Объектив юпитер 3: Объектив Юпитер-3 50 mm f/ 1.5 Характеристики, MTF, отзывы, обзоры, тесты :: Lens-Club.ru

Юпитер-3 1:1.5 F=5cm обзор с примерами фото

Содержание страницы

Юпитер-3 1:1.5 F=5cm – весьма дорогой Советский полтинник для дальномерных и беззеркальных фотоаппаратов. Объективу из обзора в 2022 году исполнилось 60 лет.
Можно бесконечно восхищаться старой техникой, а также тем технологиям, с помощью которых ее производили. Ведь объективы середины, и даже, начала 20 века все еще могут использоваться по своему прямому назначению. Да, удобство победило, в конце-концов, и все эти плюшки в виде ручного контроля диафрагмы, резкости и ручной на нее наводки сейчас скорее оттолкнут, чем подтолкнут к приобретению старого объектива. Особенно, если по цене он чуть дороже своих автофокусных аналогов лоукост сегмента.

Так, например, можно взять вполне себе неплохой автофокусный полтинник от Canon или Nikon, а если важна цена, то и вовсе, Гелиос 44 серии, и его открытая диафрагма будет вполне рабочей.

НаименованиеЮпитер-3
Тип
стандартный
Фокусное расстояние, mm~50 (~75)
МДФ, см150
Максимальная диафрагма, f/1. 5
Установка на FF/Cropда/да
Фокусировкаручная
СистемаЛюбая беззеркальная камера через переходник с М39
ЦенаНа маркете

Если брать конкретно потребительские качества этого стекла, то я бы сказал, что на открытой объектив не совсем адекватен. Увы, я не могу сравнить его пока со своим немецким родителем, но по обнаруженным примерам фото оказалось, что там дела также не столь хороши. CZJ Sonnar 1.5/50 немного древнее, но Юпитер-3 максимально приближен к нему. Схеме этого Соннара в 2022 – 90 лет. Стоит сразу же дополнить, что акцентировав на нерабочести открытой диафрагмы, я забыл указать, что резкость появляется сразу, но только по центру, если кольцо диафрагмы чуть сдвинуть, чтобы лепестки ее появились в видимом глазу пространстве внутри объектива, и далее, вплоть до f/2.8, резкость возрастает.

Поэтому, если я хотел, чтобы раздвоение картинки ушло в небытие, при этом, диафрагма оставалась в районе f/1. 5, я на миллиметр смещал кольцо в сторону f/2 и изображение приходило в норму. На f/8 объектив максимально резкий, при этом боке все еще интересное, если фокусироваться на средних и ближних расстояниях. На совсем открытой диафрагме объектив превращает все блики и источники света в чешую, весьма некрасивую. Но кому-то может и нравится. На пленке это нивелируется тем, что цветовые переходы на более размыты, и такой эффект не очень заметен. На черно-белой пленке, во времена которой проектировался Sonnar 1.5/50, это вообще не должно быть видно, так как на ней отображаются всего лишь градации серого.

По Sovietcams.com Юпитер-3 имеет 12 известных модификаций, отличающихся конструкцией оправы, просветлением и маркировкой. Объектив изначально выпускался с разъемом Contax RF/Киев, и имел характерную для того байонета, конструкцию. Как известно, переходники с Contax RF можно сделать с использованием байонета Киев и переходника M39 на беззеркалку, если не хочется искать готовый переходник, который, к тому же, будет стоить много денег, так как сам по себе байонет весьма замудрённый.

В этом плане поздние вариации с резьбой Leica M39, не только более простые в адаптации, но и их первые выпуски максимально аутентичны. Объектив имеет глубокое синее просветление, присущее всей сменной оптике СССР 50-60 годов прошлого века, маркировавшихся на немецкий манер (Юпитер-3 1:1.5 F=5cm – это, как раз, на немецкий манер, даже красная “П” – Просветлен, это аналог “T” – Transparenz). Поздние будут маркироваться, как “Юпитер-3 1.5/50” и глубокий синий цвет пропадет, оставив о себе легкое напоминание.

Юпитер 3 можно встретить производства заводов Юпитер г.Валдай, КМЗ, и Загорского оптического завода (герой обзора). Возможно, от завода к заводу качество изготовления может варьироваться, но такой информации я не встречал. По части эргономики к данному экземпляру претензий нет. Смазка сохранила свои свойства, все кольца вращаются плавно, и даже на улице в минус 10 было заметно лишь небольшое увеличение сопротивления колец. Имеются незначительные следы разборки на кольце фокусировки – скорее всего, смазка менялась в процессе эксплуатации. Значения диафрагмы устанавливаются бесступенчато. Необходимо иметь в виду, что настройки при таком раскладе сбить очень просто.

Юпитер 3 снят с дальномерной камеры ФЭД-5В, что не типично для таких камер. Обычно они попадаются с Индустар-61 Л/Д, либо другими, более массовыми моделями. Возможно, объектив был приобретен отдельно, либо фотоаппарат был заменен на более современный. Корпус сохранился хорошо, оптика также в отличном состоянии. Даже покрытие передней и задней линзы не затертое, как это бывает на изрядно попользованных объективах.

Юпитер 3 обладает 13 лепестками диафрагмы, и в боке рисует кружочки, а не гаечки, как это происходит на большинстве объективов масс-сегмента. Однако, Юпитер-3 это в свое время далеко не масс-сегмент. На базе фотоаппарата ФЭД и объектива Юпитер-3 я собрал лоукост вариант легенды – ФЭД-Генеральский. Звучит смешно, но смотрится интересно. Дорого-богато выглядит, глаз радует.

 

Юпитер-3 1,5/50 характеристики

Разработка: ГОИ
Диафрагма: 1:1. 5
Фокусное расстояние, мм: 50
Угловое поле зрения, град.: 47
Линейное поле зрения, мм: 43
Расчет: 47.07
Код: ВО-К-6799
ОФ-213
Вес: 200 г
Формат: 2,4×3,6 см

Юпитер-3 1,5/50 схема объектива

Схема объектива в Каталоге ГОИ от 1963 года – максимально приближена к схеме Sonnar 1.5/50, обнаруживаемой в сети. В объективе использованы большие флинты, имеющие высокий показатель преломления, отличающихся малыми (менее 50) значениями коэффициента средней дисперсии.

Юпитер-3 1,5/50 MTF

По графику MTF, Юпитер-3 обладает не очень хорошей разрешающей способностью. По центру это 27 линий на миллиметр, по краю кадра в районе 18. При этом, по ТУ должно быть 30/14. На практике же, объектив обладает достаточной резкостью, микроконтрастом и даже при увеличении картинки, на диафрагмах от f/2 и выше, детали различимы на столько, что особо и не веришь графику. Конечно, резкость не бритвенная, но давайте посмотрим на кольцо с маркировкой. Это 1962 год выпуска. А тестировавшийся для построения графика MTF экземпляр, вообще выпуском 1949 года, либо ранее.

Благодаря максимально открытой диафрагме в f/1.5, Юпитер-3 является сверхсветосильным. При этом, имеет очень маленький вес. Линзы, в отличие от Юпитер-8, реально больше примерно в полтора раза. В частности, передняя. Юпитер-3 и Юпитер-8 отличаются схемой оптики, но имеют общий корень – вокруг обобщенного триплета собран обвес в виде дополнительных элементов. Обобщенный триплет впервые появился в 1916 году, и разработка Людвига Бертеле схемы Sonnar была усовершенствованием схемы объектива Ernostar. В Ernostar впервые была предложена светосила f/1.8, позволявшая снимать там, где невозможно было использовать вспышку. В дальнейшем, главный недостаток Эрностара был исправлен в Sonnar. Эти объективы более контрастны и имеют лучшие характеристики по качеству изображения, чем предшественник.

Где купить переходник на Юпитер-3 М39

– Nikon 1 переходник M39-Nikon 1.
– Sony NEX и Sony Alpha с байонетом Е переходник M39-Sony E (M39-Sony Nex).
– Four Thirds, он же 4/3 (Olympus, Panasonic) переходник M39-4/3

– Micro Four Thirds — Olympus, Panasonic, Kodak, Xiaomi с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) переходник M39-Micro 4/3.
– Для фотоаппаратов с байонетом Fujifilm X переходник M39-Fuji X.
– Переходное кольцо М39-М42 можно купить здесь.
– Переходник М39-EOS R

Переходники, для других систем в том числе, на Я.Маркете:

  • Все переходники

Юпитер-3 пример фото

Проявка в Capture One, снято на Sony A7. Цвет объектива на цифровом фотоаппарате интересный. Юпитер-3 тонирует изображения, и если не править цвет в редакторе при проявке RAW, белый цвет будет иметь легкий желто-зеленый налет. Мне такая тонировка не очень нравится, поэтому на большинстве примеров фото вы этот эффект не увидите.

Больше фото:

    • Альбом ВК







Юпитер-3 пример видео

Резюме

Юпитер-3 весьма интересный старый объектив. Его можно было бы советовать для тех, кто любит изящность, легкость и светосилу, если бы не одно но – Юпитер-3 стоит весьма приличных денег для серийно производившегося объектива СССР. Сейчас этот объектив продается под наименованием Зенит Зенитар 1.5/50 для Sony E.

Объектив Юпитер-3 — Заметки на полях — LiveJournal

Хочу рассказать об этом объективе.

Сменный сверхсветосильный объектив с просветленной оптикой для дальномерных фотокамер. Снабжен ирисовой диафрагмой.
Переименованный трофейный объектив Carl Zeiss Sonnar 1,5/50. Вначале выпускался под наименованием ЗК (Зоннар Красногорский), затем — Юпитер-3.
В 1954 году в связи с исчерпанием запасов трофейного оптического стекла (вывезенное в качестве репараций), был пересчитан под отечественное. Одновременно с этим была немного изменена конструкция оправы, в частности — переделано кольцо установки диафрагмы. Серийный выпуск измененной версии начался с 1955 года.
С 1956 года объектив выпускался Загорским оптико-механическим заводом (ЗОМЗ, г. Загорск, ныне — Сергиев Посад), а с конца 1970-х годов — на валдайском заводе «Юпитер».
(источник — Архив НТЦ)

Мой экземпляр выпущен в 63году в ЗОМЗ, куплен через Молоток за 2000р+доставка. Доставка была небеспроблемной, но сейчас не об этом. Хорошо что дошел таки, в целости и сохранности. Шел из Саратова, а все потому что лот был охарактеризован как «Оптика в редкостном состоянии — на линзах ни пылинки, даже нет микроцарапин от протирки оптики». Хотя задняя крышка неродная, помечена как сделанная в Казани, на КоМЗ. Но объектив действительно в очень хорошем состоянии. В Москве такие экземпляры стоят уже более 3500, так что овчинка стоила выделки. Так же через oly43club.ru был куплен переходник m4/3 — M39 Leica. Причем здесь Лейка? — А очень просто: объективчик этот для дальномерных камер (Rangefinder Cameras), т. е. его можно поставить как на новейшую Leica M9, так и на старенький послевоенный Зоркий (тоже копия Лейки) и ФЕД. Конечно, при установке на m4/3 неизбежно скажется что размер сенсора по диагонали в два раза меньше стандартного кадра 24х36 мм. Но и стоит мой G1 далеко не 5000$ =) Poor man Leica — одно из прозвищ всех камер m4/3.

Объектив на камере

Конечно черненький смотрелся бы лучше, но черненькие выпускались только валдайским заводом, с более плавающим качеством..
Кстати говоря, можно купить и новую инкарнацию папы этого Ю-3. Почти братья — такая вот ирония жизни. Есть и беленькие, и черненькие. 969$ однако.)

Вообще кавай. И родные черты просто бросаются в глаза. Хотя на рисунке, похоже, байонетный вариант.

Но, вообще говоря, при перерасчете в 54-55г. была несколько изменена оптическая схема:

Схема Юпитер-3


Схема C Sonnar T* 1,5/50 ZM. Хорошо виден воздушный промежуток и прочие более мелкие отличия у прародителя.

С Клуба Дальномер:

Объектив изумительный, картинка просто с ног валит. У меня их 2 — один 54-го (последний год работы на немецком стекле), другой 64-го (загорский). Ну не знаю… Оба хороши, хотя немецкий вроде бы помягче, но нужно все-таки не сканировать, а печатать. Как напечатаю, добавлю
Еще полтора года назад обещал добавить отзыв после печати. Так вот увы и ах Косиновскому Ноктону 1,5/50. Если сравнивать их карточки (не сканы), то Ю-3 дает хорошую фору. Из под него картинки выходят живые, объемные. Их очень приятно печатать, приятно смотреть, как карточка проявляется. Совершенно особняком в сравнении с Ю-3 находится Суммилюкс 1,4/50 (у меня он не из современных, ему лет 10-12 на вид). Вот уж действительно чудеса творит. Если Ю-3 объемный, то Люкс дает картинку сродни голограммы. Все-таки немецкие оптики далеко забрались. В общем и целом Ю-3 супер-пупер полтиник в своих хороших экземплярах. Главное ощущение хочу еще раз подчеркнуть — чертовски приятно печатать с него карточки.

Как и все светосильные Зоннары, объектив в своем собсвтенном классе. Покупал его не ожидая особых откровений, и был в корне неправ. Сравнивать с чем-то неуместно, его надо просто вкурить. При диафрагмах 1.5-2.8, средней дистанции и удачном свете рисунок просто магический.

Я еще явно «не вкурил», но смутные ощущения чего-то живого и прекрасного есть. Объектив мне явно показывает, что резкость — не самое главное. В нем есть душа Он живой, и им прятно и интересно работать. В отличии от современного «идеального» и резкого panas 14-45 😉

http://35photo.ru/items/item_4170/ — фотографии, снятые на Юпитер-3
http://www.ziforums.com/album.php?albumid=56 — фотографии, снятые на Zeiss C Sonnar 50mm f1.5
И даже обнаружился тест этого Цейса на фокусировку, разрешающую способность и все такое >>

Конечно, нужно учитывать, что на m4/3 с кроп-фактором 2 этот универсальный полтинник с мягкий рисунком превращается в портретник (ЭФР 100мм) )с очень мягкий рисунком. Такой вот бесплатный пилинг кожи модели.)

Некоторые мои снимки. Эти, конечно, почти необработанные. В двух — легкий кроп, во всех ресайз и шарп при конвертации в web-качество. Диафрагма 1:1.5-2.0, точно не помню какая где.

Парочка боянистых картинок.

Попытка портретов

И конечно еще можно посмотреть по тегу Ю3 50мм f:1.5

Обзор Zenith 50/1.5 Jupiter 3+ – Джоэри ван дер Клоет

До сих пор я не испытывал особого энтузиазма по поводу объективов Zenit Lomography, но сегодня это изменилось. 50/1.5 Jupiter 3+ — не самый резкий 50-миллиметровый объектив в мире, но он обладает классическим характером.

Мне не нужно объяснять, почему у вас должен быть объектив 50 мм. Это совершенно очевидно. Правильный вопрос: какие 50 мм выбрать? Что ж, лично я считаю, что каждый стрелок Leica должен иметь по крайней мере Summicron 50/2.0 или Summarit 50/2.4, плюс один светосильный 50 для игры. Это может быть либо CV50/1.5, либо 50 Summilux, либо даже Noctilux.

С Leica M240. Стрельба немного хит и промах. Иногда это действительно работает, иногда нет. Здесь мне нравится рендеринг. Но здесь отсутствие резкости меня просто раздражает.

Новый Юпитер 3+ по сути является ремейком классического объектива, который выпускался в России после Второй мировой войны. Выпускался до конца восьмидесятых годов. Вы можете найти оригинальный приличный в пределах от 150 до 200 евро. Остерегайтесь того факта, что заводские стандарты на этих фабриках были в лучшем случае сомнительными, поэтому убедитесь, что вы можете проверить объектив перед его покупкой. Новая, актуальная версия дороже: она обойдется вам в 600 евро.

Большинство инженеров Leica, вероятно, подняли бы бровь (или две), увидев Jupiter…

Качество сборки и эргономика

50 Jupiter очень маленький, примерно как 50 Summarit без бленды. Он тяжелее, чем вы думаете: 252 грамма с передней и задней крышками объектива. Сначала объектив кажется прочным, в основном из-за веса. Дальнейший осмотр показывает люфт как на диафрагме, так и на кольце фокусировки. Большинство инженеров Leica, вероятно, подняли бы бровь (или две), увидев Юпитер, но мы же не инженеры. Мы фотографы. Я должен сказать, что даже линза-блинчик CV35/2.5 за 450 евро кажется как минимум в два раза прочнее, но этот объектив не передает характер Юпитера.

Я очень рад сообщить, что фокус на Юпитере просто гигантский. Кажется, это никогда не закончится. Это значительно упрощает очень точную фокусировку. Кроме того, кольцо диафрагмы ощущается намного лучше, чем на двух других объективах Lomo, которые я рассматривал. Диафрагма на Юпитере 50 не имеет фиксированных упоров, что хорошо для киношников, но плохо для фотографов, которые хотят менять диафрагму, не глядя в объектив. Кольцо диафрагмы тоже крутится не в ту сторону (если вы привыкли к Leica и Zeiss). Остановка производится поворотом кольца против часовой стрелки. Люди Nikon с Leica, наконец, могут быть счастливы.

Я очень рад сообщить, что дальность фокусировки у Юпитера просто гигантская…

Полученный мной Юпитер нельзя было использовать с моим дальномером, поэтому мне пришлось использовать электронный видоискатель для фокусировки объектива.

Jupiter 3 поставляется с резьбовым креплением Leica L39, но Lomo любезно предоставил Leica M-адаптер с объективом. Отличная работа.

Резкость, боке и рендеринг

Резкость не впечатляет. CV35/2.5, о котором я уже упоминал, наверное, в десять раз резче Юпитера на открытой диафрагме. Однако резкость резко возрастает при диафрагмировании Юпитера. На f2 резкость уже вполне приемлемая, а на f4 становится еще лучше, разве что придется перефокусироваться, чтобы компенсировать смещение фокуса. Вздох. Резкость в центре приличная при средних значениях диафрагмы, но резкость в углах никогда не становится действительно хорошей. Это не пиксельный объектив.

Тонкие портреты, детализированные снимки — вот те объекты, которые заставят Юпитер петь…

Боке и визуализация — вот что такое этот объектив. Так визуализировались линзы шестьдесят лет назад. Это объектив, с помощью которого были сняты первые русские полёты в космос.

Это объектив, которым русские снимали портреты своих близких. Боке вихревое, непредсказуемое, но часто очень приятное. Жаль, что его нельзя сфокусировать ближе, чем на 70 сантиметров, потому что этот объектив просто напрашивается на такой тип съемки крупным планом. В черно-белом режиме объектив работает еще лучше. Тона потрясающие, и мне очень нравится, как выглядит комбинация M240 и Jupiter. Это напоминает мне внешний вид ПЗС M8.

Рендеринг — главное преимущество этого объектива. Из-за естественного виньетирования, сферической аберрации, широко открытых мягких углов и странных переходов от областей в фокусе к областям вне фокуса этот объектив способен создавать фантастические изображения обычных вещей. Женщинам понравится эффект мягкого фокуса, который обеспечивает этот объектив. Тонкие портреты, снимки деталей — вот те сюжеты, которые заставят Юпитер петь.

Широкая диафрагма @1.5: прекрасный рендеринг. Но не очень резкий. Или, лучше сказать, совсем не резкий. Резкость резко возрастает на f2, но при этом остается много характера. Понимаете, что я имею в виду?

 

Заключение

Купил бы я Юпитер 3? Нет, не за эту цену, но заметьте, у меня уже есть заначка с объективами 50 мм. Я могу себе представить, что Юпитер понравится (кино)фотографам, которые ищут специальный, легкий объектив. Это не фотограф Leica как таковой. Я думаю, что этот объектив превосходен в ситуациях, когда мягкость и мягкие тона являются бонусом, и я должен сказать, что мягкость и передача объектива иногда приводят к красивым черно-белым изображениям. Уже одно это является веской причиной для приобретения этого объектива.

Стив Хафф тоже пробовал 50 Юпитер. Проверьте это здесь.

Наша подруга Вилка, наполовину собака, наполовину волк. Прекрасные серые тона на этом снимке. больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *