Кто построил парфенон: «Кто построил Парфенон? Чем интересно это сооружение? В каком году его разрушили?» — Яндекс Кью

где находится, как выглядит, кто построил Парфенон

Богиня Афина — наиболее странный (в плане мотивации) персонаж греческой мифологии.

Ведь она является богиней «умной» войны, но в то же время пытается решить все вопросы миром.

Она презирает мелочность других олимпийцев и редко вмешивается в их конфликты.

Но в случае угрозы самому Пантеону, Афина будет первой, кто вступит в бой.

Богиня Афина неоднократно служила карающим мечом Олимпа, наказывая наиболее самоуверенных смертных, но именно она основала самый великий город Греции, а потом осталась присматривать за этими смертными, после того, как боги Олимпа навсегда ушли.

И неудивительно, что её величайшее святилище, легендарный Парфенон тоже ждала очень непростая и временами просто удивительная судьба.

Где находится

Парфенон расположен в самом центре столице, на афинском Акрополе.
В центре Афин легко ориентироваться. Тут много пешеходных зон, а достопримечательности сосредоточены кучно. Заблудиться невозможно – над основной плоскостью города высятся две путеводных возвышенности: Акрополь и Ликавитос.
Акрополь (Akropolis) — в переводе с греческого: «верхний город» — построен на скалистом холме высотой 156 метров, который служил естественным укреплением при осадах.

Парфенон во времена античной Греции

Парфенон расположен на вершине Акрополя, ближайшая станция афинского метрополитена, от которой можно добраться сюда, так и называется – Akropolis.

От центра Афин до главной достопримечательности Греции ведет большая пешеходная улица Dionysiou Areopagitou.
Идите по ней прямо, никуда не сворачивая. Постепенно поднимаясь в гору, она приведет вас прямо к цели.

Парфенон в Афинах виден почти отовсюду и особенно красиво смотрится ночью, когда включают освещение.

Причём с первого взгляда на Акрополь можно понять, что боги играли в жизни греков очень важную роль — он буквально напичкан различными храмами и святилищами практически всех более-менее заметных олимпийцев, от могучего и грозного Зевса до вечно пьяного, но не менее грозного Диониса.

Стоит заметить, что Парфенон — не первое святилище Акрополя, посвящённое Афине. За 200 лет до его постройки, неподалёку от его нынешнего местонахождения существовал другой храм — Гекатомпедон. Учёные даже допускают, что какое-то время, храмы существовали параллельно.

Вы можете ознакомиться и с другими легендарными  достопримечательностями Афин.

О древних богинях Греции, мифах и местах, которые в них описаны читайте здесь.

Подробный обзор погоды в Греции вас ждет на этой странице.

История храма, кто построил Парфенон

Парфенон во время реставрации

Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры. Проект приписывают архитектору Иктену, а строительством руководил Калликрат, который был практически придворным мастером правителя Перикла.

Помимо Парфенона, Калликрат построил ещё несколько храмов на Акрополе, а также активно поучаствовал в мирской жизни города, доведя до ума и закончив проект Длинных Стен, которые потом очень неприятно удивили спартанское войско во время Пеллопонесских войн.

Правда, обиженные спартанцы всё равно сровняли стены с землёй тридцать лет спустя, но, увы (а может, и наоборот, к счастью), Калликрат этого уже не застал. К тому же жители города восстановили стены и они ещё триста лет служили символом афинской независимости.

Парфенон же является главным шедевром мастера. Храм все никак не получался таким, каким его задумал Калликрат. Строительство заняло более девяти лет, причём все эти годы афинское правительство исправно отчитывалось перед своим народом за каждую монету, потраченную на постройку (археологам удалось найти мраморные таблички с отчётами).

Праздник Панафинеон

На празднике Панафиней 438 года до н. э., храм был торжественно открыт для посетителей, но декоративные работы продолжались ещё шесть лет под руководством скульптора Фидия, преемника Калликрата и создателя одного из семи Чудес Света — статуи Зевса в Олимпии. Для Парфенона Фидий создал не менее прекрасное изваяние Афины Парфенос, ставшее главным украшением храма.

Увы, но славная история святилища не продолжалась и двухсот лет — последним правителем, действительно чтившим Афину, был Александр Македонский. После его посещения храма в 323 году до н. э., Афины постепенно скатились в тиранию, а позже были неоднократно захвачены сначала варварскими племенами, а потом и римлянами. Примерно в это же время в храме произошёл большой пожар и статуя Афины Парфенос была утеряна (впрочем, к моменту пожара она уже практически ничего не стоила — все золотые элементы были заранее сорваны для того, чтобы тогдашний правитель Афин мог заплатить солдатам).

Византийская эпоха Парфенона

После пожара храм восстановили и он служил последним пристанищем богини ещё почти 800 лет, пока при патриархе Павле III не был превращён в собор святой Софии.

