Лучшие портретные объективы: Лучшие объективы Nikon для портретной съемки ~ PhotoPoint

Содержание

Какой портретный объектив лучше? Портретный объектив для Nikon :: SYL.ru

Стандартные китовые зум-объективы неплохо используются в процессе ведения портретной съемки, но на самом деле, если задействовать даже не самые дорогие портретные объективы, перед фотографом раскроется на порядок больше творческой гибкости. В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные варианты таких объективов, чтобы определить, какие лучше всего справляются с поставленной задачей.

Как выбирать?

Наверное, каждый профессиональный или даже непрофессиональный фотограф понимает, что в преимущественном большинстве ситуаций нельзя сказать о том, что определенный портретный объектив предоставляет больше возможностей по сравнению с зумом, но на самом деле портретная съемка является отдельным случаем.

В процессе съемки портрета главной задачей является создание такого снимка, который мог бы отразить черты человека, присущие ему в реальной жизни. При этом специализированный портретный объектив позволит существенно снизить подушкообразное или же бочкообразное искажение по сравнению с обыкновенными китовыми зумами.

Что нужно учитывать в съемке?

Правильная перспектива является еще более важной в портретной съемке. Для того чтобы потрет действительно имел естественный внешний вид, нужно соблюдать расстояние между фотографом и человеком, и, в частности, оно должно быть не менее двух метров.

Люди не так часто ощущают себя комфортно, когда широкоугольный объектив практически упирается им в лицо. С другой стороны, использование длинного телеобъектива в конечном итоге позволяет сделать расстояние между моделью и фотографом слишком большим. Ситуация может периодически усугубляться тем, что снимка ведется с небольшого расстояния, так как в данном случае использование широкоугольного объектива сделает самую близкую часть лица модели непропорционально крупной. Таким образом, на фото может присутствовать слишком большой нос, но при этом маленькие уши, что вряд ли окажется приятным для клиента.

Глубина резкости

У китовых зумов есть единственная проблема – они имеют переменную диафрагму с изменяющимся диапазоном. Таким образом, такой стандартный портретный объектив для Nikon при работе с кропнутой камерой будет давать идеальное расстояние для портрета на длинном конце, но при этом предельно доступная диафрагма – f/5.6, которую вряд ли можно считать действительно продуктивной.

В реальном мире фон зачастую является слишком пестрым, поэтому если съемка ведется не в профессиональной студии, где присутствует детально продуманный задний план, фон нужно будет размывать, чтобы усилить акцент на модели и, соответственно, убрать его от окружения.

Конечно, стандартный портретный объектив для Nikon или других фотоаппаратов от известных производителей позволит вам обеспечить неплохую диафрагму по всему диапазону зумирования, но в сравнении с профессиональными устройствами первые в преимущественном большинстве случаев оказываются слишком тяжелыми и громоздкими. И это не говоря о том, что современные фиксы позволят вам приобрести действительно качественный объектив по цене, которая приблизительно в пять раз ниже по сравнению со стоимостью стандартного объектива.

Canon EF 50mm f/1.4 USM

Данный объектив относится к среднему классу и имеет фокусное расстояние 50 мм. Устройство находится приблизительно между чрезвычайно дорогой моделью f/1.2, а также бюджетным вариантом f/1.8. Стоимость дорогой модели в четыре раза больше по сравнению с тем, какую цену имеет этот объектив. В таких условиях, конечно, каждый сам решает, какой портретный объектив лучше, основываясь на своих требованиях к такому оборудованию и, конечно же, на финансовых возможностях.

В данной модели присутствует приличный набор характеристик:

  • ультразвуковой привод фокуса;
  • восьмилепестковая диафрагма;
  • шкала фокусных расстояний.

Благодаря использованию специализированного покрытия под названием Canon Super Spectra устройство великолепно может бороться с бликами или же ореолами в том случае, если съемка будет вестись в условиях предельно жесткого освещения. Также стоит отметить тот факт, что в объективе вместо стандартного кольцевого ультразвукового фокуса используется отдельный Micro-USM-привод.

Автофокус работает не так, как хотелось бы, и при этом постоянно шумит в процессе работы, но при этом устройство предоставляет также возможность постоянной ручной фокусировки, что является далеко не самой характерной чертой объективов этого класса.

Производительность

За счет скругленного отверстия диафрагмы данное устройство позволяет создать гладкое, приятное боке, однако, как и в случае со многими аналогичными устройствами, присутствует недостаток контрастности и резкости. В сравнении с другими популярными объективами этому требуется больше времени на обеспечение необходимого положения диафрагмы после ее прикрытия.

Canon EF 85mm f/1.8 USM

Благодаря тому, что этот портретный объектив фокусное расстояние имеет большее по сравнению с другими объективами, он позволяет дать меньшую глубину резкости при ведении съемки на небольших расстояниях фокусировки, даже несмотря на то что его предельно доступная диафрагма несколько уже. Помимо существенного увеличения фокусного расстояния пользователю предоставляется также более совершенная система автоматической фокусировки, оснащенная практически бесшумным и чрезвычайно быстрым ультразвуковым кольцевым приводом.

Преимуществом данного устройства является предельно высокое качество сборки, а также уникальное покрытие SuperSpectra.

Nikon AF-S 50mm f/1.4G

Если вас интересует выбор портретного объектива по соотношению цены и качества, то Nikon AF-S 50mm f/1.4G – это идеальный вариант, так как функциональность данного объектива оценивается гораздо выше по сравнению с большинством популярных устройств. В объективе присутствует ультразвуковой привод автоматического фокуса кольцевого типа, а также дополнительное уплотнительное кольцо на байонете, позволяющее защитить устройство в случае ведения съемки при неблагоприятных погодных условиях.

По остальным характеристикам, а также по качеству сборки объектив отличается весьма и весьма неплохим качеством. По сравнению с вышерассмотренным вариантом данное устройство отличается также девятилепестковой диафрагмой, а так как мы выбираем портретный объектив, который будет обеспечивать максимально качественную съемку, это устройство смотрится гораздо более привлекательно.

В стандартной комплектации устройства присутствуют чехол и бленда, в то время как в случае с объективом от Canon все дополнительные аксессуары придется покупать уже отдельно. В данной модели отсутствует полностью внутренняя система фокусировки, в связи с чем передний элемент при ведении съемки на небольшом расстоянии фокусировки начинает перемещаться к переднему краю объектива. Однако в процессе автоматической фокусировки резьба под фильтр вращаться не будет.

Производительность

Ультразвуковой привод автоматического фокуса кольцевого типа не дает никаких гарантий предельно высокой скорости, и на практике с точки зрения автофокуса никаких различий между этими вариантами не присутствует. Виньетирование является не сильно выраженным.

Огромным преимуществом данного устройства в сравнении с аналогичным оборудованием от компании Canon является то, что при открытой диафрагме f/1.4 оно является гораздо более контрастным и резким, и при этом даже в случае с прикрытой диафрагмой в плане резкости Nikon далеко отрывается от своего конкурента, поэтому фото на портретный объектив этой модели является чаще всего более качественным.

Nikon AF-S 85 mm f/1.8G

Если предыдущая модель значительно превосходит свои аналоги от компании Canon, то эта серьезно ставит под сомнение лидерские позиции бренда. Несмотря на то что предыдущая рассмотренная модель Nikon имела сразу девять лепестков, в данном случае почему-то оставили всего семь, что больше соответствует совсем бюджетному «полтиннику».

Также стоит отметить тот факт, что по сравнению со своим прямым конкурентом от Canon данная модель является больше по габаритам, так как рассчитана под фильтр 67 мм, а не 58. Но при этом, несмотря на свои более крупные габариты, по заверению специалистов, в руках данное устройство не обеспечит вам такого чувства надежности, и, скорее всего, проблема заключается в легком весе, который составляет всего 350 г по сравнению с 425 г у Canon.

В обоих устройствах присутствует ультразвуковой привод автоматического фокуса кольцевого типа. Одним из несомненных плюсов этой модели является то, что байонет объектива защищен дополнительным кольцом, как и в современных моделях объективов этого производителя. В комплекте предоставляются, опять же, чехол и бленда, отсутствующие в стандартной комплектации Canon. Для того чтобы исключить всевозможные блики и засветы, производитель решил использовать уникальное патентованное покрытие Nikon Super Integrated Coating.

Данный объектив отличается полноценной поддержкой режима FTM, который превосходно показал себя на практике за счет предельно точного и плавного хода фокусировочного лица.

Производительность

Среди плюсов, которыми отличается этот портретный объектив для «Никон», стоит выделить использование внутренней системы фокусировки, позволяющей добиться гораздо большей скорости работы автоматического фокуса по сравнению с той моделью, которая была рассмотрена ранее. Таким образом, автофокус этого устройства по своим характеристикам близок к Canon EF 85mm f/1.8 USM, описанному выше. Несмотря на свою диафрагму, данный объектив выдает весьма неплохое боке, а расфокусированные объекты имеют неплохо кругленный внешний вид, даже если во время съемки прикрывалась диафрагма.

Оптимальный набор фотографической оптики. Часть 1. Объективы с постоянным фокусным расстоянием

Итак, в помощь всем фанатам хорошей оптики. Вот мой итоговый набор, которым я очень доволен, считаю его практически идеальным. Свой «золотой запас» собирал долго и очень придирчиво, сравнивая десятки примеров и описаний в сети. Окончательно успокоился и ничего больше покупать не планирую — разве что Takumar 24mm f/3.5, если уговорю свою жабу. 🙂

На всякий случай предупреждаю: все эти объективы — для бескомпромиссного технического качества снимков. Если вы не гонитесь за породистым рисунком и бритвенной резкостью, не брезгуете пластмассой, можете этот пост не читать: есть варианты полегче и подешевле (о них напишу позже). Здесь только металл и стекло.

Если вы богатый перфекционист, коллекционируйте лейковские и цейссовские фиксы и зумы. Вы счастливец, вам нет нужды рыскать по сети, чтобы постичь все тайны старой оптики. Ну а мы, нищеброды, покопаемся в архивах и выясним, что некоторые оптические схемы Leica и Carl Zeiss доступны в куда более дешёвом варианте. И наоборот: фирма Tokina иногда делала такие качественные объективы, что фирма Zeiss охотно заказывала целые партии и лепила на них свой бренд. Я пишу для того, чтобы помочь тем фотолюбителям, которые хотят за 100 долларов получить качество на 1000. Фотография вообще не такое дорогое увлечение, как многие думают. Фотоаппараты сейчас дешевеют с каждым поколением. И, замечу, не всегда новое поколение получается лучше. А на вторичном рынке полно чудесной недорогой оптики.

Да, речь о неавтофокусных объективах, но многие из них дадут фору любой нынешней пластиковой погремушке ценой в месячную зарплату. Для меня наводка на резкость вручную — память о детстве, одно из любимых тактильных ощущений, пауза для оценки сюжета. Быстрые сюжеты поймать трудно, но ведь до 80-х годов как-то обходились без автофокуса — и ничего, даже спорт снимали телевиками.

Я не «технофетишист» — ну совсем чуточку 🙂 — и прекрасно понимаю, что снимок оценивается не по тому, каким объективом он снят. Просто приятно держать в руках качественный инструмент, который не мешает, а помогает снимать хорошо. Мне нравится живой рисунок старой оптики, который так редко встречается у современных объективов, и то за большие деньги и в пластиковом корпусе. Да-да, секрет «магии плёнки» не в устаревшем носителе, не в «тёплом плёночном зерне», которое легко можно сымитировать в фотошопе, а в оптических схемах! Сейчас производители настолько увлеклись всевозможной асферикой, коррекцией аберраций, что их продукция заставляет нас смотреть на мир глазами робота. А знаете, сколько аберраций в глазе — нашей природной оптической системе? Причём даже не мелких, не высшего порядка. Астигматизм до 0,5 дптр — практически норма, и есть даже предположение, что это не аномалия, а эволюционный механизм, обеспечивающий дополнительную наводку на резкость. Мы живём в светящемся, объёмном мире, а не среди раскрашенных сухих контуров.

В нынешнем интересе к мануальной оптике есть и печальная сторона… Фотолюбители постепенно выгребают её с рынка, цены растут, выбор сужается. Чем популярнее объектив, тем труднее становится найти его даже в потрёпанном состоянии. Так что торопитесь с покупками. Ещё несколько лет, и будет поздно или слишком дорого. Разве что 3D-принтеры помогут. 🙂

________________________________________________________________

Для начала всё-таки пара слов о главном рабочем инструменте.
Камера: беззеркалка Pentax K-01.
Бесподобный цвет прямо в RAW (как правило, без ошибок в балансе белого), динамический диапазон в 2 раза выше, чем у негативной плёнки (почти 14 EV), попиксельная резкость. Шумы появляются только после ISO 1100 и вплоть до 3200 выглядят как плёночное зерно. Стильный корпус, не похожий на современную зеркалку и достаточно компактный, очень крепко сбитый. Экран с высоким разрешением, с контрастной подсветкой зоны резкости (фокус-пикинг) позволяет безошибочно наводиться даже светосильным объективом на открытой диафрагме. Удобный и надёжный инструмент, на который всегда можно положиться. Соотношение цены и качества близко к идеалу. На K-01 ставится вся легендарная оптика Pentax и вся резьбовая оптика M42 через адаптер. Переходник использую только фирменный: жадный платит дважды, не связыва

Сравнение объективов Canon и советских объективов

Итак, сегодня я заполучил переходник с кэнон на резьбу М42 и могу провести фото-тест. Всяческие фотографические мИры меня мало волнуют. Больше интересует как себя покажет конкретный объектив на практике. Для этого в качестве объекта съемки я использовал традиционно бутылки виски. Кто-то предпочитает Martini, а мне вот ближе виски.

автор статьи: Евтифеев Д.С.

Я занимаюсь предметной съемкой и потому меня больше волнует центр кадра, его резкость и контраст, нежели края кадра, которые обычно всё равно отрезаются или затемняются. И уж точно никто там песчинки не рассматривает. А вот в центре должно быть идеально резко. Смогут ли советские объективы тягаться c японскими?

Можно было бы предположить, что нет, так как у нас и знаменитых оптических фирм нет, но с другой стороны многие советские объективы скопированы с цейсовских (Carl Zeiss). Даже оборудование и чертежи привозили из послевоенной Германии.

Снимаю я в студии, а потому самые востребованные диафрагмы от F11-F16. На F11 и попробуем. Снимать на улице всё равно не очень удобно из-за отсутствия автофокуса у советских объективов, да и такие тесты вполне можно найти в сети.

За компанию я протестировал и Canon 16-35L 🙂 Всё эти объективы не принято тестировать вместе так как они абсолютно из разных категорий. НО! Во-первых я их тестировал не просто друг с другом, а относительно конкретной задачи — предметной съемки на расстоянии 1,5м. Если подходить ближе, то будут искажения и Adobe Camera Raw исправляет их с ущербом для качества картинки.
Можно отходить дальше, но непонятно зачем.

Сначала я покажу снимки и прокомментирую разные моменты, а в конце статьи уже выложу итоги и свои выводы. так кто уже знаком с объективами может смело листать в самый низ.

Итак,

наш сегодняшний набор для тестирования:

(именно экспортный вариант, потому написано латиницей на корпусе), 85/2 MC, диапазон диафрагмирования F2-16.

Юпитер-9 85/2


Объектив, как я уже указывал в прошлой статье создан с прототипа
Carl Zeiss Sonnar 85/2
.

Объектив имеет очень прочный железный конструктив и просветление, на что указывает «МС» в названии. Все управляющие элементы прекрасно функционируют и по сей день (год изготовления 1993). С этим объективом я впервые столкнулся, что не работает подтверждение автофокуса на диафрагме больше F8. Соответственно пришлось фокусироваться на F8, а потом менять на F11. Для студии вообще не принципиально, а вне студии никто на таких закрытых диафрагмах не снимает.
Плюс это оказался единственный объектив у которого перестает работать колесо изменения диафрагмы после того, как я навинчиваю адаптер M42-EOS. Пришлось поставить заранее. В остальном — никаких нареканий.
Пыли внутри нет, смазка внутри не течёт, похож на абсолютно новый.

А теперь тестовое фото с Upiter-9.

тестовое фото с Upiter-9 / Юпитер-9

Фокусировался везде на этикетке Tullamore Dew, там где собачки, вверху.

объектив Юпитер-37а аналог Carl Zeiss Sonnar 135mm f/3.5

Данный объектив имеет прототип Carl Zeiss Sonnar 135mm f/3.5 и надо сказать копия получилось очень удачной. Мне не очень повезло и мой экземпляр имеет потеки смазки внутри и деградировавшую резьбу на М42. Но тем не менее, он может быть использован с адаптером и показал прекрасные результаты (благо пыли и сколов на линзах нет). Год выпуска 1979-ый!

Замечания по объективу: тоже перестает работать подтверждение автофокуса после диафрагмы 8. Но сама регулировка диафрагмы работает при установленном объективе (естественно только с самого объектива так как электрики в нем нет).

тестовое фото Upiter-37A 135/3.5

Этот объектив я не сфотографировал. Но он похож на все полтийники. Короткий и относительно широкий. Железный.
Гелиосы имели нарекания в советские времена и мне интересно посмотреть, насколько эти нарекания оправданы.

тестовое фото с Гелиос 44М-4 58/2

По этому фото могу сказать, что он немного холодит картинку. В RAW-конвертере (а это был ACR) везде стояло 5600К. Но легко заметить, что картинки получились немного с разным отливом. Также обратите внимание на зеленую этикетку Tullamore Dew. У разных объективов она тоже имеет разный оттенок зеленого.

На мой взгляд зря так уж ругали этот объектив. Он не блещет ничем особым, но и не такой уж мыльный. Другое дело, что оба Юпитера оказались лидерами теста (общая сравнительная картинка внизу статьи)

Мой любимый объектив пока что. Рабочая лошадка за неимением цейсовского планара на 80мм, на который коплю.

Конструктив пластиковый. Слегка разболтанный, но всё же лучше, чем 50/1.6. По резкости до сих пор нареканий на него у меня не было. Можно было поры на лице рассматривать и отдельные шерстинки у кота.

А теперь фото в студию…

тестовое фото Canon 50 / 2.5

Тут уже начинается странное…Современный Canon 50/2.5 чуть хуже, чем Helios 44M-4 58mm

! даже если учесть эти 8мм отличия, то всё равно он не лучше! Вот так…а ведь ругали…
У меня для проверки нет 50мм L-ки от Canon, чтобы сравнить, так что данный тест впереди. Резкость это не всё, конечно, но от макрообъектива ждешь именно резкости, а вовсе не художественного размытия или боке.

Старинный объектив, случайно оказавшийся у меня и нашедший своё применение так как имеет востребованное фокусное 80мм. Конструктив пластиковый хлипкий. Серия EF, моторчик средней скорости.
Снимал на фокусном 80мм, так как на этом фокусном он показывает наилучшие результаты.

тестовое фото с Canon 28-80 3.5-5.6

Зенитар-М 50 / 1.7

Старые объективы как всегда радуют своим неубиваемым железным конструктивом. Прямо берешь в руки и радуешься, какие основательные вещи делали еще пару десятков лет назад.

Поскольку полтийников у меня набралось аж 4шт, то следующей статьей будет тестирование 50мм объективов по классической схеме. Т.е. все объективы из одной категории. По моему опыту 50мм маловато, но, например,

на кропе это как раз для портрета.

тестовое фото с Зенитар-М 50 / 1.7

Как видно из названия — объектив с просветлением. В советское время его хвалили. Главным образом за резкость по всему полю кадра, в отличие от Гелиоса. Посмотрим…

тестовое фото с Индустар 61Л-3 МС 50 / 2.8

Индустар не впечатлил. Одно качество с Гелиосом в центре кадра. Края у меня на тесте белые, но кому они нужны?

Этот объектив просто оказался под рукой и я решил: почему бы нет?

тестовое фото Canon 16-35 L

Вобщем-то ничего удивительного. Этот объектив несмотря на все свои характеристики непригоден для съемки в студии с его 35мм. Плюс наше условие было — расстояние 1,5м до объекта и при фокусном в 35мм мне пришлось масштабировать картинку. Картинка замылилась, чего и следовало ожидать.
Если этот объектив и сравнивать с чем-то, то с МИР 24Н 35/2, который у меня тоже есть, но пока нет на него переходника Nikon-Canon (скоро будет, следите за новостями!).

Итак

итог нашего конкурса

, общая картинка:

Итоговая сборная картинка теста Canon, Юпитер, Гелиос, Зенитар, Индустар

На этом фото всё еще лучше видно:

Итоговая сборная картинка теста Canon, Юпитер, Гелиос, Зенитар, Индустар

Самый резкий в данных условиях Юпитер-37А (135мм). Оно и понятно — хорошая оптическая схема и самое большое фокусное расстояние. Но я наблюдаю странную цветовую гамму! Глазами я вижу по-другому, да и все остальные объективы видят сильно по-другому.

Следом за ним идёт, как ни странно, портретный Юпитер-9 (85мм). Он показывает реалистичную и приятную цветовую гамму, причём не сильно уступает по резкости Юпитеру-37А.

Третье место выигрывает старичок Canon 28-80. Но сдаётся мне это лишь благодаря его фокусному в 80мм. Его, пожалуй можно присовокупить к будущему тесту полтийников, чтобы окончательно выяснить его качество. Но, тем не менее, в данных условиях 3-е место он выигрывает. Качество передачи цвета и контрастность — средняя.

Остальные, и в том числе мой любимый 50/2.5 не годятся для данного типа съемки, что я и хотел для себя уяснить окончательно. 16-35 здесь вообще в качестве юмора.

Юпитеры меня удивили и теперь я буду снимать предметку ими, пока не получу Цейс.

Такие объективы у меня еще остались не протестированными (они все под другие байонеты):

Helios 44k-4 MC 58/2 — заметим просветление в отличие от Helios 44М-4 58/2).байонет К (пентакс).
Helios-81H MC 50/2.5 -очень интересно его попробровать в «общем забеге полтийников». байонет Н.
Калейнар-5Н МС 100/2.8 — хорошее фокусное. Ему потом предстоит потягаться с Юпитерами. байонет Н.
Мир 24Н 35/2 — соперник Canon 16-35. у Мира байонет Н.

Tokina 80-200/4.5 — может попробовать себя на 80, 100, 135. сделана в японии. байонет К (пентакс).

Портретный объектив и его характеристики

Как уже ясно из названия, портретный объектив — это тот, что используется для съемки портретов и дает при ней определенные преимущества фотографу. На самом деле, несмотря на распространенное мнение, как таковых «портретных» объективов не существует. То есть, производители, выпуская объектив, не рассчитывают его специально на какой-либо определенный вид съемки. Поэтому зачастую рождается множество споров о том, каким должен быть лучший портретный объектив. При этом абсолютно не учитывается тот факт, что все фотографы снимают в различных условиях, у каждого из них свой характерный почерк и свои приоритеты. Поэтому в этой статье мы рассмотрим характеристики объективов, наиболее часто используемых для портретной съемки.

Самая первая и главная характеристика любого объектива — его светосила. Светосила обозначается маркировкой f, которая несет информацию о максимальной диафрагме. Все просто: чем шире будет открыта диафрагма вашего объектива, тем больше света попадет на матрицу, тем больше у него светосила. Чем меньше число f, тем шире может открыться диафрагма. Портретный объектив должен обладать высокой светосилой, что позволит создавать четкие детали, что крайне важно в портретной съемке. Например, портретный объектив Canon EF 85mm f/1.2 считается одним из наиболее показательных по этому критерию и значительно превосходит многие другие.

Чтобы выбрать портретный объектив, важно определиться, какое фокусное расстояние вы чаще всего используете. Общеизвестно, что для съемки портретов лучше использовать фиксы (т.е. объективы с неизменяемым фокусным расстоянием), а не зум-объективы, так как они обладают большей светосилой за счет отсутствия блока линз, отвечающих за приближение. Многие профессионалы считают, что портретный объектив должен обладать фокусным расстоянием от 50 до 200 мм. Причем большее фокусное расстояние дает более красивое боке — рисунок размытия — и предполагает большее расстояние между фотографом и моделью. То есть, если вы снимаете в небольшой студии, то портретный объектив на 200 мм вам ни к чему. Можно, конечно, остановить свой выбор на зум-объективе, чтобы иметь возможность регулировать расстояние от камеры до модели на свой вкус, но его использование потребует хорошего освещения. Кроме того, хороший зум-объектив, как правило, дороже, чем фикс.

Второстепенные, но столь же важные характеристики — наличие системы стабилизации изображения и тип фокусировки. Стабилизатор изображения компенсирует дрожание камеры, поэтому никогда не будет лишним. С фокусировкой немного сложнее. Лучше, конечно, выбрать объектив с двумя видами фокусировки — ручной и автоматической. Если же, предположим, вы привыкли пользоваться только ручным, все равно стоит помнить, что иногда случаются спонтанные ситуации, когда искать фокус вручную попросту долго или неудобно.

Итак, прежде чем выбирать объектив для съемки портретов, решите, как именно вы планируете им пользоваться. И, в зависимости от того, что именно вам нужно, расставьте для себя приоритеты и определите наиболее оптимальные характеристики. Это позволит вам сузить круг поисков, а также не сомневаться в правильности своего выбора.

Портретный объектив — Википедия

Портре́тный объекти́в — название группы длиннофокусных объективов, специально предназначенных для портретной фотосъёмки и киносъёмки крупным планом. Для портретного объектива характерны постоянное фокусное расстояние, в фотографии примерно равное удвоенной диагонали кадра, и большая светосила[1][2]. Сочетание таких параметров позволяет получать наиболее приемлемый для портрета оптический рисунок за счёт небольшой глубины резкости и незначительных перспективных искажений[3]. Однако, главным признаком портретного объектива считается оптическая конструкция, дающая сравнительно мягкое изображение сфокусированного объекта съёмки, маскирующее дефекты кожи. Кроме специальных, для портретной съёмки пригодны обычные длиннофокусные объективы и зумы с соответствующим диапазоном фокусных расстояний, однако наилучшие результаты достигаются специально предназначенной оптикой.

Современный портретный объектив «Canon EF 85/1,8 USM»

Особенности

Отечественный портретный объектив «Гелиос-40-2» 1,5/85

Специальные портретные объективы отличаются небольшим количеством линз и границ воздух/стекло. Первым в истории фотографии портретным считается объектив Пецваля, созданный в 1840 году для дагеротипии[4]. В 1920-х годах получили популярность портретные объективы конструкции Николы Першайд, выпускавшиеся компанией Emil Busch AG[5]. Большую роль в развитии объективостроения сыграли «Триплет Кука» и «Zeiss Planar», созданные Гарольдом Тейлором и Паулем Рудольфом в конце XIX века. Объективы Пецваля, «Триплет» и «Планар» послужили основой для большинства современных портретных анастигматов[6]. К последним можно отнести, например «Nikkor 85/1,4» и 85/1,8, «Canon EF 85/1,8 USM», «Minolta MAXXUM AF 85/1,4», отечественные серии «Юпитер» и «Гелиос»[7][8]

[9][3]. Среди последних разработок есть объективы (например, «Canon EF 85/1,2L USM»), содержащие асферические элементы, обеспечивающие рекордные значения светосилы.

Ещё одной особенностью портретных объективов считается предпочтительное устройство диафрагмы, обеспечивающей круглое сечение пучков света. Это позволяет получать наиболее качественный рисунок за счёт правильной формы отдельного кружка рассеяния[3]. У прыгающих диафрагм современных зеркальных фотоаппаратов из-за особенностей конструкции круглое сечение отверстия достигается с трудом, и в отдельных случаях предпочтение может отдаваться объективам с классическим механизмом диафрагмы, общепринятым для дальномерных камер. Так, Красногорским механическим заводом возобновлено производство классического объектива «Гелиос-40-2» с байонетным креплением современных стандартов Nikon AI-S и Canon EF[10]. Благодаря ручному приводу, диафрагма с предварительной установкой состоит из 10 лепестков, обеспечивая практически круглое отверстие. Такие ретро-объективы, несмотря на недостатки, популярны среди фотолюбителей, поскольку современная автофокусная оптика с аналогичными параметрами стоит на порядок дороже[7].

Фокусные расстояния портретных фотообъективов, рассчитанных на малоформатный кадр, обычно лежат в диапазоне 70—150 мм, в зависимости от предпочтительной крупности плана. Классическим считается фокусное расстояние 85 мм, в наибольшей мере подходящее для «поясного» портрета, и ровно вдвое превосходящее диагональ кадра. Киносъёмочные объективы, рассчитанные на «академический» кадр или формат «Супер-35», в наибольшей степени пригодны для съёмки крупных планов актёров при тех же фокусных расстояниях 70—150. Для любительских цифровых зеркальных фотоаппаратов, оснащённых матрицей APS-C портретным может считаться объектив с фокусным расстоянием 50 или 58 мм, приблизительно равным удвоенной диагонали ~27 мм[* 1]. Для среднеформатных фотоаппаратов с кадром 6×6 см портретными считаются объективы с фокусным расстоянием от 150 мм до 200 мм.

Смягчение фокуса

Портретный объектив «AF DC Nikkor 135/2,0» с управлением степенью размытия фона

В отличие от других объективов, портретные менее критичны к оптическому совершенству, допуская остаточные аберрации[11]. Такие недостатки, как астигматизм, виньетирование и сферическая аберрация позволяют выделить лицо портретируемого и скрыть дефекты кожи[3]. Поэтому в качестве портретного могут использоваться апланаты и даже простейший объектив типа «Монокль»[12][13]. Некоторые портретные объективы первой половины XX века (например «Cooke Portrait») предусматривали возможность регулировки мягкости изображения смещением отдельных линз или дополнительной диафрагмой (диффузером), вставляющейся между линзами[14].

Другая легенда портретной оптики начала века — «Rodenstock Imagon» — предусматривала сменные диафрагмы-диффузеры, вставлявшиеся в оправу в зависимости от требуемой степени размытия. Вокруг основного отверстия, расположенного в центре диафрагмы, высверливались более мелкие дополнительные, создающие характерный оптический рисунок[15]. В середине 1930-х годов фирма Ernst Leitz также выпустила мягкорисующий портретный объектив «Thambar» 90 мм f/2,2 для фотоаппаратов Leica. В комплекте поставлялась прозрачная насадка с чёрным кругом диаметром 13 мм в центре. При надетом на объектив светофильтре такой конструкции из световых пучков «вырезалась» их центральная часть, дающая наиболее резкое изображение[16].

Современные производители (например, Nikon) вместо регулировки общей резкости используют технологию управления размытием несфокусированных частей изображения, получившую торговое название «Defocus Image Control»[17]. Это достигается изменением степени сферической аберрации при помощи подвижной задней линзы, перемещаемой отдельным кольцом оправы с дополнительной шкалой, размеченной в диафрагменных числах[18]. Объективы такой конструкции в маркировке имеют дополнительные буквы «DC» и позволяют менять характер боке перед зоной фокусировки, или позади неё[19]. Подобной конструкцией обладает объектив «Canon EF 135/2,8 Soft focus», заявленный производителем как специализированный портретный[20].

Sony выпускает объектив Sony STF 135mm f/2.8 T4.5 с фирменной функцией изменения мягкости рисунка «Smooth Trans Focus»[19]. Fuji также выпускает объектив с «улучшающим» боке аподизационным элементом «Fujinon 50/1.2».

В 2013 году Ломографическое общество с помощью сервиса добровольных пожертвований «Kickstarter» собрало 1,3 миллиона долларов на выпуск современной версии объектива «New Petzval 2,2/85» для 35-мм фотокамер c байонетами Nikon и Canon EF[21][22]. Конструкция была заново рассчитана российским оптиком В. Богданковым для цифровой фотоаппаратуры[23]. Выпуск объективов налажен в 2014 году на Красногорском механическом заводе, и в настоящий момент они продаются по цене в 600 долларов[24]. Объектив оснащается вставной диафрагмой, обеспечивающей идеально круглое сечение световых пучков.

Примеры объективов

Примеры недорогих объективов, которые можно использовать с малоформатными камерами в качестве портретных:

Профессиональные портретные объективы на малоформатный кадр:

Примеры объективов для среднеформатных камер:

См. также

Примечания

  1. ↑ Эта величина варьируется у разных производителей матриц APS-C от 26,82 мм у Canon до 27,76 мм у Nikon

Источники

  1. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 180.
  2. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 15.
  3. 1 2 3 4 Сергей Бородин. Что такое портретный объектив (англ.). Статьи про объективы и фотоаппараты. Lens Club. Проверено 25 мая 2014.
  4. ↑ Фотокурьер №7, 2006, с. 22.
  5. И. Бажан. Объективы Николо Першайд (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. — № 2 (110). — С. 13—17.
  6. ↑ Волосов, 1978, с. 311.
  7. 1 2 Кирилл Кузьмин. Портретные объективы (рус.). Персональный блог. Проверено 28 мая 2014.
  8. ↑ A short story on Japanese lens (англ.). Photography in Malaysia. Проверено 27 мая 2014.
  9. ↑ Canon EF 85mm f/1.8 USM Medium Telephoto lens (англ.). Modern Classic SLR Series. Photography in Malaysia. Проверено 27 мая 2014.
  10. ↑ Гелиос 40-2N (рус.). Продукция. ОАО «КМЗ». Проверено 26 мая 2014.
  11. ↑ Волосов, 1978, с. 316.
  12. ↑ Foto&video, 2008, с. 72.
  13. ↑ Краткий фотографический справочник, 1952, с. 41.
  14. ↑ Фотокурьер №6, 2007, с. 16.
  15. Dr. Alfons Schultz. A History of the Imagon lens (англ.). Surfer’s Paradise. Harry’s Pro Shop. Проверено 14 ноября 2015.
  16. Roger W. Hicks. The Leitz Thambar 90mm f/2.2 Why Is It Considered A Legendary Portrait Lens? Read more at http://www.shutterbug.com/content/leitz-thambar-90mm-f22brwhy-it-considered-legendary-portrait-lens#1eCTazFog66fRr7E.99 (англ.). Reviews. журнал «Shutterbug» (1 April 2005). Проверено 14 ноября 2015.
  17. Антон Стрельцов. Портретные объективы Nikkor c технологией Defocus Control (рус.). Статьи. Клуб Foto.ru (19 мая 2004). Проверено 26 мая 2014.
  18. ↑ Aberration Controllable Optical System (англ.). US Patent 5,841,590. Ken Rockwell (24 November 1998). Проверено 26 мая 2014.
  19. 1 2 Foto&video, 2008, с. 75.
  20. Владимир Родионов. Canon EF 135 мм f/2,8 Soft focus (рус.). Изображение в числах. iXBT.com (14 декабря 2006). Проверено 27 июля 2014.
  21. Светлана Чистякова. Само несовершенство (рус.). Гаджеты. Lenta.ru (30 июля 2013). Проверено 6 февраля 2016.
  22. Steve Dent. Lomography’s Petzval lens (англ.). Engadget. Проверено 25 мая 2014.
  23. ↑ New Petzval 2,2/85 (рус.). Объективы. Zenit Camera. Проверено 18 марта 2015.
  24. ↑ Обзор объектива Petzval 85mm f/2.2 (рус.). Обзоры. «Фотар» (16 марта 2015). Проверено 18 марта 2015.

Литература

  • Б. Бакст. Генетика абсолютного зрения (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. — № 7 (115). — С. 16—24.
  • Д. С. Волосов. § 4. Светосильные объективы // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — С. 310—329. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. Краткий справочник фотолюбителя / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1985. — С. 179—184. — 367 с. — 100 000 экз.
  • В. В. Пуськов. Краткий фотографический справочник / И. Кацев. — М.: Госкиноиздат, 1952. — 423 с. — 50 000 экз.
  • Владимир Самарин. Портретная оптика. Часть I (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2003. — № 5. — С. 38—40. — ISSN 1029-609-3.
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Barbara Lowry. Объективы «Cooke» из Англии (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2007. — № 6 (126). — С. 13—20.

Ссылки

Обзор портретных объективов

Портрет — это самый древний и популярный вид фотографического искусства. Еще в старину богатые горожане заказывали у художников портреты всей семьи и приближенных родственников. Это были официальные картины, которые развешивались по всему дому. Теперь же эти полотна находятся в частных коллекциях миллионеров и коллекционеров. Собственно так и родился этот вид, который сейчас стал одним из жанров фотографии. Собственно об объективах для работы в этом жанре Фотопоиск вам и хочет рассказать.

Для анализа и просмотра портретников мы взяли объективы компании Canon. Их насчитывается сейчас огромное количество и у каждого фотографа есть хоть один такой объектив.

Давайте для начала разберемся, что вообще такое портретники. Это такие объективы, у которых есть постоянное фокусное расстояние, их еще называют фикс-объективами. В отличие от зум-объективов в этом получится всегда красивая картинка. Вторая характеристика портретника – это определенное фокусное расстояние. В идеале оно должно колебаться от 85 до 135 мм для полного кадра. Широкоугольные объективы по сравнению с описываемыми немного хуже. Это утверждение обусловлено тем, что для создания портрета такой техникой, фотографу придется подходить к модели, а тогда будет искажение, также изменяются пропорции лица, да и задний план не будет красиво размытым.

Первым рассмотренным объективом будет Canon EF 50mm f/1.4 USM. Его фокусное расстояние не подходит к вышеуказанным параметрам. Тем не менее, на него можно делать хорошие портреты, если использовать «кропнутую» камеру, например, Canon EOS 750D. Тогда у вас угол обзора будет равен тому, что вы бы получили на объективе с 80 мм. А на полнокадровую камеру вы сможете сделать отличный групповой или ростовой портреты. Они также бывают востребованы. На нем можно очень хорошо размывать задний план, ведь доступна высокая светосила f/1.4. Его объемы достаточно маленькие, и вес еле достигает 300 гр.

Похожими параметрами обладает и следующий объектив — Canon EF 85mm f/1.8 USM. Он немного больше предыдущего – весит 425 гр, но внешне они очень похожи.

 

Если бы в нашей статье не было следующего портретника, то было бы что-то не так. И так, легендарный Canon EF 85mm f/1.2L II USM. На него можно фотографировать даже тогда, когда в помещении есть минимум света. Он отлично сделает свое дело и сможет размыть фон до неузнаваемости. Главное, за что его ценят фотографы – это потрясающий рисунок и боке. Его вес на порядок больше, чем предыдущие варианты, аж целых 1025 гр. У такого истинно профессионального объектива цена настолько высока, что можно купить несколько зеркалок.

 

 

И последний представитель портретных объективов – это Canon EF 135mm f/2L USM. Он самый длиннофокусный из всех, которые мы рассмотрели. Да и габариты у него немалые. По сравнению с предыдущим, этот просто легкая пушинка, всего 750 гр. В названии есть буква L, которая гласит о принадлежности к лучшей про-серии. Естественно у него потрясающая пыле- и влагозащита и есть ультразвуковой мотор автофокуса.

Обзор 10 лучших портретных объективов [Обзоры и руководство]

Лучший в целом
Объектив Canon EF 50mm f / 1.8 STM
  • Система шагового двигателя обеспечивает очень высокую скорость фокусировки
  • Новое покрытие объектива для лучшего покрытия и уменьшения бликов
  • Поддерживает постоянную ручная фокусировка
НАЖМИТЕ ЦЕНУ