Фигура и фон: Несколько слов о «фигуре и фоне», Гештальт Терапия – Гештальт Клуб

фигура и фон | это… Что такое фигура и фон?

ТолкованиеПеревод

фигура и фон

(от лат. figura — образ, вид и франц. fond — дно, основание) — различение, возникшее первоначально в изобразительном искусстве и введенное в психологию в начале XX в. датским психологом Э. Рубином. Фигурой называется замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть феноменального поля, имеющая «вещный» характер. Фон же окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней. Разделение Ф. и ф. может быть проиллюстрировано с помощью следующего двузначного рисунка, отдельные части к-рого могут восприниматься как в качестве фигуры, так и в качестве фона: Ф. и ф. имеют не только описательные, но и функциональные различия. Так, в зрительном восприятии фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры.

Отношение Ф. и ф. лежит в основе различных видов константности.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

фигура и фон

     (фигура и фон) — различение, возникшее в искусстве изобразительном и введенное в психологию в начале XX в. датским психологом Э. Рубином. Здесь фигурой называется замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть феноменального паля, имеющая «вещный» характер. А фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

   Разделение фигуры и фона можно показать на примере так называемых двузначных рисунков, отдельные части коих могут восприниматься то как фигура, то как фон. Так что фигура и фон имеют не только описательные, но и функциональные различия. В восприятии зрительном фон выполняет функцию системы отсчета, относительно коей оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры.

Отношение фигуры и фона лежит в основе различных видов константности.

   Соотношение фигуры и фона среди свойств восприятия находится ближе всего к физико-физиологическим закономерностям. Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов — биологическая необходимость. У животных выделение определенных объектов, жизненно важных для них, нередко заложено генетически. Возможность выйти за пределы умвельта реализуется, если организм может реагировать на предмет, пребывающий за пределами его умвельта, и именно на предмет, а не на его отдельное свойство.

   У человека выделение фигуры из фона и удержание фигуры как объекта восприятия включает психофизиологические механизмы, но определяется личностными, социальными факторами. В гештальт-психологии показано, что любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. При длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, хотя без иллюзии объемности; фигура богаче фона содержанием, ярче фона.

И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

  • феминность
  • функция психическая

Полезное


Гештальт-терапия: основные понятия

Марина Ионычева, психолог, семейный консультант

Известные примеры переструктурирования фигуры и фона: то вы видим два лица, то вазу; то старуху, то молодую девушку. То, что было фоном, становится фигурой и наоборот

Для начала вот что:
гештальт-психология и гештальт-терапия это разные вещи 🙂

Гештальт психология — направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания, образы. Возникло в Германии в начале ХХ в. в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлементы, а затем изучали их по отдельности. Слово «гештальт» как понятие было введено Г. фон Эренфельсом (G. von Ehrenfels) и не имеет точного эквивалента ни в английском, ни в русском языках. Очень приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое».

Гештальт-терапия является сложным синтезом нескольких направлений психологии и психотерапии: психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма, психодрамы и дзен-буддизма.

Гештальт-терапия, как любая признанная психотерапия, строится на психологической теории личности, включает в себя концепцию личности, теорию патологии и конфликтов.

Основными теоретическими понятиями, лежащими в основе гештальт-подхода, являются следующие:

С холистической точки зрения, человек есть физическое, эмоциональное, когнитивное, духовное и экзистенциальное существо. Односторонний подход, к примеру биоцентрический, не учитывает и исключает части личности связанные с социальным и культурным влиянием, и не учитывает всей сложности их взаимодействия.

С позиции гештальт-подхода здоровый человек — это личность, воспринимающая себя как целостное самоосознающее существо, находящаяся постоянно в контексте различных ситуаций и в полном контакте с ними, удовлетворяющая свои потребности, осознающая выбор возможных решений и принимающая за это ответственность.

Цикл контакта от Марины Ионычевой 🙂

Отношение между фигурой и фоном — одно из центральных понятий гештальт-терапии. В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Так выглядит цикл контакта — схема, которой можно описать любой процесс нашей жизни.

1) Точка равновесия — ровный фон, пока нет фигур и выраженных желаний;
2) Подъем энергии, появление потребности и ее осознание, действия по поиску способов ее удовлетворения;
3) Контакт — процесс удовлетворения потребности;
4) Спад энергии, ассимиляция опыта;
5) Точка равновесия, фигура ушла в фон, готовность к формированию новых гештальтов.


«Фигурой», гештальтом, может быть любой процесс, любая потребность и путь ее удовлетворения — романтическое увлечение, поиск новой работы, секс и т.д. В каждый момент времени мы находится на разных стадиях разных циклов контакта, их длительность от нескольких минут до нескольких лет.

Словосочетание «незавершенный гештальт» означает, что какой-то процесс не завершен, что-то осталось незаконченным, что мешает и ощущается как дискомфорт, остаются эмоции, есть желание вернуться в ситуацию, как-то пережить ее заново, переписать страницу. В таком случае человек повторяет прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером/родителями/другими значимыми людьми.

Гештальт-терапия фокусируется на настоящем, на процессе «здесь-и-сейчас». Это значит, что прошлый опыт и контекст важен, но интереснее то, что происходит прямо сейчас между нами и как это связано с запросом.

Клиент может обратиться с трудностями построения отношений, и как раз можно наблюдать, как с терапевтом он ведет таким же образом, что строить отношения не получается.

Гештальт большое внимание уделяет чувствам, которые находят выражение в теле, и работает с ними с помощью осознавания, телесных и арт-методов. Бывает клиент даже не понимает, что за эмоцию он испытывает, так и говорит — «ничего не чувствую, все нормально», а тело выразительно — в груди жмет, кулаки сжимаются, уши горят. Вот так через тело мы выходим на эмоцию (что чувствую?), через эмоцию на потребность (чего хочу?), дальше — на объект (от кого хочу?) и действие (как это получить и что я могу для этого сделать?).

Парадоксальная теория изменения А. Бейссера

В гештальт подходе существует теория, сформулированная Арнольдом Бейссером в 1974 году, согласно которой изменения наступают не в результате механических попыток измениться, а в результате полного переживания того, что есть.

Вот что пишет сам Бейссер:

Гештальт-терапевт отвергает за собой роль «делателя изменений» («changer»), его стратегией является поощрять и даже настаивать на том, что пациент есть там, где он есть, и кем он есть. Он полагает, что изменение не возникает благодаря «старанию», принуждению, убеждению или посредством инсайта, интерпретации или других аналогичных средств. Оно появляется скорее всего, если пациент, по крайней мере, на мгновение отказывается от того, кем бы он хотел стать и пытается быть тем, кем он есть.

Приходящий к терапевту и стремящийся к изменениям человек, находится в конфликте, по крайней мере, с двумя деликатными интрапсихическими образованиями. Он постоянно мечется между тем, кем он «должен быть», и тем, кем он думает, он «является», так никогда до конца ни с одним из них ни отождествившись. Гештальт-терапевт просит пациента целиком идентифицировать себя с соответствующими ролями, в каждый, момент времени с только одной из них. И с какой бы роли пациент ни начал, вскоре он переходит к другой. Таким образом, гештальт-терапевт просто поощряет его быть в настоящем тем, кем он есть.

Пациент приходит к терапевту потому, что хочет, чтобы его изменили. Многие терапевты считают эту цель вполне закономерной и используют различные средства, чтобы изменить его. Терапевт, который, в основном, занят поиском средств, как помочь пациенту, пусть даже его целью и является равенство в терапевтических отношениях, отказывается от паритетной позиции и становится всезнающим экспертом, оставляя пациенту роль беспомощной личности.

Гештальт-терапевт стремится избежать этой ловушки, поощряя пациента временно отождествиться с каждой из них и принять обе как свои собственные.

Одна из таблиц соотношения эмоций и чувств. «Любовь» представлено как эмоция, но для меня это больше состояние, оно все-таки длится не минуты.

Эмоции, чувства и состояния отличаются друг от друга длительностью. Эмоции самые кратковременные, длятся секунды.

Эмоций всего 4: страх, гнев, печаль и радость. Чувств гораздо больше и они более сложные, могут переживаться одновременно.
Чувства формируют состояния, то как мы себя чувствуем каждый день, в длительной перспективе.

Эмоции — это наши ориентиры в пространстве, что происходит со мной и рядом, что опасно, что приятно, продолжать это делать или остановиться.

Эмоции делают нас живыми. Хотя некоторые эмоции неприятны, социально неприемлемы (выражения злости или печали, или даже радости), они очень нам нужны. Если человек старается не чувствовать какую-то эмоцию, со временем он перестанет чувствовать и другие, потеряется яркость восприятия.

Кому подойдет гештальт-терапия?

В общем-то, всем людям, кто:

— обращается к психологу добровольно и понимает, что происходит
— имеет сложности в построении отношений с окружающими (неумение выстраивать личные границы, обращаться с чувствами, созависимые и контрзависимые паттерны поведения и т. д.)
— готов прилагать усилия по осознаванию своего способа быть и изменению его
— способен выдерживать сеттинг, рамку терапии (время, регулярность, оплата)

Гештальт-терапия используется для работы с условно здоровыми людьми (кого из нас можно назвать полностью здоровым..) невротического спектра, так и пограничного спектра с психиатрической поддержкой при необходимости (т.н. малая психиатрия: депрессия, БАР, и другие расстройства).

А кому может не подойти?

— тем, кто находится в тяжелом психическом состоянии
— тем, кто настроен скептически, ждет директивности от терапевта, быстрых результатов или верит в универсальные инструменты гарантированного достижения цели.

Я работаю с эмоциями, чувствами, состояниями. Через диалог, через осознавание телесных процессов. С помощью метафор и образов, работы с убеждениями, спонтанных экспериментов. Опираясь на феноменологию, холизм, концепцию диалога и другие методологические принципы гештальта (см. выше).

Основные вопросы: Как и Каким образом.
Никаких инструкций и универсальных «эффективных решений».
Только осознавание, только хардкор 🙂

Официальная дата рождения термина — 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд «О качествах формы». Он поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».

Записаться на первую встречу

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности,
а также подтверждаете прочтение Психотерапевтического контракта

Как происходит психотерапия

Причины обращений, процесс работы

Брак на грани развода

Спасать или не спасать?

Как перестать бояться и полюбить расставания

Расставание это неприятно, но это не конец жизни. Ищем плюсы

Группа для исследования своих отношений

Тематическая группа по исследованию отношений с собой и другими

Семья как система. Гештальт-терапия в работе с парами и семьями

Дисфункциональная семья и что с ней делать

Дейтинг-консультирование

Проект по исследованию вашего способа выбирать партнеров

Больше моих статей на б17.

Рисунок и фон | Спрятанные на виду: социальная структура неуместности

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Скрытые у всех на виду: социальная структура неуместностиСоциальная психологияСоциологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Скрытые у всех на виду: социальная структура неуместностиСоциальная психологияСоциологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Зерубавель, Эвиатар, «Фигура и фон», Скрытые на виду: социальная структура неуместности (

New York

, 2015; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 марта 2015 г. ), https://doi.org/ 10.1093/acprof:oso/9780199366606.003.0002, по состоянию на 22 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Скрытые у всех на виду: социальная структура неуместностиСоциальная психологияСоциологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Скрытые у всех на виду: социальная структура неуместностиСоциальная психологияСоциологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

. чем прежний, который он перцептивно поддерживает. Первоначально концептуализированная специально в контексте визуального восприятия, схема фигуры и фона, тем не менее, также применима к несенсорным способам познания, поскольку основные принципы, лежащие в основе процесса зрительной фокусировки, также охватывают сущность процесса 9.0034 умственное сосредоточение . Короче говоря, «рисунок» и «фон» представляют те части реальности, которые мы не только физически, но и мысленно замечаем и игнорируем. Как таковые, они представляют собой метафоры релевантности и нерелевантности, или «отмеченных» и «неотмеченных» частей нашего феноменального мира, и различие между ними фактически представляет фундаментальное различие между примечательным (и, следовательно, примечательным) и непримечательным (и, таким образом, не заслуживающий внимания).

Ключевые слова: асимметрия, феноменология, фигура, фон, ментальная направленность, уместность, неуместность, отмеченность, немаркированность

Предмет

СоциологияСоциальная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Объяснение визуальной обработки: восприятие фигуры и фона

Обычные школьные занятия, в том числе забавные вещи, такие как игры и рассказы, могут быть проблематичными для детей, которые борются с трудностями визуальной обработки. Восприятие фигуры и фона — важный аспект обработки изображений, который позволяет детям понимать то, что они видят, — важная функция мозга, которая влияет на все, от обучения чтению до решения головоломок.

Что такое восприятие фигуры и фона?

Восприятие фигуры и фона — это способность отличать объект от фона. У детей, которые борются с этим навыком, часто возникают проблемы с обучением чтению, особенно потому, что их книги содержат все больше слов на каждой странице. Им также сложно сканировать текст в поисках нужной информации. Им также часто бывает трудно собирать пазлы или наслаждаться произведениями искусства с большим количеством деталей.

Как обнаружить проблемы с восприятием фигуры и фона

Если у вашего ребенка проявляются симптомы зрительной обработки, у него могут быть проблемы с восприятием фигуры и фона:

  • У вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания на книгах с мелким шрифтом и/или большим количеством слов на странице.
  • У вашего ребенка проблемы с копированием заметок с доски.
  • Ваш ребенок не справляется с играми «Я шпионю» и «Спрятанные картинки».
  • У вашего ребенка проблемы с выделением деталей в словах или изображениях.
  • У вашего ребенка проблемы с поиском информации в тексте.

Если вы подозреваете проблему, поговорите с учителем вашего ребенка, чтобы лучше понять, как ваш ребенок занимается в классе. Учитель должен иметь возможность направить вас к специалисту в вашей школе для тестирования или получения дополнительной информации, если вы считаете, что требуется дополнительная помощь.

Упражнения по устранению недостатков зрительного восприятия фигуры и фона

Вы можете помочь своему ребенку развить навыки зрительного восприятия фигуры и фона, сделав это весело. Попробуйте просмотреть книги «Где Уолдо» или «Я шпион», чтобы побудить вашего ребенка выбирать маленькие изображения из многолюдного поля. Онлайн-игры и головоломки, посвященные поиску спрятанных предметов, также являются интересным способом отработать этот навык.

 

Вы также можете собирать пазлы. Чтобы получить максимальную отдачу от этого занятия, предложите ребенку обратиться к изображению на коробке и указать на раздел, к которому, по его мнению, относится часть головоломки.

 

Для помощи в развитии зрительных навыков изображения и фона с текстом предложите ребенку выбрать заданное слово на странице книги. Вы также можете создавать свои собственные рабочие листы, набрав строку букв, но изменив только одну из них. Например: ggggggdgggggggggggg

 

Чтобы заполнить рабочий лист, попросите ребенка обвести или выделить букву, которая не похожа на другие, чтобы потренировать зрительно-фоновое восприятие.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *