Казнь в сайгоне эдди адамса: «Казнь в Сайгоне». Как одна фотография превратила героя в палача | История | Общество

«Казнь в Сайгоне». Как одна фотография превратила героя в палача | История | Общество

Юлия Юнина

Примерное время чтения: 5 минут

58252

Сюжет История одного произведения

Эдди Адамс держит фотографию «Казнь в Сайгоне». Commons.wikimedia.org

«Кому война, а кому мать родна», — цинично, но справедливо. Война для солдата или для тех, кто оказался в зоне боевых действий, — это смерть, кровь, слёзы. Вона для генералов и журналистов — самый верный путь к славе. Для фотографа Эдди Адамса — уж точно. Свою карьеру он начинал с банальных фотосессий на свадьбах. Отточив мастерство на плачущих от счастья невестах и их родителях, перешёл к вещам более серьёзным. Снимал политиков, звёзд кино и шоу-бизнеса. А потом нашёл, наконец, свою тему: война. Он работал для агентства Associated Press, журналов Time, Newsweek. Побывал в тринадцати, как теперь говорят, «горячих точках»: во время Корейской войны оказался приписан к подразделению морской пехоты США, дважды побывал во Вьетнаме, где смог подружиться с командующим морской пехотой США генералом

Льюисом Уолтом. Здесь, во Вьетнаме, он и сделал ту свою фотографию, что принесёт ему приз World press photo, Пулитцеровскую премию и массу других наград.

«Поработал на камеру»

Утром 1 февраля 1968 года работавший на Associated Press Адамс вместе с оператором NBC Во Суу оказались в Сайгоне. Сайгон тогда стал своеобразным «вьетнамским Сталинградом»: войска Национального фронта освобождения Южного Вьетнама для наступления (в историю оно войдёт как Тетское наступление) на столицу выбрали 31 января 1968 г.: Новый год по Восточному календарю, один из самых любимых и почитаемых праздников во Вьетнаме. Но происходящее 31 января было больше похоже на ад, чем на праздник: бои шли чуть ли не на каждой улице.

Одно из самых ожесточённых сражений развернулось возле буддистской пагоды Ан-Куонг. Именно в этой точке утром 1 февраля сошлись судьбы фотографа Эдди Адамса, начальника сайгонской полиции Нгуен Нгок Лоана и вьетконговского партизана Нгуен Тан Дата (во всяком случае, часть источников в качестве жертвы называют именно его).

49 тому 1.2.1968 казнь в Сайгоне. «…Будда простит меня…» — начальник полиции Лоан без суда расстрелял военнопленного. Фото Эдди Адамса. pic.twitter.com/Onmr161uW3

— федор фартов (@lutvak) 1 февраля 2017 г.

Тан Дата — щуплого, закованного в наручники — притащили к генералу южновьетнамские морские пехотинцы. Мол, этого партизана схватили возле канавы, в которой лежали трупы полицейского и членов его семьи (в том числе и маленьких детей). По их словам, активист НФОЮВ не только собственноручно казнил их всех, но еще и поглумился над трупами, плевал им в лица. Нгуен Нгок Лоан спокойно достал револьвер и прицелился в партизана.

Адамс навел на генерала фотоаппарат. Возможно, не будь рядом журналистов, все закончилось бы банальными избиениями, допросами. Но жажда славы кружит голову не только молоденьким девочкам: генерал Нгуен Нгок Лоан тоже не устоял и решил, что назвается, поработать на камеру. И нажал на курок. А фотограф одновременно с ним — на затвор своего фотоаппарата. Позже Лоан, когда вокруг снимка поднялась невероятная шумиха, пытался оправдаться: «Я не политик, а простой солдат. Когда ты видишь человека с оружием и знаешь, что он убил много твоих людей, ты делаешь единственно возможное: убиваешь его. Этого человека мы знали. Это Нгуен Тан Дат, он же Хан Сон. Он был диверсантом, сапером. И  что вы хотели бы, чтобы мы с ним сделали?»

Палач палача

Снимок действительно вышел отменный. Пустынная улица (случайно попавшего в кадр бегущего солдата отрезали), разрушенные строения на заднем плане, щуплая фигурка партизана, хладнокровное лицо генерала… Там чуть высветлили, тут добавили теней…

«Казнь в Сайгоне» была признана «Фотографией года» по версии World press photo. Но реакция мировой общественности на нее оказалась совсем не такой, как у сообщества профессиональных фотографов. Для прогрессивной (читай — пацифистской) части западного общества она стала выражением бесчеловечности войны вообще, а Вьетнамской, и без того вызывавшей море протестов и в США, и в Европе — в особенности. Адамс, ошеломлённый поднявшейся волной критики, отказался от присужденной ему Пулитцеровской премии. И не мог простить себе того, что превратил героя (как ему казалось) в палача. Да еще и сам стал его палачом. «Я убил генерала своей камерой», — не раз признавался он.

Та фотография изменила и судьбу генерала Лоана. В том же 1968 он был тяжело ранен в ногу, которую в итоге пришлось ампутировать. Операцию проводили в Австралии. Однако добрые австралийцы такому «гостю с подмоченной репутацией» не обрадовались и вынудили Лоана уехать с их континента. Оперировали генерала в США. Он вернулся в Сайгон, но по окончании войны, будучи в лагере проигравших, вновь бежал из Вьетнама, понимая, что иначе умрёт. Его приютили США. От боевого пыла Лоана не осталось и следа. Он открыл пиццерию, занимался благотворительностью. В начале девяностых кто-то из посетителей оставил надпись на стене пиццерии: «Мы знаем, кто ты». После этого Лоан счёл за благо пиццерию закрыть. Прославившись в 37 лет тем роковым выстрелом, он умрёт от рака в 68 лет, проклинаемый всеми, кроме своих детей, которых было пятеро.

Эдди Адамс после его смерти написал: «Этот парень был героем. Америка должна была плакать».  Американец, видевший войну лишь в объективе своего фотоаппарата, возможно, не знал одну простую истину: в гражданских войнах героев не бывает, в них все жертвы. 

война во Вьетнамеистория одной фотографии

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Боль катастрофы «Адмирала Нахимова». История одного фоторепортажа
  • Жизнь, короткая, как выстрел. История фотографии и судьбы бойца спецназа
  • Такой прямой генерал Трошев. История одной фотографии
  • Люди в огне испарялись. История фотографий с катастрофы
  • История одной фотографии: самый известный портрет Че Гевары

Новости СМИ2

Судьба генерала Этот снимок открыл миру правду о Вьетнамской войне.

Но сломал жизнь ее герою: Политика: Мир: Lenta.ru

До 1 февраля 1968 года Нгуен Нгок Лоан был простым бригадным генералом южновьетнамской полиции. Но в тот день в Сайгоне он без суда и следствия выстрелом в голову убил человека в штатском. Фотография «Сайгонская казнь», запечатлевшая этот страшный эпизод Вьетнамской войны, разошлась по мировым СМИ. Она с пугающей откровенностью продемонстрировала американцам тот ад, что творится в далекой стране, дав мощный стимул для антивоенного движения в США. Знаменитый кадр изменил не только отношение американцев к войне, но и судьбу генерала Лоана. «Лента.ру» вспомнила историю человека, который посвятил свою жизнь защите родины, но стал известен всему миру как хладнокровный палач.

Вьетнамский ястреб

Нгуен Нгок Лоан родился 11 декабря 1930 года в колонии Кохинхина (Южный Вьетнам), которая входила в состав подвластного Франции Индокитая. Несмотря на то что Лоан был одним из 11 детей, семья жила в достатке. Его отец был уважаемым инженером, мать — врачом. В годы Второй мировой войны Вьетнам был захвачен Японией, но в августе 1945-го к власти в стране пришли коммунисты. Не всем это было по душе: Франция попыталась вернуть бывшую колонию, началась Первая Индокитайская война, в результате которой Вьетнам разделился на социалистический Север и капиталистический Юг.

Во время этих событий Лоан учился в экономическом институте в Хюэ и думал о карьере бухгалтера. Он поддерживал революцию, но вскоре разочаровался в социализме из-за слишком агрессивных реформ: полная национализация земель, всеобщая воинская повинность и преследование «нежелательных классовых элементов», в число которых попал и зажиточный отец Лоана. Окончив институт, он твердо решил защищать страну от коммунистов и записался добровольцем в армию Южного Вьетнама. Отличное зрение и крепкое здоровье позволили ему стать пилотом ВВС.

Лоан быстро влился в коллектив и стал душой компании. Сослуживцы прозвали его «ответственным кутилой». Много раз они тайком уходили с территории авиабазы, чтобы пить и танцевать всю ночь. Понятно, что к утреннему построению многие теряли уставной вид, однако Нгуен себе такого не позволял: его форма всегда была отглаженной и чистой, обувь блестела, а брился он дважды в день.

Нгуен Нгок Лоан с соратниками, март 1968 года

Фото: Eddie Adams / AP

Было у Лоана и более грозное прозвище — Ястреб. Его он получил во время Второй Индокитайской войны за 12 сбитых самолетов. Честолюбивый и исполнительный пилот быстро прославился среди сослуживцев, и у начальства он был на хорошем счету. Командованию нравилось, что он никогда не отказывался ни от работы в части, ни от боевых заданий, активная гражданская позиция и командирские задатки тоже способствовали его продвижению по службе. В звании лейтенанта Лоан познакомился и сдружился с командующим авиацией Као Ки. В 1965 году Ки стал премьер-министром страны и тут же назначил друга начальником южновьетнамской полиции. Так в свои 35 лет Нгуен Нгок Лоан стал генералом.

Однако высокая должность не развратила Лоана. Получив власть, он тут же провел полицейскую реформу, целью которой были борьба с коррупцией, повышение эффективности работы и престижа правоохранительных органов. К этому добавились постоянные проверки и ежегодные учения по типу войсковых. За два года Лоан нажил много недоброжелателей во власти, но в народе пользовался уважением.

Материалы по теме:

Все это время в стране продолжалась гражданская война, но лишь в 1968 году она добралась до столицы Южного Вьетнама — Сайгона. 31 января началось масштабное Тетское наступление северян. Американские базы подверглись обстрелам, а города были атакованы НФОЮВ (Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама, также известный как Вьетконг). Несмотря на эффект неожиданности, атакующая сторона понесла катастрофические потери (45 тысяч бойцов), и наступление вскоре захлебнулось.

Боевыми путями

В первые часы после начала наступления Лоан сыграл решающую роль в обороне и удержании Сайгона. Бойцам под его командованием удалось разбить основные силы Вьетконга еще на подходе к городу. Остатки атакующей группы попытались закрепиться в посольстве США, но полиции удалось ликвидировать двух командиров, и отряд потерял боеспособность.

Пока часть бойцов пыталась оборонять двор посольства (выжили лишь двое из них), другие бросились врассыпную. Начались уличные бои. Согласно официальной южновьетнамской статистике, за это время вьетконговцы казнили в городе почти три тысячи мирных жителей. С особой жестокостью коммунисты расправлялись с католическими священниками, зажиточными семьями, родственниками солдат и офицеров. Их в том числе сжигали заживо.

Чтобы воодушевить своих солдат, Лоан лично руководил зачисткой города и даже участвовал в перестрелках. Вскоре очаги сопротивления были подавлены; в плен удалось захватить полевого командира НФОЮВ Нгуена Ван Лема. Его задержали возле трех десятков сожженных тел, среди которых были женщины и дети. Лема повели к Лоану.

Полевой командир вьетконговцев Нгуен Ван Лем после задержания

Фото: Eddie Adams / AP

Все, что случилось дальше, уже история. И чтобы осветить ее в полной мере, следует перенестись в день 30 января 1968 года. За сутки до наступления американский фотокорреспондент Эдди Адамс прибыл в Сайгон. В поисках сочных кадров ему помогал добрый приятель Льюис Уолт, который занимал пост командующего морской пехотой США и носил генеральские погоны. К Адамсу приставили личную охрану, предоставили бронированный автомобиль и место для отдыха в защищенном бомбоубежище. Там он и отсиделся во время боев в городе. А когда узнал, что основные силы Вьетконга уничтожены, вышел на улицу.

1 февраля Эдди ходил по городу с коллегой-оператором из NBC. Журналисты обратили внимание на двух вьетнамских морских пехотинцев, которые вели связанного щуплого мужчину к «строгому вояке, который всем своим видом напоминал бездушного убийцу», — таково было первое впечатление Адамса от личности генерала Нгуена Нгок Лоана. Эдди достал фотоаппарат. Позже он вспоминал, что ожидал допроса, но Лоан, не говоря ни слова, вытащил револьвер, вытянул правую руку и, почти коснувшись головы пленного, спустил курок.

Убийственный снимок

«Казнь в Сайгоне» стала самой известной фотографией времен Вьетнамской войны. Ее опубликовали газеты и журналы во всем мире. Считается, что это фото стало одним из ключевых факторов в изменении отношения американского общества к участию США в войне. Сам факт расстрела военнопленного без суда и следствия подхлестнул антивоенное движение по всему миру и активно использовался коммунистической пропагандой.

Уже тогда Адамс старался развенчать миф о генерале-палаче. Он неоднократно публично заявлял, что не разобрался в ситуации, но эти признания не помешали ему получить Пулитцеровскую премию. Однако вместо наслаждения успехом Эдди впал в депрессию, а позже отказался от всех наград.

Фотокорреспондент Эдди Адамс в вертолете над Сайгоном, 1968 год

Фото: AP

Лоан же вскоре после казни Лема был серьезно ранен. Он попал под пулеметный огонь близ Сайгона, врачи в итоге были вынуждены ампутировать ему ногу. Для лечения генерала вывозили сначала в Австралию, а затем в Вашингтон, что вызвало серьезное негодование антивоенной общественности. В 1975 году, после окончания Вьетнамской войны, Лоан с женой и пятью детьми бежал в США. Он осел в городке Берк — на западе штата Вирджиния, практически в пригороде Вашингтона, — открыл небольшой семейный ресторан и лично готовил там вьетнамские блюда по рецептам своей матери.

Из-за той злосчастной фотографии Лоана хотели депортировать из США. Чиновники даже вызвали Адамса, чтобы он дал показания против генерала. Вместо этого корреспондент выступил в его защиту на NBC, крупнейшем в то время телеканале страны, и принес официальные извинения Лоану. В итоге генералу позволили остаться в стране, в пользу такого решения высказался даже президент Джимми Картер.

Но прошлое настигло бывшего генерала. В Берк хлынули активисты правозащитных организаций, хиппи и газетчики. Первые устраивали демонстрации и разносили по округе весть о скрывающемся от правосудия палаче. Вторые разрисовывали заведение Лоана оскорбительными граффити. Третьи караулили бывшего генерала на работе и возле дома, досаждая расспросами. Вскоре появились проблемы в бизнесе, детей стали травить в школе, начались ночные звонки с угрозами. А однажды после закрытия кафе 48-летнего генерала сильно избили на парковке. Он долго лежал в больнице, но выжил.

Нгуен Нгок Лоан, март 1968 года

Фото: Eddie Adams / AP

После этого случая Эдди Адамс опубликовал колонку в Times. «Я столкнулся с тем, что обществу наплевать на правду. Люди нашли козла отпущения, а палачом оказался я сам», — писал он. Словно в подтверждение этих слов вскоре после того, как искалеченный вьетнамец вышел из больницы, местная газета опубликовала статью с заголовком «Божий суд в Берке». Автор сравнивал генерала с нацистом Генрихом Гиммлером, призывал Конгресс пересмотреть свое решение и депортировать Лоана во Вьетнам, где его, без сомнения, ждала смертная казнь.

Не выдержав давления, Лоан закрыл свой ресторан и до конца дней жил отшельником. Он умер от рака 14 июля 1998 года, когда ему было 67 лет.

Вскоре после похорон генерала Адамс в последний раз выступил с публичным заявлением, в котором шла речь о Нгуене Нгок Лоане. «Лоан убил вьетконговца, а я убил Лоана из своего фотоаппарата. Фотографии — самое грозное оружие в мире. Люди верят им. Но фотографии лгут, даже если ими не манипулировать. Они всего лишь полуправда. Мне жаль, что он ушел. До конца своей жизни я буду считать его героем».

Фотография, изменившая ход войны во Вьетнаме

Азиатско-Тихоокеанский регион|Фото, изменившая ход войны во Вьетнаме

https://www.nytimes.com/2018/02/01/world/asia/vietnam- Execution-photo.html

Реклама

Продолжить чтение основного сюжета

Нгуен Нгок Лоан, начальник национальной полиции Южного Вьетнама, казнил вьетконговца Нгуена Ван Лема в Сайгоне 1 февраля 1968 года. Кредит… Эдди Адамс/Associated Press

В этот день, пятьдесят лет назад, начальник национальной полиции Южного Вьетнама спокойно подошел к заключенному посреди улицы Сайгона и выстрелил ему в голову.

В нескольких футах от него стоял Эдди Адамс, фотограф Associated Press, глядя в видоискатель. На маленьком кусочке черно-белой пленки он запечатлел точный момент выстрела.

Начальник полиции Бриг. Генерал Нгуен Нгок Лоан стоит спиной к камере, правая рука полностью вытянута, левая рука свободно прижата к боку. Заключенный, Нгуен Ван Лем, боец ​​​​Вьетконга, но не носит униформы, только клетчатую рубашку и черные шорты. Его руки скованы наручниками за спиной. Хотя в свои 30 лет он выглядит немногим старше мальчика. Его лицо искажено от удара пули.

К утру этот последний миг его жизни будет увековечен на первых страницах газет по всей стране, включая The New York Times. Наряду с кадрами фильма NBC это изображение дало американцам яркое представление о жестокости войны во Вьетнаме и способствовало решительному сдвигу в общественном мнении.

«Это поразило людей так, как это может сделать только визуальный текст», — сказала Мишель Никерсон, адъюнкт-профессор истории Чикагского университета Лойолы, изучавшая антивоенное движение во времена Вьетнама. «Фотография транслировала новости о Тете таким образом, что вы не можете количественно определить, сколько людей в тот момент было настроено против войны».

Казнь произошла 1 февраля 1968 года, через два дня после того, как силы Вьетконга и Северного Вьетнама начали скоординированные атаки Тетского наступления. Неожиданно повстанцы оказались в десятках городов, почти в каждой провинции Южного Вьетнама. Они были на улицах Сайгона, столицы. Они были даже на хорошо охраняемой территории посольства Соединенных Штатов.

Это было шокирующее зрелище для американцев, которых президент Линдон Б. Джонсон и его главнокомандующий во Вьетнаме Уильям Уэстморленд заверили, что враг находится на последнем издыхании.

Мередит Х. Лэр, эксперт по войне во Вьетнаме из Университета Джорджа Мейсона, сказала, что наступление «заставило людей задуматься о том, не ввела ли их администрация в заблуждение, и задаться вопросом, идет ли война так же хорошо, как и раньше». заставили поверить и задаться вопросом, можно ли выиграть войну, если враг должен быть запуган и казаться таким сильным и воодушевленным».

Если более широкое наступление на Тет выявило хаос, в котором правительство пыталось установить контроль, то фотография Адамса заставила людей усомниться в том, что Соединенные Штаты борются за правое дело. Вместе они подорвали аргумент в пользу войны на два фронта, подтолкнув многих американцев к выводу, что ее не только невозможно выиграть, но и, возможно, не следует.

Фотография «послужила основой для развивающегося повествования после наступления на Тет о том, что война во Вьетнаме все больше и больше походила на войну, в которой невозможно победить», — сказал Роберт Дж. МакМахон, историк из Университета штата Огайо. «И я думаю, что все больше людей начали задаваться вопросом, действительно ли мы были хорошими парнями на войне или нет».

Начальник полиции выстрелил в упор в голову человека в наручниках, что, вероятно, является нарушением Женевских конвенций. И чиновник был не коммунистом, а членом правительства Южного Вьетнама, союзника США.

«Это поставило перед американцами вопрос другого рода, чем вопрос о том, можно ли выиграть войну», — сказал Кристиан Г. Аппи, профессор истории Массачусетского университета в Амхерсте. «Это действительно ввело ряд моральных вопросов, которые будут все больше и больше формировать дебаты о войне во Вьетнаме: является ли наше присутствие во Вьетнаме законным или справедливым, и ведем ли мы войну морально?»

В течение нескольких месяцев после наступления на Тет общественное мнение менялось быстрее, чем в любой другой момент войны, сказал доктор МакМахон. Фотография Адамса получила Пулитцеровскую премию, а журнал Time назвал ее одной из 100 самых влиятельных из когда-либо сделанных.

«Можно говорить о «фотографии казни во время войны во Вьетнаме», и не только поколение, пережившее ее, но и многие поколения могут вызвать в памяти этот образ», — сказала Сьюзен Д. Мёллер, автор книги «Война стрельбы: Фотография и американский боевой опыт», а также профессор СМИ и международных отношений Мэрилендского университета. «Это сразу стало понятно, что это икона».

Тем не менее, решения о том, как отображать эту фотографию и другие графические изображения войны во Вьетнаме, были предметом обсуждения в отделе новостей The Times. «Я помню некоторые фотографии, — сказал влиятельный фоторедактор Джон Дж. Моррис, скончавшийся в прошлом году в возрасте 100 лет, — которые я просто решил поместить на первую страницу». Это был один, как и 1972 фото обнаженного 9-летнего Фан Тхи Ким Фука, спасающегося от напалмовой атаки. Это бежало внизу страницы.

В Южном Вьетнаме образ казни вызвал другой резонанс. В 1968 году американцам стало ясно, что Северный Вьетнам и Вьетконг гораздо сильнее, чем им казалось. Для южновьетнамцев это означало обратное: эти силы «больше не имели той ауры всемогущества, которая была у них раньше», — сказал Марк Филип Брэдли, историк из Чикагского университета.

Затем последовали последствия для человека, к которому зрители испытывали наименьшие симпатии: генерала Лоана, палача, который в конечном итоге перебрался в Соединенные Штаты. В 1978 году правительство безуспешно пыталось аннулировать его грин-карту. Он умер 20 лет спустя в Вирджинии, где владел рестораном.

Сам Адамс перед смертью в 2004 году выражал недовольство последствиями своего фото. Он отметил, что фотографии по своей природе исключают контекст: в данном случае заключенный убил семью одного из заместителей генерала Лоана.

«На этой фотографии погибли два человека: получатель пули и генерал Нгуен Нгок Лоан», — написал он в журнале Time. «Генерал убил вьетконговцев; Я убил генерала своей камерой».

«Фотоснимки, — писал Адамс, — самое мощное оружие в мире».

В одно мгновение фотография казни во Вьетнаме обрамляет вид войны

Южновьетнамский генерал Нгуен Нгок Лоан стреляет из пистолета в голову подозреваемого офицера Вьетконга Нгуен Ван Лема на улице Сайгона в начале Тетского наступления, 1 февраля. 1968. (AP Photo/Eddie Adams, File) на

НЬЮ-ЙОРК (AP). Это была доля секунды, которая потрясла взгляд американцев на войну во Вьетнаме.

На одной из улиц Сайгона начальник полиции Южного Вьетнама приставил пистолет к голове закованного в наручники вьетконговца и резко нажал на курок. В нескольких футах от него фотограф Ассошиэйтед Пресс Эдди Адамс нажал затвор.

Фотография, сделанная во время неожиданного наступления Севера на Тет, Адамс 1 февраля 1968 года, показала жестокость войны так, как американцы не видели раньше. Протестующие восприняли это изображение как наглядное свидетельство того, что США сражаются на стороне несправедливого правительства Южного Вьетнама. Он принес Адамсу Пулитцеровскую премию. И это преследовало его.

«Картинки не рассказывают всей истории», — сказал он позже. «Он не говорит вам, почему».

Спустя 50 лет Сайгонская казнь остается одним из определяющих образов войны. Журнал Time включил ее в список 100 самых влиятельных фотографий в истории.

«Это по-прежнему представляет собой многое из того, что делают фотожурналисты, эта идея быть свидетелем важного события», — говорит Кит Гринвуд, профессор истории фотожурналистики Университета Миссури. «Происходят ужасные вещи, которые нужно записывать и делиться ими».

Шел второй день Тетского наступления. Силы Северного Вьетнама и партизаны Вьетконга атаковали города Южного Вьетнама, включая столицу Сайгон, во время праздничного прекращения огня.

Адамс, бывший фотограф корейской морской пехоты, присоединившийся к AP в 1962 году, и оператор NBC Во Суу наблюдали за боевыми действиями в районе Сайгона, когда увидели, как южновьетнамские солдаты вытаскивают заключенного из здания навстречу журналистам.

Солдаты остановились. Начальник полиции, подполковник Нгуен Нгок Лоан, подошел и поднял пистолет. Адамс предположил, что шеф планировал допрос под прицелом.

Вместо этого Заем выстрелил, и на фото Адамса застыла гримаса заключенного Бэй Лопа, когда в него стреляли. Кадры Суу также запечатлели момент в движении.

Кредит сказал двоим: «Они убили многих моих людей и многих ваших людей» и ушел, вспоминал Адамс в интервью 1998 года для проекта устной истории AP.

В нью-йоркской штаб-квартире AP оператор-постановщик Хэл Бьюэлл увидел изображение, выходящее из радиосистемы, использовавшейся в то время для передачи фотографий. После некоторых размышлений он и другие редакторы решили распространить его по всему миру.

«Когда он вышел, я знал, что вы получите две реакции. Голуби собирались сказать: «Видите, с какими людьми мы имеем дело здесь (в Южном Вьетнаме)?» А ястребы сказали: «Этого нельзя было использовать — вы, ребята, должны попасть в команду». — говорит Бьюэлл, сейчас на пенсии.

Но «изображение возымело воздействие, и его воздействие ощутили те люди, которые стояли на заборах».

Фотография появилась на первых страницах, на экранах телевизоров и на плакатах протеста. Тетское наступление потерпело военную неудачу для коммунистов, но усилило пессимизм и усталость американской общественности от войны. Она закончилась, когда Север одержал верх в 1975.

Адамс, тем временем, чувствовал, что Лоан был несправедливо очернен общественностью, которая не видела чего-то за кадром: убийства помощника Кредита и семьи помощника несколькими часами ранее Вьетконгом.

«Я не говорю, что то, что он сделал, было правильным, но он вел войну и противостоял очень плохим людям», — сказал Адамс. Он сожалел, что «в тот день были разрушены жизни двух человек» — Лопа и Лоана, — «и я не хочу разрушать чью-либо жизнь. Это не моя работа».

Кредит умер в 1998 в Вирджинии, где он управлял рестораном. Вдова Лопа сказала AP в 2000 году, что, по ее мнению, фотография помогла настроить американцев против войны.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *