Родченко александр михайлович: Родченко Александр Михайлович :: Татарская энциклопедия TATARICA
Родченко Александр Михайлович — Российский Живописец
Российский живописец. График. Скульптор. Фотограф. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в Советском Союзе. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой. Регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию.
Александр Родченко родился 5 декабря 1891 в городе Санкт-Петербург. Отец мальчика работал театральным бутафором, а мать являлась прачкой. До 1914 года учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина, где познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве.
В этом же году молодого человека призвали в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства. В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве образовался профсоюз художников-живописцев. Родченко избран секретарем его Молодой Федерации, и занимался, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников.
Одновременно с работой, Александр Михайлович разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. Участвовал в важнейших выставках русского авангарда и в архитектурных конкурсах. Художник относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.
В ответ на «Белое на белом» Малевича, художник Родченко пишет серию работ «Черное на черном». Эти, казалось бы, похожие работы решают противоположные задачи: с помощью монохромности автор использовал фактуру материала в качестве нового свойства живописного искусства. Развивая идею о новом искусстве, вдохновленном наукой и техникой, впервые использует «нехудожественные» инструменты: циркуль, линейку, валик. До 1920 года использовал линии и точки как самостоятельные живописные формы, а затем, в 1921 году на выставке «5×5=25» в Москве показал триптих из трех монохромных цветов: желтый, красный, синий.
Помимо живописи и графики Родченко занимался пространственными конструкциями. Первый цикл «Складывающиеся и разбирающиеся»: из плоских картонных элементов. Второй «Плоскости, отражающие свет»: свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм круга, квадрата, эллипса, треугольника и шестиугольника. Третий «По принципу одинаковых форм»: пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 году художник подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»
Родченко одним из первых в Советском Союзе осознает потенциал фотомонтажа в качестве нового вида искусства и начинает экспериментировать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекающих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным способом невербальной передачи информации. Работа в этой технике принесла мастеру всесоюзную известность.
Александр Михайлович считался одним из идеологов конструктивизма, направления в искусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат «Книги» 1925 года. За основу берется плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструкцию: треугольник, вторгающийся в пространство круга, и наполняет его совершенно новым значением. Он больше не художник-созидатель, он художник-конструктор.
После знакомства с поэтом Владимиром Маяковским, вместе решают объединить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается графическим оформлением. Творческое объединение «Маяковский — Родченко» ответственно за самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов: плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста.
Фотографией Александр Родченко стал заниматься с 1925 года. К тому времени он являлся не только состоявшимся художником, но и педагогом: преподавал в Московском Художественно-техническом институте. Сначала мастер снимал лишь для того, чтобы собрать новые материалы для коллажей, однако позже его новаторские работы стали очень популярны. Родченко использовал необычные ракурсы, благодаря чему его работы приобретали особую динамику и реалистичность.
Наиболее эффектно для тех лет выглядели снимки с диагональной композицией, когда съемка велась сверху вниз или снизу вверх. Такие методы противоречили строгим канонам фотоискусства того времени. Но приемы мастера быстро стали популярны у его коллег, а многие из них используются в фотосъемке по сей день. Однако некоторые его эксперименты критиковали. Например, работу «Пионер-трубач»: на ней мальчик с горном снят с нижнего ракурса. Про снимок говорили, что мальчик более похож на «раскормленного буржуа», чем на советского пионера. Кроме жанровых фото Александр Родченко создавал портреты. Самыми известными его работами стали «Портрет матери», фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик, репортажи.
Родченко внес также вклад в авангардную сценографию: мебель и костюмы для спектакля «Клоп» в театре Всеволода Мейерхольда. С 1926 по 1928 год работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов «Ваша знакомая», «Москва в Октябре», «Альбидум», «Кукла с миллионами».
В последующие годы Родченко активно работает в качестве оформителя и возвращается к живописи, однако по-прежнему часто обращается к излюбленному жанру фоторепортажа. В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой. С другой, стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка. В начале 1940-ых годов, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.
После Великой Отечественной войны художник увлекся пикториализмом. Это направление фотографии делало снимки похожими на живописные работы. Фотохудожники достигали подобного эффекта за счет особых настроек света и выдержки. В этот период Александр МИхайлович интересовался цирком и театром и в стиле пикториализма часто снимал артистов.
В 1951 году Родченко исключили из Союза художников за отход от социалистического реализма. Это предвещало скорые репрессии, но его не тронули, а четыре года даже восстановили в Союзе.
Александр Михайлович Родченко умер 3 декабря 1956 года, немного не дожив до открытия своей первой фотовыставки, которую организовала его жена. Похоронен великий художник на Донском кладбище столицы. Сегодня его имя носит Московская школа фотографии и мультимедиа, в которой преподает его внук, Александр Лаврентьев.
Библиография Александра Родченко
Родченко А. М. «Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки.
Письма». М., «Советский художник», 1982. — 224 с., 10 000 экз.Волков-Ланнит Л. «Александр Родченко» Советское Фото, № 12, 1961. стр. 19-22
Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. Фотографии. — М.: Планета, 1987. — 192 с. — 10 000 экз.
Лаврентьев А. Н. Ракурсы Родченко. — М.: Искусство, 1992.
Lawrentyew A. Rodtchenko, Photographies 1924-1954. — 1995.
Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. — М.: Фонд «Русский авангард», 2007. — 128 с. — (Творцы русского классического художественного авангарда).
Родченко А. М. и Третьяков С. М. «Самозвери» — М.: Карьера Пресс.
Александр Родченко: Ракурсы предисл. А. Лаврентьева // Формальный метод : Антология русского модернизма. Том 2: Материалы / сост. С. Ушакин. — Москва ; Екатеринбург : Кабинетный учёный, 2016. — С. 681-814.
Семья Александра Родченко
Жена — Варвара Степанова, художник-дизайнер.
Дочь — Варвара Александровна Родченко (1926 -2019), художница.
Внук — Александр Николаевич Лаврентьев (р. 1954), советский и российский искусствовед, историк искусства, дизайнер-график.
30.10.2020
Родченко Александр Михайлович — SKETCHLINE
Российский художник-авангардист – живописец, график, мастер художественной фотографии, плакатист, фотограф-новатор, скульптор, художник кино. Александра Родченко по праву именуют родоначальником рекламы и дизайна в СССР.
Родченко, наряду с В. Татлиным, — один из идеологов конструктивизма. Он был приверженцем направления, когда форма в искусстве сливается с его утилитарной функцией. Поиски в области конструктивистской практики разделяла его жена художник-дизайнер Варвара Степанова, многие проекты Родченко в течение 40 лет выполнял в сотрудничестве с ней.
Александр Родченко оставил целое наследие плакатной продукции, а также книжной графики, иллюстрируя Маяковского и Крученых, Хлебникова и др. авангардных мастеров слова. Очень высоко ценятся во всем мире фотоработы мастера, его идеи в создании инсталляций и в конструировании малых архитектурных форм.
Кинематограф привлекал художника как новое техническое искусство. Сотрудничая с авангардным кино, Родченко создал плакаты для ленты «Броненосец Потёмкин» С. Эйзенштейна, позже работал декоратором и художником-постановщиком в фильме «Ваша знакомая» Л. Кулешова.
Позиционируя себя после 1921 года не как художника-созидателя, а художника-конструктора, Александр Родченко живо откликался на призывы к украшению городов, созданием афиш, устройству выставок и мастерских. Будучи профессором государственных свободных мастерских, он фактически организовал работу одного из первых в СССР дизайнерских студий-факультетов.
Как художник и фотограф Александр Родченко представлен в крупных музеях России, Европы, а его работа «Черное на черном» находится в постоянной экспозиции в нью-йоркском музее современного искусства.
Ключевые идеи:
— Творчество А. Родченко начиналось с линейно-циркульной графики и развивалось далее в сериях кубофутуристических композиций с приемами геометрической абстракции. Художник исследовал способы сочетания взаимопроникающих плоскостей с пространством, показав такие примеры на 5-й выставке в Москве (1918).
— Поскольку художник относился к своему искусству как к изобретению новых возможностей и форм, то в целом и рассматривал творчество как эксперимент и поиск. Например, в одних произведениях он строил композицию с доминантой цвета, распределяя палитру по поверхности с переходами, а в других ставил задачу сделать фактуру главным формообразующим эффектом. Для этого в картине «Чёрное на чёрном» некоторые участки залиты лаком, а другие оставлены матовыми. При этом граница фактуры воспринимается как очертание формы, а само сочетание по-разному обработанных плоскостей рождает выразительный эффект.
— Выполнив циклы композиций «Концентрация цвета», состоящих из светящихся своими обводками круглых форм, художник зафиксировал творческое кредо в манифестах «Опыты» и «Линия», в которых утверждал начало использования как самоценной формы линии, в том числе непрямой.
— В тексте к автомонографии Родченко подытожил: «Пройденный в искусстве этап считаю важным для выведения его на путь инициативной индустрии», обозначив таким образом свой переход к «производственному искусству».
— Помимо графики и станковой картины Александр занимался пространственными конструкциями. Выполнил три цикла работ, введя принцип структурности и геометрического закономерного построения. Серия «Складывающиеся и разбирающиеся» состояла из картонных плоских элементов, которые стыковались на врезках. Вторая «Плоскости, отражающие свет» была составлена из свободно висящих фанерных мобилей. Для третьей с названием «По принципу одинаковых форм» Родченко взял деревянные бруски и соединял их по комбинаторному принципу.
— Художник также прославился в мировом арт-сообществе искусством фотографии, плакатных коллажей и оформительской работой, в том числе в киноиндустрии.
Александр Михайлович Родченко | Encyclopedia.com
Александр Михайлович Родченко (1891–1956) был русским художником-абстракционистом, скульптором, фотографом и промышленным дизайнером, который, будучи пионером русского конструктивизма, считал, что искусство должно служить проводником социальных изменений.
Родченко Александр Михайлович родился в Санкт-Петербурге (Ленинграде) 23 ноября 1891 года. Родченко был незнатного происхождения. Его отец, Михаил, был театральным мастером, а мать, Ольга Евдокимовна, прачкой. О раннем детстве Родченко известно немного. Считается, что он бросил школу в 1905 до окончания формального образования.
В 1910 году Родченко поступил в Казанское художественное училище в городе Одессе. Его самые ранние работы этого периода фигуративны и демонстрируют заметное влияние европейских тенденций, особенно плоское декоративное качество, характерное для искусства Обри Бердслея. Самая ранняя тема Родченко была заимствована из мира театра, где работал его отец, и цирка. Вскоре Родченко начал двигаться к абстрактной живописи. К моменту окончания Казанского художественного училища в 19В 14 лет он уже начал экспериментировать с абстрактным дизайном.
Первые чисто абстрактные работы Родченко относятся к 1915 году, когда он переехал в Москву и поступил в Строгановское училище. Он начал с абстрактных рисунков, нарисованных с помощью циркуля и линейки. Он также работал в коллаже, размещая листы бумаги на холсте.
Следующий год был важным для Родченко. В 1916 году он познакомился с Владимиром Татлиным, впоследствии сыгравшим важную роль в русском конструктивизме. Через Татлина Родченко познакомился со многими ведущими деятелями русского авангарда, в том числе с Казимиром Малевичем, Любовью Поповой и поэтом Владимиром Маяковским. Он также познакомился с Варварой Степановой, на которой позже женился. В марте 1916 Родченко выставлял некоторые из своих картин на выставке Татлина «Футурист» под названием «Магазин». Независимый, хотя и борющийся, Родченко начал принимать левые политические идеи.
На протяжении всего революционного периода в России (1917-1921) Родченко экспериментировал как с кубистическими, так и с футуристическими тенденциями. Большое влияние на него оказали также работы его друга Татлина и супрематика Малевича. От Татлина Родченко увлекся фактурой поверхности, а от Малевича научился работать с плоскими геометрическими формами. Однако собственное отношение Родченко к абстракции отличалось от отношения многих его коллег-художников. Его интерес к физике, математике и геометрии привел к довольно научному подходу, при котором абстракция стала как научным, так и творческим средством раскрытия реальности. Поэтому Родченко был склонен избегать духовных аспектов Кандинского, а также метафизических проблем, присущих творчеству Малевича. Он считал их искусство свидетельством ухода от реальности. Для Родченко искусство должно было служить функции социальных изменений и реформ. Он чувствовал, что его научный подход лучше всего подходит для решения проблем, которые представляет реальность.
После революции Родченко сыграл активную и энергичную роль в реформировании российского общества и культуры. В 1918 году работал в ИЗО, отделе изобразительных искусств Наркомпроса. С 1918 по 1926 год Родченко преподавал в Пролеткультовском училище в Москве и в вхутемах (технических мастерских) на протяжении 1920-х годов. Родченко также был членом различных институтов, например, ИНХУК (Институт художественной культуры).
Между 1918 и 1921 Прежний интерес Родченко к расположению плоских геометрических фигур на двухмерной поверхности перерос в «пространственные конструкции», где он вырвался за пределы холста для создания трехмерной скульптуры. Эти конструкции изготавливались из различных материалов, включая дерево, жесть и картон. Как и в своих рисунках и картинах, Родченко абстрагировал плоские, плоские, геометрические формы от природы и собирал их в процессе, похожем на фабричного рабочего, часто создавая серии на основе одной темы. Будучи всегда экспериментатором, конструкции Родченко становились все изощреннее и изощреннее. Его Висячая конструкция (1920 г.) — одна из первых в России построенных скульптур с подвижными частями. В этой работе Родченко устроил серию пересекающихся и концентрических деревянных кругов, которые свободно висят, чтобы двигаться за счет естественной циркуляции воздуха. Родченко стал одним из первых пионеров конструктивистского движения в России.
1920-е годы были для Родченко самыми напряженными и продуктивными. Помимо своей напряженной преподавательской деятельности, Родченко занимался широким спектром творческих занятий. Он разработал костюмы и декорации для театра, а также дизайн в типографии. В 1925 он оформил рабочий клуб для Советского павильона на парижской выставке декоративно-прикладного искусства.
Однако в 1920-е годы Родченко, казалось, отдавал большую часть своей энергии фотографии, области, в которой он был наиболее оригинален. Известный своим уникальным использованием техники перспективы и фотомонтажа, его фотографии появлялись на обложках таких советских журналов, как Леф и Новый Леф в конце 1920-х годов. Он также разработал несколько фотомонтажей для различных изданий поэзии Маяковского. Навыки Родченко как дизайнера и фотографа в конечном итоге привели его к созданию многочисленных пропагандистских плакатов для советского правительства. Такое практическое применение талантов Родченко в 1920-е годы свидетельствовали об изменениях, которые переживала Россия. Революционное правительство начало отговаривать художников от работы в «непрактичном» режиме абстракции. Вместо этого художников попросили служить государству и его больной экономике более практичными средствами. Вместо того, чтобы покинуть родину, как это сделали многие другие русские художники того периода, Родченко предпочел остаться. Его твердая уверенность в том, что искусство создано на службе социальной реформы, как нельзя лучше подходила для быстро меняющейся России.
К 1930-м годам абстрактная живопись и фотография Родченко все больше теряли популярность по мере того, как русский вкус становился еще более консервативным. Популярность Родченко пошла на убыль. Впервые Родченко вернулся к фигуративной живописи и сюжетам своей юности.
Во время Второй мировой войны Родченко был эвакуирован в Очеру, где писал статьи и работал фотографом для нескольких местных газет, в то время как его картины становились все более абстрактными и эмоциональными. Последние годы жизни он провел вместе с женой над различными литературными проектами. Александр Михайлович Родченко скончался в Москве 3 декабря 19 года.56.
Дополнительная литература
Несколько отличных книг по Родченко доступны на английском языке, в том числе Дэвид Эллиотт, Родченко и искусство революционной России (1979) и Герман Каргинов, Родченко (1979). Справочный материал можно найти в Camilla Grey, The Russian Experiment in Art: 1863-1922 (1962).
Дополнительные источники
Каргинов, Герман, Родченко, Лондон: Темза и Гудзон, 1979.
Родченко: полное собрание сочинений, Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1987, 1986. □
Александр Михайлович Родченко (1891-1956) — Мемориал «Найди могилу»
Мемориал успешно обновлен.
Да, больше никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.
Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.
Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.
Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.
Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.
Спасибо за помощь в поиске могилы!
Вы можете запросить передачу до 250 000 мемориалов, находящихся под управлением Find a Grave. подробнее
Вы приближаетесь к лимиту передачи мемориалов, управляемых Find a Grave. подробнее
Запрос фотографии успешно отправлен.
Запрос на фотографию успешно удален.
Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.
Мемориал успешно перенесен
Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом
.Запрос на фотографию выполнен.
Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?
Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.
Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?
Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?
Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.
- Проблема #index#:
- Детали:
- Сообщил:
- Сообщено:
При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.
Проблема:
Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема
Пожалуйста, выберите проблему
Детали:Какой мемориал вы считаете дубликатом Александра Родченко (34134452)?
Мы рассмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .
ID мемориалаНедействительный мемориал
Пожалуйста, введите действительный ID мемориала
Вы не можете объединить мемориал сам с собой
Мемориал уже объединен
Мемориал уже удален
Вы уверены, что хотите удалить это фото?
Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.
ЗакрыватьДобро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»
Узнайте, как максимально использовать мемориал.
или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем
Фотография на обложке и важная информация
Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.
Фотографии
Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.
Вкладка «Фотографии»
Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.
Цветы
Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Кнопка «Оставить цветок» .
Члены семьи
Здесь будут отображаться члены семьи, связанные с этим человеком.
Связанные поиски
Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в том же городе, округе и т. д.
Поддержите этот мемориал
Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.
Поделиться
Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.
Сохранить в
Сохранить в древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.
Редактировать или Предложить редактирование
Редактировать мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.
Есть отзыв
Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.
Оставить отзыв
1 фото выбрано…
Выбрано 2 фотографии…
Превышен размер
Вы не можете больше загружать фотографии в этот мемориал
«Неподдерживаемый тип файла»
Загрузка…
Ожидание…
Успех
Ошибка
Это фото не было загружено, так как в этом мемориале уже есть 20 фотографий
Это фото не было загружено, потому что вы уже загрузили 5 фотографий в этот мемориал
Неверный тип файла
Загрузка 1 Фото
Загружено 2 Фото
1 Фото Загружено
2 Фото Загружено
Добавил пользователь
ОТЛИЧНЫЕ НОВОСТИ! На это кладбище есть 1 волонтер .