Мартин мункачи: мастер фотографии со вкусом к жизни

Содержание

Мартин Мункачи ‒ новатор и легенда фотожурналистики ХХ века

Он смог зафиксировать бесконечность в одном мгновении. 

Анри Картье-Бресон о М.Мункачи

Отобразить движение, передав всю его динамичную эстетику и выразив смысл в одном лишь снимке, ‒ это задача, о которую разбивались амбиции очень многих фотографов, и начинающих, и умудренных изрядным опытом. Тех, кто умеет это делать, часто причисляют к грандам профессии, и заслуженно. «Оживление» статики ‒ это высокоинтеллектуальный труд, и редко случается так, что хороший кадр складывается только лишь из случайно встретивших друг друга обстоятельств. Именно в этом кроется секрет творчества для тех, кто стремится поймать ускользающую красоту момента.

Один из ярчайших примеров таланта и интеллектуального подхода к искусству фотографии, умения работать с объектами в движении ‒ творчество знаменитого фотографа венгерского происхождения Мартина Мункачи. Работая в первой половине ХХ века, он, можно это смело утверждать, перевернул основы и фотожурналистики, и фэшн-фотографии, привнеся в них совершенно новое видение. Мункачи умел снимать движущихся людей так, что кадр сохранял всю энергетику, живость и настроение момента, и при этом был идеально выстроен геометрически.

До этого профессия фотографов четко разделялась на направления ‒ или ты «делаешь искусство», выверяя сцену до миллиметра, или работаешь «в поле», стремясь передать больше фактов и не особенно задумываясь о композиции. Мункачи смог уйти от этих шаблонов. Его фотографии кажутся продуманными, выстроенными, но при этом репортажными ‒ живыми и непостановочными. Своим талантом он смог вывести жанр, в котором снимал, в разряд самого сложного и высококлассного ответвления в профессии.

Сегодня уже кажется очевидным: многие начинающие фотографы мечтают о славе, которую может принести один-единственный, но «исторический» снимок. Например, целующиеся влюбленные посреди баррикад, портрет Джеки Кеннеди, захваченной врасплох папарацци и так далее. А ведь появлению подобного репортажного жанра мы обязаны именно Мартину Мункачи. Он оказал огромное воздействие на признанных столпов современной фотографии ‒ и Ричард Аведона, и Юджина Смита. Анри Картье-Брессон утверждал, что на его решение посвятить себя профессии повлиял снимок венгерского гения ‒ его эпохальные «Мальчики, бегущих к прибою на озере Танганьика».

Благодаря творчеству Мункачи фотосообщество эволюционировало от студийных зафиксированных поз к эстетике торжества жизни и движения в кадре. Его не зря причисляют к одним из главных фотографов ХХ века ‒ и журналистика, и мир моды, и сфера коммерческой рекламы после него стали совершенно иными.

Ранние годы ‒ становление стиля

Родившись на излете XIX столетия (в 1896 г, 18 мая), Мартин Мункачи стал свидетелем тех глобальных изменений, которые ждали мир впоследствии. Его жизненный путь начался в венгерском местечке, сегодня известном как Колошвар (ранее оно было австро-имперским Клаузенбургом). У ребенка была фамилия Мермельштейн, которую вскоре родители, опасаясь антисемитизма, поменяли. Несмотря на трудности в небогатой семье царил определенный дух творчества. Отец мальчика занимался малярными работами, частенько подрабатывал, как фокусник. В шестнадцатилетнем возрасте юноша уехал в Будапешт, где стал писать стихи и работать в области журналистики. Именно это привело его к фотографии.

Однажды Мункачи пришлось делать снимок самостоятельно ‒ проиллюстрировать его заметку о похоронах больше было некому. После этого случая камера стала его постоянной спутницей. Прославился Мункачи своими репортажами с футбольных матчей.

Большой поклонник футбола (он даже играл в одной из команд), Мартин хорошо видел весь спектр эмоций, сопровождающий болельщиков и участников. Так он превратился в ведущего венгерского спортивного фотожурналиста. Это увлечение, по печальному совпадению, стало причиной окончания его жизни: в июле 1963 года, уже будучи пожилым и опытнейшим мастером, Мункачи слишком резко встал, снимая гол, получил сердечный приступ и тем же вечером умер в больнице.

Из творческого наследия

Особую известность принес Мартину снимок драки. Эта фотография стала решающим аргументом для суда в обвинении убийцы. Дело получило такой резонанс, что на молодого венгра обратили внимание владельцы самых известных немецких печатных изданий.

Уже в статусе известного репортера Мункачи перебрался в Берлин, но не стал сидеть на одном месте. Начиная с 1927 года, с момента переезда, Мартин беспрерывно путешествовал и работал в разных уголках не только Европы, но и всего мира. На испанской корриде в его объектив чаще попадали быки, чем тореадоры, так что зрители могли осознать весь смысл этого зрелища. Арабские бедуины на снимках мастера гоняли мяч в пустыне; Марлен Дитрих, известная своими классическими «застывшими» позами, с тоской смотрела на свои огромные чемоданы на борту лайнера «Нормандия»; а режиссер Лени Рифеншталь ‒ мчалась с горы на лыжах.

Работал фотограф для популярных немецких газет и журналов, таких как «Берлинер Иллюстиерте Зейтунг» (знаменитый BIZ), Die Dame, Vu и так далее. По заданию редакции он облетел весь мир: был в Либерии, где сделал тот самый легендарный снимок трех мальчиков, восхитивший Картье-Брессона; Бразилии и Аргентине, где фотографировал океанские лайнеры с высоты, удивляя читателей еженедельника; Турции, Египте и Норвегии… Везде фотограф старался запечатлеть настоящую жизнь людей ‒ и знаменитых, богатых, и совсем бедных. Он был свидетелем многих знаковых событий: полетов мюнхенских штурмовиков и передачи полномочий президентом Гинденбургом Гитлеру. Вскоре за потсдамскими событиями (в 1934 году) Мартин Мункачи эмигрирует в Америку и обосновывается в Нью-Йорке.

Работа и жизнь в Штатах: переворот в мире фэшн-фотографии и сегодняшняя мировая известность

Мункачи смог привлечь внимание Кармель Сноу ‒ легенды американского Harper’s Bazaar, главного редактора, открывшего многие таланты фотографа. Она предложила Мартину Мункачи работать в мире моды и вскоре будущие коллеги заключили контракт. Сноу не боялась экспериментировать, и фотограф вышел из студии, навсегда изменив мир глянцевой фэшн-сьемки.

Он работал в аэропортах, на улицах, в парках и на фермах; умел поймать эффектный кадр знаменитости во время работы: например, танцовщика Фреда Астера в момент исполнения сложного па или широко улыбающегося Луи Армстронга. Среди тех, кто ему позировал, было множество голливудских звезд золотой эпохи: Кетрин Хепберн, Джин Харлоу и так далее. Он сделал их свободными от вымученных поз, предложил стать естественными, смеяться и просто двигаться.

Во время одной из съемок для Harper’s Bazaar Мартин Мункачи так долго заставлял модель бегать по пляжу, что она совершенно обессилела. Но кадр в итоге получился великолепным. Он хотел, чтобы все, кто будут в кадре, постоянно двигались, отказывался от нарочитой театральности. Фотограф постоянно наблюдал и фиксировал происходящее.

Мункачи говорил, что фотографии (особенно для коммерческих съемок) ‒ это не тысячи слов, а тысячи долларов. Одно время с ним заключали выгоднейшие контракты различные журналы, делая Мункачи высокооплачиваемым профессионалом. Например, в снимках How America Lives для Ladies’ Home Journal в середине 40-х годов автор сумел передать все нюансы жизни общества США. Он демонстрировал «американскую красоту», как она есть Вместе со знаменитым графическим дизайнером Harper’s Bazaar А.Бродовичем Мункачи создавал поистине новаторские образы, полностью видоизменяя суть визуальных решений.

Спонтанность и вместе с тем точная выверенность кадров сочетались в Мартине с острым чувством формы и стиля. Его сложные, многоплановые композиции воспринимаются, как единое целое, тот самый момент волшебства, который дает возможность зрителям ощутить происходящее, как будто бы находясь там.

К сожалению, талант Мункачи не всегда высоко ценили: умер он в бедности, незаслуженно и преждевременно забытым. После его смерти ни один из главных музеев Америки не захотел принять его творческое наследие. Когда интерес к работам гения фотографии проснулся у публики опять, они уже успели разойтись по различным коллекциям.

Одна из самых крупных принадлежит берлинскому Ullstein, другая – собранию профессора Ф. С. Гундлаха (она хранится в гамбургском Доме фотографий). Сегодня, на волне возрождения известности Мартина Мункачи, выставки мастера часто проводятся там: отдельно или в паре с экспозициями других мастеров (Картье-Брессона, Эдварда Стайхена) и др.

«Думай, пока ты снимаешь!» ‒ эта фраза стала творческим кредо Мартина Мункачи. Действительно, фотография требует максимального напряжения ума, но, вместе с тем, и вкуса, таланта, острого глаза и умения видеть прекрасное в реальной действительности.

Великий Ричард Аведон говорил о Мункачи, что тот принес радость и любовь в застывшую безэмоциональную среду. Сейчас в этой профессии огромное количество «детей» мастера, перенявших и принявших его подход. Сегодня наиболее ценятся подобные работы: живые, точные, схватывающие момент и передающие его зрителю ‒ такие, как создавал Мартин Мункачи.

Мартин Мункачи: мастер фотографии со вкусом к жизни | Cameralabs

На пике карьеры Мартин Мункачи был одним из самых известных и высокооплачиваемых фотографов в мире. Начав репортажником, он привнёс и в модную съёмку динамизм футбольного матча, сочетал журналистскую точность с высоким эстетическим стандартом и определял себя скорее мастером на все руки, чем спортивным или модным фотографом. Художник Анри Картье-Брессон решил стать фотографом, когда увидел снимок Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика». Многократно отец фоторепортажа рассказывал историю о том, как спонтанность, жизнерадостность и чудесность этого кадра вдохновили его купить фотоаппарат, а копия изображения висела над столом Картье-Брессона до конца его жизни.

Мартин Мункачи (Martin Munkacsi) родился в 1896 году в Венгрии и начал журналистскую карьеру в Будапеште в 1921 году. Потребность в иллюстрации для заметки о похоронах подтолкнула его взять в руки фотоаппарат, а случайно заснятая уличная драка практически дала начало репортажной карьере Мункачи. Для своих спортивных статей в местной газете он начал снимать футбольные матчи и другие физкультурные мероприятия. В 1928 году переехал в Берлин и работал в нескольких изданиях, освещающих события в Германии и крупных городах по всему миру.

По заданиям газеты Berliner Illustrirte Zeitung Мункачи побывал в Турции, Лондоне, Нью-Йорке, Сицилии и Египте. В 1930 году он привёз из Центральной Африки сенсационную фотографию под названием «Три мальчика, бегущих в прибой» (другое название «Три мальчика на озере Танганьика»). Вид сзади чернокожих детей, оказавшихся между песком и брызгами, произвёл глубочайшее впечатление на Анри Картье-Брессона. «Эта фотография была искрой, которая зажгла мой энтузиазм», – не раз признавался французский мастер решающего момента.

Он также освещал «День Потсдама» в 1933 году, однако совсем скоро с болью осознал, куда движется Германия. Мункачи, еврею по происхождению, посчастливилось уехать в Штаты. В Нью-Йорке он сделал множество известных снимков для мира моды, в том числе первую ню фотографию, опубликованную в Harper’s Bazaar.

Модная фотография в то время полагалась в основном на постановочность. Но для Мункачи движение на съёмочной площадке модной сессии было естественным развитием новостной и спортивной фотографии. Снимки Люсиль Брокау, бегущей по пляжу Лонг-Айленда в 1933 году, казались революционными. Многие редакторы тогда заговорили об истинном начале жанра. Ещё он работал в журналах Life и Ladies’ Home.

Голливудских звёзд фотографировал в типичном для себя стиле. Часто знаменитости прыгали, танцевали, двигались; кадры выделялись неформальностью, индивидуальностью и энергией. Работы Мункачи способствовали созданию образа современной западной женщины как успешной, независимой, динамичной городской жительницы. 

Что отличало Мункачи от коллег-современников, так это его способность фиксировать действия так, как в то время не делал никто. Он уловил скорость и движение своей эпохи. «Увидеть в тысячную долю секунды то, к чему равнодушные люди приближаются, не замечая – вот принцип фоторепортажа. И в следующую тысячную долю секунды запечатлеть увиденное – это практическая сторона репортажа», – говорил Мункачи.

Несмотря на вклад в фотографию Мартин Мункачи умер почти в безвестности и бедности. «Головной убор Halston» – последняя его работа, опубликованная в Harper’s Bazaar в 1962-ом. В следующем году во время футбольного матча его настиг сердечный приступ.

Поколения знаменитых фотографов вдохновлялись творчеством Мункачи и перенимали его стиль. Когда он умер, Ричард Аведон заявил: «Сегодня мир того, что называется модой, населён последователями Мункачи. От него я получил свой первый урок фотографии, а после ещё много других уроков, все они усвоены у Мункачи, хотя я никогда с ним не встречался. Он привнёс вкус к счастью, честности и любви к женщинам в то, что до него было безрадостным и лживым искусством».

Прыжок, ок. 1934. Фотограф Мартин МункачиФутболисты, 1928. Фотограф Мартин МункачиПрогулка на крыше, Нью-Йорк, 1940. Фотограф Мартин МункачиПляжный костюм, 1933. Фотограф Мартин МункачиЛени Рифеншталь на лыжах, 1931. Фотограф Мартин МункачиИспанские танцовщицы в Севилье, 1930. Фотограф Мартин МункачиЕва Шаплоне, 1932. Фотограф Мартин МункачиЖенщина в лодке, 1928. Фотограф Мартин МункачиПалермо, Италия, 1927. Фотограф Мартин МункачиДина Грейс, 1933. Фотограф Мартин МункачиЗагорающая женщина, 1936. Фотограф Мартин МункачиЖенщины, отдыхающие на яхте, 1934. Фотограф Мартин МункачиПоследние тёплые лучи солнца на пляже, ок. 1929. Фотограф Мартин МункачиПередвижная вышка спасателей на пляже, Германия, ок. 1929. Фотограф Мартин МункачиГрета Гарбо в отпуске, ок. 1932. Фотограф Мартин МункачиКэрол Ломбард, 1937. Фотограф Мартин МункачиЖенщина с белым павлином, 1936. Фотограф Мартин МункачиЖенщина на лестнице, 1936. Фотограф Мартин МункачиЖенщина в лесу, 1936. Фотограф Мартин МункачиДжин Харлоу, Голливуд, 1937. Фотограф Мартин МункачиЛюсиль Брокау на пляже Лонг-Айленда, 1933. Фотограф Мартин МункачиЛетний вечер, 1935. Фотограф Мартин МункачиТибор фон Халмай и Вера Мальке, 1933. Фотограф Мартин МункачиФред Астер, 1936. Фотограф Мартин МункачиФокстерьер в прыжке, ок.1930. Фотограф Мартин МункачиФигуристка Эдель Рандем, Норвегия, 1931. Фотограф Мартин МункачиБорцы Сандор Сабо и Джим Браунинг, 1933. Фотограф Мартин МункачиВратарь, 1928. Фотограф Мартин МункачиПляж, 1930. Фотограф Мартин МункачиМотоциклист, Будапешт, ок. 1923. Фотограф Мартин Мункачи

Посмотреть полную версию подборки (117 фото) можно на Cameralabs.

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Мартин Мункачи | МоМА

Запись в Википедии

Введение
Мартин Мункачи (урожденный Мермельштейн Мартон; 18 мая 1896 — 13 июля 1963) был венгерским фотографом, работавшим в Германии (1928–1934) и США, где он жил в Нью-Йорке.

Викиданные
Q708491

Просмотрите или отредактируйте полную запись в Википедии

Информация из Википедии, доступная под Лицензия Creative Commons Attribution-ShareAlike

Гетти запись

Национальности
американская, венгерская, румынская

Пол
Мужской

Роли
Художник, Фотограф

Имена
Мартин Мункачи, Мартин Марморштейн, Мартин Мункачи, Мартин Мункачи

Улан
500012064

Посмотреть полную запись Гетти

Информация из Списка имен исполнителей Getty’s Union List of Artist Names® (ULAN), доступная под Лицензия на авторство ODC

2 работает онлайн

  • Мартин Мункачи

    Без названия

    1925–28

  • Мартин Мункачи

    Развлечения в отпуске

    1929

  • Современные фотографии из коллекции Томаса Вальтера, 1909–1949 гг.

    13 декабря 2014 г. – 19 апреля 2015 г.

  • Коллекция фотографий: Rotation 6

    7 августа 2009 г. — 22 марта 2010 г.

    MoMA

  • Фотография: Инаугурационная инсталляция

    20 ноября 2004 г. – 6 июня 2005 г.

    MoMA

  • Автопортрет: образ фотографа, 1840–1985 гг.

    7 ноября 1985 г. – 7 января 1986 г.

  • Гламурные портреты

    2 августа — 19 сентября 1965 г.

    MoMA

  • Фоторепортаж

    16 марта – 16 мая 1965 г.

    MoMA

  • Фотография 1839–1937

    17 марта – 18 апреля 1937

    MoMA

Лицензирование

Если вы хотите воспроизвести изображение произведения искусства из коллекции Музея современного искусства или изображение публикации или архивных материалов Музея современного искусства (включая изображения установки, контрольные списки и пресс-релизы), обратитесь в Art Resource (публикация в Северной Америке) или Scala Archives (публикация во всех других географических точках).

MoMA лицензирует архивные аудиофайлы и выбирает из нашей коллекции видеоклипы, не защищенные авторскими правами. В настоящее время видео, созданное MoMA, не может быть лицензировано MoMA/Scala. Все запросы на лицензирование архивных аудиозаписей или видеоклипов, не защищенных авторскими правами, следует направлять в Scala Archives по адресу [email protected]. Кадры из кинофильмов не могут быть лицензированы MoMA/Scala. Чтобы получить доступ к кадрам из кинофильмов для исследовательских целей, обратитесь в Центр изучения кино по адресу [email protected]. Для получения дополнительной информации о прокате фильмов и нашей библиотеке циркулирующих фильмов и видео посетите сайт https://www.moma.org/research/circulating-film.

Если вы хотите воспроизвести текст из публикации MoMA, отправьте электронное письмо по адресу [email protected]. Если вы хотите опубликовать текст из архивных материалов MoMA, заполните эту форму разрешения и отправьте на [email protected].

Обратная связь

Эта запись находится в стадии разработки. Если у вас есть дополнительная информация или вы заметили ошибку, отправьте отзыв по адресу [email protected].

Мартин Мункачи | Мотоциклист, Будапешт

Мартин Мункачи | Мотоциклист, Будапешт | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Мотоциклист, Будапешт

Художник: Мартин Мункачи (американец (родился в Венгрии), Клуж-Напока (Коложвар) 1896–1963 Нью-Йорк)

Дата: ок. 1923 г.

Середина: Серебряно-желатиновый отпечаток

Размеры: 29,2 х 23,5 см (11 1/2 х 9 1/4 дюйма)

Классификация: Фотографии

Кредитная линия: Коллекция Ford Motor Company, подарок Ford Motor Company и Джона К. Уодделла, 19 лет.87

Регистрационный номер: 1987.1100.6

Права и воспроизведение: © Джоан Мункачи, предоставлено галереей Говарда Гринберга

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Публикации музея

«Фотография между войнами: отрывки из коллекции Ford Motor Company»: бюллетень Художественного музея Метрополитен, т. 45, вып. 4 (Весна, 1988)

Новое видение: фотография между мировыми войнами. Коллекция Ford Motor Company в Метрополитен-музее

Похожие произведения искусства

  • Мартин Мункачи
  • Фотоотдел
  • Фотографии
  • Из Северной и Центральной Америки
  • Из США
  • С 1900 г.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *