Эстетическое восприятие: Восприятие эстетическое — Краткий словарь по эстетике
Восприятие эстетическое — Краткий словарь по эстетике
ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (художественное) — протекающее во времени специфическое отражение человеком и общественным коллективом произведений искусства (художественное восприятие) а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств. Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности субъекта. Способность человека к эстетическому восприятию — результат длительною общественного развития, социальной шлифовки органов чувств. Индивидуальный акт эстетического восприятия детерминирован опосредствованно: социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного коллектива, эстетическими нормами, а также непосредственно: глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями.
Эстетическое восприятие имеет много общих черт с художественным восприятием: и в том и в другом случае восприятие неотделимо от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой, зачастую неосознаваемой реакцией на цвет, звучание, пространственные формы и их соотношения. И в той и в другой сфере действует механизм эстетического вкуса, применяются критерии красоты, соразмерности, целостности и выразительности формы. Возникает сходное чувство духовной радости и удовольствия. Наконец, восприятие эстетических аспектов природы, социального бытия, предметов культуры, с одной стороны, и восприятие искусства — с другой, духовно обогащает человека и способно пробудить его творческие возможности.
Вместе с тем нельзя не видеть глубоких различий между этими темами восприятий. Комфортность и эстетическая выразительность предметной среды не могут заменить собой искусства, с его специфическим отражением мира, идейно-эмоциональной направленностью и обращенностью к самым глубинным и интимным сторонам духовной жизни человека. Художественное восприятие не ограничивается «прочитыванием» выразительной формы, а увлекается в сферу познавательно-ценностного содержания (см. Содержание художественное). Произведение искусства требует особой концентрации внимания, сосредоточенности, а также активизации духовного потенциала личности, интуиции, напряженной работы воображения, высокой степени самоотдачи. При этом необходимо знание и понимание специального языка искусства, его видов и жанров приобретенного человеком в процессе обучения и в результате общения с искусством. Одним словом, восприятие искусства требует напряженного духовного труда и сотворчества.
Если толчком и для эстетического и для художественного восприятий может стать аналогичная позитивная эстетическая эмоция от объекта, которая вызывает стремление постичь его наиболее полно, с различных сторон, то дальнейшее течение этих типов восприятий различно. Художественное восприятие отличает особая нравственно-мировоззренческая направленность, сложность и диалектичность противоречивых эмоционально-эстетических реакций, позитивных и негативных: удовольствия и неудовольствия (см. Катарсис). В том числе и тогда, когда зритель вступает в контакт с высокой художественной ценностью, к тому же отвечающей его критериям вкуса. Радость и удовольствие, доставляемые искусством в процессе восприятия, зиждятся на обретении человеком особого знания о мире и о себе, которое не могут предоставить другие сферы культуры, на очищении эмоций от всего наносного, хаотичного, смутного, на удовлетворении от точной нацеленности художественной формы на определенное содержание. Вместе с тем художественное восприятие включает целую гамму отрицательных, негативных эмоций, связанных с воссозданием в искусстве явлений уродливых, низменных, отвратительных, а также с самим течением процесса восприятия . Если гнев, отвращение, презрение, ужас по отношению к реальным предметам и явлениям прерывают процесс эстетического восприятия даже в том случае, когда вначале был получен позитивный стимул, то совсем иное происходит при восприятии искусства по отношению к его воображаемым предметам. Когда художник дает им верную социально-эстетическую оценку, когда известная дистанция изображаемого со зрителем соблюдена, когда форма воплощения совершенна, художественное восприятие развивается несмотря на отрицательные эмоции (здесь не учитываются случаи намеренного смакования уродств и ужасов в искусстве, а также особые индивидуальные ситуации воспринимающего). Кроме того, получаемая при первичном контакте с произведением искусства информация в отдельных своих звеньях может превысить возможности зрительского понимания и вызвать вспышки кратковременного неудовольствия.
Отнюдь не безоблачным, а зачастую напряженным является взаимодействие прежнего, относительно стабильного художественного опыта личности с той динамичной, полной неожиданностей информацией, которую несет нам новое, оригинальное произведение искусства. Лишь в целостном, итоговом восприятии или только при условии его повторности и даже многократности все эти неудовольствия окажутся переплавленными в доминирующее общее чувство удовольствия и радости.
Диалектика художественного восприятия заключается в том, что оно, с одной стороны, не требует признания произведений искусства за действительность, с другой — создает вслед за художником воображаемый мир, наделенный особой художественной достоверностью. С одной стороны, оно направлено на чувственно-созерцаемый предмет (красочную фактуру живописного полотна, объемные формы, соотношения музыкальных звуков, звукоречевые структуры), с другой — как бы отрывается от них и уходит с помощью воображения в образно-смысловую, духовную сферу эстетически ценностного объекта, возвращаясь, однако, постоянно к чувственному созерцанию. В первичном художественном восприятии взаимодействуют подтверждение ожидания следующей его фазы (развития мелодии, ритма, конфликта, сюжета и т. п.) и одновременно опровержение этих предугадываний также вызывающие особое взаимоотношение и удовольствия и неудовольствия.
Художественное восприятие может быть первичным и многократным, специально или случайно подготовленным (суждением критики, других зрителей, предварительным знакомством с копиями и т. п.) или неподготовленным. В каждом из этих случаев будет своя специфическая точка отсчета (непосредственная предварительная эмоция, суждение о произведении, «предчувствие» его и предварительный абрис, целостный образ-представление и т. п.), свое соотношение рационального и эмоционального, ожидания и неожиданности, созерцательного успокоения и поискового беспокойства.
Следует различать чувственное восприятие как отправной путь всякого познания и художественное восприятие как целостный, многоуровневый процесс. Оно основывается на чувственной ступени познания, в том числе на чувственном восприятии, но не ограничивается чувственной ступенью как таковой, а включает как образное, так и логическое мышление.
Художественное восприятие, кроме того, представляет единство познания и оценки, оно носит глубоко личностный характер, приобретает форму эстетического переживания и сопровождается формированием эстетических чувств.
Особую проблему для современного эстетического восприятия представляет вопрос о соотношении исторического изучения художественной литературы и других видов искусства с непосредственным художественным восприятием. Всякое изучение искусства должно опираться на его восприятие и корректироваться им. Никакой самый совершенный научный анализ искусства не способен заменить непосредственного контакта с ним. Изучение призвано не «оголять», рационализировать и сводить к готовым формулам смысл произведения, тем самым разрушать художественное восприятие, а, напротив, развивать его, обогащать, делать более глубоким.
Что значит эстетическое восприятие? История вопроса — NovaInfo 42
- Аксенова О.
Н.
Калмыцкий государственный университет им.Б.Б.Городовикова
- Муева А.В.
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
Кандидат наук, доцент
Опубликовано
Раздел: Культурология
Просмотров за месяц: 29
Аннотация
В статье рассматривается исторический аспект появления эстетики, причинные связи восприятия красоты
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ЭСТЕТИКА
Текст научной работы
Эстетическое восприятие рассматривается как вид эстетической деятельности, которое воспринимается как целенаправленное в целом. Сопровождается переживанием и созерцанием окружающей действительности, включающей жизненный опыт, ценностные ориентации, передаваемые близким окружением и тем самым определяющим эстетический вкус. По мнению многих исследователей в этой области эстетическую ценность действительности предстоит, как открывать, так и познавать самому. Это сложный жизненный процесс, в котором заложен некий технологично творческий результат сознания того, что многое из того, что видим, лишь отображении действительности. А сама действительность некая эстетическая дистанция восприятия, по которой происходит движение как вперед, так и в обратном направлении [1].
Эту мысль в свое время выделил Ленин, опираясь на рассмотрение вопроса Л. Фейербахом. Философский взгляд вопроса можно выделить из описания сделанного им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней. Субъект божества — разум, а субъект разума — человек» [2].
Как видим убеждение, что чувствительность – это источник знания, а по возможности всеобщего и необходимого познания, актуально и в наши дни. Ощущение и познание самого себя является реальностью познания и восприятия. Могущество разума было очевидно и рассматривалось философами Л.А. фон Фейербахом и Гегелем. Все наводит на мысль, что интерес к этике и восприятию был преобладающим, чем теория познания.
По мнению Фейербах личность человека некая сущность материи, обладающая сознанием и одновременно мыслящая, которой присущ разум и воля. А развитие и раскрытие способностей и понимания себя как природного существа возможно только при общении человека с человеком. Все это наводит на мысль, что индивидуальность носит общественный характер [2].
Возвращаясь к вопросу об эстетическом восприятии рассмотрим само понятие «эстетика».
Эстетика — это одна из сфер, объединяющее человечество [3]. Понятие «эстетика» как термин вводит в научный обиход в середине XVIII в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (в трактате «Aesthetica» (1750-1758)). Термин происходит от греческого слова «aisthetikos» – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Он же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину, которая исследует вопросы красоты, искусства и вкуса.
И многие рассматривают её как науку о чувственном познании, постигающем и созидающем. Восприятие человеком, выражается в образах искусства, в созерцании природы и во многом, что радует глаз. Понятие «эстетика» употребляется в нашей повседневной жизни все чаще. Ведь использование этого понятия в разных ипостасях — свидетельствует о широком содержании и длительном историческом пути. При всём различии употребления понятия оно обозначает некоторый единый принцип, в обобщении в чувственно-выразительном качестве. Эстетику можно воспринимать, соединив воедино: теорию и практику. Опираясь на философскую методологию, так как в любой науке выработаны методы внутри самой науки, можно выработать научное познание эстетического восприятия — мышления.
На сегодняшний день доказана важность и необходимость чувственного развития. Восприятие рассматривается, как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность. Хотя наше восприятие проявляет определенные предпочтения: не всё привлекает наши чувства и ум в одинаковой мере. Исследование таких предпочтений — одна из задач эстетики. Оно немыслимо без умения манипулировать механизмами, лежащими в основе избирательности восприятия, и таким образом возбуждать эстетические переживания.
Изучая вопросы эстетики, приходится затрагивать еще и искусство. Проблема эстетического восприятия искусства вызывала интерес у философов древности (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс) и психологов (Т. Липпс, В. Вундт) на протяжении многих веков. По Канту истина и добро находят себя в красоте, а вкус — «способность судить о красоте», т.е. он формулирует условие, при котором раскрывается эстетическое качество. Краеугольным камнем эстетики Гегеля является понятие истины. Красота есть истина, истина в форме созерцания, в образах наших чувств, в формах самой жизни.
Как считают многие ученые, восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Саму проблему эстетического восприятия, развития личности и формирования эстетической культуры рассматривают достаточно полно в трудах отечественные педагоги и психологи,среди них Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Ф. Смольянинов, О.П. Котикова и другие. В работах И.П. Волкова, В.С. Бадаевой, И.К. Баталовой, Е.Н. Прилуцкой, Н.М. Сокольниковой, Н.В. Величко и др. также рассматриваются интересующие вопросы.
Как считают авторы исследований, в эстетическом воспитании важнейшая роль принадлежит художественному творчеству. Оно рассматривается, как действенное средство приобщения к высоким духовным ценностям человеческой культуры через личностный внутренний опыт эмоциональных переживаний. Художественное творчество помогает, вводит личность в культурное пространство человеческой цивилизации, выражает и формирует отношение человека к миру, обществу и самому себе.
Многое из выше сказанного наводит на мысль, что эстетическую способность можно принять лишь в степени развития эстетических чувств. Воспринимая собственный жизненный и культурный опыт, понимая сокровенный смысл эмоций и собственных переживаний. И суждение об эстетическом восприятии останавливается на предварительных эмоциях и уровне узнавания привычных образов. Дальнейшее развитие эстетического восприятия будет связано с переживание радости и счастья, открывающего смысла происходящего вокруг.
Читайте также
Список литературы
- Аксенова О.Н., Муева А.В. Реализация принципа историзма в процессе исследования проблемы эстетического восприятии // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания» № 1(44). Январь 2016 www.grani.vspu.ru
- Антропологический материализм Л.Фейербаха: Философия как материалистическая антропология // Цанн-кай-си Ф.В. Исторические формы бытия философии. Введение в философию как теоретическое мировоззрение: Курс лекций. / 2-е изд. доп. и перераб. – Владимир: ВГПУ. 2007.-391с.
- Эстетика: словарь/под ред.
А.А.Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989г-447с.
Цитировать
Аксенова, О.Н. Что значит эстетическое восприятие? История вопроса / О.Н. Аксенова, А.В. Муева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 325-328. — URL: https://novainfo.ru/article/4889 (дата обращения: 09.05.2023).
Поделиться
Определение эстетического восприятия
В философии эстетики явления работа немецкого философа Мартина Зеля проводит линию от понятия взаимозависимого отношения тела и мира к эстетической теории. Тем самым устанавливается тесная связь между чувствами, восприятием и эстетикой. В исторической перспективе Зеель изображает эстетику как философскую дисциплину, принятую в ее первоначальной форме как congnito sensivita , или дисциплину чувственного познания, полученную из первого определения этого термина Александром Готлибом Баумгартеном в 1750 году (Seel 2005:2). ). Таким образом, чувственное есть эстетическое, а эстетическое есть чувственное. Эстетическое восприятие предполагает «чувственная бдительность, которая является самоцелью» (там же: xii). Эта особая бдительность отличается от научного знания, утверждает Зеель и ссылается на предположение Баумгартена о том, что полное знание должно состоять как из научного, так и из эстетического мышления (там же: 2).
Отходя от происхождения эстетической теории из чувственного познания и следуя мысли о том, что жизнь по-разному извлекает выгоду из научного и эстетического познания, Сил представляет иллюстрацию различия между тем, что можно охарактеризовать как
.0003 детектив и поэтическая практика. Вот иллюстрация (там же: 29): грибник осматривает лесную подстилку. Он уделяет пристальное внимание многочисленным появлениям, но его внимание остается связанным с конкретным намерением : в этой ситуации найти съедобные грибы. Эта практика является детективной, поскольку принимает форму фиксированного расследования в поисках следов, которые могут привести к определенной цели. Затем в лес входит эстетическое восприятие. Ему также присуще пристальное внимание, поскольку он воспринимает вещи в их особой феноменальной индивидуальности (там же: 28). Но это внимание направлено не на различия или детали для того, чтобы найти тот или иной предмет для определенной цели, как съедобные грибы. Вместо этого эстетическое восприятие остается интуитивным в своего рода спонтанном движении по течению (там же: 29).). Эта практика поэтична, потому что ее цель состоит в том, чтобы быть открытым для конкретных ощущений, которые могут возникнуть в каждый данный момент: трава, грибы, внезапная смена света, листья, ветер. Открытость в эстетическом восприятии может привести к представлению Зееля о Баумгартеновском портрете чувственного знания как неопределенной, спутанной формы знания, и, таким образом, «cognito sensivita» и «cognito confusa» становятся родственными (там же: 2).
Cognito sensivita/confusa confusa. Участник: Стефан. Фотограф: Расмус Маллинг Ликке Сков
В движении за возвращение эстетики к ее истокам основная концепция эстетического восприятия Зееля связана не только с восприятием произведений искусства, но и с « внехудожественными явлениями » (там же: xii). Таким образом, эстетическое столкновение с реальностью может включать в себя природу, дизайн, спорт, художественно оформленные мероприятия, а также произвольные объекты в нашей повседневной жизни – в нашем жизненном мире. Таким образом, мое определение эстетического восприятия находит свою форму у Сила как: «воспринимать вещи и события в отношении того, как они мгновенно и одновременно предстают перед нашими чувствами» 9.0004 (там же: xi).
В соответствии с феноменологическим акцентом на восприятии как общении и общении, Сил связывает эстетический объект эстетического восприятия с реляционным процессом таким образом, что такой объект »[…] проявляет себя в постоянно преходящем состояние. В этом состоянии ничто не является просто тем, что оно есть; все предстает в свете отношений, которые, в свою очередь, изменяются при каждом изменении индивидуальных явлений» (там же: 27). В эстетическом процессе восприятия ничто никогда не бывает одинаковым. Таким образом, можно констатировать, что (или а) феноменология эстетического восприятия порождает восприятие специфики здесь-и-сейчас, что требует воссоединения с игровой, поэтической интуицией и способности присутствовать и жить в данный момент. И, наконец, этот подход может привести к предложению о потенциале эстетической практики , , как это дано в тезисе Сила: «в многообразных формах этой практики мы вовлечены в игру интуиции присутствия» (там же: xiii).
Особенность здесь и сейчас. Участник: Мартаболетт. Фотограф: Søren Gammelmark
(Текст представляет собой отрывок из вводной главы магистерской диссертации, над которой я сейчас работаю, под названием «Sensescapes. The Phenomenology of Sensorial Landscape Connections»)
Ссылки:
Seel, Martin, 2005 : Эстетика внешнего вида , Standford
Нравится:
Нравится Загрузка…
Что мы воспринимаем как эстетику и почему?
Знакомо ли вам чувство, когда вы смотрите на произведение искусства и оно вас просто завораживает? Вы не можете объяснить почему, но это затрагивает вас на глубоком, эмоциональном уровне. Но почему мы находим одни вещи эстетичными, а другие нет? Этот вопрос задавали философы и мыслители на протяжении всей истории, но ответ остается неуловимым. Многие эксперты согласны с тем, что красота всегда в глазах смотрящего, в то время как другие считают, что существует соглашение о том, что можно считать эстетическим, исходя из определенных универсальных принципов. В этой серии мы рассмотрим, что такое (минималистская) эстетика и почему мы считаем что-то красивым.
Очарование эстетики
Но сначала давайте перейдем к теоретической стороне вопроса: эстетика — увлекательная область изучения, которая выходит далеко за пределы мира искусства. Это влияет на нашу повседневную жизнь, от архитектуры наших городов и дизайна, который мы используем, до еды, которой мы наслаждаемся. Итак, эстетика – это изучение и оценка искусства и красоты. Он возник в Древней Греции, и этот термин происходит от греческого слова «aistethikos», что буквально означает «восприятие» и «ощущение» или «воспринимаемый органами чувств».
Минималистская эстетика часто считается элегантной, утонченной и вневременной. Минималистское искусство и дизайн прославляют красоту простоты и часто побуждают зрителя смотреть на работу более осознанно и ценить детали.
Почему мы находим что-то эстетическое?
Так почему же одни вещи мы находим красивыми, а другие безобразными? Разве красота не полностью субъективна? Ну тут не все так однозначно. Есть много факторов, которые могут влиять на наше восприятие красоты, от нашей культуры до личного опыта и наших собственных ценностей. Все это играет роль в принятии решения о том, что нам эстетически нравится. Большая часть этого происходит совершенно бессознательно.
Одним из важных факторов в современном мире являются средства массовой информации. Мы постоянно окружены визуальными раздражителями. Этот поток изображений естественным образом влияет на наше восприятие эстетики и может подсознательно привлекать нас к определенным стилям. В последние годы образовались пузыри эстетики (как я люблю их называть), особенно в Instagram, где снова и снова публикуется и прославляется определенный тип эстетики. Так называемый эффект простого воздействия, психологический феномен, при котором люди склонны отдавать предпочтение вещам просто потому, что они знакомы с ними, формирует и изменяет наше восприятие, не замечая этого сознательно.
Фотография, которую я называю красивой и эстетичной. Красивая и эстетичная композиция. Искусство Энтони Пирсона. Изображение взято © Marianne Boesky Gallery
Противоположностью этому потоку изображений, на мой взгляд, противостоит минималистская эстетика. Это привлекает нас, потому что предлагает нам смотреть медленнее и вдумчивее и сделать паузу. В мире, где мы постоянно окружены визуальными стимулами, заниматься минималистским искусством и дизайном может быть настоящей радостью.
В поисках универсальной красоты
Несмотря на наши индивидуальные различия и влияние средств массовой информации, тем не менее существуют определенные эстетические принципы, на которые большинство людей реагируют одинаково. Например, в последние годы ученые обнаружили, что определенные гармоничные пропорции, такие как золотое сечение, часто вызывают у нас положительные реакции, независимо от того, к какой культуре мы принадлежим. Таким образом, эти объективные эстетические принципы относятся к конкретным визуальным характеристикам дизайна, таким как цвета, формы, текстуры и т. д.
Если вам интересна эта тема, могу порекомендовать мою категорию «Эстетическая бумага». Здесь я регулярно делюсь последними результатами исследований мозга, которые показывают, почему мы находим что-то эстетичным.
Может ли что-то быть эстетичным, не будучи при этом красивым?
Этот вопрос давно не дает мне покоя. Есть вещи, которые лично я не считаю «красивыми», хотя мне нравится их эстетика. Так что я бы сказал, да — согласованная общая концепция может быть эстетичной независимо от того, находим мы ее красивой или нет.
Эмоциональное измерение эстетики
Таким образом, наше восприятие эстетики в основе своей индивидуально и во многом зависит от культурных, личных, временных и медийных влияний.