Гештальт картинки: Гештальт-теория в фотографии

Содержание

Гештальт-теория в фотографии

«Гештальт» в переводе с немецкого означает «форма». Теория гештальта возникла еще в 1920-х годах, пытаясь объяснить различные способы, которыми люди воспринимают окружающий мир. Эта теория утверждает, что когда человек сталкивается с визуально хаотичной сценой, его разум упрощает сцену до более узнаваемых форм и узоров, с которыми он знаком. 

Согласно этой теории, существуют основные принципы зрительного восприятия, объясняющие, как мозг воспринимает зрительные образы, в которых отсутствует какой-либо стандартный порядок. 

Гештальт-эффект в фотографии 

Теория гештальта предлагает понимание процесса распознавания закономерностей, когда люди смотрят на изображения. Создание хорошо организованной сцены может помочь зрителям оценить ее отдельные элементы как визуальное целое. Это облегчит понимание сообщения на фотографии. В этом отношении гештальт-психология знакомит нас с целостным подходом к композиции; идея, что сцена в целом больше, чем сумма ее частей.  

Например, вы можете намеренно включить в свою фотографию объект, который виден только частично, и позволить зрителю самому завершить его форму. Это дает вам, фотографу, стимул к структурной экономии в своей композиции. 

По своей природе интерес людей возрастает, когда композиция оставляет часть, которую им нужно решить самостоятельно. 

Отношения фигуры и фона 

В фотографии важно понимать, что гештальт-теория основана на отношениях фигуры и фона. Когда мы можем легко отличить объект от фона, тогда объект «фигура-фон» стабилен. Когда трудно сказать, что является фигурой, а что фоном, мы имеем дело с нестабильным объектом на основе фигуры. В таком случае то, что одни люди воспринимают как предмет, другие видят фоном. 

Отношения между фигурой и землей связаны с предметом и фоном, образующими два компонента визуального поля. Визуальная система имеет тенденцию упрощать сцену, превращая ее в основной объект (фигуру) и все остальное на картинке (землю).  

Когда зритель смотрит на картинку, сначала внимание должно быть обращено на фигуру (объект), прежде чем перейти к земле (фону). 

Как отличить фигуру от земли? 

Обычно разум воспринимает самую маленькую область как фигуру, а оставшуюся большую — как землю.
Как правило, фотографы должны знать, что ориентиры, которые направляют взгляд людей на визуальную сцену, включают в себя: 

  • Размер

Разум будет воспринимать изображения, которые кажутся крупнее, чем ближе и являются частью фигуры. Образы меньшего размера будут казаться дальше и рассматриваться как часть фона. 

  • Размытость

Подумайте о глубине резкости. Объекты, которые находятся в фокусе, будут привлекать внимание первыми, в то время как нечеткие объекты будут это делать в последнюю очередь. Сфокусированные объекты на переднем плане часто четкие, что мгновенно привлекает к себе взгляд зрителя. 

  • Контраст значения

В данном случае значение это относительная светлота или темнота цвета. Контраст характеристик — вот что отвечает за разделение объектов в пространстве. Если вы хотите, чтобы зритель сначала посмотрел на объект, вам нужно, чтобы этот объект имел высокий контраст на фоне. Один из способов добиться этого — определить объект по цвету. Глаза естественным образом сначала тянутся к более ярким, теплым цветам, таким как оранжевый, желтый, зеленый. 

  • Разделение

Другой способ отделить объект от фона — просто изолировать его от всего остального. Отдельный объект в середине визуальной сцены мгновенно привлечет внимание, даже если сцена хаотична. Сохранение объекта изолированным от остальной части сцены увеличивает вероятность того, что он будет рассматриваться как фигура по сравнению с фоном. 

Однако объект должен иметь достаточный контраст на фоне, чтобы его можно было легко увидеть и идентифицировать. В противном случае он сольется с фоном, и его будет трудно распознать. 

Гештальт-закон близости 

Когда мы видим объекты близко друг к другу, то склонны думать, что они связаны. Гештальт-закон близости утверждает, что формы или объекты, которые расположены близко друг к другу, образуют группы. Даже если они сильно отличаются друг от друга по размеру, форме и тому подобному; на мысленный взгляд они образуют группу, если кажутся близко друг к другу. 

Гештальт-закон близости тактично используют для передачи единства предметов на картинке. 

Вы, наверное, слышали о правиле шансов, которое гласит, что разум человека считает нечетные числа (обычно тройки) более визуально приятными, чем четные. Нечетные числа считаются динамическими, в то время как четные числа часто рассматриваются как формальные и статичные. 

Основываясь на этой идее, группа из трех человек создаст лучшую композицию, чем группы из двух или четырех. Тем не менее вы все равно можете обойтись четной группой объектов, если вместо этого решите использовать гештальт-правило близости. 

В качестве примера рассмотрим изображения пингвинов выше. Хотя на обоих изображениях изображены два пингвина, мы видим пингвинов на левом изображении так, как если бы там был один. Близость между двумя пингвинами на левом изображении помогает изображению выглядеть более унифицированным. 

Закон непрерывности 

Наш разум естественным образом заполняет пробелы в тех частях, которые мы не видим. Мы делаем это все время, когда видим фотографии дорожек, рек или других линий, пересеченных рамкой. 

В законе непрерывности говорится, что человеческий глаз следует за последовательностью форм, линий или кривых, чтобы определить взаимосвязь между элементами. 

Гештальт-закон подобия 

Гештальт-закон подобия предполагает, что мозг группирует элементы, которые похожи друг на друга. Возьмем, к примеру, коричневых пингвинов на этой фотографии. Их много, но поскольку все они имеют одинаковый цвет и текстуру, мы видим их как одно целое. 

По закону подобия мы разбиваем фото на две части: группа коричневых пингвинов и один серебряный. Обратите внимание, что вы можете активировать закон подобия, используя различные средства, включая цвет, размер, форму, текстуру или какой-либо другой атрибут.  

Гештальт-закон подобия исследует склонность мозга определять совпадающие черты и быстро пытается определить их значение. Используйте закон подобия, чтобы создавать связи между несвязанными элементами на своих фотографиях. 

Гештальт-закон общей зоны 

Постулирование здесь состоит в том, что объекты, ориентированные в одном направлении, появляются как одна связная группа. Он не сильно отличается от гештальт-закона близости, только здесь присутствует элемент движения или направления. 

В качестве примера возьмем изображение выше. На изображении слева изображены птицы, которые летят в разные стороны. Каждый раз, когда мы видим птицу, летящую в другом направлении от другой птицы, мы рассматриваем их как отдельные объекты. Однако птицы справа все летят в одном направлении. Закон общей зоны гласит, что разум, естественно, будет относиться к птицам справа как к одной единице. 

Гештальт-закон заполнения 

Гештальт-закон заполнения утверждает, что у людей есть врожденная склонность заполнять пробелы и восполнять недостающие части. Когда ваши зрители работают над заполнением недостающих фрагментов изображения, они становятся активными участниками визуальной истории фотографии. В качестве примера возьмите фотографию выше. Туман придает изображению привкус таинственности, закрывая части сцены. 

Один из способов использовать закрытие в ваших интересах — иметь перекрывающиеся объекты в композиции. Зритель автоматически примет участие в завершении той части объекта(ов), которая закрыта другим (другими). 

Заключение 

Человеческий мозг работает захватывающим образом, чтобы понять реальность и воспринимать мир вокруг нее. Вооружившись хорошим пониманием теорий гештальта, вы можете улучшить свои композиционные идеи и создать более мощные образы, которые эффективно заинтригуют зрительскую аудиторию и вовлекут ее в свой мир.

Гештальтпсихология, гештальт-терапия, гештальт-упражнения, гештальт-картинки

Сегодня мы рассмотрим одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии – гештальтпсихология. Детально разберём «закрытый гештальт» и «незавершённый гештальт», гештальт-терапию, гештальт-упражнения и др.

shutterstock.com

 

Оглавление

  • Что такое гештальтпсихология
  • Школа гештальтпсихологии
  • Идеи, законы, принципы
  • Гештальт-терапия
  • Гештальт-упражнения
  • Гештальт-картинки

Психологию, как систему жизненных явлений, знает, пожалуй, каждый, а вот как систему проверенных знаний – знают немногие, и то те, кто специально ею занимается, решая всевозможные научные и практические задачи. Термин «психология» впервые в научном употреблении появился в 16-м веке, и обозначал особую науку, которая занималась изучением душевных и психических явлений. В 17–19 веках сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила неосознаваемые психические процессы и детальность человека. А уже с 19-го века психология – самостоятельная (экспериментальная) область научных знаний. Изучая психологию и поведение людей, учёные продолжают искать их объяснения, как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте.

 

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология (нем. gestalt – образ, форма; gestalten – конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х годов в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило своё развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии.

На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей».

Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в неё стали входить вопросы, изучающие проблемы развития психики; основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

 

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведёт своё начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи-феномена», в результате которого он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному:

  • при достаточно малом интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;
  • при большом интервале (более 200 мс) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;
  • при интервале от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное перемещение света.

Иллюстрация фи-феномена: цветные круги появляются на 10, 80 и 200 мс | wikimedia.org

Фи-феномен – ощущение движения, возникающее при последовательном включении стационарных источников света, а также сама форма этого движения

Характерной особенностью фи-феномена является то, что ощущение движения не зависит ни от цвета, ни от размера, ни от пространственной локализации источников света. Это явление противоречило господствовавшей в то время в психологии теории Вундта, по которой любое сознательное переживание представляло собой совокупность элементарных составляющих, на которые кажущееся движение разбить было нельзя.

Своё наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 год.

Макс Вертгеймер – известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880–1943) родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году учёную степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт-на-Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся учёных того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью-Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путём с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886–1941). Родился К. Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году получил докторскую степень. В 1910 году плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвящённую формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединённых Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В 1927 году Коффка получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года). В 1933 году Коффка издаёт книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал её автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей выявили следующее: у ребёнка, как оказалось, на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

 

Идеи, законы, принципы

 

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология – это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов – наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идёт не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеком посредством органов зрения.
  • Мышление – это не набор навыков, сформированных путём ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

 

Законы гештальтпсихологии
  1. Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.
  2. Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.
  3. Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.
  4. Закон константности: все стремится к постоянству.
  5. Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.
  6. Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несёт опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

 

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость – всё, что рядом, воспринимается вместе;
  • Схожесть – всё, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе;
  • Целостность – восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности;
  • Замкнутость – приобретение фигурой формы;
  • Смежность – близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое;
  • Общая зона – принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом.

 

Гештальт-качество

Термин «гештальт-качество» (нем. Gestaltqualität) введён в психологическую науку Х. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности» – образ целого остаётся, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии;
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

 

Константы восприятия
  • Константность размера: воспринимаемый размер объекта остаётся постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
  • Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остаётся неизменным.
  • Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

 

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путём разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперёд, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

 

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и всё окружающее его – единое целое. Основатель гештальт-терапии – психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюблённость, разговор с коллегами по работе – всё это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. В связи с эти существуют распространённые фразы: «закрыть гештальт», «незакрытый гештальт» или «незавершённый гештальт».

 

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведётся между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  1. Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог – стараться максимально отождествить себя с различными частями своей личности.

  2. Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами, волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  3. Незаконченное дело. Незавершённый гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов данной статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов, связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

 

Незавершённый гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии – завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности
  2. Поиск возможности её удовлетворения
  3. Удовлетворение
  4. Выход из контакта

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу, в результате чего цикл остаётся незавершённым. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остаётся незавершённым, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом ещё и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершённые гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру замечательный поэт, драматург и писатель Оскар Уайльд:

«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

Завершённый гештальт даёт непременно свои плоды – человек становится приятным, лёгким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьёзную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

 

Гештальт-упражнения

Гештальт-терапия представляет собой общие терапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе», научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

Приведённые ниже упражнения нацелены на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

 

1. Упражнение – «Присутствие»

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Закройте глаза
  • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
  • Будьте естественными каждое мгновение
  • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
  • Позвольте расслабиться телу
  • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

После концентрации в течение некоторого времени на ощущении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рассудком, внесите своё дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я – здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом.

 

2. Упражнение – Ощущение «Ты»

Цель упражнения: суметь испытать состояние присутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен – состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы
  • Дождитесь состояния полного умиротворения
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнёром
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке

 

3. Упражнение «Я/Ты»

Цель упражнения – достичь состояния: «Я» – «ТЫ» – «Бесконечность».

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

  • Сконцентрируйтесь
  • Глаза должны быть открытыми
  • Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию
  • Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»
  • Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность

 

Гештальт-картинки

Гештальт-картинки – это различные рисунки-перевёртыши (зрительные иллюзии) с соответствующими вопросами, например: «Что вы видите?», «Какие эмоции переданы на каждой из сторон картинок?».

Не рекомендуется давать просматривать подобные картинки детям дошкольного возраста, поскольку они могут служить причиной психических расстройств.

Ниже даны знаменитые «двойственные» изображения: людей, животных, природы. А что вы смогли разглядеть на каждом из рисунков?

shutterstock.com

flickr.com

flickr.com

flickr.com

wikimedia.org

wikimedia.org

wikimedia.org

Кроме того, идея гештальтпсихологии лежит в основе таких картинок, которые называются «друдлы».

 

Этой статьёй мы хотели пробудить в каждом из вас желание обратиться к себе, познать глубину своей души, начать заботиться о себе – раскрыться миру. Гештальт, конечно, не в силах сделать вас богаче, а вот счастливее – бесспорно.

Источник: 4brain.ru

В видеоплеере можно включить субтитры и в настройках выбрать их перевод на любой язык

В видеоплеере можно включить субтитры и в настройках выбрать их перевод на любой язык

Оцените статью и поделитесь в соцсетях

Рекомендуем также:

◆Принципы успеха Дейла Карнеги

◆10 секретов продуктивности Стива Джобса

◆Методика «Getting Things Done» Дэвида Аллена

Гештальт-теория в уличной фотографии

В этой статье:

    Теории гештальта были разработаны немецкими психологами в 1920-х годах после того, как последовали примеру Макса Вертхайера, полагавшего, что разум использует тенденции самоорганизации для формирования «глобального целостного представления». Эти теории пытаются объяснить, как мы воспринимаем то, что видим, и организуем их в уме, чтобы создать «понимание образа». Основная идея заключается в том, что когда мы сталкиваемся с визуально хаотичной сценой, наш разум упрощает ее до более узнаваемых узоров и форм. Эти теории известны как гештальт-принципы. Происхождение самого слова «гештальт» означает форму/фигуру/структуру, объединенную в единое целое. Итак, теории часто формулируются как «Целое больше, чем сумма его частей», потому что наш разум воспринимает образ в целом, а не его отдельные части. Это механизм, позволяющий уму не сойти с ума при виде изображения.

    EOS 1000D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 15 мм; f/4; 1/180 сек; ISO 400 (Холодно работать)

    Поскольку фотография представляет собой акт представления изображения зрителю, мы можем использовать гештальт-принципы, когда делаем снимок, чтобы оказать правильное воздействие на сознание зрителя. Таким образом, мы можем лучше передать идею картины. Принцип гештальта (законы) может помочь выяснить, как работает визуальное восприятие и почему одни изображения работают лучше, чем другие. Ниже приведены гештальт-принципы уличной фотографии:  

    Простота

    Наш разум воспринимает изображение в его простейшей форме. Закон простоты объясняет, что важно упростить изображение, чтобы помочь глазу и уму чувствовать себя комфортно при интерпретации того, что мы пытаемся показать. Поэтому, когда мы делаем снимок сцены, постарайтесь найти ее простейшую форму, чтобы сделать ее интересной и «легко усваиваемой» для ума. А через какое-то время разум углубится и осознает настоящий смысл образа.

    ЭОС 100D; EF-S55-250 мм f/4-5,6 IS STM; 194мм; f/5,6; 1/2000 сек; ISO 400 (инопланетный робот)

    Симметрия

    Симметричные элементы изображения воспринимаются как часть одной группы. Отношение обеих сторон помогает нам воспринимать элементы как единую фигуру. Когда мы делаем снимок, мы можем использовать этот закон для создания восприятия целого изображения, которое на самом деле состоит из двух или более элементов. Симметрию можно создать, уравновешивая элементы или отражая их. Тем не менее, иногда симметричная композиция может быть довольно скучной, и наши творческие способности позволяют делать интересные и забавные снимки.

      EOS 60D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 22мм; f/8; 1/100 сек; ISO 800 (продавец воздушных шаров)

    EOS 60D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 10 мм; f/8; 1/1000 сек; ISO 400 (Замороженный путь)

    От фигуры к земле

    На одном изображении иногда нам нужно показать объект (главный интерес), но глаза зрителя не могут четко его видеть, потому что объект сливается с его фон. Закон фигуры и фона помогает нам объяснить, какой элемент будет восприниматься как фигура, а какой — как фон. Фигура — это объект или основной интерес, а фон — это фон позади или вокруг фигуры. Иногда это не всегда объект, это может быть и область. Наш ум будет воспринимать самую маленькую или наиболее контрастную область как фигуру, а большую площадь — как фон.

    EOS 60D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 22мм; f/4,5; 1/800 сек; ISO 400 (после дождя)

    EOS 1000D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 10 мм; f/11; 1/500 сек; ISO 200 (Working Early)

    Общая судьба

    Закон общей судьбы объясняет, что визуальные элементы, которые движутся вместе в одном направлении, будут восприниматься как часть единой группы. Таким образом, когда мы видим сцену с группой элементов, движущихся вместе, наш разум воспринимает ее как группу, а другой элемент, который остается неподвижным или движется другим образом, будет считаться находящимся вне группы. Поняв этот закон, мы можем создать образ группы, состоящей на самом деле из разных элементов, или мы также можем отбросить элементы из группы.

    EOS 60D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 10 мм; f/11; 1/1600 сек; ISO 800 (в спешке)

    Близость

    Группа элементов, расположенных близко друг к другу, с большей вероятностью будет восприниматься как принадлежащая друг другу, чем если бы они находились далеко друг от друга. Итак, если мы хотим создать связь между элементами изображения, нам нужно расположить их близко друг к другу.

      EOS 1000D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 12мм; f/8; 1/60 сек; ISO 400 (Друзья)

    EOS 1000D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 116мм; f/11; 1/60 сек; ISO 400 (Кто она)

    Сходство

    Наш разум воспринимает элементы как принадлежащие к одной группе, если они похожи друг на друга. Закон подобия можно запустить, используя цвет, форму, размер, текстуру или любые другие атрибуты. Несвязанные элементы, имеющие одинаковые атрибуты, будут восприниматься как одна и та же группа. Поняв закон подобия, мы можем устанавливать связи между несвязанными элементами, используя их цвет, форму, размер или текстуру. Повторение подпадает под действие этого закона.

     

    EOS 100D; EF-S55-250 мм f/4-5,6 IS STM; 65мм; f/4; 1/50 сек; ISO 100 (Друзья в тишине)

    EOS 60D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 22мм; f/11; 1/200 сек; ISO 100 (без пота)

    Непрерывность

    Закон непрерывности объясняет, что наш разум склонен продолжать формы или линии за их конечными точками. Объекты будут сгруппированы как единое целое, если они коллинеарны или следуют линии направления. Формы или линии будут восприниматься как единый элемент, если они непрерывны, даже если они сегментированы. И чем ровнее их сегменты, тем больше мы видим их как единую форму или линии. Непрерывность, такая как направляющие линии, также может быть использована для направления взгляда зрителя к основному объекту, который мы хотим, чтобы он увидел.

    EOS 1000D; EF-S55-250 мм f/4-5,6 IS STM; 250мм; f/5,6; 1/320 сек; ISO 400 (вне досягаемости)

    EOS 60D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 13мм; f/13; 1/8 сек; ISO 400 (Путешествие)

    Закрытие

    Одна из замечательных вещей, которые может сделать наш разум, — это способность завершать формы, которых не существует. Наш ум имеет тенденцию завершать незавершенные объекты. Это закон замыкания, используемый для объяснения того, как наш разум может заполнить промежуток между незавершенными объектами или линиями. Наш разум способен распознавать элементы изображения, даже если этот элемент является лишь частью более крупного объекта. На изображении завершенные формы могут быть скучными. Следовательно, мы можем дать разуму достаточно информации, чтобы он мог формировать фигуры, но все же немного отступить на волю воображения. Понимая гештальт-теории при съемке уличной фотографии, мы можем создать изображение, способное направить сознание зрителей так, как мы хотим, чтобы они его увидели, эффективно скомпоновав его элементы.

     

    EOS 100D; EF50 мм f/1,8 СТМ; 50 мм; f/2; 1/50 сек; ISO 200 (не могу найти книгу)

    EOS 550D; EF-S10-22 мм f/3,5-4,5 USM; 10 мм; f/3,5; 1/100 сек; ISO 200 (Ваш заказ, пожалуйста)

    Опять же, гештальт-теории касаются восприятия и реальности.

    Узнайте больше о композиции из следующих статей

    Основы работы с камерой №14: положение и угол

    Совет по композиции: оживление фотографий зданий и заводов

    Дополнительные сведения об абстрактной фотографии см.

    в статьях ниже

    Абстрактная фотография: использование цвета

    Дополнительные сведения о концептуальной фотографии см. в статьях ниже

    Начало работы с концептуальной фотографией

    Концептуальная фотография : использование эмоций и других элементов

    Концептуальная фотография: советы и рекомендации

    Получайте последние новости о фотографии, советы и рекомендации, подписавшись у нас!

    Гештальт-восприятие в фотографии — Пейзажная фотография

    Гештальт-психология — это попытка найти законы и принципы того, как наш разум организует кажущийся хаотичным мир, и описывает, как мы получаем и воспринимаем значимую информацию. Психологи сформировали набор законов и принципов, показывающих, как работает наш мозг. Поскольку гештальт-восприятие связано с организацией вещей, оно хорошо сочетается с композицией, потому что служит той же цели. И мы, художники, можем применить эти концепции к искусству, чтобы улучшить восприятие наших работ. Наиболее эффективное применение лежит в области дизайна, но мы также можем украсть несколько вещей и использовать их для фотографии.

    Законы гештальта Применение фотографии

    Закон близости

    Закон близости гласит, что мы воспринимаем объекты, расположенные рядом друг с другом, как группу. Таким образом, мы используем группу объектов в качестве строительного блока композиции, а не один объект.

    Это разделение мало что добавляет к истории, но очень хорошо иллюстрирует принцип. Пример повествования должен показать некоторый намек на отношения между группами.

    Пример закона близости – обратите внимание, как дерево сильно отличается от всех других деревьев, отсюда и название фотографии – «Изгой».
    Закон подобия

    Мы также группируем объекты, которые имеют некоторое сходство. Они могут иметь схожую форму, цвет, размер и т. д. Использование такое же, как и для близости — мы можем использовать группу связанных объектов в качестве композиционного акцента. Это также помогает в рассказывании историй.

    В этом случае темные и светлые группы помогают нам прочитать фотографию и создать за ней некую историю. Фотография выше называется «Свадьба» или «Танец». Это было бы невозможно без группировки закона подобия.

    Мы можем легко назвать эту фотографию «Лидеры», потому что это имеет смысл с двумя большими яхтами.

    Закон замыкания

    Закон замыкания поддерживает принцип предлагаемых линий и распространяет его на предлагаемые формы. Это означает, что наш мозг заполняет пробелы и формирует фигуры из любых линий, присутствующих на фотографии. Этот закон является фундаментальным и полезным, так как позволяет выстраивать фигуры внутри картины, расставлять акценты и управлять потоком взгляда зрителя. Я рассмотрел эту тему в разделе «Строительные блоки композиции».

    Закон симметрии

    Закон симметрии описывает склонность нашего мозга искать симметрию и группировать объекты по этому принципу. Люди в большинстве своем симметричны, и такой порядок вещей естественен для нашего восприятия. Также легко нарушить этот закон, увеличивая напряжение — нарушить симметрию там, где это предлагается. Здесь важно понимать, что мы не говорим о чем-то точно симметричном, приближение обычно достаточно, когда мы говорим о фотографии.

    Мы визуально объединяем скобки в три группы, даже не думая объединять соседние скобки.

    Некоторые из этих законов довольно сложны, когда дело доходит до реальной реализации. Взгляните на фото ниже:

    Здесь мы отчетливо видим два набора деревьев, сгруппированных по их симметричному расположению.

    Хорошо, но какое нам дело? Этот закон ничего не добавляет к предыдущей фотографии, кроме нарушения ритма, он просто сидит там. А вот на фото ниже, наоборот, показан пример использования.

    Отличный пример закона симметрии. Два дерева составляют группу и сразу создают рамку для основного дерева, добавляя дополнительный слой в композицию.
    Закон Общей Судьбы

    Закон Общей Судьбы гласит, что мы воспринимаем объекты как единое целое, если они движутся по одному и тому же пути, или мы думаем, что это так. Мы думаем, что объекты, движущиеся в одинаковом направлении, разделяют тенденции движения и, следовательно, общую судьбу.

    Мы организуем кажущееся хаотичным движение в три группы, используя их направление и, следовательно, общую судьбу
    Закон непрерывности

    В соответствии с законом непрерывности мы группируем элементы, которые связаны с объектом, и с меньшей вероятностью объединяем ингредиенты, которые имеют явно разные направления или расположение.

    Закон хорошего гештальта

    Это интересно. В нем говорится, что мы склонны фильтровать наши части реальности, упрощать окружающее, чтобы найти порядок и закономерность. По моему опыту, когда мы говорим о фотографии, это должно быть целью, а не инструментом. Наши глаза многое отфильтровывают, но это не работает, когда мы смотрим на фотографию. Итак, мы должны сознательно избавиться от всего, что не работает для истории, которую мы пытаемся рассказать. Мы должны приложить усилия, чтобы представить окончательную фотографию как чистый продукт. Чтобы случайный зритель сразу увидел, что это хороший гештальт.

    Закон прошлого опыта

    Этот закон гласит, что мы можем группировать объекты на основе опыта, а не мгновенного расположения. Если мы знаем, что объекты имеют тенденцию появляться вместе или вскоре друг за другом, то мы группируем их. Здесь есть несколько следствий:

    1. Этот закон позволяет нам строить отношения между удаленными объектами без какой-либо геометрической связи между ними. Но это менее захватывающее, чем второе последствие.
    2. Мы можем произвести впечатление на зрителя, нарушив этот закон. Нам нужно включить некоторые объекты, которые не соответствуют этому правилу, т.е. показывают какое-то редкое сочетание.
    Прошлый опыт говорит, что верблюды должны быть в пустыне, и тем не менее, они наслаждаются бризом…

    Принципы гештальта

    Основные принципы гештальта — эмерджентность, овеществление, мультистабильность и инвариантность.

    Возникновение

    Этот принцип говорит нам о том, что мы воспринимаем объект как целое, а не как набор частей. Это мало применимо к фотографии.

    Овеществление

    Овеществление — это практический закон. Этот принцип гласит, что мы можем воспринимать больше пространственной информации, чем она присутствует на картинке. Это подтверждает один из принципов композиции, который я описываю в другом месте этой статьи, — предложенный строительный блок линий. Наш мозг имеет тенденцию расширяться и опираться на то, что мы видим. Мы расширяем эти формы некоторыми иллюзорными контурами.

    Пример из Википедии по принципу Reification Gestalt

    Конечно, эти формы не применимы к фотографии как таковой. Скорее, нам нужно понять принцип — как некоторые объекты создают или предполагают какие-то другие формы, которых на самом деле нет на исходной фотографии. Самое простое приложение — это предложенные строки.

    Реификация в большинстве случаев представляет собой способ разделения фотографии на несколько воображаемых форм.
    Мультистабильность

    Мультистабильность описывает неоднозначное восприятие, возникающее между несколькими интерпретациями изображения. Какая-то оптическая иллюзия. Он имеет широкое применение в дизайне и графике, но не так просто в фотографии.

    Пример гештальт-принципа мультистабильности в Википедии.

    Одно из применений – поиск объектов парейдолии в нашей повседневной жизни.

    Я выбрал самый известный пример Мультистабильности, который у меня есть (из всего проекта)
    Инвариантность

    Инвариантность предполагает, что мы воспринимаем объекты одинаково, независимо от их вращения, деформации и масштаба. Если мы узнаем объект, мы можем быстро идентифицировать его в любом состоянии.

    Пример классической инвариантности.

    Этот принцип имеет множество применений в фотографии и искусстве в целом. Масштаб, соотношение фигуры и фона, линейная перспектива. Основная идея заключается в использовании инвариантности и представлении известного объекта в необычных условиях или среде.

    Нам известен размер человека, поэтому этим сравнением мы подчеркиваем размер гор

    Напротив, мы могли бы сделать что-то противоположное:

    Другой пример с обратным моментом – заполнение другим смыслом с использованием другого масштаба

    How To Используйте гештальт-психологию 

    Эта глава является наиболее теоретической во всей статье и не содержит никаких практических советов или техник. Тем не менее, это служит полезной цели — дает другую перспективу и расширяет наше понимание. Превратить эти законы и принципы в какие-то волшебные рецепты не так-то просто. Эти законы полезны для планирования кадров и рассказа истории. Они рассказывают, как отделить части сфотографированных объектов и как построить отношения между ними.

    Критика гештальт-психологии

    Как и у любой другой теории, у нее есть свои критики. Основные аргументы против гештальт-психологии:

    1. Отсутствие экспериментальных данных.
    2. Описательный характер принципов, а не пояснительный.

    Такая критика имеет смысл, и мы не должны слепо верить ни одной из них. Вместо этого давайте попробуем все сами и посмотрим, работает ли это.

    Гештальт-психология — еще один подход к формализации человеческого восприятия искусства. Правильно это или нет, за этим определенно что-то стоит, и это помогает понять, как мы склонны организовывать вещи. Это может помочь нам создавать лучшие истории и лучше передавать их без слов.

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *