Ирвинг пенн: Знаменитый фотограф Ирвин Пенн и его культовые снимки

«фотография торта может быть искусством» • Интерьер+Дизайн

«Фотография торта может быть искусством» — говорил Ирвин Пенн (Irving Penn, 16.06.1917–7.10.2009), мастер, которому удалось снять самых красивых моделей своего времени. Кроме того, Пенну-портретисту позировали Сальвадор Дали, Игорь Стравинский, Альфред Хичкок, Марлен Дитрих, Пабло Пикассо, Пьер Карден… Видение фотографа ценят за внимание к деталям, редкий композиционный дар и небанальное отношение к гламуру.

По теме: Фотофестиваль Arles 2017: Колумбия, уличная жизнь и Энни Лейбовиц

Юбилейная выставка к столетию мастера была с успехом показана нью-йоркском музее Метрополитен и в парижском Гран Пале, где было представлено более 200 отпечатков.

Альфред Хичкок, Нью-Йорк, 1947.

 

Сальвадор Дали, Нью-Йорк, 1947.

 

Леонард Бернстайн, Нью-Йорк, 1947.

Ле Корбюзье, Нью-Йорк, 1947.

 

Игорь Стравинский, 1948.

Трумен Капоте, 1948.

 

Марлен Дитрих, Нью-Йорк, 1948.

«Пенн удивительно сам же все для себя усложняет. Не использует специальных устройств, ничего, кроме самого простого освещения — обычно это один боковой источник света», — писал о нем Cесил Битон.

Ирвин Пенн — старший брат кинорежиссера Артура Пенна. В молодости он учился рекламному дизайну у настоящего гуру Алексея Бродовича. Некоторое время работал ассистентом у легендарного Алекса Либермана, когда тот еще был арт-директором американского Vogue.

«Перчатка и туфля», Нью-Йорк, 1947.

 

Обложка Vogue, Нью-Йорк, 1950.

 

Надя Ауэрманн для Vogue US, июль 1994.

И вообще фотографом Ирвин Пенн стал отчасти вынужденно: его не удовлетворяла поступающая съемка, а Алекс Либерман посоветовал решить эту проблему кардинально.

После того, как 1 октября 1943 года вышла обложка журнала с фотографией Ирвина Пенна, его стали наперебой приглашать международные издательства и модные журналы. В 1947 году Ирвин Пенн встретил фотомодель Лизу Фонсагривс, которая была на шесть лет старше него. В 1950 году они поженились. Карьера первой «супермодели» Лизы Фонсагривс оказалась одной из самых долгих и успешных за всю историю профессии.

 

«Черное и белое» для Vogue, Нью-Йорк, 1950.

 

«Девушка с табаком на языке» (Мэри Джейн Рассел) для Vogue, 1950.

Жан Кокто, 1950.

 

Трумен Капоте, Нью-Йорк, 1965.

Ив Сен-Лоран, 1983.

Ингмар Бергман, Стокгольм, 1964.

Ирвин Пенн в своей студии, Нью-Йорк, 1958. Фотограф Дуглас Киркланд.

Пабло Пикассо, Канны, 1957.

Платье Issey Miyake, Нью-Йорк, 1990.

Vogue, май 2004.

Ирвин Пенн, Нью-Йорк, 1963. Фотограф Берт Штерн.

Пенн ввел в арсенал модной фотографии несколько приемов. Например, он начал ставить моделей в угол: это давало не только необычную общую композицию кадра, но и провоцировало драматичное поведение моделей (многие чувствовали дискомфорт и легкую клаустрофобию). Пенн придумал снимать людей на чистом белом или сером фоне. Одна из самых интересных серий Ирвина Пенна — профессионалы, снятые на cером фоне, но с атрибутами своего дела.

Торговец рыбой, Лондон, 1950.

Известен анекдот про старинный ковер, который висел у него в студии: своих персонажей фотограф умудрялся ставить таким образом, чтобы у каждого фоном служил новый фрагмент ковра. Помимо модной и рекламной фотографии у Пенна было два других увлечения: этнография и натюрморт, где окурки или насекомые составляли композиции в духе его любимых картин Де Кирико.

«Замороженные продукты», натюрморт, Нью-Йорк, 1977.

 

 

Автор:
Егор Петров

Фото:
предоставлены пресс-службами выставки

Поделиться:

FB TW OK

#фотография

#Ирвин Пенн (Irving Penn)

#арт-жанры

#фотография

#Ирвин Пенн (Irving Penn)

#арт-жанры

Далее

Арт

Леонардо Улиан: лица будущего на старых теннисных ракетках

Design Now Design Now

Великие фотографы. Ирвин Пенн и его проклятие

«Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени, то зрелище зачаровывает меня. Это и есть проклятье фотографа» 

Ирвин Пенн

Ирвин Пенн (Irving Penn) ‒ одна из ключевых фигур фотоискусства. Он входит в первую мировую десятку мастеров жанра, определенную журналом «Популярная фотография». Фотограф ушел из жизни совсем недавно, в 2009 году, но кажется, что жив до сих пор ‒ настолько глубоко, фундаментально и всепроникающе его творчество.

Ирвин Пенн – настоящий классик, легенда и практически мифологический персонаж, снимавший чуть ли не всех знаменитостей.

Он фотографировал Сальвадора Дали и Игоря Стравинского, Кейт Мосс и других, при этом Пенн всегда был новатором. Наверное, неповторимая особенность работы и сделала его одним из «столпов фотографии».

Он придумал множество приемов, которые сегодня используются повсеместно. Чего стоит только реклама косметических средств Clinique, выставленных в ряд на скромной полочке в ванной. Она послужила «точкой отсчета» для большинства сегодняшних кампаний по уходу за внешностью и открыла новые горизонты в предметной фотографии.

Конечно, Пенн известен прежде всего, не съемкой косметики, а своими феноменальными портретами и натюрмортами. Он очень много работал для Vogue, создал огромное количество шедевров в рамках съемок от кутюр. С появлением первой фотографии на обложке журнала (в 1943 году) началась карьера длиной более чем в полвека.

В середине 80-х годов Ирвин Пенн увлекся созданием крайне необычных предметных композиций, ставших, так же как и его четкие, графичные фото моделей, визитной карточкой мастера. Он никогда не боялся показывать объекты с «некрасивой» стороны. Фрукты на его снимках раздавлены пальцами; фоном для огромной пчелы, снятой крупным планом, служат ярко накрашенные женские губы, на которых она сидит. Есть у Пенна и совершенно идеальные с точки зрения композиции натюрморты и портреты ‒ по ним учатся множество сегодняшних новичков. 

Стиль Ирвина Пенна – сочетание идеальности и провокации

Начав работу во времена моды на стерильные, выверенные, как бы приглаженные изображения, Пенну удалось довести свои фотографии до совершенства и абсолютно видоизменить. Его идеально накрашенные модели замирали в аффектированных позах на фоне лаконично выбеленного или серого заднего плана. Сложно представить, что когда-то такой подход стал революцией в фэшн-съемке, настолько сегодня мы привычны к подобным приемам. 

Фотограф работал в крайне необычной манере, практически никогда не использовал штативы, специальные устройства. В работе был чаще всего только один источник света, да и тот – боковой. Его коллега и такой же всемирно признанный мастер, Сесил Битон, говорил, что Ирвин специально все усложнял, и так проявлялось его видение. 

Именно Ирвин Пенн ввел в обиход понятие супермодели ‒ первой из них стала его жена, Лиза Фонсагривс. Ее творческая жизнь была одной из самых длительных и успешных в модной индустрии.

Фотографу вообще нравилось работать с драматичными, сильными женщинами, чей характер он передавал в серии снимков обнаженной натуры. Сочетание открытой взглядам кожи и окружающей «рамки» ‒ смятой постели, жесткого корсета на шнуровке, монохромного сурового фона ‒ придавало снимкам волнующую эротичность, даже если никаких «интригующих деталей» не было видно.

Натюрморты Пенна ‒ отдельная тема для исследования. Одна из наиболее провокационных и известных его работ (если не считать портрет Пабло Пикассо) ‒ не изображение супермодели, а лист бумаги с лежащими на нем смятыми окурками. В ней удивительно сочетаются неприглядность объекта и совершенство передачи его вида и композиции. Контраст вызывает у зрительской аудитории особые эмоции, генерировать которые умел только Ирвин Пенн.

Его натюрморты, да и многие портреты, носят печать знания о том, что все в мире не вечно, все распадается и умирает, но красота мгновенья может сохраниться, даже когда модель потеряет ее. Обращался фотограф и к более спокойному стилю. Его вдохновляли сдержанный американский сюрреализм Джорджо де Кирико; экзотические страны, из которых он привозил серии всемирно известных сегодня этнографических фотоэссе. Например, коллекция двухсот снимков из Перу недавно была куплена за 175 тысяч долларов США.

Пенн очень любил работать с угловыми композициями ‒ замкнутое пространство и игра светотени давали ему вдохновение (хоть иногда и вызывали дискомфорт у моделей). Режиссера А. Хичкока он снимал на фоне случайно купленного ковра, моделей усаживал на мотоцикл, а во время работы над проектом Small Trades фотографировал представителей разных профессий с их рабочим инструментарием в руках.  

Краткая биография

Сложно и неприятно представлять, что мир мог не увидеть всего богатства, подаренного Пенном. Он поначалу даже не собирался заниматься фото, обучаясь при Филадельфийском музее (Школа искусств), но бросил рисовать. Неудавшийся живописец родился в американском штате Нью-Джерси (г. Плайнфилди). Произошло это летом 1917 года, в июне. Семья была творческой ‒ младший брат Ирвина, Артур, тоже стал известным деятелем искусства ‒ режиссером и продюсером.

Основные сведения о профессии юноша получил от Алексея Бродовича, к которому в 18 лет записался на курс промышленного и рекламного дизайна, и которого впоследствии вспоминал с большой благодарностью и теплотой. Подработки в фэшн-журнале Harper’s Bazaar (там были опубликованы рисунки Ирвина) отточили его мастерство, и после окончания учебы в 1938 году будущий фотограф стал журнальным арт-редактором в Лиге Юниоров. Оттуда он перешел в крупнейший нью-йоркский универмаг Saks на 5 Авеню, из которого неожиданно уволился и уехал в Мексику ‒ рисовать и думать о своем предназначении.

Вернувшись, Ирвин Пенн сделал главный шаг в своей профессиональной жизни ‒ пришел в Vogue. Легендарный арт-директор Александр Либерман взял его к себе ассистентом ‒ фотографу вообще везло на учителей. Масштаб фигуры работодателя не мешал Пенну демонстрировать характер. Либерман говорил, что с Ирвином крайне трудно договориться, с чем тот весело соглашался. Поскольку 26-летний дизайнер-помощник имел свои, крайне оригинальные, взгляды на то, как должны выглядеть снимки, ему вскоре посоветовали делать их самому. Так Ирвинг Пенн и стал фотографом.

С Vogue он сотрудничал всю свою жизнь, даже когда основал собственную студию в Нью-Йорке в 1953 году. Создать студию фотографу пришлось, так как в журнале считали, что его фото буквально «прожигают» страницы, а, кроме приглаженных и пристойных снимков, Ирвин делал и неоднозначные для восприятия в то время самобытные работы.

Впрочем, за «формальную» рекламу и коммерческую съемку ему не должно быть стыдно ‒ заказы поступали в огромных количествах, хотя сам Пенн вспоминал об этом с горечью. Он работал для бриллиантовой компании De Beers, известных домов моды, делая по 200-300 страниц в год, но интерес к высокой моде в нем постепенно угас.

Фотограф обратился к художественному портретированию, стал работать в черно-белой манере. Портрет жены фотомастера ‒ например, свою жену он снял в таком стиле. Снимок поместили на обложку того же Vogue, хотя журнал ранее не практиковал. Со своей передвижной студией фотохудожник стал путешествовать. Он объездил всю Новую Гвинею, Латинскую Америку, был уверен в том, что должен поражать и удивлять аудиторию. Безмятежность и простота его работ в сочетании с мистическим ощущением от них ‒ особенность стиля Пенна. Он черпал вдохновение из обыденных вещей, раскрывая их с новых сторон.

Сегодня работы Ирвина Пенна представлены во всех крупнейших музеях мира ‒ от нью-йоркского Метрополитен до лондонского Виктории и Альберта. Он выпустил около десятка книг, выставлялся во множестве галерей и оставил грандиозное наследие. Уйдя из жизни в возрасте 92 лет, Пенн не стал «лицом из прошлого» ‒ все его работы удивительно актуальны, хоть уже и навсегда вплетены в ткань  прошлого.

Фонд Ирвинга Пенна

Свиток

3 марта 2023

Ирвинг Пенн в Нормандии: Шедевры МООС

La Maison Européenne de la Photographie в Париже (MEP) и Les Franciscaines — недавно открывшийся культурный центр в городе Довиле, Франция — впервые организовали выставку, на которой была представлена ​​вся коллекция Ирвинга Пенна.

С 4 марта по 28 мая 2023 года в Les Franciscaines выставка будет включать более 100 фотографий и проследит уникальное путешествие по карьере Пенна. Представляя широкий спектр работ — от фотографий путешествий и натюрмортов до культовых портретов и модных работ на заказ, а также личных проектов, задуманных на протяжении всей жизни художника, — эта выставка предлагает публике впечатление не только о обширном творчестве Пенна, но и о его плодовитое мастерство в качестве гравера.

Ирвинг Пенн,

Ирвинг Пенн: В треснутом зеркале , Нью-Йорк, 1986. © Фонд Ирвинга Пенна

Ирвинг Пенн был одним из величайших фотографов двадцатого века, известным своими захватывающими снимками и искусной гравюрой. Хотя он был отмечен как один из лучших фотографов журнала Vogue на протяжении более шестидесяти лет, Пенн был чрезвычайно закрытым человеком, который избегал внимания и продолжал свою работу с тихой и неустанной преданностью делу. В то время, когда фотография прежде всего понималась как средство коммуникации, он подошел к ней с точки зрения художника и расширил творческий потенциал средства как в своей профессиональной, так и в личной работе.

Узнайте больше о художнике.

биография

Хронология

Ирвинг Пенн, Натюрморт с едой , Нью-Йорк, 1947 год. © Condé Nast

Фотоработы Ирвинга Пенна можно разделить на серебряно-желатиновые отпечатки, платино-палладиевые отпечатки и цветные отпечатки различных типов. Некоторые изображения существуют во всех трех, как в случае с 9.0005 Натюрморт с едой.

Ирвинг Пенн, Подводное существо , 1989. © Фонд Ирвинга Пенна

В молодости, окончив в 1938 году Школу промышленного искусства Филадельфийского музея, Ирвинг Пенн мечтал стать художником. В 1941–42 годах он провел год в Мексике, рисуя, но нашел свои результаты неутешительными и уничтожил все, кроме небольшой группы рисунков. Несмотря на этот отказ, рисунок продолжал играть важную роль для Пенна в его последующей работе в качестве фотографа, когда он прорабатывал изображение и его композицию.

После ретроспективной выставки в Музее современного искусства в 1984 году Пенн вернулся к живописи спустя более сорока лет. Он разработал уникальные методы работы, вдохновленные своим опытом печати фотографий из платины и палладия.

После 2000 года, когда Пенн прекратил платно-палладиевую печать, он начал делать струйные отпечатки с отсканированных в цифровом виде рисунков. Он также создавал картины от руки, не используя фотографические или печатные процессы.

В дополнение к сочинениям в Irving Penn: Paintings , мы просмотрели архив фонда, чтобы найти подробности о конкретных работах, представленных в публикации.

Галереи изображений — Фонд Ирвинга Пенна

Свиток

Картины и рисунки в смешанной технике

В молодости Пенн мечтал стать художником. Он сделал серию эскизов для картин, но нашел свои результаты неутешительными и уничтожил их. Несмотря на это неприятие, в его работе как фотографа рисунок продолжал играть важную роль, поскольку он прорабатывал изображение и его композицию.

После ретроспективной выставки в Музее современного искусства Пенн вернулся к живописи и рисунку как к полноценному творчеству. Он даже привнес элементы фотографии и печати в свою практику рисования, сфотографировав рисунок для печати на платине, которую затем использовал в качестве матрицы для картины.

Посмотреть галерею

Натюрморт

В основе всей работы Пенна как фотографа лежит его особый талант в жанре натюрморта, к которому он применил свою характерную решимость удалить все, что не вносило вклад в картину. От его самой ранней работы в

Vogue до его последней серии личных работ это привело к мощным изображениям, которые побуждают к созерцанию острого понимания Пенном объектов и их размещения.

Пенн часто включал элементы memento mori и отдельные предметы, которые на первый взгляд могли показаться недостойными внимательного изучения, что придавало его изображениям «укус», который задерживался.

Посмотреть галерею

Мода

На протяжении всей долгой карьеры Пенна в Vogue мода была неотъемлемой частью его работы. В 1940-х годах, используя белые бумажные фоны и эффектные композиции для подчеркивания формы, он привнес лаконичный стиль в фэшн-фотографию, который отошел от богато украшенных декораций, определявших жанр. Помимо фотографий, сделанных в студии с 19С 50 по 1995 год Пенн часто ездил в Париж, чтобы фотографировать коллекции от-кутюр для журнала. До конца своей жизни Пенн использовал один и тот же театральный занавес, найденный для него в Париже в 1950 году, в качестве фона для преобразования удивительного разнообразия стилей и дизайнов в вневременные образы. С самого начала Пенн стремился выразить скульптурную форму одежды, тему, которую он исследовал в специальном сотрудничестве с Иссей Мияке.

Посмотреть галерею

Обнаженная натура

По выходным и по вечерам в 1949–1950 годах Пенн фотографировал серию обнаженных тел. Привлеченный к мясистым моделям, чьи тучные изгибы он запечатлел крупным планом, он печатал их, используя экспериментальные методы, отбеливая и перерабатывая отпечатки, пока они не приобрели эфирное качество. В этом проекте Пенн подошел к фотографии с принципами, которые противоречили глянцевой гладкости, необходимой для журнальных страниц.

Он также фотографировал обнаженных людей в разные периоды своей карьеры: в мастерской танцора в Сан-Франциско в 1967, серия купающихся обнаженных тел в конце 1970-х и ряд других в 1990-х.

Посмотреть галерею

Красота

Ряд редакционных статей Пенна для Vogue были отнесены к категории «красочных» изображений, задуманных для иллюстрации концепций, слабо связанных с косметикой, упоминаемых на страницах журнала. Они часто позволяли Пенну использовать свое остроумие и лаконичность для создания образа, который мог бы выделиться и «остановить движение».

Посмотреть галерею

Портреты

Большая часть работы Пенна для Vogue  состояла из портретов знаменитостей, художников, писателей и других личностей, имеющих отношение к репортажам, ценимым журналом. Они представляют собой настоящую энциклопедию истории культуры двадцатого века. Для своей первой обширной портретной кампании он устроил в студии необычную среду, в которую его натурщики могли входить и реагировать: тесное угловое пространство, состоящее из двух стен, расположенных под углом, и рваный ковер, накинутый на прочную основу, на которую они могли бы воздействовать. сидеть на. Это указывает на интерес Пенна к разрушению, который присутствовал в его ранних работах для журнала, когда он пытался придать своим изображениям зернистость, которая оживляла бы страницу.

Эта практика позволила Пенну усовершенствовать свою способность создавать окружающую среду, не используя ничего, кроме фона и табурета. Всегда избегавший декоративных фонов, которые могли бы отвлечь от объекта, в своих портретах Пенн стремился выделить суть своего объекта. Обсуждая свою портретную живопись, он оформил ее как попытку найти человека в момент затишья, когда позволили фасаду отпасть.

Посмотреть галерею

Small Trades

В 1950–1951 годах, вдохновленный старыми репродукциями уличных глашатаев, Пенн начал серию фотографий, изображающих представителей Small Trades в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Проект начался в Париже, где ему помогали в выборе сюжетов редактор французского Vogue Эдмонд Шарль-Ру и фотограф Робер Дуано. Размышления Пенна о торговцах:

В целом парижане сомневались, что мы делаем именно то, о чем говорили. Они чувствовали, что происходит что-то подозрительное, но пришли в студию более или менее в соответствии с указаниями — за соответствующую плату. Но лондонцы сильно отличались от французов. Им казалось самым логичным на свете записываться в рабочей одежде. Они прибывали в студию, всегда вовремя, и предстали перед камерой с серьезностью и гордостью, что было очень мило. Из всех трех американцы как группа были наименее предсказуемы. Несмотря на наши предостережения, некоторые пришли на сеансы, сбросив рабочую одежду, выбритые, даже одетые в темные воскресные костюмы, уверенные, что это был их первый шаг на пути к Голливуду.

Посмотреть галерею

Путешествие

Одним из главных проектов в карьере Пенна, которым он периодически занимался в период с 1948 по 1971 год, была группа фотографий, сделанных во время его путешествий, которые он назвал «Миры в маленькой комнате». Получив опыт работы в Куско в студии дневного света, Пенн искал другие возможности импровизировать или взять с собой студию, чтобы делать портреты в нейтральной среде. Эти встречи были попыткой преодолеть языковые, культурные и географические различия, установить связь на человеческом уровне.

Посмотреть галерею

Документальный фильм

В 1938 году Пенн купил Rolleiflex на доходы от рисунков, опубликованных в Harper’s Bazaar , , используя его для записи своих наблюдений в так называемых «заметках с камеры». Эти изображения показывают интерес к народным вывескам и живописи, которые продолжали вдохновлять Пенна во время Второй мировой войны в Европе и Индии. Помимо фотографирования «затишья, отставания, тихих промежутков и заводей войны», он использовал свою камеру для сбора примеров политического граффити, следов сопротивления и оккупации.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *