Робер дуано: Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна
Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна
За свою долгую и насыщенную жизнь Робер Дуано удосуживался многих титулов и званий. Его называли «Поэтом улиц», «Певцом парижских окраин» и «Мастером гуманистической французской фотографии». В свойственной ему манере он изображал жизнь Парижа скромной, игривой и ироничной. Из ежедневной суеты выхватывал забавные совпадения, контрастные неожиданности, а порой и эксцентричные выходки, изображающие непосредственность реального существования.
Робер Дуано (Robert Doisneau) родился 14 апреля 1912 года в пригороде Парижа. Окончив школу, поступил в художественно-ремесленное училище. В юном возрасте Робер был настолько замкнут и застенчив, что в 16 лет начал с фотографирования булыжников, позднее перешёл к съёмке детей и взрослых. С 1934 года Дуано работал профессиональным фотографом для «Рено», но в 1939 попал под увольнение.
В годы Второй мировой войны он служил в армии, затем сотрудничал с Движением сопротивления.
В 1949 году Робер Дуано заключил контракт с журналом Vogue, а через несколько лет стал независимым фотографом.
«Я никогда толком не задавался вопросом, почему я фотографирую.
В действительности, это отчаянная борьба с мыслью, что мы исчезнем…
Я упорно пытаюсь остановить это убегающее время.
Наверно это полнейшее безумие».
«Одной из самых известных фотографий Робера Дуано стал «Поцелуй у здания муниципалитета». Снимок был сделан в 1950 году по заказу журнала «Life». Самая знаменитая фотография всех времен и народов, символ Парижа, гимн молодости, весны и любви принесла ему большие деньги, немеркнущую славу, но в то же время и большие проблемы. Ведь у каждой медали есть две стороны. Дуано пришлось познакомиться с обеими. В общем и целом, если не приглядываться к частностям, кадр выглядит абсолютно случайным, и, казалось бы, исключает всякую мысль о постановке.
Сдав негативы и все контрольные отпечатки, как и полагалось, в архив агентства «Рафо» и сам Дуано о них бы забыл. Но судьбой им всем было уготовано другое. Не забвение, а слава.
Но своего абсолютного и несколько негативного апогея слава «поцелуя» достигла на судебном процессе в 1988 году, в ходе которого семейная пара из Ирви, якобы позировавшая на снимке, потребовала от Робера Дуано гонорар в 90 тыс. долларов. Кроме них было довольно много и других пар, которых якобы заснял мастер.
Невероятно, до чего люди могут опуститься ради денег! Предприимчивая женщина требовала от фотографа сто тысяч франков, но он опять выиграл суд – на этот раз он смог доказать, что уже заплатил паре за съемку.
Для мягкой натуры Дуано это было наибольшее разочарование, поэтому он так невзлюбил этот снимок. И сам о нем был не лестного мнения. «Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки», – в сердцах, отбросив всякую политкорректность, говорил он о самой известной своей фотографии. «Большинство из них ведут себя хорошо, – говорил Робер о своих фотографиях, – и улыбаются мне, когда я прохожу мимо. Но некоторые — ведут себя как стервы и никогда не пропустят момента усложнить мне жизнь. Наверно, я слишком добр с ними».
Но даже неоднократно выигранные суды, не поставили окончательной точки во всей этой неприглядной истории. Спустя десять с лишним лет после смерти фотографа, все внимание любителей фотографии и неравнодушных к творчеству Дуано людей было снова приковано к «Поцелую». В 2005 году Франсуазе Борне потребовались деньги, и она выставила собственный отпечаток фотографии с автографом автора на аукцион в надежде заработать 10-15 тысяч евро. Организаторы аукциона тоже не возлагали особых надежд на продажу этого снимка, они полагали, что при определенной удаче фотография может уйти и за 20 тысяч.
Каково же было всеобщее удивление, когда анонимный швейцарский коллекционер заплатил за «Поцелуй у здания муниципалитета» 155 тысяч евро! Так что если фотография и была «проституткой», то не очень дешевой». — Phototour.
Во второй половине XX века Робер Дуано стал ведущим мастером французской гуманистической фотографии. На его творчество повлияли такие выдающиеся мастера, как Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Умер фотограф в родном Париже в апреле 1994 года.
Смотрите также:
- Мастер фотографии Вилли Рони
- Ренни Эллис – классик документальной фотографии
- Фотограф Богдан Дзиворский – удивительные моменты с уличными эмоциями
- Экзотические виды спорта и гуманистические фотографии от Томаша Гудзовати
Телеграм
Робер Дуано — ироничный, наблюдательный, лиричный и великий фотограф-гуманист
Фотографируя, я не оставляю упорных попыток остановить убегающее время.
Наверное, это безумие
Р. Дуано
Робер, или, как по-английски звучит его имя, Роберт Дуано (©Robert Doisneau) — фотограф-парадокс. Его величие не оспаривают ни профессионалы, ни широкая аудитория, но его работы невозможно отнести ни к одному из существующих стилей. На протяжении карьеры он приближался к авангарду и сюрреализму, интересовался пиктореалистическим направлением и, безусловно, был мастером «городского ироничного репортажа». При огромном и разнообразном наследии он не создал собственную фотошколу и, наверное, так и останется единственным и неповторимым мастером со своей французско-эксцентричной манерой.
«Поцелуй у Отель-де-Виль» и остальные снимки фотографа — гимн радости жизни
Дуано всю жизнь работал на улицах городов (в том числе своего любимого Парижа) и умел изображать повседневную суету так, что она становилась лиричной и очень личной. Ярчайший тому пример — его знаменитый снимок Le baiser de l’hôtel de ville, на котором изображена слившаяся в поцелуе юная пара.
Сделанное в 1950 году фото — один из символов города, но, по забавному стечению обстоятельств, оно постановочное. Автор умел чувствовать настроение улиц так, что без труда воспроизвел его с помощью двух молодых актеров — Франсуаз Дельбарт и Жака Карто. Фотограф увидел, как они целовались на улице, но не стал их снимать, чтобы не мешать влюбленным. Позже, однако, он подошел к паре, сказал, что он увидел очаровательную картину и попросил поцеловаться еще раз — на камеру.
Как вспоминают сами «виновники мероприятия», Дуано вел себя мило и располагающе, без всякого нажима и они с удовольствием прислушались к его просьбе, позируя рядом с Отель-де-Виль. Фото опубликовал журнал Life, а для Франсуаз Робер прислал снимок с автографом. В 2005 году его продали на аукционе коллекционеру из Швейцарии за 155000 евро.
Фотограф очень не любил это фото. Из-за него он несколько раз попадал в суд, отбиваясь от претензий моделей, но он лично заработал на нем боле полумиллиона долларов. После того, как в 1986 году фото перепечатали в виде постера, изображение стало парижским символом.
Однако, эта растиражированная на плакатах, марках и футболках работа, хоть и выдающаяся — не единственная удача Дуано.
За несколько десятилетий творческой деятельности фотограф выпустил более 20 фотосборников. В них он на разные лады воспевал моменты, составляющие повседневную жизнь. Быть может, это обаяние и чувство юмора Дуано накладывают отпечаток на его работы, но все они объединены легкостью, игривой иронией и истинным гуманизмом. Реальность со всеми ее тяготами, контрастами и несовершенствами представлена у Дуано забавной, порой эксцентричной, неожиданной, но не отталкивающей. Поэтому Робер, как и Эдуар Буба или Вилли Рони — настоящий французский гуманист.
От начала творческой карьеры до заслуг и званий
Дуано — рыцарь Ордена Почетного легиона. Звание ему присвоили в 1984 году, но и раньше, и позже его стиль, одновременно скромный и яркий, приносил ему титулы и признание общественности. Поклонники и журналисты именовали Робера поэтом городских улиц и окраин, мастером фотографии в истинно французском духе.
Дуано ставят в один ряд с великими фотохудожниками, повлиявшими на его манеру — Анри Картье-Брессоном и Эженом Атже. Кто бы мог представить себе такую славу, глядя на восемнадцатилетнего юношу, который бродил по улицам с примитивной камерой.
Робер родился в середине апреля 1912 года в парижском пригороде — как говорил он сам, одном из самых убогих районов города. Его мать умерла от чахотки, когда мальчику было всего семь лет, и вторая жена отца не смогла ее заменить. Может, поэтому в творческом наследии так много сюжетов посвящено детям, беспечально играющим на улицах подальше от взрослых. Дуано относился к маленьким моделям с уважением и серьезностью, его именем даже назвали несколько французских начальных школ.
После окончания средней школы юноша решил стать литографом и поступил в художественно-ремесленное училище Этьенн изучать гравюру и печатное дело. Дуано быстро понял, что профессия уходит в прошлое, стал делать первые шаги в изобразительном искусстве, графике и взял в руки камеру.
Робер подрабатывал в студии, занимавшейся изготовлением ярлыков для фармацевтической отрасли. Когда в ней открылась фотомастерская, Дуано перешел в нее работать.
В начале карьеры у молодого человека была только простая камера, снимавшая на длинной выдержке, а сам он был слишком застенчивым. Поэтому первой «фотомоделью» для него была груда кирпичных обломков, а затем — афиши, здания и другие объекты, которые помогли Дуано научиться чувствовать пропорции и формы. Он стал мастерски «жонглировать» ассоциациями, закладывая в фотографии многоуровневый смысл.
Становление и взлет «певца парижских улиц»
Научившись работать с неподвижными объектами, Робер начал снимать детей и взрослых, а с 1934 года стал профессиональным промышленным фотографом и сотрудничал с концерном Renault. За несколько лет до этого события молодой автор познакомился с Виньо, сильно повлиявшим на Дуано. Уже известный скульптор и художник пригласил Робера быть его фотоассистентом, научил его светописи и познакомил с творчеством Брассе и Картеша.
В 1932 году молодой фотограф создал свой первый репортаж — на одном из блошиных рынков Парижа. После того, как серию опубликовали в «Эксельсиоре», Дуано стал по-настоящему профессионально работать с камерой.
После призыва в армию на год, а затем увольнения из Renault в 1939 году из-за откровенного саботажа скучной и нетворческой «поденщины» Робер переехал в южный пригород столицы. Всего через год началась война, в которой фотограф активно участвовал — сначала в ополчении, а затем в рядах парижского Сопротивления. Вспомнив о ремесле гравера, он печатал открытки (а заодно и подпольные листовки).
После войны работы в Париже оказалось очень много, и Дуано вернулся к профессии независимого фотографа. Еще в 1949 году он получил первый контракт с Vogue, некоторое время сотрудничал с агентством ADEP. Его члены, Р.Капа и А.Картье-Брессон впоследствии пригласили фотографа стать участником Магнума, но Робер отказался. Он слишком любил Париж и не хотел часто уезжать хоть и в интересные, но командировки.
Робер Дуано много десятилетий прожил в Жантилли, южном предместье столицы, и делал свои фотографии на улицах родного города. Умер он апрельским днем 1994 года в Париже. Похоронили фотографа в его родном и любимом городе, рядом с женой.
Робер Дуано оставил после себя снимки, глядя на которые люди невольно улыбаются, проникаются духом человечности и учатся видеть в обыденных вещах истинное чудо искусства.
Robert Doisneau — 187 Artworks, Bio & Shows on Artsy
2k Followers
Bio
Возможно, лучше всего для его знаменитого изображения 1950 года пары, целующейся на улицах Парижа — _Le baiser de l’hôtel de ville (Поцелуй у Town Hall)_—Робер Дуано вместе с Анри Картье-Брессоном были пионерами фотожурналистики. Дуано захвачен …
Посмотреть все прошедшие выставки и ярмарочные стенды
Обзор
Работы на продажу (115)
Результаты аукциона
Избранные работы
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Название выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Museum of Sample Art (Example) и еще 33
Собраны крупным учреждением
Пример и еще 5
Достижения
Активный вторичный рынок
Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.

Рекорд аукциона
85,0 млн долларов США, Phillips, 2022
Художественные партии
Продажа работ из вашей коллекции
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
10003
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works For Sale
Artist Name
Artwork Title
Partner
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Имя художника
Название работы
Партнер
Статьи
Какой-то художник
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторые художники
Расположение
.
ИсполнительМестоположение
Некоторый исполнитель
Местоположение
Похожие исполнители
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р.
9999Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Постановка одной из самых романтичных фотографий в истории
Загрузка
Искусство | Фотография
(Изображение предоставлено Atelier Robert Doisneau, 2016)
Автор: Agnès Poirier, 14 февраля 2017 г.
Снимок двух целующихся людей, сделанный Робером Дуано, неразрывно связан с Парижем и романтикой. Аньес Пуарье присматривается.
I
Это одна из знаковых фотографий 20-го века, изображение, которое является синонимом любви и Парижа, города романтики. Его зовут 
«Людям нравятся мои фотографии, потому что они видят в них то, что увидели бы, если бы перестали метаться и нашли время, чтобы насладиться городом», — говорил Робер Дуано. Это очень верно, однако, как это ни удивительно, его самая известная картина была постановочной, говорит Франсин Дерудиль, дочь Робера Дуано и со-куратор выставки, раскрывая историю, стоящую за Le Baiser de l’Hôtel de Ville для BBC Culture.
Более 100 изображений Дуано, в том числе этот портрет мадемуазель Аниты 1951 года, выставлены в музее Martin-Gropius-Bau в Берлине (Источник: Atelier Robert Doisneau, 2016) Агент моего отца предложил американским изданиям сериал о «любовниках Парижа», а журнал Life заказал его», — объясняет Дерудиль.
В то время права на изображения уже были защищены законом, и осторожный Робер Дуано предпочитал использовать друзей или молодых актеров для некоторых своих заказных репортажей, чтобы избежать юридических проблем. Однажды днем 19 мартаВ 50 лет Дуано вышел на улицы Парижа с молодыми друзьями-актерами и просто позволил им быть: они гуляли, держались за руки, разговаривали и целовались, а Дуано не отставал.
«Его модели не были моделями в том смысле, что они не позировали. Дуано просто застал их за флиртом и поцелуями, причем очень естественным образом», — говорит Дерудиль.
В результате поцелуй, пойманный на углу улиц Ренар и Риволи прямо напротив городской ратуши, ощущается как лучшее из Дуано: застывший момент, красота которого известна только влюбленным и фотографу. Вокруг них ходят равнодушные парижане, почти не замечая молодую пару; проносятся машины, и люди, сидящие в кафе (ныне обувной магазин), оживленно переговариваются.
Поцелуй — это приостановленный момент, красота которого известна только влюбленным и фотографу (Фото: Atelier Robert Doisneau, 2016)
Но мы, разделяя взгляд Дуано, останавливаемся как вкопанный перед этой картиной: непосредственность этого, движение молодых тел, место и время, Париж, 1950, очаровали зрителя. Кто заботится о подлинности? Чувства, изображенные на картинке, являются подлинными. Истина здесь заключается в красоте импульса и спонтанности, которые тесно связаны с французским духом и его столицей.
«В то время американские журналы очень интересовались парижскими историями, особенно историями о жизни парижских улиц, где люди вели себя гораздо свободнее, чем где-либо в Америке. Даже на улицах Нью-Йорка парочки не видели целующимися, и уж точно никогда с такой беззаботной отдачей», — говорит Франсин Дерудиль.
Однако после того, как он был снят и опубликован в журнале Life Magazine, снимок остался лишь одним из многих в очень большом портфолио Дуано (сегодня в общей сложности 450 000 негативов, которым управляют две его дочери Франсин и Аннет). Сам Дуано не считал это такой уж необычной картиной.
Фотографии Робера Дуано тесно связаны с Парижем того времени, когда город был мировой столицей искусства и культуры. «А потом, 30 лет спустя, в начале 1980-х, молодой издатель предложил издать ее снова, в формате постера. Дуано не был убежден, но все молодые люди в агентстве Rapho, где он работал, были настолько воодушевлены, что он согласился». Успех был мгновенным и глобальным.
Как Дуано объяснил внезапный и всеобщий успех своей картины? «Мы все поняли, что это идеальная фантазия. Он воплощает мировоззрение Парижа как города любви и свободы».
«Фотограф-гуманист»
Фотографии Робера Дуано тесно связаны с Парижем того времени, когда город был мировой столицей искусства и культуры. «Он трепетал перед Парижем, и его любовь не ослабевала до самой его смерти в 1994 году, — говорит Дерудиль. Дуано задокументировал эволюцию Парижа с 1930-х до конца 1980-х годов; он видел и часто приветствовал как социальные, так и архитектурные изменения. «У Парижа есть внутренняя красота, которая трогает каждого, кто посещает или живет здесь. У Пэрис есть способность делать вас счастливыми, это, безусловно, сделало его очень счастливым», — говорит Дерудиль.
Картины Дуано, такие как Les 20 ans de Josette, 1947, были сосредоточены на людях, делая частное и личное видимым (Источник: Atelier Robert Doisneau, 2016)
Дуано был не единственным, кто был очарован величием Парижа и его множество маленьких радостей.
Эжен Атже, Анри Картье-Брессон, Брассай, Андре Кертес, Вилли Ронис, Робер Капа и многие другие сделали Париж самым фотографируемым городом 20-го века. Их картины сформировали мировоззрение города, обогащая и очаровывая реальность. Спустя десятилетия мы все еще видим Париж как место, где тайна и очарование застают вас врасплох почти на каждом углу.
Большая часть работы Дуано была выполнена по заказам газет и журналов, но он всегда использовал свои задания как возможность поймать моменты, которые интересовали его лично. На свой Rolleiflex он фотографировал фасады зданий, интерьеры, берега рек, играющих детей, прохожих, свадебные пары.
Дуано любил бродить по улицам Парижа; он был очарован его величием и множеством маленьких удовольствий. (Фото: Getty Images)
«Он чувствовал себя комфортно везде, в бедных районах и в фешенебельных районах Парижа. Больше всего ему нравилось показывать все грани Парижа, даже если он особенно любил парижских детей и его рабочий класс», — говорит Дерудиль.
Дуано, которого часто называют «фотографом-гуманистом», в своих фотографиях фокусировался на людях, делая частное и личное видимым. На протяжении десятилетий парижские улицы, на которых парижане жили днем и ночью, спасаясь от маленьких, ветхих и ветхих жилищ, предлагали лучшее из театра. «Парижане уже не так много живут на улицах, как раньше, однако террасы кафе, привычка ходить пешком и0377 flâner ’, концентрация магазинов, таких как пекарни и продовольственные рынки, означает, что дух остается и продолжает очаровывать посетителей», — говорит Франсин Дерудиль.
Но что бы сделал Дуано с современной фотографией? О селфи и причудах в Instagram? «Ему бы очень хотелось, чтобы фотография стала доступной для всех. Однако [я] уверен, что он был бы ошеломлен культурой селфи, которая во многом является напрасной одержимостью собой в ущерб более широкому взгляду», — говорит Дерудиль.
Дуано, скромный человек, ценил сочувствие к другим, простоту и, прежде всего, непосредственность.


Исполнитель
9999