Движение в композиции: Уроки композиции. Статика и динамика.

Содержание

Уроки композиции. Статика и динамика.

Продолжение.
Начало по порядку читать и смотреть тут:
1 тема: Равновесие
2 тема: Контраст
3 тема: Нюанс    
4 тема: Ритм.

      Статика и динамика.
      Сначала несколько слов о статике. Статика — это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
      Движение или динамика.
      Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
      И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, «движение» в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
      Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

      Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.

Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).

Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.

      Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа — как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.

Рис. 2.

      Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции). 

Рис. 3.

    Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой 

     Движение в пейзаже.
      Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
      Движение в натюрморте.
      Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
      Движение в сюжетной композиции.
      Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.
      
      Задание.

      Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
      1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
      2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
      3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
      4). Закомпоновать две — три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

      Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это — использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
      *Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания 🙂

Основы композиции. Статика и динамика в композиции

Урок 1. С построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

 

 

Основы композиции.

Статика и динамика в композиции.

Вначале небольшое вступление 

Что же такое композиция ? 
Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. 
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое — завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.

Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила: 
передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра. 

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.


К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а 
сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

СТАТИКА

Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. 
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. 
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности ))
Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

Поэтому и мы возьмем их за основу. 
Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, — конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.
Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:

Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:

Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.
Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света. 

Использую комбинированное освещение — сочетание направленного и рассеянного света:
неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика.
После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата.
Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:

Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

ДИНАМИКА

Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!

Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах — контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.

Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету.
Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:

Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.
Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить

Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.

Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету. 
Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:

Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.
Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона. 

Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))
Если возникнут какие то вопросы, которые я здесь не рассмотрела или упустила, обязательно задавайте!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Теперь переходим к заключительной части нашего урока – к домашнему заданию.
Оно будет предельно простое.
Вам нужно будет самостоятельно составить две композиции на статику и динамику, руководствуясь правилами описанными в этом уроке.

Для начала выберите предметы которые больше всего подходят на ваш взгляд для задуманной композиции, затем обязательно составьте схему ! (обычную и тонально-цветовую) А потом уже преступайте к постановке предметов по схеме и непосредственно уже к самой съемке.
За основу нужно взять наши три фигурки: 

Если вы хотите усложнить себе задание, постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике. 

СОВЕТ! 
Для большей выразительности лучше 
все три предмета брать разными по размеру — большой, средний и маленький, вспомогательный.
А также разными по тону – самый светлый, средний и темный.

Итак, в качестве домашнего задания нужно предоставить 
две работы: на статику и динамику, а также две схемы к ним! 

Так что используя полученные знания и вашу фантазию, создавайте новые шедевры!
Творческих вам успехов!

< Предыдущая   Следующая >

ДВИЖЕНИЕ в композиции — Студопедия

ДВИЖЕНИЕ — ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЙ. Движение — это способ существования. Способ жизни всего и вся. Покой — это исчезновение даже при факте наличия формы (и разжевывать не надо). Статика (стать) — это движение, осуществляемое особым способом.

Призовем на помощь теорию относительности — по своей сути являющуюся теорией «движения», изменения состояний. Само по себе движение может осуществляться несколькими способами — «ДВИЖЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ», «ДВИЖЕНИЕ В НЕДВИЖЕНИИ (перемещение)», «НЕДВИЖЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ» (статика), НЕДВИЖЕНИЕ В НЕДВИЖЕНИИ (покой, исчезновение, пауза). Паузы в музыке — тоже музыка. Паузы в тексте (пробелы) — тоже часть текста. Откройте любую книгу и убедитесь визуально. К тому же эти пробелы делают сплошной поток информации более «читабельным», преобразуя монотонность потока информации в ритмичные импульсы, приемлимые для усвоения.

Итак, есть среда (формат), и это уже что-то, потому как уже есть объект для созерцания, познавания, осознания и отражения (см. 1 часть). Любым ДВИЖЕНИЕМ в среде является ИЗМЕНЕНИЕ ее состояния (ВОЗМУЩЕНИЕ, проявление Активности тем или иным способом).

И, разумеется, на это должна быть ПРИЧИНА (потому как есть СЛЕДСТВИЕ, след изменения среды). Мы можем видеть рябь на воде (причина — ветер), круги (упавший в воду камень). Даже колебания в принципе невидимого нами воздуха мы видим по визуальному искажению зданий (восходящие потоки) и реальному движению листьев деревьев этой средой. Мы же понимаем, что искривляются не здания, что это иллюзия, вызванная реальным движением воздушной среды. И мы опосредованно можем наблюдать ДВИЖЕНИЕ воздушной массы, ее УСТРЕМЛЕНИЕ в том или ином направлении или виде.


И по видимому нами следствию мы можем (при внимательном созерцании явления и здравом рассуждении) определить саму причину и присущие ей свойства. И чем больше различных следствий одной причины мы сможем узреть и осознать — тем точнее можем осознать причину. И при желании можно даже сформулировать это как ДВИЖЕНИЕ — ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЖДУ ПРИЧИНОЙ И СЛЕДСТВИЕМ. Что и есть ДЕЙСТВИЕ.

Динамика и статика в композиции: определение, примеры

Визуальное искусство строится на понятии «композиция». Она обеспечивает осмысленность и целостность произведения. Решая художественную задачу, творец подбирает выразительные средства, продумывает форму воплощения идеи и выстраивает композицию. Для представления замысла художнику необходимы разнообразные средства, одними из которых являются динамика и статика в композиции. Расскажем о специфике статической и динамической композиции.

динамика и статика в композиции

Понятие композиции

В искусстве композиция является ведущей характеристикой художественной формы. Она обеспечивает единство и взаимосвязь всех элементов и частей произведения. В понятие «композиция» исследователи вкладывают такие значения, как умелое сочетание выразительных средств, воплощение замысла автора в материале, и развитие темы в пространстве и времени. Именно при ее помощи автор преподносит главное и второстепенное, оформляет смысловой и изобразительный центры. Она присутствует в любом виде искусства, но динамика и статика в композиции наиболее ощутимы и значимы в изобразительном искусстве. Композиция – это своего рода инструмент, упорядочивающий все экспрессивные средства, и позволяющий художнику достигать наивысшей выразительности формы. В композиции соединяются форма и содержание, они объединяются эстетической идеей и художественным замыслом автора.

законы композиции

Принципы композиции

Несмотря на то, что главным объединяющим началом композиции является уникальная идея художника, существуют единые закономерности построения композиционной формы. Основные принципы или законы композиции сложились в художественной практике, они не были искусственно придуманы, а родились в ходе многовекового творческого процесса множества художников. Цельность – первый и важнейший закон композиции. Согласно ему, произведение должно иметь тщательно выверенную форму, в которой ничего нельзя убавить или добавить, не нарушив замысла.

Примат идеи над формой – еще один закон композиции. Все средства всегда подчинены идее художника, сначала рождается замысел, а только потом появляется материальное воплощение в цвете, фактуре, звуке и т. д. Любая композиция строится на основе контрастов, и это еще один закон. Противоположность цветов, размеров, фактур позволяет привлечь внимание зрителя к определенным элементам формы, выделить композиционный центр и придать идее особую выразительность. Еще один непреложный закон создания композиции – это новизна. Каждое художественное произведение – это уникальный авторский взгляд на явление или ситуацию. Именно в нахождении нового ракурса и новых средств воплощения идеи, возможно вечной и привычной, и кроется главная ценность творения.

движение статика ритм в композиции

Средства композиции

Каждый вид искусства наработал собственный ассортимент выразительных композиционных средств. В изобразительном искусстве к таковым относятся линии, штрихи, цвет, светотень, пропорции и золотое сечение, форма. Но есть и более общие средства, характерные для многих художественных форм. К ним относятся ритм, симметрия и асимметрия, выделение композиционного центра. Динамика и статика в композиции являются универсальными средствами выражения эстетической идеи. Они тесно связаны с существованием композиции в пространстве и времени. Уникальное соотношение разных средств позволяют художникам создавать индивидуальные и оригинальные произведения. Именно в аранжировке данного выразительного арсенала и проявляется авторский стиль творца.

статика и динамика в композиции простые фигуры

Виды композиции

Несмотря на всю индивидуальность художественных произведений, существует достаточно ограниченный перечень композиционных форм. Существует несколько классификаций, которые по разным основаниям выделяют виды композиций. По особенностям представления объекта выделяют фронтальный, объемный и глубинно-пространственный типы. Они различаются по распределению объектов в пространстве. Так, фронтальная представляет только одну плоскость объекта, объемная – несколько, глубинно-пространственная – показывает несколько перспективных планов и размещение предметов в трех измерениях.

Также существует традиция выделять замкнутую и открытую композиции, в которых автор распределяет предметы либо относительно центра, либо по отношению к внешнему контуру. Исследователи делят композиционные формы на симметричные и асимметричные, по доминирующему расположению объектов в пространстве с определенным ритмом. Кроме того, динамика и статика в композиции также являются основанием для выделения типов формы произведения. Они различаются по наличию или отсутствию движения в произведении.

статика и динамика в композиции примеры

Статическая композиция

Стабильность и статика имеют особые ассоциации у человека. Весь мир вокруг стремится к движению и поэтому что-то постоянное, неизменное, неподвижное воспринимается как некая ценность. Рассматривая законы композиции, исследователи обнаружили, что статика присутствует практически во всех видах искусства. Художники с древности видели особое искусство и сложную задачу в том, чтобы уловить красоту какого-то предмета или объекта. Статичные композиции воспринимаются как эмоции покоя, гармонии, равновесия. Поиск такого баланса – настоящий вызов художнику. Для решения этой задачи художник использует разнообразные средства.

динамика и статика в композиции определение

Статические средства композиции

И статика, и динамика в композиции, простые фигуры в которых являются основным выразительным средством, используют разный набор форм. Статику превосходно передают такие геометрические фигуры как прямоугольник и квадрат. Для статических композиций характерно отсутствие ярких контрастов, цвета и фактуры применяются близкие друг к другу. Предметы в композициях не сильно отличаются по размеру. Такие композиции строятся на нюансах, игре оттенков.

Динамическая композиция

Динамика и статика в композиции, определение которых мы представляем, решаются при помощи традиционных выразительных средств: линий, цветов, размерности. Динамика в искусстве – это стремление отразить быстротечность жизни. Как и статика, передача движения является серьезной художественной задачей. Так как оно имеет многообразные характеристики, то у этой задачи, в отличие от статики, существует гораздо больше решений. Динамика вызывает разнообразную гамму эмоций, она связана с движением мысли и сопереживанием.

динамика и статика в композиции определение

Средства создания динамики

Для передачи ощущения движения используется большая гамма выразительных средств. Это вертикальные и волнистые линии, распределение предметов в пространстве, контраст. Но главным средством является ритм, т. е. чередование предметов с определенным интервалом. Движение, статика, ритм в композиции всегда взаимосвязаны. В каждом произведении можно обнаружить элементы каждого из этих начал. Но для динамики ритм является основополагающим принципом.

Примеры статики и динамики в композиции

Любой вид искусства может предоставить образцы статичных и динамичных композиций. Но в изобразительном искусстве их обнаружить гораздо легче, так как эти принципы являются базовыми для визуальной формы. Статика и динамика в композиции, примеры которых мы хотим представить, всегда использовались художниками. Образцами статичных композиций являются натюрморты, которые изначально строились именно как пойманный момент остановки движения. Также статичны многие классические портреты, например, Тропинина, Боровиковского. Воплощением статики является картина К. Малевича «Черный квадрат». Динамичными композициями являются многие жанровые, пейзажные и батальные произведения. Например, «Тройка» В. Перова, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Танец» А. Матисса.

Композиция в живописи. Движение и равновесие

30 марта 2018

Основы рисования

В картине все должно быть уравновешенным, даже в том случае, когда передается движение. Художники достигают этого в своей работе путем чувства координат, вертикальной и горизонтальной осей равновесия, учитывая и правильно распределяя нагрузки справа и слева, вверху и внизу. Практически большее значение имеет вертикальная ось равновесия, которая проходит через центр полотна. С учетом ее и делается нагрузка пластических объемов, красок, отыскивается главный узел действия или, если это портрет, то изображаемое лицо. Дело это совсем не простое и требует много чуткости, тонкости и мастерства. Надо принимать во внимание, что иногда маленькое темное пятнышко может уравновесить большое серое пятно. Пятно яркого цвета в одной части требует отзвука в другой части, подобно тому как звук вызывает эхо, иначе оно будет одиноким, чужим, случайным.

Об этом можно много говорить, но лучше проследить по картинам выдающихся мастеров, как и в каких случаях художники применяли те или иные приемы в построении колорита.

Мы уже говорили о портрете инфанты Маргариты работы Веласкеса, где повторяющиеся удары красного цвета играют большую роль в выявлении главного содержания произведения.

В широко известной картине Делакруа «Свобода, ведущая народ» красный и синий цвета на знамени повторяются в других частях картины, причем самые сильные цветовые акценты подчеркивают композиционный центр картины, выделяя главную фигуру — фигуру Свободы.

Не следует забывать, что природа, тяготея к симметрии, в то же время не терпит полной, абсолютной симметрии. Если всмотреться в лица людей, то можно увидеть, что полностью симметричное лицо найти трудно. Лицо, изображаемое на портрете с соблюдением точной симметрии, смотрится неживым. То же самое и в природе. Природа любит симметрию, но еще более любит ее нарушать, внося бесконечное разнообразие во все. Левый глаз человека не копия правого глаза, а его вариант. То же можно сказать обо всем теле человека и его частях. Поэтому уравновешивание компонентов картины совсем не означает стремления к абсолютной геометрической симметричности. Это противоречило бы самой сущности изобразительного искусства и было бы примитивно.

Наоборот, нужно избегать сухой симметричности, стремиться к безыскусственности, разнообразию, таким же, как в природе. Общий вид картины, построение, композиционная схема должны отвечать ее смыслу, ее идее и своими ритмами подчеркивать, вызывать определенные настроения, ассоциации. Например, картина итальянского художника Ренессанса Альбертинелли «Встреча Марии и Елизаветы».

Встреча Марии и Елизаветы. Мариотто Альбертинелли, 1503. МаслоВстреча Марии и Елизаветы. Мариотто Альбертинелли, 1503. Масло

В ней линия арки своей замкнутостью усиливает, подчеркивает идею встречи и взаимного согласия двух склонившихся друг к другу женских фигур.

Делакруа говорил, что своего любимца, венецианского художника Паоло Веронезе, он представляет себе двояко: суровым и озабоченным, когда он замышляет свои полотна, веселым и шутливым, когда он их выполняет с удивительной легкостью и непринужденностью. В самом деле, глядя на картины Веронезе, невольно думаешь, что этому великому мастеру ничего не стоило писать головы, руки, драпировки. А вот общий замысел картины, ее композиция, оказывается, даже для этого волшебника кисти были очень тяжелым трудом.

Венера и Марс, связанные Амуром. Паоло Веронезе, ок. 1570. Холст, маслоВенера и Марс, связанные Амуром. Паоло Веронезе, ок. 1570. Холст, масло

В создании сюжетной картины при работе над предварительным эскизом важнейшее место занимает решение самого сюжета. По существу, художнику надо решить задачу мизансцены, которая отличается от театрального действия только тем, что персонажи в картине немы, а действие дается в один из кульминационных моментов.

Само собой понятно, что это отличие делает работу художника еще более трудной, чем работу режиссера. Однако хорошему художнику все же удается создать впечатление движения и жизни, а сюжет раскрыть для зрителей полностью, сделать его понятным с первого взгляда. Недаром К. С. Станиславский мечтал о том, чтобы каждая мизансцена в театре напоминала картину художника.

Всем известная картина Федотова «Сватовство майора» поражает тем, как удалось художнику добиться внутренней жизни во всем. В этом и заключается особенность изобразительного искусства — давать картине жизнь во времени.

Сватовство майора. П. Федотов, 1848. МаслоСватовство майора. П. Федотов, 1848. Масло

Все прекрасно знают, что «Запорожцы» Репина написаны маслом на холсте и неподвижны. По существу же они, как вы сами можете убедиться, наполнены жизнью и движением.

Вот это замечательное свойство живописи — давать на холсте жизнь во времени — предоставляет художнику такие возможности, требуя от него в свою очередь большой чуткости и тонкости в творческих поисках.

В картине Домье «Беженцы» главный мотив — это стремительное движение словно гонимых судьбой людей, вынужденных покинуть родину.

Беженцы. О. Домье, 1850. МаслоБеженцы. О. Домье, 1850. Масло

Чтобы сделать более ощутимым горестное бегство, художник ограничился суммарной характеристикой фигур, они выделяются силуэтами на хмуром сером небе, проходят мимо нас, мы не успеваем разглядеть их лиц.

Наоборот, в картине Мантенья «Принесение во храм» представлен неторопливый торжественный обряд в величественном древнем храме.

Принесение во храм. А. Мантенья, ок. 1460Принесение во храм. А. Мантенья, ок. 1460

Действие как бы остановилось, фигуры прекрасны, как изваянные из камня статуи. Композиция строго уравновешена. Огромная величественная колонна, похожая на ствол столетнего дерева, приходится строго на центр картины, она сдерживает движение фигур. Художник тщательно передал, отчеканил и отчетливо вылепил формы, складки похожи на разводы орнамента. В целом впечатление от картины спокойное, величавое, уравновешенное.

В каждой картине помимо движения и покоя фигур может быть еще движение и покой в самих живописных формах. Симметрия дает впечатление покоя, ее нарушение вносит в картину движение, даже когда фигуры стоят на месте. Было замечено, что преобладание горизонталей придает картине покой, наличие вертикалей вносит в нее напряженность, диагонали, которые особенно любили мастера барокко, поддерживают движение. Язык композиционных форм в картинах больших мастеров сливается в одно целое с чисто изобразительными мотивами.

В акварели А. Иванова «Жених, выбирающий серьги для невесты» метко и тонко охарактеризован каждый из четырех персонажей.

Принесение во храм. А. Мантенья, ок. 1460Жених, выбирающий серьги для невесты. А. Иванов, 1838. Акварель

Это придает сцене живой, подвижной характер. За ними уходит вдаль узкая уличка. Но персонажи Иванова, выстроенные в ряд, образуют симметрическую группу, и это придает композиции уравновешенный характер.

Можно было бы привести еще много примеров режиссерского мастерства художников, но здесь главное запомнить следующее: в поисках правильного решения сюжета, в процессе эскизирования чрезвычайно важна трезвая и честная оценка хорошего и плохого, выгодного и неудачного. Следует неустанно искать, менять все — персонажей, их места, обстановку, время дня, освещение, колорит. А затем выбрать наиболее выгодное, простое и идущее к делу, наиболее ярко работающее на выражение идеи, сюжета.

Всего этого можно достичь трудом, упражнениями, беря вначале несложные сцены из жизни и всячески варьируя их, отыскивая наилучшее.

Самое важное, самое ценное в художнике — это творческое начало, умение увидеть, глубоко понять, почувствовать жизненные явления, осмыслить их и по-своему проникновенно показать, взволновать людей, сделать их духовно богаче. Художник видит зорче, а потому и больше замечает, глубже вникает (хотя бы по роду своей профессии) в жизненные явления, чем иные люди. Художник быстрее замечает черты нового в жизни, сильнее чувствует красоту и своим творчеством помогает людям видеть мир ярче, шире, глубже.

Ясно поэтому, что художнику мало быть профессионально грамотным, ему нужно уметь творчески воспринимать жизнь, много знать, много видеть, много понимать. Все это сказано для того, чтобы стали ясны вся неповторимая ценность подлинного художника, его творческий труд, наполненный взлетами и падениями, путь к высокому совершенствованию. Научить ремеслу и профессиональной грамотности можно, но воспитать творческое начало художник должен в себе сам.

Передача движения в композиции секреты профессионалов

Как происходит передача движения в композиции? Какие способы и средства необходимо использовать, чтобы выявить движение на снимке?

Ранее мы рассматривали композиции динамичных снимков, в которых в основном преобладали линейные элементы. Наряду с этими элементами тон также принимает участие в передаче движения в композиции, но несколько в меньшей степени. Тем не менее, сбрасывать со счетов его рано.

Тональные элементы в передаче движения

Рассмотрим случаи, когда тональные элементы способствуют передаче движения в композиции снимка.

Самый распространенный в фотографии прием передачи движения в композиции снимка – смазывание контуров движущихся объектов. Такой эффект достигается путем установки слишком большой выдержки для данной скорости движения.

Размытость линейного рисунка позволяет зрителю воспринять движение на снимке. Пример снимка, прекрасно иллюстрирующего этот прием, приведен ниже.

передача движения в композиции

Съемка движущихся объектов в проводку

Фотограф выбрал большую выдержку. Во время съемки камера двигалась в том же направалении, что и автомобиль, но с несколько меньшей скоростью. В результате контуры автомобиля и фон получились смазанными. Но при этом мы ощущаем движение автомобиля: смазанность линий, отсутствие четкой прорисовки деталей в рисунке, обобщение тональных пятен помогло фотографу с довольно хорошо передать динамику на снимке.

От легкого размытия контуров в ряде случаев отказываться не стоит, иначе может возникнуть ситуация, когда быстро едущий автомобиль, снятый при малой выдержке, выйдет застывшим на месте – все детали будут отлично проработаны. Легкая смазанность контуров снимаемого объекта придает выразительность спортивным снимкам, снимкам танцев и т. д.

Есть еще один прием, которым довольно часто пользуются фотографы: съемка «в проводку». Суть приема заключается в следующем: в момент съемки объектив фотоаппарата следует за движущимся объектом. В этом случае движущийся объект получается резким, а фон – смазанным.

передача движения в композиции

Так как смысловым и главным центром таких снимков является движущийся объект, который при данном методе съемки не теряет резкость, и получается довольно хорошая передача движения в композиции снимка.

Динамичность кадру придает также распределение тонов, при котором взгляд зрителя переходит от более темного тона к более светлому или от более светлого к более темному тону на снимке.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

С этой статьей так же читают:

Уроки композиции. Композиционный центр. — fontanka167 — LiveJournal

Продолжение.
1 тема: Равновесие
2 тема: Контраст
3 тема: Нюанс    
4 тема: Ритм.
5 тема: Движение

      Композиционный центр.
      Все знают, что в живописи или графике существует несколько видов жанров: натюрморт, пейзаж, портрет жанровая композиция и отдельно есть еще анималистика (изображение животных). Понятие композиционного центра (центра композиции или сюжетно-композиционного центра) лучше всего рассматривать в жанровой композиции. Жанровая композиция – это композиция (картина) в которой присутствуют фигуры людей в пейзаже или интерьере. Все фигуры объединены какой-то общей темой, есть некий рассказ, о каком- то событии или истории и т.п.. Довольно часто это просто бытовые сцены из жизни людей. В таких композициях обязательно должен существовать композиционный центр. Это как-бы главное место в картине (композиции). В этом месте располагаются главные герои или главные предметы (фигуры). При этом, все элементы композиции должны быть подчинены этому главному. Все линии, пятна, фигуры – все должно подводить зрителя к этой главной «точке».
      
      Обычно такой композиционный центр находится близко от геометрического центра (но не точно в нем). Правее или левее чуть выше или ниже. Иногда в сложных, многофигурных композициях центр может быть несколько. Т.е. в композиционном центре располагается самое главное: главные герои (персонажи – фигуры, предметы).
Композиционный центр может быть и в пейзаже. Обычно это какой-то элемент, который чем-то привлек художника (дом, какое-то другое строение, дерево и .п.). Точно так же композиционный центр бывает и в натюрморте. Особенно, если предметов много. Это может быть самый яркий или самый крупный, либо чем-то другим очень привлекательный предмет.
      Допускаю, что существуют картины (композиции), где все равнозначно, все одинаково важно. Но композиция, в которой есть некий центр, где есть нечто важное, притягивающее внимание, всегда будет более интересна. Более выигрышна.
      
      Еще несколько слов об организации плоскости или пространства в листе. Если представить плоскость листа бумаги (холста) как некое пространство, то для передачи глубины (если это необходимо) используются такие понятия как — «планы». Первый план располагается по горизонтали в нижней части листа (композиции) – это как бы «вход», далее (выше) — средний план. Обычно, главное располагается именно на втором плане. И еще выше – в верхней трети (примерно) – дальний или задний план. Эти понятия, конечно же, условны. Но чаще всего пространственные композиции строятся именно по такому принципу.
      
      Задание.

      Придумать композицию и с помощью знаний о контрасте, ритме, движении равновесия и цельности найти место для композиционного центра и выделить его.
      1).абстрактная композиция из геометрических фигур. Построить композицию с явно выделенным композиционным центром;
      2).композиционный центр в пейзаже;
      3).композиционный центр в натюрморте;
      4).сюжетная композиция с фигурами людей (2-3-4 фигуры). Можно взять простой литературный сюжет (эскиз иллюстрации).

Композиция в искусстве Часть 2

Движение — один из важнейших принципов искусства. Большинство, если не все восемь принципов искусства имеют большое значение для композиции. Если вы хотите более сильные композиции, изучите принципы искусства.

Движение в художественных композициях может относиться к так называемому «движению глаз». Движение глаз — это то, как взгляд зрителя перемещается по произведению искусства. Путем грамотного размещения объектов в картинной плоскости нашего произведения искусства мы можем управлять движением глаз зрителя нашего произведения искусства.Это дает нам как художникам больше контроля над тем, как зритель взаимодействует с нашими композициями. Зритель нашего искусства все равно отнимет у него то, что он хочет.

Исследования доказали, что геометрические формы обычно выглядят более привлекательными. Следовательно, использование геометрических конфигураций, влияющих на движение глаз, имеет смысл для создания хорошей композиции. Эти геометрические конфигурации могут быть результатом соотношения между положительными и отрицательными пространствами в картинной плоскости

.

СКАЧАТЬ ВИДЕО

Membership program

Вот несколько примеров геометрических конфигураций для композиции…

composition-eye movement-diagonal

composition-eye movement-triangular

composition-eye movement-l shape

composition-eye movement-oval

composition-eye movement-z shape

Drawing Course

25 дней для улучшения чертежей


Ежедневно в течение 25 дней изучайте новую концепцию рисования, усиленную часовым упражнением по рисованию.

ПОДРОБНЕЕ


Нравится этот урок?

Если да, присоединяйтесь к более чем 30 000 другим людям, которые получают нашу рассылку с новыми уроками рисования и рисования.Кроме того, посмотрите три наших учебных видео и электронные книги бесплатно.

ДА! Я УЖЕ!

Больше уроков, которые вам понравятся …

,

Как обучать движению студентов-художников

Иногда обсуждаются принципы искусства, тогда как элементы искусства обычно более конкретны.

Элементы искусства имеют дело с основными компонентами создания искусства, в то время как принципы искусства имеют дело с тем, как элементы искусства расположены в произведении искусства. Один из принципов искусства, который обычно не обсуждается, — это движение.

В произведениях искусства встречается более одного типа движения. Первый тип движения в произведениях искусства — это очевидное физическое движение.Это ощущение действия, присущее произведению искусства. Это можно выразить разными способами. Самый прямой способ показать движение — это нарисовать или нарисовать линии, исходящие от движущегося объекта. Например, этот тип движения можно увидеть на изображении ниже…

How-to-Teach-Movement

Такое сообщение движений может быть эффективным, но определенно не эстетичным. Тоже довольно «мультяшный».

Группа художников, называемая «футуристами», попыталась показать движение в своих произведениях похожим, но более эстетичным образом.Их называют «футуристами» из-за их интереса к технологиям будущего. Поскольку футуристическое движение возникло в начале 1900-х годов, технологии, которыми они интересовались, могут показаться довольно устаревшими по нашим современным стандартам.

Одна технология, которая их особенно интересовала, включала движущиеся изображения. Таким образом, движение стало центральным элементом стиля.

Используя несколько мазков кисти и повторяющиеся отметки, они надеялись создать в своих картинах ощущение действия.Хотя движение было недолгим, произведения искусства действительно предоставляют некоторые методики создания движения в произведениях искусства.

Взгляните на изображение Умберто Боччони ниже, озаглавленное « Город растет» , 1910…

Teach-Students-Movement

Обратите внимание, как повторяющиеся линии могут создать иллюзию движения.

Еще один способ передать движение в произведении искусства — сопоставить объект (ы) таким образом, который не может быть воспроизведен статической позой. Другими словами, чтобы объект был изображен в виде «стоп-кадра».Этот тип движения может принимать форму нахождения объекта в воздухе или под углом.

Настройка композиции таким образом, чтобы объект создавал диагональную линию через плоскость изображения, также может создать ощущение движения. Этот тип движения проиллюстрирован на этой картине Эдгара Дега, озаглавленной « Balletprobe, 1873.

». Movement-in-Art

В этом случае мы знаем, что танцоры не могут удерживать позы очень долго. Мы знаем, что они находятся в состоянии движения, что создает иллюзию физического движения в произведении искусства.

Третий тип движения, встречающийся в произведениях искусства, связан с тем, как взгляд зрителя перемещается по произведению искусства. Это движение продиктовано размещением объектов внутри картинной плоскости. Размещение объектов приведет и направит взгляд зрителя. Динамические композиции эстетически более удачны, чем статические. Таким образом, очень важно определить наилучшее размещение предметов в вашей композиции. Этот аспект движения лучше всего можно проиллюстрировать на следующем видео…

Когда я обучаю движению студентов начального уровня, я знакомлю их с различными способами создания движения в искусстве.Я показываю им множество примеров, и мы обсуждаем в классе, как художник намеревался передать движение.

Затем я предлагаю им создать движение в серии миниатюрных рисунков, обычно 5. Эти небольшие быстрые рисунки не обязательно должны быть репрезентативными. Они могут быть чисто необъективными. Цель состоит в том, чтобы создать движение различными способами. Прошу пронумеровать свои сочинения.

На отдельном листе прошу записать, как они пытались показать движение в пронумерованной композиции.Затем студенты обмениваются эскизами (только рисунками). Не разговаривая, я прошу их написать, как, по их мнению, их одноклассник пытался показать движение в каждой из композиций.

Каждый отзыв согласуется с пронумерованным составом. В конце упражнения ученики обмениваются своими композициями и обсуждают друг с другом свои комментарии.

Это упражнение не только помогает учащимся понять движение в произведениях искусства, но также помогает им научиться оценивать произведения искусства и, надеюсь, глубже думать о произведениях искусства, которые они создают сами.

Если позволяет время, студенты могут решить создать законченную работу по одному из своих эскизов.

.

PPT — Movement Composition Selection PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • MovementCompositionSelection Standard 1 Учащиеся смогут понять и продемонстрировать правильную работу камеры. Объектив 2 Движение камеры Объектив 3 Композиция изображения Цель 4 Выбор кадра

  • Движение камеры

  • Движение камеры • Наклон • Панорама • Масштаб • Пьедестал • Долли • Дуга

  • Движение грузовика • Движение грузовика : Грузовые перевозки похожи на доллинг, но они включают движение влево или вправо.Грузовик влево означает «физически переместить камеру влево, сохраняя перпендикулярное положение». Это не следует путать с панорамированием, когда камера остается твердо на своей оси, в то время как объектив поворачивается в одну или другую сторону. Вы можете оставить машину, чтобы остаться с пешеходом, идущим по улице.

  • Автоперевозки • Автоперевозки — это в основном то же самое, что и слежение за ними. Хотя для разных людей это означает несколько разные вещи, обычно это относится к движению камеры из стороны в сторону по отношению к действию.• Термин «грузоперевозки» не редкость, но он менее широко используется, чем «доллинг» или «трекинг». Еще один эквивалентный термин — крабинг. • На изображенном здесь примере показан простой и очень мобильный набор гусениц, используемых со стандартным штативом для создания плавных снимков с грузовиком.

  • Движение наклона • Наклон: перемещение объектива камеры вверх или вниз с сохранением постоянной горизонтальной оси. Кивайте головой вверх-вниз — это наклон.

  • Наклон • Наклон — это вертикальное движение камеры, при котором камера указывает вверх или вниз из неподвижного положения.Например, если вы устанавливаете камеру на плечо и киваете ею вверх и вниз, вы наклоняете камеру. • Наклон менее распространен, чем панорамирование, потому что так работают люди — мы смотрим влево и вправо чаще, чем вверх и вниз. • Наклон не следует путать с голландским наклоном, который означает намеренно наклоненный угол камеры. • Вариантом наклона является снимок с пьедестала, при котором вся камера движется вверх или вниз.

  • Движение панорамирования • Панорамирование: перемещение объектива камеры в ту или иную сторону.Посмотрите налево, затем посмотрите направо — это панорамирование.

  • Панорама • Панорама — это горизонтальное движение камеры, при котором камера перемещается влево и вправо вокруг центральной оси. Это поворотное движение, т.е. установка в фиксированном положении на штативе или плече, а не движение тележки, при котором перемещается вся система крепления. • Чтобы создать плавную панораму, рекомендуется сначала попрактиковаться в движении. Если вам нужно двигаться или растягивать тело во время движения, это помогает занять более удобное положение.Другими словами, вы должны чувствовать себя более комфортно по мере продвижения, а не менее комфортно.

  • Перемещение масштабирования • Масштабирование: масштабирование — это один из способов перемещения камеры, с которым, вероятно, знакомо большинство людей. Это включает изменение фокусного расстояния объектива, чтобы объект казался ближе или дальше в кадре. Большинство видеокамер сегодня имеют встроенные функции масштабирования. Некоторые из них также имеют ручное масштабирование, а многие имеют несколько скоростей масштабирования. Масштабирование — одно из наиболее часто используемых движений камеры и одно из наиболее часто используемых.Используйте его осторожно.

  • Движение подставки • Подставка: перемещение камеры вверх или вниз без изменения ее вертикальной или горизонтальной оси. Оператор камеры может использовать подставки двух типов: подставка вверх означает «переместить камеру вверх»; пьедестал вниз означает «переместить камеру вниз». Вы не наклоняете объектив вверх, а перемещаете вверх всю камеру. Представьте, что ваша камера установлена ​​на штативе, а вы поднимаете или опускаете головку штатива (именно отсюда и появился термин).

  • Пьедестал • Снимок с пьедестала означает перемещение камеры вертикально по отношению к объекту. Это часто называют «подталкиванием» камеры вверх или вниз. • Этот термин происходит от типа опоры камеры, известного как пьедестал (на фото справа). Пьедесталы используются в студиях и обеспечивают большую гибкость, а также очень плавное движение. В отличие от стандартных штативов, на пьедесталах есть возможность перемещать камеру в любом направлении (влево, вправо, вверх, вниз).• Обратите внимание, что перемещение пьедестала отличается от наклона камеры, что означает, что камера находится в том же положении, но наклоняет угол обзора вверх и вниз. При движении педа перемещается вся камера, а не только угол обзора. • На самом деле, как и большинство движений камеры, движение пьедестала часто представляет собой комбинацию движений. Например, сдвиг при одновременном панорамировании и / или наклоне.

  • Движение «тележка» • Тележка: движение в направлении или движение от. Название происходит от старых «дорожек для тележек», которые использовались для перемещения тяжелой камеры — очень похоже на железнодорожные пути — еще до того, как стедикамы стали настолько популярными.Фраза «тележка внутрь» означает шаг к объекту с камерой, в то время как «наружная тележка» означает шаг назад с камерой, сохраняя тот же масштаб. Масштабирование камеры изменяет фокусное расстояние объектива, что может привести к широкоугольному искажению или изменению видимой глубины резкости. По этой причине иногда предпочтительнее использовать тележку, чем масштабирование.

  • Долли • Тележка — это тележка, которая перемещается по рельсам. Камера установлена ​​на тележке и записывает кадр во время его движения.Снимки кукол имеют множество применений и могут обеспечить очень драматические кадры. • Во многих кругах выстрел тележки также известен как выстрел слежения или выстрел с грузовика. Однако некоторые профессионалы предпочитают более жесткую терминологию, которая определяет тележку как движение внутрь и наружу (то есть ближе / дальше от объекта), а слежение означает движение из стороны в сторону. • У большинства тележек есть рычаг, позволяющий также вертикальное перемещение (известное как перемещение пьедестала). В некоторых случаях кран устанавливается на тележку для дополнительной высоты и гибкости.Выстрел, который движется вертикально с одновременным отслеживанием, называется составным выстрелом. • Некоторые тележки также могут работать без гусениц. Это обеспечивает максимальную степень движения, конечно, при наличии подходящей поверхности. Для работы на месте доступны специальные тележки, предназначенные для работы с общими ограничениями, такими как ширина дверного проема. • Тележки управляются ручкой тележки. В мире высокобюджетного кино хорошие ручки тележки пользуются большим уважением и зарабатывают.• Когда изобрели стедикам, почтенная тележка столкнулась с серьезной конкуренцией. Большинство снимков, которые раньше можно было делать только с тележкой, теперь можно было делать с помощью более универсального Steadicam. Однако тележки по-прежнему предпочтительны для многих выстрелов, особенно тех, которые требуют высокой степени точности.

  • Дуга • Дуговой снимок — это движение камеры вокруг объекта, что-то вроде следящего снимка. • В математике дуга — это отрезок длины окружности. Дуга камеры аналогична — камера движется по грубому полукругу вокруг объекта.• Некоторые определения дугового выстрела описывают его как одновременное отслеживание и покачивание, то есть одновременное движение из стороны в сторону и из стороны в сторону.

  • Композиция изображения

  • Композиция изображения • Правило третей • Носовое пространство • Высота • Главная комната • Пересечение линии • Выбор соотношения сторон • Чересстрочная • Прогрессивная

  • Пересечение линии
  • Выбор соотношения сторон

  • Чересстрочный

  • Прогрессивный

  • Выбор кадра

  • Широкий или длинный снимок 5 MS) • Снимок крупным планом (CU) • Снимок очень крупным планом (ECU) • Снимок через плечо (O / S) • Поперечный снимок (XS)

  • Снимок через плечо (O / S )

  • Поперечный снимок (XS)

  • Назначение • Добавьте к вашим снимкам видео новую композицию и выбор снимков, который мы оставляем rned сегодня.• 2–3-минутное видео • 26 кадров • Все в видео • Музыка • Обозначьте каждый кадр • Имя: Period_Shots_Name

  • .

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *