Макросъемка что это: Макросъёмка | это… Что такое Макросъёмка?

Содержание

Макросъёмка | это… Что такое Макросъёмка?

Макросъёмка (от др.-греч. μακρός — большой, крупный) — вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2 — 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2 — 0,05 сантиметрам объекта).

Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер (минимальная дистанция фокусировки у большинства объективов зеркальных фотоаппаратов около 0,5 метра, у объективов дальномерных фотокамер — около 1 метра).[1]

Макросъёмка — это принцип формирования увеличенного изображения.

Объектив создаёт действительное увеличенное изображение объекта съёмки на любом светочувствительном материале — фотоплёнка, фотопластинка, фотобумага, киноплёнка или на электронном устройстве (матрица цифрового фотоаппарата или видеокамеры, видикон телевизионной камеры).

Для фотографирования более мелких объектов с помощью оптического микроскопа применяется микрофотография.

Фотоаппарат с микрофотонасадкой присоединён к оптическому микроскопу.

Содержание

  • 1 Выбор оборудования для макросъёмки
    • 1.1 Фотоаппарат с несменным объективом
    • 1.2 Фотоаппарат со сменным объективом
    • 1.3 Макросъёмка камерой большого формата
  • 2 Кадрирование и наведение на резкость (фокусировка)
    • 2.1 Камеры большого формата, шкальные и дальномерные фотоаппараты
    • 2.2 Однообъективные зеркальные фотоаппараты
    • 2.3 Цифровые фотоаппараты
  • 3 Экспозиционные параметры
  • 4 Практические рекомендации
  • 5 Особые способы получения изображения в большом масштабе, не являющиеся макросъёмкой
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Литература

Выбор оборудования для макросъёмки

Теоретически макросъёмка может быть произведена любым съёмочным аппаратом, однако конструктивные особенности конкретной модели могут сильно препятствовать этому.

Фотоаппарат с несменным объективом

Если фотограф желает произвести макросъёмку фотоаппаратом с несменным объективом — макросъёмка возможна только с применением насадочных линз. Это единственный способ уменьшить минимальную дистанцию фокусировки у несменного объектива (как правило, минимальная дистанция фокусировки у шкальных фотоаппаратов составляет около 1 метра).

  • Многие компактные плёночные и цифровые фотоаппараты с несъёмным объективом имеют режим «макросъёмка». Применение насадочных линз становится необязательным.
  • Макросъёмка фотоаппаратом с жёстковстроенным объективом, настроенным на гиперфокальное расстояние цифровой или (плёночной) камерой с автоматической фокусировкой без режима «макросъёмка» — теоретически возможна, но практически нереализуема из-за непредсказуемого качества фотографии (результат чаще отрицательный).

Фотоаппарат со сменным объективом

Если фотограф имеет фотоаппарат со съёмным объективом — макросъёмку можно произвести с использованием насадочных линз, удлинительных колец, фотографических мехов, оборачивающих колец

[2], реверсивных (оборачивающих) макроколец[3], специализированных макрообъективов. Возможно совместное использование нескольких аксессуаров для макросъёмки.

Насадочная линза
в две диоптрии

Схема использования насадочной линзы

  • Насадочная линза, надеваемая на переднюю поверхность оправы объектива или прикручиваемая к резьбе на место светофильтра. Как правило, используются в тех случаях, когда объектив несъёмный. Для макросъёмки используются положительные насадочные линзы. Происходит увеличение относительного отверстия системы, уменьшение минимальной дистанции фокусировки объектива, увеличение масштаба съёмки при неизменном выдвижении объектива, уменьшается расстояние до резко изображаемого объекта при неизменном выдвижении объектива. Насадочная линза ухудшает коррекцию (увеличивает аберрации объектива), и тем больше, чем сильнее изменяется фокусное расстояние системы объектив + насадочная линза.

Набор удлинительных колец с байонетным креплением

Схема использования удлинительных колец

Использование удлинительных колец при макросъёмке

  • Удлинительные кольца, меха — не содержат оптических элементов, их единственной целью является выдвижение объектива к объекту съёмки. По сравнению с удлинительными кольцами меха способны обеспечить плавное бесступенчатое выдвижение объектива в большом диапазоне. Позволяют использовать для макросъёмки обычные объективы, возможно достичь очень больших увеличений (например, 20:1). При применении удлинительных колец и мехов неизбежно уменьшается светосила объектива, снижается его разрешающая способность, диапазон возможной фокусировки при этом смещается с интервала от (∞, несколько метров) в интервал (десятки сантиметров, единицы сантиметров).

Использование мехов для макросъёмки

Использование мехов, объектив прикреплён в перевёрнутом положении

  • Реверсивные макроадаптеры (оборачивающие кольца). Предназначены для крепления перевёрнутого объектива к фотокамере. Передняя линза объектива обращена к фотоплёнке или к матрице, а задняя — к объекту съёмки. При этом, в зависимости от объектива, можно получить довольно большое увеличение. На современных объективах, как правило, управление диафрагмой затруднено.
  • Реверсивные (оборачивающие) кольца. Выпускаются кольца с двумя наружными резьбами. Предназначены для стыковки двух объективов их внешними резьбами (резьбами для крепления светофильтров). Два объектива оказываются соединёнными передними линзами друг к другу, один из объективов присоединён к камере обычным способом. Дополнительный объектив фактически становится насадочной линзой.

Схема использования двух объективов для макросъёмки

Использование двух объективов для макросъёмки

Макрообъектив
Minolta AF Macro 100mm f/2.8

  • Специализированные объективы для макросъёмки. Штатные объективы для зеркальных фотоаппаратов имеют минимальную дистанцию фокусировки около 0,5 м, в макрообъективах эта дистанция сокращена до 15 — 20 см.
    Как правило, позволяют вести макросъёмку в масштабе до 1:1 (или до 1:2), возможно использование автофокуса, возможна фокусировка на всём диапазоне расстояний (наибольшее увеличение достигается при этом на минимальной дистанции до объектива). Как правило, макрообъективы имеют фиксированное фокусное расстояние (наиболее типичные значения 50, 100, 180 мм, возможны вариации — 60, 90, 105, 125, 150 мм), довольно большие значения относительного отверстия (1:2.8—1:3.5). Современные специализированные макрообъективы разрабатываются таким образом, чтобы аберрации объектива при съёмке близко расположенных объектов минимизировались.[4]

Макросъёмка дальномерным фотоаппаратом
«Leica M3»

  • Для дальномерных фотоаппаратов «Leica M3» выпускались так называемые «очки Лейка» («Leica glasses») — принадлежность, позволяющая уменьшать минимальную дистанцию фокусировки объектива, при этом использовать для фокусировки штатный дальномер (с компенсацией параллакса видоискателя).

Макросъёмка камерой большого формата

Складные фотоаппараты, как правило, большого формата имели меха с двойным или тройным растяжением. Это позволяло производить макросъёмку без дополнительных принадлежностей.

Кадрирование и наведение на резкость (фокусировка)

Камеры большого формата, шкальные и дальномерные фотоаппараты

  • Матовое стекло, размещённое в плоскости фотоплёнки или фотопластинки — это практически единственный способ корректно определить границы кадра, оценить глубину резко изображаемого пространства, правильно навести на резкость.
  • К насадочным линзам или к удлинительным кольцам может прилагаться таблица или номограмма, позволяющая корректно сфокусировать объектив.

Однообъективные зеркальные фотоаппараты

Однообъективный зеркальный фотоаппарат наиболее удобен для макросъёмки — наблюдается в видоискатель созданное на фокусировочном экране прямое беспараллаксное изображение объекта съёмки — возможна точная фокусировка (особенно в ручном режиме), корректная оценка глубины резко изображаемого пространства, правильное кадрирование.

Цифровые фотоаппараты

Цифровые фотоаппараты позволяют контролировать процесс макросъёмки на дисплее или в электронный видоискатель псевдозеркального цифрового фотоаппарата.

Экспозиционные параметры

  • При обычной фотосъёмке объектов, расположенных на расстояниях от бесконечности до 1 метра фокусировка выполняется выдвижением объектива на небольшую величину. Расстояние от объектива до плёнки при этом увеличивается, а относительное отверстие уменьшается, но изменение последнего настолько невелико, что при определении экспозиции поправку на него можно не вводить. При макросъёмке объектив выдвигается на значительное расстояние — расстояние до плёнки увеличивается иногда в несколько раз и в несколько раз уменьшается относительное действующее отверстие, так как диаметр зрачка объектива остаётся неизменным. При съёмке в масштабе 1:1 расстояние до плёнки увеличивается вдвое по сравнению с «бесконечностью», тогда соответственно вдвое увеличится знаменатель действующего отверстия.
    При съёмке с удвоенного расстояния выдержка соответственно должна быть увеличена в четыре раза.
  • Для увеличения глубины резко изображаемого пространства требуется значительное диафрагмирование объектива, если не преследуются иные цели и объект съёмки объёмный.
  • Вследствие значительного уменьшения относительного отверстия объектива и значительного диафрагмирования выдержка при макрофотографии становится большой (достигает нескольких секунд) — что требует применения спускового тросика, штатива или оптической скамьи.

Практические рекомендации

  • При макросъёмке желательно использование штатива и спускового тросика.
  • Иногда при фокусировке удобнее перемещать объект относительно объектива, оставляя неизменным положение объектива относительно светочувствительного материала.
  • Желательно применять объектив с больши́м фокусным расстоянием и располагать объект съёмки возможно дальше — при этом геометрические искажения (дисторсия, кривизна поля изображения) будут минимальны. Возможно совместное применение телеконвертеров и удлинительных колец.
  • Встроенная фотовспышка, как правило, оказывается неэффективной, поскольку часто она светит в сторону (из-за параллакса) или её свет загораживается выступающей оправой объектива или насадочной линзой. Поэтому необходимо применение кольцевых фотовспышек (вокруг объектива) или нескольких фотовспышек со светосинхронизаторами.

Качество макрофотографий, в первую очередь, зависит от опыта фотографа.
Применение тех или иных принадлежностей для макрофотографии подбирается экспериментальным путём.

Особые способы получения изображения в большом масштабе, не являющиеся макросъёмкой

  • Применение фотоувеличителя. На просвет можно сфотографировать на лист фотобумаги плоский полупрозрачный объект (например, крыло мухи).
  • Контактная съёмка (контактная печать) — получение изображения плоского предмета в масштабе 1:1 (точно). Частично прозрачный объект (например, лист растения) прикладывается к листу фотобумаги и освещается со стороны объекта.
  • Рефлективная (рефлексивная) контактная съёмка — то же, что и контактная съёмка (контактная печать), однако освещение производится со стороны фотобумаги (при этом тёмные места объекта сильнее поглощают свет и почернение фотобумаги в этом месте будет меньше). Применяется для копирования изображений на бумаге (копия будет негативной и зеркально-отражённой). См. также Светокопировальный стол.

См. также

  • Удлинительные кольца
  • Насадочная линза
  • Меха (фотография)
  • Адаптер-переходник (фотография)
  • Микроскоп
  • Микрофотография

Примечания

  1. Иногда под макросъёмкой понимают возможность фотографировать очень близкого расстояния (несколько сантиметров). Широкоугольные объективы и сверхширокоугольные объективы (особенно объективы типа «рыбий глаз») при сильном диафрагмировании позволяют это сделать. Такая съёмка не является технически правильной макросъёмкой — из-за большой разницы в расстояниях от разных частей объекта до объектива возникают искажения (дисторсия, кривизна поля изображения).
  2. Предназначены для крепления перевёрнутого объектива к фотокамере для макросъемки. Передняя линза объектива обращена к фотоплёнке или к матрице, а задняя — к объекту съёмки.
  3. Кольца с двумя наружными резьбами. Предназначены для стыковки двух объективов их внешними резьбами (резьбами для крепления светофильтров). Два объектива оказываются соединёнными передними линзами друг к другу, один из объективов присоединён к камере обычным способом.
  4. С 1984 года на Лыткаринском заводе оптического стекла (ЛЗОС) выпускался практически единственный советский макрообъектив с многослойным просветлением «МС Волна-9» 2,8/50 с минимальной дистанцией фокусировки 0,24 м. Объектив с предварительной установкой диафрагмы, крепление — резьба M42×1, рабочий отрезок 45,5 мм. (Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Макрообъектив «Волна-9»).

Ссылки

  • «Макроклуб» Клуб любителей макрофотографии, форум, галерея.
  • Б. З. Кантор. Фотостудия на столе. Особенности фотографирования минералов.
  • Макрофотографирование насекомых. Статья Марка Полонского.
  • Таблицы увеличения экспозиции при макросъёмке

Литература

  • Нисский А. В. «Макросъёмка // Фотокинотехника: Энциклопедия» Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  • Миненков И. Б. «Макрофотография». М. Изд-во Искусство. 1960 г.
  • Кен Престон-Мэфем «Фотографирование живой природы». 1985 г.
  • Томпсон Роберт. «Макросъёмка. Практическое руководство для фотографов». 2006 г.
  • Alan L. Detrick. «Macro Photography for Gardeners and Nature Lovers: The Essential Guide to Digital Techniques». 2008
  • Cyrill Harnischmacher. «Closeup Shooting: A Guide to Closeup, Tabletop and Macro Photography». 2007
  • Ken Milburn. «Digital Abstract & Macro Photography (One Off)». 2005
  • Heather Angel. «Macro Through a Nikon Lens: Revealing the Secrets of Professional Macro Photography». 2007
  • Tim Fitzharris. «Close-Up Photography in Nature». 2008
  • Stan Sholik and Ron Eggers. «Macro and Close-Up Photography Handbook». 2000
  • Alan Constant. «Close-up Photography». 2000

Макросъёмка | это… Что такое Макросъёмка?

Макросъёмка (от др.-греч. μακρός — большой, крупный) — вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2 — 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2 — 0,05 сантиметрам объекта).

Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер (минимальная дистанция фокусировки у большинства объективов зеркальных фотоаппаратов около 0,5 метра, у объективов дальномерных фотокамер — около 1 метра).[1]

Макросъёмка — это принцип формирования увеличенного изображения.

Объектив создаёт действительное увеличенное изображение объекта съёмки на любом светочувствительном материале — фотоплёнка, фотопластинка, фотобумага, киноплёнка или на электронном устройстве (матрица цифрового фотоаппарата или видеокамеры, видикон телевизионной камеры).

Для фотографирования более мелких объектов с помощью оптического микроскопа применяется микрофотография.

Фотоаппарат с микрофотонасадкой присоединён к оптическому микроскопу.

Содержание

  • 1 Выбор оборудования для макросъёмки
    • 1.1 Фотоаппарат с несменным объективом
    • 1.2 Фотоаппарат со сменным объективом
    • 1.3 Макросъёмка камерой большого формата
  • 2 Кадрирование и наведение на резкость (фокусировка)
    • 2.1 Камеры большого формата, шкальные и дальномерные фотоаппараты
    • 2.2 Однообъективные зеркальные фотоаппараты
    • 2.3 Цифровые фотоаппараты
  • 3 Экспозиционные параметры
  • 4 Практические рекомендации
  • 5 Особые способы получения изображения в большом масштабе, не являющиеся макросъёмкой
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Литература

Выбор оборудования для макросъёмки

Теоретически макросъёмка может быть произведена любым съёмочным аппаратом, однако конструктивные особенности конкретной модели могут сильно препятствовать этому.

Фотоаппарат с несменным объективом

Если фотограф желает произвести макросъёмку фотоаппаратом с несменным объективом — макросъёмка возможна только с применением насадочных линз. Это единственный способ уменьшить минимальную дистанцию фокусировки у несменного объектива (как правило, минимальная дистанция фокусировки у шкальных фотоаппаратов составляет около 1 метра).

  • Многие компактные плёночные и цифровые фотоаппараты с несъёмным объективом имеют режим «макросъёмка». Применение насадочных линз становится необязательным.
  • Макросъёмка фотоаппаратом с жёстковстроенным объективом, настроенным на гиперфокальное расстояние цифровой или (плёночной) камерой с автоматической фокусировкой без режима «макросъёмка» — теоретически возможна, но практически нереализуема из-за непредсказуемого качества фотографии (результат чаще отрицательный).

Фотоаппарат со сменным объективом

Если фотограф имеет фотоаппарат со съёмным объективом — макросъёмку можно произвести с использованием насадочных линз, удлинительных колец, фотографических мехов, оборачивающих колец[2], реверсивных (оборачивающих) макроколец[3], специализированных макрообъективов. Возможно совместное использование нескольких аксессуаров для макросъёмки.

Насадочная линза
в две диоптрии

Схема использования насадочной линзы

  • Насадочная линза, надеваемая на переднюю поверхность оправы объектива или прикручиваемая к резьбе на место светофильтра. Как правило, используются в тех случаях, когда объектив несъёмный. Для макросъёмки используются положительные насадочные линзы. Происходит увеличение относительного отверстия системы, уменьшение минимальной дистанции фокусировки объектива, увеличение масштаба съёмки при неизменном выдвижении объектива, уменьшается расстояние до резко изображаемого объекта при неизменном выдвижении объектива. Насадочная линза ухудшает коррекцию (увеличивает аберрации объектива), и тем больше, чем сильнее изменяется фокусное расстояние системы объектив + насадочная линза.

Набор удлинительных колец с байонетным креплением

Схема использования удлинительных колец

Использование удлинительных колец при макросъёмке

  • Удлинительные кольца, меха — не содержат оптических элементов, их единственной целью является выдвижение объектива к объекту съёмки. По сравнению с удлинительными кольцами меха способны обеспечить плавное бесступенчатое выдвижение объектива в большом диапазоне. Позволяют использовать для макросъёмки обычные объективы, возможно достичь очень больших увеличений (например, 20:1). При применении удлинительных колец и мехов неизбежно уменьшается светосила объектива, снижается его разрешающая способность, диапазон возможной фокусировки при этом смещается с интервала от (∞, несколько метров) в интервал (десятки сантиметров, единицы сантиметров).

Использование мехов для макросъёмки

Использование мехов, объектив прикреплён в перевёрнутом положении

  • Реверсивные макроадаптеры (оборачивающие кольца). Предназначены для крепления перевёрнутого объектива к фотокамере. Передняя линза объектива обращена к фотоплёнке или к матрице, а задняя — к объекту съёмки. При этом, в зависимости от объектива, можно получить довольно большое увеличение. На современных объективах, как правило, управление диафрагмой затруднено.
  • Реверсивные (оборачивающие) кольца. Выпускаются кольца с двумя наружными резьбами. Предназначены для стыковки двух объективов их внешними резьбами (резьбами для крепления светофильтров). Два объектива оказываются соединёнными передними линзами друг к другу, один из объективов присоединён к камере обычным способом. Дополнительный объектив фактически становится насадочной линзой.

Схема использования двух объективов для макросъёмки

Использование двух объективов для макросъёмки

Макрообъектив
Minolta AF Macro 100mm f/2.8

  • Специализированные объективы для макросъёмки. Штатные объективы для зеркальных фотоаппаратов имеют минимальную дистанцию фокусировки около 0,5 м, в макрообъективах эта дистанция сокращена до 15 — 20 см. Как правило, позволяют вести макросъёмку в масштабе до 1:1 (или до 1:2), возможно использование автофокуса, возможна фокусировка на всём диапазоне расстояний (наибольшее увеличение достигается при этом на минимальной дистанции до объектива). Как правило, макрообъективы имеют фиксированное фокусное расстояние (наиболее типичные значения 50, 100, 180 мм, возможны вариации — 60, 90, 105, 125, 150 мм), довольно большие значения относительного отверстия (1:2. 8—1:3.5). Современные специализированные макрообъективы разрабатываются таким образом, чтобы аберрации объектива при съёмке близко расположенных объектов минимизировались.[4]

Макросъёмка дальномерным фотоаппаратом
«Leica M3»

  • Для дальномерных фотоаппаратов «Leica M3» выпускались так называемые «очки Лейка» («Leica glasses») — принадлежность, позволяющая уменьшать минимальную дистанцию фокусировки объектива, при этом использовать для фокусировки штатный дальномер (с компенсацией параллакса видоискателя).

Макросъёмка камерой большого формата

Складные фотоаппараты, как правило, большого формата имели меха с двойным или тройным растяжением. Это позволяло производить макросъёмку без дополнительных принадлежностей.

Кадрирование и наведение на резкость (фокусировка)

Камеры большого формата, шкальные и дальномерные фотоаппараты

  • Матовое стекло, размещённое в плоскости фотоплёнки или фотопластинки — это практически единственный способ корректно определить границы кадра, оценить глубину резко изображаемого пространства, правильно навести на резкость.
  • К насадочным линзам или к удлинительным кольцам может прилагаться таблица или номограмма, позволяющая корректно сфокусировать объектив.

Однообъективные зеркальные фотоаппараты

Однообъективный зеркальный фотоаппарат наиболее удобен для макросъёмки — наблюдается в видоискатель созданное на фокусировочном экране прямое беспараллаксное изображение объекта съёмки — возможна точная фокусировка (особенно в ручном режиме), корректная оценка глубины резко изображаемого пространства, правильное кадрирование.

Цифровые фотоаппараты

Цифровые фотоаппараты позволяют контролировать процесс макросъёмки на дисплее или в электронный видоискатель псевдозеркального цифрового фотоаппарата.

Экспозиционные параметры

  • При обычной фотосъёмке объектов, расположенных на расстояниях от бесконечности до 1 метра фокусировка выполняется выдвижением объектива на небольшую величину. Расстояние от объектива до плёнки при этом увеличивается, а относительное отверстие уменьшается, но изменение последнего настолько невелико, что при определении экспозиции поправку на него можно не вводить. При макросъёмке объектив выдвигается на значительное расстояние — расстояние до плёнки увеличивается иногда в несколько раз и в несколько раз уменьшается относительное действующее отверстие, так как диаметр зрачка объектива остаётся неизменным. При съёмке в масштабе 1:1 расстояние до плёнки увеличивается вдвое по сравнению с «бесконечностью», тогда соответственно вдвое увеличится знаменатель действующего отверстия. При съёмке с удвоенного расстояния выдержка соответственно должна быть увеличена в четыре раза.
  • Для увеличения глубины резко изображаемого пространства требуется значительное диафрагмирование объектива, если не преследуются иные цели и объект съёмки объёмный.
  • Вследствие значительного уменьшения относительного отверстия объектива и значительного диафрагмирования выдержка при макрофотографии становится большой (достигает нескольких секунд) — что требует применения спускового тросика, штатива или оптической скамьи.

Практические рекомендации

  • При макросъёмке желательно использование штатива и спускового тросика.
  • Иногда при фокусировке удобнее перемещать объект относительно объектива, оставляя неизменным положение объектива относительно светочувствительного материала.
  • Желательно применять объектив с больши́м фокусным расстоянием и располагать объект съёмки возможно дальше — при этом геометрические искажения (дисторсия, кривизна поля изображения) будут минимальны. Возможно совместное применение телеконвертеров и удлинительных колец.
  • Встроенная фотовспышка, как правило, оказывается неэффективной, поскольку часто она светит в сторону (из-за параллакса) или её свет загораживается выступающей оправой объектива или насадочной линзой. Поэтому необходимо применение кольцевых фотовспышек (вокруг объектива) или нескольких фотовспышек со светосинхронизаторами.

Качество макрофотографий, в первую очередь, зависит от опыта фотографа.
Применение тех или иных принадлежностей для макрофотографии подбирается экспериментальным путём.

Особые способы получения изображения в большом масштабе, не являющиеся макросъёмкой

  • Применение фотоувеличителя. На просвет можно сфотографировать на лист фотобумаги плоский полупрозрачный объект (например, крыло мухи).
  • Контактная съёмка (контактная печать) — получение изображения плоского предмета в масштабе 1:1 (точно). Частично прозрачный объект (например, лист растения) прикладывается к листу фотобумаги и освещается со стороны объекта.
  • Рефлективная (рефлексивная) контактная съёмка — то же, что и контактная съёмка (контактная печать), однако освещение производится со стороны фотобумаги (при этом тёмные места объекта сильнее поглощают свет и почернение фотобумаги в этом месте будет меньше). Применяется для копирования изображений на бумаге (копия будет негативной и зеркально-отражённой). См. также Светокопировальный стол.

См. также

  • Удлинительные кольца
  • Насадочная линза
  • Меха (фотография)
  • Адаптер-переходник (фотография)
  • Микроскоп
  • Микрофотография

Примечания

  1. Иногда под макросъёмкой понимают возможность фотографировать очень близкого расстояния (несколько сантиметров). Широкоугольные объективы и сверхширокоугольные объективы (особенно объективы типа «рыбий глаз») при сильном диафрагмировании позволяют это сделать. Такая съёмка не является технически правильной макросъёмкой — из-за большой разницы в расстояниях от разных частей объекта до объектива возникают искажения (дисторсия, кривизна поля изображения).
  2. Предназначены для крепления перевёрнутого объектива к фотокамере для макросъемки. Передняя линза объектива обращена к фотоплёнке или к матрице, а задняя — к объекту съёмки.
  3. Кольца с двумя наружными резьбами. Предназначены для стыковки двух объективов их внешними резьбами (резьбами для крепления светофильтров). Два объектива оказываются соединёнными передними линзами друг к другу, один из объективов присоединён к камере обычным способом.
  4. С 1984 года на Лыткаринском заводе оптического стекла (ЛЗОС) выпускался практически единственный советский макрообъектив с многослойным просветлением «МС Волна-9» 2,8/50 с минимальной дистанцией фокусировки 0,24 м. Объектив с предварительной установкой диафрагмы, крепление — резьба M42×1, рабочий отрезок 45,5 мм. (Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Макрообъектив «Волна-9»).

Ссылки

  • «Макроклуб» Клуб любителей макрофотографии, форум, галерея.
  • Б. З. Кантор. Фотостудия на столе. Особенности фотографирования минералов.
  • Макрофотографирование насекомых. Статья Марка Полонского.
  • Таблицы увеличения экспозиции при макросъёмке

Литература

  • Нисский А. В. «Макросъёмка // Фотокинотехника: Энциклопедия» Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  • Миненков И. Б. «Макрофотография». М. Изд-во Искусство. 1960 г.
  • Кен Престон-Мэфем «Фотографирование живой природы». 1985 г.
  • Томпсон Роберт. «Макросъёмка. Практическое руководство для фотографов». 2006 г.
  • Alan L. Detrick. «Macro Photography for Gardeners and Nature Lovers: The Essential Guide to Digital Techniques». 2008
  • Cyrill Harnischmacher. «Closeup Shooting: A Guide to Closeup, Tabletop and Macro Photography». 2007
  • Ken Milburn. «Digital Abstract & Macro Photography (One Off)». 2005
  • Heather Angel. «Macro Through a Nikon Lens: Revealing the Secrets of Professional Macro Photography». 2007
  • Tim Fitzharris. «Close-Up Photography in Nature». 2008
  • Stan Sholik and Ron Eggers. «Macro and Close-Up Photography Handbook». 2000
  • Alan Constant. «Close-up Photography». 2000

Все, что вам нужно знать о макросъемке

Советы по композиции при макросъемке

Даже в макросъемке основы приятной композиции остаются неизменными. Например, по-прежнему важно сбалансировать композиционный вес вашего кадра, и вы должны исключить из своего изображения посторонние детали, как вы всегда делаете. Однако в макросъемке есть некоторые аспекты композиции, которые выделяются больше, чем могли бы быть в противном случае.

NIKON D7000 + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 800, 1/250, f/8,0

Обратите внимание на фон, находящийся не в фокусе

Один из основных советов по композиции в макросъемке — обращать внимание на фон. Поскольку фон будет далеко не в фокусе, важно, чтобы он выглядел как можно лучше и дополнял ваш объект. Например, с низкого ракурса вы можете получить расфокусированное голубое небо на фотографии. С другой точки зрения, ваш фон может стать цветом осенних листьев. Зеленая трава также хорошо работает со многими объектами. Вы даже можете настроить свой собственный фон, попросив друга встать позади вашего объекта в яркой рубашке. Будь креативным!

Фотография ниже привлекает внимание, потому что ярко-оранжевая стрекоза ярко контрастирует с зеленым фоном. Ищите подобный контраст, и у вас будет гораздо больше шансов получить выдающиеся снимки.

NIKON D7000 + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 280, 1/400, f/4,0

Кроме того, что-то интересное может произойти с фоном при макросъемке, когда вы фокусируетесь ближе к объекту. Если вы используете вспышку для освещения сцены с увеличением 1:1 или 1:2, вы можете обнаружить, что фон изображения становится темным, если не полностью черным.

Это происходит из-за свойства света. Когда ваше расстояние от источника света удваивается, количество света, которое вы получаете, сокращается в четыре раза. Когда ваша вспышка (или рассеиватель) находится очень близко к объекту съемки, что справедливо для макросъемки почти по определению, удаленный фон практически не получает света. Вспышка намного ярче дневного света, и даже солнце в полдень может быть недостаточно сильным, чтобы сделать фон хоть сколько-нибудь заметным. В результате получился очень студийный вид даже на открытом воздухе, как на фото ниже (снято в солнечный день у меня во дворе, но со вспышкой как единственным значительным источником света):

NIKON D7000 + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 1250, 1/250, f/22,0

Вдобавок ко всему, важно знать, как определенные цвета могут уравновешивать друг друга с точки зрения композиции. Красные и оранжевые цвета выделяются и привлекают внимание, в то время как более холодные цвета (зеленый, синий и фиолетовый) естественным образом отходят на второй план.

Используйте ракурсы в своих интересах

Еще один совет, который следует помнить при макросъемке, заключается в том, что угол наклона камеры может привести к тому, что объекты будут в фокусе или не в фокусе. Согласно основам геометрии, любые три точки в пространстве могут быть соединены одной плоскостью, где бы эти точки ни находились. Ценность этого закона в фотографии состоит в том, что по крайней мере три элемента фотографии, даже если вначале они находятся на разном расстоянии от камеры, всегда можно вывести в одну и ту же плоскость фокуса.

Например, если три объекта — это голова краба и две его передние клешни, должно быть ясно, почему это предложение так важно. Все, что вам нужно сделать, это перемещаться вокруг камеры, пока эти объекты не окажутся в одной плоскости фокуса, и вы сможете сделать фотографию, подобную приведенной ниже, где все важное будет резким:

NIKON D7000 + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 800, 1/200, f/14.0

Важность цветов в макросъемке

Наконец, при макросъемке цвета чрезвычайно ярко выражены. Съемка в формате RAW вашей камеры всегда важна, независимо от объекта, но особенно важно максимально использовать цветовые детали макросъемки.

Одной из причин таких ярких цветов является то, что между объективом и объектом очень мало атмосферы при съемке крупным планом. Таким образом, если в воздухе много дымки или тумана, вы получите более яркие макрофотографии, чем что-либо другое. видимый. Например, знаете ли вы, что сложный глаз у некоторых видов мух имеет цвет радуги? Мы не можем увидеть ничего из этого невооруженным глазом, но макрообъектив с увеличением 1:1 определенно это сделает. Цвета — одна из причин, почему макросъемка так интересна.

NIKON D800E + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 1600, 1/320, f/8,0

Как подойти к объекту съемки крупным планом

Жуки пугливы. Стрекозы, например, склонны разбегаться, когда что-то попадает в их поле зрения, а более мелкие жуки просто летают, когда захотят. Приблизиться к беспокойному жуку — это такая же удача, как и наука. Тем не менее, есть некоторые методы, которые вы можете применить на практике, чтобы улучшить свои шансы. Эти советы будут различаться в зависимости от конкретного типа жука, которого вы фотографируете.

Стрекозам и стрекозам лучше всего двигаться медленно и приближаться, слегка покачиваясь из стороны в сторону. Стрекозы инстинктивно летают, когда что-то движется прямо к ним или прямо от них, иногда даже если это движение медленное. Однако боковое движение совсем не влияет на стрекозу. Попробуйте сделать небольшой и медленный шаг вперед, покачиваясь (медленно) из стороны в сторону в течение нескольких секунд, затем сделайте еще один шаг вперед. Если вы будете ждать десять или пятнадцать секунд между шагами, стрекоза может забыть, что вы существуете. Использование этой техники позволило мне получить отличные макрофотографии, невероятно близкие к стрекозе.

NIKON D7000 + 105mm f/2.8 @ 105mm, ISO 100, 1/500, f/4.0

С другой стороны, пчел нелегко напугать. Они всегда очень сосредоточены на своей задаче и оставят цветок только после того, как соберут достаточное количество пыльцы. Не делайте диких движений, конечно, но и не нужно быть навязчиво медленным и тихим. Самое сложное в фотографировании пчел — это то, что они редко сидят на месте. Чтобы получить хорошее фото пчелы, проще всего предварительно сфокусироваться на одной точке на цветке, а затем подождать, пока ближайшая пчела не проползет по этой области. Это все еще может занять некоторое время, в зависимости от готовности вашего субъекта.

NIKON D7000 + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 220, 1/500, f/5,6

Мухи немного пугливы, но их все же достаточно легко фотографировать. Самое приятное в мухах то, что они обычно никак не реагируют на медленное движение. К ним легко приблизиться, не отпугивая. Просто избегайте резких движений и меняйте настройки камеры медленно. Единственное, что раздражает в фотографировании мух, это то, что они не любят долго стоять на одном месте. Итак, приближение летит быстро, но будьте медленны и обдуманны. Достаточно легко?

NIKON D800E + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 400, 1/250, f/16,0

С нелетающими жуками вам явно не нужно так сильно беспокоиться о том, чтобы их отпугнуть. Например, божьи коровки, кузнечики и некоторые муравьи могут летать, но обычно не летают. По крайней мере, фотографы их не пугают (кузнечики — самые пугливые из всех). Проблема в том, что эти жуки, как правило, ходят очень быстро, что затрудняет фокусировку на них.

NIKON D7000 + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 800, 1/400, f/3,5

Бабочки очень чувствительны, если подойти близко, но их легко отодвинуть и сфотографировать из-за их размера. Если вы обнаружите, что бабочка остается на одном месте достаточно долго, у вас, как правило, есть хорошая возможность сделать хороший снимок крупным планом.

NIKON D7000 + 105mm f/2.8 @ 105mm, ISO 280, 1/200, f/4.0

Пауки — лучшие друзья фотографа. Большинство из них почти не двигаются, и они достаточно велики, чтобы относительно легко сфокусироваться. Паутина может отлично смотреться на фотографиях — скажем, с каплями дождя, подсвеченными солнцем, — но некоторые паутины просто отвлекают внимание. Попробуйте сфотографировать прыгающих пауков, так как они редко двигаются и вблизи выглядят «симпатичнее», чем большинство пауков. Не говоря уже о том, что они почти полностью безвредны (они редко кусаются, а если и кусают, то не так сильно, как укусы комаров).

NIKON D800E + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 400, 1/250, f/16,0

В случае с крошечными жуками лучше всего избегать попадания на них тени. Это хороший совет для приближения к большинству этих существ, но крошечные насекомые, в частности, склонны игнорировать вас, если вы не стоите между ними и солнцем. Тем не менее, самые маленькие жуки также единственные, на которых, кажется, влияет вспышка камеры. Некоторые будут прыгать каждый раз, когда вы включаете вспышку, и они обычно быстрее, чем задержка затвора вашей камеры, так что вы получите пустой кадр! Это еще один пример того, насколько очаровательны некоторые из этих маленьких существ.

Призыв к этичной макросъемке

Мы в Photography Life настоятельно рекомендуем не наносить вред вашим макрообъектам. В удивительно большом количестве макрофотографий сегодня фотографы буквально помещают свои объекты в морозильную камеру на ночь, а затем создают фотографии в слишком идеальной студийной среде (в комплекте с грибами, «дождем» из бутылок с водой и идеальными бассейнами с водой). чтобы получить потусторонние образы.

Полученные макрофотографии раздражающе банальны, скучны и вредны для репутации макрофотографов в целом — и для животных, которых вы фотографируете. Не говоря уже о том, что такие фотографы очень часто получают публичные отзывы и в итоге получают ряд негативных статей, связанных с их бизнесом. Если вы заинтригованы прекрасной областью макросъемки и невероятными повадками маленьких жуков и тварей, мы призываем вас не быть одним из этих людей.

Резюме и заключительные советы по макросъемке

Надеюсь, это руководство наставило вас на правильный путь, чтобы начать делать красивые макрофотографии. Технические аспекты макросъемки, безусловно, важны, но, как и в большинстве жанров фотографии, практические соображения композиции и поиска объектов гораздо важнее для создания великолепных фотографий, а в макросъемке лучшие объекты, возможно, находятся не дальше, чем твой задний двор. Если вы сможете выдержать немного грязи и комаров, вы сможете найти спрятанные сокровища практически в любом месте.

Наконец, вот несколько советов и идей по макросъемке, которые помогут вам начать работу:

  1. Ищите объекты помимо жуков и растений. Вы можете делать потрясающие макрофотографии в студии с чем угодно, от карандашей до капель воды. Я видел несколько исключительных макрофотографий столового серебра на резком фоне.
  2. Разметка прудов и ручьев. Насекомым тоже нужно пить воду, и многие из них любят водные пути. Если я не могу придумать, куда пойти, чтобы сделать хорошие макроснимки, я всегда иду к ближайшему источнику воды.
  3. Помните о временах года . Зимой жуков может быть не так много, но вместо этого вы можете запечатлеть целый мир льда и снежинок, в зависимости от того, где вы живете.
  4. Начните делать макросъемку в начале дня. На рассвете вы найдете жуков, ожидающих восхода солнца с каплями воды. Так я сделал несколько своих лучших макрофотографий.
  5. Одежда с длинными рукавами . Как бы я ни любил жуков, я не люблю, когда они кусаются. Если вы фотографируете мелких существ, есть большая вероятность, что рядом будут комары и другие кусающие насекомые. Носите одежду с длинными рукавами, закрытую обувь и головной убор в плохих условиях. Кроме того, подумайте о перчатках, даже когда жарко, если вы находитесь на территории, где обитают комары. Обычно я рекомендую вам избегать спрея от насекомых, отчасти потому, что вы можете отпугнуть тех самых существ, которых пытаетесь сфотографировать!
  6. Приложите усилия к освещению. Не все фотографии со вспышкой одинаково хороши. Требуется несколько проб и ошибок, чтобы получить хорошую настройку освещения, которая выглядит естественно, и первая попытка может привести к тому, что фотографии будут выглядеть фальшивыми и неестественными. Изображение ниже было полностью освещено моей вспышкой, но свет все равно очень приятный.
  7. Получайте удовольствие от макросъемки! Это один из самых приятных жанров фотографии, которым вы можете заниматься, но поначалу легко разочароваться. Опять же, даже в наилучших возможных условиях, моя доля киперов для макрофотографий 1:1 с рук составляет менее 50%, и я делаю это уже некоторое время. Даже два или три четких изображения — это огромный успех, и с практикой вы значительно улучшите свои навыки.
NIKON D7000 + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 800, 1/250, f/8,0

Содержание

Что такое макросъемка? | Лучшие советы по макросъемке

Камера — это инструмент, который позволяет нам запечатлеть то, что мы видим, как мы это видим. Но иногда камера также является инструментом, побуждающим нас смотреть. Макрофотография — отличный тому пример.

Что такое макросъемка?

Макросъемка — это просто съемка мелких предметов, часто насекомых и цветов, а также натюрмортов, таких как украшения и мелкие предметы домашнего обихода. Макросъемка побуждает фотографа присмотреться повнимательнее. Это позволяет стрелку усерднее искать мельчайшие объекты и делать повседневные объекты необычными.

Во времена пленки ответ на вопрос «что такое макросъемка» был немного более строгим и требовал гораздо большего количества оборудования. Съемка пленочной камерой, изображение, на котором было запечатлено что-то размером не менее 1/10 th от исходного размера на куске 35-мм пленки, считалось макросъемкой. Изображения, запечатлевшие объект в натуральную величину или с соотношением сторон 1:1, считались микро.

Сегодня для макросъемки не требуется столько оборудования. Многие камеры типа «наведи и снимай» имеют режимы макросъемки, которые позволяют снимать довольно приличные крупные планы. Макрообъектив с цифровой зеркальной фотокамерой обеспечивает еще более высокое качество и дополнительную гибкость для приближения с помощью адаптеров и другого оборудования.

Возможности макросъемки камеры можно записать двумя способами. Первый использует отношение. Макроизображение 1:1 означает, что объектив захватывает изображение объекта в натуральную величину. Соотношение 1:2 захватывает небольшой объект в половину его первоначального размера, и наоборот.

Чаще всего макросъемка камеры или объектива измеряется расстоянием, на котором объект может находиться от передней части объектива. Возможно, вы пытались сделать снимок с близкого расстояния компактной камерой только для того, чтобы услышать, как объектив крутится взад-вперед, не в состоянии зафиксировать фокус. Это потому, что вы были либо слишком близко к объекту, либо забыли включить режим макросъемки.

Минимальное расстояние фокусировки, указанное в технических характеристиках камеры, указывает, насколько близко вы можете подойти при макросъемке. Многие современные продвинутые компакты позволяют вам отойти на дюйм от объекта и при этом сфокусироваться. Объектив компактной камеры фокусируется на объектах разной длины, перемещая объектив ближе или дальше от сенсора. Для макросъемки объектив должен быть близко к сенсору, чтобы получить фокус, и не все камеры могут расположить объектив достаточно близко, чтобы зафиксировать фокус.

На большинстве компактных камер есть ярлык, чтобы сообщить камере, что вы хотите сфокусироваться ближе к объективу. Этот ярлык выглядит как маленький значок цветка. При включенном макрорежиме камера сможет сфокусироваться на объектах, находящихся близко к объективу. Все еще можно подойти слишком близко, поэтому проверьте минимальное расстояние фокусировки в технических характеристиках вашей камеры. Многие новые компактные камеры могут фокусироваться на расстоянии всего в дюйм от передней части объектива.

В зеркальных фотокамерах возможности макросъемки зависят от объектива, а не от камеры. Объективы с возможностью макросъемки могут приближать объект. В технических характеристиках макрообъектива обычно указывается как минимальное расстояние фокусировки, так и коэффициент макросъемки. 1:1 — отличное соотношение для объектива DSLR, и многие фотографы считают, что все, что меньше 1:1, не является настоящим макро. Макрообъективы не ограничиваются только крупным планом. Они также могут фокусироваться на бесконечность, что означает, что они также могут делать немакро-фотографии. В отличие от компактной камеры, при макросъемке на цифровую зеркальную камеру часто есть переключатель на объективе, который указывает объективу сфокусироваться на близких объектах.

Что лучше для макросъемки: компактная камера или цифровая зеркальная камера?

Хотя многие новые компактные камеры имеют отличные режимы макросъемки, они не дают пользователю полной гибкости, когда речь идет об экспозиции и глубине резкости.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *