Глубина резкости это: Глубина резкости в фотографии.

Содержание

Глубина резкости в фотографии.

Поделиться статьёй:

Для неопытного фотографа поставлена крайне сложная задача – разобраться в многообразии параметров, влияющих на получаемое изображение. А таких параметров множество – свет бывает естественный, импульсный и постоянный, открытие диафрагмы, фокусное расстояние, отражение и преломление лучей и многое другое. И самый важный собирательный параметр, который объединяет их в систему, зависит от настроек камеры и напрямую влияет на получаемый снимок – ГРИП. Не с высокой температурой и кашлем, а глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости.

 

Если говорит простыми словами, то ГРИП – участок или область, в которой снимаемый предмет максимально четко и резко изображается на снимке. Его можно «ловить» интуитивно, методом проб и ошибок, или высчитать, и опытами и практикой определить его для каждого сочетания параметров камеры.

  • По физическим законам объект бывает максимальной резкости в единственной точке пространства, на одном показателе удаленности от объектива – фокальная плоскость, но глубина резкости именно область, имеющая свои размеры.

Чтобы понять смысл и четко представлять это, нужно понять, что человеческий глаз тоже линза. И мы не замечаем участки размытости предмета в границах «от и до», эти границы и очерчивают ГРИП. Например, для точки до 0,1 мм в диаметре эти параметры размытости не улавливаются взглядом на расстоянии 0,25 м. Точки меньшего диаметра будут при этих параметрах четкими, а большего диаметра уже размытыми, нерезкими.

Как используется ГРИП?

Этот параметр нужно обязательно учитывать, при необходимости привлечения внимания к определенному объекту в кадре. Например, чтобы снять портрет на размытом фоне, выделив его, или «выдвинуть» здание или деревья вдалеке, смазав ближние объекты.

В первом случае, фокусировка идет на гиперфокальное расстояние, а во втором – на бесконечность. В некоторых случаях фотограф специально размывает элементы для достижения художественной идеи. С четким понимание глубины резкости такие вещи делать гораздо проще.

Гиперфокальное расстояние – дистанция до ближней к фотографу точки резкого изображения, при фокусе объектива на бесконечность. Похоже на ГРИП, но отмеряет расстояние от фотографа до точки резкости, в то время как глубина резкости начинается с точки расположения линзы и заканчивается там, где изображение начинает размываться и становится нечетким. Этот параметр зависит от фокусного расстояния объектива и степени открытия шторок диафрагмы. Но зависимость прямо пропорциональная, чем меньше отверстие диафрагмы и фокусное расстояние объектива, тем показатель гиперфокального расстояния ниже, то есть находится ближе к фотографу.

Рассчитав значение гиперфокального расстояния однажды, можно начинать съемки любого пейзажа с фокусировки на него. Даже без расчета значения ГРИП получаются резкие снимки при известных значениях фокусного расстояния и степени раскрытия шторок диафрагмы.

Нерезкий объект невозможно выправить в редакторах. Цвет изменяется, эффекты накладываются на изображение, резкость практически невозможно навести в готовом снимке.

Взаимозависимость ГРИП и основных настроек камеры – фокусного расстояния, степени открытия диафрагмы и расстояния от камеры до объекта. Изменяя значения, увеличивается или уменьшается значение глубины резкости до нужных на данный момент параметров.

Для предметной каталожной съемки ГРИП – важная характеристика, продаваемые объекты должны находиться в кадре целиком и максимально четко. Тут действуют другие правила, нежели в художественной съемке – фон не важен, он оттеняет предмет или создает настроение кадра или не должен быть виден вовсе, снимается со штатива, с ручными настройками фокуса. Это позволяет добиться максимальной резкости снимка и полной прорисовки мельчайших элементов объекта.

Открытие диафрагмы

Степень раскрытия шторок диафрагмы – первый и основной параметр, влияющий на глубину резкости, причем обратно пропорционально.

  • Чем шире открыта диафрагма, тем меньше значение ГРИП и наоборот.

Учитывая этот момент, понимаем, что при постепенном закрытии шторок, при постоянных остальных параметрах, глубина резкости растет. Площадь, на которой все объекты резкие, удлиняется и увеличивается в двух направлениях. И наоборот, сделать объект резким, а остальные нет, получается при фокусировании на нем и открытии диафрагмы до момента расплывания ненужных объектов, оставив в фокусе нужные.

 

При портретной съемке не следует максимально раскрывать диафрагму, даже при необходимости получения максимальной резкости переднего плана. Могут уйти в размытие важные детали, например, при съемки в пол-оборота вторая половина лица может оказаться не в фокусе, стать нерезкой. Смотрится такой снимок не очень художественно и понравится ли клиенту неизвестно.

При большом желании размыть фон и выделить лицо человека, диафрагму нужно слегка прикрыть для нужного результата в данной ГРИП. Тогда персонаж не потеряется и не сольется с задним планом.

В качестве примера ситуация — для съемки людей при хорошем освещении, для оптимального фокуса нужно выставить диафрагму f/8 – f/11. Тогда глубина резкости будет достаточной, чтобы сфокусироваться на человеке максимально четко, изображение будет резким, а фон слегка размытым.

  • Когда диафрагма f/1,2 — f/2, ГРИП настолько мала, что попасть в нее достаточно сложно. В таком случае снимать неудобно и шанс сделать нормальные снимки низкий, есть риск получить участки хроматической абберации.

Хроматические абберации, или ХА появляются на изображении в виде цветных ореолов по контуру предмета, снижая общую четкость и резкость снимка. Получаются из-за преломления и расщепления световых лучей на линзе объектива.

При макросъемке используется максимально закрытая диафрагма- f/16 – f/22, так как расстояние до объекта минимально возможное. Но до порога доходить не стоит, есть риск получить на готовых снимках искажения – дифракции.

Дифракция – размытие объекта на изображении, независимо от детализации снимка и его разрешения. Этот дефект исправить в редакторе невозможно, нужно избегать его в процессе съемки.

 

Фотографы используют фикс-объективы, позволяющие максимально открыть диафрагму без потери качества изображения. Таким образом, максимально сужается ГРИП и выделяются нужные объекты, а остальное становится размытым, нерезким.

Так добиваются эффекта «боке» — цветные кружочки на фоне, придающие фотографии настроение праздника и радости. Для получения максимально красивых «кружочков» нужен светосильный объектив, с максимальным открытием диафрагмы – до f 1,4, или даже f 1,2.

Расстояние минимальной фокусировки, фокусное расстояние

У каждого объектива есть техническая характеристика – минимальное фокусное расстояние, которое напрямую влияет на съемку вблизи от объекта. Оно показывает на каком расстоянии может располагаться предмет съемки, максимально близко к фотографу, чтобы при этом он был в фокусе и на снимке выглядел четким.

Фокусное расстояние – это минимальная дальность, на которой объектив способен сфокусироваться на объекте съемки. Показывает, как близко можно поднести предмет к объективу, чтобы его можно было четко сфотографировать при других неизменяемых параметрах.

 

Тут зависимость такая же, как и с диафрагмой – чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости при статичных остальных параметрах. То есть широкоугольный объектив будет иметь большую ГРИП в сравнении с обычным, а увеличить ее можно, дополнительно закрывая отверстие диафрагмы.

Для примера можно взять следующие параметры:

  • Открытие диафрагмы – f/8,0;
    Расстояние до объекта съемки – 2 метра.

На выходе мы получим разные показатели глубины резкости при использовании объективов с разным фокусным расстоянием. Так 12 миллиметровая линза выдаст ГРИП от 62 см до бесконечности, а 200 миллиметровый – всего 3 см, самые лучшие показатели в этом случае получатся у 24-х миллиметрового – целых 314 см.

Расстояние между фотографом и объектом

При съемках на улице – это один из важнейших показателей, фотографу нужно знать, как далеко отойти от модели или предмета, чтобы получить нужный эффект. Показатель ГРИП зависит от этого параметра прямо пропорционально – чем ближе вы к объекту, тем меньше будет глубина резкости.

Именно поэтому макросъемка требует особых навыков и опыта – при диафрагме f/22, фокусном расстоянии объектива 60 мм, если поместить объект на расстояние 15 см, то поймать глубину резкости будет крайне сложно – она будет составлять всего 3,3 см.

Рассмотрим на примере, взяв за основу неизменяемые параметры:

  • Диафрагму откроем до значения f/8,0;
    Объектив возьмем с фокусным расстоянием 85 мм.

Если подойти к объекту вплотную с такими настройками, то на расстоянии 0,2 и 0,5 м глубина резкости будет всего 1 и 0,92 см, соответственно. Отходим дальше, до 1 метра и получаем уже 4 см ГРИП. Нам этого недостаточно, отходим еще, и к расстоянию 5 метром от объекта, мы получаем уже 1,1 м глубины резкости. Максимальное значение можно получить, отойдя от предмета съемки на 15 метров – это будет 11 метров 10 см.

Таким образом, изменять параметры глубины резкости можно, просто изменяя расстояние до снимаемого объекта, это актуально при уличных и пейзажных съемках.

Расчет ГРИП по формуле

А точные расчеты будут необходимы, когда снимки планируется печатать в большом формате, где все недостатки будут заметны. Это актуально для рекламной съемки, особенно, если изображены предметы крупным планом, или акцент делается на лице модели. Тогда на помощь фотографу приходит формула расчета глубины резкости.

  • P = R1 — R2,

    где P – это глубина резкости;

    R1 – это передняя граница, ближняя к фотографу;

    R2 – это дальняя от фотографа точка, где все объекты резкие.

Эти границы также считаются, используя формулы:

 

Параметры, которые используются здесь:

  • R – дальность фокусировки;

    f – фокусное расстояние используемого объектива;

    K — цифра из знаменателя значения диафрагмы;

Z — размер кружка рассеяния – это тот же минимальный диаметр кружка, при котором мы видим его четко. Для современных фотоаппаратов лучше использовать значение «z» — 0,015 мм, так как предлагаемое значение в 0,03 мм вмещают много пикселей и на картинке выглядят уже кружочком, а не точкой.

С помощью этой формулы можно посчитать ГРИП, однако, она давно уже не используется в таком виде. Существуют калькуляторы глубины резкости, адаптированные для смартфонов, онлайн-версии или устанавливаемые на ПК. Ими можно пользоваться даже в процессе съемки, когда необходимо исправить ситуацию, получаемую в ходе работы.

  • Примеры подобных приложений, Hyper Focal Pro, F-Stop Calculator.

При расчете нужно также учитывать, что передняя и задняя граница ГРИП находятся на разной удаленности от точки фокусировки. В идеале это должно выглядеть следующим образом. Например, при съемке пейзажа – передняя очень близко к точке, а задняя гораздо дальше.


В качестве заключения

Опытный фотограф интуитивно чувствует, какую настройку и в какую сторону изменить, чтобы получить нужный результат, а неопытный может использовать специальные программы для расчета оптимальных параметров.

При внесении данных о предстоящей съемке, она выдаст оптимальные данные для настроек диафрагмы и расстояния до объекта, при неизменном фокусном расстоянии. Или наоборот, предоставит данные для настройки, чтобы менять только фокусировку в процессе съемки.

Через полгода-год активных съемок в разных условиях, каждый фотограф определить нужные параметры для себя и своей камеры, чтобы получался нужный результат на выходе. Свой стиль также требует опыта и наработанных примеров. Практикуйтесь в настройке, рассчитывайте параметры и проверяйте их на практике, подбирая варианты для себя под каждый вид съемок. Создавайте художественные шедевры и получайте удовольствие от неожиданных результатов.

Поделиться статьёй:

Глубина резкости в фотографии

Поделиться статьёй:

Одним из главных факторов, влияющих на качество фотографии, является глубина резкости или ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). При настройке фокуса фотоаппарата на определенной точке можно заметить, что оставшееся изображение может быть как полностью размытым, так и оставаться резким и четким. Именно эта самая четкость кадра зависит от глубины резкости, поэтому каждый фотограф, который нацелен на совершенствование своих навыков, обязан разобраться в правилах подбора глубины резкости — ведь это одна из самых важных составляющих хорошего кадра.

Содержание статьи:

 

Что такое глубина резко изображаемого пространства?

Для того, чтобы разобраться с этим понятием, сформулируем его определение:

Глубина резко изображаемого пространства или ГРИП — это расстояние между самым близким и самым далеким объектом снимаемой сцены, которые воспринимаются на фотографии как резкие. Все, что лежит ближе или дальше зоны глубины резкости оказывается размытым в разной степени.

То есть, в области глубины резкости объекты будут максимально четкими, а те объекты, что находятся вне ее — размываются, причем чем дальше объект от ГРИП, тем сильнее он будет размыт на фотографии. В каждой такой зоне резкости будет такая точка, объект в которой выглядит максимально резким. У маленькой ГРИП будет большая зона размытия изображения и наоборот.

Стоит отметить, что все параметры глубины резкости достаточно условны и в определении, написанном выше, говорится лишь о восприятии картинки человеческим зрением. Можно посмотреть на любую фотографию и убедиться в том, что каких-то четких границ резкости и нерезкости на картинке попросту не существует. Любая резкость на изображении переходит в нерезкость плавно, без каких-либо четких границ — так что каждый человек сам решает, где проводить грань между этими двумя понятиями.

Важно понимать, что только на дистанции фокусировки оптика дает картинку с максимальной резкостью, которая располагается в точке фокуса. Все остальные объекты, находящиеся на других расстояниях, будут постепенно размываться и причем чем дальше, тем сильнее. Опытные фотографы при настройке ГРИП обычно определяются на свой глазомер и стаж работы.

Правильно настроенная глубина резкости в кадре позволяет максимально воплотить задумки фотографа в жизнь, расставить акценты и показать самое важное. Например, в пейзажной съемке принято использовать большую ГРИП — так вы выделите как самый главный объект, так и оставите просматриваемым фон и второстепенные детали. В портретной же съемке значения должны быть намного меньше — концентрация на модели очень важна, а дополнительные хорошо просматриваемые детали только отвлекают зрителей от самого человека.

Факторы, влияющие на глубину резкости

Известно, что ГРИП можно изменять: делать меньше или больше, подстраивая под свои творческие задумки. В этом процессе фотографам помогают определенные факторами, научиться работать с которыми очень важно и нужно. Именно размер отверстия диафрагмы, фокусное расстояние, дистанция до точки фокусировки и разрешение определяют то, какой будет глубина резко изображаемого пространства.

Диафрагма

В первую очередь, стоит упомянуть об апертуре. Это такое отверстие в объективе, которое позволяет попадать определенному количеству света на датчик камеры. Размер открытия диафрагмы измеряется в значении f — диафрагменном числе, которое представляет из себя отношение фокусного расстояния объекта съемки к размеру открытия диафрагмы. Чем больше это отверстие — тем меньше диафрагменное число, а значит и меньше будет глубина резкости. Если же диафрагма почти закрыта, то ГРИП будет намного больше.

Именно изменения “отверстия” в диафрагме являются самым простым и популярным способом отрегулировать глубину резкости. Для того, чтобы сделать ее большой, просто установите f на значение 11 и выше. Чаще всего большая ГРИП подходит для съемки с большим количеством яркого дневного света — в таком случае ее можно установить и на больших значениях: например, f/16. Так в фокусе будет находиться весь кадр, а значит пространство на фотографии будет максимально четким.

Если на фотографии присутствуют несколько объектов, которые следует выделить — то фотографы предпочитают использовать значение из “золотой середины” f/8 — с ним фон получится размытым и не отвлечет внимание от объектов.

Иногда требуется как можно больше закрыть диафрагму доводя значения до f/32 и даже больше — в таких случая требуется учесть возможное возникновения дефекта под названием “дифракция”, который способен сильно повлиять на мягкость картинки (даже сама точка фокусировки может стать немного размытой). Именно поэтому фотографы-пейзажисты и используют среднее значение f/8 — и получают шикарные снимки.

Фокусное расстояние

ГРИП, настроенная с помощью диафрагмы, может в какой-то момент стать неправильной и неподходящей. Надо учитывать тот факт, что количество света и положение объектов может меняться, а значит, и сама апертура должна изменяться вместе с ними. Особенно актуально это для фотографов, снимающих ландшафты широкоугольной оптикой — им просто необходимо использовать в работе другой способ настройки глубины резкости, а именно — фокусное расстояние.

Физические свойства объектива при фокусном расстоянии влияют на ГР не меньше, чем другие факторы. Например, короткое, которое меньше 27 миллиметров и сфокусировано на расстоянии 5 метров с диафрагмой f/4 будет иметь ГРИП больше, чем, например, большое фокусное расстояние 300 миллиметров с теми же расстоянием и значением f.

Для того, чтобы разобраться в вопросе как можно лучше, к фотоаппаратам прилагается инструкция с диаграммой ГРИП для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.

Итак, чем больше фокусное расстояние, тем тем меньше будет глубина резко изображаемого пространства. Чем фокусное расстояние меньше, тем она будет больше. Причина этого явления в том, что длиннофокусные объективы увеличивают изображения и, конечно же, пятна рассеяния.

Дистанция до точки фокусировки

Расстояние от объекта до объектива — это еще один пункт, на который стоит обращать внимание при работе с ГРИП. Да, еще можно менять с помощью изменения расстояния! Чем ближе объект располагается к объективу (при условии, что фокус расположен на этом объекте), тем глубина резкости будет меньше. Такой способ ее изменения можно назвать наименее доступным и практичным — ведь при изменении расстояния будет меняться сама композиция кадра. Поэтому наилучшим решением здесь будет сохранить композиционное решение с помощью изменения фокусного расстояния вашей оптики.

Стоит отметить, что отношение между дистанцией фокусировки и глубиной резко изображаемого пространства при прочих равных условиях всегда остается неизменным.

Разрешение

Разрешение изображение тоже влияет на то, какой будет ГРИП. Чем большее число пикселей будет содержать сенсор вашей фотокамеры (то есть, чем меньше будет размер индивидуального пикселя) и чем мельче будут кристаллы галогенида серебра в пленке — тем лучше будут различаться малые кружки нерезкости. Как только разрешение уменьшается, то с ним повышается глубина резкости.

Как предугадать ГРИП?

Стоит отметить, что есть несколько способов, которые помогают в работе фотографам определять глубину резкости и делать резкими в фокусе даже те объекты, которые не находятся в центре кадра.

Видоискатель — важный элемент в фотоаппарате, который позволяет увидеть сцену с максимально открытой диафрагмой. Вы увидите минимальную ГРИП, несмотря на то, какое значение диафрагмы f будет установлено.

Функция предпросмотра есть на большинстве современных камер — при нажатии на специальную кнопку установится заданное вами значение диафрагмы.

Яркость — тот параметр, на который не стоит обращать внимание при использовании функции предпросмотра. Да, изображение будет казаться слишком темным, но это поможет понять, какой будет глубина резкости на фотографии.

Live view — это режим, которым также можно воспользоваться в работе. Например, когда на фотокамере отсутствует кнопка предпросмотра. Для того, чтобы увидеть, какой эффект будет достигнут при изменении настроек диафрагмы, необходимо выйти и снова зайти в этот режим.

Просмотр изображения с достаточно близкой дистанции поможет оценить резкость в режиме Live View — с помощью зума можно увеличить любую часть изображения.

Проверка снимка осуществляется уже после того, как кнопка спуска была нажата. Так вы можете рассмотреть изображение наиболее детально, используя зум для детального рассмотрения.

Использование всех факторов в работе

Для того, чтобы максимально полно управлять глубиной резкости и создавать кадры, воплощающие все ваши задумки, применяйте в работе над фотографией все вышеперечисленные способы управлять ГРИП: размер отверстия диафрагмы, фокусное расстояние, дистанция до точки фокусировки и разрешение — их можно объединить и создавать как малую, так и большую глубину резкости.

Например, если вы будете использовать длинный объектив с большим открытием апертуры, то ГРИП снимка будет не такой большой, как например, если бы вы снимали на расстоянии с помощью широкоугольника с малым открытием диафрагмы.

Если заменить широкоугольную оптику на телеобъектив, то изображение также изменится — при перемещении назад вам придется заново регулировать композицию на фотографии.

Когда вы приближаетесь к предмету и уменьшаете глубину резкости, а отдаляясь — увеличиваете. Работа с ГРИП представляет собой творческий процесс с бесконечным количеством вариантов снимков. Снимайте как можно больше фотографий, экспериментируя с апертурой и ее размерами, расстоянием от предмета до объектива и фокусным расстоянием.

Помните, что при фотографировании отсматривать получившиеся кадры лучше всего сразу — так вы сразу заметите недочеты и ошибки в работе, тут же их исправите.

Для того, чтобы разобраться в вопросе как можно лучше, к фотоаппаратам прилагается инструкция с диаграммой ГРИП для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.

Когда использовать малую ГРИП, а когда большую?

Большая глубина резкости может понадобиться во всех тех случаях, когда в фокусе необходимо оставить как можно большее число объектов. В первую очередь — в съемке пейзажей, где важно показать все планы и детали сюжета. Именно такие фотографии снимаются почти на закрытых диафрагмах со значениями f/8-f/16. Исключением могут быть разве что фотографии, где все объекты довольно сильно удалены от камеры, а переднего плана как такового нет — в таких случаях даже диафрагму закрывать не обязательно.

Стоит отметить, что каждый раз, когда мы имеем дело с композицией с множеством планов, стоит задуматься о небольшом закрытии диафрагмы. Не обязательно, чтобы это был пейзаж — это могут быть групповые портреты, фото предметов. Для съемки натюрмортов прикрыть диафрагму необходимо для того, чтобы объект попал в ГРИП полностью, так как при съемке мелких предметов на небольшой дистанции глубина резкости может быть слишком небольшой — особенно актуально это правила для съемок коммерческого характера.

В макрофотографиях диафрагму необходимо закрывать довольно значительно — чтобы маленький предмет точно был резким в кадре. Обычно значения диафрагму устанавливаются от f/16 до более высоких значений. На рынке оптики даже представлены макрообъективы с возможностью снимать на значении f/32.

Малая глубина резкости необходима в тех случаях, когда мы хотим выделить главный объект, сделать его резким, а фон максимально размыть. В таких случаях речь, чаще всего, идет о портретах, где важно сконцентрировать внимание зрителя на человеке. Но с тем самым боке — размытым до “кружочков” фоном, нравится работать не только портретистам, но и просто любителям выделять объекты по максимуму, так что снимать на такой ГРИП можно, по сути, что угодно.

Советуем вам как можно практиковаться в применении разной глубины резкости и экспериментировать со всеми факторами, влияющими на нее — тогда качественные снимки начнут получаться у вас уже очень скоро!

Поделиться статьёй:

Контроль глубины резкости в фотографии


Большая глубины резкости весьма приветствуется в пейзажной фотографии, допустим, вы хотите сфотографировать снимок со скалой на переднем плане, но все же, хотите оставить фон просматриваемым и резким. В данном случае, вы хоть и концентрируетесь только на скале, но оставляете фон просматриваемым
В портретной фотографии, мы зачастую хотим сделать глубину резкости немного меньше. Нам важно сфокусироваться на человеке, а фон сделать размытым. Таким образом, мы делаем акцент на модели, а фон не отвлекает.


Правильно настроить глубину резкости очень важно, так вы сможете грамотно расставить акценты на своей фотографии. Это метод, часто используется в художественной фотографии, с его помощью фотографы создают приятные образы и нужную атмосферу.


Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на глубину резкости, и узнаем, как вы можете контролировать DoF в камере.

Контроль глубины резкости через диафрагму

f/2.8


Простое правило из физики говорит о том, что при малой апертуре, такой как выбрана на примере, мы получим снимок с меньшей глубиной резкости, а с большой апертурой, такой как, на фотографии ниже, получим изображение с большей глубиной резкости.


Так что, если вы хотите, размыть фон, вам следует выбрать небольшую апертуру, а если хотите оставить его четким, сделайте её больше.


Золотую середину, скажем, F/8, полезно использовать тогда, когда есть несколько объектов, которые вам нужно оставить резкими, но при этом, вы хотите, сделать фон размытым и не отвлекающим.

 

f/13

Вы можете закрыть диафрагму объектива до минимума, поставив на значение f/32 или даже f/45, но это не всегда целесообразно.


При очень маленьком открытии диафрагмы, может возникнуть такое явление как дифракция, оно оказывает существенное влияние на снимок и делает изображение нас только мягким, что даже точка фокусировки будет немного размытой.


По этой причине, профессиональные фотографы-пейзажисты не склонны использовать наименьшую диафрагму объектива, а устанавливают ей значение на, так называемой, золотой середине.

Управление DoF с помощью фокусного расстояния

40mm


В любой момент глубина резкости настроенная с помощью диафрагмы может стать не точной и не правильной. Количество света и положение может меняться, а значит и значение апертуры всегда нужно менять. Это особенно актуально для ландшафтных фотографов, которые часто снимают с широкоугольными объективами, поэтому стоит уметь настраивать глубину резкости с помощью фокусного расстояния.

 

60mm

Если вы хотите ограничить глубину резкости, и больше выделить свой основной объект съемки вы можете управлять её с помощью фокусного расстояния своего объектива и масштабирования.

Глубина резкости и расстояние до объекта

Объект рядом с камерой


Если вы когда-либо пробовали снимать макро или в режиме макросъемки вы заметили, что глубина резкости становится очень незначительной, когда объект находятся очень близко к камере.


В результате, мы получаем более резкое и четкое изображение предметов, которые находятся к нам ближе всего, а фон становится более размытым.

 

 

Предметы, которые находятся максимально близко перед камерой, будут наиболее четкими.


Это касается и съемки последовательных изображений, каждое из которых имеет в центре внимания определенную, всегда разную точку. Затем изображения объединяются, и только резкие области каждой фотографии используются для того, что бы быть объединенными в один, очень четкий снимок.


Не забывайте, что не все фотографии в макросъемке должны быть на 100% резкими, некоторые предметы, такие как цветы отлично смотрятся при съемке крупным планом с очень маленькой глубиной резкости.

Используйте все три фактора для управления DoF

F/4


Все три влияющие фактора (диафрагма, фокусное расстояние и расстояние до объекта) могут быть объединены для создания изображения с большой или малой глубиной резкости, в зависимости от изображения, которое вы хотите получить в итоге.


Используя длинный объектив, и настройка его на большое открытие апертуры приведет к тому, что ваше изображение будет иметь гораздо меньшую глубину резкости, чем снимок, сделанный на расстоянии с помощью широкоугольного объектива при небольшой апертуре.


Замена широкоугольного объектива на телефото объектив, также меняет вид изображения на вашем кадре, так что вы можете заметить, что при перемещении немного назад, вам придется заново регулировать композицию на фото.


Приближаясь к предмету, вы уменьшаете глубину резкости, отдаляясь от него, она увеличивается. Ключом к успеху станет фантазия и творческие эксперименты. Постарайтесь отснять множество фотографий, меняя значения апертуры, фокусное расстояние и расстояние до предмета.


Фотографируя, и настраивая свой фотоаппарат, не забывайте просматривать отснятый материал, сразу же, в фотокамере, делая выводы о том, что правильно, а что не правильно вы делаете. Так же учтите, что на видоискателе будущий снимок будет смотреться не так, как он выглядит на самом деле.


Цифровые камеры тем и прекрасны, что вы в любой момент можете проверить, что у вас получилось. В отличие от пленочных фотоаппаратов, где настраиваться следует долго и внимательно.

Что такое глубина резкости? Малая и большая глубина резкости — Любить фотографию

Глубина резкости – это часть фотографируемой сцены или объекта, которая будет резкой, неразмытой на фотографии. Понятия малая глубина резкости и большая глубина резкости определяют, будет у вас резким только сам объект (например, человек), или как объект, так и фон, на котором вы его снимаете.

Глубину резкости определяют несколько факторов:


Камера может фокусироваться только на небольшой области объекта. Если это портрет, то небольшой областью могут быть, например, глаза. Поэтому термин глубина резкости говорит, скорее, о том, какая часть изображения будет приемлемо резкой для человеческого глаза.

Выбор глубины резкости зависит от сюжета. Например, в пейзаже всегда предпочтительная большая глубина резкости, поскольку вся сцена должна быть в фокусе. В портрете, наоборот, используется малая глубина резкости, чтобы размыть фон и не отвлекать зрителя от главного объекта изображения.

Глубина резкости фотографии регулируется диафрагмой. Малая глубина резкости образуется большим отверстием диафрагмы. Большая глубина резкости образуется малым отверстием диафрагмы. Чем меньше отверстие – тем резче фон, тем больше его деталей видно на фотографии.

Большую роль при определении глубины резкости изображения играет фокусное расстояние объектива. Чем больше увеличение, тем меньше глубина резкости, даже при закрытой диафрагме.

Глубина резкости, достигаемая объективом 70-300 мм

  • 70мм – самая большая глубина резкости
  • 100мм – большая глубина резкости
  • 200мм – малая глубина резкости
  • 300мм – самая малая глубина резкости

Особенно выражен этот эффект при использовании макро-объективов, обладающих большим фокусным расстоянием. При возможности максимально приблизиться к объекту на фотографиях получается экстремально малая глубина резкости, иногда меньше сантиметра.

Кроме того, на глубину резкости сильно влияет расстояние до объекта съемки. Максимально малая глубина резкости возможна, если фотограф подойдет к объекту как можно ближе. Убедиться в этом эффекте можно при помощи простого теста на примере собственного зрения. Поставьте ладонь перед лицом на расстоянии вытянутой руки и посмотрите на нее. Несмотря на то, что ладонь находится в центре зрения, окружающие ее предметы по-прежнему хорошо видны. Постепенно приблизьте ладонь к лицу. Чем ближе ладонь – тем меньше отвлекают вас окружающие предметы.

Подобный эффект происходите при работе с объективом. Совмещая этот эффект с большим увеличением, можно добиться отлично размытого фона при макросъемке. Этим эффектом также объясняется большая глубина резкости при съемке пейзажей на объектив с небольшим увеличением (небольшим фокусным расстоянием).

Глубина резкости и боке (Carl Zeiss, H.H.Nasse). Впервые на русском

Друзья, представляю вам очень глубокий труд доктора H.H.Nasse из отдела оптических разработок компании Carl Zeiss: « Depth of Field and Bokeh by H. H. Nasse». Он впервые публикуется на русском языке, что является большой заслугой Николая Мыльникова, который перевел данный труд для проекта evtifeev.com.

От себя я кое-где вставлял правки и пояснения к русскому тексту и это помечено как «прим.ред.», а пометки Николая помечены как «прим.перев.»

к содержанию ↑

«Девять округлых лепестков диафрагмы гарантируют изображение с исключительным боке»

Эту сентенцию мы часто находим, как только появляются сообщения о новых фотообъективах. Какая характеристика изображения в действительности обозначается этим термином? И какое влияние оказывает диафрагма на боке?

Сегодня мы намерены обсудить эти вопросы. Но, поскольку «боке» тесно связано с «глубиной резкости» (DOF – depth of field — ГРИП), то на следующих страницах мне хотелось бы начать с этого предмета. Действительно, о нём много написано и, можно подумать, что вопросы, связанные с ГРИП полностью исчерпаны. Тем не менее, я уверен, что вам не будет скучно. Я использую довольно необычный метод для того, чтобы показать, как с помощью простой геометрии, уяснить наиболее важный предмет обсуждения « глубина резкости».

Однако не беспокойтесь, мы, за некоторым исключением, совсем не будем иметь дело с формулами. Кроме того, мы попытаемся понять связи и выучим несколько практических правил. Вы найдёте полезные цифры в нескольких графиках и таблицах.

После этого останется сделать ещё один небольшой шаг, чтобы понять: что скрывается за термином «боке». Обе части этой статьи в действительности имеют дело с одним и тем же явлением, но рассматриваемым с разных точек зрения. В то время как геометрическая теория «глубины резкости» имеет дело с идеальным, упрощённым объективом, его реальные характеристики включают аберрации, которые необходимо учитывать для того, чтобы правильно понять боке. Диафрагмы для этого недостаточно и это всё, что здесь надо добавить.

Для тех, кто не желает глубоко вникать в теорию своей фотокамеры, приведено много картинок для иллюстрации положений статьи. Искренне желаем каждому капельку удовольствия при чтении.

к содержанию ↑

«Schärfentiefe» or «Tiefenschärfe» for depth of field? (оба термина в кавычках в переводе с немецкого обозначают «глубина резкости» — прим. переводчика)

В интернете о предмете нашего внимания размещено, кажется, бесконечное количество статей, большинство из которых, конечно, неверные или неполные. Поэтому не удивительно, что фото форумы уделяют так много времени его обсуждению.
Интерес к пониманию глубины резкости значительно возрос при появлении на рынке первых цифровых SLR камер с уменьшенным APS-C форматом матрицы, совместимых со «старыми» объективами, предназначенными для матриц формата 24×36 мм. Необходимо было понять, применима ли ещё выгравированная на объективах шкала или нет.


Детали камеры 1934: таблица “Tiefenschärfe” вместо “Schärfentiefe”! Язык не всегда так строг, поэтому допустимо использование любого из этих терминов. Эти дебаты конечно, бессмысленны, если прочесть версию в английском переводе!

На немецких форумах можно обнаружить серьёзные дебаты о правильности термина depth of field (буквально – глубина поля), не лучше ли использовать «Schärfentiefe» или «Tiefenschärfe», означающих, соответственно, “depth of sharpness” (глубина резкости) и “sharpness of the depth” (резкость глубины)? Не следует погружаться в мелочи по этому поводу, тем более, что сама по себе эта глубина, в любом случае не очень точный признак. Оба термина широко используются до сих пор. И оба относятся к одной и той же характеристике фотоснимка – а именно, что объект, находящийся в трёхмерном пространстве, при определённых условиях может быть чётко изображен на двумерной фотографии, несмотря на то, что камеру можно сфокусировать только на одно определённое расстояние.

Тот факт, что мы можем на плёнке или чипе улавливать значительную часть трехмерного пространства впереди и сзади оптимально сфокусированного расстояния связан с тем, что мы, очевидно, допускаем или даже не замечаем некоторой степени размытия изображения. Для фотосъемки это благо, т.к. любая камера не настолько точна, чтобы с уверенностью в 100% формировать оптимальное для объектива изображение на плёнке или сенсоре. Это происходит в силу несовершенной плоскости плёнки аналоговых камер. Ошибки фокусировки и иные механические допуски делают это еще более трудным. Но пока ошибки не очень велики мы их, обычно, не замечаем.

В основе глубины резкости — приемлемая размытость и по существу она базируется на произвольной принятой детализации.
Это не значит, что резкость картинки постоянно одинакова на некоторой глубине пространства, ограничивает его впереди и сзади, а затем внезапно исчезает. Резкость всегда постепенно изменяется в соответствии с расстоянием от объекта съёмки.

Когда глубина резкости (depth of field — DOF) не зависит от фокусного расстояния? Что означает шкала на объективе?

Когда говорят, что ГРИП совершенно не зависит от фокусного расстояния, то хочется возразить. Весь наш практический опыт показывает, что широкоугольные объективы дают изображения с большой глубиной, а телеобъективы имеют более избирательную резкость. Несмотря на это, приведенное утверждение может оказаться верным, но следует выяснить: какой тип глубины имеется в виду. В английском языке для этого используется два явно отличимых термина: depth of field (DOF ГРИП) и depth of focus ( глубина фокуса).

Первый используется для определения того, что на немецком языке обозначается термином «Schärfentiefe», а именно глубина в пространстве объекта. Но имеется также глубина в пространстве изображения внутри камеры. Эта глубина со стороны изображения, называемая глубиной фокуса, в действительности зависит не от фокусного расстояния, а от числа f, что легко понять:
каждый элемент изображения образован большим числом лучей света, которые проходят через диафрагму и собираются в элементе изображения. В процессе этого они формируют световой конус, основание которого – изображение диафрагмы, видимое со стороны сенсора. Это изображение диафрагмы называется выходной зрачок (exit pupil). Его легко увидеть, если, направив объектив на светлую поверхность, смотреть в него через заднее стекло.

Число f – отношение расстояния от плоскости изображения до выходного зрачка к диаметру выходного зрачка.

Угловая апертура светового конуса, таким образом, зависит только от числа f. Большая апертура (маленькое число f) означает усеченный световой конус, а маленькая апертура (большое число f) означает, что световой конус будет сходиться в точку.

рис.1

Если поверхность сенсора (жёлтая линия) пересекается световым конусом на определенном расстоянии от верхушки конуса, то результат пересечения — кружок нерезкости, отмеченный на вышеприведённом рисунке красным. Синей полосой на рисунке показана полная глубина фокуса изображения (total image-side depth of focus). Она равна удвоенному произведению кружка нерезкости (z) и числа f (k).

Глубина фокуса ≈ 2∙z∙k

z — диаметр диска нерезкости
k — диафрагменное число

Это простое выражение можно увидеть выгравированным в виде шкалы глубины резкости: угол поворота кольца фокусировки пропорционален поправке фокуса изображения и обозначению ГРИП на корпусе объектива, следовательно, пропорциональна числу f. (Строго говоря, глубина фокуса изображения позади плоскости изображения немного больше, но это можно не принимать во внимание).

Рис. Примеры шкал глубины резкости на объективах: на левом шкала выгравирована, на правом более сложное решение – здесь два красных индикатора приводятся в движение системой шестерён при установке диафрагмы. В обоих случаях расстояние от указателей в центре до отметок глубины резкости пропорционально числу f. Интервалы между отдельными метками шкалы, конечно, зависят от спецификации приемлемого кружка нерезкости и угла смещения кольца фокусировки. Именно поэтому такие шкалы сейчас не находят применения на многих современных AF объективах, если фокусировка в них осуществляется путем значительного продольного перемещения оптических элементов. Правая и левая стороны шкалы глубины резкости симметричны.

Иногда можно встретить мнение, что бОльшему фокусному расстоянию соответствует бОльшая глубина фокуса изображения. Это неверно, поскольку глубина фокуса изображения зависит только от числа f. Это заблуждение вызвано путаницей между понятиями глубина фокуса изображения и глубина трёхмерного изображения.

Объективы с коротким фокусным расстоянием имеют очень короткое движение фокуса в силу того, что они отображают всё от ближнего переднего плана до удалённого заднего плана в очень коротком пространстве изображения – их картинка плоская. Длиннофокусные – требуют значительно бОльшего сдвига фокуса потому, что изображение того же самого объективного пространства у них значительно глубже.

Если камера плохо откалибрована, то у очень короткофокусных объективов сенсор может полностью не совпадать с плоскостью изображения и тогда вся картинка будет выглядеть слегка размытой. С другой стороны, при длинном фокусном расстоянии, невзирая на слабую калибровку, картинка будет в каком-то месте оставаться резкой, даже если не там, где предполагалось. Это явление приводит к неправильному представлению, что короткофокусные объективы имеют маленькую глубину фокуса изображения.

Верно, однако, то, что ГРИП в объектном пространстве также (почти) не зависит от фокусного расстояния объектива, при условии, что мы сравниваем соответствующие изображения объекта при одинаковом масштабе изображения. Для фотографий с одинаковым форматом изображения, полученных объективами с различным фокусным расстоянием, это конечно означает, что фотографии сделаны с различных расстояний.

Это извечный спор — зависит ГРИП от масштаба съемки или от расстояния до объекта. По сути это одно и тоже. Без изменения расстояния не изменить масштаб. (прим.ред)

Факт, что ГРИП, невзирая на фокусное расстояние объектива, зависит только от масштаба изображения, неприменим при съёмке на очень большом расстоянии. Даже на коротком расстоянии две фотографии объекта, сделанные объективами с разными фокусными расстояниями, не будут одинаковыми, даже если глубина фокуса практически совпадает. Кроме перспективы будет отличаться и размытие отдалённого заднего плана. У короткофокусных — размытие будет меньше, чем у длиннофокусных.

Для того чтобы понять почему это происходит на последующих страницах мы двинемся от пространства изображения внутри камеры, где в действительности образуются кружки нерезкости к пространству впереди объектива.

к содержанию ↑

На предшествующих страницах мы обращали взгляд на световой конус за диафрагмой и выяснили, что кружки нерезкости образуются, когда эти световые конуса усекаются поверхностью сенсора. Пучки света, проходящие от точки объекта внутрь объектива, в этом случае не пересекаются на поверхности сенсора, но чаще где-нибудь в пространстве перед ним или за ним. В любом случае их энергия распределяется через протяженное пятно на поверхности сенсора, которое мы более не можем воспринимать как резкий элемент картинки.

Приемлемое колебание размера точки наилучшего фокуса на поверхности сенсора камеры может быть интересным для производителей камер, но когда мы фотографируем нам более интересно пространство впереди объектива. Все шкалы расстояний на объективах обращаются к объекту. Поэтому мы должны преобразовать глубину фокуса изображения (внутри камеры) в глубину резко изображаемого пространства в области объекта (перед камерой) (the image-side depth of focus into the object-side depth of field). И в этом случае мы обычно обращаемся к формулам, без которых нам сегодня хотелось бы обойтись.

Конуса света, которые образуют кружки нерезкости, не образуются в объективе, а исходят от соответствующих точек объекта съёмки. Из этого следует, что световые конуса существуют и со стороны объекта, впереди объектива. Их основанием является входной зрачок. Это изображение диафрагмы, какой мы видим её, если смотрим на светлую поверхность через переднее стекло объектива с некоторого расстояния.

Входной зрачок может располагаться ближе к заднему концу объектива, поэтому его название не должно вводить нас в заблуждение. Например, у длинных объективов Tele- Tessar для Hasselblad входной зрачок находится в плёночном заднике.

Воображаемая плоскость, находящаяся перед объективом на удалении фокусного расстояния, пересекается световыми конусами исходящими от передней линзы объектива (продлеваем лучи в обратную сторону). Она пересекается продолжением задней части световых конусов от более близких точек объекта.

Пересечения [световых конусов] с этой внешней плоскостью – для простоты назовём их внешние кружки нерезкости – это изображение кружков нерезкости, находящихся на плоскости сенсора. Даже если они не существуют физически мы, однако, можем так говорить потому, что путь каждого луча может быть рассмотрен и в обратном направлении (can be inverted). Использование чего-нибудь, что даже физически не существует – это приём для упрощения концепции.

На диаграмме синим цветом справа за объективом обозначено пространство изображения. Желтым цветом слева перед объективом – пространство объекта. Самая дальняя точка в левой части рисунка, в правой — в пространстве изображения, также расположена левее и находится ближе других к объективу. Синяя линия в пространстве объекта – фокальная плоскость — отображение поверхности сенсора, находящегося справа, в пространстве изображения и отмеченного желтым. Кружки нерезкости, которые появляются на поверхности сенсора, отмечены красным. Они имеют соответствующую метку на фокальной плоскости объекта.

Если мы делаем фотографию с масштабом увеличения 1:100 в 35 мм формате 24×36 мм, обычно допускающим кружки нерезкости 0,03 мм, то изображение кружков нерезкости в фокальной плоскости пространства объекта может быть максимально 3 мм. Поле фокальной плоскости, отображаемое на сенсоре, имеет размеры 2,4 х 3,6 метра. Соотношение диаметра кружка нерезкости и размера поля одинаково с обеих сторон.

Мы рассмотрим позднее, насколько малО может быть отношение между диаметром кружка нерезкости и размером поля. Во всяком случае, это показатель приемлемого размытия. А в пространстве объекта это соотношение зависит от трёх вещей:

1. Как велико поле объекта?
2. Где расположена вершина светового конуса?
3. Как велико основание светового конуса?

Условия 2 и 3 определяют, насколько узок световой конус со стороны объекта, а условие 1, в таком случае, определяет относительный размер сечения светового конуса в фокальной плоскости.

Основанием светового конуса является входной зрачок, а его диаметр является частным от деления фокусного расстояния на число f. Длиннофокусные объективы и объективы с широкой апертурой (маленькое число f) обладают большим входным зрачком, а короткофокусные и мало апертурные объективы – маленьким.

Диаметр входного зрачка = фокусное расстояние / число f

С помощью несложной геометрии мы легко можем увидеть, как ГРИП зависит от дистанции, фокусного расстояния и апертуры.

к содержанию ↑

1. Дистанция

Если мы удвоим дистанцию фокусировки, то размер объектного поля в фокальной плоскости тоже удвоится – не его площадь, а длина, ширина и размер диагонали. В то же время, световой конус, исходящий от точки, расположенной за фокальной плоскостью, станет в два раза уже, т.к. основание его осталось прежним, а длину светового конуса мы увеличили. В результате отношение диагонали поля и диаметра кружка нерезкости становится в четыре раза больше прежнего, или другими словами: глубина поля зрения (ГРИП) изменяется пропорционально квадрату дистанции фокусировки.

к содержанию ↑

2. Фокусное расстояние

Фокусное расстояние ведёт себя похожим образом: если мы уменьшаем его, например, вдвое, то размеры объектного поля в фокальной плоскости также удвоятся. Уменьшение фокусного расстояния в два раза означает двойное уменьшение диаметра входного зрачка, что, в свою очередь, делает в два раза уже световой конус, исходящий от точки, находящейся за фокальной плоскостью. В результате отношение диагонали объектного поля и диаметра кружка нерезкости возрастает в четыре раза, или другими словами: ГРИП, при неизменной дистанции фокусировки, обратно пропорциональна квадрату фокусного расстояния.

к содержанию ↑

3. Апертура

Если мы уменьшаем отверстие диафрагмы, то мы уменьшаем площадь входного зрачка. Его диаметр становится меньше на 0,71 с каждым шагом диафрагмы и на 0,5 после каждых двух шагов. Это также сужает световой конус. Если размер объектного поля остаётся неизменным, то ГРИП линейно возрастает с увеличением числа f. Сужение диафрагмы на 2 шага, например с 5,6 до 11, обычно удваивает ГРИП.

Рис. Графическое представление отношений, описанных выше. Метрическая шкала каждой из осей разделена логарифмически, так чтобы равные отрезки шкалы изменяли представляемое ими расстояние по одному и тому же правилу. Такой тип шкал удобен для представления на одном графике величин, имеющих очень широкую изменчивость, и даёт возможность представить её очень простыми кривыми. Они, правда, немного искривляются на краях, если мы приближаем фокусировку к объективу или переводим её на бесконечность. Дистанция фокусировки изменяется по горизонтальной оси, а общая ГРИП – по вертикальной.

Логарифмическая шкала имеет 10 отрезков различной длины для одинакового интервала между цифрами: интервал равен 1 для цифр между 1 и 10, равен 10 для цифр между 10 и 100, 100 между 100 и 1000, 0.01 между 0.01 и 0.1 … и т.д.

Сейчас мы запросто объясним, что происходит, если изменяется формат кадра:

к содержанию ↑

4. Меньший формат кадра при одинаковом объективе

Если мы переставим объектив со старой аналоговой камеры на цифровую камеру той же системы, но имеющей несколько меньший APS-C сенсор, тогда присутствует «кроп-фактор». Мы не говорили об увеличении фокусного расстояния объектива, потому что его не происходит.

Фокусное расстояние объектива — характеристика самого объектива и оно постоянно на любой камере, потому на камерах с кроп-фактором указываются реальные фокусные расстояния объективов, которые нужно еще умножить на величину кроп-фактора, чтобы понять угол зрения объектива на камере с кроп-фактором.(прим.ред.)

Кроме того, объектив «не знает» какую долю его круга изображения мы улавливаем нашим сенсором.
Размер объектного поля снижается кроп-фактором, тогда как световой конус со стороны объекта остаётся неизменным, поскольку мы используем тот же объектив и не меняем установку диафрагмы.
Поэтому, если мы хотим сохранить то же самое отношение диагонали фокальной плоскости к диаметру кружка нерезкости, то вершины световых конусов не могут находиться на прежнем (далёком) расстоянии от фокальной плоскости. Уменьшение размера кадра уменьшает ГРИП кратно кроп-фактору.

Это легко проверить. Откройте снимок в фотошопе и вырежьте из него кусок в 1.5 раза меньший (можно в 2 раза для простоты). А теперь растяните этот кусок на тот же размер на экране. ГРИП будет явно меньше.(прим.ред.)

к содержанию ↑

5. Различный формат кадра и одинаковое поле зрения

Если мы выбираем подходящие объективы с таким фокусными расстояниями, которые позволяют нам всегда охватывать одинаковое поле зрения при различных форматах кадра, тогда всё происходит наоборот: уменьшение размера сенсора увеличивает ГРИП, а увеличение сенсора уменьшает его на кроп-фактор, если установки диафрагмы одинаковы. Это происходит потому, что меньший сенсор вмещает одинаковое поле зрения при соответственно более коротком фокусном расстоянии. Если используется одинаковое число f, то входной зрачок уменьшается на кроп-фактор и световой конус становится уже.

По этой же причине среднеформатные камеры на обычных значениях диафрагмы обладают значительно меньшей ГРИП, хотя абсолютный диаметр кружка нерезкости изображения у них больше: обычно 0,05 мм, против 0,03 мм камер формата 35 мм. Если среднеформатный объектив приспособить на 35 мм камеру, то конечно расчёты необходимо производить исходя из 0,03 мм меньшего формата.

Приемлемый диаметр кружка нерезкости, таким образом, не характеристика объектива, а характеристика формата сенсора. Свойством объектива является его способность давать наименьший кружок нерезкости, и оно усиливается коррекцией его аберраций. На первый взгляд мы наблюдаем, таким образом, парадоксальную характеристику, в соответствии с которой средний формат имеет мЕньшую объектную ГРИП и бОльшую глубину фокуса изображения, при одинаковых поле зрения и диафрагме. Это отражено и в механической точности изготовления камер: широкоформатные камеры могут быть сделаны с точностью плотницких изделий, а модуль камеры в мобильном телефоне требует μm (микронных) допусков. Это конечно, крайности, но и среди SLR мы уже можем отметить различия между APS-C и полноформатными камерами, относительно требований к точности фокусировки.
На первый взгляд это кажется бессмысленным парадоксом, но имеет, конечно, самое простое объяснение. Пусть мы снимаем объект при одинаковом поле зрения на камеры с различным форматом кадра. Если предположить, что у этих разных камер приемлемое размытие одинаково, то значит что отношение диагонали поля зрения и кружки нерезкости с объектной стороны должны быть одинаковыми. Объектные световые конуса, распространяясь от точек позади фокальной плоскости, например, должны быть одинаковыми для всех сравниваемых камер. Если изображения, тем не менее, имеют различный размер формата, то масштаб изображений должен быть различным. При этих условиях кружки нерезкости изображения должны, следовательно, увеличиваться в соответствии с масштабом увеличения.
Объектные световые конуса могут быть одинаковыми, если входные зрачки одинаковы. Но поскольку одинаковое поле зрения предполагает бОльшее фокусное расстояние у бОльшего формата изображения, то число f должно быть различным.

к содержанию ↑

Сейчас мы знаем, что ГРИП зависит только от размера входного зрачка, при постоянных дистанции фокусировки и угле поля зрения. Диаметр зрачка – это частное фокусного расстояния и числа f.
Если фокусное расстояние при этом изменяется под влиянием некоего фактора, определяемого форматом изображения, то мы должны только умножить число f на этот фактор. Тогда частное, являющееся, как уже сказано, входным зрачком, остаётся неизменным и взаимоотношения ГРИП сохраняются.
Таким образом, для всех форматов имеется эквивалент числа f, соответствующий линейным размерам формата.

Поэтому апертура 2,8 в формате 2/3” соответствует, приблизительно апертуре 8-11 в формате 35 мм и апертуре 22 в среднем формате 6×7. В формате APS необходимо открыть диафрагму на одно деление, чтобы при одинаковом угловом поле зрения получить такое же взаимоотношение ГРИП как и в формате 35 мм.
Поэтому непоследовательна широко распространённая практика, описывать угловое поле зрения объективов путём расчёта в эквивалент 35 мм фокусного расстояния, если при этом не пересчитывается и апертура. С другой стороны, при этом возникает конфликтная ситуация: пересчитанное число f оказывается некорректным для расчёта параметров выдержки.
Цифры, приведённые в таблице, показывают, что маленькие форматы имеют меньшую, а в некоторых случаях почти не имеют возможность изменять ГРИП и, следовательно, вид изображения.

Диагональ кадра [mm]

Глубина Резкости в фотографии

“ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости) в фотографическом деле — расстояние между ближней и дальней границами пространства, измеренное вдоль оптической оси, при нахождении в пределах которого объекты находятся в фокусе” — Wikipedia. Эта статья расскажет Вам, как правильно использовать ГРИП в Вашей собственной фотографии.

Маленькая глубина резкости становится полезной, когда Вам нужно отделить объект от фона, например во время съемки портретов или макро. Большая глубина резкости является великолепным средством для создания фотографий с большим количеством деталей.

Контролируйте глубину резкости.

Есть три аспекта, от которых зависит достигаемый эффект ГРИПа, это размер Апертуры, расстояние до объекта и тип линзы. (Есть еще четвертый аспект, связанный с датчиком, но мы его не будем затрагивать).
 

 

 Как вы можете видеть на картинке сверху, наименьшее значение f эквивалентно наименьшей глубине резкости. Большее число f позволит захватить более длинные дистанции в фокус (если Вам дано мало времени на корректировку фокуса, будет хорошим вариантом увеличить ГРИП, изменяя апертуру).
 

 

Расстояние между Вами и Вашим объектом так же очень важно. Чем ближе Вы к объекту, тем меньше глубина резкости. Если Вы снимаете человека, и при этом хотите получить высокое число F, у вас все равно останется возможность получить маленький ГРИП, держа расстояние между Вами и человеком на минимуме.
 

 

Последняя деталь, которую можно затронуть для изменения ГРИПа – сменить линзу. Широкоугольный объектив обладает большими возможностями для управления глубиной резкости, в отличие от телеобъектива.

 Важно учитывать, что глубина резкости наиболее заметна за объектом, нежели перед ним. Если вы собираетесь снять, к примеру, двадцать детей, вставших в одну линию, и вам хочется, чтобы как можно больше из них попало в фокус, но при этом у Вас нет возможности пользоваться маленькой апертурой, сфокусируйтесь на 6-ом или 7-ом ребенком в линии, чтобы тем самым сбалансировать область фокуса вправо (зависит от дистанции). Если Вы сосредоточитесь на 10-м ребенке, который стоит в центре, дети, стоящие в начале, окажутся в меньшем фокусе, нежели те, которые находятся в конце.

В отличие от других моментов съемки, ГРИП работает на Вас практически всегда. Если Вы хотите снять пейзаж, то обычно используете широкоугольный объектив, чтобы снять объект, находящийся далеко от Вас и чтобы воспользоваться маленьким значением F. Все это вместе дает Вашим снимкам глубину бесконечности. Когда Вы фотографируете макро, приходится держаться очень близко к объекту, обычно в таких случаях пользуются телеобъективами или другими линзами с малым значением f – все эти составляющие позволяют получить очень маленькую глубину резкости, выделяя Ваш объект и размывая фон.

Боке

Слово Боке произошло от Японского слово Boke, которое означает «пятно» или «нечеткость». Отсутствие фокуса на некоторых частях фотографии может выглядеть совершенно по-разному, как в зависимости от глубины резкости, так и в зависимости от используемой линзы. Размер апертуры – одна из основных составляющих вместе с качеством оптики, когда дело доходит до размытия некоторых частей изображения.
 

 

Фотография выше показывает пример боке. Объектив, используемый в фотографии, Canon 50mm f/1.8, который на самом деле не является хорошим вариантом для боке.

Источник: www.tutorial9.net
Перевод: Pika, TakeFoto.ru
 

Глубина резкости

Глубина резкости

Глубина резкости

Глубина резкости — количество расстояние между ближайшими и самыми дальними объектами, которые появляются в приемлемом резкий фокус на фотографии.

Большая глубина резкости означает, что большая область спереди и сзади основного объекта будет резкой. Мелкий глубина резкости означает, что все, кроме вашей основной точки фокусировки, будет кажутся размытыми.Меньшая диафрагма (F2) создаст небольшую глубину резкости. А большее значение диафрагмы (F11) создает большую глубину резкости.

Предпочтительный выбор Глубина поле («DOF») в сфокусированном объекте изображения может быть весьма субъективным. Помнить это, адекватный выбор глубины резкости для одной ситуации, приложение может быть неприемлемо для другого фотографа. Все зависит от личных предпочтений при попытке определить подходящее использование глубины резкости для усиления эффекта в фотография.

При изменении диафрагмы также выдержка необходимо принять во внимание. Большее количество света попадает в камера требует более короткой выдержки, а небольшое отверстие требует более длинная выдержка для того же количества света.

Краткий справочник Guide: Глубина резкости зависит от трех факторов: диафрагмы, объектива. фокусное расстояние и дистанция съемки.Помните следующие отношения:

    1. The чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости (два других фактора остаются прежними). Например, если линза фокусная длина и дистанция съемки остаются прежними, глубина резкости намного глубже при f / 16, чем при f / 1,4.

    1. The чем короче фокусное расстояние объектива, тем больше глубина резкости (два других фактора остаются прежними).Например, сравнивая 55 мм объектив с объективом 200 мм при той же диафрагме и расстоянии съемки, глубина поле глубже с объективом 55 мм ..

    1. The Чем больше расстояние съемки, тем больше глубина резкости. то есть два других фактора остаются неизменными). Например, если тема сфотографировано с трех, а затем с семи метров, зона резкость на переднем и заднем планах больше на семи метрах.

Другой Характерной чертой глубины резкости является то, что она обычно глубже в фон, чем на переднем плане.

Боке

Некоторые линзы, хотя и трудно определить количественно, улучшают общее качество изображения за счет более субъективно приятной расфокусировки области, называемые боке. Эффект боке особенно важен для фотоаппаратов с большой диафрагмой. линзы, макрообъективы и длинные телеобъективы, потому что они обычно используются с малой глубиной резкости.Боке также важно для «портретных объективов». (обычно средний телефото 85–150 мм в формате 35 мм), поскольку фотограф обычно выбирает малую глубину резкости (широкую диафрагму), чтобы добиться расфокусированного фона и выделить объект.

Характеристики боке могут быть определены количественно исследуя круг замешательства изображения. В областях вне фокуса каждая точка свет становится диском. В зависимости от того, как линза корректируется на сферическую аберрации, диск может быть равномерно освещен, более ярким у края или ярче ближе к центру.Линзы с плохой коррекцией на сферические аберрация покажет один вид диска для точек вне фокуса перед плоскость фокуса и другой вид точек позади. На самом деле это может быть желательно, поскольку более тусклые круги по краям создают менее четкие формы, которые плавно переходят в окружающее изображение. Производители линз в том числе Nikon, Canon и Minolta, производят объективы с особыми элементами управления для изменения рендеринга областей вне фокуса.

Форма отверстия имеет большое влияние на субъективное качество боке. Когда объектив остановлен на чем-то другом чем его максимальный размер диафрагмы (минимальное число f), точки не в фокусе размыты в многоугольную форму апертуры, а не в идеальные круги. Это наиболее очевидно, когда объектив создает нежелательное резкое боке, поэтому некоторые линзы имеют лепестки диафрагмы с изогнутыми краями, чтобы апертура более приближена к кругу, а не к многоугольнику.Дизайнеры линз также можно увеличить количество лезвий для достижения того же эффекта. Canon EF Объектив 85mm f / 1.2L II (часто используется для портретов) является примером почти круглая апертурная диафрагма.

Leica (ранее Leitz, «Leica» только упоминается корпус фотоаппарата до недавнего времени) объективы, особенно винтажные, часто бывают заявили, что преуспели в этом отношении, хотя фотографы Leica, как правило, больше использовать максимальную диафрагму из-за способности линз сохранять хорошее резкость на широкоугольном отверстии и пригодность системы камер Leica для Доступно-световые театральные работы и репортажи.Следовательно, больше доказательств необходимо было определить, намеренно ли разработчики объективов Leica создавать приятное боке.

Как использовать глубину резкости

Что мы подразумеваем под глубиной резкости? Этот термин относится к количеству деталей на фотографии, которые находятся в фокусе. Типичная пейзажная фотография покажет детали на большом расстоянии, все они будут в фокусе и узнаваемы зрителем.

Фото Джо Пеннистона; ISO 450, f / 1,4, выдержка 1/80 секунды.

Портрет головы и плеч обычно лучше всего работает, если четко сфокусировано только лицо. Часто фон будет размытым и не в фокусе, чтобы не отвлекаться.

Здесь обычно появляются два вопроса:

  • Почему это хорошо?
  • Как этого добиться?
Хорошо, обо всем по порядку. Зачем вам размытый фон?

Возможность произвольно создавать этот эффект очень удобна и может превратить посредственную или скучную фотографию в нечто гораздо более привлекательное.Упомянутая выше пейзажная фотография действительно не имеет фокуса. Вы не совсем уверены, к чему именно стремился фотограф, когда снимал. Это работает с типичным календарным пейзажным снимком, поскольку он будет пытаться представить широкий, стремительный вид.

Пример с портретом совсем другой. Сразу видно, что является основным предметом, потому что он отделен от фонового беспорядка. Главный объект — это единственное, на чем вы можете сосредоточиться, поэтому ваш взгляд будет обращен прямо на него.Если вы делаете снимок с большого расстояния, можно выделить объект как на переднем, так и на заднем плане, используя эту технику, известную как глубина резкости.

Мы хотим сфокусироваться на главном объекте сцены. Область, которая остается в фокусе, — это «поле» в термине «глубина резкости». Бит «глубина» — это расстояние до зоны фокусировки, измеренное спереди назад.

Все это может быть изменено фотографом для соответствия конкретному изображению. Пейзаж и портрет, упомянутые выше, — две крайности, но есть много объектов, которые попадают между ними.

Как добиться этого эффекта?

Есть две вещи, которые вы контролируете, которые влияют на глубину резкости при использовании SLR-камеры.

  • фокусное расстояние объектива
  • установка диафрагмы

Фото faungg’s photos

Я более подробно расскажу об этих двух настройках в другой статье, но, проще говоря, фокусное расстояние объектива — это функция, которую вы изменяете при перемещении зум-объектива в пределах его диапазона увеличения. Апертура — это отверстие, через которое проходит свет при открытии затвора.Это можно изменить путем перемещения кольца диафрагмы, которое является ближайшим к корпусу камеры, и измеряется в единицах, известных как диафрагма. При изменении настроек диафрагмы нужно следить за выдержкой. Просмотрите автоматические режимы вашей камеры и установите один из них, который позволит вам изменить настройки диафрагмы, но автоматически установит выдержку за вас. Это часто называют «режимом приоритета диафрагмы».

Настройка диафрагмы

Самым важным элементом управления является установка диафрагмы.Чем больше используется диафрагма, тем меньше диапазон глубины резкости.

Бесплатный калькулятор глубины резкости

Когда-то производители линз наносили на свои линзы направляющие метки глубины резкости, но теперь не делают этого. Если вам нужна удобная небольшая замена этим меткам, что-то, что позволит вам быстро и легко измерить влияние различных фокусных расстояний и настроек диафрагмы, в Интернете есть ряд бесплатных утилит. Быстрый поиск через вашу любимую поисковую систему найдет некоторые из них.

Практика ведет к совершенству

Вам необходимо ознакомиться с тем, как работает этот метод и как он влияет на ваши фотографии. Помните, что с цифровой камерой нет затрат на съемку учебных фотографий. Вы сразу получаете результаты, и вам не нужно платить за проявку какой-либо пленки, поэтому нет оправдания тому, чтобы не практиковаться.

В плохую погоду можно заниматься даже в помещении. Если поставить пару предметов на кухонный стол и выстрелить в них с расстояния в несколько футов, вы скоро поймете, как это работает.

Хороший способ развить чувство глубины резкости, а также любые другие техники, которые вы, возможно, захотите освежить, — это использовать технику, известную как «брекетинг» экспозиций. Проще говоря, это просто означает сделать несколько фотографий с разными настройками камеры, чтобы вы могли сравнить результаты.

  1. Поставьте три кофейные кружки на диагональной линии около середины кухонного стола, затем отойдите на пару шагов. Установите камеру в полностью автоматический режим, сфокусируйтесь на кружке в центре линии и сделайте первый снимок.Хорошо иметь ручку и бумагу, чтобы вы могли делать пометки о настройках камеры для каждого снимка, иначе вы, вероятно, забудете, как все было настроено для конкретного снимка, особенно если вы снимаете довольно мало.
  2. Теперь сделайте еще один снимок, но сосредоточьтесь на одной из других кружек, а третий — на последней кружке.
  3. Установите камеру в режим приоритета диафрагмы. Это позволит вам выбрать настройку диафрагмы, а камера будет изменять выдержку, чтобы получить правильную экспозицию.Теперь сделайте серию из трех снимков, как и раньше. Запишите настройки камеры для каждого из них.
  4. Откройте диафрагму на одну ступень и повторите. Делайте это с различными настройками диафрагмы, делая заметки на ходу.

Теперь вы можете загрузить фотографии на свой компьютер и сравнить результаты. Теперь вы должны иметь хорошее представление о том, как изменение диафрагмы влияет на результирующую глубину резкости.

Фото Джулии Муле; ISO 200, f / 1,4, выдержка 1/800 секунды.

Повторите это упражнение еще раз, варьируя фокусное расстояние объектива с переменным фокусным расстоянием, если оно есть в вашей камере.Вы скоро овладеете этой техникой, поэтому попробуйте ее в большем масштабе и обратите внимание на то, как она влияет на вашу работу.

Об авторе:
Эта статья написана Майком Пеппером ( CashfromCameras UK ), который управляет сайтом с руководствами, которые помогут вам сделать привлекательные и востребованные изображения, где их найти и где их продать.

Таблица глубины резкости


Чтобы просмотреть таблицу глубины резкости, включите JavaScript в своем веб-браузере.

Чтобы распечатать цвет фона с диаграммой, включите печать цвета фона в своем браузере.

Гиперфокальное, ближнее и дальнее расстояния рассчитываются с использованием этих уравнений.

Круги путаницы для цифровых фотоаппаратов перечислены здесь.

Определение глубины резкости



Глубина резкости — это часть фотографии, которая кажется резкой.

Полевой справочник Джона Шоу по фотографии природы, Джон Шоу, 2000

Глубина резкости определяется как область перед и за объектом, находящаяся в приемлемом фокусе.

Мастерская ночной фотографии и съемки при слабом освещении, Алан Хесс, 2011 г.

Когда объект находится в фокусе, все, от определенного расстояния перед объектом до определенного расстояния позади объекта, также будет достаточно резким. фокус.Это расстояние спереди назад, на котором будет достаточно резкий фокус, называется глубиной резкости .

Как пользоваться камерой , New York Institute of Photography , 2000.


Определение гиперфокального расстояния


Если вы установите фокус камеры на гиперфокальное расстояние, ваша глубина резкости увеличится с половины гиперфокального расстояния до бесконечности — гораздо более глубокая глубина резкости.

Complete Digital Photography, Бен Лонг, 2012.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *