Гештальт тест: Зрительно-моторный гештальт-тест л. Бендер

Зрительно-моторный гештальт-тест л. Бендер

Работа Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный Гештальт-Тест и его клиническое применение» была опубликована в 1938 году в серии монографий Американской Ортопсихиатрической АссоциацииС тех пор и по сегодняшний день Зрительно-Моторный Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно Бендер гештальт-тест) пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надежности. Бендер гештальт-тест входит в основную обойму диагностических тестов, характеризующих невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию.

В 1946 году была опубликована инструкция по его использованию вместе со стандартным набором тестовых фигур (см. Рис.1). Ниже воспроизводится текст этой инструкции. Бендер Гештальт-Тест применяется для диагностики степени развития структурных зрительно-моторных функций у детей (Рис.2), для изучения умственной отсталости, феноменов регрессии, выраженности нарушений отдельных функций и органических мозговых дефектов как у взрослых, так и у детей, а также для исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с регрессивными проявлениями.

 В последнем случае он играет роль социально нейтрального, вполне «безобидного» теста в батарее личностных тестов.

В упомянутой выше оригинальной монографии дано теоретическое обоснование Бендер гештальт-теста, анализ проведенных на его основе исследований, а также были освещены вопросы применения этого теста для анализа развития структурных (гештальт) функций у детей и диагностики различных клинических синдромов, включая умственную недостаточность, афазию, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и симуляцию.

Стимульный набор Бендер гештальт-теста включает 9 оригинальных фигур Вертхеймера (Рис.1), отобранных среди тех, которые он использовал для психологического исследования восприятия визуальных гештальтов.

Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленного на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованой бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

Часто для ответов испытуемому достаточно одного листа, но иногда требуется и больше, особенно для лиц с низким интеллектуальным уровнем или высокотревожных. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользоваться какими-либо вспомогательными средствами. Рис. 1. Стимульный материал к Бендер гештальт-тесту Карточки нужно предъявлять по одной, кладя каждую на стол близко к верхнему краю листа бумаги в правильной ориентации, а испытуемому нужно сказать: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите». Необходимо предупредить испытуемого о том, что карточки нельзя перемещать в какую-нибудь новую позицию. Если по каким-то причинам это трудно сделать или предупреждение не действует, то нужно разрешить перемещение, делая при этом соответствующие отметки в протоколе.

Будет правильным порекомендовать испытуемому разместить копию первой из фигур в верхнем левом углу бумаги, но на этом не нужно настаивать, если испытуемый начинает рисовать по-своему. Ориентация фигуры на фоне и по отношению к другим фигурам также является частью гештальт-функции. Все остальные инструкции должны быть не очень категоричны. Например, если испытуемый задает вопрос, нужно ли считать точки, ответ должен быть следующим: «Это не обязательно, но вы можете делать, как вам хочется». Можно разрешить несколько попыток копирования одной фигуры, что также должно быть отражено в протоколе. Можно разрешить пользоваться ластиком с целью улучшения качества отдельных линий, но ни в коем случае не следует поощрять это.

Временные ограничения на выполнение теста отсутствуют, и фигуры не нужно убирать до тех пор, пока испытуемый не закончит копирование. Тест не предполагает проверку памяти. Некоторые испытуемые предпочитают иметь перед собой все карточки в стопке, сначала просмотреть их все, а затем разложить весь набор в определенной ориентации к листу бумаги. Это можно разрешить, но тем не менее копировать испытуемый должен сначала фигуру А, а затем фигуры 1-8 в определенной автором теста последовательности. Многие успешно ориентируют весь набор фигур по отношению к их фону на листе бумаги и без этого первоначального просмотра.

Поскольку это клинический тест, нет необходимости в излишне жесткой формализации его проведения, чтобы не задеть те функции, которые определяют способность индивида к переживанию зрительно-моторных гештальтов во взаимосвязи пространственной и временной размерностей. Нужно наблюдать и отмечать те моменты, когда поведение испытуемого в процессе выполнения теста отклоняется от заданного. Их никогда нельзя интерпретировать как невыполнение теста. Заметки о чем-то необычном в процессе организации теста, о манере и поведении испытуемого и о его реакции на тестовую ситуацию могут быть сделаны прямо на тестовом листе бумаги.

Практика показала, что данный тест в силу его личностной нейтральности можно с пользой применять как вводный в батарее тестов, поскольку он ослабляет у испытуемого реакции тревожности и скованности, возникающие в ответ на процедуру обследования.

Конечно, его можно давать в любой другой последовательности с другими тестами, например, он может быть мягким переходом после более вербально или эмоционально нагруженных тестов. Если он предлагается индивиду, находящемуся в состоянии утомления, то нужно иметь в виду, что утомление оказывает существенное влияние на гештальт-функцию. Наличие утомления может излишне преувеличивать симптомы нарушения гештальт-функции, усиливая персеверативные и регрессивные тенденции. При клинической работе с детьми можно сначала дать Бендер гештальт-тест, затем тест Гудинаф «Рисунок человека», несколько минут понаблюдать за обращением ребенка с игровым материалом, понаблюдать за моторной активностью или игрой, провести неврологическое обследование и психиатрическое интервьюирование. Конечно, этот порядок может быть изменен в соответствии с планом обследования, зависящего от клинического состояния ребенка во время обследования и многих внешних обстоятельств. Рис. 2. Типичные ответы испытуемых разного возраста при выполнении Бендер гештальт-теста.

В ячейках приводятся типичные варианты ответов испытуемых определенного возраста и частота их встречаемости в процентах. Пустая ячейка указывает на отсутствие изменений в паттерне ответа по сравнению с предыдущим возрастом. Предлагаемые таблицы можно использовать как возрастные нормы для оценки степени задержки развития или выраженности регрессии.

Интерпретация результатов теста опирается не только на форму репродуцированных фигур, но и на их расположение по отношению друг к другу, ориентацию на листе бумаге, соответствие порядка копирования порядку предъявления, а также на клинические наблюдения.

Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер. Большая российская энциклопедия

Психодиагностические технологии

Области знаний:
Психодиагностический инструментарий
Другие наименования:
Бендер-гештальт-тест

Зри́тельно-мото́рный гешта́льт-тест Бе́ндер (Бендер-тест, Бендер гештальт-тест, Бендер визуально-моторный гештальт тест, визуально моторный гештальт-тест Бендер, Бендер-гештальт; англ. Bender Visual-Motor Gestalt Test), исследовательский тест, предназначенный для оценки уровня развития зрительно-моторной координации ребёнка, а также способ регистрации замедления психического развития или регрессии детей в возрасте от 3 до 12 лет и взрослых. Процедура тестирования представляет собой срисовывание, копирование предъявленных испытуемому (тестируемому) геометрических фигур, рядов точек и линий, в которых заложена (скрыта) определённая пространственная организация. Тест считается успешно пройденным, когда испытуемый отражает на рисунке предъявленную пространственную организацию, отвечает на совокупность стимулов как на целое так, что сам ответ является целостной структурой.

Методика разработана Л. Бендер и опубликована в серии монографий Американской ортопсихиатрической ассоциации в 1938 г. (Bender. 1938). Описание содержало теоретическое обоснование методики и признаки различных клинических синдромов, таких как умственная недостаточность, афазия, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и др. В 1946 г. Бендер опубликовала полный вариант теста со стандартной инструкцией, стимульным набором из 9 фигур и таблицами интерпретаций ответов испытуемых разного возраста.

Как указывает Л. Бендер, основой теста послужила гештальттеория М. Вертгеймера. Так, набором стимульных фигур теста стали некоторые из фигур, использованных Вертгеймером в экспериментальных исследованиях визуальных гештальтов. В тесте анализируется способность видеть и воспроизводить скрытое, иллюзорное содержание стимульного материала. О возрастной норме говорит способность заметить скрытый посыл, который содержится в стимульном материале, и изобразить на своём рисунке не существовавшую ранее форму. Таким образом, тест оценивает способность видеть целое и отказаться от кажущегося случайным свойства стимульного материала (как, например, при понимании фи феномена, описанного Вертгеймером). Например, кластер точек сначала требуется осознать разбитым на ряды, линии или иные общности, чтобы передать ряды или линии при срисовывании.

Тест проводится следующим образом. Испытуемому предлагается белый лист нелинованной бумаги формата А4 либо несколько листов и письменные принадлежности. Копирование рисунка производится карандашом. Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер. Тренировочное задание.Стимульные изображения предъявляются по одному, начиная с картинки А, которая служит примером выполнения задания. На ней изображён квадрат, касающийся вершиной круга. Остальные 8 фигур предъявляются последовательно и служат диагностическим материалом. 

Испытуемому даётся вводная инструкция: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите» (Белопольский. 2008. С. 5). Рядом с верхней частью листа кладётся стимульная картинка. Все дальнейшие инструкции даются в форме рекомендаций без давления и без одобрения действий испытуемого. Испытуемый может считать точки, располагать рисунок под разными углами и в разных местах листа, пользоваться ластиком. Данные действия разрешаются с обязательной фиксацией их в протоколе. Экспериментатор может, например, прокомментировать действия испытуемого таким образом: «Это не обязательно, но вы можете делать, как вам хочется» (Белопольский. 2008. С. 5).

Данная тестовая методика не направлена на исследование скорости выполнения заданий и памяти обследуемого. Поэтому испытуемому необходимо предоставить столько времени, сколько ему потребуется. При желании испытуемого видеть все фигуры сразу ему предъявляют все фигуры. Неизменным остаётся лишь порядок копирования: сначала фигура А, затем – фигуры 1–8 по порядку.

Л. Бендер в ходе анализа результатов теста разработала таблицу типичных ответов в зависимости от возраста испытуемых. Типичность рисунков в определённой возрастной группе указывается в процентах. Чем выше процент, тем ближе рисунок к возрастной норме. Пустые клетки означают отсутствие изменений в рисунке по сравнению с прошлым возрастным этапом. Таблица показывает возрастную норму или степень задержки психического развития (регрессии). Теоретической базой таблицы типичных ответов послужили работы исследователей Р.  Коррадо и В. Лоуэнфелда. Риччи был основоположником наблюдений за развитием изобразительных способностей детей и изложил свои наблюдения в 1887 г. в книге «Искусство детей» [на русском языке опубликована под названием «Дети-художники» (Риччи. 1911)]. Более системный подход к оценке детского творчества предложил профессор художественного образования Пенсильванского университета В. Лоуэнфелд. Он создал периодизацию художественного развития детей (на материале особенностей рисунка). Лоуэнфелд выделял 6 стадий: стадия «каракулей» (от 2 до 4 лет), стадия «первичных схем» (от 4 до 7 лет), стадия схематизации (с 7 до 9 лет), стадия первичного реализма (с 9 до 11 лет), стадия псевдореализма (с 11 до 13 лет), стадия суждений (подростковый возраст и старше) (Lowenfeld. 1947. P. 138).

Дальнейшие модификации теста во многом касались именно таблицы типичных ответов. Так, в русскоязычной адаптации теста 2008 г. В. И. Белопольского и О. В. Лови таблица была сведена к численной, балльной оценке по 3 параметрам: выполнение углов, ориентация элементов, взаимное расположение элементов.

Появилось несколько адаптаций теста и в США. Отвергнув не только таблицу типичных ответов, но и стимульный набор картинок, свою версию «Бендер-II» предложили американские психологи Г. Бранниган и С. Л. Декер. Начав работу в 1990 г., они добавили более простые стимульные картинки к тесту – их стало 16 (Brannigan. 2003).

Задолго до названных модификаций над усовершенствованием теста работал инструктор образовательной клиники Городского колледжа Нью-Йорка Макс Л. Хатт (Max L. Hutt), что позволило ему в 1960 г. издать работу «Клиническое использование пересмотренного Бендер-гештальт-теста». Последней версией теста стал вариант (Koppitz. 1964), предложенный Элизабет М. Коппиц (1919–1983), который включает как расширенную версию стимульного материала «Бендер-II», так и модификацию Хатта. Её работа была издана только в 2007 г. под названием «Koппиц-2: Система оценки развития Коппиц для теста Бендер-Гештальт» (Gorske. 2008).

Селицкий Олег Николаевич

Дата публикации:  7 февраля 2023 г. в 15:13 (GMT+3)

Бендер-гештальт-тест | Encyclopedia.com

gale

просмотров обновлено 29 мая 2018 г.

Определение

Зрительно-моторный гештальт-тест Бендера (или тест Бендера-Гештальт) — это психологическая оценка, используемая для оценки зрительно-моторных функций и зрительно-перцептивных навыков. , неврологические нарушения и эмоциональные расстройства у детей и взрослых в возрасте от трех лет и старше.

Назначение

Bender-Gestalt используется для оценки зрительно-моторной зрелости и выявления у детей задержек в развитии. Тест также используется для оценки повреждения головного мозга и неврологического дефицита. Людям, перенесшим черепно-мозговую травму, может быть назначен Бендер-Гештальт как часть набора нейропсихологических мер или тестов.

Бендер-Гештальт иногда используется в сочетании с другими тестами личности для определения наличия эмоциональных и психических расстройств, таких как шизофрения.

Меры предосторожности

Для проведения психометрического тестирования требуется клинически подготовленный экзаменатор. Визуально-моторный гештальт-тест Бендера должен проводиться и интерпретироваться квалифицированным психологом или психиатром. Бендер-гештальт всегда должен использоваться только как один из элементов полной батареи психологических тестов или тестов на развитие и никогда не должен использоваться сам по себе в качестве единственной основы для постановки диагноза.

Описание

Оригинальный тест Bender Visual Motor Gestalt был разработан в 1938 году психиатром Лореттой Бендер. На сегодняшний день доступно несколько различных версий теста Бендера-гештальта (т. Гештальт-тест для детей; Бендер-гештальт-тест для детей младшего возраста; Уоткинс Бендер-гештальт-система подсчета очков; Фоновая интерференционная процедура Кантера для теста Бендера-Гештальт). Все они используют одни и те же основные тестовые материалы, но различаются по методам оценки и интерпретации.

Стандартный тест Bender Visual Motor Gestalt состоит из девяти фигур, каждая на отдельной карточке 3 × 5. Экзаменатор предъявляет каждую фигуру испытуемому по одной и просит испытуемого скопировать ее на отдельный лист чистой бумаги. Единственная инструкция, данная испытуемому, заключается в том, что он или она должны воспроизвести фигуру как можно лучше. Тест не рассчитан по времени, хотя стандартное время введения обычно составляет 10-20 минут. После завершения тестирования результаты оцениваются на основе точности и организованности. Интерпретация зависит от формы используемого теста. Общими чертами, учитываемыми при оценке рисунков, являются вращение, искажение, симметрия и персеверация. Например, пациент с травмой лобной доли может воспроизводить один и тот же паттерн снова и снова (сохранение).

Бендер-Гештальт также можно проводить в группе. При групповом тестировании рисунки демонстрируются испытуемым с помощью диапроектора, в тестовом буклете или на более крупных версиях индивидуальных тестовых карточек. Как индивидуальная, так и групповая оценка Бендер-Гештальт может проводиться как в амбулаторных, так и в больничных условиях. Пациенты должны свериться со своими страховыми планами, чтобы определить, покрываются ли они этими или другими услугами по охране психического здоровья.

Нормальные результаты

Дети обычно улучшаются в этом тесте по мере взросления, но из-за сложности процесса оценки результаты Бендер-гештальта должны интерпретироваться только клинически подготовленным психологом или психиатром.

Ресурсы

ОРГАНИЗАЦИИ

Американская психологическая ассоциация (АПА). 750 First St. NE, Вашингтон, округ Колумбия 20002-4242. (202) 336-5700. 〈http://www.apa.org〉.

ERIC Информационный центр по оценке и анализу. 1131 Лаборатория Шрайвера (здание 075).

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Нейропсихологический тест — Тест или оценка, проводимая для диагностики нарушения или заболевания головного мозга.

Сохранение — Постоянство повторяющейся реакции после устранения причины реакции или сохранения реакции на различные стимулы.

Зрительно-моторные навыки — Зрительно-моторная координация; в тесте Бендера-Гештальт зрительно-моторные навыки измеряются способностью субъекта точно воспринимать, а затем воспроизводить фигуры.

Визуально-перцептивные навыки — Способность ума и глаза «видеть» что-либо объективно существующим.

Медицинская энциклопедия Гейла, 3-е изд. Ford-Martin, Paula

gale

просмотра обновлено 18 мая 2018 г.

Диагностический оценочный тест для выявления неспособности к обучению, неврологических расстройств и задержки развития.

Полное название этого теста — Bender Visual Motor Gestalt Test. Это тест, используемый во всех возрастных группах, чтобы помочь определить возможные неспособность к обучению , неврологические расстройства, умственная отсталость или задержка развития . Результаты теста также предоставляют информацию о конкретных способностях, включая координацию движений, память и организацию. Испытуемому дается серия из девяти рисунков, каждый на отдельной карточке, и предлагается воспроизвести их на чистом листе бумаги. Нет ограничения по времени. Тест оценивают профессионалы, которые учитывают множество факторов, включая форму, форму, рисунок и ориентацию на странице.

См. также Неспособность к обучению

Дополнительная литература

Лакс, Патрисия. Гештальт-скрининг Бендера на дисфункцию мозга. New York: Wiley, 1984.

Психологическая энциклопедия Гейла

Bender®-Gestalt II Bender® Visual-Motor Gestalt Test, второе издание

Лауретта Бендер, доктор медицинских наук Американская ортопсихиатрическая ассоциация, Inc.

Возраст: от 3 лет и старше
Время проведения: 5–10 минут (14 карточек со стимулами) 5 минут (зрительные, моторные тесты)
Тип введения: Назначается врачом; пациент воспроизводит гештальт-фигуры, представленные на стимульных карточках
Квалификационный уровень C

Описание
Bender-Gestalt II является обновленной версией классической оценки Bender-Gestalt. Он продолжает свою традицию краткого теста визуально-моторной интеграции, который может предоставить интерпретирующую информацию о развитии человека и его психологическом функционировании. Оценка Бендер-Гештальт II проводится врачом. Пациент воспроизводит гештальт-фигуры, представленные на карточках-стимулах. Эта оценка подходит для лиц от трех лет и старше.

В этом тесте используются новые процедуры припоминания для оценки зрительно-моторной памяти и обеспечения более полной оценки зрительно-моторных навыков. Bender-Gestalt II включает в себя дополнительные тесты простых моторных и перцептивных способностей, которые помогают выявить специфические зрительно-моторные дефициты. Этот тест также можно использовать для оценки неврологических повреждений и эмоциональных расстройств.

Как использовать тест
Тест состоит из 14 фигурок, каждая на отдельной карточке 3″x5″. Пациенту показывают каждую фигуру и просят скопировать ее на чистый лист бумаги. Тест обычно занимает 5–10 минут, после чего результаты оцениваются на основе точности и других наблюдений, таких как физическое поведение, техника рисования, поведение при сдаче теста и отношение.

Весы и формы
• Зрительно-моторные навыки
• Зрительно-моторная память

Справочник Имя Цена НДС
920649 Бендер-Гештальт II Руководство 125,00 фунтов стерлингов
920643 Bender-Gestalt II Observation Forms (25 шт./уп.) – Содержит области для записи времени и различных типов поведения при прохождении теста./td> 35,00 фунтов стерлингов Да
920644 Bender-Gestalt II Mtr Test Bklts (25 шт/уп) 35,00 фунтов стерлингов Да
920645 Буклеты для тестирования восприятия Bender-Gestalt II (25 шт. в упаковке) 35,00 фунтов стерлингов Да
920641 Bender — стимулирующие карты Gestalt II 75,00 фунтов стерлингов Да

В соответствии с процедурами и этическими нормами Британского психологического общества, для некоторых наших оценок мы должны быть уверены, что пользователи имеют соответствующую квалификацию и подготовку.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *