Как сделать hdr в lightroom: Объединение фотографий в HDR в Lightroom Classic

Объединение фотографий в HDR в Lightroom Classic

Руководство пользователя Отмена

Поиск

Последнее обновление Feb 11, 2022 03:06:03 AM GMT | Также применяется к Adobe Photoshop Lightroom 6

Обновлено в выпуске Lightroom Classic CC 7.4 (июнь 2018 г.)

Lightroom Classic теперь позволяет объединять несколько кадров брекетинга экспозиции в одно изображение HDR.

Изображения одних и тех же объектов с разными уровнями экспозиции (изображения «-1» и «+1»)

Оптимальное количество фотографий для объединения в HDR

Прочитайте эти рекомендации и советы от Рикка Флора (Rikk Flohr) (инженер контроля качества программного обеспечения семейства приложений Lightroom, Adobe).

Режим HDR используется для съемки сцен с большим динамическим диапазоном. Однако использование большего количества фотографий может привести к появлению нежелательных артефактов, вызванных плохим выравниванием или двоением изображения.

 Для оптимального объединения HDR снимки необходимо сделать таким образом, чтобы каждая часть сцены была хорошо экспонирована, т. е. не была ни размытой, ни недоэкспонированной, по крайней мере, на одном из снимков.

Воспользуйтесь следующими рекомендациями, чтобы определить, сколько фотографий лучше всего использовать в каждом случае.

  • Если общий диапазон брекетинга HDR составляет менее 3 ступеней (-1.5, 0, +1.5), используйте для создания HDR только фотографии с самой темной и самой яркой экспозицией. В таких случаях для создания качественного объединения экспозиций съемка средней, или нулевой, экспозиции не требуется. Если диапазон между самой темной и самой яркой экспозицией превышает 3 ступени, для создания фотографии HDR высокого качества потребуется дополнительное смещение экспозиции.

Настройки брекетинга камеры

Оптимальное количество экспозиций для объединения фотографий в HDR

-От 1. 5 до 1.5

-От 3.0 до 3.0

-От 4.5 до 4.5

-От 6.0 до 6.0

  • При использовании брекетинга экспозиции ± 1. 5 можно игнорировать нулевую, или среднюю, экспозицию. Это позволяет ускорить обработку и улучшает выравнивание полученной фотографии HDR, снижая вероятность возможного движения камеры между экспозициями. Однако нулевая экспозиция может быть полезна в случаях, когда снимаемая сцена находится в пределах допустимого диапазона для одной экспозиции и может быть обработана отдельно.
  • Если вы обычно снимаете в режиме HDR с брекетингом экспозиции ± 2.0, то для создания HDR требуется всего три фотографии.
  • При съемке в режиме 5 кадров ± 4.0 ступени можно сократить количество фотографий для объединения в HDR с 5 до 4. Однако при съемке в режиме 7 кадров ± 6.0 ступеней оптимальное объединение HDR можно получить всего из 5 кадров (-6.0, -3.0, 0, 3.0, 6.0) при условии, что функция брекетинга экспозиции камеры имеет шаг в три ступени.

Объединение фотографий для создания HDR

  1. Чтобы выбрать изображения в Lightroom Classic, нажмите на них, удерживая клавишу Cmd/Ctrl.

  2. Выберите Фотография > Объединение фотографий > HDR или нажмите Ctrl+H.

  3. В диалоговом окне Предпросмотр объединения в HDR снимите флажки Автовыравнивание и Автотон, если это необходимо.

    • Автотон: Обеспечивает хорошую отправную точку для равномерного тонирования объединенных изображений
    • Автовыравнивание: Полезно, если изображения, которые объединяются, слегка сдвигаются от снимка к снимку. Включите этот параметр, если кадры были сняты без штатива. Эта функция может не потребоваться, если кадры были сняты с помощью штатива.

    Можно просмотреть результаты этих настроек непосредственно в диалоговом окне.

  4. Иногда после объединения кадров брекетинга экспозиции некоторые области изображения HDR могут выглядеть неестественно полупрозрачными. Выберите один из следующих параметров устранения двоения в диалоговом окне Предпросмотр объединения в HDR, чтобы устранить эти аномалии: Нет, Низкий, Средний или Высокий.

    Сначала попробуйте использовать низкий уровень устранения двоения, чтобы получить чистое объединенное изображение. При необходимости попробуйте установить более высокие значения. Избегайте использования, если в предварительном просмотре отсутствуют следы двоения изображения.

    • Низкий: Устраняет небольшой или незначительный сдвиг между кадрами
    • Средний: Устраняет значительный свдиг между кадрами
    • Высокий:Устраняет сильный сдвиг между кадрами

    Результат этих настроек можно просмотреть непосредственно в диалоговом окне. При необходимости выберите отображение наложения устранения двоения.

  5. Чтобы сгруппировать кадры брекетинга экспозиции и изображение HDR в подборку (после объединения изображений), выберите параметр Создать подборку. Объединенное изображение HDR будет отображаться в начале подборки.

    Примечание.

    Параметры функции «Создать подборку» представлены в выпуске Lightroom Classic CC 7. 4 (апрель 2018 г.)

  6. Нажмите Объединить, чтобы создать изображение HDR (.dng). Lightroom Classic создает изображение и отображает его в каталоге.

Видео: Съемка сцен с высокой контрастностью в режиме HDR

Adobe Systems

Вход в учетную запись

Войти

Управление учетной записью

HDR-эффект в Лайтрум

Цель урока – обработка фотографии для достижения HDR-эффекта в Лайтрум. Ни одна современная фотокамера не в состоянии запечатлеть окружающее пространство так, как это видит человеческий глаз. При фотографировании могут теряться детали в тенях или на свету, изменяться оттенки предметов.

Для повышения динамического диапазона на фотографии используют технологию HDR – делают одну фотографию с стандартными настройками, а затем еще две, с уменьшенной и увеличенной экспозицией. Затем эти изображения программно объединяют в одно и получают фотографию с более широким динамическим диапазоном, чем если бы была сделана одна фотография.

В Lightroom 6.0 появилась функция создания HDR-эффекта. Для тех, у кого более ранние версии программы рассмотрим на примере как получить самостоятельно такой эффект.

Импортируем в Lightroom фотографию в RAW формате.

Исходное изображение

В настройках Basic ползунок Highlights (светлые области изображения) переведите в крайнее левое положение (-100), а Shadows (темные области изображения) в крайнее правое (+100).

Затем настройте Whites (светлая точка) и Blacks (темная точка) для своего изображения.

ПРИМЕЧАНИЕ: Сделать настройку светлой и темной точки довольно просто. Нажмите на клавишу “J” на клавиатуре.

Примечание по работе с белой и черной точкой.

У вас на гистограмме подсветится прямоугольник (1) и могут появится красные (2) и синие (3) пятна на изображении. Красное пятно подсказывает, что у вас в этот месте “дыра” на фотографии, нет никакой информации или попросту жесточайший засвет. Синее пятно – аналог красного для теней. В подсвеченном на гистограмме прямоугольнике могут появляться различного цвета треугольники – белый, потеряна (отсекается) информация о всех цветах на изображении, цветные треугольники – отсекается информация о конкретном цвете. Если в белом прямоугольнике пусто – значит все хорошо.

Соответственно настройка белой точки производится смещением ползунка Whites вправо до появления первых красных точек, а темной точки – влево до появления первых синих точек. Если красные или синие точки есть на исходной фотографии, то все делается наоборот – до пропадания синих и красных точек.

Возвращаемся к нашему изображению. настроив светлые и темные области, светлую и темные точки, увеличиваем четкость изображения Clarity до +100, красочность Vibrance до +50 и насыщение Saturation +20.

В примере, который мы рассматриваем, много неба и оно играет большую роль в восприятии фотографии. Давайте сделаем его более насыщенным. Будем использовать Градиентный фильтр (Graduated Filter), вызывается клавишей “M”. Насыщенности будем добиваться изменением экспозиции, выбираем Градиентный фильтр, выбираем эффект “Exposure” и сдвигаем ползунок Exposure до -1. После этого выделяем небо от верхнего края фотографии до крыши здания и не забываем нажать “Done”.

Следующим шагом увеличим четкость здания на фотографии. Используем для этого кисть (Adjustment Brush), вызывается клавишей “K” и эффект Clarity (значение +50 или +100). Закрашиваем кистью все здание, закрашенные участки отмечаются красным, и не забываем нажать “Done”, чтобы получить эффект. Если вы не видите окрашиваемых кистью в красный поверхностей, поставьте галочку в окошке “Show Selected Mask Overlay” под изображением.

На промежуточном результате уже видны различия с оригиналом. Обратите внимание, на некоторых этапах обработки у вас могут появляться синие и красные точки – не забывайте устранять их ползунками Whites и Blacks.

ПРИМЕЧАНИЕ: Не забывайте использовать профиль коррекции искажений объектива. Иногда можно получить геометрически более качественное изображение, чем на исходнике.

Профиль коррекции искажений объектива

Далее немного поработаем с резкостью (Sharpening) и шумами (Noise Reduction) в разделе Detail.

Для резкости значение Amount увеличиваем до +45, для шумоподавления значение Luminance +35, а Colour +10.

Вот, в целом, мы и добились желаемого результата. В качестве дополнения можем создать легкое виньетирование на нашем фото. Для этого в разделе Effects для Post-Crop Vignetting значение Amount ставим -15.

Результат (кликабельно).

Результат обработки

Обратите внимание, что все значения настроек приведенные в этом уроке, кроме абсолютных (+-100), подобраны конкретно для этой фотографии.  Для ваших собственных фоторабот, чтобы добиться наилучшего эффекта, вы будете подбирать все цифры самостоятельно, исходя из баланса белого, собственных цветовых предпочтений и пр.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Объединение фотографий

HDR в Lightroom Classic

Руководство пользователя Отмена

Поиск

Последнее обновление: 27 апреля 2021 г., 07:03:41 по Гринвичу | Также относится к Adobe Photoshop Lightroom 6

  1. Руководство пользователя Lightroom Classic
  2. Знакомство с Lightroom Classic
    1. Что нового в Lightroom Classic
    2. Системные требования Lightroom Classic
    3. лайтрум классический | Общие вопросы
    4. Ключевые концепции Lightroom Classic
    5. Учебники по Lightroom Classic
    6. Обзор функций | Lightroom CC 2015.x/Lightroom 6.x выпусков
  3. Услуги Lightroom и Adobe
    1. Библиотеки Creative Cloud
    2. Использование Adobe Stock в приложениях Creative Cloud
  4. Lightroom для мобильных устройств, телевидения и Интернета
    1. Adobe Photoshop Lightroom для мобильных устройств и Apple TV | Часто задаваемые вопросы
    2. Синхронизация Lightroom Classic с экосистемой Lightroom
    3. Семейство мобильных приложений Photoshop
  5. Импорт фотографий
    1. Импорт фотографий с камеры или устройства чтения карт памяти
    2. Импорт фотографий из папки на жестком диске
    3. Автоматический импорт фотографий
    4. Импорт фотографий из Photoshop Elements
    5. Импорт фотографий с привязанной камеры
    6. Укажите параметры импорта
    7. Установить параметры импорта
    8. Редактор шаблонов имен файлов и редактор текстовых шаблонов
  6. Рабочие процессы
    1. Применение маскирования на фотографиях
    2. Экспорт и сохранение фотографий в формате JPEG
    3. Экспорт и добавление водяных знаков на фотографии
    4. Импортируйте свои фотографии
    5. Регулировочная кисть: основы
    6. Настройки с помощью кривой тона
    7. Продвинутые видео слайд-шоу
    8. Управление балансом белого
    9. Создать контактный лист
    10. Улучшите свой рабочий процесс с Lightroom Classic
  7. Рабочее пространство
    1. Основы рабочего пространства
    2. Установка параметров для работы в Lightroom Classic
    3. Отображение библиотеки на втором мониторе
    4. Персонализируйте идентификационные таблички и кнопки модулей
    5. Добавляйте водяные знаки на свои фотографии в Lightroom Classic
    6. Управление цветом
  8. Просмотр фотографий
    1. Просмотр фотографий
    2. Просмотр и сравнение фотографий
    3. Установить параметры просмотра библиотеки
    4. Делитесь фотографиями для комментариев и отзывов
    5. Смарт превью
  9. Управление каталогами и файлами
    1. Каталог Lightroom Classic FAQ
    2. Как работают каталоги Lightroom Classic
    3. Создание каталогов и управление ими
    4. Резервное копирование каталога
    5. Найдите пропавшие фотографии
    6. Создание папок и управление ими
    7. Управление фотографиями в папках
  10. Карты
    1. Работа с модулем Карта
  11. Систематизация фотографий в Lightroom Classic
    1. Распознавание лиц
    2. Работа с фотоколлекциями
    3. Группировать фотографии в стопки
    4. Флажок, метка и оценка фотографий
    5. Используйте ключевые слова
    6. Основы метаданных и действия
    7. Найти фотографии в каталоге
    8. Работа с видео в Lightroom Classic
    9. Дополнительные действия с метаданными
    10. Используйте панель быстрой разработки
  12. Обработка и проявление фотографий
    1. Основы модуля обработки
    2. Создание панорам и панорам HDR
    3. Коррекция плоского поля
    4. Исправьте искаженную перспективу на фотографиях с помощью вертикального положения
    5. Улучшение качества изображения с помощью Enhance
    6. Работа с тоном и цветом изображения
    7. Маскировка
    8. Применить локальные настройки
    9. Объединение фотографий HDR
    10. Опции модуля разработки
    11. Ретушь фото
    12. Устранение эффекта красных глаз и эффектов глаз домашних животных
    13. Используйте инструмент «Радиальный фильтр»
    14. Используйте улучшенный инструмент для удаления пятен
  13. Экспорт фотографий
    1. Экспорт файлов на диск или компакт-диск
    2. Экспорт фотографий из Lightroom Classic
    3. Публикация фотографий в Интернете
    4. Экспорт на жесткий диск с помощью службы публикации
    5. Пресеты для экспорта и другие настройки
  14. Работа с внешними редакторами
    1. Параметры внешнего редактирования
    2. Открытие и редактирование фотографий Lightroom Classic в Photoshop или Photoshop Elements
  15. Слайд-шоу
    1. Создание слайд-шоу
    2. Панели модуля слайд-шоу и инструменты
    3. Укажите макет слайда
    4. Добавить наложения к слайдам
    5. Воспроизведение и экспорт слайд-шоу
  16. Печать фотографий
    1. Базовый модуль печати
    2. Макеты и шаблоны модулей печати
    3. Работа с параметрами и настройками задания на печать
  17. Фотокниги
    1. Создание фотокниг
  18. Веб-галереи
    1. Создание веб-галерей
    2. Использование панелей и инструментов веб-модуля
    3. Работа с макетами веб-галереи
    4. Работа с шаблонами и настройками веб-галереи
    5. Предварительный просмотр, экспорт и загрузка веб-фотогалерей
  19. Сочетания клавиш
    1. Сочетания клавиш

Обновлено в Lightroom Classic CC 7. 4 (выпуск от июня 2018 г.)

Lightroom Classic позволяет объединять несколько изображений с брекетингом экспозиции в одно изображение HDR.

Изображения одних и тех же объектов с разной экспозицией («-1» и «+1»)

Сколько фотографий оптимально для объединения фотографий HDR?

Прочтите эти инструкции и советы от Рикка Флора (инженера по качеству программного обеспечения для экосистемы приложений Lightroom, Adobe).

Фотографии HDR используются для захвата сцен с большим динамическим диапазоном. Однако использование большего количества фотографий может привести к нежелательным артефактам из-за неправильного выравнивания или ореолов. Для оптимального слияния HDR цель состоит в том, чтобы захватывать фотографии таким образом, чтобы каждая часть сцены была хорошо экспонирована, то есть не была ни засвечена, ни недоэкспонирована хотя бы на одной из фотографий.

Используйте следующие рекомендации, чтобы определить, сколько фотографий лучше всего подходит для вашего случая:

  • Если ваш брекетинг HDR составляет менее 3,0 ступеней при общем разделении (-1,5, 0, +1,5), используйте только самые темные и самые яркие экспозиции для создать HDR. Захват средней экспозиции или нулевой экспозиции в таких случаях не является необходимым для создания качественной смеси экспозиций. Если вы превысите 3 ступени разделения между самой темной и самой яркой экспозицией, для обработки HDR-фотографии хорошего качества становится необходимым дополнительное смещение экспозиции.

Настройки брекетинга камеры

Оптимальное количество кадров для объединения фотографий в HDR

от -1,5 до +1,5

от -3,0 до +3,0

от -4,5 до +4,5

от -6,0 до +6,0

  • Если вы фотограф, использующий скобку экспозиции ± 1,5, вы можете игнорировать нулевую или среднюю экспозицию. Это способствует более быстрому рендерингу и повышает вероятность выравнивания в результирующем HDR за счет уменьшения вероятности потенциального движения камеры между экспозициями. Тем не менее, нулевая экспозиция может быть полезна в сценариях, когда сцена захвата находится в пределах приемлемого диапазона одной экспозиции и может быть разработана независимо.
  • Если вы снимаете в стандартном формате HDR с брекет-системой ± 2,0, в идеале вам потребуется всего три фотографии для объединения в HDR.
  • Если вы делаете 5 снимков ± 4,0 ступени, теперь вы можете сократить количество снимков с 5 до 4 для объединения и обработки HDR. Однако, если вы снимаете 7 кадров ± 6,0 ступеней, теперь вы можете получить оптимальное сочетание HDR всего с 5 снимками (-6,0, –3,0, 0, 3,0, 6,0), при условии, что ваша камера имеет три ступени брекетинга экспозиции. функция.

Объединение фотографий для создания HDR

  1. Удерживая нажатой клавишу Cmd/Ctrl, щелкните изображения в Lightroom Classic, чтобы выбрать их.

  2. Выберите «Фото» > «Объединение фотографий» > «HDR» или нажмите Ctrl+H.

  3. В диалоговом окне «Просмотр слияния HDR» снимите флажки с параметров «Автоматическое выравнивание» и «Автотон», если это необходимо.

    • Автотон : Обеспечивает хорошую отправную точку для равномерно тонированного объединенного изображения
    • Auto Align : Полезно, если объединяемые изображения имеют небольшое движение от кадра к кадру. Включите эту опцию, если изображения были сняты с помощью ручной камеры. Включение этой опции может не понадобиться, если изображения были сняты со штатива.

    Вы можете просмотреть эффекты этих настроек прямо в диалоговом окне.

  4. Иногда после объединения изображений с брекетингом экспозиции некоторые области HDR-изображения могут казаться неестественно полупрозрачными. Выберите один из следующих параметров подавления ореолов в диалоговом окне «Просмотр слияния HDR», чтобы исправить эти аномалии: «Нет», «Низкий», «Средний» или «Высокий». Сначала попробуйте низкое подавление ореолов, чтобы получить чистое объединенное изображение. При необходимости попробуйте более высокие настройки. Избегайте использования, если в предварительном просмотре отсутствуют артефакты двоения.

    • Низкий: Исправляет небольшое или незначительное движение между кадрами
    • Средний : устраняет значительные перемещения между кадрами
    • Высокий : Устраняет сильное движение между кадрами

    Вы можете просмотреть эффект этих настроек прямо в диалоговом окне. При необходимости выберите просмотр наложения подавления ореолов.

  5. Чтобы сгруппировать изображения с брекетингом экспозиции и HDR-изображение в стопку (после объединения изображений), выберите параметр Создать стопку . Объединенное HDR-изображение будет отображаться вверху стека.

    Примечание:

    Параметры   Create Stack были представлены в Lightroom Classic CC 7. 4 (выпуск от апреля 2018 г.)

  6. Нажмите Объединить, чтобы создать HDR-изображение (.dng). Lightroom Classic создает изображение и отображает его в вашем каталоге.

Видео: съемка высококонтрастных сцен с объединением HDR

Adobe Systems

Войдите в свою учетную запись

Войти

Управление учетной записью

Войдите в свою учетную запись

Войти

Управление учетной записью

6 простых шагов для создания одного HDR-изображения в Lightroom

Высокий динамический диапазон — это прекрасно. Это то, как мы видим вещи в реальном времени нашими глазами. Однако проблема в том, что наши зеркальные камеры недостаточно умны для этого.

Камеры (не говоря о смартфонах, это для новичков) могут выставлять экспозицию на один динамический диапазон за раз. Глядя на красивый пейзаж, вы можете установить экспозицию, достаточную для того, чтобы запечатлеть облака, горы или солнце одним кадром за раз. Однако вы никогда не сможете правильно передать их все на одном изображении (что также является ответом на вопрос «почему моя камера не может снимать именно то, что я вижу»).

Вот тут-то и начинается процесс HDR-фотографии. Здесь вы снимаете изображения с брекетингом экспозиции, смешиваете их, получаете лучшие экспонированные фрагменты каждого изображения и объединяете их в одно изображение, чтобы получить идеально экспонированный снимок HDR.

Но нельзя все время

HDR требует, чтобы вы снимали со штатива , и вы не можете постоянно носить его с собой. Таким образом, у вас возникнут проблемы при выравнивании изображений скобок, что приведет к появлению ореолов или размытости из-за перекрытия контуров.

Не все камеры имеют режим брекетинга , поэтому вам придется постоянно изменять настройку экспозиции вручную, что утомительно, и вы можете в конечном итоге сдвинуть камеру с места; если вы используете штатив и каждый раз получаете разное изображение или пытаетесь снимать с рук.

Было бы неплохо, если бы мы могли создать магию HDR в одном единственном изображении?

Одно изображение HDR

Да, будет, и мы сделаем это с помощью Lightroom. Adobe Lightroom — очень мощный инструмент, когда дело доходит до редактирования RAW, и его алгоритм позволяет применить эффект HDR к одному изображению. Вот как это делается.

HDR с использованием Lightroom

Вот руководство о том, как сделать HDR с одним изображением с помощью Lightroom и как использовать возможности необработанной обработки.

Шаг 1. Снимайте в формате RAW

Если вы сняли свое изображение в формате JPEG, вы можете прекратить чтение прямо здесь. Этот урок работает, только если вы снимали в формате RAW. Импортируйте файл RAW, выбрав его в библиотеке Lightroom.

Шаг 2. Ползунок теней

Lightroom имеет очень интеллектуальный алгоритм. Когда вы перемещаете ползунок теней вправо, это увеличивает яркость только темных областей, не затрагивая другие средние и высокие тона. Используйте это, чтобы осветлить тень и другие темные области.

Шаг 3. Ползунок подсветки

Это имеет ту же красоту, что и ползунок теней. Это, однако, влияет только на яркие пятна на изображении. Вместо ползунка бликов я склонен доводить его до крайнего левого положения на большинстве своих изображений (в HDR или нет), потому что легко потерять большую часть деталей в переэкспонированных ярких пятнах (не в полностью засвеченных белых пятнах, они не подлежат восстановлению). В HDR перемещение ползунка подсветки влево помогает выделить детали облачного неба, но, как я уже говорил, я делаю это постоянно.

Шаг 4. Черно-белые ползунки

Светлые и темные участки влияют на общие светлые и темные области изображения соответственно. Однако они также имеют тенденцию воздействовать на те объекты, которые по своей природе являются черными или белыми. Например, волосы объекта на вашем изображении черные, ползунок теней также увеличит их яркость при перемещении вправо. Таким образом, чтобы черные объекты оставались черными, а белые объекты белыми, у нас есть черные и белые ползунки. Однако используйте их в меру. Перемещение этих ползунков в крайнее положение в значительной степени сведет на нет эффект ползунков бликов и теней.

Шаг 5: ясность

Мне просто нравится ползунок четкости. Большинство фотографов сравнивают его эффекты с добавлением резкости, но это совершенно другое. В то время как я увеличиваю четкость, перемещая ползунок вправо на пейзажных снимках, я также склонен уменьшать ее, перемещая его влево на портретных снимках, чтобы добавить мягкости.

Шаг 6: яркость

Vibrance легко выделяет цвета на ваших изображениях, в отличие от насыщенности. Переместите ползунок вибрации вправо, чтобы увеличить ее. Еще раз, пожалуйста, не переусердствуйте.

Вот и все

  • Тени
  • Основные моменты
  • белые
  • негры
  • Ясность
  • Вибранс

Просто снимайте в формате RAW и сосредоточьтесь только на этих шести ползунках, и вы получите превосходное HDR-изображение менее чем за пять минут без необходимости использовать штатив, брекеты или какие-либо другие сложные HDR-плагины.

Только когда я начал использовать эти ползунки, я понял, насколько тяжелым был ползунок заполняющего света. Я понял, что эти ползунки, которые заменили ползунок заполняющего света, дали гораздо больше контроля над моей обработкой. Позже я понял, что есть способ вернуть ползунок заполняющего света.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *