Максим дмитриев – Дмитриев, Максим Петрович — Википедия

Фотографии царской России Максима Дмитриева

Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Все мы знаем и любим фотографии Сергея Прокудина-Горского. Цветные кадры царской России – это уникальное достояние. Но есть еще один классик, равный по величине. Это Максим Дмитриев. В отличие он Прокудина-Горского, он донес до нас не открыточную Россию. Он сделал первые жанровые снимки страны.

Довольно популярная в интернете подборка фотографий, но я все равно себе оставлю на память и вам заодно покажу, может кто то не видел.

Голодный год в Нижегородской губернии 1891-1892

 

2. Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

 

 

3. Раздача хлеба в ссуду крестьянам в городе Княгинине. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

 

 

4. Больные тифом в городе Княгинине. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

 

 

5. Изба татарина Саловатова в деревне Кадомке Сергачского уезда. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Нижегородская ярмарка 1896

 

 

6. Театральная площадь Нижегородской ярмарки во время половодья. Негатив 18х24 см

 

 

7. Общий вид ярмарки со Спасского Староярмарочного собора. Негатив 18х24 см

 

 

8. Машинный отдел. Всероссийской художественно-промышленной выставки. 1896 г. Негатив 18х24 см

 

 

9. Самокатская площадь. Кинотеатр «Волшебный мир». Негатив 18х24 см

 


 

10. Колокольные ряды на ярмарке. Негатив 18х24 см

 

11. Театр Фигнер. Негатив 18х24 см

12. Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро. Негатив 18х24 см

Русь верующая 1891-1904

 

 

13. Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г. Негатив 18х24 см

 

 

14. Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. 1897 г. Негатив 18х24 см

 

15. Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. 1904 г. Негатив 18х24 см

 

16. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь. Негатив 45х55 см. Фрагмент.

 

17. Святой источник в Саровском мужском монастыре. Негатив 18х24 см

 

18. Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Негатив 50х60 см. Фрагмент.

 

19. Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г. Негатив 18х24 см

 

masterok.livejournal.com

Фотограф Максим Дмитриев (Нижний Новгород)

Фотограф Максим Петрович Дмитриев (1858-1948), по-праву, считается одним из основоположников публицистической, документальной и социальной фотографии в России. В начале XX столетия Дмитриев, будучи членом Русского фотографического общества, являлся одним из самых известных отечественных фотографов. Его фотоработы многократно отмечались на многих российских и зарубежных фотовыставках того времени. Но после революции имя Дмитриева было несправедливо забыто и только по прошествии многих десятилетий творчество этого талантливого фотодокументалиста было вновь по достоинству оценено. Дмитриев в начале века объездил практически все приволжские города, снимая на свою камеру красивые волжские пейзажи и непостановочные бытовые сцены. Фотографии Максима Дмитриева сегодня являются яркой документальной летописью жизни Нижегородской губернии и России в целом.



Будущий классик русской фотографии родился 21 августа 1858 года в небольшой деревне Повалишино в Тамбовской губернии. Свое образование он, как и другие сельские мальчишки, начал в обычной церковно-приходской школе. После окончания школы мальчик был вынужден зарабатывать себе на жизнь простой работой – плетением корзин для продажи и пением псалмов на похоронах. Однако мать Дмитриева пожелала, чтобы мальчик занялся каким-либо более достойным ремеслом. Для этого она отвезла его в Москву и устроила Максима подмастерьем к известному московскому фотографу М.П. Настюкову. Здесь-то он впервые узнал, что такое фотография и получил первые практические знания, связанные с вымачиванием фотопластинок в азотной кислоте, их дальнейшей обработкой и ретушью. С учителем мальчику очень повезло. Настюков был не только известным фотографом, услугами которого пользовались даже члены императорской семьи, но и чрезвычайно талантливым, начитанным и любознательным человеком. Он живо интересовался особенностями национальной архитектуры, скульптурой и памятниками древнерусского быта. Дмитриев также не оставался в стороне и впитывал в себя как в губку кладезь новых знаний об искусстве. С согласия учителя мальчик продолжил обучение в воскресных рисовальных классах Строгановского художественного училища, где он начал осваивать живопись и основные приемы работы со светом и тенью.

01. Фото сделанное в фотосалоне М. Настюкова.

В мастерской Настюкова в распоряжение начинающего фотографа попали многочисленные художественные альбомы и гравюры, которые значительно расширили творческий кругозор молодого человека. Здесь же будущий фотолетописец Нижнего Новгорода впервые заочно познакомился с этим городом и его знаменитой ярмаркой, где М.П. Настюков с 1860 года имел собственную лабораторию.

02. Андрей Осипович Карелин, в фотоателье которого работал М. Дмитриев (ПОДРОБНЕЕ О КАРЕЛИНЕ)

В 1874 году 16-летним юношей Максим Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, чтобы работать в фотопавильоне своего наставника Настюкова на Нижегородской ярмарке. Путешествие в Нижний Новгород оказало на юного фотохудожника огромное впечатление и стало судьбоносным: именно здесь Дмитриеву посчастливилось познакомиться с известным нижегородским фотографом и художником Андреем Осиповичем Карелиным, лауреатом нескольких международных выставок. Три года спустя молодой человек отказался от работы у Настюкова и переехал в Нижний Новгород, чтобы начать работу у одного из самых способных учеников Карелина, Д.Лейбовского, основательно усвоившего манеру и виртуозную фотографическую технику своего учителя. Наконец, в 1879 году исполнилась заветная мечта молодого фотографа: ему было предложено место в фотоателье Андрея Осиповича Карелина. Работа с известным фотомастером и художником способствовала окончательному формированию творческих способностей Дмитриева, а кроме того дала необходимые материальные средства для создания фотомастерской, которая и была открыта в 1881 году совместно с другими фотографами. Впрочем, разногласия с деловыми партнерами скоро заставили Максима Дмитриева выйти из предприятия, и художник еще несколько лет «скитался» по фотографиям Орла и Москвы прежде, чем предпринять новую попытку открыть собственную фотомастерскую.

03.

Владелица дома на бывшей Осыпной улице в Нижнем Новгороде купчиха Авдотья Пальцева не спешила переделывать помещение, приспособленное для фотоателье и по неизвестным причинам освобожденное А.Карелиным. Следующим арендатором помещения стал решивший начать собственное дело Максим Дмитриев. Следуя его пожеланиям, Пальцева построила новый двухэтажный флигель на месте небольшого старого. Именно там разместился фотопавильон. Фотолаборатория и зал ожидания клиентов находились на втором этаже основного здания, а на третьем поселился Дмитриев с семьей. Современники отмечали, что новая мастерская была сделана с размахом и пришлась по душе публике. Уже при входе будущий клиент мог оценить образцы работы мастера в большой стеклянной витрине. Фотографии были развешаны и вдоль крутой лестницы, по которой посетители поднимались на второй этаж в залитый светом застекленный павильон. Свои фотографии заказчики получали с фирменными паспарту с золотым тиснением: «Новая фотография Дмитриева в Нижнем Новгороде». Фотостудия Дмитриева была открыта в 1886 году.

04. Максим Дмитриев

В Нижнем Новгороде Максим Дмитриев женился на Анне Филипповне Городецкой и у них родилось трое детей — Анна, Александр и Катя.

05. Дети Максима Дмитриева.

06. Максим Дмитриев с семьёй

07. Максим Дмитриев с семьёй

08. Жена М. Дмитриева — Анна Филипповна

09. Жена М. Дмитриева — Анна Филипповна

10. Жена М. Дмитриева — Анна Филипповна в китайском костюме.

11. Жена М. Дмитриева с дочерью Анной

12. Дочь Максима Дмитриева Анна

13. Жена М. Дмитриева (справа)

14. Дети Анна и Александр

15. Брат жены Николай Филиппович Городецкий с детьми Дмитриевых.

Уже в первых самостоятельных фотоработах Максима Дмитриева четко прослеживалась главная особенность его фотографического творчества – документальные съемки с ярко выраженной социальной направленностью. Впервые М.П. Дмитриев выставил свои произведения на Всероссийской юбилейной фотографической выставке 1889 года в Москве. Там были выставлены 53 безукоризненно выполненные, большого формата фотографии самых разных жанров: портреты, пейзажи, групповые снимки, бытовые сцены. Посетители выставки восхищались великолепными волжскими видами, лесными пейзажами, группами людей и уличными сценами Нижнего Новгорода, дивились смелости фотографа, не побоявшегося выставить портрет недавнего ссыльного В.Г. Короленко. Знатоки фотографии разводили руками — такого прежде на выставках им видеть не доводилось: филигран­ное, поистине «карелинское» мастерство в сочетании с безошибочным р

chronograph.livejournal.com

Максим Петрович Дмитриев — основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист

Нижегородскому фотографу Максиму Петровичу Дмитриеву обязаны все историки и этнографы, исследовавшие Россию середины XIX — начала ХХ века, а также любители литературы и музыки того времени. Мало кто из его современников-коллег оставил настолько обширное и ценное фотонаследство.

Дмитриев практически в одиночку заложил основы фотопублицистики в России, он — родоначальник репортажной съемки, причем в современном ее понимании. Максим Петрович фотографировал рядовых крестьян и разнорабочих, а не только пышные процессии (хотя на приезде Николая II на городскую выставку работал тоже он). Фотограф использовал все достижения прогресса того времени — большеформатные камеры, гуммиарабик, печать на дереве и материи.

Также Максим Дмитриев был выдающимся портретистом. Он фотографировал Максима Горького с семьей (писатель дружил с ним много десятилетий), в его доме-студии бывали Федор Шаляпин, Иван Бунин, Дмитрий Менделеев, Владимир Гиляровский и другие представители сливок российской науки и культуры. Знаменитый критик Владимир Стасов, друг Льва Толстого, говорил, что даже в Европе не видел снимков, сопоставимых с работами Дмитриева.

Максим Петрович активно принимал участие в жизни губернии — снимал ее жителей, пейзажи, делал городские зарисовки, ездил к старообрядцам-кержакам и выксунским рабочим. Во время засухи и тифозной эпидемии в конце XIX века он создал серию сильных снимков о бедствующих жителях и поспособствовал привлечению внимания к их горю. Он не был сторонним наблюдателем, помногу занимался благотворительностью, а также этнографическими исследованиями.

Грандиозная работа Дмитриева — фотоцикл о Волге и Поволжье длиной в десятилетие — принесла ему почетное членство в Российском географическом обществе. Снимки из серии используются чуть ли не во всех научных изданиях по истории региона и России XIX века, на них запечатлены памятники архитектуры, курганы и горы, городки Поволжья и представители живших там этнических групп.

Будучи патриотом своего края, Дмитриев не был бессребреником. В нем сочеталось профессиональное мастерство, талант публициста и коммерческая жилка. Он умел безошибочно рассчитать успех, привлечь к себе внимание, предпринимательский талант позволил ему из воспитанника бездетного крестьянина стать владельцем собственного фотоателье.

Из деревни в Тамбовской губернии к собственному нижегородскому фотоателье

Максим Дмитриев родился в 1858 году. В возрасте 2 лет расстался с матерью, дворовой тамбовского помещика. До подросткового возраста он жил у крестьянина, у которого не было детей. Отучившись в церковно-приходской школе, мальчик начал зарабатывать себе на жизнь и в 14 лет переехал в Москву. Его мать смогла «пристроить» сына в подмастерья к фотографу, и за несколько месяцев Максим освоил навыки, на которые у других уходили годы.

Основы композиции, понятие перспективы и работу со светотенью юноша изучал, занимаясь по выходным в «Строгановке» (знаменитом художественном училище) и ретушируя фотографии. В середине 70-х годов XIX века он впервые приехал на нижегородскую ярмарку и в свободное время увлеченно бродил в толпе с портативной камерой. Там он встретил знаменитого местного фотографа А.Карелина, которому сразу понравился бойкий и явно талантливый молодой человек.

Стать учеником мастера с европейской известностью Дмитриев не смог — у него еще не закончился шестилетний контракт в Москве. Молодому фотографу повезло — владелец ателье продал дело, что позволило расторгнуть договор и уехать в Нижний. Там Дмитриев сначала работа у ученика Карелина, а потом перешел к нему самому в помощники. Кроме ценных навыков и знаний о свете, оптике и живописи, молодой фотограф смог накопить и деньги, которых хватило на открытие своего фотоателье.

Блестящий дебют, европейская известность и жизнь при советской власти

После нескольких лет разногласий с деловым партнером Дмитриев смог открыть свое личное ателье — оно стало в Нижнем Новгороде шестым. Победить в конкурентной борьбе ему помогли художественное и деловое чутье, энергичность и мастерство. Окончательный успех пришел к нему в 1889 году, после серии работ с юбилейной московской фотовыставки. Фотограф предусмотрительно поставил на фотографиях адрес своего ателье и о дебютанте заговорили.

После успеха в Москве пришла очередь столицы, где «Волжская коллекция» принесла автору похвальные отзывы. Следующие выставки Дмитриева состоялись в Одессе, Казани и других городах. К фотографу стали поступать многочисленные заказы, он много работал и был вынужден расширить свою студию.

К знаменитому на весь Нижний Новгород фотопавильону со стеклянными стенами и крышей добавились кирпичные подсобные сараи, где хранился огромный архив Дмитриева. На первом этаже дома была фототипия, где выпускались открытки с видами и портреты известных моделей фотографа, а на третьем этаже он жил с семьей.

Следующим этапом карьеры Дмитриева стал успех в Европе и США. Там экспонировались его работы, их удостаивали все новых наград. На фотовыставке в Париже фотограф показал не только отмеченные наградами снимки, но и остросоциальные кадры, на которых были сняты арестанты, занятые на стройке. Это вызвало недовольство российской критики и привлекло к работе внимание европейской публики.

В это же время фотограф сделал серию фотографий неурожая в Нижегородской губернии и приступил к волжскому циклу, который был закончен только в 1903 году. В серию вошли фото реки от Астрахани до Рыбинска, а всего автор сделал тысячи кадров. К сожалению, многократно растиражированные фотографии не принесли ему отчислений из-за несовершенства законов об авторском праве.

После революции Максим Дмитриев остался жить в Нижнем Новгороде. Его фотоателье сначала обложили огромным налогом, а потом национализировали — не помогло даже заступничество Максима Горького.

Бесценные негативы вывезли, многие из них пропали при переезде. Фотограф по мере сил продолжал заниматься творчеством и до последних дней интересовался новинками фотоиндустрии.

После его смерти в 1948 году в здании его бывшего ателье открыли первый в России фотомузей, где и сегодня поклонники могут увидеть плоды незаурядного таланта Максима Дмитриева.

 

 

fotogora.ru

Фотографии царской России от основоположника фотожурналистики Максима Дмитриева

Факты из биографии Максима Петровича Дмитриева


Максим Дмитриев.

1858 г. Родился в Тамбовской губернии.
1873 г. Поступает в ученики к известному московскому фотографу М.П. Настюкову.
1874 г. Работает в фотопавильоне М.П. Настюкова на Нижегородской ярмарке.
1877 г. Поступает ретушером в ателье Д. Лейбовского.
1879 г. Принят в ателье выдающегося фотографа А.О. Карелина.
1881 г. Открывает собственное фотоателье.
1889 г. Принимает участие во Всероссийской юбилейной фотографической выставке в Москве.
1892 г. Получает малую золотую медаль Московской выставки, золотую медаль Парижской всемирной фотографической выставки, Гран-при выставки в Сен-Жиле, Почетный диплом выставки в Брюсселе.
1893 г. Издает знаменитый альбом фотографий «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии».
1894 г. Приступает к созданию монументального цикла фотографий, посвященного Волге.
1896 г. Принимает участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде.
1901-1904 гг. Снимает руины Макарьевского Желтоводского монастыря.
1903 г. Завершает работу над «Волжской коллекцией».
1913 г. Фиксирует в серии крупноформатных фотографий приезд императора Николая II в Нижний Новгород.
1929 г. Фотоателье Дмитриева переходит в ведение комиссии по улучшению жизни детей. Фотограф утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом.
1937 г. Из архива Дмитриева реквизируются 7000 негативов.
1948 г. Умер в Горьком в возрасте 90 лет.

Голодный год в Нижегородской губернии 1891-1892


Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. 1891-1892 гг. Негатив 18 × 24 см.


Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове. 1891-1892 гг. Негатив 18 × 24 см.


Раздача хлеба в ссуду крестьянам в городе Княгинине. 1891-1892 гг. Негатив 18 × 24 см.


Больные тифом в городе Княгинине. 1891-1892 гг. Негатив 18 × 24 см.


Изба татарина Саловатова в деревне Кадомке Сергачского уезда. 1891-1892 гг. Негатив 18 × 24 см.

Нижегородская ярмарка 1896


Театральная площадь Нижегородской ярмарки во время половодья. Негатив 18 × 24 см.


Общий вид ярмарки со Спасского Староярмарочного собора. Негатив 18 × 24 см.


Машинный отдел Всероссийской художественно-промышленной выставки. 1896 г. Негатив 18 × 24 см.


Самокатская площадь. Кинотеатр «Волшебный мир». Негатив 18 × 24 см.


Колокольные ряды на ярмарке. Негатив 18 × 24 см.


Театр Фигнер. Негатив 18 × 24 см.


Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро. Негатив 18 × 24 см.

Русь верующая 1891-1904


Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г. Негатив 18 × 24 см.


Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.


Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. 1904 г. Негатив 18 × 24 см.


Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь. Негатив 45 × 55 см. Фрагмент.


Святой источник в Саровском мужском монастыре. Негатив 18 × 24 см.


Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Негатив 50 × 60 см. Фрагмент.


Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г. Негатив 18 × 24 см.


Закладка городской соборной мечети в Нижнем Новгороде. 1902 г. Негатив 18 × 24 см.


Странники на пути в Саровский мужской монастырь. Негатив 18 × 24 см.


Оленевский скит. Уставщицы. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.


Серафимо-Понетаевский женский монастырь. Вид на монастырский пруд и Больничную церковь. Негатив 18 × 24 см.


Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь. Негатив 45 × 55 см. Фрагмент.


Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.

Поволжье 1894-1904


Сушка сетей. Негатив 18 × 24 см.


Озеро Вселуг. Широковский погост. Негатив 18 × 24 см.


Ложкарный базар в городе Семенове. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.


Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.


Группа старообрядцев. Деревня Кузнецово Семеновского уезда. Негатив 18 × 24 см.


Вид на Волгу с Башменской горы. Негатив 50 × 60 см. Фрагмент.


Караван судов на Волге под Ярославлем. 1894 г. Негатив 30 × 40 см.


Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.


Осташковские рыбаки. Негатив 18 × 24 см.


Слуда. Вид на берег Оки. Негатив 18 × 24 см.


Александровский мост через Волгу в Сызрани. 1894 г. Негатив 18 × 24 см.


Нижний Новгород 1912-1914


Вид на нагорную часть Нижнего Новгорода с левого берега Оки. Негатив 45 × 55 см. Фрагмент.


Вид на плашкоутный мост и нагорную часть Нижнего Новгорода. Негатив 18 × 24 см.


Кулачный бой перед ночлежным домом Н.А. Бугрова. Негатив 18 × 24 см.


Нижегородские «босяки». Негатив 18 × 24 см.


В операционном зале Государственного банка. 1913 г. Негатив 18 × 24 см.


Площадь перед Ромодановским вокзалом. Негатив 18 × 24 см.


В зале городского суда. Негатив 18 × 24 см.


Нижегородские «босяки». Негатив 18 × 24 см.

 

cameralabs.org

Максим Петрович Дмитриев (1858—1948).

Максим Петрович Дмитриев родился 21 (9) августа 1858 года в Тамбовской губернии в семье крестьянина. Детство его прошло в Рязанской губернии. В четырнадцатилетнем возрасте Максим уже работал в знаменитой московской фотостудии М. П. Настюкова, в 70–80-х годах XIX века — в фотографических заведениях Орла, Москвы, Нижнего Новгорода. Обучался фотографическому мастерству у известного фотохудожника Андрея Осиповича Карелина (статью «Новгородский светописец» читайте в номере 7-8/2011).

В 1911 году вся фотографическая общественность России праздновала 25-летие профессиональной деятельности Максима Дмитриева. А начиналось все так: «Предъявителю сего, коломенскому мещанину Максиму Дмитриеву разрешается открыть в Нижнем Новгороде на Осыпной улице в доме Пальцева фотографическое заведение…». Такое свидетельство было выдано 7 февраля 1886 года нижегородскому фотографу, который более 40 лет проработал в этом здании на Осыпной улице (современный адрес — улица Пикунова, дом 9).

Фотопавильон находился на втором этаже здания, которое перестраивалось по проекту самого Дмитриева. Помещение было довольно просторным и, благодаря стеклянной крыше и стеклянной стене — очень светлым. Рядом — зал ожидания для клиентов, фотолаборатория. В конце 1880-х надстроили третий этаж, здесь стала жить семья Дмитриева. В «Новой фотографии М. Дмитриева», как ее назвал Максим Петрович, ­побывали ­многие известные люди. По чугунным ступенькам белого каменного дома поднимались Максим Горький и Федор Шаляпин, Владимир Короленко и Леонид Андреев, Дмитрий Менделеев и Павел Мельников-Печерский, Вера Комиссаржевская и Владимир Гиляровский, Иван Бунин и Дмитрий Мережковский…

Напротив дома располагалась деревянная витрина с огромным зеркальным стеклом. Гуляющие нижегородцы любили рассматривать портреты российских знаменитостей.

Со стороны двора к дому пристроили подсобные кирпичные помещения для стеклянных негативов, хранение которых тоже требовало больших площадей. Первый этаж Дмитриев оборудовал под фототипию, в которой выпускал свои открытки с видами Нижнего Новгорода и губернии, нижегородской ярмарки, Волги и Поволжья, с волжскими типами и сценами, с пароходами и, конечно же, с портретами известных людей. Всего он выпустил около тысячи открыток.

Именно в этом здании на Осыпной было сделано огромное количество замечательных снимков, которые экспонировались во Франции, Германии, Англии, Голландии, США и принесли автору мировую известность. Максим Петрович Дмитриев получил всеобщее признание. На оборотной стороне его фотографий появлялись все новые и новые награды. На обложках конвертов, в которых клиентам выдавались фотографии, значилось:

Портрет М. Дмитриева. Нижний Новгород. 1900-е гг.

ФОТОГРАФ М. ДМИТРИЕВ, Удостоенный высшей награды почетного диплома на Голландской всемирной фотографической выставке в г. Амстердаме 1895 г. и на Парижской всемирной фотографической выставке, по художественному отделу профессиональных фотографов, за 1892 год.

Дмитриева интересовало все: пейзажи, городские мотивы и особенно типажи: грузчики, крестьяне, богомольцы, извозчики, рабочие, босяки. Бытовая тема становится для Дмитриева основной. Всему миру он стал известен именно как фотограф-публицист. Но мастер не удовлетворяется одиночными снимками, он создает тематические циклы: семеновские ложкари, кулебакские и выксунские рабочие, Сормово, старообрядцы керженских лесов и т. д.

В 1891–92 годах Нижегородскую губернию постигло страшное бедствие: малоснежная зима, засуха, неурожай, эпидемии тифа и холеры. Максим Петрович обращается в канцелярию губернатора с просьбой разрешить съемки южных уездов губернии. 14 апреля 1892 года он получает не только разрешение, но и ­рекомендации всем чинам полиции «оказывать г-ну Дмитриеву ­всевозможное содействие». Дмитриев отправляется на съемку. Ее результатом стали ужасающие свой документальностью кадры: изможденные лица людей; больные, в холерной горячке лежащие вповалку на соломе; дети, ждущие своей очереди в бесплатной столовой; санитарные ­отряды, ­общественные работы… 72 снимка из этой ­серии Дмитриев представил на Всемирной выставке в Чикаго, где они удостоились золотой медали. В 1893 году он выпускает в своей фототипии альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии». В предисловии к альбому Максим Дмитриев пишет: «Представляя настоящий альбом публике, смею просить ее быть снисходительной к моему труду, исполненному, насколько мне кажется, добросовестно, но при крайне ограниченных средствах и количестве времени, которое я мог посвятить его созданию».

В 1894 году Максим Петрович приступает к грандиозному труду, которому посвящает почти 10 лет жизни. Используя объемные тяжеловесные фотокамеры и стеклянные негативы, он фотографирует Волгу и Поволжье на всем ее протяжении, от истока до устья: утес Степана Разина, Жигулевские горы, Царев курган, Плес, архитектурные и исторические памятники, виды волжских городов, этнические группы людей, живущих в Поволжье. По предложению Семенова-Тян-Шанского за эти работы фотограф был избран действительным членом Географического общества. Для современников его фотографии стали настоящей сенсацией. Снимки Дмитриева использовались во многих научных трудах, но, к сожалению, их авторы зачастую не спрашивали разрешения на использование и не выплачивали гонораров.

Производство общественных работ по устройству проезда у соляных амбаров в Нижнем Новгороде. Неурожайный год в Нижегородской губернии. 1891-1892 гг.

Максим Петрович Дмитриев занимался не только фотографической, но и общественной деятельностью. Он — гласный Городской думы, присяжный заседатель при Нижегородском окружном суде, с 1908 по 1910 год — председатель правления нижегородского фотографического кружка. Но особенно активно Дмитриев участвует в деятельности Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, занимаясь фиксацией памятников старины. Он принялся за это дело с большим энтузиазмом еще в 1888 году, объездив почти все уезды Нижегородской губернии. Высланная в 1895 году в столичную Академию Художеств серия фотографий памятников Нижегородского Поволжья получила высокую оценку. Архивная комиссия отметила замечательную работу Максима Петровича, «который всегда с полной готовностью выполнял поручения комиссии…».

У Максима Дмитриева всегда хорошо продуманные и высокохудожественные снимки. Он выбирает разнообразные точки съемки, успешно решая при этом объемно-пространственные задачи. Запланировав фотосъемку, ждет хороший солнечный денек с красивыми облачками, грузит свою деревянную фотокамеру и несколько стеклянных пластин на специальную рессорную тележку, впрягается в нее и отправляется на съемку. Со своей нелегкой камерой забирается на крыши домов, иногда даже на колокольни.

М. Горький с женой Екатериной Пешковой. Нижний Новгород. 1904 г.

1918 год коренным образом изменил жизнь многих людей. Ломался политический и экономический уклад жизни, менялась идеология людей, менялись каноны в искусстве. Максиму Петровичу Дмитриеву в 1918 году уже исполнилось шестьдесят. Основоположник и мастер публицистического фоторепортажа в России, он начинает испытывать серьезные трудности. 23 октября 1919 года по распоряжению Нижегородской ГубЧК был арестован его зять Александр Пирожников. Спасти удалось, но с трудом.

В 1928–1929 гг. большинство фотосалонов в стране было уже закрыто или ­национализировано. Не обходят стороной эти события и Дмитриева. Нижгубфинотдел причисляет его к разряду промышленников, использующих наемный труд, что облагалось в те годы непомерными налогами. Не помогали ни объяснения, ни прошения. Фотограф решается обратиться с просьбой о помощи к А. М. Горькому, с которым его связывали долгие годы дружбы. Одну из попыток Горького помочь нижегородскому фотографу мы видим в письме писателя к председателю Нижегородского губисполкома Н. И. Пахомову:

«Дорогой т. Пахомов, простите, но я снова беспокою Вас по делам Максима Дмитриева, фотографа. Фининспекция наложила на него 6000 р. годового, уплатить такой налог он не в силах, что разорит его, сведет на степень нищего. Мне думается, он имеет право быть зачисленным в категорию кустарей, а не промышленников, как его ­считают. ­Кроме того, он — член двух важных обществ: Археолого-этнологической комиссии и О-ва краеведов, что дает ему право на членство в ЦЕКУБУ. Ему 72 г. Человек, работая всю жизнь, капитала себе не нажил и в свое время — 1901–1903 гг. — оказывал немало материальных и технических услуг местному Комитету с-д. Это могли бы подтвердить Л. Б. Красин, А. М. Лежава. Очень просил бы о снижении налога с него. Надеюсь в августе побывать в Нижнем. Сейчас занят осмотром различных учреждений Москвы, еду в Коломну, Серпухов и т. д. Хорошо в стране Советов. Крепко жму руку. А. Пешков. 07.06.29 г.»

К сожалению, все просьбы писателя о снижении налога имели временный успех. В конце 1929 года фотография М. Дмитриева была национализирована — стала государственным предприятием: фотографией Детской трудовой коммуны (ДТК), которая подчинялась краевой комиссии по улучшению жизни детей при Нижегородском крайисполкоме. Комиссия заключила трудовой договор с М. Дмитриевым, согласно которому он нанимался на должность павильонного фотографа и заведующего художественной частью в бывшую собственную фотографию.

В 1933 году Максим Петрович приступил к перевозке огромного архива из ДТК к себе на квартиру. Но неожиданно ­председатель крайбюро товарищ Монахов воспрепятствовал этому и ­конфисковал у фотографа семь тысяч негативов. Спустя четыре года М. Дмитриев пишет теперь уже новому председателю Нижегородского крайбюро Ю. М. Кагановичу:

«Моя просьба к Вам, уважаемый Юлий Моисеевич, состоит в том, чтобы Вы оказали содействие к возврату незаконно отобранных у меня негативов. Если же Вы полагаете, что негативы эти необходимы государству, то я, не возражая против их хранения в архиво-бюро, ходатайствую о назначении мне пенсии, с помощью которой я смог бы безбедно прожить остаток лет».

При этом М.Дмитриев дает следующую оценку своей работе: «Мой ­фотоархив состоит из нескольких тысяч ­негативов и обнимает всю Волгу от истока до Астрахани, буквально все строительство нашего края, как до, так и после революционного периода; по моим фотографиям можно легко проследить всю жизнь края за полувековый период с 1886 года по 1932 год».

Но негативы не вернули… Бесценный фонд М. Дмитриева, к сожалению, сохранился не полностью. Много стеклянных негативов было безвозвратно утеряно. Максим Петрович в последние годы жил в доме своего зятя А. Пирожникова. Прогрессирующая потеря зрения усиливала в нем чувство одиночества, но он до последних дней интересовался фотографией и всем, что имело к ней какое-то отношение. Умер Максим Петрович Дмитриев 16 октября 1948 года. В газете «Горьковская коммуна» появилась в связи с этим небольшая заметка.

За свою долгую и плодотворную жизнь Дмитриев собрал огромный иллюстративный материал на самые разнообразные темы. Сегодня, спустя 125 лет, работы известного российского фотографа вызывают еще больший интерес, они публикуются в различных книгах, альбомах, журналах, газетах, используются в научных трудах — как у нас в России, так и за рубежом.

rosphoto.com

Дмитриев Максим Петрович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с похожими именами, см. Дмитриев и Дмитриев, Максим.
Максим Петрович Дмитриев
Дата рождения 21 августа 1858(1858-08-21)
Место рождения дер. Повалишино, Кирсановский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя
Дата смерти 21 октября 1948(1948-10-21) (90 лет)
Место смерти Горький, СССР
Гражданство  СССР
Подданство  Российская империя
Род деятельности фотограф
 Медиафайлы на Викискладе

Макси́м Петро́вич Дми́триев (21 августа 1858—15 октября 1948) — нижегородский фотограф XIX — XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Открытие своего дела
    • 1.2 1890-е
    • 1.3 Волжский цикл
    • 1.4 Послереволюционный период
  • 2 Круг знакомств

ru-wiki.ru

ФОТОГРАФ МАКСИМ ДМИТРИЕВ

Самое время продолжить знакомство с классиками российской светописи. Один из них- Максим Петрович Дмитриев (21.08.1858−21.10.1948). Его творчество по праву считается той точкой отсчета, ос которой началась в России документальная фотография. И, кроме того, это человек интересной судьбы. Ему, незаконнорожденному сыну крепостной крестьянки, удалось стать одним из наиболее уважаемых мастеров отечественной светописи, получившим за свое творчество многочисленные награды и на родине и за ее рубежами. Такова была сила его таланта.

С 2 до 14 лет Максим воспитывался в семье крестьянина Куприянова. Затем приемный отец отвез подростка в Москву «на заработки». Заработками стала работа в посудной и переплетной мастерской. Но родная мать, Александра Герасимова, видимо, не хотела для сына такого будущего. Вольно или невольно именно она определила дальнейший жизненный путь мальчика, устроив его в ученики к известному мастеру М. П. Настюкову (по воспоминаниям самого Дмитриева эта была лучшая фотография в Москве).

Монахини на садовых работах перед церковью Живоносного Источника в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. Нижегородская губерния, 1904 г.

За несколько месяцев была освоена вся технологическая цепочка от промывки стеклянных пластин до ретуши отпечатков. В это же время будущий фотограф посещает рисовальные классы Строгановского училища, постигая основы живописи и композиции. В последующие годы свои знания изобразительного искусства (что в то время считалось для фотографов едва ли не обязательным) Максим Петрович пополняет, посещая музеи и художественные выставки.

В 1874 г. Настюков взял юношу с собой на нижегородскую ярмарку для работы в собственном павильоне. Так Дмитриев впервые попал в Нижний Новгород. Эта поездка стала поистине определяющим моментом жизни. Здесь Максим Петрович познакомился с А. О.Карелиным — своим будущим наставником. Понравился ему и сам город.

Нижний Новгород. Ярмарка.1890-е гг.

В 1879 г. сбылась, наконец юношеская мечта — начинающий фотограф стал помощником мэтра. Эта работа, общение с Андреем Осиповичем, его советы и наставления так много дали в творческом плане (ранние произведения Дмитриева даже сравнивали с карелинскими работами)! Но было и желание открыть свое дело. Первая попытка (на паях с Л. Галиным) оказалась не очень удачной. Заведение просуществовало около года. Последовали несколько лет переездов и работа по найму в нескольких фотоателье Орла и Москвы. Наконец, в 1886 г. в центре Нижнего Новгорода на Осыпной улице появилось ателье с собственным именем на вывеске, просуществовавшее до 1929 г. (когда оно было национализировано).

На фоне «античных» колонн и рисованных декораций здесь снималась почтенная нижегородская публика. Витрину украшали портреты «господ артистов и писателей»: Д. Мережковского, Л. Андреева, И. Бунина, В. Комиссаржевской, Ф. Шаляпина, В. Короленко. Представители передовой демократически настроенной интеллигенции Нижнего Новгорода были частыми гостями дмитриевского дома и ателье. Но центральной фигурой в те годы был, разумеется, Алексей Максимович Пешков. Они были дружны. Дружба эта вылилась в обширную галерею фотопортретов. По просьбе писателя Максим Петрович высылал ему также портреты сделанных им «характерных» представителей уличной толпы — для разработки вариантов грима героев горьковских пьес. Однажды Дмитриев даже сделал на своем стенде (на выставке в Петрограде) такую композицию: портрет Горького, окруженный снимками «типажей» — городской бедноты. Стенд имел успех!

Убийство в Гордеевке. Нижний Новгород, 1900-е гг.

Хотя критики и отмечали «художественность» исполнения портретов, они были вполне традиционны. Портретирование не было сильной стороной Дмитриева. Максим Петрович предпочитал психологической глубине изображения создание «типажа». Студийная съемка была для него коммерческой основой для разнообразных поездок и экспедиций. Для творчества.

Фотограф не замыкался в тесных рамках своего ателье. Еще в юности он увлекся съемкой на натуре. И натурой этой был не только пейзаж и городская архитектура. Бытовые сцены, народные гулянья, крестьяне, рабочие, паломники, арестанты. Жизнь в многообразии ее проявлений — вот тема его работ. И фотографии эти были абсолютно новаторскими для своего времени, потому что Дмитриев не прибегал к постановкам, как тогда было принято. В отличии от В. А.Каррика и И. В.Болдырева (чьи работы на тему народного быта приобрели к тому времени немалую известность) снимал «вживую», став первым русским фотографом — документалистом.

Закладка ремесленного училища в селе Павлове. Нижегородская губерния, 1895 г.

Окончание следует…

А знаете ли вы, что 11 января 1907 родился Александр Житомирский — мастер политического фотомонтажа. Возможно, людям старшего поколения даже знакомы обложки книг, оформленные коллажами его работы.

История фотографии в датах — здесь и здесь

А здесь — свежие новости из жизни СФР

Дежурила по блогу Александра Устинова

diletant.media

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *