Легенда об ифигении: Миф об Ифигении и Тавриде
Миф об Ифигении и Тавриде
Когда греки собирались в поход на Трою, они долгое время не могли отплыть от берега — дул сильный встречный ветер. Жрецы сообщили им, что на них разгневалаь богиня охоты Артемида за то, что они убили ее священную лань. За это она потребовала принести ей человеческую жертву. На заклание была обречена дочь фиванского царя Агамемнона Ифигения. В последний момент, когда над девушкой занесли нож, богиня сжалилась над несчастной и на жертвенном камне вместо нее оказалась … лань. Ифигению же богиня перенесла в страну тавров, которые поклонялись богине Артемиде, именуя ее Девой. Артемида сделала девушку жрицей в таврском храме. Ее обязанностью было приносить в жертву греческих моряков, захваченных таврами в плен.
Так прошло много лет. Целое десятилетие длилась Троянская война, закончившаяся победой греков. Вернувшийся домой царь Агаменон был убит своей женой Клитемнестрой, которая не любила его.
Единственному сыну Агамемнона – Оресту — пришлось бежать в соседний город, где он воспитывался в доме правителя.
Когда Оресту исполнилось 18 лет,бог Апполон повелел ему отомстить за отца, угрожая, что нашлет на юношу безумие, если тот откажется.
Орест выполнил волю Апполона – вероломная Клитемнестра и ее любовник и сообщник Эгисф пали от рук юного мстителя. Страшные змееволосые богини возмездия Эринии погнались за юношей. Чтобы спасти его Апполон решил отправить Ореста подальше от Греции – совершить подвиг и снискать себе славу.
Бог повелел юноше отправиться в Тавриду и выкрасть из храма Девы чудодейственную статую богини.
Друг и побратим Ореста Пилат отправился вместе с ним в опасное путешествие…
Спрятав судно у прибрежных скал, два юноши ступили на землю тавров. Прокравшись к храму Девы, к которому вела широкая, в 40 ступеней лестница, а вокруг торчали на кольях головы чужеземцев принесенных в жертву, Орест и Пилат решили ждать ночи. Но на них случайно наткнулись местные пастухи, и после долгой борьбы, связали их и привели к царю тавров Фоапту.
Решение царя было однозначным – чужеземцам окажут великую честь, принеся их в жертву богине.Утром связанных юношей привели в храм и подвели к алтарю, где их с мечом в руках уже ожидала жрица –Ифигения. Услышав, что они эллины, девушка поинтересовалась, кто они такие. Представьте себе ее чувства, когда она узнала , что перед ней ее родной брат со своим побратимом . После жарких объятий Ифигения, рискуя своей жизнью, решила спасти их. Она объявила царю, что статуя богини осквернена, и ее, а также обе приведенные на заклание жертвы необходимо омыть в море и совершить над ними очистительный обряд. Набожный Фоапт согласился на это.
Когда слуги царя принесли статую на берег и привели связанных пленников, Ифигения велела им удалиться, дабы не видели они таинства обряда, и когда стражники ушли с поля зрения, освободила Ореста и Пилата, и взошла вместе с ними и священной статуей на спрятанную греческую галеру. Гребцы немедленно вывели судно в открытое море. Когда тавры, удивленные, что так долго совершается обряд, вернулись на берег, они в ярости увидели удалявшийся корабль.
Однако судьба приготовила Оресту и его спутникам еще одно испытание – страшная буря опять прибила корабль к таврскому берегу. И не сдобровать бы грекам, если бы не пришедшая им на помощь богиня Афина. Богиня явилась к царю Фоапту и потребовала , чтобы тот немедленно отпустил греков вместе со статуей богини . Богиня была настолько могущественна, что царь не решился ей прекословить.
Так Ифигения вернулась на родную землю и свала жрицей храма Артемиды возле города Афины. Орест воцарился на отцовский престол, а Пилат женился на сестре Ореста и Ифигении прекрасной Электре.
Ифигения в Тавриде — легенды и мифы Крыма
Культ богини Девы — покровительницы Тавриды — был некогда общим для многих народов, окружавших Понт: великое женское божество земли, воды, всей жизни, появляется почти у всех народов на ранней стадии развития. Греки «узнавали» в жестокой таврической богине свою Артемиду. В чудесной замене Ифигении на жертвёном алтаре животными сохраняется воспоминание о первоначальных человеческих жертвоприношениях, которые были обычными в эпоху первобытной дикости, но затем стали восприниматься как отвратительная жестокость, недостойная греков и оттеснённая на периферию варварского мира.
Геродот сообщает, что Дева имела свое святилище, где, должно быть, стоял алтарь, на котором происходило заклание жертвы. Оно находилось на утёсе, откуда тело несчастного сбрасывали в море.
Скала Ифигения (120 м над уровнем моря) — древний уникальный вулканический массив расположен вблизи Байдарских скал.
Артемида — в древнегреческой мифологии богиня-охотница, покровительница животных.
Агамемнон — герой древнегреческой мифологии, царь Аргоса, предводитель ахейского войска.
Скала Ифигения в КастрополеНапрасно ждали греки, что ветер переменится. Он, не ослабевая, дул в прежнем направлении. В стане начались болезни, среди воинов поднялся ропот. Наконец прорицатель Калхас объявил:
— Лишь тогда смилостивится богиня Артемида, когда принесут ей в жертву прекрасную дочь Агамемнона Ифигению.
В отчаяние пришёл греческий царь. Неужели суждено ему судьбой потерять нежно любимую Ифигению?
Прекрасная и величественная прошла Ифигения среди несметных рядов воинов и встала около жертвенника.
Заплакал Агамемнон, взглянув на свою юную дочь, и, чтобы не видеть её смерти, закрыл лицо широким плащом.Спокойно стояла у жертвенника Ифигения. Все хранили глубокое молчание. Вещий Калхас вынул из ножен жертвенный нож и положил в золотую корзину. На голову девы он надел венок. Вышел из рядов воинов Ахилл. Он взял сосуд со священной водой и жертвенную муку с солью, окропил водой Ифигению и жертвенник, посыпал мукой голову Ифигении и громко воззвал к Артемиде:
— Всемогущая богиня Артемида! Пошли нашему войску благополучное плавание к троянским берегам и победу над врагами!
Взял Калхас в руку жертвенный нож и занёс его над Ифигенией. Но не упала с предсмертным стоном юная дева. Вместо неё у алтаря, обагряя его кровью, билась в предсмертных судорогах лань, сражённая ножом Калхаса.
Свершилось великое чудо: богиня Артемида сжалилась над Ифигенией и сохранила ей жизнь, послав на жертвенник лань. Поражённые чудом, как один человек, вскрикнули все воины.
— Вот та жертва, которую требовала великая дочь громовержца Зевса — Артемида! Радуйтесь, греки, нам сулит богиня счастливое плавание и победу над Троей.
И действительно, не была ещё на жертвеннике сожжена лань, как подул попутный ветер. Не теряя времени, греки стали готовиться к отплытию.
Богиня Артемида, похитив у жертвенника Ифигению, перенесла её на берег Эвксинского Понта в далекую Тавриду. Там Ифигения стала жрицей в храме богини Артемиды.
Ифигения в Тавриде. Рисунок А. Кауфманна, 1788 г.Спустя много лет брат Ифигении Орест, выросший за это время и превратившийся в смелого, мужественного воина, отправился вместе со своим неразлучным другом Пиладом в неведомую страну Тавриду. Он должен был привезти оттуда священную статую Артемиды.
После счастливого плавания Орест и Пилад прибыли в Тавриду. Спрятав свой корабль у прибрежных скал, отважные путешественники ступили на чужую землю. Здесь их подстерегала большая опасность.У тавров, местных жителей, существовал обычай умерщвлять чужеземцев и приносить их в жертву богине Артемиде. Священнодействие совершала жрица, не знавшая брачного факела. Она приводила чужеземца к алтарю, и тот падал под ударом девичьего меча. Голова жертвы в угоду богине укреплялась возле храма на высоком столбе. Орест, конечно, и не подозревал, что этот печальный обряд вот уже многие годы совершает его сестра Ифигения.
Отважные путешественники незаметно подкрались к храму Артемиды. Это было огромное здание, опирающееся на многочисленные колонны. К нему вела широкая, в сорок ступеней, мраморная лестница. Возле храма возвышались столбы, на которых торчали человеческие головы. Поняв, что днём статую Артемиды не удастся выкрасть, Орест и Пилад спрятались и стали ждать ночи.
Но случилось так, что ещё до наступления темноты Ореста и Пилада заметила стража. После короткой, но жестокой схватки их связали и отвели к таврскому царю Фоапту, известнее и могущественнее которого не было в водах эвксинских. Царь спросил пленников, откуда они и зачем прибыли в его страну, а затем объявил, что по местному обычаю они будут удостоены особой чести: их принесут в жертву богине Артемиде.
Утром Ореста и Пилада связанных привели в храм, где у алтаря, сделанного из белоснежного мрамора, их уже ожидала жрица. Покропив пришельцев очистительной водою, покрыв повязками их виски, Ифигения сказала:
— Простите, юноши, я не по своей воле совершаю этот жестокий обряд. Таков обычай здешнего племени. Скажите мне, кто вы?
Услышав в ответ, что они греки и что оба из родного ей города, Ифигения воскликнула:— Пусть один из вас падёт жертвой нашей святыне, а другой повезёт весть от меня на родину.
Орест и Пилад заспорили. Пилад, желая спасти друга, настаивал на том, чтобы в путь отправился Орест, Орест же твердил, что именно он должен умереть на чужбине.
Пока юноши спорили, кому умереть, Ифигения писала письмо на родину своему брату, которого она оставила когда-то ещё младенцем. И только тогда, когда Ифигения протянула Оресту письмо, они узнали друг друга.
Несказанно обрадовались все трое такой неожиданной встрече и стали думать о том, как спастись им и как увезти священную статую Артемиды.
И решила Ифигения прибегнуть к обману. Она объявила царю тавров Фоапту, что статуя Артемиды осквернена и нужно омыть в море и её и жертвы — двух чужеземцев. Согласился на это Фоапт.
В торжественной процессии пошла Ифигения с прислужницами храма на берег моря к тому месту, где был укрыт корабль. Прислужницы несли статую Артемиды, а воины царя вели связанных Ореста и Пилада. Придя к морю, Ифигения велела воинам удалиться, так как они не должны были видеть тайных обрядов омовения. Когда войны ушли, сестра освободила брата и его друга и поспешила с ними на корабль.
Подозрительным показалось таврским воинам, что так долго длится обряд омовения. Они вернулись к берегу и, к своему удивлению, увидели за скалой чужой корабль, на котором пленники и жрица уже собрались бежать.
Бросились воины на корабль, скрестили мечи, завязалась упорная битва. И хотя воинов было много, Орест и Пилад обратили их в бегство. Не успел гонец сообщить таврскому царю Фоапту о случившемся, как гребцы сели на вёсла, и греческий корабль вышел в открытое море.
Ифигения в греческой мифологии — Греческие легенды и мифы
Ифигения — известный женский персонаж из сказок греческой мифологии. Дочь царя Агамемнона Ифигения была возложена отцом на жертвенный алтарь, чтобы умилостивить богиню Артемиду.
Ифигения, дочь АгамемнонаИфигения родилась принцессой Микен, ибо Ифигению чаще всего называли дочерью царя Агамемнона и Клитемнестры . Таким образом, Ифигения была сестрой Ореста, Электры и Хризофемиды. Со стороны матери у Ифигении были известные родственники, среди которых Елена, жена Менелая, приходившаяся ей тетей, а также бабушка и дедушка в образе Тиндарея и Леды. Через Агамемнона, однако, Ифигения была членом проклятого Дома Атрея , ибо ее дед был Атрей, ее прадед Пелопс, а ее прапрадед был Тантал. | Ифигения — Ансельм Фейербах (1829–1880) — PD-art-100 |
Менее распространенная версия истории об Ифигении указывает другое происхождение девочки, поскольку тогда говорится, что Ифигения на самом деле была дочерью Тесея и Елены, родившейся, когда афинский герой похитил Елену из Спарты. Впоследствии Елена отдала дочь своей сестре Клитемнестре, которая воспитала ее как свою собственную.
Троянская война начинается
История Ифигении не упоминается в Илиаде , произведении Гомера, хотя Гомер упоминает дочь Агамемнона по имени Ифианасса, что может быть или не быть альтернативным именем Ифигении. Таким образом, большая часть рассказа об Ифигении взята у других писателей, включая Еврипида. Теперь, будучи членом Дома Атрея, Ифигения, возможно, была обречена от рождения, но в то время как многие члены Дома Атрея своими действиями только усугубляли свое затруднительное положение, Ифигения была невиновна в том, что должно было с ней случиться. Пока Ифигения была относительно молода, события, которые приведут к Троянской войне, начали разворачиваться. В отсутствие Менелая Парис прибыл из Трои, похитив Елену и похитив спартанские сокровища. Таким образом, женихи Елены были призваны соблюдать Клятву Тиндарея , защищать Менелая и вернуть Елену из Трои. Отец Ифигении не был женихом Елены, но был самым могущественным королем эпохи, и так Агамемнон стал полководцем для всех героев и людей, откликнувшихся на призыв к оружию; и в результате у Авлиды собралась армада из 1000 кораблей. С кораблями и людьми наготове была только одна проблема, и плохой ветер означал, что ахейцы не могли плыть к Трое. |
Ифигения и пророчество Калхаса
Именно провидец Калхас сказал Агамемнону, что богиня Артемида была разгневана одним из ахейцев. Обычно этим называли Агамемнона, и по этой причине Артемида решила оставить ахейский флот в Авлиде.
Приводятся различные причины, по которым Артемида могла разгневаться, но обычно говорили, что виновата в этом была гордыня Агамемнона, сравнивавшего себя с охотничьим мастерством богини.
Также Калхас рассказал Агамемнону способ, которым можно умилостивить Артемиду, требовалась жертва, но не обычная, человеческая жертва, и единственной подходящей жертвой должна была быть Ифигения.
Жертвоприношение Ифигении
Идея человеческих жертвоприношений часто повторялась в греческой мифологии, хотя и не была широко распространена, но человеческие жертвоприношения приносились Минотавру, в то время как Тантал и Ликаон убивали своих собственных сыновей, чтобы сделать подношение богам. Согласен ли Агамемнон с возможностью принесения в жертву Ифигении, зависит от читаемого древнего источника. Некоторые рассказывают, что Агамемнон решил прекратить войну, а не пожертвовать своей дочерью, в то время как другие говорят, что Агамемнон считал своим долгом сделать то, что предложил Калхас. Даже если Агамемнон не был готов, похоже, что в конце концов его убедил его брат Менелай, поскольку были составлены планы жертвоприношения Ифигении. Ифигения находилась в Микенах в то время, когда корабли собрались в Авлиде, и никак нельзя было убедить ее мать, Клитемнестру, принести в жертву свою дочь; а так Агамемнон даже и не пытался. Вместо этого была сказана ложь, чтобы привести Ифигению и Клитемнестру к Авлиде; Агамемнон отправил бы сообщение обратно в Микены через Одиссея и Диомеда, которые сказали Клитемнестре, что было устроено, чтобы Ифигения вышла замуж за Ахилла. Такой брак был очень подходящим для Ифигении, и в результате Ифигения и ее мать пришли к Аулис ; после чего Ифигения и Клитемнестра были разделены. |
С построенным жертвенным алтарем Ифигения прекрасно понимала, что с ней должно было случиться, но самые древние источники говорят о том, что Ифигения добровольно взобралась на алтарь, полагая, что ее смерть была необходима, и это станет известно как героическая смерть.
Возникла проблема, когда дело дошло до того, кто должен принести в жертву Ифигению, ибо ни один из собравшихся ахейских героев не пожелал убить дочь Агамемнона. В конце концов Калхасу, человеку, который сказал, что жертвоприношение необходимо, оставалось убить Ифигению, и поэтому провидец орудовал жертвенным ножом.
Жертвоприношение Ифигении — Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) — PD-art-100
Ифигения спасена?
В простейших версиях мифа об Ифигении жизнь Ифигении оборвалась ножом Калхаса, но немногие человеческие жертвоприношения заканчивались так, как предполагалось в греческой мифологии. Ибо даже в случае Пелопса сын Тантала был возвращен к жизни после того, как был убит своим отцом.
Таким образом, стало общепринятым говорить, что в конце концов Ифигения на самом деле не была принесена в жертву, и когда Калхас опустил нож, чтобы убить дочь Агамемнона, вмешалась богиня Артемида, похитив Ифигению и заменив девушку оленем. Однако Артемида позаботилась о том, чтобы все те, кто был свидетелем жертвоприношения Ифигении, не признали, что произошла подмена.
Однако после того, как жертвоприношение было совершено, злые ветры, удерживавшие ахейский флот у Авлиды, улеглись, и можно было начать путешествие к Трое.
Смертельные последствия жертвоприношения Ифигении
Жертвоприношение или предполагаемое жертвоприношение Ифигении имело бы смертельные последствия для Агамемнона. Агамемнон пережил десять лет сражений под Троей, но по возвращении домой в Микены был убит. В его отсутствие, сражаясь, жена Агамемнона, Клитемнестра, завела себе любовника в образе Эгисфа. У Эгисфа было много причин желать смерти Агамемнона, но обычно говорили, что у Клитемнестры была только одна причина желать смерти своего мужа, а именно тот факт, что ее муж организовал убийство их дочери. |
Так беспомощный Агамемнон был убит Клитемнестрой и Эгисфом, когда он принимал ванну.
Ифигения в Тавриде
Только после смерти Агамемнона история Ифигении вновь появилась в греческой мифологии, и Ифигения появилась в рассказе о ее брате Оресте.
Когда Артемида заменила Ифигению оленем, богиня перенесла дочь Агамемнона в землю Тавров, землю, обычно приравниваемую к современному Крыму. Затем Артемида назначила Ифигению жрицей храма богини в Тавриде.
Избежав превращения в человеческое жертвоприношение, Ифигения теперь оказалась ответственной за их проведение, ибо тавры приносили в жертву всех пришельцев на их землю.
Ифигения и Орест
Пройдет много лет, но вот пересекутся пути брата и сестры, ибо придет Орест в Тавриду. Отомстив за смерть своего отца, Ореста теперь преследовали Эринии за убийство его матери Клитемнестры, и было сказано, что Аполлон сказал Оресту, украв статую Артемиды из Тавриды. Таким образом, Орест и Пилад пришли в Тавриду, но как чужие были немедленно арестованы и должны были быть принесены в жертву, когда Ифигения пришла к пленникам, между братьями и сестрами не было признания, но Ифигения действительно предложила освободить Ореста, если он возьмет письмо обратно в Грецию. Орест отказался идти, если это означало оставить Пилада для принесения в жертву, и вместо этого Орест попросил, чтобы Пилад пошел вместо этого с письмом. | Орест и Ифигения в Тавриде — Анжелика Кауфманн (1741-1807) — PD-art-100 |
Письмо, написанное Ифигенией, оказалось ключом к тому, чтобы брат и сестра узнали друг друга, и поэтому был запущен новый план, и с ведома Ифигении Ифигения, Орест и Пилад вскоре были на борту Ореста. Корабль, покидающий Тавриду, со статуей Артемиды в их владении.
Ифигения Снова в Греции
Еще когда Ифигения, Орест и Пилад вернулись в Грецию, им предшествовали рассказы из Тавриды, и в этих рассказах говорилось, что Орест был принесён в жертву. Это оставило Электру , сестру Ифигении и Ореста, опустошенной, но также придало смелости Алету, сыну Эгисфа, который теперь захватывает трон Микен. В ответ на известие из Тауриса Электра отправилась в Дельфы, чтобы узнать, какое будущее ждет ее теперь. Судьба, конечно, устроила так, что Электра прибыла в Дельфы одновременно с Ифигенией, но родные братья опять не узнали друг друга, и действительно Ифигения была указана Электре как жрица, принесшая в жертву Ореста. Таким образом, Электра планировала убить женщину, которая «убила» ее брата, но когда Электра собиралась напасть, Орест появился рядом с Ифигенией, остановил атаку Электры и объяснил все, что произошло раньше. Итак, трое детей Агамемнона, теперь воссоединившиеся, возвращаются в Микены, и Орест убивает Алета, и таким образом становится правителем царства, которое принадлежало ему по праву рождения. Окончательный конец Ифигении История Ифигении фактически подходит к концу, о дочери Агамемнона говорят, но нечасто после этого. Некоторые рассказывают о ее смерти в городе Мегара на Коринфском перешейке, городе, который по совпадению был родным городом Калхаса, провидца, который должен был принести ее в жертву. |
После ее смерти было сказано, что Ифигения была жительницей Белого Острова, или Островов Блаженных, эквивалента рая в греческой загробной жизни. Также часто говорили, что в загробной жизни Ифигения вышла замуж за Ахилла, и таким образом сбылось обещание, согласно которому она была передана Авлиду.
Содержание
Ифигения | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено 29 мая 2018
В греческой мифологии Ифигения фигурирует в легендах о Троянской войне*. Она была убита своим отцом Агамемноном, предводителем греческих войск, в обмен на попутный ветер от богов. Еврипид* и Эсхил также включают в свои драмы историю Ифигении.
В мифе греческие корабли, направлявшиеся на Трою*, застряли в порту Авлиды из-за неблагоприятных ветров. Существует несколько различных объяснений трудности. Большинство предполагает, что Агамемнон был наказан за то, что каким-то образом оскорбил богиню Артемиду*. Агамемнону сказали, что боги пошлют ветер для его кораблей, если он принесет Ифигению в жертву Артемиде. Зная, что его жена Клитемнестра никогда не согласится на жертвоприношение, Агамемнон отправил ей послание с просьбой прислать к нему Ифигению, чтобы она могла выйти замуж за греческого героя Ахиллеса*.
На этом этапе мифа история меняется. По некоторым версиям, Агамемнон действительно принес в жертву Ифигению. Клитемнестра так и не простила его и договорилась убить его, когда он вернется с войны. В других версиях Артемида пощадила Ифигению, заменив ее на жертвенном алтаре самкой оленя. Затем Артемида отправила Ифигению в землю Тавриды, где девушка исполняла обязанности жрицы храма Артемиды. Более поздний миф гласит, что брат Ифигении Орест отправился в Тавриду в поисках статуи Артемиды. Он был схвачен и собирался принести его в жертву, когда Ифигения узнала его. Они оба спаслись с помощью богини Афины* и бога Посейдона*.
См. также Ахиллес; Агамемнон; Клитемнестра; Орест.
Мифы и Легенды Мира
Оксфорд
просмотров обновлено 29 мая 2018
Ифигения в греческой мифологии, дочь Агаме Мнон, который был вынужден принести ее в жертву Артемиде, когда греческий флот затих на пути к Троянской войне. Однако, по некоторым сведениям, Артемида спасла ей жизнь и отвезла в Тавриду в Крыму, где она стала жрицей, пока ее не спас ее брат Орест.
Оксфордский словарь фраз и басен ELIZABETH KNOWLES
oxford
просмотров обновлено 17 мая 2018 г. 012 В греческой легенде дочь Агамемнона и Клитемнестры и сестра Электры и Ореста. Ее отец принес ее в жертву богине Артемиде в обмен на то, что она дала ему попутный ветер для его путешествия в Трою.
Всемирная энциклопедия
гейл
просмотров обновлено 11 июня 2018 г.