Nd фильтр переменной плотности – Обзор фильтра переменной нетральной плотности Kenko Variable NDX
Обзор фильтра переменной нетральной плотности Kenko Variable NDX
Еще совсем недавно светофильтры непременно присутствовали в инструментарии любого увлеченного фотографа. В эпоху, когда возможности постобработки фотографий практически отсутствовали, именно светофильтры позволяли получить качественный снимок в сложных условиях освещения или добиться различных эффектов в изображении. Сегодня все (или почти все) эти задачи можно решить с помощью графических редакторов. Однако некоторые оптические насадки по-прежнему сохраняют свою актуальность. В их числе и нейтрально-серые светофильтры.
Основная задача этих стекол — сокращение света, попадающего в объектив. При этом имитировать действие нейтрально-серых светофильтров в графических редакторах практически невозможно. Именно с помощью этих насадок профессиональные фотографы делают великолепные водные пейзажи, добиваются правильной экспозиции ярко освещенных сюжетов и эффективно управляют глубиной резкости. Также нейтрально-серые светофильтры применяются и для различных специальных эффектов — например, для использования сверхдлительных выдержек, позволяющих добиться «безлюдности» при съемке оживленной улицы.

ОТ МНОЖЕСТВЕННОСТИ К УНИВЕРСАЛЬНОСТИ
Итак, полезные свойства нейтрально-серых светофильтров позволили им сохранить заслуженную популярность у фотографов цифровой эпохи. Однако, несмотря на все свои достоинства, светофильтры подобной конструкции не были лишены и минусов. Так, каждый ND-светофильтр имел фиксированный коэффициент плотности — 2х, 4х, 6х, 8х и 400х. Таким образом, фотографу, часто работающему в условиях, требующих применения фильтра, приходилось постоянно иметь под рукой целый набор этих оптических насадок. Для достижения нужного коэффициента плотности многие были вынуждены использовать несколько светофильтров одновременно, устанавливая их один на другой. Но такое решение могло приводить к виньетированию, то есть затемнению изображения по углам кадра. Кроме прочего, насадки с коэффициентом 8х и больше значительно затемняли изображение в видоискателе и затрудняли фокусировку, поэтому фотографу приходилось сначала осуществлять компоновку кадра и наводить резкость, а уже затем устанавливать светофильтр и настраивать экспозицию.
Японская компания Kenko, как и другие лидеры производства оптических насадок как для фототехники, разработала нейтральный светофильтр с переменным коэффициентом плотности. Этот аксессуар Variable NDX не только избавлен от всех недостатков традиционных ND-фильтров, но и предлагает владельцам современных цифровых зеркальных камер новые, ранее недоступные возможности.
VARIABLE NDX
Особенность светофильтра Variable NDX заключается в его конструкции, которая позволяет плавно изменять уровень светопропускания в диапазоне от ND2.5 до ND1000 (на практике применимы значения до ND450). Светофильтр представляет собой два ультратонких поляризационных светофильтра в одной оправе, вращением которых друг относительно друга и достигается нужный эффект увеличения (или уменьшения) коэффициента плотности.
Одним из основных требований к нейтрально-серому светофильтру является то, чтобы, сокращая количество поступающего к объективу света, он не изменял его спектральный состав. Каждый поляризационный светофильтр, используемый в конструкции нейтрально-серого фильтра, состоит из поляризационной пленки и четверть-волновой пластинки, что в совокупности может искажать цветопередачу изображения, а также оказывать свойственное поляризационным фильтрам воздействие (устранять блики и отражения).
Эта особенность знакома владельцем бюджетных нейтрально-серых светофильтров, при использовании которых камера выдает тусклые серые снимки. Чтобы избежать этого, разработчики Kenko дополнили конструкцию светофильтра Variable NDX пластинкой из деполяризующего материала. Этот слой устраняет хаотическую поляризацию света и сводит к минимуму любые искажения цветопередачи независимо от угла паде¬ния света. В результате по правильности воспроизведения цвета Variable NDX оставляет позади не только недорогие китайские нейтрально-серые фильтры, но даже традиционные вращающиеся или градиентные нейтрально-серые света-фильтры от известных производителей. Также по сравнению с традиционными светофильтрами своей группы Variable NDX может похвастаться значительно более высокой разрешающей способностью и яркостью формируемого изображения. Как и другие светофильтры Kenko премиум-класса, эта модель выполняется с многослойным, нанесенным под контролем цифровой аппаратуры просветляющим покрытием, которое эффективно предотвращает блики и засветку вследствие отражения света внутри оптической системы. А тонкая оправа светофильтра позволит забыть о виньетировании, неизбежно возникавшем ранее при одновременном использовании нескольких ND-фильтров.
Единственное ограничение, накладываемое вращающейся конструкцией светофильтра, — возможность возникновения крестообразных цветовых артефактов при использовании коэффициента плотности более 450. Впрочем, подобные значения применяются в обычной фотосъемке очень редко — ведь уже коэффициент 400 ослабляет световой поток на 9 ступеней (объектива достигает лишь 1/500 часть света), что позволяет без дополнительных приспособлений осуществлять фотосъемку солнечных затмений или использовать сверхдлинные выдержки при обычном дневном свете.
НЕ ОТВОРАЧИВАЙ, А ВРАЩАЙ
При использовании обычных ND светофильтров фотографу приходилось тратить драгоценное время на смену оптических насадок различной плотности или снимать светофильтр с объектива, чтобы добиться правильной композиции и должной резкости. Работа с Variable NDX значительно удобнее, быстрее и проще. Установив светофильтр на объектив, фотограф может с комфортом скомпоновать кадр и навести резкость при максимально ярком его положении, а за¬тем, регулируя интенсивность светового потока путем вращения специального кольца на оправе светофильтра, устано¬вить нужный коэффициент плотности, настроить экспопараметры и выполнить съемку.
А возможности новая конструкция дает очень широкие. Например, фотограф может в большом диапазоне контролировать выдержку даже в ясный солнечный день. Это позволяет получать правильную экспозицию при ярком освещении и наличии больших светлых областей (пляж, снег, городские панорамы), когда в обычных условиях передержка возможна даже при выдержке 1/8000 с. Также фильтр поможет увеличить выдержку и для других целей — сюжет, для правильной экспозиции которого в обычных условиях необходима выдержка 1/60 с. Можно при использовании светофильтра Variable NDX с тем же отверстием диафрагмы запечатлеть при выдержке от 1/20 до 60 с. Это открывает путь к множеству ранее труднодостижимых в дневной съемке художественных эффектов — от полупрозрачного смазывания фигур идущих по улице людей до размывания бегущих по небу облаков.

С помощью Variable NDX фотограф может делать и самые великолепные водные пейзажи, не опасаясь выбеливания светов даже при ярком освещении и получая нужный эффект движения водных струй — от мягких прозрачных волн до эффектных переливов белого тумана. А при портретной съемке светофильтр дает возможность управлять диафрагмой, чтобы получать нужную глубину резкости независимо от условий существующего освещения.
Наконец, не стоит забывать и о применении светофильтра в видеосъемке — ведь запись видео в формате HD доступна большинству цифровых зеркальных видеокамер последнего поколения. Здесь спектр возможных применений для светофильтра Variable NDX также чрезвычайно широк — с его помощью можно не только получать правильную экспозицию, но и добиваться эффекта размывания фона, а также имитировать ночную съемку. Кроме того, медленно поворачивая кольцо оправы светофильтра во время видеосъемки, фотограф может получить эффект плавного проявления и исчезновения изображения — и это без каких- либо дополнительных приспособлений.
Модель Kenko Variable NDX доказывает, что революции возможны даже в такой устоявшейся области, как производство светофильтров. Достоинства новинки можно оценить в любом жанре фото- и видеосъемки — ведь один поворот кольца на оправе этого светофильтра открывает безграничный простор для творчества. К минусам аксессуара можно отнести только сравнительно высокую цену — впрочем, комфорт работы фотографа, профессиональное качество изображения и полная свобода творческой самореализации безусловно того стоят.
dphotoworld.net
Какой ND-фильтр выбрать — моя золотая середина
Я думаю, что самый полезный фильтр для пейзажного фотографа – это ND-фильтр, он же нейтрально-серый фильтр, который ослабляет количество света по всему кадру. Если градиентный фильтр можно с успехом заменить стеком по экспозиции (c HDR или зональным стеком с масками), а поляризационный фильтр в большинстве пейзажных случаев можно заменить обработкой (dehaze, кривые, clarity). То с уменьшением света так не получиться. Если хочется размыть днём водичку в фонтане, реке, море, озере, водопаде – то диафрагмы f/22 и чувствительности ISO 50 в настройках камеры явно не хватает. И чтобы хорошо снимать городские вечерние/ночные/рассветные пейзажи с трассерами (линиями от огней машин через весь кадр) – тоже нужны в подавляющем большинстве случаев ND-фильтры. Ещё интересно дневные облачка снимать на длинную выдержку, когда их размазывает по небушку.Картинки по тему из интернета, а вчера я пост про водопадик с длинной выдержкой выкладывал — http://egorov.livejournal.com/456895.html


С ND-фильтрами я снимаю на камеру Canon 5D Mk II и объектив EF 24-70/2.8 c диаметром резьбы под фильтр 77 мм. Такой же посадочный диаметр под фильтр и у моего телевика 70-200, но за последние три года снял, наверное, всего пару кадров на телевик с ND-фильтров. И сюжетов под это не так много и проблемы с фиксацией камеры – для съёмки на телевик даже очень небольшая дрожь делает картинку смазанной.
Сначала я купил фильтр Hoya Pro-1 ND 64x, именно моя модель снята производства, её аналог сейчас – PROND64. Этот фильтр ослабляет экспозицию на 6 стопов (EV). Благодаря ему у меня стали замечательно получаться выдержки в единицы секунд в пасмурную погоду и при достаточно слабом свете (рассвет/закаты), а также в дремучем лесу даже в солнечный день. Фильтр вообще не вносит никаких ухудшений в картинку — цвета не уходят, резкость не падает, контраст не падает. И этот фильтр ultra wide — тоненький, я его даже вторым сверху своего ultra wide UV фильтра накручиваю — и на 24 мм ничего не виньетит. В видоискателе моего второго пятака всё видно при накрученном фильтре, хотя конечно рекомендую при съёмке с ND-фильтром пользоваться Live View. В общем ND фильтр 64х или минус 6 стопов — для меня самый универсальный и часто применяемый. И конкретно фильтр Hoya — хорош, никаких нареканий у меня нет.
Но минус шесть стопов — это мало в солнечную погоду. И есть реально ситуации, когда хочется минус три или четыре стопа. В общем начал я думать, что дальше покупать из ND-фильтров. И пошёл я неправильным путём. Узнал я про ND-фильтры переменной плотности, которые затемняют плавно, в которые крутятся два полярика, посмотрел, что у той же Hoya они стоят сильно дороже обычных ND-фильтров — 250-300 баксов против 60-100. Идея у меня была такая — купить ultrawide фильтр переменной плотности и накручивать его сверху моего 64x, чтобы повышать затемнение. Искусился я два раза купить китайские ND фильтры, сначала мусорный за 15 баксов от FOTGA, затем за 90 баксов — “Haida PROII-S 77mm Super Wide Angle MC Variable Neutral Density ND ND8-ND1000” — типа хороший китайский бренд, который стёкла делает для B+W. И два раза был жестоко разочарован. После половины диапазона затемнения с моих объективом 24-70 возникали очень хорошо видимые и нередактируемые градиентные звездообразные затемнения по центру. Просто ужас, фильтры не отрабатывали и половины диапазона. Так и валяются дома, не смог пока их продать по объявлениям )))
Я знаю фотографов, которые снимают на брендовые ND фильтры переменной плотности, наверное эти фильтры лучше, они сильно на них не жаловались ))) Но я пока уверен только в классических ND фильтрах.
Но желание иметь фильтр потемней всё же возобладало. Я приглядывался к фильтрам ND400 и ND1000 с остаблением в 9 и 10 стопов. По экономическим соображениям был выбран Hoya PROND1000. Он не ultra wide, чтобы
egorov.livejournal.com
Какой ND фильтр выбрать для видеосъемки?
Эта заметка для тех, кто уже знает что такое фильтр нейтральной плотности, понимает зачем он нужен в видеосъемке и теперь стоит перед выбором: купить переменный фильтр типа ND2-ND400 либо взять фильтры с фиксированным светопропусканием типа ND8, ND64.
Итак, в двух словах, нейтральный затемняющий фильтр нужен нам для того, чтобы держать постоянную выдержку обратно пропорциональную удвоенной частоте кадров при любых значениях диафрагмы и при любой освещенности. Т.е. если мы снимаем с частотой 25 к/с, то выдержка должна быть 1/50 сек. Как вы понимаете, даже при ISO 100 в яркий солнечный день при таких параметрах в кадре у нас будет просто белая пелена. Нам нужно затемнить картинку.
На основании своего опыта, отзывов и обзоров товаров в интернете на тему нейтральных фильтров, я пришел к 2 выводам:
1) Не использовать дешевые ND фильтры переменной плотности, вместо них покупать с постоянным значением.
2) На постоянных фильтрах вы все равно никогда точно не выставите заданную скорость затвора, поэтому оптимальным вариантом будет купить ND8 или ND64.
Теперь объясню подробнее каждый пункт.
1) Переменный ND — это 2 поляризационных фильтра в одной конструкции. При вращении одного относительно другого светопропускание изменяется. Всем известно, что недорогие «полярики» искажают цветопередачу. Представьте, что делают 2 недорогих полярика друг на друге. Помимо того, что напрочь убивается резкость и контрастность изображения, цветовые характеристики становятся просто непредсказуемые, причем неравномерно зависят от величины затемнения.
Вот, например, я тестировал недорогой переменный ND фильтр Fotga. Падение резкости просто катастрофическое:
Но и это еще не все, на некоторых фильтрах картинка вообще затемняется в виде креста, а цвет телесных оттенков перестает даже отдаленно напоминать человеческую кожу.
Что я могу сказать о переменных ND фильтрах «среднего качества» типа Marumi, Kenko, Hoya? То, что они лучше дешевых, и для видео кое-как подойдут (из-за относительно невысокой детализации Full HD — всего 2 мегапикселя). Но проблемы цветопередачи никуда не денутся. Фотографам вообще не нужно их использовать.
Качественные переменные ND фильтры стоят очень дорого. Например, небезысвестный Филипп Блум рекомендует вообще один-единственный фильтр Heliopan, который его полностью устраивает. Думаю, немногие готовы потратить 300$ за светофильтр.
2) Таким образом, самое простое и 100%-рабочее решение в виде переменного фильтра оказывается либо слишком некачественным, либо слишком дорогим. Даже если забыть про постоянную скорость затвора, то для съемки под солнцем на светосильные объективы (с F менее 2.8) нам не хватает минимальной выдержки с которой зеркалки снимают видео — 1/4000. Если вы не готовы тратить много денег и легкий строб на движущихся сценах не напрягает ни вас, ни заказчика, то вам вполне подойдет фильтр ND8 или ND64. ND2 и ND4 — абсолютно бесполезные.

Недорогие постоянные нейтральные фильтры изготавливаются не из стекла (в отличие от переменных). Используется оргстекло, либо же вообще полимерная темная пленка поверх оргстекла. Из-за этого, царапины на таких фильтрах появляются мгновенно, а от долгого использования они вообще выгорают. Характеристика затемнения может быть обозначена в 3-х вариантах. Например, фильтр ND8 может обозначаться ND0.9, что соответствует понижению светового потока на 3 стопа экспозиции:

Как вы понимаете, даже комбинируя постоянные нейтральные светофильтры, вы не сможете добиться идеальной экспозиции, при которой во всех сценах будет идентичная скорость затвора. Поэтому, для съемок вне помещения, вы можете купить один-единственный ND64, но будьте готовы, что в пасмурные дни придется задирать ISO. А на все случаи жизни подойдет ND8 или ND16. Заметьте, что в линейках многих средних и недорогих производителей нет даже ND16, ND32 и ND64. После ND8 идет ND400 и ND1000 (который применяется исключительно для съемок солнца). Кстати, в кинокамерах стандартными значениями встроенных ND являются ND4, ND16, ND64.
Еще интересный вариант предлагает, в частности NISI: совмещенный поляризационный и ND8 фильтр. Т.к. «полярик» сам по себе может съедать около 1,5 стопов экспозиции, то в результате общее затемнение получается между ND16 и ND32. Очень интересный вариант, только вот поляризатор не всегда бывает нужен, да и придется постоянно перестраивать экспозицию в зависимости от угла съемки по отношению к солнцу.

Что касается брендов, то на AliExpress вы можете заказать вполне пригодные фильтры для видеосъемки типа GreenL или Zomei (статья о фильтрах Zomei здесь) , которые немногим будут уступать той же Marumi, но стоить будут в полтора — два раза дешевле. Ручаться за всех китайских производителей невозможно, но лично я бы не рекомендовал покупать Fotga и совсем неизвестные OEM — фильтры.
Список всего моего оборудования для видеосъемки можно посмотреть по ссылке.
www.burn-media.ru
Руководство по использованию фильтров #2
Для профессионалов, фильтры являются необходимыми инструментами, которые можно применить к каждому кадру. В прошлом, до эры цифровых технологий, фильтры использовались как один из основных творческих инструментов, а с развитием цифровой фотографии, случилось так, что пост-обработка стала доминировать в вопросе творческой манипуляции.
На самом деле, фильтры все так же популярны, как и раньше, потому что они предоставляют фотографу возможность для творчества еще в процессе съемки, что не всегда может быть эффективно воспроизведено во время последующей обработки.
Когда вы используете фильтры, вы управляете интенсивностью и цветом света для достижения эффекта на вашем финальном изображении и в дальнейшем записи снимка с этим добавочным эффектом. Помните, что его нельзя убрать впоследствии, так что важно понимать, какие фильтры наилучшим образом подходят для работы, которую вы выполняете, и как вы можете использовать их эффективно.

Автор фотографии Kain Kalju
Квадратный или круглый?
Существует два стандартных формата фильтров. Круглые фильтры накручиваются или прикрепляются на переднюю линзу объектива и являются чрезвычайно практичными и компактными. Они выпускаются в широком диапазоне размеров, чтобы соответствовать множеству вариантов существующих объективов. Как мы упоминали в первой части, проверьте размеры перед покупкой!
Второй тип выпускается в виде стеклянных пластин квадратной или продолговатой формы, которые вставляются в адаптер, накручивающийся на переднюю часть вашего объектива. Эта система обеспечивает вам большую гибкость, поскольку при использовании градиентных фильтров вы можете настроить высоту стекла относительно объектива и, следовательно, использовать так много или мало градиента на фильтре, как вы пожелаете. Эти адаптеры также можно вращать, что хорошо для поляризационных фильтров.
Квадратная система, например от Cokin, также более экономична в случае использования фильтров на объективах с различным диаметром. Если у вас есть объективы с резьбовым креплением 52мм и 72мм, вы можете просто приобрести адаптеры для обоих размеров и использовать одинаковые фильтры и держатели фильтров.

Автор фотографии mbiskoping
UV фильтры
Наиболее распространенный тип фильтра – UV фильтр, который выглядит как обычное стекло, но на самом деле отсекает определенное количество ультрафиолетового света, проходящего через объектив, т.к. этот свет может вызвать помутнение при воздействии на пленку или сенсор камеры.
Фильтр пропускает свет видимого спектра, но блокирует ультрафиолетовое излучение. Однако многие фотографы используют UV фильтр в основном для защиты объектива, потому что он обычно не уменьшает количество света, проходящего через объектив, а УФ-фильтрация не является резким и заметным эффектом. Он также может быть полезен для защиты объектива во время работы на песчаных или пыльных локациях.
Один из немногих негативных эффектов, возникающих при использовании UV фильтра, это то, что некоторые более дешевые варианты имеют не совершенно плоскую поверхность, что может исказить изображения и стать причиной нежелательных отражений.

Автор фотографии Dave M
Больше о нейтрально-серых фильтрах
Мы уже упоминали их ранее, но хотелось бы поговорить больше об их использовании и паре специальных видов ND фильтров здесь.
Допустим, если вы захотели запечатлеть панораму города и увеличили выдержку, чтобы сделать акцент на свете, вы можете использовать ND фильтр для блокировки избытка света, чтобы уменьшить выдержку до приемлемой длины.
Они также полезны, когда вы хотите провести длительное экспонирование в дневное время. Даже на ISO 100 и f/22, экспозиция в яркий день может все еше требовать выдержки 1/60. Если вам нужно провести 3-секундное экспонирование, чтобы показать размытие от движения или даже больше того, чтобы сделать все подвижные объекты невидимыми, вам понадобится ND фильтр.
Также очень важно отметить, что существуют разные уровни ND фильтров в зависимости от их «оптической плотности», которая определяет, как много света вы хотите заблокировать. Существует большое разнообразие вариантов, которые вы можете приобрести. Наиболее распространенные ND2, ND4 и ND8, которые срабатывают как 0.3, 0.6 и 0.9 в зависимости от оптической плотности фильтра или 1, 2 и 3 шага в зависимости от уменьшения диафрагменного числа.
Градиентные нейтрально-серые фильтры
Градиентные нейтрально-серые фильтры прозрачные с одного края, а потом постепенно затеняются до наивысшей плотности на противоположном конце. Фактически, одна сторона фильтра темнее, чем другая.

Автор фотографии Jez B
Это может быть использовано, например, в ситуации, когда необходимые настройки экспозиции для яркого неба сильно отличаются от тех, что требуются для переднего плана. Конец с наибольшей плотностью фильтра может заблокировать свет от неба, в то время как прозрачная часть позволит свету в области переднего плана проходить свободно.

Автор фотографии Carl Jones
Нейтрально-серые фильтры переменной плотности
Мы упоминали ранее, что ND фильтры бывают с разной плотностью. Очевидно, что покупка одного фильтра, который может менять плотности, будет более удобной. Хорошо, вам повезло. Они, естественно, дорогие, но все же существует несколько брендов нейтрально-серых фильтров с переменной плотностью, оснащенных кольцом для регулировки плотности.
Цветные фильтры
Они обычно используются фотографами, снимающими на черно-белую пленку, для настройки контраста в кадре, например, зеленый фильтр используется для пейзажей, затемняя небо, но усиливая сочность любой зелени в кадре. Желтый фильтр обеспечивает повышение контраста, а красный дает даже более яркий эффект контрастности.
Использование этих фильтров в цветной фотографии просто изменит окраску изображения, но они могут применяться также для коррекции баланса белого. Особенно это свойство полезно при съемке на слайдовую пленку.

Автор фотографии Nadar
Диффузные фильтры
Диффузный фильтр создан для придания снимку ощущения мягкости и нечеткости, кадр, таким образом, становится похож на картинку из сна. Он также снижает контраст в изображении. Этот эффект был очень популярен для портретной фотографии в 60-х – 80х, но реже применяется сейчас. Вы можете даже купить фильтр, в котором по центру нет эффекта диффузии, так что эта область будет четкой.

Автор фотографии RIDG
Фильтр Skylight
Фильтры Skylight часто используются по аналогии с UV фильтрами, т.е. для защиты объектива, поскольку они не обеспечивают каких-то ярких оптических эффектов, хотя при использовании на открытом воздухе они уменьшают голубой оттенок, который иногда может появиться при съемке в ясный день под открытым небом. Они также уменьшают отражения, влияющие на тон кожи.
Согревающие фильтры
Согревающие фильтры («warm up») усилят ваш кадр, делая оттенки более теплыми (смотрите пример ниже). Они немного изменяют цветовую температуру, что может быть полезно при работе с определенными источниками света. Они также применяются для добавления оттенка коже, и, как и ND фильтры, доступны в различных форматах. Обычно это фильтры, окрашенные в оранжевый цвет.

Автор фотографии Hantslad
Флуоресцентные фильтры
Флуоресцентные фильтры полезны для компенсации и коррекции света от флуоресцентных ламп, путем уменьшения зеленых/желтых оттенков, хотя это также может быть компенсировано путем настройки баланса белого. Как и согревающие фильтры, они обычно цветные и созданы для цветовой коррекции.
Скорость
Фильтры для создания эффекта скорости обеспечивают очень специфический эффект, добавляя полосы света, будто размытие происходит из-за движения. Они были довольно бесполезными, когда их изобрели, да и остались такими сейчас, но от этого с ними не становится менее весело играться.

Автор фотографии mbiskoping
Существует еще множество творческих фильтров, о которых более подробно можно прочитать здесь: Звездные, туманные, смягчающие и «Day for Night» фильтры и здесь: Множительные призмы, макролинзы, сепия и инфракрасные фильтры
Если эти статьи не пробудили в вас интерес к использованию фильтров, мы и не знаем, что сможет. Фильтры были вокруг нас в течение долгих лет. Понимание фильтров не только дает вам представление о том, как люди делали те или иные вещи, когда цифровая пост-обработка была недоступна, но также обеспечит более глубокое осознание принципов работы света. Мы надеемся, вам понравились эти статьи. И, если мы не учли какие-то полезные моменты относительно фильтров, дополните нас, разместив комментарий!
Автор статьи: Simon Bray.
photo-monster.ru
Нейтральные фильтры (ND)
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как фотографы-профессионалы запечатлевают движение, получая мягкие, размытые облака и туманные, словно окутанные дымкой, потоки воды? У вас не получается достичь тех же эффектов на длинных выдержках?
Скорее всего, потому, что профессионалы применяют фильтры нейтральной плотности или, просто, нейтральные фильтры (ND). Не путайте с градиентными нейтральными фильтрами (ND Grad). Последние затемняют лишь часть кадра.
ND-фильтры спроектированы так, чтобы поглощать проходящий сквозь них свет, не влияя на цветопередачу. Такое свойство нейтральных фильтров позволяет увеличить время экспозиции. Но знаете ли вы, когда их использовать?

Как использовать нейтральные фильтры?
Вы обнаружите ND-фильтры в сумке любого профессионала-пейзажиста. Тем не менее, они меньше ценятся любителями. А всё потому, что на первый взгляд ND-фильтр похож на плоский кусок сероватого стекла!
Нейтральный фильтр не вносит видимых изменений в картинку, он просто замедляет время «впитывания» светочувствительным сенсором изображения.
Но если использовать фильтр при съёмке движущихся объектов, таких как: вода, облака и, даже, люди, – он откроет целый мир творческих возможностей. Если «заморозить» водопад с обычной выдержкой, то он будет выглядеть на снимке статичным и довольно скучным. Сфотографируйте вы с длинной выдержкой, как изображение падающей воды тотчас приобретёт размытие. Это привнесёт в фотографию ощущение движения.
Нейтральные фильтры дают гибкость, благодаря которой можно выбирать значение диафрагмы и выдержку по желанию, а не такими, какими диктует съёмочные условия (узнайте больше об типичных ошибках, связанных с выдержкой, и о лучших способах их избежать).
В солнечный день с помощью ND-фильтра можно замедлить движение так, чтобы передать ощущение движения. Более эффектные снимки нейтральный фильтр позволяет получать на рассвете или в сумерки: вы можете выиграть время экспонирования, равное нескольким секундам, и изобразить нежным туманом плеск прибрежных волн.

В продаже представлены различные типы нейтральных фильтров. Наиболее просты в использовании круглые с резьбой для установки перед передней линзой объектива. Их недостаток заключается в том, что если делать из ND-фильтров «слоённый пирог» (прим. переводчика – в целях увеличения плотности и, как следствие, усиления эффекта), могут возникнуть проблемы с виньетированием.
Пластинчатые фильтры требуют, чтобы сначала на объектив были установлены рамка-держатель и кольцевой адаптер. Затем можно вставить в держатель квадратной или продолговатой формы фильтр. Основное преимущество пластинчатых фильтров заключается в том, что их можно быстро поменять или скомбинировать, установив несколько пластинок вместе. При этом комбинация может включать в себя как только нейтральные фильтры, так и фильтры других видов.
Относительно недавняя разработка – фильтры с переменной плотностью. Они вкручиваются перед передней линзой объектива и имеют кольцо настройки, вращая которое, можно менять плотность нейтрального фильтра в зависимости от условий освещения и желаемого результата.
Когда использовать нейтральные фильтры?
Чтобы показать движение, нет необходимости для съёмки водопада фотографировать с очень длинной выдержкой. Вода двигается настолько быстро, что для съёмки в середине дня хватит нейтрального фильтра, пропускающего через себя в 8 раз меньше света, чем вошло бы в объектив без фильтра (прим. переводчика – другими словами, при прочих неизменных условиях съёмки экспозиция уменьшится на 3 EV). Однако, если вы планируете фотографировать прибой или облака, то могут потребоваться выдержки не менее 30 секунд. Движение этих объектов медленнее, чем падение воды.

С нейтральным фильтром.

Без нейтрального фильтра.
Чем ниже интенсивность освещения в «золотое время» на восходе или в сумерки, тем длиннее выдержку вы можете выбрать. И, само собой, характер освещения – залог отличных снимков!
Нейтральные фильтры применяются не только для создания эффекта размытия. Можно заставить исчезнуть движущихся людей! Вам потребуется экспонировать кадр в течение нескольких минут, но люди, проходящие через снимаемую сцену, на фотографии видны не будут. Фотографы, снимающие архитектуру, помнят об этой возможности, когда запечатлевают объекты, расположенные в туристических очагах.
Нейтральные фильтры подходят не только для увеличения времени экспонирования. Например, вы фотографируете портрет в ясный солнечный день и хотите получить малую глубину резко изображаемого пространства. Вероятно, вы не сможете широко открыть диафрагму. Потребуется короткая выдержка, которая технически не доступна вашему фотоаппарату (прим. переводчика – например, короче 1/8000 секунды).
Воспользуйтесь нейтральным фильтром. Это позволит шире открыть диафрагму (прим. переводчика – установить меньшее значение диафрагмы).
Разберёмся с характеристиками ND-фильтров
Производители могут по-разному обозначать плотность фильтра. Ниже приведена таблица, которая поможет вам подобрать нейтральный фильтр с нужными свойствами:
| Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп») | Плотность (единицы измерения зависят от производителя) | Количество пропускаемого света, % | |
|---|---|---|---|
| 1 | 0,3 | ND2 | 50 |
| 2 | 0,6 | ND4 | 25 |
| 3 | 0,9 | ND8 | 12,5 |
| 4 | 1,2 | ND16 | 6,25 |
| 5 | 1,5 | ND32 | 3,125 |
| 6 | 1,8 | ND64 | 1,563 |
| 7 | 2,1 | ND128 | 0,781 |
| 8 | 2,4 | ND256 | 0,391 |
- Прим. переводчика: обратите внимание на третий столбец. Число после аббревиатуры «ND» обозначает во сколько раз уменьшится количество света, прошедшего через фильтр: в 2 раза, в 4 раза и т.д.
На что нужно обратить внимание при выборе ND фильтра

Материалы и покрытия
Несколько факторов влияют на качество и, как следствие, на стоимость фильтров. В качестве материала используется смола, стекло или полиэстер. Последний материал самый дешёвый из трёх, но и большей степени искажает пропускаемый свет. Многочисленные виды покрытий уменьшают засветки и эффект удвоенного изображения, в то время как чёрные алюмитовые держатели и оправленное стекло уменьшают отражения. Применение тонких и низкопрофильных держателей способствуют меньшему виньетированию.
Фильтр с резьбой или пластинчатый фильтр?
Круглые фильтры малы, легки и просты в установке, но лишены гибкости применения: комбинация из нескольких фильтров ведёт к проблемам с виньетированием, а отдельно взятый фильтр подходит лишь под определённый диаметр резьбового крепления на объективе. Чтобы воспользоваться квадратным пластинчатыми фильтрами, потребуются кольцевой адаптер и рамка-держатель – дополнительные принадлежности, которые нужно будет носить с собой. Разворачивать систему для установки пластинчатых фильтров менее удобно, но она позволяет быстро и легко комбинировать нейтральные фильтры и, в результате, повышать время экспозиции. Можно сочетать ND-пластины с другими видами фильтров: например, с нейтральным градиентным и поляризационным.
Адаптер и понижающие кольца.
Для того чтобы просто устанавливать пластинчатые фильтры на разных объективах, достаточно приобрести недорогие кольцевые адаптеры под каждый размер используемого вами объектива. Если хотите пользоваться фильтрами с резьбой, выберите в магазине один фильтр под ваш объектив с самым большим диаметром резьбового крепления. Дополнительно приобретите понижающие кольца под остальные ваши объективы. Такие кольца позволяют устанавливать один и тот же фильтр на объективы с меньшим диаметром резьбового крепления.
Автор статьи: J. Meyer
photo-monster.ru
Тест/обзор нейтрального фильтра переменной плотности Andoer ND
Очередной наш обзор сегодня посвящен не фотокамере и не объективу, а столь необходимому фотографу аксессуару, как фильтр нейтральной плотности. Но не просто нейтральный фильтр, а позволяющий изменять значение плотности от 2 единиц экспозиции до 400. Желание приобрести такой девайс было давно, но цена на брендовые фильтры оттягивала момент покупки, пока не был обнаружен новый производитель Andoer. Именно этого бренда фильтр стоимостью чуть больше 8 долларов и был приобретен. Страхи перед покупкой китайца и тестированием, конечно же, были, но риск потерять небольшую сумму перед возможностью иметь желанный аксессуар был оценен минимальным.
Для чего вообще нужен фильтр нейтральной плотности? Если кратко — он уменьшает количество пропускаемого света. Например, в яркий день хочется снять портрет с красивым боке или получить эффект текущей воды, но солнце не позволяет открыть диафрагму на максимум в первом случае или использовать длинную выдержку во втором. Вот тут-то и приходит на помощь ND фильтр. У фильтра переменной плотности вращается переднее кольцо, меняя степень затемнения, избавляя фотографа от необходимости носить 2-3 фильтра различной плотности.
Итак, герой нашего обзора — ND Filters Andoer Fader Neutral Variable диаметром 67 мм, приобретенный для штатного полнокадрового объектива Tamron 28-75mm f/2.8 AF XR Di LD Aspherical If Macro.


Упаковка фильтра. Бюджетно, без претензий
Начнем с внешнего вида. Фильтр продается вот в такой простенькой бюджетной пластмассовой коробочке, производитель явно сэкономил на полиграфии. Первоначальное впечатления — «таки да, вляпался с покупкой». Хотя что еще можно было ожидать за 8 долларов? Хорошо, хоть во что то упаковали.
Сам фильтр имеет черную металлическую оправу, не тонкую, но и назвать толстым фильтр нельзя, качество материала внешне не вызывает подозрений, повреждений нет, но присутствует небольшое количество пыли. На бумажном вкладыше коробки — грязные маслянистые следы от оправы — ну это уже никуда не годится. Также на просвет явно определялся дефект покрытия в виде маленькой волосовины. Он не скажется на фотографиях, но всё достаточно красноречиво о культуре производства и контроле качества на предприятии-производителе. Точнее — об их отсутствии. Наверное, это какой нибудь гараж или подвал.


Внешний вид фильтра. Выглядит пристойно
Вы видите на изображения изменение плотности фильтра на просвет (минимум, среднее значение и максимум). На минимальном значении и среднем положении работа фильтра напоминает поляризационный фильтр. На «400» — практически ничего не видно, зато очень отчетливо виден дефект. Не знаю, насколько соответствует реальности заявленный промежуток от 2 до 400, но от самого светлого до состояния «ничего не вижу» действительно можно установить множество промежуточных положений. Угол поворота переднего элемента при этом составляет приблизительно 40 градусов, причем передняя часть фильтра вращается без каких либо ограничителей.




Дефект покрытия: след от волосовины на внутренней стороне заднего элемента фильтра — виден отчетливо
Вывод: фильтры изготавливают в производстве без должного контроля параметров рабочей среды и качества сборки
При накрученном на объектив фильтре неожиданно выявилась проблема — на фильтр невозможно одеть крышку от объектива. Спасибо, китайские инженеры компании, позаботились… Диаметр внешнего кольца фильтра немного больше установочного диаметра, поэтому приготовьтесь, что придется обходиться без крышечки и загрязнение фильтра при работе с ним может стать серьезной проблемой. Не совместимость крышки объектива и фильтра (зазор) можно увидеть на фото ниже.


Крышка объектива не становится на фильтр, передний элемент которого больше диаметра крышки
Но наибольшее опасение представляли не пыль или дефект покрытия, а ухудшение резкости снимка при использовании фильтра, возможное появление паразитного «мыла» или что-либо подобное, характерные для низкокачественных фильтров. Для этого необходим был практический тест.
Непосредственно тест. Тестируем фильтр на длинной выдержке в условиях дневного освещения. Снимок с минимальным затемнением фильтра и фильтр затемнен наполовину. Вроде неплохо, пока опасения не оправдались.


Ладно, нравится, пока все хорошо. Пробуем еще. Фильтр затемнен на максимальное значение. Неужели? И здесь никаких особых претензий, радует. Замечаем небольшое смещение в область красного спектра света, которое легко компенсируется в графическом редакторе при постобработке.


Попробуем подвести итоги. Прежде всего Andoer ND Filter — это творческий инструмент фотографов, которые не желают или не имеют возможности тратить много денег на покупку дорогих брендовых фильтров, а попробовать подобное хочется. Качество изготовления могло бы быть и лучше, но за 8 долларов приходится смириться с некоторыми проблемами. Со всеми своими функциями фильтр справляется, все работает так, как и представлялось. Это неплохо. Но «ложка дегтя» от низкого качества сборки (грязь, дефект покрытия) и невозможность одеть крышку на фильтр — присутствует, и рекомендовать этот фильтр для вас, наши уважаемые читатели, почему то не хочется. Хотя и категорически отговаривать не покупать — не будем.
dphotoworld.net
Нейтрально-серый фильтр переменной плотности Marumi DHG vari. ND2
Еще перед поездкой в Норвегию я получил на тест интересный фильтр — переменной плотности Marumi DHG vari. ND2 — ND400. Фильтр любезно предоставил мои старые друзья и партнеры из компании Профото.Вещь очень интересная, удобная, но не не лишенная недостатков.
В первую очередь подобный фильтр позволит заменить пачку нейтрально-серых различной плотности. Он также позволит оперативно изменить количество света попадающего на матрицы и подобрать нужную выдержку.
1. Canon 5d mrk II, 24-105, f14, iso 100, 32 c. Аккемское озеро, гора Белуха, Алтай

Нейтрально-серый фильтр идеален в ситуациях, когда надо размыть движение — воды, облаков, сгладить поверхность воды, сделать длиннее выдержку. В другом случае такой фильтр станет полезным для тех, кто снимает на открытой диафрагме в яркий солнечный день.
Светофильтр Marumi DHG Vari. ND2-ND400 имеет двухстороннее просветление, идеальное чернение оправы, которое было разработано специально для серии DHG. Фильтр состоит из двух линейных поляризационных фильтров, которые вращаются в одной плоскости друг относительно друга.
Советы по использованию:
— наводится на резкость и замерять экспозицию в режиме Live view
— крест, на который жалуются пользователи исчезает при малейшем прокручивании вперед или назад.
— как можно лучше укрепите штатив
Если дадите полезные советы — добавлю их в пост!
Хороший мануал по съемке с нейтрально-серыми фильтрами вы можете прочитать здесь
Для большего понимания маркировки нейтрально-серых фильтров публикую таблицу:
Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп») | Плотность (единицы измерения зависят от производителя) | Количество пропускаемого света, % | |
|---|---|---|---|
| 1 | 0,3 | ND2 | 50 |
| 2 | 0,6 | ND4 | 25 |
| 3 | 0,9 | ND8 | 12,5 |
| 4 | 1,2 | ND16 | 6,25 |
| 5 | 1,5 | ND32 | 3,125 |
| 6 | 1,8 | ND64 | 1,563 |
| 7 | 2,1 | ND128 | 0,781 |
| 8 | 2,4 | ND256 | 0,391 |
Ниже несколько вариантов применения фильтра в разных условиях и сюжетах
2. Canon 5d mrk II, 24-105, f16, iso 100, 15 c, Норвегия,

3. Canon 5d mrk II, 24-105, f14, iso 100, 2 c, Карпаты, село Дземброня

4. Canon 5d mrk II, 24-105, f14, iso 100, 0,5 c, Алтай, река Аккем, часовня Святого Михаила

5. Canon 5d mrk II, 24-105, f14, iso 100, 30 c, Алтай, река Аккем, часовня Святого Михаила

anton-petrus.livejournal.com
