Нижняя точка съемки – Точка съёмки и ракурс

Особенности съемки с верхней и нижней точки

По высоте точка съемки может быть средней, высокой и низкой. Средняя (или нормальная) точка съемки находится на уровне наших глаз, с такой позиции чаще всего и делаются снимки. Предметы на фото выглядят так же, как в реальной жизни. Съемка с нижней точки дает искажение перспективы, верхняя точка съемки приносит разный эффект в различных видах фотосъемки.

Съемка с нижней точки.

При съемке с нижней точки мы стараемся снимать как бы снизу вверх, опуская камеру ниже привычного уровня глаз. В основном так снимают динамические сцены – прыжки, бег (в репортажной и спортивной съемке), танцы. Используют в пейзажной съемке, когда нужно сконцентрировать внимание на каком-то мелком объекте или «закрыть» невзрачный участок композиции, показать величину деревьев. В силуэтной съемке (или при контровом свете) нижний ракурс пожалуй самый выигрышный. Силуэт на фоне заходящего солнца получается четко прорисованным, темным и занимает большую часть светлого участка снимка. Часто нижнюю точку съемки используют и для того, чтобы «сделать фон». Например, если вы снимаете какой-то объект или человека, то четкая линия горизонта визуально как бы делит его пополам. Если камеру опустить (но не под углом), то и линия горизонта опустится ниже, и нежелательный эффект пропадет.

Портреты с нижней точки съемки делают очень редко. Идет искажение перспективы, подбородок получается тяжелым, ноздри превращаются в черные дыры, под носом – темное пятно. В общем, в портрете такой ракурс хорош, ну разве что, для фотожаб или фотографии в стиле «кривое зеркало». В некоторых случаях нижнюю точку съемки используют при работе с моделью для того, чтобы зрительно удлинить ноги. Но тогда лучше снимать со спины или хотя бы сбоку, чтобы избежать тех искажений, о которых сказано выше. Впрочем, искажения будут в любом случае, особенно если снимать на коротком фокусе (длинные ноги, узкие плечи и крошечная голова). Так что все хорошо в меру.


В архитектурной съемке нижний ракурс используют, когда нужно показать величину и масштабность конструкции (здание, мост и т.п.). Тут тоже есть свои особенности. Например, если снимать мост широким углом и на небольшом расстоянии, то мост будет ассоциироваться с нависающей громадой и такой снимок может вызывать негативные ощущения. Здания, освещенные солнцем фронтально, но снятые на фоне неба, затянутого тучами, выглядят красиво, но позитива не вызывают. А в серую, пасмурную погоду с нижней точки, архитектуру и вовсе лучше не снимать – снимки получаются серыми и тоскливыми. Голубое небо и пушистые облака, небо, подсвеченное заходящим солнцем – такой фон считается идеальным при съемке архитектуры с нижней точки.

Съемка с верхней точки.

Верхняя точка съемки – это когда объект находится ниже вас, и вы видите его сверху. Чтобы сделать снимок с верхней течки, не нужно забираться на высотку. Наклоните камеру под углом вниз – вот вам и верхняя точка съемки. Фуд-фотография и предметная съемка – в этих жанрах наиболее часто используется съемка объектов сверху. При съемке натюрмортов верхнюю точку съемки выбирают, когда нужно показать все предметы, входящие в композицию, разные по высоте, величине и форме. Фотографы часто снимают с верхней точки горизонтальные поверхности и все, что на них расположено, общие планы, производственные помещения и промышленные объекты, чтобы показать их масштабность. В рекламной фотографии верхняя точка съемки выбирается при фотографировании городского пейзажа (особенно старых городов с черепичными крышами и при ночной съемке мегаполисов).

В портретной съемке верхний ракурс практически не используют. Исключение – съемка детей, но только если нужно показать ребенка таким, каким его видит взрослый.

Съемка с нижней или с верхней точки должна быть оправдана и нести какой-то смысл.

Иначе это будет восприниматься как трюкачество, вычурность. К тому же, нужно не забывать, что от созерцания искаженных предметов и «перекошенной» действительности глаз быстро устает и ваши творческие эксперименты могут остаться без внимания зрителей.

← Вернуться к списку статей

photoword.ru

Ракурс в садовой фотографии: выбираем точку съемки

Точка зрения — еще один нюанс, от которого в значительной мере зависит успешность кадра. Как правильно ее выбрать — об этом сегодня и пойдет речь.


Закоулки садового лабиринта максимально эффектно и интересно выглядят с верхней точки съемки

C понятием «ракурс», пожалуй, знакомы все, даже люди, весьма далекие от фотографии. Под этим термином понимают расположение фотоаппарата (и фотографа) по отношению к снимаемым объектам. Взаимное расположение объектов и их геометрическая форма в кадре могут существенно варьироваться при изменении точки, из которой производится съемка. Классический пример — конус: сверху он выглядит как окружность, а сбоку — как треугольник.

Важно: при изменении точки съемки ракурс меняется особенно сильно, когда фотограф находится близко от объекта.


Точка зрения — еще один нюанс, от которого в значительной мере зависит успешность кадра

Как правило, самые интересные снимки получаются у фотографов, которые ищут неожиданные точки съемки. Ведь большинство людей, фотографирующих природу, снимает с высоты своего роста, такая точка съемки называется нормальной. И — увы, тоже как правило — снимки часто делают, не сходя с дорожек и тропинок, проложенных для посетителей.


Нормальная точка съемки всего лишь позволит запечатлеть обычную картинку — что называется, «без затей» 

Забудьте о стереотипах, поищите максимально интересные и неожиданные ракурсы, ведь нестандартные точки съемки позволяют получить оригинальные снимки даже самых обычных садовых сюжетов.


Неожиданные ракурсы помогают создать «неформатные» кадры

Кроме нормальной, различают верхнюю и нижнюю точки съемки. Какую из них выбрать, зависит от конкретных задач фотографа. Скажем, невысокие цветочные композиции или отдельные мелкие растения хуже всего получаются при съемке сверху, когда они сливаются с фоном и с почвой. К тому же отдельные объекты, снятые сверху, нередко кажутся менее значимыми.

С нижней точки, присев на корточки, а иногда и лежа, удается сделать более выразительные кадры.


Нижняя точка съемки — идеальный вариант для фотографирования как отдельных растений, так и интересных композиций, которые лучше рассматривать на уровне глаз, а не свысока

Таким же образом принято снимать портреты цветков: опуститесь вниз до их уровня, и они будут выглядеть более весомыми и выразительными.


Цветущие растения лучше фотографировать, опустившись до их уровня 

А вот при съемке большого пространства сада или огорода, обширных цветников можно попробовать забраться на садовую скамейку или подпорную стенку и сфотографировать объект с верхней точки, получив многоплановый, «объемный» снимок. Например, тот же садовый лабиринт интересно снять можно только с верхней точки. Если рядом нет высокой и надежной площадки — не беда, закрепите камеру на монопод или штатив.

Выбирая ракурсы для съемки протяженных объектов (миксбордеры, аллеи), используйте боковое, диагональное положение по сравнению с фронтальным. Боковая точка съемки придает сюжету динамичность, начинает «работать» линейная перспектива, которая оживляет снимок и делает кадр более глубоким.


Боковой ракурс делает кадр максимально динамичным 

Фронтальная съемка по центру вытянутого объекта, наоборот, часто делает снимок плоским. Опытные фотографы советуют

делать секундную паузу перед тем, как нажать на кнопку спуска затвора камеры. В этот момент надо представить себе, что вы хотите показать на снимке, будут ли понятны его основная идея и настроение, верно ли построен кадр с точки зрения композиции, ракурса, в правильном ли месте находится его сюжетный центр. Проверьте также, не попадает ли в кадр что-то лишнее, мешающее восприятию (например, какие-нибудь ветки или стебельки), и не стоит ли их убрать, изменив точку съемки.

Поразмыслите, как можно усилить снимок, сделать его более выразительным и впечатляющим. Иногда незначительный сдвиг камеры в сторону может существенно изменить результат: воз- можно, изменив «точку зрения», вы сможете заполнить пустые углы снимка или впустить в кадр немного «воздуха». Как можно больше практикуйтесь в фотосъемке, старайтесь носить фотокамеру с собой. Снимайте в садах и парках, на выставках, в помещении с разными значениями диафрагмы и фокусными расстояниями, выбирайте различные ракурсы и точки съемки, и вы постепенно начнете замечать, как возрастает интерес к вашим снимкам со стороны окружающих. 

 Текст и фото: Андрей Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России

Если вы увлекаетесь садовой фотографией, вам будут интересны и другие статьи этого автора. Читайте с удовольствием:

7dach.ru

как сделать правильный выбор? — Профессиональный фотограф Павел Паршин

Для удачного фотоснимка важен целый ряд факторов, которые в совокупности представляют собой стройную систему. Конечно, они выстраиваются в таковую с приобретением опыта, но этого недостаточно. Не менее существенным обстоятельством является и освоение теории данного вопроса в сочетании с практикой. Это касается и такого содержательного понятия, как положение камеры относительно объекта съёмки.

Положение камеры в пространстве в момент съёмки во многом определяет успех всего процесса. Понятие «точка фотосъёмки» объединяет в себе такие важные параметры, как удалённость от объекта, высоту и угол съёмки. Данный материал предлагает Вашему вниманию ознакомиться с понятием высоты точки съёмки, с общими принципами её выбора в том или ином случае, преимуществами и недостатками каждой из этих позиций. Как правильно определить высоту этой точки? Разберёмся по-порядку.

Верхняя точка съёмки

Верхняя точка съёмки предполагает расположение камеры на уровне лица модели. Это наиболее привычная и естественная позиция, поскольку в жизни все мы привыкли обозревать пространство с высоты своего взгляда. Соответственно, изображение на снимке также будет максимально естественным, без визуальных искажений вертикальных и горизонтальных линий. Важное замечание: речь идёт о неизменном горизонтальном направлении без уклона камеры вверх или вниз (о снимках, выполненных с уклоном камеры, поговорим чуть позже). В некоторых источниках встречается определение верхней точки как завышенной. Но мы рассматриваем эту точку как фронтальную, соответствующую уровню глаз человека, то есть оптическая ось съёмки в таком случае перпендикулярна плоскости снимаемого объекта.

Среди недостатков подобного способа можно выделить возможное увеличение на фото головы и плеч, нежелательного уменьшения живота и бёдер модели. Также следует акцентировать особое внимание на возможном сильном уменьшении длины ног. Вам, конечно же, приходилось видеть в различных журналах подборки фотографий звёзд шоу-бизнеса, выполненные в рамках одного и того же события на фоне рекламных драпировок. Зачастую на этих снимках самым чудовищным образом попросту «съедается» нижняя часть тела, то есть ноги. Пропорции тела искажаются, ноги становятся короткими, красивый стройный силуэт, облачённый в модное нарядное платье, в таком случае выглядит слегка нелепо и теряет свою притягательность. Схематически такое изображение имеет геометрическую аналогию с фигурой перевёрнутого треугольника. Таким образом, верхняя точка съёмки лучше всего подходит для крупнолицевого или поясного портрета.

Средняя точка съёмки

Средняя точка съёмки предполагает расположение камеры на уровне живота модели, то есть примерно посередине тела. Преимуществом здесь является сохранение пропорций. То есть голова и верхняя часть туловища не увеличиваются, длина ног не становится меньше. Среди недостатков можно выделить следующие: если бёдра существенно «вытянуть» в камере, то визуально они увеличатся в размерах. Также необходимо следить за подъёмом головы модели: сильно поднятая кверху голова акцентирует внимание на нижней части носа (ноздри могут казаться объёмнее, крупнее), выделяется и увеличивается подбородок. При чересчур опущенной голове существует риск получить на фото «мешки» под глазами и второй подбородок. В качестве примера перспективных искажений такому изображению соответствует прямоугольник. Получаем, что средняя точка съёмки наиболее подходит для портретов в три четверти роста (по кончики пальцев опущенных рук или по колено), а также для снимков в полный рост. Следует обратить внимание, что в некоторых источниках такая позиция рассматривается как нормальная точка, соответствующая уровню глаз, что вносит изрядную путаницу в литературу об искусстве фотографии.

Нижняя точка съёмки

Нижняя точка съёмки предполагает расположение камеры на уровне колен и/или ниже. Из преимуществ необходимо выделить возможность красиво показать ноги модели, так как эта позиция позволяет значительно удлинить их. Но стоит учитывать, что этот способ не только увеличивает длину ног, но, порой, делает их гораздо шире, а корпус и голова модели при этом уменьшаются. То есть недостатки подобных съёмок состоят в возможном утолщении ног и бёдер, увеличении подбородка и ноздрей носа, уменьшении корпуса и головы. Учитывая эти особенности, Вы можете попробовать снять модель сбоку или сзади. Схематически изображение такого вида съёмки можно представить как треугольник. Такую позицию, как правило, используют для ростовых портретов или для съёмки в стиле арт. Итак, существует три основных позиции высоты фотосъёмки: верхняя, средняя и нижняя. Главное помнить, что с помощью каждой из них создаются фотографии, которые должны нести в себе определённый смысл и гармонию.

Регулировка такого параметра, как высота точки фотосъёмки позволяет согласно задумке фотографа исказить до нужного уровня, в том числе, и пространство. При этом необходимо обязательно учитывать тип Вашего объектива, так как разные объективы обладают своей степенью искажения. Съёмка с уклоном вверх или вниз позволяет изменять вид предметов, направление вертикальных линий, варьировать линией горизонта относительно расположения объектов и прочее.

 

Съёмка с уклоном камеры вниз и вверх

Съёмка с уклоном камеры вверх опускает или вовсе убирает линию горизонта со снимка и увеличивает высоту изображения объектов на переднем плане. Такой способ хорош для получения фона, заполненного бесконечным изображением неба. Уклон камеры вниз позволяет поднять или также убрать из кадра линию горизонта. В этом случае фон можно заполнить чем угодно: морской гладью, лесными массивами, горными или другими пейзажами, высокими предметами. Такой способ хорош для изображения объектов, находящихся вдали.

Съёмка с более высокой точки прекрасно подходит для снимков в условиях расположения объектов на горизонтальной плоскости. То, что мы хотим видеть сверху, необходимо фотографировать именно так: океанские просторы, величественные горные хребты, спящие здания и улицы любимого города в утренней дымке или в хороводе ночных огней… Что касается портретной съёмки, то такой способ используется крайне редко. Исключением являются детские снимки «ребёнок глазами взрослого».

Съёмка с низкой точки наделяет объект монументальностью, величественностью, делает его массивнее, особенно в основании. Например, это можно использовать для съёмки отдельных построек и памятников архитектуры. Уклон камеры снизу-вверх делает нижнюю часть предметов крупнее верхней, и, наоборот, уклон сверху-вниз сближает вертикальные линии в нижнюю часть кадра. Чтобы избежать подобных искажений, Вы можете увеличить расстояние до объекта, который снимаете. Съёмки с завышенной или заниженной точки часто называют съёмками в ракурсе. Предметы в ходе таких съёмок могут приобрести не совсем обычный вид или совершенно измениться. Если Ваша цель – сделать необычный кадр, — возьмите этот приём на вооружение. Но не забывайте, что чрезмерная перегрузка снимков подобными творческими экспериментами тяжела для восприятия зрителя и становится неинтересной.

Итак, в заключение добавлю ещё несколько слов. Ваш покорный слуга предпочитает работать при ростовой съёмке со средней точки, чтобы правильно и красиво передать тело модели. Но также могу играть искажениями перспективы, выбирая различные точки съёмки и широкоугольный объектив в зависимости от обстоятельств. Сообразно своему вкусу и поставленной задаче Вы можете выбирать любую точку съёмки. Помните, что правильно подобранная высота положения камеры способна сотворить чудо: усилить изображение и во многом обогатить его. Так же как неудачный выбор может свести на нет самый интересный, шедевральный сюжет.

Творите и совершайте новые открытия! Успехов в постижении фотоискусства!

pavelparshin.ru

Высота точки съемки и понятие «ракурс»

Следующая координатная точка съемки — высота установки фотоаппарата. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок, соотношение с фоном здесь привычны для глаза, рождают у человека правильные представления о предмете.
Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. Можно привести множество примеров их использования во всех жанрах фотоискусства, во всех разделах фотографии, в пейзажных, репортажных снимках, в портретном жанре. Все приведенные выше портреты сняты с нормальных по высоте точек. И можно утверждать, что съемка с нормальных точек является неким общим правилом, исключение из которого использование верхних и нижних точек съемки.

Как же влияет высота точки съемки на характер получаемых фотоизображений? С изменением этой координаты меняется высота горизонта в кадре: при нижней точке съемки линия горизонта опускается, при верхней — поднимается. Положение этой линии на снимке имеет существенное значение для его линейной архитектоники, и место четких горизонтальных линий (как, впрочем, и вертикалей), например линии горизонта в пейзаже, должно быть точно найдено фотографом, чтобы эти линии стали элементами общей линейной композиции и не приобретали самодовлеющего значения. Ибо композиция может потерять свое единство, если кадр будет рассечен линией горизонта на две самостоятельные части, плохо согласующиеся одна с другой.

При съемке с нижней точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Даже невысокие предметы и фигуры переднего плана оказываются на снимке на одной высоте с масштабными сооружениями дальнего плана или проецируются на фон неба. На зрителя такое изображение производит особое впечатление: жизненный опыт и законы зрительного восприятия
подсказывают ему, что предметы переднего плана высоки, масштабны, значительны, хотя на самом деле они таковыми могут и не быть. Вывод: съемка с нижней точки несет в себе большие выразительные возможности. Например, в спортивных съемках нижняя точка помогает фотографу подчеркнуть высоту прыжка спортсмена.

Нижняя точка съемки

В других случаях с помощью нижней точки съемки можно освободить кадр от пестрого, загруженного деталями фона и спроецировать фигуры или предметы, составляющие сюжетный центр картины, на спокойный фон неба и тем оттенить и выделить их в кадре. А в некоторых случаях нижняя точка съемки сообщает изображению эмоциональную приподнятость.
При верхней точке съемки фигуры и предметы проецируются на фон земли, а это подсказывает зрителю, что они, как бы прижаты к земле, потеряли свою высоту, принижены.

Верхняя точка съемки

Кто скажет, что это большая и страшная собака?

В ряде случаев такая проекция может быть выгодной, так как фигуры четко рисуются на фоне горизонтальной плоскости поверхности земли. Важно также, что кроме изменения рисунка изображения, геометрии кадра, здесь возникают своеобразные психологические оценки происходящего. Верхние точки способствуют также выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов в этом пространстве. Заметим, что с верхних точек съемки хорошо видны в кадре горизонтальные поверхности и все, что на них расположено, и эти свойства точек нередко используются фотографами для акцентного, подчеркнутого изображения на снимке существенных деталей сюжета, находящихся именно на горизонтальной поверхности.

Верхняя точка съемки

 

На этой фотографии показаны самые большие небоскребы мира. Возникает ли у Вас впечатление, что здесь действительно огромные здания? В то же время именно это точка съемки позволяет оценить маштабность проекта.

И нижние и верхние точки съемки, как и любой другой изобразительный прием, требуют своего логического обоснования содержанием снимка и идеей автора. Только в этом случае они становятся действенным средством решения художественных задач. Если же своеобразие линейного рисунка используется только для внешнего эффекта, вне связи с содержанием, темой снимка, изображения нередко получаются поверхностными, формальными.
До сих пор мы говорили о верхних или нижних точках съемки, которые находились на достаточном удалении от объекта. Ничего необычного эти точки в перспективный рисунок кадра не вносили, не наблюдается в этих кадрах также необычных перспективных сходов линий, направленных от переднего плана в глубину. Например, нет резких перспективных сходов линий на снимке, сделанном с самолета.
Точка съемки в таких случаях очень высока, но одновременно и значительно удалена от снимаемого объекта. Это обусловливает равные масштабы изображения на снимке всех элементов, попадающих в поле зрения объектива. Точки съемки верхние или нижние и одновременно близкие к объекту съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.
Что такое ракурс? Термин происходит от франц. raccourci, что в буквальном переводе означает «укороченный», «сокращенный». И действительно, ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сходами вертикалей, ярко выраженными перспективными сокращениями, укороченных вертикальных линий.

Ракурс

Изменение характера перспективного рисунка изображения при съемке под углом происходит потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива съемочного аппарата до верхней и нижней частей снимаемого объекта. Если съемка ведется со значительного удаления, то расстояния от объектива до верхней части объекта «В» и до нижней его части «А» мало отличаются друг от друга.  С приближением точки съемки к объекту образуется больший угол наклона оптической оси объектива, и существенно повышается  разница до верхней «В» и до нижней «А» частей объекта.

Таким образом, при съемке под углом различные участки объекта снимаются как бы с разных расстояний, вследствие чего и масштабы их изображений на снимке будут неодинаковыми. Ближние к объективу детали изобразятся крупно, удаленные — значительно мельче, а линии, связывающие элементы рисунка в единое целое, в жизни представляющие собой строгие вертикали, теряют свое устойчивое положение, устремляясь к общей точке схода. В результате знакомые пропорции объектов съемки  здания, фигуры людей и пр.  в ракурсном изображении изменяются.

Нижний ракурс

Так, при съемке под углом возникает характерный, порой непривычный для глаза, перспективный рисунок изображения. На нем ясно видны сокращающиеся масштабы разноудаленных деталей и частей объекта и резкие сходы вертикальных линий снизу вверх (при нижней точке съемки) или сверху вниз (при съемке сверху). Иногда говорят, что ракурс рисует изображаемый предмет с перспективными искажениями. Эта формулировка ошибочна. Перспектива такого рисунка действительно непривычна. Но она не ошибка, а следствие особого взгляда на предмет. Мы рассматриваем выбранный для съемки объект с расстояния меньшего, чем допускает нормальное человеческое зрение. И это открывает перед фотографом особые возможности изобразительной трактовки материала. Умело использованный ракурс не «искажает» объект, а поясняет его, выявляя характерные особенности, скрытые от глаза человека ненаблюдательного и в полной мере открывающиеся художнику. Так, ракурсом можно подчеркнуть высоту здания, грандиозность современного сооружения, не только передать, но и усилить впечатление, производимое ими на зрителя.

Подчеркиваем высоту и мощь

Впрочем, могут появиться и искажения. Однако случается это лишь при неудачном, неумелом использовании ракурса. Но ведь искажения возникают и тогда, когда неудачно используются и другие изобразительные средства и приемы построения кадра: световой рисунок, ломающий пластическую форму лица в портрете; переукрупненные масштабы изображения предметов при съемке натюрморта и др. Следовательно, дело здесь не в ракурсе как таковом, а в неточности его использования, иначе в отсутствии мастерства у фотографа. Направление основных композиционных линий и линейная структура кадра.

Домашнее задание.

1. Сфотографировать объект с верхней и нижней точки. Фотография должна получиться без перспективных искажений.

2. Сделать фотографию с верхнего и нижнего ракурса. Фотография должна получиться с перспективными искажениями.

 

foto-videouroki.ru

Точка съемки и ракурс снимка

При всех достижениях науки и техники фотография как была искусством, так им и осталась. А, стало быть, и основы создания фото незыблемы. И, как в каждом искусстве, сначала надо овладеть азами. То есть, мастерством, без которого любое вдохновение будет рождать только серые, плоские, невыразительные произведения.

Девиз фотографии всех времён и народов «остановись, мгновение, ты прекрасно!» только тогда воплотится в реальное произведение фотоискусства, когда ты сможешь это прекрасно показать.

Что значит прекрасно показать, это значит выбрать наиболее правильную точку съемки и ракурсы фотографий.

Ракурсом в фотографии называется точка положения фотокамеры по отношению её к снимаемому объекту. При изменении этой точки расположения камеры один объект съемки всегда будет выглядеть по — разному.

Простая истина: «глаза смотрят, а мозг видит», в этом случае означает, что через объектив аппарата вы мысленно видите ту картину, которая ляжет на матрицу, и создаёте её с помощью специальных знаний. Короче — группируя всё, что «видит» ваш аппарат, вы не только смотрите, но приникаете к аппарату всеми своими мыслительными способностями. И тогда аппарату, передаются ваши знания, мысли и чувства.

ЗАГОЛОВОК

Как Вы уже поняли, точка съемки в фотографии и её ракурс это всегда видение вами будующего задуманного сюжета кадра. А, умение подобрать правильные ракурсы для своих снимков — это большой талант фотографов.
Точка съемки и ракурс фотографии существенны, если Вы не просто прикладываете фотоаппарат к глазу и щёлкаете, в надежде, что фотоаппарат сам за вас подумает и все сделает, а, проводите определенные подготовительные моменты:

Первое подбираете место съемки так, чтобы выбранный объект занял главное место в кадре.

Второе выбираете так, чтобы он оказался не в тени, а на свету.

Есть кое-что «в-третьих», «в-четвёртых», и так далее. Но начнём разбираться по порядку.

ЗОЛОТЫЕ ЛИНИИ

Выразительно, а, значит, интересно, будет выглядеть ваш объект, когда тренировки выработают в вас подсознательное, автоматическое умение составить геометрию кадра. То есть вы привычно увидите то, как лучше запечатлеть избранный объект съёмки, мысленно разделив объект на три части по ширине и на три — по высоте. И будете снимать так, чтобы главное оказалось на пересечении этих воображаемых линий или расположилось вдоль них. Сложно? Но, поверьте, мастера снимают именно так, значит, это возможно. А насколько это важно, говорит название метода — «золотые линии».

ФОТО С СЕТКОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ЛИНИЙ

Золотые линии это естественное положение фотокамеры, когда фотоаппарат находится на уровне глаз фотографа, такой метод съемки наиболее часто используется, потому, что снимки передают привычное нашему глазу видение снимаемого объекта. А само изображение на снимке почти не изменяется. Фотография показывает практически то изображение, какое Вы видите перпендикулярно на уровне своих глаз.

Этот ракурс подходит, когда нам нужно снять кадр с обычными пропорциями объекта. На пример в портрете. Для получения фотографий классически правильно снятых портретов.

РЕАЛЬНЫЕ ЛИНИИ НА ФОТОГРАФИИ

Есть и другие линии – не воображаемые, а реальные. К примеру, вам захотелось снять на редкость стройный ряд кипарисов по обеим сторонам аллеи, ведущей к храму. Вы выбираете точку, с которой ваш замысел будет наиболее эффектно подан. А здание храма в дальнем конце аллеи лишь завершит композицию. Или вы хотите показать вход, фасад храма, к которому ведут ступени с балюстрадой. Они на снимке сыграют роль одного из вспомогательных композиционных элементов, направляющих внимание зрителя на главный объект.

ФОТО С РЕАЛЬНЫМИ ЛИНИЯМИ

Съемка с нижней точки.

Ракурс фотоснимка в момент съемке с нижней точки это когда камера расположена достаточно низко, объектив направлен в верх и съемка производится снизу вверх. Достаточно часто это динамичные фотографии — спорт или танцы.

Но бывают и статические фотографии с этой точки съемки, обычно это пейзажные и сюжетные кадры — передающие размер и высоту деревьев, подчеркивают величину архитектурных строений или величественность памятника.

ФОТО С НИЖНЕГО РАКУРСА

Не рекомендуется использовать этот ракурс в съемке портрета, так как, получится неравномерный комический портрет с пропорциями длинной шеей и не естественными скулами (конечно если такой комический портрет не задумка сюжета кадра).

Верхняя точка съемки.

Ракурс с верхней точкой съемки – это когда фотографируемый объект расположен ниже фотоаппарата, а вы на него смотрите сверху. Этот метод съемки обычно используется для съемок горизонтальных поверхностей чтобы чётко отразить всё что на этой плоскости находится. И снять всё что входит в композицию, подчеркнуть разницу по высоте, различию форм строений или предметов расположенных на этой плоскости.

ФОТО С ВЕРХНЕЙ ТОЧКИ

Верхняя точка съемки всегда передаёт ощущения больших просторов, широты и свободы за счет восприятия перспективы зрителем.

Этот ракурс рекомендуется применять если Вы хотите показать красоту и великолепие природы. Достаточно часто используется в портретном фото в съемке полных людей, так сказать для придания им стройности.

РЕЗЮМЕ

Выбирая свою точку съемки и ракурс к каждой фотографии, смотря в объектив, старайтесь найти выразительные границы кадра, которые не перегрузят его, а, напротив, придадут глубину изображению, подчеркнут его естественность и живость. Ну и последнее – следите за тем, чтобы элементы фона не создавали двусмысленностей, способных уничтожить ваш замысел. Например, горящий фонарь на голове фотографируемого человека. Или еле видное изображение человека в белом костюме на фоне белой стены. Впрочем, мы лишь обращаем ваше внимание на явные ляпы. А во всём остальном – фотография дело творческое. Как сказано в святом писании: «ищите, да обрящете»!

Фотография – это сочинение на избранную тему.

.

P.S. Все фотографии этой статьи прошли предварительную цифровую обработку и оформлены в объемные багетные фоторамки АРТ Студии Вектор.

Если вас интересуют услуги по цифровой обработке и улучшению качества ваших снимков, с всем перечнем наших услуг по работе с фотографиями вы можете ознакомиться в разделе сайта НАШИ УСЛУГИ или перейти в этот раздел кликнув кнопку ниже.


С полным каталогом всех онлайн объемных багетных фоторамок АРТ Студии Вектор, можно ознакомиться в разделе сайта ФОТОРАМКИ или перейти к каталогу нажав кнопочку ниже.
Посмотреть все фотографии различных тематик оформленных в нашей студии снимки, Вы можете в разделе сайта НАШИ РАБОТЫ или перейти в галерею работ нажав на кнопочку ниже.
Вернуться назад к выбору статей этого раздела вы можете нажав кнопку ниже

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПО САЙТУ

Например: Что такое точка съемки и ракурс фотографии



Эти статьи раздела Вам тоже будут интересны:

.

artsvektor.ru

Точка съёмки — выбираем правильно |


Практически точек съемки для каждой композиции существует бесчисленное множество, но наиболее приемлемых — единицы.

Различают точки съемки фронтальные, боковые, верхние и нижние.

Фронтальная точка съемки предусматривает фотографирование объекта прямо, как говорится в «лоб». Такая съемка нередко носит чисто «протокольный», документальный характер. При художественном фотографировании применение фронтальной точки съемки определяется расположением самого объекта, его формой. Она дает наилучшее представление об изображаемом предмете. Здесь следует отметить, что при фронтальной композиции объект съемки виден зрителю только одной своей стороной, а боковые стороны не видны совсем. Фронтальная композиция может быть использована при съемке объектов с симметрично расположенными частями. Это может быть архитектурный ансамбль, интерьер или пейзаж.




Наиболее часто выбирают боковую точку съемки. Объект, снятый под углом в 45°, выглядит объемно, более полно раскрывает характерные особенности снимка. И действительно, изобразительный материал таким образом распределен в кадре, что ни одна из его частей не перегружена. Выявлению архитектурных форм в значительной степени помогает удачно найденное направление солнечного освещения. Этому способствует не только боковая точка съемки, но и правильный выбор времени съемки. Расположение домов и тротуара придают изображению динамичность.


Нижняя точка съемки как бы приподнимает предметы, расположенные на снимке, делает их выше, значительнее.
Верхняя точка съемки хорошо выявляет перспективу, подчеркивает протяженность объекта съемки. Нижние и верхние точки съемки иногда называют ракурсными, что в переводе означает укороченный, сокращенный.

Однако готовых рецептов на все случаи съемки не существует. Каждый снимок индивидуален и требует своего конкретного решения.

dslrfaq.ru

Как найти хорошую точку съемки при фотографировании зданий

При съемке архитектуры фотограф имеет дело с весьма статичным и постоянным объектом. В отличие от других жанров, тут, за редким исключением, нельзя делать ставку на уникальность момента — приглянувшееся здание можно снимать в любой день, на протяжении многих десятилетий, выбирая погоду и освещение на свой вкус. Кроме того, велика вероятность, что идея сфотографировать интересное строение пришла в голову не только вам, особенно если оно красиво или имеет историческую ценность.

Для того чтобы получить хороший кадр, недостаточно просто запечатлеть результат работы архитектора — надо найти свежее оригинальное решение, подчеркнуть особенности здания, передать его суть и настроение.

Огромное значение в решении этой творческой задачи имеет правильный выбор точки съемки, и тогда получится найти выразительный ракурс, выстроить композицию кадра и планы.

Точка съемки определяется расстоянием, положением на плоскости и высотой. От расстояния зависит масштаб объекта и ракурс. Чем ближе фотограф к снимаемому предмету — тем тот получится крупнее. Ракурс — это перспективное искажение изображения. Дополнительную динамичность снимку можно придать, подойдя к зданию ближе и воспользовавшись широкоугольным объективом или наиболее коротким фокусным расстоянием в компакте. Ведь всегда интересно взглянуть на привычные очертания по-новому. Такой ракурс характеризуется сильно выраженной перспективой, образующей диагональные линии. Очень выигрышно смотрятся в этом ракурсе промышленные здания, мосты и стройки: подчеркиваются индивидуальные особенности конструкций, акцент смещается в сторону их мощи и значимости.

Башни Петронас, Куала-Лумпур, Малайзия, © Georg Wittberger

z

Съемка стандартными объективами и телевиками с большого расстояния, наоборот, дает более привычное взгляду изображение, тяготеющее к документальности и реалистичности.

Обойдя вокруг здания, смещая его в кадре чуть правее или левее, можно решить задачи композиции, переднего и заднего плана, а также найти наиболее выигрышный ракурс сооружения, сочетаемый с имеющимся освещением. Как правило, здания лучше снимать с угла, так, чтобы открыть взгляду две плоскости стен. Это передает объемность пространства и демонстрирует архитектурные особенности строения. В этом положении проще выявить диагонали, очень оживляющие изображение.

Лас-Вегас Стрип, Штат Невада, США, © http2007

В некоторых случаях можно попробовать воспользоваться фронтальным ракурсом, но чаще всего он проигрывает в выразительности. Такой ракурс наиболее актуален в ситуациях, когда хочется подчеркнуть симметричность строения или продемонстрировать повторяющийся ритм образующих его элементов. Каноническим в этом плане является изображение Большого театра: снятое с фронтона, оно привлекает рисунком колонн, простотой геометрической формы крыши и некоторой обобщенностью силуэта. Скрасить скучноватое впечатление от идеального в целом изображения поможет присутствие переднего плана: деревьев, людей, малых архитектурных форм, а также умелое использование тональной перспективы и особенностей освещения.

Помимо переднего плана на фотографии, важно видеть и уметь анализировать фон. Снимки с размытым задним планом выглядят интереснее, для достижения этого эффекта надо правильно подобрать значение диафрагмы и выбрать позицию, с которой за снимаемым зданием есть промежуток до следующих (например, это может быть участок улицы). Передний план не должен отвлекать на себя слишком много внимания, но должен хорошо вписываться в композицию снимка и не сливаться со зданием. В идеале он должен отличаться от здания по тону или цвету, но не быть чрезмерно массивным или ярким. Хороши ажурные решетки, растения, скамейки, а также объекты, перекликающиеся формой с предметом съемки.

Отдельно хочется упомянуть о съемке из арки, когда изображение будто бы обрамляется некой рамкой. Чтобы избежать чрезмерного контраста освещенного пространства и темных стен подворотни, экспозиция замеряется по светлой части кадра, а стены арки и передний план лучше подсветить вспышкой небольшой мощности. В качестве альтернативного метода — при наличии штатива можно воспользоваться технологией HDR.

Часто проблему представляют провода, столбы и прочие малопривлекательные предметы, попадающие в кадр. При дальнейшей цифровой обработке снимка убрать их будет вовсе не сложно. Однако для облегчения этой задачи попробуйте с самого начала расположиться так, чтобы лишние артефакты попали на однотонные участки стен, неба, асфальта.

При выборе точки съемки необходимо учитывать положение солнца и прочих источников света. Желательно, чтобы свет падал на здание под углом, то есть источник света находился позади и сбоку от фотографа. Такое освещение подчеркнет украшающие здание детали и, за счет разной освещенности стен, продемонстрирует трехмерность объекта. Положение под углом против солнца предоставит возможность поймать красивые блики на окнах, особенно утром и вечером, когда светило достаточно низко над горизонтом. Такое освещение поможет скрыть недостатки здания или окружающего его пейзажа, снимок получится контрастным и броским.

В зависимости от положения по вертикали, различают нормальную, нижнюю и верхнюю точку съемки. Нормальной считается съемка приблизительно с высоты человеческого роста. Она позволяет передать вид на здание таким, как мы его обычно видим.

Нижняя точка наделяет монументальностью и величием, создает впечатление большего размера сооружения. В сочетании с резким ракурсом, получаемым при съемке на небольшом расстоянии широкоугольником, может возникнуть давящее ощущение нависающей громады (например, моста). При использовании нижней точки съемки, фоном для здания часто оказывается небо. Пушистые белые облака на голубом, цветовые переходы на восходе и закате необыкновенно украшают фотографии. Грозовое небо, особенно в сочетании с освещенностью фасада здания низко стоящим солнцем, создает тревожное настроение и придает всей сцене драматизм. Напротив, серое и скучное небо, равномерно затянутое унылыми дождевыми облаками, не лучшим образом сказывается на выразительности снимка, и, если только замысел фотографа не предусматривает передачи именно этого ощущения тоски, в такую погоду нижний ракурс лучше не использовать.

Дворец Потала, Лхаса, Тибет, © reurinkjan

Верхняя точка съемки подчеркивает масштабность изображаемых пространств, показывает воздух, простор. Съемка сверху раскрывает общие планы изображения и приуменьшает значимость каждого отдельного строения. Снятые с большой высоты дома похожи на детские игрушки. Особого эффекта можно добиться при фотосъемке с высоты птичьего полета (из башен типа Останкинской, с вертолета или самолета). При таком взгляде проявляется неочевидный с земли рисунок улиц, кварталов, дорог и рек. Мы имеем дело уже не с архитектурными ансамблями, а с картиной города в целом. Еще интереснее снимать сельские участки: похожие на лоскутное одеяло разноцветные поля и аккуратненькие клеточки садов и огородов, с отчетливой планировкой и крошечными домиками-символами.

Верхний ракурс оригинален, отчасти именно потому, что нелегко устроить съемку при таких условиях. Он ассоциируется с романтическим настроением. К примеру, нарядные черепичные крыши старых городов будто приглашают побродить по ним, а ночные съемки мегаполисов придают ощущение мистического полета над дремлющим городом.

Площадь Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия, © dawvon

При съемке с крайних точек — нижней и, в особенности, верхней — большое значение приобретает положение линии горизонта, которую желательно размещать в точке золотого сечения (это приблизительно 35% от края кадра). В верхней или нижней части — зависит от того, на чем нужно сфокусировать внимание зрителя. Например, если это высокое здание на фоне красочного неба, то горизонт нужно опустить вниз; если требуется спроецировать строения на поверхность, приземлить их — располагаем линию в верхней части.

И наконец, поговорим о типичных проблемах, с которыми сталкивается фотограф при съемке архитектуры. Первая ошибка, которую обычно допускают начинающие фотографы — это съемка здания без нижней части. Из-за невозможности отойти достаточно далеко и при отсутствии широкоугольной оптики, все строение не умещается в кадр, — и вот уже рубятся кресты с куполов или (что бывает чаще) обрезается фундамент. Этого следует избегать — такие кадры почти никогда не бывают удачными. Если возможности уместить здание в кадре целиком нет, то лучше сосредоточиться на деталях, элементах отделки, фрагментах росписи, окнах, сфотографировав эти моменты крупным планом.

Искупительный Собор Святого Семейства, Барселона, Испания, © annia316

Менее очевиден, но крайне распространен еще один просчет: заваливающиеся вертикали. Снимая с нижней точки с близкого расстояния, фотограф получает очень активный ракурс: сильное перспективное схождение вертикальных линий здания. В результате искажается геометрия, и зрителю кажется, что строение будто бы падает. Небольшое перспективное искажение допустимо, считается естественным и придает ощущение высоты. Но при чрезмерном искажении, обусловленном использованием широкоугольников, очарование полностью пропадает, снимок становится неудобоваримым. Чтобы избежать этого, желательно отойти подальше и воспользоваться длиннофокусной оптикой. Если это невозможно, стоит поискать точку съемки приблизительно на середине высоты снимаемого здания, идеальный вариант — в доме напротив. Камеру надо держать вертикально: не в смысле ориентации кадра, а так, чтобы ось объектива проходила горизонтально, то есть не задирая вверх. Найти такую удобную позицию удается далеко не всегда, в этом случае отойдите так далеко, чтобы здание умещалось целиком в верхней половине кадра. Камеру держать надо вертикально, как и в предыдущем варианте. Впоследствии при кадрировании снимка избыточную нижнюю часть отрезают, и получается нормальное изображение без завалов.

prophotos.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *