Портрета: Репин, Серов, Ван Гог, Вермейер
Репин, Серов, Ван Гог, Вермейер
Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.
Портрет в живописи — это всегда изображение реального человека. Недаром в старину на Руси портреты назывались парсунами — от латинского слова persona, что означает «личность». Как видим, парсуна и персона — родственные слова. Что же касается современного термина для обозначения данного жанра живописи, то в его основе лежит старофранцузское слово portraire. Оно означает воспроизведение чего-либо очень точно, «черта в черту». Но, что интересно, портретный жанр стал самостоятельным раньше, чем у него появилось отдельное название.
Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.
Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.
Классификация — какими бывают портреты?
По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.
Камерные портреты более лиричны, интимны.
Среди парадных выделяют:
- коронационные и их разновидность — тронные;
- придворные;
- конные;
- военные (они тоже могут быть конными).
Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.
Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.
Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.
Виды портрета (поджанры)
Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:
- Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
- Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
- Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
- Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
- Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
- Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
- Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
- Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
- Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
- Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
- Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
- Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.
Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.
Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.
А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.
Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.
История портретного жанра
В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.
Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.
Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.
Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.
Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.
Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.
С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.
Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.
Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.
Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…
Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.
Известные портретисты
В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.
Великолепные образцы жанра созданы:
Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.
Некоторых художников прославили именно портреты — например, загадочная «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского или скандальная «Мадам X» Джона Сингера Сарджента (John Singer Sargent).
Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:
Знакомство с шедеврами мировой живописи побуждает поклонников прекрасного создавать и свои собственные коллекции. На сайте Very Important Lot вы сможете поучаствовать в аукционах или приобрести картины у современных художников, которые не только будут радовать взгляд, но и станут хорошей финансовой инвестицией.
Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Посмотреть автопортрет |
|
Аллегорический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории. Посмотреть аллегорический портрет |
|
Военный портрет — разновидность парадного портрета — портрет в образе полководца. |
|
Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей. Посмотреть групповой портрет |
|
Детский портрет Посмотреть детский портрет |
|
Донаторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).
|
|
Жанровый портрет — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п. Посмотреть жанровый портрет |
|
Женский портрет Посмотреть женский портрет |
|
Индивидуальный портрет — портрет, включающий одного персонажа. Посмотреть индивидуальный портрет |
|
Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой. | |
Исторический портрет — портрет какого-либо исторического деятеля. Посмотреть исторический портрет |
|
Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне. Посмотреть камерный портрет |
|
Карикатура — (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — сатирический или юмористический портрет. |
|
Колоссальный портрет — портрет огромных размеров (как правило в скульптуре). |
|
Конный портрет — разновидность парадного портрета. Посмотреть конный портрет |
|
Костюмированный портрет — портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в образе». Посмотреть костюмированный портрет |
|
Коронационный портрет — торжественное изображение монарха в день вступления на престол, в коронационных регалиях, обычно в полный рост. |
|
Ктиторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине. На фото — Ктитор Радивой с семьёй и митрополит Калевит с макетом церкви (Кремиковский монастырь). |
|
Малоформатный и миниатюрный портреты — портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография и т.п. |
|
Мифологический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа. Посмотреть мифологический портрет |
|
Мужской портрет Посмотреть мужской портрет |
|
Охотничий портрет |
|
Парадный портрет, репрезентативный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца. |
|
Парный портрет — два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно парные портреты изображают супругов. Посмотреть парный портрет |
|
Полупарадный портрет — разновидность парадного портрета, на котором портретируемый обычно изображен по пояс и с большим количеством аксессуаров. Посмотреть полупарадный портрет |
|
Портрет-картина — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п. Посмотреть портрет-картину |
|
Портрет-прогулка — портрет гуляющего человека на фоне природы. Эта разновидность портрета возникла в Англии в XVIII веке и набрала популярность в эпоху сентиментализма. Посмотреть портрет-прогулку |
|
Трони (от нидерл. tronie — голова, лицо) — разновидность голландского портрета XVII века. Представляет собой поясной или поплечный портрет, часто изображавший анонимных моделей с необычным выражением лица или костюмом. |
|
Семейный портрет Посмотреть семейный портрет |
|
Советский портрет — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремленность. |
|
Посмертный портрет, ретроспективный портрет — портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям или полностью сочинённый автором. |
|
Тронный портрет — разновидность парадного портрета — торжественное изображение монарха, сидящего на троне. |
|
Шарж — сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека. Посмотреть шаржи |
|
Поскольку социальное положение портретируемого влияло на определённые методы подачи его образа, то иногда при классификации использовался сословный принцип:
|
Портрет, история портретного жанра
Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.
Портрет (фр. portrait — изображение) — жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.
Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном — чаще на нейтральном фоне.
По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.
Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе» (например, Екатерина II в виде Минервы).
Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.
Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.
В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи — Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес — создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.
В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).
Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции — яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).
Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.
Портретная живопись
Портрет – один из основных жанров в изобразительном искусстве, показывающий внешность одного конкретного человека, а иногда и группы людей. Главная задача художника-портретиста – добиться не только максимального внешнего сходства портрета с оригиналом, но и точная передача индивидуальных черт характера, и создание образа, типичного для той или иной эпохи.
История портрета насчитывает несколько тысячелетий, а зародился он как жанр живописи в античном искусстве. При раскопках на острове Крит было найдено много фресок с живописными женскими изображениями. Самое известное из них было условно названо учёными «Парижанка».
Другие древние находки, имеющие непосредственное отношение к портретной живописи, относятся уже к Египту с первого по четвёртый века нашей эры. Это – деревянные доски или холсты с выполненными на них портретами, которые в те времена помещались в гробницу усопшего вместе с его мумией. Эти изображения выполнены в технике, которая называется энкаустика, то есть, красками, сделанными на основе воска.
В эпоху Средневековья практически все живописные изображения были привязаны к религиозным сюжетам, а портрет существовал лишь как профильное изображение дарителей (донаторов), которые были только частью общей композиции.
Настоящий расцвет портретной живописи начался в эпоху Ренессанса. Художники Возрождения проповедовали гуманистические идеалы, главной их моделью становится человек, а пейзажи и интерьер – только фон для каждой отдельной личности. Величайший шедевр того времени известен каждому – это «Джоконда» Леонардо да Винчи.
Неоценимым надо назвать и тот вклад, что внесли в развитие портретной живописи Тициан, написавший целую галерею портретов своих современников, нидерландец Ян ванн Эйк, немец Альбрехт Дюрер, чьи автопортреты – пример для многих художников.
Валентин Коротков — Думы (фрагмент). 2005. Галерея «Колизей Арт»Ранее, желающему получить свой портрет было необходимо провести некоторое время перед художником, в ожидании, пока тот не сделает грубый набросок будущей картины и более качественный набросок лица модели. Сегодняшние технологие позволили живописцам рисовать портрет с фотографии, сколь угодно долго изучая игру света и тени, улавливая самые незаметные эмоции лица, совмещая объекты из разных снимков, добавляя толику своего воображения.
]]> ]]>
Портрет. Часть I | Литературное обозрение
The portrait painter — Карл Шпицвег
Во все времена главным предметом искусства был человек. Искусство не может существовать без положительного героя, образца для подражания. В мировой живописи мы постоянно встречаемся с воплощением представлений о главных достоинствах личности. Только искусство в состоянии наглядно показать, каким может быть и должен быть человек. Не случайно ещё со времён античности в женских образах подчеркивалась, прежде всего, физическая красота, а в мужских интеллект и сила. Отражая уровень материальной, художественной и духовной культуры общества, искусство оказывает мощное влияние на развитие духовности, формирует господствующее представление об идеале человека. Яркие запоминающиеся образы героев своего времени оставила нам русская живопись. Художник всегда смотрит вперёд и видит дальше, чем его современности. Так искусство проецирует будущее в настоящее.
Искусство в целом, и портретное искусство в частности не только отражает развитие общества, оно помогает появлению нового человека и рассматривает его точки зрения идеала данной эпохи.
Портрет является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных жанров живописи и вместе с тем самым неоднозначным. Именно портрет предоставляет возможность рассуждать об образе человека, позволяет подобраться к мироощущению личности в различные эпохи.
Портрет (от французского portrait) — это жанр изобразительного искусства, а также произведения этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека. Портрет передает индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при работе над художественным произведением).
Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).
По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холст
Портрет – жанр изобразительного искусства, показывающий индивидуальные черты конкретного человека. Портрет отражает внешность человека, его внутренний мир, передает социальный статус и принадлежность к эпохе.Техника рисования портрета отличалось в разные времена.
Портрет в античном искусстве
Первым появлением портрета можно считать женские лики, изображенные на фресках 16 века до н.э., найденные археологами на острове Крит. Искусство портрета в Древнем Риме и Древней Греции оставило большой след только в скульптуре. Мастерами были воссозданы идеализированные пластические образы элиты — политиков, военачальников, философов и поэтов.
Живописные портреты Древнего Египта служили для выполнения магических ритуалов. Изображения людей выполнялись на холсте или деревянных досках и отправлялись вместе в гробницу. Римляне-завоеватели принесли свои обычаи хранить в домах портреты хозяев. Портретная живопись в Древнем Египте была в технике темперы или энкаустики — живописи красками с использованием воска.
Портрет в эпоху средневековья
Искусство средневековья под влиянием церкви создавало религиозные образы.
Портрет в живописи осмеливались делать немногие художники. Профиль дарителя часто изображали, обращенного к святому, Мадонне или Богу, с оформлением картины по церковным канонам, но образ дарителя имел второстепенное значение в композиции.
«Золотые» века портрета
Расцвет жанра живописи портрет начался в эпоху Возрождения, когда активная и сильная личность являлась важнейшим элементом эпохи. Художники создавали портреты, на которых люди и общий фон были отделены друг от друга. Только в 16 веке возникает гармония в живописи лица. Художники начинают использовать в живописи портреты маслом на холсте.
Взгляд живописи в эпоху Возрождения разделил портретный жанр на разные формы. Появились портреты в полный рост, по грудь, по пояс и по колени. Знать заказывала не только одиночные, но и парные супружеские портреты. Появляется много групповых портретов. Популярен парадный портрет, который прославляет царственных особ, членов их семей, придворную знать или церковников, занимающих высокие посты. На мужском портрете живописи изображали модель с шикарным мундиром, обязательно расшитым золотом, женский образ был в роскошных платьях и драгоценностях. В качестве фона выбирали красивые пейзажи, пышные драпировки, арки или колонны.
Портрет в русской живописи
Первооткрывателем портретного искусства считается парсуна – произведение портретной живописи, выполненное по традициям иконописи.
Настоящий портрет, передающий сходство с изображаемым, появился в 18 веке. В советский период портрет-тип получил дальнейшее развитие, отражая народный характер в образах крестьян. В современной России в портретном жанре проявили себя Н. Сафронов и И.С. Глазунов.
Заключение
В настоящее время живописные картины, портреты доступны каждому и являются хорошим подарком. Вы можете позировать художнику, а можете оставить фотографию, и опытный мастер сделает все без вас. Основные техники нанесения изображения: масло, акварель, карандаш, мелки и другие. Популярен портретный жанр с нанесением специальным принтером изображения на холст. В качестве изображаемых лиц популярны изображения известных политиков, спортсменов, музыкантов и других деятелей искусств и направлений.
Трекбэк с Вашего сайта.
Портрет в истории живописи | Мария Иванова-Очерет
Самые первые портреты
Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет.
Изображение обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта). Портрет сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчен горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
Зарождение портрета
Зарождение портрета относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портретов встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение портрета было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами.
Ранние образцы станкового портрета — римские портреты, исполнявшие функцию погребальных масок – фаюмские портреты. Они создавались с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность. Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. Энкаустика— это живопись красками, где главным связующим звеном был воск.
Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Подобная техника требовала особых приемов. На области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.
Фаюмские портреты
Портрет в средневековье
В период средневековья художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету, хотя, в то же время художники начинают придавать понемногу святым черты лица реальных людей. Но и в это время некоторые художники писали психологическиточные портреты. Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами, но не выходили за рамки иконописных канонов, играя в композиции второстепенную роль.
Дж. Беллини. «Портрет донатора». Фрагмент
Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с X—XII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях.
Он является частью церковного архитектурно — художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре, особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги. Его моделями являются преимущественно знатные лица — правители и члены их семей, свита, донаторы монастырей и церквей.
Одна из первых таких работ, в которой видно начало развития реалистического портрета — портрет Энрико Скровеньи работы Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе, 1304—1306 г
Джотто
Понемногу портрет начинает проникать в станковую живопись. Одиниз первых примеров станкового портрета этого периода — «Портрет Иоанна Доброго» (ок. 1349 г.).
Портрет Иоанна Доброго (неизвестный художник)
В 1360—1380 годах решающий импульс развитию портрета придал французский двор Валуа; ранние образцы европейского портрета относятся именно к этому периоду.
Портрет в эпоху Возрождения
В эпоху возрождения человек стал восприниматься как центр мира, влияние религии ослабло. Большое значение приобрела внешняя красота, гармония между сильным духом и телом. Первые портреты имели влияние античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль.
Прошло время, прежде чем лица на портретах стали изображаться в фас или три четверти.
Другой важный компонент развития портрета — возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным. Обновляются средства художественной выразительности: например воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана. К портретной живописи помимо Леонардо да Винчи обращались многие знаменитые мастера Возрождения, в том числе Боттичелли, Рафаэль.
Шедевр Леонардо — портрет «Мона Лиза» («Джоконда», ок. 1503) стал величайшим произведением мирового искусства, в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.
В XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты, на которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей. Тем не менее, наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, единства человека и окружающего мира, портретируемый, как будто бы заслоняет собой природный ландшафт. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»)
Огромную роль в развитии европейского портретного жанра сыграл Тициан, создавший целую галерею образов своих современников: поэтов, ученых, церковнослужителей, правителей. В этих произведениях великий итальянский мастер выступил как тонкий психолог и прекрасный знаток человеческой души
Тициан, «Императрица Изабелла Португальская»
Также в эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет, хотя появлялись и поясные, поколенные изображения и портреты в полный рост. По характеру изображения портреты стали делиться на парадные и интимные. Первые создавались с целью возвеличивания и прославления людей, представленных на них. Парадные портреты заказывали у известных художников царствующие особы и члены их семей, придворные, церковнослужители, занимавшие верхние ступени иерархической лестницы. Особую роль играл в таких портретах фон. Мастера писали свои модели на фоне пейзажа, архитектурных элементов (арок, колонн) и пышных драпировок. Крупнейшим мастером парадного портрета был фламандец Рубенс, работавший при королевских дворах многих государств.
Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
Учеником и последователем Рубенса был талантливый фламандский живописец ван Дейк, создавший галерею портретных образов своих современников: ученых, юристов, врачей, художников, купцов, военачальников, церковнослужителей, придворных. Эти реалистичные изображения тонко передают индивидуальную неповторимость моделей.
Антонис ван Дейк «Карл I, король Англии, на охоте»
Психологизм портрета
В XVII столетии важное место в европейской живописи занимал интимный (камерный) портрет, цель которого — показать душевное состояние человека, его чувства и эмоции. Признанным мастером такого типа портрета стал голландский художник Рембрандт, написавший множество проникновенных образов. Эти произведения представляют зрителю обыкновенных людей, не имеющих ни знатных предков, ни богатства. Но для Рембрандта, открывшего новую страницу в истории портретного жанра, было важно передать душевную доброту своей модели, ее истинно человеческие качества.
Рембрандт «Саския в образе Флоры»
Также одним из самых замечательных европейских портретистов XVII века был испанский художник Веласкес, написавший не только великое множество парадных портретов, представляющих испанских королей, их жен и детей, но и целый ряд камерных изображений простых людей.
Веласкес «Портрет шута Себастьяно Мора»
Новые направления в искусстве портрета
Однако уже в XVIII веке намечаются и негативные тенденции в развитии портретного жанра. Заказчик требует от художника лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность, идеализация. Законодателем мод в этот период становится Франция.
Натье, «Портрет герцогини Орлеанской в образе Гебы»
Огромной популярностью пользуются парадные придворные портреты с
«кукольными лицами». Тем не менее уже к конце XVIII-первой четверти
XIX века появляются новые тенденции, развивается социальный портрет,
восходят новые таланты. Например, Одним из самых талантливых художников
второй половины XVIII — первой четверти XIX века был Ж.Л. Давид, создавший,
наряду с картинами античного и исторического жанра, множество прекрасных
портретов. Среди шедевров мастера — необыкновенно выразительный образ
мадам Рекамье (1800) и романтически приподнятый портрет «Наполеон
Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (1800).
Давид, «Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар»
Свое отношение к жизни и искусству выразили в портретах французские реалисты (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Г. Курбе), импрессионисты (Э. Дега, О. Ренуар) и постимпрессионисты (П. Сезанн, В. ван Гог). К портретному жанру обращались и представители модернистских течений, появившихся в XX веке. Множество портретов оставил нам знаменитый художник Пабло Пикассо.
Пикассо, «Дора Маар с кошкой»
Портрет в русской живописи
В русской живописи портретный жанр появился позже, чем в европейской. Первым образцом портретного искусства была парсуна (от русского «персона») — произведения русской, белорусской и украинской портретной живописи, выполненные на традициях иконописи. Настоящий портрет, основанный на передаче внешнего сходства, появился в XVIII столетии. Многие портреты, созданные в первой половине века, по своим художественным особенностям все еще напоминали парсуну.
Живопись второй половины XVIII века связана с именами таких известных портретистов, как Рокотов, создавший множество одухотворенных образов современников, Левицкий, автор прекрасных парадных и камерных портретов, передающих цельность натуры моделей, Боровиковский, чьи удивительно лиричные женские портреты до сих пор восхищают зрителей.
Боровиковский, «Портрет Елены Александровны Нарышкиной»
Особо интересным периодом являются 1860–1870-е годы — время становления реализма в русской живописи, наиболее ярко проявившегося в творчестве художников-передвижников.
В этот период в портретном жанре большим успехом у демократически настроенной публики пользовался портрет-тип, на котором модель получала не только психологическую оценку, но и рассматривалась с точки зрения ее места в обществе. В таких произведениях авторы уделяли равное внимание как индивидуальным, так и типическим чертам портретируемых.
Репин, «Мужичок из робких»
Замечательные портреты-типы были написаны И.Е. Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. В советский период реалистический портрет — тип получил дальнейшее развитие.
Портретный жанр обладает богатейшей историей, в нём работали многие известные мастера.
Портрет сохраняет свою популярность и в наше время. Художница Мария Иванова-Очерет работает в том числе в портретном жанре и привносит своё виденье в традиции этого направления. Её портреты одновременно являются и интереснейшими психологическими типажами, которые художник умело раскрывает как через образ самого персонажа, так и через его окружение, и узнаваемыми изображениями реальных людей, позировавших художнику.
Мария Иванова-Очерет, Мария Иванова-Очерет,
«Портрет Евгения Матвеевича Гаврилова» «АКТ. Движение»
Таким образом, портрет продолжает жить и развиваться в современном искусстве, со временем приобретая всё новые и новые черты.
подготовила искусствовед К.И. Подлипенцева