Разновидности натюрморта: Жанры в изобразительном искусстве и живописи. Деление картин по жанрам

Содержание

Жанры в изобразительном искусстве и живописи. Деление картин по жанрам

Анималистика (произошло от лат. animal - животное), анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные.

Анимализм картины
Аллегорический жанр (от греч. allegoria - иносказание) - жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д.) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл.
Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Батальный жанр картины

Былинный жанр - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора.

Былинный жанр картины
org/ImageObject">

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Бытовой жанр картины Разновидности фигуративного жанра

Ванитас (от лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Ванитас картины

Ведута - жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи - венецианский художник Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.

Ведута картины

Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

Городской пейзаж картины Разновидности жанра городской пейзаж

Завтрак - подвид жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII в.
Завтрак - изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.

Завтрак картины

Интерьер (произошло от фр. intérieur - внутренний) - жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

Интерьер картины

Иппический жанр (произошло от греч. hippos - лошадь) - жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади.

Иппический жанр картины

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Исторический жанр картины

Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально - каприз, прихоть) - архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.

Каприччо картины

Карикатура (произошло от итал.caricare - преувеличивать) - особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых: сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др.

Лениниана - жанр изобразительного искусства, посвященный Владимиру Ильичу Ленину.
Над созданием образа Ленина работали многие мастера изобразительного искусства СССР и одним из первых художников этого жанра был Исаак Израилевич Бродский.
Неоимпрессионист Эмиль Бернар один из первых зарубежных художников, кто изобразил Ленина. В своих произведения не обошли образ Ленина и знаменитые художники Энди Уорхол, Сальвадор Дали, Диего Ривера, Николай Фешин и др.

Лениниана картины

Мифологический (от греч. mythos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов.

Мифологический жанр картины

Морской пейзаж (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский (1817-1900).

Морской пейзаж картины

Натюрморт (в переводе с фр. - мертвая, неодушевленная натура) - это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции.

Натюрморт картины Разновидности жанра натюрморт

Ню (произошло от фр. nu - нагой, раздетый) - один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом.

Ню картины

Обманка - один из жанров изобразительного искусства, характерной чертой которого являются особые приемы перспективной живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением.

Обманка картины

Охотничьи трофеи, охотничий натюрморт - олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков.
Жанр Охотничьи трофеи был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии.
Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.

Охотничьи трофеи картины
  Парсуна (от лат. persona - личность, особа) - условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. - переходная между иконой и светским произведением форма портрета.

Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) - жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

Пастораль картины

Пейзаж (произошло от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Пейзаж картины Разновидности пейзажного жанра

Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет.

Портрет картины Разновидности жанра портрет

Религиозный жанр, религиозная живопись - жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии, Евангелия и других священных писаний.

Религиозный жанр картины

Сюжетно-тематическая картина - смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг

Сюжетно-тематические картины

Натюрморт

Слово «натюрморт» имеет французское происхождение и означает буквально «мёртвая природа». В живописи этим словом обозначают изображение различных неодушевлённых предметов.

Ссылки

В пятнадцатых-шестнадцатых веках натюрморт был всего лишь частью композиции на холсте. Например, гирлянды из цветов вокруг фигур Христа и Богоматери, росписи оборотных сторон алтарных образов или просто черепа в руках людей, изображённых на портретах.

В семнадцатом веке натюрморт становится самостоятельным жанром живописи, чему немало способствовали работы мастеров фламандской и голландской школ. Предметы, изображённые на картинах того времени часто скрывают в себе некую философскую аллегорию – неизбежность смерти и быстротечность всего земного, или же более широкие смыслы религиозных сюжетов. Но большую популярность приобретает и цветочный натюрморт – это напрямую связано с традициями Голландии: собственные сады, загородные виллы, просто комнатные растения, любовь к цветоводству вообще присуща этой стране. Пример голландского цветочного натюрморта – это роскошные композиции, автором которых был живописец Ян Давидс де Хем.

При написании натюрморта необходимо выбрать достойный объект для изображения. Свежие овощи подойдут как нельзя кстати. Их яркие цвета поднимут вам настроение, когда вы будете любоваться на картину.

Натюрморт – это почти всегда группа вещей, связанная общим смыслом. В эту группу могут входить и объекты из живой природы, но изолированные от своей естественной среды, превращённые в вещь: рыба на столе, ваза с цветами или фруктами, и так далее. Иногда в композицию натюрморта входит изображение и живых элементов: птиц, животных, насекомых, людей, но они лишь дополняют основную мысль картины. Натюрморт выделяет предметы из общего контекста быта, привлекает повышенное внимание к мельчайшим деталям и структуре поверхностей, заставляет удивиться красоте обычных вещей и природных форм, которые чаще всего человек не даёт себе труда рассмотреть, скользя по ним поверхностным взглядом.

Декоративный натюрморт — основные закономерности графического решения

Под декоративным натюрмортом часто понимают весьма произвольное обращение с натурой, приводящее к ничем не оправданному её искажению, поскольку незнание закономерностей работы над этим жанром влечет за собой массу ошибок. Декоративная живопись, так же как и академическая, основана на строгих законах и принципах. А умение перевести изображаемую натуру из видимого трехмерного в двухмерное пространство и при этом успешно решать творческие, композиционные и живописные задачи необходимо всем художникам высокого уровня, т. к. их работы призваны украшать множество интерьеров.

Все мы знаем, что «декоративный» от слова «декор» — украшать, укра­шение. Слово имеет два значения:

  • метод, направленный на создание выразительного силуэта, имеющего повышенную художественность по сравнению с объектами окружающего мира;
  • специфика плоскостных произведений искусства.

Если мы посмотрим на историю изобразительного искусства, то заме­тим, что все виды изобразительной деятельности, которые можно отнести к живописи, с древнейших времен до эпохи Возрождения, носят декоратив­ный характер. От пещерных наскальных росписей, древнеегипетского, древ­негреческого, всего искусства народов Востока и Азии до фресок Джотто — художник не «разрушал» изобразительную поверхность, создавая иллюзию пространства, а органично соединял поверхность изображения, независимо от того, была ли она плоской или объёмной, с самим изображением.

]]>

В прошлом веке знаменитый исследователь народного и декоратив­но-прикладного искусства, одно время живший и работавший в Гжели, А. Б. Салтыков говорил о том, что плоская, поверхностная и силуэтная ро­спись, конечно же, максимально способна подчеркнуть и выразить форму.

Начиная с эпохи Возрождения, живописцы стали ставить перед со­бой несколько иные задачи, касающиеся передачи глубины, пространства и воздуха в создаваемых ими произведениях.

Возврат к декоративности в живописи произошел в эпоху модерна, неза­долго до окончательного формирования стиля в XIX в. В большой степени это было связано с открытием японского искусства, сохранившего, ввиду обо­собленности своего развития, декоративную основу. Чуткое и внимательное наблюдение натуры, точное и достоверное видение, легкость и недосказан­ность, в то же время выразительность и продуманность силуэтного решения в гравюрах японских художников рождали неповторимые и незабываемые образы. Широкую известность получили ксилографы Кутагава Утамаро и Кацусико Хокусай. На безукоризненной пластике и соразмерной компози­ции японской гравюры воспитывалось не одно поколение художников.

Конец XIX — начало XX вв. — время интереснейших творческих поисков и находок. При работе над натюрмортом следует ориентироваться именно на этот период в истории живописи. Искусство лучших мастеров того времени сочетает удивительную силуэтную выразительность, отточенность, компо­зиционный лаконизм и завершенность в соединении с богатейшим опытом художников последних столетий в отношении создания созвучных, много­образных и сложных колористических построений. Поэтому при работе над декоративным натюрмортом рекомендуется обратить внимание на творче­ство известных русских художников того времени – Александра Головина, Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Михаила Врубеля, Алек­сандра Лансере, Константина Сомова, Александра Куприна, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Юона, Игоря Грабаря, а также европейских живописцев — Анри Тулуз-Лотрека, Поля Се­занна, Камиля Писсаро, Густава Климта и др.

Процесс работы над натюрмортом начинается с выбора точки зрения на натуру. И если в реалистическом изображении сложные ракурсы и боко­вой свет явятся самым удачным выбором, как наиболее передающие глуби­ну пространства и объёмность формы, то в декоративном, напротив, пря­мой свет и точка зрения «в фас» будут лучшими вариантами, позволяющими легче решить поставленную задачу.

Существуют несколько известных приемов, позволяющих усилить впе­чатление декоративности:

  • введение цветного или ахроматического контура, объединяющего разно удалённые предметы на одной плоскости;
  • насыщение орнаментом;
  • перекрывание одного предмета другим оверлеппинг;
  • задний вид просвечивается сквозь передний.

Линии могут быть как прямыми, таки кривыми, они могут создавать свой несложный рисунок либо усиливать диагональ или же привносить рит­мические горизонтальные или вертикальные повторы, возможно, это бу­дет нечто совершенно необычное и новое, но главное, что любое введение в работу сетки, модуля, дробление изображения усиливает декоративный эффект, т. к. объединяет планы и превращает всю работу в ритмически ор­ганизованный узор, а ритмические повторения, в свою очередь, усиливают декоративность живописи.

Качество, которое является главным условием живописного изобра­жения — выразительность композиции, которая напрямую зависит от грамотно найденного контраста, придающего ей декоративную мощь. Но бывают структурные контрасты, которые лежат глубже и определяют характер ху­дожественного образа. В связи с этим надо постараться нивелировать возникающие ненужные ассоциации, мешающие цельному восприятию плоскости.

Рассмотрим основные закономерности, по которым выстраивается ра­бота над декоративным натюрмортом. Существует мнение, что декоратив­ная живопись резко отличается от академической живописи, что это две вещи разного порядка. Внимательно посмотрим, в чем же различие и что общего у академической и декоративной живописи. В основе того и друго­го лежат одни и те же законы — цветовой гармонии, созвучного колорита, композиционной выразительности, ритмической организации элементов произведения, образного решения. Необходимо отметить и различие — в де­коративной живописи двухмерное пространство, в отличие от трёхмерного академической, следовательно, надо максимально исключить линейную и воздушную перспективу, также здесь отсутствует иллюзорная передача объ­емной формы, но важнейшую роль играет ритмическая организация, т. к. ритм помогает усилить декоративную основу живописного произведения. Здесь имеет место более произвольное отношение к натурному материалу и его большая творческая интерпретация с целью усиления выразительности композиции и подачи образа.

Графическая сторона работы очень важна, без отточенной, выверенной, выразительной знаковой композиции с простой и ясной основой и сложным и многообразным развитием не может быть достойного произведения.

Но важнейшая характеристика живописи — цвет. Именно поэтому создание восхитительной цветовой мозаики с её контрастами и нюансами цвета и тона, с громкими цветовыми аккордами и тончайшими оттенка­ми — первейшая задача студента. Без этого живописная работа суха и скуч­на. Передать настроение, состояние, создать запоминающийся образ всеми средствами живописи – цветом, композицией, рисунком — вот главная за­дача, стоящая перед студентами. Натура представляет богатейший и разнообразнейший материал для творчества, необходимо лишь умение увидеть художественно и переложить на подходящий к каждому отдельному случаю изобразительный язык. Воспитание неравнодушного, не поверхностного, а внимательного, чуткого и тонкого взгляда на натуру, развитие навыков пе­реложения натурного изображения на язык декора — есть цель данного за­дания.

Много можно говорить об эмоциональном воздействии цвета, об уси­лении его декоративности, о различной степени условности декоративно­го натюрморта — от наиболее приближенных к натуре в плане разработки колорита и с допущением небольшого объёма, подобно низкому рельефу в скульптурном изображении — до плаката и знака как крайней степени де­коративности. Но надо подвести итог и сказать, что в целом работа над деко­ративным натюрмортом не является изменением натуры по произвольному принципу, она основана, так же, как и работа над академическим произве­дением живописи, на определённых законах, знание которых, конечно же, необходимо при его выполнении.

Создание натюрморта

Выполнение натюрмортов с изображением букетов цветов и трав, применение при их выполнении современных художественных технологий и методик и включение их в интерьер в качестве цветового акцента и до­минанты, гармонично сочетающегося с образным решением и имиджем ху­дожественного решения интерьера является важной задачей в работе над поиском новых творческих решений в дизайне интерьера современных ху­дожников.

История появления и распространения изображения букетов цветов и трав в искусстве живописи и художественном решении интерьера интерес­на и многогранна. Живописный букет всегда служил активным цветовым пятном в интерьере. При включении его в интерьер очень важно выдержать стилистическое единство всего интерьера, выдержать его характерные осо­бенности, не нарушить при этом образный строй и художественное решение всего интерьера. Поэтому неслучайно многие художники разных времен по­стоянно возвращались к изображению цветов в своих работах.

Букеты цветов, в различном исполнении, в различных видах искусства, наряду с другими распространенными мотивами, являются одним из основ­ных мотивов в оформлении интерьера. Симво­лическое значение цветов в искусстве имеет богатые традиции. Полевые травы символизируют безнадежность, цветочная гирлянда напоминает символ веч­ности. Многие цветы и растения являются символами времен года: лимоны — это зима, цветы — вес­на, фрукты — лето, виноград — осень.

Главную роль в выполнении натюрмортов играет изучение последовательности и технологии выполнения натюрмортов в цветах, изучение шедевров мирового художественного искусства в этой области, знакомство с новыми художественными технологиями и материа­лами, которые возможно применить в работе над выполнением натюрморта с букетом.

Выполнение натюрмортов с букетами цветов и трав обычно вызывает большие сложности, т. к. работа над изображением формы отдельного цветка и букета в целом, а также выявления связи букета и натюр­морта является сложной задачей и требует особенного подхода к методике и технологии выполнения натюрморта.

При создании натюрморта важно соблюдение методиче­ской последовательности. На первом этапе необходимо определиться с общим цветовым и тоновым со­держание постановки, основными цветовыми отношениями, необходимо правиль­но найти композицию работы, правильное пропорциональное соотношение предметов, определить место для всех предметов и определить размер букета. Центр композиции можно выделить с помощью контрастного решения цветы и формы.

Почти во всех натюрмортах с цветами букет является центром ком­позиции, служит цветовым и композиционным акцентом, и выполнение его в цвете является наиболее сложной задачей в работе над таким натюр­мортом. После выполнения эскиза необходимо правильно и наиболее точно перенести его на большой формат и как можно точно определить место букета в композиции натюрморта. Затем можно переходить ко второму этапу работы — выполнению натюрморта с букетом в цвете. Нельзя начинать работу с детальной проработки букета, не нужно выписывать каж­дый цветок и листик отдельно, необходимо понять, какое место занимает букет в натюрморте, как он сочетается с фоном и окружающими его пред­метами, необходимо выявить характер букета и основные особенности со­ставляющих его цветов и листьев.

При выполнении натюрморта с букетами цветов и трав можно обогащать и усложнять изображение, добиваясь допол­нительных эффектов за счет применения новых красок (объемных, флоурисцентных, фактурных), различных эффектов из других видов искусства, (например, из ручной росписи по ткани — соль), возможно, использование некоторых профессиональных приемов художника-дизайнера в изображе­нии и передаче различных фактур, применение приемов и возможностей коллажа и др.

Создание натюрморта с гипсовой головой

Большое значение в развитии навыков владения академической живописью имеет постоянная работа над постановками с гипсовыми слепка­ми, начиная от простых, состоящих всего лишь из небольшого количества предметов натюрмортов, и заканчивая сложными тематическими постановками, включающими в себя фигуру и интерьер, а также многоуровневые сложнокомпозиционные натюрморты. Важность выполнения постановок с гипсовой головой обусловлена тем, что рисование и изображение в цвете гипсовых слепков облегчает в дальнейшем изучение зако­нов натюрморта. Гипсовая форма лишена окраски, в отличие от живой модели, поэтому даёт возможность яснее понять форму и передать цвет белого че­рез влияние на него окружающей среды и характера освещения. Работа над натюрмортом с гипсовой головой способствует сосредоточе­нию внимания на форме, даёт возможность более полно изучить эту форму, характер и пропорции гипсовой модели, так как в ней отсутствует движение и выявлены только самые характерные детали.

В разные исторические эпохи и во всех национальных школах живо­писи существовал интерес к изображению гипсовых античных слепков и фрагментов скульптуры Древней Греции и Древнего Рима. Главным пред­метом изображения в таких натюрмортах была именно гипсовая голова, гипсовый слепок, которые подчиняли себе все окружавшие его предметы и драпировки.

Натюрморты с гипсом — это совершенно особая тема искусства на­тюрморта, в которых зашифрованы естественнонаучные, религиозно-нрав­ственные воззрения человека. В истории изобразительного искусства существует немало примеров натюрмортов с гипсовой головой, которые являются образцом высокого мастерства. Большое внимание уделяли работе над натюрмортом с гипсом выда­ющиеся русские художники Левицкий, К. Брюллов, А. Иванов, которые не уступали по технике рисунка и живописи величайшим мастерам Запада. Наиболее известная работа западных мастеров — это «Натюрморт с атрибутами искусства» Ж.-Б. Шардена, написанный в 1760-х гг.

Главное условие успешного выполнения натюр­морта с гипсовой головой — последовательный и планомерный ход ра­боты. При постановке натюрморта необходимо определить колористическое и тематическое содержание работы. Выполнение на­тюрморта с гипсовой головой в различных цветовых гаммах помогает решить задачу формирования навыков наиболее точного воспроизведения цветовых отношений.

Существенную роль при выполнении натюрморта будет играть компози­ционный замысел. Необходимо продумать компоновку всех предметов, со­ставляющих натюрморт, найти их силуэт, определить количество светлого и темного, цветовые акценты, особенности передачи цвета белого гипса.

Перед выполнением работы необходимо сделать несколько цветовых эскизов или этюдов. Цель такой работы — изучение законов живописи, поиск цветового и композиционного решения работы. Этюд выполняется учащи­мися для того, чтобы определить и передать наиболее характерные линей­но-пластические черты натуры, основные цветовые и тоновые отношения натюрморта.

Художникам при работе над гипсом в цвете следует обратить большое внимание на тонкие тональные переходы. Значение тона в живописи име­ет большое значение. Неправильно взятый тон какого-либо цвета в работе над живописной работой отрицательно сказывается на качестве работы. При работе над натюрмортом с гипсовой головой, а также при работе над любым живописным произведением необходимо помнить, что рядом находящиеся предметы имеют разный тон, и правильно определять эту то­новую разницу.

Текст: Смирнов Вячеслав Фёдорович



]]>

Еда как вдохновение: топ-10 натюрмортов в истории живописи

Праздность и гедонизм, хлеб насущный и пир горой, накрытые столы, рынки и завтраки. Тема еды в живописи всегда была одной из самых популярных и вдохновляла многих художников на великолепные натюрморты. Со временем, изображение накрытого стола, ломящегося от яств или аскетичного, стало самостоятельным жанром.

В обзоре журнала об искусстве Точка ART — 10 натюрмортов, написанных в разное время выдающимися мастерами этого жанра.


Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569

Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569 © Hallwyl Museum, Stockholm

В XVI веке, придя на смену религиозным сюжетам, в жанровую живописи Нидерланд пришла еда — на столе, на рынке, на кухне. Питер Артсен, вошедший в историю мировой живописи как один из основоположников этого жанра, стал бытописателем повседневной жизни простолюдинов, крестьян, слуг, торговцев. Из картины в картину зритель попадает то в «Мясную лавку» (1551) или на «Обильную кухню» (1570), где столы ломятся от огромных окороков и рыбин, разделанных туш, коровьих голов и колбас, монументальных сырных голов и пирамид из овощей и фруктов; то на «Крестьянский праздник» (1951), где танцуют «Яичный танец» (1552), полный скрытых символов и смыслов; то в «Блинную» (1960) или к «Кухарке» (1559), осанкой, статью и взглядом похожую на императрицу и нанизывающую на вертел туши с видом величественным и грозным.

Рынок, со всеми его персонажами — продавщицей с овощами, торговцем дичью, мясником — отдельная тема Артсена, позволяющая бесконечное количество раз обыгрывать любимые сюжеты и сцены. Во всех его лавках и рынках всевозможная снедь занимает большую часть пространства и «играет» главную партию, в то время как человеческие персонажи отходят на второй план.


Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615

Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615 © Rijksmuseum, Amsterdam

«Breakfast piece», так называется тип натюрморта, зародившегося в 1610 году в Харлеме и Антверпене. Флорис Ван Дейк был одним из первых, кто начал рисовать эти «части завтрака», столы, сервированные на одного человека, при этом еда на них столь обильна, что ею вполне можно было накормить большую компанию: пирамида из сырных голов возвышается в центре стола, накрытого восточной скатертью; рядом стоят корзины с фруктами и хлебами, тарелки с маслинами и орехами, кувшин и бокалы с вином. Иллюзия реальности поразительна; недаром в XVII веке Теодор Шревелиус писал: «Это Флорис ван Дейк, который может заманить и поймать страстных женщин и даже птиц своей художественной кистью».


Франс Снейдерс «Фруктовая лавка», между 1618-1621

Франс Снейдерс «Фруктовая лавка», между 1618-1621 © Государственный Эрмитаж

«Фруктовая лавка» входит в серию из четырех картин фламандского художника, знаменитого своими потрясающе изобильными натюрмортами: «Лавка дичи», «Овощная лавка» и «Рыбная лавка». Фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество природы. В своих натюрмортах Снейдерс не только воспевал изобильную природу, но и зашифровывал в них разные смыслы. В «Фруктовой лавке» все имеет свое символическое значение: и знатная дама, выбирающая персики, и лающая у ее ног собачка, и обезьянка, опрокидывающая корзину с фруктами. И конечно, невозможно оторвать взгляд от массивного деревянного прилавка, ломящегося от корзин со всеми мыслимыми фруктами. Кажется, все, что растет и плодоносит, есть во «Фруктовой лавке»: виноград и смоква, гранаты и апельсины, лимоны и сливы, черешня и груши, персики, яблоки и ежевика. «Полная драгоценных яств кладовая», — так называл картины Снейдерса Левинсон-Лессинг.


Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573

Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573 © Musée du Louvre, Paris

Итальянский живописец, декоратор, маньерист, Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых замечательных насмешников своего времени. Он создавал портреты, но так, как прежде никто не делал. Его портреты смело можно назвать и натюрмортами, ведь «лица» на них собраны, наподобие мозаики, из фруктов, овощей, птичьих перьев, рыбьих плавников, грибов и травы. Люди эпохи Возрождения любили головоломки, загадки и всевозможные странности, так что Арчимбольдо не был более странным, а просто потакал вкусам своего времени.

«Лето» — одна из четыре картин цикла «Времена года», символизирующая этапы человеческой жизни: юность, молодость, зрелость и старость. Юность жизни у Арчимбольдо состоит из сочных и спелых фруктов, овощей и ягод — айвы, персиков, вишни, винограда, малины и ежевики, огурца, помидора и баклажана, в обрамлении колосьев пшеницы.

При жизни Арчимбольдо бы невероятно популярен, но после смерти на долгие годы впал в забвение. Интерес к его творчеству снова появился в 30-е годы ХХ века и уже не ослабевал. Картины Джузеппе Арчимбольдо можно найти музеях Вены, Инсбрука, Мадрида, в парижском Лувре и Галерее Уффици, в Швеции и США.


Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763 © Musée du Louvre, Paris

В эпоху, когда французская живопись была известна своим величием и декоративными украшениями, натюрморты и жанровые сцены Жана-Батиста-Симеона Шардена удивляли своей простотой и скромностью. А еще они всегда были почти математически выверены: все предметы на картинах аккуратно и тщательно расставлены, нет ни одной небрежной детали. Но несмотря на непритязательность, натюрморты Шардена очаровательны. «Кто-то пишет красками, а кто-то — чувством». Эти слова художника о живописи в самой большой степени относятся к его картинам.
Мир домашних, обжитых вещей под кистью художника оживает, показывая зрителю повседневную жизнь парижан третьего сословия. За мизансценой — кувшин с вином, два бокала, фрукты — угадывается часть этой повседневности, с укладом, традициями, событиями, которые можно проживать вдвоем. «Манера Шардена своеобразна. У нее есть общее с наброском, о котором вблизи не знаешь, что это такое; по мере удаления вещь оформляется, и, наконец становится самой природой», — так говорил о живописи Шардена Дени Дидро.


Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838

Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838 © Киевский национальный музей русского искусства

Иван Фомич Хруцкий, русский живописец второй половины XIX века, наиболее известен в отечественном искусстве как мастер «цветов и плодов», иными словами, как создатель чудесных натюрмортов. В них — связь с художественными традициями, а также «живописная тщательность» кисти, вызывавшая ассоциации с картинами старых мастеров. «Грибы, рыба и овощи» по настроению, цветовому решению и стилю максимально близки к голландскому натюрморту XVII века.

Предметный мир натюрмортов Хруцкого лишен особого символического значения, но говорит о многом. Незатейливая кухонная утварь, овощи и грибы, ягоды и фрукты показывают жизнь в небольшом сельском поместье второй трети XIX столетия, все напоминает о летнем приволье и домашнем уюте.

Глядя на «Грибы, рыба и овощи», можно почти физически ощутить свойства каждого из изображенных предметов: шершавость лукошка, замшевую мягкость грибных шляпок, прохладный бок рыбины и гладкость медного блюда. Можно даже почувствовать запах леса, еловой хвои, реки, жизни рядом с природой, в гармонии с ней.


Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881

Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881 © Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Williamstown

Натюрморт в творчестве импрессионистов занимал не главную роль, но, тем не менее, встречается почти у всех художников этого направления. Ренуар — не исключение, за жизнь он написал 1880 натюрмортов!

Фруктово-овощные миксы Ренуара не всегда реалистичны с точки зрения гастрономической совместимости, но всегда восхитительны по цвету, свету и «вкусу». Он писал натюрморты сразу по окончании очередного портрета, чтобы отдохнуть и перезагрузиться, отчасти поэтому все они такие очаровательные и легкие. Натюрморт «Лук» прост и аскетичен. Шесть луковиц и две головки чеснока выписаны мастерски, текстура всех предметов выписана виртуозно, круглые луковые бока кажутся лакированными. Несмотря на простоту, в натюрморте ощущается жар и яркость Средиземноморья — картина была написана Ренуаров во время путешествия по Италии.


Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 © Государственный Русский музей

Трудно представить, что душевное и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Но художника, по его же словам, спасала «чудесная страна воспоминаний» — сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. «Купчиха за чаем», написанная Кустодиевым в голодном Петрограде 1918 года — замечательный и характерный пример такого образного воспоминания о пышных красавицах, о теплых лазоревых вечерах, о ритуалах торжественных чаепитий, о жизни такой прекрасной в ее неторопливости и размеренности.

В этом натюрморте Кустодиева всего в избытке, всего вдосталь, но эта избыточность не кажется вульгарной. Мраморные плечи дородной купчихи, огромный сверкающим самовар, очевидно пышущий жаром, истекающий сахарным соком арбуз соседствует на столе с выпечкой и фруктами, кот, ластящийся к хозяйке, — это не лубок, а воплощенная на холсте мечта. Мечта о жизни, которая могла бы быть такой.


Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918

Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918
© Государственный Русский музей

Предметный мир натюрмортов Петрова-Водкина, как некая внутренняя вселенная, очень точно показывает настроение окружающего мира. Глядя на неодушевленные предметы, лежащие на столе (единственным «живым» персонажем картины является собака, но ее замечаешь в последнюю очередь), сразу чувствуешь настроение этого утра. Кажется, за столом кто-то только что сидел и отошел на минуту, оставил недопитый стакан с чаем, не притронулся к еде. Впереди целый летний день, в котором, возможно, будет небольшое путешествие, может быть даже приключение — на столе мы видим фонарик и спички. Верный пес не отходит от стола, в ожидании хозяина и, возможно, какого-то лакомства.

Возможно, за границами этого идиллического фрагмента, находится что-то более суровое, не видимое нам, и можно бесконечно фантазировать на тему предполагаемых событий этого летнего дня, очевидно лишь то, как мастерски Петров-Водкин простым языком вещей смог рассказать жизнь, со всеми ее радостями и тревогами.


Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923

Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923 © Музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Зинаида Серебрякова — одна из первых и наиболее любимых публикой в России профессиональных художниц, мирискусница «новой волны». В своем творчестве она создала множество обаятельных и милых женских и детских образов, много рисовала мужа, себя, детей, передавая атмосферу своего дома и теплоту домашней обстановки. Почти все семе

НАТЮРМОРТ | Энциклопедия Кругосвет

НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму). Вещи превращаются в символы. Значения этих символов, содержание сообщений отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер. Например, некоторые «сюжеты» голландских натюрмортов 17 в. когда этот жанр достиг своей жанровой определенности и апогея. Один из сюжетов, получивший широкое распространение, – «ванитаз» (с латинского – «тщетность»). В натюрмортах этого вида часто присутствуют часы как символы быстротекущего, неумолимого земного времени, как эмблема преходящего земного существования. Типичным предметом часто выступает изображение черепа. Например, у Бартеля Брэйна он изображен в нише с клочком бумаги и изречением: «Ничто не защитит от смерти, поэтому живите так, как хотели бы умереть». Череп бывает окружен другими знаками бренности, например, колосьями (де Хем), светильниками с горящей или догоревшей свечой (Доу). На тщету земных наслаждений указывают игральные карты, курительные трубки (Класс). Часто встречаются клочки бумаги, рукописи, печатные издания с надписями типа «моменто мори» («помни о смерти»). Имеется много других примеров олицетворения раздумий над смыслом человеческого существования.

Историческое разнообразие натюрмортов определяется тем, что они фигурируют как специфическое проявление художественных стилей и национальных школ в их исторической эволюции.

Это можно проиллюстрировать на примере русского натюрморта 18 – начала 20 вв. 18 в. характерен различными вариантами «обманок» с натуралистическим эффектом иллюзорности, например, имитацией книг для «ложных шкафов». С 1830 – отход от классицизма, поэтическое восприятие повседневного частного быта (Венецианов). Другая линия – академический декоративный натюрморт (Хруцкий). Пытаясь обновиться, академизм монументализирует натюрморт (Сверчков), а салонное искусство мещанского толка идет по пути безвкусного сочетания декоративности «красивых вещей» и пестрых букетов с натурализмом в трактовке деталей (К.Маковский). Реализм 19 в. отличает внимание к естественности композиций (Репин), эмоциональной трактовке вещей (Поленов), национальной характерности (Суриков), к лиризму настроения (Левитан). Натюрмортам русских импрессионистов Коровина и Грабаря присуща «пейзажная» трактовка предметов. Художникам «Голубой розы» и «Золотого руна» (Кузнецов, Сарьян, Сапунов) свойственна тяга к общим символам идеального мира и покоя. Представители «Бубнового валета» (Кончаловский, Машков, Лентулов и др.) под влиянием сезаннизма, кубизма и лубка стремились создавать монументальные образы вещей.

В искусстве русского авангарда натюрморт становится удобным полем для экспериментирования. Оставаясь в рамках «архетипа» жанра, художники смело нарушают его основные каноны. Вещи выходят за свои границы и перестают быть равными себе. Они растворяются в свете и цвете, в излучении энергии, уплотняются в сгустки материи и объемов, рассыпаются на множество осколков плоскостей и граней. За этими экспериментами стоит стремление авторов выразить в своих «предметных» композициях представление об окружающем мире и собственной личности.

В 20 в. происходит размывание границ вещей внутри натюрморта и размывание границ самого жанра. Он часто сближается с пейзажем, интерьером, картиной. И наоборот, в пейзажах, портретах наблюдается тенденция к «натюрмортизации».

Характеризуя натюрморт в целом с эстетической точки зрения можно утверждать, что такие его черты, как значительность, повышение в смысловом ранге, вневременность, праздничность, героизация, экзотичность, монументальность, торжественность, пышность, динамизм и др. свидетельствуют о том, что ведущей эстетической категорией здесь выступает возвышенное, нередко сочетаемое с прекрасным и драматичным. Категории комического и трагического не характерны для этого жанра.

Евгений Басин

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»

Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?

1.2 Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства

Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам, различные ассоциации и социальные аналогии.

Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью и пробным камнем станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления.

Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля.

Радость непосредственного общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый смысл. «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой». В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.

В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей?

В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого.

Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной - только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ.

В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира.

Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.

В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.

Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) - в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи... Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности».

К этим словам можно лишь добавить, что предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т. д.

Влияние натюрморта зависит прежде всего от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.

Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.

Доклад на тему Натюрморт (в живописи) 4, 6, 7, 8 класс сообщение

Натюрморт в живописи это изображение различных предметов, которые обязательно комбинируют друг с другом. Натюрморт чаще всего является одним уникальным творением, но также может быть и частью одной большой композиции. Чаще всего данное творение изобразительного искусства символизирует отношения человека к живой и не живой природе. Через такую картину автор показывает свои чувства и переживание, которые сохранятся многие столетия на его рабочем полотне. С течением времени натюрморт превращается в отдельный жанр искусства, но для этого еще нужно многое сделать. То что уже произошло, формировалось несколько веков. Все современные художники ориентируются на основе современного тренда искусства. Они все основываются на высоком уровне мастерства, которое формировалось тысячелетиями. Иногда происходит так, когда натюрморт не является основой произведения, а выступает дополнением к основной композиционной линии. Если взять натюрморт, как отдельное направление, то он обязан передавать красоту окружающих предметов человека, но не его самого.

Натюрморт прочно закрепился в живописи, только в начале 17 век. Это период характеризуется небывалым подъемом искусства, связанным с быстрым ростом и развитием общества. В тот период был на пики популярности цветочный натюрморт. Также быстра набралась аудитория поклонников, в которые входили крестьяне, дворяне и высшие члены духовенства. Натюрморт начали сравнивать с литературными произведениями, так как в них часто находили отражения вымышленных персонажей. Именно из-за натюрморта начала развиваться архитектура, так как была сильная пропаганда лозунга «действовать, это значит жить и дышать полной грудью». Этот лозунг выводил на свет положительные стороны объекта, а отрицательные всегда прятал во тьму.     

Также существуют натюрморт гуашью, который долгое время не принимался в рамках международного искусства. Однако инновационные художники напомнили обществу, что прогресс не должен стоять на месте и искусство тоже должно развиваться и совершенствоваться. После всего этого натюрморт снова «выстреле», но уже в Нидерландах.

Доклад №2

Натюрморт – жанр искусства, где изображаются неодушевленные предметы, которые выложены так, что составляют законченную композицию. В переводе с французского языка слово «натюрморт» переводится как «мертвая или застывшая природа».

Первые натюрморты появились еще до нашей эры. В Древнем Египте на стенах пирамид изображали еду, рыбу, мясо. А в Древней Греции натюрморты изображали на фресках и мозаиках.

До 17 века натюрморт как отдельный жанр не существовал, он соприкасался с другими жанрами, и являлся частью жанровой картины или портрета. Натюрморт воспринимался как часть эпохальной или стилевой композиции.

Позже натюрморт становится композиционным центром всей картины. Это произошло в Голландии в 18 веке в творчестве художников Европы. Художники старались изобразить самые обычные вещи поэтично и красиво, наполнить натюрморт смысловым содержанием. Серьезная продуманность композиции смешивается с нарядностью живописи и яркостью колорита. Именно тогда вырабатывается основа классического натюрморта. Центр картины размещается в середине картины, на переднем плане изображаются более мелкие предметы, которые служат вводом в картину. А фоном является нейтральное пространство.

Формируются основные черты натюрмортного жанра. Это гармония мира вещей, которые нас окружают, их красота, форма и материал. К натюрморту добавляют изображения людей, птиц, насекомых или животных. Изображение с натюрмортом характеризует социального положение, содержание и образ владельца.

Голландские художники вырабатывают художественные принципы, которые в будущем определили развитие жанра натюрморт. К ним относятся: реализм, тонкость наблюдения жизни, умение подметить и передать эстетическую ценность предмета.

Нидерландские натюрморты делили на: цветочный и ученый натюрморты. Цветочный вид даже стал самостоятельным жанром. Этот вид появился благодаря любви нидерландских художников к цветам, оранжереям, паркам и комнатным растениям. Ученый или интеллектуальный натюрморт дарил зрителю иллюзию или обман зрения. Этот вид натюрморта был очень популярен в 17 веке в Голландии.

Различают несколько видов натюрмортов: из предметов быта, из темных предметов, из белых предметов, натюрморт в интерьере. Некоторые виды подразделяются еще на подвиды.

Картины с изображением натюрморта помогают воспитать у человека идейное и эстетическое восприятие, сформировать вкусы, понятия и представления.

4, 6, 7, 8 класс

Натюрморт (в живописи)

Популярные темы сообщений

  • Храм Хоодо Япония

    На территории Японии существует немало храмов, которые придерживаются того или иного религиозного направления. Одним из хранителей религиозных традиций буддизма является храм Хоодо. Сегодня он представляет сохранившуюся часть старинных построек,

  • Астрономические и календарные времена года

    В календарный год входит двенадцать месяцев. В средних широтах повсеместно применяется, календарная разбивка года на четыре равных друг другу периода. Почти все государства, в том числе и Россия, пользуются календарем,

  • Фразеологизмы

    Для того, чтобы наша речь была разнообразной, грамотной, отличалась выразительностью и соответствовала нормам, существующим в русском языке в настоящее время, необходимо пополнение собственной лексики, стремление к ее усовершенствованию.

13 привычек, связанных с долгой жизнью (подтвержденные наукой)

Многие люди думают, что продолжительность жизни во многом определяется генетикой.

Однако гены играют гораздо меньшую роль, чем предполагалось изначально. Оказывается, ключевыми являются факторы окружающей среды, такие как диета и образ жизни.

Вот 13 привычек, связанных с долгой жизнью.

Связь между потреблением калорий и продолжительностью жизни в настоящее время вызывает большой интерес.

Исследования на животных показывают, что снижение нормального потребления калорий на 10–50% может увеличить максимальную продолжительность жизни (1).

Исследования популяций людей, известных своим долголетием, также обнаруживают связь между низким потреблением калорий, увеличенной продолжительностью жизни и более низкой вероятностью заболевания (2, 3, 4).

Более того, ограничение калорий может помочь снизить избыточную массу тела и жир на животе, которые связаны с более короткой продолжительностью жизни (5, 6, 7).

Тем не менее, долгосрочное ограничение калорий часто является неустойчивым и может включать в себя отрицательные побочные эффекты, такие как повышенный голод, низкая температура тела и снижение полового влечения (3).

Пока не совсем понятно, замедляет ли ограничение калорий старение или увеличивает продолжительность жизни.

РЕЗЮМЕ Ограничение
калорий может помочь вам прожить дольше и защитить от болезней. Однако необходимы еще
исследований на людях.

Орехи - мощные источники питания.

Они богаты белком, клетчаткой, антиоксидантами и полезными растительными соединениями. Более того, они являются отличным источником нескольких витаминов и минералов, таких как медь, магний, калий, фолиевая кислота, ниацин, а также витамины B6 и E (8).

Несколько исследований показывают, что орехи благотворно влияют на болезни сердца, высокое кровяное давление, воспаления, диабет, метаболический синдром, уровень жира на животе и даже на некоторые формы рака (9, 10, 11, 12).

Одно исследование показало, что люди, потреблявшие не менее 3 порций орехов в неделю, имели на 39% меньший риск преждевременной смерти (13).

Аналогичным образом, в двух недавних обзорах, в которых приняли участие более 350 000 человек, было отмечено, что у тех, кто ел орехи, риск смерти в течение периода исследования был на 4–27% ниже, причем наибольшее снижение наблюдалось у тех, кто ел 1 порцию орехов в день (14, 15).

РЕЗЮМЕ Добавление
орехов в ваш распорядок дня может сохранить ваше здоровье и продлить жизнь.

Когда дело доходит до стратегий против старения, куркума - отличный вариант. Это потому, что эта специя содержит сильнодействующее биологически активное соединение под названием куркумин.

Считается, что куркумин благодаря своим антиоксидантным и противовоспалительным свойствам помогает поддерживать функции мозга, сердца и легких, а также защищает от рака и возрастных заболеваний (16, 17, 18, 19, 20, 21, 22).

Куркумин увеличивает продолжительность жизни как у насекомых, так и у мышей (23, 24, 25).

Однако эти результаты не всегда воспроизводятся, и в настоящее время отсутствуют исследования на людях (26, 27).

Тем не менее, куркума потреблялась в Индии на протяжении тысячелетий и в целом считается безопасной.

РЕЗЮМЕ
Куркумин, основное биологически активное соединение в
куркуме, обладает антиоксидантными и противовоспалительными свойствами. Некоторые исследования на животных
показывают, что он может увеличить продолжительность жизни.

4. Ешьте много здоровой растительной пищи

Употребление разнообразных растительных продуктов, таких как фрукты, овощи, орехи, семена, цельнозерновые и бобы, может снизить риск заболеваний и способствовать долголетию.

Например, многие исследования связывают богатую растениями диету со снижением риска преждевременной смерти, а также со снижением риска рака, метаболического синдрома, сердечных заболеваний, депрессии и ухудшения состояния мозга (28, 29, 30, 31) .

Эти эффекты приписываются питательным веществам и антиоксидантам растительной пищи, которые включают полифенолы, каротиноиды, фолиевую кислоту и витамин С (32).

Соответственно, несколько исследований связывают вегетарианскую и веганскую диеты, которые, естественно, содержат больше растительной пищи, с понижением риска преждевременной смерти на 12–15% (33, 34).

В тех же исследованиях также сообщается о снижении риска смерти от рака, болезней сердца, почек или гормонов на 29–52% (33, 34).

Более того, некоторые исследования показывают, что риск преждевременной смерти и некоторых заболеваний увеличивается с увеличением потребления мяса (35, 36, 37).

Однако в других исследованиях сообщается либо о несуществующей, либо о гораздо более слабой связи, при этом негативные эффекты, по-видимому, связаны именно с обработанным мясом (38, 39).

Вегетарианцы и веганы также обычно более заботятся о своем здоровье, чем мясоеды, что, по крайней мере, частично может объяснить эти результаты.

В целом, употребление большого количества растительной пищи может принести пользу здоровью и долголетию.

РЕЗЮМЕ
Употребление большого количества растительной пищи, вероятно, поможет вам прожить дольше и снизить риск различных распространенных заболеваний.

5. Оставайтесь физически активными

Неудивительно, что сохранение физической активности может сохранить ваше здоровье и продлить жизнь на несколько лет (40).

Всего 15 минут упражнений в день могут помочь вам добиться положительных результатов, которые могут включать дополнительные 3 года жизни (41).

Кроме того, ваш риск преждевременной смерти может снизиться на 4% за каждые дополнительные 15 минут ежедневной физической активности (41).

Недавний обзор показал снижение риска ранней смерти на 22% у людей, которые занимались спортом, даже при том, что они работали меньше рекомендованных 150 минут в неделю (42).

У людей, выполнивших 150-минутную рекомендацию, вероятность ранней смерти на 28% ниже.Более того, это число составило 35% для тех, кто тренировался сверх этого руководства (42).

Наконец, некоторые исследования связывают активную физическую активность с увеличением риска на 5% по сравнению с деятельностью низкой или средней интенсивности (43).

РЕЗЮМЕ
Регулярная физическая активность может продлить вашу
продолжительность жизни. Лучше всего заниматься спортом более 150 минут в неделю, но даже небольшое количество (
) может помочь.

Курение тесно связано с болезнями и ранней смертью (44).

В целом, люди, которые курят, могут потерять до 10 лет жизни и в 3 раза чаще умирают преждевременно, чем те, кто никогда не берет сигарету в руки (45).

Помните, что бросить курить никогда не поздно.

В одном исследовании сообщается, что люди, бросившие курить к 35 годам, могут продлить свою жизнь до 8,5 лет (46).

Кроме того, отказ от курения в возрасте 60 лет может добавить к вашей жизни до 3,7 лет. Фактически, отказ от курения в возрасте 80 лет может принести пользу (44, 46).

РЕЗЮМЕ Отказ от курения
может значительно продлить вашу жизнь - и бросить никогда не поздно.

7. Умерьте потребление алкоголя

Чрезмерное употребление алкоголя связано с заболеваниями печени, сердца и поджелудочной железы, а также с общим повышенным риском ранней смерти (47).

Однако умеренное потребление связано со снижением вероятности некоторых заболеваний, а также со снижением риска преждевременной смерти на 17–18% (47, 48).

Вино считается особенно полезным благодаря высокому содержанию полифенольных антиоксидантов.

Результаты 29-летнего исследования показали, что у мужчин, предпочитающих вино, вероятность ранней смерти на 34% ниже, чем у тех, кто предпочитает пиво или спиртные напитки (49).

Кроме того, в одном обзоре отмечалось, что вино особенно защищает от болезней сердца, диабета, неврологических расстройств и метаболического синдрома (50).

Для поддержания умеренного потребления женщинам рекомендуется употреблять 1-2 единицы или меньше в день и максимум 7 в неделю.Мужчинам следует придерживаться менее 3-х дневных доз, но не более 14 в неделю (51).

Важно отметить, что ни одно серьезное исследование не показывает, что польза умеренного употребления алкоголя выше, чем пользы от отказа от алкоголя.

Другими словами, нет необходимости начинать пить, если вы обычно не употребляете алкоголь.

РЕЗЮМЕ Если вы
употребляете алкоголь, поддержание умеренного потребления может помочь предотвратить болезнь и
продлить вашу жизнь. Вино может быть особенно полезным.

8. Расставьте приоритеты для счастья

Чувство счастья может значительно увеличить продолжительность вашей жизни (52).

Фактически, у более счастливых людей за 5-летний период исследования наблюдалось снижение ранней смерти на 3,7% (53).

Исследование 180 католических монахинь проанализировало уровень счастья, по их самооценке, когда они впервые вошли в монастырь, а затем сравнил эти уровни с их долголетием.

Наиболее счастливыми были 2 человека в возрасте 22 лет.Вероятность того, что они останутся живы шесть десятилетий спустя, в 5 раз выше (54).

Наконец, обзор 35 исследований показал, что счастливые люди могут жить на 18% дольше, чем их менее счастливые собратья (55).

РЕЗЮМЕ Счастье
, вероятно, положительно влияет не только на ваше настроение, но и на продолжительность жизни.

9. Избегайте хронического стресса и беспокойства

Беспокойство и стресс могут значительно сократить продолжительность вашей жизни.

Например, по сообщениям, женщины, страдающие от стресса или тревоги, в два раза чаще умирают от сердечных заболеваний, инсульта или рака легких (56, 57, 58).

Точно так же риск преждевременной смерти в три раза выше для тревожных или стрессовых мужчин по сравнению с их более расслабленными сверстниками (59, 60, 61).

Если вы чувствуете стресс, смех и оптимизм могут стать двумя ключевыми составляющими решения.

Исследования показывают, что у пессимистичных людей риск ранней смерти на 42% выше, чем у более оптимистичных людей. Однако и смех, и позитивный взгляд на жизнь могут снизить стресс, потенциально продлив вам жизнь (62, 63, 64, 65).

РЕЗЮМЕ Поиск
способов снизить уровень тревожности и стресса может продлить вашу жизнь.
Сохранение оптимистичного взгляда на жизнь тоже может быть полезным.

10. Поддерживайте свой круг общения

Исследователи сообщают, что поддержание здоровых социальных сетей может помочь вам прожить на 50% дольше (66).

На самом деле наличие всего 3 социальных связей может снизить риск ранней смерти более чем на 200% (67).

Исследования также связывают здоровые социальные сети с положительными изменениями в сердце, головном мозге, гормональной и иммунной функциях, что может снизить риск хронических заболеваний (68, 69, 70, 71, 72).

Крепкий круг общения также может помочь вам менее негативно реагировать на стресс, что, возможно, еще больше объясняет его положительное влияние на продолжительность жизни (73, 74).

Наконец, одно исследование сообщает, что оказание поддержки другим может быть более выгодным, чем ее получение. Помимо того, что вы принимаете заботу от своих друзей и семьи, не забудьте вернуть услугу (75).

РЕЗЮМЕ Воспитание
близких отношений может привести к снижению уровня стресса, повышению иммунитета,
и увеличению продолжительности жизни.

11. Будьте более сознательными

Добросовестность означает способность человека быть дисциплинированным, организованным, эффективным и целеустремленным.

Согласно данным исследования, в котором приняли участие 1500 мальчиков и девочек до старости, дети, которых считали настойчивыми, организованными и дисциплинированными, жили на 11% дольше, чем их менее сознательные сверстники (76, 77).

У сознательных людей также может быть более низкое кровяное давление и меньше психических заболеваний, а также более низкий риск диабета и проблем с сердцем или суставами (78).

Отчасти это может быть связано с тем, что сознательные люди с меньшей вероятностью пойдут на опасный риск или негативно отреагируют на стресс - и с большей вероятностью будут вести успешную профессиональную жизнь или нести ответственность за свое здоровье (79, 80, 81).

Добросовестность можно развить на любом этапе жизни с помощью таких небольших шагов, как уборка стола, выполнение рабочего плана или своевременность.

РЕЗЮМЕ Добросовестность
ассоциируется с большей продолжительностью жизни и меньшим количеством проблем со здоровьем в
пожилом возрасте.

И кофе, и чай снижают риск хронических заболеваний.

Например, полифенолы и катехины, содержащиеся в зеленом чае, могут снизить риск рака, диабета и сердечных заболеваний (82, 83, 84, 85, 86).

Точно так же кофе связан с более низким риском развития диабета 2 типа, сердечных заболеваний, некоторых видов рака и заболеваний головного мозга, таких как болезни Альцгеймера и Паркинсона (87, 88, 89, 90, 91, 92).

Кроме того, любители кофе и чая получают на 20–30% меньший риск ранней смерти по сравнению с непьющими (93, 94, 95, 96).

Просто помните, что слишком много кофеина также может привести к тревоге и бессоннице, поэтому вы можете ограничить потребление до рекомендуемого предела в 400 мг в день - около 4 чашек кофе (97, 98).

Также стоит отметить, что для ослабления эффекта кофеина обычно требуется шесть часов. Поэтому, если у вас есть проблемы с высыпанием достаточного количества качественного сна, вы можете изменить дозу на более раннее время дня.

РЕЗЮМЕ Умеренное
потребление чая и кофе может способствовать здоровому старению и долголетию.

13. Развивайте хороший режим сна

Сон имеет решающее значение для регулирования функций клеток и помогает вашему телу выздоравливать.

В недавнем исследовании сообщается, что долголетие, вероятно, связано с регулярным режимом сна, например, ложиться спать и просыпаться примерно в одно и то же время каждый день (99).

Продолжительность сна также является важным фактором, поскольку слишком мало и слишком много вредно.

Например, сон менее 5–7 часов в сутки связан с повышением риска ранней смерти на 12%, в то время как сон более 8–9 часов в сутки также может сократить продолжительность вашей жизни на 38% (100, 101 ).

Недостаток сна может также вызвать воспаление и повысить риск диабета, сердечных заболеваний и ожирения. Все это связано с сокращением продолжительности жизни (102, 103, 104, 105).

С другой стороны, чрезмерный сон может быть связан с депрессией, низкой физической активностью и недиагностированными состояниями здоровья, которые могут негативно повлиять на продолжительность вашей жизни (106).

РЕЗЮМЕ Разработка
режима сна, включающего 7–8 часов сна каждую ночь, может помочь вам прожить на
дольше.

Может показаться, что долголетие находится вне вашего контроля, но многие здоровые привычки могут привести вас к зрелой старости.

К ним относятся употребление кофе или чая, физические упражнения, достаточный сон и ограничение употребления алкоголя.

В совокупности эти привычки могут укрепить ваше здоровье и направить вас на путь долгой жизни.

Психология суеверий

Сегодня пятница, 13-е, и огромное количество людей во всем мире не будут заниматься своими обычными делами, опасаясь, что этот день принесет им «неудачу».В этой статье мы исследуем психологические механизмы суеверного мышления.

Говоря о бизнесе, не только авиакомпании и аэропорты обычно пропускают 13-й проход или 13-й выход, но более чем в 80% высотных зданий во всем мире не хватает 13-го этажа. Кроме того, некоторые отели и больницы часто предпочитают не иметь номер с номером 13.

Миллиарды людей в Соединенных Штатах и ​​во всем мире суеверны. Четверть взрослых жителей США.С. считают себя таковыми, и последние тенденции показывают, что молодые люди более суеверны, чем пожилые люди. Фактически, 70% студентов в США полагаются на амулеты удачи для улучшения успеваемости.

Миллионы людей в Китае думают, что красный цвет или цифра 8 принесут им богатство и счастье, в то время как исследование потребителей на Тайване показало, что покупатели, как правило, платят больше денег за меньшее количество товаров в упаковке, чем количество товаров. на упаковке изображено «более удачное» число

Большинство из нас знает, что эти убеждения иррациональны, но мы по-прежнему их придерживаемся.Почему мы делаем это? Выполняют ли суеверия важную психологическую роль, и если да, то в чем они заключаются? Каковы некоторые механизмы, объясняющие эти иррациональные убеждения, и как суеверия влияют на наше психическое благополучие?

Самое замечательное в суевериях заключается в том, что мы часто верим в них, несмотря на то, что на каком-то уровне знаем, что они не могут быть правдой. Почему мы это делаем?

Джейн Райзен, профессор поведенческих наук из Чикагского университета Бута в Иллинойсе и член Американского психологического общества, использовала так называемую модель двойного процесса познания, чтобы объяснить нашу веру в суеверия.

Согласно Райзену (и другим известным авторам, таким как Даниэль Канеман), люди могут мыслить как «быстро», так и «медленно». Первый способ мышления является быстрым и интуитивным, в то время как второй более рациональным, и его основная задача - преодолевать интуитивное суждение при обнаружении ошибок.

Модель двоякого мышления - это устоявшаяся модель, но в случае суеверий Райзен предлагает усовершенствовать эту модель. Исследователь отмечает, что обнаружение ошибок не предполагает автоматического исправления ошибок.Другими словами, люди могут понять, что их вера ошибочна, но при этом действовать в соответствии с ней.

Модель «быстрого и медленного мышления» «должна учитывать возможность того, что люди могут признать - в данный момент - что их вера не имеет смысла, но тем не менее действовать в соответствии с ними», - пишет автор. «Люди могут обнаружить ошибку, но предпочитают не исправлять ее - процесс, который я называю согласием», - продолжает она.

Но суеверия - это не просто проявление нашего ошибочного познания.Иногда суеверия предлагают множество преимуществ.

Иногда суеверия успокаивают, снимая тревогу по поводу неизвестного и давая людям ощущение контроля над своей жизнью. Это также может быть причиной того, что суеверия сохранились так долго - люди передавали их из поколения в поколение.

Как говорится в статье, опубликованной в Международном журнале психологии и поведенческих наук : «Суеверия уходят корнями в молодость нашего вида, когда наши предки не могли понять силы и прихоти [мира] природы.Выживанию наших предков угрожали хищники или другие природные силы ».

В результате суеверия «эволюционировали», чтобы вызвать «ложное чувство контроля над внешними условиями» и уменьшить беспокойство. По этой же причине суеверия «преобладают в условиях отсутствия уверенности, незащищенности, страха и угрозы».

A Medical News Today Читатель, который описывает различные суеверия своих родителей, разделяет то же мнение. «У моей мамы куча суеверий», - говорят они.«[Она] не может пройти под лестницей, не может поставить новую обувь на стол (даже в коробку), не может разбить зеркало, не может отдать кошелек без денег в нем, [должна] брось щепотку соли ей через левое плечо, если она пролит немного.

«Я думаю, что некоторые из них - просто комментарии здравого смысла, например, не разбей зеркало или ты можешь порезаться, потому что осколки острые, которые превратились в нечто большее. Но они превращаются в этот набор правил, по которым нужно жить, часто без видимой причины », - продолжает читатель.

«Я думаю, что жизнь - это серия случайных совпадений и не может быть сформирована этими странными маленькими привычками, но я думаю, это обнадеживает верить в то, что вы имеете некоторый контроль над ней, особенно когда в нашей жизни и обществе так много всего мы не можем измениться ».

Читатель MNT

«Иногда жизнь бывает довольно пугающей, - добавляют они, - поэтому […] люди [делают] все, что могут, чтобы избежать скрытых опасностей».

Более того, уменьшая тревогу, суеверия могут объективно улучшить производительность.Стюарт Вайз, автор книги Вера в магию: Психология суеверий и бывший профессор психологии в Коннектикутском колледже, объясняет в интервью Британскому психологическому обществу:

«Есть свидетельства того, что положительные суеверия, способствующие удаче, оказывают психологическое воздействие на человека. преимущество, которое может повысить квалификацию. Есть тревога, связанная с событиями, порождающими суеверия ».

«Отсутствие контроля над важным результатом вызывает беспокойство.Итак, даже когда мы знаем на рациональном уровне, что магии нет, суеверия могут поддерживаться за счет их эмоциональной выгоды ».

Стюарт Вайс

Действительно, одно исследование, в котором изучалась производительность в «игре в гольф, двигательная ловкость, запоминание и игры с анаграммами», обнаружило, что жесты, такие как скрещивание пальцев, или произнесение слов, например «сломать ногу »Или« удачи »повысили производительность участников.

Этот механизм опосредован повышенной уверенностью в себе, пишут авторы.

«Эти преимущества в производительности достигаются за счет изменения воспринимаемой самоэффективности. Активация суеверия повышает уверенность участников в выполнении предстоящих задач, что, в свою очередь, повышает производительность ».

«Когда вы знаете, что суеверие применимо, люди не хотят искушать судьбу, не применяя его», - говорит Вайс. Далее он приводит пример цепного письма, ставшего известным среди журналистов в США

«Многие из этих журналистов знали, что это чушь, но они не хотели искушать судьбу, не скопировав письмо и не отправив его дальше. »- говорит исследователь.

Однако «не искушать судьбу» также является популярным вариантом, поскольку цена соблюдения суеверий очень низка по сравнению с потенциальным исходом.

В этом случае отправка письма и использование суеверия не требует больших затрат по сравнению с предполагаемым исходом различных «бедствий», вызванных невезением, таких как «потерянные состояния, работа и жизни».

Точно так же быстрый стук по деревянной поверхности при сообщении о том, что человек годами находится в отличном состоянии, - это небольшая плата по сравнению с потенциально разрушительными последствиями болезни.

Одно исследование подтверждает это и объясняет, что суеверия привлекают людей, потому что преимущества ношения, например, талисмана удачи перевешивают недостатки так называемого сценария дорогостоящего исследования - ситуации, когда человек должен исследовать неопределенную среду.

По словам авторов, «суеверия, связанные с ношением небольших легких талисманов на удачу, могут сохраняться, потому что одни и те же общие правила обучения для определения причинно-следственных связей в других условиях полезны, тогда как здесь они практически не причиняют вреда.

«Точно так же […] отказ от числа 13 может повлечь относительно небольшие затраты с потенциально большой выгодой, что может объяснить, почему это суеверие сохраняется».

Человек, с которым разговаривал MNT и который предпочитает оставаться анонимным, сообщил, что он должен ставить будильник «по крайней мере 10 раз каждую ночь, одновременно бормоча несколько обнадеживающих слов».

В противном случае, продолжили они: «Я чувствую, что в моей жизни произойдет что-то плохое. Я не могу перестать ставить будильник, пока не почувствую себя комфортно.Раньше я доходил до 50 ».

Хотя такая привычка может показаться некоторым людям необычной, те, кто выполняет эти ритуальные поступки, часто утешаются ими. "Я действительно думаю, что иногда это хорошо - способ держать себя в уме!" человек продолжил.

Иногда, однако, повторяющееся поведение может сигнализировать о более тяжелом состоянии, таком как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

«Для меня суеверия переходят в ОКР», - сказал другой человек, у которого MNT интервью.«Я придерживаюсь« суеверного мышления », когда борюсь с ОКР, когда верю, что действия или мысли что-то заставят что-то случиться или не случиться».

«Пример: мне нужно выбрать правильную пару носков; иначе моя мама умрет. Так что для меня [суеверия] потенциально вредны, и это признак того, что у меня все плохо ».

Опрашиваемый MNT

Установленное исследование признает суеверия в качестве примера «принуждения, выполняемого в ответ на навязчивые идеи», наряду с «чрезмерным мытьем рук, ритуальным купанием или уходом, проверкой поведения, ментальными ритуалами, необходимостью повторять действия, перечитывать текст, [и] накопительное поведение.

Тем не менее, было много споров по поводу того, разделяют ли ОКР и суеверия континуум. Многие исследователи предполагают, что они этого не делают, указывая на суеверия и ОКР с использованием разных областей мозга.

Тем не менее, ОКР и суеверия имеют много общих черт, таких как выполнение ритуалов для предотвращения вреда. Более того, некоторые исследователи определили суеверные ритуалы как «неадекватные методы попытки получить контроль в неопределенных ситуациях».

«Точно так же, - продолжают они, - компульсивное поведение дезадаптивно и осуществляется с намерением предотвратить или уменьшить тревогу, связанную с навязчивыми мыслями.

Однако важно помнить, что, хотя, кажется, существует установленная связь между суевериями и ОКР, существуют расхождения в результатах различных исследований, в которых рассматривалась эта связь.

Проведение границы между суевериями и ОКР - это тонкая проблема, с которой медицинские работники должны решать компетентно и чутко. MNT содержит информативную статью о ОКР для тех, кто хочет узнать больше об этом состоянии.

Фермерская жизнь горожанина

Алан не провел большую часть своей жизни на ферме. Летом он ненадолго навещал ферму его кузенов в Девоне, но на самом деле он никогда не работал. Он и его родители останутся там на пару дней, покатаются на лошадях, пообедают и вернутся в Лондон. Его тетя всегда ласково и великодушно говорила: «Почему бы тебе не остаться с нами на все лето? Мы научим вас доить коров. Он просто посмеивался и отвечал вежливым, но слегка саркастичным ответом: «О, не искушайте меня, тетя Джин. '

На предпоследнем году обучения в средней школе он начал больше интересоваться природой. Он решил, что предстоящее лето будет прекрасной возможностью провести больше времени на ферме. Он договорился со своими радостными тетей и дядей, собрал одежду на два месяца и отправился в деревню.

Несмотря на то, что Алан не провел много времени на ферме, он знал, что это будет нелегкий опыт. В детстве он заметил обветренные руки дяди и тети. В то время он не знал почему, но когда он стал старше, он начал понимать причину. «Вот что с тобой делает сельское хозяйство», - подтвердила его мама, когда он спросил ее об этом.

Тем не менее, если не брать в расчет тяжелую работу, Алану было любопытно узнать обо всех различных задачах, которые могла предложить ферма. Он сопротивлялся желанию вести себя как турист, хотя знал, что по прошествии двух месяцев он вернется к своей привилегированной жизни в городе, где самым тяжелым физическим трудом было ношение рюкзака через плечо.

Но были вещи, к которым он был не готов. Сельское хозяйство может быть очень грязной работой.
На ферме его тети и дяди было множество животных, за которыми нужно было ухаживать, а также обширный огород. Его тетя ежедневно часами прополила сад. Это нельзя было сделать за один день или даже за неделю. Не было конца количеству нежелательных растений, которые росли вместе с желаемыми. Но Алан проводил больше времени со своим дядей и животными. В конюшнях содержались лошади, которые в наши дни были меньше похожи на вторую группу сельскохозяйственных рабочих, а больше на домашних животных, и были поля для овец, крупного рогатого скота и курятник. Он, его дядя и его двоюродный брат Фред ездили на грузовике своего дяди и выгружали тюки сена в поля для коров. Им приходилось кормить их и других животных так часто, как им самим нужно было есть.

Кормление животных, сбор куриных яиц из курятника, даже стрижка овец были детской забавой и, возможно, настолько глубоко укоренились в фермерской жизни, насколько Алан хотел рискнуть.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *