Натюрморт это что: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин
Натюрморт | это… Что такое Натюрморт?
Запрос «натюрморт» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Виллем Кальф. Натюрморт с китайской супницей. 1660. Картинная галерея. Берлин
Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633. Фонд Саймона Нортона. Лос-Анджелес
Анри Фантен-Латур. Натюрморт с цветами и фруктами. 1865. Музей Орсе. Париж
Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена).
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Содержание
|
Нидерландский натюрморт XVII века
Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».
Виллем Клас Хеда. Пример натюрморта на аллегорическую тему.
Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.
Ян Баптист Веникс. «Натюрморт с мёртвым лебедем».
Цветочный натюрморт
Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
Учёный натюрморт
Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.
Виды и мастера нидерландского натюрморта
Ванитас Яна Давидса де Хема
- Ранний цветочный натюрморт: Якоб де Гейн Младший, Амбросиус Босхарт Старший, Амбросиус Босхарт Младший.
- Натюрморты типа «Завтраки» и «Сервированные столы»: Флорис ван Дейк, Клара Петерс, Ханс ван Эссен
- Тональный натюрморт: Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Ян Янс ден Эйл, Ян Янс Трек, Ян Янс ван де Велде, Паулус ван ден Бос.
- Учёный натюрморт: Давид Байли, Питер Стенвейк, Мария ван Остервейк.
- Иллюзионистический натюрморт: Самюэл ван Хогстратен, Корнелис Бризе.
- Роскошный натюрморт: Ян Давидс де Хем, Виллем Кальф, Абрахам ван Бейерен, Абрахам Миньон.
- Поздний натюрморт: Виллем ван Алст, Ян Баптист Веникс, Ян ван Хёйсум
Натюрморт в русской живописи 18-20 веков
С. Осипов. Васильки. 1976
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.
Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.
Т. Афонина.Вербы. 1964
В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
Русские натюрмористы
- Хруцкий Иван Фомич (1810-1885)
- Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)
- Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956)
- Альберти Петр Филиппович (1913-1994)
- Антипова Евгения Петровна (1917-2009)
- Захаров Сергей Ефимович (1900-1993)
- Копытцева Майя Кузьминична (1924-2005)
- Котьянц Геворк Вартанович (1906-1996)
- Крестовский Ярослав Игоревич (1925-2003)
- Осипов Сергей Иванович (1915-1985)
- Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978)
- Румянцева Капитолина Алексеевна (1925-2002)
- Скуинь Елена Петровна (1909-1986)
- Тетерин Виктор Кузьмич (1922-1991)
- Шаманов Борис Иванович (1931-2008)
- Максим Гаврилов (2001 н.
г.)
Выставки натюрморта
- Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. — Л: Художник РСФСР, 1973.
- Натюрморт в живописи 1940-1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.
См. также
- Vanitas
Литература
- Серов А. Этюды натюрморта // Художник. 1961, № 2. С.43-47.
- Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М. 1962
- Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. — Л: Художник РСФСР, 1973.
- Виппер Б. Р. Проблема развития натюрморта, Спб, 2005
- Геташвили Н. В. Художественные направления и стили. Малые голландцы. М. 2004
- Доброклонский М. В., Никулин Н. Н. Искусство Голландии XVII века. История искусства зарубежных стран XVII—XVIII веков под ред. В. И. Раздольской, М. 1988
- Натюрморт в живописи 1940-1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки.
СПб., Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.
- Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997
- Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века, Спб, 2004 г.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Натюрморт
- Примеры натюрмортов
- Сайт о натюрмортах
- Блог о натюрмортах
НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
1.1 История возникновения и становление натюрморта как жанра изобразительного искусства.
В искусстве натюрморта – (от франц.) naturemorte – «мертвая природа», принято называть изображение неодушевленных предметов, соединенных в одну композицию. «Натюрморт – одна из острых бесед живописца с натурой» [7, с. 16].
Художники обращаются к натюрмортам,
как к инструменту, который характеризуют воссоздавшийся образ. Натюрморт
является самостоятельным жанром, который владеет в значительной степени
влиянием в изобразительном искусстве. Натюрморт несет в себе не только внешний
материальный смысл предметов, но и целостную составляющую, которая отображает
времена, важные эпохальные факты.
и Натюрморт , в своем лучшем выражении , оказывается эффективным средством идейного и художественного восприятия людей. Он формирует предпочтения, понятия и образы. «Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д. Влияние натюрморта зависит, прежде всего, от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника» [24, с. 42].
Натюрморт служит определенной
творческой лабораторией, где художник выявляет и разрешает разнообразные
профессиональные задачи, оттачивает мастерство. Особенность выполнения
натюрморта заключается в том, что его можно поставить и писать в
разнообразных обстановках; в помещении при естественном и искусственном
освещении, на открытом воздухе. В отличие от живописного натюрморта, учебный
имеет конкретную цель, оказывать стимуляцию образовательной и познавательной
деятельности учащихся..
Натюрморт, как самостоятельный жанр, возник на стыке XVI и XVII вв., в областях Фландрии и Голландии. Отличительной чертой характера натюрморта является совершенное и безукоризненное отражение реальных предметов. Рассматривая известные голландские натюрморты, кажется, будто чувствуешь вкус этих спелых плодов, сладость и горечь этих напитков. Мастера изображали самые обычные вещи, но они были прекрасны и одушевлены.
Наибольшую популярность натюрморт
получил в Голландии в эпоху Возрождения в 15 веке. Мощнейший подъем натюрморта,
как самостоятельного вида искусства произошел в 15вв., хорошо отражается в
творчестве таких художников, как А.
В область натюрморта переместились методы и средства изображения, создаваемые в жанре сюжетно-тематической картины. Создается тип натюрморта с конкретным трехплановым разделением пространства и четко выявленным композиционным центром.
Главные изобразительные принципы натюрморта возникли в Голландии. Его основными тезисами были: реализм, тонкость видения среды, умение обнаружить и изложить художественную значимость. Для создания натюрмортов художники брали обыденные предметы при этом составляя их так, чтобы достичь гармонии всех вещей в совокупности. В своих работах мастера использовали различные приемы многослойной живописи это прописи и лессировки. С их помощью добивались, практически, фотографичного изображения. Главное требование художественного образа в жанре натюрморт, это подлинное изображение предметов, проявление их изящества и индивидуальных изобразительных способностей .как: бытовой; жанровый; тематический; сюжетно
Любимыми сюжетами голландских
художников были «завтраки» с небольшим количеством предметов. С великолепной
тактичностью и точностью изображалась текстура предметов –
металл,
керамика, дерево, стекло.
Еще одной значительной характеристикой голландского натюрморта было то, что мастера дополняли его смыслом. В каждом натюрморте воспроизводится связь человека с окружающим нас миром, выражается позитивное отношение к жизни, большое желание рассказать, как многообразна природа, как трудолюбив и талантлив человек.
В полной мере это позитивное
восприятие жизни отразилось в искусстве Ф. Снейдерса. Он создавал большие
монументальные картины, которые размещались в больших дворцовых помещениях.
Такими были известные полотна «Фруктовая», «Овощная», «Рыбная». Четкая
взвешенность композиционного и живописного решения в его картинах отлично
соединялись с декоративностью живописью. Это уже не тихие «завтраки», которые
изображают А.Бейерен [1.рис.1].или П.Класс, а работы, выполненные мечтами и
фантазиями живописца. Так же, Снейдерс в натюрмортах делает значительный акцент
на детальной проработке изображения и отражении достоверности предметов, но при
всей своей скрупулезности проработки в деталях формы, он не теряет целостности
художественного образа.
В XVII в. Начинают формироваться основные признаки натюрмортного жанра. Этих признаков придерживаются такие известные живописцы, как Рембрандт, Переда, Сурбаран. Всех их объединяет одна цель – показать гармоничность предметов, которые окружают человека, изящность их форм и материальность.,
Значительный вклад в формирование натюрморта вложил французский художник XVII в Ж.Б. Шарден, который стал известен в мировой живописи, как художник бытовой жанровой живописи. В своих натюрмортах он изображает предметы домашнего обихода, добивается поэтичности и лаконичности композиционного и живописного решения. Отличные примеры таких натюрмортов «Медный бак», [1.рис.2] « Натюрморт с коробкой, трубкой и кувшином».
Те же композиционные решения
присутствуют и в натюрмортах, под общим названием «Атрибуты искусства».
Отличительной чертой творчества П.Шардена является мастерство и разнообразие
способов, применяемых для изображения материальности вещей. Создавая законы
реалистичного творчества, Шарден вложил в натюрморт особенную воздушность и
поэтичность, которая указывает на особенную характеристику творчества.
Но не каждый художник ставил перед собой цель раскрыть социальную суть жизни через «говорящие вещи». Менялись предпочтения, художественные представления, изменялось восприятие окружающей действительности. Мастера начали отмечать в окружающей жизни и другие качества материального мира. Огромной проблемой являлась ограниченная среда нахождения предмета, светопередача, воздушно-пространственная среда и образы природы.
С середины XIX
в. значительное воздействие на развитие в искусстве стал оказывать
импрессионизм. Импрессионисты противопоставляли свое видение живописи,
академическим обычаям, которые к этому времени превратились в условные формы
салонного искусства. К. Моне, [1.рис.3].А.Сислей и другие мастера изображали
природные мотивы в своем творчестве, спектрально чистыми цветами. Для них
важной задачей было показать на полотне стремительно и неумолимо изменяющее
состояние природы; сам же предмет изображения утратил свою былую значимость,
будто исчез в световоздушной среде.
Основная живописная концепция импрессионизма получила своё более обширное становление в области пейзажей, но неизменно прикасалась и к области натюрморта. Живописцы, поглощенные мыслями о цвете и свете, старались показать стремительную смену световых и цветовых пятен, бликов и теней, на поверхности предметов, а не его собственные черты. Именно по этой причине происходит активное снижение интереса к содержанию и объективной оценки действительности.
Так же необходимо подчеркнуть, что, естественно, импрессионизм внес только положительную роль и искусство натюрморта . Благодаря увеличению разнообразия цветовой палитры, живописцы значительно расширили свои изобразительные возможности, первым делом применяя в процессе работы живописные и психологические функции цвета.
Впрочем, натюрморт, как жанр, стоит
рассматривать не в рамках импрессионизма, а скорее в ходе преодоления его
проблемных мест, таких как уничтожение объемной формы. Поборов, в начале своего
пути, значительное воздействие импрессионистов, П. Сезанн логически отрицал их
способ. В выполненных им различных натюрмортах развитого периода, он старался
отыскать решения и способы передачи объективных черт предмета – объема,
материала, цветовой устойчивости в его характеристике.
Мастер использует, в основном, выразительные возможности цвета, по средствам цветовых контрастов, для разрешения конкретных проблем. «Не существует линий, не существует светотени, существуют лишь контрасты красок. Лепка предметов вытекает из верного соотношения тонов».
Способ П.Сезанна кроется на четком
определении творческих задач. Образующий конструкцию объем, где любой цвет–мазок
должен изображать изгиб, поворот формы в зависимости от количества получаемых
световых лучей. Именно в этом состоит основная характерная черта мастера, в таком
логическом способе изображении натуры. Основным способом в работе над
натюрмортом оказывается его рациональность в выполнении изобразительной формы,
отражены пластичности и объема предмета и его материальной действительности. В
своих работах художник находит глубочайшее понимание функций реалистичного
творчества, добиваясь вершин живописного мастерства. [1.рис.5].
Другое течение французского натюрморта, сильно отличающегося как с техники импрессионистов, так и от живописных стремлений Сезанна является искусство А. Матисса. Его основа — декоративно-плоскостное восприятие художника. Натюрморт видится ему как система плоских цветовых пятен, где предметы как бы ложась на плоскость, обозначаются четкими силуэтами. Если П. Сезанн берет цвет для изображения объема на плоскости, то А. Матисс, наоборот, вовсе отвергает изображение объема на плоскости. Нарушение объема сопровождается намеренным искажением изображения. Изобразительные предпочтения А. Матисса заканчивались на красиво оформленной композиции. [1.рис.4].
и
В жанре натюрморта, себя пробовали мастера разных стилистических течений. Они
экспериментировали с формой, цветом и пространством, старались найти совершенно
разную фактуру. Натюрморт создается в совершенно разных техниках, таких как:
реалистичная, декоративная, кубизм.
Изображение великолепия мира предметов интересовало различных живописцев. В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров – Водкин, Ю. Пименов и другие создавали прекрасные натюрморты, отражающие не только красоту предметов, но также и внутренний мир человека, его чувства и образы.
Каждый художник находит для выполнения этой трудной функции свои способы выражения. Бывает так, что человек незримо находится на полотне, и, кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент.
Например, на картине Ю. Пименова
«Ожидание» (1959г.) [1.рис.6].изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со
снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле добавляют тоски и грусти
ожидания. В другом виде натюрморта предметы говорят, в первую очередь, о себе,
предлагают полюбоваться красотой их форм, цвета, фактуры. Например, картина И.
Машкова «Снедь московская. Хлебы» [1.рис.7].будто отражает запах
свежеиспеченного хлеба. Мир вещей в натюрморте всегда отображает внешние
признаки жизни конкретной исторической эпохи.
В этих трудоемких поисках «нового»
положительным было то, что, помимо бесплодных и неудачных экспериментов,
включались активные художественные силы. Творческие, способные из них, отдавая
дань формальным экспериментам, вставали на твердую почву реализма и изображали
выразительные по содержимому и форме живописные произведения. На этом фоне
формировалось искусства натюрморта в России. Известные мастера ,такие как К.
Коровин и И. Грабарь, были основоположниками французского импрессионизма в
России. Творчество К. Коровина во всем ее объеме –
пейзаж, портрет, натюрморт отражает все живое, прямое ощущение контакта с
натурой. Его картины узнаваемы за счет подвижного колорита, чувствуется
присутствие натуры. Все это указывает на пленэрную живопись с переменчивыми и
сложными переливами тонких полутонов. Но все же в его искусстве есть кое-что,
что дает возможность рассказывать об углублении реалистичного течения в русской
живописи. Об этом рассказывают его картины: «Розы и фиалки» «Гвоздики и фиалки
в белой вазе».
На картине К. Коровина «Розы и фиалки» [1.рис.7] изображен натюрморт с розами, маленьким букетом фиалок. На подносе лежит яркий апельсин рыжего цвета ,сахарница и кофейником. Композиция строится на фоне открытого окна с видом на вечерний бульвар. Живопись К. Коровина очень звонкая, насыщенная. Натюрморт освещен изнутри комнаты , из -за этого металлический поднос, стеклянная ваза передают ощущение звонкости и четкости. Свет словно творит волшебную игру преображения реальности.
Особенным этапом искусства К.
Коровина всегда была натура во всем разнообразии ее проявлений. В его
натюрмортах присутствуют природные формы: фрукты, цветы, овощи и все живое, что
окружает нашу действительность. Он пишет их в разнообразной обстановке, в
совершенно различных местах и каждый раз показывает целостное восприятие
окружающей среды. Его характерной особенностью, был талант создавать такие
соединения цветовых оттенков, с помощью которых он ловко отражает совершенство
и изящность нежных цветов, сложнейшие состояния освещения. В то же время,
отображенные им вещи не теряют своей материальности: рисунка, объема, контура.
К. Коровин всегда был довольно самостоятелен в оценивании природной формы: движение цвета в среде строило изображение предмета.
Помимо этого есть и другая отличительная особенность творчества К. Коровина – это его желание к картинному восприятию. Его натюрмортам характерна четкость, обоснованность композиционного решения. В натюрмортах Коровина всегда есть центр композиции, через который мы воспринимаем все разнообразие цветовой среды.
Именно такое же стремление побороть односторонность принципа импрессионистов присуще работам И. Грабаря. В своих лучших работах, выполненных в 1905 – 1907г., он формирует принцип материального и вещественного мира. К числу таких полотен относятся «Хризантемы», «Неприбранный стол».
Особое значение в раскрытии способов
изображения натюрморта уделяли мастера из объединение «Бубновый валет»: И.
Машкову, П. Кончаловскому, А. Лентулову, А. Куприну. Преодолев нелегкий путь
поисков в сфере живописной формы, они пришли в советское искусство
состоявшимися художниками. Суть их живописных стремлений было, энергичное
участие в создании новой жизни. Революция дала им массу вариантов, дала живой
материал для выражения в искусстве.
Огромное количество натюрмортов, созданных в это время, говорят о развитии нового в натюрмортах. Конечно же строительства социализма прочно входит в творчество. Так, в натюрморте «Селедка», написанного К. Петровым – Водкиным в 1919г., начался основной путь творчества художника: достоверно, без приукрашений, поделиться о событиях настоящей жизни суровым языком правды.
В том же 1919г. И.Машков пишет «Натюрморт с самоваром»- определенный образ-представление, навеянный революционными преобразованиями в стране. Художник желает найти художественную значимость в вещах индустриального общества.
Спустя некоторое время, состояние в
стране стабилизируется. Людей переполняет трудовое вдохновение, положительный
настрой. Происходит расцвет и у художников. И. Машков создает в это время свои
лучшие натюрморты: «Снедь московская. Хлебы» [1.рис.8], «Снедь московская.
Мясо, дичь» и другие, где добивается выражения всех привлекательных сторон
предметов, по которым заскучали зрители. В натюрмортах 20–30х
гг. отразились особенные признаки мастерства И. Машкова: реалистичность
художественного языка, полноценность выражения темы, чувственность восприятия
современной жизни.
Таким же целостным, увлеченным
восприятием к миру окружающей действительности отмечено искусство П.
Кончаловского . В его наследии есть самые разнообразные натюрморты. От
небольших размеров «Зеленая рюмка», до огромных, монументальные картины
«Натюрморт с окном». В зав В искусстве советских художников старшего
поколения, натюрморт приобрел признаки независимого жанра, который и по
содержательности и по художественной форме занял полноправное со всеми другими
жанрами место в творчестве. Натюрморт стал на одну линию с сюжетным
изображением, где обсуждались темы великого смыслового содержания.
В своем следующем преобразовании, натюрморт серьёзно пополнился свежими, новыми темами и увлекательными стилевыми признаками. В нем находят отражение ритм современной жизни, достижения науки и техники. Желание более подробно преподнести тему вынуждает мастеров выполнять, свои творческие работы сериями. Например, Ю. Пименов – серии полотен «Вещи каждого дня», «Вещи людей», «Старые и новые вещи».
В последние десятилетия все больше молодых художников начинает работать в жанре натюрморта. Всероссийская художественная выставка «Натюрморт» 1975г. показала не только массовость жанра, но и широкое количество тем. Не теряя связующей нити с новой действительностью, мастера направляются к опыту истории искусства, тщательно изучая и другие жанры. Другой источник — это изучение произведений народного творчества, изучение опыта и навыков прошлых поколений.
В течение долгого времени, натюрморт
формировался как жанр, не всегда он следовал общему пути развития искусства,
были расцветы и падения, у него развились свои характерные особенности, но к
нынешнему времени натюрморт все также остается очень актуальным жанром
изобразительного творчества и по сей день продолжает свое формирование.
1.2. Гармония цветовых отношений в живописи натюрморта.
Одним из основных средств выразительности изображения, является гармоничный цветовой строй живописного произведения[8.с.16]. Именно колористическое единство красок , тоновые и цветовые отношениями , создают внутреннюю характеристику и эмоциональную выразительность идейно — образной стороны изображения. В создании художественного образа играет большую роль цветовой строй картины .
В искусствоведческой литературе , посвященной анализу произведений живописи , дают самые разные объяснения сущности колорита. Н.Н. Волков писал в книге «Цвет в живописи» , что, к сожалению , теория живописи пока не обладает разработанной теорией цветового строя.
Внимательно изучая литературу
,которая касается вопросов живописи и гармоничного колорита, можно сделать
выводы , что колорит картины определяется согласно замыслу и служит как
средство выразительности изображения. Распространенным мнением среди
искусствоведов считается, что гармоничный колорит картины основан на
контрасте.
Начиная с И. Ньютона , физики делали попытки разобрать теорию гармоничных сочетаний красок. Каноны цветовых гармоний строились на том, что в основу закладывали пары или триады дополнительных цветов. Но колорит, создаваемый художниками , на основе этих цветов, не отличался правдивостью ожидаемого эстетического воздействия на зрителя. В настоящее время, существует в теория колорита , на основе сочетания дополнительных цветов.
Так, в первом выпуске «Школы изобразительного искусства» говорится о том, что колорит в живописи построен на гармонии дополнительных цветов. К каждому тону и заключающемуся в нем оттенку цвета сопутствует дополнительный оттенок. » [7, с. 19]. К примеру , если взять красный цвет, то дополнительный будет зеленый, к синему- оранжевый , а фиолетовому -желтый. Сопоставленные рядом, они создают определенное напряжение и звучность.
Английский искусствовед Фильд
полагал, что гармоничный колорит создается тогда, когда количество оттенков
теплого соответствует количеству оттенков холодного в картине.
Некоторые специалисты в области изобразительного искусства считают, что вывести какую-то общую закономерность создания цветовых гармоний относительно к конкретному изображению нельзя . А другие, наоборот, надеются найти цветовые гармонии , по которой можно построить колорит любой картины.
» У живописцев действительно есть собственная цветовая гармония ,есть тайны колорита , чувственная прелесть колорита , которая ни сюжетом , ни звучанием изображаемого еще не обеспечивается и всецело им не подчиняются; они обладают известной самостоятельностью» ,- писал Н.Дмитриева [17, с. 224]. Она стремилась обосновать колорит, как результат умственного подбора художником красивых сочетаний красок. Это сочетание художник выбирает согласуя со своим вкусом и субъективным представлением о гармонии красок.
Цветовая
гармония — сочетание отдельных локальных цветов или цветовых оттенков ,
оказывающие определенное эстетическое воздействие на зрителя. В живописи
цветовая гармония представляется, как определенное сочетание цветов с учетом
цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, размера цветового пятна,
расположения пятен в пространстве изображение. [ 9,стр.89].
Понятие гармонии цвета включает в себя: монохромность, ахроматичность. Монохромность — использование одного цвета работе с большим спектром оттенков, а ахроматичность — разное множество цветов и их оттенков.
Также к основным признакам относится контраст . Контраст разделяют по яркости (темное-светлое, черное-белое), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания). В гамме — это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Цвета в картине должны быть уравновешены и сочетаться друг с другом.
Цветовая
гамма живописного произведения — гамма колористическая. Многие художники строят
свое произведение опираясь на использование нескольких колористических гамм,
но при этом есть ведущая гамма , которой подчинены все дополнительные гаммы
цветов, служащие для создания контраста. При использовании в живописи
нескольких колористических гамм, художники создают колористическую тональность
живописного произведения. С их помощью живописцы передают настроение, природное
или эмоциональное состояние , время года , суток ,погода и т.д.
Колористическое богатство живописи достигается путем нюансировки цвета и поиском различных его оттенков. «Нюанс» — в переводе с французского «nuance» и означает оттенок. Нюансировка цвета дает разнообразие его оттенков, создаёт ощущение пространства.
Художник , наблюдающий изучающий натуру и отображающий наблюдаемые им закономерности в материале, имеет дело с реальным светом и цветом.(9.зайцев.).Художники — педагоги , в своей практике, часто употребляют такие термины как «светлота» , «тон», «яркость» и «освещенность». Эти понятия являются основными характеристиками цвета.
Освещенность натуры
оказывает влияние на видение художника и предопределяет характер светлотных и
цветовых отношений в картине.[20, с. 224] Есть представить себе постановку, которая освещается очень
сильным светом, то можно заметить как он съедает многочисленные нюансы и
оттенки цвета. Многие художники , выбирая время написания живописного
произведения, выбираю пасмурные дни, в отличии от солнечных. Когда пасмурно,
свет становится мягким , рассеянным, можно заметить богатый характер
светотеневых отношений. Яркость является частью освещенности , поскольку
определяется количеством света, который отражается с поверхности.
В обиходном понимание разница между яркостью и светлотой обычно не замечаются. Оба понятия рассматриваются почти как эквивалентные .[20, с. 20] Существует некоторое различие в употреблении этих слов. Понятие яркость употребляют для характеристики сильно освещенных поверхностей. Так же это слово употребляют, чтобы характеризовать насыщенность и чистоту. Светлота же — ощущение яркости.
«Интенсивность» —
это яркость цветового пятна, определяется количеством отражаемой
энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна.[20,с 30] Насыщенность понятие важное
для художественно-педагогической практики. Обычно у детей предметы не разобраны
по свету. Очень хорошо это выражается в изображение пейзажа. Изображение будет
успешным если правильно передана насыщенность, передний план более контрастный
по отношению к заднему. В работах которых недостает насыщенности , цвета кажутся
,как правило монотонными или вялыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль гармонии цвета в живописи имеет большое значение.
Проблема развития гармоничных цветовых отношений в живописи заслуживает более пристального внимания. Необходимо и дальше развивать эту тему, применять на практике, осуществлять поиски решения данной проблемы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтапов
М.В., Ростовцев Н.И. «Искусство» 1т. 1 часть М., 1987
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ.ред. и вст. ст. В.П. Шестакова). — Москва, “Прогресс”,1974.
3. Алексеев С. «О колорите» . «Изобразительное искусство».— Москва.1974
4. Алгазина Н.В. Цветоведение и колористика. Часть I. Физика цвета и его психофизиологическое восприятие [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Алгазина. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014. — 153 c. — 978-5-93252-318-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26675.html
5. Алгазина Н.В. Цветоведение и колористика. Часть II. Гармония цвета [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Алгазина. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. — 188 c. — 978-5-93252-353- — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32799.html
6. Бадян В.Е. Основы композиции [Электронный ресурс] : учебное
пособие для вузов / В. Е. Бадян, В.И. Денисенко. — Электрон. текстовые данные. —
М. : Академический Проект, Трикста, 2017. — 225 c. — 978-5-8291-2506-6. — Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/60032.html
7. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов.- М: Просвещение, 1986.- 192с, ил.
8. Болотина, И. С. Русский натюрморт / И.С. Болотина. – М.: Искусство,1993. – 132 с.
9. Беда Г.В. Цветовые и тоновые отношения в живописи [Текст] / Г.В. Беда – Москва: Советский художник, 1964 – 78с.
10. Васильев, В.В. История и теория художественного образования [Текст] / А.А. 7.Васильев – Краснодар: Куб ГУ, 2003 – 132с.
11. Васильева Э.В. Цветоведение и колористика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Э.В. Васильева. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. — 180 c. — 978-5-93252-269-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18266.html
12.
Волков, Н.Н. Цвет в живописи
[Текст] /. Н.Н. Волков– Москва: Искусство, 1984г, 400с.
Натюрморт | МоМА
Художественные термины
Изображение природных или искусственных объектов в любом расположении или комбинации, придуманных художником, и на любом носителе.
9 примеров
Поль Сезанн
Натюрморт с блюдом для фруктов 1879 г.-80Поль Гоген
Натюрморт с тремя щенками 1888 г.Орасио Коппола
Натюрморт с яйцом и шпагатом 1932 г.Джорджио Моранди
Натюрморт 1949 г.Пабло Пикассо
Тарелка с натюрмортом 1954 г.Том Вессельманн
Натюрморт #57 1969-70Джоанн Вербург
Натюрморт с серийными убийцами 1991 г.Джорджина Старр
Натюрморт для женщины 1994 г.Харун Фароки
Натюрморт 1997 г.
Натюрморт | Национальные галереи Шотландии
Картина, рисунок или фотография, изображающая неодушевленные предметы быта. Хотя этот жанр существует с древних времен, он был популяризирован в Голландии после эпохи Возрождения в шестнадцатом веке и продолжает изучаться в наши дни.
Ранние натюрморты
Жанр натюрморта существует уже тысячи лет и до сих пор процветает. Некоторые из самых ранних примеров натюрмортов были сделаны древними египтянами в пятнадцатом веке до нашей эры, обнаружены в древних захоронениях как погребальные картины, изображающие мясо, рыбу и зерно, которые будут перенесены в загробную жизнь или сделаны в качестве подношений богам. В Древней Греции и Риме подобные сюжеты появлялись на фресках и в виде узорчатых мозаик, называемых «эмблемами», выступавших в качестве символов процветания и богатства в домах высших классов. По мере развития жанра натюрморта на протяжении веков он стал тесно переплетаться с религиозной символикой, где неодушевленные предметы часто изображались рядом со священными текстами и рукописями.
Натюрморт в эпоху Северного Возрождения
Считается, что итальянский художник раннего Возрождения Якопо де Барбари создал первый натюрморт в 1504 году, но только в семнадцатом веке в Северной Европе этот жанр полностью раскрылся. . Термин «натюрморт» произошел от голландского слова «stilleven», когда голландские и фламандские художники изображали различные предметы, включая мертвую дичь, мясо, хлеб и декадентские цветущие вазы с цветами. Художники обнаружили, что в этом, казалось бы, простом предмете они могут продемонстрировать удивительное виртуозное мастерство, захватывая широкий спектр поверхностей и текстур, а также свет, форму и пространство. Некоторые из самых ярких и выдающихся примеров были созданы Яном Брейгелем и Яном ван Хейсумом.
В это время и в Золотой век Голландии семнадцатого и восемнадцатого веков жанр «ванитас» был популярен среди художников, сложная тема, в которой художники могли сочетать религиозную иконографию с различными символами memento mori, такими как горящие свечи, сушащиеся фрукты , цветы и черепа, а также символы снисходительности, такие как вино, еда и книги, отсылающие к поверхностным и мимолетным «тщеславиям» повседневной жизни. Такие картины имели огромное влияние в Европе, аналогичная идея появилась в работах шотландских художников Уильяма Гоу Фергюсона и Ричарда Уэйтта. Во Франции цветочная живопись была популярной темой в восемнадцатом веке, примером чему служат картины Жана-Батиста Симеона Шардена.
Испанский Bodegones
В Испании натюрморт также появился в эпоху Возрождения, когда художники подняли то, что когда-то считалось скромным, низшим предметом, до тех же рангов, что и библейская или повествовательная живопись, с помощью ярких цветов, пристального внимания к деталям. и драматическое освещение. Термин «bodegón» (по-испански «кладовая» или «таверна») был принят для описания популярности изображения съедобных предметов, таких как груды фруктов, рыбы, яиц, хлеба или диких птиц, рядом с предметами и посудой, включая блестящие инструменты для приготовления пищи, тканые сумки, прозрачные банки и книги. Такой широкий спектр предметов стал чрезвычайно сложной платформой для художников, чтобы продемонстрировать свои таланты. Многие художники, такие как Диего Веласкес, стремились отметить важность предметов повседневного обихода и связанных с ними честных работников, как видно из его Old Woman Cooking Eggs , 1618, который объединяет жанры натюрморта и портрета в единое изображение.
Натюрморт с девятнадцатого по двадцать первый век
На протяжении девятнадцатого и двадцатого веков художники продолжали исследовать натюрморты в различных стилях. Художники-реалисты, импрессионисты и постимпрессионисты исследовали способы добавления веса и содержания обычным предметам из повседневной жизни, чтобы прославить простоту и честность, а не помпезность и церемонию, как это видно на мрачных, задумчивых этюдах Эдуарда Мане и роскошных картинах мальчика из Глазго Уильяма Йорка Макгрегора. Овощной прилавок, 1884.
К концу девятнадцатого века натюрморт стал скорее фоном, на котором художники могли исследовать аспекты стилизации, преувеличения и абстракции. Шотландский колорист Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл сделал яркие, плоские эскизы студийных аранжировок под влиянием восточных гравюр, в то время как подробные исследования фруктов Пола Сезанна разбили простой предмет на ряд сложных, граненых геометрических плоскостей. В двадцатом веке Пабло Пикассо и Жорж Брак приблизили блочные, геометрические мазки Сезанна к абстракции; простые натюрморты в приглушенных тонах давали им больше свободы для исследования формальных и пространственных искажений, как это видно на картине Пикассо «9». 0011 Guitar, bec a gaz, flacon (Guitar, Gas-jet and Bottle) , 1913. Позже Пикассо расширил жанр натюрморта до трех измерений с помощью своих скульптурных ассамбляжей.
Итальянский художник Джорджио Моранди провел большую часть своей карьеры в двадцатом веке, рисуя элегантные, урезанные эскизы бутылок и банок, упрощенные до почти минималистского дизайна, которые приблизились к абстракции к концу его жизни в 1960-х годах, как видно в Natura Morta (Натюрморт), 1962. На протяжении 19В 60-е годы поп-художники изображали простые предметы повседневного обихода как отражение растущей потребительской и материалистической культуры, такие как знаменитые банки супа Кэмпбелл Энди Уорхола, а также стол Ричарда Гамильтона, 1964 год. пристальное внимание к деталям и, как и Веласкес, возвышает скромные предметы до статуса изобразительного искусства.
Современные примеры
В современном искусстве натюрморты продолжают оставаться популярными, особенно в живописи и фотографии.