Как отсканировать негатив: Как оцифровать фото негативы при помощи телефона на Android

Оцифровка крупных негативов / Хабр

Доброго времени суток, уважаемый %username%. Данный пост изначально был комментарием к статье «Оцифровка 35мм фотопленки», однако в процессе его написания, понял, что есть много моментов, которые я хотел бы раскрыть и комментария мне не хватит. Речь пойдет об оцифровке крупных негативов. Под катом много фото, примеров, описание техники оцифровки и алгоритм постобработки полученного изображения. В общем, кто хочет увидеть, свой старый архив фотографий в цифровом виде, но хочет это сделать без помощи фотосалонов – прошу под кат.

Вот нашли мы дома где-то в закутках такой вот негатив:

Метод оцифровки, предложенный zDmitriy, без доработки уже не подойдет. Да и от внешней вспышки получить равномерное освещение такого негатива будет затруднительно. Подумав, чем же его подсветить, нашел простейшее решение — ЖК монитор.

Плюсы:

  • Есть у каждого, чего не скажешь о внешней вспышке
  • Равномерный свет по всей плоскости монитора
  • Не требует каких либо доработок

Минус нашел всего один – при сильном увеличении фотографии видны отдельные пиксели, однако подложенный под негатив лист акрила или любого подобного материала позволяет забыть о нем.

Итак, для нашего метода оцифровки нам потребуется:

  • Камера (желательно DSLR, но вообще можно и мыльницей, хотя пост рассчитан именно на DSLR)
  • Любой ЖК-дисплей (монитор, ноутбук, планшет, а для оцифровки 35мм пленки подойдет даже смартфон)
  • Обычное стекло размером примерно с монитор (им мы будем прижимать негатив к дисплею).
  • Прищепки бытовые (для прижимания стекла к монитору)
  • Любое чисто белое изображение на мониторе (например, jpg изображение в режиме слайд-шоу)
  • Adobe Photoshop CS6 + Camera RAW
  • лист белого акрила (подкладываем под негатив)

Так же вам облегчат процесс некоторые аксессуары к камере:

  • Пульт ДУ
  • Штатив
  • Набор для чистки оптики
Подготовка
Устанавливаем монитор (я использовал ноутбук) так, чтобы напротив него можно было установить камеру на штативе.
Чистим монитор, объектив камеры, стекло, которым будем прижимать негатив, и по необходимости сам негатив (мой хранился в чемодане со старыми фотографиями, и был довольно грязным, с отпечатками пальцев и прочими неприятными моментами) – мы же не хотим потом убирать в Photoshop каждую пылинку.
Прижимаем негатив стеклом к монитору и фиксируем все прищепками, не забыв подложить лист акрила между самим монитором и негативом. Или как вариант: аккуратно, кусочками изоленты крепим негатив к стеклу за уголки негатива.
Устанавливаем камеру на штатив, фиксируем, наводим фокус, выставляем сохранение в RAW формат (далее объясню почему), включаем режим работы с пультом ДУ (если нет пульта, выставляем таймер автоспуска) и, если есть, включаем в камере функцию «
предварительный подъем зеркала
» (в моем Canon EOS 500D она называется «Блокировка зеркала») – это позволит нам уменьшить вибрацию камеры при съемке. Нам ведь нужны максимально резкие кадры, не так ли?
Также, не забудьте выключить весь посторонний свет в помещении, чтобы не было на снимке бликов от стекла, отражений вас самих, да и вообще посторонний свет может внести свои коррективы в Баланс Белого (далее ББ), что нам не очень поможет.

В результате все выглядит примерно так (извиняюсь за качество фото, снимал на телефон):


(я использовал мини-штатив с зажимом, вместо полноразмерного. Удобнейшая штука — рекомендую)

Далее все просто: выставляем параметры съемки (я использовал ISO 200, 1/3, f:8) берем пульт ДУ и снимаем (или просто нажимаем кнопку на фотоаппарате и ждем срабатывания по таймеру)

Смотрим полученный результат, если все хорошо – переносим снимок на компьютер. Теперь можно переходить к постобработке.

Постобработка
Открываем полученный снимок в Photoshop (далее PS), сам собою откроется Camera RAW (ну не умеет PS работать с RAW форматом сразу).
Сразу переходим во вкладку Tone Curve и выбираем режим Point, и просто инвертируем кривую. Правый конец вниз, левый вверх. Получаем инвертированное изображение. Не пугайтесь если оно все синее или зеленое.

Возвращаемся в базовые настройки:
И корректируем дальше. Не забывайте, что фото инвертировано через кривые и эффект некоторых параметров тоже может быть инвертирован. Например, сдвинув ползунок экспозиции на +1Ev, вы получите обратный эффект — фото станет темнее. Основной параметр для получения нормальных цветов ББ, он же

Temperature
Мои параметры стали такими:

Так же можете поиграться с настройками HSL/Grayscale (более точная цветокоррекция). Ну и вообще любыми параметрами, если они смогут помочь вам добиться нужного результата.
Здесь закончили, смело жмем кнопку «Open Image» в правом нижнем углу Camera Raw, после чего откроется сам PS.
Теперь нам нужно исправить перспективу (я по ошибке снял кадр под небольшим углом), обрезать лишнее и, как финальный аккорд, убрать те самые «пиксели» от монитора. Приступим.
Начнем с обрезания лишнего. Для этого используем инструмент Crop Tool, и, двигая за углы, формируем наше фото:

Как видите, нам нужно исправить перспективу, для этого выбираем инструмент Rectangular Marquee Tool, выделяем все фото, жмем ПКМ и выбираем Free Transform. Далее ещё раз жмем ПКМ и выбираем Perspective. Теперь тянем за углы, которые нужно исправить, в нашем случае нужно растянуть верх фотографии.

Теперь ещё раз применяем Crop Tool, чтобы убрать эти паразитные белые углы, доставшиеся нам от оригинала.
Пора убрать пикселизацию на фотографии. Самый простой метод это сделать – использовать фильтр Gaussian Blur. Для этого открываем меню Filter -> Blur -> Gaussian Blur. Выбираете силу эффекта одним единственным ползунком и жмете Ок.
Ещё вы можете почистить фото от лишних дефектов, пятен и царапин с помощью инструмента Healing Brush Tool, однако если начну объяснять, то топик уже можно будет переименовать в «Обработка фотографий в Adobe Photoshop».

До и после
Что мы имели:

Что получили в итоге:

И что вышло после исправления и доработки метода:

Посмотреть в полном размере здесь

Советы и замечания:

  • Снимайте в RAW формате — он имеет большие возможности в постобработке, нежели уже сжатый JPG.
  • Если вы используете штатив – не бойтесь длинных выдержек, в данном примере использовалась выдержка 1/3.
  • Заранее определитесь, какой именно результат вы хотите получить после постобработки. Решите, нужно ли вам доводить цвета до идеально точных, или же все-таки стоит их оставить такими, какими они есть, в оригинале.
  • Так же этот метод можно применять для оцифровки 35 мм пленки, только нужно иметь объектив с фокусным расстоянием от 135 мм, или макро. Вот только нужно решить проблему с проступающими на фото пикселями. Как вариант подкладывать под негатив акрил, однако это ещё не окончательный вариант. Предлагайте идеи.

Вывод: Этот метод оцифровки в домашних условиях доступен каждому, не требует каких-либо специальных навыков и позволяет в процессе окунуться в воспоминания.

UPD Спасибо amarao и Juggler за советы и замечания, все исправлено. В итоге решено было добавить между негативом и монитором лист тонкого белого акрила, как результат пропал «муар». Пост обновлен
Так же спасибо kraleksandr за множественные исправления по части текста.

Как подготовить старые пленки к сканированию

Вы нашли старые пленки и хотите их отсканировать, но они так сильно скручены, что практически не разворачиваются для просмотра, грязные и пыльные?

Мы предлагаем два варианта решения. Один достаточно простой, но не очень эффективный. Другой можно назвать идеальным, но он потребует больше времени и затрат.

Вариант №1

Первый вариант заключается в том, чтобы аккуратно перекрутить пленку обратной стороной, то есть противоположной скручиванию. Делать это нужно осторожно, так как старые пленки могут трескаться, и лучше в специальных белых перчатках, чтобы не испачкать пленку еще и отпечатками пальцев. Перекрученную пленку необходимо поместить в баночку примерно на неделю, так она немного расправится.

Однако этот вариант не подойдет для тех, кто сканирует на планшетных сканерах. Пленка не распрямится идеально, будет изгибаться, неплотно прилегать к стеклу, в результате чего на сканах могут появиться кольца Ньютона.

Кольца Ньютона

Также это не избавит вас от пыли, грязи и микротрещин. Это важный момент, так как старые пленки – это, как правило, черно-белые негативы. С чб при сканировании не работает технология Digital ICE, которая устраняет пыль, царапины и другие дефекты, поэтому вам придется убирать их со сканов в фоторедакторе.

Сканы негативов разной степени повреждения (автор В. Ровинский)

Вариант №2

Второй вариант заключается в том, чтобы размочить пленки, промыть их и высушить. Для этого вам понадобятся:

  • Спирали из бачков для проявки, подойдут абсолютно любые, сам фотобачок не нужен;
  • Специальная жидкость для окончательной промывки, но если не хочется тратить на них деньги, то подойдет и жидкость для мыться посуды;
  • Канцелярские скрепки/прищепки/зажимы для бумаги и т.п.;
  • Вода и емкость для нее.

Нужно зарядить пленки в спирали, положить их в воду и оставить примерно на сутки. Вода подойдет и водопроводная. Важно, чтобы она полностью скрывала пленки.

Затем пленки нужно промыть, например, в Fotonal, Ilfotol и проч. Это жидкие концентраты окончательной промывки (смачиватели или wetting agent), которые лучше разводить в дистиллированной воде. Они обеспечат равномерное высыхание без образования пятен от капель воды, а также ускорят процесс сушки.

Для промывки также можно использовать средства для мытья посуды. Одна-две капли на литр воды. Как и в случае со смачивателем лучше использовать дистиллированную.

После окончательной промывки пленки нужно повесить сушиться. Вниз лучше повесить что-то потяжелее для лучшего выпрямления. Если кадры находятся близко к краям негатива, то закреплять прищепки/скрепки нужно так, чтобы не повредить эмульсию.

Автор 35mmc.com

Эмульсия благодаря нахождению в воде немного разбухнет, микротрещины затянутся, пыль и грязь смоются, пленка распрямится, хотя не всегда идеально. После этого ее можно сканировать. А после скана нарезать в сливеры, чтобы сохранить негативы на долгие годы. Для хранения можно использовать специальную папку с кольцами. 

Сканирование пленок в нашей фотолаборатории

Мы можем отсканировать пленки любой сохранности 135 и 120 типа, а также листовую. У 135 пленки для сканирования нужна перфорация. Если она отсутствует скан на нашем оборудовании невозможен.

Старые негативы не всегда идеально плоские и ровные, поэтому даже 2 вариант не гарантирует, что вы сможете отсканировать их на планшетном сканере без колец Ньютона. 

Наши сканеры — потоковые, благодаря этому колец удается избежать.

На протяжении многих лет мы сканируем ваши семейные фотоархивы. Как правило, нам приносят скрученные, плохо хранившиеся негативы. Они могут застревать в сканере, поэтому на их обработку требуется гораздо больше времени. Вы можете ускорить этот процесс, заранее подготовив пленки.

Как сканировать негативы на компьютер | Малый бизнес

Элизабет Мотт

По мере того, как фотография переходит от пленочной к цифровой сфере, вы сталкиваетесь с задачей сканирования негативов, чтобы использовать их в мире программного редактирования фотографий, ретуши и дизайна. Получение наилучших возможных сканов дает вам исходный материал высочайшего качества для использования в цифровом рабочем процессе. Независимо от того, используете ли вы планшетный сканер с адаптером для прозрачных пленок или специальный сканер слайдов/негативов, вы можете настроить свое оборудование для получения наилучших возможных результатов для нужд вашего бизнеса.

  1. Поместите полосу негативов в держатель сканера. В большинстве планшетов с адаптерами для прозрачных пленок и практически во всех сканерах слайдов/негативов используются какие-либо временные крепежные приспособления, чтобы удерживать пленку на месте, разглаживать любое скручивание и гарантировать, что она остается на правильном фокусном расстоянии для создания хорошего сканирования. Прочтите пользовательскую документацию, чтобы убедиться, что вы знаете, требует ли ваше оборудование загружать негативы эмульсионной стороной — матовой стороной, которая представляет изображение в правильной ориентации — вверх или вниз. Держите негативы за края, когда вы манипулируете ими и вставляете их, чтобы не оставить отпечатков пальцев на нежной пленке кожным жиром, которые невозможно будет удалить.

  2. Установите в программе управления сканером правильный цветовой режим, глубину цвета, разрешение и другие параметры сканирования для использования с негативами. Если вы не пытаетесь сделать цифровой эквивалент контактных отпечатков, используйте разрешение, которое позволит вам увеличить негатив до желаемого размера репродукции, не увеличивая масштаб сканирования в программном обеспечении для редактирования изображений.

  3. Отключите все параметры резкости и автоматической настройки цвета в программном обеспечении управления сканером. Повышение резкости должно быть зарезервировано для изображений в их окончательном размере воспроизведения, а регулировка цвета выполняется в приложении для редактирования изображений с более широкими элементами управления и параметрами, чем предлагают сканеры.

  4. Выберите формат файла для сохраненных сканов. Если минимизация размеров файлов не является приоритетом в вашем рабочем процессе, выберите несжатый TIFF вместо JPEG, чтобы избежать искажений, которые может вызвать сжатие изображения.

  5. Используйте возможность обрезки программного обеспечения сканера, чтобы указать расположение отдельных изображений в полосе негативов, обработанных на планшетном сканере с возможностью пакетного сканирования, или запланируйте их сканирование по одному. Когда программное обеспечение управления сканером запрашивает место для сохранения выходных данных, создайте или укажите папку для ваших изображений.

  6. Запустить процесс сканирования. По завершении просмотрите и отредактируйте свои изображения в предпочитаемом вами приложении для редактирования изображений.

Ссылки

  • Лаборатория Григорьева в Университете Брандейса: Сканер Zeiss
  • Центральный центр микроскопии Массачусетского университета: Инструкции по сканированию негативов

Ресурсы

9 0034
  • Творческая цифровая фотолаборатория; Катрин Эйсманн и Шон Дагган
  • Советы

    • В отличие от сканов черно-белых негативов, цветные негативы, полученные цифровым способом, требуют специальной обработки для удаления оранжевого тона, создаваемого маскирующими красителями в основе пленки. Если программное обеспечение вашего сканера включает эффективную предустановку, чтобы компенсировать это, активируйте ее перед оцифровкой негативов. В противном случае зарезервируйте этот шаг для завершения в программном обеспечении для редактирования изображений.
    • Для максимальной гибкости в ретушировании изображений, цветокоррекции и редактировании сканируйте в цвете независимо от того, работаете ли вы с черно-белой или цветной пленкой.
    • Если ваш сканер и программное обеспечение для редактирования изображений поддерживают это, используйте 48-битный цвет для получения максимального диапазона тонов и оттенков для лучшей настройки и коррекции.
    • Если вы планируете делать черно-белые версии цветных изображений, всегда сканируйте в цвете и используйте программное обеспечение для редактирования изображений для преобразования. Этот метод предоставляет вам больше возможностей и больший контроль над результатом.

    Предупреждения

    • Не разделяйте отдельные изображения на полосу негативов. У вас возникнут трудности с их использованием, если вы попытаетесь их разделить.

    Биография писателя

    Элизабет Мотт пишет с 1983 года. Мотт имеет большой опыт написания рекламных текстов для всего: от кухонной техники и финансовых услуг до образования и туризма. Она имеет степень бакалавра искусств и магистра искусств по английскому языку Университета штата Индиана.

    Использование мобильного телефона и бесплатного приложения для сканирования негативов — Джордж Гриффин

    Автор Джордж Гриффин / 12 комментариев / 11 марта 2022 г. / Сканеры и устройства оцифровки, Рабочий процесс / Сканирование пленки, pixl-latr

    Когда я впервые вернулся к аналоговой фотографии в 2015 году, самой большой проблемой для меня было то, как преобразовать эти аналоговые изображения в цифровой формат для публикации в блоге, на Flickr или в Instagram. Да, я мог нанять лабораторию, в которую отправлял, для сканирования изображений, но это было дорого, а также может быть только полдюжины изображений, которые стоит сканировать, плюс я разрабатывал свои собственные черно-белые изображения, и поэтому мне нужно было отсканировать дома.

    Глядя на представленные на рынке сканеры и их стоимость, кажется, что Epson V550 отвечает всем требованиям, стоимость составляет около отметки в 200 фунтов стерлингов, и он может сканировать 35 мм и 120 мм.

    В течение первого года использования этого сканера все было в порядке, черно-белые изображения получались приемлемыми, цветная пленка иногда могла быть немного темпераментной и все еще иметь цветовые сдвиги, но со временем я справился с этим, но примерно через год я начал замечать, что на многих моих изображениях было много пыли, но пыль исходила не от настоящих негативов, а от сканера. Кажется, что пыли удалось проникнуть внутрь самого сканера и прикрепиться к свету, который сканирует изображения, мне удалось разобрать сканер и очистить пыль, но через пару месяцев пыль вернулась туда, и весь процесс пришлось повторить.

    Из-за большого количества пыли на изображениях я тратил на их чистку больше времени, чем хотел.

    Примерно в это же время сканирование цифровых зеркальных камер стало чем-то вроде вещи, поэтому я взял макрообъектив 50 мм, чтобы поместиться на свой Nikon d5100. У меня также был старый лайтбокс Jessops с дневным освещением, который я использовал для просмотра слайдов.

    Во-первых, я бы использовал держатель пленки сканера от Epson, положил его на лайтбокс и установил DSLR на штатив, направленный вниз к изображениям, и хотя это работало какое-то время, всегда было много света. коробка. Следующим решением было использовать черный картон и обрезать его, чтобы обрамить 35-мм или 120-мм пленку. Затем нужно было просто сфокусировать объектив на изображении и щелкнуть по нужным кадрам.

    Хотя мне нужно было быть осторожным, так как черная карта иногда царапала некоторые негативы, что было не идеально.

    Затем, наконец, я перешел на pixl-latr, хотя pixl-latr очень помог, самая большая проблема заключалась в настройке и использовании DSLR.

    Не имея постоянного места для установки камеры и штатива, всегда было трудно освободить место на кухонном столе для сканирования. Также была проблема с загрузкой изображений с SD-карты на компьютер и, наконец, с началом редактирования.

    Добавьте к этому, какое программное обеспечение использовать для преобразования цветных негативов в позитивы, отсутствие Lightroom означало, что я не мог использовать Negative Lab Pro, поэтому необходимо было найти другие альтернативы. Были опробованы другие программы, такие как GIMP, RAWtherapee, darktable и настольная версия приложения FilmLab, но лично я так и не смог получить то, что я считал приличной цветопередачей негативов. К этому времени я подумывал отказаться от цветной фотосъемки и снимать только черно-белую.

    Примерно в это же время я купил новый мобильный телефон Google Pixel 4a. Играясь с ним, я сделал пару быстрых снимков некоторых черно-белых негативов и был удивлен, увидев, насколько хорошо они выглядят.

    Негатив, снятый с помощью Google Pixel 4a. Изображение снято с помощью Holga. Обрезанное и повернутое изображение с гистограммой. Окончательное изображение, отредактированное в Snapseed с перевернутой гистограммой

    . Размер пикселя изображения телефона составляет 3000 пикселей на 4000 пикселей, что очень близко к тому, что было у DSLR, и изображения кажутся очень хорошими, особенно если бы вы использовали их только для чего-то вроде Instagram, хотя я распечатал до формата A4, и отпечатки выглядят нормально.

    Сканирование с помощью телефона — гораздо более быстрый способ сканирования и настройки, я могу использовать гораздо меньший штатив, и изображения сразу же доступны для редактирования на телефоне или отправки фотографий в Google для редактирования на основном компьютере, но пока все мое редактирование было сделано в телефоне.

    Я использую держатель для мобильного телефона, прикрепленный к штативу, чтобы телефон располагался горизонтально над пиксельной камерой, и чтобы убедиться, что телефон перпендикулярен доске, я использую на телефоне приложение спиртового уровня.

    Pixel 4a и приложение пузырькового уровня

    После того, как это будет сделано, нужно просто увеличить масштаб телефона примерно в 2,4 раза, чтобы заполнить экран изображением.

    Программное обеспечение, которое я использую для редактирования на телефоне, называется Snapseed, даже для приложения для телефона это довольно мощная программа. Он позволяет вам делать основные вещи, такие как обрезка, поворот и настройка яркости, контрастности, насыщенности, бликов и теней.

    Некоторые из наиболее мощных инструментов — кривые, осветление и затемнение, возможность изменять значения экспозиции и множество других, которые я еще не использовал полностью.

    При использовании Snapseed для черно-белых негативов это в значительной степени случай инвертирования кривой, а затем внесения незначительных корректировок, чтобы получить изображение таким, каким оно вам нравится.

    Для цветного негатива требуется немного больше усилий, но поскольку с ним немного меньше возможностей для игры, становится легче довольно быстро получить приемлемый цветной позитив.

    Я пройду через процесс получения положительного цвета. Сначала открыв изображение в Snapseed, вам нужно нажать на инструменты, чтобы перейти к основной палитре, здесь можно выполнить все настройки, и каждый раз, когда вы делаете настройку, вы будете нажимать галочку, чтобы вернуться на главный экран. а затем обратно в инструменты.

    Неотредактированный цветной негатив

    После того, как я отсканировал изображение на свой телефон, я перенесу его в Snapseed, и первое, что нужно сделать, это повернуть и обрезать. Оттуда я перейду к кривым. В палитре кривых у вас есть три варианта, центральный, который выглядит как глаз, откроет слой кривых и покажет гистограмму изображения, щелкнув по нему, чтобы включить или выключить гистограмму.

    Значок стиля даст вам множество различных предустановленных параметров для кривых, но нас интересует левый, значок канала. Когда вы откроете это, вы получите пять различных вариантов: RGB, красный, зеленый, синий и яркость. Нам нужно сосредоточиться на красном, зеленом и синем. Я обычно начинаю с красного, если вы нажмете красную точку, он вызовет красный канал, и тогда это просто случай инвертирования этого и перемещения ползунков в каждую сторону гистограммы. Затем это делается для зеленого и синего, и вы приближаетесь к положительному изображению, и это всего лишь случай небольшой настройки каждого из этих трех каналов для получения желаемой коррекции цвета. Вы также можете использовать яркость, чтобы осветлить или затемнить фактическое изображение.

    Настройка красного канала Настройка зеленого канала Настройка синего канала. Теперь мы близки к правильному цвету позитивного изображения

    . Как только это будет сделано, нажатие галочки вернет вас к инструментам, снова щелкнув инструменты и в основную палитру, затем найдите кнопку настройки изображения, нажав ее, вы см. два значка в центре нижней части экрана. Правая — автоматическая настройка, левая — ручная настройка изображения. Вы также можете поместить палец в центр экрана, и это откроет ту же палитру, и вы можете скользить вверх и вниз, чтобы выполнить точную настройку. К ним относятся все, от яркости, контраста, теней, бликов и тепла.

    Лично для меня это лучший способ редактировать и конвертировать мои изображения, я по-прежнему получаю файл разумного размера, которого более чем достаточно для Instagram, чтобы распечатать по крайней мере до размера A4 и распечатать мой Zine с помощью изображения, «отсканированные» таким образом.

    Использование этой техники для сканирования изображений, вероятно, понравится не всем, но я считаю, что это быстрый, простой и полезный способ получения цветных или черно-белых изображений.

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *