Процесс с 41: C-41, ECN-II, D-76, push&pull и т.д. и т.п. (Особенности национальной проявки-3) — Аналоговое фото в Иркутске

Содержание

C-41, ECN-II, D-76, push&pull и т.д. и т.п. (Особенности национальной проявки-3) — Аналоговое фото в Иркутске

Эта статья для новичков в плёночной фотографии, которых смущает терминология, отражающая особенности проявки той весьма недешёвой плёнки, которую они уже не только купили, но и отсняли…

Плёнка — не «цифра», её мало отщёлкать — это только полдела, перед выкладкой своих фотошедевров (ещё не факт, что они у вас получились!) в Инстаграм, чтобы явить миру и поделиться с друзьями, плёнку надо проявить как надо, а не как попало или отдать в проявку кому попало! Вот тут-то и возникают первые серьёзные вопросы и именно в этом — начало тайны явления миру вашего творчества, которая так притягательна для тех, кто увлёкся плёночной фотографией.

Обычно не возникает проблем с проявкой плёнки, купленной в местном фотоцентре, они же вам её и проявят и напечатают «все хорошие» или отсканируют без проблем, если у вас хоть что-то получилось на фотосессиях «в поле», но плёнка, случайно доставшаяся по наследству или купленная в фотомагазине или с рук, местные фотолабы (по-крайней мере у нас в Иркутске) не возьмут в проявку ни за какие деньги, если она не идентифицирована как на 100% пригодная для их машины. Тогда то вы и узнаете, что есть некий «процесс С-41», единственный пригодный для их аппарата (дай Бог, ему — этой чудо-машине — ещё долгих лет жизни, т.к. он, похоже, последний в городе, оставшийся с начала нулевых!), настроенного для конвейерной проявки подавляющего большинства коммерческих плёнок. Но кроме С-41 есть ещё и D-76, ECN -II и многое-многое другое…

Давайте разберёмся! При покупке любой (!!) плёнки, первым делом обратите внимание на то, во что она упакована. Одно дело, когда у вас — фирменная родная «магазинная» упаковка — плёнка в нетронутой, не вскрытой коробочке, или хотя бы маркировка кассеты совпадает с маркировкой коробки. Другое дело, когда плёнка в кассете известных брендов, но без коробочки и куплена с рук, где-нибудь на авито или юле, таких объявлений полно, но не спешите обвинять торговцев, как правило они честно указывают что это за плёнка.

Итак, с первым примером всё просто — внимательно читаете маркировку коробочки и кассеты, там обязательно производитель указывает процесс проявки: чаще всего «С-41», значит плёнку без проблем проявят в любом минилабе (фотоцентре) города. В Иркутске, по крайней мере, один у Центрального рынка такой, слава Богу, пока бесперебойно работает.

Сложнее, если плёнку купили не у них или с рук. Фирменная (в фирменной родной «магазинной» коробочке!) чёрно-белая плёнка известных и неизвестных брендов тоже обязательно маркируется: «BLACK/WHITE», B/W, «black & white film» и т.п. Иногда можно встретить даже чёрно-белую под процесс С-41, например, известный среди плёночных фотографов бренд ILFORD выпустил чёрно-белую плёнку XP2 SUPER, с аннотацией к ней, что эта плёнка «is also special in that you can shoot at different speeds from ISO 50 to 800 on the same roll of film and process as standard C41», т.е. она — «особенная тем, что вы можете снимать с разной экспозицией исо от 50 до 800 на одной и той же плёнке и проявить по стандарту С41». Для тех, кто понимает, это — реально круто! А кто не понимает: добро пожаловать к нам в класс, расскажем про тонкости экспонирования и проявки на первом же уроке!

Но это — исключение для гурманов чёрно-белой фотографии. Чаще всего чёрно-белые «фильмы» (так плёнка звучит по-английски), в отличие от «колор-фильмов» проявляется процессом для чёрно-белых негативных плёнок. Его часто для простоты не правильно называют Д-76 (даже сайты такие есть), так как D-76 — это название проявителя фирмы Кодак. На внутренней стороне коробочки от плёнки найдёте таблицу проявки, там и встретите каким проявителем сколько по времени проявлять вашу плёнку. Если коробочку выбросили, не отчаивайтесь, погуглите и выйдете на сайт производителя плёнки или на другие сайты, которые дают информацию о проявке вашей плёнки и другие ценные рекомендации.

Например, чёрно-белую плёнку можно художественно недоэкспонировать или переэкспонировать, т.е. отснять на разных ИСО и проявить, соответственно по-разному (с цветной плёнкой такие фокусы не прокатят, если производитель заранее не определил допуск!), но это — «пуш/пул» (push/pull) — для продвинутых и гурманов, мастеров фото-арта, а не для начинающих, хотя эти тонкости вы тоже узнаете на наших первых уроках, приходите не пожалеете, научитесь не только самим дома проявлять, но и пушить/пулить вашу плёнку и снимать самым что ни на есть художественным образом, не ставя своё творчество в зависимость от незнакомых дядей!

Иногда фирменную цветную можно встретить с маркировкой «Process ECN-2» (см. пример на фото, рядом с «Киевом»), как правило это малоизвестный экзотический бренд (пусть и по имени известного голливудского кинорежиссёра), но если хорошо погуглите, то найдёте интересную информацию о чуть ли не аристократическом (не шучу!) происхождении вашей плёнки. По названию коробочки в любом интернет-поисковике узнаете, что эта плёнка киношная, т.е. намотана «фирменным способом» в малоизвестные фирменные кассеты под узкоплёночный формат «тип 135» (про типы плёнок см. нашу публикацию) — часть известной киноплёнки (в мире немного производителей киношных плёнок), а когда проявите, увидите вдоль перфорации маркировку (идентификатор) «Eastman 5207», тот же интернет-поисковик по вашему запросу выдаст, что это за плёнка: KODAK VISION3 250D Color Negative Film 5207 и по информации об этой плёнке с официального сайта производителя узнаете, что это — именно она!

Процесс проявки «киношных» (кинематографических) плёнок по процессу ECN-2

Итак, Кодак, особенные цвета голливудских фильмов вас не обманут, если проявить по специфическому киношному процессу ECN-2 (Eastman Color Negative II). Домашняя проявка цветных плёнок (включая «одомашненный» ECN-2) не намного сложнее, чем проявка чёрно-белых, вполне посильно любому в домашних условиях, приходите к нам: научим за полдня, проинструктируем «как и что» и химреактивы дадим для проявки и бачок напрокат, вобщем, есть всё, чтобы начать осваивать свой домашний «минилаб» прямо завтра и не зависеть ни от кого.

Не пугайтесь плёнок в «неродных» кассетах, намотанных с известных киноплёнок: те, кто ими торгуют, дорожат своей репутацией! Они покупают киноплёнку в больших бобинах (потому и дорожат репутацией — 122 метра продать «на дурачка» не просто, второй раз, если не понравилось, не купят!) т. е. как бы «оптом» и потом сами наматывают в кассеты типа 135 «в розницу». Это проверенная плёнка (по крайней мере, у нас именно такая, тестируем сами!) — цвета и ISO соответствуют тому, что заявлено при продаже и цены ниже, чем в магазинах.

Вот такая история про разные процессы проявки. Приходите к нам, узнаете больше!

Институт труда, Иркутск

Рекомендуем также публикацию творческой лаборатории «СРЕДА»: «Кинопленка и фотопленка — в чем разница?»

Плёнка Кодак, которую можно приобрести у нас, проверена, протестирована и хранится в холодильнике по рекомендации производителя (см. «Хранение» на с.3 проспекта Kodak Vision 3 500T ). Приходите, научим не только фотографировать на эти профессиональные плёнки, но и проявлять их самостоятельно! Научитесь снимать по-взрослому и производить настоящий авторский HAND-MADE ART большой фотографии…Посмотрите этот двухминутный фильм “Почему плёнка?” Обратите внимание на маркировку плёнок, из которых сделана эта нарезка, узнайте именно вашу, купленную у нас (сравните с фирменной маркировкой вдоль перфорации негатива!), или приходите к нам, у нас есть и  Eastman 5218 и Eastman 5219 из серии Kodak Vision 500T по доступной цене! 

<Продолжение следует…>

Статья в PDFСкачать публикацию в PDF

Процесс C-41 | это… Что такое Процесс C-41?

Фотоплёнка «Kodak Gold 200»

Негатив

C-41 — машинный процесс обработки цветной негативной фотоплёнки, разработанный фирмой Eastman Kodak.

Разные фирмы-производители фотоплёнок предлагали свои собственные фотоматериалы и процессы обработки (фотоплёнка ЦНД-32 и ДС-4 в СССР, ORWOCOLOR NC-19 и ORWOCOLOR NC−21 в ГДР), но с первой половины 1990-х годов остался только процесс обработки С-41 и его аналоги: CN-16 Fujifilm, CNK-4 Konica, AP-70(72) Agfa и т. п.

Содержание

  • 1 Теория образования цветного изображения
  • 2 Последовательность стадий обработки по процессу С-41
  • 3 Изменение светочувствительности фотоплёнки
  • 4 Регенерация растворов
  • 5 Извлечение серебра
  • 6 Дополнительные возможности процесса С-41
  • 7 Ссылки

Теория образования цветного изображения

Поскольку светочувствительным веществом в фотоплёнке являются галогениды серебра, то в процессе проявления они могут превращаться только в серебро, давая чёрно-белое изображение. Но благодаря особому строению цветной фотоплёнки — в каждом из трёх слоев находится соответствующая бесцветная компонента (зелёная в одном, пурпурная в другом и голубая в третьем слое) — в том месте, где во время проявления происходит восстановление серебра, из бесцветной компоненты образуется краситель — в виде «облачка» вокруг микрокристалла.

В связи с этим, в процессе цветного проявления в каждом из трёх светочувствительных слоев фотопленки образуются по два изображения — чёрно-белое из серебра и цветное из красителей. В процессе отбеливания черно-белое серебряное изображение превращается в соль серебра, и эта соль растворяется затем в фиксаже. Также в фиксаже растворяются светочувствительные вещества (галогениды серебра), не пошедшие на построение изображения (это — непроэкспонированные или мало проэкспонированные участки).

Благодаря отбеливателю из фотопленки удаляется жёлтый фильтровый слой и противоореольный слой из коллоидного серебра.

Таким образом, отбеливание и фиксирование удаляют из фотопленки чёрно-белое изображение, оставляя только цветное из красителей.

Набор химикатов для альтернативного процесса С-41

Последовательность стадий обработки по процессу С-41

Обработка производится при температуре 37,8º Цельсия (или 100° Фаренгейта).

Стадия и время обработки (при норме пополнения на одну плёнку формата 135 длиной 24 кадра)

Стадии обработкиПродолжительность обработкиПополнение, мл
1Проявление3 минуты 15 секунд21 мл
2Отбеливание45 секунд5 мл
3Фиксирование1 минута 30 секунд33 мл
4Стабилизация1 минута40 мл
5Сушка

В процессе С-41 нет промежуточных промывок. Существует только окончательная помывка, норма обновления раствора (норма пополнения) здесь самая большая — 40 мл на каждый метр, прошедший через машину. Поскольку в промывную воду вводятся определенные вещества, разрушающие остатки тиосульфата натрия (фиксажа) и вещества, способствующие антибактериальной защите (формалин, дихлороизоциануровая кислота), окончательная промывка получила название

стабилизации. В состав стабилизатора входят также смачиватели (типа жидкого мыла) для того, чтобы после высыхания на поверхности пленки (на основе) не оставались пятна от воды. Ввиду вредности формалина, от стабилизаторов на основе формалина стараются отказываться, заменяя их патентованными составами из 8-10 других веществ. Благодаря использованию стабилизатора значительно увеличивается сохранность изображения во времени. Для улучшения промывки раствор стабилизатора подаётся в машину, в два или три сообщающихся бака, противотоком — навстречу движения пленки.

  • Далее, изображение с негатива может быть напечатано для получения позитивной фотографии.

Изменение светочувствительности фотоплёнки

В проявочной машине можно изменить время проявления. При увеличении времени проявления растёт светочувствительность и немного повышается контраст. При изменении времени проявления на 20 секунд можно добиться увеличения светочувствительности фотопленки в 2 раза (или, другими словами, на 1 ступень). На американский манер это называется «пуш +1». Увеличение времени на 40 секунд позволяет поднять светочувствительность в 4 раза (на 2 ступени) — «пуш +2». Однако это справедливо не для всех пленок. Если пленка высокочувствительная (например, 400 единиц) и пролежала свой гарантийный срок хранения, то перепроявка (на жаргоне — «пуширование») ведет к сильному росту вуали, а не эффективных плотностей, в результате чего повышение светочувствительности может и не произойти.

Регенерация растворов

При обработке в проявочной машине растворы стараются менять как можно реже (например, один раз в несколько месяцев). Чтобы проявитель и другие обрабатывающие растворы сохраняли свои химические свойства неизменными, после проявления каждого метра фотопленки (это соответствует длине ролика фотоплёнки в 24 кадра) в обрабатывающий раствор вводится компенсирующий добавок — свежий раствор, немного более концентрированный, чем рабочий раствор в машине (см. нормы пополнения в таблице). Нетрудно посчитать, что после обработки в машине 20 пленок по 36 кадров (длиной 1,65 м) бак с проявителем объемом 10 литров обновится примерно на 700 мл. Избыток старого проявителя при этом идет в перелив (слив).

Извлечение серебра

В рабочем фиксаже скапливаются соли серебра. В 1 литре рабочего раствора может находиться от 5 до 7 граммов серебра. Крупными фотолабораториями отработанные фиксажи не выливаются, а направляются на извлечение серебра методом электролиза.

Дополнительные возможности процесса С-41

  • Несмотря на то, что процесс C-41 разработан для цветной фотографии, некоторые компании выпускают специальную чёрно-белую плёнку, предназначенную для обработки по этому процессу. Такие фотоплёнки принято называть монохромными. В прямом смысле это не классическая чёрно-белая пленка, а цветная — в одном светочувствительном слое смешаны сразу три красителя в равной концентрации (жёлтый, пурпурный и голубой), которые вместе создают ощущение нейтрального чёрного оттенка.
  • Одной из возможностей C-41 является обработка цветной обращаемой фотоплёнки, предназначенной для процесса E-6. Это называется кросс-процесс. Поскольку слайдовая пленка значительно контрастнее негативной (более чем в 3 раза в численном выражении), в результате получаются довольно интересные фотографии, имеющие несколько необычную цветопередачу (утрированную насыщенность, исчезновение деталей в светах), которые используются в художественных целях.
  • Если через машину с процессом С-41 пропустить чёрно-белую фотоплёнку, то она выйдет прозрачной, смытой, как будто вовсе не экспонировалась.

Ссылки

  • Kodak process C-41 (color negative) processing manual Z-131

Перенаправлено разработчикам — повторяющийся прерывистый процесс резервного копирования завис после обновления до 18.0.41 на трех независимых системах

Bitpalast
Plesk зависим!