Все сокровища были вывезены в Константинополь, впрочем, к тому моменту их оставалось немного. Храм был значительно перестроен, но в целом сохранил свой характерный вид.

Но в 1458 году Афины опять сменили государственную принадлежность, став частью уже Османской империи.

Турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, перестроив в очередной раз и серьёзно повредив росписи внутри храма. Что интересно, помимо закрашивания всех противоречащих мусульманской культуре сюжетов, никаких других изменений во внутреннее убранство храма внесено не было.

В 1687 году, во время войны между Османами и Священной Лигой, Парфенон, служивший туркам складом и укрытием, был обстрелян с господствующей высоты — холма Филопаппу. Прямое попадание в пороховой склад буквально уничтожило храм, похоронив под ним более 300 турок.

Парфенон в 1840 году

Следующие двести лет руины Парфенона служили историческим памятником, пока в 1840 годах не началась их реставрация.

Процесс восстановления главного древнего храма идёт до сих пор, с переменным успехом, но тот факт, что было сделано множество археологических открытий отрицать сложно.

Правда, в последние годы, проект реставрации был заморожен — после вступления в ЕС у Греции просто не осталось денег на восстановление памятников.

 Как выглядел Древнегреческий Парфенон

Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.

Парфенон в разрезе

Основой храма является сохранившийся до наших дней стилобат — трехступенчатый подъём, ведущий к храму. Сам храм — прямоугольной формы здание, с колоннадой по каждой из четырёх сторон. Размеры прямоугольника-основы составляют 69,5×30,9 метра.

На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам — ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).

Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.

Один из уцелевших фризов Парфенона

Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами.
Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.

Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.

Всего уцелело 96 пластин этого фриза, большая их часть — в Британском музее. Греческое правительство на протяжении многих десятилетий тщетно добивается возврата мраморных фрагментов отделки Парфенона на их историческое место.

Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.

Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века — их подвергли довольно варварской чистке.

Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше — по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.

На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной — Троянской войны, на севере — гигантомахия, а на юге — сцены из битвы греков и амазонок.

Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.

 Статуя Афины

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.

Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.

Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой — двухметровую фигуру богини победы Ники.

Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.

Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни — в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.

Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы

Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.

Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в  V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.

Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.

Современный Парфенон

Современный Парфенон

Подробно описывать как выглядит Парфенон сегодня, не имеет смысла — греческие археологи и строители максимально приблизили его к храму античному.

Конечно, весь лоск и красота скульптур Парфенона утеряны, но здание всё равно поражает воображение.

С каждым годом храм становится все более красивым, а истории гидов — все более впечатляющими, так что посещение Парфенона — это процесс, который интересно повторять каждые несколько лет.

Сколько стоит посещение

Сохранившиеся скульптуры на фронтоне крыши Парфенона

Доступ к главному памятнику античного зодчества эллинов открыт с 8.30 до 18.00.
Рекомендуется посещать его в ранние часы или под вечер, когда жара не особо сильна и наплыв туристов не очень большой. При входе есть небольшой ларек, где продают газированную воду и свежевыжатые соки (4,5 евро). Учтите, что со стаканом вовнутрь вас не пустят, а стакан довольно большой.

Запаситесь бутылкой с водой, наверху перед входом и слева есть фонтанчики и туалет.
Вход с большими сумками также воспрещен, но на территории имеются камеры хранения, где их можно оставить.

Всего входов и касс тут несколько, в том числе со стороны музея и на юго-восточной стороне, у театра Диониса.

Очередь в кассах со стороны музея обычно меньше.

Цена билета за вход на территорию Парфенона (12 евро) включает в себя посещение 6 достопримечательностей, в том числе храм Зевса Олимпийского, Древнюю и Римскую Агору, театр Диониса и древнейший район Афин – Керамик.
Билет действует 4 дня.

Древний храм Парфенон в Афинах— не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.

Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.

Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!

Несмотря на то, что храм греческой богини уже много времени реставрируется и окружен строительными лесами, пребывание рядом с ним – поразительное и волнующее ощущение.
Если вам доведется побывать в Афинах обязательно посетите Парфенон — великий дух древней Эллады, застывший в пентелийском мраморе.

История Парфенона, стоящего на месте 2500 лет!

Я почти уверен, что независимо от того, посещали вы когда-либо город Афины или нет, вы определенно слышали о Парфеноне и греческом Акрополе. Однако у вас не было возможности погрузиться в атмосферу и узнать о впечатляющей истории, скрытой за этими величественными архитектурными сооружениями.

Acropolis, Athens
Athènes 104 32, Grèce

Мой недавний визит в Парфенон с иностранными друзьями, которым мне пришлось рассказать историю знаменитого Акрополя, вдохновил меня на написание этой части статьи. Увидев, что их лица завораживают и завораживают огромной красотой Парфенона, я подумал, что такая статья, вероятно, будет интересной для людей, которые любят Грецию и ее потрясающую историю.

В результате… держите себя в руках, успокойтесь и читайте дальше!

История Парфенона

Парфенон — это нечто большее, чем просто старое здание, которое стоит посетить, находясь в Афинах. Это был храм, первоначально посвященный богине Афине. Он был построен в середине 5 века до н.э. и считается кульминацией развития Дорического ордена. Расположенный на самом высоком холме Акрополя, что буквально означает «высокий город» в греческом языке, Парфенон считается одним из самых влиятельных западных зданий и апофеозом греческой архитектуры. Удивительно, но древние афиняне построили Парфенон всего за восемь-девять лет, а на его ремонт ушло немного больше времени.

Temple of Athena, Parthenon, Athens
Parthenonos, Athina 117 42, Grèce

Построенный более 2500 лет назад под руководством афинского государственного деятеля Перикла, Парфенон был спроектирован архитекторами Иктинусом и Калликратом под руководством скульптора Фидиаса.

Архитектура

Парфенон воплощает в себе множество архитектурных усовершенствований; как упоминалось выше, Парфенон — это здание в классическом греческом дорическом стиле, что означает, что колонны имеют простые капители, рифлёные валы колонн и отсутствие оснований. Восемь из этих колонн расположены с обеих сторон здания и семнадцать колонн — по его сторонам.

Фактически рассчитано, что если бы можно было провести прямую линию от центра каждой колонны вверх более чем на милю в небо, колонны на самом деле собрались бы вместе и коснулись друг друга.

Его уничтожение и восстановление

Парфенон был потрясен землетрясениями, подожжен, разграблен за свои потрясающие скульптуры и поврежден в результате неправильных усилий по сохранению.

«Афиняне были в шоке, потому что у греков было неписаное правило войны, что вы всегда покидали религиозные пространства своих врагов священными. Вы не сжигали ни храмы, ни святые места. Но персы жили по другим правилам, и они вошли и сожгли то, что мы называем отцом Парфенона, старого афинского храма.»

Проект реставрации, финансируемый правительством Греции и Европейским Союзом, начался 34 года назад, и археологи, архитекторы, инженеры-строители и мастера со всего мира стремились к тому, чтобы не просто имитировать мастерство древних греков, но и воссоздать его.

После того, как Парфенон был завершен, он измерял высоту 45 футов и покрывал пространство размером 98 на 63 фута. Сегодня мы видим лишь часть этого великолепного здания, которое было частично разрушено в 1687 году.

Готовясь к следующей поездке в Афины, обязательно добавьте Парфенон в свой обязательный для посещения список. Я имею в виду… это здание, стоящее на месте последние 2.500 лет. Разве это не впечатляет?!?

Мы рекомендуем бронировать проживание в Афины заранее, так как в определенные периоды он может быть быстро занят. Если вы используете эту ссылку , вы платите ту же цену, а мы получаем небольшую комиссию — спасибо за вашу поддержку!

Меня зовут Криса, я родом из Греции. Как любитель природы и зимнего спорта и постоянный участник программы по обмену студентами «Эразмус», я всегда пишу на эти темы.

Парфенон, Афины – Smarthistory

Узнайте о великом храме Афины, покровительницы Афин, и о непростой истории этого здания.

 

Иктинос и Калликрат (скульптурная программа под руководством Фидия), Парфенон, Афины, 447–432 гг. до н. э.. Докладчики: д-р Бет Харрис и д-р Стивен Цукер.

Ирис , с западного фронтона Парфенона, ок. 438–432 гг. до н. э., мрамор, высота 135 см, Афины, Греция © Попечители Британского музея

Афины и демократия

Примерно к 500 г. до н.э. «власть народа», или демократия, возникла в городе Афины. После поражения персидского вторжения в 480–479 гг. до н. э. материковая Греция и особенно Афины вступили в золотой век. В драме и философии, литературе, искусстве и архитектуре Афины не имели себе равных. Империя города простиралась от западного Средиземноморья до Черного моря, создавая огромные богатства. Это оплатило один из крупнейших проектов общественных зданий, когда-либо виденных в Греции, включая Парфенон.

Храм, известный как Парфенон, был построен на Афинском Акрополе между 447 и 438 годами до н.э. Это было частью обширной строительной программы, разработанной афинским государственным деятелем Периклом. Внутри храма стояла колоссальная статуя, изображающая Афину, богиню-покровительницу города. Статуя, которой больше нет, была сделана из золота и слоновой кости и была работой знаменитого скульптора Фидия.

Скульптуры Парфенона

Само здание было украшено мраморными скульптурами, изображающими сцены из афинского культа и мифологии. Есть три категории архитектурной скульптуры. Фриз (вырезанный в низком рельефе) проходил высоко по всем четырем сторонам здания внутри колоннад. Метопы (вырезанные горельефом) располагались на том же уровне, что и фриз над архитравом, венчающим колонны снаружи храма. Скульптуры фронтона (вырезанные по кругу) заполняли треугольные фронтоны на каждом конце.

Хотя здание претерпело ряд изменений, оно оставалось практически нетронутым до семнадцатого века. Ранние христиане превратили храм в церковь, добавив апсиду в восточной части. Вероятно, именно в это время скульптуры, изображающие рождение Афины, были удалены из центра восточного фронтона, а многие метопы были испорчены. Парфенон служил церковью, пока Афины не были завоеваны турками-османами в пятнадцатом веке, когда он стал мечетью. В 1687 году, во время осады Акрополя венецианцами, оборонявшиеся турки использовали Парфенон как склад пороха, который воспламенился от венецианской бомбардировки. Взрыв вырвал сердце здания, разрушив крышу, части стен и колоннаду.

Венецианцам удалось захватить Акрополь, но они удерживали его менее года. Дальнейший ущерб был нанесен при попытке снять скульптуры с западного фронтона, когда подъемный механизм сломался, и скульптуры упали и разбились. Многие из скульптур, которые были уничтожены в 1687 году, теперь известны только по рисункам, сделанным в 1674 году художником, которого, вероятно, называют Жаком Керри.

Мраморный метоп из Парфенона, ок. 447–438 гг. до н. э., рост 172 см, Акрополь, Афины © Попечители Британского музея

Мраморный метоп из Парфенона

Скульптурное украшение Парфенона включало девяносто два метопа со сценами мифической битвы. Те, что на южном фланге храма, включали серию, в которой человеческие лапифы сражаются насмерть с кентаврами. Кентавры были наполовину людьми, наполовину лошадьми, поэтому в их природе были и гражданские, и дикие стороны. Лапифы, соседнее греческое племя, совершили ошибку, дав кентаврам вино на брачном пиру своего царя Пирифоя. Кентавры пытались изнасиловать женщин, а их лидер Эвритион пытался похитить невесту. Последовала генеральная битва, в которой лапифы наконец победили.

Здесь молодой лапиф одной рукой держит кентавра сзади, а другой готовится нанести удар. Композиция идеально сбалансирована, главные герои тянутся в противоположных направлениях вокруг центрального пространства, заполненного каскадными складками плаща лапифа.

Всадники с западного фриза Парфенона, ок. 438–432 гг. до н. э., высота 100 см, Акрополь, Афины © Попечители Британского музея

Фрагмент фриза

Этот блок располагался у угла западного фриза Парфенона, где он поворачивал на север. Всадники двигались с некоторой скоростью, но теперь сдерживают поводья, чтобы не показаться съезжающими с края фриза. Всадник впереди оборачивается, чтобы оглянуться на своего спутника, и поднимает руку (теперь отсутствующую) к голове. Этот жест, повторяющийся в другом месте фриза, возможно, является сигналом. Хотя здесь можно увидеть всадников, на большей части западного фриза изображены всадники, готовящиеся к собственно кавалькаде, изображенные на длинных северной и южной сторонах храма.

Фигуры трех богинь с восточного фронтона Парфенона, ок. 438–432 гг. до н. э., длина 233 см, Акрополь, Афины © Попечители Британского музея

Скульптура фронтона

На восточном фронтоне Парфенона изображено рождение богини Афины из головы ее отца Зевса. Скульптуры, изображавшие реальную сцену, утеряны. Зевс, вероятно, был изображен сидящим, а Афина, взрослая и вооруженная, удалялась от него.

Сохранились лишь некоторые из фигур, расположенных по обе стороны от потерянной центральной группы. В их число входят эти три богини, сидевшие справа от центра. Слева направо их поза меняется, чтобы приспособиться к наклону фронтона, который изначально их обрамлял. Они примечательны своим натуралистическим изображением анатомии в сочетании с гармоничным изображением сложных драпировок.

Фигура слева вот-вот встанет и поджимает правую ногу, чтобы подняться. Справа другая фигура баюкает спутницу, роскошно лежащую у нее на коленях. Возможно, это слева направо Гестия, богиня домашнего очага, Диона и ее дочь Афродита. Однако другое предположение состоит в том, что две фигуры справа являются олицетворением Моря (Таласса) на коленях Земли (Гея).

 

Рекомендуемое чтение:

Б.Ф. Кук, The Elgin Marbles  (Лондон, The British Museum Press, 1997).

Скульптуры Парфенона в Британском музее

Цифровой музей Акрополя

История Акрополя от Министерства культуры и спорта Греции

 


Больше изображений Smarthistory…

Цитируйте эту страницу как: Британский музей, «Парфенон, Афины», в Smarthistory , 14 декабря 2015 г., по состоянию на 10 марта 2023 г., https://smarthistory.org/the-parthenon-athens/.

Разгадка тайн Парфенона | История

Вид на храм Аполлона, Дидима, Турция, спланированный вокруг святилище и оракул бога солнца, начиная примерно с 334 г. до н.э. Строительство продолжалось с перерывами еще 600 лет, но храм так и не был закончен, поэтому его поверхности так и не получили окончательную отделку. полировка. При этом сохранилась как полноразмерная, так и уменьшенная конструкция. рисунки, которые оригинальные каменщики выгравировали в качестве руководств или чертежей для специальные компоненты здания, такие как массивные колонны высотой 65 футов. Эти почти невидимые гравированные рисунки дали важные подсказки о том, как древнегреческие строители храмов решали различные архитектурные замыслы проблемы. Эван Хэдингем Шерил Карлин Вид на одну из 46 внешних колонн Парфенона с точно выполненными каннелюрами (или вертикальными канавками). Ручная резьба этих флейты после возведения колонн были одними из самых трудоемкие операции всего строительства Парфенона. Эван Хэдингем Внутри Парфенона участники Реставрации Акрополя принимают доставка архитравного камня. Они окружены отремонтированными компоненты, включающие новые и древние куски мрамора. Эван Хэдингем Кран опускает одну из массивных верхних перемычек (или наличников) камни с их первоначального положения на верхней конструкции Парфенона, так что он может подвергнуться дальнейшему ремонту.
Эван Хэдингем Еще один вид того же камня. Эван Хэдингем Вид частично восстановленной внутренней колонны Парфенона. Команда реставрации Акрополя провела масштабные общественные и академические дебаты о том, в какой степени должны быть восстановлены руины и в какой степени насколько современный ремонт должен быть замаскирован, чтобы гармонировать с оригинальным каменная кладка. Эван Хэдингем Парфенон, сказал 19Французский инженер 19-го века Огюст Шуази олицетворяет собой «высшее усилие гения в погоне за красотой». Арис Мессинис/AFP/Getty Images

Примечание редактора: эта статья была адаптирована из ее первоначальной формы и обновлена, чтобы включить новую информацию для книжного журнала Smithsonian Mysteries of the Ancient World, опубликованного осенью 2009 года.

За последние 2500 лет Парфенон — апофеоз древнегреческой архитектуры — был потрясен землетрясениями, подожжен, разрушен взрывающимся порохом, ограблен своими потрясающими скульптурами и обезображен ошибочными усилиями по сохранению. Удивительно, но древние афиняне построили Парфенон всего за восемь или девять лет. Ремонт занимает немного больше времени.

Реставрационный проект, финансируемый правительством Греции и Европейским Союзом, исполняется 34 года, поскольку археологи, архитекторы, инженеры-строители и мастера стремятся не просто подражать мастерству древних греков, но и воссоздавать его. Им пришлось стать архитекторами-криминалистами, реконструируя давно утерянные методы, чтобы ответить на вопросы, над которыми археологи и ученые-классики спорили веками. Как афиняне построили свой величественный храм, символ западной цивилизации, менее чем за десятилетие, по-видимому, не имея общего плана строительства? Как им удалось включить тонкие визуальные элементы в планировку Парфенона и добиться таких безупречных пропорций и баланса? И как строители Парфенона смогли работать с точностью (в некоторых случаях с точностью до доли миллиметра) без современных инструментов? «Мы не так хороши, как они», — со вздохом замечает Лена Ламбриноу, архитектор проекта реставрации.

Если Парфенон представляет собой «высшее усилие гения в погоне за красотой», как заявил живший в XIX веке французский инженер и историк архитектуры Огюст Шуази, то в последнее время он больше похож на строительную площадку. Древняя кладка прячется за зарослями лесов, досок и стальных столбов. Миниатюрные рельсовые пути соединяют навесы, в которых находятся токарные станки, резчики по мрамору и другое энергетическое оборудование. В самом внутреннем святилище Парфенона, где когда-то находилась массивная статуя Афины из слоновой кости и золота, на бетонной платформе вращается гигантский складной кран.

Хотя на вершине холма преобладала тяжелая техника, я также нашел реставраторов, работающих с тонкостью алмазных огранщиков. В одном сарае я наблюдал, как каменщик трудится над новым блоком мрамора. Он был одним из примерно 70 мастеров, нанятых для проекта из единственной оставшейся в Греции традиционной школы мрамора, расположенной на острове Тинос. Его техника была требовательной. Чтобы новый блок точно соответствовал старому, сломанному, каменщик использовал простое указывающее устройство — трехмерный эквивалент пантографа, который представляет собой чертежный инструмент для точного копирования эскиза или чертежа — чтобы отметить и перенести каждую неровность и выемка от древнего камня до его противоположной поверхности на свежем блоке. На некоторых из самых больших блоков Парфенона, которые превышают десять тонн, каменщики используют механизированный вариант манипулятора, но ремонт одного блока все еще может занять более трех месяцев. Древние рабочие были не менее кропотливы; во многих случаях стыки между блоками практически незаметны даже под увеличительным стеклом.

Парфенон был частью масштабной строительной кампании на Акрополе, которая началась около 450 г. до н.э. За поколение до этого афиняне в составе союза греческих городов-государств одержали героические победы над персидскими захватчиками. Этот союз превратился в империю де-факто под властью Афин, и от 150 до 200 городов по всему Эгейскому морю начали платить Афинам огромные суммы денег за защиту.

Купаясь в лучах славы, афиняне спланировали свой новый храмовый комплекс с беспрецедентным размахом — с Парфеноном в качестве центральной части. Сохранившиеся фрагменты финансовых отчетов, которые были выгравированы на камне для всеобщего обозрения, позволили оценить бюджет строительства в диапазоне от 340 до 800 серебряных талантов — значительная сумма в эпоху, когда один талант мог покрыть месячную зарплату за 170 гребцы на греческом военном корабле. Основание Парфенона составляло 23 028 квадратных футов (примерно половина размера футбольного поля), а его 46 внешних колонн имели высоту около 34 футов. 525-футовый фриз опоясывает верхнюю часть внешней стены внутреннего помещения здания. Некоторые ученые утверждали, что на фризе изображена процессия, связанная с Великой Панафинеей, которая проводится раз в четыре года, или праздником «всех афинян». Ученые предполагают, что, включив эту сцену гражданского празднования, Парфенон послужил не только имперским пропагандистским заявлением, но и выражением зарождающейся демократии Афин — воли граждан, проголосовавших за финансирование этого исключительного памятника.

Когда в 1975 году начались нынешние реставрационные работы, финансируемые греческим правительством в размере 23 миллионов долларов, руководители проекта полагали, что они смогут закончить за десять лет. Но как только рабочие приступили к разборке храмов, возникли непредвиденные проблемы. Например, древнегреческие строители скрепляли мраморные блоки железными зажимами, вставленными в тщательно вырезанные пазы. Затем они залили стыки расплавленным свинцом, чтобы смягчить их от сейсмических ударов и защитить зажимы от коррозии. Но когда греческий архитектор Николас Баланос в 189 г.8, он установил грубые железные зажимы, без разбора скрепляя один блок с другим и не добавляя свинцового покрытия. Дождь вскоре начал разрушать новые зажимы, вздувая железо и треская мрамор. Менее чем через столетие стало ясно, что части Парфенона находятся в непосредственной опасности обрушения.

До сентября 2005 года координатором реставрации был Манолис Коррес, доцент архитектуры Афинского национального технического университета и ведущий исследователь Парфенона, десятилетиями изучавший каждую деталь конструкции храма. В наборе ярких рисунков он изобразил, как древние строители извлекли около 100 000 тонн мрамора из карьера в 11 милях к северо-востоку от центра Афин, грубо обработали блоки, затем перевезли их на повозках и, наконец, подняли по крутым склонам Акрополя. . Тем не менее, весь этот изнурительный труд, по утверждению Корреса, был ничтожным по сравнению с тем временем и энергией, которые были потрачены на тонкую настройку законченного внешнего вида храма. Вырезание длинных вертикальных канавок, или канавок, идущих вниз по каждой из главных колонн Парфенона, было, вероятно, столь же дорогостоящим, как и все работы по добыче, транспортировке и сборке вместе взятые.

Сегодняшние реставраторы заменяют поврежденные сегменты колонн свежим мрамором. Чтобы ускорить работу, инженеры построили станок для резьбы по каннелюрам. Устройство, однако, недостаточно точно для окончательной детализации, которую необходимо выполнять вручную. Это сглаживание канавок требует опытного взгляда и чуткого прикосновения. Чтобы получить правильный эллиптический профиль флейты, каменщик смотрит на тень, отбрасываемую внутри канавки, затем скалывает и натирает камень, пока контур тени не станет идеально ровной и правильной кривой.

Древние потратили много времени на очередной последний штрих. После того, как открытые мраморные поверхности Парфенона были сглажены и отполированы, они добавили финальную тонкую текстуру — точечный узор, — который, по словам Коррес, притуплял блеск мрамора и маскировал его недостатки. Сотнями тысяч ударов резцом они наносили этот узор точно упорядоченными рядами, покрывающими основание, полы, колонны и большинство других поверхностей. «Безусловно, это была одна из самых сложных задач, — говорит Коррес. «Возможно, это заняло до четверти всего времени, затраченного на строительство памятника».

С таким фанатичным вниманием к деталям, как архитекторы Парфенона могли завершить работу всего за восемь или девять лет, закончившихся где-то между 438 и 437 годами до нашей эры? (Даты взяты из зарегистрированных финансовых отчетов. ) Одним из ключевых факторов могли быть военно-морские технологии. Поскольку афиняне были величайшей морской державой в Эгейском море, они, вероятно, непревзойденно владели канатами, шкивами и деревянными кранами. Такое оборудование облегчило бы буксировку и подъем мраморных блоков.

Еще одна нелогичная возможность состоит в том, что древние ручные инструменты превосходили современные. Проанализировав следы, оставленные на мраморных поверхностях, Коррес убежден, что века металлургических экспериментов позволили древним афинянам создать долота и топоры, которые были более острыми и прочными, чем те, что доступны сегодня. (Идея не беспрецедентна. Современные металлурги только недавно разгадали секреты традиционного самурайского меча, который японские кузнецы наделили непревзойденной остротой и прочностью, регулируя количество углерода в стали и температуру при ковке и охлаждении.) Коррес заключает. что древние каменщики с их превосходными инструментами могли вырезать мрамор более чем в два раза быстрее, чем современные мастера. И у первых рабочих Парфенона был опыт, основанный на полуторавековом ноу-хау храмового строительства.

Более того, команда реставраторов столкнулась с проблемами, о которых их древнегреческие коллеги и подумать не могли. Во время Великой турецкой войны в конце 17 века, когда Османская империя сражалась с несколькими европейскими странами, Греция была оккупированной страной. Турки превратили Парфенон в склад боеприпасов. Во время нападения венецианцев на Афины в 1687 году турецкие боеприпасы взорвались пушечным ядром, разнесшим длинные стены внутреннего зала Парфенона. Более 700 блоков от этих стен, разрушенных временем, теперь разбросаны по всему Акрополю. В течение пяти лет, начиная с 1997, Кэти Параски, греко-американский архитектор, работавшая над реставрационным проектом, изо всех сил пыталась собрать детали воедино, ища подсказки, такие как форма и глубина вырезов в блоках, которые когда-то держали древние зажимы. В конце концов она отказалась от своей компьютерной базы данных, которой оказалось недостаточно для того, чтобы охватить всю сложность головоломки. «Некоторые дни были волнующими, — сказала она мне, — когда мы, наконец, подогнали одну деталь к другой. В другие дни мне хотелось спрыгнуть с Акрополя». В конце концов, ей и ее коллегам удалось определить исходное положение примерно 500 блоков. Перед каждой задачей восстановления стоит деликатный вопрос о том, как далеко можно зайти. Каждый раз, когда рабочие демонтируют один из грубых ремонтов Баланоса, это напоминает о том, насколько разрушительным может быть чрезмерно усердный реставратор. Как объясняет директор Проекта реставрации Акрополя Мария Иоанниду, «мы приняли подход, пытаясь восстановить максимальное количество древней кладки при минимальном количестве нового материала». Это означает использование зажимов и стержней из титана— который не разъедает и не трескает мрамор, и растворимый белый цемент, чтобы ремонт можно было легко отменить, если будущие поколения реставраторов найдут лучший способ.

Были некоторые инженерные подвиги. Взрыв 1687 года сбил одну из массивных колонн с места и сильно повредил ее нижний сегмент. Серьезное землетрясение 1981 года повредило его еще больше, и вся колонна оказалась под угрозой обрушения. Очевидная процедура заключалась в том, чтобы демонтировать колонну один сегмент за другим и заменить рассыпающуюся часть. Коррес, надеясь, по его словам, избежать «даже малейшего отклонения от совершенства и аутентичности конструкции колонны», разработал металлический воротник, который прилагает точно контролируемые усилия для надежного захвата колонны, не повреждая камня. В начале 19В 90-х годах после тщательного удаления перемычек и перемычек хомут подвешивался на талрепах (регулируемых соединителях) внутри навесной прямоугольной стальной рамы. Затянув талрепы, команда подняла 55-тонную колонну менее чем на дюйм. Затем они удалили нижний сегмент, который отремонтировали свежим мрамором с точностью до одной двадцатой миллиметра, и вернули его на место. Наконец, они опустили остальную часть колонны на место поверх отремонтированного сегмента. «Это было смелое решение, — говорит Коррес. — Но тогда мы были молоды и смелы.

Пожалуй, ни одна из загадок Парфенона не вызывает больше споров, чем плавные изгибы и наклоны, характерные для большей части его конструкции. В храме едва ли можно найти прямую линию. Эксперты спорят о том, были ли эти усовершенствования добавлены для борьбы с оптическими иллюзиями. Глаз можно обмануть, например, заметив неприглядный прогиб в плоских этажах, построенных под двускатной крышей, как в Парфеноне. Возможно, чтобы исправить этот эффект, афиняне выложили основание Парфенона так, что пол размером 228 на 101 фут слегка выпирает к середине, постепенно изгибаясь вверх между 4 и 4 1/2 дюймами с левой и правой сторон, и 2 1/2 дюйма спереди и сзади. Одна из теорий гласит, что эта небольшая выпуклость вверх была построена просто для отвода дождевой воды из внутренней части храма. Но это не объясняет, почему один и тот же изогнутый профиль повторяется не только в полу, но и в антаблементе над колоннами и в (невидимых) заглубленных фундаментах. Этот изящный изгиб явно имел основополагающее значение для общего вида и планирования Парфенона.

А еще есть колонны, которые афиняне построили так, что они немного выпирали наружу в центре. Это вздутие было названо энтазисом, или напряжением, греческими писателями, возможно, потому, что оно делает колонны кажущимися, будто они сжимаются, как человеческий мускул, под тяжестью своего груза. Опять же, некоторые ученые уже давно предполагают, что этот дизайн может компенсировать еще одну обман зрения, поскольку ряд высоких столбов с идеально прямыми сторонами может казаться тоньше в середине, чем на концах.

Независимо от мотивации этих усовершенствований, многие ранние ученые полагали, что создание таких визуальных элементов предъявляло огромные дополнительные требования к архитекторам и каменщикам Парфенона. (Один писал об «ужасающих сложностях».) Со времен классической Греции не сохранилось никаких руководств по архитектуре, но сегодняшние эксперты подозревают, что строители храмов могли добавить изгибы и наклонные углы с помощью нескольких относительно простых геодезических приемов. «Если вы строите без раствора, каждый блок… должен быть обрезан вручную», — отмечает Джим Коултон, почетный профессор классической археологии Оксфордского университета. «Хотя наклоны и искривления требуют тщательного контроля со стороны архитектора, они не сильно увеличивают рабочую нагрузку».

И все же, как можно измерить каждый сегмент колонны, чтобы все они соответствовали одному плавно изогнутому профилю? Вероятный ответ был найден не в Афинах, а почти в 200 милях от них на юго-западе Турции. В городе Дидима возвышается одна из самых впечатляющих реликвий древнего мира, Храм Аполлона. Три из его 120 колоссальных колонн все еще стоят, каждая почти в два раза выше высоты Парфенона. Богатый торговый город Милет заказал храм в эпоху Александра Македонского, примерно через 150 лет после завершения строительства Парфенона. Гигантские руины свидетельствуют о грандиозном проекте: он так и не был завершен, несмотря на 600 лет строительных работ. Но благодаря незавершенному состоянию на еще не прошедших окончательную шлифовку стенах храма сохранились важные улики.

Через несколько лет после начала реставрации Парфенона ученый из Пенсильванского университета Лотар Хазельбергер отправился на экскурсию, исследуя сокровенное святилище храма Аполлона. Он заметил на мраморных стенах нечто похожее на еле заметные царапины. В слепящем утреннем солнечном свете царапины почти невидимы, как я обнаружил, к своему первоначальному разочарованию, когда искал их. Однако после того, как солнце повернулось и начало касаться поверхности, начала появляться тонкая паутина тонко выгравированных линий. Хазельбергер вспоминает: «Внезапно я заметил серию кругов, которые точно соответствовали форме основания колонны, той самой, что перед храмом». Он понял, что обнаружил древний эквивалент чертежа архитектора.

Затем, чуть выше контура основания колонны, Хазелбергер заметил узор из горизонтальных линий с плавной кривой вдоль одной стороны. Может ли это быть связано с энтазисом, также очевидным в возвышающихся колоннах Дидимы? После тщательного построения шаблона ответ стал ясен: это был вид в профиль колонны с вертикальным размером — высотой колонны — уменьшенным в 16 раз. они вырезали один сегмент колонны за другим. Измеряя вдоль горизонтальных линий до края кривой, они точно знали, какой ширины должен быть каждый сегмент, чтобы создать гладкий выпуклый профиль. Манолис Коррес считает, что древние афиняне, вероятно, полагались на резной рисунок в масштабе, подобный тому, что был в Дидиме, при строительстве колонн Парфенона.

Хазельбергер также проследил лабиринт слабых царапин, покрывающих большую часть незаконченных поверхностей храма. Линии оказались справочными чертежами для всего, от очень небольшого внутреннего наклона стен до деталей конструкции перемычки, поддерживаемой колоннами. Были даже планы этажей, удобно составленные прямо на полу. По мере того как ступенчатая платформа храма поднималась, план каждого этажа копировался с одного слоя на следующий. На самом верхнем этаже строители разметили положение колонн, стен и дверных проемов.

Находки в Дидиме позволяют предположить, что строители храмов действовали по принципу «план по ходу дела». «Очевидно, что в таком здании, как Парфенон, было много предварительного планирования», — говорит Коултон. «Но это не было планированием в том смысле, в котором мы это признаем сегодня. Нет никаких доказательств того, что они полагались на единый набор планов и фасадов, выполненных в масштабе, как это сделал бы современный архитектор».

Тем не менее, Парфенон остается чем-то вроде чуда. Строители руководствовались традициями, но имели свободу экспериментировать. Они работали с предельной точностью, но конечный результат был каким угодно, только не жестким. Внушительное здание с гибкими и плавными линиями возникло из смеси импровизированных решений.

Но чудо было недолгим. Всего через семь лет после завершения строительства Парфенона началась война со Спартой. В течение одного поколения Афины потерпели унизительное поражение и опустошительную эпидемию чумы. История Парфенона напоминает древнегреческую трагедию, в которой исключительная фигура терпит опустошительную судьбу.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *