Эргономично: эргономический организм / Статьи / Newslab.Ru

Эргономично, дёшево, сердито / Хабр

Я давно зачитываюсь статьями про эксперименты авторов со своими рабочими местами: про кастомные кресла, клавиатуры, раскладки. Целый год мне очень хотелось улучшить своё рабочее пространство. Но я боялся даже начать думать об этом по существу, потому что все авторы рассказывали, как поиск удобства отнимал у них 4-5-значные суммы в долларах, долгие месяцы настройки и привыкания к новой реальности.

Главным образом, эта статья ‒ про то, как я уменьшил своё рабочее место с 5 м² до 3 м², избавился от мозоли на запястье, боли в спине и шее, трудностей с набором текстов на русском, английском и немецком; и потратил на это 4 дня и ≈150 €! Но также мне хочется выразить мысль, что эргономика ‒ это не идеальный стол, кресло или клавиатура. Это, скорее, организация пространства так, чтобы в нём было комфортно во всех сценариях его использования.

В этот раз я поменял:

  • Стол ‒ я взял прикроватный столик для ноутбука. Расскажу, почему для меня решение оказалось оптимальным. А также собрал из говна и палок аккуратную подставку под монитор, до тех пор, пока не уговорю жабу купить кронштейн.

  • Клавиатуру ‒ покажу на дешёвую эргономичную модель и поделюсь раскладкой для XKB, которая объединяет в себе русский, английский, немецкий и спецсимволы. А также укажу на тулзу для облегчения редактирования раскладки.

  • Оконный менеджер ‒ переход на i3 оказался очень быстрым и лёгким, решил проблемы расположения окон, которые расстраивали меня годами. Расскажу, что я настроил для себя, и, надеюсь, это сэкономит вам несколько часов разборок в нескольких пакетах.

Между клавиатурой и «клавишами» ‒ я выбираю прикроватный столик.

Как бывает:

Стол для музыкальной студии ‒ обширная тема для обсуждения. Большая часть решений ‒ кастомные, капитальные, и баснословно дорогие. В студиях звукозаписи на рабочее место режиссёра нередко ставят микшерные консоли с моторизированными фейдерами, чтобы легко управлять большим количеством дорожек одновременно.  

Студия Алана Меерсона: по центру ‒ трекбол с клавиатурой, слева ‒ мониторные контроллеры, справа ‒ компактная микшерная консоль с моторизированными фейдерами.

Композиторские рабочие места строятся вокруг главной MIDI-клавиатуры.

Студия Ханса Циммера: куча всякого крутого стаффа вокруг, но главное блюдо ‒ «клавиши».

«Клавиши» действительно занимают бескомпромиссное центральное место на рабочем месте любого композитора или аранжировщика. Потому что без правильного контакта с клавишами нормально сыграть очень сложно. Мне, как пианисту, клавиши важны вдвойне, потому что больше половины моей работы ‒ виртуозные фортепианные партии.

Проблема в том, что клавиши стоят ровно на том месте, где должна стоять компьютерная клавиатура. Каждый выбирает, как решить эту проблему.

  • Можно убрать клавиатуру ниже на салазки.
    + в том, что клавиатура будет доступна по требованию, и не будет стоять между пузом и клавишами.
    — в том, что клавиатура тогда стоит ниже удобного положения, и долго работать на ней не получится

  • Вариант Ханса Циммера: клавиши там, где должны быть, клавиатура за ними.
    + Клавиатура стоит примерно на удобной высоте, возможно немного выше, клавишам ничего не мешает.
    — К клавиатуре с мышкой надо наклоняться. Долгая работа → боль в спине.

  •  Обратный вариант ‒ клавиатура впереди, клавиши ‒ за ними.
    + клавиатура и мышка в удобном положении: хорошо тем, кто много пользуется компьютером помимо работы.
    — Для удобного положения клавиш их надо утопить в стол, что удорожает конструкцию, для мышки места маловато, на клавишах играть можно, но не фортепианную классику.

Мой стол периода консерватории. Только-только после сборки и переезда, потому сверху хлам. Столешница очень низкая, чтобы клавиши стояли на удобном уровне. Вышло не очень удачно: клавиатура с мышкой ‒ очень низко, упираются в колени и мешают играть.

Классный студийный стол в thomann.de. Клавиши стоят на выдвижной широкой тумбе, что решает 90% проблем белых людей. Только стоит 700 €…

Как у меня:

Последние полгода у меня было де-факто два рабочих места: для аранжировки и для всего остального. Когда аранжирую ‒ поворачиваю монитор с клавиатурой к клавишам, мучаюсь больной спиной, но играю с комфортом. Когда долго сижу с клавиатурой и мышкой ‒ сажусь с торца стола. Стол для моего стула высоковат, поэтому за полгода я посадил на обеих запястьях суровые мозоли На правой ‒ вообще ахтунг.

Потом попробовал поставить клавиши слева вдоль стены. Но тоже было совсем неудобно. Сидел я и думал: «Вот, сидеть бы за клавишами, смотреть в монитор. Руку направо положил ‒ там мышка, налево ‒ клавиатура…».

Изначальная мысль была ‒ купить пару тумбочек на колёсиках подешёвке, и заиметь раздельную клавиатуру без проводов. Но, оказалось, что раздельные клавиатуры без проводов стоят недёшево. Вспомнил статью про эргономичное кресло. Вариант автора показался чересчур дорогим. Погуглил AliExpress ‒ нагуглил обвесы для офисного кресла. Но с обвесами проблемы: 

  • во-первых, всё ещё дорого,

  • во-вторых, не понятно, насколько надёжно,

  • в-третьих, намертво прибито к креслу,

  • в-четвёртых, надо купить ещё и кресло.

Прикольно. Пока сейчас гуглил ссылку на статью про кресло, а наткнулся на куда более полезную и созвучную тому, что сейчас использую я.

В итоге я набрёл, кажется, на идеальный для меня вариант: прикроватный столик для ноутбука с настраиваемым углом поворота и высотой. На амазоне продаются по цене от ~ 40€ до ~ 200€. Мой обошёлся в 50€.

Самое главное ‒ этот столик не заставляет меня выбирать между клавиатурой и «клавишами»! Если мне нужна клавиатура ‒ я ставлю стол перед собой, и полноценно живу компьютерную жизнь: пишу статью, гамаю в доту, дизайню.

Если нужны клавиши ‒ столик уезжает вбок, не стесняя движений за клавиатурой. Могу выбирать, насколько тесно я хочу с ним взаимодействовать: просто тапнуть на пробел, или пододвинуть поближе и что-то поредактировать ‒ тоже получается достаточно удобно!

В целом ‒ ничего не мешает взять пару нот на клавишах, если я занимался до этого плотной редактурой:

Кронштейн для микрофона ‒ приятная мелочь, которую я себе долго не позволял. А зря ‒ сколько раз мы, ещё дома, запинались о большой «журавль». Обошёлся в 15€.

Режим просмотра сериала

Параллельно со сборкой стола, мы решили поменяться спальнями с дочкой: у неё холодная комната с плохой батареей, и она постоянно кашляет. Разбирали кровать ‒ и обнаружили под матрасом сюрприз от предыдущих жильцов: поверх лаг лежали какие-то доски. Я сначала подумал ‒ для того, чтобы дыры в лагах залатать, но те были в отличном состоянии. Так что большая часть досок отправилась на балкон, а из четырёх я собрал на уголках узкий столик для монитора и всякой фигни.

Этот столик решил ещё четыре проблемы:

  1. У жены появился свой стол в спальне, и мы теперь друг другу не мешаем.

  2. Кронштейн для микрофона не крепился к старому столу, в силу конструкции последнего.

  3. Монитор получался далековато, т.к. клавиши упирались в столешницу

  4. И стоял низковато, затекала шея.

Доски были старые и подгнившие, поэтому придал столу устойчивость, прикрутив снизу ограничители для ноутбука, которые открутил со столика на колёсах.

Linux is ergonomic-friendly

Мне всегда казалось, что Linux, это, в первую голову ‒ про удобство. Ведь по-настоящему удобные вещи обычно подогнаны специально под тебя. Был период, около года, когда мы семьёй жили в dual-boot: вся наша нормальная жизнь: фильмы, игры, хобби ‒ жили на Ubuntu. А вот для работы: музыкальной аранжировки, набора нот и т.п. приходилось перезагружаться в „окошки“.

Клавиатура

Окончательный переезд на Linux произошёл как раз из-за клавиатуры. В 2019-м я поехал работать в Китай, и три языка, включая pinyin на окошках уже стали для меня и Punto Switcher кошмаром. 

Но, что интересно, на настройке ациклического переключения раскладок и подключения типографского слоя мои вопросы к клавиатуре закончились, и я к ней не возвращался, вплоть до последних дней.

Сейчас, напротив, клавиатуру и раскладку я поменял в качестве логичного продолжения реорганизации рабочего места. Вообще, ещё с Китая у нас стояла дешёвенькая китайская Langtu с одной латиницей. Пару раз я порывался купить на неё наклейки, но оба раза ‒ неудачно. Меня отсутствие русских букв на клавиатуре особо не беспокоило, дочка тоже как-то пользовалась, а жена в итоге почти полностью переехала на телефон.

Поскольку маячил переезд на беспроводные клавиши и мышь ‒ хотелось двинуться немного ближе к эргономике, чем это было на старой китайской Langtu, купленной, кажется, за смешные ~ 20元 (около 200₽). Купил, в итоге, беспроводной комплект Perix за 50€. Клавиатура не без недостатков: очень много пустого пространства под большие пальцы, и очень нагруженные безымянные и мизинцы. 

Но модели с зонами под большие пальцы, вроде Iris ‒ уже заметно бьют по карману. Особенно, учитывая то, что я не был уверен, что мне вообще зайдёт сплит и смена раскладки. Но, в этом случае я как раз хочу  всех колеблющихся гиков успокоить: это действительно удобно, и почти не требует усилий для переезда. С одним «но» ‒ стоит всё-таки не полениться, и напечатать на клавишах раскладку ‒ это здорово помогает.

Кстати, в варианте клавиатуры с немецкой раскладкой на одну клавишу больше, на которую я повесил знаки пунктуации.

Ещё за 10€ можно докупить пин-пад, с которым я активно работаю: допустим в MuseScore или в Blender. Но пока переезд шёл под эгидой минимальных затрат 😉

Во многом, из-за необходимости обеспечить себе пин-пад, во многом из жажды отвлечься от текучки ‒ стал курить тему раскладок. Разумеется, по большей части натыкался на разные статьи про QMK и KMK, которые недоступны нищебродам со стандартными клавиатурами. Но, мало-помалу, начал подбираться и к конфигам XKB.

Работа с раскладкой

XKB, опять же, не так страшен, как его малюют. На самом деле, для меня до сих пор самая сложная часть всей истории ‒ набрать хорошую строчку для localectl или для setxkbmap. Кастомная же раскладка с нуля ‒ оказалась штукой очень простой, если к этому подходить прямолинейно.

Нашёл отличную программу для редактирования раскладки XKB. Правда, она написана на Java8+JavaFX. Поэтому людям непосвящённым сборка даётся с трудом. Зато добрый человек в issues подсказал, как собрать всё, пользуясь SDKMan. А я сейчас на всякий случай, тоже залил билд.

Для себя я выработал такой способ работы: набираем через setxkbmap нужные нам символы, потом экспортируем в отдельный файл, который интегрируем в нашу раскладку. Дело это достаточно быстрое, и свою раскладку я собрал где-то за 3 часа.

Допустим:

setxkbmap -layout "en+typo"  -option "" -verbose

Очень не рекомендую добавлять только русскую раскладку! Потом в терминале будет очень неприятно. Поэтому русские символы достаём такой командой:

setxkbmap -layout "en+typo,ru"  -option "grp:shift_caps_switch" -verbose

Из редактора экспортируем символы в промежуточный файл, допустим: my_temp

Потом делаем финальный файл, где-нибудь, где не потеряется. Допустим ~/.config/my

И линкуем в папку назначения: sudo ln -s ~/. config/my /usr/share/X11/xkb/symbols

Можно описать геометрию своей клавиатуры для редактора в JSON, чтобы не путаться. Опять-таки, ничего сложного, но я случайно удалил папку сборки вместе со своим JSON…

Из неприятных ограничений программы ‒ позволяет разложить в GUI только 4 слоя, поэтому пятый слой я прописывал уже ручками.

Нюансы XKB

В целом, понятно как редактировать файл, который из редактора выходит. Но есть некоторые неочевидные вещи, которые мне пришлось усвоить, прежде чем раскладка заработала.

Проверить на корректность

После сохранения файла раскладки, я прогоняю две команды:

setxkbmap -layout "my"  -option "" -print | xkbcomp -I. - $DISPLAY

Так мы скомпилируем раскладку и получим понятный вывод, если налажали. Попутно, в иксах он будет ругаться на кейсуммы больше 255, даже если мы их в раскладке не использовали.

Потом уже:

setxkbmap -layout "my"  -option "" -verbose

Группы

Можно указать просто значения, тогда клавиша будет одинаковой во всех группах. Но если указывать разные группы, например, для латиницы/кириллицы ‒ то и все символьные слои, а также типы клавиш надо прописывать для обеих групп.

key <AC11> { 
	type[group1]= "ALPHABETIC",
	type[group2]= "FOUR_LEVEL_SEMIALPHABETIC",
	symbols[Group1] = [ apostrophe,	quotedbl ],
	symbols[Group2] = [ Cyrillic_e,	Cyrillic_E,	apostrophe,	quotedbl ]
};
Типы

Explicity is better than implicity. Лучше прямо указать тип для каждой кнопки. Благо, редактор это делает, если попросить.

  • ALPHABETIC ‒ два слоя букв

  • SEMIALPHABETIC ‒ два слоя с символами

  • FOUR_LEVEL_SEMIALPHABETIC ‒ 4 слоя с символами

  • FOUR_LEVEL‒ 4 слоя символов

  • EIGHT_LEVEL_SEMIALPHABETIC ‒ 8 слоёв с символами

  • EIGHT_LEVEL ‒ 8 слоёв символов

  • CTRL+ALT ‒ 5 уровней, пятый из которых включается через ctrl+alt (ctrl+alt+f2)

  • ONE_LEVEL ‒ системные кнопки вроде shift и esc

  • TWO_LEVEL ‒ полезно для функциональных клавиш с двумя слоями. У меня, допустим, двухуровневый капс.

Моя раскладка

С одной стороны, мне было бы интересно попробовать для латиницы dvorak или colemak. С другой ‒ я научен горьким опытом пользования знакомым до боли софтом на немецкой раскладке. Главная её особенность ‒ Z и Y поменялись местами, отчего я ежедневно ловил много лулзов.

Поэтому буквенный слой подчиняется простой логике: стандартные раскладки, но с умляутами на третьем слое. Мне хотелось унифицировать символы на обеих раскладках, поэтому надо было освободить две верхние кнопки для скобок. Я всегда путался в верхних четырёх буквах: ш щ з ъ. Поэтому мне показалось естественным убрать ш и щ на одну кнопку, тем более, что они не используются подряд. Точно также поступить с ь и ъ, е и ё. Однако оказалось, что для буквы з и ш у меня уже достаточно серьёзные мышечные стереотипы, равно как и для буквы ё. Поэтому приходится привыкать. Собственно, статью я пишу, в том числе и для того, чтобы привыкнуть к новой русской раскладке. Переключаюсь между группами ациклично через Caps и Shift+Caps.

В немецкой клавиатуре есть дополнительная кнопка для <|. Я её приспособил для точки, запятой, ударе́ния и •.

Из «типографской» раскладки взял кавычки, знаки € и §, ‒ ≠ ± © ° ≈ … , добавил ¢.

Для меня довольно важно иметь все цифры в верхнем и нижнем регистрах, поэтому 3-е и 4-е слои цифр полностью дублированы регистрами.

Привет музыкантам

Пин-пад разместился на 5-м слое. Поскольку я почти никогда не пользовался клавишей Menu, она превратилась в «Num Lock», или «Num Shift», если нажать через shift.

Получившуюся раскладку можно посмотреть здесь.

Наклейки

Раньше жена довольствовалась телефоном, и, по большим праздникам, вроде дипломной работы, садилась за ноутбук 😎

Но ноутбук мы с дочкой оставили в аэропорту Хельсинки, и жена стала часто жаловаться, что на клавиатуре без накладок печатать неудобно. К тому же, уже в первый день пользования новой раскладкой на новой клавиатуре я понял, что мне тоже нужна поддержка.

Поскольку раскладку я готовил в то время, пока клавиатура ехала ‒ заготовки для наклеек уже тоже были. Опять-таки, есть много вариантов, начиная с относительно недорогих, но непригодных, заканчивая печатью у типографии, специализирующейся на накладках, но ещё за 50€.

Взял фотографию производителя сверху, подогнал под физический размер клавиатуры, и разметил клавиши в inkscape. Получилось два листа формата A5. В свободное утро пришёл в единственный в городе фото салон, и попросил распечатать на самоклейке и придумать сверху ламинат. Обошлось в 12 €, и результатом я доволен как слон!

i3WM

Ещё один алмаз, которым я начал пользоваться спустя два года после зародившегося интереса. Из-за совершенно беспочвенных страхов адаптации. Более дружелюбной оболочки, чем i3 я и представить не могу!

Допустим, мне всегда было сложно разместить на экране Arrange view, микшер, ноты и приблуду для преобразования штрихов графического планшета в MIDI. У Reaper есть свой неплохой докер, но в него не засунешь сторонние окна. И в XFCE меня напрягало каждый раз подгонять размеры под необходимые. Здесь же, на работу с окнами не отвлекаешься в принципе:

Нюансы Manjaro i3WM

Pulse audio

Ребята решили быть по-настоящему минималистичными поэтому по умолчанию в дистрибутиве нет pulse audio. Установить его несложно, но вот на то, чтобы подобрать хороший контроллер в трей у меня ушло 40 минут. Выбор остановил на pasystray.

exec --no-startup-id pasystray -g --notify=all

Terminal

Я как-то не раскусил uxvrt, и прочие популярные у ребят терминалы. Поэтому поставил привычный XFCE terminal, который поддерживает DnD, и вообще няшка.

morc_menu

Вроде бы прикольная штука, но постоянно скрывает приложения, которые не прописывают desired_category, или вообще не прописывают категорию. Надо это иметь в виду, и я так и не разобрался как сделать по-нормальному. Вообще дело нужное, т.к. список «софта» не заканчивается на /bin.

Шрифты

По умолчанию не любят кириллицу, и, к сожалению, как раз нельзя поменять шрифты в одном месте. Для терминала меняется в ~/.Xresources , для i3status. вроде бы, в ~/.i3/config , для conky ‒ в каждом отдельном виджете и каждой отдельной строчке.

Смайлики

Вообще мне немного обидно за PC-клавиатуру. Когда-то это был бескомпромиссно быстрый и удобный способ выражения своих мыслей символами. Но сейчас я просто вожу пальцем по экрану андроида и он пишет почти без ошибок немецкие слова, в правописании которых я совсем не уверен. Даже в деле написания русскоязычных текстов андроид начинает выигрывать моё внимание у клавиатуры: в андроиде можно легко поставить символ, за которым на клавиатуре я буду тянуться через мануал по compose-key. И мне бы очень хотелось иметь под пальцами несколько классных хелперов для разных текстовых фишек, вроде письма в верхнем регистре, или з̶а̶ч̶ё̶р̶к̶н̶у̶т̶ы̶м̶и̶ буквами.

Но я начал хотя бы с интеграции в клавиатуру смайлов 😅

bindsym $mod+slash exec "splatmoji copypaste"

Заключение

На то, чтобы написать эту статью, я потратил целый день, часов 12. Всего раза в 2 меньше, чем у меня отняла кардинальная перестройка своего пространства, как в комнате, так и внутри системы. Я поражён, как всё оказалось легко, доступно и дёшево, поэтому делюсь с вами своей радостью 🙃

Вообще приятно это ‒ настраивать свою среду под себя. Даже немного приятнее, чем потом ей пользоваться. Хотя, кстати, уже 5 лет на Linux, а до сих пор кайфую и радуюсь от взаимодействия со своим компом! На винде такого не было…

P.S. Кто-нибудь знает лёгкий способ написать драйвер для графического планшета? Хочу, чтобы он только слал свои координаты и силу нажатия, но не двигал курсором по экрану.

Эргономичный слинг-рюкзак Amazonas Smart Carrier Tree (дерево), Эргономичные рюкзаки, МАМидея, Москва, заказать

Предыдущий Следующий

Описание

Эргономичный слинг-рюкзак Amazonas (Амазонас) Smart Carrier Tree – умный слинг-рюкзак для вашего крохи. Просто, быстро, удобно, эргономично, легко  – все это про Amazonas Smart Carrier.

Еще никогда ношение малыша не было таким легким.

 

В зависимости от возраста ширина спинки рюкзака «умно» регулируется.  Мягкая спинка из хлопка особого кроя обеспечивает верное эргономичное положение ребенка в рюкзаке. Поэтому М-позиция в Amazonas Smart Carrier обеспечена малышу с рождения до 15 кг. Рюкзак-переноска оснащен специальной поддержкой головы и шеи ребенка, поэтому малыш всегда будет чувствовать себя уютно и безопасно.

 

AMAZONAS SMART CARRIER невероятно практичный и функциональный, он очень комфортен для родителей.
В магазин, на прогулку или выполнить несложную работу по дому — SMART CARRIER помогает вам выполнять ежедневные задачи удобно и безопасно.
Регулируемые мягкие лямки и равномерное распределение веса малыша на ваши бедра гарантируют часы ношения без болей в спине. Соединительный ремешок на плечевых лямках предотвращает скольжение и делает ношение более комфортным.

Широкие лямки и регулируемый поясной ремень позволят вам настроить  необходимую длину, чтобы обеспечить максимальный комфорт во время слингоношения. Лямки рюкзака можно использовать как параллельно, так и перекрестно.

 

Эргономичный рюкзак Amazonas Smart Carrier дополнен комплектом накладок для сосания на лямки рюкзака и удобной сумкой. Вы можете компактно сложить рюкзачок в то время, когда им не пользуетесь. 
На поясном ремне есть маленький кармашек – для ключей, салфеток или мелочи. Удобно, когда необходимые вещи под рукой.

 

Основные особенности:

  • 100% экологически чистый хлопок
  • Регулируемые мягкие плечевые ремни
  • Ношение лицом к маме, на спине + на боку
  • Возможность перекрестить лямки
  • Съемные накладки на плечевые лямки
  • Поддержка спины и шеи малыша
  • Регулируемый капюшон
  • Эргономичная дышащая спинка
  • Регулируемая ширина спинки (диапазон регулирования 26-33см)
  • Регулируемый поясной ремень (диапазон регулирования 78-145см)
  • Карман для различных аксессуаров
  • Сумка для хранения.

 

Возраст: от 0 до 3-х лет
Грузоподъемность: максимум 15 кг
Положения: спереди лицом к маме, за спиной
Материал:100% хлопок
Уход: допускается машинная стирка
Размер: 90 х145 см
Вес: 0,55 кг

 

AMAZONAS – традиции слингоношения из Германии, яркие тропические цвета, натуральные ткани и доступная цена — достоинства этого бренда.

Отзывы

ОткрытьСкрыть отзывы: 0

Пока нет отзывов

ЭРГОНОМИЧНОСТЬ определение | Кембриджский словарь английского языка

Как произносится эргономично ?