Освещение темы или освящение темы: «освещение» или «освящение» — как писать слово правильно
«Освещение» или «освящение» как правильно пишется?
Перед нами два полноценных слова, точнее глагола, которые употребляются в современном русском языке. Несмотря на то, что внешне они различаются только написанием одной буквы «е/я», но контекст несут абсолютно разный. Поэтому, если сомневаетесь, как правильно пишется «освящение» и «освещение» и не ориентируетесь в грамотном контекстном употреблении, читайте подробнее нашу статью.
«Освещение» и «освящение» происхождение слов
Для начала мы обратим внимание на образование этих слов. В данном случае эти знания важны при выборе варианта написания/употребления.
- Освещение – осветить – светить – свет
- Освящение – освятить – святить – свят
По Зализняку «свет» и «свят» произошли от одной праславянской формы *svetъ, но в др. — русском и ст. — славянском лексическое значение этих глаголов изменилось. Сейчас в русском языке слово «свят» / «святость» / «святой» употребляется больше в церковном контексте: «чистый» / «очищенный», поэтому и «почитаемый» / «священный», «излучающий свет духовный, а не явный». Для большего понимания здесь можно добавить церковное/богословское определение: «Святость — это стяжание человека благодати Святого Духа».
«Освещение» и «освящение» значение
Глагол «освещение» / «освещать» / «осветить» имеет несколько лексических значений:
- Действие по значению глагола осветить/освещать.
Нужно сделать хорошее освещение комнаты для большего уюта.
- Свет от какого-либо источника, это может быть и природный источник света, так и искусственный.
Какое же сегодня прекрасное вечернее освещение.
Да уж, фотографии не получились из-за неяркого дневного освещения. Жаль, что погода сегодня такая пасмурная.
Мы не будем ждать солнечный день, давайте организуем искусственное освещение, иначе по срокам не успеем сделать работу.
- Техническое оборудование, дающее свет.
В нашем селе недавно провели электрическое освещение.
Вот как раньше люди жили без электрического освещения?
В курятнике нужно круглосуточное электрическое освещение, благодаря этому яйценоскость повыситься, особенно в холодный период.
- Объяснение/толкование чего-либо, носящее тот или иной характер в переносном значении.
Журналисты будут освещать события минувших дней.
Работа ответственная, ведь нужно уметь дать правильное освещение фактам.
В новом фильме всем известные исторические события показали в освещении совершенно новом.
Все значения глагола «освящение» / «освящать» / «освятить» связаны с религиозным значением:
- Действие по значению глагола «освятить», «освящать». Здесь допустимо переносное значение – возвышающие свойства, делать почитаемым, священным.
Мне нужно освятить машину.
Вы планируете освятить квартиру в эти выходные?
Если любовь не освящает брак, то этот союз долго не протянет. Ведь только одно чувство долга не поможет сохранить семью. (переносное значение)
По нашему семейному обычаю, освященному предками, мы празднуем все праздники в кругу семьи. (переносное значение)
Церковный обряд кропления святой водой с соответствующими молитвами для очищения греховности или для придания чему-либо церковной благодати/святости.
Сегодня был совершен Чин освящения воды.
На следующий год планируется открытие и освящение часовни.
Митрополит Алексий совершил водосвятный молебен и освятил новый купол.
Освящение Свято-Успенского храма состоялось в 1888 году.
Маковейчики, воду и мёд люди относят в церковь для освящения.
В преддверии светлого праздника Крещения Господнего в нашей деревне планируется освещение купели.
«Освящение» и «освещение» как правильно пишется?
По орфографическим нормам допустимы оба варианта написания – «освещение» и «освящение». Но в контексте употребления эти слова не равноправны, поэтому всегда нужно помнить об их значении. Если сомневаетесь в написании сомнительной гласной в корне, обратите внимание на проверочное слово. Другими словами, выбор правильного написания зависит от лексического значения однокоренного проверочного слова. Поэтому, если речь идет о церковном обряде, пишем «освящение» через «я», если контекст другой (значения смотрите выше), пишем «освещение» через «е».
«Освещать» или «освящать» — как правильно пишется слово?
Многие ошибаются в написании безударной гласной в корне глаголов «освещать» или «освящать». Эти два слова в разговорной речи произносятся одинаково, что затрудняет выбор гласной «е» или «я» на письме. Зачастую лексемы ошибочно заменяются друг другом. Обратимся к правилам орфографии русского языка, чтобы навсегда уяснить верное правописание.
Читайте в статье
- Как пишется правильно: «освещать» или «освящать»?
- Использование слова «освещать»
- Морфемный разбор слова «освещать»
- Спряжение глагола «освещать»
- Примеры предложений
- Использование слова «освящать»
- Морфемный разбор слова «освящать»
- Спряжение глагола «освящать»
- Примеры предложений
- Неправильное написание слов «освещать» и «освящать»
- Заключение
Как пишется правильно: «освещать» или «освящать»?
Исходя из данных современных словарей, оба варианта являются нормативными – «освещать» и «освящать».
Какую из представленных форм выбрать, подскажет контекст. Значение каждого из глаголов разнится, поэтому нужно быть очень внимательными. Чтобы определить, какой из рассматриваемых глаголов грамотно писать в конкретном предложении, первым делом необходимо проанализировать контекст и установить лексическое значение слова.
Использование слова «освещать»
Известно, что глагол «освещать» употребляется в двух основных лексических значениях:
- «Сделать светлым, обеспечить светом с помощью лучей, направить свет».
- «перен. Истолковывать что-либо, проинформировать, рассказать о чём-либо».
Проверить слово «освещать» можно с помощью родственного существительного «свет». Укажем на чередование согласных «т» – «щ» в корне. Значит, в рассматриваемой лексеме напишем гласный «е».
Морфемный разбор слова «освещать»
освещать
освещать
Сделаем полный морфемный разбор глагола «освещать», чтобы определить, из каких частей он состоит:
- «о» – префикс;
- «свещ» – корень;
- «а» – суффикс;
- «ть» – окончание (по школьной программе) или формообразующий суффикс (по университетской программе)
При выделении основы не включаем в неё ни окончание, ни формообразующий суффикс – «освеща».
Спряжение глагола «освещать»
Слово «освещать» – это непереходный глагол несовершенного вида. Выясним, как он изменяется по лицам и числам, ниже:
Примеры предложений
Понять, когда следует писать «освещать», помогут приведённые контексты:
- Вчера в парке установили высокие фонари, которые должны хорошо освещать все улицы.
- Продавец сказал, что этот ночник будет плохо освещать комнату, поэтому я купила другой.
- Даже в минуты грусти улыбка продолжала освещать лицо дедушки, а глаза излучали спокойствие.
- Репортёр, который должен был освещать последние события в мире, уволился по состоянию здоровья.
- Мы купили несколько свечей, чтобы освещать дом во время отключения электроэнергии.
- Журналист отказался освещать темы, связанные с политическим шантажом.
- Освещать подъезд с помощью электричества стали совсем недавно.
- Фары автомобиля слабо освещали ночную дорогу, поэтому Влад сразу вызвал мастера.
- В каждой лекции преподаватель старался освещать разные темы, которые были интересны студентам.
Использование слова «освящать»
Глагол «освятить» используется в трёх лексических значениях:
- «Совершать над чем-либо церковный обряд по приданию святости».
- «перен. Делать священным и почитаемым».
- «перен. Признание незыблемости и неизбежности чего-либо».
Чаще всего слово используется в своём прямом значении.
Докажем, что глагол «освящать» нужно писать с «я» в корне с помощью проверочных слов «святость», «святить».
Морфемный разбор слова «освящать»
Проведём морфемный анализ глагола «освящать», чтобы понять, в какой части находится проблемная орфограмма:
- «о» – префикс;
- «свящ» – корень;
- «а» – суффикс;
- «ть» – окончание (по школьной программе) или формообразующий суффикс (по университетской программе)
При выделении основы не включаем в неё ни окончание, ни формообразующий суффикс – «освяща».
Спряжение глагола «освящать»
Слово «освящать» – это непереходный глагол несовершенного вида. Посмотрим, как его правильно спрягать, ниже:
Настоящее время | Прошедшее время | Повелит. наклонение | |
---|---|---|---|
Я | Освящаю | Освящал Освящала Освящало | |
Ты | Освящаешь | Освящал Освящала Освящало | Освящай |
Он/Она | Освящает | Освящал Освящала Освящало | |
Мы | Освящаем | Освящали | |
Вы | Освящаете | Освящали | Освящайте |
Они | Освящают | Освящали |
Примеры предложений
Определить, когда нужно использовать «освящать», помогут приведённые ниже предложения:
- В праздники к нам всегда заходили освящать квартиру священнослужители.
- Многие россияне приходят в храм освящать воду, а некоторые просят окропить святой водой автомобиль, мобильный телефон и даже школьный дневник.
- Священники призывают освящать церковные праздники добрыми делами и мыслями.
- На Пасху горожане дружно понесли освящать куличи в церковь.
- Мария не стала освящать эту компанию своим присутствием, поэтому сразу ушла.
- В нашем городе стали освящать новые церкви.
- В этом году вербу в нашем храме хотят освящать большое количество прихожан.
- Через неделю собираются освящать памятник Неизвестному Солдату.
- Многие храмы собирались освящать эту старинную икону.
- Жители не знали, что освящать часовню возле сквера будут только через месяц.
Неправильное написание слов «освещать» и «освящать»
Оба варианта «освещать» или «освящать» могут не соответствовать орфографическим правилам, если будут использованы в неподходящем контексте.
Заключение
Из сказанного выше следует, что два рассмотренных глагола «освещать» и «освящать» – правильные.
Несмотря на это, люди часто используют один глагол вместо другого, что делает написанное некорректным. Чтобы не допускать ошибок на письме, необходимо в первую очередь изучить контекст. Также нужно знать лексическое значение каждого слова в отдельности. В случае затруднения лучше обратиться к словарю.
римлянам 12:1 Темы и темы
Быть преданным Богу » Должен быть » Нашими телами
Быть преданным Богу » Основан на » Милосердие Божие
Всесожжение » Иллюстрация » Быть посвященным Богу
Божественный призыв » Исцелить преследование » К посвящению
Христианство » Характеристики » 10 Жертва
Соответствие » Что не должно соответствовать
Посвящение » Призыв к личному
Посвящение » Личное
Посвящение » Личные приношения » Приемлемые
Даяние и дары » Что следует отдать Господу
Святость » Приказано
Святость » Мотивы » Милосердие Божие
Святость » Святые » Должны представить свои тела Богу в
Духовная жизнь » Следует оживлять службы святых
Новизна » Обновление себя
Приношения » Приемлемые
Приношения » Фигуративный
Доказательство » Что доказывать
Жертвоприношение » Принесение себя в жертву Господу
Жертвоприношение » Фигуративное
Жертвоприношение » Иллюстративное » Преданность
Отречение от жизни » Посвящение » Призыв к личному
Быть преданным Богу » Должно быть » С нашими телами
1 Коринфянам 6:20
Римлянам 12:1
Быть преданным Богу » Основан на » Милости Божии
Римлянам 12:1
Всесожжение » Иллюстрация » Быть преданным Богу
Римлянам 12:1
Божественный Призыв » Исцелить преследование » К освящению
Римлянам 12:1
Исход 32:29
1 Паралипоменон 29:5
Притчи 23:26
2 Тимофею 2:21
Христианство » Характеристики » 10 жертвоприношений
Римлянам 12:1
Соответствие » Чему не следует соответствовать
Римлянам 12:1-2
Посему умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую и святую, благоугодную Богу, для духовного служения вашего поклонения. И не сообразуйся с этим миром, но преобразуйся обновлением ума твоего, чтобы тебе познавать, какова воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Посвящение » Призыв к личному
Римлянам 12:1
Исход 32:29
1 Паралипоменон 29:5
Притчи 23:26
2 Тимофею 2:21
Посвящение » Личное
Римлянам 12:1
Римлянам 6:16
Псалтирь 51:17
2 Коринфянам 8:5
Матфея 13:44-46
нашел человек, и опять скрылся, и от радости о том идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, и, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что у него было, и купил ее.
Римлянам 6:13
Римлянам 6:19
Посвящение » Личные предложения » Приемлемые
Евреям 13:16
Исаия 56:7
Римлянам 12:1
Левит 1:4
1 Петра 2:5
Филиппийцам 4:18
3
3
2 Дарение и подарки » Что подарить господину
Псалом 29:2
Псалом 95:8
Римлянам 12:1-2
Посему умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую и святую, благоугодную Богу, которая есть ваше духовное богослужение.
Откровение 14:7
1 Паралипоменон 16:28-29
Воздайте Господу, племена народов, Воздайте Господу славу и силу. Воздайте Господу славу имени Его; Принесите жертву и предстаньте перед Ним; Поклоняйтесь Господу в святом облачении.
Святость » Повелено
Римлянам 12:1
Ефесянам 5:8
Колоссянам 3:12
Левит 11:45
Левит 20:7
Святость » Мотивы » Милосердие Божие
Римлянам 12:1-2
Посему умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую и святую, благоугодную Богу, для духовного служения вашего поклонения. И не сообразуйся с этим миром, но преобразуйся обновлением ума твоего, чтобы тебе познавать, какова воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Святость » Святые » Должны представить свои тела Богу в
Римлянам 12:1
Духовная жизнь » Должны оживлять службы святых
Римлянам 12:1
1 Коринфянам 14:15
Новизна » Обновление себя
Иезекииль 33:11
Римлянам 12:1-2
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую и святую, благоугодную Богу, которая есть ваше духовное служение поклонения . И не сообразуйся с этим миром, но преобразуйся обновлением ума твоего, чтобы тебе познавать, какова воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Иезекииль 18:31
Ефесянам 4:22-24
чтобы вы, ссылаясь на прежний образ жизни, отложили ветхого человека, который растлевается в похотях обольщения, и чтобы вы были обновиться духом ума твоего и облечься в новую личность, сотворенную по подобию Божию в праведности и святости истины.
Предложения » Приемлемо
Евреям 13:16
Исаия 56:7
Римлянам 12:1
Левит 1:4
1 Петра 2:5
Филиппийцам 4:18
Предложения » Фигуративное
Римлянам 12:1
Псалом 51:17
Иеремии 33:11
Филиппийцам 4:18
Евреям 13:15
Доказательства » Что доказывать
Римлянам 12:1-2
Посему умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую и святую, благоугодную Богу, для духовного служения вашего поклонения. И не сообразуйся с этим миром, но преобразуйся обновлением ума твоего, чтобы тебе познавать, какова воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Галатам 6:3-4
Ибо, кто думает, что он что-то, будучи ничем, тот обманывает самого себя. Но каждый должен исследовать свое дело, и тогда у него будет повод хвалиться о себе одном, а не о другом.
1 Фессалоникийцам 5:21
Жертвоприношение » Принесение себя в жертву Господу
Галатам 2:20
Римлянам 12:1-2
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую и святую, благоугодную Богу, которая есть ваше духовное служение поклонения . И не сообразуйся с этим миром, но преобразуйся обновлением ума твоего, чтобы тебе познавать, какова воля Божия, благая, угодная и совершенная.
2 Коринфянам 5:14-15
Ибо любовь Христова управляет нами, сделав вывод, что один умер за всех, поэтому все умерли; и Он умер за всех, чтобы живущие уже не жили для себя, но для Того, Кто умер и воскрес за них.
Жертвоприношения » Фигуративный
Римлянам 12:1
Иезекииль 39:17
Исаия 34:6
Филиппийцам 4:18
Филиппийцам 2:17
Софония 1:7-8
Молчи пред Господом БОГОМ! Ибо близок день Господень, ибо приготовил Господь жертву, освящает гостей Своих. «Тогда будет в день жертвы Господней, что Я накажу князей, сыновей царя И всех, кто облачается в чужие одежды.
Жертвоприношения » Иллюстративный » Преданность
Римлянам 12:1
Филиппийцам 2:17
Отреченная жизнь » Посвящение » Призыв к личному
Римлянам 12:1
Исход 32:29
1 Паралипоменон 29:5
Притчи 23:26
2 Тимофею 2:21
Проповедь посвящения | GCiN
Проповедь в церкви Освящения Благодати в Ньюарке
5 октября 1848
by
Епископ епархии
0003
Берлингтон:
Сэмюэл К. Аткинсон, в Missionary Press
1849
Не облагайте налогом королевского святого напрасными расходами, работая для скудной группы
Из ученых в белых одеждах, только — это огромное
И славная работа прекрасного интеллекта!
Отдай все, что можешь; Высокие Небеса отвергают знания
Хорошо рассчитанных меньше или больше.
Так считал человек, сотворивший для чувства
Эти высокие столбы, раскинувшие эту разветвленную крышу
Самоуравновешенные, вместившиеся в десять тысяч клеток,
Где свет и тень отдыхают, где живет музыка
Затяжной- — и блуждать, как не желая умирать;
Подобно мыслям, чья сладость дает доказательство,
Что они рождены для бессмертия.
–Wordsworth
Достопочтенному. Джеймс Гор Кинг. Эта речь, написанная в основном в его прекрасном Хайвуде, почтительно написана в память о его любезном гостеприимстве.
Риверсайд, Очищение Пресвятой Богородицы
1849
Не о тленном доме мечтали,
Кто таким образом мог построить. Будь моей, в часы страха,
Иль мысли пресмыкающейся, Искать здесь отбросы;
Или по Вестминстерским проходам бродить;
Где лопаются пузыри и танцует пена безумия
Тает, если переступить порог; где венок
благоговейной мудрости поник: или пусть мой путь
Веди к этой юной Свае, чей небесный купол
Прообразом смелого искусства
Объятия Бесконечности; чей герб-хранитель,
Безмолвный Крест среди звезд распростерся,
Как теперь, когда она также увидела свою грудь
Наполненную воспоминаниями, насытившись ею, частью
Из благодарной Англии, переполненной мертвецами.
–Wordsworth
Проповедь
О, поклонись Господу в красоте святости — Псалом xciv. 9.
Текст имеет тройную тему:
Красота;
Освященная красота;
Приемлемо для Бога как дополнение поклонения:
«О, поклоняйтесь Господу в красоте святости». Его адаптация к нынешнему богослужению совершенна благодаря чтению на полях: «Поклонись Господу во славном Святилище».
я. «О, поклонитесь Господу в красоте святости». Тема текста – Красота. «Красота — это радость навсегда». Это была счастливая мысль, говоря более счастливыми словами, о том, чья самостоятельная эпитафия стоит на его могиле в Риме — здесь покоится тот, чье имя было написано водой.
«Красота – это радость навсегда.» Он волнует бессмертный дух; и его пульсации, как круг в воде, распространяются через всю его вечность. Вы едва заметите это, теперь. Распустившийся бутон розы. Вечерняя звезда. Дерево осенью. Какое-то особое зрелище нашего западного неба. Улыбка спящего младенца. Но в другом полушарии, и по прошествии половины жизни вы не знаете, как и почему «задевается электрическая цепь»; и это там, во всей своей красоте, «вещь красоты» и «радость навеки». И кто может сказать, когда раскроется рай и пустит утренние сумерки совершенного дня на искупленную душу, сколько, составляющее ее блаженство, будет в воспоминаниях о прекрасных и возлюбленных земли; и прекрасные вещи навсегда останутся радостью? Разве это не помогает сделать вывод, что у красоты нет эталона; а может и нет? В противном случае дети Отца пострадали бы в неравной мере в том, чего все ищут инстинктивно; и в котором все находят главное удовольствие. Не помогает ли это заключение, что воздух, и свет, и сама жизнь имеют не большее влияние, чем красота и любовь к ней? Зелень, украшающая землю. Цвета и оттенки, которые резвятся и наслаждаются облаками. Своенравные чары, которые играют на изменчивом лице воды. Прекрасная мозаика из цветов, изображающая весеннее утро. Или фантастический мороз зимней ночи. Не помогает ли этот вывод, что любовь к красоте никогда не приручается и никогда не утомляет; но все же продолжает расти, экспансивно, как ум, более энергично с использованием, а с потворством еще более изысканно? Что все это, как не намеки и гармонии божественной творческой силы, формирующей нас нашими инстинктами; и использует наши симпатии, чтобы склонить нас к нашему счастью? Это делает даже этот падший мир служителем бессмертия; а земля в разрушенной, но чарующей красоте преддверие рая? О, если бы мы учились на всех уроках, которыми щедро обсыпана наша жизнь! О, если бы у нас был слух, как у Платона, который мог бы уловить музыку шара! Око, как у Иоанна на Патмосе, чтобы видеть радугу, подобную изумруду, опоясывающему трон! Сердце, подобное сердцу Давида, в тишине смиренной и благоговейной мудрости которого небеса «возвещали славу Божию!» Так и в простой детской радости мы должны чувствовать силу красоты, в ее чистоте; знайте, что это приходит к нам непосредственно от Него; и сделать это всего лишь звездным путем, чтобы снова привести к Нему. Итак, должны ли мы принимать красоту внешнего мира лишь как сакраментальный знак Его совершенства, Который сотворил его; используйте его как аргумент добродетели и инструмент благочестия; и находят в нем, как, без сомнения, и ангелы, мотив благочестия и залог бессмертия. «О, пойте Господу песню новую, пойте Господу, вся земля. Пойте Господу, и величие пред Ним, сила и красота во святилище Его. воздайте Господу славу и силу. Воздайте Господу славу имени Его; принесите приношение и войдите во дворы Его. Поклонитесь Господу в красоте святости».
ii. «О, поклонитесь Господу в красоте святости». Тема текста – ОСВЯЩЕННАЯ КРАСОТА. Псалмопевец говорит о красоте, достигшей своего совершенства в полном совершенстве своего рода и предназначенной для священных целей. Это была домашняя и знакомая тема еврейским ушам и сердцам. Скиния с ее золотом и серебром, ее голубым, пурпуровым и червленым цветом; ковчег из чистого золота; сами подсвечники с их миндальными орехами, ручками, ветвями и цветами — одно чеканное произведение из чистого золота; все сделано по образцу, показанному Моисею на горе. Одежды священника из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона, мешочки из золота и цепочки плетеной работы из золота и оправы из камня оникса. Священный нагрудник, сияющий рубином, сапфиром, аметистом и бриллиантом. Все во всем святом служении Божьего назначения подобно тому видению Самого Себя; когда «под ногами Его было как бы вымощенное из камня сапфира и как бы небесное тело в его чистоте». И затем, в свое время, Храм из тесаного камня, кедровых бревен, оливкового дерева и пальмы, украшенный резьбой, обложенный золотом и великолепный драгоценными камнями; и чаши, и тазы, и ложки, и нюхательные ножи из чистейшего золота. Море и суша объяты, сокровища природы опустошены, искусство в своем наивысшем совершенстве; что дом, построенный для Господа, по выражению самого Давида, может быть «чрезвычайно величественным». Это не оставляет сомнений в его концепции использования освященной красоты. Не только евреи знали и чувствовали его силу и заставляли ее воздействовать на инстинкты природы; Который дал нам Тот, Кто прежде уподобил нас Себе. Святой Иерусалим, Церковь Христова, открывается возлюбленному Иоанну, как с небес, от Бога исходящий: свет ее, как камень драгоценнейший, яко камень яспис, чистый, как кристалл; основы, сапфир, изумруд, хризолит, хризопраз и аметист; у ворот двенадцать груш; улицы, чистое золото, как из прозрачного стекла. Кто удивляется, что с такими моделями, как эти, до них, христиане, в прежние годы, когда вся помощь, которую наука оказывал искусству, по сравнению с нами, была, как сумерки до полудня, воздвигала соборы, а часовни и часовни, одни руины которых насмехаются над нашим великолепием? Да ведь даже язычники проявляют инстинкт сердца, чтобы отдать все свои силы и довести их до последнего совершенства в результате освященной красоты. Посмотрите на Парфенон. Посмотрите на Колизей. Посмотрите на Пантеон. Что такое Венера, «завораживающая мир»? Что такое Бельведер Аполлон? Что такое Дианы, Гебы и Грации? В чем величие Юпитера? В чем великолепие Юноны? Что такое «Ниобея, вся слеза?» Что такое корчи Лаокоона? Что такое высший размах и размах древней архитектуры, скульптуры, поэзии во всех их формах изящества, достоинства и силы, как не выработка инстинктивной и врожденной идеи освященной красоты? Посмотрите это у Рафаэля, и у Микеланджело, и у Рубенса. Почувствуйте это в безмятежной и святой красоте Пресвятой Богородицы; и в младенческой красоте и чистоте этого божественного ребенка. Услышьте его во всем, чего достигла музыка, самого нежного, самого сладкого, самого покоряющего и в то же время самого возвышенного для души; до тех пор, пока даже Мильтон не теряет всего пуританина, в то время как он приносит больше, чем все поэты, к восхвалению освященной красоты в ее смешанных формах священной структуры и священной песни:
Пусть мои ноги никогда не подведут
И люблю высокую изогнутую крышу,
Со старинными колоннами, массивными доказательствами:
И многоэтажными окнами, богатыми светом,
Отбрасывая тусклый религиозный свет.
Там, пусть звучит орган,
Полному хору внизу,
В служении высоко, и гимны ясны,
Как может, с нежностью, через мое ухо,
Раствори меня в экстазе,
И предстань перед моими глазами все небо.
Что мы имеем здесь, во все времена и в каждой стране; что мы найдем в любой форме поклонения, истинной или ложной, иудейской, христианской или языческой, кроме использования освященной красоты; в разгар своих замыслов и в полноте своего совершенства, для служения религии! Что это все, как не комментарий за комментарием к тексту Давида: «Поклоняйтесь Господу в красоте святости!»
iii. «О, поклонитесь Господу в красоте святости…» Красота, освященная красота только тогда приемлема для Бога, когда она сделана ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ ПОКЛОНЕНИЯ. Бог ничего не сделал напрасно. Он ничего не сделал для тленного употребления. Он ничего не сделал, кроме как научить человечеству Своей истине и возвеличить Свою милость. Прекрасная и плодородная земля; славный свод небес; океан с широким диапазоном его водопроводов; все, кроме нижнего храма Его Величества Божественного. Они всего лишь служат Собором для того поклонения расе, для которой все они были созданы и чьему использованию они все подчинены; что должно соответствовать им для Храма Небес. Ничто во всем, что они содержат, от первой маргаритки, свидетельствующей о весне, до великого дневного ока в небе, который он отражает в скромной красоте, в то время как это имя делает его родным и знакомым нашему детству, — но стремится к этой великой цели. Давид провозглашает эту истину с несравненной силой и великолепием в девятнадцатом псалме: «Небеса возвещают славу Божию, и твердь показывает дела рук Его; день дню передает речь, и ночь ночи открывает знание; нет речи. ни языка, где не слышно голоса их: по всей земле проходит линия их, и до пределов вселенной слова их». И снова в сто сорок восьмом псалме, где от ангелов и сонмов Божьих до летающих птиц и гадов, все, что Бог сотворил или делает из работы на земле или влияния с неба, «огонь и зной, снег и пар, ветер и буря, исполняющие слово Его», призваны прославлять Его. «Да хвалят имя Господа, ибо только имя Его превосходно, и слава Его превыше всех небес». И когда Св. Иоанн раскрывает словами, которые превосходят наше понимание, невыразимую славу невидимого мира, это для поклонения, что все его использование существует; и каждый голос, который возвышает ноту в полных аллилуйях своего непрекращающегося хора, и каждая золотая арфа, которую пробуждает святой или серафим, в гармонии с ним, по-прежнему настроены на поклонение: «Свят, свят, свят, Господь Бог Всемогущий Который был, и есть, и грядет; достоин Ты, Господи, принять славу, и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». То, что верно для всех, верно для каждой партии. Урок всего творения — это урок для каждого существа. Красота есть только красота, поскольку она служит восхвалению Творца; и освященная красота только тогда приемлема для Него, когда она делается дополнением к религиозному поклонению Его Сыну. «И я взглянул, и вот, посреди Престола стоит Агнец, как бы закланный; и Он, подойдя, взял книгу из десницы Сидящего на Престоле; и когда Он взяли книгу, четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея у каждого арфы и золотые чаши, наполненные благовониями, которые суть молитвы святых, и поют новую песнь, говоря: Ты достоин, ибо Ты был заклан и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и племени и народа, и соделал нас Богу нашему царями и священниками. есть Агнец, Который был заклан, чтобы принять силу, и богатство, и мудрость, и силу, и славу, и благословение». Напрасно в надежде быть принятым Богом самый высокий служитель, который когда-либо возвышался до неба, будет воздвигнут, если он не провозглашает Иисуса Христа; и Его, как распятого за грешников. Напрасно при всякой мысли о принятии пред Богом воздвигается драгоценнейший жертвенник и покрывается чистым золотом, не омоченным Его умилостивляющей кровью. Напрасно при всякой мысли о принятии пред Богом предстанет перед престолом умилостивления тот, кто не имеет в сердце своем смиряющего и преображающего Креста. Тот единственный, кто, покоренный покаянием и сотворенный к покорности, благодатной и несравненной красотой того страдающего Агнца, с верою приближается к принятию сего Святого Таинства, исполняет заповедь текста и поклоняется Господу». в красоте святости».
Возлюбленный пастырь и народ этого стада, нет необходимости применять непосредственно к вашему случаю доктрину моего текста. Вы проповедовали из него здесь, передо мной, в этом славном Святилище, воздвигнутом вашими руками; и которое с полным и пылким сердцем вы отдали в этот день Богу. Вы хорошо сделали то, что сделали. С царственным Давидом ты отказываешься служить Господу Богу твоему тем, что тебе ничего не стоит или мало стоит. Могут быть холодные утилитаристы, которые скажут о том или о том, что вы сотворили с таким непревзойденным вкусом и мастерством в освященной красоте: Зачем это нужно? Можно ли укреплять веру резным камнем? Станет ли благочестие пылче во славу этой растопки! Пусть такие сообщат нам, какая потребность в цветах несравненной красоты, которых никогда не видел человек; мхов и лишайников, сияющих, как рубин или сапфир, на полярных скалах; о морских растениях или о раковинах, которые краснеют, как расколотые гранаты, в глубинах соленого моря, «на тысячу саженей вниз»; или, о бесчисленных употреблениях, в которых осенний закат насмехается над художником и поэтом, когда, насколько они могут видеть, день мог бы закончиться коричневым цветом! И должны ли они по-прежнему преследовать вас с вопросом, который был поднят так давно: зачем такая растрата? — не сочтите за труд быть порицаемой с той, которая излила благовонный мир на ноги Иисуса Христа; и помнят за это до сих пор. Учитывалась ли стоимость, когда миры были созданы, «цикл на эпицикле или на орбе»; небеса со всеми их лабиринтами света; земля с ее несметными богатствами; и неиссякаемые палаты моря? Была ли учтена цена, когда Господь Бог взял прах и вдохнул в него Свою жизнь, и сделал его подобным Себе? Сколько стоило, когда, чтобы спасти разрушенный мир и падшего человека, Творец Сам воплотился; и Его кровь, цена искупления? Никогда не думайте о цене, когда нужно служить Богу или спасать человека.
Отдай все, что можешь. Высокие небеса отвергают знания
Точно рассчитанных меньше или больше.
«Отдай все, что можешь». Вы, что дали так много, дайте больше. Пусть этот Дом Божий отныне, пока земля будет стоять, будет всего лишь священным центром вашего влияния. Скопьтесь вокруг него, в своем пасторском доме, в своих школах, в своих домах для больных и скорбей, все, что свидетельствует о том, что Церковь создана от Бога и для человека. «Отдай все, что можешь». Да не скроется этот жертвенник шесть дней из всех семи; эти стены издают хвалебную песнь только тогда, когда Мамона останавливает свой шум. Поддержите служение во всей его полноте здесь, во всех его должностях и делах; учение, и молитва, и утешение. Пусть утомленные и измученные путями знают, что приходят, кто хотят, и когда могут, они обретут покой в святом посредничестве; и не нужно уходить без благословения. «Отдай все, что можешь». Пусть объединяющий клич, провозглашенный с этого Краеугольного камня, «ЦЕРКОВЬ, ДВИЖУЩАЯСЯ ВПЕРЕД», не замолкнет посреди залпа, в то время как планы Провидения открываются перед вами так благоприятно. Церкви свободной миссии Христа; и в Свободную миссионерскую церковь Св. Павла; и в церковь Св. Матфея, для немцев, которые могут искать свой дом среди нас; и к церкви св. Филиппа, ибо потомки помраченного и покинутого эфиоплянина вы и ваши собратья-церковники этого города подставили под свою руку. Я принимаю ваше обещание сегодня, здесь, в благословенном и благодатном свете небес, среди всех этих сцен и обстоятельств успеха и триумфа, ниспосланных Богом, что от этого обещания вы никогда не оглянетесь назад. «Отдай все, что можешь». «Возлагай на этот священный жертвенник с каждым приветствием в день священного упокоения свою верную долю того, чем Господь благословил твое хранилище: чтобы бедные, которые всегда с тобой, могли радоваться и утешаться; и Христианское соседство, признанное единым с родом человеческим. «Отдай все, что можешь». Сам, и обитать в тебе, и ты в Нем, ныне и во веки веков. Так из сего нижнего храма пойдёшь, спасённый крестным приобретением, на высокую гору святости Божией. Так будет сие славное святилище, Который первым сегодня открывает свои мирные врата, веди своих детей и детей своих детей в блаженный дом их Отца.Так будет этот Дом Божий, ставший Его сегодня, во всей освященной красоте своей святости, для бесчисленного числа а преддверие тому нерукотворному, что вечно на небесах. Даруй, Отец милосердия, ради Твоего милосердия, во Иисусе Христе; и Тебе, вместе с Ним и Святым Духом, приписывается бессмертная слава и бессмертная хвала.
У меня в ушах звенит, дух мой опустился, покорился,
Разделяя сильное волнение толпы, В то время как облака благовоний скрывали Крест,
Что мерцало, как сосна, тускло видимая,
Сквозь альпийские пары. Такой ужасный обряд
Наша Церковь не готовит, надеясь на силу
Из простой истины, пронизанной божественной благодатью.
Не скроем драгоценного Креста,
Как люди пристыженные: солнце, с первой улыбкой, утро
Должен ухаживать за ним; и зеленый мох
ползает вокруг его рук, сквозь столетия нерожденный.