Режимное время это: Режимное время | это… Что такое Режимное время?

Владимир Нескромный, пейзажная съёмка, какое самое лучшее время для съёмки?

Какое самое лучшее время для съёмки? В справочниках, инструкциях и учебниках по фотографии 100-летней давности одна из главных рекомендаций звучала так: снимать в близкие к полудню часы. И лишь с разработкой фотоматериалов с высокой светочувствительностью фотографы смогли расширить рабочий день до сумерек.

 Автор: Владимир Нескромный

«Сиреневый закат. Приключения в небе», 2017

Юрий Афанасьев: «При съемке подобных сюжетов очень важно поймать тот короткий момент, когда в небе после захода солнца возникают нежные цветовые переходы»

Самое лучшее время для съемки

Появление цветных материалов в полной мере раскрыло «золотой» потенциал околосумеречного или режимного времени. Прикасаясь к самому скучному сюжету, оно, подобно волшебной палочке, кардинально преображает его. Для описания качеств этой «палочки» используют такие термины, как «золотой час», «голубой час» и, собственно, «магическое время».

Режимное время — наиболее благоприятный набор условий освещения для архитектурной, пейзажной, даже портретной съемки, а также имитации съемки ночных сюжетов.

Что под покровом таинственности?

Секрет околосумеречного волшебства заключается в сочетании нескольких природных источников света с разной цветовой температурой — низкое Солнце, неравномерно подсвеченный небосвод, облака, земная/водная поверхности. Эта цветовая температура отличается от привычной нам серо-голубой дневной.

Также важна благоприятная для любой съемки конфигурация направленности освещения. Не «сверху и равномерно со всех сторон», как днем, а «фронтально и фронтально-сверху», или мягким рассеянным светом неба без Солнца.

И еще секрет заключается в возможности довольно произвольно выбирать фоновый задник неба, который окрашивается то в пурпурные, то в розовые, то в золотые, то в синие тона разной плотности, в зависимости от направления съемки.

«Одиночка», 2017

Алексей Арютов: «В закатные часы всегда будьте начеку. Солнце может преподнести отличный сюрприз всего на доли секунды, и к этому нужно быть готовым»

Детальный анализ явления

Причины, обусловливающие превращение скучного дневного освещения в волшебное, это низкий угол Солнца над горизонтом и зависимость степени рассеяния света на неоднородностях воздуха от длины волны.

Так, более короткие компоненты белого света рассеиваются сильнее. В результате в направлении поперек условного солнечного луча мы видим рассеянный голубой свет. А если луч белого света светит на объект — он желтее, так как коротковолновая компонента рассеяна (а потому потеряна) в большей мере, чем длинноволновая.

В вечернее и утреннее время, когда этот луч достигает наших глаз (или объектива), он проходит существенно более длинный путь сквозь атмосферу, чем днем. Поэтому рассеянный свет становится все более насыщенным синим, а прошедший — красным. В том месте и в то время, где изображение формируют оба компонента, рождается многообразие оттенков всего спектра. Это и есть магическое время.

У природы есть еще несколько трюков, усиливающих волшебство. Облака и верхние слои атмосферы могут работать как большие отражатели для солнечного света, демонстрируя нам теплые оттенки солнечных лучей еще до восхода или после заката Солнца — пурпурные тучи и зори. Утренняя или вечерняя дымка, пыль, капли дождя в теплых лучах режимного солнца могут работать как объемный теплый заполняющий или контровой (в зависимости от ракурса) осветитель или фон.

Регулярная неоднородность атмосферы по плотности приводит к тому, что форма Солнца искажается — круг превращается в овал, а видим мы его чуть не там, где оно находится в реальности. Если повезет поймать слабый эффект — зависимость степени рефракции от длины волны, Солнце подарит зеленый луч.

Наконец, яркость неба в режимное время уже не так высока, чтобы маскировать свет звезд и планет, а потому их также можно включать в работу над кадром.

 

«Розовая скала», 2015

Сергей Семенов: «Подобное освещение длится около 15 минут, в течение которых можно сделать снимки с нескольких точек»

Как снимать в режимное время

Фотографы давно научились пользоваться режимным временем и выработали правила для его эффективного применения. В самом общем виде структура режимного времени такова.

До заката и после восхода, когда эффекты низкого Солнца проявляются как теплые потоки света, близкие к горизонтальным, — это «золотой час». После заката и до восхода, пока небо еще достаточно светлое для съемки и горизонт хорошо различим, это «голубой час».

В течение «золотого часа» можно рассчитывать на теплый и направленный свет. В «голубой час» — на холодный и рассеянный. Чтобы планировать съемку в режимное время, фотографу нужно знать время восхода и заката, а также направления, по которым Солнце перемещается к горизонту.

Нюансы физических явлений

Длительность в терминах «золотой/голубой час» условна. В определенной местности и в определенное время года, где и когда Солнце высоко поднимается над горизонтом, этот час «сжимается» до пары десятков минут. Речь идет про экватор и летнее солнцестояние.

А в другом регионе и в другое время, где Солнце движется к горизонту косо (высокие широты и периоды зимнего солнцестояния), «час» растягивается до полноценного часа.

Режимное время нередко привязывают к сумеркам, к тому времени, когда Солнце находится под горизонтом, но ночь еще не наступила. При такой привязке «голубой час» примерно совпадает с «гражданскими сумерками» (время, когда Солнце находится под горизонтом, но не ниже 6 градусов) и короче, чем «навигационные сумерки» (время, когда Солнце под горизонтом, но не ниже 12 градусов).

Таким образом, «золотой час» — это время после/до утренних/вечерних сумерек, промежуток времени условно симметричный «голубому часу» относительно периода прохождения Солнцем горизонта.

Конечные размеры Солнца, эффекты рефракции и отражения, большая высота фотографируемых объектов (еще освещаемых теплым солнечным светом, когда фотограф светило уже не видит) приводят к тому, что теплый свет «золотого часа» работает и тогда, когда сумерки уже наступили. Поэтому в некоторых методиках «золотой час» расширяют в сумеречную зону — примерно до середины гражданских сумерек.

Схематическое и очень условное представление различного освещения в течение суток. Обратите внимание, что «голубой час» совпадает с гражданскими сумерками либо полностью, либо частично. В последнем случае «золотой час» частично охватывает «гражданские сумерки»

Особенности различных сумерек

Чтобы лучше понять, что режимное время сулит фотографу кроме общего освещения, стоит разобраться, чем особенны разные сумерки.

Снимая в «гражданские сумерки», мы оказываемся в условиях, когда «на открытом месте можно без искусственного освещения выполнять любые работы» и «четко различаются наземные объекты и хорошо просматривается линия горизонта» (из «Википедии»). В это время уже видны самые яркие небесные светила, а в населенной местности зажигается искусственное освещение.

Когда Солнце находится на уровне шести градусов под горизонтом, а именно в «навигационные» сумерки, уже видны навигационные небесные светила, а улицы освещены искусственным светом.

Широта местности, время года, погодные условия — все это определяет характер протекания режимного времени. Четкой границы между «золотым» и «голубым» часом нет. И, на самом деле, режимное время охватывает более длительный период времени, чем тот, который можно было бы однозначно охарактеризовать, как «золотой» и «голубой» часы.

Таким образом, эффектное освещение и эффектные атмосферные феномены можно использовать в фотографии от границ «глубокой ночи» до того момента, когда Солнце уже достаточно высоко над горизонтом. Так высоко, чтобы «тонкая атмосфера» на пути лучей от Солнца к наблюдателю перестала существенно разделять на компоненты белый свет.

«Sunny Surfer», 2017

Александр Доринов: «Особенно меня впечатлило, как красиво закатное солнце освещало вершину скалы. Я попросил Лену Иванову выступить в качестве модели, взобраться на скалу вместе с серфом и подойти к краю. Я начал фотографировать, как вдруг со стороны океана подул бриз, и в результате появился этот ореол вокруг модели»

Какие приложения могут помочь?

Современному фотографу спланировать эффектную съемку в режимное время помогают разнообразные программные приложения, особенно предназначенные для мобильных устройств — Exsate Golden Hour, PhotoPills, The Photographer’s Ephemeris. С их помощью можно оперативно определиться со временем съемки в конкретном месте.

Обычно разработчики добавляют к функционалу таких приложений географические данные (карты местности с направлениями прохождения по небосводу Солнца, Луны, ярких звезд и планет), метеоданные, базы данных астрономических событий. Так что современному фотографу, в отличие от его предков, гораздо проще ориентироваться как во времени, так и на местности в поисках наиболее эффектных снимков.

Источник: SonyAlphaPro

Фотосъемка в режимное время • Искусство фотографии

Фотографы называют режимным временем сумерки и рассвет. Время, когда небо еще достаточно освещено, в то время окружающее пространство уже погружается в темноту, то есть за час до заката и час после него или время рассвета.

В этих условиях можно сделать эффектные кадры. Нет необходимости в серьезной профессиональной технике, подойдет даже обычная камера на телефоне.

Вечернее время можно использовать как для пейзажной съемки — особенно городских пейзажей или архитектуры, так и для портретной. Интересные снимки получаются на улицах города, где подсветка дает дополнительный контраст.

Свет перед восходом или после заката солнца становится рассеянным, нет резких освещенных участков, таких как могут быть днем, при прямых лучах солнца.

Время это не долгое, около тридцати минут в средней полосе России и чем дальше на юг, тем этот период короче. Его продолжительность зависит от нескольких параметров — географической широты, времени года, облачности, при чем утром для съемки времени будет немного больше, чем вечером.

Стоит заранее определить место съемки, выгодную точку, учесть какие объекты будут лучше подсвечены, особенно если речь идет о съемке городского пейзажа. Интересные снимки получаются с моста, если около города или по самому городу течет река.

Если планируется создание небольших роликов или видео зарисовок, то вечернее режимное время отлично подойдет для создания эффекта ночной съемки.

При ручных настройках при съемке необходимо корректировать настройки перед каждым кадром, так как интенсивность света быстро изменяется. В результате получаются тени без резких переходов от темных участков к ярким, так как свет падает сбоку, под большим углом, но получается четкое выделение деталей, текстуры самих объектов.

Некоторые архитектурные объекты, свет на которые днем не падает или дневное освещение не дает нужной выразительности, будут смотреться очень интересно и эффектно.

Такой результат можно получить в промежутке между включением уличного освещения, но уже после того, как солнце практически касается или частично опустилось за горизонт.

Если съемка предполагает большие пейзажи, отдельные районы города, снятые с крыши или с высоких объектов, тогда желательно дождаться уличного освещения и сделать несколько кадров с разницей в пять — десять минут, экспериментируя с длинной выдержки (если используется ручной режим) или с освещением в целом, если экспозиция определяется автоматически.

На закате цвета получаются более насыщенные, чем в рассветные часы. При съемке необходимо учитывать место, где поднимается солнце и где садится, это зависит и от времени года. Таким образом, некоторые объекты будут интереснее смотреться утром, другие — исключительно вечером.

Один и тот же объект будет освещен по-разному в зависимости от времени года. Для окончания периода съемки характерно быстро нарастающее общее потемнение и большой контраст между небом и уличным освещением.

Любая съемка, особенно если она продумана заранее, приносит много положительных эмоций. Возможность экспериментировать в области художественной фотографии бесконечна. Знание небольших хитростей — таких как временные режимы съемки, позволяет добиться быстрых и приятных результатов.

Фотосъемка в режимное времяФотосъемка в режимное время

ОБЫЧНОЕ ВРЕМЯ | определение в кембриджском словаре английского языка

Как произносится нормальное время ?