Эжен атже: Эжен Атже — 26 произведений

Эжен Атже — 26 произведений

Эже́н Атже́ (фр. Jean Eugène Auguste Atget; 12 февраля 1857 (1857-02-12), Либурн, деп. Жиронда — 4 августа 1927, Париж) — французский фотограф и художник.

Из семьи бедных ремесленников, в пятилетнем возрасте осиротел, воспитывался бабушкой и дедом. Со второй попытки поступил в 1879 в Консерваторию драматического искусства, в 1885 принят в труппу передвижного театра, но был вынужден оставить актёрскую профессию из-за болезни связок. Работая в театрах на окраинах Парижа он встретил актрису Валентину Делафосс, именно ей было суждено стать его спутницей жизни. Начал заниматься живописью, графикой и фотографией: с 1888 снимал повседневную жизнь Парижа до его масштабной перестройки, запланированной и начатой бароном Османом. Считается, что мастерскую Атже посещали известные художники (Брак, Дерен, Утрилло, Кислинг, Фужита и др.). Некоторые фотографии Атже выполнял на заказ. Для французского Архива он сделал серию документальных фотографий исторических зданий Парижа.

Возможно, среди его заказчиков были Брак и Утрилло.

В настоящий момент известно не много достоверных фактов из жизни Атже. Считается, что Атже был беден, в то же время, существует предположение, что стесненные финансовые обстоятельства фотографа — миф, утвержденный поздними исследователями в попытках создания образа романтического художника.

Смысл фотографической коллекции Атже связаны с фактами его биографии . Изначально снимки Эжена Атже, вероятно, не воспринимались как художественный материал . Атже называл себя «auteur éditeur» , полагая, что является основателем ателье, которое продавало документы для художников («documents pour artistes») . Заявленное им создание документов для художников не было успешным — считается, что у Атже было всего четыре клиента-живописца . Возможно, именно этот факт был положен в основу романтического мифа Атже как непризнанного мастера. Тем не менее, существует мнение, что представление об Атже как о неудачливом коммерсанте, возможно, не соответствует действительности или сильно преувеличено .

Автор одного из наиболее обстоятельных исследований творчества Атже — по этому поводу пишет: «Готовя знаменитую выставку Атже в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1981-1985), Мария Моррис Хамбург обратила внимание на часто повторяющийся интерьер одной и той же хорошо обставленной буржуазной квартиры. Ее версия сводилась к тому, что перед нами, вероятно, апартаменты самого Атже. Предположение абсолютно противоречило сложившимся на тот момент представлениям о фотографе, в частности — той стратегии, которая выстраивалась при подготовке выставочного проекта. Тем не менее Хамбург обозначила свое наблюдение и задала вопрос Беренис Аббо, которая знала Атже при жизни. Реплика Аббо хорошо известна: «Боже мой. Я рада, что старина был не так беден, как я думала». … Романтический миф был важным обстоятельством определения художественного контекста и фактором верификации художественного статуса фотографий Атже» .

В своих исследованиях Джон Шарковски приводил фрагмент переписки Атже с Полем Леоном — профессором Колледж де Франс, сотрудником Комиссии по историческим памятникам и одному из первых лиц Министерства Культуры Франции, из которой следует, что им было продано 2 600 негативов за 10 000 франков. Это одна из самых крупных, но не единственная прижизненная продажа Атже .

Один из главных вопросов, связанных с творчеством Атже, — характер и специфика его наследия. Для многих исследователей он является, прежде всего, создателем идиллических парижских видов. Репутация создателя несколько необычных, но изящных и романтических фотографий старого Парижа закрепилась за Атже и остается важным обстоятельством оценки его творчества.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ещё …

Классик городской съёмки — Bird In Flight

Творчество француза Эжена Атже актуально до сих пор: издаются альбомы, устраиваются выставки, а стиль изучают в университетах и академиях. Его работы обладают огромной силой и оказали влияние на многих современных фотографов.

Эжен Атже (полное имя — Жан Эжен Огюст Атже, 1827–1927) всегда был бедным. Он родился в семье ремесленников, в пять лет осиротел, воспитывался бабушкой и дедушкой. Атже получил хорошее начальное образование. Его дядя, крупный чиновник, мечтал об университете для племянника, но тот уже вырвался на свободу: сначала стал моряком (не пошло), в 1879 году со второй попытки поступил в Консерваторию драматического искусства. В 1885 году его приняли в труппу передвижного театра, но из-за болезни связок Атже пришлось оставить актёрскую профессию.

Его спутницей жизни была актриса Валентин Делафосс-Компаньон, с которой он познакомился в 1886 году. Супруги долго скитались по стране, пока в 1898 году не осели в Париже. В качестве источника дохода и для самореализации уже немолодой Атже выбрал новое занятие — фотографирование.


{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_02.jpg», «text»:»Отель де Бове на улице Франсуа Мирон. 1902 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_03.jpg», «text»:»Уличные музыканты. 1898–1899 годы»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_04. jpg», «text»:»«Вооруженный человек». Улица Блан-Манто, 1900 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_05.jpg», «text»:»Гитарист. 1900 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_06.jpg», «text»:»Отель де Санс. 1900 год»},

{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_07.jpg», «text»:»Почтальон. 1900 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_08.jpg», «text»:»Улица Муфтар. 1900 год»}

Семейная пара открыла прямо у себя в квартире небольшое ателье под названием «Атже — документы для художников». Известные мастера того времени — Брак, Дерен, Утрилло, Кислинг, Фужита — заказывали фотографу те сюжеты, которые потом писали маслом, освобождая себя от рисования с натуры. Заказы были нерегулярными, доходы — скудными.

Для души Эжен Атже фотографировал Париж. Почти каждое утро, начиная с 1898 года и до самой смерти в 1927-м, фотограф выходил с тяжелой камерой на улицы города, а люди узнавали его и называли «папаша Атже».

Город быстро менял облик — многое из того, что успевал запечатлеть фотограф, исчезало. Благодаря работе Эжена Атже у французов осталось много бесценных снимков, которые передают атмосферу старого Парижа.


{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_09.jpg», «text»:»Бульвар Страсбург. 1910 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_10.jpg», «text»:»Газетный киоск. 1910 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_11.jpg», «text»:»Лавка виноторговца. Улица Бойер, 1910 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_12.jpg», «text»:»Затмение. 1911 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_13.jpg», «text»:»Бульвар Страсбург. Корсеты. 1912 год»}

В 1925 году студию Атже начинает посещать художник и фотограф Ман Рэй со своей ассистенткой Беренис Эббот — они в то время связывали себя с направлением сюрреалистической фотографии.

Мистичность и атмосферность в работах француза понравились им настолько, что Ман Рэй проиллюстрировал снимками французского фотографа один из номеров журнала La Révolution surréaliste.

Американка Беренис Эббот скупала работы Атже, насколько ей позволяли собственные средства.

После смерти фотографа она заручилась поддержкой художника и дилера Джулиана Леви, выкупила весь архив работ Атже и перевезла его в Нью-Йорк, где стала куратором и агентом этой коллекции.


{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_14.jpg», «text»:»Версаль. Уличная проститутка. 1921 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_15.jpg», «text»:»Три проститутки в дверях дома по улице Асслен, парижском районе красных фонарей. 1924 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_16.jpg», «text»:»Авеню Гобеленов. 1925 год»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/Atget_17.jpg», «text»:»Цветочный магазин. 1925 год»}

В 1964 году Беренис Эббот издаёт книгу The World of Atget. Благодаря изданию через четыре года МоМА принял решение выкупить у Эббот более 5 тысяч оригинальных отпечатков и негативов. Работы Атже остались в архиве музея, где пролежали вплоть до 1981 года. Тогда руководитель отдела фотографии МоМА Джон Жарковский решил организовать серию выставок под названием «Произведения Эжена Атже: „Старая Франция“, „Искусство старого Парижа“, „Древний режим“, „Современность“».

Именно на 1981 год приходится грандиозный успех фотографа — популяризацией его работ занимаются МоМа и лично Джон Жарковский. Эжен Атже становится крупнейшей фигурой в истории фотографии

Такую же, как у французского мастера, передачу городской атмосферы пытались повторить или переосмыслить многие авторы. Снимая Нью-Йорк, Беренис Эботт находилась под безусловным влиянием Атже.


{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_01.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_02.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_03.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_04.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},

{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_05.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_06.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_07.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_08. jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_09.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_10.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт.»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_11.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_12.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/abbott_13.jpg», «text»:»Фото: Беренис Эботт»}

Немецкий фотограф и представитель Дюссельдорфской школы фотографии Томас Штрут снимал холодные безлюдные города, повторяя стиль старого мастера.

Великий Джон Шарковски, руководитель отдела фотографии МоМА, так говорил об Эжене Атже: «Он принёс в свои работы качество, которое можно было бы не очень удачно описать как оригинальный глаз или оригинальный ум… Все снимки Атже наполнены предельной визуальной точностью, тем самым clarté, которое является высшим достижением классической французской традиции. Сегодня для многих фотографов его работы являются не только героическим и оригинальным достижением, но и образцовым педагогическим уроком».


{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_01.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_02.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_03.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_04.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_05.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_06.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_07.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_08.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_09.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_10.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_11.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_12.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_13. jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»},
{«img»:»/wp-content/uploads/2015/09/struth_14.jpg», «text»:»Фото: Томас Штрут»}

Фото: Eugene Atget / Bibliothèque nationale de France

Эжен Атже

Эжен Атже, мало кому известный при жизни, через сорок лет после смерти признан фотографом, величайшим из когда-либо живших на земле. Но фотографию он  выбрал вовсе не из любви к искусству, меньше всего думая о себе, как о художнике. Фотография  для него была, прежде всего, источником надежного, хоть и небольшого, заработка, а главное, независимости и свободы.

В 1898 году, в сорок лет, попробовав себя в разных качествах и профессиях (матроса, актера, художника, путешественника) Эжен Атже покупает фотокамеру и, не имея специальной подготовки, самоучка и дилетант, становится фотографом-профессионалом, сделавшим более десяти тысяч изображений, запечатлевших призрачный Париж, медленно погружающийся в прошлое.

Фотограф сразу определился со своими «клиентами» — уходящая городская натура старого Парижа и его окрестностей. Увлеченный французской литературой XIX века, Эжен стремится сохранить Париж прошлого, который он знал по книгам,  сохранить отпечаток времени на камне, железе, деревьях прежде, чем они будут уничтожены окончательно.

Rue Валетт. Пантеон. 1925

Он снимает длинными планами, с разных точек зрения, в разное время, создавая свой неподвижный мир, бросающий вызов времени. Медленно и методично в течение тридцати лет он снимает квартал за кварталом, улицы, парки, дверные проемы, аркады, фасады, дома, дворы, витрины, экипажи, лестничные пролеты, детали интерьеров старого Парижа, строго их каталогизируя и придумывая собственную систему нумерации.

Закоулки, особнячки, замки, маленькие магазинчики и кабаре, отживающие уличные профессии шарманщиков, старьевщиков, мелких продавцов, пригороды и окрестности Парижа с его удивительными парками, а в конце жизни – крючковатые деревья, олицетворяющие его собственную, тоже уходящую в прошлое, жизнь.

Атже преследует единственную цель – заархивировать, успеть задокументировать то, что уже завтра исчезнет навсегда. И хотя он часто возвращается на прежние места, но только затем, чтобы запечатлеть происходящие там  перемены.

Парк Сен-Клу. 1921-22

Даже свою старую камеру, самодельную, с треножником он никогда не менял, хотя в двадцатых годах уже мог купить  новую. Но на все предложения отвечал: «Я думаю медленнее, чем она снимает», и отказывался. Как-то другой фотохудожник Билл Брандт сказал: «Любая фотография, сделанная фотохудожником, в какой-то степени автопортрет – все дело в его индивидуальности».

Это в полной мере относится к Эжену Атже.  Верность прошлому, несуетливость, методичность, особый взгляд на старину сделали Париж и его окрестности под  фотокамерой Атже похожими на сказочный сон, легенду, мечту, выросшую из реальности, но туда не вернувшуюся. Именно это привлекало сюрреалистов в его снимках.

Впервые фотографии Эжена были опубликованные Ман Рэем за год до смерти фотографа, а настоящая слава пришла к нему уже после смерти. Когда Атже скончался, Беренис Эбботт, помощница Ман Рэя, на собранные с помощью друзей деньги приобрела полторы тысячи негативов и восемь тысяч отпечатков его фотографий, а следующие сорок лет посвятила продвижению работ мастера в США.

Торговец абажурами, 1899-1900

В 1964 году Эббот выпустит книгу «Мир Атже», а в 1968 отдаст всю свою коллекцию фотографий мастера в Музей современного искусства Нью-Йорка, который с тех пор начинает регулярный показ его фотографий. В 1968 Беренис Эббот скажет:

его «будут вспоминать как историка-урбаниста, истинного романтика, влюбленного в Париж, Бальзака камеры, из творчества которого мы можем сплести огромный гобелен французской цивилизации».

На снимках Эжена Атже нет взрывных эмоций, как у Анри Картье-Брессона или  раннего Ричарда Аведона; в них покой и тишина, словно все происходит во сне. Его стиль очень схож со стилем Йозефа Судека: та же поэтичность образов, молчаливость, тишина, отсутствие людей, которые если и появляются, то больше напоминают призраков.

Трианон [Pavillon Francais] 1923-24

И та же любовь к съемкам в ранние часы или в вечерних сумерках, когда еще не рассеялся утренний туман, а вечерний свет еще не окончательно погрузил город в ночное безмолвие. Многие сравнивают Эжена Атже с Анри Руссо, художником-примитивистом, хотя это не совсем справедливо, т.к. снимки фотохудожника только на первый взгляд кажутся примитивными и наивными.

Миф о наивности Атже возник почти сразу после его смерти, и получил распространение благодаря монпарнасскому  поэту Пьеру Макорлану, написавшему в 1930-м году введение к первой книге фотографий Эжена. Позднее оно было перепечатано в американской прессе.

Статья Беренис Эббот о том, что мастер был глубоко интеллигентным, изощренным в артистизме человеком и настоящим художником, оказалась гласом вопиющего в пустыне. Он был услышан только в конце шестидесятых годов.

Нотр-Дам. 1925

Дело в том, что фотограф сознательно уходил от художественной и живописной риторики, пустое пространство и статичность изображений — это знаки и символы, создающие ностальгическую тревожность и странность существования, сближающие его с сюрреализмом и экзистенциализмом.

Но по мере того, как искусство Эжена Атже начинает становиться предметом анализа, он постепенно приобретает репутацию фотографа, который так ловко умел прятать свою руку и индивидуальность, что зритель был уверен, что их просто нет. Критики и зрители воспринимали его фотографии просто как окна, через которые предмет входит в фотографию помимо фотографа.

Но под этим поверхностным взглядом лежит стиль настолько тонкий и глубокий, что никому до сих пор не удалось его повторить. Уникальность мастерства Атже заключается в его бережном отношении к своему предмету, в максимальном приближении фотографии к зеркалу, потому что чем ближе к зеркалу, тем больше тайны, тем более она неуловима и неописуема: ее магию можно только почувствовать.

Hotel Des Archeveques де Лион, Рю Сент-Андре-де-Arts, 58. 1900

Стиль Эжена Атже не оставался одним и тем же на протяжении трех десятилетий, постепенно  эволюционируя от максимальной объективности ко все большему проявлению личностного отношения к увиденному. Особенно это заметно, если сравнивать ранние и поздние его фотографии. Первые сделаны, как правило, в полдень, когда почти отсутствуеют тени.

Свет здесь не играет никакой роли, он бесстрастен. Это фотографии, сделанные в первые четыре года (1898-1902): «Торговец абажурами», «Старьевщик», «Шарманщик» и другие. В поздних фотографиях свет становится фактором настроения. Мастер перестает фотографировать объекты в полдень, переместив время съемок на раннее утро и ранний вечер, когда все находится в легкой дымке тумана.

Все чаще на снимках появляются тени, становясь преобладающими в поздних фотографиях (Парк Сен-Клу, Парк Со). Изменение отношения к свету и тени являются примером явного смещения акцентов Эжена Атже в сторону субъективности. (Окончание здесь)

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Эжен Атже

С первых дней своего существования Историческая библиотека города Парижа уделяла огромное внимание созданию фотографической коллекции. Начиная с 1872 года библиотека регулярно приобретала фотографии для своего архива, который уже к 1900 году насчитывал около 400 отпечатков и 900 стеклянных пластин Шарля Марвиля, датированных XIX веком, а также стеклянные пластины Мориса Бюке и Шарля Фремана, стеклянные пластины и выполненные с них отпечатки Генри Годфруа и т. д.
Работы Эжена Атже (1857–1927 гг.) занимают особое место в коллекции библиотеки, которая закупила у фотографа 5650 фотографических отпечатков, выполненных в период с 1898 по 1914 гг. и запечатлевших все парижские кварталы, включая ближние и дальние пригороды (Версаль, Фонтенбло и др.) и их обитателей. В 1906 году Марсель Поэт, хранитель Исторической библиотеки города Парижа, заказал Атже фоторепортаж, который должен был стать детальным отражением исторического облика столицы Франции. Работа Атже всегда строилась по принципу фотографических серий, и данный репортаж не стал исключением, положив начало третьей серии в творчестве фотографа, получившей название «топография старого Парижа» — того Парижа, который уже начинал исчезать и память о котором художник стремился запечатлеть во всех деталях. Лишь за некоторым исключением все фотографии этого репортажа были наклеены автором на картон, где его же рукой в правом нижнем углу чернилами проставлены название и подпись, а на обороте черным карандашом — номер соответствующего негатива. Эжен Атже всегда сам печатал свои фотографии со стеклянных негативов, используя практически не применявшийся с конца XIX века процесс на основе альбумина, представлявшего собой смесь яичного белка и соли или же хлористого алюминия. Позже фотограф начал наносить на свои отпечатки воск, своеобразный эффект от которого позволял добиться самых разных оттенков желтого цвета, вплоть до шоколадного.

С 1916 по 1918 годы творчество Эжена Атже переживало явный спад. Фотограф практически перестал снимать в эти годы, когда Историческая библиотека прекратила приобретать фотографии для своей коллекции. Именно поэтому в собрании библиотеки нет ни одной работы Атже, выполненной после 1915 года. Однако огромное количество тех фотографий, которые составляют ее архив, все же дают всеобъемлющее видение творчества Эжена Атже, в котором нашли отражение присущие фотографу темы это парижские фасады и дворы, многочисленные магазинчики и мастерские, портики и отдельные архитектурные детали, церкви и уличные сценки, фортификационные сооружения, Сена, городские празднества, а также интерьеры домов и общественных зданий. Единственным элементом, который так ни разу и не появился на снимках Атже, была Эйфелева башня, ставшая в конце XIX века олицетворением современности и являющаяся сегодня символом Парижа.

Выбор работ для выставки Эжена Атже «Париж на рубеже веков» обусловлен стремлением представить зрителю не тот Париж, который широко известен своими грандиозными памятниками и выдающимися архитектурными ансамблями, но Париж, вызывающий в представлении облик парижан и повседневную жизнь парижских улиц, какими они были 100 лет назад.

Лиза Дом

Эжен Атже — французский фотограф

Эжен Атже (Eugène Atget), полное имя — Жан Эжен Огюст Атже (Jean Eugène Auguste Atget), родился в 1857 году в Либурне (Libourne). Он рано осиротел, и с 5-летнего возраста мальчика воспитывали бабушка с дедом. Сразу после окончания школы Эжен поступил в торговый флот, а в 1878 году Атже, который всегда чувствовал тягу к искусству, вернулся во Францию, в Париж (Paris), где попробовал поступить на актерские курсы. Первая попытка окончилась провалом, но со второго раза он все же сумел попасть на обучение, однако его актерской карьере сбыться было не суждено – небольшие труппы в передвижных театрах не отвечали его мечтам о славе, а потому в конце 1800 годов Атже решил попробовать реализовать себя в другом виде искусства и стать художником.

И здесь Эжена ждал провал, однако он по-прежнему не отчаивался и не разочаровывался. Так, вскоре он уже нашел свое новое ремесло – фотографию, и на этот раз это было окончательным.

Начав фотографировать с 1888 года, он снимал Париж, в котором как раз шел индустриальный бум, его новостройки и повседневную жизнь. Так, ‘старый Париж’ исчезал прямо на глазах, и многие фотографы, в числе которых был и Атже, старались успеть запечатлеть его прежний облик.

Весьма скоро имя Эжена Атже стало все более и более известным – его снимки были по-настоящему талантливыми, и ими начали интересоваться весьма влиятельные печатные издания. Впрочем, настоящее признание пришло к художнику, увы, уже после его смерти – именно тогда его назвали ‘родоначальником европейской жанровой фотографии, снятой репортерским методом’.

На снимках Атже — первые шаги французского автомобилестроения и воздухоплавания, а также эпоха начала кинематографа, строительство метрополитена. Он стал известен и своими знаменитыми снимками простых людей – лоточников, мелких торговцев, мусорщиков, безработных и нищих. Он фотографировал ярмарки, гулянья, похороны, народные праздники.

Эжена часто можно было увидеть на парижских улицах, с камерой, в поношенной одежде, с черным покрывалом на плечах, которое он набрасывал на себя во время съемки, и парижане приветствовали его и охотно позировали по просьбе художника.

В 1899 году фотограф продал около сотни своих работ, посвященных старому городу, Парижской исторической библиотеке (Bibliothèque Historique de la Ville de Paris). Известно, что с 1902-го верной помощницей Эжена стала его жена Валентина Компаньон (Valentine Delafosse Compagnon), с которой он познакомился еще в бытность свою актером. Валентина также была актрисой, а впоследствии она оставила театр, помогая мужу с работой в фотолаборатории.

С началом Первой мировой войны жизнь для Эжена и его жены становилась все сложнее – продавать работы было чрезвычайно сложно. Здоровье художника к тому времени ослабло, в то время как фотокамера и необходимое для съемки оборудование было весьма тяжелым и требовало немалых физических сил. Впрочем, как бы ни было, но Атже все же продолжал снимать. Позже, уже после его смерти, многие удивлялись, как он сумел сделать настолько много снимков – его наследие составило около 10 000 тысяч фотографий и негативов. Кроме того, вызывало удивление и то, что Эжен был практически самоучкой – специально фотографии он никогда не учился. Поздние его работы отличает высочайшая техника, умелая постановка света и композиционное совершенство.

Так, среди оставленных Атже снимков некоторые оказались просто виртуозными.

Тем временем, после окончания войны дела художника несколько выправились – в 1920-м ему удалось продать около 2500 снимков министерству культуры Франции. Это было огромным успехом и принесло Эжену некоторую финансовую передышку и независимость. Кроме того, его талант привлек к нему и нескольких меценатов, в том числе американку Беренис Эббот (Berenice Abbott), которая всячески старалась помочь Атже.

Благополучие продолжалось не слишком долго – к концу жизни Эжен вновь был угрожающе беден, а, кроме того, его сильно подкосила смерть Валентины, которая умерла в 1926-м. Так, близкий к отчаянию, Эжен доживал своей век в крайней нужде, в то время как его работы, которые смело можно было назвать гениальными, вдохновляли таких художников, как Мэн Рэй (Man Ray), Андре Дерен (André Derain), Матисс (Henri Matisse) и Пикассо (Picasso).

Рассказывают, что за день до своей смерти, фотограф, который всегда отличался эксцентричностью, с большим трудом вышел на балкон своей квартиры в доме №17 на улице Кампань-Премьер (Rue Campagne-Première, 17), посмотрел на город, вскинул руки к небу и воскликнул: ‘Я умираю!’… Равнодушный Париж, который он фотографировал на протяжении 30 лет, его смерти попросту не заметил.

Эжен Атже умер 4 августа 1927 года. Лишь спустя несколько десятилетий после смерти Атже получил заслуженные почести и был назван одним из наиболее значительных мировых фотохудожников.

Биография :: Эжен Атже (Eugene Atget)

Эжен Атже (Jean Eugène Auguste Atge, 18571927гг.) родился 12 февраля 1857 года в Либурне, Франция. После смерти родителей мальчика берет на воспитание дядя, с которым Эжен в 1860 году переезжает в Париж. В 17-летнем возрасте, после окончания католической школы, сбегает из дома и устраивается юнгой на торговый корабль, плывущий в Уругвай.

После 5-летнего скитания возвращается в Париж и поступает в Консерваторию французского национального театра для обучения актерскому ремеслу. В 1886 году в Париже Атже познакомился с молодой актрисой Валентиной Компаньон, которая вскоре стала его женой. Позже начал заниматься живописью, графикой и фотографией: с 1888 года снимал повседневную жизнь Парижа до его масштабной перестройки.

В 1899 году Эжен начинает фотографировать виды Парижа. Эжен Атже довольно быстро приобрел опыт натурной и интерьерной съемки и начал не просто запечатлевать действительность, но и экспериментировать с выразительными средствами.

Он снимал все, что видел вокруг – узкие улицы и сады в историческом центре Парижа, старые особняки, дворцы, мосты и набережные Сены, витрины магазинов, лестницы и архитектурные детали фасадов зданий, а также их интерьеры. Нередко Атже выбирался в пригороды Парижа, чтобы снять пейзажи Версаля, Сен-Клода или Со.

Фотография не принесла Эжену Атже особенного богатства: относительную финансовую свободу он получил только в 1920-х годах, когда Историческая библиотека Парижа закупила у него 5650 фотографических отпечатков.

За 30 лет работы фотографу удалось сделать более чем 10 000 фотографий. Многие из них представлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Некоторые снимки Атже были опубликованы и представлены широкой общественности благодаря фотографу Беренису Эбботу.

4 августа 1927 года Атже скончался в своей парижской квартире по улице Кампань-Премьер.

Старый Париж в объективе Эжена Атже

Атже — крупнейшая фигура в истории фотоискусства, один из пионеров городской фотографии. Его называют Бальзаком фотоаппарата. Эжен Атже взялся за камеру в 1898 году, когда ему было сорок два года. Французский фотограф является автором не одной сотни фотографий, сделанных на тихих улочках столицы Франции. А самое примечательное, что главным объектом фотосъемки для Эжена была не просто архитектура, а атмосфера тех времен…

Эжен Атже (Eugene Atget) – уроженец небольшого городка Либурн, в предместье Бордо. Родившись в 1857-м году, уже через пять лет стал сиротой и воспитывался родителями мамы. По окончании средней школы работал на торговом флоте.

В Париже оказался, когда ему исполнился 21 год. Парень мечтал стать актером и поступал на актерские курсы. Только со второй попытки ему это удалось. Но призыв в армию лишил возможности окончить курсы. Впоследствии смог устроиться в передвижной театр, но был вынужден отказаться от карьеры актера, когда узнал о заболевании голосовых связок.

Эжен Атже (1857—1927)

Театр подарил ему любовь всей жизни Валентину Делафосс Компаньон. Потеряв веру в театральное будущее, Эжен на несколько лет покидает Париж, но вскоре возвращается, уже профессиональным фотохудожником.

С 1888 начал снимать повседневную жизнь Парижа до его масштабной перестройки, запланированной и начатой
бароном Османном.

Парижане прозвали фотографа «Папаша Атже». Вооружившись камерой, папаша Атже бродил по улицам Парижа в поисках натуры с раннего утра и до полудня (послеобеденное время фотограф посвящал обработке пластинок и печати фотографий).

В 1898-м году, фотографии Атже покупают несколько музеев и библиотек. Для французского архива он сделал серию документальных фотографий исторических зданий и средневековых статуй.

Умер фотохудожник в Париже в возрасте 70-ти лет. Его любимая Валентина умерла годом ранее.



Eugène Atget Фотография, Биография, Идеи

1925

Storefront avenue des Gobelins

Это один из наиболее игривых образов Атже, созданных им в конце жизни. Модные манекены разбросаны по витрине, как человеческие суррогаты, демонстрируя модную женскую моду дня. Их преувеличенные жесты создают странное изображение, которое еще более усложняется различными отражениями в окне. Ветки деревьев, здание напротив витрины и собственная нога Атже накладываются на сцену и создают новые формы и отсылки.

Фотографии витрин занимают особое место в творчестве Атже. Лечение светом стало результатом искусной техники. Смешение пространств, объектов и черных тонов одновременно сливает и разделяет фотографию на реальное и отраженное, что делает ее фотографией, которую отстаивают сюрреалисты и их любовь к исследованию связи между вымыслом и реальностью. Одно конкретное изображение магазина корсетов, которое он сделал, было использовано сюрреалистами в своем журнале как описание сна, в котором манекен в корсете оживает с коннотациями сексуальности и насилия.

В то время как Атже запечатлел городскую жизнь на протяжении большей части своей карьеры, витрина универмага, безусловно, является самой современной из когда-либо созданных Атже. По иронии судьбы, Атже создал свои образы, чтобы они стали вечными документами того, что когда-то было, но на проспекте до сих пор есть торговые центры, посвященные продаже одежды. Атже ведет хронику магазинов мужской и детской одежды, а также других парижских магазинов. Когда крупный универмаг Printemps попросил французского фотографа Сабину Вайс фотографировать их витрины при каждой смене сезона, ее изображения отсылали к этой прочной документальной традиции.Теперь они также стали документами, свидетельствующими о предметах потребления 1950-х годов.

Неоднозначное пространство этой фотографии было впервые воспринято такими сюрреалистами, как Ман Рэй, а позже прочувствовано в работах художника-фотореалиста Ричарда Эстеса. Как и Атже, Эстес делал фотографии витрин магазинов, но позже брал фотографии в свою студию, чтобы создавать различные картины; от аналогичной обработки отражений до таких работ, как Двойной автопортрет , которые имеют несколько отражений на одном изображении.

Матовый альбуминовый принт — Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния

Французский фотограф парижской архитектуры


«Чистка обуви в Париже» (1899)
(«Декротер») Фотограф
Юджин Атже.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ
Для краткого объяснения технических терминов
и исторических терминов см.:
Глоссарий художественной фотографии.

Фотография Атже

Пионер конца 19-начала 20 века фотография, Жан-Эжен-Огюст Атже (1857-1927) был французским художником-оператором, известным своими работами. смесь городской документальной фотографии и уличная фотография, запечатлевшая исчезновение кварталы, уличные сцены и архитектура Парижа.Сделанные в период с 1897 г. до его смерти в 1927 г., его изображения сформировали огромный архив архитектурного орнамента, в котором представлены изделия из металла, лестницы, дверные молотки и вывески магазинов. Среди его клиентов были музеи, художественные галереи, антиквары, библиотеки и архитектурные архивы. Ан важная часть его современного искусства, лежала в использовании им негатива с сухой пластиной, что позволяло ему делать фотографии целый день, а потом проявить свои отпечатки. В 1920-х годах он продал большое количество своих стеклянных негативов парижской архитектуры французскому правительству.Несмотря на то, что он один из величайших фотографов В то время искусство камеры Атже привлекло широкое внимание только после его смерти.

Биография

За три десятилетия по собственной инициативе он был занят фотодокументацией старого Парижа. Изначально обнаружен в 1920-х годах сюрреалистом артисты, такие как Ман Рэй для мир искусства. Теперь модель для бесчисленного количества фотографов-документалистов.

В раннем возрасте теряет обоих родителей.С 1862 живет у родителей матери. После окончания школы становится юнгой в торговом флоте. С 1878 в Париже. Драматическая школа. Служба в армии: 1881, освобожден после смерти бабушки и дедушки. Становится путешествующим актером. 1887 г., бросает актерское мастерство (из-за проблем с голосовыми связками). инфекционное заболевание). Краски, без успеха. С 1888 занимается фотографией. Делает этюды для художников («документы для художников»).

1897 г., начинается систематическое исследование старый Париж: «мелкие торговцы», дворы и фасады, элементы отделку фасадов (двери, балконы), витрин, интерьеров.1898 г., первая продажа государственным учреждениям (в том числе музею Карнавале). Встречает Ман Рэя (как Атже живет на Монпарнасе с 1922 г.). 1926 г., четыре фотографии в журнал La Revolution Surrealiste . 1927, через Ман Рэя, портрет Беренис Эбботт (три фотографии). После смерти Атже его имущество между Archives Photographiques d’Art et d’Histoire (2000 негативов) и Беренис Эбботт (7800 стеклянных негативов, 1400 отпечатков).

1929, презентация одиннадцати фотографий на выставке Werkbund Film und Foto . Монография Atget: Photographe de Paris (1930), сделанный Беренис Эбботт, является начало его международной репутации. 1968 г., приобретение Abbott. коллекция музея современного искусства, Нью-Йорк. К 150-летию со дня рождения А. большая ретроспектива с остановками в Париже, Берлине и Винтертуре.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для другого фотографа, добившегося международное признание за его серию фотографий Парижа, см. Венгерский художник Брассай (Дьюла Халаш) (1899-1984).

«История фотографии коротка, но достаточно длинна, чтобы мы могли разделить ее в эпоху старых мастеров и современную эпоху. Как и у художников, Среди фотографов мы больше всего восхищаемся несколькими старыми мастерами, которые необъяснимым кажутся современными, как будто они были пришельцами в свое время и создали свою работу для будущих поколений. Самые известные примеры таких художников, странные и в то же время знакомые, Вермеер среди живописцев и Atget для фотографов» (Вильфрид Виганд).

Для краткого обсуждения эстетики и эволюцию линзового искусства см.: Is Искусство фотографии?

Избранные выставки

Если не указано иное, все шоу проводятся индивидуально.

1928 Париж (Салон фотографии/Солон de l’Escalier) групповая выставка
1929 г. Штутгарт (кино и фото) групповая выставка
1930 г. Нью-Йорк (книжный магазин и галерея Эрхарда Вейхе)
1931 г. Нью-Йорк (галерея Жюльена Леви — 1936) совместная выставка с Надаром
1952 г. Нью-Йорк (Метрополитен) Museum NYC)
1972 Нью-Йорк (Музей современного искусства — 1981, 1982, 1983, 1985, 1987)
1982 Париж (Музей Карнавале — 1992)
2000 Париж (Hotel de Sully)
2000 Лос-Анджелес (J.Paul Getty Museum)
2007 Париж (Национальная библиотека Франции)
2007 Берлин (Martin-Gropius-Bau)
2008 Винтертур (Fotomuseum)
2008 Кёльн (Galerie Thomas Zander) совместная выставка с Lee Friedlander

парижских фотографии Эжена Атже регулярно выставляется в одних из лучших галерей современного искусства в Европе и Америке.

Эжен Атже | Фотография и биография

Эжен Атже — французский прохожий и основоположник техники документальной фотографии.Его сила духа заключалась в том, чтобы задокументировать весь архитектурный ландшафт и виды улиц Парижа до его преобразования в модернизм. В то время, когда он был жив, его работа получила ограниченное признание, однако он не дожил до того, чтобы увидеть, как его работа в конечном итоге получила признание.

Атже родился в Лилбурне 2 и февраля 1857 года. Его отец умер через пять лет после его рождения, а мать вскоре после этого покинула мир. Его воспитывали бабушка и дедушка. После окончания средней школы Атже присоединился к торговому флоту.В 1878 году он переехал в Париж и хотел брать уроки драмы, однако, поскольку он был занят военной службой, он не мог пройти этот курс. Но он все же стал актером с помощью бродячей драматической труппы и за это время встретил Валентина Делафосс , актрису, которая оставалась его спутницей до самой смерти. Позже Атже оставил актерскую карьеру из-за инфекции голосовых связок в 1887 году.

Затем он увлекся фотографией. Его первые изображения Бове и Амейна относятся к 1888 году.В то время фотография становилась популярным навыком, особенно в сферах коммерции и тех, которые только зарождались. К 1890 году Атже стал фотографом-специалистом. Он снабжал учебными документами дизайнеров, архитекторов и художников. Он продавал изображения цветов, пейзажей и другой контент, интересующий покупателей.

С 1897 года его фотографии покупали такие ассоциации, как Bibliothèque Historique de la ville de Paris и Musée Carnavalet , которые также заказывали Атже фотографировать старинную архитектуру; и Музей Карнавале .Через год он отправился в Монтопарнас.

Чтобы сфотографировать Париж, он работал с широкоформатной камерой с быстрым прямолинейным объективом. С 1897 по 1927 год Эжен Атже запечатлел красоту Парижа в то время, когда городской пейзаж еще не изменился. На его фотографиях можно увидеть магазины, дворы, узкие улочки, старые дома, дворцы, набережные и мосты. Кроме того, он также снимал архитектурные детали, интерьеры квартир. Он даже распространил свои фотографические исследования на пригороды Парижа.Помимо натюрмортов, он также снимал сборщиков тряпья, проституток и торговцев.

Несмотря на то, что новой карьерой Атже стала фотография, он по-прежнему считал себя актером и поэтому читал и читал лекции студентам. Однако во время Первой мировой войны Атже оставил фотографию и хранил фотоархивы в подвале своего дома.

В 1921 году Атже продал несколько своих фотонегативов различным организациям. После войны он начал фотографировать парки в Со, Сен-Клу и Версале.Кроме того, он также фотографировал проституток.

Работы Эжена Атже наполнены широким спектром сюжетов и интересными приемами, такими как длительная выдержка и широкий обзор. Другие фотографы и художники, такие как Анри Матисс, Андре Дерен, Пикассо и Ман Рэй , высоко оценили работу Атже. Рэй предложил Атжету свою новую камеру для работы, поскольку они были соседями, однако Атже хотел работать только с использованием старых методов.

Как только Париж начал преображаться, Атже создал память о когда-то существовавшем Париже.После его смерти его фотоархив был разделен между Беренис Эбботт и институтом в Париже. Два года спустя некоторые из его фотографий были выставлены в Штутгарте на выставке Film und Foto Werkbund . В Библиотеке Конгресса США под номером хранится двадцать экземпляров работ Атже. В 1968 году Музей современного искусства купил его фотографии. Ретроспектива его работ была проведена в Парижской национальной библиотеке в 2007 году.

Эжен Атже Фотографии

Эжен Атже — 26 работ

Эжен Атже ( французский : [adʒɛ] ; 12 февраля 1857 г. — 4 августа 1927 г.) был французским фланером и пионером документальной фотографии, известным своей решимостью задокументировать всю архитектуру и уличные сцены Парижа до их исчезновения. к модернизации.Большинство его фотографий были впервые опубликованы Беренис Эббот после его смерти. Хотя он продавал свои работы художникам и ремесленникам и стал источником вдохновения для сюрреалистов, он не дожил до того, чтобы увидеть широкое признание, которое в конечном итоге получит его работа.

Жан-Эжен-Огюст Атже родился 12 февраля 1857 года в Либурне. Его отец, каретный строитель Жан-Эжен Атже, умер в 1862 году, а его мать, Клара-Аделина Атже, урожденная Урлье, умерла вскоре после этого; он был сиротой в возрасте семи лет. Он был воспитан бабушкой и дедушкой по материнской линии в Бордо и после получения среднего образования присоединился к торговому флоту.

Атже переехал в Париж в 1878 году. Он провалил вступительный экзамен в актерский класс, но был принят со второй попытки. Поскольку его призвали на военную службу, он мог посещать занятия только на полставки, и его исключили из театрального училища.

Еще живя в Париже, он стал актером бродячей труппы, выступая в парижских пригородах и провинции. Он познакомился с актрисой Валентайн Делафосс Компаньон, которая стала его спутницей до самой смерти. Он бросил актерское мастерство из-за инфекции голосовых связок в 1887 году, переехал в провинцию и безуспешно занялся живописью.Когда ему было тридцать, он сделал свои первые фотографии Амьена и Бове, которые датируются 1888 годом. .

Начиная с 1898 года такие учреждения, как Музей Карнавале и Историческая библиотека Парижа, покупали его фотографии. Последний поручил ему ок. 1906 г., чтобы систематически фотографировать старые здания в Париже.В 1899 году он переехал на Монпарнас.

Будучи фотографом, Атже еще называл себя актером, читал лекции и читал лекции.

Во время Первой мировой войны Эжен Атже временно хранил свои архивы в своем подвале на хранение и почти полностью отказался от фотографии. Сын Валентина Леон погиб на фронте.

В 1920–1921 годах он продал учреждениям тысячи своих негативов. Финансово независимый, он занялся фотографированием парков Версаля, Сен-Клу и Со и выпустил серию фотографий проституток.

Беренис Эбботт, работая с Ман Рэем, посетила Атже в 1925 году, купила несколько его фотографий и попыталась заинтересовать других художников своей работой. Она продолжала продвигать Атже с помощью различных статей, выставок и книг и продала свою коллекцию Атже Музею современного искусства в 1968 году. сделал его в 1927 году, показав его «слегка сутулым… усталым, грустным, отстраненным, привлекательным», Эжен Атже умер 4 августа 1927 года в Париже.

Атже начал заниматься фотографией в конце 1880-х годов, примерно в то время, когда фотография переживала беспрецедентное распространение как в коммерческих, так и в любительских областях.

Атже сфотографировал Париж широкоформатной камерой с деревянными мехами и светосильным прямолинейным объективом, инструментом, который был довольно популярен, когда он взял его в руки, но который он продолжал использовать даже тогда, когда ручные и более эффективные широкоформатные камеры стали доступный. Оптическое виньетирование, часто наблюдаемое в некоторых углах его фотографий, связано с тем, что он изменил положение объектива относительно пластины на камере, используя одну из особенностей камеры с меховым обзором как способ исправить перспективу, контролировать перспективу и сохранять прямые вертикальные формы. .На негативах видны четыре небольших четких углубления (черная печать), где зажимы удерживали стекло в держателе пластины во время экспонирования. Стеклянные пластины марки Bande Bleue (Blue Ribbon) размером 180 × 240 мм с желатиново-серебряной эмульсией общего назначения, довольно медленные, что требовало довольно длительных выдержек, что приводило к размытию движущихся объектов, наблюдаемых на некоторых из его снимков. Интерес к работам Атже вызвал недавний научный анализ негативов и отпечатков Атже в парижских коллекциях и в Художественном музее Филадельфии

.

Это часть статьи в Википедии, используемой в рамках Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Неперенесенная лицензия (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →


Подробнее…

Юджин Атгет Онлайн

Художественный институт Чикаго    НОВИНКА!

Дом-музей фотографии и кино Истмана, Рочестер, Нью-Йорк

Музеи изящных искусств Сан-Франциско    НОВИНКА!

Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес
72 работы Atget онлайн

Музей Метрополитен, Нью-Йорк    НОВИНКА!   

Музей Орсе, Париж
Произведения в базе данных музея

Музей Орсе, Париж
«Работы в фокусе:» Обнаженная, вид сзади в

Музей искусств
Rue de la Montagne-Sainte-Genevive , 1924

Музей изящных искусств, Бостон    НОВИНКА!
Коллекция фотографий онлайн

Музей современного искусства, Нью-Йорк
Включает биографическую информацию о художнике

Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.C.    НОВИНКА!
Включает биографию художника. Petit Marchand)
Недокументированная функция: Нажмите здесь, чтобы увидеть изображение в гораздо более высоком разрешении.

Художественный музей Экленда при Университете Северной Каролины
Набережная Анжу в утреннем тумане
Недокументированная функция: Нажмите здесь, чтобы увидеть изображение с гораздо более высоким разрешением.

Художественный музей Аллена в Оберлин-колледже, Огайо
Статуи, Сент-Клауд , фотография

Художественная галерея Онтарио, Торонто

Национальная библиотека Франции (на французском языке)
Интернет-выставка: «Eugène Atget3 2200» 9000 Художественный музей, Питтсбург, Пенсильвания

Художественный музей Цинциннати, Огайо    НОВИНКА!
Versailles, Dying Gaul (Apollo Belvedere in the Background)

Clark Art Institute, Williamstown, Massachusetts
Versailles, Maison Close, Petit Place , 1921

Cleveland Museum of Art, Oh , Вашингтон Д.C.
Joueur d’Orgue

Художественный музей Фреда Джонса-младшего при Университете Оклахомы
Street Paver , 1910

Художественные музеи Гарвардского университета, Массачусетс
Гарвард, но, к сожалению, у вас есть работы в их коллекциях нужно ввести в поиск самостоятельно

High Museum of Art, Atlanta, Georgia
Rouen, Rue de Bac, 28 et 30 , 1907

Indianapolis Museum of Art, Indiana

Juniata College Museum of Art, Huntington, Pennsylvania
Витрина магазина (обратите внимание, что фактическое изображение в формате JPG больше, чем отображается на странице)

Музей искусств округа Лос-Анджелес    НОВИНКА!

Музей искусства и культуры Монтаны, Миссула
Бар-кабаре , 1910

Музей современной фотографии Колумбийского колледжа, Чикаго
Обратите внимание на ссылку внизу страницы на все работы в их коллекции Eugène Atget

Национальная галерея Виктории, Австралия
2 работы онлайн

Художественный музей Филадельфии

Художественный музей Принстонского университета, Нью-Джерси

Государственные музеи Берлина
2 фотографии онлайн

Музей искусств Университета Айовы Iowa City

Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания
Информация о выставке 2007 года: Eugne Atget: Непреднамеренный сюрреалист?

Каталог Музея Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания

 

38 Великолепные фотографии «Старого Парижа»

1 из 39

Небольшой рынок перед церковью Сен-Медар, Париж, 1898 год. Метрополитен-музей/Эжен Атже

2 из 39

Торговец абажурами, улица Лепик, Монмарт, Париж, около 1899-1900 гг. Музей Метрополитен/Эжен Атже

3 из 39

Парижане смотрят на полное солнечное затмение, 17 апреля 1912 года. Художественный музей Метрополитен/Эжен Атже

4 из 39

Пон-Нёф, Париж, 1925 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

5 из 39

Мужчина играет на гитаре в неустановленном месте в Париже, 1900 год.Метрополитен-музей/Эжен Атже

6 из 39

Люксембургский сад, 1902 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

7 из 39

Rue de la Montagne-Sainte-Geneviève, 1924. Художественный музей Метрополитен/Eugène Atget

8 из 39

Версальский дворец, 1903 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

9 из 39

Набережная Анжу, 1924 год.Метрополитен-музей/Эжен Атже

10 из 39

Place Eau-de-Robec, 1908 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

11 из 39

Сады замка Со в Со, коммуна к югу от Парижа, 1925 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

12 из 39

Бар в кабаре, местонахождение неизвестно, 19.00-11. Метрополитен-музей/Эжен Атже

13 из 39

Автомобиль и два мотоцикла перед гаражом, улица Валанс, Париж, 1922 год.Метрополитен-музей/Эжен Атже

14 из 39

Водяные лилии, вероятно, в ботаническом саду Багатель, парке на окраине Парижа, 1910 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

15 из 39

Путь возле Сен-Клу, коммуны в западном пригороде Парижа, 1923 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

16 из 39

Мясная лавка, улица Кристин, Париж, 1920-е годы.Метрополитен-музей/Эжен Атже

17 из 39

Магазин фруктов и овощей, улица Муфтар, Париж, 1925 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

18 из 39

Pont Marie, мост через Сену, Париж, 1912 год. Художественный музей Метрополитен/Eugène Atget

19 из 39

Магазин «Couronne d’or» (Золотая корона), Quai de Bourbon, Париж, 1922 год. Музей Метрополитен/Eugène Atget

20 из 39

Статуи в Сен-Клу, коммуне в западном пригороде Парижа, около 1915-1919 гг.Метрополитен-музей/Эжен Атже

21 из 39

Rue du Cimitière-Saint-Benoît, Париж, 1923. Художественный музей Метрополитен/Eugène Atget

22 из 39

Магазин корсетов, бульвар Страсбург, Париж, 1912 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

23 из 39

Окрестности Парижа, около 1920-х гг. Музей Метрополитен/Эжен Атже

24 из 39

Продуктовая витрина закрыта в обеденный перерыв, улица Мэтр-Альбер, Париж, 1912 год.Метрополитен-музей/Эжен Атже

25 из 39

Жнецы, Сомма, 1898 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

26 из 39

Карусель, местонахождение неизвестно, 1923. Художественный музей Метрополитен/Эжен Атже

27 из 39

Уличные музыканты, местонахождение неизвестно, около 1898-1899 гг. Музей Метрополитен/Эжен Атже

28 из 39

Уличный асфальтоукладчик, 1899-1900 гг.Метрополитен-музей/Эжен Атже

29 из 39

Манекен без головы у магазина, 1926–1927 гг. Метрополитен-музей/Эжен Атже

30 из 39

Неизвестная пара у публичного дома, 1921 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

31 из 39

Манекены в витринах, Авеню де Гобелен, Париж, 1925 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

32 из 39

Бутик, Марке-о-Аль, Париж, 1925 год.Метрополитен-музей/Эжен Атже

33 из 39

Жилой интерьер, Париж, 1910 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

34 из 39

Похоронная кушетка, 1910 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

35 из 39

Хижина старьевщика, местонахождение неизвестно, 1910 год.

Метрополитен-музей/Эжен Атже

36 из 39

Rue St.Рустик, Монмартр, Париж, 1922 год. Метрополитен-музей/Эжен Атже

37 из 39

Дом корзинщика, пригород Парижа, около 1910-1912 гг. Музей Метрополитен/Эжен Атже

38 из 39

Рю Лаплас и Рю Валетт, Париж, 1926. Художественный музей Метрополитен/Эжен Атже

39 из 39

Нравится эта галерея?
Поделиться:

Фотограф Эжен Атже и его Старый Париж

Эжен Атже (12 февраля 1857 г. — 4 августа 1927 г.)

12 февраля 1857 года родился французский фотограф Эжен Атже .Пионер документальной фотографии, Атже известен своей решимостью задокументировать всю архитектуру и уличные сцены Парижа до того, как они исчезнут из-за модернизации. Вдохновляющий сюрреалистов и других художников, его гений был признан лишь горсткой молодых художников в последние два года его жизни, и он не дожил до того, чтобы увидеть широкое признание, которое в конечном итоге получат его работы.

«Хорошая фотография, как хорошая гончая, немая, но красноречивая.”
– Евгений Атже

Ранняя юность

Жан-Эжен-Огюст Атже родился 12 февраля 1857 года в Либурне, Франция, в семье Жана-Эжена Атже, строителя вагонов, который умер в 1862 году, и Клары-Аделины Атже, урожденной Урлье, которая умерла вскоре после этого. Его предки были шорниками и каретными мастерами, переехавшими из Прованса в район реки Дордонь после наполеоновских войн. Атже воспитывался бабушкой и дедушкой по материнской линии в Бордо. После непродолжительного среднего школьного образования он поступил юнгой на лайнер и с 1875 по 1877 год находился на линейном корабле, обслуживающем Южную Америку.

Париж и драматическая школа

Атже переехал в Париж в 1878 году. Он провалил вступительный экзамен в актерский класс, но был принят, когда у него была вторая попытка. Поскольку его призвали на военную службу, он мог посещать занятия только на полставки, и его исключили из театрального училища.

Первые фотографии

Еще живя в Париже, он стал актером бродячей труппы, выступая в парижских пригородах и провинции. Он познакомился с актрисой Валентайн Делафосс Компаньон, которая стала его спутницей до самой смерти.Он бросил актерское мастерство из-за инфекции голосовых связок в 1887 году, переехал в провинцию и безуспешно занялся живописью. Атже занялся фотографией в конце 1880-х годов, примерно в то время, когда фотография переживала беспрецедентное распространение как в коммерческой, так и в любительской сфере. Его первые фотографии Амьена и Бове датируются 1888 годом.

Документирование старого Парижа

Атже быстро понял, что художники, архитекторы и мастера нуждаются в документации, поэтому обратился к фотографии.Он начал фотографировать пейзажи, деревья и растения с намерением собрать коллекцию документальных фильмов для художников. Примерно в 1897 году он начал «систематический» фотобизнес в Париже. Его клиентура менялась: Atget теперь был в первую очередь нацелен на любителей парижской истории и культурных учреждений, таких как библиотеки, музеи и т. Д. Эти учреждения к тому времени собирали важные коллекции документальной фотографии, особенно памятников Парижа, и покупали тысячи фотографий у фотограф.Также среди его основных заказчиков были архитекторы и ремесленники, которые хотели получить образцы старых архитектурных моделей, а также любители древнего города, которые сожалели о проектах модернизации Наполеона III и его агента, барона Жоржа-Эжена Османа [4], который разрушил и перестроил большую часть Парижа во второй половине 19 века. Атже также продавал свои картины иллюстраторам и независимым художникам, но эти продажи составляли лишь незначительную часть его дохода.

Эжен Атже, шарманщик (1898)

В большом формате

Атже сфотографировал Париж широкоформатной камерой с деревянными мехами и светосильным прямолинейным объективом.Изображения экспонировались и проявлялись в виде сухих стеклянных пластин размером 18×24 см. Между 1897 и 1927 годами Атже запечатлел на своих картинах старый Париж. Его фотографии показывают город в его различных аспектах: узкие улочки и дворики в историческом центре города с его старыми зданиями, некоторые из которых вскоре должны были быть снесены, великолепные дворцы до Второй мировой войны, мосты и набережные на берегу Сены. и магазины с витринами. Он фотографировал лестничные клетки и архитектурные детали фасадов, фотографировал интерьеры квартир.Его интерес распространялся и на окрестности Парижа. Помимо архитектуры и городской среды, он также фотографировал уличных торговцев, мелких торговцев, сборщиков тряпья и проституток, а также ярмарки и народные увеселения в различных районах. Окраины и периферийные районы, в которых искали убежища бедняки и бездомные, также давали ему живописные сюжеты.

Национальный исторический реестр

На своей визитной карточке этого периода Атже описал себя как « Создатель и поставщик коллекции фотографий видов старого Парижа »; в других случаях он называл себя «авторским редактором».Он старался избегать работы по заказу — в качестве наемного фотографа — и еще реже он был готов продать свои негативы.[3] Правительство приобрело на сумму 10 000 франков более 2600 пластин Атже для внесения в национальный исторический реестр.

Стиль Атже

По какой-то причине фотографии Атже, казалось бы, самых обыденных предметов — дверей, дверных молотков, лестниц, балюстрад — видны с такой экономией и умом и с таким смелым пониманием возможностей фотографического описания, что картины доставляют удовольствие как разуму, так и глазам зрителя. Среди качеств, характеризующих работы Атже, — быстрый ракурс, производимый широкоугольными объективами; частое усечение номинального субъекта в обмен на более интимную точку обзора; и готовность работать в самых разных условиях освещения, даже (особенно в течение последних пяти лет его жизни) снимать почти прямо на солнце — практику, которой обычные фотографы свято избегали.

Раннее утро

Отличительные характеристики фотографий Атже включают в себя тонкое, растянутое ощущение света из-за его длинных выдержек, довольно широкий вид, предполагающий пространство и атмосферу, а не поверхностные детали, и намеренно ограниченный диапазон сцен, избегающих шумного современного Парижа, который был часто за углом от пропитанных ностальгией уголков, которые он предпочитал.Пустота большинства его улиц и иногда размытые фигуры на улицах с людьми отчасти связаны с его уже устаревшей техникой, в том числе с увеличенным временем экспозиции, которое требовало, чтобы многие из его изображений были сделаны в ранние утренние часы до появления пешеходов и транспорта.

Эжен Атже, Люди, наблюдающие солнечное затмение 1912 года

Отказ от современной камеры

Фотографии Атже привлекли внимание таких художников, как Ман Рэй [5], Андре Дерен, Анри Матисс [6] и Пикассо [7] в 1920-х годах.Ман Рэй не только купил несколько фотографий Атже, но и использовал номер «Во время затмения» для обложки своего сюрреалистического журнала La Révolution surréaliste. Когда он спросил Атже, может ли он использовать свою фотографию, Атже сказал: « Не пишите на ней мое имя. Это просто документы, которые я делаю. «Ман Рэй сказал, что картины Атже с лестницами, дверными проемами, сборщиками мусора, особенно с отражениями в окнах и манекенами, имеют в себе черты дадаизма или сюрреализма. Ман Рэй был соседом Атже — они жили на одной улице — и предлагал ему одолжить его современную камеру, но Атже отказался от предложения, предпочитая использовать более старые приемы.

Его смерть 4 августа 1927 года осталась практически незамеченной в то время за пределами круга кураторов, которые купили его альбомы и хранили их в земле, в основном невидимыми. Его оставшийся архив был разделен. 2000 негативов были переданы в дар парижскому институту, а остальные были куплены Беренис Эбботт при финансовой поддержке Жюльена Леви.

«Его будут помнить как историка-урбаниста, настоящего романтика, любителя Парижа, Бальзака камеры, из работ которого мы можем соткать большой гобелен французской цивилизации.
— Беренис Эбботт

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Эжен Атже в Музее современного искусства
  • [2] Эжен Атже на Викискладе
  • [3] Эжен Атже, французский фотограф, в Britannica Online
  • .
  • [4] Ремонт Парижа барона Османа, блог SciHi, 27 марта 2014 г.
  • [5] Ман Рэй и искусство фотограмм, блог SciHi, 27 августа 2014 г.
  • [6] Анри Матисс в лихорадке цветов, блог SciHi, 31 декабря 2012 г.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *