Репродукционная съемка – Репродукционная фотосъемка

Репродукционная фотосъемка

Репродукционная или репродуктивная фотосъемка относится к так называемой технической фотографии и представляет собой детальное воспроизведение фотографическим способом различных плоскостных изображений. В качестве объектов репродукционной съемки могут выступать художественные картины, чертежи, схемы, документация и разнообразные рисунки. Главная же цель такой съемки всегда остается неизменной – максимально точно перевести внешний вид объекта в фотографическое изображение. Этот жанр технической фотографии сегодня широко применяется во многих областях деятельности.

С помощью системы определенных технических приемов репродуктивная фотосъемка обеспечивает точное воспроизведение практически любых плоскостных объектов. Основная задача такой съемки заключается в передаче оригинала в фотографическом виде, который бы по степени детализации и качеству воспроизведения полностью соответствовал самому оригиналу.

Это достаточно сложный и трудоемкий вид работы, ведь такие объекты, как таблицы, чертежи, картины или рисунки, могут отличаться друг от друга техникой исполнения и своими специфическими особенностями. Репродуктивная съемка должна быть направлена на то, чтобы не потерять всех деталей объекта, не допустить бликования, затенения или несоответствия цветам снимаемого оригинала.

История репродукции уходит еще в те далекие времена, когда фотография просто не существовала. Художники стремились на своих полотнах максимально реалистично и детально передать те или иные объекты. С появлением фотографии и фотоаппаратуры возможности репродукции значительно выросли. В наши дни большое разнообразие технических приемов позволяет при репродукционной съемке даже частично улучшить или преобразовать копию. Например, за счет правильного подбора освещения можно запечатлеть мельчайшие рельефы поверхности объекта. В результате, репродукция будет выглядеть гораздо четче, чем сам оригинал.

Репродуктивная съемка применяется во многих сферах деятельности. Одно из наиболее интересных направлений – репродукция картин и художественных полотен. Такая репродукционная съемка позволяет детально запечатлеть картину художника с передачей цветовой гаммы оригинала и соблюдением размеров. В экспертной практике этот вид технической фотографии используется при производстве различных экспертиз и техническом исследовании документов. В следственной практике репродуктивная съемка необходима для получения точных фотокопий различного рода документов, имеющих важное доказательственное значение. Подобная съемка также помогает создавать разнообразные иллюстрации, которые помогают в работе педагогам и лекторам. Незаменимым репродуцирование является и для быстрого перевода чертежей или карт в другие масштабы. Наконец, детальная съемка таких предметов, как монеты или памятные медали, традиционно относится к репродуктивной фотографии.

Это далеко не полный перечень областей, в которых активно используется репродуктивная съемка. Однако, в современных условиях такая съемка требует от фотографа знания технических приемов и соблюдения определенных правил. Перед началом фотосъемки важно правильно подготовить оригинал, придав  ему совершенно плоскую форму без каких-либо вмятин или складок.

Оригиналы, предназначенные для репродуктивной съемки, могут существенно отличаться друг от друга, что диктует выбор негативного материала, технику съемки и необходимость последующей обработки репродукции. Для получении фотокопии картины, акварельных и карандашных рисунков или различных полутоновых изображений съемку следует осуществлять на малоконтрастную пленку. При репродуктивной съемке чертежей, текстовых документов или схем задача фотографа заключается в том, чтобы добиться максимального контраста изображения. Поэтому в этом случае используют высококонтрастные фотопленки.

Кроме того, для правильной передачи цветных линий на цветном же фоне применяются специальные светофильтры. Для репродукционной съемки не используются длиннофокусные или широкоугольные объективы. Достаточно зеркальной камеры со специальным репродукционным объективом, который по своим свойствам схож с объективами простых увеличителей.

Репродуктивная съемка обычно производится со сравнительно близких расстояний при небольших уменьшениях или в натуральную величину объекта. В некоторых случаях съемка осуществляется с небольшим увеличением. Съемку обычно ведут сверху вниз. Фотоаппарат монтируется специальным кронштейном на любой вертикальной штанге. Для получения качественной репродукции необходима тщательная и точная наводка на резкость. Важное значение при репродукционной фотосъемке придается и освещению.

Объект нужно освещать равномерно по всей плоскости, избегая возникновения на его поверхности каких-либо рефлексов и бликов. У многих снимаемых оригиналов имеется блестящая, глянцевая поверхность, которая хорошо отражает свет. Например, глянцевая бумага или масляная картина. Чтобы предотвратить появление подобных бликов при репродукционной съемке, используют по меньшей мере пару осветительных приборов, свет от которых должен падать под нужным углом на оригинал.

В качестве элементов освещения могут применяться  обычные лампы накаливания, фотолампы или галогеновые осветители. Также используются вспышки, которые позволяют получить более четкую детализацию репродукции. При выполнении репродуктивной съемки необходимо выдерживать строгую параллельность плоскостей оригинала и фотоматериала в камере. В противном случае на готовых фотоснимках возникнут перспективные искажения, то есть линии, которые на оригинале параллельны друг другу, а на негативе будут сходящимися. Для предотвращения этого, следует следить за тем, чтобы оптическая ось объектива фотокамеры всегда располагалась перпендикулярно плоскости оригинала, проходя через центр.

Репродукционная фотосъемка требует определенного опыта и технических навыков. Фотограф должен уметь правильно подбирать осветительные приборы, выбирать те или иные технические приемы съемки в соответствии с особенностями оригинала. Поэтому фотограф, занимающийся этим жанром технической фотографии, должен обладать терпением и четко представлять себе специфику каждого объекта съемки, будь то художественная картина или текстовый документ.

www.fotokomok.ru

Репродукционная съемка

К области технической фотографии, использующей искусственное освещение, относится репродукционная съемка, т. е. фотографирование различных текстов, графических и полутоновых рисунков, картин и иных плоскостных изображений. Для этой цели могут быть использованы специально выпускаемые промышленностью репродукционные установки и большинство фотоаппаратов. Наиболее удобны, безусловно, зеркальные однообъективные фотоаппараты, позволяющие фокусировать объектив и определять границы кадра по матовому стеклу видоискателя. Использование совместно с такими фотоаппаратами промежуточных колец и меха обеспечивает съемку в крупном масштабе (вплоть до 1:1). Если же в вашем распоряжении нет зеркального фотоаппарата, то удобнее всего фотографировать тексты и рисунки (при их размере до 30Х40 см) с помощью обычного фотоувеличителя.

Освещать оригинал при репродукционной съемке необходимо равномерно по всей плоскости, предупреждая появление бликов и рефлексов на его поверхности. Дело в том, что часто для выравнивания рисунков, страниц книг, журналов и машинописных текстов в процессе их репродуцирования возникает необходимость накрыть их стеклом, прижав к плоскости стола или к какой-то иной поверхности. Помимо этого многие подлежащие пересъемке оригиналы имеют блестящую, глянцевую поверхность, хорошо отражающую свет. Естественно, что стекло, глянцевая бумага или поверхность написанной маслом картины может отразить свет от осветителей прямо в объектив фотоаппарата, испортив тем самым снимок.

Для предотвращения появления таких бликов освещать оригинал в процессе репродукционной съемки следует по меньшей мере двумя осветителями, свет от которых должен падать на оригинал под определенным углом.

На рисунке показаны места расположения фотоаппарата и осветителей, а также зоны, при размещении в которых осветители создают на поверхности оригинала (или покровного стекла) блики. При больших линейных размерах оригинала для равномерного освещения всей его поверхности приходится использовать не два, а сразу четыре осветителя, размещая их так, чтобы каждый освещал часть поверхности оригинала.

 

 

 

Важным обстоятельством, невыполнение которого влечет за собой ухудшение качества репродукции, является параллельность плоскости оригинала плоскости пленки в фотоаппарате. Если это условие не соблюсти, то линии, параллельные на оригинале, окажутся на негативе сходящимися и при фотопечати этот дефект придется устранять трансформированием изображения. Для предотвращения перспективных искажений (а это именно они) оптическая ось объектива фотоаппарата должна быть строго перпендикулярной плоскости оригинала и проходить через его центр.

Практически эта операция выполняется с помощью несложного приспособления: в пластмассовой крышке объектива фотоаппарата в ее центре прокалывают тонкой иглой отверстие диаметром 0,1 — 0,2 мм. В это отверстие пропускают тонкую капроновую леску или нить и с внутренней стороны крышки закрепляют ее с помощью лейкопластыря или иным способом. На конце нити, выходящей из крышки с наружной стороны, привязывают какой-либо небольшой грузик и тем самым создают простейший отвес. Перед репродуцированием на объектив фотоаппарата, установленного на обычном или специальном штативе, надевают крышку с отвесом и укладывают оригинал под отвесом так, чтобы грузик отвеса располагался против центра оригинала. После этого крышку с объектива снимают и приступают непосредственно к установке осветителей, фокусировке объектива, уточнению границ кадра и к съемке.

При репродуцировании нет необходимости в применении длиннофокусных и широкоугольных объективов, да и светосильные объективы нормального фокусного расстояния мало подходят для этой цели. Специальные репродукционные объективы по своим оптическим свойствам очень напоминают объективы для увеличителей.

Почему для репродукционной съемки так важен тип используемого объектива? Дело в том, что часто изображение на оригинале состоит из очень тонких линий, подчас близко друг к другу расположенных, а в процессе репродуцирования изображение, проецируемое объективом на светочувствительный слой фотопленки, оказывается уменьшенным по сравнению с оригиналом во много раз. Естественно, что и объектив, и фотопленка должны обладать достаточно высокой разрешающей способностью, с тем чтобы раздельно и четко воспроизвести эти линии.

Так, практически невозможно репродуцировать развернутый лист газеты узкопленочным фотоаппаратом на высокочувствительную пленку. Текст на негативах не будет различим и сольется в сплошную полосу. Именно поэтому для репродукционных целей приходится применять низкочувствительные фотопленки, специально предназначенные для этих целей, или использовать низкочувствительные пленки типа позитивной, или в крайнем случае обычную. Все эти пленки имеют разрешающую способность более 100 лин/мм, что позволяет переснимать на кадр размером 24Х36 мм оригинал с длиной стороны до 50 — 60 см.

По степени сенсибилизации негативную пленку для репродукционных целей следует подбирать в зависимости от цвета изображения на оригинале: при репродуцировании изображения нейтрально-серых тонов в равной степени пригодна любая фотопленка, при репродуцировании многокрасочных оригиналов — только с панхроматической сенсибилизацией.

Репродукционную съемку можно разделить на полутоновую и высококонтрастную — штриховую. В первом случае перед фотографом стоит задача воспроизвести на снимках правильные тональные соотношения, имеющие место на оригинале. Это в основном фотокопии картин, акварельных и карандашных рисунков и большинства иных полутоновых изображений. Снимать такие оригиналы следует на малоконтрастную пленку и обрабатывать эту пленку в обычных мелкозернистых проявителях.

Во втором случае съемки (тексты, чертежи, схемы) в задачу фотографа входит получение максимального контраста как негативного, так и позитивного изображения — фотокопия должна представлять собой черное изображение на белом фоне. Для такой съемки более всего пригодны высококонтрастные фотопленки, которые следует обрабатывать в высококонтрастных проявителях (могут быть использованы проявители для обработки фотобумаги). В процессе штриховой репродукционной съемки может возникнуть необходимость снять оригинал, состоящий, например, из красных линий на зеленом фоне. В этом случае для съемки следует использовать светофильтры и пленку ортохроматической сенсибилизации. Наиболее часто встречающиеся сочетания цвета изображения и цвета фона и необходимые для съемки светофильтры указаны в табл.

Цвет изображения или букв

Цвет фона

Цвет светофильтра

Сенсибилизация

Красный

Синий

—-

Несенсибилизированная

Красный

Зеленый

Зеленый

Ортохроматическая

Оранжевый

Сине-зеленый

Голубой

Ортохроматическая

Желтый

Сине-зеленый

Синий (голубой)

Ортохроматическая

Зеленый

Синий

Синий (голубой)

Несенсибилизированная

Зеленый

Желтый

Плотный желтый

Ортохроматическая

Зеленый

Оранжево-красный

Оранжевый (красный)

Панхроматическая

Голубой

Оранжево-красный

Оранжевый (красный)

Панхроматическая

Синий

Желтый

Желтый

Панхроматическая

Синий

Оранжево-красный

Оранжевый

Панхроматическая

Если нужного вам сочетания в таблице нет, для выбора светофильтра можно руководствоваться следующим правилом: цвет светофильтра должен совпадать с цветом поля изображения или с цветом, который на фотокопии должен быть передан светлым или белым. Для передачи на фотокопии линий или текста цветного оригинала темным или черным тоном цвет светофильтра должен быть дополнительным к цвету линий или текста. Например, для воспроизведения красных букв темными следует применять зеленый или синий светофильтр, для синих линий — оранжевый или красный светофильтр и т. д.

В качестве осветительных приборов при репродукционной съемке можно использовать как обычные лампы, фотолампы и галогенные лампы, так и лампы-вспышки. Последние обеспечивают повышенную резкость изображения на фотокопиях. В том случае, если объем работы по репродуцированию невелик, оказывается целесообразным использовать в качестве фотоаппарата увеличитель, а в качестве осветителя — лампу-вспышку.

Осуществляется пересъемка в такой последовательности: оригинал (книгу, карту, рисунок и т. д.) следует положить на экран фотоувеличителя и включить в нем свет. В негативную рамку вложить определитель резкости или какой-нибудь прозрачный негатив (бракованный), предварительно процарапав эмульсию на нем тонкой иглой крест-накрест по диагоналям. Высоту корпуса увеличителя над экраном подбирают так, чтобы проецируемое увеличителем изображение негатива полностью перекрывало оригинал, наводят объектив увеличителя на резкость (эти операции следует повторить несколько раз, пока изображение негатива не будет на 5 — 10 мм больше оригинала и четко на него спроецированным) и располагают оригинал так, чтобы перекрестье процарапанных на негативе диагоналей проецировалось в центр оригинала.

После этого объектив увеличителя следует задиафрагмировать до значения 1:8 или 1:11, затем свет в увеличителе выключить, из негативной рамки вынуть негатив или определитель резкости и вложить на его место, также эмульсионной стороной к объективу, отрезок фотопленки, на которую будет производиться пересъемка.

Само собой разумеется, что все это необходимо проделывать при неактивном освещении лаборатории, т. е. в условиях, при которых фотопленка не засветится. После этого к сети переменного тока подключают лампу-вспышку любой конструкции и делают с помощью нескольких (4 — 8) вспышек, направляя свет лампы на оригинал в соответствии с требованиями к освещению при репродукционной съемке. Каждый раз перед вспышкой лампу надо перемещать на новое место так, чтобы ее свет по возможности равномерно со всех сторон осветил поверхность оригинала.

В большинстве фотоувеличителей пленка достаточно хорошо защищена от постороннего света ребрами негативной рамки. Если же при проявлении экспонированного отрезка фотопленки вдруг окажется, что он частично или полностью засвечен, для защиты пленки в негативной рамке от засветок понадобится изготовить из черной бумаги специальную маску, надеваемую на негативную рамку после того, как в нее вложена пленка. После экспонирования пленку вынимают из рамки и обрабатывают, как фотобумагу, в обычных кюветах.

При репродуцировании с помощью увеличителя можно использовать вместо лампы-вспышки обычные лампы в софитах. Время, на которое понадобится их включить при экспонировании фотопленки, следует подобрать экспериментально.

Источник: photoline.ru

www.takefoto.ru

6. Репродукционная фотосъемка. Макрофотосъемка

Криминалистическая фотография как один из разделов криминалистики представляет собой совокупность научных положений и разработанных на их основе фотографических средств, методов и приемов, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.

Объектами фотосъемки являются любые материальные тела и их совокупности, необходимость зафиксировать которые возникает при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий или экспертных исследований.

Это могут быть: обстановка и отдельные детали места происшествия, предметы — вещественные доказательства, следы преступлений, лица и т. п.

Репродукционная фотосъемка применяется для получения фотокопий плоских объектов.

Производится с помощью обычных зеркальных фотоаппаратов или специальных репродукционных установок либо путем копирования на рефлексную или контрастную бумагу с использованием контактного станка. Репродукционную съемку, в зависимости от поставленных задач, производят в натуральную величину, с большим увеличением, но чаще с уменьшением. 

Деятельность правоохранительных органов невозможна без реги­страции и тиражирования информации, без копирования и размно­жения документов. Правила получения копий документов, а также используемый для этого комплекс методов и средств изучает специ­альный раздел исследовательской фотографии — репродукционная фотография.

Репродукционная фотография находит широкое применение в экспертно-криминалистической практике при производстве почерковедческих, дактилоскопических, портретных экспертиз, а также в судебно-технической экспертизе документов. Так, при исследовании оттисков печатей и штампов, машинописных и рукописных текстов она дает наглядное представление об индивидуальных особенностях оттисков, литеров использованных печатных машинок, почерка лица, исполнившего текст. В совокупности с другими методам она позволяет выявлять вытравленные, смытые, залитые или зачеркну­тые записи в документах, устанавливать факт внесения изменений в их содержание. В оперативно-розыскной деятельности ее использу­ют, в частности, для размножения фотоснимков при розыске и опо­знании преступников, получения копий документов.

д) Макрофотосъемка — метод получения фотоизображений мелких объектов в натуральную величину либо с небольшим увеличением без применения микроскопа.

Для такой съемки используются зеркальные камеры с удлинительными кольцами или макроприставками.

Микрофотография дает возможность сравнивать и сопоставлять мельчайшие детали объектов. Сравнительный и другие методы широко используются в трасологических, баллистических и прочих кри­миналистических исследованиях. С помощью микрофотографии фиксируются и сопоставляются детали следов орудий взлома и инструментов, следы частей оружия на пулях и гильзах, микрочастицы веществ, волокна тканей и бумаги, объекты биологического проис­хождения, структура металлов и сплавов, фотоматериалов, фотогра­фических изображений и др.

В настоящее время микрофотография имеет свои специфические объекты, аппаратуру, методы и приемы съемки. Ее задача — изуче­ние по фотоснимкам неразличимых человеческим зрением деталей объекта, воспринятых оптической системой микроскопа. Современ­ные микроскопы предназначены для различных целей, имеют разные конструкции, но все они включают в себя одни и те же оптические элементы и механические узлы. Основными оптическими элемента­ми микроскопа являются объектив, окуляр и осветительное устрой­ство; основными механическими узлами — штатив, тубус, предмет­ный столик, механизм для фокусирования изображений.

studfile.net

Репродукционный объектив — особенности съемки

Репродукционная съемка относится к технической фотографии, при которой при искусственном освещении осуществляется съемка текстов, графических и полутоновых рисунков, картин или других плоских изображений. Для этого используются специальные репродукционные объективы. Наиболее удобными являются зеркальные однообъективные фотоаппараты, которые имеют возможность фокусировать объектив и по матовому стеклу видоискателя определять границы кадра. Использование с фотоаппаратами промежуточных колец и меха помогает осуществлять крупномасштабную съемку (до 1:1). В отсутствии зеркального фотоаппарата, можно фиксировать тексты и рисунки размером до 30×40 см при помощи обычного фотоувеличителя.

Для комфортной и качественной репродукционной съемки предназначен специальный репродукционный объектив.  Репродукционные объективы по оптическим характеристикам близки к объективам для увеличителей. Оправа такого объектива состоит из двух трубок, одна из которых вдвигается в другую при помощи червячной передачи. Репродукционный объектив позволяет снимать с расстояния как минимум  15 см, создавая при этом фотоснимок в масштабе 1 : 2. Съемка с помощью репродукционного объектива практически не отличается от съемок с насадочными линзами. Разница состоит только в том, что в  последнем случае измерение расстояния осуществляется от задней стенки камеры, а при репродуцировании — от специальной черты, которая выгравирована  на оправе объектива с подписью  «Расстояние до объекта». Такие объективы оснащены шкалой расстояний и шкалой масштабов, демонстрирующей, во сколько раз будет уменьшен оригинал в зависимости от расстояния от объекта съемки до указанной  метки. Репродукционный объектив обеспечивает более резкое изображение по сравнению с насадочными линзами, поэтому отпадает потребность в сильном диафрагмировании. Чтобы  измерение расстояния до репродуцируемого оригинала стало более простым и легким желательно на штанге увеличителя нанести соответствующие метки с цифрами.

При репродукционной съемке необходимо обеспечить равномерное освещение оригинала по всей плоскости и исключить появление бликов на его поверхности. Тем более, что иногда для создания идеальной плоскостности рисунков, книг, журналов и текстов в процессе репродуцирования их накрывают стеклом, прижимая к какой-либо поверхности. Кроме этого, некоторые оригиналы обладают блестящей, глянцевой поверхностью, которая хорошо отражает свет и в процессе съемки отраженный свет от осветителей может попадать в объектив фотоаппарата, ухудшая качество снимка. Для предотвращения таких бликов желательно освещать оригинал как минимум двумя источниками света под определенным углом. При больших размерах оригинала для достижения равномерности освещения всей поверхности целесообразно применять сразу четыре осветителя. В качестве источников света при репродукционной съемке можно использовать обычные лампы, фотолампы, галогенные лампы или лампы-вспышки. Для достижения качества репродукции необходимо  добиться параллельности плоскости оригинала и плоскости матрицы фотоаппарата. В противном случае, параллельные линии на оригинале окажутся на изображении сходящимися и этот дефект придется дополнительно устранять.

Оптимальными для репродукционных съемок являются зеркальные камеры, например, «Спорт» или «Зенит». При выполнении съемки этими камерами с использованием насадочных линз или сменных объективов не нужно производить разные вычисления, поскольку в видоискателе фотоаппарата изображение снимаемого объекта будет отображаться  с такой же резкостью и в таком же размере, каким оно сохранится на негативе или сенсоре. Без насадочных линз и при наличии в зеркальной камере только нормального объектива с фокусным расстоянием 50 мм необходимо изготовить к нему одно или два переходных кольца длиной, например, 30 или 50 мм.  Эти кольца помогут снимать  чертежи с близкого расстояния или даже получить изображения мелких объектов с натуральными размерами, например, насекомых. Так как очень часто изображение на оригинале включает множество тонких линий, иногда близкорасположенных, а при репродуцировании изображение в результате оказывается во много раз меньше оригинала, очень важно, чтобы объектив и матрица обладали достаточно высокой разрешающей способностью.

Репродукционная съемка подразделяется на полутоновую и высококонтрастную — штриховую. При полутоновой съемке фотограф должен воспроизвести на фотографиях правильные соотношения тонов, например, при репродуцировании картин, акварельных или карандашных рисунков. Для таких оригиналов используют малоконтрастную пленку, которую потом проявляют в мелкозернистых проявителях. При  высококонтрастно-штриховой репродукции (тексты, чертежи, схемы) фотограф должен добиться максимального контраста, то есть  черное изображение на белом фоне. В этом случае лучше использовать высококонтрастные фотопленки и высококонтрастные проявители. Если оригинал для штриховой репродукционной съемки содержит, например,  красные линии на зеленом фоне,  для съемки следует использовать пленку ортохроматической сенсибилизации и светофильтры.

Автор: FC,
03.03.2014 г.

www.fotik-city.ru

Репродукция. Практическая фотография

Репродукцией называется воспроизведение различных плоских изображений. Методом репродукции можно изготовить копии чертежей, рисунков, фотоснимков, картин, текстов из книг и журналов, документов, рукописей и т. д. Все они при изготовлении с них репродукций называются оригиналами.

Задача репродукции — наиболее точное воспроизведение оригиналов во всех деталях. Для этого, например, в полиграфическом производстве при изготовлении клише и других печатных форм применяются весьма точные, отлично оснащенные и обычно довольно громоздкие репродукционные установки. В любительской практике, где такой высокой точности не требуется, репродуцирование можно осуществить с помощью обычных фотокамер, хотя не все они для этого одинаково удобны. Наиболее удобны зеркальные камеры «Зенит». Единственный их недостаток в том, что они малы, но он компенсируется целым рядом других конструктивных особенностей этих камер, значительно облегчающих съемку.

Одно из главных условий при репродуцировании — получение максимальной резкости изображения, однако выполнение этого условия еще не гарантирует высокого качества репродукции.

Многое зависит от правильного подбора фотопленок, размеров оригинала, характера его исполнения и требуемого размера копии.

Качество репродукции всегда тем выше, чем крупнее изображение оригинала на негативе. Наилучшими в смысле четкости получаются репродукции, сфотографированные в натуральную величину, но форматы любительских фотоаппаратов малы, поэтому возможности такой съемки очень ограничены. Репродуцировать почти всегда приходится со значительным уменьшением масштаба изображения и последующим увеличением при печатании. Качество репродукции при этом, естественно, снижается: тонкие линии на негативе могут совсем пропасть, а если слишком малы промежутки между отдельными параллельными линиями (например, мелкая штриховка на чертежах), то эти линии на готовом снимке могут слиться. Не следует поэтому рассчитывать на получение отличных репродукций с очень крупных оригиналов, содержащих мелкие детали или очень тонкие линии.

Плакат величиной с газетный лист, исполненный в виде крупных деталей и надписей, можно сфотографировать даже малоформатным фотоаппаратом, и репродукция будет очень четкой. Но если сфотографировать с таким уменьшением газетную страницу, то мелкий текст невозможно будет прочесть не только на увеличенном отпечатке, но и на самом негативе даже с помощью сильной лупы, так как отдельные буквы из-за зернистости пленки не будут иметь четких очертаний.

Удовлетворительные репродукции печатного текста можно получить с оригиналов размером не больше журнальной страницы.

Одно из главных условий получения хороших репродукций — параллельность плоскостей оригинала и фотопленки. Отступления от этого условия ведут к нарушению геометрических форм оригинала. Для съемки применяются репродукционные установки. Любительская установка УРУ (рис. 134) предназначена для фотоаппаратов марки «Зоркий» и ФЭД. Прибор состоит из вертикальной стойки и экрана, таких же, как в фотоувеличителях. На стойке с помощью кронштейна укреплено устройство, состоящее из двух небольших, горизонтально расположенных плит, из коих одна (нижняя) неподвижна (скреплена с кронштейном), а другая (верхняя) скользит по нижней. В верхней плите установлена оправа с матовым стеклом. На этой же плите с помощью резьбового кольца укрепляется фотоаппарат, как показано на рисунке.

Рис. 134. Любительская репродукционная установка УРУ

В нижней (неподвижной) плите имеется резьбовое объективное кольцо, в которое ввинчивается объектив аппарата.

К экрану с боковых сторон прикреплены две шарнирные стойки, на которых установлены софиты. Шарнирные стойки позволяют установить их на различных расстояниях от экрана и под разными к нему углами.

Рис. 135. Для наводки на резкость и кадрирования прибор УРУ устанавливают, как показано вверху, а для съемки, — как показано внизу

С действием прибора легче познакомиться по рис. 135. Укрепив фотоаппарат и объектив, как показано на этом рисунке вверху, кладут репродуцируемый оригинал на экран и включают лампы. Наблюдая за изображением оригинала на матовом стекле, где имеется рамка величиной с кадр, правильно размещают оригинал и наводят на резкость с помощью объектива. Получив на матовом стекле резкое изображение оригинала, смещают верхнюю плиту, как показано на рисунке внизу, т. е. подводят к объективу фотоаппарат, и снимают.

Поскольку глубина оправы с матовым стеклом точно соответствует глубине светонепроницаемой камеры фотоаппарата (а глубина эта, равная 28,8 мм, у перечисленных фотоаппаратов одинаковая), то при точной наводке на резкость по матовому стеклу изображение получается резким и на пленке. Небольшие расхождения в величине глубин компенсируются диафрагмированием объектива.

Таким образом, прибор УРУ позволяет производить точное кадрирование и визуальную наводку в аппаратах, которые сами по себе при съемке с коротких расстояний не позволяют осуществить ни того, ни другого.

Но у прибора УРУ имеются и недостатки, которые легко устранить самим.

Основной недостаток заключается в том, что матовое стекло прибора не имеет светозащитной шахты, вследствие чего ухудшается видимость изображения. Этот недостаток легко устранить, склеив из черной бумаги светозащитную шахту (трубку) высотой примерно 10 см и такого диаметра, чтобы она надевалась на цилиндрическую оправу матового стекла.

Существенно затрудняет наводку на резкость и слишком грубая зернистость матового стекла, поэтому рекомендуется заменить его другим, более тонко матированным.

Недостатком служит и то, что при съемке приходится смотреть на матовое стекло сверху, и если прибор стоит на столе, то для такого наблюдения приходится взбираться на стул. Недостаток этот можно устранить и сделать прибор гораздо более удобным в работе, если вместо светозащитной бумажной трубки сделать приспособление, показанное на рис. 136. Оно представляет собой зеркальную приставку к матовому стеклу прибора и состоит из держателя и обыкновенного карманного зеркальца, укрепленного в наклонном положении под углом 45° к плоскости матового стекла. Такая приставка позволяет вести наблюдение, глядя не сверху, а спереди.

Рис. 136. Зеркальная приставка к прибору УРУ

Без этих дополнительных устройств пользоваться прибором неудобно. В таком случае лучше расположить прибор не на столе, а на полу.

Установка УРУ дает возможность репродуцировать в масштабах до 1:4,5. Для съемки в более крупном масштабе требуются насадочные линзы или промежуточные удлинительные кольца, имеющиеся отдельно в продаже.

Насадочные линзы представляют собой одиночные линзы, вмонтированные в оправу, с помощью которой они насаживаются на оправу объектива. Насадочные линзы бывают положительные (собирательные) и отрицательные (рассеивающие). Первые обозначаются «+» (плюс), вторые «-» (минус).

Для репродуцирования применяются положительные насадочные линзы. Они укорачивают фокусное расстояние объектива, что позволяет при имеющейся глубине фотоаппарата, но с более короткого расстояния получить изображение оригинала в более крупном масштабе.

Основной технической характеристикой насадочных линз служит их оптическая сила, выражаемая в диоптриях и обозначаемая буквой!). Оптической силой называется преломляющая способность линзы, т. е. способность слабее или сильнее преломлять проходящие через нее лучи света. Чем больше оптическая сила, тем сильнее линза преломляет лучи и тем короче ее фокусное расстояние. Таким образом, оптическая сила — это величина, обратно пропорциональная фокусному расстоянию линзы.

За одну диоптрию принята оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м. Таким образом, линза с фокусным расстоянием 50 см имеет оптическую силу: 100: 50 = 2 D, а линза с оптической силой 4 D — фокусное расстояние: 100: 4 = 25 см.

Маркировка насадочных линз в диоптриях удобна тем, что с ее помощью легко определить, какое фокусное расстояние будет иметь объектив, если надеть на него ту или иную насадочную линзу. Для этого надо разделить 100 на фокусное расстояние объектива (в сантиметрах), т. е. определить оптическую силу объектива, затем сложить оптические силы объектива и линзы и разделить 100 на полученную сумму диоптрий. Например, если надеть на объектив с фокусным расстоянием 5 см насадочную линзу с оптической силой +10 D, то расчет будет выглядеть так:

100: 5 = 20; 20 + 10 = 30; 100: 30 = 3,3 (см).

Фокусное расстояние такой системы будет 3,3 см. В малоформатном фотоаппарате такая система действует, как широкоугольный объектив.

Однако применение положительных насадочных линз ведет к ухудшению качества изображения, особенно на краях и в углах кадра, притом тем большее, чем больше оптическая сила линзы. Поэтому применять насадочные линзы с очень большой оптической силой (более +5 D) не следует.

Насадочные линзы можно сделать самим из обыкновенных очковых стекол типа мениска (вогнуто-выпуклых).

Важно только, чтобы линза была сцентрирована с объективом. Для этого линзу надо обточить до требуемого диаметра и так, чтобы ее оптическая ось совпала с оптической осью объектива. Такую обточку можно заказать в оптической мастерской. Оправу для линзы склеить из тонкого картона.

Поскольку насадочные линзы ухудшают качество изображения, при работе с ними приходится сильно диафрагмировать объектив. В этом смысле гораздо удобнее промежуточные удлинительные кольца, совершенно не ухудшающие качество изображения и позволяющие вести съемку с любым отверстием диафрагмы.

Это вычерненные металлические кольца разной длины, снабженные с одного конца наружной винтовой резьбой, а с другого — внутренней. Кольца удлиняют растяжение светонепроницаемой камеры фотоаппарата, что позволяет фотографировать с более близкого расстояния и в соответственно более крупном масштабе. В зависимости от того, в каком масштабе требуется сделать репродукцию, применяются кольца разной длины. Можно также пользоваться комбинацией из двух и большего числа колец, ввинчивая их одно в другое.

Рис. 137. Комплект промежуточных удлинительных колец

Выпускаемый у нас комплект промежуточных колец состоит из четырех колец длиной 5, 8, 16 и 25 мм (рис. 137).

Он пригоден для малоформатных фотоаппаратов с вывинчивающимися объективами. Соединив между собой все четыре кольца, можно удлинить растяжение фотоаппарата более чем вдвое и снимать мелкие оригиналы в натуральную величину и даже с некоторым увеличением.

Репродукционную съемку малоформатными дальномерными аппаратами с помощью насадочных линз и удлинительных колец можно производить и без установки УРУ.

Для этого прежде всего надо сделать удобную подставку для фотоаппарата. Проще всего приспособить для этого экран и стойку фотоувеличителя.

Рис. 138. Переходная площадка для репродуцирования

В некоторых фотоувеличителях проектор скреплен с кронштейном винтом. Если изготовить под этот винт небольшую переходную металлическую или деревянную площадку, как показано на рис. 138, то можно превратить штангу и экран увеличителя в очень удобный штатив для репродукционных работ. Еще проще воспользоваться имеющимся в продаже универсальным кронштейном, который можно укрепить на стойке фотоувеличителя. Что касается осветителей, то в крайнем случае можно применить обыкновенные настольные лампы конторского типа, расположив их симметрично по обе стороны от экрана.

Рис. 139. Простой осветитель для репродуцирования

Лучше, конечно, пользоваться специальным осветителем (рис. 139), сделать который можно целиком из дерева (фанеры и деревянных планок).

Так как при съемке дальномерными фотоаппаратами возможность кадрирования и визуальной наводки на резкость исключается, то обе эти операции производятся при помощи замеров и расчетов.

Рис. 140. Отвес для репродуцирования

Кадрирование делается с помощью отвеса. Для этого надо изготовить (или купить) крышку для объектива, просверлить в центре ее маленькое отверстие, продеть в него нитку, на конце которой укрепить отвес с острием, как показано на рис. 140. При надетой крышке верхний конец нитки оказывается зажатым между оправой объектива и крышкой. В соответствии с высотой, на которой располагается фотоаппарат, во время съемки отвес может быть опущен или поднят.

Расстояние между фотоаппаратом и оригиналом в зависимости от размеров оригинала определяется по расчетным таблицам, которые прилагаются к насадочным линзам. По этим же таблицам производится и наводка на резкость, или, правильнее сказать, установка объектива по шкале расстояний в зависимости от расстояния между оригиналом и задней стенкой корпуса камеры.

Для малоформатных фотоаппаратов выпускаются насадочные линзы с оптической силой +1 и +2 диоптрии. Первая позволяет производить съемку в масштабах приблизительно от 1:20 до 1:10, вторая — от 1:10 до 1:6.

Несколько облегчают кадрирование специальные насадки к дальномеру, представляющие собой стеклянный клин в оправе, который с помощью соединительной планки скрепляется с фотоаппаратом. Такие насадки выпускаются для указанных выше двух насадочных линз, но пригодны они только для фотоаппаратов «Зоркий» и ФЭД ранних выпусков.

Удлинительные кольца в основном предназначены для зеркальных камер «Зенит». К этим кольцам также прилагаются расчетные таблицы с установочными данными для этих фотоаппаратов. Надо сказать, что таблицы эти здесь не нужны, поскольку и кадрирование и наводку на резкость в зеркальных камерах гораздо удобнее производить по матовому стеклу. А вот к дальномерным фотоаппаратам таких таблиц нет. Поэтому мы их здесь приводим (табл. 14).

Таблица 14

РАСЧЕТНАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ УДЛИНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ КАМЕРЫ «ЗЕНИТ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАМЕРАМ ФЭД И «ЗОРКИЙ»

Из описания видно, что репродуцирование малоформатными дальномерными фотоаппаратами с помощью насадочных линз и удлинительных колец без установки УРУ, т. е. по расчетным таблицам, — дело довольно сложное и кропотливое. Куда удобнее в этом смысле зеркальные камеры. Репродуцировать ими — одно удовольствие: здесь легко пользоваться и насадочными линзами, и удлинительными кольцами, и разными объективами.

Сложнее репродуцировать крупноформатными фотоаппаратами, хотя они благодаря сравнительно большому формату очень подходят для этой цели.

Фотоаппарат «Любитель» удобен тем, что наводка на резкость производится в нем визуально, по матовому стеклу (точнее — по матовому кружку). Однако следует помнить, что линейный параллакс визирования у него довольно велик. Расстояние между центрами его рабочего и визирного объективов — 42 мм. На такую же величину сместится и изображение оригинала на негативе, если не сделать во время съемки поправку на параллакс.

Практически поправку можно сделать двумя способами: перемещением аппарата и перемещением репродуцируемого оригинала. Но первый способ более сложен. Он требует изготовления специального приспособления, позволяющего после наводки на резкость и кадрирования переместить аппарат в сторону визирного объектива.

Второй способ проще. Он заключается в том, что после наводки на резкость и кадрирования оригинал смещают в сторону рабочего объектива камеры точно на 42 мм.

Пользуясь фокусировочным устройством фотоаппарата и четырьмя насадочными линзами с оптической силой +2, +3, +4 и +5D, фотоаппаратом «Любитель» можно делать репродукции в масштабах от 1:6,5 до 1:2, т. е. репродуцировать в полный кадр оригиналы размером от 10 x 10 до 40 x 40 см.

Репродуцировать можно и другими крупноформатными аппаратами, например типа «Москва».

Имея набор положительных насадочных линз с оптической силой 1,5; 2; 3; 4 и 5D, фотоаппаратами типа «Москва» можно репродуцировать в полный кадр оригинала размером от 18 x 24 до 45 x 65 см, но кадрировать приходится с помощью отвеса, а расстояние фотоаппарата до оригинала и установку объектива находить с помощью расчетных таблиц, что, как вы уже знаете, не очень удобно.

Но существует другой, более простой и вполне надежный способ репродуцирования и этими фотоаппаратами. Они имеют съемную заднюю стенку корпуса. А это существенно помогает делу.

Аппарат укрепляют на кронштейне вертикально, объективом вниз, и, сняв заднюю стенку корпуса, прикладывают к кадровой рамке фотоаппарата матовое стекло. Оригинал кладут на экран и, погасив в комнате свет, включают осветители. Открыв затвор и глядя сверху на матовое стекло, можно легко и точно скадрировать изображение и отлично навести на резкость.

После этого, убрав матовое стекло и погасив осветители, в темноте прикладывают к кадровой рамке плоскую фотопленку соответствующего формата и устанавливают на место снятую заднюю стенку. Затем, включив осветители, производят съемку.

Рис. 141. Скоба для спускового тросика

Для такой съемки вам придется сделать самим единственное приспособление — металлическую скобу для спускового тросика (рис. 141). Дело в том, что в центральных затворах пленочных фотоаппаратов отсутствует устройство, позволяющее оставить затвор открытым на длительное время, что необходимо при наводке на резкость. Поэтому следует пользоваться гибким спусковым тросиком и, чтобы оставить его в сжатом состоянии, надо сделать скобу, устройство которой ясно из рисунка. Установив затвор на букву «В», нажмите на спусковой тросик, наденьте на него скобу, и затвор останется открытым.

Таким же способом, т. е. на отдельных пленках, можно репродуцировать и с помощью малоформатных фотоаппаратов типа ФЭД, «Зоркий» и других, не имеющих матового стекла, но снабженных съемной или откидной задней стенкой корпуса.

Наконец, если у вас нет никаких устройств для репродуцирования, можно приспособить для этого фотоувеличитель.

Для этого нужно изготовить осветитель, описанный на стр. 282, и пару простых приспособлений: определитель резкости (см. стр. 250) и бумажную кассету.

Кассету можно вырезать из черной упаковочной бумаги. Для этого надо начертить на бумаге выкройку кассеты по форме и размерам, показанным на рис. 142, сделать в ней вырез (кадровую рамку) размером 24 x 60 мм и согнуть в виде конверта по пунктирным линиям.

Рис. 142. Развертка бумажной кассеты

Возможность использования фотоувеличителя для репродукционной съемки основана на том, что когда изображение определителя резкости, вложенного в негативную рамку фотоувеличителя, получается резким на экране фотоувеличителя, то плоскость экрана получается резкой в плоскости определителя резкости. Таким образом, если положить на экран увеличителя репродуцируемый оригинал и резко спроецировать на него изображение определителя резкости, то, заменив последний пленкой, можно получить на ней резкое изображение оригинала.

Техника репродуцирования с помощью фотоувеличителя состоит в следующем. Оригинал кладут на экран увеличителя, в комнате гасят свет и включают лампу увеличителя. Вложив затем в негативную рамку увеличителя определитель резкости, проецируют его изображение на поверхность оригинала. Перемещая проектор увеличителя, находят такое его положение, при котором изображение определителя резкости перекрывает своими границами оригинал и получается предельно резким. Так осуществляются кадрирование и наводка на резкость.

Остается лишь заменить определитель резкости фотопленкой и произвести съемку. Для этого надо выключить лампу увеличителя, в темноте вложить в кассету отрезок фотопленки длиной 55-60 мм, загнуть края кассеты, как конверт, и, вынув из рамки увеличителя определитель резкости, вложить в нее кассету с пленкой. Съемка производится включением ламп.

Как видно из выкройки кассеты, вырез в ней надо сделать несколько длиннее нормального кадра, чтобы тем самым компенсировать возможные неточности при закладывании в темноте пленки в кассету и кассеты в рамку увеличителя.

Некоторое несовпадение плоскости фотопленки с плоскостью определителя резкости, вызываемое толщиной черной бумаги, настолько незначительно, что им можно пренебречь, тем более что репродуцируют, как правило, при таком диафрагмировании объектива, при котором это несовпадение полностью компенсируется глубиной резкости объектива.

Чаще всего репродуцируют на позитивной фотопленке. В этом случае дело значительно облегчается тем, что работать можно при красном или оранжевом освещении.

С помощью фотоувеличителя можно вести и массовое репродуцирование, если изготовить кассету-адаптер (рис. 143). Сделать ее можно из жести или просто из плотного тонкого картона (прессшпана).

Рис. 143. Кассета-адаптер для массового репродуцирования

Адаптер состоит из фильмового канала и двух гнезд. В одно из гнезд укладывается заряженная пленкой кассета 1, в другом находится пустая катушка 2 от кассеты, укрепленная на полуосях. Одна из этих полуосей снабжена ключом 3 для вращения катушки. Катушка постоянно находится в своем гнезде. Крышка адаптера 9 откидывается на шарнире. На внутренней стороне крышки смонтирована гладко отполированная и чисто окрашенная или оксидированная пластинка 4, разравнивающая пленку и прижимающая ее к фильмовому каналу. Снизу, под кадровым окном адаптера, находится выдвижная заслонка 5. Проходя вдоль фильмового канала, пленка 6 перфорацией приводит во вращение зубчатое колесо 7, размеры которого показаны на рисунке. На ось зубчатого колеса насажена указательная стрелка 8.

Наружные габариты адаптера должны быть пригнаны к увеличителю так, чтобы при установке адаптера в пазу рамки его кадровое окно совпало с кадровым окном паза увеличителя. Размеры адаптера можно определить по размеру рамки для негатива. Внутренние детали адаптера следует окрасить в черный цвет. Адаптер в закрытом виде должен быть совершенно светонепроницаем.

Приведенное описание адаптера — общее. Руководствуясь этим принципом, можно сделать адаптер более совершенным, снабдив его счетчиком кадров и двумя кассетами. Это даст возможность отрезать, если надо, экспонированную часть пленки на свету.

С помощью адаптера репродуцируют так же, как и с простейшей бумажной кассетой, т. е. сначала наводят на резкость с помощью определителя резкости, а затем рамку с определителем резкости вынимают из увеличителя и заменяют адаптером. При вдвинутой заслонке адаптера эту замену можно сделать на свету. Затем свет в комнате гасят, вытягивают заслонку адаптера и, включив осветительные лампы, производят съемку. Перевод кадров осуществляется вращением ключа катушки, причем каждый полный оборот указательной стрелки соответствует одному кадру пленки.

Удовлетворительная работа адаптера требует полного совпадения плоскости пленки с определителем резкости. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, следует либо подогнать глубину адаптера к глубине негативной рамки увеличителя, либо изготовить в соответствии с глубиной адаптера специальную рамку для определителя резкости.

Для получения возможно лучших репродукций съемку во всех случаях следует вести с наиболее короткого расстояния, какое допускают размеры оригинала, с тем чтобы получить его изображение на негативе как можно крупнее. Кроме того, очень важно равномерно осветить оригинал.

При сравнительно небольших размерах оригинала (не больше журнальной страницы или развернутой книги) вполне равномерное освещение можно получить с помощью двух электрических ламп, симметрично расположенных по обе стороны от оригинала. При этом чем больше размеры оригинала, тем дальше следует устанавливать лампы.

При съемке оригиналов с блестящей поверхностью или покрытых стеклом необходимо следить, чтобы зеркально отраженные лучи не попадали в объектив, иначе на снимке возникнут блики в виде белых пятен.

Наконец, очень важно, чтобы поверхность оригинала была совершенно плоской и ровной, без вмятин, складок, выступов и других дефектов.

При репродуцировании книжных страниц их следует покрывать толстым зеркальным стеклом, чтобы придать им плоскую форму.

Чтобы обеспечить максимальную резкость изображения, наводить на резкость надо при полностью открытой диафрагме, а затем диафрагмировать объектив.

Многие считают, что чем сильнее задиафрагмирован объектив, тем выше резкость изображения. Такое мнение неверно. Исследования показывают, что разрешающая сила объектива при диафрагмировании сначала повышается и достигает своего предела при диафрагме примерно 8-11. При дальнейшем уменьшении отверстия диафрагмы глубина резко изображаемого пространства продолжает увеличиваться, но разрешающая сила объектива, а с ней и степень резкости изображения начинают снижаться.

Поскольку же при репродуцировании мы имеем дело с плоским объектом и глубина резко изображаемого пространства для нас значения не имеет, диафрагмировать объектив следует не больше, чем до указанных выше пределов, чтобы получить максимально возможную резкость изображения.

Иначе обстоит дело при репродуцировании с помощью насадочных линз. В этом случае объектив надо диафрагмировать по возможности сильнее, чтобы добиться наибольшей резкости по краям изображения. Правда, и в этом случае степень резкости в центре кадра несколько уменьшится, но зато она возрастет на его краях, что в данном случае наиболее важно.

Выдержка при репродуцировании определяется опытным путем, т. е. с помощью пробных снимков, поэтому, чтобы не делать частых проб, полезно записать однажды найденные правильные выдержки для разных оригиналов, различных пленок и разных масштабов съемки для какой-нибудь определенной диафрагмы (лучше всего для диафрагмы 8). Тогда при последующих съемках можно будет просто пользоваться этими записями. Разумеется, что условия освещения оригинала при этом не должны сильно изменяться. Надо пользоваться одними и теми же лампами, устанавливая их по возможности на одном и том же расстоянии от оригинала.

При съемке штриховых оригиналов важно повысить контраст изображения. Для этого существуют разные средства: применение контрастных пленок, некоторое перепроявление негатива, использование фотобумаг с высокой контрастностью. Но известную роль играет и выдержка. При такой съемке лучше немного недодержать, чем передержать. При передержках от белых мест оригинала могут возникнуть ореолы (вредные отражения в слое пленки), отчего тонкие черные линии могут оказаться на негативе засвеченными и пропадут.

При съемке тоновых оригиналов одинаково вредны и передержки и недодержки. Здесь надо стараться определить выдержку правильно.

Несколько слов о подборе фотопленок. Различные по расцветке и характеру исполнения оригиналы требуют применения различных пленок.

По цветности все оригиналы делятся на одноцветные и красочные. К числу первых относятся оригиналы, исполненные каким-либо одним цветом на одноцветном или белом фоне; черно-белые фотоснимки, рисунки, исполненные карандашом или тушью, печатный текст, чертежи, гравюры и т. п. Красочными называются оригиналы, исполненные разными цветами: картины, цветные фотоснимки, плакаты, этикетки, открытки, многоцветные почтовые марки и т. п.

По характеру исполнения различают оригиналы штриховые и тоновые, или полутоновые. Штриховыми называются оригиналы, выполненные четкими линиями и штрихами: рисунки тушью, чертежи, печатный текст и т. п., одним словом, оригиналы, не имеющие переходных тонов (полутонов). Все прочие оригиналы, в которых наряду с черными и белыми тонами имеются промежуточные серые, относятся ко второй группе и называются полутоновыми (например, фотоснимки). Сюда относятся также карандашные и акварельные рисунки и картины, выполненные пастелью, масляными красками и т. п.

Чаще всего вам, вероятно, придется репродуцировать черно-белые штриховые оригиналы. Для этого вообще пригодны любые пленки и не требуются никакие светофильтры. При этом для четкой передачи тонких линий и штрихов более всего подходят мелкозернистые пленки с повышенной контрастностью, например пленки типа М3 или позитивные.

Красочные оригиналы, как штриховые, так и полутоновые, требуют применения пленок типа «Фото» и светофильтров. На таких же пленках следует снимать и черно-белые полутоновые оригиналы, но без светофильтров.

Подбор светофильтров по цвету зависит, с одной стороны, от расцветки оригинала, а с другой — от того, насколько правильно требуется передать черно-белой шкалой тонов соотношение цветов оригинала.

В большинстве случаев высокой точности здесь не требуется, поэтому цветные оригиналы можно отлично воспроизвести на пленках типа «Фото» любой светочувствительности без всяких светофильтров. Такие пленки сами по себе дают достаточно правильную цветопередачу. Но в некоторых случаях светофильтры крайне необходимы. Например, если снять без светофильтра черную надпись на темно-красном фоне или красную надпись на черном фоне, то на снимке надпись может слиться с фоном или будет плохо видна. Здесь необходим красный или хотя бы оранжевый светофильтр. Это даст возможность повысить на негативе плотность красного цвета, т. е. получить этот цвет на отпечатке более светлым по сравнению с черным.

Здесь действует простое и легко запоминающееся правило: во всех случаях сочетания черного тона с каким-либо цветным следует применять светофильтр, близкий по цвету.

Это же правило остается верным, если оригинал выполнен каким-либо цветным тоном на цветном фоне. В этом случае, в зависимости от того, к какому цвету подобран светофильтр, этот цвет получится на снимке светлее, чем при съемке без светофильтра.

Таблица 15

НАЗНАЧЕНИЕ ПЛЕНОК ФТ

Специально для репродукционных работ выпускаются плоские форматные фототехнические пленки под маркой ФТ. Для съемки пленочными фотоаппаратами эти пленки вообще непригодны, но ими можно пользоваться в тех случаях, когда репродуцирование производится на отдельных пленках, как, например, в описанном выше способе репродуцирования фотоаппаратами типа «Москва».

Пленки ФТ обладают невысокой светочувствительностью, но очень мелкозернисты и поэтому особенно хороши для репродуцирования.

Ассортимент этих пленок насчитывает девять типов, обозначенных разными номерами (см. табл. 15).

Обзаводиться всеми этими пленками, конечно, не нужно. Как видно из таблицы, в каждой группе этих пленок есть одна универсальная, пригодная как для полутоновых, так и для штриховых оригиналов. Это пленки — ФТ-20, ФТ-21 и ФТ-22. Они пригодны для любых репродукций.

Остается сказать о проявителе и времени проявления. Репродукции, сделанные на изопанхроматической пленке, проявлять надо мелкозернистым проявителем № 2 (см. рецепт на стр. 224). Все прочие пленки, допускающие обработку при красном или оранжевом освещении, можно проявлять тем же проявителем, что и для фотобумаг (см. рецепт на стр. 263). Проявитель этот работает довольно контрастно, поэтому если желательно понизить контрастность негативов, то проявитель надо разбавить равный количеством воды.

Что касается подбора фотобумаги для изготовления отпечатков, то здесь сохраняется ранее описанный принцип. Для получения контрастных копий требуется контрастная бумага, для нормальных — нормальная, для мягких — мягкая. Технические репродукции получаются лучше на глянцевых бумагах, а копии фотоснимков и картин — на матовых.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Репродукционная съемка |

 

К области технической фотографии, использующей искусственное освещение, относится репродукционная съемка, т. е. фотографирование различных текстов, графических и полутоновых рисунков, картин и иных плоскостных изображений. Для этой цели могут быть использованы специально выпускаемые промышленностью репродукционные установки и большинство фотоаппаратов. Наиболее удобны, безусловно, зеркальные однообъективные фотоаппараты, позволяющие фокусировать объектив и определять границы кадра по матовому стеклу видоискателя. Использование совместно с такими фотоаппаратами промежуточных колец и меха обеспечивает съемку в крупном масштабе (вплоть до 1:1). Если же в вашем распоряжении нет зеркального фотоаппарата, то удобнее всего фотографировать тексты и рисунки (при их размере до 30Х40 см) с помощью обычного фотоувеличителя.

Освещать оригинал при репродукционной съемке необходимо равномерно по всей плоскости, предупреждая появление бликов и рефлексов на его поверхности. Дело в том, что часто для выравнивания рисунков, страниц книг, журналов и машинописных текстов в процессе их репродуцирования возникает необходимость накрыть их стеклом, прижав к плоскости стола или к какой-то иной поверхности. Помимо этого многие подлежащие пересъемке оригиналы имеют блестящую, глянцевую поверхность, хорошо отражающую свет. Естественно, что стекло, глянцевая бумага или поверхность написанной маслом картины может отразить свет от осветителей прямо в объектив фотоаппарата, испортив тем самым снимок.

Для предотвращения появления таких бликов освещать оригинал в процессе репродукционной съемки следует по меньшей мере двумя осветителями, свет от которых должен падать на оригинал под определенным углом.

На рисунке показаны места расположения фотоаппарата и осветителей, а также зоны, при размещении в которых осветители создают на поверхности оригинала (или покровного стекла) блики. При больших линейных размерах оригинала для равномерного освещения всей его поверхности приходится использовать не два, а сразу четыре осветителя, размещая их так, чтобы каждый освещал часть поверхности оригинала.

Важным обстоятельством, невыполнение которого влечет за собой ухудшение качества репродукции, является параллельность плоскости оригинала плоскости пленки в фотоаппарате. Если это условие не соблюсти, то линии, параллельные на оригинале, окажутся на негативе сходящимися и при фотопечати этот дефект придется устранять трансформированием изображения. Для предотвращения перспективных искажений (а это именно они) оптическая ось объектива фотоаппарата должна быть строго перпендикулярной плоскости оригинала и проходить через его центр.

Практически эта операция выполняется с помощью несложного приспособления: в пластмассовой крышке объектива фотоаппарата в ее центре прокалывают тонкой иглой отверстие диаметром 0,1 — 0,2 мм. В это отверстие пропускают тонкую капроновую леску или нить и с внутренней стороны крышки закрепляют ее с помощью лейкопластыря или иным способом. На конце нити, выходящей из крышки с наружной стороны, привязывают какой-либо небольшой грузик и тем самым создают простейший отвес. Перед репродуцированием на объектив фотоаппарата, установленного на обычном или специальном штативе, надевают крышку с отвесом и укладывают оригинал под отвесом так, чтобы грузик отвеса располагался против центра оригинала. После этого крышку с объектива снимают и приступают непосредственно к установке осветителей, фокусировке объектива, уточнению границ кадра и к съемке.

При репродуцировании нет необходимости в применении длиннофокусных и широкоугольных объективов, да и светосильные объективы нормального фокусного расстояния мало подходят для этой цели. Специальные репродукционные объективы по своим оптическим свойствам очень напоминают объективы для увеличителей.

Почему для репродукционной съемки так важен тип используемого объектива? Дело в том, что часто изображение на оригинале состоит из очень тонких линий, подчас близко друг к другу расположенных, а в процессе репродуцирования изображение, проецируемое объективом на светочувствительный слой фотопленки, оказывается уменьшенным по сравнению с оригиналом во много раз. Естественно, что и объектив, и фотопленка должны обладать достаточно высокой разрешающей способностью, с тем чтобы раздельно и четко воспроизвести эти линии.

Так, практически невозможно репродуцировать развернутый лист газеты узкопленочным фотоаппаратом на высокочувствительную пленку. Текст на негативах не будет различим и сольется в сплошную полосу. Именно поэтому для репродукционных целей приходится применять низкочувствительные фотопленки, специально предназначенные для этих целей, или использовать низкочувствительные пленки типа позитивной, или в крайнем случае обычную. Все эти пленки имеют разрешающую способность более 100 лин/мм, что позволяет переснимать на кадр размером 24Х36 мм оригинал с длиной стороны до 50 — 60 см.

По степени сенсибилизации негативную пленку для репродукционных целей следует подбирать в зависимости от цвета изображения на оригинале: при репродуцировании изображения нейтрально-серых тонов в равной степени пригодна любая фотопленка, при репродуцировании многокрасочных оригиналов — только с панхроматической сенсибилизацией.

Репродукционную съемку можно разделить на полутоновую и высококонтрастную — штриховую. В первом случае перед фотографом стоит задача воспроизвести на снимках правильные тональные соотношения, имеющие место на оригинале. Это в основном фотокопии картин, акварельных и карандашных рисунков и большинства иных полутоновых изображений. Снимать такие оригиналы следует на малоконтрастную пленку и обрабатывать эту пленку в обычных мелкозернистых проявителях.

Во втором случае съемки (тексты, чертежи, схемы) в задачу фотографа входит получение максимального контраста как негативного, так и позитивного изображения — фотокопия должна представлять собой черное изображение на белом фоне. Для такой съемки более всего пригодны высококонтрастные фотопленки, которые следует обрабатывать в высококонтрастных проявителях (могут быть использованы проявители для обработки фотобумаги). В процессе штриховой репродукционной съемки может возникнуть необходимость снять оригинал, состоящий, например, из красных линий на зеленом фоне. В этом случае для съемки следует использовать светофильтры и пленку ортохроматической сенсибилизации. Наиболее часто встречающиеся сочетания цвета изображения и цвета фона и необходимые для съемки светофильтры указаны в табл.

Цвет изображения или букв

Цвет фона

Цвет светофильтра

Сенсибилизация

Красный

Синий

—-

Несенсибилизированная

Красный

Зеленый

Зеленый

Ортохроматическая

Оранжевый

Сине-зеленый

Голубой

Ортохроматическая

Желтый

Сине-зеленый

Синий (голубой)

Ортохроматическая

Зеленый

Синий

Синий (голубой)

Несенсибилизированная

Зеленый

Желтый

Плотный желтый

Ортохроматическая

Зеленый

Оранжево-красный

Оранжево-красный

Панхроматическая

Голубой

Желтый

Оранжево-красный

Панхроматическая

Синий

Оранжево-красный

Желтый

Панхроматическая

Синий

Оранжево-красный

Оранжевый

Панхроматическая

Если нужного вам сочетания в таблице нет, для выбора светофильтра можно руководствоваться следующим правилом: цвет светофильтра должен совпадать с цветом поля изображения или с цветом, который на фотокопии должен быть передан светлым или белым. Для передачи на фотокопии линий или текста цветного оригинала темным или черным тоном цвет светофильтра должен быть дополнительным к цвету линий или текста. Например, для воспроизведения красных букв темными следует применять зеленый или синий светофильтр, для синих линий — оранжевый или красный светофильтр и т. д.

В качестве осветительных приборов при репродукционной съемке можно использовать как обычные лампы, фотолампы и галогенные лампы, так и лампы-вспышки. Последние обеспечивают повышенную резкость изображения на фотокопиях. В том случае, если объем работы по репродуцированию невелик, оказывается целесообразным использовать в качестве фотоаппарата увеличитель, а в качестве осветителя — лампу-вспышку.

Осуществляется пересъемка в такой последовательности: оригинал (книгу, карту, рисунок и т. д.) следует положить на экран фотоувеличителя и включить в нем свет. В негативную рамку вложить определитель резкости или какой-нибудь прозрачный негатив (бракованный), предварительно процарапав эмульсию на нем тонкой иглой крест-накрест по диагоналям. Высоту корпуса увеличителя над экраном подбирают так, чтобы проецируемое увеличителем изображение негатива полностью перекрывало оригинал, наводят объектив увеличителя на резкость (эти операции следует повторить несколько раз, пока изображение негатива не будет на 5 — 10 мм больше оригинала и четко на него спроецированным) и располагают оригинал так, чтобы перекрестье процарапанных на негативе диагоналей проецировалось в центр оригинала.

После этого объектив увеличителя следует задиафрагмировать до значения 1:8 или 1:11, затем свет в увеличителе выключить, из негативной рамки вынуть негатив или определитель резкости и вложить на его место, также эмульсионной стороной к объективу, отрезок фотопленки, на которую будет производиться пересъемка.

Само собой разумеется, что все это необходимо проделывать при неактивном освещении лаборатории, т. е. в условиях, при которых фотопленка не засветится. После этого к сети переменного тока подключают лампу-вспышку любой конструкции и делают с помощью нескольких (4 — 8) вспышек, направляя свет лампы на оригинал в соответствии с требованиями к освещению при репродукционной съемке. Каждый раз перед вспышкой лампу надо перемещать на новое место так, чтобы ее свет по возможности равномерно со всех сторон осветил поверхность оригинала.

В большинстве фотоувеличителей пленка достаточно хорошо защищена от постороннего света ребрами негативной рамки. Если же при проявлении экспонированного отрезка фотопленки вдруг окажется, что он частично или полностью засвечен, для защиты пленки в негативной рамке от засветок понадобится изготовить из черной бумаги специальную маску, надеваемую на негативную рамку после того, как в нее вложена пленка. После экспонирования пленку вынимают из рамки и обрабатывают, как фотобумагу, в обычных кюветах.

При репродуцировании с помощью увеличителя можно использовать вместо лампы-вспышки обычные лампы в софитах. Время, на которое понадобится их включить при экспонировании фотопленки, следует подобрать экспериментально.

Так же 

    

alika2010.wordpress.com

Репродукционная съемка

Репродукционная съемка

К области технической фотографии, использующей искусственное освещение, относится репродукционная съемка, т. е. фотографирование различных текстов, графических и полутоновых рисунков, картин и иных плоскостных изображений. Для этой цели могут быть использованы специально выпускаемые промышленностью репродукционные установки и большинство фотоаппаратов. Наиболее удобны, безусловно, зеркальные однообъективные фотоаппараты, позволяющие фокусировать объектив и определять границы кадра по матовому стеклу видоискателя. Использование совместно с такими фотоаппаратами промежуточных колец и меха обеспечивает съемку в крупном масштабе (вплоть до 1:1). Если же в вашем распоряжении нет зеркального фотоаппарата, то удобнее всего фотографировать тексты и рисунки (при их размере до 30Х40 см) с помощью обычного фотоувеличителя.

Освещать оригинал при репродукционной съемке необходимо равномерно по всей плоскости, предупреждая появление бликов и рефлексов на его поверхности. Дело в том, что часто для выравнивания рисунков, страниц книг, журналов и машинописных текстов в процессе их репродуцирования возникает необходимость накрыть их стеклом, прижав к плоскости стола или к какой-то иной поверхности. Помимо этого многие подлежащие пересъемке оригиналы имеют блестящую, глянцевую поверхность, хорошо отражающую свет. Естественно, что стекло, глянцевая бумага или поверхность написанной маслом картины может отразить свет от осветителей прямо в объектив фотоаппарата, испортив тем самым снимок.

Для предотвращения появления таких бликов освещать оригинал в процессе репродукционной съемки следует по меньшей мере двумя осветителями, свет от которых должен падать на оригинал под определенным углом.

На рисунке показаны места расположения фотоаппарата и осветителей, а также зоны, при размещении в которых осветители создают на поверхности оригинала (или покровного стекла) блики. При больших линейных размерах оригинала для равномерного освещения всей его поверхности приходится использовать не два, а сразу четыре осветителя, размещая их так, чтобы каждый освещал часть поверхности оригинала.

Важным обстоятельством, невыполнение которого влечет за собой ухудшение качества репродукции, является параллельность плоскости оригинала плоскости пленки в фотоаппарате. Если это условие не соблюсти, то линии, параллельные на оригинале, окажутся на негативе сходящимися и при фотопечати этот дефект придется устранять трансформированием изображения. Для предотвращения перспективных искажений (а это именно они) оптическая ось объектива фотоаппарата должна быть строго перпендикулярной плоскости оригинала и проходить через его центр.

Практически эта операция выполняется с помощью несложного приспособления: в пластмассовой крышке объектива фотоаппарата в ее центре прокалывают тонкой иглой отверстие диаметром 0,1 — 0,2 мм. В это отверстие пропускают тонкую капроновую леску или нить и с внутренней стороны крышки закрепляют ее с помощью лейкопластыря или иным способом. На конце нити, выходящей из крышки с наружной стороны, привязывают какой-либо небольшой грузик и тем самым создают простейший отвес. Перед репродуцированием на объектив фотоаппарата, установленного на обычном или специальном штативе, надевают крышку с отвесом и укладывают оригинал под отвесом так, чтобы грузик отвеса располагался против центра оригинала. После этого крышку с объектива снимают и приступают непосредственно к установке осветителей, фокусировке объектива, уточнению границ кадра и к съемке.

При репродуцировании нет необходимости в применении длиннофокусных и широкоугольных объективов, да и светосильные объективы нормального фокусного расстояния мало подходят для этой цели. Специальные репродукционные объективы по своим оптическим свойствам очень напоминают объективы для увеличителей.

Почему для репродукционной съемки так важен тип используемого объектива? Дело в том, что часто изображение на оригинале состоит из очень тонких линий, подчас близко друг к другу расположенных, а в процессе репродуцирования изображение, проецируемое объективом на светочувствительный слой фотопленки, оказывается уменьшенным по сравнению с оригиналом во много раз. Естественно, что и объектив, и фотопленка должны обладать достаточно высокой разрешающей способностью, с тем чтобы раздельно и четко воспроизвести эти линии.

Так, практически невозможно репродуцировать развернутый лист газеты узкопленочным фотоаппаратом на высокочувствительную пленку. Текст на негативах не будет различим и сольется в сплошную полосу. Именно поэтому для репродукционных целей приходится применять низкочувствительные фотопленки, специально предназначенные для этих целей, или использовать низкочувствительные пленки типа позитивной, или в крайнем случае обычную. Все эти пленки имеют разрешающую способность более 100 лин/мм, что позволяет переснимать на кадр размером 24Х36 мм оригинал с длиной стороны до 50 — 60 см.

По степени сенсибилизации негативную пленку для репродукционных целей следует подбирать в зависимости от цвета изображения на оригинале: при репродуцировании изображения нейтрально-серых тонов в равной степени пригодна любая фотопленка, при репродуцировании многокрасочных оригиналов — только с панхроматической сенсибилизацией.

Репродукционную съемку можно разделить на полутоновую и высококонтрастную — штриховую. В первом случае перед фотографом стоит задача воспроизвести на снимках правильные тональные соотношения, имеющие место на оригинале. Это в основном фотокопии картин, акварельных и карандашных рисунков и большинства иных полутоновых изображений. Снимать такие оригиналы следует на малоконтрастную пленку и обрабатывать эту пленку в обычных мелкозернистых проявителях.

Во втором случае съемки (тексты, чертежи, схемы) в задачу фотографа входит получение максимального контраста как негативного, так и позитивного изображения — фотокопия должна представлять собой черное изображение на белом фоне. Для такой съемки более всего пригодны высококонтрастные фотопленки, которые следует обрабатывать в высококонтрастных проявителях (могут быть использованы проявители для обработки фотобумаги). В процессе штриховой репродукционной съемки может возникнуть необходимость снять оригинал, состоящий, например, из красных линий на зеленом фоне. В этом случае для съемки следует использовать светофильтры и пленку ортохроматической сенсибилизации. Наиболее часто встречающиеся сочетания цвета изображения и цвета фона и необходимые для съемки светофильтры указаны в табл.

 

Цвет изображения или букв

Цвет фона

Цвет светофильтра

Сенсибилизация

Красный

Синий

—-

Несенсибилизированная

Красный

Зеленый

Зеленый

Ортохроматическая

Оранжевый

Сине-зеленый

Голубой

Ортохроматическая

Желтый

Сине-зеленый

Синий (голубой)

Ортохроматическая

Зеленый

Синий

Синий (голубой)

Несенсибилизированная

Зеленый

Желтый

Плотный желтый

Ортохроматическая

Зеленый

Оранжево-красный

Оранжевый (красный)

Панхроматическая

Голубой

Оранжево-красный

Оранжевый (красный)

Панхроматическая

Синий

Желтый

Желтый

Панхроматическая

Синий

Оранжево-красный

Оранжевый

Панхроматическая

 

Если нужного вам сочетания в таблице нет, для выбора светофильтра можно руководствоваться следующим правилом: цвет светофильтра должен совпадать с цветом поля изображения или с цветом, который на фотокопии должен быть передан светлым или белым. Для передачи на фотокопии линий или текста цветного оригинала темным или черным тоном цвет светофильтра должен быть дополнительным к цвету линий или текста. Например, для воспроизведения красных букв темными следует применять зеленый или синий светофильтр, для синих линий — оранжевый или красный светофильтр и т. д.

В качестве осветительных приборов при репродукционной съемке можно использовать как обычные лампы, фотолампы и галогенные лампы, так и лампы-вспышки. Последние обеспечивают повышенную резкость изображения на фотокопиях. В том случае, если объем работы по репродуцированию невелик, оказывается целесообразным использовать в качестве фотоаппарата увеличитель, а в качестве осветителя — лампу-вспышку.

Осуществляется пересъемка в такой последовательности: оригинал (книгу, карту, рисунок и т. д.) следует положить на экран фотоувеличителя и включить в нем свет. В негативную рамку вложить определитель резкости или какой-нибудь прозрачный негатив (бракованный), предварительно процарапав эмульсию на нем тонкой иглой крест-накрест по диагоналям. Высоту корпуса увеличителя над экраном подбирают так, чтобы проецируемое увеличителем изображение негатива полностью перекрывало оригинал, наводят объектив увеличителя на резкость (эти операции следует повторить несколько раз, пока изображение негатива не будет на 5 — 10 мм больше оригинала и четко на него спроецированным) и располагают оригинал так, чтобы перекрестье процарапанных на негативе диагоналей проецировалось в центр оригинала.

После этого объектив увеличителя следует задиафрагмировать до значения 1:8 или 1:11, затем свет в увеличителе выключить, из негативной рамки вынуть негатив или определитель резкости и вложить на его место, также эмульсионной стороной к объективу, отрезок фотопленки, на которую будет производиться пересъемка.

Само собой разумеется, что все это необходимо проделывать при неактивном освещении лаборатории, т. е. в условиях, при которых фотопленка не засветится. После этого к сети переменного тока подключают лампу-вспышку любой конструкции и делают с помощью нескольких (4 — 8) вспышек, направляя свет лампы на оригинал в соответствии с требованиями к освещению при репродукционной съемке. Каждый раз перед вспышкой лампу надо перемещать на новое место так, чтобы ее свет по возможности равномерно со всех сторон осветил поверхность оригинала.

В большинстве фотоувеличителей пленка достаточно хорошо защищена от постороннего света ребрами негативной рамки. Если же при проявлении экспонированного отрезка фотопленки вдруг окажется, что он частично или полностью засвечен, для защиты пленки в негативной рамке от засветок понадобится изготовить из черной бумаги специальную маску, надеваемую на негативную рамку после того, как в нее вложена пленка. После экспонирования пленку вынимают из рамки и обрабатывают, как фотобумагу, в обычных кюветах.

При репродуцировании с помощью увеличителя можно использовать вместо лампы-вспышки обычные лампы в софитах. Время, на которое понадобится их включить при экспонировании фотопленки, следует подобрать экспериментально.

(статья подготовлена Алексеем Подымовым с использованием материалов из книги «Азбука фотографии» Д.О. Стародуба)

www.photoline.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *