид:
IP3 = P1дб + (10…15)дб.
А учитывая, что односигнальный динамический диапазон DB1 описывается формулой:
DB1 = P1дб — Pвх мин (дб), а
DB3 = 2/3 × IP3 — Pвх мин (дб), то на основании всех трёх формул
можно вывести простую пропорцию:
DB3 = 2/3 × (DB1 + (10. ..15)дб).
Посчитаем. Если односигнальный динамический диапазон по блокированию DB1 равен 110дБ, то:
DB3 ≈ 2/3 × (110дБ + 10дБ) = 80дБ.
Всё — расчёт окончен! Именно на эту величину динамического диапазона по интермодуляции и следует ориентироваться,
так как именно она в значительной степени определяет качественные показатели как НЧ, так и ВЧ оборудования!
И напоследок — ещё одна динамическая характеристика, достойная определённого внимания по большей части в радиосвязи — Динамический
диапазон по перекрёстным помехам (DD2 или DB2).
Характеристика эта важна в основном для устройств, осуществляющих приём однополосных (SSB) сигналов и определяет степень подавления
мощных станций, работающих с АМ модуляцией и расположенных по соседству.

Процесс измерения этого параметра подобен предыдущему описанию и сводится к определению величины продуктов 2-го порядка с частотами (f1 ± f2)
и нахождению точки интермодуляции (IP2) посредством построения такого же графика.
Кривая интермодуляционных продуктов 2-го порядка растёт медленнее, чем 3-го (всего лишь в 2 раза быстрее идеальной передаточной
характеристики), а потому и точка пересечения, обозначающая значение IP2, находится дальше от начала координат.
Благодаря «Справочнику радиолюбителя — коротковолновика» под авторством уважаемых С. Бунина и Л. Яйленко, вполне можно довериться компромиссной формуле: DB2 ≈ DB1 — 20 dB, что в нашем случае будет соответствовать 90дБ.
ENG | УКР | РУС |
Поиск на сайте:
Если Вы не нашли нужный прибор, обратитесь в наш офис — наше предложение значительно шире представленного на сайте. Мы Вам поможем!!!
«Юнитест» предлагает оборудование таких производителей: |
Keysight Technologies (Agilent Technologies) |
Viavi (JDSU) |
Oscilloquartz |
A.![]() |
Aaronia AG |
AEA Technology |
Bentham |
Elektronika |
EM Test |
ETS-Lindgren |
FETEST (Frederick Engineering) |
Fluke |
Fluke Networks |
Fujikura |
FiberFox |
Hindar Electronics |
Ilsintech |
Photom (Haktroniсs) |
Pontis EMS |
Radiodetection |
Schwarzbeck |
Siglent |
Teseq |
Аренда оборудования |
Услуги тестирования спектра, фидеров, базовых станций, IP и Triple Play сетей. |
Измерительная техника для образовательных учреждений |
Дополнительные скидки от 10 до 30 процентов для учебных заведений на оборудование Keysight Technologies. |
Новости |
Акции |
Предлагаемые скидки |
Новые возможности приборов и учебные материалы |
Вакансии |
Изготовление фильтров |
Подписка на новости:
теория, стандарты, новое оборудование, акции.
Основы анализа спектра |
|
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Глава 6 Динамический диапазон Определение Динамический диапазон в зависимости от внутренних искажений i = IS(eqv/kT-1), где IS — ток насыщения диода Мы можем разложить это выражение в ряд: i = IS(k1v + k2v2 + k3v3 + …), где k1=q/kT, Приложим теперь к смесителю два сигнала. Один будет входной сигнал, который мы хотим анализировать, другой — сигнал гетеродина, необходимый для перевода сигнала на ПЧ: v = VLOsin(ωLOt) + V1sin(ω1t). Легко математически найти желаемый продукт смешения на промежуточной частоте: k2VLOV1cos[(ωLO — ω1)t]. Кроме того, генерируется другой член: k2VLOV1cos[(ωLO + ω1)t], но когда мы обсуждали уравнение настройки, мы обнаружили, что хотим иметь частоту гетеродина выше ПЧ, поэтому частота ωLO + ω1 также всегда выше ПЧ. При постоянном уровне гетеродина выход смесителя линейно соответствует уровню входного сигнала. На практике это верно до тех пор, пока входной сигнал более чем на 15 — 20 дБ ниже уровня гетеродина. Здесь есть также члены, включающие гармоники входного сигнала: (3k3/4)VLOV12sin(ωLO — 2ω1)t, (k4/8)VLOV13sin(ωLO — 3ω1)t, и т.д. Эти члены говорят нам, что динамический диапазон благодаря внутренним искажениям есть функция уровня сигнала на входе смесителя. Посмотрим, как это работает, используя для нашего определения динамического диапазона разность в дБ между фундаментальной частотой и внутренне генерируемым искажением. Теперь добавим второй входной сигнал: v = VLOsin(ωLOt) + V1sin(ω1t) + V2sin(ω2t). На этот раз можем получить математически: (k4/8)VLOV12V2cos[ωLO — (2ω1 — ω2)]t, (k4/8)VLOV1V22cos[ωLO — (2ω2 — ω1)]t, и т. д. Рисунок 6-1. Изменение уровней фундаментальных тонов в смесителе Здесь представлено интермодуляционное искажение, получаемое при взаимодействии каждого из двух входных сигналов с другим. Низший продукт искажения, на частоте 2ω1-ω2, попадает ниже ω1 на разностную частоту сигналов ω2-ω1. Более высокий продукт искажения, 2ω2-ω1 попадает выше частоты ω2 на ту же разность. Это та же степень изменения, которую мы видели по третьей гармонике искажения. И это, на самом деле, тоже искажение третьего порядка. В этом случае мы можем определить степень искажения, суммируя коэффициенты при ω1 и при ω2 (т. е. 2ω1-1ω2 дает 2+1=3) или показатели экспонент при V1 и при V2. Все это говорит о том, что динамический диапазон зависит от уровня сигнала на смесителе. Откуда мы знаем, какой уровень необходим на смесителе для проведения конкретного измерения? В документацию на большинство анализаторов включаются графики, чтобы сказать нам как меняется динамический диапазон. Однако если никаких графиков нет, мы можем построить свои собственные2. Нам нужна отправная точка, и ее мы можем получить из документации. Вначале посмотрим на искажения второго порядка. Предположим, что в документации указано, что искажения за счет второй гармоники на 75 дБ ниже для сигнала на смесителе, составляющего -40 дБм. Поскольку измерение искажения относится к относительным измерениям, и (по крайней мере, в данный момент) мы называем динамическим диапазоном разность в дБ между главной модой или модами и внутренне генерируемым искажением, мы получили нашу отправную точку. Внутренне генерируемое искажение второго порядка лежит на 75 дБ, поэтому мы можем измерить искажение на уровне 75 дБ. Мы можем построить подобную линию и для искажения третьего порядка. Например, в документации указано, что искажения третьего порядка, скажем, -85 дБн для уровня -30 дБм на этом смесителе. Снова, это наша начальная точка, и мы отметим на графике точку, показанную на Рис. 6-2. Если мы теперь снизим уровень на смесителе до -40 дБм, что случится? Обращаясь снова к Рис. 6-1, мы видим, что и искажение, связанное с третьей гармоникой, и интермодуляционное искажение третьего порядка падают на 3 дБ за каждый дБ, на который падает сигнал на основной моде. И снова нам важна только разность. Если уровень на смесителе изменяется от -30 дБм до -40 дБм, разность между сигналом основной моды или мод и внутренне генерируемым искажением изменяется на 20 дБ. Так что величина внутреннего искажения будет -105 дБн. Эти две точки попадают на линию, имеющую наклон 2, давая нам производительность третьего порядка для любого уровня на смесителе. Рисунок 6-2. Иногда производительность третьего порядка дается в терминах TOI (Third Order Intercept, перехват третьего порядка). Это уровень на смесителе, при котором внутренне генерируемое искажение третьего порядка должно быть равным фундаментальному, или 0 дБн. Эта ситуация невозможна на практике, поскольку при этом смеситель должен быть глубоко в насыщении. Однако с математической точки зрения TOI есть исключительно удобная точка, поскольку мы знаем наклон линии. Поэтому даже с TOI как стартовой точкой мы можем определить степень внутренне генерируемых искажений на данном уровне входа смесителя. Мы можем рассчитать TOI из информации, указанной в документации прибора. Поскольку динамический диапазон третьего порядка меняется на 2 дБ на каждый дБ изменения уровня на фундаментальной частоте на смесителе, мы получим TOI, вычитая половину указанного в спецификации динамического диапазона в дБ из уровня на фундаментальной частоте: TOI = Afund — d/2 где Afund — уровень на фундаментальной частоте в дБм, Используя величины из выше проведенного обсуждения, получаем: TOI = -30 дБм — (-85 дБн)/2 = +12.5 дБм. Проверка аттенюатором Шум Нанести шум на график динамического диапазона довольно просто. Например, предположим, что в документации на анализатор его отображаемый средний шум задан спецификацией в -110 дБм в полосе разрешения 10 кГц. Если наш сигнал на фундаментальной частоте имеет уровень -40 дБм на смесителе, то это на 70 дБ выше среднего шума, поэтому мы имеем отношение сигнал/шум 70 дБ. На каждый дБ, на который мы снижаем уровень сигнала на смесителе, мы теряем 1 дБ отношения сигнал/шум. Наша шумовая кривая есть прямая линия, имеющая наклон -1, как показано на Рис. 6-2. Если мы пренебрежем соображениями точности измерения на какое-то время, то наилучший динамический диапазон будет на пересечении надлежащей кривой искажения и кривой шума. Рис. 6-2 показывает нам, что наш максимальный динамический диапазон для искажений второго порядка есть 72. На Рис. 6-2 показан динамический диапазон для одной полосы разрешения. Мы, конечно, можем улучшить динамический диапазон путем сужения полосы разрешения, но здесь нет взаимно однозначного соответствия между сниженным шумовым уровнем и улучшением динамического диапазона. Для искажения второго порядка улучшение есть половина изменения шумового уровня; для искажения третьего порядка улучшение есть две трети изменения шумового уровня. См. Рис. 6-3. Рисунок 6-3. Уменьшение полосы разрешения улучшает динамический диапазон Финальный фактор динамического диапазона — это фазовый шум гетеродина анализатора спектра, и он влияет только на измерения искажений третьего порядка. Рисунок 6-4. Фазовый шум может ограничить проведение проверки интермодуляции третьего порядка Окончательно, можно сказать, что динамический диапазон анализатора спектра ограничен тремя факторами: искажением преобразования, выполняемого входным смесителем; широкополосным шумовым уровнем (чувствительностью) системы и фазовым шумом гетеродина. Динамический диапазон в зависимости от погрешности измерений Погрешность (в дБ) = 20 log(1±10d/20), где d — разность в дБ между наибольшей и наименьшей синусоидами (отрицательное число). Взглянем на Рис. 6-5. Например, если мы обеспечим условия, когда внутренне генерируемое искажение равно по амплитуде искажению на входящем сигнале, ошибка измерения может быть от +6 дБ (два сигнала точно в фазе) до минус бесконечности (два сигнала точно в противофазе и поэтому взаимно уничтожаются). Рисунок 6-5. Погрешность в зависимости от разности амплитуд двух синусоид одной частоты Далее рассмотрим погрешность из-за низкого отношения сигнал/шум. Компоненты искажения, которые мы хотим измерить, есть, как мы надеемся, низкоуровневые сигналы, и часто они находятся на шумовом уровне анализатора или близки к нему. В подобных случаях мы обычно используем видео-фильтр, чтобы сделать эти низкоуровневые сигналы более различимыми. Рисунок 6-6. Динамический диапазон для максимальной погрешности 1.3 дБ Посмотрим, что случится с динамическим диапазоном в результате нашей обеспокоенности погрешностью измерений. Как показано на Рис. 6-6, динамический диапазон искажения второго порядка изменяется с 72.5 дБ до 61 дБ, с разницей в 11.5 дБ. Это — половина полного сдвига двух кривых (18 дБ для искажения, 5 дБ для шума). Искажение третьего порядка изменяется с 81. Рисунок 6-7. Погрешность отображаемой амплитуды сигнала из-за шума Сжатие (компрессия) усиления На самом деле, существуют три различных метода оценки компрессии. Традиционный метод, называемый CW-сжатием, измеряет изменение усиления прибора (усилителя, или смесителя, или системы), когда мощность входного сигнала увеличивается. Это тот метод, что только что был описан. Отметим, что точка CW-сжатия значительно выше, чем уровни первых мод, указанные выше даже для динамического диапазона средней величины. Поэтому мы были правы, когда не волновались по поводу возможного сжатия больших сигналов. Второй метод, названный двухтоновой компрессией, измеряет изменение системного усиления для малых сигналов, пока мощность больших сигналов увеличивается. Третий метод, называемый импульсной компрессией, измеряет изменение системного усиления узкого (широкополосного) радиочастотного импульса, когда мощность импульса увеличивается. Когда измеряются импульсы, мы часто используем полосу разрешения намного более узкую, чем полоса импульса, поэтому наш анализатор отображает уровень сигнала гораздо ниже пиковой мощности импульса. В результате, мы можем не знать о том, что полная мощность сигнала выше порога компрессии смесителя. Высокий порог улучшает отношение сигнал/шум для высокомощного ультра-узкого импульса или широко «чиркающего» импульса. Порог при этом примерно на 12 дБ выше, чем для двутоновой компрессии в анализаторах Agilent 8560EC. Дисплейный диапазон и диапазон измерений Другой ограничивающий фактор, в случае анализаторов с аналоговой частью ПЧ — это диапазон логарифмического усилителя. Например, в приборах серии ESA-L используется 85-дБ логарифмический усилитель. Поэтому калибровка может быть проведена только для измерений до 85 дБ вниз от опорного уровня. Рисунок 6-8. Дисплейный диапазон и диапазон измерений прибора серии PSA Измерительный диапазон есть отношение наибольшего сигнала к наименьшему сигналу, которые можно измерить в любых обстоятельствах. Верхний предел определяется максимально безопасным входным уровнем, +30 дБм (1 Ватт) для большинства анализаторов. У этих анализаторов есть входные аттенюаторы, которые могут устанавливаться до 60 или 70 дБ, так что мы можем уменьшать сигналы уровня +30 дБм до уровня, существенно более низкого, чем точка компрессии входного смесителя, и качественно измерять их. Измерение мощности в смежных каналах Рисунок 6-9. Измерение мощности в смежном канале при помощи анализатора серии PSA Обратите внимание на различия в амплитудах мощности несущей и смежных каналов. Одновременно может быть измерено до шести каналов с каждой стороны от несущей.
Обычно нас интересует относительное различие между мощностью сигнала в главном канале и мощностью сигнала в смежном или постороннем канале. В зависимости от конкретного стандарта связи, эти измерения часто именуют тестами коэффициента мощности смежного канала или коэффициента утечки смежного канала. Поскольку сигналы с цифровой модуляцией, а также генерируемые ими искажения, по своей природе очень шумоподобны, производственные стандарты обычно определяют еще и полосу канала, по которой интегрируется мощность сигнала. 1 см. Главу 7 Расширение частотного диапазона. 2 Более подробно о том, как построить собственные графики динамического диапазона, см. документ Agilent PSA Performance Spectrum Analyzer Series Product Note, Optimizing Dynamic Range for Distortion Measurements. 3 Многие анализаторы внутренне контролируют комбинированную установку входного аттенюатора и усиления по ПЧ, так что появление на входе смесителя сигнала, равного уровню сжатия, создает отражение от верхней линии масштабной сетки. Поэтому мы не можем нечаянно провести неправильные измерения. * прим. ред. по сигнальному порту смесителя Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
Основы радиолокации — Основные принципы радиолокации
Динамический диапазон приемника
точка
предельной
чувствительности
точка
начала
насыщения
Рисунок 1. Так называемая кривая калибровки приемника: выходной сигнал приемника (по оси Y) как функция от его входного сигнала (по оси Х).
Разница между абсциссой точки, в которой начинается насыщение приемника, и абсциссой точки,
соответствующей чувствительности приемника, есть динамический диапазон приемника в децибелах
(здесь: 118 — 96 = 22 дБ)
точка
предельной
чувствительности
точка
начала
насыщения
Рисунок 1. Так называемая кривая калибровки приемника: выходной сигнал приемника (по оси Y) как функция от его входного сигнала (по оси Х). Разница между абсциссой точки, в которой начинается насыщение приемника, и абсциссой точки, соответствующей чувствительности приемника, есть динамический диапазон приемника в децибелах (здесь: 118 — 96 = 22 дБ).
Динамический диапазон приемника
Соотношение мощностей эхо-сигналов от близко расположенных объектов и эхо-сигналов от объектов,
находящихся на очень больших расстояних от радиолокатора, может достигать 80 дБ.
Обработка сигналов с такой большой разницей в мощности сопряжена со значительными трудностями.
Особенно это относится к радиолокаторам, в которых принятые сигналы при обработке преобразовываются в цифровую форму.
Соотношение между максимальной и минимальной возможными мощностями сигналов, которые могут обрабатываться без перегрузки приемника, обозначают термином «динамический диапазон». Формула для определения этого параметра имеет вид:
D = | Prmax | = значение максимальной мощности сигнала, не приводящее к перегрузке приемника. = значение минимальной мощности сигнала, при которой на выходе приемника сигнал все еще наблюдается. | |
Prmin |
Большинство параметров в
уравнении дальности радиолокации
остаются постоянными в течение периода следования зондирующих сигналов.
Существенно могут изменяться только два параметра:
эффективная поверхность цели σ
и расстояние до цели.
Следовательно, для оценки динамического диапазона можно использовать такие крайние значения мощности эхо-сигнала:
максимальная мощность — от цели с максимальной эффективной поверхностью и находящейся на минимальной дальности;
минимальная мощность — от цели с минимальной эффективной поверхностью и находящейся на максимальной дальности.
При этом под минимальной дальностью понимается
минимальная дальность действия
радиолокатора.
Pr = | Pt λ2 G2 σ | = k · | σ | (2) |
(4π)3 · R4 | R4 |
Объединим относительно постоянные составляющие в постоянный коэффициент k
и выразим через него значения максимальной и минимальной возможных мощностей принимаемого сигнала.
Подставив полученные выражения в формулу для динамического диапазона и сократив одинаковые коэффициенты, получим:
D = | Prmax | = | k · σmax / R4min | = | σmax · R4max | (3) |
Prmin | k · σmin / R4max | σmin · R4min |
Используем полученную формулу для оценки требуемого динамического диапазона приемника конкретного радиолокатора с заданными характеристиками.
В качестве примера рассмотрим радиолокатор управления воздушным движением
ASR-E.
Длительность зондирующего сигнала этого радиолокатора составляет 45 мкс
(сигнал с внутриимпульсной модуляцией для зондирования больших дальностей),
что соответствует минимальной дальности действия 6,75 км.
Максимальная дальность действия для этого же сигнала определена в 60 морских миль, то есть около 110 км.
Приемник должен обеспечивать прием сигналов от целей с эффективной поверхностью от 0,1 м² (сверхлегкий самолет)
до 100 м² (большой транспортный самолет).
При таких условиях рассчитаем требуемый динамический диапазон приемника:
D = | 100 m² · (110 km)4 | = 7 · 107 ≈ 78,5 dB |
0,1 m² · (6,75 km)4 |
Таким образом, требуемый динамический диапазон приемника составляет 78,5 дБ. Это означает, что приемник должен быть способен обрабатывать как наименьшие возможные эхо-сигналы, так и эхо-сигналы, превышающие их по мощности в 70 миллионов раз.
Это не представляется возможным без применения нескольких
специальных схем,
осуществляющих так называемое сжатие динамического диапазона.
Сдедует помнить, что возникающее при этом масштабирование амплитуды принимаемых сигналов должно быть учтено при дальнейшей обработке сигналов!
Что такое динамический диапазон и почему он важен?
Каждое музыкальное произведение имеет определенный динамический диапазон , означающий разницу между самыми громкими и самыми тихими пассажами. Звуковое оборудование также имеет характерный динамический диапазон, хотя в данном случае этот термин описывает границы того, на что способна эта часть оборудования.
В этой статье мы подробно рассмотрим концепцию, а также объясним, почему динамический диапазон так важен для получения удовольствия от прослушивания записанной музыки.
Удары
Динамика — это один из важнейших компонентов — наряду с мелодией, гармонией и ритмом — которые делают музыку приятной и привлекательной для прослушивания. Песня, которая имеет заметные различия в уровне громкости, почти всегда более увлекательна, чем та, которая остается практически неизменной от начала до конца.
Но если песня имеет слишком широкий динамический диапазон, вы не будете четко слышать тихие части, а громкие части будут неприятно громкими. И наоборот, если разница между громким и тихим звуком слишком мала, музыка будет звучать сдавленно и может даже утомлять ваши уши, особенно при прослушивании на высоких уровнях громкости.
Точно так же, как художник или фотограф сопоставляет свет и тень, музыкальный исполнитель, автор песен или продюсер создает аранжировки, которые различаются по громкости и интенсивности для создания драмы. Вариации могут быть тонкими, например, усиление инструментовки во втором куплете, или они могут быть более очевидными, например, секция разбивки (где большинство инструментов исчезает) после громкого припева.
На более детальном уровне динамика является важной частью музыкальной и вокальной техники. Например, когда барабанщик играет на барабане, он не бьет каждый бит с одинаковой громкостью. Если бы они это сделали, это звучало бы как пулемет, а не барабан. Изменения в динамике между каждым ударом — это то, что придает роллу ощущение и музыкальность. Точно так же певцы обычно переходят от более громкого к более тихому от раздела к разделу или даже от слова к слову.
Технические особенности
Динамический диапазон любой записи определяется как отношение самого громкого пика к самому тихому, выраженное в децибелах (дБ). Для контекста слуховая система человека имеет динамический диапазон около 90 дБ; человек со здоровым слухом может воспринимать все, от шепота (примерно 30 дБ) до взлетающего самолета (120 дБ). Обратите внимание, что шкала децибел является логарифмической, а не линейной, поэтому разница между 30 дБ и 120 дБ даже более значительна, чем кажется.
Воспроизводимые носители также имеют динамические диапазоны. Например, динамический диапазон 16-битного / 44,1 кГц компакт-диска составляет более 90 дБ — немного больше, чем диапазон человеческого слуха. 24-битный цифровой звук имеет теоретический динамический диапазон 144 дБ, но ни одна система воспроизведения не может сравниться с ним… да и вам бы этого не хотелось, учитывая, что 120 дБ SPL — это порог боли!
Звуковое оборудование, воспроизводящее музыку, также имеет динамический диапазон. Для такого оборудования, как приемники, громкоговорители и наушники, этот показатель рассчитывается как отношение между самым громким звуком, который может произвести устройство, и самым тихим звуком до того, как шум станет слышимым («минимальный уровень шума»). Чем больше его динамический диапазон, тем больше запас компонент будет иметь. Headroom — это диапазон выше среднего рабочего уровня до искажения.
Абсолютный предел цифрового аудио составляет 0 дБFS (полная шкала децибел). Вы можете думать о 0 dBFS как о непреодолимом потолке; Увеличение громкости сдавливает сигнал, создавая неприятные цифровые искажения, которые вы услышите, когда он будет преобразован обратно в аналоговый для воспроизведения.
Расчет искажений в аналоговом компоненте не так точен. Это потому, что если сигнал перегружает цепь, это не обязательно ухудшает качество звука, как это происходит с цифровым звуком. На самом деле, аналоговый звук часто звучит лучше, когда он слегка перегружен и создает насыщение. В конце концов, если вы продолжите увеличивать громкость, это приведет к достаточному искажению, чтобы ухудшить звук, но где это может быть, зависит от вашего мнения.
Когда дело доходит до характеристик звукового оборудования, динамический диапазон (сокращенно DNR) часто путают с отношением сигнал-шум (SNR). Хотя они похожи, они не рассчитываются одинаково. Как мы уже говорили, DNR измеряет соотношение между самым громким возможным пиком без искажений и самым тихим пиком до того, как будет слышен шум (обычно гул или шипение). Вместо этого SNR вычисляет разницу между стандартным рабочим уровнем устройства и минимальным уровнем шума. С обеими спецификациями, чем выше число, тем лучше.
Динамический диапазон и музыкальный жанр
Вся музыка имеет некоторую степень колебаний уровня, но некоторые жанры имеют более широкий динамический диапазон, чем другие. Записанная поп-музыка, рок, R&B, хип-хоп и кантри обычно имеют относительно скромный динамический диапазон — обычно около 10 дБ, хотя бывают и исключения. Электронная танцевальная музыка (EDM), вероятно, имеет наименьший динамический диапазон — часто около 6 дБ — но компенсирует это, создавая контраст с почти бесконечным набором инструментальных цветов и текстур, поступающих от синтезаторов и сэмплеров.
На другом конце спектра находятся джаз и классическая музыка, у которых могут быть значительные различия между самой тихой и самой громкой частями. В джазе песни в быстром темпе обычно варьируются от громких пассажей, сыгранных на духовых и саксофонных инструментах, до тихих соло на фортепиано и басу. Даже в джазовых балладах динамический диапазон обычно относительно широк. Исследование динамического диапазона в различных музыкальных стилях , проведенное в 2016 году, показало, что динамический диапазон в джазе обычно колеблется от 13 дБ до 23 дБ.
Как группа, классические записи имеют самый широкий динамический диапазон среди всех жанров. То же исследование, упомянутое выше, показало, что записанная классическая музыка обычно имеет динамический диапазон от 20 до 32 дБ. Хотя это может показаться большим, это все же немного меньше, чем у живого выступления симфонического оркестра, которое может достигать 90 дБ.
Независимо от того, какую музыку вы предпочитаете, используйте высококачественные аудиокомпоненты, такие как Yamaha AVENTAGE 9.Ресивер 0044 поможет вам в полной мере ощутить динамический диапазон ваших любимых записей.
Не трогайте этот набор
Звукоинженеры используют сжатие звука для управления динамическим диапазоном в процессе производства музыки. Компрессор уменьшает пики сигнала, тем самым уменьшая динамический диапазон и позволяя включить всю композицию без пиков, вызывающих искажения.
Одной из причин уменьшения динамического диапазона записанной музыки является то, что ее часто слушают в шумной обстановке, например, в машине. Автомобиль на шоссе может иметь уровень шума почти 70 дБА (дБА — это взвешенная шкала, которая учитывает, как люди слышат разные частоты при разной громкости). Если песня слишком сильно меняется от громкой до тихой, вам придется постоянно регулировать громкость автомобильной аудиосистемы. Во время тихих частей вам нужно будет включить его погромче, чтобы услышать его сквозь шум дороги и ветра, но тогда он будет неудобно громким во время более громких частей. Разумное использование сжатия решает проблему.
Громче против Громче
До появления потоковых сервисов для доставки музыки — когда компакт-диск все еще был доминирующим форматом — мир популярной музыки пережил так называемую «войну громкости ». Чтобы их музыка выделялась на радио или в клубной звуковой системе (по сравнению с другими треками, воспроизводимыми до и после), песни были обработаны с большим сжатием, чтобы получить их средний уровень как можно выше.
Непреднамеренным последствием стало то, что динамический диапазон этих записей стал меньше, музыка стала звучать сплющеннее, менее напористо и часто утомительно для ушей. В те дни песни нередко имели динамический диапазон от 4 до 6 дБ. Металлика 2008 9Альбом 0003 Death Magnetic был одним из самых сильно сжатых, а потому противоречивых релизов эпохи «войны за громкость».
На приведенном ниже снимке экрана показаны формы волны (записанные с TIDAL) для « In the Hall of the Mountain King » Эдварда Грига (область слева) и « My Apocalypse » Metallica из Death Magnetic (область справа). Обратите внимание, насколько шире динамический диапазон в «В зале горного короля».
К счастью, потоковые сервисы представили функцию под названием «Нормализация громкости», которая автоматически устанавливает потолок громкости песни; независимо от того, насколько громкой является запись, она будет автоматически отключена, чтобы она не превышала этот потолок. В результате при мастеринге для потоковой передачи инженерам больше не нужно уменьшать динамический диапазон, чтобы сделать песни громче. Это привело к расширению динамического диапазона в популярной музыке, который в настоящее время находится в диапазоне в среднем 10 дБ. Это все еще довольно узко, но ситуация улучшается, и, надеюсь, эпоха уничтожения музыки в основном закончилась.
Нажмите здесь для получения дополнительной информации о ресиверах Yamaha AVENTAGE.
Важность динамического диапазона и отношения сигнал-шум в спектрометрах
Иветт Мэттли
- Производство
- Поглощение
- Спектрометры высокой чувствительности
Критерии эффективности спектрометра могут быть сложными для интерпретации, хотя общий словарь может помочь. В этом техническом совете мы рассмотрим два важных, но часто неправильно понимаемых термина: динамический диапазон и отношение сигнал/шум.
Спектроскопия — это сложный метод, требующий учета множества вариаций и нюансов, часто обрамленный терминологией, незнакомой пользователям или интерпретируемой по-разному. В связи с этим мы предлагаем некоторые практические определения динамического диапазона и отношения сигнал-шум (SNR), которые являются критериями, обычно упоминаемыми в качестве общих показателей производительности спектрометра.
Динамический диапазон
В спектроскопии динамический диапазон представляет собой отношение между максимальной и минимальной интенсивностью сигнала, которое может обнаружить спектрометр. Более конкретно, динамический диапазон представляет собой максимальный обнаруживаемый сигнал (т. е. близкий к насыщению), деленный на минимальный обнаруживаемый сигнал. Минимальный обнаруживаемый сигнал определяется как сигнал со средним значением, равным базовому шуму.
Для наших спектрометров Ocean Insight сообщает о динамическом диапазоне с точки зрения одного сбора данных, который определяется как кратчайшее время интегрирования, обеспечивающее максимально возможный динамический диапазон. Спецификация динамического диапазона системы в целом определяется как произведение отношения максимального и минимального сигнала при наибольшем времени интегрирования и отношения максимального и минимального времени интегрирования.
С практической точки зрения, пользователи могут воспользоваться преимуществами полного динамического диапазона нашего спектрометра, установив время интегрирования для своих эталонных измерений таким образом, чтобы пики спектра находились на уровне от 80% до 90% полной шкалы отсчетов.
Отношение сигнал-шум (SNR)
Отношение сигнал-шум (SNR) определяется как интенсивность сигнала, деленная на интенсивность шума при определенном уровне сигнала, что означает, что оно может варьироваться от измерения к измерению. Поскольку системный шум обычно увеличивается в зависимости от сигнала из-за фотонного шума, функция SNR представляет собой график зависимости отдельных значений SNR от сигнала, при котором они были получены. Значение SNR спектрометра, сообщаемое Ocean Insight, является максимально возможным значением SNR (полученным при насыщении детектора). Предполагается, что кривая отклика SNR для каждого пикселя одинакова.
Измерение отношения сигнал-шум выполняется следующим образом: широкополосный источник света выбирается таким образом, чтобы спектральный пик почти насыщался при наименьшем времени интегрирования или при времени интегрирования значительно ниже предела теплового шума (спектр также должен иметь область низких или низких частот). почти нулевой счет). Чтобы рассчитать SNR, сделайте 100 сканирований без света и рассчитайте среднее значение счета базовой линии для каждого пикселя, затем сделайте 100 сканирований со светом и рассчитайте среднее значение и стандартное отклонение выходного количества каждого пикселя. Тогда ОСШ определяется следующим уравнением:
SNR ρ = (S – D)/σ ρ
где,
SNR = отношение сигнал/шум
S = средняя интенсивность образцов (со светом)
2 темнота (без света)
σ = стандартное отклонение образцов (со светом)
ρ = номер пикселя
Чтобы получить полный график SNR в зависимости от сигнала, нанесите расчетные значения SNR ρ (шум) в зависимости от S ρ – D ρ (сигнал). Это будет охватывать широкий диапазон количества пиков (от темных до почти насыщенных). Поскольку все пиксели имеют одинаковую кривую отклика, данные для графика отношения сигнал-шум к сигналу могут быть получены из всех разных пикселей. Поскольку фотонный шум вносит наибольший вклад в шум при больших значениях сигнала, идеальный график должен иметь форму, аппроксимирующую y = √x.
SNR можно улучшить, используя различные типы усреднения сигнала. Для усреднения по времени SNR будет увеличиваться на квадратный корень из числа использованных спектральных сканирований. Например, отношение сигнал-шум 300:1 станет 3000:1 при усреднении 100 сканирований. Для пространственного усреднения (коробка) SNR будет увеличиваться на квадратный корень из числа усредняемых пикселей.
Несколько других способов улучшить SNR
- Увеличение мощности источника света.
- Используйте волокно большого диаметра для передачи света на образец, чтобы захватить больше света от источника.
- Увеличьте время интегрирования детектора.
- Ограничьте спектр входящей лампы только интересующим диапазоном длин волн, используя полный динамический диапазон детектора в той области, где это наиболее важно. Это особенно верно для краев спектра, которые часто страдают от более низкой интенсивности.
Хотя эти методы полезны для получения точных данных, они могут запутать при сравнении различных спектрометров. Например, Ocean Insight сообщает о своих значениях SNR без применения усреднения сигнала. Многие наши конкуренты используют усреднение сигнала для искусственного завышения значений отношения сигнал-шум на спектрометрах более низкого качества.
Понимание таких терминов, как динамический диапазон и отношение сигнал-шум, является лишь небольшой частью знакомства со всеми параметрами характеристик спектрометра и пониманием того, что характеристики спектрометра часто являются лишь отправной точкой при оценке ожидаемых характеристик системы.
Обзор спектрометров по динамическому диапазону и отношению сигнал/шум
Вот обзор спектрометров Ocean Insight по типу детектора, динамическому диапазону и ОСШ. Хотя эти критерии могут дать некоторое представление о пригодности конкретной модели спектрометра для применения, существует множество других факторов, влияющих на выбор спектрометра. Наши инженеры по применению могут дать рекомендации.
Связаться с инженером по применению
Спектрометр | Тип | Детектор | Динамический диапазон | СНР | Пример Применение |
Пламя | Общего назначения | Линейная ПЗС-матрица (два варианта) | 1300:1 |
250:1 (модель S) 300:1 (модель T) |
Основные лабораторные измерения |
Морской HDX | Высокая чувствительность | ПЗС-датчик изображения с утонением сзади | 12000:1 | 400:1 |
Анализ плазмы Применение при слабом освещении Абсорбция жидкостей с высокой ОП |
QE Pro | Высокая чувствительность | ПЗС-матрица с обратным утонением и охлаждением TE | 85000:1 | 1000:1 |
Применение при слабом освещении, в том числе: Флуоресценция Анализ ДНК Раман |
Maya2000 Pro | Высокая чувствительность | ПЗС-датчик изображения с утонением сзади | 15000:1 | 450:1 |
Флуоресценция при слабом освещении и Рамановская Анализ растворов, твердых веществ и газов |
СТС | Микроспектрометры | КМОП | 4600:1 | 1500:1 |
Абсорбция низкой концентрации Высокоинтенсивный лазерный анализ Интеграция в другие устройства |
НИРКвест+ | БИК (900-2500 нм) | Линейная матрица InGaAs (несколько вариантов) | 15000:1 (версия 900–1700 нм) | 13000:1 (версия 900–1700 нм) |
Датчик влажности Анализ углеводородов Идентификация полимера |
Пламя-NIR+ | БИК (900-1700 нм) | Неохлаждаемая линейная матрица InGaAs | 6000:1 | 6000:1 |
Анализ состава пищевых продуктов Переработка пластмасс Фармацевтический контроль качества |
Океан FX | Высокая скорость | КМОП | 5000:1 | 290:1 |
Мерцание в освещении Высокоскоростные процессы |
HR | Высокое разрешение | Линейная ПЗС-матрица | 2000:1 | 250:1 |
Лазерная характеристика Анализ линии выбросов |
Вас может заинтересовать.

Предварительно настроенная серия QE Pro
Доступны опции
Спектрометры высокой чувствительности
Цена от 13 361,00 €
Предварительно сконфигурированный спектрометр Ocean FX VIS-NIR
Доступны опции
Предварительно сконфигурированный спектрометр Ocean FX VIS-NIR (350–1000 нм)
Цены от 4 246,00 €
Подпишитесь на наш блог
Получайте обновления от нашей команды, когда мы делимся примечаниями по применению, обзорами клиентов, образовательными инструментами, инструкциями по спектроскопии и многим другим.
Зарегистрироваться сейчас
Понимание динамического диапазона | Микроволны и РЧ
Скачать эту статью в формате .![]() Этот тип файла включает в себя графику и схемы высокого разрешения, если это применимо. |
Динамический диапазон является ключевым параметром электронных систем, но его часто трудно сравнивать на уровне компонентов при разработке системы с оптимальными характеристиками. это спецификация, которая часто определяется на верхнем пределе концептуальным параметром, известным как точка пересечения третьего порядка (TOi). Чтобы полностью понять пределы динамического диапазона приемника или радиочастотных/микроволновых компонентов, образующих систему, может быть полезно понять различные элементы, составляющие динамический диапазон.
Обычно выражается в децибелах (дБ). Динамический диапазон представляет собой отношение самого высокого уровня сигнала, который цепь, компонент или система может выдержать, в дБ относительно 1 мВт мощности (дБм) к самому низкому уровню сигнала, который он может выдержать (в дБм). Для определения сигнала самого высокого уровня можно использовать несколько параметров, таких как точка сжатия 1 дБ, а также точка TOi. Например, точка компрессии 1 дБ для усилителя — это место, где линейность компонента начинает ухудшаться. В линейных условиях увеличение входной мощности на 1 дБ приведет к увеличению выходной мощности на 1 дБ. Когда увеличение на выходе на 1 дБ меньше, чем увеличение на входе, говорят, что это точка сжатия усилителя на 1 дБ.
Точно так же микшеры обычно характеризуются динамическим диапазоном, который имеет точку сжатия 1 дБ на одном конце и коэффициент шума микшера на другом конце. Для пассивных микшеров тепловой шум или коэффициент шума примерно одинаковы, поэтому динамический диапазон микшера обычно определяется точкой сжатия 1 дБ. выше этого уровня микшер имеет тенденцию генерировать неприемлемые уровни интермодуляционных искажений, которые могут скрывать сигналы низкого уровня.
Общее эмпирическое правило для пассивных ВЧ смесителей заключается в том, что точка сжатия 1 дБ возникает при амплитуде, которая примерно на 5–10 дБ меньше мощности гетеродина, подаваемой на смеситель. многие поставщики пассивных ВЧ-смесителей маркируют свою продукцию различными рабочими уровнями, такими как смесители низкого, среднего или высокого уровня, в зависимости от мощности гетеродина, необходимой для работы. Определения того, что такое микшер низкого или высокого уровня, могут варьироваться в зависимости от отрасли, но обычно для определения микшера низкого уровня используется уровень гетеродина около +7 дБм, в то время как уровни гетеродина +10 и +14 дБм обычно используются. используется для микшеров среднего и высокого уровня соответственно.
Например, известный поставщик смесителей Mini-Circuits предлагает смесители с уровнями гетеродина в диапазоне от +3 дБм до +17 дБм. в целом, следуя эмпирическому правилу, приведенному выше, микшеры с более высоким уровнем возбуждения гетеродина будут давать более высокую точку компрессии на 1 дБ и, таким образом, более высокий динамический диапазон приемника.
Когда смесители сравниваются по точке пересечения, важно стандартизировать точки пересечения на входе или выходе для сравнения. в любом случае высокая точка пересечения означает микшер, который будет обеспечивать высокий динамический диапазон, поскольку он может обрабатывать более высокие уровни сигнала, прежде чем возникнут интермодуляционные искажения, которые затемняют полезный сигнал.
Там, где сжатие 1 дБ является фактической рабочей точкой, TOi приемника, микшера или усилителя является математическим понятием. он связывает нелинейные произведения нелинейного члена третьего порядка разложения в ряд Тейлора с линейным выходным сигналом компонента, такого как смеситель или усилитель. в некоторых случаях линейность компонента также может быть определена его точкой пересечения второго порядка, в которой используются члены второго порядка разложения в ряд Тейлора, хотя TOi является гораздо более полезным параметром, поскольку он относится к уровням сигнала блокиратора или глушителя. которые падают близко к интересующему нас фундаментальному сигналу. Поскольку он близок к полезному сигналу, его трудно или невозможно удалить фильтрацией без ослабления полезного сигнала.
Точки пересечения могут быть определены как функция гармоник с использованием однотональных тестовых сигналов ( рис. 1 ) или интермодуляционных составляющих с использованием двухтональных тестовых сигналов. Уровни гармоник измеряются в дБн, или в децибелах уровень гармоник ниже полезного несущего сигнала, в то время как интермодуляционные искажения обычно даются в единицах дБ относительно 1 мВт мощности или дБм. Важно отметить, что два типа точек пересечения будут различаться по уровню, поэтому при сравнении динамических диапазонов различных компонентов, устройств или систем можно использовать только сходные типы точек пересечения.
В приемнике динамический диапазон простирается от его точки TOI на конце высокого уровня до чувствительности на конце низкого уровня. TOI является результатом эффектов насыщения и искажения сигнала, в то время как на чувствительность влияют тепловые шумы рабочей среды и коэффициент шума приемника, уровни паразитных сигналов, гармоники и фазовый шум. Динамический диапазон приемника сильно зависит от микшеров и усилителей в системе, но также может быть ограничен как активными, так и пассивными фильтрами в сигнальной цепи.
Схема автоматической регулировки усиления (АРУ) на входе приемника может помочь избежать насыщения сигнала и генерации паразитных сигналов. В испытательном оборудовании, похожем на измерительный приемник с экраном дисплея, таком как анализатор спектра, отображаемый средний уровень шума (DANL) обычно используется для обозначения нижней границы динамического диапазона.
Чувствительность иногда может ввести в заблуждение. Чувствительность приемника может пострадать, например, при наличии сильных сигналов. При сравнении приемников приемники с повышенной чувствительностью могут хуже справляться с сигналами низкого уровня, чем менее чувствительные приемники, когда находятся вблизи сигналов высокого уровня. Как правило, при сравнении необходимо учитывать динамический диапазон, поскольку приемник с плохой чувствительностью, но отличным динамическим диапазоном может обрабатывать сигналы низкого уровня без ухудшения интермодуляционных искажений лучше, чем приемник с высокой чувствительностью, но худшими характеристиками динамического диапазона.