Паспарту что это – что это такое и назначение, как выбрать по размеру, способу расположения и материалу изготовления

Содержание

что это такое и назначение, как выбрать по размеру, способу расположения и материалу изготовления

Представить картину без рамы невозможно, т.к. без этого важного элемента произведение искусства выглядит неполноценным. К тому же, ничто так не украшает и не придает изображению большей оригинальности, как искусно подобранный паспарту (passe partout). Он добавит творению необходимую эффектность и завершенность, благодаря чему картина станет важным акцентирующим элементом в любом помещении. Она будет приковывать внимание ваших гостей и гармоничным образом вписываться в общий стиль дизайна интерьера.

Статьи по теме

Что такое паспарту

Прежде чем заказать такое изделие, запомните, что паспарту – это широкая рамка (фр. passe partout), выполненная из многослойного картона, которая обрамляет фотографию, коллаж, рисунок, иллюстрацию или какое-либо другое произведение искусства. Благодаря этому создается граница между рамой и картиной. Таким способом принято выделять портреты. Отличие паспарту от обычной рамки заключается в том, что оно является, по сути, куском картона, в середине которого вырезано овальное, круглое или четырехугольное отверстие. Причем сделано это под рамку меньшей толщины.

Паспарту представлены на современном рынке богатой палитрой цветов и оттенков и широким ассортиментом размеров, что позволяет свободнее подбирать рамку под конкретное изображение. Помимо этого, на таком изделии часто располагают автограф изображенного или поясняющие подписи. Правильно подобранный вариант придает творению полноценность и помогает решить целый ряд декоративных задач, связанных с художественным оформлением. При оформлении дизайнеры могут накладывать как двойные, так и тройные паспарту.

Назначение

Решив заказать паспарту для фото или какого-либо изображения, который будет выглядеть эстетично и оригинально, ознакомьтесь для начала с назначениями такого предмета. Часто он выступает в качестве своеобразного элемента искусства, подчеркивающего то или иное творение искусства. Кроме того, рамка такого типа выполняет следующие функции:

  • облегчение восприятия произведения за счет того, что оно отделяется от остального интерьера;
  • акцентирование внимания на отдельных элементах изображения, которые способствует усилению воздействия на зрителей;
  • защита предмета искусства от негативного воздействия окружающей среды.
Рамки из разноцветного картонаРамки из разноцветного картона

Размеры

Рамка паспарту (большая часть) имеет одинаковые размеры, причем со всех сторон. Такой подход считается оправданным с коммерческой точки зрения, т.к. его можно использовать как для книжного, так и альбомного варианта. Правда, этот формат не всегда уместен с эстетической точки зрения. Объясняется это особенностями зрительного восприятия человека, т.к. при рассмотрении вертикальных объектов самым гармоничным будет тот, нижняя часть которого имеет больший вес.

Следует сказать, что симметричная рамка – это не всегда плохо, например, если картинка имеет яркий акцент в нижней части, тогда дополнительного усиления в зрительном плане не потребуется. Необходимости в несимметричном паспарту нет, если оно приобретается для познавательных и научных иллюстраций. В целом, удачно подобранное обрамление и размеры способны придать статус произведения любому линейному и цветовому хаосу, и даже наивным детским рисункам.

Из чего изготавливают

Планируя приобрести паспарту для фотографий, ознакомьтесь с материалами изготовления такого предмета. Для этой цели производители используют лист бумаги или картона в форме листы, который с обеих сторон покрыт слоям бумаги. Лицевая сторона при этом покрывается цветным слоем. Картон бывает однотонным и цветным – толщина колеблется от 0,5 до 3 мм. В первом случае цвет среза и лицевой стороны одинаковы, а во втором – срез отличается по цвету верхнего слоя.

Лучшие свойства имеет картон музейного качества, менее подверженный воздействию грибка. Более качественным считается картон с качество консервации, изготовленный из натурального хлопка – он совсем не дает возможности грибку распространяться. Еще есть материал из целлюлозы с содержанием лигнина – подвергается окислению и портит бумагу картинки. Подробнее об изготовлении паспарту:

  • Картон для такой рамки представляет собой спрессованные в несколько слоев листы ватмана, которые покрыты листом цветной бумаги. Для изготовления часто применяется целлюлоза из древесного волокна.
  • Картон состоит из поверхностного слоя, внутреннего и изнанки. К каждому из них предъявляются особые требования.
  • Кроме эстетических требований, поверхность изделия должна быть устойчивой к воздействию света. В связи с этим, бумагу для поверхностного слоя изготавливают на узкоспециализированных бумажных фабриках, отвечающие высоким стандартам качества.
  • Задняя часть предмета – не менее важна, чем другие, т.к. этот слой соприкасается и произведением искусства. Для изготовления изнанки применяется бумага, не содержащая кислоты и обработанная карбонатом кальция.
  • Внутренний слой является самым толстым. В большей степени применяется стандартный внутренний слой, выполненный из древесины и слой из неокисляющейся целлюлозы. Если первый изготовлен из отборного и лишенного каких-либо примесей древесного волокна, то это сводит к минимуму появление черных точек. Преимущество целлюлозы заключается в том, что она со временем не желтеет и такая структура обеспечивает надежную защиту от любых внешних воздействий.
  • Дополнительный эстетический эффект при обрамлении придает окрашенный внутренний слой картона. Контрастный контур помогает ярче выделить произведение искусства.

Способы расположения паспарту

Картины с паспарту могут подсознательно восприниматься в качестве арт-объектов. Иногда для повышения декоративных свойств применяют кант для паспарту, изготавливаемый в виде деревянной или пластиковой планки – располагается между изображением и полем. Желательно, перед выбором того или иного предмета определиться с оптимальным способом его расположения. Всего их существует два:

  • Под рисунком. В таком случае картинка закрепляется на сплошном листе картона. Для этого может применяться резиновый клей, который в случае необходимости с легкостью снимается – рисунок от этого не испортится. Другой способ – воспользоваться уголками или двухсторонними стикерами. Такой вариант расположения не подходит, если фотография будет помещена под стекло. Она может приклеиться намертво и быть безвозвратно потерянной. Кроме того, этот тип предмета добавляет жесткости детской поделке и в дальнейшем ее можно разместить на стене.
  • Над рисунком. Этот вариант выглядит как плотная рамка, под которую помещается готовое произведение искусства. Для изготовления можно взять пару листов картона: тонкий используется на подложку, а более толстый – для изготовления рамки. В последнем потребуется вырезать окошко по размеру картинки, оставив припуск в 3 мм, который пойдет на наклонный срез под 45-градусным углом. Картинка закрепляется на подложку, а затем к краям 2-сторонней клейкой лентой прикрепляется верхняя рамка.
Картина в passe partout с фигурным резомКартина в passe partout с фигурным резом

Варианты

Паспарту может отличаться по фактуре или покрытию, в качестве которого используется бархат, шелк, лен и декоративные пленки. Белое, серое или решение другого цвета идеально подходит для гравюры, картины, обычной фотографии. В зависимости от величины творения для его оформления можно выбрать узкой или широкое паспарту. Первый вариант акцентирует внимание на раме, а второй добавляет картинке «воздуха». Кроме того, определитесь с подходящим вариантом такой детали:

  • Многослойное. Отличается тем, что состоит из двух или трех вариантов картона с разными оттенками. При этом обязательно сочетается с изображением. Внутренний слой бывает темнее или светлее внешнего. Часто в качестве нижнего слоя применяется изделие золотого цвета, идеально сочетающееся с рамой из золотого багета. Двойной вариант из близких оттенков одного цвета способен создать эффект глубокого «фацета», который усиливается при использовании картона большей толщины. Некоторое распространение приобрел вариант оформления с применением многослойного паспарту, где применяется овальный фацет, а потом, в виду прямоугольника – отделенный широким кантом.
  • С кантом. Это планка (линейка) из пластика или дерева, внешний вид которой разнообразен: от тонированной и окрашенной до состаренной, от резной до гладкой. Кант выступает в качестве перегородки между рисунком и паспарту, являясь дополнительным декором. Планка должен сочетаться с паспарту и рамкой, как по цвету, так и по отделке. За счет особой формы профиля, он может вставляться в окно паспарту. Кант не дает соприкасаться картине со стеклом, если последнее используется при оформлении.
  • Без выреза окна. Работа в этом случае накладывается на лист изделия, благодаря чему изображение сохраняется полностью. Приграничные части творения не закрываются.

Выбор размера

При подборе оптимального решения обратите внимание на диагональ, высоту и ширину изделия. Слишком маленькие поля не будут выполнять свою основную функцию. Их ширина практически всегда выбирается немного больше ширины рамы. Иногда широкие поля считаются неуместными, т.к. чрезмерно большое изделие отвлекает внимание от самой картины. Ширины поля находится в пределах от 1/4 до 1/3 узкой стороны рисунка. Если изображение само по себе не сбалансировано, то допускается делать боковые поля очень широкими. Помимо этого, широкий вариант может использоваться в следующих случаях:

  • изображен портрет, натюрморт;
  • большой предмет практически на всю картину;
  • пейзажу не хватает моря (сделать низ еще больше) или неба (увеличить полосу сверху).

Выбор размера является серьезным делом. Если вы не ошибетесь с ним, то сможете представить изображение в самом лучшем восприятии. Варианты:

  • для изображений всех размеров – верхнее и боковые поля равны по ширине между собой, нижнее – чуть шире;
  • для средних и больших – около 1/3 узкой стороны картины;
  • для вертикально направленных – боковые поля размером 1/3 от ширины узкой стороны изображения, нижнее поле – 1/3 от высоты, верхнее – 1/5;
  • для небольших рисунков с большим количеством мелких деталей (к примеру, гравюрных) – широкое изделие до 15-ти см, а порой и больше.
Фото в рамке с паспартуФото в рамке с паспарту

Выбор цвета

Однотонная продукция производится в широчайшей цветовой гамме – от снежного белого до глубокого черного. Паспарту выступает в качестве инструмента для достижения цветового баланса между картиной и рамой. При подборе очень важно следить за цветовым сочетанием:

  • Для черно-белых работ используйте похожие варианты изделия и рамы: черное-черное, белое-белое, черно-белое и наоборот.
  • Белый цвет и его оттенки широко используются при оформлении монохромной графики и черно-белых фотографий.
  • Оформляя цветные работы, следите за тончайшими нюансами цвета и света на изображении и тем, в каком стиле выдержан интерьер помещения.
  • Темные изделия способны усиливать интенсивность красок на рисунке в зависимости от их оттенка, выделяя холодные или теплые тона в общей гамме.
  • Старинные офорты и гравюры часто требуют для своего оформления варианты спокойных пастельных оттенков, не отвлекающих внимание от самой работы.
  • Используя цветное обрамление, целесообразно ориентироваться на приглушенные, спокойные тона. Насыщенные цвета используются при оформлении постеров, современной графики, а броские плакатные – уместны при решении специальных задач (оформительских).
  • Часто цвет изделия выбирается в тон одного из элемента картины. В большинстве случаев он отличается от оттенка рамы, хотя порой встречаются и удачное сочетание обоих элементов близких по цвету.
  • Цвет взбитых сливок (кремовый) – это нейтральный белый с легким желтоватым оттенком, давно ставший неотъемлемым элементом «новой» цветовой гаммы. Она гармонично сочетается с цветом камня, замши, сланцевым серым.
  • Белый зрительно увеличивает творение, а черный – уменьшает. На белом фоне картинка будто бы выходит на передний план, а черное обрамление является своего рода окном, сквозь которое зрители смотрят картину. Правда, белый цвет нередко излишне отвлекает от работы, а черный способен негативно влиять на правильное восприятие тональностей.
  • Оттенок слоновой кости – это мягкий белый, более приятный для глаз. В искусстве интерьера сочетание слоновой кости и черного помогает добиться самых драматических звучаний. Такой оттенок может отражать свет, создавая ощущение тепла – хорошо сочетается с приглушенными темными красками.
  • Если речь заходит о черно-белых фотографиях, то имеет смысл подобрать обрамление серого оттенка – от белого до черного.

Паспарту своими руками

Если вы собираетесь сделать паспарту самостоятельно, то подготовьте линейку, ножницы, картон, плотную цветную бумагу, линейку, металлический уголок и клей. Этапы работы:

  • Нарисуйте на пустом листе плотного картона прямоугольник размером вдвое больше, чем размер готовой работы. Затем разрежьте по сделанной разметке и разместите в центре получившегося прямоугольника фотографию, картину и т.п. Убедитесь, что расстояние до краев одинаковое. Аккуратно обведите снимок карандашом, уберите и, отступив от краев 1-2 мм, вырежьте прямоугольник поменьше. Итог – прямоугольник с вырезанным по центру окном.
  • Приступите к изготовлению контрастного канта. Вырежьте из цветной бумаги (плотной) две пары полосок: размеры первых двух должны соответствовать длине внутреннего окна, а вторых – ширине. Согните каждую полоску пополам и оставьте по центру узкий кант – ширина 2 мм. Воспользовавшись металлическим уголком проверьте, подходят ли все вырезанные полоски.
  • Далее соедините полосы с картонной рамкой клеем, который наносится только на картон. Особое внимание уделите стыкам на углах.
  • Как только клей подсохнет, подложите с обратной стороны паспарту фото и украсьте готовую работу рамкой – со стеклом или без нее. Если вы собираетесь разместить в обрамление вышивку, то сначала прикрепите ее на плотный картон и зафиксируйте с обратной стороны ткань маленьким степлером или двусторонним скотчем.
Паспарту с вышивкойПаспарту с вышивкой

Цена

Прежде чем выбрать паспарту на свой вкус, ознакомьтесь с разбросом цен. Ассортимент, представленный в специализированных магазинах, в т.ч. и в интернете, очень большой. При выборе осмотрите изделие, переверните его, проверив обе стороны, чтобы убедиться в отсутствии дефектов. В стоимость часто включается вырезка окошка для вашего постера, фотографии или другой работы:

Название

Размеры (внешний и внутренний)

Цена в рублях

Зеленый Мох

А4 21x29,7 см, А5 21x14,8 см

130

Зеленый Мох

А3 29,7x42 см, А4 21x29,7 см

210

Зеленый Мох

70x100см, 50x70см

590

Красная малина

А4 21x29,7 см, А5 21x14,8 см

130

Красная малина

А2 42x59,4 см, А3 29,7x42 см

350

Снежно-белый

А1 59,4x84,1 см, А2 42x59,4 см

480

Черный

А4 21x29,7 см, А5 21x14,8 см

130

Кремовый

70x100см, 50x70см

590

Видео

titleКак красиво оформить свой рисунок в паспарту?

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Рассказать друзьям: Комментарии для сайта Cackle

sovets.net

ПАСПАРТУ - это... Что такое ПАСПАРТУ?

  • паспарту — passe partout. 1. Passe partout. Ключ, подходящий ко всем замкам <одного дома>. Березин 501. || перен. По прекрасному выражению Маркса, наша теория вовсе не есть passe partout, избавляющий нас от необходимости внимательно изучать отдельные… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Паспарту — …   Википедия

  • паспарту — неизм.; ср. [франц. passe partout] Спец. Картонная рамка с вырезом или кусок картона для наклейки рисунка, гравюры, книжной иллюстрации, фотографии и т.п. // Полигр., устар. Лист плотной бумаги, на который наклеивалась иллюстрация в книге. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • ПАСПАРТУ — ПАСПАРТУ, нескл., ср. (франц. passe partout, букв. проходит повсюду, ко всему) (спец.). Картонная рамка для рисунков, фотографических карточек. || Кусочек картона, на который наклеивают рисунок, фотографическую карточку (обычно перед тем, как… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАСПАРТУ — ПАСПАРТУ, нескл., ср. Картонная рамка или подклейка под фотографический снимок, гравюру. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • паспарту — бумага, обрамление, листок, рамка, подклейка, отмычка Словарь русских синонимов. паспарту сущ., кол во синонимов: 6 • бумага (80) • …   Словарь синонимов

  • ПАСПАРТУ — (франц. passe partout) картонная рамка или подклейка для рисунка, гравюры, книжной иллюстрации и т. д …   Большой Энциклопедический словарь

  • паспарту́ — паспарту, нескл., с …   Русское словесное ударение

  • Паспарту — нескл. ср. Специальная картонная рамка или подклейка для портрета, гравюры, книжной иллюстрации и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • паспарту — іменник середнього роду …   Орфографічний словник української мови

  • dic.academic.ru

    Что такое паспарту, зачем оно и как его сделать

    Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

    Что такое паспарту и зачем оно нужно?

    Паспарту — это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту — это поля между физической рамой и изображением.

    Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

    О вреде симметрии

    К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

    Рис. 1

    Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

    Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

    Рис. 2

    Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

    Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

     

    Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

    Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле — и восприятие изображения значительно улучшается.

    Как правильно поместить изображение в раму

    Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

    Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

    Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

    Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

    Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

    Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).

    Рис. 3

     

    В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

    Несколько слов о цвете паспарту

    Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).

    Рис. 4

    Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

    У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», — пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

    Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

    Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

    Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

    Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).

    Рис. 5

    При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.

    Рис. 6

    Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

    Несколько заключительных рекомендаций

    В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

    1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

    2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

    3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

    Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC)

    Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.

    Выводы

    Готовые паспарту и рамки, имеющиеся в широкой продаже, редко помогают гармонично оформить произведение изобразительного искусства. Поэтому типовым решениям следует предпочесть индивидуальный подход. При этом необходимо учитывать:

    — законы восприятия;
    — свойства самого произведения;
    — особенности интерьера, в который будет помещено изображение.

    * * *

    Дать исчерпывающее описание вопроса в рамках небольшой публикации попросту невозможно. Существует великое множество других аспектов, касающихся оформления работ, а также проектирования и изготовления рамок и паспарту. Для получения дополнительной информации читателю следует обращаться к другим источникам.

    Похожие записи:

    Загрузка...

    www.informphoto.ru

    Паспарту — Википедия. Что такое Паспарту

    Паспарту́ (фр. passe partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру. Это позволяет свободнее подбирать размер рамки под размер изображения. Кроме того, на паспарту часто располагают поясняющие подписи, автограф изображённого.

    Также паспарту — эстамп, напечатанный с гравированной вглубь на меди или с ксилографической доски с приставкой к ней другой такой же доски, которую можно менять на иные.

    Паспарту называются также обычные в XVIII столетии гравированные иглой или офортом рамки, которые, оставаясь одними и теми же, окружают собой различные изображения, гравированные отдельно от них, на особых досках.

    В книгопечатании паспарту — политипажная орнаментация фигурных букв в книге, когда при печатании нескольких таких букв, для орнамента служит одна и та же доска, а меняются только сами буквы.

    В современном оформлении есть множество видов паспарту, которые различаются по типу основы, цвету и составу. Картины и другие художественные работы оформляют в музейное паспарту, которое состоит из натуральных хлопковых волокон без химических примесей. Этот картон мало подвержен окислению, благодаря чему художественная работа остается в сохранности на долгое время.

    Назначение паспарту

    Имея богатую палитру цветов и оттенков, паспарту служит инструментом для достижения цветового баланса между изображением и рамой; а также стеной, где расположена картина.

    Паспарту даёт необходимый картине «воздух» и помогает решать декоративные задачи во время художественного оформления. При оформлении дизайнеры могут накладывать двойное и тройное паспарту, а также создавать нужный эффект с помощью графической резки паспарту.

    Литература

    wiki.sc

    Паспарту – это... Паспарту своими руками :: SYL.ru

    Картина без рамы, как актер без зрителей. И то и другое неполноценно. Ничто так не украшает изображение, как искусно подобранные рама и паспарту. Это добавляет ей эффектности и завершенности. Картина, как и фотография, становится самостоятельным объектом, который привлекает внимание и восхищает.

    Что такое паспарту и для чего оно используется?

    К вопросу об определении. Паспарту – это широкая рамка из многослойного картона, которая обрамляет рисунок, фотографию, коллаж или другое произведение искусства. В результате этого создается граница между картиной и рамой. Таким способом принято выделять портреты.

    Рамка паспарту применяется для нескольких целей. Среди них можно выделить основные:

    • акцент внимания на отдельных деталях изображения, способствующий усилению воздействия на зрителя;
    • облегчение восприятия произведения за счет его отделения от остального интерьера;
    • защита предмета искусства от отрицательного воздействия окружающей среды.

    К тому же паспарту нередко выступает как элемент искусства.

    паспарту это

    Почему вредна симметрия?

    Большая часть готовых паспарту имеет одинаковые размеры со всех сторон. Такой ход оправдан с коммерческой точки зрения, его можно использовать для обоих направлений: книжного и альбомного. Однако такой формат паспарту не всегда уместен с точки зрения эстетики.

    Объясняется этот факт особенностями зрительного восприятия человека. При рассмотрении вертикальных объектов наиболее гармоничным будет тот, у которого нижняя часть имеет больший вес. Этот факт известен и широко применяется в печати. Например, латинская буква S или цифра 8 несимметричны. Их нижние чисти слегка увеличены, но в целом они выглядят весьма гармонично.

    Так же происходит и с паспарту. Если оно будет слегка увеличено в нижней части, то вся картина будет восприниматься лучше.

    Стоит отметить, что симметричная рамка паспарту – это не всегда плохо. К примеру, если само изображение имеет яркий акцент в нижней части, тогда дополнительного усиления не требуется. Другая ситуация, когда нет необходимости в несимметричном паспарту – это познавательные и научные иллюстрации.

    Принципы подбора

    Первое, на что нужно обратить внимание, это цвет картона. Во-первых, он должен быть отличающимся от оттенка рамы. Дальше все строится на том эффекте, которого хочется добиться. Если нужно выделить изображение, то его лучше разместить на очень светлом фоне, почти белом или даже совсем белоснежном. Когда нужно добиться уменьшения рисунка, его ограничивают темным паспарту. Самым нейтральным является серый оттенок. Он практически не взаимодействует с изображением.

    паспарту для рисунка

    При выборе оттенка паспарту рекомендуется остановиться на спокойных и приглушенных тонах. Пусть он будет немного перекликаться с оттенком, который использован в самом изображении. Тогда паспарту для рисунка эффектно подчеркнет достоинства. В некоторых случаях таким способом можно приглушить или вовсе скрыть недостатки.

    К тому же на паспарту могут быть нанесены орнаменты и линии. Тогда они просто обязаны составлять единое целое с предметом искусства.

    Второй момент – выбор рамы. Она должна идеально сочетаться с изображением. Распространенной ошибкой считается подбор рамы под мебель и цвет стен.

    Существуют моменты, когда стоит отказаться от паспарту – это картины маслом и огромный формат изображения. В первом случае их просто нет необходимости дополнительно декорировать, а во втором – размер рамы может нарушить восприятие предмета искусства. Есть еще ситуации, когда сами гравюры уже содержат элементы декора, расположенные по краям. Тогда их тоже не нужно убирать в паспарту.

    Немного слов о картоне

    Его толщина обычно варьируется от 0,5 до 3 миллиметров. Картон для паспарту может быть цветным или однотонным. Во втором случае цвет среза не отличается от его лицевой стороны. А вот первый вариант имеет другой оттенок на срезе. Бывает такое паспарту, что его поверхность имеет текстурный рисунок.

    К тому же картон может быть разным по составу. У самого популярного отмечается нейтральный уровень кислотности. Он изготовлен из целлюлозы, которая содержит лигнин. Последний подвергается окислению и портит бумагу рисунка.

    Лучшими свойствами обладает картон музейного качества. Он менее подвержен воздействию грибка.

    На последней ступеньке стоит картон с качеством консервации. Он изготовлен из натурального хлопка и совсем не позволяет грибку развиваться.

    Как определить размер паспарту?

    Слишком маленькие поля не будут выполнять своей функции. Но, с другой стороны, чересчур широкое паспарту отвлечет на себя внимание от предмета искусства. В результате этого изображение просто потеряется.

    рамка паспарту

    Для боковых и верхнего полей существует правило: ширина паспарту должна лежать в пределах от трети до половины той стороны изображения, которая меньше. Это в большинстве случаев. Но бывают особые ситуации, когда боковые части можно сделать больше. Примером может быть несбалансированное или очень плотное изображение.

    Широкое паспарту может быть применено в таких случаях:

    • изображен большой предмет практически на весь рисунок;
    • портрет или натюрморт;
    • пейзажу не хватает неба (увеличить полосу сверху) или моря (сделать низ еще больше).

    Примером рамки паспарту для фотографии 10 х 15 могут быть такие размеры: по бокам 5 см, сверху 4 см, снизу 6 см.

    Какие существуют варианты паспарту

    С кантом. Это планка, изготовленная из дерева или пластика. Ее внешний вид может быть весьма разнообразен. От гладкой до резной, от тонированной и окрашенной до состаренной. Кант играет роль перегородки между паспарту и рисунком и является дополнительным декором.

    картон для паспарту

    Многослойное паспарту. Когда используется два или три варианта картона. Они имеют разные оттенки, но обязательно сочетаются с изображением. Причем внутренний слой можно сделать светлее или темнее внешнего.

    Способы расположения паспарту

    Первый: паспарту под рисунком. В этом случае изображение закрепляется на сплошном листе картона. Для этой цели можно использовать резиновый клей, который легко снять, причем рисунок при этом не испортится. Другой подход: взять уголки или двухсторонние стикеры.

    Этот способ не подойдет, если планируется поместить фотографию под стекло. Она может намертво приклеиться и будет безвозвратно утеряна. Следует отметить, что такое паспарту для рисунка добавит жесткости детской поделке, в результате чего ее можно будет легко разместить на стене.

    формат паспарту

    Второй способ: паспарту над рисунком. Это выглядит, как плотная рамка, под которую помещается готовое изделие. Здесь нужно взять два листа картона. Тот, что тоньше, пойдет на подложку, а из более толстого будет изготовлена рамка. В последнем нужно вырезать окошко по размеру рисунка, оставив припуск на 3 мм. Он пойдет на наклонный срез под углом в 45 градусов. Этот скос дает плавности переходу от изображения к паспарту. На подложку нужно закрепить картинку, а потом к ее краям двухсторонней клейкой лентой приклеить верхнюю рамку.

    Последний вариант требует больше материальных затрат, но и выглядит солиднее. К тому же с его помощью можно закрыть фотографию стеклом и не беспокоиться о том, что по истечении времени ее невозможно будет достать.

    www.syl.ru

    паспарту - это... Что такое паспарту?

    ПАСПАРТУ passe-partout. 1. Passe-partout. Ключ, подходящий ко всем замкам <одного дома>. Березин 501. || перен. По прекрасному выражению Маркса, наша теория вовсе не есть passe-partout, избавляющий нас от необходимости внимательно изучать отдельные общественные явления. Плеханов Патриотизм и социализм. В то же время Гобсон и не выступает панегиристом существующего, воздерживаясь от схематизации истории и упрощения эволюции до сухих формул, представляющих, по выражению Маркса, "passe-partout" историко-философской теории. РБ 1898 9 2 29. В детстве еще она <Жорж Санд> создала себе мечту о каком-то сверхъестественном существе Коранбе, который все обращает к добру. Теперь к сожалению такой паспарту уже был утрачен, и рядом с светлым миражем идеального общественного порядка стало болезненнее ощущаться несоответствие между мечтою и действительностью. МБ 1900 7 1 17. Шнейдер тогда же получил открытый лист следующего содержания. за подписью командующего императорскою главною квартирою <Бенкендорфа>С этим passe-partout Шнейдер утро посвящал тщательному ознакомлению со всеми особеностями военных порядков, присутствовал на ученьях. РВ 1888 3 108. Старший брат грохнул кулаком по столу, и мой краснокожий паспорт стал passe-partout - проход всюду, он же билет на транспортные средства. С.Юрский Западн. экспресс. // Октябрь 1999 5 59. Одновременно в московском издательстве "Ad marginem" (серия "Passe-partout") вышли "Диалоги" (1990-1994) Ильи Кабакова и "Критика" Грейса. НМ 1999 10 243.

    2. Passe-partout. Билет для входа <на все места в театре>. Березин 501.

    3. мед. Универсальная резекционная пилка малого размера типа ножевки. Коммент. ред. // Пирогов 8-3 494. Узкое отверстие входа пули в кость должно расширить .. также посредством пилки passe-partout .. или острыми щипцами, или трефином. Пирогов 8-3 117. 4. Это название употребляется .. для обозначения эстампа, с напечатанного с гравированной на меди или с ксилографической доски с приставкою к ней другой такой же доски, которую можно менять на оныя. Брокг. 44 992. 5. П. называется политипажная орнаментация фигурных букв в книге, когда при печатании нескольких таких букв, служит для орнамента одна и та же доска, а меняются только буквы. Брокг. 44 992.

    6. П. называется также обычная в 18 столетии гравированные иглою и офортом рамки, которые оставаясь одними и теми же, окружают собою различные изображения, гравированные отдельно от них, на особых досках. Брокг. 44 992.

    7. Специальная картонная рамка или подклейка для портрета, гравюры, книжной иллюстрации и т. п. БАС-1. Passe-partout. Рамка, в которую можно вставлять всякий фотографический портрет. Березин 501. Паспарту - кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырехугольным, овальным, или круглым отверстием, род рамки, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменить другими. Брокг. 44 992. Наброски местностей войны, что еще имеются у меня, могут быть помещены на такой же лист, чтобы не делать рамок к ним, такой же лист Ваш, конечно, будет стоить только цену passe-part, т. е. около 20-25 фр. - не правда ли? В. В. Верещагин - М. Н. Терещенко. // В. Избр. 143. Прямо против входа в симметрическом беспорядке развешан был целый ряд литографированных портретов, в белых passe-partout или выцветших бархатных рамках. Д. Позняк Дорогою ценою. // РВ 1885 1 105. С визитной бюстевой карточки или кабинетной в рост <увеличиваем> на портрет бюстевой .. Все портреты будут вделаны в черепаховое паспарту. РМ 1890 2 2 прил. Бабушка - немыслимый фэндесьекль: вавилоны, шляпки, муфты. На обороте паспарту медали и "Фотография Трунова в Москве". А. Сергеев Альбом для марок. // ДН 1995 8 34. На другой довольно большой фотографии в картонном паспарту она сидит в светлом кресле на просторной веранде. И. Червякова Песочные часы. // ДН 1997 4 63. Для последнего хранения документа <батистовый платок А. Г. Муравьевой, жены декабриста, на котором было написано письмо> было изготовлено двойное паспарту и папка из безкислотного картона. ОА 1997 5 104. Где-то совсем близко, за тонкой стеной, на которой день и ночь висела фотография остролицего мужчины, невесело смотрящего в овальное окошко паспарту, что-то упало и покатилось. Е. Лапутин Дождь. // Юность 1989 3 20. Искусствоведы, да и часто сами художники, стремятся положить акварель на белое бумажное паспарту. Эти белые пятна, по моему мнению, совершенно убивают живопись. Остроумова-Лебедева 3 205. Многие из них являют собою, "мини-экспозиции", где на роскошной подкладке (passe-partout) демонстрируется обрамленный предмет-симулякр. Звезда 2000 3 209. || перен. Обрамление, рамка. Все это давно стало историей. Но я упоминаю об этом лишь для того, чтобы окантовать минувшие события простым картонным паспарту, оставив шикарные золоченые и резные рамы тем, кто владеет пером более профессионально. Фаберже 141. 8. перен., пренебр., устар. "На все руки мастер"; проходимец. В такое время сценического оскудения выступают на свет люди, о которых в более счастливые времена забываешь думать: это своего рода пас-парту искусства, приложимые ко всякой мерке. РМ 1887 1 1 209. Он <бухгалтер> расказывал мне под секретом кое-что про тебя. Ах ты, паспарту! И здесь уже успел устроиться. 1915. Ренников Сеятели вечного 205. 9. Стандартная фраза, клише. "Я не согласна" - фраза, наиболее часто - кстати или не совсем кстати - произносимая ею <З. Гиппиус>, утилитарная, ширпотребная фраза, паспарту. Одоевцева На берегах Сены 40.

    10. техн. Паспарту - складные железные рамы, укладываемые в промежуток между концами смежных звеньев таким образом, что колеса подвижного состава катятся по горизонтальным полкам и направляются снутри вертикальными стенками паспарту. ТЭ 1929 7 660.

    11. Passe-Partout. Поздний сорт земляники. Шредер. ♦ Серия "Passe-partout". Название серии научно-популярных книг-введений в какую-л. науку или тему. Возникает серия "Passe-partout" - тексты о визуальном искусстве без картинок. Мы сейчас собираемся издать книгу Доменика Лапорта, фукианца, которая называется "История говна" - "L'histoire de la merde". Это маленькая книжка, где анализируется фигура отходов, отбросов, фекалий в самом разнообразном искусстве, начиная от средневековья до нашего времени. Звезда 2001 4 233. - Лекс. Брокг. паспарту; Уш. 1939: паспартУ; БАС-1: паспарту/.

    Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин [email protected] 2010.

    gallicismes.academic.ru

    Что такое паспарту? - Вопросы и ответы

    Паспарту: что это такое, как и где его применяют.

    Паспарту - это картонная рамка для рисунка, гравюры, фотографии на который наклеивается иллюстрация.

    Так все-таки что такое паспарту? Паспарту представляет собой поле между рамой и изображением, оно облегчая восприятие произведения и усиливая эстетическое воздействие.

    Экспериментируя с цветом и фактурой можно:

    • создать объемный эффект,
    • зрительно уменьшить части изображения,
    • зрительно увеличить части изображения,
    • подчеркнуть теплые тона,
    • подчеркнуть холодные тона,
    • подчеркнуть направление линий,
    • выделить фактуру изображенных объектов.

    Цвет и фактура паспарту могут изменить восприятие картины.

    Паспарту создает нейтральную зону между рамой и художественной работой. Основная задача паспарту - сделать акцент на художественной работе, придать изображению глубину, также паспарту защищает работу, во влажных условиях создает воздушное пространство между "картинкой" и стеклом, предохраняя изображение от соприкосновения со стеклом и воздействия внешней среды.

    Изготовление паспарту.

    Картон для паспарту состоит из нескольких слоев: поверхностного слоя, внутреннего слоя, изнанки.

    Цветовая гамма паспарту.

    Паспарту для рисунка производятся в широкой цветовой гамме:

    • от глубокого черного до снежного белого,
    • от ярких цветов до мягких полутонов,

    Рамка паспарту служит инструментом достижения цветового баланса между рамой и картиной.

    • Белый цвет и его оттенки наиболее часто применяются при оформлении черно-белых фотографий и монохромной графики.
    • При оформлении цветных работ очень важно следить за тончайшими нюансировками цвета и света на изображении.
    • Темные паспарту усиливают интенсивность красок на картине, выделяют теплые или холодные тона.

    У каждого цвета есть свои недостатки. Белый цвет паспарту может излишне отвлекать от самого изображения, а черный иногда негативно влияет на правильное восприятие тональностей.

    Срез паспарту.

    Паспарту и срез - это важные элементы оформления изображения, паспарту повышает эстетическую сторону оформления, а срез притягивает взгляд зрителя к изображению и создает линию.

    Цветной срез дает дополнительные эстетические возможности для оформления, а контурная линия контрастного цвета вокруг художественной работы придает элегантность и утонченность оформления.

    Паспарту для картин.

    Для картин в качестве паспарту используется багет с плоским профилем, изображения можно подчеркнуть составляя раму из двух видов багета.

    Встречается отделанный: тканью, замшей, под золото, плоский багет-вставка, увеличивая её ширину.

    Эти решения используют при обрамлении масляной живописи, если возникает необходимость отделить изображение от рамы и расширить зрительное пространство.

    Консервационное паспарту для ветхих антикварных работ.

    Консервационное паспарту производится из древесной массы, очищенной от лигнина, используют для оформления произведений искусства и фотографий, которые необходимо сохранить для будущих поколений.

    Музейное паспарту.

    Музейный картон для паспарту производят из хлопка, он и не содержит каких-либо техногенных примесей, используют для оформления картин музейного уровня, коллекционных картин и других произведений искусства.

    Поля паспарту.

    Ширина полей паспарту выбирается чуть больше ширины рамы. Широкое паспарту добавляет "воздуха" картине, а узкое акцентирует внимание на раме.

    Многослойное паспарту.

    Паспарту может быть:

    одинарным - подобрать одинарное паспарту не сложно, учитывая широкий выбор цветов и оттенков картона.

    многослойным - многослойное паспарту придаст произведению дополнительный объем, подчеркнёт перспективу, сделает оформление эксклюзивным.

    Канты для паспарту

    Кант - деревянная или пластиковая планка, отделяющая паспарту от самой работы, кант должен сочетаться по цвету и отделке с паспарту и рамкой.

    Если при оформлении используется стекло, то кант не дает соприкасаться работе со стеклом.

    Паспарту без выреза окна.

    Работа накладывается на лист паспарту. Это позволяет полностью сохранить изображение, не закрывая приграничные части картины, фотографии или папируса.

    hi-po.ru

    admin

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о