Режим диафрагмы в телефоне – : ,

Содержание

Как сделать снимок с размытым фоном «боке» на смартфонах HUAWEI

.

Все мы имеем пару глаз, которые позволяют нам видеть окружающий мир в объёме. Эта стереометрия может определять расстояние до объекта, и мы всегда «чувствуем» многоплановость, или глубину изображения. Т.е. любой объект в нашем восприятии расположен в пространстве, и он всегда отделён от фона.

В фотографии, когда изображение получается на плоскости, чтобы передать объём, или, как говорят, чтобы показать «глубину», прибегают к хитростям. Так, чтобы на портрете изображение человека не сливалось с пестрым фоном, то,  что за человеком «размывают», делают его нечётким. В результате мы воспринимаем плоскую фотографию как «объёмную». Этот приём носит название Боке́ (от япон. ボケ бокэ — «размытость», «нечёткость») или режим широкой диафрагмы.

Приёмом размытия фона часто пользуются при съёмке портрета для визуального выделения главного объекта съёмки, что позволяет из простой фотографии сделать что-то стоящее, на что приятно смотреть. А это всё потому, что этот приём имитирует реальное восприятие человеческого глаза.

На профессиональных фотоаппаратах это достигается за счёт увеличения фокусного расстояния в объективе камеры. А в смартфонах, толщина которых сейчас не превышает 10 миллиметров, разместить такую оптику просто невозможно. Чтобы решить эту проблему сейчас в «плоские коробочки» телефонов стали устанавливать вторую камеру. Теперь при нажатии на кнопку «Съёмка» основная камера снимает сам объект, а вторая камера снимает размытый фон, в результате мы получаем эффект боке в готовом виде, прямо в кадре.

А как настроить камеру для съёмки с эффектом боке на телефонах Хуавей и Хонор?

Процедура подготовки к съёмке в таком режиме не сложная.

И ещё. Разработчики смартфонов HUAWEI (honor) предусмотрели специальную возможность, когда вы в готовые фотографии, снятые в режиме широкой диафрагмы, можно внести коррективы «размытости фона», т.е. изменить значение диафрагмы и поменять точку фокусировки. И всё это вы сможете сделать в приложении Галерея.

Несколько рекомендаций, чтобы на фотографии эффект размытости фона получился более качественным:
1. Желательно, чтобы объект съёмки находился на расстоянии не более 2 метров от камеры смартфона.
2. Если можно, подберите, чтобы фон более неоднородным, а расстояние от объекта съёмки до его фона было большим.
3. Для того, чтобы фон был более размытым, максимально раскройте диафрагму камеры. Для этого ползунок настройки диафрагмы нужно переместить в левую сторону, чтобы значение диафрагмы стало минимальным (меньше 1).

Таблица режимов значка живое фото на смартфонах Huawei (honor)

 

Порядок настройки и съёмки фотографий в режиме широкой диафрагмы (боке) на смартфонах HUAWEI (honor).

1. Запустите приложение Камера.

Экран №1 смартфона – запускаем Камеру смартфона.

2. Чтобы включить режим широкой диафрагмы нажмите на значок Боке в верхней строке экрана.

Экран №2 смартфона – нажать на значок Боке.

После нажатия значок окрасится в бирюзовый цвет и появится сообщение «Режим широкой диафрагмы включен».

3. Обычно в настройках диафрагмы в режиме боке установлено значение 4 (при диапазоне от 0,95 до 16), что отражается цифрой над значком диафрагмы.

Для изменения значения диафрагмы нажмите на значок «Значение диафрагмы».

Экран №3 смартфона – нажать на значок «Значение диафрагмы».

4. Перемещая ползунок влево или вправо, вы меняете ширину диафрагмы.

Чем левее ползунок, тем меньше значение диафрагмы и тем больше она открыта, то есть тем больше размывается фон кадра.

Экран №4 смартфона – вид экрана при изменении параметров эффекта диафрагмы при значении 0,95.

Чем правее ползунок, тем больше значение диафрагмы и тем меньше диафрагма открыта. В результате фон кадра получается не размытым и имеет такую же четкость, как и детали на переднем плане.

Экран №5 смартфона – вид экрана при изменении параметров эффекта диафрагмы при значении 13.

5. В настройках вы выставили нужное значение ширины диафрагмы.

Теперь для съёмки фото вначале нажатием пальца на объект съёмки на экране смартфона вы выбираете точку фокусировки камеры, а после жмёте на кнопку «Съёмка». И вы получаете готовое фото.

Для сравнения возможности камеры смартфона мы сделали два снимка.

Первый со значение диафрагмы 0,95, когда размытие фона получается максимальным.

Второй — со значением диафрагмы 13, когда фон кадра вообще не размыт.

Фото №6 – размытие фона при значении диафрагмы 0,95. Фото №7 – размытие фона при значении диафрагмы 13.

 

Порядок редактирования «размытости фона» на фотографиях, сделанных в режиме широкой диафрагмы (боке) на смартфонах HUAWEI (honor).

1. Запустите приложение Галерея.

Экран №8 смартфона – запускаем приложение Галерея.

2. Входим в раздел «Камера».

Экран №9 смартфона – входим в раздел «Камера».

3. Выбираем одну из фотографий для редактирования, которая была снята в режиме широкой диафрагмы. Такие кадры имеют специальный значок в левом углу иконки.

Экран №10 смартфона – выбираем фото для редактирования эффекта диафрагмы.

4. Для перехода к редактированию эффектов широкой диафрагмы нужно нажать на соответствующую кнопку вверху экрана.

Экран №11 смартфона – нажимаем на кнопку редактирования эффекта широкой диафрагмы.

5. В этом режиме вы можете внести следующие изменения:
— переместить точку фокусировки;
— изменить значение диафрагмы.

Для перемещения точки фокусировки достаточно нажать пальцем на новое место фокусировки на экране смартфона.

Для изменения значения диафрагмы нужно переместить ползунок влево или вправо по шкале значений диафрагмы.

Для сравнения приведём два примера:

А) установим значение диафрагмы 1.4 и оставим место фокусировке на прежнем месте.

Экран №12 смартфона – меняем значение диафрагмы на 1.4.

Б) увеличим значение диафрагмы до 11 и переместим место фокусировки на вершину конструкции.

Экран №13 смартфона – увеличиваем значение диафрагмы до 11 и переносим место фокусировки.

6. Чтобы сохранить изменения на фото достаточно нажать на значок «Галочка» внизу экрана.

Если вы хотите сохранить новую фотографию после редактирования для печати, тогда вам нужно нажать на кнопку «Сохранить фото», расположенную в верхней строке экрана справа.

Экран №14 смартфона – для сохранения изменения на фото нажать на значок «Галочка». Чтобы сохранить новую фотографию после редактирования нажать на кнопку «Сохранить фото».

 

h-helpers.ru

Камера телефона Xiaomi — важна ли апертура и значение диафрагмы?

Покупая новый смартфон Xiaomi большинство пользователей обращают внимание на камеру телефона и качество съёмки. Особая категория фанатов любит проверять каждый параметр камеры и характеристики оптики: ISO, скорость затвора, диафрагма, выдержка и т.д. В этой статье мы поговорим об апертуре камеры и диафрагме объектива.

Xiaomi Mi A1

Апертура камеры телефона

Она регулирует диаметр отверстия в объективе, через которое свет поступает на матрицу камеры телефона. Если объяснить значение слово «диафрагма» начинающему пользователю, который имеет минимальные знания по фотографии, то её можно сравнить с человеческим зрачком.

Чем больше размер зрачка, тем дальние объекты кажутся нам размытыми. А чем меньше наш зрачок, тем лучше и отчётливее мы их видим. Также и апертурой камеры, которая откалибрована следующими стандартными числами: 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11 и 16.

Апертура камеры телефона

Более низкое значение «f / число» имеет большее отверстие и диафрагму, тогда как более высокие значения дают меньшую экспозицию.

Например, f / 1.4 больше f / 2.0 и намного больше f / 8.0. Поэтому значение диафрагмы 1.4 сделает задний фон более размытым.

Размер круга представляет собой размер апертуры объектива – чем больше значение f, тем меньше диафрагма.

Почему важна апертура камеры телефона?

Размер апертуры оказывает прямое влияние на глубину резкости, то есть ту область изображения, которая кажется резкой.

Большое f-число, например f / 32 (что означает меньшую апертуру), приведет к фокусировке всех фоновых объектов. В то время как небольшое f-число, например f / 1.4, изолирует передний план от фона, делая объекты на переднем плане чёткими, а задним фон размытым (эффект «боке»).

Почему важна апертура камеры телефона?

Более доступно это можно объяснить так:

Высокое значение диафрагмы = более широкое открытие = больше света, которое попадает на матрицу = высокий ГРИП и быстрая скорость затвора.

ГРИП – глубина резкости или глубина резко изображаемого пространства.

Небольшое значение диафрагмы = более узкое отверстие = меньше света = гораздо больше объектов в фокусе = относительно низкая скорость затвора.

Действительно ли большая апертура полезна?

Если вы хотите делать качественные фотографии на телефоны Xiaomi, то важно понимать следующую информацию.

Большая диафрагма (примерно f / 1,2 до f / 5.6) лучше подходит для захвата большого количества света и создания полного или частичного эффекта боке (размытый задний фон).

Камера телефона Xiaomi - важна ли апертура?

Открытая диафрагма также используется, когда вы фотографируете на камеру смартфона Xiaomi при низком освещении, ночной съёмки и создании портретного снимка.

Камера телефона Xiaomi - важна ли апертура?

Для пейзажей и детализированных изображений необходимо устанавливать меньшую диафрагму, чтобы глубина резкости была больше.

Камера телефона Xiaomi - важна ли апертура?

Понимание этих небольших принципов помогут вам не только правильно выбирать телефон Сяоми с двойной камерой, основываясь на характеристики оптики, но и улучшит качество ваших фото.


Warning: A non-numeric value encountered in /home/xiaomi7/xiaomishka.ru/www/wp-content/themes/publisher/includes/func-review-rating.php
on line 212

Warning: A non-numeric value encountered in /home/xiaomi7/xiaomishka.ru/www/wp-content/themes/publisher/includes/func-review-rating.php on line 213

xiaomishka.ru

Настройка камеры в Honor 10

Множество людей при выборе нового смартфона особое внимание обращают на камеру устройства. Компания Honor знает об этом, поэтому старательно выпускает телефоны с упором на высокое качество при съемке. Honor 10 не стал исключением, покорив пользователей широким функционалом и возможностями камеры.

Характеристики камеры

Honor 10 оснащен двойной основной камерой с модулями на 16 Мп (цветной) и 24 Мп (монохромный) с двойной светодиодной вспышкой, равные диафрагмы f/1.8.  Система фокусировки 3 в 1: фазовый, глубинный и контрастный фокус.

Фронтальная камера имеет модуль 24 Мп, а также объектив диафрагмы f/2.  Светодиодная вспышка отсутствует.

В Honor 10 есть NPU (выделенный нейронный модуль), который успешно отвечает за создание фотографий с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Наличие ИИ – главная фишка камеры в хонор 10.

Главным минусом является отсутствие оптической стабилизации, что крайне негативно сказывается в условиях недостаточной освещенности. При съемке в дневное время суток с хорошим освещением этот факт никак себя не проявляет негативно, но в сумерках фото будет с размытием и заметными шумами. Оптическая стабилизация служит для уменьшения смазывания, осуществляя съемку с рук (ведь практически невозможно зафиксировать смартфон так, чтоб он не двигался), а также для настройки нужной выдержки в непростых условиях.

В сумерках можно найти выход: понижать экспозицию, касаясь яркой области и уменьшая яркость с помощью ползунка. Благодаря танцам с бубнами и экспериментам можно выжать максимум даже без оптической стабилизации изображения.

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект, имеющийся в Honor 10, распознает порядка 500 сцен в 22 категориях, при этом во всех случаях использует оптимальные настройки для каждой сцены, изменяя фотографию на свой лад.

Включить фотосъемку на базе искусственного интеллекта легко, отыскав специальную клавишу в главном меню камеры сверху (Al).

honor 10 искусственный интеллектhonor 10 искусственный интеллект1

 

Искусственный интеллект способен помогать пользователю, решать конкретные задачи, оптимизируя цветопередачу снимка и применяя алгоритмы, а также настраивать камеру автоматически, без участия пользователя. Проще говоря, ИИ всю работу осуществляет за владельца, делая упор на высшее качество снимка.

Искусственный интеллект всегда старается сделать фотографии с максимально выраженным эффектом, добавляя насыщенность, теплые цвета и контрастность. Данный факт переворачивает весь мир мобильной фотографии, поскольку до сих пор разработчики считали, что лучшие фотографии — те, которые выглядят максимально естественно.  По этой причине многим пользователям тяжело привыкнуть к функции ИИ, считая, что искусственный интеллект совсем не улучшает изображение.

Производители позаботились о проблеме заранее, предоставляя каждому владельцу смартфона выбор: снимать на базе ИИ или выключить его. Кроме того, при использовании искусственного интеллекта в галерею сохраняются оба изображения: на базе ИИ и исходник.

Примеры изображений, где слева снято с помощью искусственного интеллекта, а справа — исходное фото.

honor 10 качество фотоhonor 10 качество фото1

honor 10 настройка камеры2honor 10 настройка камеры3

honor 10 настройка камеры5honor 10 настройка камеры6

honor 10 настройка камеры7honor 10 настройка камеры8

honor 10 настройка камеры9honor 10 настройка камеры10

Как видно, на большинстве фотографий ИИ просто осветляет изображение, меняя цвета. При этом трава становится неестественно зеленой, что отрицательно сказывается на снимке в целом.

Но стоит отметить, что при портретной съемке ИИ ведет себя значительно лучше: убирает неровности кожи, не смазывая фотографию, добавляет эффект боке, делает здоровее лицо и грамотно урезает изображение.

honor 10 портретная съемкаhonor 10 портретная съёмка1

Функция с искусственным интеллектом отличается своим удобством благодаря автоматическому распознаванию сюжетов: еда, животные, люди, пейзаж, город, дети и т.д. Также ИИ распознает и отдельные предметы: кошки, тучи, небо, радуга, лужа и т.д.

Функции основной камеры

При наведении камеры на объект смартфон применяет обычную фазовую автоматическую фокусировку. Второй монохромный модуль (24 Мп) обеспечивает двукратный зум, при использовании которого качество изображения не портится.

honor 10 автоматическая фокусировкаhonor 10 автоматическая фокусировка1

Зум в хонор 10 является гибридным, поэтому он немного хуже работает, чем трехкратный оптический зум, но лучше цифрового. В любом случае фотографии получаются хорошими.

В настройках камеры Honor 10 есть множество функций и способов съемки, один из которых профессиональный (ручной) режим.

honor 10 камера ручной режимhonor 10 камера ручной режим1

В режиме «Профи» пользователь может самостоятельно выставить нужную экспозицию, выдержку, параметр ISO, после этого навести камеру на объект съемки.  При ручном регулировании настроек можно добиться оптимального качества снимка. Но этим режимом можно пользоваться только при съемке основной камерой.

В смартфоне можно воспользоваться HDR-режимом (расширение динамического диапазона), например, когда освещение не позволяет сделать достойную фотографию. Проще говоря, телефон правильно определит и обработает цвета при съемке, начиная от самых светлых оттенков до глубоких темных.

Снимок без HDR и с HDR:

honor 10 снимок hdrhonor 10 снимок без hdr

Режим HDR поможет пользователю в разных ситуациях. Например, при съемке ярким солнечным днем, когда в автоматическом режиме смартфон добавляет много контраста, или в случае, когда на переднем плане темный объект (недостаточно освещен), а задний фон выглядит намного ярче. Режим HDR положительно скажется на снимках и при съемке ночью. Нет, не в ночном режиме, когда без помощи штатива не обойтись, а использовав лишь только HDR и короткую выдержку. Отдельные кадры возможно и смажутся, но само изображение будет четким и качественным.

В настройках основной камеры Honor 10 можно отрегулировать разрешение, поставив 24 Мп, но в таком случае исчезнет возможность приближения (двукратного зума).

honor 10 камера зум

Таким образом, основным разрешением все-таки остается 16 Мп. Дополнительный же модуль (на 24 Мп) монохромный, что позволяет намного эффективнее обрабатывать оттенки, расширяя динамический диапазон.

Также можно настроить под себя и режим диафрагмы с диапазоном от F0,95 до F16. Обработка краев у объекта работает вполне сносно, а также при съемке в режиме диафрагмы можно накладывать эффекты и фильтры на задний фон.

Ночная съемка не так хорошая, как другие режимы, но имеет право на существование. Она отлично себя показывает, если есть возможность зафиксировать устройство, например, с помощью штатива. В обратном случае фотография неизбежно смажется, даже если пользователь совсем не будет двигаться. Альтернатива — режим HDR.

Кроме того, в Honor 10 множество и других возможностей при съемке. Например, режим художника, где можно фильтровать снимок до неузнаваемости (напоминает приложение Prisma), 3D-панорама, обычная панорама и т.д.

В целом, основная камера снимает превосходно при естественном свете, ночью — хуже.

Фронтальная камера

Фронтальная камера в Honor 10 имеет разрешение 24 Мп и диафрагму f/2.0. Искусственного интеллекта здесь нет, но есть многообразие других функций.

В режиме портретной съемки добавлен эффект боке (размытие заднего фона), который отлично справляется со своей работой.

honor 10 фронтальные камеры

 

В режиме портрета также есть эффекты украшения, которые убирающие неровности и делая более здоровым цвет лица. Главное, не переусердствовать. Стоит отметить, что украшение невозможно отключить в этом режиме, оно всегда будет включено. Если принципиально нужно отключить бьютификацию, то можно перейти в режим «Фото».

В портретном режиме же имеется и выбор освещения (вспышка-бабочка, разделенная вспышка и т.д.). Очень интересно выглядит на фото постановочное освещение:

honor 10 камера постановочное освещение

Светодиодная вспышка отсутствует, но подсветка всё же есть (вспыхивание экрана светлым цветом). Причем если сравнить подсветку с более ранними моделями, то в Honor она безупречно работает при съемке, неприлично ярко освещая всё вокруг.

Фотографии не получаются замыленными или с пересветом. Детализация превосходная, особенно при хорошем естественном освещении.

honor 10 камера хорошее освещениеhonor 10 камера хорошее освещение 1

honor 10 камера качество фотоhonor 10 камера качество фото1

В настройках есть свои функции:

honor 10 камера настройка функции

Идеальное селфи включает режим украшений, таймер позволяет выбрать время, через которое произойдет съемка (2, 5 или 10 секунд). Функция аудиоконтроля направлена на управление голосом (например, словом «Cheese»). При съемке нажатием не обязательно нажать на специально выделенную кнопку, чтобы сфотографировать, можно просто нажать на сам экран.

Функция улыбки фиксирует улыбку, затем автоматически фотографирует, а если включить «Жест», то достаточно помахать в камеру для сохранения изображения.

В настройках фронтальной камеры тоже имеется панорама и режим «Художник», добавляющий различные фильтры на фото. Например:

honor 10 камера режим художник

Хотя, часть фильтров можно найти в режиме «Дополненная реальность»:

honor 10 камера режим дополнительная реальность

Выводы

В Honor 10 разработчики добавили хорошие камеры с большим разрешением, качественным гибридным зумом, искусственным интеллектом и большим функционалом. Смартфон отлично снимает в автоматическом режиме, пользователь может достать устройство, сфотографировать даже с помощью горячих клавиш, после чего обратно убрать телефон. В этом основная заслуга искусственного интеллекта, который самостоятельно выбирает нужную сцену, настраивая качество снимка.

Для обычного пользователя, не являющимся профессиональным фотографом, Honor 10 — отличный вариант. Быстрая фокусировка, точный баланс белого, правильные и насыщенные цвета. Этот смартфон справится с любой задачей, за исключением ночной съемки. Если пользователь хочет получить четкое изображение, то здесь не обойтись без штатива.Поделиться ссылкой:

infohuawei.com

Как работает камера в телефоне, устройство камеры смартфона

Что такое хорошая камера в смартфоне? Разумеется, камера смартфона не сравнится с зеркальным фотоаппаратом по качеству снимков. Хотя есть пользователи, которые утверждают обратное, но там скорее подразумевается удобство использования. И все-таки хорошая камера в телефоне может заменить фотоаппарат во многих случаях.

Обычно пользователи хотят получить качественные снимки в кругу друзей, родственников, на каких-то праздниках, на улице, отдыхе, в семейном кругу. Да, для таких целей телефонной камеры может хватить, особенно если учесть, что многие снимки выкладываются в соцсети и просматриваются также на мобильных устройствах с маленьким размером экрана.

В приведенных ситуациях обычно много света, гости готовы к съемке.

 

 

Но для получения качественных снимков, например, портретов, макросъемки, движущихся объектов (гонки, водопады), фото в условиях плохой освещенности (ночью, в помещении) все же смартфона и не хватает. Вот здесь фотографы с зеркалкой и получают заметное преимущество.

Фотокамера имеет преимущество в самых важных двух узлах, это матрица и объектив. Технологически получается, что качественно эти два модуля можно сделать при больших физических размерах.

Так и проигрывают смартфоны, ведь их размеры не позволяют увеличить и камеры. А зеркалки имеют больши́е физические размеры, поэтому и в качестве они выигрывают.

И все же, в последние годы технологии шагнули так далеко, что даже при маленьких размерах производители смартфонов умудряются установить качественные камеры, которыми можно уже снимать даже художественные фото. Применяются различные датчики фокусировки, лазерные дальномеры, оптический зум, стабилизация и др.

 

 

Матрица

Сразу можно сказать, что количество пикселей в камере не говорит о ее качестве. Пиксели стоят в матрице и собирают входящий свет для формирования снимков. Так вот, чем больше размер пикселя, тем больше света он соберет, и тем меньше цифровые шумы. Но чем больше размер пикселя, тем меньше их количество на одной матрице. Так должно быть в качественной матрице.

А большое количество мегапикселей дает большую детализацию, четкость. Это нужно для обработки снимков на компьютере при многократном увеличении фото на экране.

И если в зеркальном фотоаппарате размеры матрицы около дюйма, то и количество мегапикселей большое. Но в смартфоне маленькие матрицы и как там работает столько пикселей? Но и тут производители нашли решение, увеличив количество самих камер на смартфоне до двух, а то и до трех.

Основные игроки на рынке, производящие сегодня большинство матриц для смартфонов — OmniVision, Sony и Samsung. Определить, матрица какой фирмы установлена в вашем гаджете, можно по характерным буквам в начале названия этого компонента — OVxxxx, IMXxxx и S5Kxxx соответственно. Одни из лучших матриц, которые обычно используются в дорогих смартфонах, на данный момент выпускают Sony и Samsung, хотя есть неплохие сенсоры и у OmniVision.

Основные параметры матрицы, которые вы можете встретить в описании:

  1. ISO, может принимать значение в несколько тысяч. Чувствительность матрицы (ISO) отвечает за яркость фотоснимка, нужно добиться такого результата, чтобы было полное совпадение с реальностью по освещенности. ISO в камерах смартфона обычно не регулируется, но современные дорогие телефоны дают такую возможность. Лучше работать при минимальном ISO, а увеличивать его при плохой освещенности. Большие значения чувстительности приводят к появлению цифровых шумов на снимке.
  2. Площадь всей матрицы. Чем больше размеры матрицы, тем лучше. Очень важный показатель. При большой матрице меньше цифровых шумов, больший диапазон регулировки ISO.
  3. Диагональ матрицы в дюймах. Обычно размер диагонали характеризует и размер всей матрицы.

Что касается ISO, так это часть настройки экспозиции. Экспозиция один из самых важных параметров для фотографа. Умение ее настраивать — это признак профессионализма. Еще там участвует диафрагма (характеристика объектива) и выдержка. В общем, это целая наука, хорошо, что в смартфоне все это устанавливается в автоматическом режиме. Поэтому мы и не будем дальше разбираться в теории по этим вопросам.
 

 

Объектив

Объектив в камере отвечает за угол обзора, за четкость, фокусировку, фокусное расстояние. От объектива в большой степени зависит качество снимка. Объективы в камере имеют несколько линз, обычно они пластмассовые, реже из стекла. От качества линз зависит и качество фоток.

Объектив формирует ту картинку, которая подается на матрицу. Нужно добиться как можно меньше искажений при максимальном качестве снимка.

Самые важные характеристики объективов — это фокусное расстояние и диафрагма.

Что касается фокусного расстояния, так сегодня в телефонных камерах используется фиксированное фокусное расстояние. Только некоторые модели имеют оптический зум, для изменения фокусного расстояния. Но этот оптический зум небольшой, около 2—3.

Зум в основном используют для приближения объекта съемки, не подходя к нему. Цифровой зум использует кадр, который есть на матрице. Регулируя размеры кадра (движение пальцев навстречу или в разные стороны по экрану смартфона), мы можем увеличить нужный объект при включенной камере. Для хорошей работы цифрового зума нужна матрица с большим количеством пикселей и хорошая программная реализация. Все это доступно на дорогих моделях телефонов.

При фиксированном фокусном расстоянии используются широкоугольные объективы из-за маленькой по размерам матрицы. Тогда в кадр попадает много объектов. Из-за желания вместить много в кадр, на фронтальные камеры часто ставят сверхширокоугольные объективы, из-за чего образуются геометрические искажения на селфи.

Диафрагма характеризует размер отверстия, через которое свет попадает на матрицу. Чем больше это отверстие, тем лучше для снимков. Обозначается диафрагма как буква f и рядом число. Например, f1.8 или f/1.8, это равнозначные записи. Так вот, чем меньше это число, тем больше отверстие и тем лучше.

Ниже на рисунке вы видите, как обозначение диафрагмы соответствует реальному размеру диафрагмы в объективе.

 

Это объектив фотоаппарата, но такая картина справедлива и для смартфонов


 

Большинство современных телефонных камер имеют диафрагму f/2 и f/2.2, в хороших камерах — f/1.8 и f/1.7.

От диафрагмы, размера матрицы и фокусного расстояния зависит, насколько возможно размыть фон (эффект «боке») при съемке объекта, особенно это используют при съемке портретов. Так вот в смартфоне из-за маленьких размеров реализовать этот эффект невозможно. На некоторых телефонах этого достигают программным путем с помощью применения второй камеры.

Вот в итоге мы и получили, что количество мегапикселей не совсем тот параметр, который влияет на качество снимков. Намного важнее знать модель матрицы, насколько качественна оптика, есть ли ручные настройки. Если вручную установить ISO на значение 100 и установить смартфон на штатив, то могут и ночью получиться хорошие фотоснимки.
 
Дополнительно: рейтинг телефонов с хорошей камерой (начало 2019 года).
 

Автофокус

Автофокус настраивает камеру так, чтобы изображение на снимке было четким и с хорошей резкостью. Если камера без автофокуса, то снимать можно только с расстояния и навестись на объект вблизи не получится.

Схема работы автофокуса при любом методе

Дополнительно: как устроена система автофокуса.
 

Фокусировка по контрасту

Фокусировка для хорошего результата должна знать расстояние до объекта, и тогда используются специальные датчики для замера расстояния. Без таких датчиков фокусировка работает по контрасту на изображении, она так и называется «контрастной». Из-за своей дешевизны именно контрастная фокусировка и используется в большинстве камер смартфонов.

Недостатками контрастной фокусировки являются:

  • Для получения контраста линзы двигаются в объективе, давая разные результаты для сравнения. Это занимает время.
  • Лучше, чтобы объекты съемки были неподвижны.
  • Если нет контрастных объектов (плохое освещение, плохая погода) может выдавать ошибки.

График работы контрастного автофокуса


 

Фазовая фокусировка

А вот активная фокусировка определяет расстояние до объекта, используя датчики, что позволяет быстрее и точнее настроить резкость.

Один из видов активной фокусировки: фазовая система фокусировки. Для работы этой системы на матрице по краям есть дополнительные датчики, встроенные в ячейки пикселей. Изображение с этих датчиков анализируется процессором и он подстраивает фокус пока картинки от этих датчиков не совпадут, то есть фаза будет одинаковой.

Эта система работает быстро, способна фокусироваться на быстро движущихся объектах. Но нужна хорошая видимость.

 

 

Передовые производители усовершенствовали данную систему. Apple создали технологию Focus Pixels, которая основана на фазовой фокусировке и может использовать на матрице до 10% пикселей в качестве датчиков.

А в Samsung используют Dual Pixel, эта система может уже использовать все пиксели на матрице для автофокуса. Вслед за Samsung технологию Dual Pixel стали использовать и другие производители смартфонов, например, HTC, Honor и Google Pixel.

Как вы поняли, улучшение фазовой системы автофокуса происходит за счет увеличения датчиков на матрице.

Лазерная фокусировка

Лазерная фокусировка использует лазер от специального излучателя, расположенного рядом с объективом. Отраженный луч фиксируется датчиком и высчитывается расстояние до объекта. Очень точная фокусировка, но ограничена расстоянием до 3—5 метров, лазерный луч дальше уже очень рассеивается и система дает ошибки. На больших расстояниях включаются системы фазового или контрастного автофокуса.

 

 

До 2015 года основным методом автофокуса был контрастный. Уже с моделей Galaxy S5 и iPhone 6 был использован метод определения фазы.

Стабилизация изображения

Как при фотосъемке так и при съемке видео, камера должна быть неподвижной для получения четкого снимка. Но незначительные колебания камеры всегда присутствуют, если нет штатива. Держа телефон в руках, всегда будет присутствовать тряска, на глаз не очень заметная, а на фото будут смазаны края объектов.

Для устранения этих ошибок в камеру встраивают стабилизаторы изображения или оптические или цифровые (программные).

Оптическая стабилизация (OIS) работает с линзами объектива, смещая их в противоположную сторону от движения камеры при тряске. Оптическая стабилизация считается лучшей, но она и дороже.

Программные методы борьбы с тряской рук используют матрицу. Вернее, часть матрицы, съемка ведется только центральной частью матрицы, а края зарезервированы цифровой системой стабилизации (EIS). Если, например, происходит небольшая тряска рук и изображение объекта смещается на сенсоре, то электроника смещает весь кадр по матрице относительно центра и создается впечатление, что изображение неподвижно.

Цифровая стабилизация используется часто для фотосъемки и всегда для видеосъемки. Она показывает неплохие результаты.

Стабилизация с помощью OIS или EIS дает приемлемые результаты только при небольшой тряске, в пределах нескольких миллиметров.

Ниже на рисунке показан принцип работы оптической стабилизации методом сдвига линзы в объективе или матрицы.


 
Когда говорят о 4-х осевой стабилизации, то подразумевается смещение блока линз по осям вверх-вниз, влево-вправо, и двум осям вращения: вертикальной и горизонтальной.

4-осевая оптическая стабилизация


 

Как работает двойная камера

В последние 2-3 года для расширения возможностей фотокамеры на смартфоне стали применять двойные и тройные камеры. Этим достигаются различные эффекты, нет единого предназначения для дополнительной камеры, каждый производитель использует ее по-своему.

Создать фотокамеру, ограниченную размерами смартфона и способную изменять диафрагму и фокусное расстояние (ФР) не получается. А изменять ФР и диафрагму нужно для получения художественных фотографий, да просто эти параметры расширяют возможности съемки.

Вот тогда и пришли к такому решению, как использование второй камеры для съемки. Разрешение в пикселях для дополнительной камеры может быть небольшим для получения хороших результатов. У первых смартфонов, использующих вторую камеру для изменения фокусного расстояния и диафрагмы, ее разрешение было 2 Мп.

С помощью дополнительной камеры можно сделать размытый фон на фото, улучшить резкость на снимке, получить разный зум (телеобъектив или широкоугольный). Плохо, что одна вспомогательная камера может делать только один из этих эффектов.


 
Дополнительно: смартфон с четырьмя камерами.
 

Создаем размытый фон

Работают две камеры в таких системах на принципе стереоэффекта, они делают снимки с разной глубиной резкости (фокус на объектах с разным расстоянием до камеры) и затем идет постобработка, где объединяются эти снимки и получается фотка с размытым фоном.


 

Монохром и резкость

Всегда на монохромных снимках резкость объектов получалась лучше, это происходит за счет отсутствия цветного фильтра. Когда ставят на смартфон одну цветную камеру, а другую — монохромную, то добиваются большей резкости на цветных снимках. Это также позволяет сделать художественные фото с размытым фоном в черно-белом качестве.

Другие возможности

Вторую камеру на смартфоне можно использовать для получения широкоугольных снимков. При такой съемке много объектов попадает в кадр, например, это нужно при фотографировании большой компании людей или пейзажа. Для реализации этого эффекта в телефон ставят одну обычную камеру с нормальным фокусным расстоянием и вторую широкоугольную с малым фокусным расстоянием.

Противоположный эффект от второй камеры реализовала компания Apple в своем iPhone 7 Plus. Здесь наоборот, вторая камера имеет большее фокусное расстояние от основной. Это уже получается телеобъектив. Но зато можно легко реализовать двукратный зум без потери разрешения снимка.


 

Если в фотовспышке используется два светодиода, то у них разная цветовая температура и в результате можно получить естественный цветовой баланс.

Выводы

Для получения разных возможностей блока камер на смартфоне нужно дополнять основную камеру разными дополнительными. Получается, что покупателю нужно разбираться в том, какие эффекты дают разные камеры, в каких моделях смартфонов это реализовано. Производители идут навстречу покупателям и объединяют разные эффекты в одном телефоне. Для этого уже есть смартфоны с тремя камерами.

Что в итоге останется с этих двойных камер, а что уйдет с рынка, еще предстоит выяснить, покупатель сделает свой выбор, нужно только подождать.

Дополнительно: чем лучше камера смартфона, и что хорошего в фотоаппарате.

planshetniypc.ru

что такое диафрагма

Диафрагма — устройство в объективе, которое дозирует количество света. Для большего понимания пример из жизни. Когда люди смотрят на солнце — они щурятся, то есть уменьшают щель, через которую проходит свет. Если бы люди не щурились, солнце бы сожгло своим сильным светом сетчатку глаза. Ну а ночью, нужно наоборот, открывать глаза по шире, чтобы захватить побольше света. Большие глаза имеют те животные, которым нужно хорошо видеть ночью.

Так выглядит диафрагма в середине объектива

Часто диафрагму называют еще светосилой или апертурой. На самом деле диафрагма отвечает только за геометрическую светосилу. А за общую светосилу объектива отвечает не только диафрагма, но и процент отражения и пропускания света, падения диафрагменного числа при фокусировке, процент поглощения света фильтром. Согласитесь, светосила объектива с одной и той же диафрагмой будет разной при разных светофильтрах. Апертура (лат. apertura — отверстие). Апертурой называют от того, что апертурный угол напрямую зависит от ступени закрытия диафрагмы.

Какая она, диафрагма?

Обычно, под диафрагмой понимают изменяющееся круглое отверстие в объективе. Отверстие открывается и закрывается с помощью лепестков. Лепестки в таком случае называют лепестками диафрагмы. От количества и округленности лепестков диафрагмы зависит то, на сколько будет само отверстие круглым. Чем скругление отверстия диафрагмы сильней — тем лучше. Профессионалы часто диафрагму называют просто «дыркой», так как это действительного, своего рода дырка.

Выделение с помощью большой диафрагмы и малой ГРИП нужного элемента на фото

На что влияет диафрагма:
  1. На количество света, который может пропустить объектив за какое-то время.
  2. На управление глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП)
  3. На яркость и цветовую насыщенность изображения
  4. На качество изображения, в особенности на его резкость
Влияние на ГРИП

Как оказалось, диафрагма влияет не только на количество света, но и на глубину резкости. Чем больше значение диафрагмы — тем меньшая глубина резкости. Чем меньше значение диафрагмы — тем больше глубина резкости. Это один из основных приемов в фотографии для управления точкой внимания на фото. Очень важно иметь возможность управления ГРИП для портретов, где нужно акцентировать внимание именно на человеке. Макро фотографы прекрасно знают что такое ГРИП, им приходиться снимать на очень сильно закрытых диафрагмах чтобы увеличить глубину резкости. Вообще, там где пишут про ГРИП, пишут и про размытый фон.

Влияние диафрагмы на ГРИП

Предварительный просмотр глубины резкости

Обычно, современные камеры имеют возможность наводиться на резкость при полностью открытой диафрагме. Когда делается снимок, автоматика камеры закрывает диафрагму до установленного значения. Чтобы посмотреть как будет выглядеть изображения при закрытой диафрагме, иногда можно воспользоваться репетиром диафрагмы. Это позволяет без снимка посмотреть в видоискатель (оптический или электронный) как будет выглядить картинка, когда камера закроет диафрагму. На камерах Nikon у которых имеется Live View, функция Live View автоматом закрывает диафрагму до указанного значения перед включением этого самого Live View.

Очень маленькая глубина резкости на открытой (большой) диафрагме. Резкие только некоторые листики.

Диафрагмирование для улучшения картинки

Под диафрагмированием понимают просто изменения значения диафрагмы. С помощью управления диафрагмой можно добиться от объектива более резкого изображения. В основном, самое резкое изображение достигается где-то на средних значениях диафрагмы того или иного объектива. На самом большом значении диафрагмы объективы страдают хроматическими аберрациями и виньетированием. На очень маленьких диафрагмах объективы страдают потерей резкости от дифракции. Также, при закрытии (уменьшении диафрагмы) повышается не только резкость, но и контраст снимка. Большая диафрагма позволяет проводить визирование через оптический видоискатель без особых проблем, так как объектив дает много света и через глазок хорошо видно весь кадр. Визировать с диафрагмой ниже 5.6 через оптический видоискатель можно только при хорошом освещении. Также, снимки с бОльшей диафрагмой могут казаться более яркими и насыщенными — такой эффект связан с более плавными переходами на снимках темных областей в светлые.

Пример фото на светосильный объектив с большой диафрагмой F1.8

Боке и диафрагма связаны навек

Диафрагма очень сильно влияет на рисунок боке. Наилучшее боке для объектива достигается на максимально открытой диафрагме. При этом само физическое отверстие максимально круглое. При закрытии диафрагмы лепестки диафрагмы вместо круга образуют разные многогранники. Эти многогранники отчетливо видно в зоне нерезкости. Очень часто такие многогранники называют гайками, шайбами и циркулярными пилами.

Хорошое ровное боке. Снято на Nikon 50mm F1.8D.

Так как в дешевых объективах присутствует малое количество лепестков диафрагмы, обычно не больше 5-6, то в зоне нерезкости появляются фигуры точь-в-точь напоминающие «гайки». Ценятся те объективы, которые на закрытых диафрагмах дают правильные круглые светящиеся пятна в зоне нерезкости, например, к ним можно отнести старые советские Таир-11А или Юпитер-37А. В новых объективах очень редко можно встретить большое количество лепестков диафрагмы, но сейчас делают более скругленные лепестки, которые даже при малом их количестве, дают красивый рисунок.

Классические 6-угольные шайбы. Снято на Nikon 50mm F1.8D.

Диафрагма в камерах телефонов и других маленьких устройствах

Диафрагма, это механическая часть объектива, ее нельзя сделать программно. Почти во всех телефонах нет диафрагмы. Во многих мыльницах тоже нет диафрагмы. Как же быть? Обычно камера в таких устройствах дозирует количество света только выдержкой и вариацией значения ISO, а само значение диафрагмы постоянно зафиксировано на максимальном значении. Для примера, на моей Nokia 7610 указано, что F2.8, потому камера всегда снимает на F2.8.

Как настроить диафрагму в фотоаппарате?

В камерах за диафрагму отвечает число F. Оно показывает в сколько раз диаметр относительного отверстия меньше фокусного расстояния объектива, записывается это как F1/1,4 или F1/5,6. Часто, на объективах или камерах указывается только одно диафрагменного число, например 1,4 или 16,0, часто буковку F опускают. Проще всего настроить диафрагму в режиме приоритета диафрагмы. Обозначается такой режим обычно как А или AV. Чтобы легко запомнить, можно просто произнести: диАфрагмА — значит нужно включать режим А. Почему А — от слова апертура, что есть синоним слова диафрагма.

Светлые и темные — быстрые и медленные объективы

От максимального значения диафрагмы зависит то, на сколько объектив можно будет использовать в плохих условиях освещенности. Светлыми называют объективы с большой диафрагмой, обычно, значение F должно быть ниже 2.8. То есть объективы с максимальными диафрагмами F1.4, F1.8, F2.0, F2.2, F2.5, F2.8 называют светосильными или просто светлыми. Все что ниже F1.4 называют супер светосильными. К супер светосильным объективам можно отнести Nikon 50mm F1.2.

Разные отверстия при разных значениях числа F

Так как диафрагма влияет на скорость выдержки, то объективы точно так делят на быстрые и медленные. Под быстрым объективом понимают то, что с его помощью можно снять изображение с короткой выдержкой. А под медленным, то, что с его помощью можно снять фото с длинной (медленной выдержкой). Если зафиксировать значение ИСО, то именно от диафрагмы зависит выдержка, и чем светлее объектив, тем он быстрее. И чем темнее объектив, тем он медленней.

Большая диафрагма дает возможность снимать в очень плохих условиях освещенности

Разница в светосиле

Обычно, разницу в значениях диафрагмы и других фотографических переменных меряют в стопах. При изменении диафрагмы на один стоп выдержка изменится в два раза. Также, при изменении диафрагмы на один стоп можно вместо выдержки изменить ISO в два раза. Очень важное замечание, что разница в значениях диафрагмы не линейная, а квадратичная. Возьмем две диафрагмы F5,6 и F2,8, казалось бы, разница именно светосилы составляет 5,6/2,8=2 раза, но это не верно. На светосилу влияет площадь окружности диафрагмы, а не диаметр. Число F связано только с диаметром. Для подсчета разницы в площадях нужно брать квадраты диаметров. Потому получается, что разница в светосиле при диафрагмах F5.6 и F2.8 составляет (5,6*5,6)/(2,8*2,8)=4 раза. Вот такая вот хитрость.

Как это запомнить? Есть два выхода, либо делить квадраты чисел F, либо сначала делить, а потом возводить в квадрат. Зачем я утомляю Вас расчетами — а потому, что часто фотолюбители не имеют представления про то, во сколько раз объектив «светлее» или «темнее» другого объектива.

Достижения приемлемого качества резкости на слегка прикрытой диафрагме

Золотое правило:

Диафрагма и выдержка связаны золотым правилом. Чтобы сохранить правильную экспозицию при одинаковых ИСО нужно либо закрыть диафрагму и увеличить выдержку. Либо, наоборот, открыть диафрагму и уменьшить выдержку.

Закрыть, открыть, увеличить уменьшить — не нужно путаться

Все очень просто. Закрыть или уменьшить диафрагму — означает повысить число F. Была диафрагма F2.8, когда ее закрыли, она стала F5.6, закрыли еще сильней, она стала F16.0 и т.д. Например, встречается фраза «прикрыл дырку на два стопа», расшифровывается как сделал число F большим и уменьшил площадь отверстия в 4 раза. Главное не запутаться, когда диафрагма открывается, число F уменьшается. А когда диафрагма закрывается — число F увеличивается. Например, была диафрагма F32.0, когда ее открыли, она стала F8.0, когда открыли еще сильней, она стала F5.6.

Расфокусировка. Боке в виде гаек. Снято на Nikon 50mm F1.8D

Что делать — ничего не понятно

Если у Вас зеркалка, переверните камеру задом наперед, чтобы вы смотрели в объектив, нажмите кнопку спуска (сделайте снимок) и Вы увидите как дырочка в объективе закроется и откроется — вот так и работает диафрагма.

Выводы

Диафрагма — это дозатор светового потока, который влияет на экспозицию, ГРИП, яркость и качество изображения. Вообще, если не поснимаете с разными диафрагмами, не узнаете толком что это такое.

Материал любезно предоставлен коллегами сайта «Радожива» Спасибо им за это.

www.umediagroup.ru

[How-To] Как управлять диафрагмой и для чего это н…

Во-первых, никакой дескридитации NEX-5 не было. Просто сказали, что у SLT-A55 есть кнопка репетира диафрагмы (она же кнопка предпросмотра глубины резкости). На NEX достаточно сделать пристрелочный снимок и быстро оценить по экранчику получившийся результат.

Что касается самих примеров снимков. Смотреть ролик лучше в HD качестве — там разница заметна. А разница в том, что при открытой диафрагме резкими будут только цветы по линии нижней трети кадра (куда фокусировались), цветы внизу (которые сильно ближе) и дорога с деревьями вдали будут уже не в фокусе. Т.е. будет акцент на какой-то части пейзажа. Например, коряге какой. Или коняшке. А при закрытой диафрагме все объекты по всей сцене будут резкими и в фокусе — так как на закрытой диафрагме глубина резкости очень большая — и получится великолепный ландшафтный снимок, а не акцент на одной части пейзажа.

Естественно, диафрагма служит в том числе для регулирования света. Но в режиме А экспозиция снимка (контрастность и яркость) будет почти одинакова для любых значений диафрагмы — ведь соответствующему значению диафрагмы подбирается соответствующее значение выдержки. При открытой диафрагме выдержка будет короткая, при закрытой — длинная. Суммарное количество захваченного матрицей света будет одно и то же

И не стоит так переживать о вероятности смаза при закрытой диафрагме: в условиях ролика, когда яркий солнечный день, даже при диафрагме F22 (максимально закрытой) и ISO100 света хватит, чтобы аппарат выставил достаточно короткую выдержку. Это даже иногда полезно бывает, например, если Вы ту же самую коняшку или велосипедиста снимаете в быстром движении, с проводкой. Тогда из-за огромной глубины резкости у Вас объект с огромной долей вероятнсти будет в фокусе и чётким, а ноги коняшки или спицы колёс велосипеда с ландшафтом будут красиво «размазаны». Что придаст снимку динамичный вид, ощущение скорости, а не вид стоп-кадра за зависшим животным или статичным ездоком.

Вот в помещении или пасмурный день зажимать диафрагму действительно не стОит, но даже диафрагмы F8-F12 хватит, чтобы на широком угле (минимальном зуме) пасмурному ладшафту дать огромную глубину резкости — что и требуется для ландшафтного фото.


———————————
Добра Вам!

community.sony.ru

Диафрагма в фотоаппарате. Что такое диафрагма? Как настроить диафрагму.

Диафрагма — это просто. В двух словах, диафрагма — это устройство в объективе, которое дозирует количество света.

Устройство диафрагмы в объективе Nikon Nikkor 105mm 1:1.8 (AI-S)

Для большего понимания работы такого устройства приведу пример из жизни. Когда люди смотрят на солнце — они щурят глаза, то есть уменьшают щель, через которую проходит свет. Если бы люди не щурились, солнце бы сожгло своим сильным светом сетчатку глаза. Ночью нужно делать наоборот — открывать глаза пошире, чтобы захватить побольше света, при этом еще и расширяются зрачки. Глаза с большими зрачками имеют много животных, которым нужно хорошо видеть ночью.

Часто диафрагму называют еще ‘светосилой’ или ‘апертурой’ или ‘относительным отверстием’ или ‘числом F‘. Эти понятия сильно связаны между собой и для многих фотографов являются синонимами. Но среди них есть небольшие отличия, описанные ниже.

Относительное отверстие объектива — это отношение действующего отверстия объектива к фокусному расстоянию объектива. Величина обратная относительному отверстию называется диафрагменным числом или числом диафрагмы.

Относительное отверстие объектива численно выражается отношением или дробью. Например, возьмем объектив, у которого установлено относительное отверстие в 16 раз меньше его фокусного расстояния, в итоге относительное отверстие численно можно будет записать такими способами: 1:16 или f1/16 или f=1:16 или F 1:16 и т.д. Никакой особой разницы в записи нет и каждый фотограф всегда поймет о чем идет речь.

Если же взять число, обратное относительному отверстию, то мы получим число диафрагмы. Обычно именно под этим числом фотографы непосредственно понимают общий термин ‘диафрагма’. Если взять тот же объектив, у которого установлено относительное отверстие в 16 раз меньше его фокусного расстояния, то его число диафрагмы будет равно значению 16. А численно его можно будет записать такими способами: F16, F/16, 16 (такое ‘голое’ число диафрагмы указывается на корпусе объектива). Никакой особой разницы в записи нет.

Некоторые объективы имеют на своем корпусе кольцо, отвечающее за управление диафрагмой. На кольце обычно есть разметка, состоящая исключительно из чисел диафрагмы (показано на рисунке ниже). Практически все современные объективы такого кольца не имеют, а управления диафрагмой происходит за счет электроники и органов управления камерой.

Кольцо управления диафрагмой на объективе Nikon ED AF Nikkor 80-200mm 1:2.8D (MKII). С помощью кольца можно установить значения F/2.8, F/4, F/5.6, F/8, F/11, F/16, F/22.

Обычно понятие ‘светосила’ и ‘диафрагма’ являются синонимами, но на самом деле между ними существует определенная ризница. Так, диафрагма отвечает только за геометрическую светосилу (отношение линейных геометрических показателей). А за общую ‘настоящую светосилу’ объектива отвечает не только диафрагма, но и множество других факторов: оптическая схема объектива, процент отражения и пропускания света объективом, падение диафрагмового числа при фокусировке на разные дистанции, процент поглощения света фотофильтром и т.д. Детально про разницу между понятиями ‘диафрагма’ и ‘светосила’ найдете в разделе про ‘T-стопы‘.

Диафрагму иногда еще называют ‘Апертурой объектива’ (лат. ‘Apertura’ — ‘Отверстие’). Потому на многих камерах режим замера экспозиции с приоритетом диафрагмы называется ‘A‘ или ‘AV‘ — ‘Aperture Value’ — ‘Значение Апертуры’. Детально про этот режим описано в разделе ‘P, A(AV), S(TV), M‘.

Обратите внимание, что величина передней линзы объектива и, собственно, величина переднего светофильтра никакого прямого отношения к светосиле объектива не имеет. Разные объективы с одинаковым фокусным расстоянием и одинаковой максимальной диафрагмой могут иметь абсолютно разные диаметры своей передней линзы. Например, возьмем два объектива класса 50 mm F/1.4: Nikon AF Nikkor 50mm 1:1.4D и Sigma 50mm 1:1.4 DG HSM EX. У первого диаметр светофильтра крохотный — 52 мм, у второго огромный — 77 мм. Но их светосила (практически — максимальная диафрагма) будет одинаковой.

Какая она, диафрагма?

Под механической частью устройства диафрагмы понимают изменяющееся круглое отверстие в объективе. Обычно отверстие открывается и закрывается с помощью лепестков. Лепестки в таком случае называют лепестками диафрагмы, а саму диафрагму — ‘ирисовой’ (от английского ‘iris’ — ‘радужная оболочка глаза’). От количества и скругленности лепестков диафрагмы зависит то, на сколько будет формируемое отверстие круглым. Чем скругление отверстия диафрагмы сильней — тем лучше. Профессионалы часто диафрагму называют просто ‘дыркой‘, так как это действительного, своего рода дырка, которая изменяет свои размеры и дозирует количество света.

На что влияет диафрагма:
  1. На количество света, который может пропустить объектив за какое-то время.
  2. На управление глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП)
  3. На яркость изображения в оптическом видоискателе
  4. На качество изображения, в особенности на его резкость, аберрации, виньетирование, боке и разные визуальные эффекты.
Влияние на ГРИП

Как оказалось, диафрагма влияет не только на количество света, но и на глубину резкости. Чем меньше число F — тем меньше и глубина резкости. Чем больше число F — тем больше глубина резкости. Это один из основных приемов в фотографии для управления точкой внимания на фото. Очень важно иметь возможность управлять ГРИП для портретов, где нужно акцентировать внимание именно на человеке. Макро фотографы прекрасно знают что такое ГРИП, им приходиться снимать на очень сильно закрытых диафрагмах, чтобы увеличить глубину резкости. Вообще, там где пишут про ГРИП, пишут и про размытый фон. Как лучше всего фотографировать с размытым фоном можете прочитать в моей статье — Фотографируем с Размытым Фоном.

Размытие заднего фона при разных значениях диафрагмы

Предварительный просмотр глубины резкости

Обычно современные камеры имеют возможность наводиться на резкость при полностью открытой диафрагме. Когда делается снимок, автоматика камеры закрывает диафрагму до установленного значения. Чтобы посмотреть как будет выглядеть изображения при закрытой диафрагме, иногда можно воспользоваться репетиром диафрагмы. Это позволяет без снимка посмотреть в видоискатель (оптический или электронный) как будет выглядеть картинка, когда камера закроет диафрагму. Можете почитать более детально про предварительный просмотр глубины резкости.

Диафрагмирование для улучшения картинки

Под диафрагмированием понимают просто изменения значения диафрагмы. С помощью управления диафрагмой можно добиться от объектива более резкого изображения. В основном, самое резкое изображение достигается где-то на средних значениях диафрагмы того или иного объектива. На самом большом значении диафрагмы объективы страдают хроматическими аберрациями и виньетированием. При закрытии диафрагмы ХА и виньетирование практически пропадают. На очень маленьких диафрагмах объективы страдают потерей резкости от дифракции. Также, при закрытии (уменьшении диафрагмы) повышается не только резкость, но и контраст снимка. Большая диафрагма позволяет проводить визирование через оптический видоискатель без особых проблем, так как объектив дает много света и через глазок хорошо видно весь кадр. Визировать с диафрагмой ниже F5.6 через оптический видоискатель можно только при хорошем освещении. Также, снимки с бОльшей диафрагмой могут казаться более яркими и насыщенными — такой эффект связан с более плавными переходами на снимках темных областей в светлые.

Боке и диафрагма связаны навек

Диафрагма очень сильно влияет на рисунок боке. Обычно наилучшее боке для объектива достигается на максимально открытой диафрагме. При этом само физическое отверстие максимально круглое. При закрытии диафрагмы лепестки диафрагмы вместо круга образуют разные многогранники. Эти многогранники отчетливо видно в зоне нерезкости. Очень часто такие многогранники называют гайками, шайбами и циркулярными пилами.

Так как в дешевых объективах присутствует малое количество лепестков диафрагмы, обычно не больше 5-6, то в зоне нерезкости появляются фигуры точь-в-точь напоминающие «гайки». Ценятся те объективы, которые на закрытых диафрагмах дают правильные круглые светящиеся пятна в зоне нерезкости, например, к ним можно отнести Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control или Таир-11А 2,8/135. В новых объективах очень редко можно встретить большое количество лепестков диафрагмы, но сейчас делают более скругленные лепестки, которые даже при малом их количестве, дают круглое отверстие.

Ниже приведены мои фотографии, полученные с помощью разных фотоаппаратов и объективов и снятые на разных значениях числа F. Параметры съемки (EXIF) для каждой фотографии указаны в нижней строчке.

Диафрагма в камерах телефонов и других маленьких устройствах

Диафрагма, это механическая часть объектива, ее нельзя сделать программно. Почти во всех телефонах нет физического устройства диафрагмы. Во многих ‘мыльницах’ тоже нет диафрагмы. Как же быть? Обычно камера в таких устройствах дозирует количество света только выдержкой и вариацией значения ISO, а само значение диафрагмы постоянно зафиксировано на максимальном значении. Для примера, на моей Nokia 7610 указано, что F2.8, потому камера всегда снимает на F2.8.

Как настроить диафрагму в фотоаппарате?

В камерах за диафрагму отвечает число F (число диафрагмы). Оно показывает в сколько раз диаметр относительного отверстия меньше фокусного расстояния объектива, на объективе это записывается как f1/1.4 или f1/5.6, иногда можно встретить написание f=1:6.3 или 1:5.6, или f/16, f/3.2. Часто, на объективах или камерах указывается только одно диафрагменное число, например ‘1.4’ или ‘16.0’. Обычно число диафрагмы пишется с большой буквой ‘F’ без дробей, например, F 8.0, а относительное отверстие чаще записывают через маленькую букву ‘f’, например f 1:11 (написания могут быть какие-угодно). Проще всего настроить диафрагму, переведя камеру в режим приоритета диафрагмы. На главном колесе управления камерой, либо в меню фотоаппарата, такой режим обозначается ‘А’ или ‘AV’. Чтобы легко запомнить, можно просто произнести: диАфрагмА — значит нужно включать режим ‘А’. Детально про творческий режим приоритета диафрагмы написано здесь.

‘Светлые’ и ‘темные’, ‘быстрые’ и ‘медленные’ объективы

От максимального значения диафрагмы зависит то, на сколько объектив можно будет использовать в плохих условиях освещенности. ‘Светосильными’ или ‘светлыми’ называют объективы с большой диафрагмой, обычно, значение F должно быть ниже 2.8. То есть объективы с максимальными диафрагмами F1.4, F1.8, F2.0, F2.2, F2.5, F2.8 называют светосильными или просто светлыми. Все что ниже F1.4 называют супер светосильными. К супер светосильным объективам можно отнести Nikon 50mm f/1.2 AI-S Nikkor или Canon Lens FD 55mm f/1.2 S.S.C. Объективы, которые имеют значение диафрагмы от F/2.8 до F/5.6 называют обычными среднесветосильными объективами, к таким объективам можно отнести Nikon 24-85mm f/2.8-4D AF IF Nikkor или Nikon 300mm f/4.5 Nikkor-H Nippon Kogaku Japan Auto Non-AI. Объективы, у которых максимальная диафрагма меньше F/5.6 называют слабосветосильными или ‘темными‘. К таким объективам можно отнести МС МТО-11 1000mm F10.0. Кстати, сделать светосильный зум очень сложно, более детально здесь.

Разные отверстия при разных значениях числа F

Так как диафрагма влияет на скорость выдержки, то объективы еще делят на быстрые и медленные. Под быстрым объективом понимают то, что с его помощью можно снять изображение с короткой выдержкой (с ‘быстрой’ выдержкой). А под медленным, то, что с его помощью можно снять фото с длинной (‘медленной’ выдержкой). Если зафиксировать значение ISO, то именно от диафрагмы зависит выдержка, и чем светлее объектив, тем он быстрее. И чем темнее объектив, тем он медленней.

Разница в светосиле

Разницу в значениях диафрагмы и других фотографических переменных обычно измеряют в стопах. При изменении диафрагмы на один стоп выдержка изменится в два раза. Также, при изменении диафрагмы на один стоп можно вместо выдержки изменить ISO в два раза. Очень важное замечание, что разница в значениях диафрагмы не линейная, а квадратичная. Возьмем две диафрагмы F/5.6 и F/2.8, казалось бы,  разница в геометрической светосиле составляет 5.6/2.8=2 раза, но это не верно. На светосилу влияет площадь круга, сформированного диафрагмой, а не ее диаметр. Число F связано только с диаметром. Для подсчета разницы в площадях нужно брать квадраты диаметров. Потому получается, что разница в светосиле между F/5.6 и F/2.8 составляет (5,6*5,6)/(2,8*2,8)=4 раза. Вот такая вот хитрость. Как это запомнить? Есть два выхода, либо делить квадраты чисел F, либо сначала делить числа F, а потом возводить в квадрат результат.  Зачем я утомляю расчетами — а потому, что часто фотолюбители не имеют представления про то, во сколько раз один объектив ‘светлее’ или ‘темнее’ другого объектива.

Также, опытные фотографы знают про так называемый диафрагменный ряд чисел, в котором каждых два соседних числа F отличаются на один стоп.

Ряд чисел F: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32, 46 и т.д.

Золотое правило:

Диафрагма и выдержка связаны золотым правилом. Чтобы сохранить правильную экспозицию при одинаковых ИСО нужно либо закрыть диафрагму и увеличить выдержку, либо, наоборот, открыть диафрагму и уменьшить выдержку.

Закрыть, открыть, увеличить уменьшить — не нужно путаться

Все очень просто. Закрыть или уменьшить диафрагму — означает повысить число F.  Была диафрагма F2.8, когда ее закрыли, она стала F5.6, закрыли еще сильней, она стала F16.0 и т.д. Например, встречается фраза ‘прикрыл дырку на два стопа’, расшифровывается это так: ‘сделал число F большим и уменьшил площадь отверстия в 4 раза’. Главное не запутаться, когда диафрагма открывается, число F уменьшается. А когда диафрагма закрывается — число F увеличивается. Например, была диафрагма F32.0, когда ее открыли, она стала F8.0, когда открыли еще сильней, она стала F5.6.

Что делать — ничего не понятно

Если у Вас зеркалка, переверните камеру задом наперед, чтобы вы смотрели в объектив, нажмите кнопку спуска (сделайте снимок) и Вы увидите как дырочка в объективе закроется и откроется — вот так и работает диафрагма. Если же вы всматривались в свой объектив и ничего не увидели, то ниже показан видеоролик с замедленным воспроизведением, где отчетливо видно, как работает диафрагма во время съемки. На видео лепестки закрываются до значения F/16 и формируют очень ‘маленькую дырочку’:

Я снимаю в основном на систему Nikon, потому у меня на сайте есть парочка интересных статей про тонкости работы диафрагмы на камерах Nikon:
  1. Метод работы устройства диафрагма на цифрозеркальных камерах Nikon и его влияние на видеосъемку
  2. Объективы Nikon ‘E’ с электромагнитным управлением диафрагмы
  3. Интересное свойство диафрагмы на цифрозеркальных камерах Nikon
  4. Объективы G-типа и Non-G типа (с кольцом управления диафрагмой и без кольца управления диафрагмой)
  5. Работа со старыми объективами Nikon типа AI, AI-S, NON-AI, PRE-AI, AI-Converted которые передают или не передают значение диафрагмы в камеру

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Выводы

Диафрагма — это дозатор светового потока, который влияет на экспозицию, ГРИП, яркость оптического видоискателя и качество изображения. Вообще, если не поснимаете на разных значениях числа F, не узнаете толком что это такое 🙂

Материал подготовил Аркадий Шаповал.


radojuva.com

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *