Филлипп хауссманн – КиноПоиск.ru

Гений портретной фотографии Филипп Халсман (82 фото)

В сентябре 1928 года в жизни 22-летнего Филиппа Халсмана (Philippe Halsman) случилась трагедия. Его обвинили в убийстве своего отца, который погиб, сорвавшись с горы во время похода по австрийскому Тиролю. Свидетелей произошедшего не оказалось. Суд не поверил в несчастный случай, в регионе как раз зарождался антисемитизм и Филиппа Халсмана приговорили к десяти годам лишения свободы в виде каторжных работ. Сестра Люба много хлопотала за его освобождение. В конце концов, осуждённого поддержали видные европейские умы, включая Фрейда, Эйнштейна, Томаса Манна, Анри Герца и Поля Пенлеве. В 1930 году Филиппа помиловали и освободили при условии, что он покинет Австрию.

Халсман перебрался во Францию. Сотрудничество с такими модными журналами, как «Vogue», «Vu» и «Voila» вскоре принесло ему репутацию одного из лучших фотографов-портретистов страны. Но когда Францию захватила Германия, пришлось бежать в Марсель. Получить американскую визу Халсману помог Альберт Эйнштейн.

В Соединённых Штатах начался самый плодотворный и успешный период жизни Филиппа Халсмана, поэтому его часто называют американским фотографом. В 1942 году он нашёл работу в журнале «Life», а в последующие годы 101 из его фотографий напечатали на обложке этого издания.

В 1941 году Халсман встретил художника Сальвадора Дали. В конце 1940-х они принялись плодотворно сотрудничать. В 1948 создали изображение «Дали Атомикус» (Dali Atomicus), в котором запечатлены три летящие кошки, ведро вылитой воды и Дали в воздухе. Вдохновением для этой работы послужило открытие планетарной модели атома. Потребовались 28 попыток, чтобы снимок получился удачным.


«Dali Atomicus», 1948.

В 1954 году Халсман и великий сюрреалист выпустили сборник «Усы Дали» (Dali's Mustache). Ещё одним выдающимся фотоперформансом стал сюрреалистический портрет Дали рядом с большим черепом, состоящим из семи обнажённых женщин. Халсман три часа расставлял моделей по эскизу Дали. Работу назвали «Смерть в наслаждении» (In Voluptas Mors).

В 1947 году Халсман сделал один из самых известных портретов Альберта Эйнштейна. Учёный во время фотосессии с сожалением говорил о своей роли в разработке атомной бомбы в Соединённых Штатах. Это фото позже, в 1966 году, использовали на почтовой марке США, а в 1999 напечатали на обложке журнала «Time», когда Эйнштейна назвали «человеком столетия».

В 1951 году Халсман по заданию NBC сфотографировал популярных комиков того времени: Милтона Берла, Сида Цезаря, Маркса Граучо, Боба Хоупа. Многих артистов он запечатлел в воздухе. Позже в той же манере он сделал портреты в прыжке других знаменитостей, среди них семья Форда, герцог и герцогиня Виндзор, Мэрилин Монро, Мария Феликс и Ричард Никсон. В 1959 году Филипп Хальсман выпустил книгу «Прыжок», которая стала классикой фотоискусств. В неё вошли 178 фотографий прыгающих знаменитостей.


Филипп Халсман, 1954.

«Когда вы просите кого-нибудь подпрыгнуть, то всё его внимание направляется на акт прыжка и маска спадает, так что появляется реальное лицо человека», – говорил фотограф.

Он практиковал разнообразные фотографические методы, необычное освещение, нестандартные ракурсы, оригинальные композиции и др. Все усилия фотограф направлял на то, чтобы передать в снимке, что человек из себя представляет на самом деле. Халсман всегда восхищался человеческим лицом, вглядываясь в которое, всю жизнь пытался разгадать загадку людской природы. Должно быть, это помогло ему стать гениальным фотографом портретного жанра.

Среди других знаменитостей, сфотографированных Халсманом: Альфред Хичкок, Мартин Льюис, Джуди Гарленд, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, Дороти Дэндридж, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Ле Корбюзье, Андре Мальро, Фрэнк Синатра, Элизабет Тейлор, Одри Хепбёрн, Софии Лорен, Мохаммед Али.

В 1958 году журнал Popular Photography Magazine включил Халсмана в список «Десяти величайших фотографов в мире». А в 1975 он получил премию за достижения в области фотографии от Американской ассоциации журнальных фотографов, в которой был избран первым президентом в 1945 году. Знаменитый фотограф-портретист провёл много крупных выставок по всему миру.

Филипп Халсман скончался 25 июня в 1979 году в Нью-Йорке. В 2006 году в Риге установили памятник фотографу рядом с домом, в котором когда-то жила его семья.


Филипп Халсман, 1954.

«В юности я в основном интересовался литературой и мечтал стать писателем. Писателями, которыми я восхищался, прежде всего, были Толстой и Достоевский. Оба очень мало интересовались стилем, и оба использовали язык не как художественный инструмент, а только как средство для ясного выражения своих мыслей. Меня поразила их психологическая глубина, их честность и отсутствие искусственности. Это качества, которых я пытался достичь в своих фотографиях», – Ф. Халсман.


Эва Мари Сейнт.


Одри Хепберн, 1955.


Софи Лорен, 1955.


Грейс Келли, 1955.


Филипп Халсман и Грейс Келли.


Брижит Бардо, 1955.


Мэрилин Монро в студии Халсмана. Нью-Йорк, 1959.


Мэрилин Монро в студии Халсмана. Нью-Йорк, 1959.


Филипп Халсман и Мэрилин Монро.


Французский писатель Франсуа Мориак рядом со своим домом под Бордо.


Дин Мартин и Джерри Льюис, 1951.


Американский физик Роберт Оппенгеймер, 1958.


Энтони Перкинс.


Гарольд Ллойд.


Беннетт Серф.


Эдвард Стайхен, 1959.


Герцог и герцогиня Виндзорские, 1958.


Герцог и герцогиня Виндзорские, 1958.


Ричард Никсон, 1959.


Рэй Болджер, 1950.


Уильям Холден, 1954.


Деннис Дэй, 1952.


Французский актёр Фернандель. Нью-Йорк, 1948.


Джин Сиберг с кошкой, 1959.


Бенни Гудмен, 1957.


Джеки Глисон, 1955.


Ширли Маклейн.


Французский певец Морис Шевалье, 1958.


Британский актёр и режиссёр Питер Устинов,1955.


Дональд О'Коннор.


Лина Хорн.


Дэнни Кей, 1954.


Ава Гарднер, 1954.


Марта Грэм и Мерс Каннингем.


Актер Граучо Маркс, 1952.


Итальянская актриса Джина Лоллобриджида,1954.


Дик Кларк, 1952.


Фотограф Виджи (Артур Феллиг), 1961.


Марк Шагал, Франция, 1955.


Актриса и продюсер Джоан Вудворд.


Журналистка Дороти Килгаллен.


Журналист Мюррей Кемптон.


Дэвид Сарнофф, генеральный директор Корпорации Радио Америки.


Лили Кристин, девушка-кошка.


Сальвадор Дали.


«Смерть в наслаждении» («In Voluptate Mors»), Сальвадор Дали, 1951.


Сальвадор Дали, 1951.


Сальвадор Дали, 1951.


Циклоп Дали, 1948.


Сальвадор Дали, 1956.


Сальвадор Дали, 1954.


Сальвадор Дали, 1956.


Сальвадор Дали и его усы, 1957.


Сальвадор Дали, 1954.


Сальвадор Дали, 1954.


Дали и Гала в Нью-Йорке, 1943 год.


Сальвадор Дали, Нью-Йорк, США, 1942.


Сальвадор Дали.


Эдвард Виллелла, 1961.


Американская актриса Люсиль Болл.


Жан Кокто, 1949.


Жан Кокто в студии Халсмана, 1949.


США. Нью-Йорк. 1949. Французский поэт, художник и режиссер Жан Кокто с актрисой Рики сомой и танцором Лео Коулманом.


Ромен Гари, 1953.


Французская балерина Зизи Жанмер.


Британский премьер-министр Уинстон Черчилль со своим пуделем, 1951.


Альберт Эйнштейн.


Вуди Аллен, Нью-Йорк, 1969.


Бермудские Острова, 1946.


Жан Пенлеве, Франция, 1938.


Водная феерия, Флорида, США, 1953.


Фото из неопубликованного задания для издания «Ladies Home Journal» 1946 года.


Мэрилин Монро.


Элизабет Тейлор для журнала Life, 1948.


Одри Хепберн, 1955.


Хичкок в Калифорнии, 1974.


Альфред Хичкок во время съёмок фильма «Птицы».


Типпи Хедрен из «Птиц».


Мэрилин Монро, 1952.


Мэрилин Монро.


Мэрилин Монро.


Мэрилин Монро.


Голливуд, Калифорния, 1952.


Мэрилин Монро в Беверли-Хиллз, 1952.


Мэрилин, слушающая музыку, 1952.


Барбра Стрейзанд, 1965.


Грейс Келли, 1954.

Смотрите также:

cameralabs.org

Филипп Халсман (Philippe Halsman)-ZНЯТА

Филипп Халсман (Philippe Halsman) родился в Риге. В 1920-х годах учился в техническом институте в Дрездене, после чего переехал во Францию и занялся фотографией. В 1932 году открыл фотостудию в Париже. Его работы сразу привлекли к себе внимание, к 1936 году он считался одним из лучших парижских фотографов. С началом Второй Мировой Войны Халсман уехал в Марсель, а в 1940 году с помощью Альберта Эйнштейна получил американскую визу и перебрался в США.

В Америке талантливый фотограф сразу добился успеха. Его камера запечатлела самых знаменитых людей XX века, фотографии печатались в самых престижных журналах Америки и других стран. Личный рекорд фотографа - 101 фотография на обложке знаменитого журнала «Life» - до сих пор никем не побит. В 1945 году Халсман был избран первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов, где ему пришлось вести борьбу за творческие и профессиональные права своих коллег. В 1951 году он стал членом фотоагентства «Магнум».

«Моя жизнь всегда была интересной», - писал Халсман, - «потому что я никогда не избегал возможности испытать себя в новой ситуации». Лучшей иллюстрацией этого высказывания служит сотрудничество фотографа со знаменитым испанским художником Сальвадором Дали, результатом которого стала вышедшая в 1954 году книга «Усы Дали» («Dali's Mustache»).

«Меня всегда интересовали люди», - писал Филипп Халсман, - «Хороший портрет должен, и сегодня и через сто лет, показывать, как человек выглядел и что он из себя представлял». Чего он только не делал, чтобы заставить фотографируемых открыться перед камерой. Например, в начале 1950-х годов фотограф стал просить своих моделей ... прыгать. «Когда человек прыгает его внимание в основном направленно на сам акт прыгания, маска спадает и появится его истинное лицо», - раскрывал он суть своего замысла позднее. В книге «Прыжки» («Jump Book») вышедшей в 1959 году были портреты актеров и художников, политиков и писателей, ученных и фотографов, в том числе и самого Халсмана.

В 1958 году Филипп Халсман был признан одним из «десяти величайших фотографов всех времен и народов», в 1975 году он получил премию за «Выдающиеся достижения в области фотографии» от Американской ассоциации журнальных фотографов. Популярность Халсмана постоянно росла, даже его смерть в 1979 году не помешала этому. И памятник на родине фотографа, открытый к столетию со дня рождения, лучшее тому подтверждение.

Источник: photoisland.net

Галерея >>>

обсудить на форуме zнята


Филипп Халсман (Philippe Halsman)

znyata.com

Филипп Халсман (Philippe Halsman) | Блогер alfa-omega на сайте SPLETNIK.RU 18 августа 2014

Меня всегда притягивали человеческие лица. Каждое из них пытается ускользнуть и лишь иногда, мимолетно, приоткрывает тайну своего хозяина. Охота за этими откровениями стала целью и страстью моей жизни.

Филипп Халсман (Philippe Halsman) родился 2 мая 1906 года в Риге в обеспеченной еврейской семье. В школе его любимыми предметами были иностранные языки – латынь, французский, немецкий, русский. Да и остальные дисциплины давались ему легко; достаточно сказать, что, несмотря на далеко не идеальное поведение, Филипп окончил школу лучшим учеником в классе. В старших классах он немного фотографировал, но не думал о фотографии как о будущей профессии. В 1924 году молодой человек уехал в Германию и поступил на электротехнический факультет Дрезденского университета. Однако из-за трагических  событий, связанных со смертью его отца во время путешествия по австрийским Альпам и обвинениями Халсмана в этой смерти, он так и не закончил университет. В процессе долгих судебных разбирательств его оправдали с условием, что он должен навсегда покинуть Австрию.

Не получив образования, Филипп Халсман решил превратить свое хобби в профессию и в 1932 году открыл в Париже фотоателье. Его карьера складывалась более чем удачно, к середине 1930-х годов он был одним из самых модных французских фотографов, его фотографии печатались в таких известных журналах как «Vogue», «Vu» и «Voila». Благодаря портретам Андре Мальро, Поля Валери, Жана Пенлеве, Марка Шагала, Андре Жида, Жана Жироду, Шарля Ле Корбюзье и многих других представителей художественной богемы, французская пресса называла Халсмана лучшим фотографом-портретистом.

Андре Мальро

Поль Валери

Марк Шагал

Ле Корбюзье

С началом Второй Мировой Войны семья Халсмана эмигрирует в Америку, сам же фотограф со своим литовским паспортом долго не мог получить визу. И опять на помощь приходит Альберт Эйнштейн, благодаря вмешательству которого Халсман попал в число наиболее значимых художников, писателей и учёных, которым дали визы в Соединенные Штаты. 10 ноября 1940 года фотограф прибыл в Нью-Йорк. С этого времени начинается самый плодотворный период в его жизни; именно здесь он прославился, воплотил в жизнь самые смелые мечты, сделал самые известные свои фотографии, издал книги. Видимо вполне справедливо его называют не «литовским фотографом», а «американским фотографом литовского происхождения».

 

Основным и самым любимым жанром мастера была портретная съемка. «Меня всегда интересовали люди», – писал он, – «Хороший портрет должен – и сегодня и через сто лет – показывать, как человек выглядел и что он из себя представлял». В другой раз Халсман остановился на этом более подробно: «Этого нельзя достичь, заставляя человека принять ту или иную позу или ставя его голову под определенным углом. Для этого нужно провоцировать "жертву", развлекать его шутками, убаюкивать тишиной, задавать ему такие дерзкие вопросы, которые даже лучший друг побоялся бы задать».

Вуди Аллен

Альберт Эйнштейн

Подобную тактику мастер применил, когда в первый раз фотографировал Мэрилин Монро в 1952 году. Он попросил ее встать в угол, поставив перед ней камеру. У актрисы был такой вид, будто ее загнали в угол и отрезали все пути к отступлению. Затем сам фотограф и два его ассистента принялись говорить ей комплименты, устроили своеобразное соревнование за ее внимание. «Окруженная тремя мужчинами, не сводившими с нее восхищенных глаз, Мэрилин улыбалась, кокетничала, хихикала и даже изгибалась от удовольствия», – вспоминал Халсман, сделавший за это время около 50 фотографий.

В 1941 году фотограф познакомился со знаменитым художником-сюрреалистом Сальвадором Дали. Их дружеские и творческие отношения продолжались около 30 лет. В 1954 году Халсман выпустил книгу «Усы Дали» («Dali's Mustache») в которую вошли множество фотопортретов испанского художника – в основном его знаменитых усов.

Для одной из самых известных фотографий этого цикла Халсман «построил» из семи обнаженных натурщиц фигуру напоминающую человеческий череп.

Другая фотография известная под названием «Дали Атомикус» («Dali Atomicus») была в некотором смысле фотографическим продолжением знаменитой картины «Атомная Леда» («Leda Atomica»). В снимке друзья хотели показать движение электронов вокруг ядра: для этого на счет «три» ассистенты подбрасывали кошек и выплескивали из ведра воду, на счет «четыре» Дали подпрыгивал, вспышки освящали комнату ярким светом и Халсман фиксировал все это безобразие на фотопленку. После этого он удалялся в темную комнату, а помощники быстро наводили порядок в комнате, ловили и успокаивали кошек. Через некоторое время фотограф возвращался, виновато улыбаясь, говорил: «Ну, еще один дубль» и все повторялось сначала. «Шедевр» получился только после 28 попыток.

В 1952 году Халсману заказали официальный портрет семейства автомобильного магната Генри Форда. После изнурительной фотосессии с девятью взрослыми и одиннадцатью детьми, хозяйка дома пригласила фотографа выпить чашечку чая. Он поднял на нее глаза и неожиданно для самого себя спросил: «Миссис Эдсел, не разрешите ли Вы сфотографировать вас в прыжке?» Она взглянула на него с удивлением, потом улыбнулась: «Вы же не заставите меня прыгать на этих каблуках?», – спросила она разуваясь.

Эдсел Форд

За супругой всесильного магната последовали Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, герцог и герцогиня Виндзор, будущий президент США Ричард Никсон, отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, многие другие актеры и художники, политики и писатели, ученные и фотографы – всего около двух сотен знаменитых прыгунов включая самого Халсмана. «Когда человек прыгает его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо», – раскрывал фотограф свой замысел в предисловии к вышедшему в 1959 году фотоальбому «Книга Прыжков» («Jump Book»).

Грейс Келли

Одри Хепберн

Мерелин Монро

Герцог и герцогиня Виндзор

Бриджит Бардо

Ричард Никсон

Роберт Опенгейм

Джин Сиберг и Софи Лорен

Заслуги талантливого фотографа не остались без внимания. В 1945 году Халсман был избран первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов, где ему пришлось вести борьбу за творческие и профессиональные права своих коллег. В 1951 году он стал членом (contributing member) знаменитого фотоагентства «Magnum Photos». В 1958 году журнал «Популярная фотография» назвал Халсмана одним из «Десяти величайших фотографов в мире». Он оказался в подходящей компании: кроме него в «Десятку» попали Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Ансел Адамс, Анри Картье-Брессон, Альфред Эйзенштедт, Эрнст Хаас, Юсуф Карш, Гьен Мили и Юджин Смит. Сам же фотограф считал наивысшим своим достижением 101 фотографию напечатанную на обложке знаменитого журнала «Life» – этот рекорд до сих пор никем не побит.

Филипп Халсман умер в Нью-Йорке 25 июня 1979 года. И даже после этого печального события он умудрился установить еще один рекорд: в 2006 году в честь столетия со дня рождения ему был установлен памятник – первый памятник фотографу в мире. Памятник был установлен на родине Халсмана; сначала в фойе рижской думы, позже его поставили напротив дома, где будущий фотограф провел свое детство.

Альфред Хичкок

Марлон Брандо

Одри Хепберн

Элизабет Тейлор

Грейс Келли

Ширли Маклейн

Мэрэлин Монро

Софи Лорен

Анна Маньяни

Владимир Набоков

Хамфри Богарт

Барбара Стрейзанд

Элеонора Рузвельт

Луи Армстронг

Марина Влади

Лоуренс Оливье и Вивьен Ли

 

Марк Шагал и Пабло Пикасо

Сомерсет Моэм

Уинстон Черчиль

Роберт Кеннеди

Ив Монтан

Фотографии моды

www.spletnik.ru

Филипп Халсман – исследователь «звездных» лиц

В 2006 году в Риге рядом с домом этого фотографа установили памятник. В 1958 журнал Popular Photography Magazine включил его в список «Десять величайших фотографов мира», в 1945 он стал первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов. А намного раньше, в 1928 году, когда ему было всего 22, его обвинили в убийстве отца и приговорили к 10 годам каторжных работ, но в его защиту выступили сами Фрейд, Эйнштейн и Манн.

После двух лет тюрьмы Филиппа Халсмана (Philippe Halsman) помиловали, и он стал одним из гениев фотоискусства. История не терпит сослагательного наклонения, и мы никогда не узнаем, что было бы «если…», и как развивалась бы портретная съёмка без Халсмана. И это, наверное, к счастью.

 

Он снимал для Vogue, Vu и Voila, но мировую известность художник приобрел, благодаря сотрудничеству с американским изданием Life, напечатавшим на своей обложке 101 работу мастера. За год до знакомства с Life Филипп Халсман познакомился с Сальвадором Дали, творческое сотрудничество с которым принесло ему не меньшую популярность.

Фотография «Дали Атомикус» (Dali Atomicus) до сих пор считается легендой фотоискусства. С её помощью Дали и Халсман хотели показать движение электронов вокруг ядра. Для создания шедевра потребовалось 28 попыток, три кошки, несколько помощников, ведро воды и прыгающий Сальвадор Дали.

 

 

Позже, в начале 50, Халсман повторил опыт прыжков с не менее известными людьми: семьёй Форда, герцогом и герцогиней Виндзора, Мэрилин Монро, Марией Феликс и Ричардом Никсоном.

«Когда вы просите кого-нибудь подпрыгнуть, то всё его внимание направляется на акт прыжка и маска спадает, так что появляется реальное лицо человека», – объяснял своё странное поведение фотограф.

«Прыжковому» циклу в 1959 году Филипп посвятил целую книгу под логичным названием «Прыжок», в которую вошли 178 фото оторвавшихся от земли звёздных персон. Эта серия стала классикой фотоискусства.

 

Кстати, если говорить о знаменитостях, то за свою творческую карьеру Халсман работал с Альфредом Хичкоком, Мартином Льюисом, Марком Шагалом, Фрэнком Синатрой, Джуди Гарлендом, Мохаммедом Али, Уинстоном Черчиллем, Дороти Дэндридж, Пабло Пикассо, Ле Корбюзье, Андре Мальро, Элизабет Тейлор, Одри Хепбёрн, Софи Лорен. Внушительный список, не правда ли? Только представьте, насколько повезло этому человеку: сначала протекция Фрейда и Манна, затем сотрудничество со сливками общества!

 

Удивительная жизнь удивительного человека. Но интересовало фотографа не привилегированное положение всех этих людей - его вдохновляли их лица.

«Меня всегда притягивали человеческие лица. Каждое из них пытается ускользнуть и лишь иногда, мимолетно, приоткрывает тайну своего хозяина. Охота за этими откровениями стала целью и страстью моей жизни. (…) Хороший портрет должен – и сегодня и через сто лет – показывать, как человек выглядел и что он из себя представлял. (…) Этого нельзя достичь, заставляя человека принять ту или иную позу, или ставя его голову под определенным углом. Для этого нужно провоцировать «жертву», развлекать его шутками, убаюкивать тишиной, задавать ему такие дерзкие вопросы, которые даже лучший друг побоялся бы задать», - говорил он в трёх разных интервью на эту тему.

Интересна ещё одна работа фотографа – портрет Альберта Эйнштейна. Это фото в 1966 году было использовано на почтовой марке США, а в 1999 – напечатано на обложке Time. Сделан снимок был при не самых приятных обстоятельствах: Эйнштейн во время этого говорил о своей роли в разработке атомной бомбы в Соединённых Штатах.

 

 

Кстати, великий учёный помог Хасманну не только освободиться из тюрьмы, но и эмигрировать в Америку в начале Второй мировой войны. Благодаря его вмешательству Филипп попал в число наиболее значимых художников, писателей и учёных и получил визу.

Рассказывая о фотографе, нельзя не упомянуть о его работе с секс-символом XX века Мэрилин Монро. Среди множества прекрасных фотографий актрисы есть необычный снимок, в котором она в прямом смысле слова загнана в угол. В 1952 году Филипп Халсман вместе с помощниками специально попросил её встать в угол, говорил ей комплименты и щёлкал затвором камеры. Кино-диве такой подход очень понравился – посмотрите, как она сияет от удовольствия на этом фото! Всего во время той фотосессии было сделано около 50 фотографий.

 

 

Как видите, в трудных жизненных ситуациях не стоит печалиться и отчаиваться, ведь совсем скоро жизнь может повернуться к вам другим боком. Когда в свои 23 года Филипп Халсман отбывал незаслуженное наказание за гибель родного человека, он и представить не мог, что всего через несколько лет встретит самых значимых людей XX века, получит признание своего таланта, а его жизнь превратится в яркий фейерверк из лиц, прыжков и улыбок.

artifex.ru

Фотограф Филипп Халсман, сюрреализм в фотографии

Сюрреализм – это направление в искусстве. Само слово происходит от французского surr?alisme, что переводится как сверхреализм или же надреализм. Сформировался сюрреализм в начале 20-х годов ХХ века во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Наиболее известным художником, работающим в направлении сюрреализма, стал Сальвадор Дали. Но не только в живописи, сюрреализм есть и в литературе, и в фотографии. Родоначальником сюрреализма в фотографии как раз таки и называют Филиппа Халсмана.


Филипп Халсман – сюрреализм в фото

Фотограф Филипп Халсман (латыш. Filips Halsmans) родился 2 мая 1906 года в Риге (Латвия). Его родители были евреями – отец, Мордух Халсман, работал стоматологом, а мать, Ита Гринтух, была учителем. В 2011 году в Риге на боковой стене «Музея декоративного искусства и дизайна» (улица Скарню) был установлен памятник Филиппу Халсману, автором памятника стал скульптор Григорий Потоцко.

Свою первую фотографию Филипп Халсман сделал в возрасте 15 лет. Образование он получил в университете Дрездена, где изучал электротехнику.


Филипп Халсман – сюрреализм в фото

В 1928 году в судьбе Филиппа Халсмана произошли трагические события. Во время путешествия в австрийских Альпах отец Филиппа погиб, а так как не было свидетелей, полиция обвинила самого Филиппа в отцеубийстве и его приговорили к 10 годам заключения. Тогда случай приобрёл широкую огласку, и за него вступились многие известные личности, среди которых были Томас Манн, Альберт Эйнштейн. Филиппа освободили через два года при условии, что он навсегда покинет Австрию.

Благодаря этим событиям Филипп Халсман оказался в Париже, где начал активно заниматься фотографией. В этот период он работает для таких журналов, как «Vogue», «Vu» и «Voil?». А на его фотографиях появляются: художник Марк Шагал, писатель Андре Мальро, поэт и философ Поль Валери, а также архитектор Ле Корбюзье.


Филипп Халсман – сюрреализм в фото

Осенью 1940 года Филипп Халсман, спасаясь от нацистов, покидает Францию и переезжает в Нью-Йорк. Именно здесь в 1941 году он знакомится с Сальвадором Дали (их дружба и сотрудничество продлятся в течение 30 лет) и начинает интересоваться сюрреализмом.

В 1948 году Филипп Халсман делает свою знаменитую сюрреалистическую фотографию «Dali Atomicus» - портрет Сальвадора Дали. Фотография была создана без монтажа – только хорошо продуманная постановка, несколько попыток (их было 28- 28 раз выливали вёдра с водой, 28 раз бросали кошек, 28 раз подпрыгивал Сальвадор Дали) и, конечно же, терпение участников. Эта фотография в том же 1948 году появляется в журнале «Life» без ретуши, и на ней видна леска, которая удерживает подвешенные к потолку мольберт, картины и табуретку, а также руки ассистента, держащего стул.

Совместное творчество Филиппа Халсмана и Сальвадора Дали затем было собрано в две книги - «Дали Атомикус» (Dali Atomicus) и «Усы Дали» (Dali's Mustache).


Филипп Халсман – Сальвадор Дали усы

Весьма известна также и серия работ Филиппа Халсмана под названием «Прыжок». Для неё было сделано 200 фотографий известных людей, совершающих прыжок. Филипп Халсман писал: «Когда человек прыгает, его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо».

В 1945 году Филипп Халсман становится первым президентом Американского общества журнальных фотографов, работает штатным фотографом журнала «Life». Для него позируют такие известные личности из мира науки, политики и искусства, как Анри Матисс, Анна Маньяни, Бриджит Бардо, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн.

Фотограф сюрреалист Филипп Халсман покинул этот мир в 1979 году в возрасте 73-ёх лет.

mylitta.ru

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о