Халсман: Филипп Халсман (Philippe Halsman): прыгающие звезды • Интерьер+Дизайн
Филипп Халсман (Philippe Halsman): прыгающие звезды • Интерьер+Дизайн
Первого апреля в седьмом зале Друо в Париже, аукционный дом Pierre Bergé & Associés продает на торгах коллекцию винтажных фотографий Филиппа Халсмана (1906-1979). Выдающегося мастера XX века, сюрреалиста и экспериментатора, друга Сальвадора Дали, президента Американского общества журнальных фотографов, штатного фотографа журнала Life.
Филипп Халсман родился в еврейской семье в Риге. Первые снимки сделал в возрасте 15 лет. Образование получил в Германии в Дрезденском университете, где он изучал электротехнику. Жизнь Халсмана во многом определила трагическая случайность. В сентябре 1928 года во время прогулки с Филиппом в Австрийских Альпах его отец Мордух Халсман упал с большой высоты и погиб. Совершенно несправедливо Филипп был осужден на 10 лет за отцеубийство. О трагедии много писали в Европе, и в защиту молодого Халсмана выступили многие знаменитости, в том числе Альберт Эйнштейн и Томас Манн. Отсидев два года, Филипп освободился при условии, что он навсегда покинет Австрию. Так он оказался в Париже, где довольно быстро сделал карьеру журнального фотографа.
До войны ему удалось сделать ряд первоклассных портретов знаменитостей, в том числе Андре Мальро, Поля Валери, Марка Шагала, Андре Жида и Ле Корбюзье. Персонажи Парижа 1930-х годов составляют примерно четверть коллекции, выставленной на торги. Другая важная часть — снимки из культовой серии «Прыжок». «С начала 50-х годов я просил прыгать знаменитых или значительных людей. Меня увлекала курьезность момента. Жизнь учит нас следить за выражением лица, но во время прыжка люди теряют контроль. Я хотел видеть, как знаменитости раскрывают в прыжке свои амбиции или отсутствие таковых, показывают свою беззащитность, веселье и другие черты». По просьбе Халсмана прыгали Софи Лорен и Мерлин Монро, «отец атомной бомбы» физик Роберт Оппегеймер и фотограф Эдвард Стейхен. Тридцать седьмой президент США Ричард Никсон подпрыгивал перед камерой Халсмана в залах Белого Дома.
Отказали ему лишь трое: пианист Ван Клиберн, американский теле- и радиожурналист Эдвард Мэрроу и 31-й президент США Герберт Гувер. Все остальные взмывали в воздух с явным удовольствием. В итоге родилась серия из 200 портретов, которая стала настоящей классикой фотографии ХХ века. И два десятка винтажных снимков из серии представлена на торгах аукционного дома Pierre Bergé & Associés. Так что событие обещает быть интересным. Однако всем, кто пожелает принять участие в торгах, следует помнить о том, что французы традиционно ставят очень низкие эстимейты. На деле лоты могут значительно подняться прямо на старте. Сальвадор Дали, серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 4000-6000 евро.Колетт Маршан, актриса и танцовщица, серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 800-1000 евро.Эдвард Стейхен, серия «Прыжок», серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 4000-6000 евро.Автор:
Мария СавостьяноваФото:
предоставлены пресс-службой аукционного домаПоделиться:
FB TW OK
#фотография
#Париж
#Pierre Bergé & Associés
#Филипп Халсман (Philippe Halsman)
#фотография
#Париж
#Pierre Bergé & Associés
#Филипп Халсман (Philippe Halsman)
Далее
Арт
Что происходит в мастерских потомков Рафаэля и Моранди?
Design Now Design NowХалсман | это… Что такое Халсман?
Халсман, Филипп
Обложка книги фотографий Филиппа Халсмана [1]Филипп Халсман (латыш. Filips Halsmans, англ. Philippe Halsman, 2 мая 1906, Рига — 25 июня 1979, Нью-Йорк) — выдающийся фотограф середины XX века, родоначальник сюрреализма в фотографии. [2] Серия фотографий Филипп Халсман «Прыжок» стала классикой фотоискусства.[3] В эту серию вошло более 200 портретов известных людей совершающих прыжок.[4]
Биография
Филипп Халсман родился в еврейской семье в Риге. Его отец Мордух Халсман был стоматологом, а мать Ита Гринтух — учительницей. В возрасте 15 лет Филлип сделал свои первые фотоснимки. Халсман получил образование в Германии в университете Дрездена, где он изучал электротехнику. В сентябре 1928 произошел трагический случай, когда во время прогулки с Филлипом в Австрийских Альпах его отец Мордух упал с большой высоты и погиб. Свидетелей происшествия не было и Филипп был осужден на 10 лет за отцеубийство. Случай приобрел мировую огласку и в защиту Филлипа выступили многие знаменитости, среди них Альберт Эйнштейн и Томас Манн.
В результате после двух лет тюрьмы Филипп был освобожден на условиях, что он навсегда покинет Австрию.[5] Так он оказался в Париже, где скоро приобрел известность как фотограф, публикуя свои работы в журналах «Vogue», «Vu» и «Voilà». К этому периоду относятся его портреты Андре Мальро, Поля Валери, Жана Пенлеве, Марка Шагала, Андре Жида, Жана Жироду и Ле Корбюзье.
«Dali Atomicus»С началом Второй мировой войны спасаясь от нацистов осенью 1940 года Филипп Халсман переезжает в Нью-Йорк, где в 1941 году он знакомится с Сальвадором Дали. Филипп Халсман поддерживал творческие и дружеские отношения с Дали в течение 30 лет. К этому периоду относится его знаменитая фотография «Dali Atomicus». [6]
В 1945 году Филипп Халсман был избран первым президентом только что созданного Американского общества журнальных фотографов. В американский период жизни когда он был штатным фотографом журнала «Life» Филипп Халсман создал фотопортреты Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Роберта Фишера и Джона Кеннеди.[7]
О нем
- В фойе городской ратуши Риги установлен памятник Филиппу Халсману работы скульптора Григория Потоцкого. [3]
- Фильм Jump(англ.) на сайте Internet Movie Database
Ссылки
- ↑ Philippe Halsman: A Retrospective — Photgraphs From the Halsman Family Collection by Jane Halsman Bello, Mary Panzer, Steve Bello ISBN 0821223739
- ↑ Филипп Халсман (1906—1979)
- ↑ 1 2 25 июня 1979 года умер талантливый американский фотограф Филипп Халсман
- ↑ Филипп Халсман и прыгающая Мэрилин Монро.
- ↑ Alfred Hitchcock, Philippe Halsman (1963) Jonathan Jones Saturday June 9, 2001 The Guardian (англ.)
- ↑ Фотогалерея работ Филиппа Халсмана
- ↑ Сергей НИКОЛАЕВ Психолог с фотоаппаратом газета «ЧАС» 05.05.2006
- Salvador Dali A (Dali Atomicus) 1948 год, Нью Йорк, Сальвадор Дали с кошками — история создания.
Портреты Халсмана
С 1940-х по 1970-е годы блестящие портреты знаменитостей, интеллектуалов и политиков Филиппа Халсмана появлялись на обложках и страницах больших журналов, включая Look, Esquire, , Saturday Evening Post, Paris Match, и особенно . Жизнь . Его работы также появлялись в рекламе и рекламе для таких клиентов, как косметика Элизабет Арден, NBC, Simon & Schuster и Ford. Фотографы, как любители, так и профессионалы, восхищались потрясающими снимками Халсмана. В 1958, опрос, проведенный Popular Photography , назвал Халсмана одним из «Десяти величайших фотографов мира» наряду с Ирвингом Пенном, Ричардом Аведоном, Анселем Адамсом, Анри Картье-Брессоном, Альфредом Эйзенштадтом, Эрнстом Хаасом, Юсуфом Каршем, Гьоном Мили и Юджин Смит. В целом образы Халсмана образуют яркую картину благополучного американского общества середины ХХ века. «Филипп Халсман: ретроспектива» — первый исторический обзор его творчества. В Париже Халсман изучал работы других художников и фотографов, особенно сюрреалистов, у которых он научился делать изображения, удивляющие его зрителей. Включая невзрачные и, в конечном счете, тревожные детали, он придавал своим героям незабываемое напряжение. Благодаря мягкому освещению, резкому фокусу и крупным кадрам он превратил формальные фэшн-снимки в серьезное исследование характера. Когда Халсман поставил комиков NBC на голую белую бумагу, исключив весь определяющий контекст, их изоляция сделала их одновременно хрупкими и забавными. Самое главное, благодаря исследованиям сюрреалистов эротического бессознательного, Халсман научился сочетать гламур, секс и здоровую энергию в одном портрете. Эта необычная способность сделала его любимым фотографом Life для таких чувственных звезд, как Мэрилин Монро и Бриджит Бардо. Симпатия Халсмана к сюрреализму также привела к его долгой и плодотворной дружбе с Сальвадором Дали. Халсман познакомился с Дали по заданию в 1941, и в течение следующих трех десятилетий они стали партнерами во многих проектах, в том числе в серии игривых картин, в которых была вся тревожная иррациональность сновидений или картин Дали. Их наиболее заметной постановкой был «Дали Атомикус», в котором художник, его холст, мебель, кошки и вода кажутся подвешенными в воздухе. На протяжении всей своей карьеры Халсман любил сравнивать свою работу с работой хорошего психолога, который с особой проницательностью относится к своим предметам. Своими изысканными манерами и европейским акцентом Халсман также соответствовал популярному стереотипу того времени, когда американцы относились к психологии с завороженным скептицизмом. На самом деле Халсман гордился своей способностью раскрывать характер своих натурщиков. Как он объяснил: «Этого нельзя добиться, подтолкнув человека в нужное положение или повернув его голову под определенным углом. его лучший друг побоялся бы озвучить». В 1950 году NBC попросила Халсмана сфотографировать многих своих популярных комиков. Милтон Берл, Эд Винн, Сид Цезарь, Граучо Маркс, Боб Хоуп, Ред Скелтон и многие другие пришли в студию Халсмана, где они выступали, пока он снимал их выходки на пленку. За один сеанс можно было создать две или три сотни изображений. Когда Халсман сравнил эти комические изображения с более традиционными портретами, он обнаружил, что комики часто прыгают и всегда остаются в образе. Отчаяние (и хорошее настроение) в конце концов заставили его попросить других прыгнуть за его камерой, когда Ford Motor Company поручила ему сделать официальную семейную фотографию в честь пятидесятой годовщины компании. Халсман провел долгую и утомительную сессию с девятью раздражительными взрослыми и одиннадцатью беспокойными детьми. После этого неудержимый юмор Халсмана вдохновил его на то, чтобы спросить матриарха миссис Эдсел Форд: «Могу ли я сфотографировать, как вы прыгаете?» Изумленная миссис Форд ответила: «Вы хотите, чтобы я прыгала на высоких каблуках?» Затем ее невестка, миссис Генри Форд II, попросила очередь. Фотографии «прыжков» обладали удивительным очарованием, и в течение следующих шести лет Халсман просил многих клиентов прыгать для него. Ван Клиберн, Эдвард Р. Мерроу и Герберт Гувер отклонили приглашение Халсмана, но большинство людей поняли, что им нечего терять. (Некоторые значительно поправились, например, неожиданно жизнерадостный и симпатичный вице-президент Ричард Никсон, который прыгнул за Халсмана в Белом доме.) Халсман утверждал, что прыжки раскрыли характер, который в противном случае был скрыт. «Когда вы просите человека прыгнуть, его внимание в основном направлено на процесс прыжка, и маска падает, так что появляется настоящий человек». Изображения: Одри Хепберн, 1954 год, Национальная портретная галерея | Альберт Эйнштейн, 1947 год, Национальная портретная галерея | Констанс Форд, 1941 год, Национальная портретная галерея | Фрэнк Синатра, 1944, семейная коллекция Халсман | «Дали Атомикус», 1947, семейная коллекция Халсман | Мэрилин Монро, 1952 год, Национальная портретная галерея | Герцог и герцогиня Виндзорские, 19 лет.56, Семейная коллекция Халсман | Боб Хоуп, 1950 или 1952 год, семейная коллекция Халсмана |
Филипп Халсман: американский фотограф-портретист к звездам
Филипп Халсман. Фото Ирэн Халсман. Филипп Халсман родился в Риге, Латвия, 2 мая 1906 года. В пятнадцать лет он обнаружил на семейном чердаке старый фотоаппарат, купил несколько стеклянных пластин и начал фотографировать. Как и многие другие фотографы, когда он впервые увидел это изображение, появившееся на подносе фотолаборатории, это был момент, изменивший его жизнь, и он знал, что собирается делать со своей жизнью.
Его сестра переехала учиться в Париж и вышла замуж за француза. На их свадьбе он влюбился в Париж и решил переехать туда, чтобы продолжить работу над своей инженерной степенью. Его гораздо больше интересовали искусство и литература, чем технологии и механика, поэтому после окончания учебы он объявил, что является профессиональным фотографом. Он купил фотопрожектор и бывший в употреблении увеличитель к своей старой камере и начал свою карьеру.
Вскоре он стал известен в Париже своими творческими и яркими портретами актеров, писателей и музыкантов. Он женился на своей ученице Ивонн Мозер. Вскоре Филипп и Ивонн Халсман стали известной командой фотографов довоенного Парижа. Он купил еще один прожектор, подставку и объектив Zeiss Tessar. Сверхчеткие изображения и креативные установки с двумя источниками света стали его визитной карточкой.
Автопортрет Филиппа Хальсмана.Фотоаппарат Халсмана
Халсман вскоре понял, что за те секунды, которые он потерял, загружая держатель пленки и вытягивая темный слайд, он упустил решающий момент фотографии. Это заставило его разработать 9× 12 см двухлинзовый зеркальный. Было несколько камер TLR, которые он спроектировал и построил или продал как камеру «Халсмана», в первую очередь TLR 4 × 5.
«Камера, которую я сконструировал для себя, — очень важная часть моей техники, — сказал однажды Халсман. «Моя голова покрыта тканью для фокусировки, я смотрю на объект через объектив. С точки зрения натурщика безжизненный механизм камеры вдруг становится почти живым.
«Позже, в фотолаборатории, мне иногда приходит в голову новая идея. Творческий процесс не останавливается на съемке фотографии, он продолжается и на изготовлении оттиска, потому что, изменяя тональные значения, вы можете изменить настроение или подчеркнуть то, что вы изначально задумали в студии».
Он также использовал камеры Hasselblad, Rolleiflex и другие зеркальные и однообъективные зеркальные фотоаппараты. Он хотел иметь возможность постоянно видеть объект через видоискатель, когда спускал затвор.
Вторая мировая война
Когда началась война, он смог отправить свою жену и первенца Ирэн в Соединенные Штаты. Когда немцы захватили Париж, он вместе со многими другими парижанами бежал на юг, в Марсель. Там он обнаружил, что ему не разрешат поехать в США, потому что у него есть латвийский паспорт. США разрешали въезжать в страну только восемнадцати латышам в год, и ждать пришлось семь лет. Поскольку он был знаком с Альбертом Эйнштейном, он попросил свою жену связаться с Эйнштейном, чтобы узнать, может ли он помочь. Эйнштейн действительно помог, и Халсман вскоре отправился в Нью-Йорк.
Альберт Эйнштейн. Фото Филиппа Халсмана.Халсман прибыл в Нью-Йорк 10 ноября 1940 года. Несмотря на то, что он был известным фотографом во Франции, в Нью-Йорке его не знали. Он говорил на пяти языках, но английского среди них не было, так что он был в очень невыгодном положении. Его прорыв произошел, когда его фотография начинающей модели по имени Конни Форд была подобрана косметической компанией Elizabeth Arden и использована для рекламы губной помады. Фотография получила медаль арт-директора, и его карьера пошла вверх в Америке.
Сальвадор Дали
Халсман познакомился с Сальвадором Дали в начале 1940-х годов, и они стали друзьями на всю жизнь. На протяжении многих лет Халсман много раз фотографировал Дали.
Испанский художник Сальвадор Дали. Фото Филиппа Халсмана.Одним из самых известных изображений Дали, сделанных Халсманом, был Dali Atomicus в 1948 году — фотография с кошками, водой и стулом.
Дали Атомикус . 1948 г. Фото Филиппа Халсмана.Слушать рассказ Халсмана об этой фотосессии было весело. В середине 19В 70-е годы в местном колледже моего города прошла серия лекций под названием «Мастера фотографии». Они пригласили нескольких известных фотографов того времени выступить на ежемесячном публичном мероприятии. Я присутствовал на всех мероприятиях и смог встретиться со многими из самых известных фотографов 20-го века. Вечер с Филиппом Халсманом был одним из моих любимых.
Он описал, как бросал воду в воздух, пока его жена держала стул, а его сестра Люба и дочери были «дрессировщиками кошек». Чтобы получить это изображение, потребовалось 26 кадров. Это означало 26 раз вытирания пола, 26 бросков и 26 раз ловли кошек.
Оригинальная неретушированная версия Dali Atomicus , в которой все еще видны поддерживающие струны. Фото Филиппа Халсмана.Книга прыжков
В начале своей карьеры он имел привычку просить своих портретных персонажей прыгать. Обычно это была последняя фотография сессии. За эти годы он сделал сотни изображений прыгающих знаменитостей, которые он опубликовал в серии книг под названием The Jump Book .
Дин Мартин и Джерри Льюис. Фото Филиппа Халсмана.«Начиная с начала 1950-х годов я просил каждого известного или важного человека, которого я фотографировал, прыгать для меня», — сказал однажды Халсман. «Меня двигало искреннее любопытство. Ведь жизнь научила нас контролировать и маскировать мимику, но не научила контролировать свои прыжки.
«Я хотел увидеть, как известные люди в прыжке раскрывают свои амбиции или их отсутствие, свою важность или неуверенность в себе и многие другие черты».
Использование прыжка в качестве позы для понимания психики испытуемых было психологическим инструментом, который Халсман назвал Прыжки .
Филипп Халсман прыгает с Мэрилин Монро. Фото Филиппа Халсмана. Life ЖурналМодная история о женских шляпках привела к появлению обложки журнала Life . Вскоре он начал снимать портреты для журнала Life . В послевоенное время фотография на обложке журнала Life была высшим достижением, которое только могло быть у фотографа. В итоге у Халсмана было 101 обложка Life , больше, чем у любого другого фотографа. Сотая обложка была с изображением Джонни Карсона в 1970 и Life опубликовал врезку с автопортретом Филиппа и Ивонн под заголовком «Король обложек снимает свое 100-летие». Этот портрет дуэта на самом деле был фотографией, которую Халсманы сделали для своей рождественской открытки 1969 года.
Хамфри Богарт. Фото Филиппа Халсмана. Мэрилин Монро. Фото Филиппа Халсмана. Джон Ф. Кеннеди. Фото Филиппа Халсмана. Одри Хепберн. Фото Филиппа Халсмана. Луи Армстронг. Фото Филиппа Халсмана.В описании своей работы Халсман сказал: «Важно помнить, что портрет сидя — это чрезвычайно искусственная ситуация. Очень немногие способны сразу потерять самосознание и вести себя перед камерой так, как будто ее нет. Почти во всех случаях фотограф должен помочь субъекту раскрыть себя. На многих сеансах я чувствовал, что то, что я говорил субъекту, было более важным, чем то, что я делал с моей камерой и моим светом.
«Меня больше всего в жизни интересовали люди. Человек постоянно меняется на протяжении всей жизни. Меняются его мысли и настроения, меняются его выражения и даже черты лица. И здесь мы подходим к ключевой проблеме портретной живописи. Если подобие человека состоит из бесконечного числа различных образов, какой из этих образов мы должны попытаться уловить? Для меня ответом всегда было изображение, которое наиболее полно раскрывает как внешнее, так и внутреннее содержание предмета».
«Такую картину называют портретом. Настоящий портрет должен быть сегодня и через сто лет свидетельством того, как этот человек выглядел и каким человеком он был».
Филипп Халсман умер в Нью-Йорке 25 июня 1979 года в возрасте 73 лет после непродолжительной болезни.
Большая часть информации для этой статьи была взята из книги Halsman Portraits Ивонн Халсман.