Казнь в сайгоне: Символ Вьетнамской войны: что случилось за кадром «Казни в Сайгоне»

Символ Вьетнамской войны: что случилось за кадром «Казни в Сайгоне»

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

18+

Автор фото, AP/Briscoe Center for American History

Подпись к фото,

Серия фотоснимков Эдди Адамса, запечатлевших события за минуту до убийства

Предупреждение: материал содержит изображения, которые могут быть шокирующими и не предназначены для детей, а также словесное описание этих изображений.

Фотожурналист Эдди Адамс запечатлел один из самых известных образов Вьетнамской войны — момент казни среди хаоса, царившего в Сайгоне во время «новогоднего наступления» коммунистической армии в 1968 году.

Этот снимок принес ему пожизненную славу и вместе с ней — пожизненные угрызения совести, пишет обозреватель Би-би-си Джеймс Джеффри.

Короткий пистолет уже дал отдачу в плечо стреляющему, и голова арестанта откинулась в сторону от удара пули.

На лице солдата у левой границы кадра — гримаса ужаса от происходящего.

Нельзя не испытать тот же ужас, отвращение и чувство вины при взгляде на эту фотографию — ведь ты знаешь, что смотришь на смерть человека.

Специалисты по баллистике утверждают, что это фото — ставшее известным под названием «Казнь в Сайгоне» — показывает именно ту микросекунду, когда пуля входит в череп.

  • Война во Вьетнаме в фотографиях: архив Ассошиэйтед пресс
  • «Фейсбук» отменил решение об удалении фото вьетнамской девочки
  • Фоторепортер: человек или профессионал?

Снимок, сделанный Эдди Адамсом 1 февраля 1968 года, считается одним из знаковых образов войны во Вьетнаме, оказавший влияние на ее исход.

Генерал южновьетнамских сил Нгуен Нгок Лоан стреляет в задержанного вьетконговца: эта фотография была перепечатана тысячи раз и стала символом жестокости и анархии, подтвердив ощущение бессмысленности этой войны, которое уже росло в Америке. Выиграть эту войну невозможно, лишний раз поняли американцы.

Автор фото, AP/Briscoe Center for American History

«Есть что-то в природе этого снимка, что глубоко влияет на зрителя и остается с ним навсегда», — говорит Бен Райт, директор по коммуникациям в Центре американской истории имени Дольфа Бриско.

Этот центр — часть Техасского университета — хранит архив Адамса: фотографии, документы, переписку.

«Киносъемка этого же момента, хотя она тоже очень страшная, не вызывает такого же ощущения застывшей трагедии, невозможности и кошмара происходящего», — размышляет Райт.

Но фотография не дала — и не могла дать — полной картины того, что происходило на улицах Сайгона 1 февраля. За два дня до этого Народная армия Вьетнама и Вьетконг начали Тетское наступление. Тет — долгий период новогодних праздников, во время которого Южный Вьетнам не ожидал военного удара со стороны коммунистического Севера.

Десятки городов на юге страны были застигнуты врасплох.

  • Падение Сайгона: советские ветераны о Вьетнаме
  • Вьетнам со слезами похоронил легендарного генерала Зяпа

В Сайгоне шли тяжелые уличные бои, кругом царили хаос и паника — в этот момент южновьетнамские солдаты схватили командира вьетконговского отряда Нгуен Ван Лема возле тел убитых жителей, которых было более трех десятков.

Лема повели по улице к генералу, и фоторепортер Адамс начал снимать, как ведут пленного. Генерал Лоан посмотрел на Лема, потом наставил на него пистолет.

«Я думал, он будет угрожать ему, запугивать, — вспоминал Адамс впоследствии, — и машинально поднял камеру и стал нажимать кнопку».

Отряд Лема, были уверены солдаты Юга, убивал мирных жителей, и его самого генерал считал виновным в смерти семьи своего сослуживца: жены и шестерых детей. Генерал нажал на курок.

«Если ты будешь колебаться и не выполнишь свой долг, люди не пойдут за тобой в бой», — так Лоан объяснил, почему внезапно и без предупреждения застрелил пленника.

Автор фото, AP/Briscoe Center for American History

В первые 72 часа после начала Тетского наступления коммунистов генерал Лоан сыграл ключевую роль в удержании Сайгона. По свидетельству американского полковника Туллиуса Акампоры, который в течение двух лет был военным советником Лоана, тот собрал войска в кулак и не дал сдать столицу. (Сайгон пал лишь семь лет спустя).

Первым впечатлением Эдди Адамса от генерала было — «холодный, бездушный убийца». Но проехав вместе с ним по всей стране, он изменил свое мнение.

«Он продукт современного Вьетнама и своего времени», — говорил Адамс в репортаже.

  • «Наше семейное дело — шпионаж»: каково быть сыном тайного агента ЦРУ

Через год с небольшим Адамс получил за свою фотографию Пулитцеровскую премию — высшую награду в журналистике.

Но ни этот успех, ни поздравления от коллег — лауреатов Пулитцера и от президента Ричарда Никсона, ни письма от школьников со всей Америки не могли заглушить щемящее чувство вины и тоски.

«Я получал деньги за то, что показал, как один человек убивает другого, — сказал Адамс на церемонии награждения. — Две жизни разрушены, а заплатили мне. Герой — я».

Автор фото, Briscoe Center for American History

Подпись к фото,

Эдди Адамс (справа) держит Пулитцеровскую медаль

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Адамс и Лоан продолжали общаться и даже подружились после окончания войны, когда генерал бежал из Вьетнама в США,

По прибытии Нгуена Нгока Лоана в США миграционная служба хотела его депортировать — именно под влиянием знаменитой фотографии. Они связались с Эдди Адамсом и попросили его дать показания против Лоана. Фотограф согласился приехать, но показания дал не против, а в пользу генерала. Он даже выступил по телевидению и рассказал, при каких обстоятельствах было сделано фото.

В конце концов конгресс отменил решение о депортации, и Лоану разрешили остаться в США: он открыл в пригороде Вашингтона ресторан, где подают гамбургеры, пиццу и вьетнамские национальные блюда.

Несколько лет спустя газета Washington Post написала о новой жизни генерала и опубликовала снимок постаревшего Лоана за стойкой ресторана: он улыбался и выглядел довольным.

Но прошлое настигло его: когда публика узнала в нем «сайгонского палача», бизнес пошел на спад, Лоану пришлось уйти на пенсию. Адамс вспоминает, что когда в последний раз заезжал в его ресторан, то в туалете на стене увидел оскорбительные надписи в адрес владельца.

Редактор агентства Ассошиэйтед пресс Хал Бьюэлл, в 1968 году принявший фотографию Адамса, говорит, что «Казнь в Сайгоне» держится в топе и 50 лет спустя потому, что в сжатом виде, в рамке одного кадра показывает всю грубость и жестокость войны.

«Как все культовые снимки, она вобрала в себя все то, что происходило до этого, схватывает момент настоящего и — если мы окажемся достаточно умны — показывает нам смерть в будущем, которую обещают все войны».

Эдди Адамс впоследствии получил еще более 500 наград за свои фотоработы и сделал блестящую карьеру. В числе его моделей были Рональд Рейган, Фидель Кастро и другие знаменитые общественные и политические деятели.

Свою вьетнамскую фотографию он вспоминал недобрым словом. Когда Нгуен Нгок Лоан умер в 1998 году от рака, Адамс написал: «На том снимке — смерть двоих человек. Генерал убил бойца Вьетконга; я убил генерала своим фотоаппаратом».

Сам фотограф скончался шесть лет спустя.

***

почему автор знаменитого фото считал себя убийцей — 06.08.2021 — В мире, Lifestyle на РЕН ТВ

Знаменитая фотография «Казнь в Сайгоне» стала памятником Вьетнамской войне. На ней южно-вьетнамский генерал в упор расстреливает гражданского. Этот снимок признан лучшей фотографией 1968 года по версии World Press Photo, а его автор Эдди Адамс получил престижную Пулитцеровскую премию, от которой позже отказался. Почему работа принесла Адамсу не только пожизненную славу, но и постоянные угрызения совести? Почему он утверждал, что убил генерала своим фото? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Таинственное убийство

1 февраля 1968 года. В Сайгоне идут ожесточенные бои между партизанами и войсками Северного Вьетнама с одной стороны и южновьетнамской армией — с другой. Американский фотокорреспондент Эдди Адамс обращает внимание на группу пехотинцев. К ним подходит начальник полиции Южного Вьетнама Нгуен Нгок Лоан. Солдаты что-то докладывают о задержанных. Сейчас он начнет угрожать и запугивать, думает Эдди, машинально поднимая камеру. Генерал, не сказав ни слова, внезапно стреляет в висок арестанту. Два человека одновременно нажали на спуск: Лоан — пистолета, Адамс — фотоаппарата. 

Фото: © скриншот видео

Преступник, а не жертва

Адамс ликовал. Он выполнил свою миссию и сделал лучшую фотографию в своей жизни. Но американец не знал главного: генерал застрелил задержанного, потому что на руках этого человека была кровь десятков мирных жителей. Жертвами оказались и члены семьи его сослуживца: жена и шестеро маленьких детей.

«Это был период военных действий, и это была казнь за военное преступление. В общем-то, для человека, располагающего этими сведениями, фотография выглядит иначе», — говорит журналист, политолог Артур Каплан.

Роковое преследование

Фотография прославила генерала Нгуйена Лоана как «сайгонского палача». Через три месяца после так называемой казни он получил боевое ранение в ногу. Лоана отправили на лечение в Австралию, но там его встретили как военного преступника и отказали в медицинской помощи. Пришлось транспортировать раненого в США. Из-за промедления ногу ампутировали. На этом военная карьера генерала закончилась. Позже Лоан нелегально эмигрировал в Штаты, однако слава «сайгонского палача» настигла его и там. Активисты-пацифисты требовали депортировать нежелательное лицо из страны. Но тут на помощь пришел не кто иной как Эдди Адамс.

«Сам фотограф Адамс, который отказался в итоге даже от Пулитцеровской премии и от некоторых других премий, которые он за этот снимок получил, очень сильно сожалел об этом снимке. Уже впоследствии он говорил о том, что фотограф должен изначально понимать, как снимок может повлиять на умы общественности», — рассказывает Артур Каплан.

Фото: © скриншот видео

Новый снимок

Фотограф выступил в защиту Лоана в эфире центрального телеканала страны, неоднократно давал интервью в газетах, прося прекратить преследование бывшего генерала, но травлю было уже не остановить. Над детьми Лоана издевались в школе, его самого избивали. Ресторанчик, которым владел вьетнамец, пришлось закрыть. Когда Лоан умер от рака в возрасте 67 лет, Адамс писал: «Этот парень был героем. Америка должна была бы рыдать. Для меня ужасно видеть, что он ушел таким образом, когда никто ничего о нем не знает».

Фото: © скриншот видео

Фотография «Казнь в Сайгоне» больше 50 лет является символом Вьетнамской войны, однако Эдди Адамс хотел, чтобы славу ему принес другой снимок. На нем запечатлены беженцы из Вьетнама. 48 человек на девятиметровой лодке смогли добраться до Таиланда, но пограничники отбуксировали их обратно в открытое море. Фоторепортаж убедил конгресс и президента Картера разрешить вьетнамским беженцам иммигрировать в США.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории — все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Знаменитое фото Эдди Адамса, посвященное войне во Вьетнаме: Что произошло дальше

  • Опубликовано

    Фотожурналист Эдди Адамс сделал один из самых известных снимков войны во Вьетнаме — момент казни во время хаоса Тетского наступления. Это принесло бы ему славу на всю жизнь, но, как пишет Джеймс Джеффри, и горе.

    Предупреждение: Эта история включает в себя фотографию Адамса момента стрельбы г и графическое описание к ней .

    Курносый пистолет уже отскакивает в вытянутой руке мужчины, а лицо заключенного искажается от силы пули, вошедшей в его череп.

    Слева от кадра наблюдающий солдат, кажется, морщится от шока.

    Трудно не чувствовать того же отвращения и вины, зная, что видишь точный момент смерти.

    Эксперты по баллистике говорят, что фотография, получившая название «Сайгонская казнь», показывает за микросекунду, как пуля вошла в голову человека.

    Фотография Эдди Адамса, на которой бригадный генерал Нгуен Нгок Лоан стреляет в пленного вьетконговца, считается одним из самых влиятельных изображений войны во Вьетнаме.

    В то время изображение было перепечатано по всему миру и стало для многих символом жестокости и анархии войны.

    Это также стимулировало растущее мнение в Америке о тщетности борьбы, что войну невозможно выиграть.

    Источник изображения, AP/Briscoe Center for American History

    «Есть что-то в природе неподвижного изображения, которое глубоко влияет на зрителя и остается с ним», — говорит Бен Райт, заместитель директора по коммуникациям Центра американской истории им. Дольфа Бриско. История.

    В центре при Техасском университете в Остине хранится архив фотографий, документов и переписки Адамса.

    «Кадры из фильма о стрельбе, хотя и ужасны, не вызывают таких же чувств безотлагательности и абсолютной трагедии.»

    Но фотография не могла — не могла — полностью объяснить обстоятельства на улицах Сайгона 1 февраля 1968 года, через два дня после того, как силы Народной армии Вьетнама и Вьетконга начали Тетское наступление. Десятки южновьетнамских городов были застигнуты врасплох.

    Ожесточенные уличные бои ввергли Сайгон в хаос, когда южновьетнамские военные поймали подозреваемого командира отряда Вьетконга, Нгуена Ван Лема, на месте массового захоронения более 30 мирных жителей.

    Адамс начал фотографировать, пока Лем шел по улицам к джипу Кредита.

    Кредит стоял рядом с Лемом, прежде чем направить свой пистолет на голову заключенного.

    «Я думал, что он собирается угрожать или терроризировать этого парня, — вспоминал впоследствии Адамс, — поэтому я, естественно, поднял камеру и сделал снимок».

    Считалось, что Лем убил жену и шестерых детей одного из коллег Кредита. Генерал выстрелил из пистолета.

    «Если будешь медлить, если не исполнишь свой долг, за тобой не пойдут бойцы», — сказал генерал о внезапности своих действий.

    Источник изображения, Центр американской истории AP/Briscoe. офицер связи армии США в Лоане.

    Адамс сказал, что у него сразу сложилось впечатление, что Ссуда ​​была «холодным, бессердечным убийцей». Но, поездив с ним по стране, он пересмотрел свою оценку.

    «Он продукт современного Вьетнама и своего времени», — сказал Адамс в депеше из Вьетнама.

    К маю следующего года эта фотография принесла Адамсу Пулитцеровскую премию за фоторепортаж.

    Несмотря на это венчающее журналистское достижение и письма с поздравлениями от других лауреатов Пулитцеровской премии, президента Ричарда Никсона и даже школьников со всей Америки, фотография будет преследовать Адамса.

    «Я получал деньги за то, что показывал, как один человек убивает другого», — сказал Адамс на более поздней церемонии награждения. «Две жизни были разрушены, и мне платили за это. Я был героем».

    Источник изображения, Центр американской истории Бриско

    Подпись к изображению,

    Эдди Адамс (справа) держит свою Пулитцеровскую премию Соединенные Штаты.

    Но по прибытии Лоана Служба иммиграции и национализации США хотела его депортировать, на что повлияла фотография. Они подошли к Адамсу, чтобы дать показания против Кредита, но вместо этого Адамс дал показания в его пользу.

    Адамс даже появился на телевидении, чтобы объяснить обстоятельства фотографии.

    Конгресс в конце концов отменил депортацию, и Лоану разрешили остаться, открыв ресторан в пригороде Вашингтона, округ Колумбия, где подают гамбургеры, пиццу и вьетнамские блюда.

    На фотографии из старой газеты Washington Post изображен пожилой улыбающийся Кредит, сидящий за стойкой ресторана.

    Но в конце концов он был вынужден уйти в отставку, когда шумиха вокруг его прошлого бизнеса испортилась. Адамс вспомнил, что во время своего последнего визита в ресторан он обнаружил оскорбительные граффити в адрес Кредита, нацарапанные в туалете.

    Хэл Бьюэлл, фоторедактор Адамса в AP, говорит, что «Сайгонская казнь» по-прежнему актуальна спустя 50 лет, потому что фотография «в одном кадре символизирует всю жестокость войны».

    «Как и все значки, он подводит итог тому, что было раньше, фиксирует текущий момент и, если мы достаточно сообразительны, говорит нам что-то о будущей жестокости, которую обещают все войны. »

    И Бьюэлл говорит, что этот опыт научил Адамса ограниченности одной фотографии, рассказывающей целую историю.

    «Эдди сказал, что фотография — мощное оружие, — говорит Бьюэлл. «Фотография по своей природе избирательна. Она изолирует один момент, отделяя этот момент от моментов до и после, что, возможно, приводит к скорректированному значению».

    Адамс сделал обширную карьеру фотографа, получив более 500 наград в области фотожурналистики и сфотографировав таких известных личностей, как Рональд Рейган, Фидель Кастро и Малкольм Икс. всегда оставаться с Адамсом.

    «На этой фотографии погибли два человека, — писал Адамс после смерти Лоана от рака в 1998 году. — Генерал убил вьетконговцев, я убил генерала своей камерой».

    Подробнее об этой истории

    • «Человек Би-би-си в Сайгоне» вспоминает Тетское наступление
    • Мой отец участвовал в секретной войне ЦРУ в Лаосе : две стороны войны, запечатленные на одном изображении

      Сайгонская казнь ; Перед нами одна из самых шокирующих фотографий прошлого века; одно из самых знаковых и легендарных изображений жестокости военных конфликтов.

      Конфликт, который должен был стать гражданской войной без какого-либо международного вмешательства, сопровождался растущим напряжением между Советским Союзом и Соединенными Штатами.

      1968 | Сайгонская казнь | Эдди Адамс | Источник изображения: Википедия

      Каждая сторона разделенного Вьетнама, с одной стороны, Республика Вьетнам при поддержке Соединенных Штатов и других союзных стран, а с другой, Фронт национального освобождения Вьетнама (Вьетконг) и армия Демократической Республики Вьетнам при поддержке Советского Союза и Китая позиционировали себя в пользу режима, с которым они разделяли идеологию, в результате чего вьетнамская гражданская война в конечном итоге превратилась в один из самых кровожадных и медийных конфликтов ХХ века. , растянувшийся почти на 20 лет.

      Конечный результат был разрушительным: по оценкам, погибли миллионы людей. Как и на всех войнах, есть сотни снимков, отражающих варварство происходившего. Однако один должен был стать символом тех дней.

      Знаменитый образ, который Эдди Адамс, присутствовавший на 13 войнах, снял 1 февраля 1968 года, принес ему среди прочих Пулитцеровскую премию. В тот день страшный начальник южновьетнамской полиции генерал Нгуен Нгок Лоан выстрелил Нгуен Ван Лему в голову и посреди улицы в Сайгоне.

      1969 | Эдди Адамс | Источник изображения: Википедия

      Это изображение обошло весь мир, чтобы показать жестокость войны и низкую ценность жизни в определенных конфликтах. Но то, что не все знали, было реальностью, стоящей за фотографией. Реальность, которую Адамс сделает известной на протяжении многих лет.

      Нгуен Ван Лем, казненный, был не просто гражданином, а активным членом Вьетконга, известным как капитан Лоп. В тот же день Лем возглавил отряд смерти, который углубился в Сайгон, чтобы убить высшее командование южновьетнамского режима, в список которого входил, среди прочих, и генерал Лоан.

      Миссия отряда смерти была в определенной степени успешной: они выполнили свою миссию и убили нескольких полицейских под дулом пистолета, а также семьи некоторых высокопоставленных чиновников. Эта атака позднее вошла в историю как «Тетское наступление». Вскоре после этого Займу удалось поймать его, и через несколько минут была сделана эта фотография в тот момент, когда Заем мстил.

      Это изображение стало культовым, потому что оно представляло все, что пошло не так во Вьетнаме. Американские военные не смогли контролировать своих южновьетнамских союзников, столь же кровожадных, как и их враг, Северный Вьетнам. Сложная политическая ситуация заключена в фото с палачом и жертвой.

      Пацифистские движения восприняли этот образ как представление жестокости бессмысленной войны, как оружие, брошенное против правительства. Тот факт, что казнь военнопленного происходила без суда и следствия, стимулировала движение против войны во всем мире и активно использовалась коммунистической пропагандой. Говорят, что из-за этого и множества подобных изображений, пришедших из Вьетнама, Линдон Джонсон не смог остаться в двух законодательных органах.

      Некоторые из тех, кто встречал генерала Лоана, утверждали, что казнь заключенного никогда бы не состоялась, если бы в это время не было журналистов и фотографов. Кредит настаивал на том, что его действия были оправданы связью заключенного с вьетконговцами.

      После распространения фотографии по всему миру Associated Press (на которое работал Адамс) отправило его сопровождать Лоана, что заставило его изменить свое мнение о генерале. В конце концов, после конфликта Лоан переехал в Соединенные Штаты, но он всегда был жертвой этого образа и не имел большого успеха в бизнесе, за который брался, поскольку всегда был связан с этим судьбоносным моментом.

      После смерти генерала от рака в 1998 году, в возрасте 67 лет, Адамс написал о нем в журнале Time. Журналист заявил: «Я получил Пулитцеровскую премию в 1969 за фотографию, на которой один человек стреляет в другого. На этой фотографии погибли два человека: получатель пули и GENERAL NGUYEN NGOC LOAN. Генерал убил вьетконговцев; Я убил генерала своей камерой».

      Он также добавил: «Все-таки фотографии — самое мощное оружие в мире. Люди им верят, но фотографии лгут, даже без манипуляций.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *